Домой Полезные свойства плодов Отдел религиозного образования и катехизации русской православной церкви. Православное образование в россии

Отдел религиозного образования и катехизации русской православной церкви. Православное образование в россии

О. АНДРЕЙ: Николай, прежде всего огромное спасибо вам за такую формулировку. Вы сказали, что речь пойдет о моей позиции, а не обозвали ее сразу "позицией Русской православной церкви".

Это я правильно сказал?

О. АНДРЕЙ: Совершенно правильно.

Вы знаете, я это сказал, честно говоря, не задумываясь, автоматически. Потому что я привык к тому, что точно так же, как я выражаю свое собственное мнение в эфире, и мои гости, как правило, выражают свое собственное мнение.

О. АНДРЕЙ: Знаете, как для нас все китайцы на одно лицо, точно так же и для людей не церковных все, кто одеты в черную рясу, тоже кажутся одноликими, и церковь представляется как некая казарма, в которой можно озвучивать только некое коллективно-соборное мнение. Это не совсем так, и у меня нет полномочий представлять Московскую патриархию, ее официальную позицию. Я говорю о некоем опыте своей мысли, жизни, впечатлениях. И я рад, что чаще всего он совпадает с позицией Патриарха, но для меня это повод к радости, а не исполнение партийного задания.

Когда мне задают вопрос: "Как вам удается столько лет работать на российском государственном телевидении и при этом утверждать, что вы излагаете свое собственное мнение?" - я отвечаю примерно так же, как сейчас ответили вы, что я излагаю всегда собственное мнение, но я рад тому, что до сих пор в большинстве принципиальных случаев мое мнение совпадало с мнением канала, на котором я работаю.

О. АНДРЕЙ: Что делает честь этому каналу.

У вас нет полномочий говорить от имени Русской православной церкви. А насколько широки ваши полномочия в плане высказывания собственной позиции, если она расходится с позицией Русской православной церкви?

О. АНДРЕЙ: Патриарх это выражает так, что норма церковной дисциплины такова: если Патриарх по некоему вопросу высказал ясно и четко свою позицию, а священник с ней не согласен, священник не обязан поддерживать эту позицию, но хотя бы пусть соблюдает правила, что называется, скажем на светском языке, корпоративной этики и не выступает против. Скажем, какая этика в правительстве? Министр имеет право на критику действий президента, но ты сначала положи прошение об отставке на стол, а потом, пожалуйста, критикуй. Нечто подобное и здесь. То есть нас не обязывают к бурным аплодисментам, не обязывают к постоянному "одобрямсу", но хотя бы, если позиция некая высказана, попробуй воздержаться от ее критики.

Но вы можете сказать, не критикуя, что позиция Патриарха, официальная позиция Русской православной церкви вашей позиции не соответствует, или это уже будет неправильно?

О. АНДРЕЙ: Такие случаи бывали. Например, меня тревожит тенденция, которая появилась в последние годы в нашей церковной кадровой политике, когда ставят викарных епископов на места. Это старая практика, многовековая в нашей церкви. Но понимаете, скажем, в XIX веке викарный епископ - это епископ-помощник, он не обладает властью в епархии, но он может какие-то представительские функции исполнять, чтобы правящего епископа не отвлекали на какие-нибудь презентации, банкеты, освящения, решать какие-то несложные вопросы. Так вот в XIX веке все-таки Синод и император определяли, находили какого-то интересного преподавателя в семинарии, столичной или провинциальной, он продвигался по карьерной лестнице, был игуменом, архимандритом, ректором семинарии, и если он хорошо себя проявил, его рекомендовали на то, чтобы он стал викарным епископом, а если и там было хорошо несколько лет, становился в какой-то области правящим. Сегодня что происходит? Сегодня кандидатуру на викария находит не центральный орган, не император, не Синод, а избирает его местный епископ среди своих. И избирает по своему размеру. То есть тот человек, с которым мне будет удобно работать. А затем рано или поздно ведь он все равно станет уже самостоятельным епископом. И вот уже несколько случаев таких есть, когда люди без базового богословского образования, а просто хорошие иподиаконы в провинции становились викарными епископами. Я считаю, что в принципе это для будущего церковной жизни может создать проблему. Я об этом говорил на православном радио «Радонеж», поэтому не боюсь об этом сказать и сейчас. Но это сугубо моя личная позиция. Вполне может быть, что это просто я плохо знаю этих людей, может быть, действительно у Патриарха гораздо больше информации и у членов Синода, чем у меня.

Итак, отец Андрей, ваша позиция по поводу преподавания основ православия в российской средней школе?

О. АНДРЕЙ: Основы православия - это то же самое, что Закон Божий. Рамки, в которых в государственной светской школе может преподаваться этот предмет, четко очерчены в законе о свободе совести: по заявлениям родителей, в порядке добровольного волеизъявления, факультативно, вне основной сетки занятий, преподавателями, которые уполномочены религиозными организациями, и программа их курса должна быть согласована с местными органами самоуправления. Это Закон Божий, то есть именно обучение православию, равно как, скажем, обучение исламу или какой-то другой религии. И собственно, здесь нет никаких дискуссий, в преподавании этого предмета наши отношения с местными органами власти и с Министерством образования федеральным вполне ясны.

Есть проект, о котором идут дискуссии в обществе последние лет пять, - основы православной культуры. Не основы православия, а основы православной культуры. Это не слово православия, это слово о православии. Это культурологическая дисциплина. Вообще о ее преподавании закон не говорит ничего. Нет федерального закона, который регламентировал бы, в каком размере в каких школах преподавать математику, в каком объеме знакомить детей с культурой эпохи Ренессанса, например. Это выбор каждой школы. Вот если б я был директором, я бы решал так: вот у меня есть три историка в школе, но один из них ну просто влюблен, он именно специалист по эпохе Ренессанса. И я бы сказал: знаешь что, о том, что тебе так дорого, говори больше, я найду возможность и в рамках школьного компонента я дам тебе больше часов, чтобы про Бахтина, Баткина рассказать побольше, о Горфункеле, об их трудах и о первоисточниках. Есть федеральный компонент образования, есть региональный и школьный. 70 процентов - это федеральный компонент, 15 процентов часов - на усмотрение региона (краеведение, какие-то местные предметы), и 15 процентов академических часов в школе - это каждая школа сама может решать, какое будет у нее лицо и ее специализация. Вот в рамках этих часов возможен маневр. Если это будет разговор о культуре православия, это означает следующее. Культура православия - это, пожалуйста, можно рассказывать и о молитве «Аве Мария», и о молитве «Отче наш», и о заповедях блаженств. Можно потребовать, чтобы дети знали наизусть эти молитвы. Но нельзя требовать, чтобы они молились.

Очень тонкая грань.

О. АНДРЕЙ: Я про себя скажу. Я учил Символ веры впервые, готовясь к экзамену по научному атеизму в МГУ. То есть от меня требовали его знания , как я должен был знать восьмеричный путь спасения в буддизме, форму исповедания и принятия ислама и так далее. Но это не означает, что я это должен исповедовать, тем более учась в МГУ или преподавая там. Грань, конечно, очень тонкая. Попробовать объяснить внутреннюю логику мифа. Как, скажем, на уроках литературы объясняется внутренняя логика мира Достоевского, а есть совершенно другой космос Льва Толстого, и у него есть своя органическая логика. Это разные миры, но умный преподаватель должен попробовать понять и, может быть, даже на несколько уроков сделать детей обитателями мира Достоевского, обитателями мира Толстого, обитателями мира Тютчева, Маяковского. Это разные миры, каждый из них по-своему органичен, трагичен, но жутко интересен.

