Домой Полезные свойства плодов Что такое сильный красота. Что такое красота человека и его души? Смотреть что такое "Красота" в других словарях

Что такое сильный красота. Что такое красота человека и его души? Смотреть что такое "Красота" в других словарях

Если вам попадется в ОГЭ или ЕГЭ по обществознанию тема красоты, то в этом случае Вам будет полезен пример сочинения ниже.

Что такое красота?

О красоте можно сказать, что ею восхищаются во все времена. Это очень интересная тема и на неё нет точного ответа! Для каждого красота воспринимается в разных понятиях. Люди много задумывались над этим, и никто не может дать точный ответ, было много спор и разногласий, но к общему мнению так и не пришли. Давайте же рассмотрим «Что же такое красота?» с разных точек зрения.

Итак, с точки зрения человека может быть красивая внешность или душа человека красива, так же природа, красивые дома и многие другие примеры их бесконечное множество. Красота играет большую роль в жизни человека, ведь человек воспринимает всё глазами. Даже есть поговорка: «Встречают по одежде, провожают по уму». Что же это значит? Всё просто, глядя на человека, мы видим его черты лица и пытаемся понять его характер, добрый ли человек, честный, серьёзный.

Смотрим на одежду и можем определить опрятный человек или нет, хорошо ли он воспитан. Ну это ведь неправильно! Глядя на внешность человека нельзя определить какой он с первого взгляда. Мы можем только сказать про его внешнюю красоту, но не внутреннюю. Ведь мы видим её сразу. Но чаще всего эта красота обманчива и это хуже всего. Когда ты видишь человека, и ты видишь насколько он, красив у тебя складываются положительные эмоции и восхищение от его внешности. Но как только ты узнаешь его внутренний мир, его внутреннюю красоту, которая совершенно оказывается полной противоположностью человека, то сразу отпадает какое-либо желание вести с ним разговор и общаться.

Вот тут-то мы и понимаем, что внутренняя красота важнее намного чем внешняя. Мы сразу перестаем воспринимать его внешнюю красоту такой какой она кажется нам с первого взгляда. Поэтому нельзя судить человека, не зная его внутренний мир. Конечно есть такие случаи, когда смотришь на внешность человека, а он такой некрасивый, неуклюжий и с ним люди не хотят общаться, просто потому что он некрасивый. Но как только узнаешь его больше, его внутреннюю красоту, его богатую природу, его характер и видишь насколько он добрый, вежливый и какой у него внутренний мир, насколько он прекрасен ты забываешь его внешних пороках. Тебе хочется беседовать общаться с этим человеком, и никакая внешняя красота и не нужна ведь у него прекрасна внутренняя природа и он него исходит только добро и счастье - вот это настоящая красота! Сразу становится очень обидно за тех людей, которые добры ко всем и несут радость и счастье людям, а с ними не хотят общаться, просто потому что у них не красивая внешность. Не зря ведь говорят: «Без красивого внешнего вида никто не захочет узнать какая у вас душа!».

Так же есть случаи, когда в человеке сочетается и красота души и тела, как говорится. Даже если человека одеть в некрасивую одежду, то красота его души будет излучать свет и доброту, и никто не посмотрит на его внешний вид это будет не так важно.

Для чего нужна красота человеку?

Если человек добр к о всем ему легче в общении с другими. Его мир красив, богат, чист. Когда говорят, что у человека красивая душа, это главное богатство, которое нужно беречь в сего, её нельзя купить. Красота души притягивает добрых людей. Красота - это бесценный дар, который дорог очень.

Есть такой замечательный отрывок из стихотворения «Некрасивая девочка» советского поэта Николая Алексеевича Заболоцкого.

«…А если это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?»

Вот в этом вся суть моего сочинения. Этот отрывок можно объяснить если человек красив душой, то в нем огонь горит и согревает других, а если красивая внешность и душа полная противоположность, то в этом человеке пустота!

Красота, не счесть. Мы с легкостью повторяем общеизвестные, вполне серьезные и полушутливые формулировки этого слова. Знаем о том, что она - «страшная сила», «язык сверхсознания», даже «звуковое и визуальное удовольствие». Однако когда приходит пора дать собственный ответ на вопрос о том, красота, мы чаще всего испытываем затруднения. Такие же затруднения на протяжении веков испытывают ученые, пытаясь объяснить несложное, казалось бы, понятие.

