Домой Виноград Какие национальности живут в израиле. Население Израиля – численность, история. Открытая душа и сердце

Какие национальности живут в израиле. Население Израиля – численность, история. Открытая душа и сердце

(ЦСБИ).

По данным ЦСБИ, опубликованным 30 декабря 2016 года , общая численность населения Израиля (не включая иностранных рабочих и нелегальных иммигрантов) составляет 8 млн 628 тыс. человек. Из них:

Сообщается также, что население Израиля увеличилось на 167 тысяч человек, что составляет 2 % ; темпы прироста населения страны в последнее десятилетие практически не изменились. В 2016 году в Израиле родились 181 тысяча детей, умерли 43 тысячи человек. Таким образом, 83 % прироста населения объясняются превышением рождаемости над смертностью, ещё 17 % - превышением количества новых репатриантов и реэмигрантов над эмигрантами .

По религиозным конфессиям население Израиля распределяется следующим образом: иудеи - 6 млн 446 тыс. (в эту категорию автоматически записываются все евреи), 1 млн 524 тыс. - мусульмане, 168 тыс. - христиане и 139 тыс. - друзы .

Среди еврейского населения страны 75 % составляют рождённые в Израиле (цабарим , сабры), из них примерно половина являются первым поколением родившихся в Израиле. Более четверти еврейского населения - репатрианты (олим ). Из проживающих в Израиле евреев 44 % считают себя светскими, 36 % - соблюдают традиции, 20 % - религиозные (в том числе 9 % ультраортодоксов - «харедим »). Помимо постоянного населения в стране проживают около 183 тыс. иностранцев.

С 2000 по 2016 год доля еврейского населения уменьшилась на 3,1 %, а мусульман - увеличилась на 2,2 %. Доля остальных увеличилась на 0,9 % .

Согласно статистическим данным , первая перепись населения в Израиле в ноябре 1948 года зарегистрировала следующие показатели:

Центральное статистическое бюро Израиля выделяет следующие группы населения :

Еврейское население страны не является единым в культурном отношении вследствие того, что более четверти евреев являются репатриантами в первом поколении. В Израиле принято разделять население на уроженцев страны (цабарим , сабры) и репатриантов (олим ), а также выделять среди уроженцев страны выходцев из различных общин. Наиболее крупными являются общины выходцев из СССР, Марокко, Румынии и Польши. На 2016 год среди евреев, проживающих в Израиле, 75 % (4 млн 935 тыс.) родились в Израиле, из них 2 млн 929 тыс. представляли второе или более поколение в Израиле, и 25 % (1 млн 511 тыс.) были репатриантами .

В 2009 году впервые за 2000 лет численность еврейского населения Израиля превысила численность евреев в диаспоре .

Евреи из СССР играли важную роль в сионистском движении и в создании Израиля , а после 1970 года приняли значительное участие в развитии науки и хозяйства Израиля. Сегодня русскоязычные евреи составляют 20 % еврейского населения Израиля и 15 % всего населения страны.

Доля репатриантов из бывшего СССР, поселившихся в Израиле после 1990 года, в некоторых городах (например, Ашкелон и Бат-Ям) составляет более четверти населения , а в Сдероте почти половину населения города.

Израильские демографы выделяют также такое понятие как «расширенное еврейское население». В это понятие для других стран входят все члены семей, в которых хотя бы одно лицо входит в «ядро» еврейского населения . Для Израиля в «расширенное еврейское население» входит всё еврейское население страны и лица, которые получили гражданство согласно «Закону о возвращении » . По переписи населения 2008 года, «расширенное еврейское население» составляло около 80 % населения страны , включая, кроме собственно евреев, также людей других этнических корней (главным образом, это русские , украинцы и выходцы из других республик бывшего СССР), состоящие в браке с евреями, а также дети и внуки от таких браков, не всегда являющиеся евреями согласно иудейскому каноническому праву Галахе .

Арабы-христиане проживают в основном на севере страны, а также в городах Хайфа , Иерусалим и Яффа . Основные поселения друзов Израиля находятся в Галилее и на хребте Кармель ; на аннексированных Израилем Голанских Высотах проживает около 20 тыс. друзов.

Среди арабского населения иногда выделяют в качестве субэтнической группы бедуинов , большинство из которых проживают в Негеве и некоторое количество в Галилее - 270 тысяч на 2008 год .

К арабскому населению в Израиле причисляют также израильских черкесов и ливанцев. Черкесы проживают в двух деревнях на севере страны (Кфар-Кама и Рехания) - около 3 тысяч человек , они являются потомками мухаджиров после Кавказской войны , и сохраняют в быту один из западных диалектов адыгского языка . Ливанцы - около 2600 человек бывших бойцов Армии Южного Ливана и населения, бежавшего вместе с ними после выхода Израиля из Ливана в 2000 году.

Армяне-христиане, проживающие в армянском квартале Старого города Иерусалима и в старинном городе Яффе , в соседстве с арабами-христианами и арабами-мусульманами.

С основания государства Израиль в страну приехало 3,2 млн человек. С 2002 года, после спада волны репатриантов из бывшего СССР, уровень репатриации напоминает уровень 80-х годов - от 9 до 20 тыс. в год.

В 2016 году в Израиль репатриировалось 25 997 человека, что составляет около 3 человек на тысячу населения. 57 % прибыли из стран бывшего СССР - в основном из России и Украины, 17 % прибыли из Франции и 11 % прибыли из США. Наибольшее число новоприбывших поселилось в Иерусалиме. Медианный возраст репатрианта - 32,7 лет, доля людей, учившихся свыше 12 лет, среди тех, кто старше 25 лет - 79 %. Кроме репатриантов, в 2016 году в страну въехало 4200 реэмигрантов .

На 2016 год в Израиле по примерным оценкам находились около 169 тысяч иностранных рабочих , в том числе 95 тысяч въехавших по рабочей визе, и около 45 тысяч нелегальные мигрантов (в основном из Эритреи - 71 % и Судана - 20 %). За год в страну въехало 53 тысячи человек с рабочей визой, 46 тысяч выехало. Поток нелегальных мигрантов из Африки почти полностью прекратился, за год в страну попало 18 нелегальных мигрантов, около 3 тысяч покинуло Израиль. В 2016 году было подано около 15 тысяч просьб о получении статуса беженца , что вдвое больше, чем в предыдущем году и в впятеро больше, чем за год до того; в основном - от граждан Украины, Эритреи и Грузии :

Прибывшие в 2016 году рабочие иммигранты (53 тысяч человек) распределяются по странам следующим образом: из стран бывшего СССР (Украина , Молдавия , Узбекистан) - 27 %, Таиланд - 16 % , Филиппины - 13 % , Индия - 11 % , Шри-Ланка - 5 %, Китай - 5 %, Турция - 4 %, Непал - 2 %, Румыния - 2 %.

В 2016 году по округам Израиля население распределялось следующим образом :

Около 399 тыс. граждан Израиля проживают в израильских поселениях в Иудее и Самарии , таких как города Ариэль , Бейтар-Илит , Маале-Адумим , Модиин-Илит и более мелкие населённые пункты. Некоторые еврейские поселения, такие как Хеврон и Гуш-Эцион , существовали ещё до образования государства и были заново заселены евреями после Шестидневной войны (1967) . 7800 человек проживали в секторе Газа до их принудительного выселения в 2005 году .

Кроме того, на 2016 год 22 тыс. израильтян жили на Голанских высотах ; 201 тыс. человек жило в Восточном Иерусалиме . Общая численность израильтян, живущих вне признанных границ Израиля превышает 510 тыс. человек [ ] .

По данным на 2016 год, в Израиле имелось 15 городов с населением более 100 000 человек. 2 723 тысяч (31,5 % населения) израильтян жили в восьми крупнейших городах с населением свыше 200 000 человек (Иерусалим , Тель-Авив , Хайфа , Ришон ле-Цион , в Иудее и Самарии) - 391 чел./км²; плотность населения в 2000 году составляла 288 чел./км².

На 2015 год, самая высокая плотность населения в Тель-Авивском округе (7957 чел./км²). Так же относительно высокая плотность в Иерусалимском округе (1620 чел./км²) и Центральном округе (1600 чел./км²). Самая низкая плотность населения - в пустынном Южном округе - 85 чел./км². Среди городов с населением свыше 100 тыс. человек самая высокая плотность населения в Бней-Браке - 24 870 чел./км². Плотность населения в Тель-Авиве - 8358 чел./км², в Иерусалиме - 6887 чел./км².

На конец 2016 года население Израиля составляло 8 миллионов 628 тысяч жителей .

По прогнозу Центрального статистического бюро Израиля от 2016 года, население страны к 2020 году составит 9,467 миллионов человек, к 2025 - 10,477 миллионов человек и к 2035 году - 12,783 миллионов человек

Количество людей старше 75 лет растёт и составляло 4,87 % на 2016 год, по сравнению с 3,84 % в 1990-м году .

