Домой Картофель Что такое социальные процессы каковы их типы. Социальные процессы и социальные изменения. социальный процесс цивилизация общество

Что такое социальные процессы каковы их типы. Социальные процессы и социальные изменения. социальный процесс цивилизация общество

Социальные процессы , изменения и развитие сопутствуют жизни каждого человека. Они вызываются к жизни различными как субъективными так объективными обстоятельствами - опытами, идеями, интересами, догадками, внешней ситуацией. Но значительные социальные изменения происходят обязательно в процессе совместных действий людей, которые не разрознены, а, наоборот, однонаправлены, взаимосвязаны, сопряжены, взаимозависимы.

Человек постоянно корректирует свое поведение, включается в процессы, ищет пути выхода из трудных ситуаций, взаимоотношений, меняет свое положение в экономической и политической сферах, то есть сознательно или бессознательно участвует в социальных процессах.

Что же такое социальные процессы?

Краткий словарь по социологии (М., 1988, с. 263) характеризует социальный процесс как последовательную смену состояний или движений социальной системы, или ее подсистем, или любого социального объекта. Социальный процесс состоит из нескольких стадий, имеет определенную структуру, направленность.

Социолог Фролов С. С. в учебнике «Социология» М., Логос, 1998, с. 274 отмечает, что социальный процесс - есть совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий.

Социальные процессы связаны с изменениями в обществе во всех сферах социальной жизни.

Социальные процессы - это важнейшие изменения социальных структур, включая последствия и проявления этих изменений в нормах, ценностях, культурных элементах и символах.

Социальные изменения - это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое.

Социальное изменение – это любая модификация, происшедшая в социальных отношениях. В более узком смысле под социальным изменением понимается изменение социальной структуры общества.

Автор учебника «Социология» Волков Ю.Г. (Ростов на Дону, Изд-во «Феникс», 2005 г.) отмечает, что при этом необходимо различать социальную динамику, то есть процессы социальной модификации, в ходе которой сохраняется и укрепляется существующая структура, и собственно социальные изменения, то есть такие модификации, которые приводят к глубоким структурным изменениям.

В социологии существуют постоянные структуры или модели социальных изменений , их предложено три:

1. Движение по нисходящей линии от вершины к упадку;

2. Движение по замкнутому кругу – циклами.

3. Движение от низшего к высшему – прогресс.

В современный период более других представлена схема развития в двух позициях: циклической и однонаправленной. Однонаправленное развитие чаще всего понимается как рост или накопление чего-либо – уровня организации, объёма производства, плотности населения. Простейший тип однонаправленного процесса изменений – линейный, когда объём происходящих изменений является постоянным в любой момент времени. Циклические изменения характеризуются последовательным прохождением стадий. Они происходят в сельскохозяйственной, экономической и других сферах общества.


Социальные изменения также бывают :

Эндогенные, обусловленные внутренней природой или структурой изменяющегося общества, они берут в нём начало;

Экзогенные, которые вызываются внешними причинами (протестантизм вызвал ускоренное развитие капитализма).

Существует тип социального изменения, называемый модернизацией.

Модернизация обозначает исторический процесс перехода от традиционного аграрного общества к современному индустриальному обществу.

Как показывает практика, модернизация – это непрерывный и бесконечный процесс. Он делится на первичную, рефлексивную (порождающую бесчисленные опасности и риск), догоняющую (включение в модернизацию стран запоздавших с её проведением), рецидивирующая (по мнению российского социолога Н.Ф. Наумовой), когда идея догоняющего социального развития связана с ностальгическим сожалением о былом имперском могуществе России.

Виды социальных изменений можно представить в виде схемы.


Схема 1. Виды социальных изменений

Возникают социальные изменения по причине взаимодействия факторов как социальных, так и природных.

1. Физическая среда – это физические существа, живущие в определённой среде обитания и вступающие с ней во взаимодействие посредством социальной организации и технологий, способствующих их адаптации.

2. Население. Изменения в численности, структуре и распределении народонаселения сказываются на культуре и социальной структуре общества (старение, конкуренция на рынке труда).

3. Конфликты – это форма взаимодействия людей в борьбе за ресурсы и ценности.

4. Ценности и нормы, принятые в обществе, выступают в виде разрешения или запретов на какие-либо новшества либо действуют как стимуляторы.

5. Инновации. Открытие добавляет новые знания к уже существующим (теория относительности Эйнштейна, генетическая теория Менделя). Изобретение представляет собой новую комбинацию старых элементов. Инновации как открытия, так и изобретения – не единичные акты, а кумулятивная (накопительная) последовательность передаваемых поколениями наращиваемых знаний плюс ряд новых элементов.

Некоторые инновации создают эффект гораздо более сильный, разрушая старые или создавая новые социальные отношения, культурные образцы. Так технические новшества как радио, телевидение, автомобиль породили целые культуры.

В социологии отмечаются три основные формы социальных эффектов инновации.

1. Дисперсия, или множественные эффекты, одного изобретения или открытия.

2. Последующие, или производные эффекты одного изобретения или открытия.

3. Конвергенция, или соединение, нескольких влияний различных изобретений.

Диффузия – это процесс, в ходе которого культурные характеристики распространяются от одной социальной системы к другой.

Механизмами однонаправленных процессов являются: накопление, выбор, дифференциация. Модели однонаправленного развития предполагают, что изменение в определённом направлении влечёт за собой дальнейшие изменения в этом же направлении.

Механизмами криволинейного и циклического изменения можно считать насыщение и истощение. Модели развития по кривой или по замкнутому циклу допускают, что изменения в одном направлении создаёт условия для дальнейших изменений в других, в том числе и противоположных направлениях.

Конфликты, соревнования, кооперация, конкуренция также могут рассматриваться в качестве механизмов социальных изменений.

Источниками социальных изменений могут быть: социальные причины, случайные причины, политические причины, технологические причины, изменения спроса на рынке труда.

Социальные процессы непременно затрагивают социальные системы, общности, группы. Преобразуют их, создают новые, видоизменяют, вызывают к жизни новые взаимоотношения и социальные взаимодействия. Эти изменения выступают единственной единицей сравнения при анализе социальных систем, общностей, отношений, взаимодействий. Многие социальные процессы бывают парными: революционные – эволюционные, прогрессивные – регрессивные, сознательные – стихийные, функциональные – дисфункциональные, интегрирующие – дезинтегрирующие. А также политические, экономические, управленческие, коммуникативные и др.

Если наряду со сравнительным методом применить исторический, посмотреть на преемственность различных стадий развития человечества, включая физическое, интеллектуальное, моральное и политическое, то заметим:

Общество, как целостная система развивается от простого к сложному, от низшего к высшему

Прогресс может быть достигнут только через конкретную серию социальных ступеней, и значит, через изменения, через развитие, через процессы.

В качестве ведущих социальных процессов отмечаются эволюционные и революционные.