До определенного времени было принято считать: красота связана с целесообразностью. Многие ученые утверждали: понятие красоты - не что иное, как категория эстетики, обозначающая гармоничное сочетание многих аспектов, которые в своем комплексе вызывают наслаждение у наблюдателя. Именно поэтому слово «красивый» мы употребляем для характеристики женского или мужского тела, архитектурных сооружений, пейзажей и пр.

Другая часть ученых мужей на вопрос о том, что такое красота, дает совершенно другой ответ. Они считают, что который соответствует культурным или этническим понятиям, сложившийся в том или ином месте.

Неслучайно понятие «красивая женщина» у разных народов обозначает разные В Европе, например, красавицей считается высокая, длинноногая и худая девушка. Такая красота для нас имеет определенный статус.

В Мавритании дочерей специально откармливают, иногда применяя пытки. Худоба в этой стране - позор не только для будущей невесты, но и для всей ее семьи. Мавританцы считают, что только толстая женщина способна выносить, а потом выкормить ребенка. Значит, к понятию красоты они подходят с точки зрения выживания.

В одном из племен Северной Африки женщинам «для красоты» спиливают все зубы.

Недаром говорят: «Сколько людей - столько мнений». Калифорнийские ученые пришли вовсе к неожиданному выводу. На вопрос о том, что такое красота, они отвечают: «На самом деле красоты не существует». После определенных исследований американские психологи пришли к выводу: красота - это шаблонность, примитивность, максимальная похожесть на большинство.

Красота человека, утверждают американцы, определяется по скорости обработки визуальной информации. Чем проще лицо, чем меньше на нем деталей, чем проще охватить лицо человека одним взглядом, тем красивее нам кажется его обладатель. Это явление назвали «ленивым мозгом». Несмотря на то, что такие утверждения представляются довольно спорными, в прошлом веке их подтвердили при помощи компьютерной программы. Фотографии шести сотен общепризнанных красавцев и красавиц проанализировали при помощи программы, учитывающей Выяснилось, что они очень похожи между собой.

Принцип «ленивого мозга» срабатывает при оценке людей, живой и неживой природы.

Много веков считалось, что тот усредненный эталон красоты появился в итоге эволюционного развития. Именно он дает больше шансов на выживание или размножение. Считалось, что природа воспроизводит множество копий лишь в том случае, когда исходный образец достоин наследования.

Сегодня американские психологи доказали ошибочность этой теории.

У классиков собственное мнение. Они считают, что истинная красота человека - единство внешности, духовного мира, поступков и устремлений.

Так что же такое красота? Судя по всему - это гармоничный образ, который вызывает исключительно нечто, вызывающее восхищение. Красота — это ощущение комфорта с понравившимся образом, будь то человек или красивое животное.

Пусть у каждого свое понятие красоты. Кому-то нравятся горы, другие любят степи. Одним нравятся блондинки, а другим - толстушки.

Красота порождает желание жить, взаимодействовать с окружающим миром, стремиться к совершенству.

Ни совершенный макияж, ни новая прическа не в состоянии изменить нашу жизнь, но вполне могут сделать нас счастливее. Спросите любую женщину, что позволяет ей чувствовать себя красивой? И в ответ наверняка услышите целый рассказ о том, что делает ее счастливой, спокойной, уверенной в себе. И наши героини согласны с тем, что красота – это не только безупречная внешность.

Красота – это... гармония

Для меня красота во многом определяется душевными качествами человека. Первое впечатление зависит от черт его лица, телосложения, осанки или походки, одежды, наконец. Но я всегда обращаю внимание на глаза и улыбку. Человек с правильными чертами лица, но холодным взглядом или неприятной мимикой сразу теряет для меня привлекательность. Внутренние качества обязательно проявляются и в облике человека, и уж тем более в выражении его глаз. На мой взгляд, талант или харизма делают человека не просто обаятельным, но и красивым.

Можно быть красивым от природы, а можно сделать себя красивым самостоятельно или, наоборот, собственноручно погубить свою привлекательность. То есть, в известном смысле, физическая красота – производное от здоровья и ухоженности. Причем с последним важно не перегнуть палку. Ухоженность, доведенная до крайности, вызовет скорее смех, чем восхищение. Красота – это не в последнюю очередь здоровье. Здоровый цвет лица, густые волосы, подтянутая фигура – разве это не штрихи к портрету красивого человека?

Моя формула красоты – это физическое и духовное здоровье гармонично развитой личности. И главная составляющая этой формулы – естественность.

