Домой Полезные советы Китай в первой половине XIX века. Китайская цивилизация в XIX веке

Китай в первой половине XIX века. Китайская цивилизация в XIX веке

В конце XIX века Китай был отсталым полуфеодальным государством. Основная часть земли находилась в руках богатых землевладельцев. Большинство крестьян брало землю в аренду у землевладельцев, арендную плату платило деньгами или частью урожая. Было очень мало крестьян, имевших земли.

Крестьяне приезжали в город в поисках работы. Но работа находилась не всегда, потому что в Китае промышленность развивалась очень медленно.

С последней четверти XIX века в стране начали развиваться капиталистические отношения. Были построены первые железные дороги, развивались экономические отношения, строились крупные города. Увеличилось количество рабочих. С появлением промышленности начала формироваться и национальная буржуазия. Но большинство представителей национальной буржуазии было компрадорами, которые в действительности являлись агентами иностранных фирм и богатели за счет торговли иностранными товарами и скупки дешевого сырья.

Династия Цин, нуждавшаяся в деньгах, заключала неравноправные договоры с иностранными государствами, противоречившие национальным интересам. Уже в 70-е годы иностранцы получили неограниченные права в 26 портах Китая, где они хозяйничали как у себя дома.

Строительство железных дорог было в ведении иностранцев. Большая часть угольных шахт тоже была в их владении. Китай превратился в сырьевую базу иностранных государств. Иностранцы организовали свои районы в больших городах и, пренебрегая администрацией Китая, самостоятельно вели свои дела.

Поражение Китая в войне с Японией в 1894-1895 годах стало причиной дальнейшего разграбления и порабощения Китая иностранными монополистами. В 1897-1898 годы Германия захватила порт (залив) Цзяочжоувань и включила в свой круг влияния префектуру Шаньдун. Франция овладела заливом Гуамчджувань и начала господствовать в провинции Юньнань. Россия получает Люйшунь, где сооружает военно-морскую базу Порт-Артур, а Англия утверждает свое господство в порту Вэй- хайвэй. Самая богатая территория прибрежья реки Янцзы попала под влияние Англии. Японские захватчики стали господствовать в провинции Фуцзянь. Любое строительство или изменение в Китае контролировалось оккупантами. Таким образом, Китай превратился в полуколонию.

Развитие промышленности и иностранное господство

В конце XIX века в Китае начали появляться первые промышленные предприятия в 1881 году в Северном Китае была пущена в ход первая железная дорога. В 1897 году здесь было около 600 иностранных фирм, но рост и увеличение числа промышленных предприятий шли очень медленно.

Импорт намного превышал экспорт. Конвенция, составленная в 1876 году между Китаем и Англией, еще больше порабощала Китай. Конвенция дала право Англии свободного входа в более чем 10 портов и льготной торговли в ряде префектур.

В 1884 году из-за оккупации Вьетнама Францией отношения между Францией и Китаем обострились. В том же году Китай отказался от официального господства над Центральным Вьетнамом и признал там французский протекторат. Китайское правительство заключило экстренное соглашение с Францией и «уступило» Франции в ряде спорных вопросов.

Общественное движение

Разграбление иностранными государствами Китая, когда он только встал на путь развития промышленности, тяжело отразилось на состоянии населения. Формировались разные общественные движения по дальнейшему развитию страны, которые в целом назывались реформистским движением. В общественном движении этого периода особое место принадлежит Сунъ Ят Сену. Он был «предводителем», ведущим Китай к революции. Организация Сунь Ят Сена под названием «Общество пробуждения Китая» боролась за свержение династии Цин маньчжуров и за создание демократического национального государства в Китае.

В общественной жизни этого периода в Китае сыграла большую роль и подпольная организация под названием «Ихэтуань» (Кулак, поднятый за мир и справедливость). Ихэтуаньцы действовали под девизом «Разгоним маньчжурских Цинов, уничтожим иностранцев!».

В 1899 году ихэтуаньское движение переросло в восстание. Ихэтуаньцы выставили такие требования, как приостановление выплаты контрибуции Японии, объединение Тайваня с Китаем и т. д. Цинская династия была напугана восстанием, потому что ихэтуаньцы удерживали в руках почти половину столицы и провинции. В 1900 году войска, направленные правительством против повстанцев, потерпели поражение.

Хорошо организованные отряды повстанцев начали поход в Пекин и там установили свою власть.

Интервенция против Китая

Это событие стало предлогом для иностранной интервенции в Пекине. В интервенции участвовало восемь государств: Германия, Япония, Италия, Англия, США, Франция, Россия и Австро-Венгрия. Каждое из них рассчитывало на большую долю в Китае.

В сентябре 1899 года была объявлена политика «открытых дверей и равных возможностей» государственного секретаря США Хэя, получившая название «доктрина Хэя».
В июле 1900 года иностранные интервенты перешли в наступление. В августе Пекин был взят. Интервенты разграбили город и императорский дворец. Восемь государств вынудили Китай подписать кабальный договор. В договоре требовали казни или высылки должностных лиц, участвовавших в восстании, а также было разрешено иностранным государствам держать свои войска в Китае для защиты дорог между Пекином и морским побережьем. Кроме того, Китай вынужден был заплатить контрибуцию иностранным интервентам в размере 33 млн долларов. Ввоз оружия в Китай был запрещен. Увеличились привилегии для иностранцев в Китае. В результате Китай остался еще более незащищенным.
В то же время восстание ихэтуаньцев заставило колонизаторов действовать осторожно.

Интервенция (лат. interventio - вмешательство) - насильствен-ное вмешательство в целях завоевания территории во внутренние дела другого государства, установления своей власти.
Компрадор (исп. comprador - покупатель, закупщик) - представитель слоя местной буржуазии отсталых и зависимых государств, занимающийся посредничеством между иностранным капиталом и внутренним рынком.
Конвенция (лат. conventio - договор) - один из видов многостороннего международного договора, соглашения.

