ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Закрепить знания детей о временах года. Уточнить и расширить представления о зиме. Помочь детям увидеть красоту и разнообразие природы. Воспитывать любовь к родной природе. Развивать наблюдательность, воображение, мышление. Развивать связную речь, учить отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида № 22 «Почемучка» г. Воркуты.
КОНСПЕКТ НОД
С детьми старшего дошкольного возраста.
Тема: «Зима белоснежная».
Направление: «Познавательно-речевое направление».
Образовательная область: «Познание».
Воспитатель:
Добролюбова
Вера Владимировна
г. Воркута.
ТЕМА: «ЗИМА БЕЛОСНЕЖНАЯ».
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «Здоровье», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Закрепить знания детей о временах года. Уточнить и расширить представления о зиме. Помочь детям увидеть красоту и разнообразие природы. Воспитывать любовь к родной природе. Развивать наблюдательность, воображение, мышление. Развивать связную речь, учить отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1. Наблюдения на прогулке.
2.Чтение и заучивание стихов о зиме, весне, осени, лете.
3. Рассматривание иллюстраций о временах года.
4. Дидактические игры: «Какое это время года?», «Когда это бывает?», «Угадай, что лишнее?»
5. Рассматривание репродукций с картин художников-пейзажистов Левитана, Остроухова, Куинджи, Грабаря и др.
6. Рисование деревьев и кустарников, зимних пейзажей.
7. Отгадывание загадок о временах года.
МАТЕРИАЛ: пакет, репродукция с картины И. Грабаря «Февральская лазурь», репродукции с картин художников-пейзажистов о временах года, музыка Чайковского «Времена года», рисунки детей с изображением деревьев, ёлочек, белая гуашь, кисточки, салфетки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Воспитатель: Ребята, друзья – школьники прислали вам пакет. Как вы думаете, что в нем может быть?
Ответы детей (дети стоят около воспитателя).
Воспитатель: (открывает пакет, вынимает карточки с загадками и читает записку) «Дорогие «почемучки», посылаем вам загадки про наше любимое время года. Попробуйте их отгадать. Ваши друзья». Вы любите отгадывать загадки? Попробуем отгадать их?
Ответы детей:
Воспитатель: (загадывает загадки)
1. Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает? (зимой)
2. Белое покрывало на землю упало (снег)
3. На дворе горой, а в избе водой (снег)
4.Зимой на земле лежал, а весной в реку убежал (снег)
5. Летало одеяло мягкое, белое, солнце припекло, одеяло утекло (снег)
6. Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке. (снежинка)
7. С неба звезды падают, лягут на поля,
Пусть под ними скроется черная земля,
Много, много звездочек тонких, как стекло,
Звездочки холодные, а земле тепло (снежинки)
8. Кто мостик на земле мостит, без топора, без гвоздей, без досок? (мороз)
9. Без досок, без топоров через речку мост готов,
Мост, как синее стекло – скользко, весело, светло (лед)
10.В воде не тонет, в огне не горит, сама вода на воде и по воде плавает (лед)
Воспитатель: Вы прекрасно справились с загадками. Садитесь и скажите, о каком времени года были загадки?
Ответы детей:
Воспитатель: Почему вы так решили?
Ответы детей:
Воспитатель: А какие ещё признаки зимы вы знаете?
Ответы детей:
Воспитатель: (обобщает высказывания детей) Зимой холодно, мороз, бывают метели, вьюги. Падает снег. Снег падает снежинками, хлопьями, крупой. Водоемы (реки, озера) покрываются льдом. Земля – снегом. Деревья и кусты без листьев, не растут, так как отсутствуют необходимые условия (нет тепла, воды, мало света). Птиц мало. Многие улетели на юг, в теплые края. Остались только зимующие (вороны, сороки, куропатки, голуби, воробьи). Зимой самые короткие дни, длинные ночи. А у нас, на Севере, наступает полярная ночь.
II. Воспитатель: Ребята! Как вы думаете, хорошо или плохо зимой?
Ответы детей:
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Хорошо-плохо». Вначале вы скажете, почему хорошо зимой, а потом, почему плохо. Итак: Зимой хорошо – почему?
