Домой Полезные советы В каком городе больше всего заводов. Промышленные города. Насыщаем строительный рынок

В каком городе больше всего заводов. Промышленные города. Насыщаем строительный рынок

Заводы с хорошо налаженным производством являются первоочередной необходимостью для успеха любой компании, занимающейся производством товаров лёгкой промышленности и даже для благосостояния экономики в целом. Компании могут монополизировать целый рынок, умело определив востребованный продукт и построив завод, специализирующийся на его массовом производстве.

В то время как завод является огромным вложением денег с не менее обширными затратами на его обслуживание, эти заводы используются для массового производства и продажи, что снижает конечные затраты до минимума. Эти компании не только экономят деньги на цене, их заводы также позволяют им создавать рабочие места, хотя и не с самыми высокими заработными платами, в особенности, если они построены недалеко от городов.

«Walmart» является самым известным и самым крупным магазином удешевлённых товаров в США. Компания располагает большим количеством огромных распределительных центров, которые обслуживают 11 088 магазинов в их сети. Соперник «Walmart», известная сеть «Target», располагает четырьмя распределительными центрами импортируемых товаров, которые обеспечивают всю сеть необходимым количеством импортируемых товаров. У компаний «Hyundai» и «Volkswagen» есть самые крупные в мире автомобильные заводы, посредством которых они поддерживают свою конкурентоспособность на рынке, постоянно расширяя и увеличивая своё производство.

Эти учреждения и компании, обладающие самыми крупными заводами в мире, как правило, также являются обладателями самых известных и влиятельных брендов в мире. Ниже представлены пятнадцать самых крупных заводов в мире и бренды, стоящие за ними.

15. Здание вертикальной сборки НАСА (NASA Vehicle Assembly Building)

Здание вертикальной сборки , расположенное между Майами и Джэксонвиллем (Jacksonville), является самым крупным одноэтажным зданием в мире.

Оно было построено в 1966 году для того, чтобы в нём можно было должным образом собрать ракету «Сатурн-5» (Saturn V), которая использовалась для программы «Аполлон». Здание занимает площадь в 32 374 квадратных метра, а его впечатляющий объём равен 3,66 миллиона кубических метров. Высота здания равна 160 метрам, а занимаемая им площадь - 3,25 гектара. Это сборочное здание также обладает самыми впечатляющими характеристиками в мире, разительно отличающими его от других подобных строений. В здании находятся четыре двери высотой в 139 метров, которые являются просто гигантскими по любым стандартам, кроме этого там расположен 71 подъёмный кран и находятся более 98000 тонн стали.

14. Верфь «Meyer Werft Dockhalle 2»


«Meyer Werft» является одним из самых крупных судостроительных заводов, расположенных в Германии.

Эта компания была основана в 1795 году и на её территории находится одна из самых крупных верфей в мире – «Dockhalle 2». Эта верфь занимает впечатляющую площадь в 63 000 квадратных метров и в основном используется для постройки круизных кораблей. Длина этого крытого сухого дока составляет 504 метра, ширина – 125 метров, а высота 75 метров. Среди кораблей, построенных на этом заводе, можно выделить следующие: «Норвежская Звезда» (Norwegian Star), «Норвежская Заря» (Norwegian Dawn), «Сияние морей» (Radiance of the Seas), «Блеск морей» (Brilliance of the Seas), «АИДАбелла» (AIDAbella) и «Жемчужина Норвегии» (Norwegian Jewel).

13. Аэриум (Aerium)


Аэриум это перестроенный завод, который изначально должен был быть эллингом. Нацисты построили это огромное здание в первые годы Второй мировой войны для развития своей военной базы.

Они занимали здание до 1945 года, пока Красная Армия не захватила его. Советская армия увеличила взлётно-посадочную полосу с 1000 до 25000 метров. Благодаря этому здание стало отличным местом для хранения истребителей. В 1994 году после объединения Германии, группа советских войск в Германии вернула базу правительству Германии. Через два года компания под названием «CargoLifter» приобрела это здание для строительства дирижаблей.

К сожалению, компания обанкротилась через шесть лет. Здание было продано малазийской компании, которая использовала его для постройки тематического тропического парка.

12. «Созвездие Бристоль» (Constellation Bristol)


«Созвездие Бристоль» это мечта любого знатока вина, так как это здание является самым крупным в вире хранилищем пива и вина. Площадь хранилища составляет целых 78967 квадратных метров. «Созвездие Бристоль» вмещает просто поразительное количество алкоголя, а именно 35961 кубический метр. Это сравнимо по размеру с 14 олимпийскими бассейнами.

В хранилище находятся 57 миллионов бутылок вина, что составляет примерно 15 процентов от всего винного рынка Великобритании. На постройку здания ушло три года и 100 миллионов фунтов стерлингов. В хранилище производится приблизительно 800 бутылок в минуту, это 6 000 000 бутылок ежедневно.

