Домой Полезные советы Трансдисциплинарная идея единства объекта и его окружения. Становление и развитие научной картины мира

Трансдисциплинарная идея единства объекта и его окружения. Становление и развитие научной картины мира

П режде всего я хотел бы поставить некоторые во­просы, чтобы подробнее объяснить цель моего доклада. Например, в каком смысле можно сегодня разговаривать о Церкви иое роли в со­временном мире? И более того, может ли иметь Церковь такую обще­ственную роль в эпоху секуляризации? Можно ли разговаривать се­годня об оцерковлении всей жизни, или такие выражения и претен­зии окончательно устарели как умерший вид клерикализма? Ответ на такие вопросы для меня совершенно ясен и решителен: когда речь идет об оцерковлении жизни, это не имеет отношения ни к какому аб­солютизму духовной власти; как раз наоборот: здесь мы имеем дело с освобождением от всякой власти. Для нас оцерковление жизни, от­нюдь не подвергаясь опасности выродиться в абсолютистскую поли­тическую доктрину, которая стремится свести все к санкционирован­ному властью единообразию, предстанет скорее как возможность ра­дикальной релятивизации власти - власти гражданской, оконча­тельно подчиненной трансцендентному предназначению человека, его тайне и его бесконечной природе, и власти Духовной, которая именно в силу духовности перестанет рассматриваться как власть, чтобы стать предводительством и служением в любви, столь же авто­ритетными и обязывающими, сколь они свободны.

На самом деле, надо понимать, что человек свободен только если у него есть неприкосновенная природа, и он неприкосновенен только если он сотворен по образу и подобию Бога. В противном случае, он есть только одна из ничтожных частиц этого мира, а значит раб мира сего, раб общества или своих низменных побуждений, раб тоталита­ризма или своей падшей свободы, раб свободы, которая не знает, за­чем она свободна. История нашего века неоспоримо показала, что этот странный, двусмысленный гуманизм новой эпохи, гуманизм, не помнящий о своем происхождении, покоится на шатких основаниях. Как однажды заметил Достоевский, такая беспамятная «гуманность есть только привычка, плод цивилизации. Она может совершенно ис­чезнуть». И в этом смысле, история нашего века показала не то, что че­ловек без Бога не может организовать земной жизни, но то, что без Бога он может организовать ее только против человека.

Но перейдем к другому ряду вопросов. Если человек без Бога про­явил себя бесчеловечно, то значит ли это, что Церковь должна играть политическую или культурную роль, т.е. что Церковь должна стать поддержкой человеческих недостатков, одним из учреждений мира сего? Как сказал Владимир Соловьев: «Можно ли сводить всю сущ­ность христианства к одной гуманности? Есть ли цель христианства всеобщая гармония и благоденствие на земле, достигаемое естествен­ным прогрессом человечества? Наконец, заключается ли основание христианской жизни и деятельности в одной любви?». И ответ опять же ясен. Сам Соловьев отвечает: «Христианство не верит ни в луч­шую автономическую мораль лица, ни в разум собирательного чело­вечества, долженствующий рано или поздно создать рай на земле». Впрочем, как написал Ф.М. Достоевский: «Многие думают, что дос­таточно веровать в мораль Христову, чтобы быть христианином. Не мораль Христова, не учение Христа спасет мир, а именно вера в то, что слово плоть бысть».

Итак, мы сказали, что без Бога человек порабощается властью мира сего, и добавили, что нельзя смешивать христианство с полити­ческим учреждением, но тут возникает новый вопрос: как может Цер­ковь, не теряя своей неземной сущности, оправдать ожидания совре­менного человека? Как может разнообразие нашего мира находить себе место в единстве божественного царства? Всем кажется, что нельзя примирить разнообразие и множество с единством, все дума­ют, что единство подавляет и поглощает частные элементы, тогда как частные элементы исключают друг друга и утверждают свое частное бытие в ущерб единству. Но совсем иначе обстоит дело в христиан­ской Церкви и в замысле Бога, где единство обусловливает и вызыва­ет различие, и более того, чем решительнее утверждается единство, тем больше оснований для подлинного различия.

Таким образом, мы изложили основную мысль нашего доклада, ко­торая сейчас нуждается в более подробном объяснении. Здесь может нам помочь В. Соловьев со своими идеями о единстве и экуменизме. Экуменистические взгляды Соловьева весьма необычны, это будет со­всем очевидно, как только мы обратим внимание на то, что в момент наибольшей близости к католицизму (например, в 1886 году, после встреч с великим католическим епископом Штроссмайером), когда у всех на устах было его обращение к католицизму, Соловьев упорно ис­поведуется православному священнику и из его рук принимает при­частие. В 1896, напротив, когда кажется, что Рим уже далеко, Соловьев захочет принять причастие из рук католического священника. Вопре­ки всей странности такого отношения, мы знаем, что, начиная с опреде­ленного времени, по крайней мере с 1886 года, Соловьев признает ис­тинными все католические догматы (в частности, догматы о Непороч­ном Зачатии и папской непогрешимости) и разделяет позицию Рима по основным спорным вопросам (в частности, по вопросам о filioque), оставаясь, однако, православным до самой своей смерти и неизменно решительно отвергая обращение в любой его форме как «вредное», «невозможное» и «нежелательное». Еще более странно (и поэтому надо подчеркнуть эту идею), что для Соловьева Вселенская Церковь живет как в восточном Православии, так и западном Католицизме». Таким образом, также признавая все «догматы католической Церкви», Соловьев продолжает настаивать на непреходящей ценности право­славной Церкви, на том, что он никогда не перейдет в «латинство» и, более того, полагает, что индивидуальное обращение или внешнее еди­нение в любой его форме «не только не нужны, но и вредны для вселен­ского дела». Позволю себе сказать, что я также говорю здесь: я рим­ско-католический христианин, который смотрит на Православную Церковь как на Церковь-сестру и, более того, смею повторить то, что сказал кардинал римско-католической Церкви Жан Даньелу: «Я не ос­тался бы христианином, если бы не познакомился с Бердяевым», бла­годаря которому влюбился в две идеи христианского Востока: идею со­борности и идею преображения мира.