Ответы детей: (Можно покататься на лыжах, коньках, с горки на санках, поиграть в снежки, походить по снегу. Можно слепить снеговика. Зимой бывает Новый год. Дед Мороз приносит подарки, елки наряжают. Зимой красивые деревья, инеем покрыты, снежинки красивые).
Воспитатель: Зимой плохо, потому что…
Ответы детей: (много одежды надо одевать, нельзя купаться, загорать, холодно, мерзнут руки, лицо, нос и т.д.).
Воспитатель: У каждого времени года есть что-то хорошее, что-то плохое. Но, несмотря ни на что, зима – это прекрасное время года! Вы согласны со мной?
Ребята! Многие художники очень любили зиму и изображали ее на своих полотнах.
III. Воспитатель: Посмотрим, что нам еще прислали друзья? (Вынимает репродукцию картины И.Грабаря «Февральская лазурь»). Ребята, посмотрите, какую прекрасную картину прислали нам наши друзья. Она называется «Февральская лазурь» (лазурь – это синева, светло-синий цвет). Видите, как много светло-синего цвета на картине? Написал эту картину И.Грабарь. Посмотрите, какие великолепные березы, а какое небо! Лазоревое. (Дети стоя рассматривают картину. Звучит музыка П.Чайковского «Времена года»).
Воспитатель: Когда художник увидел эти березы, которые сверкали на фоне голубого леса, он был поражен их красотой. О своих впечатлениях он написал так: «Вся природа праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба». И художник сразу же запечатлел на своем полотне это чудо. 130 лет назад написал Грабарь эту картину, а люди до сих пор любуются, восхищаются красотой этого пейзажа.
(Музыка смолкает).
IV. Воспитатель: Садитесь поближе, посмотрите еще раз внимательно на картину и представьте, что вы находитесь среди этих берез. Что вы слышите?
Ответы детей: (трещат ветки, звенят на морозе, скрипит снег, сорока где-то стрекочет и т.д.).
Воспитатель: Что вы чувствуете? Что вам хочется?
Ответы детей: (покататься на лыжах, потрогать эти березки, походить по глубокому снегу).
Воспитатель: А теперь представьте, что вы не дети, а вот эти березки. О чем шепчутся ваши веточки?
Ответы детей: (холодно, какое красивое небо! Лазурное! Как ярко светит солнце. Как прекрасно!).
Воспитатель: молодцы! Вот видите, какое прекрасное время года зима! Как красиво зимой!
V. Воспитатель: А в пакете еще что-то есть! Посмотрите! Конверт и записка! (читает)
«Дорогие «почемучки»! мы рады, что вы тоже любите зиму и много знаете о ней. А не забыли ли вы другие времена года? Посылаем вам игру «Угадай, что лишнее?» надеемся, что вы так же хорошо справитесь с этой игрой, как справились с загадками!
Воспитатель: (Достает репродукции с картин художников о всех временах года) Художники изображали не только зиму, но и другие времена года!
(Дети рассматривают картины и определяют, какое время года изображено на той или иной репродукции. Затем на ковре играют в игру «Угадай, что лишнее?»)
Воспитатель: Молодцы, не забыли вы и лето, и осень, и весну.
VI. Воспитатель: А еще прислали вам ребята свои рисунки и просят вас угадать, какое время года на них изображено. Как вы думаете, какое это время года?
Ответы детей: (Лето – потому что елочка зеленая. Зима – дерево без листьев. Осень, весна – деревья без листьев.)
Воспитатель: (Елочка зеленая круглый год. Дерево без листьев и весной и поздней осенью. Весна? – ручейков нет и т.д.)
Какая-то непонятная картина. Давайте сделаем ее зимней! Что для этого нужно? Чего не хватает?
Ответы детей: (Снега)
Воспитатель: Давайте нарисуем снег.
(Дети сидят за столами и рисуют белой гуашью снег. Звучит музыка П.Чайковского «Времена года».)
