Домой Ягоды Православные активисты-кто эти люди? «Православные активисты» – провокаторы в борьбе Запада против России

Православные активисты-кто эти люди? «Православные активисты» – провокаторы в борьбе Запада против России

27 сентября в Институте стран СНГ состоялся круглый стол «Новые антицерковные инициативы Порошенко и успех антиправославных антироссийских сил на муниципальных выборах в Москве - есть ли связь?», который собрал священников и православных гражданских активистов, понимающих опасность «яблочного» прорыва на муниципальных выборах в Москве 10 сентября.

В своем докладе я отметил, что в октябре отмечается 140-летие со дня рождения великого карпаторусского святого Алексия (Кабалюка) и повторил тезисы о нем . Их актуальность, точнее актуальность полемики с «ересью украинства», связана с тем, что победившая в ряде московских центральных муниципальных округов антироссийская партия «Яблоко» является лоббистом «киевской хунты» в Москве.

В ответ гл.редактор газеты «Русь Триединая» Сергей Моисеев с грустной иронией отметил, что раньше мы в этом зале собирались защищать Новороссию, а наступает противник, теперь уже укрепившийся в центре Москвы. Гроза была профессионально описана в докладах. Далее я рассказал о том, для чего же создается миф о «православном ИГИЛ» (запрещенной в РФ террористической организации).

Создание этого мифа неслучайно совпало с победой в ряде муниципальных округов Центрального административного округа г.Москвы, а также в Гагаринском районе, подлинно экстремистской партии «Яблоко», посягающей на суверенитет и территориальную целостность России (отрицающую российский статус Крыма, что является уголовно наказуемым деянием), совершившей множество провокаций против столь необходимого строительства православных храмов в новых районах Москвы-Гагаринском, Лосиноостровском, Ходынке, Ростокино, Кузьминки, Гольяново и многих других.

Передача в руки откровенно антироссийских сил ключевых муниципальных собраний ЦАО и Гагаринского района производит впечатление хорошо подготовленной спецоперации, невозможной без поддержки «перевертышей» на самых верхах российской элиты. «Спецоперация» готовилась давно и логично. Например, почему пособниками оккупантов был избран и Гагаринский район? Потому что это необходимо для организации перекрытия Ленинского проспекта, правительственной трассы, связывающей Кремль с правительственным аэропортом «Внуково-3». Перекрытые много лет репетируется организацией «яблочным» мундепом Русаковой «протэстов» против строительства православного храма во имя священномученика о.Александра Орлова, построившего при большевиках храм в этом районе и давно назревшего строительства застрявшего в пробках Ленинского проспекта двух эстакад. Захват муниципального собрания Красносельского района необходим для организации перекрытия проходящей по этому району железной дороги, связывающей Москву с восточной частью страны, с союзным Китаем. Зачем нужен Центр, объяснять не надо.

На роль «православного ИГИЛ» выбрана православно-патриотическая миссионерская спортивная организация ревнителей Патриарха Кирилла «Сорок сороков», обеспечивающая порядок на богослужениях Патриарха Кирилла. «Экстремизм» и «православный терроризм» «Сорока сороков», по мнению русофобов, заключается в том, что их лидер Андрей Кормухин является русским патриотом и отцом девятерых детей. Понятно, что это не нравится лоббистам ЛГБТ. У «Яблока» с «Сорока сороков» давние счеты - «Сорок сороков» возникли как реакция православных москвичей на массовый срыв «Яблоком» строительства столь необходимых православных храмов в новых районах Москвы. Благодаря «Сорокам сороков» удалось построить храмы на Ходынке, в Гольяново, Ростокино, на ул.Камова, строительство которых считалось безнадежно сорванным «Яблоком» и Ко и блокировалось «храмоборческими оккупационными войсками», затянув их в «торфянский котел».

Чашу терпения компрадоров переполнило организованное «Сорока сороков» массовое молитвенное стояние против «Матильды» в начале августа 2017 года на территории храма Вознесения в Кадашах, настоятелем которого является пастырь-патриот, миссионер, декан факультета церковных художеств ПСТГУ, обличитель униатского проекта «Украины как антиРоссии» о.Александр Салтыков (тоже, видимо, «террорист» для «Новой газеты»). Как же, «Яблоко» уже тогда считало центр Москвы своим, а православные посмели «влезть» на «помеченную» «Яблоком» ключевую территорию. В ответ клевета насчет «правосл. ИГИЛа» (запрещенной в РФ террористической организации), проверки на экстремизм, организуемые компрадорами во власти с единственной целью - не допустить создания креативной православной русской патриотической силы, способной отстоять Москву от хорошо подготовленного захвата. На монолитные мобилизованные, идейные «Сорок сороков» можно надеяться как на истинно верующих людей, готовых, если будет необходимо, за веру, царя и Отечество не то что «карьеру», жизнь отдать. А ситуация требует надежности. Сначала проверить «Сорок сороков» на экстремизм требовал вождь храмофобов «троцкист» Рашкин, теперь к нему в компанию вляпалась Ирина Роднина, которая вряд ли понимает, в чем суть дела.