Очень важно, чтобы душа была в согласии с разумом, – тогда не будет повода себя упрекать. Я стараюсь не делать ничего, за что может быть потом стыдно. Но осуждать чужие поступки не стану. Стараюсь всегда поставить себя на место другого, и сразу становится понятной причина того или иного поступка. Главное – желание разобраться и понять.

Я получаю удовольствие от гармонии – в природе, в музыке, в общении с людьми, от созерцания таланта, от искусства. Лучше всего я восстанавливаю силы, когда просто гуляю, дышу. Я стараюсь сосредоточиться на том, что вокруг, и испытываю от этого умиротворение, покой. Поле, лес, берег моря способны привнести гармонию в душу.

Моя мечта – достигнуть внутренней гармонии, того состояния, когда нет поводов для самокритики. И, конечно, хочется быть здоровой и красивой.

Красота – это... дети

Да, мне важно быть красивой. И если собственное отражение в зеркале не радует, то мое настроение, конечно, портится. Я должна нравиться в первую очередь самой себе, иначе я не смогу понравиться другим.

Мне кажется, что именно дети делают женщину красивой – в любом возрасте. Самое сильное наслаждение я получаю, когда подхожу к своей спящей дочке, целую ее и вдыхаю ее запах.

Для внутреннего комфорта мне важно окружать себя людьми, с которыми легко и интересно. Я очень ценю искренность и надежность, потому что мне самой свойственны эти качества. Хотя порой мне мешает излишняя прямота. А разочарование в людях я очень тяжело переживаю, ведь сама не смогу принести вред тому, кто мне дорог.

Общаясь с людьми, я в первую очередь обращаю внимание на руки. При любой работе и любом достатке руки должны всегда выглядеть хорошо как у женщин, так и у мужчин. Но, опять же, ухоженность никогда не загладит неприятное впечатление от вульгарности в поведении и внешности, попытки привлечь внимание к себе за счет нарочито вызывающих поступков. Я отдаю предпочтение естественности как в поведении, так и в одежде, макияже. Возможно, поэтому я не стала бы делать пластическую операцию, например, по увеличению груди. Я также не стараюсь слепо следовать моде, касается ли это одежды или макияжа.

Красота – это и здоровый образ жизни. Думаю, моя любовь к овощам и фруктам и равнодушие к мучному положительно сказались на моем внешнем виде. Непередаваемое наслаждение я получаю от занятий фитнесом, особенно когда удается сочетать занятия на тренажерах, бассейн, сауну.

Красота – это... удовольствие

Так сложилось, что в силу моей профессии, и, если так можно сказать, моей кармы, мы с красотой идем шаг в шаг. С самого рождения я любуюсь, созерцаю и соприкасаюсь с красотой. В моей семье много художников, поэтому я с детства восприимчива к красоте в широком понимании. Есть вещи, на которые многие скорее всего просто не обратят внимания, а я могу этим любоваться, и мне это кажется очень красивым. Перечислять не стану, потому что список этот бесконечный.

Спросить, что такое красота, все равно что спросить, что такое любовь. Можно, наверное, разложить по полочкам физическую красоту. А как быть с "богатым" цветом, ну, скажем, моря в дождливый день, с игрой бликов на волосах совершенно не знакомого тебе человека?

У всех свое понятие красоты. Но чтобы ее сохранить, мне кажется, все-таки надо следить за весом. Хотя бы иногда заниматься спортом, высыпаться. Больше фруктов и свежего воздуха. Просто уделять себе достаточно много внимания: делать всяческие полезные косметические процедуры, по возможности посещать SPA-салоны. Обязательное условие – хорошее настроение. Хотя я знаю некоторых людей, которые наверняка всего этого не делают, но при этом очень красивы. С природой не поспоришь.

Собственных секретов красоты у меня нет. Хотя нет, один есть (правда, я делаю это не так давно) – умываться утром кусочками льда из простокваши.

Есть вещи, которые я никогда не стала бы делать для красоты. Табу для меня, например, огромное кольцо в носу, хотя... кто знает, как могут поменяться эталоны прекрасного. А если серьезно, то с опаской отношусь к солярию и чрезмерно загорелым, буквально зажаренным на солнце телам. И мне не кажутся красивыми длинные черные ногти с бусинками и всякими там навешанными фенечками.

Получать удовольствие можно от всего. Все зависит от места, настроения и конкретного случая. Я обожаю солнце, но не жару, активный спорт, вкусную и красивую еду, шумную компанию, вино и музыку, новые знакомства. Большое удовольствие я получаю от созерцания закатов, живописных пейзажей, от прогулок по улочкам во время путешествий, от отлично сделанной работы, от вдохновения. Иногда мне большое удовольствие доставит просто поваляться дома, посмотреть телевизор. Или в очередной раз разобраться в своем гардеробе.