Социальная эволюция в представлении исторических стадий человеческого общества включает в себя: развитие общества от простого к дифференцированному, от традиционного к рациональному, от непросвещенного к просвещенному, от общества с ручной технологией к обществу с машинной технологией, от слабо интегрированного общества к строго интегрированному.

Эмиль Дюркгейм, французский социолог, отмечает, что переход от простого общества к сложному зависит от глубины разделения труда в обществе. Немецкий социолог Теннис отмечает, что в деревенской общине существовали основные типы социальной связи: люди жили по общинным принципам и ценностям, соблюдая традиции и обычаи, специализация была ограниченная и неразвитая, народ опирался на религию, главной ценностью была семья и община. В индустриальном обществе следующие взаимосвязи: стремление к личной выгоде, в основе жизни формальные законы, в обществе выражены профессиональные роли, люди опирались на светские ценности, в основе общества лежат корпоративные и ассоциативные формы объединения людей. Французский ученый Арон отмечал, что в постиндустриальном обществе овладение знаниями являются главным престижным фактором, ученые и консультанты играют господствующую роль, развито массовое производство товаров для рынка, производство и управление механизировано и автоматизировано, научно техническая революция охватила все сферы жизни.

Эволюционные процессы понимаются как постепенные, медленные, плавные, количественные преобразования объектов. Эволюционное развитие включает в себя несколько моментов:

Дифференциацию общества;

Специализацию, различных частей и структур общества;

Интеграцию - установление гармонии, структурного и функционального соответствия всех частей общества;

Адаптацию общества к новым условиям, сохранение равновесия и способности к самосохранению.

Революционный процесс - это относительно быстрое, коренное, качественное изменение объектов и систем. Они повторяются во времени и в пространстве, или там и там одновременно. Карл Маркс считал социальные революции, т.е. коренные качественные перевороты всей общественной жизни локомотивом истории. Исторически доказано, что чем больше элементов структуры охватывает процесс, чем масштабнее происходят перемены, тем более продолжительное время требуется для их реализации.

Основными видами социальных процессов являются:

1) кооперация - в переводе с латыни “вместе работать” на основе согласованных действий, общих целей, взаимопонимания, согласованности и принятых правил сотрудничества

2) конкуренция - это борьба между индивидами, группами и обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены между индивидами или группами (деньги, власть, статус, признательность, любовь). Конкуренция - это попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. Конкуренция основана на том, что люди никогда не могут удовлетворить свои желания.

3) приспособление - это принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды (эмигранты, школьники, студенты, сельский житель в городе - формирует тип поведения в изменившихся условиях)

4) подчинение - это обязательное условие процесса приспособления, т.к. сопротивление затрудняет вхождение индивида в новую структуру и мешает ему приспосабливаться

5) компромисс - это форма приспособления, когда индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения

6) ассимиляция - это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к общей культуре. Ассимиляция часто ослабляет и гасит конфликты

7) амальгамизация - это биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Процессы ассимиляции и амальгамизации приводят к стиранию границ между народами, уничтожению формального разделения, появлению общей схожести членов группы.

Социальные изменения в обществе протекают в результате целенаправленной деятельности людей, которая состоит из отдельных социальных действий и взаимодействий. Как правило, разрозненные действия редко могут привести к значительным социальным и культурным изменениям. Даже если один человек сделал великое открытие, множество людей должны использовать его, внедрить в свою практику. Таким образом, значительные социальные изменения происходят в процессе совместных действий людей, которые не разрознены, а, наоборот, однонаправлены, взаимно сопряжены. Причем это сопряжение часто может быть бессознательным благодаря наличию у людей мотивов и ориентации.

Совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий, называется социальным процессом.. Люди перемещаются с места на место, совместно обучаются, производят продукты, распределяют и потребляют их, участвуют в политической борьбе, культурных преобразованиях и многих других социальных процессах.

Из всего многообразия социальных процессов можно выделить процессы, имеющие общие черты, совокупность которых позволила социологам Р. Парку и Э. Берджесу создать классификацию основных социальных процессов: кооперации, конкуренции (соперничества), приспособления, конфликта, ассимиляции, амальгамиза-ции. К ним обычно присоединяют два других социальных процесса, которые проявляются только в группах: поддержание границ и систематические связи.

Слово кооперация происходит из двух латинских слов: ко - вместе и операри - работать. Кооперация может протекать в диадах (группах из двух индивидов), малых группах, а также в больших группах (в организациях, социальном слое или обществе).

Кооперация в примитивных обществах обычно имеет традиционные формы и протекает без осознанного решения трудиться сообща. На островах Полинезии жители сообща ловят рыбу не потому, что они так решили, а потому, что так делали их отцы. В обществах с более развитой культурой, техникой и технологией создаются предприятия и организации для преднамеренной кооперации деятельности людей. В основе любой кооперации лежат согласованные действия и достижение общих целей. Для зтого необходимы такие элементы поведения, как взаимопонимание, согласованность действий, установление правил сотрудничества. Кооперация прежде всего связана с желаниями людей сотрудничать, и многие социологи считают это явление основанным на бескорыстии. Однако проведенные исследования и просто опыт показывают, что корыстные цели в большей степени служат кооперации людей, чем их симпатии и антипатии, нежелания или желания. Таким образом, главный смысл кооперации состоит прежде всего в обоюдной пользе.

Кооперация у членов малых групп - настолько обычное явление, что история жизни большинства индивидов может быть определена в основном как их попытка стать частью таких групп, а также регулировать кооперативную групповую жизнь. Даже наиболее ярко выраженные индивидуалисты вынуждены соглашаться с тем, что они находят удовлетворение в семейной жизни, в группах проведения досуга и в группах на работе. Необходимость в подобной кооперации так велика, что мы иногда забываем, что успешное стабильное существование группы и удовлетворенность ее членов во многом зависят от способности каждого к включению в кооперативные взаимосвязи. Личность, которая не может легко и свободно кооперироваться с членами первичных и малых групп, вероятно, будет изолирована и, возможно, не приспособится к совместной жизни. Кооперация в первичных группах важна не только сама но себе, но и тем, что она незримо связана с кооперацией во вторичных группах. Действительно, все большие организации представляют собой сеть малых первичных групп, в которых кооперация функционирует на основе включения индивидов в значительное число личностных взаимосвязей.

Кооперация во вторичных группах выступает в виде многих людей, работающих совместно в крупномасштабных организациях. Желание людей сотрудничать для достижения общих целей выражается через правительственные учреждения, частные фирмы и религиозные организации, а также через группы с узкоспециализированными интересами. Такая кооперация не только включает многих людей в данном обществе, но и обусловливает создание сети организаций, кооперирующих деятельность на уровне государственных, региональных, национальных и межнациональных взаимосвязей. Основные трудности при организации такой крупномасштабной кооперации вызывает географическая протяженность кооперативных связей, достижение соглашения между отдельными организациями, предотвращение конфликтов между группами, отдельными индивидами и подгруппами, которые они составляют.