«Сорок сороков», как и Ассоциация православных экспертов, — это надежная опора Патриарха Кирилла, который является «костью в горле» у «оккупационных сил». Патриарх является духовным лидером национально-освободительной борьбы русского и других народов Единой и Неделимой России. Еще в начале 1990-х путем организации непризнания Церковью «царских останков» митрополит Кирилл сорвал план Ельцина и США по проведению Б.Немцова, куратора проекта «царские останки», в «преемники», чем задолго проложил В.Путину дорогу во власть для освобождения России от колониального гнета. В 1993 году митрополит Кирилл для борьбы с американской оккупацией всей исторической России создает Всемирный Русский Народный Собор, признавший русских разделенным народом. В ответ компрадорские СМИ во главе с «Московским комсомольцем» развернули информационную войну на политическое уничтожение митрополита Кирилла, призванную лишить его шансов на Патриарший Престол. Для этого главой ФЭП Г.Павловским был создан портал «Кредо.ру», главный редактор которого Солдатов стал ныне неофициальным консультантом администрации Порошенко по борьбе с Русской Церковью. Ключевым элементом этой информационной войны стали попытки столкнуть митрополита, затем Патриарха Кирилла с Владимиром Путиным, для прихода которого во власть для осуществления исторической миссии освобождения России от колониальной зависимости митрополит Кирилл сделал все возможное и невозможное. С этой целью митрополиту вменили в вину пункт написанных им «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» о мирном гражданском неповиновении государственной власти в случае, если ее действия направлены против веры и Церкви, специально написанный и принятый Архиерейским Собором Русской Церкви против такой власти, как у Порошенко или, не дай Бог, «Лжедмитрия», типа Ходорковского с Явлинским и Гудковым.

Сейчас, чтобы расчистить путь к свержению Владимира Путина, «элитными заговорщиками» и их заокеанскими кураторами решено убрать Патриарха Кирилла путем фабрикации мифа о «православном ИГИЛ» (запрещенной в РФ террористической организации) для того, чтобы выбить опору, и организации столкновения с Президентом Путиным. С этой целью, как «черт из табакерки», в ИА «Федерал-пресс» появляется серия статей «друга орловских грантоедов» Дмитрия Фетисова, который со ссылкой на анонимные «источники в АП» распространяет дезинформации о «недовольстве Патриархом в АП», «готовом преемнике» и ставке на «Рогожское старообрядческое согласие» как «альтернативу МП».

«Готовый преемник», епископ Тихон (Шевкунов), как верный послушник Патриарха Кирилла, мгновенно опроверг домыслы Фетисова компетентной ссылкой на Устав Русской Церкви, не позволяющей его использовать так, как хотелось бы тем, кто использует Фетисова как «сливной бачок». Видя свое поражение, они пытались придумать байку о том, что Президент и Патриарх встретились на Валааме «как-то не так». Тогда Президент и Патриарх еще раз встретились, уже в Никольском Морском Соборе Кронштадта.

Координатор «Сорока сороков» Андрей Кормухин поднял проблему сговора части элиты с «московским майданом», без которого был бы невозможен ни искусственно организованный «майданчик» против строительства православного храма на Торфянке, ни нынешний «прорыв» антироссийских сил на муниципальных выборах.

Тема сговора была развита лидером движения сопротивления «московскому майдану» Романом Ткачем, который рассказал о роли интегрированных с мэрией Москвы структур типа «Института Стрелка» А.Мамута, готовившего сфальсифицированые в пользу «майдана» муниципальные выборы 10 сентября. Также Роман Ткач рассказал о том, что большинство кандидатов в муниципальные депутаты Пресненского района заявили о фальсификации выборов и приняли «антимайданную декларацию московского центра», которую подписали здесь же Ассоциация православных экспертов и Союз православных граждан (СПГ).

Глава СПГ Валентин Лебедев отметил, что депутаты антиправославной антироссийской партии «Яблоко», захватившее муниципальное собрание района Тропарево-Никулино, на первом же заседании потребовали убрать Святой Крест с герба района Тропарево-Никулино. Также Валентин Лебедев отметил, что «оборотни из элиты» блокировали на муниципальных выборах православных патриотов, членов СПГ Филиппа Грилля и Юрия Шубина, подыгрывали «Яблоку».