Очень важно прислушиваться к себе. Например, в отношении питания. Мне кажется, что надо есть то, что хочется, нельзя себе отказывать в таком удовольствии, как вкусная еда. Мне нравится пробовать разное. По-моему, воздержание, голодание и строгие диеты могут только нанести вред. Правда, я могу ошибаться, ведь больше всего я люблю "правильные" продукты: овощи, фрукты, ягоды и зелень, минеральную воду и зеленый чай, простые блюда на гриле. Мне в меру нравится и сладкое, и острое, и соленое, и жареное. Главное, не переедать и придерживаться правил сбалансированного питания. В моем рационе часто присутствуют блюда кавказской кухни, и мне кажется, что это достаточно здоровая пища: много зелени, чеснока, орехов и овощей. Наверное, мое единственное пожелание в еде – продукты должны быть свежими, и я очень не люблю блюда "второго" дня.

Самое активное для меня время – вторая половина дня, часов после пяти. Но если бы я жила рядом с морем, то по утрам я бы обязательно плавала.

Красота – это... жажда жизни

Для меня красота всегда связана с интересом к самой жизни. Красивая женщина – это женщина, способная радоваться и удивляться, сохраняя жажду жизни, искренняя и непосредственная.

Я разная. Со мной не скучно. Иногда я маленький ребенок, которому хочется побаловаться и покувыркаться. Иногда я ощущаю себя взрослой и умной женщиной. Я люблю жизнь, новые впечатления, люблю общаться. Мне нравится смотреть на красивых людей, на красивых женщин. Я готова пробовать все, мне все интересно. Люблю вкусную пищу. Удовольствие от нее для меня подобно сексуальному удовольствию. Обожаю баклажаны, сыр, семечки (может быть, хорошей кожей я обязана семечкам: в них много витамина Е) и шоколадное мороженое в шоколаде. Я наслаждаюсь жизнью. Я живу сейчас. У меня нет времени откладывать все хорошее на потом.

Я думаю, что, если женщина находится в гармонии с собой и окружающим ее миром, ей не нужно ничего придумывать, играть в какие-то игры, создавая образ. Любая игра предполагает напряжение, которое отражается во внешнем облике и не украшает его. По-настоящему красива душевно спокойная, счастливая, любящая и любимая женщина.

Для меня неприемлемы высокомерие, надменность, жеманство и еще, пожалуй, грубость. Я не люблю обижать людей. И в других ценю чувство такта и естественность.

У меня нет секретов красоты. Я ничего не делаю специально. Возможно, если бы я знала какой-нибудь секрет, я бы им обязательно пользовалась. Я не использую декоративную косметику: тональный крем, пудру, тушь, не крашу губы. Лишь иногда с помощью темных теней подчеркиваю разрез глаз, что зрительно их увеличивает.

Чтобы быть красивой, нужно сохранять интерес к жизни, она должна быть наполненной. Ни в коем случае нельзя допускать духовной пустоты. Мне кажется, женщина красива, когда она интересна.

Систематический анализ взаимозависимости и разграничения между всеми различными понятиями вокруг определения понятия "искусство" невозможен без четкого описания понятия "красота".

О том, что такое красота, или “прекрасное”, мыслители спорят издревле и до сих пор. Причем, с одной стороны, постоянно подчеркивают неоспоримую существенность красоты, как одной из высших, абсолютных ценностей жизни и культуры. С другой стороны, столь же постоянно твердят об относительности красоты, изменчивости ее критериев, субъективности оценок. Как говорится в одной народной пословице: “для одних красота в волосах, для других в лысине”. И в то же время, за красоту умирают и убивают, к ней стремятся, надеются, что именно она поможет спасти мир.

Красота не является исключительной привилегией природы или искусства, она охватывает все явления в мире, заключена в каждой частице субстанции, не только в мире людей, но и в мире животных и растений.

Приведем несколько часто используемых определений и необходимых качеств, которые ведут к оценке чего-либо как искусство.