На каждых 984 мужчин приходится 1000 женщин. Количество мужчин превышает количество женщин для всех возрастных групп менее 35 лет; в возрастной группе 35-44 приходится 956 мужчин на 1000 женщин, на возраст 75 и выше приходится 704 мужчины на 1000 женщин .

Количество браков и разводов на 1000 человек составляло (на 2012 год): 6,4 и 1,7, соответственно. В 1990 году уровень браков составлял 7 на 1000, а разводов 1,2 на 1000. Количество браков в Израиле снижается с 1990-х для арабов-мусульман и с 1970-х для всех остальных групп населения, количество разводов увеличивается с начала 1970-х. Браки имеют тенденцию откладываться на более поздний возраст, за последние 20 лет возраст первого брака увеличился на 1,2-3,2 лет для разных групп населения; средний возраст первого брака для мужчин - 31,5, для женщин - 28,5. К 45 годам 146 мужчин и 135 женщин из тысячи остаются холостяками (среди евреев) .

Ежегодно около 3000 арабских девочек выходят замуж в возрасте до 18 лет. Из них, более одной тысяче не исполнилось 17 лет. 82 % браков до 17 лет в Израиле приходятся на арабский сектор .

В 2016 году в Израиле родилось 181 405 младенцев и умерло 44 185 человек. Рождаемость составляла 21,2 рождений на 1000 человек, смертность - 5,2 смертей на 1000; соответствующие цифры на 1995-1999 - 21,4 и 6,2.

В 2017 году лишь 5,3% еврейских женщин рожали ребёнка без указания имени отца.

Младенческая смертность по состоянию на 2015 год - 3,1 смертей на 1000 живорожденных (по сравнению с 6,3 в период 1995-1999). Ожидаемая продолжительность жизни при рождении составляла 80,1 лет для мужчин и 84,1 лет для женщины . По продолжительности жизни Израиль занимает 12-е место в мире, по уровню детской смертности - одно из последних. Материнская смертность составляла 5 смертей на 100 000 живорожденных (по состоянию на 2015 год)

Сефардская община Израиля по своей численности составляет подавляющее большинство всех сефардов мира.

Около 35% еврейского населения Израиля (исключая уроженцев страны во втором поколении) составляют выходцы из арабского мира, языком повседневного общения которых были диалекты арабского языка. Самые большие общины - выходцев из Марокко (661 тыс. - почти половина всех выходцев из арабских стран), из Ирака (245,5 тыс.) и Йемена (146 тыс.). Незначительную часть населения Израиля (менее 5%) составляют выходцы из иранского мира, языком повседневного общения которых были диалекты иранской группы: иранские евреи (бо́льшая часть общины), бухарские (приблизительно половина общины), горские (приблизительно 1/5 общины) и афганские (вся община). Особые этнолингвистические группы - курдские евреи (вся община), пользовавшиеся диалектами арамейского языка ; выходцы из Грузии (приблизительно половина всей общины), пользовавшиеся в повседневном общении грузинским языком; Бней-Исраэль (половина всей общины) из индийского штата Махараштра, говорившие на диалекте языка маратхи; евреи Эфиопии (приблизительно половина всей общины), говорившие по-амхарски; кочинские евреи с Малабарского побережья Индии (вся община), говорившие на малаялам, и крымские евреи (см. Крымчаки), говорившие на крымско-татарском языке (на том же диалекте говорила часть караимов).

Более общим делением, не всегда совпадающим с этнолингвистическим, является деление на выходцев из стран Европы и Америки и стран Азии и Африки, принятое в израильской статистике. Основанием для такого деления служит различие типов общества - индустриального и традиционно-патриархального, - наложившего отпечаток на образ жизни, характер и уровень образования, характер экономической деятельности и структуру семьи местных еврейских общин и во многом определившего социально-экономическое положение выходцев из этих общин после их репатриации (см. Государство Израиль. Абсорбция).

Как во многих других обществах со сложной этнической структурой, среди еврейского населения Израиля действуют две параллельные тенденции - к интеграции и созданию унифицированных типов и к поддержанию и развитию общинного плюрализма. Общий язык, общая религиозная традиция, сионистская идеология, социальная интеграция в рамках смешанных городских кварталов, школы и армии, а также целенаправленная государственная политика, способствующая интеграции выходцев из восточных общин в социально-экономической структуре израильского общества, западного по своему типу, привели к быстрому развитию процесса культурной и социальной консолидации еврейского населения и к постепенной унификации поведенческих норм, семейной структуры и т. п. (см. ниже Демографический очерк). Тем не менее, несмотря на устойчивую тенденцию к сглаживанию социально-экономического неравенства между выходцами из стран Европы и Америки и стран Азии и Африки, разрыв еще не преодолен и остается одной из наиболее актуальных проблем израильского общества.

Тенденция к общинному плюрализму проявляется главным образом в сфере культурной деятельности и в поддержании (а зачастую - уже в воссоздании) бытовых и фольклорных традиций. С середины 1970-х гг. возрос научный интерес к этнографическим и культурным особенностям и истории еврейских общин, в первую очередь - восточных. Литературные произведения, созданные в диаспоре , включаются в обязательные программы школьного обучения. Элементы культур различных общин становятся частью общеизраильской культуры (например, музыкальный и танцевальный фольклор евреев Йемена, праздник марокканских евреев Мимуна и т. п.; см. Государство Израиль. Культура).

Основным занятием бедуинов по-прежнему остается сельское хозяйство. Бесконтрольный выпас скота бедуинами иногда приводит к ущербу для сельскохозяйственных угодий киббуцов и мошавов , потому сегодня четко определяется территория пастбищ (ее размеры меняются в зависимости от времени года). Наблюдается тенденция к расширению круга профессий у бедуинов, несмотря на это, проблема безработицы в бедуинском секторе стоит весьма остро.

Продолжаются попытки государственных органов способствовать переходу бедуинов Негева к оседлому образу жизни. Так, был построен Рах ат , созданы поселки Тель-Шева , Ксейфа, Хура и другие, однако большинство бедуинов по-прежнему предпочитают жить в палатках.

Бедуины являются мусульманами-суннитами. Большинство были неграмотными и, соответственно, не могли читать Коран . Очевидно, по этой причине в религии бедуинов имелось немало отличий от традиционного ислама, некоторые из них сохраняются и до сих пор. В последние годы наблюдается тенденция к приближению бедуинов Израиля к традиционному исламу. В бедуинских городах и поселках городского типа строятся мечети, с распространением грамотности улучшается знание законов ислама.

В целом бедуины являются лояльными гражданами Израиля. Хоть военная служба для них не обязательна, многие вступают в Армию обороны Израиля добровольно. Наряду с этим, время от времени возникают конфликты между государством и бедуинским населением, связанные с незаконным использованием земли и строительством.

В 1960–1990-х гг. было сооружено и реставрировано значительное число церквей, монастырей и религиозных школ. Многие святые места были реставрированы или отремонтированы, значительные строительные работы для обеспечения доступа к святым местам были осуществлены за государственный или муниципальный счет (в Старом городе Иерусалима, у озера Киннерет и в других местах). По традиции представители высшей церковной иерархии участвуют в израильских общественных и гражданских церемониях (открытие сессий Кнесета , торжества по случаю Дня независимости Израиля и т. п.), а представители израильского правительства приглашаются на религиозные церемонии христианских общин (освящение церквей, возведение в сан высших иерархов и т. п.), а также на рождественскую и пасхальную службы. В канун нового года (по григорианскому календарю) президент Израиля дает прием в честь глав христианских церквей страны. Арабы-христиане в Израиле освобождены от воинской повинности.

По данным на апрель 2004 г., население Израиля составляет 6 млн 780 тыс. человек. В момент создания государства в нем было лишь 806 тыс. жителей. Хотя население страны продолжает увеличиваться, темпы его роста сокращаются: в 2001 г. он составил 2,1%, в 2002 г. - 1,9%, в 2003 г. - 1,8%. Ввиду более высокой рождаемости в арабском секторе и непрерывно снижающейся доле евреев в составе репатриантов из стран СНГ удельный вес евреев в населении Израиля сократился с 81,8% в декабре 1990 г. до 77,8% в декабре 2000 г. и до 76,5% - в декабре 2003 г.