VII . Воспитатель: Вот теперь у нас получилась зимняя картина. Вон сколько снега! Художники, как правило, называют свои картины. Вы сейчас тоже были художниками. Давайте как-нибудь назовем эти картины.
(Дети дают названия картинам: «Зима белоснежная», «Зима наступила», «Первый снег», «Снегопад» и т.д.)
Воспитатель: (вывешивает рисунки на стенде, дети рассматривают их, обмениваются впечатлениями) Дети, что вам больше всего понравилось сегодня на занятии?
Ответы детей:
Воспитатель: А мне понравилось, как вы сегодня отгадывали загадки, отвечали на вопросы, играли, рисовали. Молодцы! Спасибо!
Цели образовательного мероприятия:
Закрепить знания детей о зиме, зимних забавах;
- уточнить признаки зимы;
- развивать словарь, память, мышление, познавательный интерес детей;
Развивать художественно-эстетический вкус детей.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята! Послушайте стихотворение.
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась;
Клоками повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз.
И рады мы
Проказам матушки зимы.
Ребята, давайте вспомним, какое время года наступило? Вы рады зиме? Вот сейчас мы поговорим с вами об этом волшебном времени года! Кто скажет, сколько месяцев длится зима? Давайте их назовём.
Ребята, а какие явления природы можно наблюдать зимой? Снегопад, метель, вьюгу.
Какие слова можно сказать про зиму, какая она? - Снежная, вьюжная, морозная, холодная, красивая, волшебная…
А как вы думаете, как живут зимой звери в лесу? Дети рассказывают о зайцах, лисе, белке, медведе и др.
Птицы все улетели на юг? Расскажите, какие птицы зимуют и чем они питаются, кто им помогает выжить зимой. Заслушивается 2-3 рассказа. А насекомые куда подевались? (Ответы детей.)
«Темный лес, что шапкой принакрылся чудной и заснул под нею тихо, непробудно».
Какие деревья в лесу зимой? - Они стоят голые, без листьев, только сосна и ель зеленые. В лесу тихо, но иногда можно услышать, как стучит дятел по стволу дерева, ищет спящих букашек.
Ребята, а вы знаете стихи про зиму? (Дети читают стихи.)
А зимние приметы вы знаете?
Дым столбом - к морозу.
Если ночью был иней, днем снег не выпадет.
Кошка в печурку - стужа во двор.
Вы много знаете про зиму, значит, отгадаете загадки.
Скатерть бела, всю землю одела. (Снег.)
Не зверь, а воет. (Ветер.)
На дворе горой, а в избе водой. (Снег.)
Одеяло белое не руками сделано
не ткалось и не кроилось
с неба на землю свалилось. (Снег.)
Невидимкой, осторожно,
он является ко мне.
И рисует, как художник,
он узоры на окне. (Мороз.)
Тройка, тройка прилетела,
скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром. (Зима.)
Что за звездочки сквозные
на пальто и на платке.
Все сквозные, вырезные,
а возьмешь – вода.
Ну что, ребята, немного устали? Давайте немножко разомнёмся!
Проводится физминутка под песню «Согревалочка»
А теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Собери словечко»
Молодцы, ребята! Мы долго ждали зимушку ещё и потому, что в это время года наступает время зимних забав!
Игра «Где мы были, вам не скажем, а что делали, покажем» .
Дети договариваются о демонстрации какого-либо действия, отображающего зимние забавы детей. Показывают его. Остальные отгадывают и обговаривают их.
А сейчас закройте глаза и представьте себе зиму : с белым пушистым снегом, замерзшими реками, летящими снежинками, морозными узорами на стеклах, метелью, вьюгой. Представили зиму?
А зима какая? (холодная, белая, веселая) .
Солнце (светит, но не греет, холодное) .
Небо (серое, голубое, облачное, пасмурное) .
Облака (белые, серые, большие, маленькие, низкие) .
Ветер (сильный, холодный, слабый, северный, теплый) .
Деревья стоят (голые, покрыты снегом) .
Птицы (улетели в теплые края, остались воробьи, голуби, вороны) .