Конкуренция - это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены между индивидами или группами (это могут быть деньги, власть, статус, любовь, признательность и другие ценности). Она может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. Конкуренция основана на том факте, что люди никогда не могут удовлетворить все свои желания. Поэтому конкурентные отношения процветают и в условиях изобилия точно так же, как соперничество в деле занятия высших, высокооплачиваемых рабочих мест существует и в условиях полной занятости. Если рассматривать взаимоотношения полов, то и там практически во всех обществах существует острая конкуренция за внимание со стороны определенных партнеров противоположного пола.

Конкуренция может проявляться на личностном уровне (например, когда два руководителя борются за влияние в организации) или носить безличный характер (предприниматель борется за рынки сбыта, не зная лично своих конкурентов. В этом случае конкуренты могут не идентифицировать своих партнеров как соперников). Как личностная, так и безличная конкуренция осуществляется обычно в соответствии с определенными правилами, которые фокусируют внимание на достижении и опережении соперников, а не на их устранении.

Хотя конкуренция и соперничество присущи всем обществам, острота и формы их проявления весьма различны. В обществах, где существуют в основном предписанные статусы, конкуренция, как правило, менее заметна; она перемещается в малые группы, в организации, где люди стремятся быть «первыми среди равных». В то же время в обществах с достигаемыми в основном статусами конкуренция, соперничество пронизывают все сферы общественной жизни. Для личности, живущей в таком обществе, конкурентные отношения начинаются с детства (например, в Англии или Японии дальнейшая карьера во многом зависит от школы, в которой ребенок начинает свое обучение). Кроме того, в каждой группе или обществе по-разному складывается соотношение процессов сотрудничества и конкуренции. В одних группах существуют ярко выраженные процессы конкуренции, протекающие на личностном уровне (например, желание выдвинуться, завоевать большее материальное вознаграждение), в других - личностное соперничество может отходить на второй план, личностные отношения носят в основном характер сотрудничества, а конкуренция переносится на взаимоотношения с иными группами.

Конкуренция - это один из методов распределения недостаточного вознаграждения (т.е. такого, которого не хватает для всех). Конечно, возможны и другие методы. Ценности могут распределяться по нескольким основаниям, например по первоочередной необходимости, возрасту или социальному статусу. Можно распределять недостаточные ценности через лотерею или делить их равными долями между всеми членами группы. Но применение каждого из этих методов порождает значительные проблемы. Первоочередная необходимость чаще всего оспаривается индивидами или группами, так как при введении системы приоритетов многие считают себя заслуживающими наибольшего внимания. Равное распределение недостаточного вознаграждения среди людей с разными потребностями, способностями, а также среди приложивших разные усилия тоже весьма спорно. Однако конкуренция, хотя и может быть недостаточно рациональным механизмом распределения вознаграждения, но «работает» и, кроме того, снимает множество социальных проблем.

Другим следствием конкуренции можно считать создание определенных систем установок у конкурентов. Когда личности или группы конкурируют друг с другом, у них развиваются установки, связанные с недружелюбным и неприязненным отношением друг к другу. Эксперименты, проведенные в группах, показывают: если ситуация складывается таким образом, что личности или группы кооперируются для преследования общих целей, то поддерживаются дружеские отношения и установки. Но как только создаются условия, при которых возникают неразделенные ценности, порождающие конкуренцию, немедленно возникают недружелюбные установки и нелестные стереотипы . Известно, например, что если национальные или религиозные группы вступают в конкурентные отношения друг с другом, появляются национальные и религиозные предрассудки, которые по мере возрастания конкуренции постоянно усиливаются.

Плюсом конкуренции можно считать то, что она широко практикуется как средство, стимулирующее каждую личность к самым большим достижениям. Раньше верили в то, что конкуренция всегда усиливает мотивацию и таким образом повышает производительность. В последние же годы исследования конкуренции показали, что это не всегда справедливо. Так, можно привести множество случаев, когда внутри организации возникают разные подгруппы, которые, конкурируя между собой, не могут положительно влиять на эффективность деятельности организации. Кроме того, конкуренция, не дающая шансов на продвижение какому-либо индивиду, часто приводит к отказу от борьбы и снижению его вклада в достижение общих целей. Но несмотря на эти оговорки, очевидно, что в настоящее время не придумано еще более сильного стимулирующего средства, чем конкуренция. Именно на стимулирующем значении свободной конкуренции основаны все достижения современного капитализма, необыкновенно развились производительные силы, открылись возможности для значительного повышения уровня жизни людей. Более того, конкуренция привела к прогрессу в науке, искусстве, к значительным изменениям в социальных отношениях. Однако стимулирование путем конкуренции может быть ограничено по крайней мере в трех отношениях.

Во-первых, люди сами могут ослабить конкуренцию. Если условия борьбы связаны с излишними тревогами, риском и потерей чувства определенности и безопасности, они начинают защищать себя от конкуренции. Бизнесмены развивают монопольную систему цен, идут на тайные сделки и сговоры, чтобы избежать конкуренции; некоторые отрасли требуют защиты их цен со стороны государства; научные работники, невзирая на свои способности, требуют всеобщей занятости и т.д. Практически каждая социальная группа стремится обезопасить себя от жестких конкурентных условий. Таким образом, люди могут отходить от конкуренции просто потому, что боятся потерять все, что у них есть. Наиболее яркий пример - отказ от конкурсов и состязаний представителей искусства, так как певцы или музыканты, занимая в них невысокие места, могут потерять популярность.

Во-вторых, конкуренция представляется стимулирующим средством только в некоторых областях человеческой деятельности. Там, где стоящая перед людьми задача проста и требует выполнения элементарных действий, роль конкуренции весьма велика и появляется выигрыш за счет дополнительного стимулирования. Но если задача усложняется, качество работы становится более важным, конкуренция приносит меньше пользы. При решении интеллектуальных задач не только возрастает продуктивность групп, работающих по принципу кооперации (а не конкуренции), но и работа делается более качественно, чем в тех случаях, когда члены группы конкурируют друг с другом. Конкуренция между отдельными группами при решении сложных технических и интеллектуальных задач действительно стимулирует деятельность, но внутри каждой грунпы наиболее стимулирующей является не она, а кооперация.

В-третьих, конкуренция имеет тенденцию превращаться в конфликт (конфликт подробнее будет рассматриваться в следующей главе). Действительно, согласие на мирную борьбу за определенные ценности, вознаграждения путем соперничества часто нарушается. Конкурент, проигрывающий в мастерстве, интеллекте, способностях, может поддаться искушению завладеть ценностями путем насилия, интриги или нарушения существующих законов конкуренции. Его действия могут породить ответную реакцию, и конкуренция превращается в конфликт с непредсказуемыми результатами.

Приспособление - принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения. Например, эмигранты в чужой стране пытаются приспособиться к новой культуре; школьники поступают в институт и должны приспосабливаться к новым требованиям, к новой среде. Иными словами, приспособление - это формирование типа поведения, пригодного для жизни в изменившихся условиях внешней среды. В той или иной степени процессы приспособления протекают непрерывно, поскольку непрерывно меняются условия внешней среды. В зависимости от оценки индивидом изменений внешней среды и значимости этих изменений процессы приспособления могут быть кратковременными или длительными.

