Домой Цветы Внешние экономические связи китая. Внешние связи современного китая

Внешние экономические связи китая. Внешние связи современного китая

Вплоть до 1960 вся внешняя торговля Китая, за небольшим исключением, велась с СССР и его европейскими союзниками (главным образом с Чехословакией, Польшей и Восточной Германией). В период ухудшения отношений между КНР и СССР Китай производил закупки зерна в Канаде и Австралии, импортировал оборудование для промышленных предприятий из Японии и Западной Европы. Развитие внешней торговли возобновилось в начале 1970-х годов. После того как в 1971 Китай заявил о политике «открытых дверей» в отношении западных стран, его внешнеторговый оборот всего за 4 года утроился. К 1980 он вырос еще в два раза и продолжал расти, хотя и значительно медленнее, вплоть до 1988, преодолев рубеж в 100 млрд. долл. Большое значение внешней торговли для экономического развития Китая наглядней всего можно проиллюстрировать долей экспорта в общем объеме ВВП: в 1980 она составляла ок. 13%, а в 1992 достигла 35%, т.е. была выше показателя доли экспорта в экономике Японии. Общий объем внешней торговли КНР в 1997 достиг 325 млрд. долл.

Несмотря на многократные попытки добиться во внешней торговле хотя бы приблизительного баланса между экспортом и импортом, со времени начала экономических реформ в 1979 каждые три года из четырех Китай заканчивал с дефицитом торгового баланса. Структура экспорта претерпела существенные изменения в 1980-е годы. Если в начале этого десятилетия пищевые продукты и минеральное сырье (нефть и уголь) составляли 40% общего объема китайского экспорта, то к его концу они едва достигали 20%. За этот период доля готовых изделий в экспорте поднялась с 50 до 75%. Изменилась и структура импорта: доля готовой продукции выросла с 65 до 82% от общей стоимости импортных поставок.

Что касается отдельных видов товаров, то в конце 1980-х годов стоимость экспорта готовой одежды превысила суммарную стоимость экспорта нефти, крупнейшей экспортной статьи Китая на протяжении многих лет. На третье и четвертое место вышли хлопчатобумажные ткани и морепродукты. Основными торговыми партнерами Китая в 1980-х - первой половине 1990-х годов являлись Гонконг, Япония, США и Германия, причем Гонконг, в свою очередь, занимался реэкспортом многих товаров, закупленных в Китае. В число факторов, делающих китайский экспорт конкурентоспособным на мировых рынках, входит низкая стоимость труда китайских рабочих, крупные иностранные инвестиции в легкую промышленность, быстрое повышение качества готовой продукции, выпускаемой на предприятиях, принадлежащих гонконгским бизнесменам, и неоднократная девальвация китайского юаня. Все это привело к резкому изменению характера торгового баланса между Китаем и США в пользу Китая. Как сообщил Цзэн Пэйянь, в течение 25 лет после установления дипломатических отношений между Китаем и США двустороннее торгово- экономическое сотрудничество получило стремительное развитие, о чем свидетельствует рост объема товарооборота между Китаем и США с 2 млрд ам. долл в 1978 году до 100 млрд ам. долл в 2003 году. Десятки тысяч американских предприятий вложили капитал в общем размере 43 млрд ам. долл в китайскую экономику. Эти успехи есть результат общих усилий правительств, предприятий, народов обеих стран и Торговой палаты США в Китае.

Цзэн Пэйянь сказал, что экономика двух стран характеризуется значительной взаимодополняемостью, и двустороннее торгово- экономическое взаимодействие имеет большой потенциал. По мере углубления китайской реформы американские компании получат еще больше возможностей для развития. По его словам, Китай намерен и дальше открыть для иностранных инвесторов различные сферы отечественной индустрии услуг, такие как розничная торговля, туризм, фондовый рынок, банковская, страховая, телекоммуникационная отрасль, одновременно ускоряя масштабное освоение западных районов страны и реконструкцию старых промышленных баз в Северо-Восточном Китае. Китайское правительство поощряет инвестиции американских компаний, вложенные в создание высокотехнологичных предприятий.

Торговая палата США в Китае была учреждена в 1920 году для содействия двусторонней торговле и инвестиционной деятельности. Эта неправительственная организация насчитывает более 1500 представителей 700 компаний США

Если в 1990 в Соединенных Штатах экспорт в Китай несколько превышал импорт из КНР, то к 1996 дефицит США составил ок. 20 млрд. долл., уступив лишь дефициту в торговле с Японией, а в 1998 превзошел его. В 2003 году наблюдались самые высокие темпы роста внешней торговли Китая с момента 1980 года. Согласно последним таможенным статистическим данным, в 2003 году внешнеторговый оборот Китая достиг 851,21 млрд долларов США, увеличившись на 230,4 млрд долл США или 37,1 процента по сравнению с 2002 годом.

Согласно таможенной статистике, в 2003 году объем экспорта и импорта Китая составил 438,37 млрд и 412,84 млрд долл США при увеличении на 34,6 и 39,9 процента соответственно. Положительное сальдо торгового баланса составило 25,53 млрд долл США.

Несмотря на серьезный ущерб, причиненный эпидемией серьезного острого респираторного синдрома (СОРС) в первом полугодии 2003 года отрасли услуг Китая, в 2003 году рост китайского экспорта продолжился, сохраняясь на уровне 30 процентов.

В 1990-е годы увеличился поток иностранных туристов в КНР, и в середине 1990-х годов страну посетили 26 млн. человек. По размерам доходов от туризма (10,2 млрд. долл.) Китай занял 9-е место в мире.

Китай – одна из наиболее старых торговых держав мира. Еще в древности существовал Великий шелковый путь, связывавший Поднебесную империю со странами Средиземноморья. В средние века на смену ему пришел другой – морской (муссонный) путь, проходивший вдоль южного побережья Азии. Из Китая вывозили шелк, фарфор, бумагу, самоцветы, изделия из железа. Морская торговля процветала в Китае и в раннее новое время, и в период Великих географических открытий. Но затем Китай перешел к политике «закрытых дверей», которая продолжалась до середины XIX в. и так называемых «опиумных войн». А перед образованием КНР в 1949 г. внешнеэкономические связи страны наглядно отражали состояние ее экономики. Китай вывозил традиционные продукты своего сельского хозяйства – шелк, хлопок, чай, соевые бобы и некоторые виды горнорудного сырья, ввозил же продовольствие и различные промышленные изделия. Да и в новом Китае, в периоды «большого скачка» и «культурной революции», когда господствовала концепция «опоры на собственные силы», внешние экономические связи играли второстепенную роль.

Таблица 41

ДИНАМИКА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ КИТАЯ, млрд долл.

Но после начала экономических реформ и перехода к политике «открытых дверей» ситуация коренным образом изменилась. Внешнеэкономические связи приобрели очень большое значение и стали одной из важнейших предпосылок бурного экономического подъема. Они превратились в мощный рычаг перестройки китайской экономики, перевода ее на рельсы рыночных отношений и ускорения ее врастания в международные экономические отношения. Из всех известных форм таких отношений для Китая наибольшее значение имеют две – внешняя торговля и привлечение иностранного капитала.

