Домой Розы Смысловые значение понятия «потенциал. Реализовать намеченные действия

Смысловые значение понятия «потенциал. Реализовать намеченные действия


Божественная Любовь и любовь Земная.

Особенность текущего момента в эзотерическом развитии состоит в изменении основного импульса к развитию и самосовершенствованию. В Старых Энергиях Темного Цикла человек становился на Путь тогда, когда он уже просто не мог жить иначе. Само существование в условиях земной иллюзии становилось для него подобно удавке на шее, человек начинал задыхаться в обыденности и всплывал наверх, разрывая Путы кармической реальности, но вокруг была тьма и не было маяков на Пути.

Это состояние невозможности для Духа существовать в оковах Эго, известно как «нищенство духа». Момент разрыва связей был критическим этапом, ибо на нем человек выбирал свой Путь. Если дух его был Силен и удавка Эго была для него действительно осязаемой, если уровень Света в нем намного превышал нормальный для эпохи показатель, этот человек становился титаном Духа, и шел к Свету, оставляя в истории Земли (обычно в неписанной истории) широкий след, и колею для многих. Если же человек поддавался на искушения эго, которые в момент осознания удавки могли вполне преподнести свои дары, от которых сложно отказаться, если голос Духа уступал стремлениям Эго, таким как жажда власти, его Путь устремлялся вниз, туда, где дары эго обретали большую плотность.

Как сладка мысль о том, чтобы порулить в том муравейнике, в котором столько жизней до этого терпел лишь унижения. Как сладок мед посулов, щедро изливаемый на наболевшие раны… Это был путь для себя, это был Путь Эго, осознанный и поэтому кармически очень дорогой.

Такие люди вместо того, чтобы порвать путы и выбрать Свободу и Свет, делали целью своей жизни контроль над чужими путами и выбирали Тьму, которая благодарно маскировала их помыслы и скрывала деяния. Обретшие истинную свободу Люди Света шли с открытым Сердцем в Лучах Божественной Любви, испытывая её Божественное присутствие каждое мгновение своей жизни. Выбравшие путь Тьмы, старались заполучить любовь и обожание Земной любви, любви, замешанной на страхе и корысти, приправленной мучениями и страданиями. Но, даже направив на себя любовь всех людей, невозможно получить ощущения схожего с одним мигом Любви Божественной.

Как Лунный свет никогда не сравнится с Солнечным, так и Земная любовь не сравнится с Божественной, пока она замешана на Эго и идет из нижних центров человеческого существа. Поэтому даже самые успешные в привлечении человеческой любви тираны или кумиры миллионов никогда не были по-настоящему счастливы, любовь из Эго несвободна, её вибрации как путы, её энергии как низкокачественная пища, она привязывает и разрушает, она заставляет деградировать и подрезает крылья.

Божественная Любовь – это основная энергия Дома, это Божественная Искра Жизни, это то, что пронизывает всё Мироздание, связывая его с Божественным Источником. Она составляет и оживляет базовую Матрицу мироздания, наполняя жизнью все её формы.

Когда мы чувствуем поток Божественной Любви, мы вспоминаем Дом, мы вспоминаем состояние парения, и радость пронизывает все наше Существо, каждую клеточку тела, каждую мысль, каждую эмоцию. Летящая искрящаяся радость, окрыляющая своей Свободой и безграничностью. Мы чувствуем свою сопричастность, свое Единство со всем Сущим и с Единым Источником. Мы чувствуем себя на руках Бога, в Единстве и Божественном Равенстве с Ним. Раз, испытав это чувство, его уже нельзя ни с чем перепутать… казалось…

Но чувство эйфории так похоже на проявление Земной любви… такая близкая форма, такие похожие краски, такой, как кажется, похожий свет… как легко перепутать Луну с Солнцем, если видел его лишь мельком или только слышал о нём.

И как оказывается, отличить одно от другого и проявить в полном объёме в бутафорском и изменчиво обманчивом мире иллюзий эго могут только те, кто обладает главным аспектом Божественной Любви – Внутренней Свободой. Ибо Свобода – один из краеугольных камней, делающих Божественную Любовь текучей и свободной, нежной и кроткой, но пронизывающей всё существо, глубинной, идущей на всех уровнях сознания, всеобъемлющей. Когда не делаешь разницы между собой и другими, и нет понятия объекта любви, так как объектом становится весь Мир и Ты Сам. Эта Любовь никогда не идет из тебя, она идет через тебя, одинаково обнимая всё, и можно лишь открыться для неё, раскрыть ей Сердце и пропускать её через Себя для других. У неё нет источника, кроме Бога, и нет адресата, кроме всего Божественного Творения.

Божественная Любовь Безусловна, и эта безусловность основана на том, что она любит саму себя, так как составляет ВСЁ. Она содержится во всём и присутствует везде, все творение дышит Божественной Любовью, переливается ею и для неё нет ничего вне её. Она просто не видит отличных от себя вибраций и не замечает искажений, т.к. её Суть нельзя исказить, можно лишь уменьшить её количество, можно закрыться от неё и уйти вниз, но отключиться от неё совсем, находясь в Божественном Творении, невозможно.

Это легко понять, когда дышишь Божественной Любовью, и практически невозможно, когда это просто слова.

Однако Божественная Любовь игнорирующая все искажения, очень чутка к мукам, испытываемым Искрами Божественности, претерпевшими эти искажения. Их муки, их несвобода и страдания глубоко резонируют в пространстве Божественной Любви, рождая Со-страдание. Оно становится катализатором и направляющим действия Божественной Любви, оно же для Существ всех уровней позволяет проявлять Божественную Любовь к существам, избравшим путь искажений, лжи и эго, Путь Тьмы. Именно сострадание становится мостом между Единством и Разделением, двумя силами, приводящими в движение этот Мир. Правда их действие совсем не так двумерно, как вы можете себе представить, это очень многомерная и взаимопроникающая конструкция.

Земная любовь во всем отличается по Сути от Любви Божественной, хотя по форме они как братья- близнецы. Человек, для которого двери Духовного Мира лишь открываются, кто уже много и хорошо говорит о духовности, но еще стоит на пороге, переминаясь с ноги на ногу и поглядывая туда, в неизведанное пространство Духа, и гадая, что ждет его за дверью – этот человек, узнавая об особенностях Божественной Любви, склонен путать их с похожими проявлениями любви Земной. Именно такие люди создали гуманистическое движение, исказив всё, что только можно исказить в Сути и Принципах Божественного.
Именно такие люди в силу слабости своего сознания, попавшие на уловку разума, приняли частные выражения формы за Суть и попытались сделать что-то подобное на Земле силами Эго, умножая уродства и искажения, щедро поливая воду на мельницу низменным проявлениям человеческой натуры.

Именно эти люди стоят в ступоре непонимания, когда Ангелы с другой стороны завесы говорят им, что цунами, взрыв башен в Нью-Йорке и прочие катастрофы с сотнями и тысячами жертв – это истинное проявление Божественной Любви. Ведь это так не похоже на ту бутафорскую карамельную конструкцию, которую они воздвигли в своем сознании и в которую заставили верить других. Конструкцию, пронизанную низкими принципами, вибрациями невежества, и тьмы сознания, блестящую и кичащуюся, так непохожую на ту Любовь, что исходит от Бога. И жалость человеческая это совсем не то, что со-страдание, это лишь мера превосходства-разделения (в то время как со-страдание – проявление Единства) и средство потакания (в то время как со-страдание – средство передачи очищения), это проявление невежества, тьмы сознания.

