Домой Овощи Платон вконтакте. Информационная война: как "сливают" протест

Платон вконтакте. Информационная война: как "сливают" протест

Сегодня поднялась вторая крупная волна протестного движения «Антиплатон». Массовость и организованность на этот раз обещают превзойти все ожидания. Десятидневный срок, отпущенный на забастовку, начал отсчет.

Незадолго до 20 февраля напуганные парламентарии в экстренном порядке приняли наскоро состряпанный закон о приравнивании автопробегов и палаточных городков к митингам. Следовательно, каждый шаг дальнобойщиков теперь требует согласования. Применяется старая недобрая практика административного удушения, которая сработала в отношении менее разозленного «креативного класса». Правда, на этот раз такую стратегию нельзя признать удачной.

В отношении последователей Навального и Удальцова, Яшина и Демушкина административная удавка действовала безотказно. Но лишь потому, что наиболее агрессивные части протеста 2011-12 годов оказались густо пронизаны сексотами. А либеральная колонна изначально не была настроена на борьбу. По большому счету, беспорядки на Болотной были спровоцированы самой полицией. В остальных случаях сопротивления не оказывалось, так что антиоппозиционные меры, принятые Госдумой и Правительством в те годы, оказались, пожалуй, излишне крутыми.

Очевидно, что водители-дальнобойщики сделаны из другого теста и так просто их не успокоить. Ситуация, в которой оказались эти люди, при ближайшем рассмотрении делает из них не жертв, а в первую очередь истинных виновников своих проблем. В лучшем случае дальнобойщики были политически пассивными, в худшем – ярыми застабилами и «крымнашевцами».

Положение и предыстория, роднящие их с валютными заёмщиками, всё же не сближает до степени слияния протестов в одно движение. «Валютные» — это куда более активные в прошлом сторонники политики Путина. Им и падать пришлось намного больней. Дальнобойщики, несмотря на отдельных ярких и выпуклых пропутинских персонажей, все-таки намного точнее соответствуют портрету типичного пассивного россиянина. Считается, что народ в массе своей заключил с элитами негласный уговор, сродни такому же в брежневские времена: мы не спрашиваем вас о ваших делах, а вы обеспечиваете нам стабильный рост уровня жизни.

Приземленность и возмутительная с точки зрения молодого либерала неспособность водителей принимать участие в дискуссиях о высоких материях, с другой стороны оказалась очень кстати. С момента первого взрыва недовольства оказался оттёрт от управления протестами провокаторский Межрегиональный профсоюз водителей профессионалов (МПВП; вывел своих членов на Антимайдан в 2014 году) во главе со «сливальщиками» Александром Котовым и его замом, НОДовской марионеткой Сергеем Волощуком. Волощук прославился своим пылким обращением к президенту, в котором он признавался в ненависти к Америке и участии в Антимайдане.

Роль Котова окончательно вскрылась во время марша петербургской колонны дальнобойщиков на Москву, когда профсоюзный лидер своими призывами сворачивать и ждать отстающих (а отстающим – поворачивать обратно) чуть не привели к провалу мероприятия. Котов вместе со всем своим аппаратом был вычислен безошибочно: во время радиопереговоров через интернет-сервисы водители однозначно определяли его как провокатора.

Вместе с тем, навесить ярлык того же провокатора на одного из лидеров петербургских дальнобойщиков Александра Расторгуева не удалось. Он успешно доказал свою принадлежность к касте водителей грузоперевозчиков, заодно перейдя от тактических разработок («улитка», «марш на Москву» — в основном его изобретения) к организационно-стратегическим. За время зимнего затишья на свет родился транспортный профсоюз «Дорога жизни СЗФО».

Более того, Расторгуев принялся расширять профессиональную сферу, затронутую профсоюзом. Первыми к нему присоединились водители такси во главе с профсоюзным активистом, работающим в такси Михаилом Парфёновым. Сеть первичных ячеек, накинутая Парфёновым на весь Петербург, быстро заполняется: таксисты оказались в не менее плачевном положении, чем дальнобойщики. Это очень важное изменение аккордов в мелодике протеста, которое на этот раз не явилось эксклюзивом Расторгуева.

В декабре прошлого года, например, акцию «Антиплатон» поддержали водители такси из Краснодарского края. «Таксисты-философы», как они называет сами себя, развешивали баннеры с приветствием и словами поддержки в адрес участников всероссийской акции. Изменения в обычно равнодушном отношении таксистов к переменам отмечено в соцсетях. Водители такси также поддержали дальнобойщиков на митинге в Петербурге 6 февраля этого года.

Правда, опоздавшие к началу протестов и более разобщенные, замкнутые в рамках своих населенных пунктов, водители с шашечками, раскачиваются труднее. Межрегиональные профсоюзы такси пока еще не используются для раскола движения – власти не знают о зреющем «легковом Антиплатоне», хотя уже начинают догадываться. Этому немало способствуют листовки, распространяемые профсоюзом «Дорога жизни СЗФО» среди водителей.