11. Распределительный центр «Tesco» в Ирландии (Tesco Ireland Distribution Centre)


Этот распределительный центр является самым крупным зданием в Ирландии. Он открылся в 2007 году. Площадь центра, в котором хранятся продукты питания и электротовары, составляет 80 194 квадратных метра. Это здание просто огромно. Его длина составляет почти 805 метров, из-за чего среднестатистическому человеку понадобится около 12 минут, чтобы пройти из одного конца в другой.

Центр «Tesco» также оснащён сотней погрузочных рамп и на его постройку ушло 70 миллионов евро.

10. «Лаума Фабрикс» (Lauma Fabrics)


Компания «Лаума Фабрикс» специализируется на производстве кружева и материалов для нижнего белья. Она также выпускает эластичные резинки и ткань. Будучи одной из самых крупных компаний в этой индустрии, «Лаума Фабрикс» располагает одним из самых крупных заводов в мире.

Длина завода составляет целых 225 метров, ширина 505 метров, а площадь, занимаемая им, равна 115 645 квадратным метрам. Строительство завода началось с 1965 году в городе Лиепая (Liepāja) в Латвии, в тот период, когда уровень безработицы в стране был довольно высок. Изначально завод назвался «Фабрика по производству дамских туалетных принадлежностей», но позже, в 1965 году, название завода поменялось на «Лаума Фабрикс».

9. Завод Жан-Люк Лагардер (Jean-Luc Lagardère Plant)


Завод Жан-Люк Лагардер в основном используется как линия окончательной сборки в производстве 800-местных аэробусов Airbus A380 стоимостью в 428 миллионов долларов. Завод находится в Тулуз-Бланьяке (Toulouse-Blagnac). Линия окончательной сборки длиной 470 метров занимает площадь в 122 500 квадратных метров.

Отдельные части аэробуса Airbus A380 производятся в разных местах, включая Испанию, Великобританию, Германию и Францию. Затем эти части привозят на завод Жан-Люк Лагардера для окончательной сборки. Собранный аэробус проходит испытания на этом же заводе. При общей площади в 200 гектаров завод также включает в себя рестораны компании, полномасштабный завод по производству топлива для аэробусов, а также 20 гектаров взлётно-посадочных полос.

8. Склад импортируемых товаров сети «Target»


«Target» является второй по размеру сетью розничных магазинов сниженных цен в США, поэтому компании просто необходим огромный склад для импортируемых товаров. Из всех складов сети, «Targets Import Warehouse» является самым крупным и занимает общую площадь в 185 800 квадратных метров.

Компания построила этот склад для распределения импортируемых товаров по своим внутренним распределительным центрам. Вполне понятно, почему компании понадобилось настолько большое здание для этой цели: в сети «Target» находятся 1 934 магазина, расположенные по всей Северной Америке. Магазины постоянно нуждаются в новых поставках, чтобы посетители всегда оставались довольными. Помимо этого склада, компания располагает ещё тремя, хотя они не такие огромные как этот.

7. Сборочный завод в Белвидире (Belvidere Assembly Plant)


Сборочный завод в Белвидире, расположен в штате Иллинойс, США. Он принадлежит компании «Chrysler», которая производит такие марки автомобилей как «Jeep Compass», «Jeep Patriot» и «Dodge Dart». На этом заводе также собирали автомобили, которые уже не производятся, такие как «Dodge Caliber», «Chrysler Imperial», «Dodge Dynasty», «Chrysler New Yorker» и «Plymouth Neon».

Завод занимает площадь в 330 000 квадратных метров. Его длина равна 700 метрам, а ширина 300 метрам. Он расположился на территории в 114 гектаров. Рабочая сила в основном состоит из роботов, которых в одном только кузовном цехе насчитывается более 780 штук.

6. Здание компании «Mitsubishi Motors North America»


Компания «Mitsubishi Motors North America» основанная в 1981 году, управляет производством, продажей и развитием автомобилей марки «Mitsubishi» в США, Мексике, Вест-Индии и Канаде посредством хорошо налаженной сети, состоящей из более чем 700 автодилеров.

Чтобы успевать за спросом, компания построила этот огромный завод, площадью в 220 000 квадратных метров, который в основном производит автомобили марки «Mitsubishi Outlander». Она также занимается производством других марок автомобилей, таких как «Mitsubishi Galant», «Eclipse», «Eclipse Spyder», «Endeavor» и «Chrysler Sebring». Этот громадный завод находится в городе Нормал (Normal), штат Иллинойс.