Так непохоже на Божественность относиться терпимо к уродству, отступая перед ним, так непохоже на Божественность уважать тьму и невежество, так непохоже на Божественность стремиться соответствовать каким либо канонам человеческого восприятия, вписываясь в уродливые конструкции человеческой морали, искаженной Эонами Лет Темного космического Цикла.

И всё же люди продолжают один за другим попадаться на очевидные, казалось бы, ловушки, возможно потому, что шаблоны мышления слишком сильны, и «что такое хорошо, а что такое плохо», жестко привязанное к извращенной человеческой морали, стало частью скелета сознания? Может быть, потому, что нет иных конструкций, не написано других учебников, не создано других шаблонов, чтобы потешить человеческий разум? Может быть, потому, что Божественность слишком отличается от человеческих стандартов эго, чтобы пытаться строить новое на подобном фундаменте гнилого европейского гуманизма и разума? А подход других наций, более близкий зачастую к Божественным принципам, кажется пупам земли европейцам слишком диким и тоже содержит множество искажений. Допустим, иерархический кастовый принцип, который сохранили индусы, копируя его с системы Божественного Строения за тысячелетия господствовавшей на планете Тьмы, закостенел и потерял главные Божественные качества – текучесть и внутреннюю свободу, без которой стал символом рабства и косности.

В итоге принцип Божественной Любви, резонирующий с Божественной Глубинной Сутью Творения и каждого из нас, очищающий от низменных искажений сознание и тело, заменяется человеческой любовью, пытающейся любить и относиться терпимо к внешним искажениям, купая их в потоке попустительства и добавляя им силы. Божественное сострадание путается с жалостью эго.

Принцип Божественного Единства, уважающий Свободу Выбора каждого и его уникальность, но осознающий их как уникальное проявление Единого Целого, путается с человеческим равенством, когда все складывается в один котел, чем нарушается и Свобода Выбора, и личностная уникальность Пути, связанная с тем, что Выбор сам по себе означает неравенство, осознанно проявленное в нём. Но это неравенство в Единстве – категория нелинейная и человечеством непонимаемая.

Вообще демократия в европейском варианте является диким издевательством над Божественном принципом Свободы, олицетворять который она призвана (как и все человеческие конструкции, доставшиеся в наследие от темного цикла), поэтому эзотерик, говорящий о демократии и демократичности, это человек, явно занимающийся не своим делом или неофит, проснувшийся совсем недавно и посчитавший ниже своего достоинства ознакомиться с базовыми принципами эзотерики и Божественного Мироустройства. Или человек пытающийся оправдать свои неблаговидные поступки.

Эта статья не претендует на всеохватность, так как тема необъятна, как всё Божественное, она призвана дать вам лишь некоторые маячки, обозначить некоторые аспекты, дать некоторые примеры. Так важные в текущем моменте, когда люди стали просыпаться не от «нищенства Духа», а от потока Божественной Любви пришедшей на планету. Люди, потянувшиеся к ясно ощутимому Свету и Любви вместо прорыва в неизвестность из отрицания невозможного бытия в прошлые времена.

Проснувшиеся сейчас люди попадают в плотное кольцо популярных течений, каналов и псевдоканалов, гуру Света и проходимцев всех мастей. Люди, уже слышащие звон, но всё еще имеющие лишь отдаленное представление о том, где он и что из себя представляет.

Поэтому сейчас мы рассмотрим немного примеров, делающих объемные концепции, показанные выше более простыми для восприятия.

Самым удачным примером в постепенном продвижении от объемных философских концепций к реальным примерам, это образ светофора. Что из себя представляет светофор?
Это гармонизатор движения, то, что Светит и позволяет всем участникам движения быть в безопасности, в некотором смысле он есть проявление Божественной Любви, как своей функцией, так и беспристрастной непреклонностью. Водители прекрасно знают, что бардак на дороге начинается тогда, когда на дороге вместо светофора появляется милиционер с палочкой, и всё его внутреннее несовершенство проецируется на вверенный ему участок дороги, несмотря на все инструкции, законы и правила, которые он несет в себе.
На чем же основан принцип действия светофора? На разделении! Именно разделение по цветам дает возможность управлять потоками, именно разделение потоков движения позволяет пропускать разнонаправленные потоки людей и транспорта в гармонии и безопасности и Единстве. Это внешняя наиболее очевидная функция светофора. Теперь давайте посмотрим на сам светофор для осознания принципов Божественной Любви.

Что есть светофор в этом ключе? Это разные цвета спектра, имеющие один источник. Вы смотрите на светофор и видите разные цвета, но если вы обладаете Знанием, вы понимаете, что за разными цветами там скрываются одинаковые лампочки! Однако вы понимая важность их работы и разделения на цвета, не будете говорить, что лампочка за зеленым фильтром лучше лампочки скрывающейся за красным, как бы ни расстраивал вас сейчас красный цвет. Вы знаете, что лампочки там одинаковые, а цвет – это лишь роль!

Так и Бог (Божественная Любовь), смотря на людей под разными их масками, видит за ними Единое, он видит Ангельские Сущности, скрывающиеся за разными проявлениями и ролями в театре жизни.
Он Любит их совершенно одинаково, ведь на этом уровне они для него одинаковы! Однако попытка уложить Бога лишь в один уровень восприятия выглядит странно, почему к ней упорно прибегают люди, можно понять, если признать, что это проявление их страхов и эго, их нечистой совести, стремящихся доказать себе, что в принципе их действия не играют роли. Божественность, безусловно, видит и разделяет людей на цвета, ведь именно разделение позволяет происходить Движению Жизни, именно разделение позволяет осуществлять Свободу Выбора, именно разделение позволяет происходить процессу самопознания и самосовершенствования. Поэтому Божественность видит и разделяет людей на цвета, она видит и уважает их Выбор, их Роли, их действия и их поступки. Но это Божественное Разделение неразрывно с Единством! Эти два аспекта Божественности и дают Свободу Выбора и Самопознания! Именно Единство в Божественной Любви позволяет вам Свободно осуществлять свой Выбор без страха потерять Единство в Любви, именно Разделение становится залогом возможности его, смыслом его осуществления. Надеюсь, вы поняли эту многомерную, но крайне естественную и изящную конструкцию.
(Я приведу цитату из статьи Российская Духовность и русскоязычные Каналы, для иллюстрации этого примера: «представьте себе человеческую семейную пару, сколько страхов и ограничений являются гарантом её существования, на женские ножки посмотреть в присутствии жены нельзя, не приехать на день рождения тещи/свекрови нельзя, задержаться на работе без уважительной причины – чревато. Теперь представьте себе ситуацию в которой вы на 100% уверены, что вы Едины со своей половиной и она/он вас Любит всем Сердцем ВСЕГДА. Представили? Больше нет ограничений и страхов, наступает Свобода. Поэтому Единение и неразрушимая связь на самом деле являются Источником Свободы!»)

Поэтому знайте, что для Бога вы все РАЗНЫЕ, он Любит и Ценит именно разнообразие в вашем Единстве!

Мы продолжаем облекать в более плотную форму жизненных примеров столь многомерные конструкции, чтобы вы имели возможность отличать их в обычной жизни и возвращаемся к разнице между Божественной Любовью и любовью Эго.

Приводя Божественную Любовь к линейным координатам, можно сказать, что её безусловность в том, что она видит существа вне их масок, видит их Изначальную глубинную Суть. Это как мать, которая спустя десятки лет продолжает видеть в своем ребенке малыша, делающего первые шаги с широко открытыми глазами. И уже не обращает внимания на то, что «малыш» давно стал, например, уголовником.