Сегодняшняя акция увенчала изменения, происшедшие в «инкубационном периоде» всероссийского автопротеста. Вместо заявленных ранее через «Эхо Москвы» и «Радио Свобода» 40 населенных пунктов акция гражданского неповиновения водителей охватила по словам организаторов 43. По оценкам журналистов новостных изданий – 45. Протест оказался даже еще шире, чем рассчитывали изначально, что является очень тревожным симптомом для всей системы управления страной: бунт разрастается и уходит в массы, находя там живой отклик.

Все разговоры о «затухшем Антиплатоне» оказались напрасными. Как объяснил нам А. Расторгуев, временный спад был вызван необходимостью для водителей кормить свои семьи. У кого-то закончилась еда, наличность на мелкие расходы. Многие из них ушли в рейс, но лишь для того, чтобы сегодня выйти совместно с коллегами со всей страны на забастовку, которая продлится до 1 марта. Не стоит забывать, что водители десятков фур, оставшихся зимовать у химкинской «Меги» и еще в нескольких точках Подмосковья, были вовсе не остатками протеста, а всего лишь сторожевыми пикетами, отвлекающими силы полиции.

Реакция властей оказалась совершенно предсказуемой. Правда, на этот раз танков и БТР они против водителей не двинули, но задержания всё-таки были. В Петербурге при попытке собраться у «Меги» в районе улицы Дыбенко в автозаке оказались пять человек. Полиция срывала баннеры и плакаты с «антиплатоновскими» призывами. Большая, чем раньше, жёсткость действий – следствие нового «антипалаточного» закона.

Обращает на себя внимание еще один тревожный звоночек для властей: в отличие от событий 2012-го полиция не рискует действовать в соответствии с явно противозаконными приказами. Требуется прикрытие, очередной шедевр из Госдумы, которая, стало быть, и берёт на себя ответственность за происходящее. Насколько известно, полицейские давно уже не горят энтузиазмом крушить «пятую колонну». Особенно после того, как их приговорили к «путинской децимации» — увольнению каждого десятого.

Стоит сказать, что за время, прошедшее с момента первого взрывообразного протестного всплеска в ноябре 2015-го, система взимания оплаты «Платон» подвергалась критике в том числе и сверху. В лучшем случае, — как, например, было с представителями Минэкономразвития, — хранят зловещее молчание, посматривая на это детище, созданное ради интересов клана Ротенбергов. Но чаще огрызаются при попытках урезать доходы бюджета ради того, чтобы жил «Платон» (и не причинял таких неудобств водителям). Так, попытка Владимира Путина провести законопроект об отмене транспортного налога для водителей большегрузов, встретила необычно ожесточённое сопротивление Минфина и Минтранса. Понять чиновников можно: «Платон» — это прибыль Ротенбергов и их аффилированных приятелей; и ради них сокращать доходы в бюджет??

На сегодняшний день дальнобойщикам не удалось добиться даже отсрочки по смене тарифа с 1,53 р. за км пути на 3,06 р. за км. Всё, чем они могут похвастать – снижение штрафов за проезд без установки маячка «Платона» до мизерных величин, а также внедрением системы оплаты по факту. Компания «РТиТС» под управлением Игоря Ротенберга, получающая прибыль с «Платона», оказалась оштрафована за сбои в работе на… 20 миллионов (смехотворная сумма!). На этом – всё.

Именно поэтому сейчас водители большегрузов не собираются больше останавливаться в своём протесте. При всём желании они не смогут этого сделать: их буквально выталкивает на встречную полосу российской действительности падение уровня жизни. И если в первые две волны протест дальнобойщиков носил в основном бессистемный характер и был подчеркнуто аполитичным, то теперь дальнобойщики открыто признают о своей политизации. Это – третий угрожающий путинским скрепам звоночек. После третьего звонка обычно и начинается спектакль. В нашем случае он обещает быть удивительно динамичным.

Анатолий Соков, специально для «В кризис.ру»

Правительство РФ ещё в 2006 году задумало ввести автоматизированную систему взимания платы за проезд по федеральным трассам. Поводом для её внедрения стала озвученная Росавтодором в 2011 информация, что тяжеловозы наносят серьезный вред дорожному полотну. На основе этого высказывания был оперативно принят соответствующий федеральный закон . Но только в июне 2014 у системы появилось имя – «Платон» (от «плати за тонну», философ ни при чём) – и компания-оператор «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС). В руководстве фирмы по «удивительному» стечению обстоятельств оказались друзья и родственники друзей Владимира Путина.

К ноябрю 2015 стали известны детали. Большегрузы массой более 12 тонн обязали платить через терминалы за каждый пройденный километр 1,52 рубля. Причем с 1-го марта 2017 года стоимость возрастет до 3,06, а 1-го января 2019 года водителям придется раскошелиться на 3,73. Если проигнорировать регистрацию в системе «Платон», то водителю приходит штраф в размере 40 тысяч рублей. Для юридических лиц действует штраф в размере 450 тыс. руб. за первое нарушение и 1 млн в случае повторной неоплаты проезда.