Таблица 1. Динамика роста населения Израиля
Год Еврейское население
(тыс. чел.)
Нееврейское население
(тыс. чел.)
Всего Доля евреев
в общей численности
населения (%)
1948 716,7 156,0 872,7 82,1
1950 1203,0 167,1 1370,1 87,8
1955 1590,5 198,6 1789,1 88,9
1960 1911,3 239,1 2150,4 88,9
1965 2299,1 299,3 2598,4 88,5
1970 2582,0 440,1 3022,1 85,4
1975 2959,4 533,8 3493,2 84,7
1980 3282,7 639,0 3921,7 83,7
1985 3517,2 709,0 4226,2 83,2
1990 3946,7 875,9 4821,7 81,8
1995 4522,3 1090,0 5612,3 80,6
2000 4955,4 1413,9 6369,3 77,8
2001 5025,0 1483,8 6508,8 77,8
2002 5094,2 1536,9 6631,1 76,8
2003 5143,0 1573,0 6716,0 76,5

Источниками прироста населения могут являться как разница между среднегодовыми показателями рождаемости и смертности, так и положительный миграционный баланс. В декабре 2002 г. население Израиля насчитывало 6 млн 631 тыс. человек. Естественный прирост населения в том же году составил 100,8 тыс. человек. При этом еще 21 тыс. человек добавилась за счет положительного миграционного баланса. Таким образом, население Израиля в 2002 г. увеличилось на 122 тыс. человек (1,9%). Для сравнения можно привести следующие данные. С 1996 г. по 2000 г. население Израиля увеличилось на 757 тыс. человек: на 460 тыс. благодаря естественному приросту и, кроме того, еще на 296 тыс. за счет положительного миграционного баланса. Таким образом, годовой процент прироста населения в этот период достиг 2,6%. С точки зрения миграционного баланса, наиболее плодотворным явился период с 1990 г. по 1995 г., когда население Израиля увеличилось за счет притока репатриантов (593 тыс.) в большей степени, чем благодаря естественному приросту (465 тыс.). В общей сложности за этот период годовой процент прироста населения составил 3,5%. В 2002 г. еврейское население увеличилось на 69 тыс. человек, из которых 61 тыс. добавилась за счет естественного прироста и 9,3 тыс. - за счет миграционного баланса. При этом наиболее высокий годовой прирост населения наблюдался среди еврейских жителей Иудеи, Самарии и Газы (5,6%), тогда как в Тель-Авивском округе он носил отрицательный характер (–0,3%). В 1961–71 гг. среднегодовой процент прироста еврейского населения составлял 3%. Затем он снизился до 2,2% в 1972–82 гг. и до 1,5% в 1983–89 гг. Впоследствии наблюдался резкий подъем - 3,4% в 1990–95 гг. (главным фактором, повлиявшим на этот рост, была массовая алия из СССР/СНГ), а после этого - почти столь же резкое снижение (в 1996–99 гг. среднегодовой процент прироста населения составил 1,8%, в 2000 г. - 1,7%, в 2001 г. и 2002 г. - 1,4%).

Демографическая ситуация в мусульманском секторе носит иной характер: в 2002 г. мусульманское население страны увеличилось на 33,7 тыс. человек, почти целиком благодаря естественному приросту, тогда как общее число населения составило один миллион четыре тысячи человек. Таким образом, годовой процент прироста составил 3,4%. Для сравнения: в период с 1996 г. по 2001 г. мусульманское население страны увеличилось на 158 тыс. человек, что составило 3,6% годового прироста. В целом рост мусульманского населения постепенно замедляется. Более низкий годовой прирост населения, чем в 2002 г., наблюдался в мусульманском секторе лишь в промежутке между 1983 г. и 1989 г. - 3,2%. Однако в последующий период, с 1990 г. до 1995 г., годовой прирост мусульманского населения возрос до 3,7% и вновь начал постепенно снижаться. И тем не менее, существующий на сегодняшний день годовой прирост мусульманского населения Израиля является одним из самых высоких в мире (для сравнения: 2,8% в Сирии и Иордании и 2,1% в Египте). При этом среди арабов–жителей Иудеи, Самарии и сектора Газы - население увеличивается еще более быстрыми темпами - 4,8% в год.

Среди христианского населения страны годовой прирост в 2002 г. составил лишь 1,3%, тогда как в 2001 г. и 2000 г. он достигал 2,5%. При этом если в еврейском и мусульманском секторе годовой прирост населения последовательно снижается от года к году, то в составе христианского населения подобной последовательности не наблюдается. В 1961–71 гг. его годовой прирост составлял 2,9%, в 1972–82 гг. - 1,8%, а в 1996–2000 гг. он возрос до 2,3%. Объясняется это тем, что миграционный баланс играет в ежегодном увеличении христианского населения гораздо более значимую роль, нежели в других секторах. Например, в 2001 г. положительный миграционный баланс составил 50,2% от общего прироста, в 2000 г. - 59,8%, а в 1990–95 гг. - 78,9% (в результате общий прирост христианского населения в этот период достиг 7,2%).

Сегодня в Израиле живут 5 млн 181 тыс. евреев - 76,4% от всего населения, 1 млн 311 тыс. арабов - 19,3%; 288 тыс. человек принадлежат к иным национальностям и вероисповеданиям. Среди последних имеется 27 тыс. христиан из числа прямых родственников репатриантов из бывшего СССР и 261 тыс. неевреев, прибывших в страну на основании Закона о возвращении и не определивших своей религиозной принадлежности. Конфессиональная структура арабского населения: 1 млн 82 тыс. мусульман, 117 тыс. христиан и 111 тыс. друзов.

За 2003 г. общая численность населения Израиля выросла на 117 тыс. человек (на 1,8%). Это самый низкий показатель после 1989 г. Во многом это объясняется сокращением алии, составившей 23 тыс. человек (в 2001 г. она составляла 44 тыс., в 2002 г. - 34,5 тыс.). Более половины репатриантов, прибывших в Израиль в 2003 г. (13 тыс. человек), приехали из стран СНГ и Балтии, 13% (три тысячи человек) - из Эфиопии, 8% (1800 человек) - из Франции, 7% (1700 человек) - из США, 3% (700 человек) - из Канады. Число репатриантов из Северной Америки увеличилось по сравнению с 2002 г. на 20%. Между тем, четверть репатриантов, прибывших в Израиль из Северной Америки после 1989 г., покинули страну. Доля покинувших Израиль репатриантов из США составляет 22,5% от количества прибывших, из Канады - 25,8%, из ЮАР - 19,8%, из Великобритании - 19,3%, из Франции - 16%.

Таблица 2. Еврейское население Израиля в общей численности мирового еврейства
Год Число евреев
в Израиле
(тыс. человек)
Число евреев
во всем мире
(тыс. человек)
Доля еврейского населения
Израиля в общей численности
евреев в мире (в процентах)
1882 24 7 800 0,3
1900 50 10 600 0,4
1914 85 13 500 0,6
1922 84 14 400 0,6
1925 136 14 800 0,9
1931 175 15 700 1,10
1939 449 16 600 2,70
1948 650 11 500 5,60
1955 1 590 11 800 13,40
1970 2 582 12 630 20,40
1975 2 959 12 740 23,20
1980 3 283 12 840 25,50
1985 3 517 12 870 27,30
1990 3 947 12 870 30,60
1995 4 522 12 892 35,00
2000 4 955 12 914 38,30
2001 5 025 12 936 38,80
2002 5 094 12 948 39,30

С 1990 г. по 2002 г. в Израиль репатриировались 987,5 тыс. человек, из них около 850 тыс. - из бывшего Советского Союза и 80 тыс. из Эфиопии (с 1990 г. по сентябрь 2001 г.). Эти цифры включают детей, родившихся уже в Израиле, и не включают людей, скончавшихся после репатриации. Без учета этих поправок количество репатриантов из Эфиопии составило 43,3 тыс., а из бывшего Советского Союза - 885,5 тыс.

Самая молодая этническая группа евреев - репатрианты из стран Северной Америки и Океании: среди них дети до 15 лет составляют 23%, а пенсионеры - 7,7%. Затем следуют репатрианты из Эфиопии, среди которых дети составляют 19%, а пенсионеры - лишь 5%, а также из Франции (пенсионеры - 9%, дети - 17%). Прямо противоположная ситуация наблюдается среди репатриантов из Польши, среди которых количество стариков (старше 65 лет) составляет 74,5% от общей численности. Среди репатриантов из бывшего Советского Союза - 19% пенсионеров и 8% детей (не учитывая родившихся уже в Израиле). В общей сложности среди репатриантов - выходцев из Европы, Америки и Океании - возрастные показатели (согласно данным 2002 г.) таковы: пенсионеры составляют 26%, а дети - 7,7%. Среди уроженцев двух других континентов наблюдается гораздо более заметное преобладание пожилого населения. Среди выходцев из Азии пенсионеры составляют 39%, тогда как дети - 0,09%. Население выходцев из Африки (если не учитывать репатриантов из Эфиопии) демонстрирует еще больший разрыв между двумя возрастными полюсами: пенсионеры - 28%, дети - 0,05%. Это вызвано тем, что уже несколько десятилетий Израиль не принимал волн алии из азиатских и африканских стран (уроженцы азиатских республик бывшего СССР включены в отдельную статистику репатриантов из СССР/СНГ).