Как любящая женщина не замечает измен мужа. При этом если продолжать любить, зная, что любимый изменяет, то многим кажется, что это жертвенность Божественной Любви. На самом деле форма ничего не означает. Если выбор продолжать любить связан с проявлениями привязанности, страхов, собственничества и т.п., это признак любви из эго, при этом её сила может быть очень высокой, но она не будет нести Свет, и не исправит положение. Вот если, осознав ситуацию, женщина полностью снимает все привязки эго к этому человеку и продолжает его Любить в состоянии Внутренней Свободы, тогда это действительно проявление Божественности в Любви, такая Любовь уже несет Свет и в состоянии изменить человека, на которого направлена, муж это или уже нет, совершенно не имеет значения, ведь Выбор Любить и оставаться рядом – это Выбор Свободного человека, расправившего Крылья!

Как видите, при одинаковом внешнем проявлении совершенно разная внутренняя Суть. И для того, чтобы увидеть разницу, надо знать, на что смотреть или просто Жить и Дышать Любовью, тогда любое притворство, любое проявление эго выглядит жутким диссонансом, мутным разводом на золотом кружеве Жизни. Но для того, кто только движется к этому состоянию, блеск формы часто заслоняет Суть.

Возвращаясь к образу матери, отказывающейся видеть в своём ребенке то, кем он стал. Вы понимате, что она скармливает свою Силу страхам и иллюзиям, боясь посмотреть правде в глаза, боясь отказаться от привязанности к образу идеального ребенка, боясь отказаться от образа себя как успешной матери. И вы понимаете, что она выбирает путь любви из эго, земной любви.
Можно сказать, что разница между Божественной Любовью и Земной любовью в том, что Земная любовь, идущая через центр Эго, будет маскировать истинную сущность «малыша», приукрашивая его. Тем самым, потакая слабостям, приведшим его на преступный путь. В итоге преступник останется преступником, и будет чувствовать себя вполне комфортно в этом состоянии, его же любят, ему потакают, и ничего от него не требуют, что ему еще надо? Это может привести лишь к дальнейшей деградации личности, так как она не получает никаких стимулов к изменению ситуации.

А Божественная Любовь, будучи направлена на него, начнет приводить его в изначальное состояние. Мощно сокрушая «лишние» структуры его личности, трансформируя искаженные. Проводя его через горнила испытаний, «обтесывающих» всё лишнее, и заставляющих раз за разом встречаться с обратной стороной своих слабостей и негативных черт, заставляя отказаться от них или преобразовать. Т.е. Божественная Любовь никогда не потакает тому, что ей не соответствует, в отличие от Земной любви. И человек в итоге встает на Путь возвращения к своей Божественности.

Можно привести еще пример с «запущенной» женской фигурой. Земная любовь попытается «любить себя как есть», приукрашая дефекты хитроумным гардеробом и макияжем. А Божественная Любовь «отправит её на фитнесс» без лишних колебаний и уступок, заставляя любить Божественную Красоту в себе и добиваться её обретения.
Если вы внутренне ощущаете себя красавицей и стараетесь идти к этому образу, то использование косметики и хитростей гардероба, это Божественный инструмент в ваших руках изменяется суть. Если же для вас гардероб и макияж это попытка внешними средствами обмануть себя и других, это инструмент Эго.
Путь от внутреннего к внешнему характерен для проявления Божественного, Путь от внешнего слишком часто начинает плутать в сетях Эго, и требует редкого самоконтроля, чтобы достичь цели. Поэтому, присматривая себе очередную вещь, милые женщины, почувствуйте, откуда исходит импульс – вы хотите БЫТЬ или казаться красивой?

Божественная Любовь безусловна именно потому, что она видит лишь Божественное в другом и абсолютно беспощадна к тому, что ей не соответствует. Понятие жалости это понятие Эго – надеюсь, эти азы эзотерики нет смысла пояснять.

Если взять пример с камнем, который получился в результате не очень гармоничных процессов, Земная любовь будет смотреть на него и говорить «он же тоже часть божественного творения, давайте его любить таким как он есть!». Божественная Любовь возьмет в руки молот и зубило и «просто уберет все лишнее». Для Божественной Любви не существует уродства потому, что оно не резонирует с ней. И она его «не видит» и, будучи направлена на уродливый объект, она восстановит его соответствие Божественной Сути, а не будет принимать его «таким как есть» – то есть, уродливым.

Поэтому Работников Света и учат посылать Божественную Любовь в случае любой дисгармонии, конфликта, и тому подобного и больше ничего не предпринимать, просто удерживая нисходящий поток Божественной Любви. Поскольку Божественная Любовь сама «разберется», что надо делать, и выведет ситуацию к гармоничному состоянию. Она активирует Божественную Матрицу и Существо начинает двигаться к соответствию ей.

Это диаметрально противоположно Земному гуманизму, который умножает уродства, приводя нации и страны его исповедующие, к моральному разложению и неизбежному краху. Земной гуманизм, как большинство других понятий, унаследованных нами от Эпохи Темного Космического Цикла, это жуткое извращение Божественных Принципов. Но эти извращенные понятия продолжают «натягивать» на Божественность неофиты от эзотерики.

Земная любовь слепа, она не видит совершенства и закрывает глаза на несовершенства, потакая и усиливая их. Божественная Любовь зрячая, и видя совершенство, Изначальное Совершенство(!), она приводит к нему из любого состояния.

Поэтому инструмент Земной любви – это розовые очки, в то время как инструменты Божественной Любви в нашем мире, выходящем из Эонов лет тьмы полным искажений – это Энергия Трансформации, это Вибрация Совершенства в Вас, которую хочется слушать и которой хочется следовать в Гармонии и Благодати. А в запущенных случаях людей, существ, конструкций и планет, отвернувшихся от Божественного, но попавших в поток Божественной Любви, это резец и молоток!

Александр
июль 2009

Говоря очень условно, кому-то Господь открывается через ум, а кому-то через чувства. Два уровня бытия человека - уровень эмоций и уровень ума - отражаются в познании Бога таким образом, что одним Он открывается через Любовь, а другим через Истину. Таким образом первые переживают полное чувственное насыщение, а вторые - насыщение интеллектуальное, связанное с обретением нового Знания. Почему кому-то Бог открывается через Любовь, а кому-то через Истину, сказать точно нельзя, хотя здесь, безусловно, имеет значение главная духовная необходимость человека. Если она формируется на основе потребности в любви, то появляется возможность обрести переживание высшей Любви и познать через неё реальность Бога. Если же человека интересует смысл собственного существования и то, почему всё так устроено, то, будучи перенесённой в духовную сферу, эта потребность толкает человека на Путь познания Истины. Каждому, как говорится, своё.

Суфийский Путь носит на себе ярлык Пути Любви, хотя это очень однобокая его трактовка. Среди суфиев были те, кто познал Божественную Любовь, и те, кто пережил Истину Бога. Исследователи привычно отдают предпочтение первым, потому что на Пути Любви были созданы великолепные поэтические произведения, и вообще он кажется людям более понятным, потому что любовь хоть раз в жизни испытывал каждый из нас, а об Истине большинство имеет довольно смутное представление. Возможно, кто-то из читателей упрекнёт меня в том, что некая Истина открывается и на Пути Любви, а чувство глубокого приязненного принятия людей и мира приходит и к человеку Истины; это будет правдой, но с чисто технической точки зрения нам следует разделить два данных Пути. Суфийский Путь сочетает в себе их оба, точнее, он включает их в себя - недаром столько в нём было разных орденов и практик, среди которых были и практики осознания, и экстатические молитвы и зикры.

