Домой Природное земледелие Структура и особенности географии легкой промышленности мира. География лёгкой и пищевой промышленности

Структура и особенности географии легкой промышленности мира. География лёгкой и пищевой промышленности

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы определяется ролью и значимостью пищевой промышленности как в формировании структуры хозяйственного комплекса страны, так и в решении продовольственной проблемы.

Пищевая промышленность – одна из значительных отраслей современного индустриального производства. По валовой продукции она занимает второе место после машиностроения.

Роль пищевой промышленности в развитии производительных сил определяется, прежде всего, тем, что она удовлетворяет преобладающую часть потребностей населения в продовольствии. Пищевая промышленность обеспечивает более рациональное питание населения, способствует устранению неравномерности потребления пищевых продуктов как во времени, так и в региональном разрезе, позволяет эффективно использовать сельскохозяйственное сырье, сокращать его потери.

Цель работы состоит в выявлении закономерностей территориальной организации и обосновании путей оптимизации территориальной концентрации отраслей пищевой промышленности Курской области.

Основными задачами , решаемыми в работе, являются:

1) изучение и оценка природных и социально-экономических условий и ресурсов, обусловливающих территориальную дифференциацию пищевой промышленности;

2) анализ развития и состояния отраслей пищевой промышленности в других регионах РФ и зарубежных странах, для определения возможных перспектив и направлений данной индустрии в Курской области;

3) анализ сравнительной экономической эффективности основных отраслей пищевой промышленности в изучаемом регионе.

Выбор в качестве объекта исследования территории Курской области обусловлен тем, что это один из наиболее староосвоенных в сельскохозяйственном отношении районов, который обладает высоким природным агропотенциалом и в то же время относительно низкой эффективностью отраслей перерабатывающего производства.

Предметом исследования являются особенности развития и территориальной концентрации отраслей пищевой промышленности.

Полученные и обработанные материалы создали основу для применения различных экономико-географических методов анализа и синтеза. Сравнительно-географический метод использован при изучении закономерностей локализации отдельных отраслей, выявлении различий в эффективности производства основных видов продукции. Картографический метод применялся для выявления связей между особенностями организации изучаемых отраслей и социально-экономическими и природными факторами, обусловившими их развитие. Применение историко-географического метода позволило выявить причины локализации и концентрации предприятий пищевой промышленности на изучаемой территории. Метод районирования использовался для изучения территориальной дифференциации отраслевой структуры пищевой и пищевкусовой индустрии.

Первая глава посвящена особенностям развития и размещения отраслей пищевой промышленности за рубежом и в целом по Российской Федерации.

Глава I ГЕОГРАФИЯ МИРОВОЙ ПИЩЕВОЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Общая характеристика

Пищевая промышленностьпризвана удовлетворять основные потребности населения в важнейших продуктах питания. Она теснейшим образом связана с сельским хозяйством, которое является основным источником сырья отрасли. Переработка сельскохозяйственного сырья в продукцию длительного хранения, большие мощности холодильников пищевых предприятий обеспечивают постоянное равномерное снабжение рынка продовольствием, в частности скоропортящимися продуктами. Отходы производства отрасли используются как в сельском хозяйстве, так и в других отраслях промышленности (легкой, фармацевтической и т.д.).

Параллельно с пищевой функционирует пищевкусовая промышленность,использующая пищевое сырье для изготовления алкогольных напитков, соков, а также поставляющая различные пряности и специи как для пищевой промышленности, так и для непосредственного потребления населением. Важную роль в отрасли играет переработка табака, чая, кофе, какао и других видов продукции сельского хозяйства в готовые изделия после прохождения соответствующих технологических операций (например, ферментация чайного, табачного сырья и т.д.).

Пищевая и пищевкусовая промышленность имеют сложную структурувключающую десятки различных по использованию сырья и технологии процессов. В настоящее время сложилось несколько их групп. Среди них особо выделяются базовые производства,продукция которых требует дальнейшей глубокой переработки (например, мукомольная, получение сахара-сырца, пастеризация молока с последующим изготовлением из них соответственно хлебобулочных, кондитерских и кисломолочных изделий). К базовым производствам относятся и первичные процессы убоя скота, улова рыбы, продукция которых может направляться непосредственно на рынок. Однако все чаще такая продукция подвергается облагораживаниюдля получения более квалифицированных полупродуктов (полуфабрикатов для быстрого приготовления в домашних условиях) или готовых конечных продуктов отрасли (колбасные, рыбные изделия, консервы, пресервы, деликатесные продукты и т.д.). Эти процессы повышения потребительских качеств продукции базовых производств становятся основными в отрасли, так как дают наиболее высокую по стоимости товарную продукцию.

Пищевая и пищевкусовая промышленность удовлетворяют ежедневные потребности населения в очень разнообразном ассортименте продукции (например, только сортов сыра или пива - сотни). Это обусловило формирование множества предприятий отрасли (в мире производством только кондитерской продукции занято около 50 тыс. фирм), специализирующихся на получении тех или иных пищевых или пищевкусовых продуктов. При этом ассортимент продукции постоянно обновляется, ему придаются новые потребительские качества.

Особенностьпищевой и пищевкусовой промышленности, вырабатывающей сотни миллионов тонн изделий, - необходимость их расфасовки в мелкую тару, соответствующую физическим свойствам продукта. Отсюда эта отрасль стала крупным потребителем стеклянной, бумажной, металлической, полимерной тары. Это обусловило связи отрасли с соответствующими производствами: стекольной, бумажной, металлургической, химической и др. Расфасовка продукции отрасли потребовала разработки упаковочных машин-автоматов для Предприятий разных производств. Велики затраты на высококачественную полиграфическую продукцию для оформления тары.

В пищевой и пищевкусовой промышленности сложились мощные национальные фирмы и международные корпорации в сфере производства разной продукции, например, всем известные «Нестле» «Кока-Кола», «Юнилевер» и многие другие. Каждая владеет сотнями предприятий в разных странах мира, их обороты одни из самых высоких в индустрии. Они контролируют практически все рынки сбыта аналогичной продукции.