Внешняя торговля – это тот вид внешних экономических связей, в котором Китай добился наиболее впечатляющих успехов. Достаточно сказать, что после начала экономических реформ по темпам годового прироста внешняя торговля значительно опередила даже очень высокие в Китае темпы прироста ВВП. В результате экономика страны, которая еще два-три десятилетия назад считалась одной из самых закрытых в мире, стала одной из самых открытых: еще в 1979 г. в сфере внешней торговли формировалось менее 10 % ВВП, но в 1990 г. – 30 %, а в 2005 г. – уже 64 % (по другим данным – 37 %). Таких результатов в Китае добились в значительной степени при помощи децентрализации внешнеэкономической деятельности, которую теперь ведут наряду с государственными почти 7000 других предприятий. Большое значение имело также рациональное сочетание двух моделей экономического развития – импортозамещающей (основной) и экспортоориентированной (вспомогательной).



Представление о динамике внешней торговли Китая дает таблица 41.

Такие высокие темпы развития внешней торговли привели к заметному изменению положения Китая в мировой «табели о рангах». Так, доля страны в мировом внешнеторговом обороте увеличилась с 0,75 % в 1978 г., когда начинались реформы, до 7,5 % в 2006 г. А в мировом экспорте эта доля (10,7 %) еще больше. По объему экспорта Китай, обогнав США и Германию, в 2008 г. вышел на первое место в мире, а по объему импорта уступает только США. Обращает на себя внимание и стабильно активный торговый баланс страны, к тому же с постоянно растущим превышением экспорта над импортом. Это один из важнейших источников доходов, обеспечивающий примерно 4 / 5 всех валютных поступлений. Благодаря ему страна вышла на первое место в мире по такому важному показателю, как золотовалютные резервы (в конце 2006 г. – 1200 млрд долл.).

По сравнению с началом 1980-х гг. сильно изменилась и товарная структура внешней торговли КНР. Основное направление этой перестройки заключалось в облагораживании экспорта, т. е. в увеличении в нем доли готовых промышленных изделий по сравнению с продукцией первичной переработки и сырьем. Еще в конце 1970-х гг. готовая промышленная продукция, с одной стороны, и сырье с полуфабрикатами – с другой, соотносились в структуре экспорта, как 50: 50. А в конце 1990-х гг. – уже как 85: 15. При этом в экспорте Китая заметно уменьшилась доля продовольствия, сельскохозяйственного сырья и продукции горнодобывающей промышленности, а доля продукции машиностроения увеличилась. Доля продукции легкой промышленности, уступившей первое место машиностроению, в целом осталась без изменений.

Китай – традиционный поставщик на внешние рынки таких изделий легкой промышленности, как хлопчатобумажные и шелковые ткани, трикотаж, одежда, галантерея, обувь, игрушки, спортивные и туристские товары, изделия из пластмасс и фарфора. К экспортной продукции машиностроения и электроники относятся станки, морские суда, различные виды вооружения, но все же преобладают в ней изделия бытовой электроники (например, Китай обеспечивает 1 /з мирового экспорта радиоприемников). Как и изделия легкой промышленности, они пользуются большим спросом на мировом рынке. Наряду с этим сохраняется и экспорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья. В нем преобладают овощи, фрукты, рыба и морепродукты, а также хлопок. Китай продолжает экспортировать уголь, черные и цветные металлы, цемент.

Индустриализация и модернизация китайской экономики обусловили и характер ее импорта, в котором преобладают машины, оборудование, транспортные средства (автомобили, самолеты), промышленная электроника. Основная цель форсированного импорта промышленного оборудования заключается в скорейшем повышении технологического уровня китайской промышленности, качества ее продукции. Это очень важно, потому что до сих пор многие изделия с маркой made in China особенно высоким качеством не отличаются. А еще потому, что такой импорт может помочь повышению конкурентоспособности китайских товаров на мировом рынке. Китаю приходится импортировать также нефть и нефтепродукты, железные руды и, кроме того, прокат черных металлов, химикаты. Можно добавить, что Китай является крупным импортером вооружений.

Географическое распределение внешней торговли КНР отражает две противоположные по своей сути тенденции – к концентрации и деконцентрации (диверсификации). В самом деле, страна торгует более чем со 180 государствами мира, но только десяток из них относится к числу ее главных торговых партнеров. Во-первых, это некоторые из ее соседей – Япония, Республика Корея, Тайвань, Малайзия, Таиланд (не говоря уже о Сянгане), развитию торговых связей с которыми во многом способствует и транспортно-географическое положение. Для торговли Китая с этими странами характерна и конкуренция, и кооперирование. Финансово-экономический кризис в странах Юго-Восточной Азии в 1997 г. привел к резкому уменьшению китайского экспорта в страны субрегиона, но затем он снова вырос. Более того, в 2001 г. было принято важное решение о создании в течение десяти лет свободной торговой зоны между Китаем и странами АСЕАН. Во-вторых, это США, в торговле с которыми Китай (он экспортирует в США текстиль, продукцию художественно-прикладных промыслов, одежду, обувь, но также некоторые изделия машиностроения и электроники) постоянно имеет положительное сальдо торгового оборота. В-третьих, это страны Европейского союза, прежде всего Германия, Нидерланды, Великобритания, Франция и Италия. И в-четвертых, это Россия. Однако объем торговли между двумя странами до конца 1990-х гг. оставался на низком уровне, не соответствующем ни потребностям, ни возможностям обеих стран: но уже в 2006 г. экспорт из России в Китай достиг 16 млрд долл. (третье место после Нидерландов и Германии). В экспорте Китая преобладают изделия из кожи, одежда, обувь, трикотаж, а в импорте – машины и оборудование, минеральные удобрения и черные металлы. Кстати, большое место в этом товарообороте занимает приграничная торговля между северными провинциями Китая и районами российского Дальнего Востока. В конце 2001 г. Китай был принят в ВТО.

Вторая важная форма внешних экономических связей Китая связана с валютно-финансовой сферой и выражается прежде всего в импорте капитала, который широко используется для ускорения экономического и социального развития страны. Эта сфера внешних экономических связей КНР по темпам роста опережает даже внешнюю торговлю. Достаточно сказать, что еще в начале 1990-х гг. импорт капитала находился на уровне 10 млрд долл., в 2006 г. достиг 70 млрд долл. – это третье место в мире и первое среди развивающихся стран. Что же касается общего объема накопленных в стране иностранных капиталовложений, то уже к началу XXI в. он достиг 500 млрд, а к 2006 г. – 1трлн долл. Этот показатель сравним с ВВП Республики Корея и существенно превышает ВВП Ирана, Индонезии, Австралии, Тайваня.