Пресс-секретарь Союза православных хоругвеносцев Максим Марков вспомнил, что несколько лет назад мундепы Топарево-Никулино во главе с «западенцем» паном Гарначуком сорвали строительство храма в Тропарево-Никулино, хотя православные выиграли публичные слушания. И власть тогда сдалась, храмы в Троперево-Никулино и в Гагаринском районе так и не построили. И сейчас сговор части элиты с антироссийскими силами налицо. Также Максим Марков заметил, что Союз православных хоругвеносцев не исповедует никаких отклонений от Православия и исповедует Царскую семью исключительно как мучеников.

Гражданский активист Мещанского района Елена Скороходова отметила, что один из лидеров нынешних муниципальных депутатов (от себя добавлю - многолетний борец со строительством православных храмов) Маким Кац подбирал команду по принципу непризнания российского Крыма (что является уголовно наказуемым деянием. — К.Ф.).Касаясь ответа на вызов «муниципального майдана», Елена Скороходова отметила, что «если в России наступят «времена Диоклетиана»,то виноваты в этом будут социально пассивные верующие».От себя добавлю - не слушающие своего Патриарха.

А клирик храма св.Троицы на Воробьевых горах прот.Геннадий Еременко сделал доклад о принципах взаимодействия Церкви и активных общественных организаций на основе «Социальной концепции Русской Православной Церкви». Он отметил, что опыт показывает, что далеко не все крещённые люди знают и понимают, чем живет Церковь. Утверждение православного мировоззрения, позволит человеку не только разобраться в узкоцерковных вопросах, но и иметь православный взгляд на всю жизнь и на процессы происходящие в обществе. Полноценная жизнь православного христианина заключается не только в посещениях богослужений в храме и чтении молитв, но должна охватывать все сферы его деятельности. Наше православие должно открываться не только в строго религиозных взглядах, но и во всех наших делах. К сожалению, не всегда можно наблюдать ответственное отношение христиан к мирской стороне нашей жизни. Участвуя в установленных Самим Господом Таинствах и в жизни Церкви, человек становится полноценным Её членом. Активная деятельность православных христиан, направленная на организацию социальной работы, защиту интересов Церкви и верующих людей, накладывает ещё большую христианскую ответственность. Такая деятельность может быть успешной только в том случае, если она будет строго соответствовать духу Церкви и осуществляться в рамках светского права. Отец Геннадий поделился опытом и рассказал, что настоятелем храма Живоначальный Троицы на Воробьёвых горах протоиереем Андреем Новиковым был введён курс церковного права, в рамках воскресной школы для взрослых. В рамках этого курса изучаются не только правила и каноны Церкви, но и официальные документы Церкви. Протоиерей Геннадий также обратился к присутствующим, среди которых были и лидеры православных общественных организаций, и предложил правовую поддержку их деятельности, силами православного правозащитного общественного движения в честь Святителя Марка Эфесского. По мнению о.Геннадия, правовое сопровождение деятельности православных активистов сделает их труд на благо Церкви и народа Божьего более эффективным.

Земляк о.Геннадия глава батальона св.Александра Невского из Алчевска Евгений Мерзляков рассказал о важности воцерковления борцов за Российскую государственность.

Участники круглого стола приняли решение о создании сетевого Комитета защиты Москвы. О том, чем он будет заниматься, мы напишем позже, или вы увидите. Ясно, что «мы не дрогнем в бою за столицу свою».


Кирилл Фролов , глава Отдела по связям с Русской Православной Церковью и православным сообществом за рубежом Института Стран СНГ, глава «Ассоциации православных экспертов», эксперт Международного Византийского Клуба

«Христианское государство - Святая Русь», раскрученное либеральными СМИ и группой Ходорковского, показало, как можно дискредитировать православие и верующих людей.

В последнее время в России совершенно внезапно появилось такое на первый взгляд абсурдное явление, как «православные активисты». Поначалу эти экзальтированные, обвешанные как новогодние елки православной атрибутикой, люди действовали вполне в тренде нашей «либеральной общественности», проводящей перфомансы с прибиванием гениталий к брусчатке Красной площади, засовыванием мороженых кур в интимные места, бесноватыми дискотеками в Храмах, обливанием зеленкой, экспонированием на выставках таких предметов «современного искусства, как банки с экскрементами и облитые кровью иконы. Но очень скоро действия «православных активистов» из акций и демонстраций неких чудаков, вызывающих в людях гамму чувств от смеха до отторжения, стали сильно радикализироваться, вступая в противоречие уже не только с нормами морали, но и с уголовным кодексом.

Вершиной «православной активности» этих людей стали акции некоего «Христианского государства - Святая Русь» в разгоревшемся скандале вокруг кинофильма Алексея Учителя «Матильда». Против демонстрации этого фильма выступила бывший прокурор Крыма, депутат Государственной Думы Наталья Поклонская . Действуя строго в рамках законодательства и Конституции России, Поклонская инициировала цепь проверок всей цепочки создания фильма на предмет соответствия его действующему законодательству. Строго выдержанные юридически действия Поклонской вызвали эмоциональный всплеск в среде либеральной и левой коммунистической общественности, которые, объединившись, попыталась с помощью иррациональных, эмоционально окрашенных действий в основном в информационной сфере опорочить и дискредитировать законные действия Натальи Поклонской и поддержавшей ее православной общественности.

