Домой Полезные свойства плодов Конспект занятия тема зима старшая группа. "Зимушка - зима". план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему. Пальчиковая игра «У зимы в лесу изба»

Конспект занятия тема зима старшая группа. "Зимушка - зима". план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему. Пальчиковая игра «У зимы в лесу изба»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Закрепить знания детей о временах года. Уточнить и расширить представления о зиме. Помочь детям увидеть красоту и разнообразие природы. Воспитывать любовь к родной природе. Развивать наблюдательность, воображение, мышление. Развивать связную речь, учить отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 22 «Почемучка» г. Воркуты.

КОНСПЕКТ НОД

С детьми старшего дошкольного возраста.

Тема: «Зима белоснежная».

Направление: «Познавательно-речевое направление».

Образовательная область: «Познание».

Воспитатель:

Добролюбова

Вера Владимировна

г. Воркута.

ТЕМА: «ЗИМА БЕЛОСНЕЖНАЯ».

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «Здоровье», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка», «Социализация», «Чтение художественной литературы».

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Закрепить знания детей о временах года. Уточнить и расширить представления о зиме. Помочь детям увидеть красоту и разнообразие природы. Воспитывать любовь к родной природе. Развивать наблюдательность, воображение, мышление. Развивать связную речь, учить отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1. Наблюдения на прогулке.

2.Чтение и заучивание стихов о зиме, весне, осени, лете.

3. Рассматривание иллюстраций о временах года.

4. Дидактические игры: «Какое это время года?», «Когда это бывает?», «Угадай, что лишнее?»

5. Рассматривание репродукций с картин художников-пейзажистов Левитана, Остроухова, Куинджи, Грабаря и др.

6. Рисование деревьев и кустарников, зимних пейзажей.

7. Отгадывание загадок о временах года.

МАТЕРИАЛ: пакет, репродукция с картины И. Грабаря «Февральская лазурь», репродукции с картин художников-пейзажистов о временах года, музыка Чайковского «Времена года», рисунки детей с изображением деревьев, ёлочек, белая гуашь, кисточки, салфетки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Воспитатель: Ребята, друзья – школьники прислали вам пакет. Как вы думаете, что в нем может быть?

Ответы детей (дети стоят около воспитателя).

Воспитатель: (открывает пакет, вынимает карточки с загадками и читает записку) «Дорогие «почемучки», посылаем вам загадки про наше любимое время года. Попробуйте их отгадать. Ваши друзья». Вы любите отгадывать загадки? Попробуем отгадать их?

Ответы детей:

Воспитатель: (загадывает загадки)

1. Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает? (зимой)

2. Белое покрывало на землю упало (снег)

3. На дворе горой, а в избе водой (снег)

4.Зимой на земле лежал, а весной в реку убежал (снег)

5. Летало одеяло мягкое, белое, солнце припекло, одеяло утекло (снег)

6. Покружилась звездочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке. (снежинка)

7. С неба звезды падают, лягут на поля,

Пусть под ними скроется черная земля,

Много, много звездочек тонких, как стекло,

Звездочки холодные, а земле тепло (снежинки)

8. Кто мостик на земле мостит, без топора, без гвоздей, без досок? (мороз)

9. Без досок, без топоров через речку мост готов,

Мост, как синее стекло – скользко, весело, светло (лед)

10.В воде не тонет, в огне не горит, сама вода на воде и по воде плавает (лед)

Воспитатель: Вы прекрасно справились с загадками. Садитесь и скажите, о каком времени года были загадки?

Ответы детей:

Воспитатель: Почему вы так решили?

Ответы детей:

Воспитатель: А какие ещё признаки зимы вы знаете?

Ответы детей:

Воспитатель: (обобщает высказывания детей) Зимой холодно, мороз, бывают метели, вьюги. Падает снег. Снег падает снежинками, хлопьями, крупой. Водоемы (реки, озера) покрываются льдом. Земля – снегом. Деревья и кусты без листьев, не растут, так как отсутствуют необходимые условия (нет тепла, воды, мало света). Птиц мало. Многие улетели на юг, в теплые края. Остались только зимующие (вороны, сороки, куропатки, голуби, воробьи). Зимой самые короткие дни, длинные ночи. А у нас, на Севере, наступает полярная ночь.