5. Завод по производству Боингов в городе Эверетт (Boeing Factory in Everett)


В городе Эверетт, штат Вашингтон, находится самый крупный в мире завод по производству Боингов. Завод по производству Боингов в городе Эверетт занимает просто поразительно огромную площадь в 398 000 квадратных метров. Территория, относящаяся к заводу, составляет 39,7 гектара. Именно здесь производятся Боинги 747, 767 и 777. Здесь также проходит сборка недавно запущенной в производство модели «787 Dreamliner».

Строительство завода началось в 1966 году, после того как авиакомпания «Pan American World Airways» сделала заказ на 25 Боингов 747, стоимостью в 525 миллионов долларов. На этом заводе также есть кафетерии «Tully’s», театр и магазин Боингов. Компани также проводит туры по «Авиационному Центру Будущего Полётов» (Future of Flight Aviation Center), а также Боинг-туры.

4. Завод Тесла (Tesla Factory)


Последнее время компания «Tesla Company» И́лона Маска (Elon Musk) находится у всех на устах. «Tesla Motors» специализируется исключительно на производстве электрических автомобилей и компонентов для электрических автопоездов. Этот обширный завод по производству автомобилей находится в городе Фримонт (Fremont), штат Калифорния и занимает площадь в 510 000 квадратных метров.

Компания не построила этот завод с нуля. Вместо этого, она приобрела завод, который ранее находился во владении «General Motors» и «Toyota», известный как «New United Motor Manufacturing». По слухам, компания «Tesla Motors» заплатила 42 миллиона долларов за него и вступила во владение в 2010 году. На этом заводе производятся такие электрические автомобили как «Tesla Model S», «Model 3», «Model X» и «Roadster».

3. Здание цветочного аукциона в Алсмере (Aalsmeer Flower Auction Building)

Здание цветочного аукциона в Алсмере, по сути, не является промышленным заводом, тем не менее, оно является самым крупным зданием в мире в плане своего пространства. Оно занимает огромную площадь в 518 000 квадратных метров. В здании проходит самый крупный в мире цветочный аукцион. Длина здания составляет 740 метров, а ширина равна 700 метрам.

В этом здании ежедневно продаётся и покупается 25 миллионов цветов из таких стран мира как Кения, Колумбия, Эфиопия и Эквадор. Здание находится на участке в 98 гектаров и предположительно является самым ароматным зданием в мире. Перед продажей все цветы проверяются на наличие дефектов. В праздничные дни продажи очень сильно увеличиваются. Пик приходится на Международный Женский День и день Святого Валентина.

2. Завод компании «Hyundai Motor» в городе Ульсан (Hyundai Motor Company’s Ulsan)


Завод компании «Hyundai Motor» в городе Ульсан занимает площадь в 5 050 000 квадратных метров. Это южнокорейский завод в целом занимает пространство в 496 гектаров. На этой площади находятся пять отдельных заводов, которые в совокупности выпускают один автомобиль каждые 12 секунд. Это эквивалентно 1,53 миллиона автомобилей в год.

Это здание настолько огромно, что в нём есть собственная больница, пожарное отделение, сеть дорог и даже установка очистки канализационных сточных вод. Завод компании «Hyundai Motor» в городе Ульсан также может похвастаться более чем 500 000 деревьев и собственной пристанью, которая способна принимать одновременно три грузовых судна, вместимостью в 50 000 тонн.

1. Завод компании «Volkswagen» в городе Вольфсбург (Volkswagen’s Wolfsburg Plant)


За многие годы на заводе компании «Volkswagen» в городе Вольфсбург было произведено более 40 миллионов . Это самый крупный автомобильный завод в мире, занимающий площадь в 6 500 000 квадратных метров. Этот впечатляющий завод настолько огромен, что работникам разрешено ездить на велосипедах, чтобы перемещаться по нему. Ещё одним интересным фактом об этом заводе является то, что рабочие могут одновременно работать над сборкой пяти автомобилей без какого-либо снижения эффективности или качества работы.

Завод также может похвастаться самым крупным в Европе покрасочным цехом, оборудованным по последнему слову техники. Это первый покрасочный цех, в котором используется экологически безопасная краска на основе воды.



Впереди России всей - ее столица Москва! В городе много предприятий по производству металлообрабатывающих станков, металлургических заводов, электротехнических заводов, электромашиностроительных, электромеханических. Есть подшипниковые заводы, ЗИЛ, шинный завод, текстильные предприятия, хлопчатобумажный комбинат, табачная фабрика, сахарорафинадный завод. Самолетостроительные заводы, завод космической промышленности, домостроительные комбинаты, несколько тепловых электроцентралей, ТЭЦ и МОГЭС. В городе много предприятий пищевой промышленности: хлебозаводы, маслозаводы, кондитерские фабрики, завод шампанских вин. На московских предприятиях выплачивают исправно очень высокую заработную плату. Кроме крупных предприятий там много частных фирм, где «офисный планктон» не бедствует.