Мало кто обратил внимание на то, что выпуск «Матильды» совпал с главным политическим событием в России - началом кампании по выборам президента в 2018 году. Практически первым информационным залпом этих выборов со стороны оппозиционных либеральных и левых сил и стал скандал, связанный с «Матильдой». И этот залп прозвучал против традиционных русских ценностей, русской истории, РПЦ, Конституции и государственного строя России. А методы, применяемы как либералами, так и коммунистами, стали калькой с давно известных и опробованных на практике методов Запада по дискредитации неугодных режимов и уничтожения неугодных государств.

Еще в 2014 году в США был принят «Акт о предотвращении агрессии со стороны России 2014» (Russian Aggression Prevention Act 2014). В рамках этого закона на гибридную войну с Россией было выделено $117 млрд., а для работы организаций непосредственно в России - $30 млрд. Акт предусматривает 3-летнее финансирование, которое действует и сейчас, и заканчивается только в 2018 году. Направление финансовых потоков внутри России описаны в пункте 206 Закона под названием «Поддержка российской демократии и организаций гражданского общества».

Улучшение демократического правления, прозрачности, ответственности, верховенства закона и антикоррупционные меры

Усиление роли демократических институтов, а также политических организаций и организаций гражданского общества

Расширение технических возможностей для нецензурируемого интернета

Создание свободных условий для работы независимых СМИ в России, увеличение их поддержки со стороны правительства США, а также помощь в защите журналистов и гражданского общества.

Именно через созданные Западом российские «демократические институты», политические и общественные организации, а также «независимые» СМИ и происходят действия по подрыву и дискредитации русского общества, истории, морали, веры, государственного строя в преддверии президентских выборов. Недаром сроком окончания программы называется 2018 год.

Один из методов, которыми действует Запад в рамках этой программы, и был применен в скандале вокруг «Матильды». Это - так называемые «операции под ложным флагом», когда жертва сама обвиняется в агрессивных действиях, приведших к ее уничтожению. Подобный психологический прием под названием виктимблейминг я подробно описывал в статье «ЦРУ: путь от ястреба к шакалу» . Технология проста - создать организацию с внешней атрибутикой и программой напоминающей жертву агрессии, и ее руками произвести планируемые агрессивные действия против агрессора, тем самым поменяв агрессора и его жертву местами.

Заглавное фото: коллаж Ридус

Сегодня понятие «православный активист» в основном связывают с нашумевшими акциями, со срыванием футболок, с православными патрулями. Один из самых известных активистов, конечно, Дмитрий Энтео. Словно по мановению чьей-то невидимой руки этот человек все чаще и чаще начинает мелькать на телевизионных экранах. Так кто же в действительности эти люди, чего они хотят добиться: от общества, от себя, от жизни?

Мать - русская, отец - бизнесмен

Дмитрий Цорионов (Энтео - псевдоним) родился 13 февраля 1989 г. в Москве. Мать - русская, отец - осетин. Отец Дмитрия был преподавателем МГИМО, сейчас занимается предпринимательской деятельностью. Дмитрий и сам окончил МГИМО, факультет прикладной экономики и коммерции.
Путь Дмитрия к православию трудно назвать заурядным. Когда-то он сам позволял себе делать то, что сейчас называет кощунством и богохульством. А, кроме того, увлекался индуизмом и буддизмом. Зато теперь он считает себя экспертом в этой области, и занимается реабилитацией людей, пострадавших от восточного оккультизма.
«Ночью в парке около Тропарева я вдруг встретил Бога. Я понял, что у Вселенной должен быть Создатель, как у картины - автор, и сказал Богу за это открытие «спасибо». Я кричал «спасибо» в заснеженном лесу, и люди, наверное, думали, что я сошел с ума, - признается Энтео.
Так, разочаровавшись в учениях Будды и Вишну, Дмитрий приходит к христианству, а вскоре начинается его служба в воздушно-десантных войсках.
После армии Дмитрий заканчивает миссионерскую школу, которую возглавлял отец Даниил Сысоев. «Священник Даниил Сысоев произвел духовный взрыв, он вдохновил тысячи людей по всему миру на миссионерство и обозначил максимально четко богословские проблемы и пути их решения», - считает Дмитрий. Вдохновленный таким порывом, он начинает ездить в женские СИЗО, ночлежки и центры социальной адаптации, чтобы проводить беседы о вере.
Параллельно вместе с несколькими единомышленниками Энтео создал сайт proprosvetlenie.ru. Вот, например, одна из его записей: «Я слышал, появляются мракобесы, которые сомневаются в непреложной истине, что мир был сотворен 1 марта в Воскресенье, 7521 год тому назад. Стоит ли верить слухам? В любом случае, оставив пустые басни лженаучной эволюции, постараемся мыслью вернуться во времена утренней зари Вселенной, руководимые мудрейшими наставниками нашими - святыми, во главе которых шествует великий боговидец Моисей описавший творение мира в первой книге Библии Бытие, очами Духа узревший тайны творения. Всемогущий, бестелесный, всеблагой Бог-Троица по преизбытку Своей любви восхотел, чтобы были и другие существа причастные Его блаженства и посему, совершенно добровольно создал из небытия Вселенную».