Пушкина неплохо бы для начала.

О. АНДРЕЙ: Пушкина, конечно же. Так вот я думаю, что те педагоги, которым это удается, удается влюблять детей и в Есенина, и в Маяковского, и в Тютчева, и в Цветаеву...

Что реально, потому что каждый из них велик, каждый из них прекрасен, интересен, ярок, и вовсе не нужно противопоставлять одного другому.

О. АНДРЕЙ: Конечно. Я думаю, что такой педагог, он сможет найти интонацию, в которой можно было бы рассказать о православии, и при этом не растворяя детей в религиозной основе православия, объясняя, а не доказывая, что в этом символе, в этой иконе, в этом обряде, в этом догмате есть внутренняя логика. Что православие - это не скопище каких-то абсурдов странных, а со стороны, конечно, оно кажется окаменелостью, динозавром, нагромождением абсурдов. Вот можно пояснить, что какая-то своя логика там есть, свои смыслы довольно человеческие. А дальше уметь удержаться и не отвечать на вопросы детей. Потому что дети, конечно же, будут задавать вопросы: Мария Ивановна, а как мне молиться? И вот надо уметь сказать: извини, это вне нашего курса, хочешь, на переменке останься.

И вот здесь у меня к вам два вопроса. Первый. Мы говорим о православии. А вправе ли и другие мировые религии настаивать...?

О. АНДРЕЙ: Абсолютно вправе. Более того, и мы сами хотим, чтобы так оно и было. Уверяю вас, в любую дверь, светскую дверь, а тем более государственную, в которую входит православный священник, мы хотим, чтобы вслед за нами вошли представители традиционных религий нашей России, нашей федерации. Я полагаю, что было бы очень здорово написать ряд учебников кассетного наполнения, то есть чтобы в них была некая общечеловеческая часть, религиоведческая, научная, а вот дальше в каждом регионе России или даже в каждой школе, потому что может быть татарская школа и в Москве и наверняка есть, исходя из особенностей данного класса учитель, школа, родители выбирают конфессиональную компоненту. Первые, скажем, две трети учебника общие для всей страны, для всей школы, это учебник этики, например, или культурологии, а вот дальше уже наполнение в зависимости от того, что ближе данной аудитории, которая сейчас здесь, передо мной, для этих ребятишек, на языке их культуры, чтобы они не были иностранцами у себя на родине. Малой родине, но и большой родине.

То есть здесь с вашей стороны нет желания "монополизировать" голову ребенка.

О. АНДРЕЙ: Ни в коем случае. Более того, обычно возражают: а если мусульмане в своих республиках введут изучение основ исламской культуры? Так я первый за буду. Если бы я жил в Казани и я узнал бы, что Шаймиев ввел такие уроки - основы исламской культуры - в школах Казани, я бы своим детям повелел бы обязательно: вы не то что должны ходить - вы отличниками должны быть. Если вы хотите жить здесь, в Казани, не хотите отсюда уезжать, вы должны знать, какими глазами видят мир ваши соседи и ваши друзья.

В чем суть ваших разногласий с Министерством образования в вопросе о преподавании основ православной культуры в российской средней школе?

О. АНДРЕЙ: Я обвиняю федеральное Министерство образования в лени. Они хотят идти легчайшим путем: просто не пустить такого рода проект в школу. Понимание сложностей у нас одинаковое. Но только я считаю, что наличие проблемы - это повод не для закрытия проблемного поля, а для более внимательного к нему отношения. Министерству образования надо было бы не противиться, не городить плотину, которую все равно, скорее всего, сметет, потому что большинство родителей хотят иметь такой предмет, а необходимо создать систему контроля за учебниками по этому предмету, за ходом преподавания, за подготовкой преподавателей.

Расхождения наши в чем? У Министерства образования есть вполне законные и реальные, увы, опасения, что под видом культурологии будет на самом деле вполне прямая вестись религиозная проповедь. И изрядное число учебников по основам православной культуры, которые я видел, и в самом деле представляют собой даже не замаскированные учебники Закона Божьего. То есть там прямые обращения к детям: как вы поступили бы на месте такого-то святого? как вы встретили Рождество? что вы будете делать перед Пасхой?.. Конечно, это недопустимо на культурологическом предмете. Так вот министерство, если оно признает существование этого предмета, получит право лицензировать и преподавателей, и учебники и проводить проверку на местах. Мне кажется, этим путем надо идти – воспитывать педагогов, а не просто отсекать этот предмет.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОСЛАВНОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ

Нравственное воспитание школьников в современном обществе приобретает проблемный характер, примеры безнравственности подростков всё чаще становятся предметом обсуждения, с ужасающим постоянством попадая в СМИ. Православное воспитание детей помогает решить многие вопросы, встающие перед родителями и учителями. Некоторые положительные аспекты педагогического опыта коллектива частной "Школы Ретро», в которой уже более 25 лет осуществляется воспитание учащиеся в православных традициях, подтверждают эффективность такого метода.

Прежде всего, духовно-нравственное воспитание в православной школе основывается на евангельском законе любви, из которого следует общее правило обращения с ближними: «не делайте другому того, чего себе не желаете». При возникновении разногласий и споров напоминание этого правила часто становится убедительным аргументом для прекращения конфликта. Без надоедливых нравоучений всё становится понятным, ясным, и это сразу видно по реакции детей и их дальнейшему поведению.

Человек наделен разумом, чувствами и свободной волей. Он сам определяет, как ему поступать в различных жизненных ситуациях, но и отвечать за свои поступки придется самому. Воспитанники школы «Ретро» понимают, что недостаточно одних добрых чувств и желаний, надо совершать добрые дела, поэтому участвуют во многих благотворительных акциях, проводимых школой и другими общественными организациями.

Знание заповедей Закона Божьего несомненно играет положительную роль в восприятии детьми окружающей их реальности. Например, обсуждение на уроках православного компонента пятой заповеди («почитай отца твоего и матерь твою») не только сплачивает семью, уча уважать старших, но и воспитывает детей в духе патриотизма. Прослеживая связь времен, размышляя о потерях и достижениях, поражениях и победах предшествующих поколений, школьники заглядывают в прошлое своей семьи, обращаясь к старшим, узнают то, как переживала их семья исторические трудности, выпавшие на долю всего народа. Осознавая связь своей семьи с историей страны, школьники ощущают чувство единения, воспринимают себя частью народа, что подкрепляется рассказами не только о воинских подвигах, но и о духовных подвигах святых, в земле Российской просиявших. Митрополит Санкт-Петербуржский и Ладожский Иоанн считал, что «народ - это единство, скреплённое смиренными подвигами русских святых и бранной кровью русских ратников».

Ещё один положительный аспект православного воспитания учащихся - приобщение к общечеловеческим культурным ценностям, когда произведения живописи, скульптуры, литературы на библейские сюжеты становятся доступными, понятными и интересными для школьников, обогащая и развивая их внутренний мир.

Доклад епископа Ставропольского и Владикавказский Феофана

Православие - это живое прошлое, настоящее и будущее русского народа. Оно представлено в каждой клеточке жизни, в образах лучших сынов нашего народа: духовных и государственных деятелей, мыслителей и творцов, воинов и простых тружеников.