II. Воспитатель: Ребята! Как вы думаете, хорошо или плохо зимой?

Ответы детей:

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Хорошо-плохо». Вначале вы скажете, почему хорошо зимой, а потом, почему плохо. Итак: Зимой хорошо – почему?

Ответы детей: (Можно покататься на лыжах, коньках, с горки на санках, поиграть в снежки, походить по снегу. Можно слепить снеговика. Зимой бывает Новый год. Дед Мороз приносит подарки, елки наряжают. Зимой красивые деревья, инеем покрыты, снежинки красивые).

Воспитатель: Зимой плохо, потому что…

Ответы детей: (много одежды надо одевать, нельзя купаться, загорать, холодно, мерзнут руки, лицо, нос и т.д.).

Воспитатель: У каждого времени года есть что-то хорошее, что-то плохое. Но, несмотря ни на что, зима – это прекрасное время года! Вы согласны со мной?

Ребята! Многие художники очень любили зиму и изображали ее на своих полотнах.

III. Воспитатель: Посмотрим, что нам еще прислали друзья? (Вынимает репродукцию картины И.Грабаря «Февральская лазурь»). Ребята, посмотрите, какую прекрасную картину прислали нам наши друзья. Она называется «Февральская лазурь» (лазурь – это синева, светло-синий цвет). Видите, как много светло-синего цвета на картине? Написал эту картину И.Грабарь. Посмотрите, какие великолепные березы, а какое небо! Лазоревое. (Дети стоя рассматривают картину. Звучит музыка П.Чайковского «Времена года»).

Воспитатель: Когда художник увидел эти березы, которые сверкали на фоне голубого леса, он был поражен их красотой. О своих впечатлениях он написал так: «Вся природа праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба». И художник сразу же запечатлел на своем полотне это чудо. 130 лет назад написал Грабарь эту картину, а люди до сих пор любуются, восхищаются красотой этого пейзажа.

(Музыка смолкает).

IV. Воспитатель: Садитесь поближе, посмотрите еще раз внимательно на картину и представьте, что вы находитесь среди этих берез. Что вы слышите?

Ответы детей: (трещат ветки, звенят на морозе, скрипит снег, сорока где-то стрекочет и т.д.).

Воспитатель: Что вы чувствуете? Что вам хочется?

Ответы детей: (покататься на лыжах, потрогать эти березки, походить по глубокому снегу).

Воспитатель: А теперь представьте, что вы не дети, а вот эти березки. О чем шепчутся ваши веточки?

Ответы детей: (холодно, какое красивое небо! Лазурное! Как ярко светит солнце. Как прекрасно!).

Воспитатель: молодцы! Вот видите, какое прекрасное время года зима! Как красиво зимой!

V. Воспитатель: А в пакете еще что-то есть! Посмотрите! Конверт и записка! (читает)

«Дорогие «почемучки»! мы рады, что вы тоже любите зиму и много знаете о ней. А не забыли ли вы другие времена года? Посылаем вам игру «Угадай, что лишнее?» надеемся, что вы так же хорошо справитесь с этой игрой, как справились с загадками!

Воспитатель: (Достает репродукции с картин художников о всех временах года) Художники изображали не только зиму, но и другие времена года!

(Дети рассматривают картины и определяют, какое время года изображено на той или иной репродукции. Затем на ковре играют в игру «Угадай, что лишнее?»)

Воспитатель: Молодцы, не забыли вы и лето, и осень, и весну.

VI. Воспитатель: А еще прислали вам ребята свои рисунки и просят вас угадать, какое время года на них изображено. Как вы думаете, какое это время года?

Ответы детей: (Лето – потому что елочка зеленая. Зима – дерево без листьев. Осень, весна – деревья без листьев.)

Воспитатель: (Елочка зеленая круглый год. Дерево без листьев и весной и поздней осенью. Весна? – ручейков нет и т.д.)

Какая-то непонятная картина. Давайте сделаем ее зимней! Что для этого нужно? Чего не хватает?