Но вернемся к Соловьеву. Стремясь объяснить его позицию, мож­но было бы усмотреть в ней некое безразличие к догматическим во­просам и противопоставление им жизни, отвлеченной от догматиче­ского содержания, но это предположение можно исключить сразу же. Для Соловьева догматы были отнюдь не интеллектуальными упраж­нениями, от которых надлежит отделаться, как только возможно, но «словом Церкви, отвечающим слову Божьему», чем-то, что связано с самой сущностью человека. Относиться к ним безразлично для Со­ловьева означает просто не отвечать на призвание, на призыв Божий, утратить чувство собственной ответственности перед лицом Бога и, следовательно, отвергнуть ту взаимосвязь с божественным началом, которое является основополагающим принципом самого человече­ского бытия. Можно было бы также счесть Соловьева приверженцем чисто субъективных форм религиозной жизни, в силу чего, неудовле­творенный реальным положением существующих Церквей, он якобы заменил их умозрительным конструированием, создавая несущест­вующий образ, единство и истина которого возникают из фрагментов, взятых то от одной Церкви, то от другой. Однако помимо того, что по­добное представление привело бы к заключению, что две тысячи лет христианство существовало без Церкви, Единой и Святой, сам Со­ловьев исключает его уже с 1876 года, когда говорит, что итог всех умозрительных построений, относящихся к предполагаемой «все­ленской религии» - вообще ничто. Коль скоро это так, у Соловьева, признавшего, что Римскую Церковь нельзя назвать еретической, как не могла ею быть и православная Церковь, оставался единственный путь - его путь: признать единство изначальным даром, признать, что «православная и католическая Церковь, хотя обе они и стоят перед жестоким искушением разделения, тем не менее остаются единой Церковью, несмотря на то, что внешне все представляется совершен­но иначе». И именно об этом говорил Соловьев: «Прежде всего долж­но признать, что как мы, восточные, так и западные, при всех разно­гласиях наших церковных обществ, продолжаем быть неизменно чле­нами единой нераздельной Церкви Христовой… Каждая из двух Церквей уже есть вселенская Церковь, но не в отдельности своей от другой, - а в единстве с нею».

Эта идея основана на уверенности в том, что каждая из двух Церк­вей получила в дар единство и полноту истины, полноту, которую каж­дый из нас может легко узреть в своей собственной Церкви, углубив­шись в ее собственное предание, то есть полноту и единство, потому что именно в них - Предание, доверенное Церкви, предание, которое не умаляется при встрече с иной традицией, но обретает в последней но­вую опору, получает более глубокое осмысление в своей смиренной, но полной истине и реализует ее, воплощая все более разнообразно.

Таким образом, мы достигли настоящей сердцевины идеи Соловь­ева о единстве - идеи, которая имеет свой первообраз в халкедонском догмате, утверждающем внутреннее, органическое и живое единство божественного и человеческого, без смешения и без разделения (неслиянно и нераздельно). Этот догмат свиденых принципов, единство человеческой конечности и божественной бесконечности, и таким об­разом нам показывается возможность реализовать это единство и в нашей жизни. В этом отрыве от утверждения единства, с его постоян­но подчеркиваемой изначальностью, позицию Соловьева было бы не­возможно защищать: не будучи оживотворены исходным единством, различия остались бы неизменны в своих претензиях на исключи­тельность, и тогда единство Церквей либо свелось бы к миротворчест­ву, в сущности, безразличному к истине, либо стало бы принципиаль­но невозможным.

Единство - это явление первоначальное, и только в силу его изначальности - «новой, благой жизни, которая дается человеку» и пото­му «называется благодатью» (благим даром) - становится возмож­ным различие. И эта идея об изначальном единстве является сердце­виной системы Соловьева, который не упускает случая уточнить, что «истина есть безусловное бытие всех в единстве, она есть вселенская солидарность, вечно пребывающая в Боге, утраченная природным Человеком и вновь приобретенная духовным Человеком-Христом» . Именно в этом смысле самая радикальная попытка подорвать хри­стианство - ересь - понимается прежде всего как подрыв единства, явившегося нам и обретшего свое телесное воплощение во Христе: «Основная истина, отличительная идея христианства, есть совершен­ное единение божеского и человеческого, осуществленное индивиду­ально во Христе и осуществляющееся социально в христианском че­ловечестве (…). Ересь нападала именно на это совершенное единство божеского и человеческого в Иисусе Христе» . Таким образом, победа над ересью есть, прежде всего, подтверждение этого единства в его ре­альности и во всем объеме, затрагивающем все измерения бытия .Охраняемое определениями Соборов и получившее свою окончатель­ную формулировку на Халкедонском Соборе как «внутреннее и пол­ное единение божественного и человеческого в нераздельности и не- слиянности» , это единство содержит в себе самом бесконечные воз­можности существования различий, которые, оставаясь таковыми, неслиянными, не позволяют разделения (и наоборот). Тогда как для ереси характерна именно неспособность сохранять различия, кото­рые, стремясь к самоутверждению, отделяются от единства, то есть утверждают свою частную исключительность и, в конечном счете, не­избежно смешиваются со своей противоположностью.