Не сильно отстают от столицы по уровню зарплат столичные города - предместья: Люберцы, Мытищи, Химки, Одинцово. Зажиточные Коломна, Реутов, Жуковский, Балашиха, Воскресенск, Егорьевск, Орехово-Зуево, Дмитров, Клин, Серпухов и Подольск.

Как передают новости Казани , во многих деревнях и городах Московской области ведется строительство частных домов, где тоже можно хорошо заработать.

Тюменская область может дать фору самой столичной области. Зарплаты во многих городах нефтедобычи и газодобычи будут повыше столичных. Работа, правда, местами каторжная и условия жизни очень тяжелые, но если есть желание обогатится - вам сюда. Нижневартовск, Ноябрьск, Сургут, Ханты - Мансийск, Тарко-Сале, Березово, Надым, Коротчаево, Новый Уренгой, Урай, Лангепас, Лабытнанги, Салехард - вот неполный перечень городов, где платят очень щедро. В самой Тюмени зарплаты тоже не намного ниже северных зарплат, а кислорода в воздухе больше, климат приятнее, зимы не такие суровые.

Санкт- Петербург беднее Первопрестольной, но богаче большинства городов России в разы! В городе много денег и высокие зарплаты, потому что в Петербурге зарегистрированы и платят налоги многие крупные и мелкие компании. В городе расположен самый большой в Российской Федерации порт!

Нижний Новгород не далеко находится от Москвы, но со столицей его сравнивать неуместно. Тем не менее, есть в городе предприятия автомобильной промышленности, судостроения, автомобильных запчастей, множество коммерческих фирм. В городах - спутниках Бор и Кстово жизнь тоже не скучная. Работа есть - деньги тоже. Кому чего не хватает - едут в столицу!

Поволжье

Как и в Нижнем Новгороде в поволжских городах жизнь тоже сытая. В прошлом выражение осталось: «голодающее Поволжье». Самара, Тольятти, Казань, Саратов, Энгельс, Волгоград богатые многофункциональные города.

Урал всегда славился своей промышленностью. В Екатеринбурге на многих заводах платят приличные деньги, в коммерческих предприятиях работают многие переселенцы с депрессивных районов России. Кроме Екатеринбурга работают заводы в Магнитогорске, Уфе, Перми, Челябинске, Миассе, в Нижнем Тагиле. Правда, города там - на любителя, слишком промышленные с проблемной экологией и сероватыми домами.

Другие регионы добычи минерального сырья

Магаданская, Иркутская области, Красноярский край - регионы с развитой золотодобывающей промышленностью. На Сахалине работают нефтедобывающие предприятия. Много японских компаний вложили деньги в нефтедобычу и на зарплату россиянам денег не жалеют. В Якутии в городе Мирный - добывают алмазы, зарплаты там высокие, но рабочие места ограничены.

Бедные области

Ингушетия, Бурятия, Тыва, Алтай, Псковкая, Ивановская, Курганская области - вот регионы, где зарплаты не высоки и ехать туда на заработки незачем.

Перед тем как куда-то ехать хорошо все продумайте, обязательно имейте обратный билет с открытой датой обратного выезда. Желательно иметь ксерокопии всех документов, удостоверяющих личность, а также личные вещи, которые понадобятся на первое время.

ИА « ». При использовании материала гиперссылка обязательна.

Промышленность в России всегда занимала особое место, и сотни русских городов выросли у заводов. 10 из них, в России и на Украине, даже выбились в областные центры: Петрозаводск, Ижевск, Пермь, Екатеринбург, Барнаул, Кемерово, Иваново, Донецк, Луганск и Николаев.

Знаете ли вы о том, куда ведёт главная улица Петербурга? Верно, к Адмиралтейству. Само слово «Адмиралтейство» вызывает ассоциации с военными картами и лоциями, по которым двигают фигурки кораблей, планируя поход, седоусые адмиралы… Но Адмиралтейства занимались не применением, а строительством военных флотов, а стало быть, петербургский «тризубец» сходится у проходной судозавода. Между крыльями Адмиралтейства когда-то были стапеля, и до 1844 года золочёный шпиль в перспективе Невского дополняли мачты; за 140 лет всего было построено около 300 кораблей. С появлением современных металлических кораблей верфь вывели на острова в устье Невы, но до сих пор она так и зовётся – Адмиралтейской. И если уж даже центр Петербурга – завод, а не храм, не дворец и не крепость, что уж говорить о других городах?