Китай в 19 веке l 1. Китай перед «лицом» Запада. «Опиумные войны» . Система неравноправных договоров. l 2. Восстание тайпинов. l 3. Политика самоусиления. Осмысление проблем модернизации Китая интеллектуальной элитой Китая. l 4. Восстание ихэтуаней.

l Западные страны и их политика в Китае в 19 в. : l 1) заинтересованность в торговых контактах. l 16 в. –Испания и Португалия, l 17 в. – Голландия, l 18 в. -Англия

l Торговые монополии: Англия – Ост. Индская компания; Китай – Гунхун, гильдия купцов в Гуанчжоу (Кантон). l Гуанчжоу – единственное место, где разрешена торговля с иностранцами. Ограничения (квартал, короткий срок лицензии). l Экспорт из Китая: шелк, чай, фарфор

l Большой приток серебра в Китай. l Англичане заинтересованы в китайском серебре. l Активность англичан в Китае: изменить баланс в торговли в своих интересах, создать в Китае рынок своих товаров, уменьшить китайские таможенные тарифы, торговать в глубинке, по Янцзы.

l 1793 г. – миссия лорда Джорджа Макартни. Провал. Китайский император: «У нас есть всё, промышленные товары из Вашей страны мне не нужны. »

l Первая Опиумная война 1840 -1842 гг. . l Причины: борьба Англии за «опиумные рынки» в Китае; l Запретительные меры в Китае по отношению к потребителям и продавцам наркотика

l Линь Цзэсюй и его деятельность в Гуанчжоу: уничтожение партии опиума; Англия использовала паровые корабли, в Китае – вёсельный деревянный флот.

l l l Нанкинский договор, 1842 г. : 1) Китай выплачивал компенсации Англии; 595 т серебра. 2) открытие пяти портов для Англии (Гуанчжоу, Сямэнь, Фучжоу, Нинбо, Шанхай) 3) снижение ввозных пошлин на 5% для ввозимых Англией товаров; 4) Право экстерриториальности для англичан 5)право «наибольшего благоприятствования» для Англии

l l l l Увеличен ввоз английских тканей, ножей, пианино В середине 19 в. – Вторая опиумная война. Неравноправные договоры с Англией, Францией, США, Россией. Открыто 14 портов. Неограниченная аренда иностранцами территорий. Учреждение иностранных дипломатических миссий. Силовая дипломатия. Христианские проповеди по всей стране.

Легализация в 1860 г. торговли опиумом. Вследствие войны Китай превратился в полуколонию, в источник сырья и рынок сбыта. l стоимость промышленных товаров, ввезённых Британией в Китай, возросла с 969 тыс. фунтов стерлингов в 1842 г. до 2 млн. 400 тыс. ф. ст. в 1845 г. , в том числе текстиля – с 616 т. ф. ст. до 2 млн. 175 т. ф. ст. Вывоз шелкасырца увеличился с 1787 тюков в 1843 г. до 23 тыс. тюков – в 1851 г. , чая – с 18, 7 млн. фунтов до 99, 2 млн. фунтов. . l l

Восстание тайпинов (1850 -1864 гг.). l Причины народного недовольства? l недовольство итогами первой опиумной войны, неравноправными договорами; l После поражения в опиумной войне маньчжуры сменили политику самоизоляции страны на политику сотрудничества с иностранцами. Это больно ударило по народной экономике.

Радикализация сознания масс в связи с нарастанием угрозы колониального захвата. l В Китае в конце 40 -х гг. вспыхнуло довольно много антиманьчжурских и антиколониальных восстаний. Особенно много протестных движений – на побережье, куда проникло много иностранных торговцев. Основной лозунг восстаний «Свергнем Цмн – восстановим Мин» . Идеи патриотизма l

l Стихийные бедствия: разлив Хуанхэ усугубил положение; распространение христианских идей равенства и царства небесного, справедливости.

l Начало движению было положено в провинции Гуанси. l Идеи всеобщего равенства, передела собственности, борьбы против «дъявола» (маньчжурская династия»). К 1849 г. - 10 тыс. чел. к 1851 г. укрепились в селе Цзиньтянь Гуйпинского уезда пров. Гуанси.

Реформы тайпинов: l Аграрная. Закон о земле. Уравнительный передел земель. Цель – не допустить безземелья крестьян, голода. По качеству земель выделены 9 категорий. Один надел первой категории равнялся трём наделам – 9 й категории. наделы распределялись по едокам. Закон не осуществлен. На деле сохранилось крупное землевладение и аренда. Крупные землевладельцы смогли за взятку откупиться от конфискаций. l

Реформы тайпинов налоговая политика. Основное бремя налогов положено на богачей. Чрезвычайные налоги, связанные с обеспечением армии легли также на богатых. l свобода иностранной торговли на территориях тайпинов. Уменьшены ввозные пошлины. l мероприятия в социальной и культурной сферах: планировали равенство прав мужчин и женщин, упрощение письменности, развивалась публицистика l

Реформы тайпинов l создание военизированных общин. Каждые 25 семей – община, с общей кладовой, куда крестьяне обязывались сдавать все деньги и припасы, кроме самого необходимого. Для свадеб, похорон, рождения ребёнка из кладовой выдавали соответствующее вспомоществование. Каждая семья выставляла одного представителя для несения военной службы. Таким образом община формировала Взвод во главе со старостой. Взвод мобилизовывался лишь на период военного похода. В мирное время – обрабатывал землю. В рамках округа т. о. формировался корпус (500 взводов.) Во главе округа был поставлен правитель. Закон проведен неповсеместно.

движение тайпинов Зимой 1853 г предприняли Северный поход на Пекин. Закончился поражением тайпинов. Не удалось соединиться с восстанием няньцзюней (300 тыс. повстанцев). Не удалось взять Тяньцзинь и Пекин. l Крупные землевладельцы начали создавать свои армии – «хунаньские молодцы» Цзэнь Гофаня (крупного китайского чиновника) l

движение тайпинов l Второй период – 1856 -1860 гг. борьба за власть внутри тайпинской верхушки l Постепенно в рядах тайпинской верхушки возобладали традиционные китайские монархические принципы, деспотические моменты восторжествовали, казнокрадство и т. п. пороки.

движение тайпинов l Тайпинское государство в Нанкине – 10 лет l Подавлено объединенными усилиями Цинов и западных стран

Вторая Опиумная война (1856 -1860 гг.) l Причина: желание Англии и западных стран усилить своё влияние на Китай. l Повод: китайское правительство захватило английское судно «Эрроу» , которое везло контрабандный груз. Англичане обстреляли Гуанчжоу. К ним присоединились французы.