Животные (медведь, еж спят; белка, заяц, лиса поменяли шкурки) .
Люди надели зимнюю одежду , дети катаются на санках, коньках лыжах.
Молодцы, ребята! Вы очень много знаете о волшебнице-зиме! И как вы уже говорили, не бывает зимы без красивых, резных, кружевных снежинок! Я вам предлагаю своими руками сделать снежинки. (Ребята вырезают снежинки и украшают ими группу.)
Задачи:
Образовательные:
Побуждать детей к участию в беседе, продолжать учить отвечать на вопросы.
Расширять и обогащать словарный запас.
Совершенствовать грамматический строй речи.
Закреплять умение интонационно выделять звук в слове; различать гласные, твердые и мягкие согласные; умение делить слова на слоги.
Воспитательные:
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чуткость к восприятию зимнего пейзажа.
Воспитывать умение работать в коллективе, инициативу.
Развивающие:
Развивать у детей наблюдательность, мыслительную деятельность, слуховое и зрительное внимание, память, двигательную активность.
Материалы:
Иллюстрации на зимнюю тематику, рукавичка, снежный комочек из бумажных салфеток, снежинка, разрезные картинки, фишки красного, синего и зеленого цвета, смайлики на каждого ребенка, музыкальное сопровождение, угощение.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций о зиме; наблюдения и беседы; чтение художественных произведений на зимнюю тематику; загадки.
Ход занятия
Воспитатель:
Отгадайте – ка, ребятки,
Про кого моя загадка?
Кто полы белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (Зима)
— Правильно! Ребята, а какое сейчас время года? (Зима)
— Почему наступает зима? (Ответы детей)
— Зима прилетает к нам на белой тройке. Что же это за тройка? (Зимние месяцы)
— Назовите их. Что можно сказать о каждом месяце? (Ответы детей)
— Какие чудеса происходят зимой?
(Перед детьми иллюстрации на зимнюю тематику)
Посмотрите внимательно на зимние картины и вспомните, как к нам приходит зима. А все ее приметы, которые вы будете называть, я буду собирать в волшебную рукавичку. (Становиться холодно; солнце светит мало и не греет; опали все листья с деревьев и кустарников; вода превратилась в лед; дни становятся короче; выпадает снег … белый, пушистый, легкий, мягкий, сверкающий, холодный).
— Молодцы! Собрали целую рукавичку!
— Что мы можем сказать о зиме, какая она? (Холодная, красивая, морозная, вьюжная, снежная, ледяная, студеная)
— Как можно ее назвать ласково? (Зимушка)
— Ребята, зима приносит нам много игр и развлечений.
— Хотите поиграть? (Да).
Дети выходят на ковер.
— Начнем с игры «Хорошо – плохо».
У меня есть снежок и снежинка. К кому попадет снежный комочек, тот говорит, что зима – это хорошо, потому что …, а тот, к кому упадет снежинка, должен будет ответить, что зима – это плохо, потому что ….
Все запомнили? (Да)
— Тогда начинается игра. – Скажите, пожалуйста, из чего состоит снег? (Из снежинок)
— Откуда появляются снежинки? (Из облаков и туч)
— Хотите это увидеть? (Хотим).
— Сейчас я превращу вас в снежинок.
Повторяйте волшебные слова:
Раз, два, три, покружись,
В разные стороны повернись
И в снежинку превратись! (Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
— Какие разные снежинки! И все они собрались в облако.
(Дети встают в круг, звучит тихая музыка)
— Какое оно? (Большое, снежное, мягкое, пушистое, белое). — Посидим на нем, покачаемся. Но вдруг от тяжести облако не выдержало, и из него снежинки посыпались на землю.
(Дети кружатся и тихонько садятся на стульчики)
— Раз – два – три – вот опять ребята вы.
Посмотрите! Перед вами на столах льдинки, из которых нужно будет собрать зимнюю картинку.
(Дети собирают картинки: снежинка, сугроб, снеговик, снегирь, Снегурочка, снег, сани).
— Скажите, с какого звука начинаются названия всех изображенных предметов?