Петрозаводск

Основан: 1703, Пётр I
Отрасль: металлургия (медь, железо), машиностроения (пушки, снаряды, трактора)
Город с 1782 года, ныне 272 тыс. жителей
Центр региона: Республика Карелия

Прорубать окно в Европу, озабоченную тогда отнюдь не правами меньшинств, а захватом колоний, желательно и в России, без новейших промышленности и армии было бы очень рискованно – и Пётр I, конечно, это понимал. Мощь армии и в те времена определяла мощь металлургии, возможность отлить достаточно пушек, ядер и пуль, и металлургическим лидером в те годы была Швеция, сквозь владения которой «окно в Европу» и предполагалось прорубать. А грузы могли идти месяцами, и Пётр нашёл оригинальный выход: создать промышленный район вблизи театра военных действий. Из нескольких заводов, основанных на порожистых карельских речках, особое место отводилось Шуйскому, в 1704 переименованному в Петровский – здесь делалась конечная продукция, железные изделия и пушки, тут же отправлявшиеся к Балтийским берегам «грозить шведу». С окончанием войны надобность в заводе отпала, и большую часть его мощностей перевели на Урал, окончательно его печи погасли в 1736 году. Но – не насовсем: в 1752 здесь стали выплавлять медь, а в 1774 на Онего прибыл шотландский инженер Карл Гаскойн, - строить новый Александровский завод, основным назначением которого стало производство артиллерии и снарядов. Построили на славу: контора и дома начальства (ныне Круглая площадь) глянулись властям молодой Олонецкой губернии настолько, что заводской посёлок стал губернским городом. Ещё здесь была первая в России железная дорога на конной тяге – её фрагменты ныне лежат у заводского музея. С 1956 года Онежский завод выпускает трактора для лесозаготовок, но со старой площадки в центре города производства вывели на окраину. Однако сохранились внушительные проходные 1880-х годов, дом Гаскойна со старой техникой во дворе, Круглая площадь, собор Александра Невского в заводской слободке… В 1940-56 годах существовала Карело-Финская ССР, и бывший заводской посёлок оказался юридически наравне с Киевом или Ташкентом и выше самого Ленинграда.

Екатеринбург

Основан: 1723, Василий Татищев и Виллим Геннин
Отрасль: металлургия (железо)
Город с 1781 года, ныне 1412 тыс. жителей
Центр региона: Свердловская область

На Урале что ни город, то бывший завод, и амбициозный полуторамиллионый Екатеринбург – не исключение. Именно сюда в 1723 году переехала техника и инженеры из Петрозаводска, и под руководством сменявших друг друга калмыка Татищева и голландца де Геннина строился крупнейший металлургический завод мира. Само название в честь не только покровительницы металлургов Святой Екатерины, но и жены Петра I будущей Екатерины I, говорило о значении этого места: «град Петра» и «град Екатерины» стали флагманами главных императорских проектов – «Окна в Европу» и Горнозаводского Урала. В 1725 году по дороге сюда застрял обоз с жалованием для рабочих, и во избежание бунта жалование решили отчеканить на месте – так появился Екатеринбургский монетный двор, до 1876 года чеканивший 4/5 всей монеты в России. С 1740-х годов здесь находилась Горная канцелярия, ведавшая заводами от Волги до Алтая. Памятников горнозаводского прошлого в Екатеринбурге очень много, в первую очередь – Плотинка, сквозь которую вот уже почти три века льётся вода. Ниже Плотинки – Исторический сквер со старыми цехами (частью заняты музеем) и глыбами горных пород Урала, заканчивающийся колоритным мостом 1840-х годов. Рядом – заводской госпиталь (1824), а филармония на проспекте Ленина занимает как раз бывшую Горную канцелярию. Всего на территории Екатеринбурга было три завода той эпохи – ещё Уктусский ниже по Исети и Верх-Исетский выше, ныне работает из них только последний, но зато появились гиганты советский индустрии, в первую очередь «Уралмаш» - «завод заводов», делавший корпуса шахт или прокатные станы. С индустрией прямо или косвенно связано немало зданий, церквей, музеев, и всё это в оправе богатого купеческого города, затем советского индустриального гиганта, затем – постсоветского мегаполиса в важнейшем из федеральных округов.

Пермь

Основан: 1723, Василий Татищев
Отрасль: металлургия (медь, железо)
Город с 1781 года, ныне 1036 тыс. жителей
Центр региона: Пермский край

Хотя современная Пермь вполне индустриальна, от «исходного» Егошихинского завода не осталось практически ничего, разве что Петропавловская церковь (1757) на холме: цеха в устье Егошихи принадлежат железнодорожным мастерским, а основанный Татищевым медеплавильный завод закрылся в 1788 году, когда на месте его посёлка во всю строился новый губернский город. Однако через горку от Егошихинского с 1736 года работает второй завод – Мотовилихинский, посёлок при котором лишь в 1727 году вошёл в состав Перми, и потому прекрасно сохранил суровый исторический облик уральского заводского посёлка с прокопчёнными избами, над которыми довлеют трубы, холмы и колокольни. В XIX веке Мотовилихинский завод превратился в одного из крупнейших в России производителей артиллерии, и его цеха разных эпох, в том числе живописные дореволюционные, тянутся вдоль Камы на десяток километров, а во дворе заводского музея можно увидеть его «изделия» от местной Царь-пушки до баллистических ракет и комплексов РСЗО.