Вторая Опиумная война (1856 -1860 гг.) l Первый этап: осень 1856 -лето 1858 гг. Поражения Цинов. Тяньцзиньские соглашения 4 -х держав с Цинами (Англия, Фр, США, Россия): l создание постоянных дипломатических миссий держав в Пекине l право иностранных купцов свободно передвигаться по всему Китаю и торговать по реке Янцзы;

Вторая Опиумная война (1856 -1860 гг.) l открыты для иностранной торговли новые порты, снижены таможенные и транзитные пошлины; l легализована торговля опиумом l контрибуция Китаю (Англия получала 4 млн. лянов серебра);

Вторая Опиумная война (1856 -1860 гг.) l Россия по Айгуньскому договору (1858 г.) решила вопросы по разграничению по Амуру: до соединения Амура и Уссури левобережье Амура - России, правобережье – Китаю. l Территория Уссурийского края – в совместное владение России и Китая.

Вторая Опиумная война (1856 -1860 гг.) l Второй этап: 1859 – 1860 гг. Англо-французы захватили Пекин. Был разграблен Летний дворец китайских императоров, разрушено около 200 павильонов, залов, храмов.

Вторая Опиумная война (1856 -1860 гг.) В 1860 г. князь Гун во дворце Гугун в Пекине подписал договор с державами: l l l контрибуция увеличена до 8 млн. лянов открыт для иностранной торговли Тяньцзинь; разрешалось использовать китайских кули в колониях Франции и Англии; К Великобритании отошла южная часть Коулунского п-ва, непосредственно прилегавшая к Гонконгу. В 1860 г. в Пекине был подписан договор между Китаем и Россией. Уссурийский край отходил к России. некоторые порты и Пекин открыты для руской торговли.

Политика «самоусиления» (1860 -1890 гг.) Идеологи самоусиления: l Вэй Юань (1794 -1856): надо усилить Китай руками самих западных варваров: преодолеть военно-техническую отсталость, создать специальный госаппарат для сбора информации о западных странах, использовать противоречия в стане варваров l Фын Гуйфэнь (1809 -1875): необходимо в основу воспитания положить традиционные конфуцианские ценности, западные идеи – в основу технической модернизации.

Политика «самоусиления» (1860 -1890 гг.) Идеологи самоусиления: Фын Гуйфэнь (1809 -1875): необходимо в основу воспитания положить традиционные конфуцианские ценности, западные идеи – в основу технической модернизации.

Политика «самоусиления» (1860 -1890 гг.) При дворе также боролись «изоляционисты» и реформаторы. За реформы выступили братья императора Гун и Чунь. Император Тунчжи был мал, регентшей была его мать Цыси (1835 -1908), которая была противницей реформ. l Особенностью политики самоусиления должна была стать практика строительства промышленных предприятий без изменения политической системы. l

Политика «самоусиления» (1860 -1890 гг.) l Практики самоусиления: l Ли Хунчжун l Цзэн Гофань l Цзо Цзунтун. Это были китайские милитаристы, которые помогали подавить тайпинское восстание.

Политика «самоусиления» (1860 -1890 гг.) l Какие реформы были проведены? 1) строительство военных заводов, строительство судов, подготовка солдат, производство машин. Первый западный арсенал в Китае создал Цзэн Гофань в г. Аньцин. Оружейные, механические заводы, верфи были построены в Сучжоу, Шанхае, Нанкине, Тяньцзине. , Гуанчжоу.

Политика «самоусиления» (1860 -1890 гг.) 2) В 1881 г. в Северном Китае – первая железная дорога l Ограничения для частного капитала. В 80 - е годы была некоторая тенденция к приватизации, но она ограничивалась бюрократией. l Государственное предпринимательство было малоэффективным, вело к большим затратам.

Политика «самоусиления» (1860 -1890 гг.) l подготовка новых кадров. 120 юношей в начале 70 -х годов направлены в США, но быстро отозваны, ибо правительство испугалось проникновения западных идей. Открывались военные школы и школы западных наук в Тяньцзине, Гуанчжоу.

Политика «самоусиления» (1860 -1890 гг.) l Особенности развития капитализма в Китае во второй половине 19 века: в рамках государственной политики самоусиления, государственный капитализм l на юге получил некоторое развитие мелкий и средний бизнес. Предпринимателями становились сельские богачи, чиновники. За 20 лет (70 -90 -е годы) открыто 70 частных фирм с занятостью 30 тыс. чел. l Рост товарности с/х, увеличился экспорт хлопка в связи с гражданской войной в США. Ввоз фабричных изделий из западных стран привел к развитию торговли, появлению мануфактур в Китае, на которых ввозили дешевую английскую пряжу и делали из ней ткани в китае. l иностранные предприятия. Цины давали им льготы. Создано более 600 иностранных фирм, в том числе более 100 промышленных предприятий. Верфи, доки, шелкопрядильни, переработка чая, масла, банки, транспорт, связь l

Политика «самоусиления» (1860 -1890 гг.) l Особенности китайской модернизации: l одновременное развитие всех форм промышленных предприятий (мануфактура, фабрика) l главная роль принадлежала чиновникам и иностранцам. Это было вызовом для национализма. l большие непроизводственные траты государей.