Но «заботу» властей о дорожном полотне дальнобойщики не оценили. Ведь они и так уже несколько лет платят транспортный налог и акциз, включенный в топливо. Дополнительные поборы грозят разорением мелким транспортным компаниям и приведут к массовой безработице среди водителей. К тому же, новые издержки неизбежно повлекут за собой повышение цен на продукты и другие объекты. перевозки. Так, за 16-19 ноября недопоставки ряда категорий товаров составили 3,9%. В то время как дороги, на которые собирают деньги, из-за высокого уровня коррупции в стране могут остаться такими же разбитыми.

При этом, когда 15 ноября заработала сама система, выяснилось, что она тоже имеет ряд серьёзных дефектов: некорректное отображение пробега на маршрутной карте, сбои при оплате пути и даже регистрации машины, приложение постоянно виснет, бортовые устройства выходят из строя, а в колл-центр невозможно дозвониться, в офисах копятся огромные очереди.

Первые дни ноября. Истерика и блеф

Уже 2 ноября фуры в Новосибирске, Омске, Нижнем Новгороде, Москве и Новороссийске двигались по федеральным трассам некоторое время со скоростью 10–20 км/ч. После акции дальнобойщики предупредили, что в следующий раз намерены «затормозить всю Россию». Их действия почти не привлекли внимания прессы, зато всполошили чиновников.

Поэтому 10 ноября, в качестве поблажки, Правительство понизило стоимость проезда с 3,73 до 1,53 рубля за километр. Тариф изменится лишь 1 марта 2016 года и платить надо будет меньше – 3,06 рубля. Замглавы Минтранса Евгений Дитрих выступил с заявлением, что штрафы за неоплаченный проезд с 15 ноября будут брать только в Подмосковье, а в остальных регионах - с мая следующего года. Даже пресс-секретарь президента Дмитрий Песков честно сообщил, что Владимиру Путину доложили о происходящем и тот попросил найти компромиссы.

Однако в ассоциации «Дальнобойщик» все уступки властей назвали «истерикой и блефом». Более 370 грузовиков 11 ноября выстроились на обочине трассы Новосибирск-Омск, чтобы выразить свое несогласие с новой системой. И сотни дальнобойщики в 15 регионах страны поддержали эту акцию.

До 15 ноября. Дагестанцы на обочине

С 14 ноября вдоль обочин трассы «Кавказ» в районе Манаса и Каякента выстраивается около 50 большегрузов дагестанских водителей. А недалеко от селения Ачи-Су в Карабудахкентском районе – полторы сотни. Активность дагестанцев объясняется тем, что в республике итак введен слишком большой транспортный налог. Например, в Ингушетии он составляет 15 рублей за одну лошадиную силу, в Чечне – 34 рубля, а в Дагестане – 50 рублей. Дальнобойщики объявили, что будут бастовать круглосуточно в течение недели – с 15 по 22 ноября. Огромные пробки заставили полицию выслать наряды на место проведения акции, но никаких нарушений правил дорожного движения зафиксировано не было.

19 ноября. «Затормозили всю Россию»

Систему «Платон» запустили 15 ноября. Но вопреки надеждам правительства, дальнобойщики с налогом не смирились. На следующий день часть из них не вышла на работу. За несколько дней водители довольно тщательно подготовились к национальной стачке, которая состоялась в четверг. В ней приняли участие представители 76 городов: Тюмень, Пермь, Чехов, Лянтор, Пенза, Белгород, Курск, Тула, Ростов-на-Дону, Всеволжск, Петербург, Киров, Новомосковск, Ярославль, Великий Новгород, Ульяновск, Оренбург, Ухта, Новороссийск, Кемеров, Липецк, Ковров, Москва, Черкесск, Петрозаводск, Елабуга, Мурманск, Волгоград, Ижевск, Дагестан, Дубна, Вологда, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Тольятти, Устюжа Вологодской области, Подольск, Череповец, Казань, Саранск, Новокузнецк, Омск, Наро-Фоминск Московской области, Томск, Владивосток, Саратов, Челябинск, Сызрань, Минеральные воды, Елец, Набережные Челны, Якутия, Орск, Иваново, Краснодар, Барнаул, Йошкар-Ола, Башкортостан, Калуга, Карелия, Ставрополь, Нижний Новгород, Тверь, Нижнекамск, Воронеж, Мурманская область, Сургут, Красноярск, Рязань, Псков, Смоленск, Шенкурск, Кострома, Подольск, Самара.

Опишу вкратце самые яркие акции:

В Тюмени 80% перевозчиков устроило трехдневную забастовку.

В Бурятии почти половина владельцев большегрузового транспорта отказалась выходить в рейсы на платные дороги.

В Дагестане бастовало более 17 тыс. человек, а машины растянулись по обочине трасс на 57 км.