Приспособление представляет собой сложный процесс, в котором можно выделить ряд особенностей. Это подчинение, компромисс, терпимость.

Всякое изменение ситуации в среде, окружающей индивида или группу, заставляет их либо подчиниться ему, либо вступить с ним в конфликт. Подчинение - обязательное условие процесса приспособления, так как любое сопротивление значительно затрудняет вхождение индивида в новую структуру, а конфликт делает это вхождение или приспособление невозможным. Подчинение новым нормам, обычаям или правилам может быть осознанным или неосознанным, но в жизни любого индивида оно встречается более часто, чем неповиновение и отвержение новых норм.

Компромисс - форма приспособления, которая означает, что индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями и культурой путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения. Каждый индивид обычно старается достичь соглашения, учитывая собственные силы и то, какими силами располагает окружающая изменяющаяся среда в определенной ситуации.

Компромисс - это баланс, временное соглашение; как только ситуация изменяется, приходится искать новый компромисс. В тех случаях, когда цели и способы их достижения у индивида или группы не могут удовлетворить индивида, компромисса достичь не удается и индивид не приспосабливается к новым условиям окружающей среды.

Необходимым условием для успешного протекания процесса приспособления является терпимость по отношению к новой ситуации, новым образцам культуры и новым ценностям. Например, с возрастом наше восприятие культуры, изменений и нововведений меняется. Мы уже не можем полностью принять молодежную культуру, однако можем и должны относиться к ней терпимо и путем такого приспосабливания мирно сосуществовать с нашими детьми и внуками. То же можно сказать об эмигранте, выезжающем в другую страну, который просто обязан терпимо относиться к образцам чуждой ему культуры, ставить себя на место окружающих его людей и пытаться понять их. В противном случае процесс приспособления не будет успешным.

Ассимиляция - это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Это всегда двухсторонний процесс, в котором каждая группа имеет возможности для проникновения своей культуры в другие группы пропорционально своему размеру, престижу и другим факторам. Процесс ассимиляции лучше всего проиллюстрировать на примере американизации иммигрантов, прибывающих из Европы и Азии. Прибывшие в большом количестве иммигранты в период с 1850 по 1913 г. в основном образовали иммигрантские колонии в городах на севере США. Внутри этих этнических колоний (малой Италии, малой Польши и т.д.) они жили во многом в соответствии с образцами европейской культуры, воспринимая некоторые комплексы американской культуры. Однако их дети начинают очень резко отвергать культуру родителей и впитывать культуру своей новой родины. Они часто вступают в конфликт с родителями по поводу следования старым культурным образцам. Что касается третьего поколения, то их американизация практически завершается и новоиспеченные американцы чувствуют наиболее удобными и привычными американские образцы культуры. Таким образом, культура мелкой группы ассимилировалась в культуре крупной группы.

Ассимиляция может значительно ослаблять и гасить групповые конфликты, смешивая отдельные группы в одну большую с однородной культурой. Это происходит потому, что социальный конфликт предполагает разделение групп, но когда культуры групп ассимилируются, устраняется и сама причина конфликта.

Амалъгамизация - биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Так, русская нация складывалась путем биологического смешивания многих племен и народов (поморов, варягов, западных славян, меря, мордвы, татар и др.). Расовые и национальные предрассудки, кастовая замкнутость или глубокий конфликт между группами могут образовать барьер на пути амальгамизации. Если же она будет неполной, в обществе могут появиться статусные системы, в которых статус будет измеряться «чистотой крови». Например, в Центральной Америке или некоторых частях Южной Америки для обладания высокими статусами необходимо испанское происхождение. Но как только процесс амальгамизации полностью заканчивается, границы между группами стираются и социальная структура больше не зависит от «чистоты крови».

Поддержание границ. Значение процессов ассимиляции и амальгамизации заключается в основном в стирании границ между группами, уничтожении формального разделения, появлении общей идентификации членов группы.

Пограничные линии между социальными группами являются главным аспектом социальной жизни, и мы посвящаем много времени и энергии их установлению, поддержанию и модификации. Национальные государства определяют свои территориальные границы и устанавливают знаки, ограждения, которые доказывают их права на ограниченную территорию. Социальные группы без территориальных ограничений устанавливают социальные границы, которые отделяют их членов от всего остального общества. Для многих групп такими границами может служить язык, диалект или специальный жаргон: «Если он не говорит на нашем языке, то он не может быть одним из нас». Униформа также способствует отделению членов группы от остальных групп: врачи отделяются от солдат или милиции своими белыми халатами. Иногда разделяющим символом могут быть отличительные знаки (с их помощью отличаются, например, члены индийских каст). Однако чаще всего у членов группы нет явной символической идентификации, они имеют только трудноуловимое и труднофиксируемое чувство «принадлежности», связанное с групповыми стандартами, которые отделяют ингруппу от всех остальных.

Группы не только нуждаются в установлении определенных границ, но и должны убедить своих членов в том, что они эти границы признают как важные и необходимые. Этноцентризм обычно развивает у индивида убеждение в преимуществе его группы и в недостатках других. Значительную роль в воспитании такого убеждения играет патриотизм, который говорит нам, что ослабление национального суверенитета путем интернационального соглашения может быть фатальным.

Стремление к сохранению границ группы поддерживается санкциями, применяемыми к тем, кто таких границ не соблюдает, и вознаграждением индивидов, стремящихся к их упрочению и сохранению. Вознаграждение может состоять в доступе к занятию определенных должностей путем членства в объединениях, близости по духу в дружеской компании и др. Наказания, или негативные санкции, чаще всего состоят в отмене или лишении вознаграждений. Например, кто-то не может получить хорошего места работы без поддержки определенной группы или объединения; кто-то может оказаться нежелательным в престижной группе, в политической партии; кто-то может потерять дружескую поддержку.

Люди, желающие преодолеть социальные барьеры в группах, часто стремятся к уменьшению социальных границ, в то время как те, которые их уже преодолели, желают такие границы создать и укрепить. Например, во время предвыборной кампании многие кандидаты в народные депутаты ратовали за расширение парламентского корпуса и за частые перевыборы, но как только они были избраны депутатами, их стремления стали полностью противоположными.

Иногда границы между группами могут быть проложены формально, например в случаях прямого указания или введения специальных ограничительных правил. Во всех других случаях создание границ является неформальным процессом, не закрепляемым соответствующими официальными документами и неписаными правилами. Очень часто существование границ между группами или их отсутствие не соответствует официальному их запрещению или, наоборот, введению.

Создание и модификация границ между группами - это процесс, происходящий постоянно с большей или меньшей интенсивностью в ходе взаимодействия между группами.