Японо-китайская война 1894 -1895 гг. Поражение Китая. Симоносекский договор. l l Симоносекский мирный договор: Китай признавал самостоятельность Кореи, что создавало благоприятные возможности для японской экспансии в Корее; передавал Японии навечно остров Тайвань, острова Пэнху и Ляодунский полуостров; Китай уплачивал контрибуцию в 200 млн лян;

Симоносекский мирный договор открывал ряд портов для торговли; l предоставлял японцам право строительства промышленных предприятий в Китае и ввоза туда промышленного оборудования. Последний пункт, в силу принципа наибольшего благоприятствования, включённого в договоры Китая с другими державами, открывал широкие возможности для экономического проникновения иностранного капитала в Китай. l

Россия в Китае В 1898 году ослабленный Китай согласился передать Порт-Артур России в концессию на 25 лет, а также предоставил России права на строительство железной дороги. l Тем самым столкнулись интересы и сферы влияния России и Японии, ведь для того, чтобы иметь доступ к укреплённому району Порт-Артура, России необходимо было контролировать всю Восточную Маньчжурию, вплоть до Харбина - земли, непосредственно соседствовавшие с Кореей, которую Япония считала своей сферой влияния. l. l

l Уступка Японии по отношению к западным странам была резко отрицательно воспринята японским обществом, и с усилением милитаристских и экспансионистских кругов в Японии привела к Русскояпонской войне 1904- 1905

Движение за реформы Китае в конце 19 века. Кан Ю Вэй. l l предпосылки для возобновления реформаторского движения: Китай утратил влияние на некогда зависимые от него территории – Бирму, Аннам (Вьетнам), Корею, Непал, Канжут, Сиккит, о-ва Люцю (Рюкю) Китай лишился своих исконных земель – Тайваня, Сянгана (Гонконга), о-вов Пэнхулидао. Он вынужден был передать в «аренду» державам Цзяочжоувань, Цзюлун, Гуанчжоувань, Вэйхайвэй, Люйшунь (Порт-Артур), выделить в крупных китайских городах земельные участки под концессии и сеттльменты и предоставить иностранцам особые права. Это вызвало протест либерально настроенных слоев нации. Пик протеста пришелся на 1898 г.

Движение за реформы Китае в конце 19 века. Кан Ю Вэй. предпосылки для возобновления реформаторского движения: l Китай лишился своих исконных земель – Тайваня, Сянгана (Гонконга), о-вов Пэнхулидао. Поражение в японо-китайской войне. l сданы в «аренду» державам Цзяочжоувань, Цзюлун, Гуанчжоувань, Вэйхайвэй, Люйшунь (Порт-Артур), выделены в крупных китайских городах земельные участки под концессии и сеттльменты и предоставлены иностранцам особые права. l

Движение за реформы Китае в конце 19 века. Кан Ю Вэй. l Это вызвало протест либерально настроенных слоев нации. l Пик протеста пришелся на 1898 г.

Движение за реформы Китае в конце 19 века. Кан Ю Вэй. Кан Ювэй, автор социальной теории «великого единения» . Родился в 1856 (1858) г. на юге Китая, в пров. Гуандун, в обедневшей помещичьей семье. l Главная проблема: как провести модернизацию страны и сохранить её культурную идентичность? l По разным источникам он то ли не смог в силу бедности получить образование, то ли наоборот, получил его, стал работать учителем в сельской школе. Много читал. l

Кан Ювэй (1858 -1927) l В 1884 -87 гг. работал над созданием учения о «Великом единении» , которое он изложил в «Книге о великом единении» («Датун шу»).

Учение о великом единении Источник бед – частная собственность, пишет о преимуществах общественной собственности. Идеальное общество Великого единения: 1) планирование 2) не будет перепроизводства, не будет частной торговли. l 3) В политике будет общественное самоуправление. l 4) Как ликвидировать частную собственность? Ликвидировать институт брака и наследования имущества. Мужчины и женщины должны вступать в добровольные отношения, их дети – на полном государственном обеспечении. l l l

Учение о великом единении Вывод: через 60 лет исчезнут семьи, частнособственнические отношения между мужем и женой и детьми и родителями. Крупное имущество (заводы, фабрики) после их смерти будет передано государству. Таким образом, через 100 лет будет достигнуто Великое единение. l Постепенно ликвидировать государство, через расширение республиканизма, расширение народных прав l

Кан Ювэй. Биография. лидер реформаторского движения за в Китае на рубеже 19 -20 вв. l Родился 19 марта 1858 в уезде Наньхай провинции Гуандун. l Выходец из интеллигентной помещичьечиновничьей семьи, возводившей свою родословную к концу II тысячелетия до н. э. и насчитывавшей 13 поколений ученых. l С детства проявил экстраординарные умственные способности. l

Как Ювэй. Биография. 1858 -1927. l l l Сторонник конфуцианства и неоконфуцианства (Лу Цзю Юань- 12 в. , Ван Ян Мина – 15 в.) 1879 г. – первое посещение Гонконга, интерес к Западу Не смог сдать экзамен на степень шэнь ши 1885 г. начинает работу над книгой о великом единении 1888 г. – первый меморандум о необходимости реформ

Проекты реформ Кан Ювэя l l l l l активное привлечение на службу китайских эмигрантов, проживающих за границей, перенесение столицы из Пекина в более древний Сиань, выпуск государственным банком бумажных денег, чеканку разменной монеты, создание государственной почтовой системы, превращение конфуцианства в полноценную общегосударственную религию создание при императоре выборного совещательного органа. рекомендовал повторить опыт японской "революции Мэйдзи" (1867 -1868) и реформ Петра I, план переселения китайцев в Бразилию для основания ими там Нового Китая.

Движение за реформы Китае в конце 19 века. Кан Ю Вэй. создать университет в Пекине и учебные заведения западного образца в провинции, l отменить традиционную систему экзаменов на ученые степени, l учредить принятие государственного бюджета, провести модернизацию армии и флота, l преобразование административной системы и другое l

Движение за реформы Китае в конце 19 века. Кан Ю Вэй. Реформаторов поддержал Гуансюй и начался период «ста дней реформ» (11 июня- 21 сентября 1898 г.) l Конец этой реформаторской деятельности положили предательство генерала Юань Шикая (1859 -1916) и дворцовый переворот вдовствующей императрицы Цыси (1835 -1908), поместившей Гуансюя под домашний арест и узурпировавшей власть. l Кан Ювэю, приговоренному к смерти, удалось скрыться с помощью англичан в Гонконге. l Шесть других руководителей партии реформ, в том числе Тань Сытун (1865 -1898) и брат Кан Ювэя Кан Юпу (1867 -1898), были казнены без суда и следствия в сентябре того же года. l

Следующие шестнадцать лет Кан Ювэй провел в эмиграции, странствуя по миру. Продолжая возлагать надежды на уан Сюя, l в 1899 в Канаде он основал Партию защиты императора (Бао хуан дан). После свержения империи в 1911 Кан Ювэй выступал за ее восстановление на конституционной основе и участвовал в провалившихся попытках реставрации в 1917 и 1924. l В опубликованном в 1915 проекте первой конституции Китайской Республики провозглашалась институциализация конфуцианства как государственной религии, однако эта конституция не была принята. l

Кан Ювэй. Биография. 1858 -1927 l. В конце жизни он оказался всеми покинут, и в разочаровании от неуспеха грандиозных замыслов сам стремился отрешиться от мира в "небесном странствии" (тянь ю), но умер от пищевого отравления в г. Циндао провинции Шаньдун 31 марта 1927. (http: //dic. academic. ru/dic. nsf/enc_colier/26 24/%D 0%9 A%D 0%90%D 0%9 D#sel=)

Поражение 100 дней реформ l l l 21 сентября 1898 г. произошел реакционный переворот: Гуансюй был арестован, просидел в тюрьме 10 лет до своей смерти в 1908 г. Цыси обрела полноту власти. Кан Ювэй и Лян Цичао бежали в Японию. Многие реформаторы были казнены и арестованы.