В Санкт-Петербурге около четырёх сотен машин стартовало на Московском шоссе, повернули на Дунайский и Витебский проспекты, а затем вернулись обратно. И всё это «Улиткой» – так называется движение на небольшой скорости колонной. Фуры кружили в течение двух часов. Если по дороге сотрудник УГИБДД тормозил водителя, то вместе с ним останавливалась вся колонна.

В Екатеринбурге «Улитка» из полутора сотен грузовиков полностью заблокировала трассу от Челябинского тракта к Тюменскому, создав пробку в 8-10 километров.

В Перми 100 машин ехали на малой скорости 15 км/ч и в итоге организовали пробку в 7 километров.

В Челябинской области несколько десятков водителей грузовиков перекрыли движение одной из основных областных транспортных артерий и ходили вперед-назад по пешеходному переходу, затрудняя проезд другого транспорта.

Не обошлось и без происшествий:

В Тверской области в колонну бастующих у обочины на 166 километре в Калининском районе врезался грузовик. Водитель МАЗ «Мичуринского мукомольного комбината» позже объяснил, что из-за усталости не справился с управлением. Эта авария стоила одному из протестующих дальнобойщиков жизни. К сожалению, при капитализме люди самых разных профессий часто вынуждены работать на износ.

В Петрозаводске дальнобойщиков,принявших участие в акции, сотрудники ГИБДД останавливали и штрафовали по разным поводам. Автомобиль ГИБДД даже сбил одного из водителей, мужчина получил травмы.

В Энгельсе полицейские задержали семерых бастующих дальнобойщиков из-за «несоблюдения закона о проведении митингов». Но отпустили после недолгой беседы.

После 19 ноября. Дальнобойщик против всего мира

Настолько многочисленный и стихийный протест россиян заставил депутатов Госдумы приступить к обсуждению временного моратория на принятый закон. И рассмотреть поправки в КОАП об уменьшении размера штрафов.

Они твердят, что существует европейский положительный опыт такого налогооблажения. При этом, забывая сказать о гораздо более щадящих тарифах, качественно сделанных дорогах, развитой инфраструктуре.

К тому же стоило вспомнить и мировой опыт неудачной борьбы с протестами дальнобойщиков. Так, в январе-феврале 2015 года, дороги Франции были заблокированы движением «красных шапочек». Водители грузовиков почти месяц устраивали беспорядки и многокилометровые пробки на подъездах к крупным городам. Пока владельцы грузовых компаний не пошли на уступки профсоюзам, и национальные контракты не перезаключили на выгодных условиях.

А в Бразилии минувшей зимой из-за введения платных дорог и роста цен на горючее забастовка водителей фур на девять дней парализовала движение по основным трассам страны.

Частичная капитуляция российского правительства лишь означает, что «налог Роттенберга» (как окрестили его дальнобойщики) был вовсе не нужен. Просто олигархи со своей группой поддержки среди высокопоставленных чиновников придумали очередной способ «доить» народ. Если водители большегрузов сдадутся, то следом за ними пострадают все, кто не участвует в грязном бизнесе отъёма народных денег. Потому что наше молчание будет значить - можно навязать и обосновать любое ухудшение жизненных условий.

Информационная война: как "сливают" протест

Ситуация вокруг протеста дальнобойщиков в самом разгаре, и совсем не удивительно, что недовольная ситуацией капиталистическая власть начала проведение полномасштабной информационной кампании против протестующих. Рассмотрим коротко основные "методы работы" при проведении информационной войны, некоторые из которых - весьма схожи с методами войны реальной.

1) Информационная блокада и отвлечение внимания

Кремлевские политтехнологи и пропагандисты работают по старой схеме свои западных «коллег»-капиталистов – любые начавшиеся протестные акции замалчиваются «до последнего», а тем временем идет усиленное отвлечение внимание большей части населения любой другой темой. В нашем случае, это и ИГИЛ, и Сирия, и Украина и «угроза Запада», о которой твердят наши СМИ ежедневно. И как же обойтись без «великого лидера, который спасёт весь мир»

В итоге, подавляющая часть народа находится в неведении, где что и как происходит, а стало быть, не представляет угрозы для олигархата в Кремле.

2) Блокировка сайтов с информацией о протестах

Самое «простое» и действенное средство капиталистической власти против народного возмущения – воспользоваться продавленным через призму «защиты детей» правом о блокировке любых «экстремистских» (т.е. всех кто против власти) сайтов, чтобы затруднить каналы передачи информации и координацию протестующих.

3) Атаки ботов и платных пропагандистов из информационных центров

Ни для кого не секрет, что власть олигархов в Кремле усвоила уроки протестов 2011-2012 г. (которые приобрели свой размах через интернет) и приняла соответствующие меры, одна из которых – создание мощной базы «ручных» комментаторов, бот-аккаунтов, блогеров «на зарплате», перекупленных администраторов крупных групп в соцсетях и т.п. – лишь с одной целью – создание выгодного властям «информационного шума», чтобы заглушить и расколоть общественное мнение в Сети.