Соловьев уже описывал эту логику самоподавления различия в «Кризисе западной философии», где он, с одной стороны, показал, что идеализм, достигший своей высшей точки утверждения исключи­тельно рационального начала в ущерб началу природному и матери­альному, неизбежно обращается в свою противоположность, прида­вая статус реального, то есть эмпирического существования своей собственной абсолютной логической субстанции, и, с другой сторо­ны, что материализм впадает в ту же ошибку, придавая универсаль­ное, т.е. логическое, значение своему собственному реальному эмпи­рическому объекту. Вскрывая тот же механизм в самоутверждении первых ересей в качестве абсолюта, Соловьев без труда показывает в России, как легко, например, несторианство может обратиться в свою противоположность и, утверждая отличие человеческого от божест­венного, прийти к тем же заключениям, к которым ведет монофизитство, растворяющее человеческое в божественном. Предпосылки, го­ворит Соловьев, различны: для несторианства «человечество Иисуса Христа есть лицо законченное в себе», тогда как в монофизитстве «че­ловечество в Иисусе Христе поглощено Божеством», однако «заклю­чение безусловно тождественно»: если человек связан с божествен­ным началом чисто внутренне (несторианская ересь), то христиан­ской религии нечего сказать человеку, который остается брошенным, неискупленным, то есть в сущности отвергнутым; но именно к этому приходит монофизитская ересь: если человеческое начало в Христе поглощено божественным, «раз человечество Христа более не суще­ствует, воплощение остается лишь фактом прошлого, - природа и род человеческий остаются безусловно вне Божества». Выходит, и здесь религии сказать нечего человеку, который по-прежнему остает­ся предоставленным языческому Цезарю, как «с верным чутьем» по­нял Феодосии II, который, «не смущаясь кажущимся противоречием, перенес все свои милости с побежденного несторианства на только что нарождавшееся монофизитство».

Эта классическая идея единения видится Соловьеву как всеедин­ство, которое поддерживается и является самим собой в рамках невзаимоисключаемости частей между собой, неисключаемости целого частями и неисключаемости частей целым. Таким образом, для Со­ловьева у истоков всего - единение, которое уже «лично (ипостасно) совершилось в едином лице Иисуса Христа, совершенного Человека и совершенного Бога, соединяющего оба естества совершенным обра­зом неслиянно и нераздельно», и которое со своими отличительными чертами становится объективным основанием - основанием, кото­рое можно впоследствии обнаружить «в каждом истинном христиа­нине, поскольку он соединяется со Христом в таинствах, вере и доб­рых делах». Как таковое, оно является также основой Церкви, кото­рая есть не что иное, как «единение божеского и человеческого».

Журнал «Начало» №8, 1999 г.

Соловьев В.С. Россия и Вселенская Церковь. Собрание сочинений. Т. XI, с.147.

Ibid., с. 151.

Ibid., с. 153: «Синтетическое единство Творца и творения не ограничивается в хри­стианстве разумным существом человека, но охватывает и его телесное существо и, чрез посредство этого последнего, материальную природу целого мира. Еретический ком- промис бесплодно пытался изъять (в принципе) из богочеловеческого единства снача­ла: 1) самую субстанцию человеческого существа, объявляя ее то безусловно отделен­ной от Божества (в несторианстве), то поглощенной сим последним и исчезнувшей в нем (в монофизитстве);затем 2) человеческие волю и действие - разумное существо человека - погружая их без остатка в божественное действие (монофелитство);засим оставалась лишь 3) телесность, внешнее существо человека и чрез него всей природы. отвергнуть всякую возможность искупления, освящения и единения с Богом лоя мира материального и чувственного - вот основная идея иконоборческой ереси».

Ibid., с. 162.

Ср.: Соловьев В.С. Кризис западной философии. Собр. соч. ТЛ, c. 138-140.

Одними из самых тревожных явлений в современном мире является разрозненность и раздробленность народов, исторически являющихся чадами единой Православной Церкви, и напряженность в отношениях между странами, имеющими общий исторический и культурный фундамент, которым является Святое Православие.

Различные трения и конфликты между Россией, Украиной, Грузией и Молдавией, сложности, возникшие в связи со вступлением Греции в Евросоюз, грузино-абхазское противостояние, неспособность прежних союзников оказать Сербии полноценную помощь в ситуации с Косово - это лишь несколько иллюстраций к нынешней печальной ситуации в православной ойкумене. И такое отсутствие единства крайне отрицательно сказывается на каждом из государств в отдельности и на их вместе общем имидже в мире.

В чем же причина этого? Почему духовно родственные страны и народы, имеющие вековые взаимные связи, сегодня часто доходят до открытого взаимного противостояния? Очевидно, что причина - в утрате ими собственных корней, являющихся для всех них общими.

Для того чтобы понять, каким может быть выход из сложившейся ситуации, необходимо обратиться к истории.

История идеи

Идея единства православных народов начала формироваться в Византийской Империи - первом многонациональном христианском государстве. Она пришла на смену прежней римской языческой идее единства внешнего, чисто политического, основанного на физическом покорении Империей всех соседних народов. Новая идея заключалась в духовном единении разных народов и стран - единении, основанном на свободной воле. И фундаментом этого единства должна была стать вера во Христа, т.е. христоцентричность . Политический союз рассматривался как внешнее выражение внутреннего единства в лоне Православной Церкви. Для братьев по вере естественно любить друг друга, помогать друг другу, поддерживать друг друга независимо от того, идет ли речь об отдельных собратьях-христианах или о братских христианских народах. Мощная Византия, естественно, являлась старшей в этой семье православных стран и стремилась проявлять заботу обо всей православной ойкумене. Случались и войны, доходило и до напряженности в отношениях между единоверцами, но это скорее было исключением из правила.

В XV веке, после падения Византийской Империи, духовную эстафету от Константинополя - Нового Рима переняла Москва. Суть этого нового статуса нашей Первопрестольной заключалась в том, что отныне Государство Российское должно было взять на себя попечение обо всех братских православных странах и народах. И это ответственное жертвенное служение наше Отечество несло многие века. Духовная и материальная помощь находившимся под турецким игом древним Восточным Патриархатам, поддержка Украины в освободительной войне против Польши и многое другое было со стороны России проявлением заботы о своих братьях во Христе.