Количество уроженцев Израиля во втором поколении (отец - также уроженец Израиля) в 2002 г. составляло 1 млн 566 тыс. человек. Общее число уроженцев Израиля (как в первом поколении, так и во всех предыдущих) насчитывало 3 млн 341 тыс. человек, то есть примерно 62% от численности всего еврейского населения.

Наибольший процент уроженцев Израиля наблюдается среди жителей еврейских поселений Иудеи, Самарии и Газы - 78,8%, тогда как наибольшее (в процентном отношении) количество репатриантов, приехавших Израиль из разных стран, сосредоточено в Южном округе - 372,9 тыс. человек (46%). При этом Беер-Шева является единственным, помимо Ашдода, крупным городом (свыше 100 тыс. жителей), в котором уроженцы Израиля составляют меньше половины населения. Кроме того, в Южном округе сосредоточено наибольшее количество репатриантов, прибывших в страну после 1990 г., как в процентном (28,3%), так и в абсолютном исчислении - 229,7 тыс. человек. За ним, с незначительным отрывом, следует Хайфский округ, в котором количество людей, родившихся за рубежом, составляло в 2002 г. 45% от общей численности, а репатриантов, прибывших в страну после 1990 г., насчитывалось 160,2 тыс. человек (24,6%). Наибольший процент уроженцев страны (не считая состава населения Иудеи, Самарии и Газы) приходится на Иерусалимский округ - 71,3% (399,2 тыс. человек); в Центральном округе он составляет 65,4% (339,2 тыс.); в Тель-Авивском округе - 63,8% (731,4 тыс.); в Северном округе - 61,4% (333 тыс.).

Таблица 3. Еврейское население Израиля по месту рождения (2002 г.) (включая членов семей евреев, принадлежащих к другим национальностям, прибывших в страну на основании Закона о возвращении /тыс. человек/)
Место
рождения
Северная
Америка и
Океания
Южная
Америка
СССР/СНГ Европа Африка Азия Израиль
Жители Израиля, родившиеся в странах исхода 73 60 950 354 319 228 3 341
Уроженцы Израиля
(по месту
рождения отца)
48 35 207 464 540 481 1 565

Преобладающий тип населения - городской: в 2002 г. жители городов составляли 91,6% всего населения Израиля. Число городов с населением свыше 100 тыс. жителей увеличилось с десяти в 1983 г. до 13 в 2002 г., а их доля в общей численности населения составила 43,9%.

Средняя плотность населения увеличилась со 188 человек на 1 кв. км в 1984 г. до 299 человек на 1 кв. км к концу 2002 г. Наиболее высокая плотность населения наблюдается в Тель-Авивском округе - 6 тыс. 790 человек на 1 кв. км. В Иерусалимском округе средняя плотность населения составляет 1,2 тыс. человек на 1 кв. км, а в Хайфском - 972 человека. Наименьшая плотность населения в Негеве - 40 человек на 1 кв. км, а также на плато Голан - 31 человек.

К концу 2002 г. в еврейских населенных пунктах проживало 5 млн 367 тыс. человек. Наиболее многочисленное еврейское население сосредоточено в центре страны (Рамат х а-Шарон , Рамла , Реховот , Петах-Тиква - 1 млн 418 тыс. человек), на втором месте - Тель-Авивский округ (1 млн 145 тыс. человек). В Южном округе еврейское население составляло 816 тыс. человек. В Иерусалимском округе к концу 2002 г. проживало 564 тыс. евреев, в Северном округе - 546 тыс. Арабское население распределялось по округам следующим образом: наиболее высокая концентрация - в Северном округе; так, в Акко и его окрестностях проживало 313 тыс. арабов, в Изреельской долине - 210 тыс. Затем по численности арабского населения следует Иерусалимский округ (229 тыс.), а во всех остальных округах арабское население не превышало 200 тыс. человек.

Таблица 4. Еврейское население Израиля по возрастным группам (тыс. человек)
Год 0–4 5–14 15–19 20–24 25–34 35–44 45–54 55–64 65–74 75+ Всего
1950 163,4 196,9 100,6 103,0 197,0 202,5 128,6 66,1 33,4 11,6 1203,0
1955 216,9 322,7 117,7 120,5 236,0 210,0 184,2 107,9 53,3 21,2 1590,5
1960 220,3 444,4 141,6 133,6 257,6 233,7 235,9 148,1 67,9 28,2 1911,3
1970 276,8 499,2 269,7 258,1 309,3 276,2 260,6 245,3 134,8 52,0 2582,0
1980 359,6 639,7 263,4 275,9 555,3 314,8 294,0 261,8 217,5 100,5 3282,7
1990 381,8 750,2 350,4 304,6 558,1 564,7 326,6 295,0 240,0 173,3 3946,6
2000 447,2 831,0 417,0 406,0 700,2 596,8 617,4 364,3 315,5 259,9 4955,4
2001 453,2 833,9 421,4 403,2 724,6 594,9 622,4 383,9 317,7 269,6 5025,0
2002 460,3 840,6 421,8 405,2 746,3 593,3 619,3 407,3 323,6 276,6 5094,2

Медианный возраст (возраст, ниже которого находится половина населения) в 2002 г. составлял 27,9 лет. Наименьший медианный возраст (20,6 лет) наблюдается в поселенческой среде. Это объясняется крайне незначительным числом пенсионеров (3,3 тыс. человек в возрасте от 65 до 74 лет и две тысячи свыше 75 лет) относительно общего количества поселенцев (214 тыс., в то время как число детей в возрасте до 15 лет - 85,5 тыс.). Аналогичная тенденция, хотя и менее ярко выраженная, наблюдается в Иерусалимском округе, в котором медианный возраст составляет 23,7 года (за счет преобладания количества детей сравнительно с количеством пожилых людей), и, до некоторой степени, на севере и на юге страны. Для центра страны и Хайфского округа характерна противоположная тенденция - медианный возраст в Тель-Авивском округе в 2002 г. составлял 33 года. По количеству детей Тель-Авивский округ в процентном отношении заметно уступает Иерусалимскому. Однако в возрастных группах от 20 лет и старше наблюдается противоположное соотношение между двумя округами. Число людей в возрасте от 25 до 29 лет составляет 9,13% населения Тель-Авива и окрестностей (в Иерусалимском округе - 7,6%). Число жителей в возрасте от 75 лет и старше в Тель-Авивском округе составляет 7,23% численности всего населения, в Иерусалимском округе - 3,4%. В 2002 г. в Хайфском округе проживало значительно большее количество людей в возрасте 75 лет и старше (47 тыс.), чем в Южном округе (33,7 тыс.). По этой причине в Хайфском округе медианный возраст составил 30,6 лет.

Общий коэффициент фертильности (среднее число детей, рожденных одной женщиной в течение ее жизни) в Израиле на протяжении всей его истории неуклонно снижался. В 2002 г. общий коэффициент фертильности составлял 2,89, аналогичным он был и в 2001 г. Таким образом, в сравнении с 2000 г. (2,95) в два следующих года наблюдалось снижение общего коэффициента фертильности. В 1980–84 гг. коэффициент фертильности в Израиле достигал 3,13, а в 1960–64 гг. - 3,85. Эта тенденция характерна как для еврейского, так и для мусульманского населения страны. Несмотря на то, что в 2002 г. коэффициент фертильности в еврейском секторе (2,64) был существенно ниже, чем среди мусульманского населения (4,58), в обоих случаях наблюдается снижение (в 1980–84 гг. соотношение между еврейским и мусульманским населением было 2,8 к 5,54). Примечательно, что за последующее пятилетие произошло резкое снижение коэффициента фертильности среди мусульманского населения (с 5,54 до 4,7 в 1985–89 гг.), тогда как среди еврейского населения он остался практически без изменений (2,79 в 1985–89 гг.). Общее количество детей, родившихся в Израиле в 2002 г., составило 139535, из них 71318 мальчиков и 68217 девочек. Среднестатистический возраст еврейской матери - 29,4 года, мусульманской - 27,3 года.

В 2002 г. средняя продолжительность жизни еврейского мужского населения в Израиле составляла 77,9 года, а женского - 81,6 года, то есть больше, чем во все предыдущие годы со времени основания государства. Например, в 1995 г. средняя продолжительность жизни мужского еврейского населения составляла 75,9, а женского - 79,8; в 1980 г. - соответственно 72,1 и 76,2. Таким образом, за период с 1980 г. до 2002 г. средняя продолжительность жизни как мужского, так и женского еврейского населения увеличилась более чем на пять лет. Арабское население на протяжении всей истории Государства Израиль характеризовалось несколько более низкими показателями: в 2002 г. средняя продолжительность жизни среди мужчин составляла 74,5, а среди женщин - 77,8. Тем не менее, средняя продолжительность жизни среди арабского населения со времени основания государства увеличилась на 27 лет.