Научные исследования в области питания способствовали изменению его структуры. Особое внимание уделено повышению доли овощей и фруктов, снижению калорийности пищи (использование обезжиренного молока, употребление растительных масел вместо животных жиров, сокращение потребления сахара и кондитерских изделий с ним, отказ от алкогольных напитков в пользу безалкогольных: минеральных вод, соков и т.д.), безусловный отказ от курения и т.д. Все это призвано сохранить здоровье человека. Однако возникают и проблемы развития соответствующих отраслей промышленности, где ТНК сопротивляются этим тенденциям введения здорового образа жизни (особенно табачные компании). Вместе с тем проблемы питания - это и социально-экономические, и национальные, решение которых индивидуально для разных стран и регионов.

О тенденциях и традициях в потреблении продуктов питания в мире можно судить по производству пшеничной муки и потреблению хлебобулочных изделий. Получение муки за период 1960-1988 гг. увеличилось более чем вдвое и достигло 205 млн т. Однако в конце 80-х гг. началось сокращение ее выпуска и к середине 90-х гг. оно составляло около 130 млн т. Потребление изделий из нее также сократилось, но еще сильно различалось по странам: от 6-10 кг на человека в год в Японии и Республике Корея, до 100-150 кг в государствах бывшего СССР и Болгарии (США - 30 кг в 2004 г.).

Отраслевая и территориальная структура

Мясная промышленность. Роль отрасли определяется значением мясных продуктов - основного источника высокоценных животных белков и других важных компонентов. Рост потребления мясных продуктов в мире - один из показателей повышения жизненного уровня населения. Подавляющая часть населения земного шара употребляет мясо, и производство его растет быстрее, чем численность жителей планеты. За 1950-2000 гг. население планеты выросло в 2,3 раза, а производство мяса - в 5 раз. Соответственно производство мяса на душу населения в среднем в мире увеличилось с 16 до 36 кг, но различия по странам очень велики: от 365 кг в год в Дании до 4,6 кг в Индии (за счет мусульманского населения, ибо индусы мясо не употребляют).

Проблемы рационального питания существенно отразились на производстве и потреблении отдельных видов мяса, хотя еще сохраняются национальные, религиозные традиции, а также экономические возможности использования мяса у разных народов мира. Общая тенденция - увеличение потребления диетических видов мяса(в первую очередь птицы). Это отразилось на структуре производства мяса в мире.

В отдельных странах структура производимой мясной продукции претерпела еще большие изменения. Так, в США за 1960-2000 гг. производство свинины в расчете на душу населения уменьшилось с 37 до 31 кг, а мяса птицы возросло с 21 до 53 кг (в 2005 г. показатели в мире составляли по свинине 15 кг, по птице - 9 кг).

Растущие потребности в получении мясной продукции в отдельных странах и регионах мира определили основные территориальные сдвигив производстве мяса. Этому способствовали достижения в растениеводстве, обеспечивающем снабжение животноводства кормами.

Пищевая промышленность призвана удовлетворять основные потребности населения в важнейших продуктах питания. Она теснейшим образом связана с , которое является основным источником сырья отрасли. Переработка сельскохозяйственного сырья в продукцию длительного хранения, большие мощности холодильников пищевых предприятий обеспечивают постоянное равномерное снабжение рынка продовольствием, в частности скоропортящимися продуктами. Отходы производства отрасли используются как в сельском хозяйстве, так и в других отраслях промышленности (легкой, фармацевтической и т.д.).
Параллельно с пищевой функционирует , использующая пищевое сырье для изготовления алкогольных напитков, соков, а также поставляющая различные пряности и специи как для пищевой промышленности, так и для непосредственного потребления населением. Важную роль в отрасли играет переработка табака, чая, кофе, какао и других видов продукции сельского хозяйства в готовые изделия после прохождения соответствующих технологических операций (например, ферментация чайного, табачного сырья и т.д.).

Пищевая и пищевкусовая промышленность имеют сложную структуру, включающую десятки различных по использованию сырья и технологии процессов. В настоящее время сложилось несколько их групп. Среди них особо выделяются базовые производства, продукция которых требует дальнейшей глубокой переработки (например, мукомольная, получение -сырца, пастеризация молока с последующим изготовлением из них соответственно хлебобулочных, кондитерских и кисломолочных изделий). К базовым производствам относятся и первичные процессы убоя скота, улова рыбы, продукция которых может направляться непосредственно на рынок. Однако все чаще такая продукция подвергается облагораживанию для получения более квалифицированных полупродуктов (полуфабрикатов для быстрого приготовления в домашних условиях) или готовых конечных продуктов отрасли (колбасные, рыбные изделия, консервы, презервы, деликатесные продукты и т.д.)- Эти процессы повышения потребительских качеств продукции базовых производств становятся основными в отрасли, так как дают наиболее высокую по стоимости товарную продукцию.

Пищевая и пищевкусовая промышленность удовлетворяют ежедневные потребности населения в очень разнообразном ассортименте продукции (например, только сортов сыра или пива — сотни). Это обусловило формирование множества предприятий отрасли (в мире производством только кондитерской продукции занято около 50 тыс. фирм), специализирующихся на получении тех или иных пищевых или пищевкусовых продуктов. При этом ассортимент продукции постоянно обновляется, ему придаются новые потребительские качества.

Особенность пищевой и , вырабатывающей сотни миллионов тонн изделий, — необходимость их расфасовки в мелкую тару, соответствующую физическим свойствам продукта. Отсюда эта отрасль стала крупным потребителем стеклянной, бумажной, металлической, полимерной тары. Это обусловило связи отрасли с соответствующими производствами: стекольной, бумажной, химической и др. Расфасовка продукции отрасли потребовала разработки упаковочных машин-автоматов для предприятий разных производств. Велики затраты на высококачественную полиграфическую продукцию для оформления тары.