Барнаул

Основан: 1739, Акинфий Демидов
Отрасль: металлургия (серебро)
Город с 1771 года, ныне 636 тыс. жителей
Центр региона: Алтайский край

Хотя фамилия Демидовых ассоциируется с Уралом, где им принадлежало до 40 заводов с Нижним Тагилом во главе, с ними связан и Рудный Алтай – уральский «филиал» в Сибири. Хитрый Акинфий Демидов, знатный фальшивомонетчик, искал здесь серебро и основал несколько заводов, получивших в честь завода-первенца название Колыванских. Впрочем, «золотой век» Рудного Алтая наступил в 1747 году, когда заводы перешли в собственность императора и стали снабжать серебром казну. Барнаул носил статус «горного города», то есть подчинялся не губернским властям в Томске, а горному ведомству в Петербурге, и был интеллектуальным центром Сибири с первым театром (1776), вторым музеем (1823) и первой в империи технической библиотекой (1766). Руководили здесь очень сильные инженеры – скажем, Иван Ползунов, оснастивший в 1762 году Барнаульский завод настоящей паровой машиной (а «изобреталась» она задолго до Ватта не раз, начиная с древнего Рима), или отец и сын Фроловы, прежде создавшие уникальный рудник в Змеиногорске. Но как и Урал, Рудный Алтай начал сдавать в конце XIX века, причём бесповоротно – в 1890-х годах заводы закрылись, и нынешний Алтайский край известен скорее как сибирская житница. Однако центр горного города Барнаула – улица Ползунова и «уголок Петербурга» Демидовская площадь – прекрасно сохранился. Горные канцелярия, лаборатория, склад, аптека, госпиталь, училище да церковь рубежа XVIII-XIX веков слагают сердце большого и шумного, донельзя сибирского города. В музее, с 1913 года обитающем в здании горной лаборатории, удивительная коллекция промышленных раритетов, будь то 200-летние рельсы из Змеиногорска или макеты заводов и шахт, сделанные ещё в 1820-е годы. Сохранился и сам давно не действующий завод с классицистическим корпусами, вот только попасть туда можно лишь с экскурсией.

Иваново

Основан: 1746, крестьянин Бутримов (само село известно с 1328 года)
Отрасль: текстильная промышленность
Город с 1871 года, ныне 409 тыс. жителей
Центр региона: Ивановская область

Большинство городов в этой подборке породила тяжёлая промышленность – металлургия, машиностроение. Особняком среди них стоит Иваново – «город невест» или «русский Манчестер», чью область называют ещё Текстильный край. Хотя Текстильный край намного шире и включает например всё Подмосковье, а облик его краснокирпичных городков с громадой фабрики над кварталами многоэтажных рабочих казарм не спутаешь ни с чем. Все они начинались одинаково: какой-нибудь крестьянин, быть может старовер, ставил у себя ткацкие станки и начинал что-то шить на продажу; потом приобщал к этому делу всю деревню, а сам занимался уже торговлей; потом строил близ деревни фабрику, а сам уже был буржуа, меценатом, коллекционером картин… В начале ХХ века обязательно стачки, в советское время – строительство зданий в стиле конструктивизма и всяких памятников освобождённому пролетариату; в постсоветское – упадок производства и в лучшем случае заселение фабрик офисами. Иваново прошло весь этот путь, только было намного крупнее любого другого текстильного города, но даже сейчас порой оставляет впечатление гипертрофированного села, даром что с многоэтажками, троллейбусами, вузами и ресторанами. Одна из самых запоминающихся черт – полицентризм: несколько старых районов выросли у своих фабрик. Краснокирпичные промзоны, замысловатые дома фабрикантов, шедевры конструктивизма, достойные Москвы, и рядом с ними уголки уездного города, а то и села – таков облик «Русского Манчестера».

Ижевск

Основан: 1760, граф Пётр Шувалов
Отрасль: металлургия (железо), машиностроение (артиллерия, стрелковое оружие)
Город с 1918 года, ныне 637 тыс. жителей
Центр региона: Удмуртская республика

Столица Удмуртии – типичный, в общем-то, уральский город-завод, только очень большой и оживлённый. Но всё в наличии – приземистые цеха у плотины, просторный пруд, классицистический храм Александра Невского на холме, словно благословляющий промзону внизу, да остатки местного «петербургского уголка». Со специализацией Ижевск определился быстро и навсегда – производство стрелкового оружия, уже в начале XIX века завод ежегодно клепал десятки тысяч стволов, а многоэтажный главный корпус с триумфальной колонной вместо шпиля строился как памятник победе над Наполеоном, вернее – вкладу завода в эту победу. При Советах город оружейников (хотя статуса города он до революции не имел, но безусловно был таковым) стал столицей мирной Удмуртии, и с ним после войны была связана жизнь легендарного Михаила Калашникова, наследию которого тут посвящён весьма интересный музей. И в целом, Ижевск – город самобытный и живописный настолько, насколько это вообще может быть применимо к индустриальному гиганту.