В данный момент информационные «диверсанты» работают на полную мощность: комментарии в тематических группах постоянно атакуются как ботами с призывами «не поддаваться на провокации», «не создавать майдан», и т.п. примитивными пропагандистскими лозунгами, так и платными агитаторами призывающими подписывать беззубые «петиции президенту», «открытые письма» и тому подобную чушь, не выдвигать никаких «радикальных лозунгов», а не то, мол опять же - «начнётся майдан».

Страшилка украинского олигархического переворота вовсю используется кремлёвскими пропагандистами, дабы удержать народ в узде. Схема проста и примитивна: «Плохо жить? Терпи, а не то майдан! Ты же не агент Госдепа?». Особенно «славятся» этим адепты т.н. «НОД» - провластного движения, знаменитого лишь лицемерными и наглыми заявлениями своего лидера, депутата Фёдорова, как например,

4) Провокации

Еще одним средством пропагандистов олигархата для раздробления протеста являются информационные «вбросы», такие как . При этом, провокаторы говоря о таких новостях, обычно игнорируют детали – что этот «мораторий» всего лишь «предложение», а не свершившийся факт, и тем самым дезориентируют людей – мол, «зачем продолжать забастовку если уже всё отменили» , «ты выполняешь указы с Запада, это развал страны» и т.п.

Также, провокаторы не гнушаются схемой «не можешь противостоять – возглавь», создавая собственные якобы "акции протеста", но со своими лозунгами и под своими флагами, тем самым дискредитируя протестное движение среди остального народа.

Резюме: противостоять попыткам политтехнологов и пропагандистов разделить и "задавить" протестное движение на корню, можно только путем самоорганизации и выработки единой программы как требований, так и действий (не петиций и открытых писем, а именно действий). Добьются ли протестующие водители каких-либо результатов - покажет время.

Для начала задам вопрос, интересующий многих: кто вы – создатели сайта «АнтиПлатон»?

Несколько вэб-программистов из разных городов России. Даже сложно сказать, чья именно была идея. Один из нас давно хотел сделать карту протестов в России, чтобы показать то, о чём не говорят кремлёвские СМИ – большое количество трудовых, социальных, политических и прочих протестов, которые проходят в разных городах. Лично я хотел поддержать дальнобойщиков, в том числе – помочь им пробить информационную блокаду, и вот эти две идеи совпали. Остальных мы просто попросили помочь.

Но даже создание такого ресурса может иметь определённые последствия… Сайт «Рабочего пути» за публикацию по сути той же информации быстро заблокировали, а ваш проект на уровень выше.

Ну мы все достаточно давно следим за тем, что происходит в стране, и впечатление, мягко говоря, неутешительное о том, к чему всё катится. Немного участвовали даже в каких-то протестах, а когда начались акции дальнобойщиков, мы поняли, пора сделать что-то большее ради изменения ситуации к лучшему. Мы решили: хватит это терпеть и да, были готовы на риск.

А расскажите пару слов про ваш сайт, возможно некоторые читатели его до сих пор не видели.

Главный элемент нашего сайта – интерактивная карта , сделанная на базе Google Maps. На ней отмечаются места протестов, указывается, где какой тип: перекрытие дороги, забастовка или что-то ещё. Вчера добавили туда функционал фильтрации по датам. Сделали возможность встраивать нашу карту на другие сайты, в правом верхнем уголке главной кнопка для этого. Есть отдельная страница только с анонсами будущих акций. Кроме того, на сайте размещены наиболее яркие видео с протестов и аналитические материалы о том, что собой представляет «Платон» и чем он грозит. Есть список контактов местных групп протеста. Если какой-то информации нет на карте, можно сообщить нам её через специальную форму или написав на почту .

Хорошо, но всё-таки зачем программистам поддерживать дальнобойщиков? Многим твоим коллегам, да и другим людям наверное это вообще не понятно.

Да, мы не дальнобойщики, но… мы понимали, что «Платон» заденет и нас. Повышение затрат на транспортировку сразу скажется на ценах большинства товаров. А цены в последнее время и так постоянно растут, чего не скажешь о зарплатах. Кроме того, есть информация , что вслед за большегрузами то же самое ждёт грузовики тоннажем меньше, газельки, обычных автовладельцев. Дальнобойщики сегодня борются не только за себя, они борются за всю Россию и создают уникальнейший в современной истории нашей страны прецедент коллективной борьбы. Каждый должен их поддержать, я так думаю. Мы поддержали.

Сайт заполняется тоже вами?

Работает над наполнением сайта всё та же команда, что и с начала, плюс по местным знакомствам, сложившимся в ходе протестов против «Платона», подтянули ребят, которые помогают заполнять сайт, ещё через интернет нашлись люди. Следят за СМИ, группами дальнобойщиков в соцсетях, стараются насколько возможно оперативно добавлять информацию на сайт. На почту нам пишут люди из разных городов, скидывают информацию или поправляют ошибки. В комментарии на сайте тоже.