В пищевой и пищевкусовой промышленности сложились мощные национальные фирмы и международные корпорации в сфере производства разной продукции, например, всем известные «Нестле», «Кока-Кола», «Юнилевер» и многие другие. Каждая владеет сотнями предприятий в разных странах мира, их обороты одни из самых высоких в индустрии. Они контролируют практически все рынки сбыта аналогичной продукции.

Научные исследования в области питания способствовали изменению его структуры. Особое внимание уделено повышению доли овощей и фруктов, снижению калорийности пищи (использование обезжиренного молока, употребление растительных масел вместо животных жиров, сокращение потребления сахара и кондитерских изделий с ним, отказ от алкогольных напитков в пользу безалкогольных: вод, соков и т.д.), безусловный отказ от курения и т.д. Все это призвано сохранить здоровье человека. Однако возникают и проблемы развития соответствующих отраслей промышленности, где ТНК сопротивляются этим тенденциям введения здорового образа жизни (особенно табачные компании). Вместе с тем проблемы питания — это и социально-экономические, и национальные, решение которых индивидуально для разных и регионов.
О тенденциях и традициях в потреблении продуктов питания в мире можно судить но производству пшеничной муки и потреблению хлебобулочных изделий. Получение муки за период 1960-1988 гг. увеличилось более чем вдвое и достигло 205 млн т. Однако в конце 80-х гг. началось сокращение ее выпуска и к середине 90-х гг. оно составляло около 130 млн т. Потребление изделий из нее также сократилось, но еще сильно различалось по странам: от 6-10 кг на человека в год в и Республике Корея, до 100-150 кг в государствах бывшего СССР и ( — 30 кг в 1993 г.).

Ø углубить знания об отраслевой структуре, выявить особенности и факторы размещения легкой промышленности;

Ø определить отраслевую структуру, выявить особенности размещения отраслей пищевой промышленности;

Легкая промышленность сформировалась как отрасли хозяйства еще в ХУ11 веке в Западной Европе и до второй половины Х1Х века была главной отраслью промышленности в мире. В ее состав входят текстильное, шелковое, меховое, швейное, кожевенно-обувное производства.

Текстильное производство - главная отрасль в мировой легкой промышленности. Она производит различные типы тканей: смесовые ткани (из разных видов химических волокон в примеси с натуральными) и натуральные – хлопчатобумажные, шерстяные, шёлковые, льняные, а так же трикотажные изделия, ковры. Около 50 % сырья, используемого в текстильной промышленности мира, приходится на химические волокна, 45 – на хлопок, 5 % на шерсть, льноволокно и др. виды. Текстильная производство – трудоемкая отрасль, поэтому выработка тканей перемещается в развивающиеся страны, которые имеют избыток дешевой рабочей силы. В мировом текстильном производстве сложилось пять главных регионов: Восточная Азия, Южная Азия, СНГ, Западная Европа и США.

С начала промышленной революции хлопчатобумажное производство в развитых странах, а производство хлопка в бывших колониях метрополий. Однако во второй половине ХХ века произошли существенные изменения в географии отрасли. Хлопчатобумажная промышленность приблизилась к сырьевым базам. Это привело к тому, что в странах Западной Европы и Северной Америки производство хлопчатобумажных тканей уменьшилось, а доля развивающихся стран возросла. Сейчас о сновными производителями хлопчатобумажных тканей является Китай (30% мирового производства), Индия (10%), Индонезия, Пакистан, США и др. Главными экспортёрами этого вида тканей являются Пакистан, Индия, Египет, Китай, Япония и Италия.

География шерстяных тканей за последнее столетие не претерпела особенных изменений. Ведущими производителями шерстяных тканей в мире являются страны Западной Европы, Япония и Китай. Так, на долю Китая приходится 15 % всех производимых в мире шерстяных тканей, аИталии –14 %. Производство шерстяных тканей значительно меньше производства хлопчатобумажных по своему объему. Шерстяное производство развитых стран работает на внутренний рынок. Она потребляет шерсть, ввозимую из Австралии, Новой Зеландии, ЮАР, Аргентины, Уругвая, Великобритании. В мировой оборот поступает около 55 % настрига шерсти. Шёлковая промышленность мира перешла сейчас на выпуск тканей из химических волокон.Абсолютное лидерство в изготовлении наиболее дорогих шелковых тканей занимает США (свыше 50%). Велика доля и стран Азии, особенно Индии, Китая, Таиланда, Республики Корня и Японии (более 40%). Что касается производства тканей из натурального шелка, то оно сосредоточено главным образом в Китае, Японии и Индии. Они же известны и как основные производители шелка-сырца.

Значительно уменьшилось в последнее десятилетие производство льняных тканей. Льняные ткани выпускаются в основном в России, Беларуси, Польше, Франции, Великобритании, Бельгии, Нидерландах. Среди других видов натурального текстильного сырья относительно широко используется джут, из которого производят мешковину, джутовое полотно, ковровую основу. Эти товары экспортируют Бангладеш и Индия - основные производители джута. Для производства ковров основным сырьём сейчас являются химические волокна и только традиционные вязаные ковры делают из шерсти. Среди стран мира главными производителями ковров являются США (ковры нетканого типа), Бельгия и Великобритания (вязаные и тканые ковры), Индия, Иран.

Изменения в отраслевой структуре в мировой легкой промышленности проявляются в ускоренном развитии трикотажного производства. Для производства трикотажных изделий сейчас широко используется химическое сырьё. Выпуск сложного дорогого трикотажа концентрируется в развитых странах (Италия, США, Франция), но быстро распространяется и новые индустриальные страны. В развивающих странах остается выпуск дешевого трикотажа, которые становятся основными экспортерами этой продукции.

Меховое производство. Заготовка меха и выпуск меховых изделий традиционно развиты в Канаде, США, Норвегии, Финляндии, России и Монголии.