(Дети называют слова, интонационно выделяя звук «с» в каждом слове).
Воспитатель просит детей от хлопать в ладоши количество слогов в названном слове – «передать слово по телеграфу».
— А теперь посмотрим «Кто внимательный?»
У детей на столах красные, синие, зеленые фишки.
Воспитателем называются гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Дети на каждый звук поднимают соответствующую фишку.
— Встанем дружно все в кружок, будем мы ловить снежок.
Упражнение « Скажи наоборот» в кругу.
Летом дни жаркие, а зимой — ….
Летом небо светлое, а зимой -….
Летом день длинный, а зимой — ….
Летом солнце яркое, а зимой — ….
Весной лед на реке тонкий, а зимой — ….
Снег мягкий, а лед — ….
Одни сосульки длинные, а другие — ….
— Ребята, понравилось играть? Какое у вас настроение? Покажите ответ смайликом. — Вы так много интересного рассказали о зиме, правильно отвечали на вопросы, дружно играли со словами и звуками, что в рукавичке все приметы превратились в сладкие льдинки.
Воспитатель раздает детям угощение.
Организация: МБДОУ «Д/с «Капитошка»
Населенный пункт: Республика Хакасия, г. Абакан
Цель: создание условий для расширения представлений детей о зимних явлениях природы.
Задачи :
- создать условия для закрепления знаний детей о характерных признаках зимы, со свойствами снега (познавательное развитие);
- обеспечить условия для развития поисковой активности детей (познавательное развитие);
- обеспечить условия для выражения детьми своего мнения (социально-коммуникативное развитие);
- создать условия для развития двигательной активности посредством игровых двигательных заданий (физическое развитие);
- обеспечить условия для детского творчества (художественно-эстетическое развитие).
Материалы и оборудования : картины с изображением зимы, стаканчики с водой и снегом по количеству детей, блюдо со льдом, салфетки, ложки, баночки с гуашью, формочки, верёвочки- петельки.
Ход НОД:
I . Вводная часть (организационный и мотивационный момент)
(Стук в дверь. Почтальон приносит в детский сад письмо. Дети рассматривают. Давайте прочитаем, что же там написано?).
Воспитатель: «Здравствуйте дети старшей группы № 5 «Ягодки». Пишет вам Капитошка. Недавно я узнал, что у вас наступила зима и что такое зима он не знает, а очень хочется узнать, какая она зима? Говорят, что зимой много снега. А как же он выглядит? Пожалуйста, расскажите мне про зиму.
Сейчас давайте обсудим, расскажем про это время года, а потом напишем ответ Капитошке.
II Основная часть
Рассмотрите этот зимний пейзаж. Скажите, какая она – зима?
Дети : Белая, снежная, морозная, серебряная, сказочная, холодная, долгая, суровая.
Воспитатель : Полюбуйтесь красотой зимнего леса и скажите, что вы видите на картине.
Дети: Зимой много снега, на дорожках, на деревьях, на домах. Все деревья одеты в снежное одеяло, на улице морозы, дует холодный ветер. Речка замерзает и покрывается льдом. Все люди одели теплые вещи: шапки, шубы, валенки, варежки. В сильный мороз дети укутывают нос шарфом, чтобы не простудиться. А когда заходят в дом, закрывают плотно двери, чтобы сохранить тепло в доме.
Дидактическая игра «Зимние слова»
Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, связанное с зимой. (снеговик, жара, валенки, шуба, санки, ледянки, мороз, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, ветер, дождь, Снегурочка, ягоды, сугроб, загорать, снегопад, коньки и т.д.).
Воспитатель : Как вы думаете, без чего не бывает зимы?
Дети : Без снега.
Воспитатель : Когда с неба падает снег, это явление называется – снегопад. Давайте повторим это красивое слово: снегопад.
Воспитатель : А что такое снег?
Дети : Много, много снежинок.
Воспитатель : Какой снег? (Воспитатель вносит ёмкость со снегом. Приглашает детей пройти к столам. Каждый ребёнок берёт стакан со снегом. Дети рассматривают, трогают.)