Дмитрий Энтео - активист и человек

Когда у Владимира Путина было шестидесятилетие, Дмитрий поздравил его такими словами: «Многая и благая лета Богом данному президенту Владимиру. Дай Господь ему сил и здравия, воцерковления дальнейшего, служить по совести, во благо всех нас. Как заповедал Господь, будем молиться о нем, чтобы он выступал за принятие законов о запрете абортов, пропаганды содомии и ответственности за кощунство. Господь Бог является Верховным Властелином вселенной, по праву Творца, Он управляет всем существующим, Он является Источником любой власти, Он ставит правителей и свергает их. Священное Писание прямо говорит, что противящийся власти, противится Божьему установлению, мы не должны злословить власть, видя в ней инструмент Божественного Промысла».
Помимо сугубо церковных пристрастий: песнопений и богословской литературы, Дмитрий любит музыку IDM, этно, фолк, регги, классику, читает Ахматову, Бродского, Гумилева, Есенина, Пастернака, Хетагурова.
Сейчас Дмитрий изучает теологию в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, а также служит пономарем в храме Живоначальной Троицы в Останкино. Из прошлого остался лишь псевдоним, который когда-то намекал на растения, использующиеся для достижения измененных состояний сознания (энтеогены), а теперь апеллирует к греческому слову, которое переводится как «Бог внутри».

Когда-то Дмитрий Энтео был таким

Молодежно-офисный центр

В каком-то смысле заочно мы уже были знакомы - мне приходилось снимать публичные мероприятия с участием Дмитрия. Однако для настоящего знакомства нужно было пересечься вне рамок протестной акции, и я отправился на Патриаршее Крутицкое подворье, где расположен Синодальный отдел по делам молодежи РПЦ. Когда-то в этом здании располагалась Московская гарнизонная гауптвахта. Доподлинно известно, что после смерти Сталина в 1953 г. в течение суток в Крутицких казематах содержался под стражей Л. П. Берия. Кстати, среди сотрудников молодежного отдела ходят упорные слухи, что призрак Берии до сих пор шляется, где ни попадя.
Вернувшись под крыло РПЦ, здание прошло евроремонт, и целый этаж теперь занимают офисы. Что же касается стоящих в двух шагах собственно церковных сооружений Крутицкого подворья (памятник русской архитектуры XVII в., включенный в список культурного наследия ЮНЕСКО), то выглядят они довольно запущенно. В последние годы здесь находился филиал и реставрационная мастерская Государственного исторического музея, однако постепенно подворье было передано церкви. Решением Архиерейского Собора 1997 г. было постановлено превратить Крутицкое подворье в образцовый молодежный центр Русской Православной Церкви. Указом патриарха Алексия II в ведение Отдела были переданы храмы подворья и его гражданские постройки. 21 сентября 2004 г., Русской Православной Церкви была передана основная часть Крутицкого подворья - Успенский собор.
«По программе культуры правительство выделяет хоть небольшие, но средства, которые позволят начать реставрационные работы. Остальная часть - это усилие церкви, ее материальный вклад в реставрацию порушенных или требующих реставрацию памятников», - заявил в интервью телеканалу «Культура» Архиепископ Астанайский и Алматинский Александр. Реконструкция началась, и что-то действительно было сделано. Купола Успенского собора были покрыты медью, а старые кресты, установленные в середине ХХ в. известным реставратором П. Д. Барановским, заменены новыми, покрытыми позолотой. Но то ли денег как всегда не хватило, то ли уж очень хотелось «отреставрировать» молодежно-офисный центр.
Куда же подевался музей? Его хранилища переехали в новые помещения, в которых, к сожалению, куда меньше пространства. Зато их хотя бы оборудовали более современной техникой.