Швейное производство . В швейном производстве законодателями моды является Франция, Италия, Англия, Германия, которые все больше специализируются на производстве модных, элитарных, индивидуальных изделий. Пошив массовых изделий все больше перемещается в развивающиеся страны с дешевой рабочей силой, что позволяет резко снизить себестоимость производимых изделий. Многие из них, прежде всего Китай, Индия, Южная Корея, Колумбия, стали крупнейшими экспортерами готовой одежды и бельевых изделий. Развивающиеся страны производят более 50% швейных изделий мира.

Кожевенно-обувное производство . Среди отраслей легкой промышленности производство обуви в наибольшей мере переместилось из развитых стран в страны с дешевой рабочей силой – развивающиеся страны. Лидерами в изготовлении обуви стали КНР (более 40% обуви в мире), Индия, Италия, Республика Корея, Тайвань, США, Франция, Испания. Развивающиеся страны Азии специализируются в большей мере на спортивной и домашней обуви. В развитых странах (Италия, Австрия, ФРГ, США) сохранилось в основном изготовление обуви из дорогого сырья, с высокой трудоемкостью производства. Крупнейшим производителем и экспортером такой обуви является Италия.

Пищевая промышленность. Пищевая промышленность имеет сложную структуру. Она делится на три крупные отрасли: пищевкусовую, мясо-молочную и рыбную . В свою очередь пищевкусовая промышленность делится на такие подотрасли как сахарная, кондитерская, маслобойная, мукомольно-крупяная, соляная и др.

Пищевая промышленность , используя сырьё растительного и животного происхождения, теснейшим образом взаимодействует с сельским хозяйством, рыбным и другими промыслами. Особое значение имеет связь с сельским хозяйством, которое обеспечивает пищевую промышленность наиболее массовыми видами сырья (зерном, картофелем, овощами, мясом, молоком и т.д.).

Продукция сахарного производство широко используется как для непосредственного потребления населением, так и других отраслях пищевой промышленности (хлебопекарной, кондитерской и др.). Поэтому производство сахара в мире продолжает расти. Потребление на душу сильно отличается по странам. На Кубе, в Великобритании, Австралии его потребляют 50 кг на человека, а в КНР – 6 кг. Географию отрасли определяет сырьевой фактор. Главный вид сырья - сахарный тростник. На долю его приходится до 2/3 мирового производства сахара. Поэтому более 1/3 продукта дает Азия, несколько меньше – Южная Америка. Главные поставщики сахара-сырца на мировой рынок – Индия, Бразилия, Куба, Таиланд, Мексика. В Европе, США, Канаде широко развито производство сахара из сахарной свеклы. Крупнейшими производителями этого вида сахара являютсяАвстралия, Франция, Бельгия, Великобритания, Россия, Украина.

Одна из характерных особенностей отрасли – повсеместность размещения. Те отрасли пищевой промышленности, которые потребляют много сырья, часто малотранспортабельного, ориентируются в своём размещении на сырьевые районы. Например, при производстве 1 тонны сахара из сахарной свеклы расходуется примерно 5 т исходного сырья. Хлебопекарное же производство, в которой на выпечку 1 т хлеба расходуется примерно 650 кг муки и которая производит малотранспортабельную продукцию, будет тяготеть в своём размещении к потребителю. В мясном производстве первичное производство мяса будет ориентироваться на зоны животноводства, а производство готовых изделий (колбас, ветчины, сосисок, копчёностей) на крупные центры потребления.

Одной из важнейших отраслей пищевой промышленности является мясо-молочная отрасль . В географии мясной промышленности в конце ХХ века произошли большие изменения. Главным регионом по производству мяса стала Азия, которая опередила и Западную Европу и Северную Америку. В первую десятку стран по производству мяса входят Китай, США. Бразилия, Франция, Германия, Индия, Россия, Канада, Италия и Испания.

Среди мясной продукции выделяется производство свинины, говядины, баранины и мяса птицы. На долю стран Западной Европы приходится до 2/3 мирового экспорта мясных товаров. Одновременно эти же страны концентрируют примерно 50 % мирового импорта мяса. Что касается бекона и ветчины, то три страны в мире (Дания, Нидерланды и Бельгия) поставляют 70 % их мирового экспорта.

Важным направлением пищевой промышленности является маслосыродельное производство. Оно обеспечивает население ценными продуктами питания на основе переработки молока. С изменением структуры питания изменился и состав продуктов. Производство сыров в 1,5 раза превзошло изготовление животного масла.Ведущими странами в выпускемаслосыродельной продукцииявляются США. Индия, Германия, Франция, Пакистан, Новая Зеландия, Россия, Польша, Австралия, Украина.

Продукция маслобойной промышленности сейчас широко представлена на мировых рынках. В мире вырабатывается большое разнообразие растительных масел: подсолнечное, рапсовое, оливковое, соевое, кукурузное, пальмовое и др. По производству соевого масла ведущее место в мире занимают США, рапсового – Индия, оливкового – Италия, Греция, Испания, подсолнечного – Россия, Аргентина, Украина, Венгрия.

Все большее значение в питании населения приобретает продукция рыбной отрасли и переработка морепродуктов. В морях и океанах ведётся лов различных морских организмов. Однако более половины всего годового улова приходится на 5 видов рыб: сельдь, треску, морскую щуку, красную рыбу, скумбрию и близкие к ним виды.

В географии отрасли произошли глубокие изменения. Вместо Атлантического, ведущей акваторией рыбного промысла стал Тихий океан, а страны бассейна Тихого океана дают 70% продукции в мире. В результате произошло перемещение отрасли из Западной Европы в Азию. Ведущую роль в улове рыбы занимают такие страны как Китай, Япония, США, Перу, Чили и др.