Со временем, по причине исторических катаклизмов и под влиянием западного рационализма, в сознании православных народов исчезло ясное понимание подлинной природы их братства. И в XIX веке, как реакция на это, в России возникло новое течение религиозно-философской и культурно-политической мысли - славянофильство. Правильнее сказать, это направление не было новым, но представляло собою возврат к общим для всех православных духовным корням и стремление к восстановлению единства на их основе. Освободительные русско-турецкие войны, даровавшие свободу сербам, болгарам, грекам, во многом были вдохновлены именно возродившейся идеей единения православных народов.

Христоцентричность

Итак, если мы не хотим допустить утраты православными народами их духовной идентичности, если мы понимаем, чем нам грозит отход от своих исторических и культурных корней, мы должны в меру сил и возможностей способствовать новому возрождению идеи единства православных народов. Но для этого единения нужна по настоящему крепкая основа.

И единственный Краеугольный Камень, подходящий для этого - это Сам Христос. Т.е. единство внешнее, подразумевающее и экономическую, и военную помощь, должно стать производным от единства внутреннего, от духовного единства в лоне Святой Церкви. Таким образом, мы вновь возвращаемся к тому, что идея единства православных народов христоцентрична . Без нового глубокого воцерковления населения наших стран мы не сможем достичь поставленной цели.

И если за всеми отношениями между братскими народами будет стоять их единство во Христе, то не останется места для выяснений отношений на национальной и языковой почве, для дележа общего исторического и наследия и природных ресурсов, для попыток показать свое мнимое превосходство и т.д. Не останется места и для взаимной силовой агрессии, т.к. православные правители исторически прибегали лишь к защите и упреждению, но не к завоеваниям.

Царство Мое не от мира сего

Спаситель сказал: Царство Мое не от мира сего (Ин 18. 30). Поэтому для христиан ничто земное не является самоценным. Оно ценно лишь настолько, насколько способствует нашей подготовке к вечной жизни в Царствии Христовом. Это относится и к идее единства православных народов.

Поэтому духовной должна быть не только основа, но и цель их единения. Взаимная экономическая и военная поддержка, культурный обмен и прочие проявления единства должны быть средством, а не целью. Цель же должна заключаться в создании для людей, населяющих православную ойкумену, наиболее оптимальных условий для жизни во Христе. Для этого законодательство и политическое устройство братских стран должны предоставлять полную свободу и гарантию жизни своим православным гражданами по библейским принципам. Заботой руководителей православных государств должно стать не просто материальное благосостояние их граждан, но, в первую очередь, их духовная просвещенность и духовная свобода.

Заключение

Что же мы, на нашем уровне, можем сделать для возрождения идеи единства православных народов? Наверное, для начала самим осознать всю ее важность. И понять, что речь идет не просто о внешнем политико-экономическом союзе, а о единстве во Христе. Которое окажется невозможным без воцерковления и духовного возрождения наших народов.

Народы состоят из отдельных людей. А потому каждый из нас должен начать возрождение с самого себя и со своей семьи. Сознательное постоянное и полнокровное участие в жизни Церкви Христовой, в Ее Таинствах - вот то, что должно заложить основу для восстановления духовного единства и России, и всех православных народов.

ВЫСШАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

ЕДИНСТВО

Высшая Реальность – это ЕДИНСТВО.
Единство подразумевает отсутствие отделённости (чувства отдельности). Отделённость начинается с ощущения «я» и «не я»: я отделён от других, я отделён от Бога и т.д. Когда есть отделённость, возникаетотношение к чему-то «другому», возникает некая позиция, игровая роль, и далее - зафиксированность в этой позиции или роли, что ведёт к накоплению опыта отделённости, который и мешает в дальнейшем осознать Единство. Конечно же, отделённость – это всего лишь иллюзия, проявление хитрости ума, хотя эта иллюзия довольно реалистична и убедительна, не правда ли?

Стирание границ и достижение Единства

Границы – это иллюзия, выдумка Сознания, скрывающая Единство.
Границы создаются отождествлениями и различениями. Когда сознание отождествляется с телом, возникает идея «моё тело» и «другие тела», происходит разделение на я и не я. В этом нет ничего плохого, однако именно отождествлённости и убеждения (накопленные в связи с этими отождествлённостями) приводят в итоге к страданиям.

Стирание границ – это устранение отождествлений и других иллюзий жизни, что приводит к достижению Единства .
Границы – это всего лишь видимость, существующая в проявленном мире. На более «высоком» уровне сознания нет никаких границ, так как всё Едино.
Когда вы видите другого человека, вы видите только тело. Тела различны, поэтому, конечно же, вы считаете, что я - это я, а он - это он. Имеет место отождествление и различение в отношении тел. Очевидно, что тела разные, и границы существуют. Но есть ли границы между его умом и вашим? Не было ли у вас такого, что вы «прочитали чьи-то мысли»? Или кто-то ваши? Может быть, догадались, о чем думает другой, или вместе сказали одно и то же? Таким образом, границы на уровне ума менее очевидны.
За пределами ума (эго или ложного я) границ нет, нет ощущения отделённости, всё Едино. Поэтому стирание границ неизменно приводит к достижению Единства.

Что представляет собой Единство? Отсутствие отождествлений и различений, отсутствие ощущения разделённости, отдельности, отсутствие «я» и «не я». Всё цельно, едино. Нет никаких беспокойств, проблем, страданий. Есть только вечное и бесконечное Блаженство, которое часто называют и другими словами: Счастье, Любовь, Радость, Безмятежность, Нирвана, Просветление и т.д. Это состояние иногда случается (кратковременно) в медитациях, упражнениях, при выполнении техник разотождествления, а также в обычной жизни без (или вне) всяких практик.
Можно целенаправленно заняться стиранием границ, хотя для большинства людей стирание границ может оказаться слишком трудным занятием ввиду огромного количества отождествлённостей и убеждений по поводу себя, других и жизни вообще. Однако попробовать можно.