Поражение 100 дней реформ l Причины поражения? l 1) боязнь демократии, l 2) верхушечный характер реформ, l 3) монархизм общества, l 4)слабость либеральных слоев в Китае.

Восстание ихэтуаней 1899 -1901 гг. Тайное общество «Кулак во имя справедливости и согласия» - тайное общество Ихэцюань. Против Цинов и против иностранцев. l Большое внимание уделяли военноспортивной подготовке, боевым искусствам (ушу): в Европе их называли «боксёрами» . l Ксенофобия: во всех бедах винили иностранцев, миссионеров, которые критиковали традиционную кит. религию l

Святые 222 мученика православной церкви, погибшие в Пекине в период восстания беспощадно истребляли иностранцев, прежде всего христианских миссионеров, а также китайцев принявших христианство, или просто продажных чиновников. l неприятие «уродливой» технократической цивилизации современности. l

ихэтуане l уничтожали все здания иностранного типа, паровозы и вагоны, разбирали железнодорожные пути, рубили телеграфные столбы, ломали машины, уничтожали трофейное оружие, собирали и сжигали европейскую одежду. l мечты об имущественном равенстве

l Особенность: активное участие женщин и детей. Считалось, что женщинам в гораздо большей степени, чем мужчинам, подвластна магическая сила, и они охотно присоединялись к повстанцам и создавали свои объединения и отряды. Один из них носил название «Хундэнчжао» (Свет красного фонаря), потому что его члены действовали только по ночам. Руководительницу этого подразделения ихэтуаней звали Хуан Лянь. Она родилась в семье лодочника и до восстания была известна как женщина легкого поведения. В период восстания ей было немногим более 30 лет. Ее считали колдуньей, знахаркой, способной излечивать самые тяжелые раны.

l Дети 10 – 12 лет также охотно вступали в ряды ихэтуаней. Во время боя они, как правило, шли впереди основных сил. Существовали и чисто детские отряды, а дети-медиумы, находившиеся в контакте со сверхъестественными силами и призывающие к борьбе с инородцами, пользовались наибольшим авторитетом у населения.

ихэтуане l ихэтуане разбивали даже электрические лампы и часы, расправлялись с теми, у кого находили пенсне, папиросы, иностранные зонты и иностранные носки.

Восстание ихэтуаней l l l l 1898 г. – на северо-западе Шаньдуна появились ихэтуане, в основном на территории германских концессий. Громили миссии Привлекали на свою сторону деревенскую бедноту Летом 1900 г. – в Пекине и Тяньцзине Западные страны готовились к войне с ихэтуанями, называли их террористами ЦЫСИ сначала поддержала ихэтуаней против иностранцев Авг. 1900 г. 10 иностранных государств начали вторжение в Китай

Подавление восстания ихэтуаней l Англия, Франция, США, Япония, Россия, Италия, Германия и … даже ослабленная не имевшая ни одной заморской колонии, Австро-Венгрия приняли участие в интервенции против ихэтуаней; l Правительство Цыси предало ихэтуаней участвовало в подавлении восстания

Подавление восстания ихэтуаней l западные армии в течение нескольких дней разграбили Пекин, опустошив все сокровищницы. Особенно пострадали императорские дворцы, хранившие множество уникальных вещей и произведений культуры.

Восстание ихэтуаней l Авг. 1900 г. зап. Войска разграбили пекин. Цыси и Гуансюй бежали из города. l Ли Хун Чжан: переговоры с иностранцами l О чем договорились?

Восстание ихэтуаней l «Боксёрский протокол» l На пять лет отменены экзамены на степень для чиновников в тех провинциях, которые поддержали ихэтуаней (месть им) l Контрибуция ок. 13 тыс. тонн серебра

Колыбель древней цивилизации. Китай считается самой древней колыбелью цивилизации на нашей планете. Китайцы гордятся своей древностью и богатством своей истории и культуры. Чтобы подчеркнуть то исключительное положение, которое, по их мнению, занимает их родина, они до сих пор называют ее «Чжунго» - «Срединное государство». До XX в. китайцы именовали свою страну также «Тянься» («Поднебесная»), «Чжун-хуа» («Срединный цветок»), «Чжун-юань» («Срединная равнина»), «Чжэнь-дань» («Восточная заря») и «Тянь-чао» («Небесная династия»).

У нас же страна ханьцев, как сами себя до сих пор называют китайцы, получила название «Китай». Оно пришло от монгольско-тюркского народа «кидань», занимавшего до XII в. нашей эры области на северо-востоке современного Китая. В русский язык слово «кидань» перешло от соседних тюркских народов со звучанием «Китай». В Западной Европе страна стала известна как «Сина» или «Чайна», от английского «China», т.е. «Цинь» - китайской династии, существовавшей в III в. до нашей эры.

Китайцы, именуя свою страну «Срединным государством», издревле верили в то, что их земля в действительности является «центром мироздания». Они были убеждены, что самим Небом им уготована роль нести цивилизацию окрестным народам, которые именовались не иначе как «варвары». Даже войны, которые вели в XIX в. против Срединного государства европейские державы, маньчжурские правители именовали не иначе как «восстание» или «бунт варваров». Французы в 1884-1885 гг. были названы «взбунтовавшимися вассалами», а англичане - «бунтовщиками», «наполовину людьми, наполовину животными».