Воспитатель : Интересно, что будет со снегом, если его взять в руки? Это мы сейчас проверим. Ребята возьмите ложкой немного снега и положите его к себе на ладошку и будем наблюдать.
(Пока снег тает, воспитатель беседует с детьми).
Воспитатель : Какой снег на ощупь?
Дети : Холодный, мягкий.
Воспитатель: Какой по весу?
Дети : Лёгкий.
Воспитатель : В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается?
Дети : В морозную.
Воспитатель : А почему в сильный мороз снег скрипит под ногами?
Дети : Потому, что ломаются под ногами лучики снежинок.
Воспитатель : В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой?
Дети : Во время оттепели.
Воспитатель : Что случилось со снегом?
Дети : Снег растаял и превратился в воду.
Воспитатель : Почему это произошло?
Дети : Снег тает от тепла, а ладошка тёплая.
Воспитатель : Ребята, после игры со снегом необходимо всегда мыть руки. Вы знаете, почему?
Дети : Снег грязный.
Воспитатель : Мы с вами будем протирать руки салфетками. Ребята, а ваша ладошка осталась такой же тёплой, как и прежде?
Дети: Она стала холодной.
Воспитатель : Вот почему нельзя долго держать рук в снегу без варежек, чтобы не было переохлаждения и вы не заболели. А есть можно снег?
Дети : Нет. Почему?
Воспитатель : Давайте погреем наши руки. Мы с вами сейчас поиграем.
Игра “Поиграем в снежки“. (Игра проводится на ковре под музыку)
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку
Мороз на воду опустился
И мир вокруг преобразился.
Там где раньше все текло,
Превратилось все в стекло.
(Лед)
(Воспитатель вносит лёд, снег.).
Воспитатель : Ребята, а вы знаете из чего образуется лёд?
Дети : Из замёрзшей воды.
Воспитатель : А чем лёд отличается от снега?
Дети : Лёд твёрдый, а снег рассыпчатый.
Воспитатель : Ребята, мы ещё узнаем одно отличие. Возьмите картинку и подложите под стакан со снегом, а потом под лёд. У кого видно картинку? Какой вывод можно сделать? Лёд какой?
Дети : Лёд прозрачный, так как видно картинку, а снег- нет.
Воспитатель : А интересно, что быстрее тает – снег или лёд?
А мы сейчас проверим. Ребята, опустите в стаканчике с водой кусочки льда и ложку снега. Ребята, что мы видим?
Дети : Лёд и снег плавает в воде.
Воспитатель : А у тебя Максим плавает? А у Полины? Полина, ты можешь сказать, почему лёд и снег плавают и не тонут?
(Полина затрудняется).
Воспитатель : Ребята, помогайте.
Дети : Лёд легче воды.
Воспитатель : Ребята, а как выиграете зимой?
Дети : Катаемся на санках, лыжах, коньках. Строим снежные крепости, лепим снеговиков.
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы покажем, как можно отдыхать зимой. Проходите на ковёр.
Проводится разминка.
За окном у нас зима. (Разводят руки в стороны.)
Стали белыми дома. (Складывают руки над головой в виде крыши.)
Снег на улице идёт, (Поднимают и опускают медленно руки.)
Дворник улицы метёт. (Покачивают опущенными прямыми руками влево-вправо.)
Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают перед собой.)
Пишем на катке круги, (Убирают руки за спину, поворачиваются кругом.)
Ловко бегаем на лыжах, (Выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах.)
И играем мы в снежки. (Имитируют метание.)
Воспитатель: Ребята, давайте вернёмся к столам и посмотрим, что произошло со снегом и льдом. Что вы видите в своих стаканчиках? Что быстрее растаяло: снег или лёд?
Дети : Снег и лёд растаяли, снег быстрее растаял, а несколько льдинок ещё плавают на поверхности воды.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете вода в стаканчиках после того как мы опустили лёд, осталась прежней температуры?
Дети : Предлагают ответы.
Воспитатель : Давайте проверим. Опустим указательный пальчик сначала в стаканчик безо льда, а теперь в стакан где был лёд. Что вы почувствовали?