Сядьте удобно, закройте глаза и расслабьтесь. Нужно, чтобы ничто не беспокоило и не отвлекало, чтобы внимание было свободно от проблем и забот. Приведу пример стирания границ между собой и Богом – достижения Единства с Богом.
Вы направляете внимание на своё «я», затем на Бога. Ваше «я» представляет собой набор отождествлений и имеющихся убеждений о себе. Бог тоже представляет собой набор имеющихся у вас убеждений о Нём. Эти убеждения и создают границы. Без торопливости вы ищете сходства и различия, находите все убеждения о себе и Боге. Это занимает какое-то время. Следует понимать, что все ваши представления о себе и Боге – это просто набор представлений (отождествлений, убеждений), не более того.

Затем посмотрите внимательно и попробуйте почувствовать, существует ли сейчас граница между вами и Богом. Другими словами, где заканчиваюсь я, и начинается Бог . Если граница есть (для вас), вы её почувствуете, и в таком случае её нужно рассмотреть (прочувствовать) во всех деталях: из чего она состоит, где находится, на каком расстоянии, имеет ли она плотность и какие-то ещё характеристики. Исследуйте эту границу во всех деталях, тщательно и полностью. Рассмотрите все свои убеждения, чувства и ощущения по поводу этой границы.
Ищите снова сходства и различия между собой и Богом, затем снова смотрите, есть ли граница, и т.д. - до тех пор, пока граница не исчезнет полностью

.

Стирание границ происходит при тщательном рассмотрении их . Когда вы внимательно исследуете границы, вы чувствуете, что они начинают меняться, ускользать и исчезать. Тогда вы начинаете понимать, что это всего лишь выдумка сознания, всего лишь убеждение. А так как убеждения – это иллюзия, то границы, которые и состоят из этих иллюзий – стираются, исчезают. Все представления и убеждения о себе и о Боге должны исчерпаться. Когда стираются надуманные границы, остаётся Изначальное Единство, цельность.

Когда границы исчезают, может появиться мысль «я и Бог – едины». Сама фраза «я и Бог» подразумевает ещё оставшуюся отделённость. В конечном итоге достигается Единство, без ярлыков типа «я» и «Бог». Нет никаких мыслей по этому поводу и ощущения отдельности.

Чем больше накопилось отождествлений и убеждений, тем дольше происходит стирание . Если техника стирания границ идёт очень медленно и без ярких результатов, значит, это не то, что вам нужно делать сейчас.
Стирание границ можно делать в отношении чего угодно, по отношению к чему (кому) вы чувствуете отделённость, но, опять-таки, не во всех случаях это будет подходящей техникой. Возможно, для начала нужно плотно поработать с убеждениями о себе, чтобы произошло некоторое разотождествление. Очень сильно мешает работе эгоизм, любые его проявления.

Достижение Единства – это не совсем верная формулировка, потому что то, чего вы пытаетесь достичь, уже есть и было всегда. Это не что-то новое, это, скорее, нечто забытое. Единство уже есть, нужно только избавиться от иллюзорных границ, мешающих осознавать его.
См. Уровни Единства.
Рецепт Единства.
Все религии Едины.

Высшая Реальность – это Гармония.
Когда нет разделения на «я» и «не я», нет также никакого напряжения, вражды, беспокойств, борьбы противоположностей (нет дуальностей), потому что всё едино, цельно. Откуда в Единстве возьмётся дисгармония? Дисгармония может быть только при условии, что есть больше Одного, то есть при наличии иллюзии отделённости. Когда нет никакого личного (отдельного) «я», кто будет испытывать дисгармонию? Кто скажет, что есть дисгармония?
См. Гармония и равновесие.

Высшая Реальность – это Безусловная Любовь.
Безусловная – потому что нет никого, кто ставил бы условия, нет личного отдельного «я» (всё ведь Едино). Любовь – потому что нет дисгармонии, нет субъектно-объектных отношений, нет напряжения, борьбы, беспокойства.
См. Безусловная любовь.

Высшая Реальность – это Счастье.
Потому что нет никакого отделенного «я», которое могло бы сказать: «я не счастлив». Нет «я» и «обстоятельств, которые делают меня несчастливым». Такого разделения нет, есть только Единство.
См. Близкое или далёкое счастье.
Притча «Будь счастлив».
«Образ себя - счастливого человека» - Синельников Валерий Владимирович.

В Высшей Реальности также нет негатива, привязанностей, зависимостей, предпочтений, нет ощущения, что что-то важнее чего-то другого.
Высшая Реальность – это состояние вне иллюзий. Таким образом, Высшую Реальность можно назвать Высшей Истиной.
Высшая Реальность – это отсутствие эгоизма и его негативных последствий.

Фактически, всё написанное выше относится к описанию просветления.

Всё, что не есть Единство – иллюзия

КОНЦЕПЦИЯ ЕДИНСТВА

Есть Сознание. Сознание – это всё, что было, есть и будет. Сознание – это совокупность всего, поэтому его можно назвать Единым Сознанием. Вы можете назвать его другим словом, например Жизнь, Бог или Единство.
Единое Сознание разделяют на проявленное (всё, что воспринимается) и не проявленное (из которого возникает проявленное).

Всё изначально Едино и, можно сказать, состоит из одного и того же «материала». Этот материал некоторые физики и мистики называют пустотой. Не важно, каким словом это будет названо.

Важным аспектом Сознания является некая Высшая Сила (или силы), управляющая природой, людьми и событиями, и часто эту Высшую Силу делят на Бога и Дьявола. У обеих сторон есть своя иерархия (дальнейшее разделение). Для практических целей можно упростить эту модель, и не разделять Высшую Силу на множество различных сил. Так мы будем ближе к концепции Единства.