Ответы детей: (Снега)

Воспитатель: Давайте нарисуем снег.

(Дети сидят за столами и рисуют белой гуашью снег. Звучит музыка П.Чайковского «Времена года».)

VII . Воспитатель: Вот теперь у нас получилась зимняя картина. Вон сколько снега! Художники, как правило, называют свои картины. Вы сейчас тоже были художниками. Давайте как-нибудь назовем эти картины.

(Дети дают названия картинам: «Зима белоснежная», «Зима наступила», «Первый снег», «Снегопад» и т.д.)

Воспитатель: (вывешивает рисунки на стенде, дети рассматривают их, обмениваются впечатлениями) Дети, что вам больше всего понравилось сегодня на занятии?

Ответы детей:

Воспитатель: А мне понравилось, как вы сегодня отгадывали загадки, отвечали на вопросы, играли, рисовали. Молодцы! Спасибо!


Цели образовательного мероприятия:

Закрепить знания детей о зиме, зимних забавах;

- уточнить признаки зимы;

- развивать словарь, память, мышление, познавательный интерес детей;

Развивать художественно-эстетический вкус детей.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Послушайте стихотворение.

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась;

Клоками повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз.

И рады мы

Проказам матушки зимы.

Ребята, давайте вспомним, какое время года наступило? Вы рады зиме? Вот сейчас мы поговорим с вами об этом волшебном времени года! Кто скажет, сколько месяцев длится зима? Давайте их назовём.

Ребята, а какие явления природы можно наблюдать зимой? Снегопад, метель, вьюгу.

Какие слова можно сказать про зиму, какая она? - Снежная, вьюжная, морозная, холодная, красивая, волшебная…

А как вы думаете, как живут зимой звери в лесу? Дети рассказывают о зайцах, лисе, белке, медведе и др.

Птицы все улетели на юг? Расскажите, какие птицы зимуют и чем они питаются, кто им помогает выжить зимой. Заслушивается 2-3 рассказа. А насекомые куда подевались? (Ответы детей.)

«Темный лес, что шапкой принакрылся чудной и заснул под нею тихо, непробудно».

Какие деревья в лесу зимой? - Они стоят голые, без листьев, только сосна и ель зеленые. В лесу тихо, но иногда можно услышать, как стучит дятел по стволу дерева, ищет спящих букашек.

Ребята, а вы знаете стихи про зиму? (Дети читают стихи.)

А зимние приметы вы знаете?

Дым столбом - к морозу.

Если ночью был иней, днем снег не выпадет.

Кошка в печурку - стужа во двор.

Вы много знаете про зиму, значит, отгадаете загадки.

Скатерть бела, всю землю одела. (Снег.)

Не зверь, а воет. (Ветер.)

На дворе горой, а в избе водой. (Снег.)

Одеяло белое не руками сделано

не ткалось и не кроилось

с неба на землю свалилось. (Снег.)

Невидимкой, осторожно,

он является ко мне.

И рисует, как художник,

он узоры на окне. (Мороз.)

Тройка, тройка прилетела,

скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Все покрылось серебром. (Зима.)

Что за звездочки сквозные

на пальто и на платке.

Все сквозные, вырезные,

а возьмешь – вода.

Ну что, ребята, немного устали? Давайте немножко разомнёмся!

Проводится физминутка под песню «Согревалочка»

А теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Собери словечко»

Молодцы, ребята! Мы долго ждали зимушку ещё и потому, что в это время года наступает время зимних забав!

Игра «Где мы были, вам не скажем, а что делали, покажем» .

Дети договариваются о демонстрации какого-либо действия, отображающего зимние забавы детей. Показывают его. Остальные отгадывают и обговаривают их.

А сейчас закройте глаза и представьте себе зиму : с белым пушистым снегом, замерзшими реками, летящими снежинками, морозными узорами на стеклах, метелью, вьюгой. Представили зиму?

А зима какая? (холодная, белая, веселая) .

Солнце (светит, но не греет, холодное) .

Небо (серое, голубое, облачное, пасмурное) .

Облака (белые, серые, большие, маленькие, низкие) .