В последнее время в мировом рыболовстве все большую роль начинает играть аквакультура, т.е. выращивание водных организмов в морской среде. Примерно 4/5 ее дают страны Азии – Китай, Япония, Индия, Республика Корея. В пресноводных водоемах разводят главным образом карпа, а на морских фермах – рыбу, моллюсков, креветок, крабов, мидий, водоросли.

Вопросы и задания:

1. Какие факторы оказывают влияние на размещение важнейших отраслей лёгкой промышленности (текстильной, швейной, обувной).

2. Какие сдвиги в размещении лёгкой промышленности произошли за последнее столетие?

3. *Систематизируйте сведения об особенностях размещения текстильного производства по регионам и странам мира по форме, приведенной ниже.

Проанализируйте таблицу, выделите основные факторы, оказывающие влияние на размещение производства отдельных видов тканей.

4. Какие отрасли входят в состав пищевой промышленности? Охарактеризуйте связь пищевой промышленности с сельским хозяйством.

Транспорт

Изучение содержания параграфа предоставляет возможность:

Ø сформировать представление о транспортной отрасли как составной части мировой инфраструктуры и уяснить роль транспортного комплекса в мировой экономике

Ø изучить особенности и тенденции развития транспорта по регионам мира.

Транспортная система стран мира. Транспортная система – это совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными сетями и узлами, где происходит обмен грузами, а также перевозка пассажиров. (Какой вид транспорта занимает первое место в мире по перевозке грузов? пассажирских перевозках?)

Особенность транспорта как сферы экономики заключается в том, что он относится к сфере по производству услуг. При характеристике транспорта оценивают транспортную сеть и выполненную работу по перевозке грузов и пассажиров. Транспортная сеть характеризуется протяженностью, а территория страны – обеспеченностью транспортными путями.

Соотношение видов транспорта в транспортных системах регионов и отдельных стран мира различно. Так, например транспортная система промышленно развитых государств имеет сложную структуру и представлена всеми видами транспорта, включая электронный. Именно на развитые страны приходится примерно 85% грузового внутреннего грузооборота транспорта.

Оценку уровня развития транспортной системы по видам путей сообщения производят с помощью показателей протяжённости и густоты транспортной сети. Протяжённость транспортной сети – это длина всех путей сообщения страны или региона. Густота транспортной сети определяется отношением длины путей сообщения к единице площади территории (обычно на 1000 км. кв.). Для оценки же работы транспорта за год или другой промежуток времени применяются два показателя. Первый – это вес перевезённых грузов или количество пассажиров. Второй -- грузооборот, т.е. вес перевезенных грузов умноженный на расстояние (т/км) или пассажирооборот, т.е. количество пассажиров, умноженное на расстояние перевозок (пас./км).

Все виды транспорта делятся на три группы: сухопутный, водный и воздушный.

Среди сухопутных видов транспорта выделяется, прежде всего, железнодорожный транспорт. Железнодорожный транспорт меньше зависит от погодных условий. Железную дорогу можно построить в любом направлении и в любой местности, кроме высокогорья. Он отличается регулярностью движения, низкой себестоимостью перевозок грузов, высокой грузоподъёмностью. Наибольшую длину железных дорог в мире имеют США, Россия, Индия, Китай, Германия, Франция. Наибольшей же плотностью железных дорог отличаются страны Западной Европы, где на 1000 кв. км. территории приходится свыше 100 км железнодорожного полотна. Наименьшая плотность железных дорог в Африке, Азии и Латинской Америке.

Автомобильный транспорт отличается высокой маневренностью, способностью перевозить грузы без перегрузок, довольно высокой скоростью. Однако он требует больших затрат топлива и загрязняет окружающую среду. К тому же и себестоимость перевозок высокая. Автомобильный транспорт занимает первое место в мире по весу перевозимых грузов, но он используется для перевозок грузов преимущественно на короткие расстояния. По общей протяжённости автомобильных дорог в мире лидируют США (свыше 5 млн. км), а по плотности автомобильной сети страны Западной Европы и Япония.

Трубопроводный транспорт используется главным образом для транспортировки жидких и газообразных грузов. Он является одним из наиболее экономичных видов транспорта. Трубопроводы обычно прокладывают по самым коротким прямым путям, они обеспечивают непрерывную доставку грузов, а для их обслуживания не требуется большого количества персонала. Наиболее длинные трубопроводы в мире проложены в России, США, Канаде. Так, нефтепровод «Дружба», соединяющий Россию со странами Восточной Европы и газопровод Западная Сибирь –Западная Европа имеют протяжённость свыше 5 тыс. км.

Среди водных видов транспорта выделяется, прежде всего, морской. Морской транспорт является самым дешёвым видом транспорта. Он имеет самую большую грузоподъёмность. Благодаря морскому транспорту обеспечивается до 80 % перевозок грузов между странами. Так как он перевозит грузы на большие расстояния, то морской транспорт занимает первое место по грузообороту. Наиболее оживлённые морские транспортные пути находятся в Атлантическом океане, на который приходится около ½ мировых морских перевозок. Велика транспортная роль Тихого океана, в бассейне которого находятся такие крупные государства мира как США, Россия, Китай, Япония.

Наибольший торговый флот в мире имеют такие страны как Панама, Либерия, Греция, Багамские острова, Кипр, Мальта, Норвегия, Сингапур, Япония, Китай, США. Крупнейшими портами мира являются Роттердам, Кобе, Нью-Йорк, Сингапур, Гаосюн, Гамбург, Иокагама, Марсель.

Речной транспорт использует судоходные реки, каналы и озёра. Он обслуживает главным образом внутренние потребности отдельных стран. Речные перевозки в 2-3 раза дешевле железнодорожных, но требуются довольно большие затраты на сооружение портового хозяйства. Кроме того, в северных странах навигация прекращается в зимнее время. В Европе крупными речными артериями являются Рейн, Дунай, Одер, Эльба; в России – Волга, Обь, Енисей, Лена; в США – Миссисипи и Великие озёра.