Православие - это живая история и живая истина русского народа, это культура и современный быт, философия и мировоззрение, этика и эстетика, воспитание и образование. Поэтому отторгнуть русского человека от Православия - значит, отторгнуть его от собственной истории, его корней и почвы, т.е. попросту убить его. Таким образом, возвращение к Православию есть главное условие спасения русского народа. Для этого мы должны предоставить все возможности каждому человеку в обращении к вере, и прежде всего, детям. Необходимо, чтобы связь между убеждением и жизнью формировалась с младенчества, дабы ребенок научился мотивировать свое поведение христианской верой, дающей духовную силу. Следовательно, долг Церкви - делать вероучительные истины живыми в глазах людей.

Эту задачу можно осуществить через государственную политику, укрепление традиционной семьи и образование.

Необходимо вернуть Православие если не как государственную, то, по крайней мере, как общественную идеологию. Понимая его, как основополагающую идею, которая окажется понятой и будет принята большинством общества. С ее помощью получится вытеснить из сознания россиян распространенные идеологемы-мифы: безбожный материализм, бездуховное потребительство с безразличным плюрализмом и духовно опасные космизм с пантеизмом.

Сегодня все настойчивее звучат призывы к поиску общей идеи, глубинного ориентира, общезначимого идеала. Все теперь понимают, что организовать заново народную жизнь, а тем более образование и воспитание молодежи без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Некоторые думают, что такую национальную идею можно придумать и внушить народу. Но история XX века убедительно показала нам, что придуманные национальные идеи чаще всего оказываются ошибочными, ложными, и даже овладевая народом на короткое время, всегда приводят его к катастрофе.

Такая идея должна вызреть в толще народного сознания, отразить глубинные чаяния миллионов. Если ее предпосылки не сформируются в недрах общества, то никакие усилия государственных структур, теоретиков и идеологов не дадут надежного результата.

Корни современного цивилизационного коллапса кроются в измененной картине мира, сложившейся в эпоху Нового времени. При таком понимании, Бог остается и в философии, и в педагогике, но в ином качестве. Он, по сути, выносится за скобки этого мира, в котором хозяином становится человек, наделяемый теперь креативной силой.

Мы должны бороться с идеей антропоцентризма во имя утверждения в нашей жизни принципа теоцентризма, ибо средоточие нашего бытия есть не перстный человек, но превечный Бог.

Совершенно очевидно, что важнейшей задачей на этом пути является образование и воспитание детей и молодежи, тех, кто от нас должен получить вековые ценности народной жизни.

Если мы не справимся с этой проблемой, то никакие экономические и политические программы ничего не изменят к лучшему. Они так же, как и до сих пор, будут извращены и задушены безнравственностью, своекорыстным стремлением к наживе любыми средствами.

Православие понимает истинную свободу как свободу от греха. Это подразумевает добровольное самоограничение человека, принесение им некоей жертвы, наложение на себя во имя спасения определенных духовно-нравственных уз. Либеральный же стандарт утверждает совершенно противоположное: совлечение со своего существа всего того, что ограничивает, стесняет, не попускает, ибо идея свободы есть для него кумир превыше всякой веры в Бога. Направление, которое ныне пытаются придать системе светского образования от детского сада до высшей школы, фокусируется на формировании и утверждении именно этого либерального стандарта человеческой свободы.

Вот почему нам необходимо четко определить цель образования, выявляя фундаментальную причину, порождающую все пагубные для нашей жизни и нашего спасения последствия, свидетельствуя о безумии существования личности вне веры как нормы человеческого бытия, воспитывать человека в наших собственных, православных стандартах. На формирование этих стандартов включающих в себя мировоззренческие установки личности, и должно быть ориентировано религиозное образование, укорененное в Православном Предании.

Детей можно учить по-разному. К сожалению, нередко, наиболее распространенным методом становятся всевозможные запреты - на ту или иную одежду, те или иные увлечения, интересы. Разумеется, ограничительные, охранительные методы должны присутствовать наряду с другими в процессе формирования личности. Но опыт показывает, что этот путь наименее продуктивен и наиболее чреват ответной реакцией детского и подросткового негативизма. Бездумные запреты естественным образом провоцируют упорное стремление поступать наперекор. Столь же ошибочно и утверждение в сознании человека положительного идеала методом вдалбливания прописных истин подобно тому, как это делалось в советское время. Но жизнь всегда восстает против схемы и всегда побеждает.

Проблема заключается в том, что программировать поведение людей посредством готовых и навязываемых извне мировоззренческих клише невозможно в принципе. Человек одновременно существует в многообразных житейских ситуациях, не укладывающихся ни в какие схемы, которые в силу этого оказываются бесполезными для него. Выход из этой ситуации - в том, что мы вкладываем в понятие стандарта. Ибо если человек будет воспитан в определенной системе ценностей, то в момент любого, а тем более судьбоносного выбора, в силу полученного воспитания, сумеет принять верное решение.

Таким образом, задача включения элементов религиозного образования в светское видится в формировании жизненного стандарта, определенной системы ценностей, которые предопределяют поведение человека в различных обстоятельствах и делают насущной для него христианскую мотивацию поступков и решений. Через религиозное образование к православному образу жизни – такова должна быть стратегия современной православной педагогики.

Без веры в Бога нет народной жизни. Вера - душа народа.

Но есть ли для нее место в действующем законодательстве?

Закон об образовании гласит, что образование в нашей стране должно иметь «светский характер», что «По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы: (ст.5, п.4). Вся наша образовательная система, подчиненная инерции предшествовавших лет, воспринимает этот закон, как утверждение атеистического образования в государственных школах.

«Светский» - не значит атеистический, а значит не клерикальный. Все конфессиональные общеобразовательные школы до революции в России, и теперь за рубежом, как и современные православные гимназии, давали и дают вполне светское образование.

Толкование «светского характера» образования в качестве атеистического основано не на букве и не на сути закона, а на полном непонимании того, что возможен другой вполне законный подход к этой проблеме. Надо использовать представляемый на усмотрение местного начальства региональный 20% компонент для преподавания религиозно-ориентированных предметов, преподавать основные гуманитарные предметы таким образом, чтобы они давали объективно-научное, а не тенденциозно-атеистическое описание места и значения религии в истории и культуре.

Атеизм, даже не воинствующе - агрессивный, не есть какое-то объективно - надрелигиозное прогрессивное знание. Он всего лишь - одно из мировоззрений, выражающее взгляды не большинства населения Земли, и не имеющее какого - либо научного обоснования.

В стране, где больше половины населения заявляет себя верующими, нет разумных оснований для того, чтобы атеизм занимал господствующее положение в образовании и воспитании.

Атеизм, отрицая онтологическое существование добра и зла, не способен логически непротиворечиво обосновать необходимость и обязательность морали.

Сегодня Православие - главная духовная и нравственная опора очень большой части русского населения нашей страны. Поэтому, религиозно ориентированные дисциплины справедливо было бы включить в сетку обязательных предметов по принципу равноправной альтернативы. Родители желающие воспитать своих детей атеистами могут избрать, например, "Основы нравственности" вместо «Основ Православной культуры».

Система православного воспитания и образования в России, формируется сегодня в соответствии со следующими принципами и направлениями.

Прежде всего, началась разработка духовно-нравственного потенциал гуманитарного знания, с включением в его содержание религиозных компонентов. Создается система духовно-нравственного воспитания, основанного как на гуманистической, так и на религиозной традиции.