Николаев

Основан: 1789, Григорий Потёмкин
Отрасль: судостроение
Город с 1790 года, ныне 495 тыс. жителей
Центр региона: Николаевская область, Украина

Город в устье Южного Буга был и торговым портом, и главной базой Черноморского флота, подменяя разрушенный в 1855 году Севастополь, и научным центром с одной из первых в Российской империи обсерваторией (которая, кстати, хорошо сохранилась), и губернским городом, да и входя в Херсонскую губернию, заметно превосходил сам Херсон. Но всё же с первых лет своей истории Николаев рос как город корабелов, на его верфях строились самые современные военные корабли Российской империи и СССР, вплоть до несостоявшейся серии советских авианосцев – 200-метровые краны их стапеля по сей день видны почти из любой точки города. Ныне Николаевские верфи пребывают в глубоком упадке, и один из его символов – стоящий близ центральной набережной, недостроенный и тихо гниющий крейсер «Украина». Хотя конечно городом-призраком Николаев не назвать – много людей и машин, всякие кафе и магазины, новомодные инсталляции, ухоженные старые домики, в общем жизнь здесь продолжается.

Луганск

Основан: 1795, Карл Гайскойн
Отрасль: металлургия (железо), машиностроение (пушки, боеприпасы),
Город с 1882 года, ныне 423 тыс. жителей (до начала войны)
Центр региона: Луганская народная республика


Самый восточный и самый бедный областной центр Украины, ныне охваченный войной, основал уже знакомый нам Карл Гаскойн как первый металлургический завод на Юге России, и впервые в отечественной промышленности здесь для выплавки использовался кокс, а стало быть – добывался уголь. Луганск стал отправной точкой грандиозного Донецко-Приднепровского промышленного комплекса. Старый завод со временем перешёл на выпуск патронов, а более известный «Лугансктепловоз» основал в 1892 году немец Густав Гартман. В Луганске сохранился небольшой исторический центр на склоне, пара домиков начала XIX века, в одном из которых жил Даль; удивительная гостиница «Москва» 1950-х годов, стиль которой ближе к баженовской «ложной готике» и целых два британских танка времён Первой Мировой из 7 сохранившихся в мире… Что из этого переживёт войну – страшно загадывать.

Донецк

Основан: 1869, Джон Юз
Отрасль: металлургия (сталь)
Город с 1917 года, ныне 951 тыс. жителей (до начала войны)
Центр региона: Донецкая народная республика

Один из потомков Луганска изначально назывался Юзовкой, так как основал его валлийский фабрикант Джон Юз. Типичная в общем история для Донбасса конца XIX века, где заводы в огромном количестве основывались иностранцами, привлечёнными дешевизной труда русских мужиков. Юзовский завод оказался чрезвычайно успешен, выпускал рельсы для стремительно разраставшейся железнодорожной сети Российской империи, и уже к началу ХХ века его посёлок вырос в немаленький город. Он был витриной советской индустриализации, не раз признавался в середине ХХ века самым благоустроенным промышленным городом мира, а в постсоветское время стал на Украине одним из полюсов политической жизни, за что теперь поплатился войной. А в общем-то красивый город: с парадной улицей Артёма, застроенной помпезными советскими домами, над которыми выросло несколько небоскрёбов, с мрачноватым районом бывшей Юзовки за железной дорогой, у завода, где золотой купол храма соседствует с ржавыми домнами, с запоминающимся символом – железной пальмой, которую выковал когда-то рабочий Мерцалов из цельного куска рельса. В Донецке чистые улицы и тяжёлый воздух, а над уютными променадами нависают терриконы и коперы шахт. По крайней мере, таким он был до недавних событий.

Кемерово

Основан: 1912, АО «Копикуз»
Отрасль: добыча угля
Город с 1918 года, ныне 546 тыс. жителей
Центр региона: Кемеровская область

Кузбасс, в отличие от Донбасса, в основном детище советских индустриализаций – и всё же начинался ещё при царе, когда возникло акционерное общество «Копикуз» (то есть «Копи Кузбасса»), и его центром стала Красная Горка – высокий берег Томи между сёл Кемерово и Щегловка (ближе ко второму, так что образованный в 1918 году город поначалу назывался Щегловск). А в 1920-е годы туда пожаловали энтузиасты из Голландии во главе с инженером Себальдом Рутгерсом и архитектором Йоханом ван Лохемом, создавшим уникальный облик рабочего посёлка. Нынешний центр Кемерово – за Томью, там же грандиозный коксохимический завод. У моста на Красную Горку встречает жуткий памятник погибшим шахтёрам работы Эрнста Неизвестного. А центральная усадьба «Копикуза», аккурат напротив коксохима над медленной и по-сибирски величественной рекой, ныне занята музеем.