Воздушный транспорт отличается самой высокой скоростью, для него практически нет недоступных районов. Однако он является и самым дорогим видом транспорта, поэтому на нём перевозятся преимущественно пассажиры, срочные и скоропортящиеся грузы. Наиболее развит воздушный транспорт в США (почти половина мирового пассажирооборота), Франции, Великобритании, Германии, Японии, Китае и др.

Быстрее всех в последнее время развивался автомобильный, трубопроводный и воздушный транспорт. Почти во всех странах ухудшились позиции железнодорожного транспорта.

Среди региональных транспортных систем особо выделяется система Северной Америки, которая лидирует в мире по протяжённости путей сообщения (около 30 % мировой транспортной сети) и по грузообороту большинства видов транспорта. Транспортная система зарубежной Европы превосходит системы других регионов по густоте транспортной сети и частоте движения транспорта. На долю единой транспортной системы стран СНГ приходится около 10 % мировой транспортной сети.

Тенденции развития мирового транспорта. В целом в мире происходит качественное изменение транспортной сети: растет количество электрифицированных железных дорог, автомагистралей с твердым покрытием, сети трубопроводов большого диаметра. Другое проявление качественных изменений транспортной сети – дублирование транспортных коммуникаций мирового значения (прокладывание нефтепроводов. Автомагистралей параллельно каналам, другим путям сообщения. Например, созданы нефтепроводы параллельно Суэцкому и Панамскому каналам, Транспиренейская магистраль вдоль Гибралтарского пролива. К качественным изменениям относиться и создание транспортных коридоров для перевозок грузов через территории нескольких государств (например в Европе выделено девять, а в России два транспортных коридора. Один из них: Берлин-Варшава-Минск-Москва-Нижний Новгород.

Наиболее ярким проявлением тенденций развития мирового транспорта является формирование контейнерной системы перевозки грузов. В контейнерах уже перевозится 40% грузов. Формируются трансконтинентальные транспортные контейнерные «мосты» - комбинация морского транспорта с маршрутными железнодорожными составами, автопоездами. Наибольшее распространение получили такие «мосты» на маршрутах Япония – Восточное побережье США.

Вопросы и задания.

  1. Что такое транспортная система?
  2. Какой главный показатель эффективности работы транспортной сети?
  3. Как определяется пассажирооборот и грузооборот транспортной сети?
  4. Почему ведущее место в мире по грузообороту занимает морской транспорт?
  5. *Используя географическую карту, определите густоту транспортной сети Северной Америки.

Похожая информация.


В состав легкой промышленности входит значительное количество подотраслей, делают одежду, обувь, товары текстильной промышленности, изделия из кожи и меха и др..
Преимущественно продукция легкой (как и пищевой) промышленности призвана удовлетворять спрос населения страны в товарах народного потребления и имеет незначительное экспортное значение. Однако мировые корпорации и брендовые предприятия по пошиву одежды и обуви, торговые марки которых особенно известны, распространяют производство и продажу готовой продукции по всему миру. К ним относятся как всемирно известные элитные предприятия модельной одежды "Дольче Габана", "Гермес", "Армани", "Кристиан Диор", "Версаче", так и бренды более демократического спортивной одежды и обуви ("Адидас", "Пума", "Найк" и др.) . Ведущее место в мировом производстве товаров легкой промышленности приходится текстиль.
Текстильная промышленность обеспечивает примерно половину всего объема производства товаров легкой промышленности в мире, а также занимает в ней первое место по численности занятых. Основная ее функция заключается в выпуске предметов потребления, прежде тканей и трикотажа. Наряду с этим она удовлетворяет своей продукцией и много производственных нужд. Зависимости от сырья текстильную промышленность подразделяют на подотрасли: хлопчатобумажную, шерстяную, шелковую, льняную, трикотажную, промышленность по выпуску тканей из химических волокон, производство нетканых материалов.