Небо, император, предки. Китай является одной из немногих стран, где культ почитания Неба соединился с культом поклонения предкам. Причем на земле это единство воплощал в себе император, с уважением именовавшийся «Тянь-цзы» («Сыном Неба»), а также «Хуанди» - «Верховным владыкой на земле». Император считался неограниченным властелином подданных и их собственности. Положение императора всячески подчеркивалось и выделялось. Так, например, никто кроме императора и членов его семьи не имел права носить одежду желтого цвета, цвета солнца. Почти все предметы, которыми пользовался император, были желтого цвета, в том числе и черепица на стенах и крышах императорских дворцов. Никому из подданных не дозволялось пользоваться желтым цветом.

В Китае были уверены в том, что император несет ответственность за всех живых существ, обитающих на земле. Об этом говорили так: «Нет земли, которая бы не принадлежала императору; тот, кто ест плоды этой земли - подданный императора».

Китайская нация по традиции рассматривалась как одна большая семья во главе с императором. В Китае имела широкое хождение поговорка: «Государь - отец и мать народа». Всем членам этого «семейства» предписывалось проявлять к императору сыновнюю любовь и почтительность. Традиционные отношения император - подданные, отец - сын, муж - жена, старший - младший предполагали уважение, послушание, долг. По традиции, восходящей к великому Конфуцию, жившему в VI-V вв. до нашей эры, китайцы должны были строго следовать правилам, которых насчитывалось около 3 тысяч.

Временщики. Однако в начале XIX в. власть императоров в Китае была ограничена покоями его императорского дворца в Запретном городе, отгороженном квартале в столице Цинской империи - Пекине. Фактически всеми делами в государстве от имени императора заправляли различные временщики, как правило, это были главные евнухи при дворе императора. Естественно, что у них не было времени заботиться о делах процветания государства. Пользуясь случаем, они активно залезали в казну государства, тратя деньги на личные нужды.

Так, на рубеже XVIII-XIX вв. государством фактически управлял царедворец Хэшэнь, чье состояние равнялось годовому доходу империи. О его дворце в народе ходили легенды. Якобы он был копией императорского дворца. Виноградник в дворцовом саду был сделан искуснейшими мастерами-ювелирами из чистого серебра, золота и драгоценных камней. Стволы и ветви были из серебра и золота, а ягоды - из бриллиантов, жемчуга, изумрудов, сапфиров и кораллов.

Фактически в стране всем заправляли китайские чиновники - шэньши, которые в Европе были известны под названием «мандаринов», названных так португальцами (от португальского «mandar» - «править, управлять»).

Стремление китайцев к строгой регламентации в повседневной жизни переносилось и на отношения с другими народами.

Китай в 19 веке подвергся «Опиумной войне» 1839-1842 гг., обнажившей всю гнилость и пороки отжившего феодального строя, положившей начало закабалению Китая империалистами Запада, превращению его в зависимую, полуколониальную страну.

Китай в 19 веке

Китайская промышленность, основанная на ручном труде, не выдержала конкуренции с машиной. Непоколебимая Срединная империя пережила социальный кризис. Налоги перестали поступать, государство находилось на краю банкротства, начались восстания, массовые убийства мандаринов императора и бонз Фу Си. Страна очутилась на краю гибели и находится под угрозой насильственной революции.

Китай в середине 19 века

Двойной гнет - китайских феодалов и чужеземных захватчиков, продолжавшийся почти столетие, тормозил развитие китайской культуры. В середине 19 века положение в Китае значительно ухудшилось еще и в связи с идеологической экспансией, сопровождавшей наступление западных поработителей на политическом и экономическом фронтах.

В условиях колониального грабежа национальная медицина оказалась в самых невыгодных за все время своего существования условиях. И Китай стал, пожалуй, единственной страной, где тогда появились и сейчас существуют две медицины одновременно.

Дорогу в страну медицине Запада, или, как ее называют в Китае,-европейской медицине, открыла англо китайская война 1839-1842 гг.

Поставки опиума в Китай

Еще в конце 18 столетия иностранные купцы нашли товар, с помощью которого они начали пробивать брешь в политике «закрытых дверей» империи Цинов. В единственно доступный для них порт Китая — Макао начали поступать крупные партии опиума . Позорная роль просвещенных отравителей сотен тысяч людей мало тревожила английских и американских купцов. В начале 19 столетия в страну ежегодно доставлялось по 4 тысячи ящиков наркотика, то есть около 160 тонн. А к 1839 г. это количество возросло в 10 раз.


Порт Макао — использовался для поставки опиума в Китай

Но не здоровье и благосостояние китайского народа беспокоило реакционное маньчжурское правительство, а запасы серебряной казны, откуда валюта уплывала в карманы иностранных дельцов.

С помощью США, которые тоже были не прочь поживиться за счет Китая, капиталистическая Англия сломила сопротивление императорских войск, зверски расправилась с дружинами «пининтуаней» (усмирителей англичан) и навязала Цинам неравноправный Нанкинский договор. С 1842 г. открытыми стали 5 портов: Кантон, Амой, Фучжоу, Нинбо и Шанхай, а еще через несколько лет такие же привилегии, как Англия, получили США и Франция.

Зависимость Китая от иностранных империалистов

С этого времени начинается превращение Китая в зависимую от иностранных империалистов страну . Чтобы хоть в какой-то мере ослабить непрерывно нарастающее народное движение против чужеземных поработителей и упрочить свое господство, западные страны применили испытанную политику «кнута и пряника». Осуществляя жесточайшую эксплуатацию, они в то же время старались создать видимость заботы о народе.

Европейская медицина приходит в Китай в 19 веке

С этой целью в середине 19 столетия в Китае, особенно в портовых «открытых» городах, были открыты первые лечебные учреждения европейского типа - амбулатории и больницы (в 1844-1848 гг. были созданы первые такие больницы в городах Шанхае, Сямынь, Линьбо, Фуци. А к 1876 г. в стране насчитывалось 16 больниц и 24 медпункта, созданных европейцами).

Так, в обозе у пушек и опиума приходит в страну «вторая медицина». Уже сам способ ее появления, а еще больше поставленные перед нею цели предопределили отношения, сложившиеся между национальной и привнесенной извне медициной.