В советский период промышленные города возникали, как правило, на базе планомерно развивающейся индустрии. Так, в свое время быстро развивались Магнитогорск, Новокузнецк, Норильск, Липецк на основе металлургии, Харьков, Челябинск, Минск на базе тракторостроения, Березники, Соликамск на базе химии. Возникли многие новые города, в том числе на основе развития химической промышленности (Нижнекамск, Навои, Тобольск), автомобилестроения (Тольятти, Жодино, Набережные Челны), металлургии (Новолипецк, Костомукша, Старый Оскол), нефтедобывающей промышленности (Тюмень, Сургут, Нижневартовск), гидроэнергетики, алюминиевой, лесной и деревообрабатывающей промышленности (Братск, Усть-Илимск). На базе атомной энергетики возникли новые города вблизи Костромы, Смоленска, на Южном Буге и др. Основными градообразующими объектами становились крупные предприятия черной и цветной металлургии, химии, энергетики, машиностроения, лесопромышленные комплексы и т. п.

Промышленные города часто возникают на базе:

  • одного предприятия или производства;
  • промышленного комплекса предприятий одной ведущей отрасли, где ведущее предприятие дополняется сопутствующими;
  • нескольких производственных комплексов различных отраслей, непосредственно не связанных между собой.

При проектировании города всегда предусматривают возможность его развития, так как возникший город сам по себе служит местом притяжения других производств. Стало обычным явление, когда в городе с предприятием, где преобладает мужской труд (металлургия, химия), размещают производства легкой и пищевой промышленности, приборостроения и т. п., на которых преимущественно работают женщины.

Так же в советский период возникли города - научные центры с научно-исследовательскими институтами, высшими учебными заведениями и экспериментально-опытными производствами. В числе таких городов приобрели известность Новосибирский академгородок, подмосковные города Пущино, Красная Пахра, Дубна, Черноголовка и др.

В промышленных городах до 80% работающих занято в градообразующих отраслях промышленности.

Во многих городах наряду с предприятиями I и II класса по санитарной характеристике размещается и относительно безвредная промышленность, требующая большого числа квалифицированных кадров. К ним относятся машиностроительные и приборостроительные заводы, часовые заводы и предприятия станкоинструментальной, текстильной и легкой промышленности и т. п.

С возникновением градообразующей промышленности и ростом на этой основе самого города создается сопутствующая или, как принято называть, обслуживающая промышленность. К ней относятся предприятия легкой, пищевой и мясомолочной промышленности, холодильники, продовольственные и промтоварные склады, учреждения торговли, коммунального и бытового обслуживания, городского транспорта и др. Такие предприятия тесно связаны с селитебной частью города. Примеры размещения промышленных предприятий показаны на рис. 2 .

Рис 2. Примеры размещения промышленных предприятий в городе: а - промышленная зона расположена вдоль железнодорожной магистрали, проходящей через центр города, б - предприятия расположены вдоль железнодорожной магистрали, проходящей по окраине города, и занимают в нем центральное положение: в - предприятия расположены вдоль реки и железнодорожной магистрали; г - предприятия сосредоточены в двух крупных промышленных зонах города; д - предприятия рассредоточены по территории города; е - предприятия сосредоточены в трех крупных зонах вдоль железнодорожных магистралей; ж - предприятия расположены в центральной части города и образуют несколько промышленных узлов; и - предприятия сосредоточены в одном промышленном узде на окраине города вдоль железнодорожной магистрали

При размещении предприятий необходима их градостроительная дифференциация. Только на такой основе можно достигнуть гармоничного включения промышленности в организм города. По такому принципу в Советском Союзе реализовывался Генеральный план Москвы, в котором, в частности, был заложен принцип создания восьми планировочных зон города. Согласно этому плану, жилые районы и места приложения труда населения столицы распределены равномерно, что способствует приближению жилья к местам приложения труда.

Однако в современном градостроительстве имеется много сложных и трудно поддающихся решению функционально-технических, социальных, экономических, транспортных, архитектурно-эстетических и других проблем. Почти все они тесно связаны с развитием промышленности.

Характерная особенность современного градостроительства, развивающегося в условиях научно-технического прогресса, - интенсивность осуществления намеченных замыслов.Например, в ряде вновь создаваемых городов первоначальная численность населения намечалась 80-100 тыс. жителей. Однако многие из этих городов уже в процессе строительства первых промышленных предприятий росли на базе расширения индустриальной основы смежных или новых отраслей промышленности быстрее, чем было определено плановыми показателями.

Новое на сайте

>

Самое популярное