Крутицкое подворье - старое, еще пленочное фото, снятое в те времена, когда здесь был музей

Шапочное знакомство

Меня встретила очень приятная и общительная девушка Екатерина и даже напоила зеленым чаем с вкусными печеньками. Стали подтягиваться люди: Алексей Рогозин - руководитель православного интернет-канала «Боговидец» из г. Сергиев Посад, Всеволод Николаев - молодой человек, который несколько дней назад впервые принял участие в молодежной православной акции против Pussy Riot у Мосгорсуда. Людей, которые поддерживали панк-группу, ребята считают в основном пришедшими за деньги. Православная молодежь огорчена тем, что противников группы к суду пришло не слишком много - около сорока человек, зато они очень гордятся, что это был первый случай, когда их было больше, чем сторонников девушек-феминисток - последних набралось примерно человек двадцать пять.
Кроме этой животрепещущей темы, разговор крутился вокруг того, что у православной молодежи нет никакого конкретного дела, а также не существует единого информационного пространства. Звучали предложения об организации молодежной работы. Например, создать молодежные структуры при каждом викариате, в которые для улучшения взаимодействия с обществом входили бы также представители светской молодежи.
Я спросил, что присутствующие думают о Дмитрии. Некоторые высказались о нем как о миссионере, ревнителе. Другие выражали в той или иной степени скептическое отношение. «Но, тем не менее, вы считаете, что молодежное православное движение нуждается в ярком лидере?» - спросил я. Почти все ответили утвердительно.
К сожалению, мое первое знакомство с Дмитрием оказалось скомканным. Пришел Заместитель председателя Синодального отдела по делам молодежи Вадим Квятковский и без апелляций заявили, что журналистам здесь не место. Однако мне удалось все же наскоро пообщаться с одним из будущих героев моего повествования и обменяться контактами.

Православная молодежь считает, что эти люди пришли к зданию суда за деньги

ВАМПО вместо комсомола

Вернемся к человеку, который прогнал меня с собрания православных активистов. Выступая перед телекамерами, Вадим Квятковский, как правило, ведет себя очень осторожно, аккуратно выбирая выражения. Но здесь я увидел совершенно другого человека. Это был, что называется, хозяин своей вотчины. Человек, жаждущий возможности командовать людьми и от этой возможности кайфующий.
Недавно Вадим Квятковский озвучил следующую инициативу: Совет молодежных православных организаций Москвы предложил объединить верующих молодых людей по всей стране и создать «Всероссийскую ассоциацию молодежных православных организаций». Он отметил, что эта «ассоциация должна улучшить коммуникации и координацию молодежных объединений», которых в России существует уже несколько сотен. Причем вопрос о создании такой ассоциации обсуждался с Владимиром Путиным. Однако сам Президент заявил, что окажет поддержку новой структуре только в том случае, если она «не станет новым квазиправославным комсомолом». Председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Бронницкий Игнатий (в миру Пунин Игорь Иванович, с 22 марта 2011 г. член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви), который и должен возглавить ВАМПО, вскоре заявил, что «ни о каком подобии комсомольской организации в данном случае не идет и речи». Организация будет работать «в формате движения», а ее руководящим органом станет координационный совет, куда войдут лидеры молодежных организаций. К такому повороту событий в Кремле, судя по всему, отнеслись благосклонно.

Всеволод Николаев (в очках) впервые участвует в акции православных активистов

«Вообще всякая свобода - она, мы знаем, может привести к пагубным последствиям. Сегодня о свободе говорят очень много. Если апостол Павел говорил о свободе от греха, то западный мир утверждает свободу во грехе. Это - тоже свобода. И кто-то пытается такую свободу сегодня навязывать. И не просто навязывать, а насильно вталкивать. А если я не хочу? Как, почему не хочешь? И все - начинают уже на тебя смотреть по-другому, ты уже какие-то опасения у них вызываешь», - так считает епископ Игнатий (из интервью ежедневному интернет-СМИ «Православие и мир»).
Помню, однажды в Непале был у меня такой случай. Приехали мы в один небольшой городок, где живет некий известный отшельник. Стоит на отшибе маленький домик, заходим туда.
- Ну, - говорим, - где тут ваш отшельник, показывайте.
- А его, - говорят, - нет. Он на два месяца в Америку улетел. На слет отшельников.
К чему это я? Да просто епископ Игнатий тоже в свое время пожил в Америке. Усовершенствовал английский язык. По благословению митрополита.
Однако с куда большей ностальгией он вспоминает советское время: «В советское время много занимались молодежью. Конечно, была идеология советского строя. Но эта идеология несла в себе часто положительные заряды».
Забегая вперед, скажу, что Дмитрий, когда при моей беседе с ним разговор зашел о ВАМПО, признался, что его больше интересуют конкретные действия и люди с активной позицией. Хотя с Квятковским, например, он общается и тот даже однажды отговорил его от организации некой радикальной акции. «Я вообще люблю советоваться», - говорит Дмитрий.

Продолжение следует…

Материал подготовлен для

Елена, откуда возникли православные активисты? Почему, если неверующие слушают рок, то они не правы, а если активисты устраивают драки, то все хорошо и митрополит их защищает?