Правильно понимаю, что ресурс сделан исключительно добровольцами? Небезызвестный депутат Фёдоров видит за протестом руку Госдепа и когда появляется достаточно профессионально сделанный ресурс поддержки, у некоторых людей возникают подозрения, что это кем-то проплачено.

Если быть точным, проект изначально примерно на 3/4 или даже больше делался добровольцами и на 1/4 – за деньги. Программистская работа по карте, поиск информации и наполнение сайта, работа по его развитию и распространению информации о сайте, координационная работа – всё это делается «за идею». Небольшую часть задач пришлось сделать под заказ, просто не было некоторых нужных навыков и не было времени искать добровольцев, события разворачивались очень быстро, мы боялись не успеть. Теперь, когда сайт раскрутился, доля добровольцев ещё выше. Инициаторы создания сайта и основной его актив – добровольцы, это могу сказать точно. За нами никого из людей с толстыми кошельками не стоит. Кто-то, типа этого депутата, конечно может увидеть и в нас, и в поддержавших нас энтузиастах «коварную руку Госдепа», но это бред. Люди, которые в такое верят, обычно сами не могут бороться за свои права и не понимают, что это возможно. Сидят молча, терпят, слушают, что им внушает 1-й канал и прочие казённые СМИ… А я думаю так – лучше заранее потратить часть своего времени или пусть даже денег от зарплаты на борьбу, чем потом страдать от того, чему ты даже не пытался препятствовать, и в итоге терять ещё больше.

Деньги, потраченные на сайт, – лично ваши или есть какая-то поддержка от сторонников?

От неравнодушных граждан нам иногда приходят небольшие переводы на интернет-кошелёк. По сотне рублей, по две, в основном. Один раз был платёж в несколько тысяч. Может, тому человеку было дешевле скинуть деньги на «АнтиПлатон», чем платить за «Платон», я не знаю. Это позволяет часть затрат покрыть. Но сейчас такой вал информации, которую мы должны вовремя отображать, что люди берут отгулы на работе, в отпуска уходят, чтобы более плотно работать по сайту, это уже конечно за свой счёт.

Каковы первые результаты работы сайта?

Хорошие. За первые несколько дней 30 с лишним тысяч уникальных посетителей, просмотров более 80 тысяч. Журналисты постоянно пишут, кто-то свои контакты оставляет, чтобы об акциях сообщали, другие интервью просят, третьи свои новости кидает. Дальнобойщики пишут, рядовые граждане тоже. Из клуба любителей КамАЗов написали, попросили баннер им дать на форум, теперь и там ссылка на нас. А КамАЗ – это сила! :) Чуть ли не каждый час на почту сайта падает уведомление об отправленной через форму информации о какой-то акции. Тут перекрыли дорогу, там бастуют, где-то митингуют и так далее. Съезд водителей даже в каком-то городе проходил : такие речи люди толкали, видно, что наболело. Россия проснулась, иначе не скажешь.

Дальнобойщики собираются идти на Москву. Как далеко, по-твоему, они могут пойти?

Насколько я видел по множеству видеозаписей и знаю из личного общения, люди на грани. У многих кредиты, платежи ежемесячные в несколько десятков тысяч рублей. Люди на грани разорения. Есть, конечно, разные перевозчики. Есть крупные, которые похоже не особо беспокоятся. Есть множество мелких предприятий с несколькими водителями, там часто и сам собственник за рулём работает. Есть водители, которые работают сами на себя.

Вот последние две группы находятся под самым сильным ударом. У них не так много средств, как у крупных компаний, чтобы пережить это повышение и перетерпеть до того момента, как можно будет компенсировать расходы, переложив затраты в стоимость перевозок. И их интересы в данном случае совпадают с интересами большинства граждан России. Малый транспортный бизнес не хочет платить за «Платон», потому что это слишком большая нагрузка для них, а десятки миллионов граждан не хотят, чтобы цены ещё дальше росли. Наёмные водители тоже, думаю, понимают, что на их зарплате этот побор скажется.

Градус недовольства пиковый за последние десятки лет. Экономических протестов таких массовых у нас не было, наверное, с начала 90-х. Дальнобойщики настроены решительно. Они не хотят подачек, снижения платы за километр, они хотят отмены Платона. И за прошедшие пару недель показали, какую силу собой представляют.

У дальнобойщиков есть шанс победить?

У дальнобойщиков есть большая сила. Я видел, как выглядят пара сотен человек на пикетике в центре, как они ничтожно смотрятся на фоне города. И я видел, как выглядела колонна в пару сотен машин, это была мощь.

Нельзя позволять слить протест во всякие пикеты, сборы подписей и т.д. Попутно это можно делать, не спорю, но главная сила водителей в том, что они контролируют дороги. Это как с забастовкой на производстве, можно сколько угодно писать всякие бумажки во всякие инстанции и жаловаться на начальство, а можно остановить производство и взять их «за яйца», тогда они становятся удивительно сговорчивее. Это уже не раз проверено. Дороги – это практически то же самое. Даже простая «улитка» уже создаёт огромный эффект, не говоря уж о перекрытии дорог.