ь Красота -- эстетическая (неутилитарная) категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетания аспектов объекта, при котором последний вызывает в наблюдателе эстетическое наслаждение. Красота, наряду с истиной и благом является важнейшей категорией культуры. В своём эстетическом восприятии понятие красоты близко к понятию прекрасного, с той лишь разницей, что последнее является высшей (абсолютной) степенью красоты. Вместе с тем, красота является более общим и многогранным понятием, во многом эклектичным. Противоположностью красоты является безобразное. Бычков В. В. «Эстетика». -- М.: Гардарики, 2005

ь В общем смысле красота -- высшая степень целесообразности в природе, гармонического соответствия и сочетания элементов (в том числе и противоречивых) во всяком устройстве, во всякой вещи и во всяком организме.Иван Ефремов -- «Лезвие бритвы», глава «Две ступени к прекрасному»

ь красивым может считаться и то, что полезно. В крестьянской среде, например, женская красота связывалась прежде всего со здоровьем, необходимым и для работы и для производства потомства, здоровых работников. В среде аристократической в женщине ценились черты слабости, хрупкости, изнеженности, ибо у женщины в этой среде было иное, чем у крестьянки, предназначение.

ь красивое - это то, что считается таковым в кругу людей того же уровня, хотя изредка и то, что позволяет как-то выделиться. Красота нередко сводится к внешней красивости. Ее выражениями оказываются наружный блеск, яркость, броскость.

БСЭ дает следующие определения:

ь Красота (прекрасное) - категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Как эстетическая ценность прекрасное отличается от нравственных и теоретических ценностей (добра, истины) тем, что оно связано с определённой чувственной формой и обращается к созерцанию или воображению; в отличие от утилитарно-полезного, восприятие прекрасного носит бескорыстный характер.

ь Значение прекрасного для человека и общества носит духовно-практический характер. Восприятие прекрасного бескорыстно, т. е. чуждо вульгарному утилитаризму, но это не есть «незаинтересованность». Напротив, переживание прекрасного потому и бескорыстно, что в нём сливаются личные и общественные интересы, человек ощущает себя лично причастным к общественному значению прекрасного. Т. о., эстетическое отношение к прекрасному имеет и этический аспект, соответствующий единству эстетических и нравственных ценностей.

ь Прекрасное в искусстве -- его художественная ценность -- обусловлено правдивым отражением жизни (красота истины), выражением гуманистических идеалов, а также мастерством, создающим форму, гармонически соответствующую содержанию.

ь Прекрасное как ценность, в которой выражено объективное эстетическое значение явлений, осваивается через субъективные эстетические оценки, сквозь призму вкусов и идеалов людей. Важнейшей задачей эстетического воспитания является формирование и развитие способности человека воспринимать подлинную ценность прекрасного.

Определение с немецкого сайта Wikipedia:

ь Красота - это абстрактное понятие, которое сильно связано со всеми аспектами человеческого бытия.

Изучением этого понятия, его значением занимается в основном философская дисциплина эстетики.

Как и любая другая оценка, это эмоционально позитивное понятие зависит от ценностных ориентаций (ценностных масштабов), которые сильно зависят от социальных, коллективных конвенций (неписанных законов).

Вопрос "На базе каких ценностных масштабов определяется понятие "искусство", как они образуются?" является так же объектом изучения естественных и гуманитарных наук.

В зависимости от данного контекста, можно различать следующие определения:

ь Бытовое определение

Wikipedia: В быту красивым обозначается, как правило, то, что оставляет особенно приятное впечатление.

ь Философия

Kant (дословно): "Красота как объект определенной деятельности суждения: эстетический или вкусовой приговор".

Baumgarten (дословно): "Совершенность, законченность чувственного познания".

ь Естественная красота

Многие аспекты понятия искусства определены эволюционным процессом человека. Центральный вопрос здесь: "Что обеспечивает длительное выживание собственного рода?" Ответ на этот вопрос во многом зависит от того, что закодировано в человеческих генах и зависит от оценки качеств объектов на предмет полезности для выживания своего рода. При этом индивидуальные аспекты/атрибуты красоты - это форма, структура, симметрия, усредненность формы лица (например, у другого пола). Социальными и коллективными аспекты являются, например, следующие реакции индивидуума на оценку коллектива: "Красиво то, что лучше для всего коллектива" или "Красиво то, что является красивым для других" (например, мода).

(добром) и истиной – важнейшая человеческая ценность. Критерием красоты является особое, эстетическое чувство, переживание. Это субъективный критерий, но в нем два составляющих компонента: общезначимый и индивидуально – личностный. Общезначимость не распространяется на все человечество. Красота не является общечеловеческой ценностью. То, что считают красивым одни поколения, одни народы и различные социальные группы (например, возрастные), другие поколения, народы и группы могут не считать. В этом смысле красота – относительна. Нет абсолютных эстетических ценностей. Но есть абсолютная общечеловеческая способность отличать красивое от некрасивого, безобразного. Она называется эстетическим вкусом. Вкус может быть более или менее развит. Отсутствие эстетического вкуса обедняет человеческую личность, делает ее не до конца полноценной.