Ветер (сильный, холодный, слабый, северный, теплый) .

Деревья стоят (голые, покрыты снегом) .

Птицы (улетели в теплые края, остались воробьи, голуби, вороны) .

Животные (медведь, еж спят; белка, заяц, лиса поменяли шкурки) .

Люди надели зимнюю одежду , дети катаются на санках, коньках лыжах.

Молодцы, ребята! Вы очень много знаете о волшебнице-зиме! И как вы уже говорили, не бывает зимы без красивых, резных, кружевных снежинок! Я вам предлагаю своими руками сделать снежинки. (Ребята вырезают снежинки и украшают ими группу.)

Задачи:
Образовательные:
Побуждать детей к участию в беседе, продолжать учить отвечать на вопросы.
Расширять и обогащать словарный запас.
Совершенствовать грамматический строй речи.
Закреплять умение интонационно выделять звук в слове; различать гласные, твердые и мягкие согласные; умение делить слова на слоги.
Воспитательные:
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чуткость к восприятию зимнего пейзажа.
Воспитывать умение работать в коллективе, инициативу.
Развивающие:
Развивать у детей наблюдательность, мыслительную деятельность, слуховое и зрительное внимание, память, двигательную активность.

Материалы:
Иллюстрации на зимнюю тематику, рукавичка, снежный комочек из бумажных салфеток, снежинка, разрезные картинки, фишки красного, синего и зеленого цвета, смайлики на каждого ребенка, музыкальное сопровождение, угощение.

Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций о зиме; наблюдения и беседы; чтение художественных произведений на зимнюю тематику; загадки.

Ход занятия

Воспитатель:

Отгадайте – ка, ребятки,
Про кого моя загадка?
Кто полы белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (Зима)

— Правильно! Ребята, а какое сейчас время года? (Зима)
— Почему наступает зима? (Ответы детей)
— Зима прилетает к нам на белой тройке. Что же это за тройка? (Зимние месяцы)
— Назовите их. Что можно сказать о каждом месяце? (Ответы детей)
— Какие чудеса происходят зимой?

(Перед детьми иллюстрации на зимнюю тематику)

Посмотрите внимательно на зимние картины и вспомните, как к нам приходит зима. А все ее приметы, которые вы будете называть, я буду собирать в волшебную рукавичку. (Становиться холодно; солнце светит мало и не греет; опали все листья с деревьев и кустарников; вода превратилась в лед; дни становятся короче; выпадает снег … белый, пушистый, легкий, мягкий, сверкающий, холодный).
— Молодцы! Собрали целую рукавичку!
— Что мы можем сказать о зиме, какая она? (Холодная, красивая, морозная, вьюжная, снежная, ледяная, студеная)
— Как можно ее назвать ласково? (Зимушка)
— Ребята, зима приносит нам много игр и развлечений.
— Хотите поиграть? (Да).
Дети выходят на ковер.
Начнем с игры «Хорошо – плохо».
У меня есть снежок и снежинка. К кому попадет снежный комочек, тот говорит, что зима – это хорошо, потому что …, а тот, к кому упадет снежинка, должен будет ответить, что зима – это плохо, потому что ….
Все запомнили? (Да)
— Тогда начинается игра. – Скажите, пожалуйста, из чего состоит снег? (Из снежинок)
— Откуда появляются снежинки? (Из облаков и туч)
— Хотите это увидеть? (Хотим).
— Сейчас я превращу вас в снежинок.
Повторяйте волшебные слова:
Раз, два, три, покружись,
В разные стороны повернись
И в снежинку превратись! (Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
— Какие разные снежинки! И все они собрались в облако.
(Дети встают в круг, звучит тихая музыка)
— Какое оно? (Большое, снежное, мягкое, пушистое, белое). — Посидим на нем, покачаемся. Но вдруг от тяжести облако не выдержало, и из него снежинки посыпались на землю.
(Дети кружатся и тихонько садятся на стульчики)
— Раз – два – три – вот опять ребята вы.
Посмотрите! Перед вами на столах льдинки, из которых нужно будет собрать зимнюю картинку.
(Дети собирают картинки: снежинка, сугроб, снеговик, снегирь, Снегурочка, снег, сани).
— Скажите, с какого звука начинаются названия всех изображенных предметов?
(Дети называют слова, интонационно выделяя звук «с» в каждом слове).
Воспитатель просит детей от хлопать в ладоши количество слогов в названном слове – «передать слово по телеграфу».
— А теперь посмотрим «Кто внимательный?»
У детей на столах красные, синие, зеленые фишки.
Воспитателем называются гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Дети на каждый звук поднимают соответствующую фишку.
— Встанем дружно все в кружок, будем мы ловить снежок.
Упражнение « Скажи наоборот» в кругу.
Летом дни жаркие, а зимой — ….
Летом небо светлое, а зимой -….
Летом день длинный, а зимой — ….
Летом солнце яркое, а зимой — ….
Весной лед на реке тонкий, а зимой — ….
Снег мягкий, а лед — ….
Одни сосульки длинные, а другие — ….
— Ребята, понравилось играть? Какое у вас настроение? Покажите ответ смайликом. — Вы так много интересного рассказали о зиме, правильно отвечали на вопросы, дружно играли со словами и звуками, что в рукавичке все приметы превратились в сладкие льдинки.
Воспитатель раздает детям угощение.