По данным на 2002 г., в Израиле в общей сложности проживали 3 млн 241 тыс. мужчин и 3 млн 328 тыс. женщин. Однако в разных возрастных группах количественное соотношение между полами распределяется неравномерно. Вплоть до 39 лет количество мужчин превышает количество женщин, хотя разница все время сокращается. В 2002 г. в стране родилось 70,4 тыс. мальчиков и 67 тыс. девочек (из них в еврейском секторе 47,9 тыс. мальчиков и 45,6 тыс. девочек). В возрастной группе детей до четырех лет в Израиле насчитывалось 346 тыс. мальчиков и 328 тыс. девочек; в возрастной группе 15–19 лет преобладание мужского населения еще сохраняется (289 тыс. к 274 тыс.). Однако в возрасте от 30 до 34 лет количество мужчин и женщин становится примерно равным (228 тыс. мужчин и 227 тыс. женщин), тогда как в возрастных группах старше 35 лет появляется противоположная тенденция. Наиболее заметное преобладание женского населения наблюдается в старших возрастных группах - в возрасте от 65 лет до 69 лет (86 тыс. мужчин к 105 тыс. женщин), от 70 лет до 74 лет (71,7 тыс. мужчин к 93,6 тыс. женщин) и так далее. При этом соотношение мужского и женского населения разных возрастных групп в еврейском и мусульманском секторе несколько различаются. Среди еврейского населения преобладание мужчин сохраняется лишь до 30 лет (в 32 года соотношение становится равным: 33,9 тыс. как мужчин, так и женщин). А затем количественное соотношение начинает постепенно меняться в пользу женщин. Если в возрасте от 15 до 19 лет еврейских мужчин в Израиле насчитывалось 216 тыс., а женщин - лишь 205 тыс., то в возрасте от 45 до 49 лет соотношение изменилось: 150,3 тыс. мужчин и 161,4 тыс. женщин. Тогда как у мусульман преобладание мужчин сохраняется вплоть до 64 лет, и лишь затем начинает проявляться обратная тенденция. В общей сложности, согласно переписи 2002 г., в Израиле жили 520,6 тыс. мужчин и 500,8 тыс. женщин, принадлежащих к мусульманской общине. В отличие от мусульманской общины, у арабов-христиан, так же как и у евреев, наблюдается преобладание женского населения - 68,2 тыс. мужчин и 71,3 тыс. женщин, - а тенденция к постепенному увеличению численности женского населения относительно мужского начинает проявляться примерно с 40 лет.

Репатриация в Израиль повлекла за собой отход от традиционного уклада семьи (многодетность, пребывание взрослых холостых детей под родительским кровом, раннее замужество и ранние первые роды, занятость женщины преимущественно в домашнем хозяйстве) у тех общин, где этот уклад еще сохранялся (выходцы из стран Азии и Африки и в некоторой степени - из Восточной и Центральной Европы). Среди выходцев из Европы и Америки патриархальный уклад семьи сохраняется только в ортодоксально-религиозных группах. Так, число семей, в составе которых семь и более человек, по отношению к общему числу еврейских домашних хозяйств (с учетом домашних хозяйств одиночек) на протяжении всей истории Государства Израиль неуклонно понижалось: в 1970 г. - 11,4%, в 1985 г. - 8,2%, в 1998 г. - 6,3%, а в 2001 г. достигло рекордно низкой отметки - 5,9% от общей численности. При этом, если рассматривать только еврейское население, процент больших семей (семь и более человек) оказывается значительно более низким - 3,6% в 2002 г., тогда как число домашних хозяйств одиночек среди еврейского населения более чем втрое выше по сравнению со всем остальным населением Израиля (19,7% и 6% соответственно). Среди арабского населения доля домашних хозяйств одиночек насчитывала в 2002 г. 4,7%, тогда как количество семей в семь человек и больше составляло 22,2% от общей численности (среди всего нееврейского населения насчитывалось 18,6% подобных семей). В 2002 г. из 1565,6 тыс. еврейских семей 283,6 тыс. составляли бездетные семьи, то есть 18,1% от общей численности. Среди арабского населения этот показатель существенно ниже - 16,6 тыс. из 236,8 тыс. семей (7%).

В 2002 г. в Израиле насчитывалось 136,5 тыс. неполных семей, из них 115,6 тыс. - в еврейском секторе. Из общего числа еврейских родителей-одиночек 50,1 тыс. являлись уроженцами Израиля, 22,8 тыс. - уроженцами Азии или Африки и 42,6 тыс. - уроженцами Европы или Америки. При этом следует отметить, что почти четверть семей репатриантов - неполные. Общее число матерей-одиночек в 2002 г. составляло 121,2 тыс., тогда как отцов - 15,3 тыс. Количество неполных семей с детьми в возрасте до 17 лет насчитывало 98,3 тыс., из которых 42 тыс. - семьи, в составе которых четыре и более человек.

Таблица 5. Семейный статус мужского населения старше 15 лет
Общее
число
Мужчины,
никогда не
состоявшие
в браке
Мужчины, состоящие или ранее состоявшие в браке
Общее
число
Женатые Разве-
денные
Вдовцы
Все население 2180,2 738,6 1441,6 1306,1 84,8 50,7
Евреи 1758,4 583,4 1175,0 1049,7 77,9 47,4
Мусульмане 275,8 105,6 170,3 166,1 2,4 1,7
Христиане 46,7 17,2 29,5 28,2 0,7 0,6
Друзы 33,5 12,9 20,6 20,1 0,2 0,3
Таблица 6. Семейный статус женского населения старше 15 лет
(согласно данным 2000 г.; тыс. человек)
Общее
число
Женщины,
никогда не
состоявшие
в браке
Женщины, состоящие или ранее состоявшие в браке
Общее
число
Замужние Разве-
денные
Вдовы
Все население 2310,9 605,0 1705,9 1303,9 158,1 243,9
Евреи 1883,3 483,6 1399,7 1038,6 143,5 217,6
Мусульмане 267,8 81,2 186,6 165,9 5,8 14,9
Христиане 50 14,4 35,6 29,6 1,1 4,9
Друзы 32,2 10,0 22,1 19,9 0,5 1,8

Следует отметить, что хотя общий процент неженатых мужчин меньше, чем процент незамужних женщин (см. таблицу), это соотношение сложилось исключительно за счет большего количества вдов и разведенных женщин. Если же принимать в расчет лишь тех, кто никогда не состоял в браке, то наблюдается обратная тенденция. В этом случае процент незамужних женщин составил бы 26,2%, тогда как процент неженатых мужчин - 33,9%.

Из общего количества мужчин в арабском секторе (275,8 тыс.) в 2000 г. 105 тыс. были неженатыми и 170 тыс. состояли в браке. При этом число неженатых мужчин среди арабского населения почти совпадало с количеством мужчин, никогда не состоявших в браке (39,8% и 38,3%), что свидетельствует о крайне незначительном (относительно общей численности) количестве разведенных и вдовцов. Среди арабских женщин в этом отношении наблюдаются более существенные различия, хотя меньшие, чем в еврейском секторе: 38% незамужних женщин и 30% никогда не выходивших замуж.

В 2001 г. в Израиле было заключено 38 924 брака и зарегистрировано 11 164 развода. Коэффициент браков остается высоким, несмотря на некоторое снижение, объясняемое как изменением в возрастном составе еврейского населения (его общее постарение), так и более поздним вступлением в брак. Так, в 2001 г. коэффициент браков среди еврейского населения составил 5,9 (в расчете на тысячу человек), тогда как в 1996–99 гг. он составлял 6,2. Кроме того, наблюдается увеличение коэффициента разводов: в 1982 г. - 1,3, в 1996–99 гг. - 1,8, в 2001 г. - 2,0. Среди мусульманского населения коэффициент разводов в 2002 г. был значительно более низким (1,1), в то время как коэффициент браков - гораздо выше, чем у евреев (8,1). Следует отметить, что среди христианского населения в 2001 г. наблюдались весьма низкие коэффициенты как браков, так и разводов (4,4 и 0,3 соответственно), хотя общая тенденция та же, что и в других секторах (в 1996–99 гг. коэффициент разводов составлял 0,2, а коэффициент браков - 5,9). Среднестатистический возраст еврейской невесты составил в 2001 г. 25,9 года, а еврейского жениха - 28, 8 года. Для сравнения: в 1980 г. средний возраст невест и женихов среди еврейского населения страны составлял 22,8 и 27,3 соответственно. Таким образом, средний возраст вступления в брак увеличился как для женщин, так и для мужчин, что связано с повышением социального и экономического статуса женщины в израильском обществе и с общей в западных странах тенденцией к более позднему созданию семьи. Та же тенденция, хотя и менее ярко выраженная, наблюдается в мусульманской и христианской общинах.