Им нужно бороться до конца, да они думаю и сами это понимают. Не поддаваться на уловки и подачки. Никто из политических партий существующих реальную помощь им не окажет, эти партии дискредитировали себя все абсолютно. Да и не нужна их помощь, у дальнобойщиков самих огромная сила. Главное не дать её слить или попытаться ей воспользоваться кому-то ради корыстных целей.

Вам известно, как организуется протест?

Насколько я вижу – это стихийный, массовый и не очень хорошо организованный протест. Есть множество центров на местах в регионах, которые между собой как-то взаимодействуют, я не дальнобойщик, я не знаю как именно, но чтобы какой-то полноценный общероссийский центр был – такого, мне кажется, нет. Нам бы самим было удобнее, чтобы в каждом регионе был человек, ответственный за работу со СМИ, который бы постоянно скидывал на карту актуальную информацию. Но нет такого. Мы в итоге сами порой ночами не спим, чтобы заполнить всё нормально. Но конечно помогают нам, много информации и на почту приходит, как я уже сказал.

А ради чего лично ты участвуешь в этом проекте?

Я хочу жить в нормальной стране. Не в такой, где человек человеку волк, и люди грызутся друг с другом постоянно. Вот я например в профсоюзе IT работников , и знаю что такое солидарность. Посмотрите на примеры многих стран Южной Америки, Европы, США – там чуть какой налог ввели новый, чуть зарплаты попытались снизить – сразу тысячи выходят на улицы или останавливают производства. Во Франции, когда подобный «Платону» побор пытались ввести – насколько помню, месяц дальнобойщики бастовали. И отменили. В США был пример, когда в Кремниевой долине бастовали уборщики, их поддержали инженеры. Вот сейчас в России народ тоже стал наконец-то организовываться на массовые коллективные действия, перестал терпеть молча. Водитель, врач, учитель, заводской рабочий, строитель – я их не разделяю по профессиям, для меня все они такие же, как я сам. Я хочу жить в нормальной стране и поддерживаю других, чтобы когда сам столкнусь с проблемами – поддержали меня.

Мы поговорили про экономические протесты, а как ты относишься к политическим?

Помню, когда была волна протестов «За честные выборы», один парень в соцсетях рассказывал. Обедал он в придорожной кафешке, рядом с Москвой вроде, и мужики дальнобойщики рядом сидели, говорили какой Путин молодец, что задавил протесты. Парень не выдержал и спрашивает: «Вы чего? До вас же тоже дойдёт!» – а ему в ответ: «Не будет такого, на нас вся Россия держится». Прошло 3,5 года. Власть действует очень глупо и жадно. Они будто не понимают, до чего доводят людей и чем им это аукнется.

Но в политических протестах есть очень важный момент – если ты протестуешь против действующей власти, нужно чётко понимать, а за какую ты власть тогда? Вот в 2011-2012 гг. не было нормальной альтернативы, да и не всё так плохо было в стране. Сейчас же я на самом деле вижу пока только потенциальную альтернативу, которую ещё надо суметь развить до реальной. Кто-то говорит о политизации протеста, я же считаю – лучше пока ему оставаться чисто экономическим. Имеющиеся крупные политические силы в стране настолько себя дискредитировали, что лучше их вообще держать в стороне. Со временем, когда подключатся другие категории граждан, и будет получен необходимый опыт, и сформированы нужные низовые структуры, может и стоит поднять речь о каком-то привнесении политической повестки, потому что с этим тоже «наболело» многое. С другой стороны, если «политика» быстро начнёт развиваться «снизу», а не будет навязана «сверху», это уже совсем разговор. В главной группе дальнобойщиков в Контакте был, например, недавно опубликован Манифест , содержащий уже куда более широкие требования чем просто отмена «Платона».

А каково твоё отношение к политике, проводимой российской властью?

Да много о чём можно говорить. Вот возьмём внешнюю политику. Лезут в Сирию, говорят, что борются с терроризмом, а на самом деле за интересы сырьевых корпораций. Прибыли пойдут олигархам, расходы на войну нести нам. Да и терроризм порождается бедностью и безвыходностью людей и используется, в случае как с ИГ например, арабскими шейхами и американскими корпорациями для реализации их корыстных интересов. А российская власть, ввязавшись в очередную «маленькую победоносную войну», теперь режет по-живому в России, подскочили цены, поднимают тарифы, усиливают полицейщину. Они «борются» с терроризмом там, а рискуют напороться на террор в отношении их самих в обнищавшей и обкраденной ими стране. История ни черта не учит людей.

Колоссальный отток капитала из страны. Эти моральные уроды грабят страну и выводят деньги за бугор, где у них виллы, счета с множеством нулей и детки пристроены в элитных вузах. У нас кто по мелочи крадет – только их сажают в тюрьмы. Те, кто ворует по крупному, сидят в тёплых кабинетах. Кто-то говорит «не надо думать плохо про людей, надо верить в людей». Я как раз очень верю в людей, только я верю в работяг, которых десятки миллионов в стране и на которых страна держится, вот вместе с ними я уверен ситуацию можно изменить. Кто-то постил «я Шарли». Недавно, после того как сбили российский самолёт, стало модно говорить «я Су». А я не «Шарли» и не «Су», я часть великого народа, который угнетают и грабят. И мы не одни, по всему миру таких миллиарды.