Сегодня мы уже можем говорить о том, что обеспечивается возможность получения религиозного образования в соответствии с убеждениями и по желанию детей и родителей, как дополнительного, факультативного. Создается программное и научно-методическое обеспечение преподавания духовно-нравственных дисциплин. В связи с этим осуществляется координация деятельности образовательных учреждений и религиозных организаций по вопросам, представляющим взаимный интерес.

Большим шагом вперед является включение Теологии в число образовательных направлений, допускаемых Министерством образования и науки РФ в государственных вузах.

Поднимая авторитет христианской науки, а, следовательно, христианского образования и воспитания, мы можем трудиться над возвращением нашего народа к нравственной жизни, нормам христианской морали. Кроме того, эти меры помогут исключить вопиющие факты антигосударственной образовательной деятельности сектантства, которое становится подлинным государственным бедствием.

Для этого требуется объединить все силы, включать в сотрудничество наиболее авторитетные образовательные и научные структуры - РАН, РАО, МГУ, Министерство образования и науки, учебные заведения Московской Патриархии, для проведения плодотворной работы, в том числе содействовать:

Обмену информацией и передаче опыта образовательной деятельности;

Взаимопониманию в объективно полном толковании законодательных актов;

Проведению анализа существующего опыта и рассмотрению вопроса об открытии образовательного направления и специальности Православная теология.

Подготовке и согласованию стандартов по Теологии и другим гуманитарным дисциплинам, по своему составу соответствующих традиционному высшему богословскому образованию, согласованных с существующими нормами (наличие обязательных дисциплин, общее количество часов и расчасовка по предметам) организации и
функционированию Учебно-методического объединения по
поликонфессиональному направлению и специальности Теология;

Изучению и внедрению традиционного и современного опыта образовательной деятельности, подразумевающей религиозное
мировоззрение и направленной на получение светского образования;

Взаимодействию на двусторонней основе в вопросах издания учебно-просветительской литературы, разработки и внедрения учебных программ и других материалов, проведения различных мероприятий в области
образования и экспертизы в отношении издаваемых книг;

Привлечению к написанию программ и учебных пособий по основным гуманитарным предметам специалистов-профессионалов от культурообразующих конфессий, способных дать объективно-научное описание места и значения религии в истории и культуре.

Уже есть значительные сдвиги в сознании народа, представителей власти, сотрудников министерств и ведомств.

В Ставропольской и Владикавказской Епархии ведется активная работа в области православного образования и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Эта работа включает в себя и совершенствование среднего и высшего образования (введение предмета «Основы православной культуры»), и систему мер, адресованных семье, детям дошкольного возраста; внедрение духовно-нравственного содержания в сферу дополнительного образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты, работу общественных объединений с подростками и молодежью, деятельность силовых структур.


В Епархии проводятся мероприятия по повышению квалификации педагогов, включающие не только проведение научно-практических образовательных конференций, семинаров, круглых столов, но и организацию курсов подготовки преподавателей «Основ православной культуры».

После заключения Соглашения о сотрудничестве между Ставропольской и Владикавказской Епархией и Министерством образования Ставропольского края от 16 мая 2002 г. стало возможным в 150 образовательных учреждениях Епархии ввести предмет «Основы
Православной культуры» (в основном - факультативно). На основании этого Соглашения заключено уже более 30 Соглашений о сотрудничестве и разработаны программы совместных действий органов исполнительной власти, органов Управления образования и комиссиями по религиозному образованию и катехизации во всех благочиниях Епархии.

Но остались духовные проблемы, с которыми пока невозможно справиться.

Злое влияние окружающей среды проникает в наши школы и часто воспринимается как вожделенный запретный плод;

У нас огромный дефицит преподавателей. Наши внешние успехи намного опережают внутренние - духовные. Приходят преподавать хорошие, часто верующие люди, но они сами неофиты: не имеют должного воспитания, вкуса, не понимают своих обязанностей, не умеют воспитывать
детей в духовной, церковной жизни, т.к. сами не знают, что такое духовная жизнь. Они путают духовную свободу с демократией, духовное руководство - с зомбированием и так далее.

Как же зажечь душу ребенка верой, чтобы она стала не каким-то бытовым состоянием, а чтобы сердце ребенка загорелось? Как это сделать? Сердце загорается от сердца как свечка от свечки. Обычно это бывает благодаря встрече с каким-то замечательным верующим человеком, подвижником веры. Красота подвига может пленить душу ребенка, она увлекает его. Если наши учителя будут такими подвижниками, тогда дети будут верующими. Если наши учителя будут простыми православными обывателями, то дети наши из Церкви уйдут, как это случилось, до революции. Тогда везде преподавался Закон Божий, но это не помешало огромной части нашего народа отречься от веры, как только совершилась революция.

В школе нельзя преподавать религиозные дисциплины так же, как другие предметы, необходимо помнить, что главная цель - это воспитать в душе ребенка желание быть подвижником веры, нужно воспитать в нем любовь к Богу, любовь к Церкви.

При этом надо хорошо помнить, что воспитание - это не просто назидание. Воспитание - это многолетнее совместное проживание с детьми.

Времена меняются и светское образование, испытывая глубочайший кризис, поворачивается лицом к духовным, традиционным основами.

Необходимое для возрождения и процветания России использование веры общеизвестно. Оно состоит из корпуса тех исконных ценностей морали и гражданской жизни, которые едины как для Евангелия, так и для конституции современного государства.

И первейшая задача современного периода заключается в том, чтобы в незамутненном виде утвердить эти моральные и гражданские ценности в наших школах. Более того, поставить их в центр образования, так как будущее Отечества в первую очередь зависит от духовно-нравственного потенциала молодежи, от ее доброты, честности, справедливости и стремления к бескорыстной заботе о ближних и беззаветной любви к своей Родине.

В последний период, моральные императивы все более ощутимо торжествуют над сиюминутными нуждами, они в растущей мере становятся

руководством к действию правительства и Министерства образования и науки.

Реформы и нововведения будут осуществляться на основе разрабатываемых, в настоящее время Национальной доктрины образования и Федеральной программы его развития.

В итоге будет восстановлена руководящая роль духовно-нравственных ценностей в развитии образования, возвращено в школы воспитание, а значит, и в самых истоках укреплено гуманистическое предназначение учебных заведений.

По предложению Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была создана светско-религиозная комиссия по образованию, которая призвана освободить государственные образовательные стандарты, учебные программы, учебники и учебные пособия от проявлений воинствующего атеизма.

Большая часть задач, определяющих развитие школ, вузов и других учебных заведений, могут быть решены только при условиях активного участия широкой общественности, представителей религиозно-конфессиональных, государственно-политических и деловых кругов.

Без общественной организации жизни детей, подростков и молодежи вне школы и других учебных заведений нельзя обеспечить полноценное воспитание подрастающего поколения. Очень важно, что бы Православная Церковь нашла возможность более активно в присущих ей формах участвовать в деятельности общественных организаций для детей и молодежи.

Подводя итог всему вышесказанному необходимо заметить, что определенная часть нашего общества уже идет по пути возрождения русских национальных традиций и культуры. На фоне этого процесса и происходит кристаллизация основных принципов православного образования. Это, прежде всего христоцентризм, личностный характер обучения через единство семьи, прихода и школы, научение делам любви, воцерковление, аскетизм, опережение морально и рационально нравственным образованием рационально-информативного, привитие навыков нравственного восприятия культурных ценностей, воспитание чувства общечеловечности и патриотизма, глубоко нравственное отношение к окружающему миру. На этой основе формировалась национальная русская культура, самосознание нашего народа, есть надежда, что, и духовное возрождение России начнется с утверждения и распространения православного образования.