Текстильная промышленность

Текстильная промышленность - старейшая из всех отраслей современной индустрии. Именно с нее начался промышленный переворот в Англии в XVIII в., Ознаменовавший переход от мануфактурного производства к фабричному. Долгое время текстильная промышленность оставалась ведущей отраслью промышленности большинства развитых государств мира, но в XX в. ее доля в валовой продукции, в структуре занятости экономически активного населения начала уменьшаться, а во второй половине XX в. текстильная отрасль вступила в полосу длительного структурного кризиса. Во время индустриализации стран Азии, Африки и Латинской Америки соотношение между развитыми государствами и развивающимися, в производстве текстиля стало меняться.
Современная текстильная промышленность не относится к отраслей мирового хозяйства, которые динамично развиваются. По крайней мере, в 90-х годах XX в. мировое производство тканей всех видов оставалось примерно на уровне 100-120 млрд м2 в год. Темпы роста мирового потребления текстильных волокон, достаточно быстро росли до начала 1990-х годов, затем замедлились. Значительное влияние на развитие текстильной промышленности имела НТР, прежде всего в результате автоматизации и электронизации текстильного производства, изменения его структуры, характера размещения и т.д.. Значительное влияние на развитие и размещение текстильной отрасли в мире за последние десятилетия имели два фактора:
1) кардинальные сдвиги в ее сырьевой базе и соответственно в отраслевой структуре;
2) изменение роли отдельных факторов ориентации ее размещения, привела к существенным сдвигам в ее территориальной структуре.
Охарактеризуем сырьевую базу текстильной промышленности. Основные изменения в этой сфере тесно связаны с достижениями НТР и заключаются в постепенном, но неуклонном сокращении доли натуральных волокон и увеличении доли химических волокон, особенно синтетических. Это позволило значительно расширить и укрепить сырьевую базу отрасли. Уже к середине 1990-х годов потребление натуральных и химических волокон фактически сравнялось. При этом структура потребления натуральных волокон почти не изменилась: по-прежнему в ней 80% приходилось на хлопок, 11% - на шерсть, а остальные - на другие виды волокон. Структура потребления химических волокон, наоборот, в последние десятилетия сильно изменилась: например, в 1955 г. соотношение искусственных (вискозных) и синтетических волокон находилось в пропорции 90: 10, а в середине 1990-х - 15: 85.
Еще один важный структурно-технологическое новшество эпохи НТР - быстрое развитие трикотажного производства, в странах Запада стало едва ли не главной подотраслью всей текстильной промышленности. Во многом это обусловлено тем, что производительность труда в трикотажном производстве в несколько раз выше, чем, например, в ткацком. Но еще быстрее развивалась промышленность нетканых материалов, все больше используются для технических целей. К тому же производительность труда в этой подотрасли выше, чем в трикотажной.
Изменения в сырьевой базе отрасли в значительной мере обусловили и сдвиги в ее отраслевой структуре. В конце 1990-х годов в мире производилось 75 млн м2 хлопчатобумажных тканей (в среднем 13 м2 на душу населения), 21-22 млн м2 шелковых тканей (9 м2 на душу населения), 2,5 млн м2 шерстяных тканей (0,5 м2 на душу населения) и еще меньше льняных и других видов тканей. О химических волокон, то следует учитывать, что их сейчас в основном употребляют в так называемых смешанных тканях, т.е. в сочетании с шерстью, шелком, хлопком (особенно это касается массового полиэфирного волокна). Например, почти все производство шелковых тканей сейчас основано на химических волокнах.
Изменения в географии мировой текстильной промышленности, также вызванные сдвигами в ее сырьевой базе, но в еще большей степени они зависят от такого фактора, как стоимость рабочей силы. Оказалось, что в этом плане разница между экономически развитыми и развивающимися странами, огромна: например, в Индонезии стоимость рабочей силы составляет 0,24 долл. США за 1 час, в Пакистане - 0,4, в Индии и Китае - 0,6; в США - 13, во Франции - 14-15, в Германии - 21-22 долл. США. Именно удешевления труда сыграло решающую роль в "большом переселении" текстильной (и швейной) промышленности из развитых стран в развивающиеся. При этом следует учитывать, что в Индии, Пакистане, Бангладеш, Сирии, Турции, Иране, Египте, Марокко, Мексике, Колумбии, Бразилии и Аргентине эта отрасль сформировалась еще до Второй мировой войны, а следовательно, нуждалась значительной модернизации.
Зато в новых индустриальных странах Азии (например, в Таиланде) она возникла сравнительно недавно на вполне современной технической основе. V 2000-х годах процесс сокращения выпуска тканей в развитых странах Запада и увеличение их производства в развивающихся странах, продолжался особенно активно. В результате с 1970 до 2000 г. развивающиеся страны, почти удвоили свою продукцию на мировом рынке, а в середине 1990-х годов их доля в мировом выпуске тканей достигла 60%.
Те же географические сдвиги можно проследить и на примере отдельных подотраслей текстильной промышленности, прежде всего главной из них - хлопчатобумажной. Для этого достаточно ознакомиться с первой десяткой стран по производству хлопчатобумажных тканей. Такие же сдвиги четко прослеживаются в производстве тканей из химических волокон, а также, но в меньшей степени, в выпуске шерстяных и шелковых тканей. Стоит добавить, что среди развивающихся стран, есть различия. Например, своеобразным эпицентром мировой текстильной промышленности сейчас стали субрегионы Восточной и Юго-Восточной Азии.
С охарактеризованными выше главными географическими сдвигами тесно связаны изменения во внешней торговле текстильными товарами. Еще в середине 1980-х годов на развивающиеся страны, приходилось примерно 1/4 мирового экспорта текстильных товаров, но сейчас их доля значительно больше. На внешние рынки иногда направляется 2/3, и даже 3/4 произведенных товаров. Поэтому в экспорте текстиля на сегодня в мире лидируют Китай (вместе с Сянганом), Турция, Индия, Тунис, Марокко, Индонезия, Бангладеш.

Швейная промышленность

Сейчас эта отрасль постепенно перемещается в развивающихся, к их дешевого труда, где начало индустриализации связан со швейной промышленностью. В ведущих странах мира происходит процесс резкого сокращения швейной промышленности, которая все больше специализируется на производстве модных уникальных изделий, сокращая массовый пошив. Развивается международный обмен швейными изделиями, причем развитые страны все больше специализируются на элитарных изделиях, а развивающиеся страны - на массовом пошиве. Несмотря на подобные сдвиги среди крупнейших центров швейной промышленности, по-прежнему выделяются Нью-Йорк как крупнейший в мире центр швейной промышленности, Париж и Рим как "модные центры", дают не только значительную долю индивидуальных изделий, но и определяют направления развития моды в мире. Дисперсное, часто надомное, производство товаров швейной промышленности наиболее развито в Гонконге, ставший частью КНР.

Обувная промышленность

Тенденции сдвигов в развивающихся странах, особенно характерные для обувной промышленности, которая за последнее десятилетие резко изменила свое размещение и буквально переселилась из развитых стран к развивающимся есть опять-таки в страны с дешевым трудом. Этот процесс продолжается и сегодня, специалисты предсказывают появление новых стран - производителей обуви, например Китая, Вьетнама. Еще 10 лет назад главную роль в обувной промышленности играли США и Италия, а сейчас на страны Азии и Среднего Востока приходится 60% мирового производства обуви, на Западную Европу - 9, Южную Америку - 7, США - только 6%. Крупнейшими странами-производителями являются Китай, СНГ, Республика Корея, Италия, Тайвань, Япония, Индонезия, Вьетнам, Таиланд и США.
Итак, на сегодня существенно изменилось размещение обувной промышленности, ориентируется прежде всего на дешевую рабочую силу. Законодателями моды, по-прежнему являются итальянские фирмы, а иногда и производители таких стран, как Австрия, где остались только главные предприятия - поставщики моделей для массового производства предприятий, которые разбросаны по всему миру. Всего для легкой промышленности характерно размещение массовых производств в менее развитых странах и производство моделей в промышленно развитых.