Для еврейского населения Израиля характерно последовательное увеличение количества людей, получивших высшее образование. Так, в 1960 г. количество людей, обучавшихся в высших учебных заведениях (в сумме со средним образованием 13 лет обучения и больше), составляло лишь 9,9% от общей численности населения старше 15 лет. В 1980 г. таких людей насчитывалось уже 24,4%, а в 2001 г. - 42,2% от общей численности. Медианное число лет обучения возросло с 8,4 в 1960 г. до 11,1 в 1980 г. и до 12,6 в 2001 г. Наряду с этим существенно снизилось число людей, имеющих в своем активе менее девяти лет обучения (в 1960 г. - 55,5%, в 1980 г. - 31,6%, в 2001 г. - 11,2%). Следует отметить, что в области высшего образования наблюдается тенденция к нивелировке различий между мужчинами и женщинами. Процент людей, получивших первую академическую степень (после трех-четырех лет обучения в высшем учебном заведении), в 2001 г. среди мужчин был несколько ниже, чем среди женщин - 22,1% и 23,6% соответственно. Однако среди обладателей второй и третьей академических степеней соотношение меняется, хотя и незначительно, в пользу мужчин: среди женщин их количество в 2001 г. составляло 18,3%, а среди мужчин - 19,5%. Подобная тенденция обозначилась лишь в последнее десятилетие, так как среди женщин в возрасте от 25 до 34 лет обладательницы второй и третьей степеней составляют (согласно данным 2001 г.) 29,2% по сравнению с 26,1% среди мужчин. Во всех возрастных группах старше 35 лет количество людей, обучавшихся в общей сложности 16 и более лет, в процентном отношении среди мужчин большее, чем среди женщин.

Таблица 7. Уровень образования по числу лет обучения еврейского населения с 15 лет и старше (в процентах)
Возраст Число лет обучения Медианное число
лет обучения
Число учащихся
(тыс. человек)
0–4 5–8 9–10 11–12 13–15 16+
15–17 - 2,4 44,6 52,2 0,3 - 11,1 259,8
18–24 0,2 1,2 3,3 63,5 27,7 4,1 12,4 587,1
25–34 0,9 1,7 4,4 34,5 30,8 27,7

Здравствуйте дорогие друзья. А вы знаете из кого состоит население Израиля? Вы когда-либо задавались вопросом — «Какие они, израильтяне?» Если да, то в этой статье я попытаюсь дать вам определение типичному израильтянину.

Я попробую раскрыть такие темы, как:

  • Из кого состоит население Израиля.
  • Какие они, израильтяне.
  • Как себя ведут израильтяне.
  • По каким признакам можно отличить израильтян от граждан других стран.
  • И ещё многое другое…

Почему вообще я решил написать статью о население Израиля, а в частности об израильтянах?

Дело в том, что каждый раз, путешествуя со своей семьёй в разных странах, по приезду домой, мы дружно начинаем обсуждать не только , но также население той или иной страны. Например:

Как они одеваются, что едят, гостеприимны и вежливы ли они, как водят машины, как они выглядят, как живут и т.д и т.п.

Такова уж натура человека, обсуждать за спиной других людей

Являясь туристом и находясь в стране несколько дней, невозможно объективно судить о населении разных стран. За такой короткий период времени просто невозможно понять их менталитет, характер, культуру, отношение к ближнему, личные интересы и т.п.

Не в пример туристам, я живу в Израиле уже 26 лет! Здесь я учился в школе и в колледже, служил в армии, здесь я работаю в крупной компании уже 16 лет, именно здесь я женился и воспитываю четверых детей, каждый день я общаюсь с людьми, состоящими из разных слоёв израильского общества. Как вы понимаете, я сам уже являюсь типичным израильтянином и могу объективно рассуждать на эту тему.

После прочтения этой статьи, возможно, что ваши представления об израильтянах кардинально поменяются, так как они никак не соответствуют всем ранее известным стереотипам о евреях.

Итак, поехали…

Как вам всем известно, Израиль является родиной еврейского народа. Несмотря на то, что многие утверждают обратное - факт остаётся фактом!

Да, население Израиля состоит не только из евреев, а также из арабов, друзов, черкесов и т.п. Но, всё же 75% израильтян являются именно евреями.

Кроме этого, если внимательно и тщательно вникнуть в историю, а не полагаться на ложные утверждения антисемитских и радикальных организаций типа: Хамас, Аль-Каида, ИГИЛ, Исламский Джихат и даже ООН , то это доказывается очень просто. Вот что написано в Википедии:

Цитата из Википедии о том, что Израиль завещан евреям Богом

Ну как можно с этим поспорить?

Как я уже говорил, в Израиле проживают не только евреи, поэтому израильтянами являются все постоянные жители страны, но так как их меньшинство, то в этой статье пойдёт речь в основном об израильтянах евреях.

Из кого состоит население Израиля. Или краткая история иммиграции в Израиль

Несмотря на то, что Бог завещал Израильскую землю евреям, древние евреи на ней не могли долго задерживаться. Спокон веков Израиль был оккупирован разными державами, империями и мандатами (Персы, Римляне, Македонцы, Турки, Арабы, Англичане и т.д.).

Погромы и изгнания евреев с их исторически законной земли считалось «нормальным » явлением. Соответственно, еврейский народ разбежался по разным точкам мира. Но судьба еврейского народа неизменна и преследование евреев христианской церковью заставило многих вернуться на землю обетованную.

Первая большая иммиграционная волна началась в 1881 году, когда евреи были вынуждены спасаться бегством от погромов в Восточной Европе.

Последующие три иммиграционные волны произошли в начале 20-х годах также из Европы. Это случилось из-за всплеска антисемитизма и нацисткой идеологии.

До начала 1950-х годов, Израиль состоял в основном из выходцев восточной Европы и арабов, находящихся там изначально.

В начале 1950-х годов, хлынула новая волна иммиграции евреев, но в этот раз она пришла из стран северной Африки и Ближнего Востока (Передняя Азия).

Погромы евреев в этих странах оказались не менее жестокими, чем в Европе.

И конечно же самая крупная репатриационная волна произошла в начале 90-х годах.

Почти миллион евреев репатриировало в Израиль с 1990 и по сей день из стран СНГ. Слава богу, причина этой репатриации не была связана с погромами .

После этого урока истории мы можем понять из кого состоит население Израиля.

Итак, грубо говоря, население Израиля делится таким образом:

  • Евреи — 75%
  • Арабы — 20%
  • Национальные меньшинства (черкесы, друзы, армяне и т.д.) — 5%

По данным центрального статистического бюро, численность населения Израиля на начало 2017 года составляет 8 миллионов 615 тысяч человек.

Из них 1 миллион 792 тысячи арабов, 6 миллионов 440 тысяч евреев и 384 тысяч остальных меньшинств.

Еврейское население Израиля — кто они и какое их количество?

Еврейское общество Израиля состоит в основном из выходцев стран Европы, Южной Америки, Передней Азии и Африки.

  • Почти 11% евреев, приехали из Африканских и Ближневосточных стран, например: Йемен, Ирак, Иран, Ливия, Марокко, Египет, Ливан, Алжир, Судан, Сирия, Тунис, Турция, Эфиопия, Индия - 692 тысячи .
  • Почти 15% евреев, приехали из стран бывшего Советского Союза и СНГ - 900 тысяч .
  • Почти 10%, приехали из стран Европы (Румыния, Польша, Венгрия, Франция, Болгария, Югославия, Чехословакия) - 600 тысяч .
  • И почти 3% евреев, репатриировали из стран Южной Америки (Аргентина, Мексика, Чилли, Бразилия и прочее) - 190 тысяч .
  • Более четырёх миллионов евреев были рождены в Израиле и считаются коренными жителями страны, но подавляющие их большинство являются потомками иммигрантов.

Численность арабского населения Израиля

Израильские арабы разделены на две этноконфессиональные группы:

  1. Мусульмане (Суниты и Бедуины)
  2. Христиане

Численность арабов мусульман составляет 1 миллион 400 тысяч человек и только 125 тысяч человек являются арабами христианами.

В Израиле проживают также немало друзов и их численность составляет более 100 тысяч человек.

Можно ли выявить типичного израильтянина?

Вот теперь, когда вы знаете из кого состоит Израильский народ, можно попробовать нарисовать типичного израильтянина.

Это будет сделать невероятно трудно, так как все израильтяне разные, противоположные друг другу и это не удивительно. Ведь в Израиле проживает более пятидесяти разных наций и народов, с разными обычаями и культурами, с разным темпераментом, воспитанием и менталитетом, с разным мышлением и рассуждением.

В связи с вышеперечисленным фактами, создаётся логический вопрос: «Как в таком случае, Израиль может оставаться единым, сильным, а главное любимым государством для подавляющего большинства израильтян?».

Я не знаю как ответить на этот вопрос, но могу предположить, что так происходит скорей всего, из-за высокой мотивации, патриотизма, сионизма и идеологии евреев. Ведь они наконец-то получили свою долгожданную независимую страну.