Пятнадцать лет назад все образовательные структуры Русской православной церкви (далее - РПЦ) были представлены тремя духовными школами - Московской и Ленинградской академиями и семинариями и Одесской семинарией. В огромной стране не было другой возможности получить систематическое православное религиозное образование, кроме учебы в этих весьма малолюдных заведениях. Все другие его формы были запрещены. Частные инициативы пресекались властями - учить религиозным обрядам (что уж говорить о богословии) нельзя было даже своих детей.

В настоящее время число образовательных учреждений, созданных различными подразделениями РПЦ, не поддается учету. Их статус и форма даваемого ими образования весьма многообразны. РПЦ и государственные органы перешли от конфронтации к сотрудничеству - в том числе и в образовательной сфере. Все это вынуждает нас проанализировать образовательную деятельность РПЦ.

Воскресные школы

Наиболее распространенным видом церковных образовательных учреждений и базой для всей православной образовательной системы являются воскресные школы. Эти школы должны раскрывать детям и подросткам основы вероучения, помогать осваивать Библию, давать представления о главных церковных праздниках и святых. Эту работу можно назвать катехизаторской, или вероучительной. В современной российской практике программы подобных школ рассчитаны, как правило, на год-два обучения (либо три года для совсем маленьких детей). В основном в этих школах обучаются дети прихожан, примерно четвертую часть от общего числа учащихся составляют взрослые. Дети учатся по-школьному, сидя за партами и слушая поучения наставника. Во взрослых группах обучение строится скорее по принципу «клуба» - с чаепитиями и долгими разговорами.

Система воскресных школ в настоящее время переживает упадок. Большая их часть была создана священниками или православными энтузиастами в первой половине 1990-х годов, в период «религиозного бума». Однако уже через два-три года религиозный пыл иссяк, и количество детей и взрослых в воскресных школах резко сократилось . Другой причиной сокращения числа учащихся стало отсутствие квалифицированных кадров преподавателей. Хотя с 1992 года в различных епархиях пытались наладить систему их подготовки, в основном эти проекты потерпели неудачу. Большой проблемой оказалось найти людей, имеющих силы, время и интерес преподавать за мизерную зарплату или вовсе бесплатно. Далеко не все православные энтузиасты или обремененные большим количеством дел священники могли длительное время заниматься нелегкой преподавательской работой. В 1997 году на Архиерейском соборе РПЦ церковные власти, заметившие эту тенденцию, обязали местных епископов упорядочить катехизаторскую работу. Практически во всех епархиях были созданы отделы религиозного образования, и многие провинциальные архиереи издали приказы об обязательном открытии воскресных школ при всех приходах.

По официальным данным РПЦ на 2000 год, в 53 епархиях, представивших отчеты (а всего их более 70), общее количество воскресных школ превышало 2600, в них обучалось более 80 тысяч детей и около 30 тысяч взрослых . Однако секретари епархиальных управлений, представляющих в Москву эти отчеты, при личном общении признают, что, как правило, ставят количество воскресных школ «с потолка», поскольку не имеют возможности и желания проверять, сколько из них действительно работает.

Сейчас приблизительно лишь на один приход из шести приходится реально действующая воскресная школа. Как правило, они создаются при крупных городских храмах. Численность учащихся в такой школе редко превышает тридцать человек.

Будущее воскресных школ видится довольно печальным. По нашим наблюдениям, в средней епархии (100–120 приходов) существует, как правило, не больше пяти-семи активных священников, вокруг которых «кипит жизнь» и существуют различные православные инициативы. Естественной частью такого прихода является и воскресная школа. В остальных случаях школа если и имеется, то в основном «для проформы». По мнению руководителя Миссионерского отдела РПЦ архиепископа Иоанна (Попова), воскресные школы вообще «отжили свой век» и в будущем их надо будет преобразовать в православные образовательные центры (по-светски говоря, «клубы по интересам»), рассчитанные не столько на детей, сколько на взрослых . Трудно сказать, насколько подобный приговор справедлив. Другие христианские конфессии успешно используют форму воскресных школ для подготовки нового поколения прихожан. Автор не имеет необходимых для сравнения данных по России, но на Украине показатели таковы: по отношению количества воскресных школ к количеству приходов Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП) уступает греко-католикам на четверть, а римо-католикам, баптистам и адвентистам - вполовину .

Приюты

В последние три-четыре года большую популярность приобрели детские приюты, которые создаются при крупных монастырях и некоторых храмах. В настоящее время в России (по официальным данным епархий) их существует более десяти, примерно такое же количество действует неофициально. Как правило, это небольшие заведения, рассчитанные на 10–30 человек. Считается, что в них собираются бездомные дети, которых там кормят и учат. О первом подобном приюте (он совмещен с домом престарелых) в пос. Саракташ Оренбургской области много писали, он пользуется заслуженной известностью в Церкви. Однако его копии кажутся менее удачными.

Эти заведения обладают неопределенным юридическим статусом. Туда нередко попадают не беспризорники, а дети из бедных верующих семей, что вызывает частые конфликты с родственниками: не все родители согласны с намерениями монахов «воспитать молодую смену», многие не хотят, чтобы детей использовали на сельскохозяйственных или ремонтно-реставрационных работах. Зачастую и духовенство критически относится к монастырским приютам, по крайней мере, в их нынешнем состоянии. Один из руководителей Казанской епархии, например, с возмущением рассказывал автору о крупном местном монастыре, «который не воспитывает детей, а делает из них маленьких бандитов. Монахи пользуют мальчиков, ничему их не учат, зато время от времени вывозят в парижский Диснейленд». В то же время идея устройства приютов привлекательна для спонсоров, которым руководители монастырей рисуют идиллические картинки. Последним и самым крупным из подобных заведений стал открытый в октябре 2000 года приют на 200 человек при Троице-Сергиевой лавре, созданный почему-то на средства МПС.

Духовные училища и пастырские курсы

Бурный рост числа приходов в конце 1980-х - первой половине 1990-х годов (до 40% в год) выявил острую нехватку людей, владеющих церковными специальностями. Хронически не хватало образованного духовенства - даже до перестройки лишь треть его имела семинарское образование. Еще хуже дело обстояло с грамотными псаломщиками, регентами, преподавателями воскресных школ. В то же время тысячи православных энтузиастов стремились помочь церкви. В результате многие епархии начали открывать у себя одно- и двухгодичные духовные училища и различные курсы - пастырские, псаломщиков, регентские или регентско-иконописные. Преподавали на них, как правило, священники епархии, имевшие академическое образование (зачастую и сам архиерей), а также приглашенные преподаватели местных вузов. Одним из основных соображений при создании духовных училищ было то, что готовить священника на месте (хоть и ускоренным способом) обходится гораздо дешевле, чем направлять его за сотни километров в семинарию и оплачивать там его обучение.

В середине 1990-х годов по мере укрепления образовательной и материальной базы духовных училищ и курсов часть из них стала превращаться в семинарии. Из 25 открывшихся после 1988 года семинарий 16 были преобразованы из духовных училищ. Однако и сейчас продолжают существовать 35 училищ. Часть из них проводит обучение по трех- и даже четырехлетней программе, что предполагает их дальнейшее превращение в семинарию. Кроме того, насчитывается не менее двух десятков курсов и школ, которые предназначены для приобретения мирянами церковных специальностей. В целом эти курсы справляются со своей миссией - закрывать брешь в системе подготовки церковных служащих, однако уровень предлагаемого ими образования все же достаточно низкий, что не устраивает ни епархиальное руководство, ни серьезных абитуриентов.