В наше время Путь Любви стал почти недоступным для людей, особенно в России. Причиной этого стали десятилетия атеистического воспитания и взращивание в людях гордого «независимого» эго. Мало кто может искренне принять существование Бога, тем более полюбить Его и принять в ответ Его Любовь. Одно без другого существовать не может, но возлюбить образ, в существование которого ты не веришь, возлюбить искренне и со всей возможной силой - ни у кого не получается. Атеистическая обусловленность, тонко присутствующая в умах современных людей, делает невозможным возникновение искренней любви к Богу, и поэтому многие так называемые верующие показывают нам столь впечатляющие примеры лицемерия. Попытки игнорировать наличие неверия в своём уме всегда кончаются одинаково - вы как бы верите в Бога и пытаетесь следовать указаниям священных текстов, но что-то внутри оказывается сильнее, и ваша вера становится натужной и неестественной. С другой стороны, вера в Бога, идущая из противоположной, теистической обусловленности, тоже имеет свои минусы, но она хотя бы позволяет начать движение в сторону соприкосновения с Божественной Любовью. Любая вера всегда слабее знания, но родиться с внутренним знанием истинности существования Бога дано далеко не всем. И тут мы снова сталкиваемся с вопросом изначального предопределения, благодаря которому определённая часть людей обречена не вписаться в мир и стать искателями. Или погибнуть от наркотиков и алкоголя, пытаясь уйти от неприемлемой и неинтересной для них реальности. Вопрос предопределения очень важный, но получить на него ясный и понятный ответ не очень-то легко. Например, если человек с самого начала, от рождения, не может вписаться в мир и человеческое сообщество, является ли это предопределением к тому, что он избран Богом для прохождения Пути, или же он просто урод, которому не следует жить среди людей? Никакого вразумительного ответа на этот вопрос нет и быть не может. Все искатели - маргиналы, если рассматривать их интересы и побуждения с точки зрения цивилизованного сообщества. Кто-то из них становится настоящим мистиком, а кто-то умирает от передозировки. Такова реальность современного мира, и примеры тысячелетней давности сегодня не очень помогают в силу радикального изменения внешней и внутренней ситуации людей.

В то же время нельзя сказать, что Пути Любви сейчас не существует или он совсем закрыт для нас. Другое дело, что в силу определённой деградации многих суфийских сообществ мы чаще видим имитаторов, старательно воспроизводящих свои представления о том, каким должен быть дервиш, идущий по Пути Любви, и то, как он при этом должен себя вести. Конечно, можно имитировать любовь к Богу. Можно даже заняться самогипнозом и входить в изменённое состояние на почве такой «любви», вызывая удивление и почтительное отношение к себе у окружающих. Пусть при этом придётся подавлять часть своих энергий, например, гнева, не согласующихся с образом «человека Любви», но ум, как правило, не видит иного выхода, отрицая ради одного желания большую часть остальных. Однако можно обманывать себя, можно пускать пыль в глаза профанам, но от истинного мистика своё состояние не скроешь. Мне не раз доводилось видеть современных дервишей, говорящих правильные слова, но находившихся в противоположном их содержанию состоянии. Тем не менее слова о любви к Богу продолжают произноситься и печататься, и потому в силки их красоты попадётся ещё немало людей, которым захочется искусственно взрастить в себе эту любовь.

В том, что касается обычной земной любви, каждый из нас имеет определённый опыт. Все знают, что любовь может быть и сильной, и не очень, и что она, как чувство, может полностью подчинять нас себе, а может захватывать лишь поверхностно, неглубоко. То, что называется любовью к Богу, на обычном уровне подчиняется тем же законам. Можно свою ненасыщенную земной любовью потребность в страсти обратить на представление о Боге и направить к нему свои мысли, периодически наполняясь благоговением, признательностью и желанием быть рядом с Ним. Можно часто молиться и обращаться к Нему, выполнять ритуальные поклонения и избавляться от греха в себе, но все эти действия не принесут плодов до тех пор, пока будут оставаться на том же уровне, на котором люди обычно любят друг друга. То есть шансов на то, чтобы получить ответный импульс Божественной Любви, у них будет очень мало. А без него все вышеописанные усилия принесут весьма ограниченную пользу.

Бог открывает Себя тем, кто в Нём нуждается. Нельзя помнить Бога только во время молитвы и любить Его во время праздников. Вы либо живёте с потребностью в единении с Ним, ложитесь спать и просыпаетесь с мыслью о Нём, либо вам нечего делать на Пути Любви. Любой Путь к Богу требует полной самоотдачи, но Путь Любви - в особенности. Вы не можете гореть наполовину, на нём вы должны сгорать целиком, без остатка. Тогда Господь ответит вам, и вы узнаете, что такое Божественная Любовь.

Тот, кто сказал, что Бог есть Любовь, познал её сполна. Божественная Любовь может приходить как в виде отдельных импульсов, действие которых через некоторое время кончается, так и в виде потока, проводником которого человек становится. Если любовь, испытываемая человеком, даёт ему жажду и страдание, то Любовь Божественная приносит необычайное насыщение и покой. Она ощущается как любовь, не направленная ни на кого, как мягкая энергия, наполняющая тебя, но не к тебе персонально обращённая; при всём этом ты ясно понимаешь и чувствуешь, что источник этой Любви находится не в тебе и что она исходит прямо от Бога. Действие Божественной Любви куда мягче того, которое оказывает Милость Бога, которую обретают на Пути Истины. В потоке Милости оставаться долго нельзя, потому что он начинает разрушать физическое тело. В потоке Любви можно жить и быть постоянным её проводником, на радость себе и людям. При этом импульс Божественной Любви тоже производит трансформирующее действие на человека, но оно не столь радикально, как действие импульса Милости. И, конечно же, тот, кто может жить в потоке Любви, в конце концов тоже радикально меняется, обретая свойства, выглядящие в глазах людей сверхчеловеческими. А проще говоря - божественными.

Проводник Любви становится очень притягательным для искателей. В его присутствии они получают некое насыщение, которого им не хватает, и чувствуют излучение Любви, исходящее от Мастера. Самым ярким примером проводника Любви в недавнее время, конечно же, является Ошо. Именно поэтому вокруг него собирались толпы, и хотя он говорил о самых разных путях и методах достижения, главным его посланием всё равно оставалась любовь, и как её следствие - принятие себя и мира.

Идти по Пути, получая поддержку в виде Божественной Любви, куда проще, чем без неё. Благодаря насыщению, которое она приносит, вам легче отказаться от мирских соблазнов и сосредоточиться на поиске и внутренней работе. То, что на Пути Истины достигается через разотождествление, то на Пути Любви приходит через наполнение энергией любви, которая выше всего того, чем вы можете жить в мире. Любовь поднимает вас над миром, в то же время не отрывая от него и от людей. Истина уводит вас за пределы мира, где вы остаётесь один на один с Богом. Конечно, это описание до некоторой степени условное, но большая доля той истины, которую можно выразить словами, здесь есть.

Кому-то достаётся Любовь, кому-то Милость, а кому-то вообще ничего. Чтобы быть избранным, надо иметь такую внутреннюю необходимость, которая не может быть насыщена ничем земным. И уж на каком Пути вы сумеете насытить свою запредельную необходимость - по сути, не так важно. Ведь каждый Путь ведёт к Богу, который отвечает на все вопросы, утоляет все необходимости и даёт вам такое, о чём вы даже просить не могли, потому что и знать не знали, что такое вообще возможно.