Давайте Высшую Силу называть словом Бог. Бог управляет всем без исключения – людьми, природой, событиями, явлениями – целиком и полностью. Итак, у нас есть кажущаяся двойственность: Бог и то, чем он управляет. Чтобы устранить иллюзию двойственности и вернуться к Единству, нужно понять, что Бог есть ВСЁ, но один его аспект управляет другими аспектами в проявленном существовании. Посредством чего происходит управление? Посредством тех же людей, событий, явлений. Имеет местовзаимовлияние проявленных аспектов Единого Бога. Все аспекты Единства так или иначе влияют друг на друга, и этот механизм полностью слажен, поэтому Ничто не случайно.

Действующая сила только одна – Бог. Но в проявленном мире есть видимость множества действующих сил. Почему так? Все ответы на этот вопрос представляют собой лишь концепции. К примеру, такая концепция: «Бог (Единство) решил познать себя в проявленном существовании через множество аспектов себя же».
Множественность в основе своей представляет собой Единство, из которого она возникает.
Таким образом, Единый Бог проявляет себя во множестве форм.

Следующая концепция: Бог сделал так, чтобы люди были погружены в Иллюзии жизни.
Для чего Бог создал иллюзии? В качестве ответа отлично подойдёт такая концепция: чтобы жизнь могла быть такой, какой она есть сейчас. Без всех этих иллюзий спектакль под названием Жизнь не мог бы состояться.

Бог – это всё, что есть .
Каждый из нас является частью Бога. Всё, что мы видим, слышим, чувствуем, и вообще воспринимаем каким-либо образом, является частью Единого Бога. Нет ничего, что не было бы частью Бога.
Когда проявлена иллюзия множества, Единство не ощущается, так как его «перебивает» ощущение множества. Это нормально, как нормально и то, что по мере духовного развития иллюзия множества теряет свою силу, как и все остальные иллюзии жизни, на что тоже Воля Бога.
Воля Бога на то, чтобы у вас была Иллюзия личной причинности, Иллюзия свободы выбора и Иллюзия личной ответственности. Эти иллюзии делают жизнь реалистичной и интересной. Стали бы вы в одиночку играть в карты за шестерых? Не так интересно, как с «настоящими соперниками», верно?
Воля Бога на то, чтобы у вас возникали определённые мысли, желания, ощущения, эмоции, реакции, которые приводили бы к тем или иным решениям, выводам и действиям, а также к их последствиям. И чтобы вам казалось, что это вы причина этих мыслей, эмоций, решений и действий.

Всё в жизни происходит исключительно и только по Воле Бога – и в вашей, и в жизни других людей.

В большинстве случаев Воля Бога на то, чтобы идея Единства и Воли Бога не принималась массово, потому что это испортило бы спектакль под названием Жизнь.
Принятие концепции «на всё Воля Бога» может произойти только по Воле Бога. И по Воле Бога может произойти исчезновение этой (возможно последней) концепции в духовном развитии.

У кого-то может возникнуть вопрос: так нужно ли что-то делать, изучать, практиковать, пытаться? Если есть желание и импульс это делать, значит нужно, на то Воля Бога. Если есть понимание, что практиковать ничего не нужно, значит не нужно. Если в данный момент есть сомнение, значит и на это Воля Бога.

Полное принятие концепции «на всё Воля Бога» избавляет от эгоизма, вовлечённости в иллюзии и последствий этого – личных страданий. В большинстве случаев духовное развитие всё же требует практики. Избавление от иллюзий и страданий происходит по мере работы над собой.
Принятие Воли Бога крайне редко случается без целенаправленной работы.
Хорошо, если вы всегда будете помнить о концепции Единства и Воли Бога на всё, это ускорит духовный рост и приблизит избавление от иллюзий.

Сейчас начинает входить в оборот идея единства народа, - говорю я. - Чем, на ваш взгляд, она отличается от идеи национальной?

Это на первый взгляд есть вариант на ту же тему, - говорит Защитник. - Но тут есть существенное различие. Оно не столько в словесном выражении, сколько в том, откуда выходят идеи, кто за ними стоит, каковы цели их инициаторов. Национальная идея исходит из кругов населения, озабоченных судьбой России и жаждущих спасти её. А идея единства исходит… Вспомните, кто её высказал?..

Вот именно. Она исходит от власти, точнее говоря из «Кремля». Вспомните Гитлера и Сталина! Гитлер: один народ, один фюрер. Сталин: морально-политическое единство народов и всех слоёв населения (дружеские классы рабочих и крестьян и трудовая интеллигентская прослойка). Идея единства населения страны - естественная идея всякой высшей власти. Но она приобретает особое значение в исключительных ситуациях.

А что питает её теперь?

Целый комплекс условий. В стране беспредел. Нужен порядок, который способна установить лишь сильная власть. Завершился социальный перелом. Нужно закрепить его результаты. Заставить население признать новое социальное расслоение как факт, не подлежащий сомнению. Для жизнедеятельности денежного механизма нужна стабильная жизнь. Это нужно для новых господствующих классов собственников. Оппозиция мешает власти. Особенно - «левая». Особенно - коммунисты.

Да, ситуация в стране напоминает ситуацию прихода к власти гитлеризма.

И не забывайте о том, что за спиной Гитлера стоял крупный капитал.

Хотя массы населения поддержали Гитлера.

Массы советского населения поддержали сталинизм, хотя условия в Советском Союзе были другими, чем в Германии. Сейчас условия в России сложные. Даже запутанные и противоречивые. Силы, занятые в российской активной жизни, ещё не разобрались и не выработали ясную позицию.

Но дело идёт к этому?

Да. Думаю, скоро все прояснится.

Как вы себе представляете это?

Думаю, что произойдёт перелом. Установится «сильная» власть «Кремля». Гибрид сталинизма и гитлеризма, но не в трагическом исполнении, как было, а скорее как фарс. Имитационно-карикатурная форма.

Какова её роль?

Окончательно утвердить новый социальный строй. Установить элементарный общественный порядок. Ограничить беспредел во всех сферах общества. Загнать в нужные рамки и оппозицию. Загнать в нужные рамки оппозицию. Добить коммунистов. Обеспечить условия для деятельности глобального денежного механизма.