Дети : Где был лёд, вода холоднее.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети : Лёд охлаждает воду.
Воспитатель : А ведь это свойство - охлаждать жидкость люди используют в быту. Можно кусочками льда охлаждать сок, чай, кофе.
Ребята, скоро Новый год. Давайте сделаем - цветные льдинки и можно будет украсить ими ёлки на участке.
Ребята, вода в ваших стаканчиках имеет цвет?
Дети: Нет.
Воспитатель: А что произойдёт, если мы капнем в стаканчик краску?
Дети: Она окрасится в цвет краски.
Воспитатель : Возьмите краску ложечкой и размешайте в воде. Какого цвета стала вода?
А сейчас мы будем переливать цветную воду из стаканчиков в формочки. Переливаем аккуратно, не разбрызгивая. Опустите в формочку часть петли. Всё готово. Теперь нам осталось во время прогулки вынести формочки на улицу и оставить на некоторое время и мороз сделает своё дело. Что случится с водой?
Дети: Она замёрзнет.
Воспитатель : Нам только останется вынуть эти льдинки из формочек.
III Завершение НОД
Чем мы сегодня занимались?
Какие задания вам понравилось выполнять? Почему?
Давайте вспомним и напишем ответ Капитошке.
Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира у детей старшего возраста на тему: « Зимушка – зима».
Воспитатель: Ефимова Алла Ивановна
Задачи :
Расширить представления детей о характерных признаках зимы, о зимних явлениях в природе.
Расширять и активизировать словарь по теме «Зимушка - зима», развивать связную речь.
Развивать эстетическое восприятие зимнего пейзажа.
Развивать творческое воображение, художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать состояние зимней природы, выражая свои впечатления в детском творчестве, экспериментировании.
Предварительная работа : беседа с детьми, сбор снега для эксперимента.
Материалы и оборудование :
Аудиозапись песни” Три белых коня”, игры подвижные, разрезные снежинки, снежинка с загадками, мольберт с иллюстрациями зимних пейзажей, картинки, стаканчики, марля.
Ход занятия:
Восп. Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинный зайка серый,
Обернулся зайка белым.
Перестал медведь реветь.
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?(ответы детей: зимой)
Восп. Молодцы, правильно. Вы уже наверное догадались, что сегодня мы с вами будем говорить о зиме, о зимних явления. Но для начала, скажите, какие приметы зимы вы знаете? (ответы детей: идет снег, холодно, на реках, озерах, морях замерзает вода, люди одевают шубы, валенки, морозно).
Восп. Все правильно.
А сейчас, я включу музыку, а вы внимательно слушайте, там скрываются отгадки, на мои вопросы.
Звучит песня “Три белых коня” (музыка У. Крылатова, слова А. Дербенёва).
Восп. Ребята, о каких лошадях поётся в песне, какие у них имена? (Ответы детей:)
Восп.: Правильно. Это зимние месяцы. Как называется первый зимний месяц? Второй зимний месяц? Третий зимний месяц? (Ответы детей).
Восп. Зимние месяцы приготовили для нас интересные вопросы, задания, игры. Вы готовы, начнем!
Восп. У меня в руках снежинка, а на ней написано первое задание.
К нам зима пришла опять.
Снегом белым, словно мелом,
Побелить дома успела, все деревья и дорожки,
И стучится к нам в окошко!
Шубу, шапку надевайте,
Лыжи, санки доставайте,
Зимушку бегите встречать,
Всех ребят зовите играть!
А во что мы можем зимой поиграть, какие зимние игры и развлечения вы знаете? (ответы детей)
На мольберте прикреплены иллюстрации (лыжи, коньки и т. д.), давайте мы с вами по этим картинкам составим предложения.
Восп.: Давайте мы с вами тоже поиграем. Встанем друг за другом и пойдем: на лыжах, на коньках, лепим снежки, прокатимся на санках.
Восп.: Первый месяц зимы – декабрь. В старину называли этот месяц так: лютень, студень, стужайло. Говорят, что декабрь – зиме начало.