Семинарии

Семинарии являются основным звеном в системе православного образования. Все остальные элементы ее системы могут отсутствовать, но без семинарий, где получают основное образование будущие священники, ей не обойтись. На начало 1988 года в СССР на восемь с лишним тысяч приходов РПЦ приходилось лишь три весьма малочисленные семинарии. Сейчас их 28. В большинстве из них курс обучения занимает четыре года, хотя с 1999 года начата реформа с целью перехода на пятилетний срок обучения. Сам процесс учебы в семинариях не унифицирован. Помимо стандартной учебной программы, утверждаемой Учебным комитетом, в большинстве семинарий преподается что-то свое. Весьма различается внутренний дух семинарий. Еще в советское время существовала поговорка: «В Одессе трудятся, в Москве молятся, а в Ленинграде учатся». В настоящее время картина куда пестрее: есть откровенно либеральные семинарии (Костромская, Санкт-Петербургская), оплоты фундаменталистов (Екатеринбургская, Сретенская), специальная семинария для миссионеров (Белгородская). На Украине на расстоянии в сто километров есть столь разные по идеологии образовательные учреждения, как Луцкая семинария, проникнутая духом украинской государственности и воспитывающая в нем белое (женатое) сельское духовенство, и Почаевская, культивирующая русифицированный вариант монашества.

Отбор учащихся в семинарию проводится на конкурсной основе. Хотя в настоящее время конкурс ниже, чем в начале 1990-х годов, он колеблется от двух с половиной человек на место в Санкт-Петербургской семинарии до четырех человек на место - в Луцкой. Правда, сохранение конкурса в немалой степени вызвано тем, что семинарии, страдая из-за хронического отсутствия средств, потихоньку сокращают количество учащихся. К тому же темпы роста приходов по сравнению с предыдущим пятилетием резко снизились, и к концу 1990-х годов кадровый дефицит в епархиях был в основном ликвидирован. Это, конечно, не значит, что все духовенство получило должную профессиональную подготовку (30–40% священников ее не имеют), но заставить уже служащего и обремененного семьей батюшку пойти учиться в состоянии лишь немногие из епископов. В то же время далеко не все выпускники семинарии становятся священниками. Значительная их часть (20–30%) избирает другой жизненный путь - по своей воле или решению епархиального начальства, отказавшегося рукополагать выпускника. Лишь небольшая их часть станет работать в епархиальных и приходских структурах - остальные, выходит, просто получили образование за церковный счет. Многие из них идут в семинарию, чтобы избежать службы в армии. Руководители семинарий пока не имеют возможности бороться с этим явлением. Абитуриентов с армейским опытом немного. Кроме того, как объяснил автору ректор одной из провинциальных семинарий, предпочтительно брать молодых людей сразу после школы - «пока они не успели научиться в армии всем грехам сразу».

Серьезным вопросом является дисциплина в семинариях. Как ни странно, но «бурсацкие» традиции во многом оказались перенесены в наше время. По самым скромным оценкам, более 10% учащихся отчисляются за различные проступки. Причиной этого является жесткая, практически казарменная дисциплина, царящая в семинариях. С другой стороны, возможно, она и необходима, поскольку в основном в семинарии поступают «простые парни» из рабочих и крестьянских семей (детей духовенства среди них 10–15%, интеллигенции - не более 20%). Они приносят в церковное учебное заведение довольно дикие нравы, с которыми педагогам, готовящим будущих священников, приходится энергично бороться. Таким образом, преподавательский состав семинарии все время балансирует между двумя опасностями - «ослабить вожжи» и «перегнуть палку», а учащиеся оказываются в сильной зависимости от настроения и нрава своих педагогов. В случае конфликта епархиальное начальство, как правило, становится на сторону руководства семинарии. Например, в Ставропольской семинарии в 1992–94 годах учащиеся месяцами безропотно голодали и мерзли в неотапливаемом помещении, пока не был сменен ректор, а в Петербурге отчислили семинаристов, протестовавших в 1999–2000 годах против рукоположения стукача и хапуги во священника. Заодно уволили и часть поддержавших их педагогов.

Академии

Высшей ступенью церковного образования является академия. Во времена СССР существовало две академии - в Москве и Ленинграде, сейчас их пять - еще в Киеве, Кишиневе и Минске. Основной задачей академии является подготовка преподавательских кадров для семинарий и духовных училищ. Кроме того, преподаватели и аспиранты академии занимаются церковно-научной и богословской деятельностью. Сейчас обучение в академии четырехлетнее, но в ближайшие годы вследствие реформы церковного образования оно должно стать трехлетним.

В академии поступают выпускники семинарий или светских вузов, склонные к преподавательской и научной деятельности или предполагающие в будущем занять административные посты в Церкви. Академический диплом дает его обладателю огромные преимущества перед другими священниками в любой епархии. Фактически в академиях выращивается элита церкви. Академические дипломы имеют 4/5 представителей епископата, а те из них, кто не успел этого сделать до хиротонии, стремятся получить их из соображений престижа на заочном отделении (хотя порой это затягивается на долгие годы). В целом количество студентов академий весьма невелико и зависит от позиции руководителей Церкви. В двух российских Академиях в сумме учатся не более 200 человек, а в Киевской академии УПЦ МП (сопоставимой с российской по количеству приходов) - 360. В Минской академии Белорусского экзархата - 21 человек, а в Кишиневской академии Православной церкви в Молдове (и в Белоруссии, и в Молдове немногим более тысячи приходов) - 137.

Все выпускники академии получают диплом. Те из них, кто защищает диссертацию, получают также степень кандидата богословия. И лишь единицы продолжают обучение в двухгодичной аспирантуре при академии.

Православный Свято-Тихоновский богословский институт

Учебным заведением нового типа является Свято-Тихоновский богословский институт в Москве, который с 1996 года имеет статус общецерковного образовательного учреждения. Он был создан в 1991 году группой священников из храма Николы в Кузнецах для обучения светских людей необходимым для церкви специальностям. Постепенно одна из многих инициатив православной общественности развилась в самое большое церковное образовательное учреждение (около 3 тыс. учащихся, 13 филиалов в различных городах России). С ноября 1998 года СТБИ имеет государственную аккредитацию и выдает дипломы государственного образца, а студенты дневного отделения имеют право на отсрочку от армии. Открыты шесть факультетов: богословско-пастырский, миссионерско-катехизаторский, историко-филологический, педагогический, церковного пения, церковных художеств. Срок обучения 5 лет. Последние три года преподаватели СТБИ входят в епархиальное управление Москвы, и в целом СТБИ является законодателем моды на православное образование для светских людей.

В провинции (Армавир, Волгоград, Новосибирск) в 1992–1995 годах были созданы аналогичные СТБИ вузы. Они имеют по несколько факультетов, четырехгодичный срок обучения и насчитывают до 500 учащихся.