Создание системы связей. Всякая нация, имеющая территориальные границы, нуждается в межнациональной торговле. Таким же образом все социальные группы, находящиеся в рамках определенных границ, также нуждаются в создании некоторых типов связей с другими группами данного общества. Если отсутствие значимых границ приводит к тому, что данная группа полностью сливается с обществом или какой-либо другой группой, то отсутствие у нее взаимосвязей с другими группами приводит к ее изоляции, потере возможностей для роста, исполнению не свойственных для нее функций. Даже относящиеся ко всем с ненавистью и крайне замкнутые кланы в примитивных обществах иногда обращались к системе «молчаливого бартера» со своими врагами. Не вступая с ними в личностный контакт, они оставляли в определенном месте товары для обмена, которые представители других кланов обменивали на свои товары.

Создание системы связей определяется как процесс, с помощью которого элементы по крайней мере двух социальных систем сочленяются таким образом, что в некотором отношении и в некоторых случаях они выглядят как единая система . Группы в современном обществе имеют систему внешних связей, состоящих, как правило, из множества элементов. Современная деревня связана с городом посредством обмена продуктов растениеводства и животноводства на энергию, сельскохозяйственную технику и т.д. Деревня и город обмениваются человеческими ресурсами, информацией, участвуют в общественной жизни. Любая организация должна быть связана с другими подразделениями общества - профсоюзами, политическими партиями, организациями, создающими информацию.

Очевидно, что каждая группа вынуждена решать дилемму: стремиться поддержать свою независимость, целостность, самостоятельность или сохранять и укреплять систему связей с другими группами.

В заключение следует сказать, что все рассмотренные процессы тесно связаны между собой и почти всегда протекают одновременно, создавая таким образом возможности для развития групп и постоянных изменений в обществе.

Социальный менеджмент — раздел менеджмента, предметом которого являются процессы, отражающие мотивации человеческого поведения, социальные отношения и их закономерности, анализ социальных последствий экономических и других решений, принимаемых на различных уровнях управления персоналом и другими областями, связанными с деятельностью организации.

Теоретической основной социального менеджмента являются , демография, . Для решения задач социального менеджмента необходимы знания социальной статистики, владение современными математико-статистическими методами и математическими методами моделирования и прогнозирования национальной экономики.

Социальный менеджмент тесно связан с управлением социальным развитием организации.

Управление социальным развитием организации — специфический вид менеджмента, имеющий свой объект, свои методы, формы выработки и реализации ; совокупность способов, приемов, процедур, позволяющих решать социальные проблемы на основе знания закономерностей протекания социальных процессов.

По своему назначению управление социальным развитием организации ориентируется исключительно на людей, на создание для работников организации достойных условий труда и быта. Рекомендации социального менеджмента направлены на развитие у персонала положительных результатов поведения.

Предметом социального менеджмента являются отношения в обществе, социальные процессы и их закономерности.

Объектами социального менеджмента выступают социальные явления, отношения, поведение и деятельность людей в социальной сфере.

Структуры социального менеджмента призваны проводить в жизнь социальную политику, решать проблемы социальной справедливости. Механизм функционирования структур социального менеджмента основывается на четкой постановке цели, разработке обоснованной стратегии ее достижения.

Социальные процессы

Социальные процессы связаны с отношениями между индивидами и как носителями различных видов деятельности, различающимися социальными позициями и ролями в жизни общества.

Социальный процесс — последовательная смена состояний социальной организации в целом или ее отдельных структурных элементов.

В ходе социальных процессов изменяются существенные характеристики социальной структуры общества, соотношение социальных групп, взаимоотношения и характер взаимодействия между ними.

Социальная деятельность осуществляется посредством исторически сложившихся типов и форм взаимодействия и отношений человека с другими людьми. Она может осуществляться в различных сферах и на различных уровнях социальной организации.

Каждый вид общественных отношений играет определенную роль в общественной системе. Общество, являясь социентальной системой, обладает свойством самовоспроизводства, что осуществляется через ряд дифференцированных функций, являющихся следствием разделения общественного труда. Дополняя друг друга, и взаимодействуя, они придают обществу характер особого социентального организма .

Дифференциация общественных функций сопровождается возникновением экономических, социальных, политических и других институтов. Функции, связанные с обеспечением деятельности этих структур, выполняют люди, обладающие профессиональными знаниями.

Классификация социальных процессов

По выделению их сущности:

  • базовые (труд и связанные с ним ценностно-ориентационные процессы, оказывающие влияние на формирование и развитие ценностных ориентаций членов коллектива);
  • интегративно-обеспечивающие (управление, коммуникационные и нормативные процессы. Сюда же относятся групповые интегра- тивно-обеспечивающие процессы: руководство и лидерство в первичных коллективах, включение индивида в группу и выход из нее и др.);
  • процессы мобильности (изменение статуса индивидов и социальных групп в организации, обществе);
  • генетические (прогрессивные и регрессивные, выражающие изменение статуса самой организации в окружающей ее среде).

По критерию масштабности различают:

  • глобальные процессы (их результаты влияют на общество в целом);
  • локальные социальные процессы, которые протекают в отдельных подсистемах (отрасль, регион, предприятие, социальная группа) и не оказывают воздействие на все общество.

Управление социальными процессами — один из основных видов управления, функция которого заключается в обеспечении реализации потребностей общества и его подсистем. Его содержание заключается в формировании критериев показателей социального развития общества, выделении возникающих в нем социальных проблем, разработке и применении методов их решения, в достижении планируемых состояний и параметров социальных отношений и процессов.

Управление должно обеспечить равновесие в управляемой системе, решение социальных проблем, возникших вследствие необоснованных экономических решений, обострения политической ситуации, стихийных бедствий и других причин.

Можно выделить следующие социальные проблемы, требующие решения:

  • занятость и безработица;
  • вынужденная миграция;
  • прожиточный минимум;
  • детская безнадзорность;
  • формирование доходов населения;
  • формирование ;
  • образ жизни;
  • оценка деятельности органов управления (различных уровней), власти и общественных организаций;

Социальные процессы в России

Социальные процессы приводят к изменению существенных характеристик социальной структуры общества, соотношений социальных групп, взаимоотношений и характера взаимодействия между ними.

В начале 90-х гг. в связи с переходом к в социальной структуре российского общества произошли существенные изменения:

  • Возник слой крупных собственников (сосредоточен, в основном, в сфере обращения: банки, биржи, торговые фирмы, промыш- ленно-финансовые компании).
  • Слой мелких собственников (фермеры, мелкие торговцы, владельцы частных мастерских, частнопрактикующие врачи, юристы, педагоги и т.д.).
  • Изменилась структура работников наемного труда (различные формы собственности: государственные, акционерные, частные).
  • Активно идет процесс слияния двух основных групп элиты — необуржуазии и новой номенклатуры.

Социальные изменения, происходящие через механизм внедрения инноваций в ту или иную социальную систему, предполагают обязательность процесса - возможно краткого или протяженного во времени.

Социальный процесс - это однонаправленные действия людей, приводящие к смене состояния элементов в социальной системе. Без процессов, приводящих к тем или иным изменениям, социальная система существовать не может.