А если новая власть выйдет из-под контроля этого механизма?

Эта тенденция не исключена. Но надо же быть реалистом. Ему, конечно, будет дана какая-то свобода действий и закулисная поддержка. Но в пределах, допустимых с точки зрения западных хозяев. Нужно понять как аксиому следующее: основной стратегической установкой Запада в отношении Советского Союза и России было и остаётся разрушение их внутреннего единства, дезинтеграция, атомизация, разрыхление. Демократизация власти, приватизации экономики и деидеологизация менталитетной сферы - средства для этого. Плюс - национальная рознь. Расчленение территории. Подумайте, что обеспечивало единство страны? В системе власти - партийный аппарат, однопартийность КПСС. В менталитетной сфере - единая идеологическая система. В системе хозяйства - единая экономическая система. Все части страны были привязаны к целому во всех основных аспектах. А теперь? Что бы ни говорили о единстве на высотах власти и идеологические слуги, никакого единства не будет без внутреннего притяжения частей к целому и без внутреннего взаимопроникновения различных аспектов общества, - власти, экономики, идеологии. Все аспекты атомизированы, между ними нет соответствия и взаимопроникновения.

Долгое время в обществе доминировал тип мировоззрения, который назвали антропоцентризмом. Сущность такого мировоззрения заключается в том, что весь мир с одной стороны противопоставляется человеку, а с другой стороны существует для человека, для удовлетворения его потребностей. Нет необходимости искать факты, подтверждающие не просто ошибочность такого мировоззрения, но даже ущербность и вредоносность его. Достаточно оглянуться вокруг и окажется, что в любой сфере человеческой жизни существуют проблемы и если раскрыть их причины, то окажется, что возникают они вследствие особенностей мировоззрения.

Необходимость разрешения экологических проблем вызывает к жизни новые идеи, основываясь на которых можно формировать совершенно новый тип мировоззрения, отличный от того, который и стал причиной развития экологических кризисов.

К пониманию единства можно прийти с двух сторон, осознавая возможность существования абсолютной, общей для каждого существа в мире основы (субстанции) и осознавая неразрывную целостность всего существующего в мире (а если пойти дальше, то можно включить в понимание и связи с тем, что еще не существует).

Лучше всего начать наше размышление о единстве мироздания, посмотрев по-новому на мир, который принято называть видимым миром и состоящего из телесных объектов, которые можно воспринимать посредством физических органов чувств (осязания, обоняния, зрения, слуха, вкуса). Благодаря научному методу познания видимого мира удалось создать приборы, обладающие способностями проникать в те слои материального мира, куда человеческие органы чувств проникнуть не могут, и давать человеку возможность познать их. Так, нам стало известно о существовании микромира (клетки, молекулы, атомы…) и макромира (планеты, галактики, Вселенная). И постепенно накапливаются знания о структуре и функциях обитателей этих миров. Но, наши знания о мире видимом отрывочны и неполны. Для науки то, что не попало в ее поле зрения – не существует. Поэтому следует учесть очень важный для осмысления факт – то, что нам известно это маленькая верхушка огромного айсберга, большая часть которого скрыта от нашего восприятия.

Человек расширил границы своих физических чувств и понял, что все тела состоят из материальных частиц: элементарных частиц, атомов, молекул, которые определенным образом структурированы и размещены в пространстве тел. В этом смысле растение и человек обладают общими материальными компонентами, но разной степенью сложности организации структуры и функций тела. Иными словами тело человека обладает большими возможностями, чем тело растения. Например, обладая способностью к передвижению, человек имеет сложно устроенный опорно-двигательный аппарат, растение же не имеет специально устроенного органа передвижения.


О единстве материального мира может свидетельствовать и феномен круговорота веществ и энергии. Материальные частицы перемещаются из одного тела в другое и благодаря различным процессам (физическим, химическим и др.) изменяется их структура, свойства, функции, поведение. Можно сказать, что частицы материи взаимообусловливают существование друг друга и нужны друг другу для жизни. Так, например, все атомы включают в себя электроны, все молекулы состоят из атомов и если не будет электронов, то не будет атомов, не будет молекул… Следуя подобной логике можно сказать, что молекулы нуждаются в атомах, атомы нуждаются в электронах для того, чтобы жить. Каждая частичка, соединяясь с другой, превращается в новую материальную структуру (к атому присоединяется электрон – образуется новый химический элемент, к химическому элементу присоединяется другой – образуется новое соединение) и начинает играть совершенно новую роль в материальных процессах. Обратный процесс также имеет свое место и значение.

В природе не существует ничего оторванного друг от друга и не существует пустоты. И если в нашем представлении материального мира существует незаполненное ничем пространство, то это означает только одно – мы не смогли добраться до этого слоя реальности, не смогли зафиксировать формы материи, существующие здесь, не смогли придумать методы, благодаря которым нам открылось бы новое измерение мира. А то, что мы не можем почувствовать воспринимается как пустота. Для иллюстрации данного утверждения можно снова привлечь образ айсберга. Если мы будем сверху смотреть на него, то нашему зрительному восприятию будет открыта только верхушка, а погруженная в воду часть не будет видна, и если мы не знаем, что это айсберг, он будет восприниматься нами как снежный островок и все. А для того, чтобы увидеть, что у айсберга есть продолжение в воде нам нужно погрузиться в воду. Для того чтобы это сделать мы должны придумать как это сделать так, чтобы и себя обезопасить от действия неблагоприятных для человека условий водной среды (низкая температура воды, высокое давление и т.д.) и собрать побольше информации об этой части айсберга. Когда же мы все сделаем правильно и рассмотрим хорошо подводную часть айсберга, мы поймем более глубоко реальность. Айсберг находится в двух мирах одновременно и чтобы это понять мы должны были погрузиться в реальность, которая не является для нас обычной средой нашей жизни.