На мой взгляд, таким способом определенные политики через церковь отвлекают внимание от каких-то более важных социальных проблем. Например, срыв концертов Behemoth, Cannibal Corpse, Мэрлин Мэнсон. Такое ощущение, что кто-то ведет имитацию бурной деятельности, чтобы отвлечь от других проблем, например, от кризиса или конфликта на Украине.

Почему православные активисты такие агрессивные? Откуда у них желание вершить «правосудие» и тем более такими методами.

Православные активисты, если честно, мне напоминают гопников. Вот как в 80-е были «любера», которые избивали металлистов, православные активисты на них чем-то похожи. Православие для них это только прикрытие, что они такие верующие, что хотим, то и будем делать. По логике православных активистов можно избить и охранников, ведь он охраняет вход в небогоугодное заведение.

Такими действиями православных активистов вносится раскол в общество?

К сожалению, да. У меня много по-настоящему верующих друзей - православные, мусульмане и из многих других религий. Вот к примеру на Чукотке у нас шаманизм, это традиционная там религия. Они действительно очень добрые и не срывают концерты, а помогают детским домам, выносят утки из-под раковых больных. Они делают добрые дела, а не ходят и не бьют фанатов и охранников. Если дело решается дракой, то это действительно вносит раскол между атеистами и верующими. По моему мнению, это ни к чему хорошему не приведет.

Как реагировать неверующим на выходки православных активистов?

Честно, на мой взгляд, нужно подавать в суд. Если еще случится срыв концерта - фиксировать на видео. Если права нарушены - писать в правоохранительные органы. Не кулаками бить, а по-человечески, придерживаясь буквы закона, постепенно свои права доказывать.

Митрополит Тихон рассказывает, что девушка вступила в секту готов, а потом покончила жизнь самоубийством. Насколько я знаю, готы не занимаются самоубийствами?

В том-то и дело, что эмо, готы - это хорошие, мирные, творческие люди. Я как раз исследую эти две субкультуры. Ну да, рисуют всякие черепа, слушают соответствующую музыку, но это же не значит, что они себя убьют. Вот я, например, люблю Достоевского, это мой любимый писатель, но это же не значит, что я старушку-ростовщицу топориком зарублю.

Зачем православные добровольно идут на безбожные оперы («Тангейзер»), а потом жалуются, что это их оскорбляет?

Это как в том анекдоте: мыши плакали, кололись, но продолжали упорно жрать кактус. Не знаю, может, мазохизм такой - нравится людям оскорбляться. Возможно, это и самопиар - придти, оскорбится, написать во все СМИ. Может, некоторые из них хотят в политику.

У православных есть рычаги влияния на правительство? Могут они добиться того, что неугодные им спектакли и рок-группы будут запрещены на государственном уровне?

Общество сейчас должно сделать так, чтобы они этого не добились. В Новосибирске и мэр, и губернатор предлагают православным активистам цивилизованно договориться, сесть за стол переговоров. Власть идет навстречу, но они ее не слушают.

У нас в России множество конфессий, что будет, если начнут запрещать мусульмане, иудеи, католики?

Мне страшно представить. Будет или гражданская, или третья мировая война.

Почему именно православные пытаются запретить что-то?

Сейчас в различных газетках мелькает слоган «Россия - православное государство». Это в корне не правда, Россия - светское государство. Не православное, не мусульманское, не католическое - мы все ходим под законом и все его должны соблюдать, вне зависимости от религиозных взглядов. Православные считают, что раз они самая распространенная конфессия в России, то могут что-то решать за других, по праву сильного.

1 октября во время рассмотрения жалобы на приговор панк-группе «Pussy Riot» Дмитрий Энтео организовал крестный ход и молебен на коленях рядом со зданием Мосгорсуда, в котором и слушалось дело панк-феминисток.

Становится ли Энтео новым духовным лидером? Можно ли мирянину, имя духовника которого никому не известно, самочинно организовывать подобные мероприятия? Ситуацию комментируют священники.

, секретарь Губкинской епархии:

Публичные акции необходимо согласовывать с духовным лицом

- Я думаю, что любой более-менее здравомыслящий и законопослушный православный мирянин должен согласовать подобные действия с теми священниками или ответственными церковными лицами, которые на это уполномочены. Устраивать подобные мероприятия самочинно не совсем правильно.

Что касается самой акции, если это действительно была молитва, а не её эпатажная форма, не попытка привлечь к себе внимание подобным образом, то я ничего плохого в этом не вижу. Что это было на самом деле - неизвестно, мы же не можем заглянуть в душу к Дмитрию Энтео. Мы не знаем, насколько он искренен. Если он действительно молился во время этого действия - дай Бог. Люди ведь молятся по-разному.