Израильтяне евреи - это не дядя Изя и тётя Роза из анекдотов

Ещё со времён Советского Союза существует некий стереотип истинного еврея.

Все мы помним анекдоты про евреев, в которых общаются дядя Изя и тётя Роза, Моня и Сарочка, Ефим Моисеевич и Софочка . Кстати, вот вам один такой анекдот:

Еврей должен быть хлюпкий, маленького роста, с большим носом, бородой, пейсами, Одесским акцентом и т.п. Поэтому, вероятней всего вы предполагаете, что в Израиле проживают именно такие типажи

На самом деле, в этом стереотипе есть доля правды, но она ничтожна мала.

Израильтяне практически не попадают под описание стереотипного Одесского еврея и сейчас вы поймёте почему…

Израиль, страна параллельных миров! Или кто такие Ашкеназы и Мизрахим

Уже сравнительно давно еврейское израильское общество разделено как-бы на две общины.

  1. Мизрахим — Сефарды (евреи иммигрирующие из стран Северной Африки и Ближнего Востока).
  2. Ашкеназы (евреи иммигрирующие из стран Европы).

Эти две общины кардинально отличаются друг от друга по всем параметрам, например: воспитанием, менталитетом, политическими взглядами, темпераментом, скромностью, интеллигенцией, этнической и национальной культурой, стилем музыки и внешностью.

На данный момент практически не существует конфликтов между этими общинами, зато с 50-х до 80-х годов, конфликт был настолько критичен, что молодое государство Израиля оказалось на грани кризиса.

Я не буду сейчас вдаваться в подробности, так как эта статья о другом, но если вам очень интересно, то пройдите по этой ссылке .

Если рассуждать грубо говоря, то культура и менталитет ашкеназов (Европейцы), очень схожа с Советской, например: отношению к ближнему, уровнем интеллигенции, скромностью, стилем музыки, внешностью и т.п.

Мизрахим (Африканские и Восточные евреи), по своей восточной сущности намного более вспыльчивые, громкие, темпераментные и т.п.

Несмотря на то, что Европейских евреев в Израиле больше нежели Восточных, всё-таки именно Мизрахим задали свой специфический восточный тон, благодаря которому можно узнать типичного израильтянина в любой точке мира. И сейчас я наконец-то расскажу вам, какие они вообще израильтяне.

Типичные израильтяне - какие они

В этом разделе я попытаюсь вам описать типичного израильтянина.

Я по своей сущности считаю, что обобщать весь народ, это неправильно и не честно, соответственно всё что вы сейчас увидите никак не может относится ко всему населению евреев Израиля, но зато вы сможете иметь общее представление о характере израильтян и быть морально готовым при встрече с ними.

Итак, поехали…

22 признака, по которым можно легко определить типичного израильтянина

Открытая душа и сердце

  • Израильтяне, это люди, которые могут остановить женщину с коляской в зимний день, чтобы разбудить её ребенка, дабы надеть на него шапку.
  • Израильтяне очень нервные и невежливые, но одновременно готовы помочь любому человеку в любую минуту, даже тогда, когда на улице проливной дождь или полная темень. Им не помешает тот факт, что они очень спешат в тот момент.
  • Израильтяне, это единственный народ в мире, который целуют при встрече едва знакомого им человека и не понимают почему он из-за этого морщится и смущается.
  • Израильтяне долго прощаются, обнимаясь и целуясь с обещаниями о том, что обязательно продолжат поддерживать связь, хотя заранее знают, что уже через два дня снова встретятся.
  • Израильтяне слишком открытые и общительные люди. Они запросто встрянут в чужой разговор на улице, дабы от души что-то посоветовать.

Отсутствие воспитания, невежливость и наглость

Искренняя любовь к родине и нации

  • Израильтяне проверяют из года в год список номинации на нобелевскую премию, исключительно ради того, чтобы убедится, входят ли в этот список еврейские имена.
  • Израильтяне часто недовольны уровнем жизни в стране, но одновременно называют «антисемитами» любого, кто порочит ее, особенно если он не еврей.
  • Насколько мне известно, израильтяне единственный народ, который всегда бурно аплодируют пилоту, когда самолет приземляется после возвращения из-за рубежа на землю обетованную.
  • Парадокс - около 25% израильтян уклоняются от службы в армии, но в случае войны или других боевых действий, они же готовы первыми идти в бой.

Такое может быть только в Израиле

Подведу итог

Типичный израильтянин является умным, дерзким, самоуверенным, знающим больше чем кто-либо другой, смешным, любящим жизнь, любящим свою страну, ненавидящим свою страну, очень близким с его семьей, отзывчивым, добрым, грубым, невоспитанным, изобретательным, короче — всем, кроме как скучным !!!

Вы наверно обратили внимание на то, что в статье я совсем не упомянул ультраортодоксальных евреев. Сделал я это нарочно, так как считаю, что тема, связанная с ультраортодоксальными евреями является очень обширной и заслуживает отдельную полноценную статью. Так что если вам эта тема интересна, то придётся вам немного подождать.

Вот и всё.

Друзья, расскажите мне в комментариях, какими вы себе представляли израильтян?

На этом я с вами прощаюсь и до новых встреч.

По размеру занимаемой площади Израиль стоит на сто сорок восьмой строчке среди других стран, однако это не мешает ему быть одним из наиболее развитых в мире. Экономическая модель современного еврейского государства создавалась с оглядкой на США и Западную Европу, но с учетом местных сложностей и вызовов.

Палестина под Британским мандатом

Первые сионисты, главной задачей которых было создание суверенного еврейского государства в Палестине, появились в конце девятнадцатого века, а уже в начале двадцатого века, когда выпал случай, сторонники сионизма перешли в активное наступление.

Первая возможность взяться за создание Израиля появилась во время Первой мировой войны, когда в нее вступила Британия. Сионисты создали "Еврейский легион", который воевал на стороне британцев против Османской империи, под властью которой палестинская земля находилась более четырех веков.

После поражения Блистательной Порты в войне Палестина перешла под управление Британской империи, однако правительство не спешило с передачей арабских земель евреям, просчитывая все возможные варианты.

Между тем количество прибывающих в Палестину евреев из Европы увеличилось, и это, в свою очередь, вызвало рост протестных настроений среди арабского населения, особенно молодого. Начались бунты.

Создание государства

Правление британских властей в подмандатной территории продолжалось почти тридцать лет и под конец этого правления в Палестине обострились все возможные противоречия. А в 1947 году, не имея возможности их разрешить, англичане отказались от своего мандата.

Таким образом, были созданы все условия для того, чтобы давняя мечта еврейского народа о собственном безопасном доме наконец осуществилась, и спустя год, в августе 1948 года, была принята декларация независимости Еврейского государства. Но площадь Израиля на тот момент еще не была определена.

Сразу за провозглашением суверенитета Израиля последовало обострение давнего арабо-израильского конфликта. Исследователи сходятся во мнении, что вооруженные столкновения, начавшиеся в 1947 году, плавно перетекли в войну, завершенную лишь в 1949 году. В еврейской историографии эти события трактуются как Израильская война за независимость.

События, развернувшиеся в эти два года, арабы называют "Катастрофой", так как более шестисот тысяч арабов стали беженцами. В то же время в результате волны безудержного насилия, прокатившейся по соседним арабским странам, почти восемьсот тысяч евреев вынуждены были бежать во вновь созданное государство.

Череда войн как процесс становления нового государства

К сожалению, этот конфликт стал далеко не последним в истории государства Израиль. Здесь стоит сказать, что главная цель многочисленных последовавших конфликтов состояла в уменьшении площади Израиля и численности населения нового государства. Эти же мотивы станут двигателем современного палестино-израильского конфликта.

Однако, несмотря на довольно агрессивные попытки арабских соседей уничтожить Израильскую республику, площадь Израиля лишь увеличивалась, хотя многие государства и не поддерживают эту экспансию.

Большинство современных исследователей склонны разделять конфликт Израиля с соседями на два этапа. К первому относят, как правило, все конфликты, начиная с войны за независимость до подписания соглашений в Осло в 1993-м, когда была создана Национальная Палестинская Автономия, которая должна была со временем превратиться в суверенное государство.

Таким образом, были удовлетворены далеко не все требования Организации Освобождения Палестины, долгое время боровшейся за уничтожение Израиля, площадь и территория которого, по мнению ее бойцов, принадлежат арабам. Разбираемся дальше.

Площадь и население Израиля

Экспансионистское поведение Израиля связано с очевидным недостатком земельных и водных ресурсов в этом регионе, а также непрекращающимся давлением со стороны многих исламских государств.

На 2017 год площадь Израиля в кв. км равна 22 миллионам. Это очень скромный показатель, который вкупе с агрессивным поведением соседей делает повседневную жизнь гражданского населения не самой простой.