Церковные органы, управляющие образованием

В РПЦ проблемами образования занимаются два общецерковных органа. Старейшим из них является Учебный комитет при Священном синоде (председатель - архиепископ Верейский Евгений (Решетников)), который ранее надзирал за подготовкой будущих священников в академиях, семинариях и духовных училищах, а теперь ее координирует. Но надо отметить, что епархиальные архиереи, финансирующие свои семинарии из собственных средств, не очень любят вмешательство из Москвы. Реально комитету на территории России сейчас подчиняются те же две духовные школы (Московская и Санкт-Петербургская), что и в советские времена, а также Свято-Тихоновский институт. Часть их финансирования идет через Учебный комитет, и потому они более склонны прислушиваться к его рекомендациям. Основным занятием комитета во второй половине 1990-х годов стало проведение реформы семинарского образования, заключающееся в переходе на пятилетний срок обучения. Несмотря на неоднократные совещания, которые комитет проводил с ректорами семинарий, пока дело идет туго. Семинариям трудно увеличить свой бюджет еще на 20%, чтобы повысить качество образования.

Вторым общецерковным органом является Отдел по религиозному образованию и катехизации (председатель - игумен Иоанн (Экономцев)), который координирует деятельность епархий по созданию системы православного религиозного образования детей и их родителей, организует подготовку кадров катехизаторов, способных дать начальное религиозное образование, и курирует процесс подготовки в православных вузах (кроме СТБИ). При нем действуют Информационно-координационный центр православного образования в России, занимающийся сбором статистических сведений и информации по епархиям и выпускающий информационный бюллетень «Православное образование в России», и Российский православный университет св. апостола Иоанна Богослова, открытый в декабре 1992 года, с восемью факультетами, 500 учащихся и государственной образовательной лицензией. Однако основным занятием отдела стало проведение ежегодных Образовательных Рождественских чтений в Москве, на которые собирается весь церковный образовательный «бомонд» и настроенные на сотрудничество с РПЦ государственные чиновники и педагоги. В 2001 году в чтениях приняли участие около 6500 человек, представлявших 87 епархий.

В целом система церковного образования находится в том же неопределенном положении, что и вся инфраструктура РПЦ. Пользуясь полученной в последнее десятилетие свободой, РПЦ открыла десятки образовательных учреждений (не считая тысяч воскресных школ), не подумав о том, каким образом они будут существовать. В результате они остались без надлежащего финансирования, квалифицированных кадров преподавателей, учебной и методической литературы. Сейчас уже очевидно, что часть православных образовательных учреждений в скором будущем вынуждена будет закрыться.

Еще более существенной является другая проблема: чему учат в образовательных учреждениях РПЦ? Многие авторитетные критики церковной образовательной системы, в том числе из самой РПЦ, утверждают, что существующая система воспроизводит «магизм» и «требоисполнительство» . То есть вместо прививания богословского понимания основ вероучения и развития навыков миссионерской и катехизаторской работы производится натаскивание будущих священников на красивое исполнение ритуалов. Многие (если не большинство) архиереев и священников РПЦ соглашаются с подобной критикой образовательной системы, однако принятие и реализация решений в этой сфере явно представляет собой дело отдаленного будущего.

Церковно-государственные учреждения

Основная и самая массовая форма церковно-государственных образовательных учреждений рассчитана на детей дошкольного возраста и школьников. Это православные детские сады (на Россию их с десяток) и различные православные школы, гимназии, лицеи, которых в настоящее время в России по официальным данным существует около сотни . Два десятка из них приходится на Москву.

Их история восходит к первой половине 1980-х годов когда в кругах православной интеллигенции сложилась сеть неформальных домашних школ, где уверовавшие родители пытались лечить своих отпрысков от последствий советского атеистического образования. С перестройкой часть таких домашних школ вышла из подполья и после принятия в 1992 году закона РФ «Об образовании» наряду с другими негосударственными учебными заведениями получила лицензию на преподавательскую деятельность (в качестве примера можно привести московские гимназии «Ясенево», «Ковчег», новосибирская им. Сергия Радонежского). В провинции некоторые школы такого рода возникли по инициативе православных энтузиастов, как правило, прихожан одного храма. В 1994 году большинство подобных проектов получили (если не имели раньше) поддержку на уровне местных церковных властей - решением Архиерейского собора РПЦ каждой епархии было предписано иметь образцовую гимназию. В настоящее время православных гимназий пятьдесят пять .

Финансирование подобных учебных заведений, как обычно говорит православная сторона, осуществляется «на паритетной основе». То есть те предметы, которые входят в государственный общеобразовательный стандарт, или «базовый компонент», оплачивает государство (точнее, местные органы власти) в соответствии с имеющимся количеством учеников в школе. Все остальное собирают в складчину учредители, родители и спонсоры. В некоторых случаях православные гимназии являются престижными учебными заведениями (Смоленск, Курск), в других - это «малоформатные» учебные заведения, которые порой не могут даже обеспечить преподавание всего цикла предметов. Однако и в тех, и в других школах значительную (если не большую) часть персонала составляют в основном не профессиональные учителя, а родители.

Степень «православной нагрузки» на учеников различается в каждом конкретном учебном заведении. Как правило, обязательна утренняя молитва, изучение Закона Божьего, участие в различных мероприятиях с православной окраской (утренники, праздники, молебны по большим церковным праздникам). Пение в хоре, рисование также имеют соответствующую вероучительную тематику. Для старшеклассников могут вводиться такие предметы, как церковная история, подробное изучение Библии и житий святых, церковно-славянский и классические языки. При школе обязательно есть духовник - священник, служащий в школьном храме, принимающий исповедь и зачастую ведущий некоторые предметы.

Эффект от православной педагогики остается сомнительным. Родители очень часто приходят к выводу, что, вопреки ожиданиям, учеба в этих школах, особенно в старших классах, оборачивается на деле «прививкой атеизма» (именно поэтому, кстати, подавляющее большинство духовенства учит своих детей в обычной школе). Православные педагоги, в свою очередь, жалуются, что на них возлагают непомерные требования - хотят, чтобы они превращали своих питомцев в «маленьких ангелов», а это невозможно хотя бы потому, например, что обстановка в семье тоже должна быть православной, а это встречается редко. И родители, и педагоги согласны с тем, что дети, охотно принимающие православную догматику в младших классах, после 12–13 лет к православному воспитанию относятся критически. Необходимо учитывать, что за порогом школы дети попадают в современную подростковую среду, которая на свой лад учит их жизни. В результате значительное количество учащихся гимназий (10–20%) по своему желанию или настоянию родителей переводятся в другие школы.

Влияние церкви на государственно-учебные заведения

Описанная нами выше система церковного и церковно-государственного образования не рассчитана на основную массу населения России. Она создает скелет церковной системы управления, формирует кадры духовенства и повышает уровень богословских знаний активной части прихожан. Для того чтобы обеспечить себе влияние на общество в целом, воспитывать его в православном духе, наращивать «мясо» церковного организма, у современной РПЦ нет ни сил, ни средств, ни умения.

Поскольку количество систематически посещающих храмы («воцерковленных») людей остается весьма незначительным (по разным подсчетам, от 1–2% до 6–8% от общего числа граждан России), то Церковь списывает это на пережитки атеистического воспитания и надеется, что новое поколение россиян удастся воспитать «в вере». Своих сил на это, как говорилось выше, у РПЦ нет, и единственным выходом из этой ситуации стало обращение Церкви к государству. Именно за счет его средств и возможностей РПЦ надеется получить молодых прихожан. По замыслу активистов церковного образования первым серьезным шагом на этом пути должно стать обязательное введение в средних школах «Закона Божьего». Однако из-за явной неготовности к этому большей части общества и государственных чиновников они предпочитают продвигаться к этой цели поэтапно.