Из всего многообразия социальных процессов социология выделила основные: кооперация, конкуренция (соперничество), приспособление, конфликт, ассимиляция, амальгамиза- ция. Кооперацию как совокупность совместных действий и взаимодействий знают все общества и во все исторические периоды. Кооперация с латинского языка означает «вместе работать». В основе кооперации находится осознанное стремление людей добиться наибольшего эффекта от совместной деятельности. Личность, которая не может легко и свободно кооперироваться, т.е. вступать в совместные действия с другими людьми, в конечном итоге будет не успешна в жизни.

Кооперация как социальный процесс - это не только совместный производительный труд. Кооперация выступает в виде многих людей, работающих в крупномасштабных организациях. Желание людей сотрудничать для достижения общих целей выражается через правительственные учреждения, частные фирмы и т. д. Такая кооперация не только включает многих людей в данном обществе, но и обусловливает создание сети организаций, кооперирующих деятельность на уровне государственных, региональных, национальных и межнациональных взаимосвязей.

Кооперация предполагает одновременное наличие рядом с ней такого проявления социального процесса, как конкуренция. Под конкуренцией понимается стремление достигнуть вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. Это могут быть деньги, власть, статус, любовь и т. д. Конкуренция основана на том факте, что люди никогда не могут удовлетворить все свои желания. Поэтому конкурентные отношения процветают и в условиях изобилия и в условиях дефицита товаров, услуг, должностей, свобод и т.д. Конкуренция может проявляться на личностном уровне или носить обезличенный характер. Например, предприниматель борется за рынки сбыта, не зная лично своих конкурентов. В этом случае конкуренты могут не идентифицировать своих партнеров как соперников.

Хотя конкуренция и соперничество присущи всем обществам, острота и формы их проявления весьма различны. В обществах, где существуют в основном предписанные статусы, конкуренция, как правило, менее заметна. В то же время в обществах в основном с достигаемыми статусами конкуренция пронизывает все сферы общественной жизни. Для личности, живущей в таком обществе, конкурентные отношения начинаются с детства и продолжаются фактически всю жизнь.

Значение конкуренции в жизни общества, в осуществлении в нем социальных процессов заключается в том, что она стимулирует элементы общества, индивидов к достижению победы через созидание. Вместе с тем конкуренция - не панацея от всех бед и не единственный (тем более не универсальный) вид социального процесса, приводящего к социальным изменениям. Люди как участники конкурентной борьбы и ее инициаторы при определенных обстоятельствах могут стремиться к ослаблению конкуренции. Если условия борьбы связаны с излишними тревогами, риском и потерей чувства определенности, безопасности, люди начинают защищать себя от конкуренции. Бизнесмены идут на тайные сделки и сговоры, чтобы избежать конкуренции, некоторые отрасли экономики требуют защиты их интересов со стороны государства, и эти преференции не всегда оправданны. Практически каждая социальная группа стремится обезопасить себя от жестких конкурентных условий. Таким образом, люди могут отходить от конкуренции просто потому, что боятся потерять все, что у них есть.

Помимо этого конкуренция при известных обстоятельствах может превращаться в конфликт (конфликт подробнее будет рассматриваться в следующей теме). Согласие на мирную борьбу за определенные ценности, вознаграждения путем соперничества часто нарушается. Конкурент, проигрывающий в мастерстве, интеллекте, способностях, может поддаться искушению завладеть ценностями путем насилия, интриги или нарушения существующих законов конкуренции. Его действия могут породить ответную реакцию: конкуренция превращается в конфликт с непредсказуемыми результатами.

Приспособление (адаптация) - это принятие индивидом или социальной группой культурных норм, ценностей, образцов, стандартов новой среды. Приспособление начинается тогда, когда нормы и ценности, усвоенные в прежней среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения. Например, эмигранты в чужой стране пытаются приспособиться к новой культуре, школьники поступают в институт и должны приспосабливаться к новым требованиям, к новой среде. Иными словами, приспособление - это формирование типа поведения, пригодного для жизни в изменившихся условиях внешней среды. В той или иной степени процессы приспособления протекают непрерывно, поскольку непрерывно меняются условия внешней среды. В зависимости от оценки индивидом изменений внешней среды и значимости этих изменений процессы приспособления могут быть кратковременными или длительными, приобретать форму подчинения, компромисса, терпимости.

Ассимиляция - это социальный процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Это всегда двухсторонний процесс, в котором каждая группа имеет возможности для проникновения своей культуры в другие группы пропорционально своему размеру, престижу и другим факторам. Ассимиляция может значительно ослаблять и гасить групповые конфликты, смешивая отдельные группы в одну большую с однородной культурой. Это происходит потому, что социальный конфликт предполагает разделение групп, но когда культуры групп ассимилируются, устраняется и сама причина конфликта.

Амальгамизация - биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Расовые и национальные предрассудки, кастовая замкнутость или глубокий конфликт между группами могут образовывать барьер на пути амальгамиза- ции. Если же она будет неполной, то в обществе могут появиться статусные системы, в которых статус будет измеряться «чистотой крови». Но как только процесс амальгамизации полностью заканчивается, границы между группами стираются и социальная структура больше не зависит от «чистоты крови».

Ассимиляция и амальгамизация - это объективно обусловленные процессы, в конечном итоге имеющие несомненные позитивные социальные изменения. Эти процессы происходили и будут происходить, так как общество постоянно производит социальные границы, барьеры между вновь возникающими общностями.

Отмеченные выше основные виды социальных процессов - это результат усилий отдельных индивидов или групп индивидов, организовавшихся в ту или иную общность, организацию: при определенных обстоятельствах эти усилия приобретают массовый характер, объединяя коллективными действиями, разделяемыми ценностями, идеями индивидов, принадлежащих к различным стратам. Такую форму социального процесса принято определять как социальное движение.

Социальное движение - это совокупность коллективных действии, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным измевенням в обществе, в социальной группе. Это определение объединяет широкий круг социальных движений: религиозные, экономические, молодежные, феминистские, политические, революционные и др. Социальные движения менее устойчивы и более динамичны, изменчивы в своих образцах поведения, обычно сравнительно слабо организованы и формализованы по сравнению с партиями и другими социально-политическими институтами и организациями. Но в процессе своего развития социальные движения могут достигать такого уровня организации, формализации, что превращаются в одну или несколько социально-политических организаций.

Социальные движения - важный объект изучения политологией. Однако социологический анализ существенно отличается от политологического. Изучение природы социальных движений позволило глубже понять их внутреннее содержание, их сущность. Исходя из этого, социология выделяет так называемые экспрессивные движения. Природа их возникновения следующая. Когда некая группа людей ощущает себя некомфортно в рамках определенной социальной системы, признает ее несовершенство для себя, но не стремится ее изменить, а находит для себя выход через различные экспрессивные, эмоционально яркие действия, в чем и проявляется участие индивидов в этом виде социального движения. Такими действиями могут быть ритуальные танцы (древний мир), мистерии (средневековье), молодежные субкультуры (новейшее время).