А если учесть, что европейская медицина того времени по результатам лечения мало чем отличалась от китайской, станет ясным, которой из них отдавали предпочтение широкие народные массы страны. Да и количественное соотношение было слишком неравным. На десятки европейских врачей (в 1859 г. в Китае насчитывалось всего 28 врачей иностранцев) приходились сотни тысяч местных целителей, вышедших из народа, хорошо знающих его характер, традиции, быт.


Город Шанхай — первооткрыватель лечебных учреждений европейского типа в 19 веке

Но за плечами у маленького авангарда, среди которого были не только миссионеры и дипломированные коммивояжеры различных фирм патентованных средств, а и настоящие энтузиасты медицины, стоял тогда еще прогрессивный капиталистический способ производства.

Стремительное развитие в Западной Европе естественных наук дало могучий толчок медицине, и ее достижения, хотя и со значительным опозданием, с каждым годом все шире и шире начинали применяться в Китае. А это означало, что и кругозор работавших здесь врачей также постепенно расширялся. Так, значительную роль сыграло открытие в 1846 г. метода эфирного наркоза, благодаря которому началось бурное развитие клинической хирургии.

И китайцы стали чаще обращаться к европейским хирургам (нужно отметить, что первенство в открытии наркоза принадлежит Китаю. Еще Бянь Цюэ и Хуа То делали, по дошедшим до нас довольно достоверным данным, полостные операции. Но сохранявшиеся в строгом секрете сведения о применявшихся ими методах и средствах обезболивания были утрачены в эпоху средневековья).

Всегда чрезвычайно внимательные и восприимчивые ко всему полезному, охотно использующие опыт других, медики Китая никогда не оставались безучастными к успехам своих коллег из других стран. В 50-80 годы прошлого столетия они начинают довольно интенсивно изучать опыт европейских врачей (врач Хо Си в 1850-1859 гг. перевел на китайский язык европейские учебники по внутренним болезням, педиатрии, акушерству и гинекологии).

Создаются первые учебные заведения европейского типа. Но в эти институты, организованные в Китае по английскому и французскому образцу (первый такой институт был создан в Шаньяне около 70 лет тому назад), принимались почти исключительно выходцы из компрадорской буржуазии, которая отнюдь не содействовала развитию национальной медицины.

Раболепствуя перед иностранцами, местная буржуазия превзошла в гонениях на все китайское даже своих покровителей. На деле это означало удушение народно-освободительного движения и национальной культуры, что было, конечно, весьма выгодно ее империалистическим хозяевам.

Закон о запрещении китайской народной медицины

Особенно усердно проводила антинародную политику клика Чан Кай-ши, который 12 апреля 1927 г. совершил контрреволюционный переворот и, поступив на службу к англо-американским империалистам, пошел на сделку с помещиками, феодалами и компрадорской буржуазией. Одним из многочисленных актов предательства национальных интересов, совершенных его кликой, был официально принятый в 1929 г. реакционным правительством Гоминдана закон о запрещении китайской народной медицины .

Чан Кай-Ши — проводил политику о запрещении китайской народной медицины

Это чудовищное решение, явно шедшее вразрез с коренными интересами китайского народа и здравым смыслом и практически не осуществленное вследствие активного протеста широчайших слоев населения страны, тем не менее, не прошло бесследно для развития медицинского дела в Китае.

Представители буржуазной верхушки так старательно лезли из кожи вон, что последствия политики охаивания наследия национальной медицины не могли не отразиться в ходе последующей ожесточенной борьбы китайского народа на всех участках культурного фронта.

Отрицание китайской народной медицины

Ведь даже после победоносного завершения народной революции в Китае в органах здравоохранения КНР находились люди, пытавшиеся протащить идеи полного отрицания народной китайской медицины . Одним из носителей этих «идей» был бывший заместитель министра здравоохранения Хэ Чень.

Повторяя никчемные положения обанкротившихся «теорий», он утверждал, что китайская медицина «не научна», так как «не имеет под собой современной научной базы». Лишенное каких бы то ни было веских оснований, это утверждение оказалось чрезвычайно вредным, так как по существу своему было глубоко антинародным.

Компартия Китая дала надлежащий отпор Хэ Ченю и его единомышленнику Ван Биню, бывшему заместителю министра здравоохранения, так же как и всем их сторонникам и последователям.

Об этой острой борьбе с антипатриотическими настроениями и суждениями некоторой небольшой части работников китайского здравоохранения следует рассказать несколько подробнее.

Существование в Китае двух медицин

Положения, которые выдвигал Хэ Чень для обоснования своей открыто враждебной по отношению к китайской народной медицине позиции, были столь же не новы, сколь и опасны. Спекулятивные, софистические утверждения, построенные на несоответствии некоторых положений народной медицины Китая принятым так называемой европейской наукой, многократно использовались чуть ли не с первых дней существования в Китае двух медицин .

Этот имел иногда известный успех. Китайская медицина не обладала широкой научной базой в виде данных, основанных на достижениях естественных наук. Это тормозило дальнейшее развитие и обобщение его богатейшего практического опыта и надлежащее обоснование ее основных теоретических положений. Точно так же нельзя было ожидать от народной медицины и значительного развития в длительный период общего застоя экономики и культуры Китая, обусловленный тяжелыми историческими обстоятельствами нескольких последних столетий.

Поэтому, если говорить о степени научной обоснованности народной медицины, то прежде всего в отсутствии таковой следует упрекнуть тех лиц, которые рассматривают китайскую национальную медицину вне исторических условий ее возникновения и развития.

Не новым с принципиальной точки зрения оказался и следующий тезис Хэ Чэня о том, что китайская медицина «безнадежно устарела», что она уже больше «не отвечает требованиям сегодняшнего дня» и т. п. Вывод этот вытекал из таких основных предпосылок:

Китайская медицина – продукт феодального периода… и определенные люди, определенная техника соответствуют лишь определенному времени; с развитием общества, естественно, возникает новое, которое заменяет старое.

Внешне все эти утверждения кажутся правильными, правомерными. Но на деле все это далеко не так, как представляется на первый взгляд. Если согласиться с первым положением, то почему, например, парус или ветряная мельница, или водопровод, известные за тысячи лет до нас, еще в рабовладельческом строе, могут и ныне двигать корабли, обмолачивать зерно, подавать воду, а китайская народная медицина вдруг утратила свою практическую ценность только потому, что ликвидирован феодализм. Ведь целый ряд болезней, которые она лечила тогда, существуют и поныне.