Общая характеристика пищевой промышленности

Основное назначение пищевой промышленности - производство продуктов питания. Практически все потребляемое людьми продовольствие проходит промышленную обработку. Поэтому роль пищевой промышленности постоянно возрастает. Ее развитие позволяет устойчиво обеспечивать людей пищевыми продуктами в течение всего года. Пищевые концентраты, консервы, замороженные овощи и фрукты не портятся при перевозке и долгом хранении. Без их производства освоение территорий со сложными природными условиями, неблагоприятными для сельского хозяйства, было бы невозможно. Пищевая промышленность теснейшим образом связана с сельским хозяйством, которое является основным источником сырья отрасли. Переработка сельскохозяйственного сырья в продукцию длительного хранения, большие мощности холодильников пищевых предприятий обеспечивают постоянное равномерное снабжение рынка продовольствием, в частности скоропортящимися продуктами. Отходы производства отрасли используются как в сельском хозяйстве, так и в других отраслях промышленности (легкой, фармацевтической и т.д.).
Пищевая промышленность удовлетворяет ежедневные потребности населения в очень разнообразном ассортименте продукции (например, только сортов сыра или пива - сотни). Это обусловило формирование множества предприятий отрасли (в мире производством только кондитерской продукции занято около 50 тыс. фирм), специализирующихся на получении тех или иных пищевых или пищевкусовых продуктов. При этом ассортимент продукции постоянно обновляется, ему придаются новые потребительские качества.

Структура пищевой промышленности

Пищевая промышленность имеют сложную структуру, включающую десятки различных по использованию сырья и технологии процессов. В настоящее время сложилось несколько их групп.
Пищевая промышленность
Базовые
производства
Основные
производства
Пищевкусовая
промышленность
Продукция требует дальнейшей переработки
Продукция используется в качестве продуктов питания
Использует пищевое сырье для своего производства
мукомольная
получение сахара-сырца
убой скота
улов рыбы
изготовление полуфабрикатов
мясная
рыбная
консервная
молочная
хлебопекарная
кондитерская
плодоовощная
и др.
производство алкогольных и безалкогольных напитков
производство чая, кофе, пряностей и специй
дрожжевая
соляная
Особенности отдельных отраслей пищевой промышленности
Мясная промышленность. Производство мясных продуктов растет быстрее, чем численность жителей планеты. Различия в производстве мяса на душу населения очень велики - от 365 до 5 кг в отдельных странах (в мире - 36кг). В географии мясной промышленности к концу XX в. произошли большие изменения: впервые развивающиеся страны дают более половины продукции. Главным регионом отрасли стала Азия, а в ней КНР - лидер в производстве мяса, опередивший США. Сев. Америка производит его, как и Зап. Европа, вдвое меньше. Сильно упало получение мяса в России и других странах СНГ. На мировой рынок поступает небольшое количество этого продукта.

Рыбная промышленность.

Рыбы и морепродуктов в мире получают в 2 раза меньше, чем мяса. Созданы мощный рыболовный флот и специальные порты с предприятиями по глубокой переработке морепродуктов, хотя часть их подвергается обработке на рыбоконсервных плавучих базах прямо в местах лова. В географии отрасли произошли глубокие изменения. Тихий океан стал ведущей акваторией рыбного промысла, а страны этого бассейна дают более 70 % продукции в мире. Таким образом, произошел сдвиг отрасли из Западной Европы в Азию. Изменился и состав лидеров рыболовства: в 50-х гг. ими были Япония, США и СССР, а в 2000 г. - КНР, Перу, Чили. Сильно сократились уловы в России.
Маслосыродельная промышленность обеспечивает наиболее ценные продукты питания на основе глубокой переработки молока. Производство сыров в мире уже в 1,5 раза превысило изготовление животного масла. Его душевое потребление сильно различается по странам: от 5 кг в России до 50 кг в Новой Зеландии или Дании. Зап. Европа остается главным его продуцентом, Сев. Америка - вторым (самое большое количество в мире дают США). На эти два региона приходится более 70 % сыра в мире. Другое важное изменение в отрасли: выпуск маргарина уже вдвое превышает получение животного масла, лидером по пр-ву являются США.
Сахарная промышленность. Главный вид сырья - сахарный тростник. Это обусловило географию отрасли: более 1/3 продукта дает Азия, немногим меньше - Юж. Америка (суммарно их доля в мире - 60 %). Главные продуценты- Индия и Бразилия.
География пищевой промышленности мира
Пищевая промышленность мира в экономически развитых и развивающихся странах многообразна. Постоянно растет производство продукции данной отрасли, обеспечивающей население продуктами питания.
Производство определенных видов продукции обусловливается спросом на нее.
Некоторые отрасли пищевой промышленности испытывают кризис перепроизводства, но в это же время появляются новые отрасли.
В экономически развитых странах в связи с изменением структуры питания с целью улуч шения состояния здоровья формируются новые производства пищевой промышленности, которые производят специальные товары.
Производство продуктов питания имеет прямую связь с одной из глобальных проблем человечества – продовольственной проблемой.
Пищевая промышленность состоит из отраслей двух категорий, различных по масштабам и характеру размещения.
Первая категория – это отрасли, которые работают на привозном сырье. Они ориентированы на порты ввоза продукции, железнодорожные узлы, крупные промышленные центры, столицы. Производимая продукция обладает высокой транспортабельностью. Это производство кондитерских изделий, напитков, мукомольные предприятия, табачная промышленность и т. д. Ко второй группе предприятий относятся:
1) отрасли, которые ориентируются на сырье (сахарные, мясоперерабатывающие заводы, маслоделие, сыроварение и пр.);
2) отрасли, которые ориентируются на потребителя (хлебопекарная промышленность, производство полуфабрикатов и пр.).

Новое на сайте

>

Самое популярное