А теперь подумайте: «Здравствуй, моё Высшее Божественное Я. Я очень рад (рада) встретиться с тобой, поговорить с тобой, слиться с тобой на какое-то время в едином потоке Божественной Любви…» Как ни странно, в таком разговоре я сразу же знаю ответ). Но почему-то продолжаю его внутренне озвучивать словами. Понимаю - это по привычке, потому что, общаясь со своим Высшим Я, мы общаемся телепатически и ответы открываются мгновенно внутренне. Они просто ощущаются. Как-будто никто ни с кем не разговаривает, всё есть уже внутри. Ощущается просто светлая радость от осознания всего разговора. Итак. Озвученный ответ может быть таким: «Здравствуй, дитя моё)! Мы с тобой едины, здесь и сейчас, наши сущности ликуют сейчас от осознания этого счастья.) Я сливаюсь с тобой в потоке Божественной радости и счастья…Мы парим вместе в Единой и Совершенной Божественной Любви…»

Во время этих осознаний сразу же представляйте как вы взлетаете над Всем Сущим, и сливаетесь с мощной и прекрасной сияющей сущностью. Помните Вы - тоже сияющие сущности. И ощущение у вас будет такое, будто вы обнимаетесь сейчас со своим родителем… Вам хорошо и абсолютно комфортно, вы счастливы и максимально наполнены любовью… сейчас вы можете спрашивать, и мгновенно ощущать ответы… Ваше Высшее Я говорит вам: «Да-да. Ты сам знаешь ответы. Это именно так, ты всё правильно понял… И т. д.» Наслаждайтесь этим диалогом сколько захотите.

После того, подумайте о том, что также как и со своим Высшим Я вы сейчас можете слиться с любой другой Божественной Сущностью. То есть с душой любого другого человека, которого знаете. Ведь всё вокруг - одна единая Божественная Любовь, о которой просто не все знают и не все себя ею ощущают. Представьте сейчас своего недруга. Вы там сверху, вы сияете как светлое облако любви, вы смотрите вниз и приглашаете другую сущность взлететь вверх к себе. Она улыбается вам и охотно взлетает своим сияющим силуэтом к вам. Вы берётесь за руки и обнимаясь сливаетесь друг с другом, осознавая единый общий свет Божественной Любви на всех… Вам становится легко и свободно. Вы просите прощения у этой сущности за любые ошибки в данном жизненном опыте и слышите в ответ тоже просьбу о прощении. Ведь внутри каждая сущность понимает все свои ошибки и проблемы, решённые или нерешённые - не важно. Важно только то, что вам обоим сейчас хорошо и вы близки внутренне в своём смирении, прощении и Любви друг к другу. Именно так, прекрасной светлой Божественной Любовью вы можете любить каждого, как себя и своё Высшее Я. Всё едино. И всё есть Божественная Любовь.)

Этот сеанс будет выглядеть намного проще и быстрее, чем я описываю. Вам просто захочется приглашать к себе и других людей, которые будут взлетать к вам в своём сиянии и радости, брать вас за руки, сливаясь с вами, кружась с вами в едином потоке Любви…)

Попробуйте, Друзья. Это доставит вам великолепные счастливые ощущения мира, света и единства..

Все мы не раз слышали о потенциале личности, о том, что каждый человек может приумножить свои внутренние возможности. В первую очередь это способность к развитию. Психологи определяют потенциал личности как возможность жить насыщенной внутренней жизнью, эффективно использовать свои возможности, быть продуктивным, постоянно расти и развиваться. Понятие скрытого потенциала активно используется в психологии.

Что такое потенциал?

Перед тем как разобраться, что такое скрытый потенциал, нужно понять, что вообще входит в данную категорию. Итак, личностный потенциал состоит из следующих свойств:

  • Душевное, личностное и психологическое здоровье.
  • Смысл жизни, интересы и стимулы к развитию, наличие любимого дела.
  • Общий и эмоциональный интеллект.

Именно на сочетании данных категорий производятся такие показатели, как ответственность, любовь к миру и самому себе, навыки и жизненные стратегии, перспективы, внутренняя свобода и культура. Проще говоря, человек, не обладающий личностным потенциалом, пустой, и наоборот, высокий потенциал - это показатель перспективности и богатой духовной составляющей человека. Значение скрытого потенциала для развития личности огромное.

Какие бывают потенциалы?

Личностный потенциал часто отождествляют с таким понятием, как способности человека. Объединяет эти понятия то, что у каждого человека есть потенциал жизненной энергии. Это то, что двигает нас по жизни. Также бывают частные потенциалы, например, к личностному развитию, присущие определенному типу людей.

Что такое скрытый потенциал человека?

Психологами была создана такая теория, по которой считается, что абсолютно каждый человек имеет потенциал, о существовании которого порой мы просто не догадываемся. И также абсолютно каждый человек имеет все возможности для того, чтобы этот потенциал раскрыть и умело им воспользоваться. Проще говоря, это такой своеобразный контроль над разумом, который работает во благо человека. В противовес идет внутренняя неустойчивость и отсутствие контроля над самим собой, что ведет к болезням, неврозам, срывам и банальному психологическому дискомфорту. Все это абсолютно негативно сказывается как на физическом, так и на моральном состоянии человека.

Как начать?

Любое движение вперед, в том числе и раскрытие потенциала, начинается с цели. Чтобы понять, чего вы хотите и как этого достичь, нужно четко осознавать, на каком этапе развития вы находитесь сейчас и как двигаться дальше. Не обязательно даже ставить самую великую жизненную цель, важно начать с маленьких, но очень важных промежуточных достижений. А для этого в любом случае понадобится время, даже если вы еще не знаете, чем хотели бы заниматься, придется подождать, чтобы понять, на что вы способны. Здесь нет обходных путей или единого универсального способа, который подошел бы абсолютно каждому. Решения принимаются строго индивидуально, самостоятельно каждым человеком, ведь вряд ли кто-то, даже самый близкий человек, скажет, сколько понадобится сил и времени, чтобы раскрыть потенциал. Единственное, что может действительно помочь, - это советы психологов. Рассмотрим самые важные из них.

Определение интересов

Для начала постарайтесь четко определить сферу интересов, которая вам наиболее близка, и начните исследовать ее. Не бойтесь ничего нового и неизведанного, даже если вы никогда чего-то не делали, но это вам интересно - соберите все силы и попробуйте разобраться. Например, вы не знаете, как выстроить бизнес-процессы, сводить девушку на свидание или нарисовать собаку. Начните с поиска нужной информации, и уже на данном этапе вы поймете, стоит ли продолжать и углубляться в вопрос. Главное, что полученные знания лишними точно не будут.

Самое главное - первый шаг

Поставили цель? Теперь нужно срочно делать первый шаг к ее реализации, какой бы нереальной и неисполнимой она ни казалась. Если цель достаточно масштабна и важна для будущего, разбейте ее на несколько подцелей, так будет проще осознать фронт работ и двигаться в верном направлении. Такой способ помогает совершить как можно меньше ошибок, ведь лучше найти недочеты на начальном этапе достижения цели. Мотивация и скрытый потенциал должны быть неразрывно связаны между собой.

Ошибка - это ценный урок

Все люди ошибаются, всегда и даже не единожды. Самое важное - уметь признавать эти ошибки и учиться на них. Нередко это болезненно, но и негативный опыт бывает полезным, так как он помогает не только разобраться в себе, но и раскрыть тот самый потенциал. Ошибки - это возможность понять, что в процессе достижения цели шло не по плану, и понять, как в будущем это можно предотвратить. Даже если вам кажется, что вы на самом дне, не стоит отчаиваться, ведь оттуда путь только наверх.