Тот факт, что критерием красоты выступает чувство , делает невозможным логическое, рациональное определение понятия красоты. Красота переживается, но логически не определяется, не «схватывается» в абстрактных понятиях. Все попытки в этом направлении оканчивались неудачей. В иррациональности красоты нет ничего мистического, как нет мистического в иррациональности любого чувства или такого понятия как «мнимое число» (квадратный корень из минус единицы) в математике. Иррациональное так же объективно существует и функционирует, как и рациональное.

Невозможность дать исчерпывающее логическое определение красоты не означает, что нельзя указать на целый ряд признаков, объективно присущих способности переживать. Одним из таких существенных признаков оказывается способность «схватить» в воспринимаемом (или представляемом) единство в многообразии. Такое единство вносит порядок в многообразие, делает сложное относительно простым. Свой вклад в единство вносят такие объективные качества как органическая целостность, целесообразность, симметрия, пропорциональность, ритм и др. Указанные свойства сами по себе, независимо от человека, не являются красотой. Они выступают как объективные предпосылки, условия для формирования в сознании (и бессознательном) воспринимающего (или представляющего) человека феномена красоты. В той мере, в какой красота не может возникнуть на «пустом» месте без объективных предпосылок, она объективна. Одновременно следует признать ее субъективной, ибо она требует от человека определенных усилий, действий, которые не могут не быть творческими актами. Любая красота – и не только в искусстве – продукт творчества. Описывая красоту цветка, В.Брюсов писал: Есть тонкие властительные связи / Меж контуром и запахом цветка . Чтобы выявить такие связи, требуются от любого, кто чувствует красоту этого цветка, творческие усилия. Конечный результат этих усилий переживается как гармония, гармоническое состояние души.

Различия между людьми в оценке (и одновременно в творчестве) красоты объясняются тем, что на основе одних и тех же объективных предпосылок создаются разные гармонии, разные единства многообразного, разные симметрии, разные гармонии, разные единства многообразного, разные симметрии, разные ритмы, разные пропорции. Наиболее отчетливо это видно в искусстве, в его многообразных эстетических качествах на различных ступенях истории, у разных народов и у отдельных авторов.

Почему люди по разному оценивают (и творят) красоту? Чувство красоты – чувство приятного, положительно действующего на органы зрения и слуха. Неприятной красоты не бывает. Неприятно – безобразное. Различение чувственно-приятного от неприятного – одна из функций эстетического вкуса.

Вкус бывает не только эстетический. Люди различают «на вкус » приятную и неприятную пищу (напитки, запахи и др.). У разных народов и отдельных индивидов имеются врожденные, физиологические реакции в отношении приятного. Поэтому справедливо говорят, что о вкусах не спорят. В этом физиологическом аспекте это верно и в отношении эстетического вкуса. Разные народы и отдельные люди эстетически предпочитают разные цвета и звуки.

Своеобразие и сущность эстетического вкуса состоит не в физиологической, но в культурно-исторической природе. Чувство красоты – сравнительно поздний продукт культурного развития. То, что сегодня оценивается как красивое, на ранних стадиях развития культуры оценивалось как целесообразное и полезное (утилитарное). Например, в человеке негативно оценивалось прежде всего нарушения (отступления) от физической и психической нормы, ибо это отрицательно сказывалось на исполнении социальных ролей (работника, воина, матери и т.п.). Позже негативная оценка нарушения нормы ляжет в основу формирования эстетического феномена безобразного и комического. Напротив, соответствие норме и в особенности высокая степень совершенства положительных полезных качеств (и физических и психических) генетически восходит к феномену эталона красивого, к эстетическому идеалу.

Свидетельством этому может быть сегодняшняя речевая практика. Красота внешности человека часто обозначается такими словами, эпитетами, которые говорят о норме, цельности, здоровье человека: породистый, холеный, осанистый, гвардейский, широкоплечий, мощный, богатырский и т.п. Признаки болезни (исхудавший, истощенный, бледный и т.п.) часто выступают как синонимы «некрасивого».