Священники и православные активисты пришли в обычные школы еще в начале 1990-х годов. Там, где им удалось договориться с директорами, они стали преподавать «Закон Божий» - как правило, по еще дореволюционным учебникам. В 1994 году Министерство образования, обнаружив эту практику, издало приказ о запрете любых уроков религии, мотивируя его нарушением Конституции. Священники без особых протестов покинули школы, поскольку было очевидно, что опыт получился неудачным. Дети отказывались слушать скучные проповеди, родители и часть учителей протестовали против самой идеи, а представители других конфессий работали в школах куда эффективнее.

К 1997 году ситуация кардинально изменилась. Резервы роста православной инфраструктуры кончились, но тут в сентябре 1997 года была принята новая редакция закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», в преамбуле которого была подчеркнута роль «традиционных религий» (православия, ислама и буддизма). На федеральном уровне РПЦ не удалось добиться особых привилегий, хотя со многими министерствами и ведомствами были подписаны пышные, но ничего реально не значащие рамочные договоры о сотрудничестве. Но на региональном уровне ситуация сложилась иначе. В зависимости от отношений с местными властями епархии выторговывали себе те или иные особые права, в том числе в образовательной сфере.

В 1997–1999 годах в нескольких регионах России на средства местных областных администраций в средних школах стал вводиться курс обучения православной вере. Назывался он по-разному: «Основы и ценности православия» (Белгород), «Основы православной культуры» (Курск), факультатив по Закону Божьему (Воронеж, Калининград), «Основы православной культуры и нравственности» (Новосибирск, Смоленск), история Церкви (Воронеж, Ростов-на-Дону), факультатив по основам православия (Кемерово) и т. п. Наибольшую известность и масштаб получил опыт Курской епархии, которая, как было заявлено, ввела преподавание почти в половине (300 из 800) школ области.

Хотя результаты курского эксперимента оказались фикцией и за четыре года не привели даже к созданию методической базы, не говоря уж о сильно завышенном числе участвовавших в нем школ (что удалось выяснить автору в апреле 2001 года в ходе подготовки материала для журнала «Итоги»). Московская Патриархия вдохновилась идеей, которую столь страстно пропагандировали представители Курской епархии на ежегодных Рождественских чтениях. В 1999 году Патриарх разослал провинциальным епископам письмо с указанием ввести преподавание основ православного вероучения в школах всех регионов России. Особенно интересен последний пункт этого документа: «Если встретятся трудности с преподаванием основ православного вероучения, назвать курс “Основы православной культуры”, это не вызовет возражений у педагогов и директоров светских учебных заведений, воспитанных на атеистической основе» .

Через год епископы отчитались, что в тридцати пяти регионах налажено тесное сотрудничество с местными органами власти и подписаны договоры о сотрудничестве в образовательной сфере. Тогда Патриарх, а также руководитель Отдела внешних церковных сношений митрополит Кирилл (Гундяев) начали публично лоббировать идею курса на федеральном уровне. Они настаивают не только на обязательном существовании такого факультатива в школе, но и на том, что он должен стоять в основной сетке .

Подготовка учителей

Внедрение церкви в образовательные учреждения невозможно без содействия со стороны религиозно-мотивированных представителей педагогических коллективов. Как правило, в каждой школе есть одна-две учительницы, верящие в полезность православного образования, хотя не всегда при этом регулярно посещающие храм. В каждой области есть и один-два директора школы с аналогичными представлениями, готовых использовать свою школу в качестве экспериментальной площадки для отработки методов православной педагогики. Первоначально епархиальным управлениям РПЦ было достаточно и таких энтузиастов, чтобы убеждать себя и отчитываться наверх о сотрудничестве с системой образования. Однако постепенно стало понятно, что для масштабного проникновения в школы и реализации задачи по введению «Закона Божьего» в той или иной форме нужны подготовленные квалифицированные кадры.

В 1996 году Церковь сделала мало замеченную общественностью попытку эти кадры выявить и консолидировать. По всей стране практически одновременно прошла серия «научно-практических» конференций, организованных епархиальными управлениями совместно с местными образовательными учреждениями и областными администрациями . Как правило, они назывались «чтениями» и были посвящены памяти местного святого. Хотя чтения задумывались как ежегодные, лишь в нескольких местах они повторились через год, и в основном эта инициатива заглохла. Чтения помогли окончательно определить круг православных педагогов, но в то же время выявили его ограниченность.

Дальнейший путь церкви в педагогическое сообщество лежал, во-первых, через тесное сотрудничество с местными властями (о чем мы писали выше), а во-вторых - через проникновение в кузницы кадров - педагогические вузы и университеты.

Под разработку методических рекомендаций к курсам «Основы православной культуры» при местных педагогических институтах (университетах) были созданы кафедры (лаборатории) православной педагогики. Точное их количество неизвестно. Однако несомненно, что в каждом регионе, где будут вводиться «Основы православной культуры», будут создаваться свои кафедры, для адаптации общего курса к местным условиям. Имеющиеся кафедры уже читают соответствующие курсы не только для преподавателей «Основ», но и для части студентов, и набирают себе аспирантов. Следующим логичным шагом станет введение специализации «православная педагогика» и полномасштабная подготовка таких учителей за государственный счет, а также попутное приобщение к «Основам» студентов-педагогов всех остальных специальностей.

Пока весь этот процесс сдерживает полная неопределенность властей (особенно на федеральном уровне) по поводу инициатив церкви и откровенная маргинальность энтузиастов православного образования, которые часто не пользуются особым уважением в педагогическом сообществе.

Выводы

Система церковного образования слаба, стагнирует и страдает от хронического безденежья, отсутствия квалифицированных кадров и современной учебной и методической литературы, а также противоречий между различными идейными группировками духовенства. Даже по самым оптимистичным подсчетам церковных аппаратчиков она охватывает пока не более 200 тысяч человек, из которых три четверти составляют ученики воскресных школ.

Единственная возможность для Церкви расширить зону своего влияния - воспитать для себя новое поколение прихожан. Поскольку РПЦ не может найти в себе силы сделать это самостоятельно, она пытается переложить эту задачу на плечи государства. При этом активнейшим образом используются «патриотические» «государственнические» лозунги о необходимости «возрождения России через возрождение духовной жизни» и т. п. На федеральном уровне такого рода риторика в течение последнего десятилетия стала привычной и уже начала вызывать легкое раздражение. На местном уровне она нередко встречает понимание, особенно в приграничных регионах «красного пояса» России.

В образовательной сфере РПЦ эксплуатирует тягу части учителей и преподавателей служить интересам государства. При этом происходит подмена служения государству послушанием Церкви, которая якобы образует «духовную основу государства». Хотя очевидно, что общественно-государственное устройство России в его нынешнем виде (разделение властей, «диктатура закона», существование гражданского общества, свободной прессы, идеи гуманизма и толерантности, заложенные в основу всей этой конструкции) не имеет никакого отношения к тому, что пропагандирует и уж тем более осуществляет на практике современная РПЦ.

Впервые эта тенденция была отмечена автором в 1996-1997 годах на примере епархий Северного Кавказа. Подробнее см.: Митрохин Н. Православие на Северном Кавказе // Факторы этно-конфессиональной идентичности в постсоветском обществе: Сб. статей. Москва, Carnegie Endowment for International Peace, 1998, или Нам известно более десятка мест, где они проводились: Владивосток, Вологда, Вятка, Кемерово, Мичуринск, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара, Смоленск, Тольятти, Алма-Ата, но, по всей вероятности, таких мест было больше. В 1997–1999 годах подобные чтения прошли еще как минимум в пяти регионах.

Новое на сайте

>

Самое популярное