Китай использует различные каналы привлечения средств из-за границы. Большое значение имеют займы и кредиты, которые страна получает от иностранных правительств и международных финансовых организаций, среди которых – Всемирный банк и Международный валютный фонд. Однако еще более важными для Китая стали прямые инвестиции, по объему привлечения которых он уступает только США. Хотя свои капиталы инвестируют в Китае более 100 государств, к числу главных инвесторов относятся всего несколько стран и территорий. До 1997 г. внеконкурентное первое место среди них занимал Гонконг, а последующие места приходились на долю Тайваня, США, Японии, Сингапура. Более 4 / 5 всех этих инвестиций оседали в Восточной экономической зоне Китая и были связаны со свободными экономическими зонами разных типов. Добавим, что в 1990-х гг. и сам Китай также начал вывозить капитал – в форме кредитов и прямых инвестиций (в 2006 г. – 16 млрд долл.).

ЮЖНО-КИТАЙСКОЕ МОРЕ

К другим формам внешних экономических связей можно отнести производственное сотрудничество.

В конце 1990-х гг. в стране имелось около 300 тыс. совместных предприятий с участием иностранного капитала, доля которых во внешней торговле, по одним оценкам, составляла 1 / 4 , а по другим, даже Можно упомянуть также о научно-технических связях, которые пока выражаются главным образом в закупке Китаем технической документации и ноу-хау в странах Запада. Если же иметь в виду и сферу услуг, то Китай начал получать все большие доходы от международного туризма (в 2006 г. 50 млн международных туристских прибытий). Он предоставляет также трудовые услуги: на работу в другие страны ежегодно выезжают десятки и даже сотни миллионов китайцев.

В данном эссе я хочу кратко рассмотреть ситуацию, складывающуюся в рамках отношений Китая с остальным миром. Я специально выбрал в качестве предмета ту тему, которой я не посвящал долгих исследований, но по которой у меня накопилось достаточное количество материала и сведений, кои я попытаюсь привести в единую систему. Источником для моих знаний о Китае, копившихся уже несколько лет, послужили многочисленные аналитические политологические статьи, новости от всякого рода медийных изданий, книги, в которых хоть и не по профилю, и не всеобъемлющи, но затрагивались проблемы Китая, а также некоторые официальные документы (к примеру, военная доктрина).

Исходя из специфики дисциплины, начать, следует, с последних мировых событий, которые определяют мировую конъюнктуру отношений. Таковым является мировой финансовый кризис, который без преувеличения, повлиял на развитие большинства стран планеты, и на их отношения между собой. Эту данность я возьму за начальный порядок проистечения мысли. Китай - это третья в мире экономика по уровню производства ВВП. (А если учитывать ВВП по уровню покупательной способности, то он находится на втором месте после США). Тем не менее, Китай относится к группе развивающихся стран, что позволяет ему пользоваться различными привилегиями в международной торговле. Экономика КНР очень сильно ориентирована на экспорт товаров широкого потребления, и мировой финансовый кризис довольно чувствительно сказался на ней, так как произошло падение покупательной способности на рынках сбыта в мировом масштабе. Соответственно произошло сокращение темпов роста ВВП, а безработица начала расти. Безработица же для громадного Китая является источником социальной напряженности, что неблагоприятно складывается на настроениях в обществе. Состояние социальной сферы в Китае таково, что достаточно малой искры для начала народных бунтов в некоторых регионах страны. Тем более это усугубляется межэтническими противоречиями, чему подтверждением являются народные стычки, произошедшие в июле этого года в городе Урумчи. Для того чтобы занять как можно большее число людей, тем более во время кризиса, партия приняла решение увеличить работу по инфраструктурным проектам, стоимость которых составит до 600 млрд. долларов. Это поможет не только занять огромное количество рабочей силы, но и притянуть к инфраструктурным проектам другие сферы экономики. Это, в свою очередь, вызовет увеличение спроса на потребляемую энергию и энергоносители, нужды в которых постоянно возрастают. Китай является вторым в мире потребителем нефти после США. Доля импортируемой нефти находится примерно в районе 40%. Еще больший спрос Китая на нефть при том, что разработка собственных месторождений не будет удовлетворять в ближайшее время и половины потребностей Китая, будет существенно влиять на мировые цены на нефть. Недавняя дешевая нефть очень положительно сказалась на экономике Китая, что подталкивало рост ВВП. США, сильно зависящие от импорта нефти, также обеспокоены вокруг ситуации с ценами на нефть, тем более что Китай начинает с ними конкуренцию за источники потребления нефти. Выражается это в том, что Китай начал активную борьбу за Африку, для того чтобы диверсифицировать источники импорта полезных ископаемых (главное нефти).

Политика энергобезопасности Китая, тем самым, выразилась в его широкомасштабной экспансии в Африку. Пока эта экспансия выражается в экономике, но скоро, возможно, Китай начнет подкреплять ее и политическими обязательствами и требованиями. Китай активно инвестирует в экономическо-хозяйственный комплекс стран Африки, которые являются для него поставщиком ценных ресурсов. Китай не только развивает промышленную добывающую инфраструктуру, но и помогает этим странам в развитии сельского хозяйства, социальной сферы. Это помогает китайским компаниям упрочивать свое положение в Африке. Также Китай снижает или отменяет пошлины для многих групп товаров из Африки, что сказывается на развитии некоторых отраслей в экономике африканских стран. Но при всем этом, Китай сдерживает их развитие, заваливая их рынок дешевым ширпотребом и промышленными товарами не способными конкурировать на мировом рынке. Китай старается получать из Африки только сырье, и ни как не способствует развитию перерабатывающей промышленности в этом регионе, зато развивает свою промышленность. И начав такую политику сравнительно недавно, Китай обогнал в этом США. Объем торговли США и Африки составляет более 80 млрд. долларов в год, объем торговли Китая с Африкой - более 100 млрд. долларов. Естественно, абсолютно большая часть этих объемов приходится на торговлю полезными ископаемыми. Таким образом, внутренние потребности Китая вынуждают его искать, как рынки сбыта, так и источники ресурсов в мире, что неизбежно приводит к столкновению его с другими странами (США, Евросоюзом, Индией, Японией, Россией). Как мне кажется, это и будет основным импульсом для главного содержания дальнейшей международной политики.

Отсюда следует, что мировой экономический кризис оказывает противоречивое влияние. С одной стороны увеличивается безработица из-за падения уровня потребления в мире, но с другой стороны растет ВВП Китая. Причем растет на 8% в год, в то время как во всех остальных странах он упал и кое-где только начинает восстанавливаться. Китай фактически стал монополистом роста ВВП. Это обеспечивается за счет мер по стимулированию внутреннего потребления, снижаются налоги для предприятий, а также продолжается улучшение инвестиционного климата. Рост инвестиций в экономику Китая увеличился на 7 млрд. долларов в ноябре 2009 года, по сравнению с тем же периодом 2008 года. Специфика китайской экономики такова, что она должна все время расти, причем не менее, чем на 7% в год, но и не более, чем на 10% в год. Такой коридор обусловлен тем, что при росте менее 7% будет возрастать безработица, а при росте более 10% наступает, так называемый, перегрев экономики, когда будет расти инфляция, перепроизводство товаров. Исходя из этого, неизбежно будет только возрастать китайская экспансия в мире - пока экономическая, и не только в рамках реального сектора (производства и торговли), но и в финансовом. Можно сказать, что Китай купил почти «контрольный пакет акций США». США выпустили долгосрочных государственных облигаций почти на 4 трлн. долларов и более половины их держателей - это иностранные инвесторы, среди которых абсолютное лидерство держит Китай. Таким образом, Китай является главным кредитором американской экономики. США же уже, в свою очередь, не могут поддерживать на прежнем уровне импорт китайского ширпотреба, что подвигло Китай на начало проведения масштабных мер по переориентации с внешнего рынка на внутренний, для чего Китай начал активное стимулирование внутреннего спроса. И не смотря на кризис, Китаю это удается благодаря крупному расширению потребительского кредитования населения. В итоге - у всех ВВП падает, а у Китая растет. Так что теперь Америка, возможно, больше зависит от Китая, чем он от нее, ведь Китай является для нее столь необходимым сейчас источником финансовой стабилизации.