Отгадайте загадку:
Разукрасил чародей
Окна все в домах людей.
Чьи узоры? - Вот вопрос.
Их нарисовал... (мороз)
Восп. Правильно, ребята, это мороз.
Физкультминутка:
Пусть забористый мороз щиплет щеки нам и нос. (растирать)
Любим мы играть в снежки. Любим лыжи и коньки. (имитир. движения)
Эй зима покружись и с детьми подружись. (кружится)
Нам зима красавица очень очень - очень нравится. (хлопать в ладоши)
Восп. Второй месяц зимы – январь. В народе называют январь - просинец. В этом месяце уже чаще светит солнце и проглядывает синее небо.
Игра: « Доскажи – словечко» . Я буду вам читать начало предложения, а вы мне должны подсказать концовку. На экране будут небольшие подсказки.(слайды)
Тихо-тихо, как во сне, падает на землю … (снег).
С неба все скользят пушинки – серебристые … (снежинки).
На поселок, на лужок выпал беленький … (снежок).
Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки).
Словно в белый пуховик нарядился …(снеговик).
Рядом-снежная фигурка, это девочка - … (снегурка).
Восп. Последний месяц зимы – февраль. В феврале зима с весной встречаются. В старину февраль называли ветродуй, вьюговей, бокогрей. Такие непохожие названия. Что бы это значило? А как вы понимаете слова - ветродуй, вьюговей, бокогрей.(Ответы детей)
Ветродуй – потому что в феврале дуют сильные ветры. Вьюговей – потому что в феврале часто бывают вьюги. А бокогрей – потому что уже близко весна и все теплее пригревает солнышко. А ещё, может быть, потому, что, когда на улице ветер, вьюга, все сидят по домам и греют бока у печки.
Восп.: Февраль нам приготовил задание. Во время метели ветер поломал и разбросал снежинки. Вам нужно их собрать. (Слайд).
(Дети делятся на подгруппы 2-3 чел. и собирают разрезные снежинки)
А я вам приготовила загадки о зиме?
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, -
Значит, к нам пришла... (зима)
Что за чудо-покрывало?
Ночью все вдруг белым стало.
Не видать дорог и рек -
Их укрыл пушистый... (снег)
Заморозил чародей
И озера, и ручей.
Холодом дышал, и вот -
Не вода в ручье, а... (лед)
Зимой забава есть одна,
В ней меткость, ловкость всем нужна.
А как «снаряды» называешь,
Что лепишь и в друзей бросаешь? (снежки)
Восп. Ребята скажите мне из чего мы с вами делаем снежки?(ответы) Восп.: Какой снег на ощупь? (Холодный, мягкий.) Какой по весу? (Лёгкий.) В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную). А почему в сильный мороз снег скрипит под ногами? (Потому, что ломаются под ногами лучики снежинок.) В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (Во время оттепели).
Восп.: Ребята, а что произойдет со снегом, если принести его в тепло?(ответы детей). Мы с вами на предыдущем занятии уже говорили, что происходит со снегом? Ответьте мне на вопрос, а снег чистый или грязный?(ответы детей).Давайте с вами посмотрим и сделаем выводы.
Восп. А теперь давайте проведем опыт со снегом. Подойдите все сюда. Я вчера набрала на улице снег и принесла его в группу.Как вы думаете, что случилось со снегом?(ответы детей).А вода талая чистая или грязная?(ответы детей). Давайте проверим. У меня в стаканчиках налита талая вода, а на других стаканчиках надета марля, возьмите каждый по стаканчику с водой и перелейте в стаканчик через марлю. Обратите внимание, какая у нас вода и марля. (ответы детей).
Восп. Ребята, скажите снег можно кушать, как многие из вас любят делать?(ответы детей).А почему?(ответы детей).
Восп. Наше занятие подошло к концу, расскажите, что вам сегодня понравилось на занятии(ответы детей), о чем мы сегодня с вами разговаривали(ответы детей), что вы узнали нового(ответы детей) и какие выводы можно сделать после сегодняшнего занятия(ответы детей).
Восп. Всем спасибо, все молодцы.