Организация: МБДОУ «Д/с «Капитошка»

Населенный пункт: Республика Хакасия, г. Абакан

Цель: создание условий для расширения представлений детей о зимних явлениях природы.

Задачи :

  1. создать условия для закрепления знаний детей о характерных признаках зимы, со свойствами снега (познавательное развитие);
  2. обеспечить условия для развития поисковой активности детей (познавательное развитие);
  3. обеспечить условия для выражения детьми своего мнения (социально-коммуникативное развитие);
  4. создать условия для развития двигательной активности посредством игровых двигательных заданий (физическое развитие);
  5. обеспечить условия для детского творчества (художественно-эстетическое развитие).

Материалы и оборудования : картины с изображением зимы, стаканчики с водой и снегом по количеству детей, блюдо со льдом, салфетки, ложки, баночки с гуашью, формочки, верёвочки- петельки.

Ход НОД:

I . Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

(Стук в дверь. Почтальон приносит в детский сад письмо. Дети рассматривают. Давайте прочитаем, что же там написано?).

Воспитатель: «Здравствуйте дети старшей группы № 5 «Ягодки». Пишет вам Капитошка. Недавно я узнал, что у вас наступила зима и что такое зима он не знает, а очень хочется узнать, какая она зима? Говорят, что зимой много снега. А как же он выглядит? Пожалуйста, расскажите мне про зиму.

Сейчас давайте обсудим, расскажем про это время года, а потом напишем ответ Капитошке.

II Основная часть

Рассмотрите этот зимний пейзаж. Скажите, какая она – зима?

Дети : Белая, снежная, морозная, серебряная, сказочная, холодная, долгая, суровая.

Воспитатель : Полюбуйтесь красотой зимнего леса и скажите, что вы видите на картине.

Дети: Зимой много снега, на дорожках, на деревьях, на домах. Все деревья одеты в снежное одеяло, на улице морозы, дует холодный ветер. Речка замерзает и покрывается льдом. Все люди одели теплые вещи: шапки, шубы, валенки, варежки. В сильный мороз дети укутывают нос шарфом, чтобы не простудиться. А когда заходят в дом, закрывают плотно двери, чтобы сохранить тепло в доме.

Дидактическая игра «Зимние слова»

Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, связанное с зимой. (снеговик, жара, валенки, шуба, санки, ледянки, мороз, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, ветер, дождь, Снегурочка, ягоды, сугроб, загорать, снегопад, коньки и т.д.).

Воспитатель : Как вы думаете, без чего не бывает зимы?

Дети : Без снега.

Воспитатель : Когда с неба падает снег, это явление называется – снегопад. Давайте повторим это красивое слово: снегопад.

Воспитатель : А что такое снег?

Дети : Много, много снежинок.

Воспитатель : Какой снег? (Воспитатель вносит ёмкость со снегом. Приглашает детей пройти к столам. Каждый ребёнок берёт стакан со снегом. Дети рассматривают, трогают.)