На фоне этого в ноябре сего года в Китай с четырехдневным визитом прилетал президент Обама. О важности этой встречи говорит ее срок - 4 дня. В такие турне в одну страну американские президенты еще не ездили. Данная встреча показала, что Китай является ни чуть не менее полноправным игроком, нежели США, а то и отчасти одерживает лидерство. Прежняя риторика в отношениях Китая и США при президенте Буше младшем кардинально сменилась. Если Буш мог позволить делать заявления о возможности бойкотирования олимпиады в Китае, то Обама был подчеркнуто лоялен, делал уступки, и не позволял себе вмешиваться во внутренние дела Китая. Главной темой в переговорах был мировой экономический кризис. США предлагали Китаю ревальвировать юань, либерализовать его внутренний курс, прекратить демпинговать на мировом рынке. Китай же потребовал от США отказаться от протекционистских барьеров. В частности, недавно разразился скандал с китайскими шинами, на которые американцы установили высокие ввозные пошлины. Китай же вступил в ВТО как раз для того, чтобы избегать таких ситуаций, но американцы, несмотря на это, повышают пошлины. Американцы требуют от Китая укрепить юань, так как дешевый юань дает торговые преимущества Китаю и ставит его в более выгодное положение. У Китая такая система, что существуют как бы два юаня - внутренний и внешний. Они между собой мало связанны. Внутренний - направлен на стимулирование спроса в рамках страны, на поддержание социальных нужд. Внешний - рассчитан на ведение международной торговли. Он тоже дешевый, что дает Китаю преимущество: Китай сажает на потребление своих дешевых товаров американцев, что помогает ему накапливать гигантский долларовый резерв (приблизительно 2 трлн. долларов - первое место в мире). На эти деньги Китай возводит объекты инфраструктуры, скупает природные ресурсы (в особенности из Африки), скупает собственность по всему миру, государственные облигации США. Так что главной переговорной темой Обамы и Ху Цзиньтао была экономика, в рамках которой взаимозависимость Китая и США становится непропорциональной не в пользу США. Все это сказалось и во внешнеполитической сфере. Обама не позволил себе говорить о самоопределении Тайваня и признал целостность Китая, не стал касаться проблемы Тибета, а также не давил на Китай в области соблюдения прав человека. А за месяц до визита в Китай, Обама не стал встречаться с Далай-ламой, который прилетал в США. Обаме пришлось признать право страны на самоопределение в рамках национальных особенностей. Так, он объяснил, что всякая цензура, конечно, есть зло, но в то же время у каждой страны свои традиции, фактически признав право на существование китайской цензуры. Согласие было достигнуто только по ядерной проблеме КНДР. И Китай и США против того, чтобы КНДР обладала оружием массового поражения. А вот по иранской ядерной проблеме, Пекин дал понять Вашингтону, что не поддержит в ООН возможное введение санкций против Ирана. Можно сказать, что данная встреча вполне показала отсутствие у США рычагов давления на Китай, да и вообще, что Китай ни в чем не уступает США, а более того занимает несколько опережающую позицию.

Збигнев Бжезинский выдвинул концепцию «большой двойки», в рамках которой у США нет иного мощного потенциального союзника, чем Китай. И эти две страны должны разделить сферы влияния в мире и строить новый порядок сил на основе взаимодействия между собой. Бжезинский основывал свою концепцию исходя из концепции Китая «мирного возвышения», в которой говорится, что «Китай переходит к пропаганде гармоничного общества и устойчивого развития, создает образ сильной миролюбивой страны, готовой делиться своим процветанием с другими». Но насколько можно судить, эта концепция является пропагандой, которая направлена на успокоение мира. И Китаю неизбежно придется расширять свою экспансию, чтобы не то что развиваться, а поддерживать существующий уровень развития. И как мне кажется, Китай не согласился на концепцию Бжезинского, что продемонстрировала недавняя встреча Обамы и Ху Цзиньтао. Китай согласен на то, что он будет самостоятельной страной, не нуждающейся ни в чьем союзе.

В подтверждение этому Китай проводит жесткую внутреннюю политику (малейшие мятежи жестко подавляет), активно осуществляет свою экономическую экспансию в мире, решает проблему Тайваня, ведет соперничество с Индией, подчиняет своему влиянию Россию, Африку, на равных ведет диалог с США. Китай интенсивно, помимо экономической и политической, проводит политику в финансовой сфере, например, он добился расширения квот во Всемирном Банке и в МВФ для развивающихся стран, к коим он относит себя одним из первых. Что касается проблемы Тайваня, то Китай при помощи все тех же экономических рычагов пытается интегрировать Тайвань в свою экономику, что у него успешно получается - экономическая интеграция находится на высоком уровне. Очень активно развивается транспортное сообщение (морское и авиационное). Происходит интенсификация политических контактов. Все это многократно усиливается победой на президентских и парламентских выборах в Тайване социалистической партии, которая считает Тайвань китайской территорией. Что касается взаимоотношений с Индией, то они сглаживаются благодаря торговле, но остаются напряженными. Китай поссорился с Индией, когда она предоставила убежище Далай-ламе. Сейчас соперничество проявляется в борьбе за Индийский океан. Индия строит крупную военную базу на Мальдивах, Китай же строит крупные порты в Бирме, на Шри-Ланке и Пакистане, в которых смогут базироваться китайские военные суда. Китай подозревает, что сотрудничество Индии с США в ядерной сфере направлено против него. А в целом борьба за Индийский океан является необходимой в рамках борьбы за Африку. Индия также пытается вклиниться в процесс деления африканских источников поставки полезных ископаемых.