Найдите в себе силы

Достижение любой цели сопровождается препятствиями, которые зачастую могут казаться непреодолимыми. Когда кажется, что ничего не получается, хочется все бросить, вернуться к былому и жить просто и легко. Но самое главное - не сдаваться, двигаться вперед, несмотря ни на что, и найти в себе те самые силы, которые помогут преодолеть все трудности. И даже когда вам кажется, что вы достигли вершины, подумайте, действительно ли вы сделали все, что могли? Иногда самые яркие идеи и мысли приходят в голову, когда кажется, что вы уже в тупике. Но у человеческих возможностей нет предела, они всегда впереди нас. Чтобы найти в себе силы, нужно быть открытым и внимательным, уметь сосредотачиваться на настоящем, а также прилагать все усилия, чтобы достичь результата. И когда даже самая маленькая цель будет достигнута, вы поймете, что все препятствия преодолимы.

Нет ничего невозможного

Первый человек, который покорил Эверест, изначально думал, что это миссия невыполнима. Но, постепенно двигаясь все выше и выше, достигая все новых высот, понял, что все, что можно себе представить, реально. Если у человека есть цель и огромное желание ее достичь, благодаря чему он стремится вперед, несмотря на все препятствия, значит есть упорство, мотивация и сила воли. Если человек готов выкладываться на 100 %, преодолевать трудности, то любые мечты станут реальностью, и даже скрытый потенциал вырвется наружу.

Упражнения для раскрытия потенциала

Психотерапевты десятилетиями изучают вопрос о том, как раскрыть скрытый потенциал, и уже продумали ряд упражнений, способствующих этому. Такая работа над собой не займет много времени и принесет исключительно пользу, позволит открыть себя и найти те самые Упражнение называется «дорога жизни», и для его выполнения потребуется следующее:

  • Возьмите лист бумаги и отметьте на нем две точки. Одна - начало жизненного пути, вторая - конец.
  • Теперь соедините эти точки линией и представьте, что дорога проходит по какой-то местности, а вам нужно пройти из пункта А в пункт Б. Отметьте эти пункты на дороге жизни.
  • Теперь послушайте себя и ответьте на вопросы, какие желания, чувства и мысли возникают в голове в процессе представления своей дороги жизни? Сколько на нее отведено времени? Легко ли будет идти твердо от начала до конца так, чтобы не сбиться с пути?
  • Каждая деталь этого пути - остановка. Уточните, где вы их делаете, мешает ли что-то вам или наоборот помогает, какие чувства вызывает путешествие от точки А в точку Б, и что же будет дальше?

Это упражнение помогает осознать, куда ведет жизненный путь, в каком направлении вы двигаетесь и правильное ли это направление. Выполнение задачи поможет понять, кто помогает в выполнении цели, а кто стоит на пути, а также что необходимо изменить, чтобы достигнуть желаемого. Раскрой свой скрытый потенциал!


Интерес к существующим, но не проявленным характеристикам личности и человеческого бытия в целом существовал на всем протяжении многовековой истории философии и психологии. Однако нельзя не заметить, что объяснительный потенциал категорий «возможности» и «потенциал» (человеческий, личностный, профессиональный и т.п.) реализован явно недостаточно.

Впрочем, насколько маргинальным, не интегрированным в систему психологической терминологии остается термин «возможности», настолько в последние годы утвердилось понятие «человеческий потенциал», определяющее ныне одну из наиболее актуальных междисциплинарных проблем, получивших к тому же «мировое признание» (отчасти благодаря интеграции с проблематикой «устойчивого развития»). В России эта проблема рассматривается в рамках концепции человеческого потенциала в Институте человека РАН {Генисаретский, Носов, Юдин, 1996; Келле, 1997; Авдеева, Ашмарин, Степанова, 1997 и др.), где понятие человеческого потенциала «переопределяется», конкретизируется в различных аспектах его изучения: социальноорганизационном, экономическом, социально-экологическом и экзистенциальном. Сформулированы понятия базового, деятельностного, психологического потенциала - как индивидуального, так и Работа выполнена при поддержке программы грантов Президента Российской Федерации молодым ученым, проект № 01-06-99156м.

популяционного (Зараковский, Степанова, 1998), психофизиологического потенциала (Медведев, Зараковский, 1994), профессионального потенциала личности (Маноха, 1995).
Эти новейшие исследования опираются на богатую психологическую традицию. Еще в шестидесятые годы XX века развитие идей экзистенциальной и гуманистической психологии привело к созданию движения «Человеческий потенциал» (Эсаленский институт, США). Многомерный процесс развития личности описывался через понятия «стремление к смыслу» (В. Франкл), «полноценного человеческого функционирования» (К. Роджерс), «самоактуализации», «самореализации» (Ш. Бюлер, А. Маслоу). В российской психологии также накоплен опыт изучения человеческого потенциала, проявляющегося как личностный и творческий: психология творчества (Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарев), психология субъективности (В.И. Слободчи- ков), психологическая антропология (В.П. Зинченко), психология жизненного пути (Л.И. Анцыферова, К.А. Абульханова-Славская, А.А. Кроник), психология неадаптивной активности (В.А. Петровский), концепции жизненных миров личности (Ф.Е. Василюк) и мета- индивидуального мира (Л.Я. Дорфман), психология смысловой сферы личности (Д.А. Леонтьев).
Возможностям повезло гораздо меньше. Ни один из советских и российских психологических словарей не содержит термина «возможности» (как, впрочем, и статей, посвященных понятию «потенциал личности»). Этот термин преимущественно употребляется, когда нужно уточнить, оттенить ту или иную грань связанных с личностью и мотивацией понятий.

Так, характеризуя процесс саморегуляции, К.А. Абульханова-Славская указывает, что «личность "принимает в расчет" не только "нужное количество, меру активности", но и учитывает свое состояние, возможности, всю совокупность мотивов, социально-психологических ориентации и т.д.» (1991, с. 97). А.А. Ершовым мотивообразующий эффект саморегуляции определяется через соизмерение человеком своих возможностей и «духовных, интеллектуальных, волевых, физических потенциалов» с требованиями среды, условиями и целями деятельности, с объективно необходимыми затратами (1991, с. 15-16). В монографии А.А. Ершова определения понятий «возможности» и «потенциалы» не сформулированы; К.А. Абульханова-Славская, раскрывая свое понимание возможностей субъекта (от которых зависит регуляция деятельности), специально оговаривает ограниченность этого определения контекстом: «... В данном случае мы имеем в виду его способности, навыки и особенности реакции на неожиданность и т.д.» (1980, с. 270).
В философии с помощью парных категорий возможности и действительности описываются процессы развития материального мира.