Воспитатель : Интересно, что будет со снегом, если его взять в руки? Это мы сейчас проверим. Ребята возьмите ложкой немного снега и положите его к себе на ладошку и будем наблюдать.

(Пока снег тает, воспитатель беседует с детьми).

Воспитатель : Какой снег на ощупь?

Дети : Холодный, мягкий.

Воспитатель: Какой по весу?

Дети : Лёгкий.

Воспитатель : В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается?

Дети : В морозную.

Воспитатель : А почему в сильный мороз снег скрипит под ногами?

Дети : Потому, что ломаются под ногами лучики снежинок.

Воспитатель : В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой?

Дети : Во время оттепели.

Воспитатель : Что случилось со снегом?

Дети : Снег растаял и превратился в воду.

Воспитатель : Почему это произошло?

Дети : Снег тает от тепла, а ладошка тёплая.

Воспитатель : Ребята, после игры со снегом необходимо всегда мыть руки. Вы знаете, почему?

Дети : Снег грязный.

Воспитатель : Мы с вами будем протирать руки салфетками. Ребята, а ваша ладошка осталась такой же тёплой, как и прежде?

Дети: Она стала холодной.

Воспитатель : Вот почему нельзя долго держать рук в снегу без варежек, чтобы не было переохлаждения и вы не заболели. А есть можно снег?

Дети : Нет. Почему?

Воспитатель : Давайте погреем наши руки. Мы с вами сейчас поиграем.

Игра “Поиграем в снежки“. (Игра проводится на ковре под музыку)

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку

Мороз на воду опустился
И мир вокруг преобразился.
Там где раньше все текло,
Превратилось все в стекло.
(Лед)

(Воспитатель вносит лёд, снег.).

Воспитатель : Ребята, а вы знаете из чего образуется лёд?

Дети : Из замёрзшей воды.

Воспитатель : А чем лёд отличается от снега?

Дети : Лёд твёрдый, а снег рассыпчатый.

Воспитатель : Ребята, мы ещё узнаем одно отличие. Возьмите картинку и подложите под стакан со снегом, а потом под лёд. У кого видно картинку? Какой вывод можно сделать? Лёд какой?

Дети : Лёд прозрачный, так как видно картинку, а снег- нет.

Воспитатель : А интересно, что быстрее тает – снег или лёд?

А мы сейчас проверим. Ребята, опустите в стаканчике с водой кусочки льда и ложку снега. Ребята, что мы видим?

Дети : Лёд и снег плавает в воде.

Воспитатель : А у тебя Максим плавает? А у Полины? Полина, ты можешь сказать, почему лёд и снег плавают и не тонут?

(Полина затрудняется).

Воспитатель : Ребята, помогайте.

Дети : Лёд легче воды.

Воспитатель : Ребята, а как выиграете зимой?

Дети : Катаемся на санках, лыжах, коньках. Строим снежные крепости, лепим снеговиков.

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы покажем, как можно отдыхать зимой. Проходите на ковёр.

Проводится разминка.

За окном у нас зима. (Разводят руки в стороны.)

Стали белыми дома. (Складывают руки над головой в виде крыши.)

Снег на улице идёт, (Поднимают и опускают медленно руки.)

Дворник улицы метёт. (Покачивают опущенными прямыми руками влево-вправо.)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают перед собой.)

Пишем на катке круги, (Убирают руки за спину, поворачиваются кругом.)

Ловко бегаем на лыжах, (Выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах.)

И играем мы в снежки. (Имитируют метание.)

Воспитатель: Ребята, давайте вернёмся к столам и посмотрим, что произошло со снегом и льдом. Что вы видите в своих стаканчиках? Что быстрее растаяло: снег или лёд?

Дети : Снег и лёд растаяли, снег быстрее растаял, а несколько льдинок ещё плавают на поверхности воды.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете вода в стаканчиках после того как мы опустили лёд, осталась прежней температуры?

Дети : Предлагают ответы.

Воспитатель : Давайте проверим. Опустим указательный пальчик сначала в стаканчик безо льда, а теперь в стакан где был лёд. Что вы почувствовали?