Отдельной темой является взаимоотношения Китая с Россией. Тема настолько объемная, что охватить даже в кратком виде в рамках данной работы не представляется возможным, потому я опишу только последние события. В сентябре сего года была одобрена программа сотрудничества на 2009-2018 года между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и северо-востока КНР. Главы стран подписали ее в Нью-Йорке, а в октябре председатель правительства России, находясь с визитом в Китае, обговаривал аспекты сотрудничества в рамках этой программы. На мой взгляд, данная программа является глубокой ошибкой российских властей. В соответствии с программой, предполагается совместная разработка месторождений широкого спектра полезных ископаемых на территории России и вывоз их в Китай. В Китае же будет происходить развитие глубокой обрабатывающей промышленности. Сотрудничество будет проходить по схеме «наше сырье - ваши технологии». Объясняется это тем, что в Сибири и на Дальнем Востоке нет условий для создания перерабатывающей промышленности и внедрения высоких технологий, так как отсутствуют трудовые ресурсы, а также необходимая инфраструктура. В разработке месторождений будут участвовать китайские рабочие, для которых будут построены целые городки. Будет налажено транспортное сообщение: Китай со своей территории построит автомагистрали к перерабатывающим предприятиям на территории России, будут организованы авиарейсы, например, Далянь - Хабаровск, Далянь - Иркутск и так далее. Как мне кажется, при наличии тенденции становления России сырьевым придатком Китая, становится опасным такое сотрудничество, ведь оно не может быть равноправным, когда в Китае во втором квартале 2009 года ВВП вырос на 8%, а в России упал на 10%. Сокращение численности российского населения в Сибири и на Дальнем Востоке на фоне увеличивающейся китайской миграции рабочих, может привести к значительным перекосам в этнической структуре населения не в пользу России. Если программа будет реализована в полной мере, то это, по моему мнению, приведет к тому, что экономика Дальнего Востока будет прочно интегрирована в экономику Китая, причем на реальной основе функционирования территориально-производственных комплексов. Фактически, Дальний Восток перейдет под контроль Китая, и разрывать связи в случае конфликтов, будет чревато для дальневосточной экономики, которая будет полностью завязана на Китай. Китайское население на Дальнем Востоке превысит коренное, транспортное сообщение будет лучше развито с Китаем, нежели с европейской частью России, а главное - хозяйственно-экономический комплекс будет полностью интегрирован в китайскую экономику. Таковы перспективы сотрудничества Китая с Россией, еще раз свидетельствующие о растущей мощи Китая, описанной выше.

Китай, несмотря на концепцию «мирного возвышения» и другие подобные документы продолжает неуклонно наращивать мощь своих вооруженных сил. Рост расходов на ВС приблизительно в три раза превышает рост ВВП. Китай проводит регулярные широкомасштабные учения всех родов войск. Китай разработал программу освоения космоса. Происходит наращивание ядерного потенциала. На этом фоне в мире между ядерными державами проходят переговоры по сокращению ядерных сил. И если (помимо и в независимости от основных стран США и России) Британия и Франция согласятся сократить свои мизерные запасы боеголовок, то тогда Китаю придется предпринимать аналогичные шаги, так как на фоне потенциалов этих стран, ядерные силы Китая - огромны. Если же Китай откажется от таких мер, то тогда это пойдет в разрез с программой «мирного возвышения», что будет непонятно мировому сообществу. В военной доктрине Китая есть концепция «стратегических границ и жизненного пространства». В соответствии с ней признается, что растущее население Китая, а также сокращение ресурсов с неизбежностью вызывает естественные потребности в расширении пространства, для того чтобы обеспечить нормальное функционирование жизни государства. Жизненное пространство - это собственно территория государства, а стратегические границы определяются комплексной мощью государства, его влиянием. И возможные боевые действия должны переноситься в зону стратегических границ. А поводом для военных действий могут стать «сложности на пути обеспечения законных прав и интересов Китая в АТР».

Таким образом, выкладки из военной доктрины подтверждают то, что я описывал в начале работы. Получается, что Китай придерживается программы действий, которая целостно определяет синхронное развитие всех сфер в государстве. Экономические, политические устремления нацелены на укрепление мощи государства во внешней сфере, для создания условий для процветания китайского народа, и все это подкреплено соответствующей доктриной вооруженных сил.

Резюмируя, надо сказать, что Китай имеет большой клубок внутренних проблем. К таковым относятся перекосы в экономике и социальной сфере - высокотехнологичные производства соседствуют с отсталым аграрным производством, развивающимся экстенсивным способом. Развитое и обеспеченное население городов соседствует с огромными массами сельской нищеты. На фоне этого идет положительный демографический прирост, который не возможно обеспечивать соответствующими ресурсами в силу ограниченных возможностей природной среды территории Китая. С ростом промышленного производства эта самая природная среда погружается в состояние масштабной экологической катастрофы. В силу размеров Китая, его населения, его экономики и степени взаимодействия с миром - проблемы Китая неизбежно становятся проблемами всего мира. Китай стал моделью, демонстрирующей возможности роста и его пределы. В этой связи становится актуальным мальтузианство, которое рассматривало такую модель для всей планеты. Китай же является показательным примером того, что ждет человечество в будущем. А пока, исходя из всего этого, можно заключить, что чтобы поддерживать существующий уровень развития, а тем более прогрессировать дальше, Китаю жизненно необходима экспансия. Он ее начал, но пока экономическую. Она будет продолжаться до тех пор, пока будет существовать сложившаяся система международных экономических отношений. С ее возможным крахом или глубоким кризисом, Китай не сможет долго развиваться в изолированном состоянии, и тогда остро назреет необходимость в широкомасштабной территориальной экспансии.

Инвесторы в последнее время проявляют все больший интерес к странам Восточной Азии - Китаю, Японии и Республике Корея, отмечает германская газета "Handelsblatt". До финансового кризиса большая часть иностранных инвестиций, поступавших в азиатские страны, приходилась на государства Юго-Восточной Азии (ЮВА), которые лидировали по темпам экономического роста. Зарубежных инвесторов привлекали стабильность их экономики, дешевая рабочая сила и снижающиеся торговые барьеры. После кризиса ситуация кардинально изменилась: на азиатский восток поступает в 10 раз больше инвестиций, чем на юг. Об изменении ситуации свидетельствует тот факт, что свыше 80% предприятий, приобретенных в 2000 г. зарубежными инвесторами в Азии, приходится на азиатский восток.

Более половины капиталовложений, направляемых в страны Азии из США и Западной Европы, приходится на долю Китая. Если в 1990г. в эту страну поступало менее 20% иностранных инвестиций, вкладываемых в азиатскую экономику, то в последнее время - свыше 50%.

Газета приводит ряд примеров проникновения западного капитала в этот регион, в частности в Китай, Японию, Республику Корея и на Тайвань. Компания Motorola намерена вложить 1,9 млрд. долл. в китайское предприятие по производству чипов, чтобы удовлетворить быстро растущий в Китае спрос на мобильные телефоны. Объектами иностранных капиталовложений являются и японские и южнокорейские банки, испытывающие финансовые трудности. Так, компании "GE Capital", "Lone Star Capital" и др. вложили сотни миллионов долларов в финансовые институты Японии.

Многонациональные корпорации, считает "Handelsblatt", не намерены уходить из ЮВА. Однако такие богатые страны и территории, как Япония, Республика Корея и Тайвань, а также Китай с его огромным населением, по мнению германских экспертов, обладают значительно большими потенциальными возможностями для привлечения иностранных инвесторов. Республика Корея, Тайвань и Китай намного быстрее преодолели последствия финансового кризиса, чем страны ЮВА, которые к тому же становятся все более политически нестабильными. Китай привлекает крупных зарубежных инвесторов и предстоящим вступлением в ВТО.