Понятие нормы и эстетического идеала относительно. Высокий рост для европейца часто служит одной из характеристик внешней красоты человека, но такой же рост для низкорослых племен (например, пигмеев) – уродство. У каждого человеческого коллектива (социума) – своя мера, свой идеал. Знаменитый тезис греческого философа Протагора о том, что человек есть мера всех вещей (ср. у М.Волошина: Мир отвечал размерам человека , / И человек был мерой всех вещей ) полностью относится к красоте.

Меру нормального, целесообразного и полезного для человека, человек переносит на весь окружающий мир, в том числе и на природу. В мире неодушевленной и живой природы нет сознательной цели, целеполагания, а значит и целесообразности. Там есть приспособленность к среде, соответствие структуры и функций (поведения). Но человек по аналогии с собой и своим поведением переносит на природу представление о целесообразности и соответственно о красоте. Природа для человека – неиссякаемый источник для формирования эстетических гармонических представлений, благодатная почва для формирования и осуществления чувства красоты. Твой взгляд – да будет тверд и ясен: / Сотри случайные черты / И ты увидишь: мир прекрасен . (А.Блок).

Осмысляя и обобщая в процессе многовековой общественной практики факт удовлетворения, удовольствия от целесообразности, полезности как своих действий и их результатов (предметов культуры), так и «целесообразности» в природе, человек стремился выявить общий источник такого удовольствия. Выявить не просто саму целесообразность, а форму целесообразности. Эта форма, или как ее охарактеризовал И.Кант, целесообразность без цели и есть красота, чувство гармонической формы, бессознательно, интуитивно формируемое в каждодневном опыте.

Независимо от конкретного содержания, с которым форма всегда связана и которую всегда выражает, эту форму, или красоту, отличают те же признаки, что свойственны объективным предпосылкам чувства красоты – органическая целостность, пропорциональность, симметрия, ритм, динамическая напряженность и др.

С формой целесообразности (красотой) мы встречаемся не только в мире вещей и процессов действительности, но и в мире понятий и представлений. Все, что непосредственно воспринимаемо (и представляемо) зрением и слухом, может быть предметом эстетического созерцания, вызывать чувство красоты. Так, математические и физико-математические понятия, когда они выражены в наглядной формулировке, четко фиксирующей определенный комплекс идей, могут быть предметом – для посвященных – эстетического восхищения. Л.Больцман испытывал эстетический восторг от «изящества» уравнений Д.Максвелла, выражающих основные законы электромагнетизма. Формулы Максвелла чрезвычайно целесообразны, им присущ ритм и емкость, выразительность и краткость, благодаря ритму их удобно схватывает глаз. Не случайно известный современный математик Г.Харди считает красоту высшей целесообразностью с математической точки зрения. Еще Пифагор и Платон усматривали красоту в числовых соотношениях. Согласно Платону «мера» и симметрия есть первооснова красоты. Для эстетического впечатления важен не только момент наглядности формы, но и преодоление сложности, сведение сложности к простоте как в области алгебраических знаков, так и в области геометрических конструктивных понятий. Характерны некоторые названия кривых аналитической геометрии – «трехлепестковая роза», «локон» и другие, указывающие на их эстетическую выразительность, красоту. В описании сложных химических соединений мы найдем разнообразные геометрические схемы, поражающие причудливой гармонией. Например, структурная формула черного анилина (краски) напоминает красоту орнамента, но только не декоративного, а выражающего взаимодействие, соотношение атомов.

Красота, будучи формой, объективно связанной с содержанием, субъективно совершенно свободна от какого бы то ни было интереса, от понятия о предмете, от соображений о цели или пользе. Она непосредственно своим чувственным обнаружением возбуждает в нас чувство удовольствия. Это удовольствие, наслаждение носит абсолютно бескорыстный характер. Мы любуемся предметом (объектом) созерцания и никакой другой цели, кроме этого любования, нет.

Если в самом предмете эстетического любования, в красоте нет цели, пользы, то сам процесс бескорыстного созерцания чрезвычайно духовно полезен. Бескорыстие придает ему высоконравственный характер. Мы любуемся предметом (объектом) созерцания и никакой другой цели, кроме этого любования, нет. Общение с красотой духовно полезно обществу и индивиду, ибо вносит свой вклад в формирование нравственных качеств личности. Не поэтому ли Достоевский считал, что красота спасет мир?

И.Кант различал свободную и «связанную», «обусловленную» красоту. Свободной красота бывает лишь в «поле» эстетического созерцания (и творчества), но это «поле» неизбежно вплетено в контекст реальной жизнедеятельности. Поэтому, обособившись, красота снова вступает в связь (и никогда ее не теряет) с различными видами целесообразной и полезной деятельности.