В том то и дело, что медицина, эта одна из важнейших областей естественных знаний, не является продуктом какой-либо одной эпохи или одного класса. Медицина, как одна из древнейших областей знания, представляет собой продукт тысячелетней борьбы человека за сохранение своего здоровья и продление жизни.

А исцеляла людей от различных болезней в течение многих тысяч лет. Занимается она этим и в наши дни. Но, конечно, сейчас в значительной мере изменились условия развития китайской народной медицины, открывающие безграничные возможности дальнейшего ее совершенствования.

Европейская медицина строится на основе современного естествознания, и в этом смысле она является, конечно, более передовой, чем народная медицина.

Таким образом, отрицание известной положительной роли китайской народной медицины есть не что иное, как сознательное искажение действительности. А корни такого отрицания лежат в усердно насаждавшемся длительное время разными идеологами реакции мнении, будто китайская культура давно и навсегда зашла в тупик, и в стремлении объективно следовать примеру чан-кайшистов, пытавшихся росчерком пера «закрыть» китайскую медицину, многими тысячелетиями развивавшуюся в стране.

Хэ Чэнь не ограничился только теоретическими выкладками. Он дошел до утверждения, что около 500 тысяч народных врачей «не стоят одного представителя европейской медицины», что в больницах и амбулаториях «ни в коем случае нельзя допускать к работе» китайских медиков.

Тем более считалось недопустимым их использование в органах государственного здравоохранения. И это утверждалось тогда, когда в стране наблюдалась острая потребность в медицинских работниках. Дипломированных врачей в то время насчитывалось только около 50 тысяч на 600 млн. населения.

Расширение и укрепление рядов , направление их полезной деятельности на служение народу - является предметом особой заботы Компартии Китая, ведущей политику сплочения представителей национальной и европейской медицины.

Эту политику как раз и пытались ревизовать организаторы гонений на народных врачей. Хэ Чэнем была разработана целая система мер по «проверке их квалификации» с единой целью: лишить этих врачей возможности заниматься медицинской практикой, оказывать помощь больным.

Что дело обстояло именно так, можно судить хотя бы по тому, что из четырех разделов, по которым велась проверка, только один относился к китайской народной медицине, в то время как все остальные- к европейской. Естественно, что выдержать такой экзамен могли немногие и часто даже не те, кто обладал богатыми знаниями в области китайской народной медицины, а те, кто в той или иной мере был знаком и с европейской наукой.

Если такие, хоть и редко, но встречались в городах, то что же сказать о селах, где трудится 400 000 человек, что составляет 80 процентов всех народных врачей страны. Поэтому и получилось так, что в 68 уездах Северного Китая в результате этой пресловутой «проверки квалификации» 90 процентов проэкзаменованных было признано «не отвечающими требованиям».

Повышение квалификации врачей китайской народной медицины

Важнейшее мероприятие - повышение квалификации врачей китайской народной медицины Хэ Чэнь также приспособил к своим целям. Он предложил и начал насаждать такую систему, которая фактически означала переквалификацию слушателей устроенных им школ. Так, из числа врачей китайской народной медицины, окончивших школу в Чанчуне, почти половина «переквалифицировалась» в фельдшеров европейской медицины.

Досталось в значительной мере и китайской фармакологии. В отношении к ней была занята позиция полного игнорирования, в результате чего лекарства, которыми пользуется три четверти всего населения страны, оставались непризнанными официальными органами здравоохранения. Китайская медицина знает более 2000 видов лекарств, постоянно применяются из них 300-400, но в изданную в 1953 г. «Фармакопею КНР» не было включено почти ничего из этого богатейшего национального фонда.

На серьезность ошибок Хэ Чэня указывалось неоднократно. Подобные его взгляды много раз подвергались критике в органе ЦК Коммунистической партии Китая в газете «Женьминь жибао», в органе Министерства здравоохранения «Цзяньканьбао» («Здоровье»), в ряде научных медицинских журналов.

Однако Хэн Чень длительное время не только не изменял своих позиций, но даже сделал попытку оградить себя от критики. Он дошел до того, что стал утверждать, что работа по здравоохранению является «особой» научно-технической работой и что ЦК партии «не знает науки и техники», поэтому, дескать, не может руководить и не должен вмешиваться в здравоохранение.

Такой абсурдный взгляд, как и отрицание руководящей роли партии в стране, явился кульминационным среди всех антинародных воззрений Хэ Ченя и отразил его отход от основ марксизма-ленинизма и полную потерю элементарной политической ориентировки.

Борясь с проявлениями буржуазной идеологии в теоретических и организационных вопросах здравоохранения, Компартия Китая приняла решительные меры к тому, чтобы не только не было утрачено драгоценное наследие китайской народной медицины, но чтобы созданы были наиболее благоприятные условия для дальнейшего ее развития и научного обобщения ее опыта.

Она указала на необходимость покончить с сектантскими взглядами определенной части медицинских работников, призвала врачей - представителей европейской медицины ознакомиться с отечественным опытом национальной медицины, с ее лучшими традициями, перенимать этот опыт и совершенствовать медицинскую науку.

Курс на сплочение врачей китайской народной и европейской медицины,- являясь одной из важнейших линий политики, проводимой сейчас партией в области здравоохранения Китая,-означает, с одной стороны, восприятие и развитие наследия всего ценного в отечественной народной медицине, а с другой-изучение и усвоение всего лучшего, что есть в зарубежной науке и, прежде всего, передовых знаний и опыта.

Задача заключается в том, чтобы путем взаимного обогащения обеих медицин добиться постепенного их слияния и создания таким образом нового национального здравоохранения, новой современной медицины.

Слияние двух медицин в Китае

Сообразно с этим курсом теперь совершенно иначе строятся взаимоотношения между врачами народной китайской и европейской медицины. Знакомиться с нею и изучать ее начинает сейчас все большее количество врачей, представителей европейской медицины. Врачи же китайской народной медицины все активнее привлекаются к работе лечебных учреждений.

Новое на сайте

>

Самое популярное