Дети : Где был лёд, вода холоднее.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Дети : Лёд охлаждает воду.

Воспитатель : А ведь это свойство - охлаждать жидкость люди используют в быту. Можно кусочками льда охлаждать сок, чай, кофе.

Ребята, скоро Новый год. Давайте сделаем - цветные льдинки и можно будет украсить ими ёлки на участке.

Ребята, вода в ваших стаканчиках имеет цвет?

Дети: Нет.

Воспитатель: А что произойдёт, если мы капнем в стаканчик краску?

Дети: Она окрасится в цвет краски.

Воспитатель : Возьмите краску ложечкой и размешайте в воде. Какого цвета стала вода?

А сейчас мы будем переливать цветную воду из стаканчиков в формочки. Переливаем аккуратно, не разбрызгивая. Опустите в формочку часть петли. Всё готово. Теперь нам осталось во время прогулки вынести формочки на улицу и оставить на некоторое время и мороз сделает своё дело. Что случится с водой?

Дети: Она замёрзнет.

Воспитатель : Нам только останется вынуть эти льдинки из формочек.

III Завершение НОД

Чем мы сегодня занимались?

Какие задания вам понравилось выполнять? Почему?

Давайте вспомним и напишем ответ Капитошке.

Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира у детей старшего возраста на тему: « Зимушка – зима».

Воспитатель: Ефимова Алла Ивановна

Задачи :

Расширить представления детей о характерных признаках зимы, о зимних явлениях в природе.

Расширять и активизировать словарь по теме «Зимушка - зима», развивать связную речь.

Развивать эстетическое восприятие зимнего пейзажа.

Развивать творческое воображение, художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать состояние зимней природы, выражая свои впечатления в детском творчестве, экспериментировании.

Предварительная работа : беседа с детьми, сбор снега для эксперимента.

Материалы и оборудование :

Аудиозапись песни” Три белых коня”, игры подвижные, разрезные снежинки, снежинка с загадками, мольберт с иллюстрациями зимних пейзажей, картинки, стаканчики, марля.

Ход занятия:

Восп. Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинный зайка серый,

Обернулся зайка белым.

Перестал медведь реветь.

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?(ответы детей: зимой)

Восп. Молодцы, правильно. Вы уже наверное догадались, что сегодня мы с вами будем говорить о зиме, о зимних явления. Но для начала, скажите, какие приметы зимы вы знаете? (ответы детей: идет снег, холодно, на реках, озерах, морях замерзает вода, люди одевают шубы, валенки, морозно).

Восп. Все правильно.

А сейчас, я включу музыку, а вы внимательно слушайте, там скрываются отгадки, на мои вопросы.

Звучит песня “Три белых коня” (музыка У. Крылатова, слова А. Дербенёва).

Восп. Ребята, о каких лошадях поётся в песне, какие у них имена? (Ответы детей:)

Восп.: Правильно. Это зимние месяцы. Как называется первый зимний месяц? Второй зимний месяц? Третий зимний месяц? (Ответы детей).

Восп. Зимние месяцы приготовили для нас интересные вопросы, задания, игры. Вы готовы, начнем!

Восп. У меня в руках снежинка, а на ней написано первое задание.

К нам зима пришла опять.

Снегом белым, словно мелом,

Побелить дома успела, все деревья и дорожки,

И стучится к нам в окошко!

Шубу, шапку надевайте,

Лыжи, санки доставайте,

Зимушку бегите встречать,

Всех ребят зовите играть!

А во что мы можем зимой поиграть, какие зимние игры и развлечения вы знаете? (ответы детей)

На мольберте прикреплены иллюстрации (лыжи, коньки и т. д.), давайте мы с вами по этим картинкам составим предложения.

Восп.: Давайте мы с вами тоже поиграем. Встанем друг за другом и пойдем: на лыжах, на коньках, лепим снежки, прокатимся на санках.

Восп.: Первый месяц зимы – декабрь. В старину называли этот месяц так: лютень, студень, стужайло. Говорят, что декабрь – зиме начало.