География экспорта в 1999 году - США 22%, Гонконг 19%, Япония 17%, Германия, Южная Корея, Нидерланды, Великобритания, Сингапур, Тайвань.

Существуют также другие причины перемещения финансовых потоков с юга на восток Азии. Так, уровень зарплаты рабочего даже в богатом китайском городе в два раза ниже, чем, например, в Бангкоке. Зарплата среднего менеджера в филиппинской провинции примерно на 50% выше, чем в Шанхае.

В то время как государства, расположенные на востоке Азии, все более интегрируются в мировую экономику, страны Юга изолируются от нее. В Малайзии и Индонезии государство контролирует операции с капиталом. Таиланд заморозил планы приватизации предприятий государственного сектора, Филиппины из-за огромного бюджетного дефицита не имеют возможности получить необходимые кредиты МВФ. Напротив, Восток постепенно устраняет преграды на пути иностранных капиталовложений. Так, Республика Корея и Тайвань разрешили продажу банков иностранцам и устранили лимиты участия зарубежных инвесторов в капитале фирм почти во всех секторах экономики. Япония открывает доступ иностранному капиталу в телекоммуникационную и электроэнергетическую отрасли (помимо финансового сектора и автомобильной промышленности).

Определенную роль в привлечении западных инвестиций на азиатский восток играет и уровень его технологического развития. Если в Республике Корея, на Тайване и в Гонконге доступ к Интернету имеет 20% населения, то в Таиланде этот показатель равен 1,6%, а на Филиппинах - 1%.

География импорта в 1999 году - Япония 20%, США 12%, Тайвань 12%, Южная Корея 10%, Германия, Гонконг, Россия и Сингапур.

Перспективы укрепления экономики КНР. Одним из наиболее значимых событий в мировой экономике во второй половине прошлого века стал впечатляющий подъем в Китае, связанный с реформами, начатыми по инициативе Дэн Сяопина. За 20 лет ВВП КНР вырос в 5 раз, доходы населения - в 4 раза, 270 млн. китайцев существенно повысили свое благосостояние и сумели преодолеть порог бедности.

Тем не менее, уровень жизни в Китае остается невысоким: национальный доход в расчете на душу населения составляет лишь 950 долл. в год. Доля Китая в мировой торговле достигла показателя 1939г. только в 1993г. Негативным явлением стало усиление разрыва в доходах зажиточных и малоимущих слоев населения.

В ближайшие 20 лет Китай имеет реальные шансы для превращения во второе по экономической мощи государство мира. Уровень жизни достигнет зарегистрированного на современном этапе для среднестатистического жителя Республики Корея или Португалии. Предпосылки для такого прогресса создаст, в частности, вступление КНР в ВТО, переговоры о котором ведутся на протяжении 15 лет. Это знаменательное событие произойдет, скорее всего, в конце 2001г. или в 2002. В течение пятилетия будут ликвидированы многие тарифные и нетарифные барьеры, иностранный капитал получит доступ в целый ряд секторов национальной экономики, например банковское дело, телекоммуникационные услуги и дистрибьюторские операции. Китай обязался осуществлять жесткие меры по защите интеллектуальной собственности и отменить требование к иностранным инвесторам в КНР об обязательной минимальной доле местного сырья и комплектующих в стоимости продукции, производимой СП.

Реформы по линии ВТО являются лишь началом нового этапа широких преобразований в китайской экономике. Правительство руководствуется курсом на высвобождение бизнеса от чрезмерной опеки государства, перевод многих предприятий из государственного в частный сектор, создание на базе ныне действующих заводов и фабрик корпораций, способных выдержать конкуренцию, в том числе со стороны иностранных товаропроизводителей. Планируется укрепление финансовых рынков вне государственной банковской системы, оказавшейся в сравнительно сложном положении, и их переориентация на обслуживание хозяйствующих субъектов, в наибольшей степени заслуживающих кредитования. Важнейшим направлением государственной экономической политики будет развитие инфраструктуры - авто- и железнодорожной, а также волоконно-оптической с тем расчетом, чтобы впервые в истории удаленные части страны оказались охваченными общенациональными инфраструктурными сетями, в результате чего сформировалась единая экономика с высокой степенью интегрированности отдельных частей.

Правительство предпринимает усилия по созданию новых источников формирования внутреннего спроса, в частности путем приватизации жилого фонда. В крупных городах 40% населения уже являются собственниками жилья. Предпринимаются меры по развитию простой и эффективной налоговой системы, использованию информационных технологий для предотвращения злоупотреблений в сфере общегосударственного и местного управления, объединению в стройную систему отдельных инициатив в социальной области, направленных на выплату пособий 5 млн. человек, ежегодно теряющим работу на государственных предприятиях, и пенсий.

Большой интерес у местных и иностранных аналитиков вызывает оценка последствий реализации всех этих планов для национальной экономики. Государственная статистика не дает надежной базы для точного прогнозирования. Данные об экономическом росте, как правило, завышаются. Местные власти стремятся приукрасить положение на подведомственных территориях. Широко распространены случаи, когда часть продукции китайских предприятий не находит сбыта и пополняет складские запасы. Тем не менее, такое производство регулярно учитывается при подсчете валового продукта. Аналитикам довольно сложно определить степень завышения ВВП. По мнению большинства, прошлогодний его прирост в 8%, вероятно, следует скорректировать в сторону понижения на 1-2 процентных пункта.

Исследовательская группа "Morgan Stanley" считает, что в случае соблюдения Китаем обязательств по линии ВТО и твердой ориентации его правительства на рыночные реформы среднегодовой прирост ВВП КНР в 2001-2005гг. составит 7%, в 2006-2015гг. - 9% (скажутся результаты реструктуризации), позднее темпы экономического развития замедлятся. К 2020г. ВВП КНР должен увеличиться до 10 трлн. долл. (по курсу доллара, зарегистрированному в конце 2000г.), т.е. экономика Китая по своим размерам станет примерно такой же, как и американская в настоящее время. Доходы в расчете на душу населения достигнут 6700 долл. Если преобразования в КНР будут осуществляться быстрее, чем предусматривается договоренностями с ВТО (в частности, вследствие усиления давления со стороны зарубежных партнеров), то прирост ВВП может увеличиться в 2006-2015гг. до 10% в год, а объем ВВП достигнет отметки в 10 трлн. долл. уже к 2015г.

Одним из последствий вступления в ВТО станет резкое увеличение числа договоренностей о прямых иностранных инвестициях. В 2000г. обязательства о новых вложениях такого рода выросли на 1/3. Приток подобных инвестиций достиг в кумулятивном исчислении 350 млрд. долл., причем годовой прирост составляет значительную величину - 40 млрд. Только два государства в мире - США и Великобритания - сумели привлечь больший объем инвестиций из других стран (соответственно 1,1 трлн. и 394 млрд. долл.). Бразилия и Мексика хотя и открыли свои рынки гораздо раньше Китая, уступают ему в указанном отношении. КНР привлекла 1/3 всех инвестиций, поступивших в страны с формирующимся рынком. Почти 80% всех прямых иностранных инвестиций, поступивших в Восточную и Юго-Восточную Азию (без Японии), пришлись в 2000г. на долю единственного реципиента - Китая. Отставание его соседей вызывает у них растущую тревогу.