Начиная с древности, человек в трудовой деятельности не только создавал изделия, которые удовлетворяли насущные утилитарные потребности, но и творил их по законам красоты, в частности, украшая различными орнаментами. В свою очередь эти орнаменты были связаны с религиозно-магическими обрядами и действами. Связь красоты с полезными предметами нашла свое продолжение и развитие в народном декоративно-прикладном искусстве, в художественном ремесле и художественной промышленности. В структуре последнего формируется дизайн, который с точки зрения красоты (и разумеется пользы, целесообразности) осмысливает и оформляет предметы, учитывая особенности не только его внешнего вида, но и необходимое функциональное и композиционное единство.

Обратимся к игре . Красота как чувственно-приятное связана с врожденным игровым началом, которое старше культуры. Игре как факту культуры красота внутренне не присуща, но игра обладает склонностью вступать в контакт с различными видами красоты. Более примитивным формам игры с самого начала присущи радость и изящество. Красота движений человеческого тела находит свое высшее выражение в игре, в частности и в особенности – в спортивной. Здесь и в более высокоразвитых формах игры мы находим ритм и гармонию. Связь игры и красоты несомненна и многообразна.

Теснейшая связь красоты с религией прослеживается, начиная от древнейших магических обрядов и вплоть до современных религиозных культовых действий, обрядов и празднеств. При этом роль красоты не ограничивается декоративной функцией. Существует глубокая внутренняя связь красоты и религиозных идей, в особенности с нравственным аспектом религиозного сознания.

Красота связана тесными узами не только с добром, но и с такой интеллектуальной ценностью как истина. Как и в сфере религиозного сознания, красота не ограничивается декоративной функцией и в области философских и научных идей. Красота научных формул, о которых шла речь ранее, неразрывно обусловлена истинностью этих формул. Известный физик П.Дирак считал, что красивая теория, красивая формула не может не быть верной. Другой ученый-физик Р.Фейнман полагал, что истину можно узнать по ее красоте. Математик А.Пуанкаре писал о том, что полезными комбинациями являются как раз наиболее изящные комбинации. Знаменитый авиаконструктор А.С.Яковлев утверждал: «некрасивый самолет не полетит, не знаю почему, но не полетит». Опыт убеждал его в том, что некрасивые образцы надо отсеивать: все равно в эксплуатации они себя не оправдают. Все эти и подобные им высказывания восходят к Платону, считавшему, что «красота – сияние истины».

В концентрированном виде связь красоты с другими духовными ценностями и прежде всего с нравственностью проявляет себя в искусстве: музыке, театре, литературе, в изобразительном искусстве и др. – во всех «изящных» искусствах. По утверждению замечательного русского мыслителя М.Бахтина , все ценности здесь выступают под «эстетическим интегралом». Сердцевина этого «интеграла» – красота, которая выступает здесь в своей наивысшей форме – в форме прекрасного. Искусство всегда прекрасно, что бы оно ни изображало в своем содержании: красивое или некрасивое, даже безобразное. О.Роден писал, что «стоит великому артисту или великому писателю коснуться до какого-нибудь безобразия, чтобы оно мгновенно преобразилось: ударом волшебного жезла безобразное превращается в красоту: это алхимия, это колдовство!».

Художник двояким образом преодолевает безобразное, негативное. Во-первых, он достигает этого, представляя безобразное, негативное как общественный феномен. С позиций положительного нравственного идеала художник занимает по отношению к нему отрицательную позицию, произносит над ним приговор, тем самым способствуя утверждению эстетического идеала. Во-вторых, с помощью своего мастерства он создает красивую художественную форму. Основа этой формы – композиция с присущими ей объективными предпосылками красоты: целостностью, органичностью, ритмом, пропорциональностью (в частности и в особенности – «золотым сечением») и другими чертами. Кроме того, художественная форма в истинном искусстве находится в гармоническом соответствии с идеей произведения, с позиций которой художник оценивает изображаемое. В этом случае принято говорить об единстве формы и содержания. Художественная форма придает красоте в искусстве особое качество – художественность.

В современном искусстве модернизма и постмодернизма красота часто отходит на второй план. Место прекрасного занимают другие ценности, которые П.Валери назвал шок-ценностями – новизна, интенсивность, необычность. Подобное «искусство» в отличие от традиционного искусства не выполняет эстетической функции как главной и определяющей, оно осуществляет другие социальные функции.

Евгений Басин

Новое на сайте

>

Самое популярное