Возможность как объективная тенденция развития при определенных условиях переходит в действительность, существующую как реализация некоторой возможности. Взаимопереходы реальной и абстрактной возможностей, количественное их соотношение составляют основу вероятностного прогнозирования субъектом последствий своих действий, а также тенденций, существующих независимо от него.
Практически все вопросы, поставленные в философии применительно к проблемам возможного и действительного, имеют тесную связь со сферой психологии - например, соотношение «актуального» и «потенциального». Еще Аристотель в «Метафизике» предупреждал о невозможности строго определить «потенцию», «акт» и связывающую их «энергию». Возможность перевода потенциального в действительное, считал Гегель, содержится в человеческом действии: «Истинное бытие человека есть его действие: в нем индивидуальность действительна» (1959, с. 172). Достаточно близкие положения высказывались и С.Л. Рубинштейном, и А.Н. Леонтьевым: сознание только опосредует изменения, производимые действиями субъекта.
Другой аспект связан с проблемой соотношения свободы и детерминированности в человеческой деятельности (обзор психологических подходов к этой проблеме см. в: Леонтьев, 2000). Оппозиция «свобода-детерминизм» издавна служит эвристическим основанием в классификациях психологических теорий и подходов. Разные степени свободы, вероятно, не образуют однородный континуум, поскольку свобода и необходимость могут представлять одну и ту же сущность, что отражено, например, в следующем высказывании Шеллинга: «Именно сама внутренняя необходимость умопостигаемой сущности и есть свобода lt;...gt;. Необходимость и свобода существуют одна в другой, как одна сущность, лишь рассматриваемая с разных сторон и потому являющаяся то одним, то другим» (1908, с. 127).
Еще одна грань проблемы возможного в философии - проблема потенциальной бесконечности. Трактовка самосознания как бесконечного стремления восходит к Платону, проходит через всю платоническую традицию христианской философии к утверждению Фихте о том, что сущность человеческого Я есть бесконечное стремление. В своих желаниях и действиях Я всегда встречает границу, препятствие: без такого ограничения, такого чувства конечности не было бы стремления. Но вместе с тем «...стремление есть отрицание ограничений, выход за пределы каждой вновь полагаемой границы: и без такого чувства от всякой данной конечности тоже не было бы стремления» (цит. по: Вышеславцев, 1994, с. 139). Вряд ли возможно определить, когда - в историческом масштабе - человеческое Я приобретает импульс такого рода, стремясь не к чему-то опреде

ленному, но - к пределу возможного. Карл Ясперс, один из самых проницательных мыслителей XX века, само появление человека современного типа связывал с появляющейся в «осевое время» рефлексией человека относительно границ и пределов своих возможностей. Ясперс полагал, что в осевое время разрыв между возможностями большинства людей и возможностями отдельных личностей был существенно выше, нежели сейчас {Ясперс, 1994).
Разработка трагических граней диалектики возможного и невозможного связана прежде всего с именем Серена Кьеркегора. Человеческое Я, по Кьеркегору, равным образом нуждается в возможности и необходимости: «...Оно необходимость, ибо является собою, но и возможность, ибо должно собою стать» (1993, с. 272). Недостаток необходимости вызывает «потерю Я», «отчаяние возможного», недостаток же возможного означает, что для человека все стало необходимостью или банальностью. По Кьеркегору, отчаянию этого рода в первую очередь подвержены детерминисты и фаталисты. В первую очередь - но, увы, не только они. М. Хайдеггер убедительно выстраивает логику отношения конформистского сознания к возможному - когда толкования других заранее ограничивают «...свободные для выбора возможности кругом известного, достижимого, терпимого, того, что пристойно и прилично. Эта нивелировка возможностей присутствия до ближайше доступного осуществляет вместе с тем зашоривание возможного как такового. Средняя повседневность становится слепа к возможностям и успокаивается одним "действительным". Эта успокоенность не исключает расширенной деловитости озабочения, но возбуждает ее. Воля не волит тогда позитивных новых возможностей, но имеющееся в распоряжении "тактически" видоизменяется таким образом, что возникает видимость каких-то свершений» (1997, с. 194).
Можно было бы и дальше продолжать краткий экскурс в философскую проблематику возможного и невозможного, но остановимся на этом, отметив тесное переплетение философских, психологических, социальных аспектов проблемы.
Границы возможного не существуют вне осознающего их человеческого сознания; вместе с тем, будучи осознанными однажды, они становятся неотъемлемым элементом жизненного мира человека - «организованной совокупности всех объектов и явлений действительности, связанных с данным субъектом жизненными отношениями» (Леонтьев, 1990, с. 51). На наш взгляд, ни одно из используемых в психологии мотивации понятий не совпадает с теми, которыми описываются представления человека о его возможностях в единстве с мотивационными побуждениями к их достижению. Сферу возможного определим как относительно устойчивую систему взаимосвязанных
целей-ценностей, достижимых при изменениях наличной ситуации субъекта вследствие ее собственной динамики развития или в результате деятельности субъекта (либо прекращения деятельности). При наиболее благоприятных условиях и максимальной эффективности и мотивированности субъекта результат его деятельности будет соответствовать пределу, или границе возможного (подробнее см. Иванченко, . Сфера невозможного лежит «по ту сторону» предела возможного и определяет человека отрицательно (как то, чем он не был, не стал, не будет). Хотя в общем виде развитие личности можно представить как расширение сферы возможного, рост достигнутого влечет за собой умножение не осуществившихся вариантов развития и расширение сферы невозможного. В широком смысле любой процесс развития состоит не только из роста и совершенствования, но и из потерь и упадка (такой взгляд утвердился, в частности, во всевозрастном подходе в психологии развития - Балтес, 1994).
Сфера возможного по отношению к жизненному миру выступает как его идеальный, предвосхищаемый прообраз. В процессе целепола- гания субъект выходит за пределы требований наличной ситуации и стремится практически определить границы своих возможностей. Но еще до этого он обладает «представлениями о возможном», присущими тем или иным социальным общностям или группам и в совокупности образующим «пространство возможностей» индивида. Поскольку представления о возможном являются одним из видов «социальных представлений» (история этого понятия прослежена в обзоре Московичи, 1992), к ним также можно отнести следующие характеристики: способность предопределять и предписывать поведение индивида (М. Вебер), определенная устойчивость и объективность (Э. Дюркгейм), функция преодоления дистанцированности от других членов общности (Г. Зиммель).
Вполне очевидно, что границы человеческой деятельности задаются и объективными условиями, и личностными особенностями субъекта, например, способностями, мотивацией достижения успеха или избегания неудач в той или иной сфере. В более общем плане само социальное пространство может определяться как «набор возможностей действия» (Левада, 1993, с. 41). Социокультурные способы реализации деятельности, институализирующие содержащиеся в поведенческом поле возможности и шансы, играют важную роль в социальной дифференциации и стратификации. Питирим Сорокин говорил в этой связи о «селекционирующих институтах» и подчеркивал значение характера препятствий, которые эти институты устанавливают для индивидов. Если эти препятствия «злокачественны» и «неадекватны», это ведет к печальным последствиям для всего общества. Если же они адекватны и правомерны, то и социальное