Отгадайте загадку:

Разукрасил чародей

Окна все в домах людей.

Чьи узоры? - Вот вопрос.

Их нарисовал... (мороз)

Восп. Правильно, ребята, это мороз.

Физкультминутка:

Пусть забористый мороз щиплет щеки нам и нос. (растирать)

Любим мы играть в снежки. Любим лыжи и коньки. (имитир. движения)

Эй зима покружись и с детьми подружись. (кружится)

Нам зима красавица очень очень - очень нравится. (хлопать в ладоши)

Восп. Второй месяц зимы – январь. В народе называют январь - просинец. В этом месяце уже чаще светит солнце и проглядывает синее небо.

Игра: « Доскажи – словечко» . Я буду вам читать начало предложения, а вы мне должны подсказать концовку. На экране будут небольшие подсказки.(слайды)

Тихо-тихо, как во сне, падает на землю … (снег).

С неба все скользят пушинки – серебристые … (снежинки).

На поселок, на лужок выпал беленький … (снежок).

Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки).

Словно в белый пуховик нарядился …(снеговик).

Рядом-снежная фигурка, это девочка - … (снегурка).

Восп. Последний месяц зимы – февраль. В феврале зима с весной встречаются. В старину февраль называли ветродуй, вьюговей, бокогрей. Такие непохожие названия. Что бы это значило? А как вы понимаете слова - ветродуй, вьюговей, бокогрей.(Ответы детей)

Ветродуй – потому что в феврале дуют сильные ветры. Вьюговей – потому что в феврале часто бывают вьюги. А бокогрей – потому что уже близко весна и все теплее пригревает солнышко. А ещё, может быть, потому, что, когда на улице ветер, вьюга, все сидят по домам и греют бока у печки.

Восп.: Февраль нам приготовил задание. Во время метели ветер поломал и разбросал снежинки. Вам нужно их собрать. (Слайд).

(Дети делятся на подгруппы 2-3 чел. и собирают разрезные снежинки)

А я вам приготовила загадки о зиме?

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, -

Значит, к нам пришла... (зима)

Что за чудо-покрывало?

Ночью все вдруг белым стало.

Не видать дорог и рек -

Их укрыл пушистый... (снег)

Заморозил чародей

И озера, и ручей.

Холодом дышал, и вот -

Не вода в ручье, а... (лед)

Зимой забава есть одна,

В ней меткость, ловкость всем нужна.

А как «снаряды» называешь,

Что лепишь и в друзей бросаешь? (снежки)

Восп. Ребята скажите мне из чего мы с вами делаем снежки?(ответы) Восп.: Какой снег на ощупь? (Холодный, мягкий.) Какой по весу? (Лёгкий.) В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную). А почему в сильный мороз снег скрипит под ногами? (Потому, что ломаются под ногами лучики снежинок.) В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (Во время оттепели).

Восп.: Ребята, а что произойдет со снегом, если принести его в тепло?(ответы детей). Мы с вами на предыдущем занятии уже говорили, что происходит со снегом? Ответьте мне на вопрос, а снег чистый или грязный?(ответы детей).Давайте с вами посмотрим и сделаем выводы.

Восп. А теперь давайте проведем опыт со снегом. Подойдите все сюда. Я вчера набрала на улице снег и принесла его в группу.Как вы думаете, что случилось со снегом?(ответы детей).А вода талая чистая или грязная?(ответы детей). Давайте проверим. У меня в стаканчиках налита талая вода, а на других стаканчиках надета марля, возьмите каждый по стаканчику с водой и перелейте в стаканчик через марлю. Обратите внимание, какая у нас вода и марля. (ответы детей).

Восп. Ребята, скажите снег можно кушать, как многие из вас любят делать?(ответы детей).А почему?(ответы детей).

Восп. Наше занятие подошло к концу, расскажите, что вам сегодня понравилось на занятии(ответы детей), о чем мы сегодня с вами разговаривали(ответы детей), что вы узнали нового(ответы детей) и какие выводы можно сделать после сегодняшнего занятия(ответы детей).

Восп. Всем спасибо, все молодцы.


Новое на сайте

>

Самое популярное