Экспрессивные социальные движения позволяют тем, кто ощущает антагонизм к окружающей их действительности и включается в эти движения, получить некое облегчение через эмоциональную разрядку, делают их жизнь терпимой.

Часто экспрессивные движения обращаются к славному прошлому и подвигам предков. Эти движения возрождают ушедшие ритуалы, символику и находят эмоциональное удовлетворение в ношении старой военной формы или в возврате к старым обычаям и стилю поведения. Такие движения чаще всего связаны с пассивным поведением, уходом от действительности путем воспоминаний или мечтаний. В то же время такие экспрессивные движения мшуг* прокладывать путь реформам или вести к революциям, так как они оживляют традиции и могут функционировать как сила, возбуждающая пассивное население. Этому способствует также стремление большинства людей идеализировать прошлое, противопоставлять «героические» времена настоящему времени. Такое свойство экспрессивных движений может сделать их промежуточным звеном между неполитическими и активными политическими движениями.

Одна из форм социальных движений - так называемая утопическая. Утопические (т.е. придуманные, нафантазированные) идеи, теории, разрабатывающие некие совершенные модели построения общества, существовали во все века истории человечества и служили основой как для локальных (экспериментальных), так и для массовых социальных движений утопического типа.

Эти совершенные утопические общества пытались описать многие выдающиеся писатели и мыслители. Особенно много попыток теоретически обосновать совершенное человеческое общество предпринималось в XVIII и XIX вв., когда утопические идеи были особенно популярны. Первоначально авторы или (и) реализаторы утопических идей, практически всегда обладавшие значительной внутренней энергией, активностью, воплощали свою модель утопии в границах небольших общин, кружков: например, общин первых христиан, религиозные секты Востока, коммуны Р. Оуэна, фаланги Ш. Фурье и др. Однако все они в сравнительно краткое время распадались или перерождались, как только сталкивались с внешним миром или когда количество членов коммуны и т. п. идеальных сообществ превышало пределы физического контроля за ними их харизматического лидера.

Конечно, утопические идеалы жизнестойки и долговечны. Поэтому они могут забываться после распада движения и спустя некоторое время вновь возрождаться в других движениях. Это связано с тем, что люди никогда не перестанут представлять себе (без достаточных на то оснований) наиболее совершенные модели общества.

Утопические социальные движения ценны для социальных изменений своими идеями, которые будируют научную мысль и активизируют действия властей, направленные на гармонизацию общественных отношений. Попытки конкретного воплощения утопических идей встречают сопротивление со стороны законопослушных членов общества, которых страшат новые культурные образцы поведения, смена ролей и т.п.

Движения реформ как социальные движения социология рассматривает как попытку изменить отдельные стороны общественной жизни и структуры общества без полной его трансформации (или это не ставится как цель, а является следствием реформ). Реформы называются социальными, если они касаются преобразований в тех сферах общества или тех сторон общественной жизни, которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне или образе жизни, здоровье, участии в общественной жизни, доступе к социальным благам. Изменения правил пользования международным телефоном, железнодорожным транспортом или метро затрагивают интересы горожан. Но вряд ли такие реформы называются социальными. Напротив, введение всеобщего среднего образования, медицинского страхования, пособий по безработице или новой формы социальной защиты населения не просто затрагивают наши интересы. Такие реформы касаются социального положения многочисленных слоев населения, ограничивают или расширяют доступ миллионам людей к социальным благам - образованию, здравоохранению, занятости, гарантиям.

Чтобы индивиды объединились для борьбы за реформы, необходимы два условия: участники таких движений должны позитивно относиться к порядку в данном обществе, сосредоточив внимание только на отдельных негативных сторонах общественного устройства, а также иметь возможность для высказывания своего мнения и активных действий в поддержку какой-либо реформы. В связи с этим можно сказать, что движения реформ в законченном виде возникают лишь в демократических обществах, когда люди имеют значительную свободу и могут критиковать существующие социальные институты и изменять их по желанию большинства. Многочисленные типы движений реформ, такие, например, как аболиционистские (движения за отмену какого- либо закона), феминистские (движения за равноправие женщин), запрещающие (порнографию, строительство атомных электростанций и т.д.), не могут развиваться в условиях тоталитарных режимов, при которых попытка любых социальных изменений расценивается как угроза существующей системе власти.

Одна из форм социальных движений - это революция. Революция - полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Революция носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другой.

Революции следует отличать от государственных или дворцовых переворотов, которые совершаются людьми, стоящими у руля правления и оставляющими институты и систему власти в обществе неизменными. Термин «революция» применяется иногда к постепенным, мирным широкомасштабным изменениям, таким, например, как технологическая революция. Но в этом случае мы имеем дело с совершенно другим значением данного термина. Так, например, самым длительным процессом в истории человечества была так называемая неолитическая революция, которая представляла собой качественное изменение в сфере производства - переход, скачок от собирательства к земледелию. Неолитическая революция началась 10 тыс. лет назад и продолжалась в одних регионах мира 3 тыс. лет, а в других - 8 тыс. лет. В течение этого времени возникли развитые земледельческие цивилизации в Месопотамии, Египте, Индии, Греции и др.

Промышленная революция XVIII - XIX вв. привела европейские государства, США и ряд других государств к господству промышленности в сфере производительных сил и коренным образом изменила социальную структуру общества, но это произошло не скачкообразно, а путем реформ. Не технологическая, а социальная революция меняет основы социальной системы, причем разрушает существующий социальный порядок и устанавливает новый, существенно отличающийся от прежнего, в кратчайшие сроки.

Но является ли социальная революция обязательной или необходимой частью социальных изменений? Большая часть социологов полагает, что нет. Само наличие других, альтернативных революции вариантов социальных движений свидетельствует об этом. Ряд исследователей выделили то основное, что приводит к революционным движениям с их неизбежными негативными социальными последствиями для людей. В частности, это накопление глубокого социального беспокойства и неудовлетворенности в течение ряда лет; неспособность интеллектуалов успешно критиковать существующее положение так, чтобы основная масса населения понимала их; появление побуждения к активным действиям, восстанию социального мифа или системы верований, оправдывающих это побуждение; революционный взрыв, вызванный колебаниями и слабостью правящей верхушки; период правления умеренных, которое вскоре сводится к попыткам контроля за различными группами революционеров или к уступкам с целью погасить взрыв страстей в народе; выход на активные позиции экстремистов и радикалов, которые захватывают власть и уничтожают всякую оппозицию и др.

Исторический опыт показывает, что демократия, вопреки бытующему мнению, не служит питательной средой для революционных движений. Это объясняется тем, что демократия является основой социальных реформ, а реформы неизбежно отодвигают революцию. Революционные движения процветают там, где реформы блокируются в такой степени, что единственным способом устранения недостатков социальной системы служит революционное движение. Не случайно они не получили распространения в таких традиционно демократических странах, как Швеция, Швейцария, Бельгия или Дания, и сильно развиты в тех странах, где правительство лишь считается демократическим и его деятельность неэффективна при проведении социальных реформ. В этих условиях даже некоторые реформаторы становятся революционерами.