распределение индивидов приведет к процветанию всего общества (Сорокин, 1992).
Но можно ли приравнивать возможности к объективно существующим обстоятельствам, благоприятствующим либо препятствующим деятельности субъекта? Наша жизнь, утверждал X. Ортега-и-Гассет, состоит прежде всего в сознании наших возможностей. «Жить - это значит пребывать в кругу определенных возможностей, которые зовутся "обстоятельствами". Жизнь в том и заключается, что мы - внутри "обстоятельств", или "мира". Иначе говоря, это и есть "наш мир" в подлинном значении этого слова. "Мир" не что-то чуждое нам, вне нас лежащее; он неотделим от нас самих, он - наша собственная периферия, он - совокупность наших житейских возможностей lt;...gt;. Мир, то есть наша возможная жизнь, всегда больше, чем наша судьба, то есть жизнь действительная» (Ортега-и-Гассет, 1991, с. 131). Отдельно взятыми возможностями сфера возможного не исчерпывается, поскольку принадлежность этих возможностей уникальной личности создает системное единство (при всей возможной дисгармоничности и противоречивости) сферы возможного субъекта.
Изменения сферы возможного на больших временных отрезках также задают основу жизненных стратегий. Основным критерием оптимальности жизненных стратегий, видимо, является усложнение и обогащение жизненного мира и расширение границ возможного. Избыток возможностей, по X. Ортега-и-Гассету, - признак здоровой, полнокровной жизни {Там же, с. 139).
Противоположный результат - упрощение - может быть достигнут различными способами: минимизацией притязаний, «свертыванием» жизненных отношений, в первую очередь потенциально выводящих за границы сферы возможного, ориентацией на постоянно меняющиеся сиюминутные требования жизненной ситуации или на устоявшиеся, общепринятые образцы жизненных стратегий. Для характеристики стандартных жизненных стратегий эвристичным, на наш взгляд, является аристотелевское понятие «доксы» (с/оха) - мира расхожих мнений и обыденного знания. Роланом Бартом этот термин был использован для анализа современного литературного языка (включающего область «эндоксального», то есть согласующегося с «доксой» дискурса, и ортогональных, оппозиционных ей «пара-доксальных» дискурсов) (Barthes, 1977). Эндоксальные стратегии быстро стереотипизируются. Бесконечно тиражируемые «конфигурации» сферы возможного начинают казаться «естественными» и «достаточными», пока не появляется человек para-doxa, расшатывающий стереотипы. Стандартные стратегии, отмечает К.А. Абульхано- ва-Славская, легки, но они не позволяют скоординировать жизнь в целом (Абулъханова-Славская, 1991, с. 285). Приведенная выше цита
та из М. Хайдеггера акцентирует внимание на другом свойстве «эн- доксальных» стратегий - избирательной «слепоте» следующего им субъекта ко всем возможностям, отклоняющимся от нормативно одобряемых.
Стандарты существуют практически для любой области деятельности - ведь только тогда результат может быть оценен. Сравнение с результатами других людей и определение рангового места субъекта Л. Фестингером обозначалось как «социальная относительная норма» (Festinger, 1954). Понятие о социальной относительной норме у человека формируется в процессе преодоления «фильтров» и препятствий. В рамках функционального анализа Р. Мертона постулируется, что место, занимаемое индивидом в статусной или классовой структуре, определяет степень его доступа к легитимированным средствам достижения успеха и, следовательно, определяет его позицию в структуре возможностей. Структура возможностей и структурное напряжение - это взаимозависимые и взаимообусловленные понятия. Так, например, ограничение шансов индивида усиливает напряжение, а снижение напряжения ведет к возрастанию возможностей (см. например, Blau, 1990, с. 142). В теории структурирования Энтони Гид- денса структура определяется как «правила и ресурсы», используемые людьми в их взаимодействии. Субъекты действия владеют правилами в виде скрытых «запасов знания». Структура предполагает также использование ресурсов, т.е. материальных средств и способностей деятелей. Те, кто располагает ресурсами, могут осуществлять власть (хотя, согласно Гидденсу, власть сама по себе не является ресурсом, а есть результат обладания материальными и организационными возможностями) (Giddens, 1982).
Взаимодействие личностных диспозиций и ситуационных детерминант, о котором говорилось уже выше, описывается классическими теориями «ожидаемой ценности» {Feather, 1959), «выбора риска» (Atkinson, 1964). Эти модели были призваны объяснить индивидуальные различия в выборе задач и уровне притязаний, продолжительность будущих действий по их решению, а также различия в усилиях и достигнутых результатах. Но оказалось, что есть проявления личностных диспозиций, которые не объяснимы в рамках этих моделей, например, предпочтение индивидом очень легких или очень трудных задач.
Для объяснения этого явления Дж. Кулем была предложена модель, связывающая вероятность успеха и привлекательность цели через понятие «личностного стандарта». Для индивидов с завышенным стандартом успех в решении легких задач не слишком привлекателен, и они уклоняются от решения задачи, пока привлекательность успеха не превысит боязнь неудачи, и наоборот: для индивидов с занижен
ным стандартом избегание неудачи более значимо (Kuhl, 1978). Все эти модели появились как обобщение результатов лабораторных экспериментов, однако затем возникли многочисленные практические применения. Так, при изучении принципов выбора профессии было показано, что индивиды, мотивированные на избегание неудачи, в своих желаниях пройти обучение той или иной профессии будут, скорее, руководствоваться очень заниженными или завышенными требованиями, в то время как индивиды с мотивацией достижения успеха осуществят более реалистичный выбор (Kleinbeck, 1975). В. Врум показал, что чем выше результат деятельности, тем сильнее тенденция к действию (Vroom, 1964). В нашем исследовании «Образы воз- можного-невозможного в эпоху социальных изменений», проведенном в 1994-96 годах, отмеченная закономерность подтвердилась. Студентки и студенты, выше оценивающие свои достижения в тех или иных сферах деятельности, значимо выше оценивали и свои шансы и возможности в этой сфере (Ivanchenko, 1996).
Представляется, что понятие потенциала (человеческого либо личностного) в меньшей степени отражает мотивационные аспекты потенциального измерения человеческого бытия, нежели «возможности». Нередко в характеристику потенциала субъекта мотивация включается (например, «мотивированная направленность личности» как один из основных компонентов индивидуального психологического потенциала - см. Зараковский, Степанова, 1998, с. 51). Однако, скажем, в авторитетном двухтомнике Союза международных научных обществ, названном «Энциклопедия мировых проблем и человеческий потенциал», мотивационные структуры личности в определении человеческого потенциала отражены лишь косвенно: «Потенциал человека - способность индивида к самовыражению, самоактуализации и самореализации lt;...gt;. Реализуется потенциал человека в защите таких ценностей, как правдивость, доброта, искренность, красота, оптимизм, справедливость и порядочность, естественность поведения, организованность, дисциплинированность» (цит. по: Зараковский, Степанова, 1998, с. 53).
И еще - поскольку сам человек своим потенциалом практически не может оперировать, в термине «потенциал» есть некоторый оттенок внешней заданности (что отражено и на языковом уровне: что, скажем, может человек сделать со своим потенциалом? Реализовать, если он имеется; развить, если недостаточен, - вот, пожалуй, и все). Намного многограннее возможности, предоставляемые одноименным термином («возможности»): рассчитать, мысленно проиграть, упустить, не увидеть, просмотреть, взвесить, измыслить, найти и т.д.
Иммануил Кант в «Антропологии», обращая внимание читателя на парадокс - человек, изнывающий от скуки большую часть жизни,

в конце ее начинает жаловаться на необъяснимую краткость жизни в целом, - дал замечательный пример долговременной «игры возможностями», целенаправленно реализуемыми и намеренно упускаемыми: «Множество отрезков времени, которые выделяются в последний период жизни разнообразными и переменными работами, возбуждают у старика представление о том, будто он прожил гораздо больше времени, чем по числу лет; наполнение времени планомерно усиливающейся деятельностью, которая имеет своим результатом великую, заранее намеченную цель, - это единственное верное средство быть довольным жизнью и вместе с тем чувствовать себя пресыщенным ею». Реализация множества взаимосвязанных и объединенных единой логикой возможностей в контексте жизни в целом, таким образом, создает предпосылки осмысленности жизни.
Автору не хотелось бы резюмировать вышесказанное в том ключе, что эвристический потенциал «возможностей» уступает в психологии мотивации возможностям «личностного потенциала». Однако даже в бескрайнем пространстве терминов, концепций, теорий мотивации и личности они просто обречены на встречу с другими понятиями, на взаимовлияние и на «разграничение полномочий».

Новое на сайте

>

Самое популярное