Есть зарплаты работников и есть прибыли владельцев корпораций. Чем меньше первые, тем выше вторые. Налоги, они идут в бюджет, который «пилят». Коммунальные платежи, с ними та же ситуация. Ещё недавно за капремонт заставили платить, это вообще очень мутная схема. Цены в магазинах растут почему-то чудесным образом быстрее, чем зарплаты. Вон с дальнобойщиков начали трясти за проезд теперь, они хоть молодцы, терпеть молча не стали. Теперь умножьте всё это на десятки миллионов граждан страны. Никто не приходит к тебе и не отбирает у тебя ползарплаты. Это делают по чуть чуть, поэтому это не так заметно. Но именно из всех этих путей берутся люди, у которых внезапно появляются колоссальные состояния. Если страна сама по себе богатейшая, а народ бедный, значит куда-то богатство не туда уходит, это мне кажется очевидная «арифметика».

Пообщайтесь с самыми рядовыми медработниками, рабочими заводов, водителями, строителями, инженерами, учителями, ветеранами и пенсионерами в гнилых квартирах/бараках. Они честно работают, страна на них держится, но вынуждены перебиваться от зарплаты до зарплаты, их давят кредитами, поборами и прочим, пудрят мозги казённой и либеральной пропагандой. Кто-то конечно скажет, что они все мол сами виноваты в своей бедности. А я считаю, что это всё сказки. Если десятки миллионов людей не «вписались в рынок», то скорее всё как раз наоборот, этот «рынок» не вписывается в нормальный путь развития страны.

И посмотрите, как у нас формируется власть. Недавно у меня в городе были довыборы в гордуму. Так вот победивший в одном округе кандидат, по имеющимся сведениям, потратил на эти выборы пару десятков миллионов рублей. А потом люди удивляются, как это так, почему депутаты не заботятся о людях. Так послушайте, человеку надо отбить затраты. Он просто сделал вложение капитала во власть. Депутаты сейчас - это в подавляющем большинстве собственники, директора или подобные люди. Ну или родственники у них имеют бизнес. Такие люди идут во власть лишь с одной целью – лоббирования интересов своего бизнеса. А исполнительная власть, в том числе президент, стоит не над олигархами, а под. Официальная власть – это лишь ширма демократии. За ней скрывается диктатура олигархов.

И как ты думаешь, что с этим можно сделать?

Ответом на произвол власти могут быть только коллективные действия народа, который прямо и смело заявляет «Мы не будем больше это терпеть, хватит!». Сейчас власть не действует в интересах большинства, и это большинство не участвует никоим образом в принятии решений. Неудивительно, что такая грабительская политика ведётся властью. Ей никто не препятствовал, и они чувствовали, что могут делать всё что угодно.

Люди в России утратили опыт коллективной борьбы. У многих какое-то патерналистское мышление, видимо ещё из совсем другой страны, из Советского Союза, по инерции оставшееся. Они думают, что власть о них заботится. А ничего подобного.

Приходится заново приобретать такой опыт, выстраивать горизонтальные связи, возрождать солидарность. Разбивать стены межрелигиозной и межнациональной вражды, искусственно созданные чтобы нас разобщить. Только так можно добиться существенных перемен к лучшему в обществе.

Приходит время каждому решить для себя, кто он по жизни. Будет ли он терпеть, молча стоя на коленях, или встанет во весь рост и пойдёт по пути борьбы с несправедливостью.

Понял тебя. Может напоследок поделишься планами развития сайта?

Главное для нас сейчас – оперативное отображение всей информации о протестах. Мы стараемся всё возможное сделать для этого. Кроме того, хотим собрать лучшие агитматериалы. Листовки и комиксы видели, например, интересные в местных группах. Свои плакаты сделать, чтобы по соцсетям разлетелись. Очень важно пробить информационную блокаду. По кремлёвским СМИ никакой ведь информации нет, будто и не протестует никто. А протестуют полсотни городов как минимум, десятки тысяч человек.

Один из весьма действенных способов пробить такую блокаду – банально поставить на аватарку в соцсетях картинку поддержки. Мы в ближайшие дни сделаем такие, на любой цвет и вкус, как говорится. Но этого мало, нужна и оффлайн поддержка. Если дальнобойщики приедут в Москву, помочь организовать им питание горячее, просто прийти со словами поддержки. По России пикеты какие-то провести, чтобы донести до людей, листовки пораздавать.

В стране есть реальная возможность создать уникальный прецедент не только успешной коллективной борьбы, но и солидарности. Мы, работники IT сферы, поддержали дальнобойщиков.

Новое на сайте

>

Самое популярное