Традиционно основная часть иностранного капитала, вкладываемого в экономику КНР, направляется в экспортные отрасли. С конца 70-х годов товарооборот Китая с зарубежными странами вырос с незначительной (для столь крупной державы) величины до 475 млрд. долл. в 2000г. Темпы роста мировой торговли за этот период были гораздо меньшими. На долю фирм с участием иностранного капитала в настоящее время приходится половина всего экспорта из КНР. Как отмечает еженедельник "Economist", иностранные инвестиции способствовали превращению Китая в "громадную экспортную машину". Страна и в будущем останется значительным экспортером благодаря наличию почти безграничного потенциала исключительно дешевых трудовых ресурсов, в том числе с высоким образовательным цензом. По данным "Economist", инженеры-компьютерщики получают в КНР примерно в 10 раз меньше, чем, например, на Тайване при почти одинаковом уровне подготовки.

Обрабатывающая промышленность Китая постепенно выходит на передовые позиции и становится все более капиталоемкой. Исследователи отмечают, что даже при переходе к производству все более сложных промышленных изделий (например, к полупроводниковой технике и к аппаратуре информационно-технического профиля, по которой Китай сумел стать в мире 3-м крупнейшим производителем) КНР не теряет своих преимуществ по выпуску такой относительно дешевой и трудоемкой продукции, как игрушки, текстиль и обувь. За счет масштабов производства и низкой оплаты труда Китай успешно противостоит другим азиатским экспортерам этих товаров (Индонезии, Республике Корея и др.), фактически вытесняя их с мирового рынка. Стратегия развития большинства соседей Китая базируется на экспортной модели, поэтому внешнеторговая экспансия КНР воспринимается ими достаточно негативно. Более того, серьезные опасения возникают и за пределами Восточной и Юго-Восточной Азии, например в Индии и Мексике. Примечательно, что последняя из названных стран с большими оговорками согласилась со вступлением КНР в ВТО, оговорив ее прием рядом дополнительных условий. (Прием в ВТО осуществляется при обязательном согласии всех ее участников.)

На первый взгляд, экономика Китая является безусловно экспортоориентированной. Соотношение между экспортом и ВВП достигает значительной величины - 23%. По объему экспорта КНР занимает 9-е место в мире. Однако, по мнению большинства аналитиков, экспортный сектор недостаточно сросся с отечественной экономикой. Фирмы, полностью или частично находящиеся в собственности иностранцев, поглощают примерно 50% всего импорта и являются источником половины экспорта из КНР. Многие экспортные предприятия представляют собой простейшие производства по сборке изделий из ввозимых комплектующих и последующему вывозу в другие страны, часто через Гонконг. Экспортный сектор с доминирующими позициями иностранного капитала, особенно в специальных экономических зонах, рассматривается исследователями в качестве своеобразного анклава, чем-то напоминающего по своим особенностям зону предприятий-"макиладорас" в Мексике, протянувшуюся вблизи американской границы. Неслучаен вывод многих специалистов о слабой интегрированности Китая в мировую экономику. Обособленность оборачивается дополнительными издержками. Технологии и управленческий опыт, привносимые иностранными фирмами, усваиваются местными компаниями недостаточно быстро и легко. При этом экономический рост сдерживается из-за сохранения многих элементов директивной системы управления, торговых барьеров и местного протекционизма, а также из-за отсутствия настоящего рынка капиталов. "Economist" полагает, что вступление в ВТО будет способствовать созданию оптимальной конкурентной среды внутри Китая и в существенной мере ограничит роль административно- командной системы.

В открытом секторе экономики ТНК уже превратились в важнейших "игроков" в сфере предпринимательства. "McDonald"s" и "Kentucky Fried Chicken" создали в Китае почти 700 предприятий. "Kodak" закрепил за собой половину рынка фотопленки и фотобумаги, а почти вся остальная часть принадлежит "Fuji". "Procter & Gamble" стала крупнейшим поставщиком на китайский рынок шампуней. Инофирмы, прежде всего "Motorola", "Ericsson" и "Nokia", зарезервировали за собой 95% рынка мобильных телефонов. Такая активность связана с тем обстоятельством, что Китай является крупнейшим рынком сбыта такой продукции, как микротелефонные аппараты. Руководство "Coca-Cola" считает, что Китай в скором времени станет для нее крупнейшим рынком в Азии. По некоторым оценкам, иностранное участие в экономике КНР составляет на современном этапе примерно 10%. По расчетам специалистов, прием в ВТО приведет к удвоению этого показателя.

Несмотря на все положительные сдвиги за последние 20 лет, Китай в недостаточной степени интегрирован в мировую торговую систему. Более того, отсутствует интегрированность и на внутрикитайском уровне. Поэтому одна из важнейших задач, стоящих перед Китаем на современном этапе, - объединение разрозненных элементов национальной экономики. (Аналогичная проблема стояла, например, перед США в конце XIX в.) Действительно, ненормальным является положение, при котором отправка контейнера из Шанхая в американский Сиэтл занимает меньше времени, чем из Шанхая в другой крупный промышленный центр той же страны - Чунцин, расположенный на реке Янцзы в глубине Китая. Десять лет назад в КНР не было общенациональной системы автомагистралей, связывающей отдельные провинции. В настоящее время протяженность таких дорог превышает 12 тыс. км (подробную информацию о связующих магистралях транспорта я указал в разделе 2.4. курсовой работы). Количество пассажирских рейсов самолетов гражданской авиации утроилось, число новых абонентов стационарной телефонной сети в 2000 г. достигло 36 млн., а мобильной связи - 42 млн. Стационарные телефоны имеются в 17% семей, причем в 90-е годы численность абонентов выросла в 30 раз. Степень распространения Интернета крайне мала, однако число пользователей ежегодно удваивается. Национальная экономика превращается в единый комплекс, чему способствует внедрение информационных технологий.

Большие перспективы открываются в сфере финансовой интеграции. До недавних пор четыре банка выступали в качестве кредиторов государственных предприятий. В настоящее время сеть банковских учреждений заметно расширилась. По оценкам специалистов, роль госсектора в национальной экономике сократилась до 50%, тем не менее на него приходится более 70% основных фондов и 80% оборотного капитала в обрабатывающей промышленности. В таких условиях роль частного сектора оценивается еженедельником "Economist" как "ограниченная".

Правительство разработало радикальные меры по развитию фондового рынка и санации государственных банков. Обмен долговых обязательств на акции способствовал сокращению бремени безнадежных долгов в банковской системе на 1,4 трлн. юаней. В будущем предоставление заемных средств будет осуществляться только финансово надежным предприятиям. Фондовый рынок играет все большую роль в финансировании продуцентов. Если в 1999г. через него были мобилизованы средства на общую сумму 440 млрд. юаней, то в 2000г. - уже 620 млрд. При этом участие иностранного капитала превысило 180 млрд. Эмиссии и выставлению на продажу акций таких крупных объединений, как "Petrochina" и "China Mobile", предшествовала их реструктуризация, что сделало их более отвечающими общемировым стандартам.