Конечно, существуют в мире области, в которые человек не может попасть передвигаясь физически, но придумал приборы, которые обладают способностью увеличить не ощущаемый человеком мир и помогать ему зрительно погрузиться в него. Таково новое поколение сверхмощных микроскопов – сканирующий электронный микроскоп. "Кристаллическая струк­тура вольфрама, посредством рентгеновских лучей отчётливо вырисо­валась на святящемся экране, показывая девять атомов в их точном расположении пространственной решётки, – куб с одним атомом в центре и по атому в каждом углу. Атомы кристаллической решётки вольфрама выглядят на экране как светящиеся точки. Против этого светящегося кубического кристалла молекулы воздуха, бомбардирую­щие его, выглядели танцующими световыми точками, подобными бликам солнечного света, мерцающим на водной ряби..." (New York Times, 1937 цит. по: Парахамса Йогананда Автобиография Йога, 2001).

Путешествуя по миру материи мы вышли на уровень света или энергетический уровень реальности. Любое материальное образование несет в себе свет (энергию). И любое материальное образование можно описать как волну или как частицу. Про электрон уже давно ученые сказали, что он может проявлять себя как волна или как частица. От чего это зависит? Принятого всеми учеными ответа на этот вопрос не существует, но есть основания полагать, что поведение электрона зависит от условий среды, в которой он оказывается. Уплотнение энергии может сформировать отдельные частицы, обладающие разной длительностью существования в материальной форме, вероятно, большее уплотнение увеличивает срок жизни материальных образований. Вероятно, существует какие-то границы, в которых возможен процесс уплотнения, затем сформированные частицы ступают в отношения с другими частицами и посредством различных связей с другими материальными формами создаются новые более плотные образования (на этом уровне имеет значение прочность связи), наконец, постепенно превращаясь в видимое образование, доступное чувственному восприятию человека. Путь перехода из мира невидимого в мир видимый осуществляется благодаря уплотнению энергии и наращиванию массы. Поиск ответа на вопрос связи вещества и энергии открыл формулу, выводящую эту закономерность: Е∙=∙m∙∙∙ c 2 , автором которой является Альберт Эйнштейн.

Уровень энергии, как мы уже видели, может быть доступен познанию человека-ученого через приборы, но есть люди, которые способны и без приборов чувствовать мир более тонкий. Таких людей назвали экстрасенсами. Экстрасенсы видят вокруг любого материального объекта светящееся облако и могут различать особенности энергетического поля различных существ, в том числе и людей. Благодаря сопоставлению знаний, полученных разными путями, человечеству открылся новый слой реальности – энергетический.

Отличительной особенностью данного уровня является то, что энергия безпрепятственно переходит от одного объекта к другому, как бы перетекает из одного сосуда в другой. В мире осуществляется постоянный обмен энергией. Также как и в мире частиц или вещества, в энергетическом мире существует огромное разнообразие форм энергетических и каждая форма проявления энергии имеет свой характер. Но, если войти внутрь энергии и попробовать понять, а из чего же состоит энергия, то мы выходим на уровень информации. Говоря языком науки, этот слой называется информационным. Информация сама по себе не имеет ни массы ни энергии, приобретает энергетическую составляющую только тогда, когда начинается ее движение, но движение информации осуществляется сознанием. А сознание в свою очередь ученые называют творящей информацией.

Таким образом, мы вошли в новый слой реальности – более тонкий, чем рассмотренные ранее материальный и энергетический и называют его информационным уровнем реальности.

Если в мире материи и энергии существуют понятия расстояния и времени, то для информации таких понятий не существует и передача и получение информации происходит мгновенно в масштабах Вселенной. Например, то, что подумал человек, находясь в Горно-Алтайске сразу же распространяется во всей Вселенной.

Заглянем в словарь русского языка и найдем определение слова «информация». «Информация - сообщение, осведомляющее о положении дел, о состоянии чего-либо; сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком и специальными устройствами и являющиеся объектом хранения, переработки и передачи». А ученые используя этот термин для описания особого слоя реальности говорят так: «… Содержательно это структурно-смысловое разнообразие мира, метрически – это мера данного разнообразия, реализуемая в проявленном, не проявленном и отображенном виде» (Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С., 2003).

Опираясь на знания об информации ученые смогли описать и уровень первичного сознания – ту смысловую категорию, которая в религиозно-философских источниках называется Богом или Духом. «Дух возжелал некогда: «Да буду я множествен ради рождения людей». Поэтому он сосредоточил всего Себя в мысли, и силой своего размышления сотворил всю вселенную, поистине все сущее. Сотворив все это, Он вошел в сотворенное, войдя же стал «Этим Сущим» и «Тем возможным». Он стал тем, что определенно и тем, что неопределенно. Он стал этим основанным и тем безосновным; Он стал Знанием, и Он стал Неведением; Он стал Истиной и он стал ложью. Поистине он стал всем истинно сущим, всем, что бы ни существовало здесь. Поэтому говорят о нем Он есть Истина». «Дух, который здесь в человеке, и Дух, который там в Солнце, есть один Дух и нет другого» (Шри Ауробиндо, 1997). Сущность субстанционального единства мира раскрыта здесь при помощи ведических знаний, заботливо сохраняющихся и передающихся из поколения в поколение уже несколько тысяч лет. Аналогичные идеи о единой субстанции, пронизывающей собой все мироздание можно найти и в священных книгах Даосизма, Буддизма, Христианства.

Так, пытаясь рассмотреть устройство каждого уровня реальности мы неизбежно вышли на уровень единства всего сущего и желание понять единство как целостность мироздания мы поняли и единство как общую основу всего сущего.

Литература

1. Парамаханса Йогананда. Автобиография йога. – М.: ИДЛи, 2001. – 592 с.

2. Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Начало начал. – СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2003. – 288 с.

3. Шри Ауробиндо. Упанишады. Кена и другие. – СПб.: «Адити», 1997.

Новое на сайте

>

Самое популярное