Возможно, что Дмитрий сейчас находится на таком этапе духовного развития, что для него подобная форма является нормальной. Почему нет?

Но, повторюсь, должно быть как минимум какое-то согласование, одобрение духовного лица. Ведь это не просто келейная молитва, Дмитрий знал, что о его действиях будет известно всем, начнётся обсуждение его поступка. Это было заведомо публичное деяние.

Я не знаю, кто уполномочен на то, чтобы давать такое согласование, но я думаю, что в Москве есть такие люди.

Игумен Сергий (Рыбко):

Почему бы и нет?

– Поскольку я не видел события, о котором идет речь, могу дать только общий комментарий. Молебен может проводить священник, или диакон. Мирянин возглавить молебен не может, мирянин может возглавить некую общую молитву, чтение акафиста.

Молитва на коленях? Почему бы и нет? Почему мусульмане могут намаз творить на улицах, а мы не можем перекреститься, проходя мимо храма? Я считаю, что это нормально – проявлять свою веру. Чем чаще будешь свою веру проявлять, тем лучше. Если православные люди собрались, чтобы помолиться, почему нет?

Настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии:

Молитва никогда не должна быть демонстрацией

– В Православной Церкви общественное богослужение, как правило, возглавляет священник (или, разумеется, архиерей). Но, конечно, в отсутствие священника миряне могут и сами устраивать молебствия. Тут нет формального нарушения церковных правил. Молиться можно всегда и везде.

Но молитва никогда не должна быть демонстрацией, пусть даже в добрых, как представляется, целях. Подобное использование молитвы унижает ее. Молитва во всех своих степенях – это общение с Богом. Молясь напоказ, мы фактически пытаемся Им манипулировать. Не думаю, что это угодно Богу.

Конкретно о людях, которые собрались сегодня возле Мосгорсуда и на коленях совершали свои молитвословия, я ничего не могу сказать. Бог знает сердце человека, поэтому только Он и может поистине судить (я не имею в виду гражданский суд, который Господь установил на земле, чтобы она не превратилась в ад). У каждого есть совесть, поэтому пусть каждый сам смотрит: молился ли он Богу о спасении себя и ближних или совершал некую молитвообразную акцию.

Священник Алексий Плужников, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла города Волгограда:

Энтео оскорбляет мои религиозные чувства больше, чем «Pussy Riot»

- Такие люди, как Энтео и «православные хоругвеносцы», оскорбляют мои религиозные чувства гораздо больше, чем пресловутые «пуськи» или «антирелижн». То, что делает Дмитрий Энтео, является в лучшем случае ревностью не по разуму, стремлением спасать других, а не себя, учить, а не учиться самому. В худшем же случае это самопиар и тщеславие, которые со стороны выглядят как пошлая и злобная клоунада.

Мне не хотелось бы, чтобы люди ассоциировали Православие с такими вот «правсомольцами», у которых горят глаза недобрым огнём и руки тянутся с желанием кого-нибудь «заушить». К сожалению, они забывают, что им так же далеко до святости и кротости Николая Чудотворца или Иоанна Златоуста, как кривлянию «пусек» до понятия «искусство». Но «пусек» хоть можно понять и попытаться им объяснить их неправоту, а вот с такими «активистами» сложнее, ибо они уверены в значимости своей «миссии».

Могу посоветовать Дмитрию Энтео сублимировать свою «духовную» энергию в русло, например, волонтёрства в хосписе или на строительстве какого-нибудь храма. Когда потрудится руками, глядишь, и выветрится «духовная» дурь из головы.

, главный редактор журнала «Наследник», духовник молодежной организации «Молодая Русь»:

Подобный молебен требует самой высокой санкции

Если говорить не об этой конкретной ситуации, а в принципе, мирянин в нашей Церкви может довольно многое. Существуют и богослужения мирянским чином, и так далее. Проблема в том, что в нашей современной ситуации, и в особенности в данном судебном процессе, решаются очень большие и серьёзные вопросы с большим как общественным, так и внутрицерковным резонансом. Поэтому мне кажется, что здесь любое действие без благословения священноначалия является неправильным и недопустимым.

Личный статус человека, безусловно, определяет и статус тех мероприятий, в которых он может принимать участие. Поэтому, как мне кажется, в данном случае и ни один священник не может взять на себя такую ответственность, чтобы провести какой-нибудь молебен или крестный ход.

Это дело требует в подобной ситуации самой высокой санкции, особенно когда, как мы уже в этом убедились, действия Дмитрия Энтео воспринимаются определённой частью нецерковной общественности как позиция всей православной общественности. Значительной частью людей это воспринимается как то, что исходит от Церкви. Поэтому, на мой взгляд, подобное самочиние здесь недопустимо.

Подготовили Ксения Кириллова, Леонид Виноградов, Алиса Орлова

Новое на сайте

>

Самое популярное