Реформы в КНР и рост ее экономики должны позитивно повлиять на весь регион, особенно в настоящее время, когда страны Восточной и Юго-Восточной Азии испытывают негативные последствия от замедления развития в США. Что касается Китая, то значительного спада в этой стране не прогнозируется.

Даже в случае глобального экономического спада Китай будет развиваться относительно стабильно, хотя бы в силу размеров своей экономики. Только в 2000г. китайский импорт вырос на огромную величину - 55 млрд. долл., что свидетельствует о превращении экономики КНР в мощный фактор развития всего региона. Что касается угрозы для азиатских продуцентов, исходящей от китайских поставщиков, то ее преодоление почти целиком зависит от самих государств данного региона: реализация откладываемых структурных реформ должна способствовать решению проблем, связанных с внешними факторами.

В долгосрочной перспективе быстроразвивающийся Китай рассматривается в качестве источника угрозы и влиятельными группировками в США. Развитие американо-китайских отношений осложняется наличием в двусторонней торговле положительного сальдо в пользу КНР в размере 60 млрд. долл. Однако связи между двумя странами настолько усложнились и диверсифицировались, что при их анализе не следует давать однозначных оценок. Например, необходимо учитывать, что объем продаж американских фирм, действующих в Китае, в настоящее время почти такой же, как весь экспорт из США в КНР. Инвестиционные потоки сопоставимы с торговыми потоками.

Изоляция Китая от мировой экономики могла бы нанести серьезный удар по американским интересам. Кроме того, по расчетам "Morgan Stanley", в ближайшие 15-20 лет реформы в КНР должны дать экономический эффект в размере примерно 40 трлн. долл., при этом иностранные предприниматели, и прежде всего американские, могут рассчитывать приблизительно на 8 трлн. из них.

Развитие экономических связей актуализирует необходимость реформ в КНР и усиления степени открытости по отношению к внешнему миру. В таких условиях фактически не может сдерживаться и развитие неформальных контактов. Примечательно, например, что в американских университетах в один промежуток времени проходят обучение 50 тыс. китайцев. Уже в настоящее время число китайских граждан, получивших образование в США, превышает число китайцев - выпускников советских вузов. Налицо - усложнение и диверсификация связей по многим направлениям. Подобные тенденции будут способствовать интеграции Китая в мировую экономику.

Китай - социалистическая страна с плановой экономикой. Тем не менее иностранных инвесторов это не смущает. Политическая и экономическая системы КНР стабильны и приток иностранных капиталов с каждым годом растет. С 1980 по 1998 гг. приток иностранных капиталов вырос почти в 4 раза. На середину 1998 г. в Поднебесной числилось более 314,5 тыс. предприятий с участием иностранного капитала. Контрактный объем инвестиций - 545, 37 млрд. долл.6

Главными прямыми инвесторами в экономику Китая выступают Тайвань, Сянган, Аомэнь и Сингапур, т. е. страны, где больше всего проживает китайцев. Предприниматели Тайваня,

[Гонконга, Аомэня, Сингапура - главные инвесторы в экономику Китая. Их вклад составляет 60-80% суммы всех вкладов деловых кругов всех остальных стран мира.

В последние годы Тайвань превратился во второго после Гонконга инвестора в экономику КНР, а после включения Гонконга геополитическую систему Китая - в инвестора номер один.

Бурно растет китайский экспорт: примерно на 25-30% ежегодно. Если в 1979 г. во внешней торговле формировалось менее 10% ВНП страны, в 1993 - почти 36%, то в 1998 г. (на июль) - .более 45%7. В первом полугодии 1998 г. общий объем внешнего товарооборота КНР достиг 151,4 млрд. долл.: экспорт составил 87, а импорт - 64,4 млрд. долл. В связи с кризисом в Юго-Восточной Азии Китай активно осваивал рынки в Европе,- Африке, Латинской Америке. Экспорт КНР в ЕС в 1998 г. возрос на 25,5:, в США - на 18,1%, в Африку - на 44,7%, Латинскую Америку - на 38,1% и т.д.3

Китай, как и Япония, имеет в торговле с США положительное сальдо (более 30 млрд. долл. в год) и по его размерам занимает второе место после Японии.

Любая геополитическая напряженность между Китаем и США будет способствовать усилению японо-китайских связей, усилению японского капитала АТР. Эта угроза способствует объединению стратегических интересов США и Китая. Кроме экономических интересов на сближение двух стран «работает» историческая память китайцев и американцев - память о преступлениях японцев накануне и в годы Второй мировой войны.

Связи Японии и Китая стали завязываться в 60-е годы, во время «холодной» и особенно «горячей войны» между СССР и Китаем (бои на острове Даманском), Китаем и Вьетнамом. Япония выступает преимущественно в качестве кредитора, и сейчас является главным торговым партнером Китая, который является чаще всего покупателем японской техники, технологии и товаров. Безусловно, Япония стремится сдержать наращивание китайского технико-технологического и экспортного потенциала, не пуская соседа на традиционные рынки сбыта своей продукции. Обострились японо-китайские экономические, торговые отношения во второй половине 90-х годов конца XX в.: островное государство испытывает депрессию, ежегодный прирост ВВП в Японии не превышает 2%, а китайская экономика, несмотря на жесточайший финансово-экономический кризис в странах АТР, давала и дает прирост ВВП по 10-8% в год9.

Поэтому хотя КНР и Япония заинтересованы в развитии двусторонних экономических и торговых связей, но в то же время выступают как конкуренты на рынках стран АТР, АСЕАН, США, Африки, Европы и т.д.

Увеличивают продажу своих товаров в Китае Англия, Германия, Франция и Италия. Но в последние годы они стали больше уделять внимания росту прямых капиталовложений в экономику этой страны.

Для отношений КНР со странами АСЕАН и «четырьмя малыми драконами» характерны процессы конкуренции, притяжения и отталкивания. Тем не менее в отношениях с «малыми драконами» главной линией является становление экономической и производственной кооперации. В отношении стран АСЕАН превалирует конкуренция. Страны АСЕАН опасаются военной угрозы со стороны Китая. По оценкам западных специалистов, на Тайване разработана долгосрочная программа, предусматривающая превращение его в азиатско-тихоокеанский региональный экономический центр, способный занять центральное место в АТР и даже в мире. Тайвань намерены сделать операционной базой инвестиционной и предпринимательской деятельности местных и иностранных компаний. Кроме того он, по замыслу разработчиков программы, должен стать центром обрабатывающей промышленности, финансовой, телекоммуникационной и транспортной активности в АТР, т. е. превратиться в лидера в развитии региональной экономической интеграции10.

В Китае тоже имеется аналогичный план - «план Пудун». Он предполагает формирование в районе Шанхая гигантского (с охватом в 100 млн. человек) международного промышленного, финансового, торгового, транспортного и культурного центра, способного занять лидирующую роль в АТР11. На этом вопросе мы останавливаемся потому, что в XXI в, вероятнее всего произойдет объединение двух Китаев в один и тогда он превратится в: самую мощную финансово-экономическую империю

Новое на сайте

>

Самое популярное