Существует множество научных теорий, которые содержат разные, в том числе и противоположные, оценки отмеченным выше социальным движениям и которые лежат в основе социальных процессов, приводящих, в свою очередь к социальным изменениям. Полагаем, будет правильным признать обоснованными наиболее значимые теории, объясняющие природу, содержание, этапы развития основных социальных движений. Все они возможны и даже необходимы, если общество не находит других путей для своего обновления через социокультурные изменения. На субъективном уровне можно отдавать предпочтение тому или иному социальному движению - например, революции. Однако в реальной жизни специальный процесс пойдет по тому пути, который определит господствующее в конкретном обществе социальное движение.

В обществе большой интерес вызывают процессы трансформации во времени, действия движущих сил, итоги изменений и их масштабы. Если же в обществе не происходит взаимодействия внутренних и внешних сил, то оно погибает, стагнирует, загнивает. Одни процессы сменяются другими, когда каждый из них исчерпывают свои потенциалы.

Социальные процессы , изменения и развитие сопутствуют жизни каждого человека. Они вызываются к жизни различными как субъективными, так объективными обстоятельствами – опытами, идеями, интересами, догадками, внешней ситуацией. Значительные социальные изменения происходят обязательно в процессе совместных действий людей, которые не разрознены, а, наоборот, однонаправлены, взаимосвязаны, сопряжены, взаимозависимы.

Человек постоянно корректирует свое поведение, включается в процессы, ищет пути выхода из трудных ситуаций, взаимоотношений, меняет свое положение в экономической и политической сферах, то есть сознательно или бессознательно участвует в социальных процессах.

Что же такое социальные процессы?

Краткий словарь по социологии (М., 1988. – С. 263) характеризует социальный процесс как последовательную смену состояний или движений социальной системы, или ее подсистем, или любого социального объекта. Социальный процесс состоит из нескольких стадий, имеет определенную структуру, направленность.

Социолог С.С. Фролов в учебнике «Социология» (М.: Логос, 1998. – С. 274) отмечает, что социальный процесс - есть совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий.

Социальные процессы связаны с изменениями в обществе во всех сферах социальной жизни.

Социальные процессы – это важнейшие изменения социальных структур, включая последствия и проявления этих изменений в нормах, ценностях, культурных элементах и символах.

Социальные процессы непременно затрагивают социальные системы, общности, группы. Преобразуют их, создают новые, видоизменяют, вызывают к жизни новые взаимоотношения и социальные взаимодействия. Эти изменения выступают единственной единицей сравнения при анализе социальных систем, общностей, отношений, взаимодействий. Многие социальные процессы бывают парными: революционные – эволюционные, прогрессивные – регрессивные, сознательные – стихийные, функциональные – дисфункциональные, интегрирующие – дезинтегрирующие. А также политические, экономические, управленческие, коммуникативные и др.

Если наряду со сравнительным методом применить исторический, посмотреть на преемственность различных стадий развития человечества, включая физическое, интеллектуальное, моральное и политическое, то заметим:

– общество, как целостная система развивается от простого к сложному, от низшего к высшему;

– прогресс может быть достигнут только через конкретную серию социальных ступеней, и значит, через изменения, через развитие, через процессы.

В качестве ведущих социальных процессов отмечаются эволюционные и революционные.

Социальная эволюция в представлении исторических стадий человеческого общества включает в себя: развитие общества от простого к дифференцированному, от традиционного к рациональному, от непросвещенного к просвещенному, от общества с ручной технологией к обществу с машинной технологией, от слабо интегрированного общества к строго интегрированному.

Эмиль Дюркгейм, французский социолог, считает, что переход от простого общества к сложному зависит от глубины разделения труда в обществе. Немецкий социолог Теннис отмечает, что в деревенской общине существовали основные типы социальной связи: люди жили по общинным принципам и ценностям, соблюдая традиции и обычаи, специализация была ограниченная и неразвитая, народ опирался на религию, главной ценностью была семья и община.

В индустриальном обществе следующие взаимосвязи: стремление к личной выгоде, в основе жизни лежат формальные законы, в обществе выражены профессиональные роли, люди опираются на светские ценности, в основе общества лежат корпоративные и ассоциативные формы объединения людей.

Французский ученый Арон отмечал, что в постиндустриальном обществе овладение знаниями являются главным престижным фактором, ученые и консультанты играют господствующую роль, развито массовое производство товаров для рынка, производство и управление механизировано и автоматизировано, научно-техническая революция охватила все сферы жизни.

Эволюционные процессы понимаются как постепенные, медленные, плавные, количественно преобразовывая объекты. Эволюционное развитие включает в себя несколько моментов:

– дифференциацию общества;

– специализацию различных частей и структур общества;

– интеграцию – установление гармонии, структурного и функционального соответствия всех частей общества;

– адаптацию общества к новым условиям, сохранение равновесия и способности к самосохранению.

Революционный процесс – это относительно быстрое, коренное, качественное изменение объектов и систем. Они повторяются во времени и в пространстве, или там и там одновременно. Карл Маркс считал социальные революции, то есть коренные качественные перевороты всей общественной жизни, локомотивом истории. Исторически доказано, что чем больше элементов структуры охватывает процесс, чем масштабнее происходят перемены, тем более продолжительное время требуется для их реализации.

От других форм социальных изменений революционный процесс отличает пять особенностей:

комплектность : революции захватывают все сферы и уровни общественной жизни;

радикальность : революционные процессы носят фундаментальный характер, пронизывают основы социального устройства;

скорость : революционные изменения происходят очень быстро;

исключительность : революции неизгладимо остаются в памяти людей;

эмоциональность : революции вызывают подъем массовых чувств, необычные реакции и ожидания, в них как в фундаментальные преобразования вовлекаются широкие массы людей.

Основными видами социальных процессов являются:

1) кооперация – в переводе с латыни «вместе работать» на основе согласованных действий, общих целей, взаимопонимания, согласованности и принятых правил сотрудничества;

2) конкуренция – это борьба между индивидами, группами и обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены между индивидами или группами (деньги, власть, статус, признательность, любовь). Конкуренция – это попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. Конкуренция основана на том, что люди никогда не могут полностью удовлетворить свои желания;

3) приспособление – это принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды (эмигранты, школьники, студенты, сельский житель в городе - формирует тип поведения в изменившихся условиях);

4) подчинение – это обязательное условие процесса приспособления, так как сопротивление затрудняет вхождение индивида в новую структуру и мешает ему приспосабливаться;

5) компромисс – это форма приспособления, когда индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения;

6) ассимиляция – это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к общей культуре. Ассимиляция часто ослабляет и гасит конфликты;

7) амальгамизация – это биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Процессы ассимиляции и амальгамизации приводят к стиранию границ между народами, уничтожению формального разделения, появлению общей схожести членов группы.

Новое на сайте

>

Самое популярное