Однако еврейское государство хотя и создавалось с нуля, но за спиной у первых поселенцев были опыт и знания, которые пригодились им в ведении сельского хозяйства на новой земле.

Незаконные поселения

Однако считать, что военная сила является единственным средством продвижения израильских интересов, было бы неправильно. Другим наиболее важным средством давления на Палестинскую автономию и одновременно самым спорным методом увеличения площади Израиля остается строительство поселений на оккупированных территориях.

Многочисленные поселения и новые жилые кварталы начали строиться под предлогом обеспечения граждан Израиля жильем. Однако международные эксперты настаивают на том, что единственной причиной является желание правительства захватывать все новые земли и создавать невыносимые условия жизни для палестинцев.

Демография государства

Площадь Израиля и численность населения страны неуклонно росли с момента провозглашения независимости.

Из восьми миллионов трехсот тысяч человек, проживающих на данный момент в государстве, евреи составляют абсолютное большинство, достигающее 74%. Второй по величине группой являются арабы.

Несмотря на то что большинство арабов, проживающих сегодня в Израиле, имеют гражданство республики, добиться этого права им удалось далеко не сразу после объявления независимости еврейским государством. Первые арабские жители, оказавшиеся на оккупированной территории, или выселялись, или бежали, или оставались на своих землях, не приобретая при этом прав гражданина.

Связано такое печальное положение с тем, что в Декларации Независимости Израиля прямо говорится о том, что государство создается для еврейского народа.

География и экология

Площадь современного государства Израиль составляет 22 млн кв. км, и значительная часть территории страны лежит ниже уровня моря, в засушливом климате, лишенном значительных регулярных осадков.

В таких условиях сельское хозяйство становится рискованным, урожай непредсказуемым, а издержки значительными. Но, несмотря на все сложности, израильтянам удалось создать одну из самых развитых пищевых индустрий. Разумеется, в этом деле технологии имеют решающее значение.

Именно благодаря тому, какое значение правительство уделяет технологическому развитию, удалось значительно увеличить сельскохозяйственные площади Израиля, а также повысить эффективность обработки земель.

Водные ресурсы Израиля

Регион, в котором находится Израиль, известен своим чрезмерно жарким климатом, значительным количеством солнечной радиации и несущественными осадками. Такое положение дел существенно осложняет не только занятия сельским хозяйством, но и снабжение крупных городов достаточным количеством воды.

Крупнейшим пресным водоемом страны является озеро Кинерет, упоминания о котором встречаются как в Библии, так и в значительно более ранних текстах. Первые люди поселились на его берегах еще в раннем бронзовом веке.

Так как большую часть площади Израиля составляют пустыни и полупустыни, то озеро Кинерет представляет особую ценность с хозяйственной точки зрения. Оно активно эксплуатируется. В озере ловят рыбу в промышленных масштабах, берут воду для сельского хозяйства и бытового использования.

Такая активная эксплуатация не может не сказываться на состоянии озера, и уровень воды в нем стал заметно понижаться в последнее время.

Население Израиля

Условно все население страны можно разделить на две части - евреев и арабов. Они переселялись в Эрец-Исраэль в разные времена и эпохи, а еврейская иммиграция (в Израиле говорят: алия , что означает "восхождение") продолжается по сей день и, несомненно, будет продолжаться, поскольку большая часть евреев все еще проживает в странах диаспоры (рассеяния).


Во время экскурсий гиды быстро научат вас отличать еврейские поселения от арабских. Независимо от минаретов, национальной одежды и всего такого, их внешний облик и впрямь невозможно перепутать. Хотя бы потому, что у всех арабских домов - плоские крыши, которые часто кажутся не завершенными (традиционно принято оставлять опцию для надстройки следующего этажа). Причем, среди скромных хижин вы увидите немало роскошных особняков, ничем не уступающих виллам в респектабельных еврейских кварталах.




Еврейское население Израиля, составляющее 75,9 процента (десять лет назад эта цифра была выше – 82%), подразделяется на группы по странам исхода. В Земле Обетованной они обрели не только свое государство, но и возродили древний язык – иврит, объединяющий их в единый народ.


Примерно, половину еврейского населения страны составляют ашкеназы – евреи из Восточной, Центральной и большей части Западной Европы, Северной Америки, Южной Африки и Австралии. Их языком был идиш или язык страны проживания. Ашкеназские евреи начали переезжать в Эрец-Исраэль с XVII века во времена Оттоманской империи и селились в четырех святых городах: Иерусалиме, Хевроне, Тверии и Цфате. В момент образования Государства Израиль ашкеназы составляли около 85% еврейского населения, но в 50-е годы массовая репатриация евреев из арабских стран значительно снизила этот процент, и только алия 90-х из бывшего СССР привела баланс к сегодняшнему состоянию.


Куда менее многочисленную группу составляют сефарды – евреи из Испании и Португалии (Испания на иврите – Сфарад). Сефарды прибыли в Эрец-Исраэль после изгнания из Испании в XV веке. Язык сефардов – ладино (диалект испанского). К сефардам относят и выходцев из стран Северной Африки: Марокко, Алжира и Туниса, которые говорят на одном из диалектов арабского языка.


Внешний облик темнокожих израильтян часто вызывает недоумение у туристов. Не надо забывать, что полноправными жителями страны могут стать не только евреи по происхождению, но и те, кто исповедует иудаизм. Гиды любят рассказывать о жителях одной русской деревни, давным-давно перебравшихся сюда из средней полосы России и до сих пор сохраняющих свои обычаи и привычный жизненный уклад.


К весьма обширной группе еврейского населения относятся восточные евреи , приехавшие в страну из разных арабских государств. Их предки когда-то были угнаны в вавилонский плен и укоренились в местах своего изгнания. У многих до сих пор сохранился арамейский язык (например, у евреев из Курдистана).


Почти в полном составе в Израиль переехали еврейские общины Йемена и Ирака. Из Ирана, Бухары, горных районов Кавказа и Афганистана приехали персидские евреи. После создания Государства Израиль в страну прибыли почти все курдские евреи, проживавшие в северном Ираке, южных районах Турции и на северо-западе Ирана (территория бывшей Ассирии). Часть евреев переехала из Индии и Эфиопии.




Почти четверть населения Израиля составляют те, кого называют израильскими арабами . На самом деле это ряд общин (и не только арабских), говорящих на арабском языке, с разным образом жизни, традициями и историей. Есть среди них приверженцы христианства, но в подавляющем большинстве они – мусульмане, прибывшие из соседних арабских стран и осевшие здесь в различные исторические эпохи. Мы подробно останавливаемся на этом, чтобы развеять часто бытующие среди туристов представления об израильских арабах, как о неком "местном населении" (вроде американских индейцев), угнетаемом еврейскими поработителями.


Арабы захватили Эрец-Исраэль в первой половине VII века, тогда же начался процесс "исламизации" и "арабизации" местного населения. В средние века за 250 лет правления крестоносцев здесь осело немало европейцев, выходцев из Германии, Австрии, Англии, Франции, Италии: воины, паломники, торговцы, а то и просто бедный люд, искавший за морем лучшей жизни. После падения власти крестоносцев они приняли ислам и стали частью населения страны.


Переселились в Землю Обетованную и воевавшие с крестоносцами мамлюки – египетские наемные воины, в основном, арабского происхождения, вывезенные из Средней Азии и Кавказа. Позднее, когда Эрец-Исраэль был под властью Оттоманской империи, состав переселенцев стал еще более пестрым: боснийцы, албанцы, болгары, сербы, абхазцы, бедуины, курды…


Интенсивное перемещение арабов в Эрец-Исраэль продолжилось в XIX веке с возникновением первых еврейских поселений. Особый размах оно приобрело в период британского мандата, когда иммиграция арабов в страну ничем не была ограничена и порой превышала еврейскую алию.


Израильские арабы – полноправные граждане современного Израиля. Арабский язык является вторым государственным языком страны, избранные арабским населением депутаты представляют его интересы в Кнессете. В стране функционирует мусульманское духовенство и мусульманский суд, под эгидой Министерства религий строятся новые и реставрируются старые мечети. Исламские праздники официально признаны не рабочими днями для мусульман. Израильское радио и телевидение транслирует передачи на арабском языке. Основы ислама преподаются в государственных арабских школах.


Правда, есть одно ограничение: арабы, на всякий случай, освобождены от воинской повинности.




Примерно, 10% арабского мусульманского населения составляют бедуины – кочевые и полукочевые племена, живущие в пустынях Негев, Арава, в Иудейской пустыне и в Галилее. С ними вам непременно предстоит встретиться во время путешествия: кофепитие в бедуинской палатке и катание на верблюдах – распространенные туристские аттракции. На самом деле, сейчас уже не так много бедуинов, предпочитающих жить в палатках из верблюжей шерсти и бесконечно слоняться по пустыне вдали от цивилизации. Часть уже осела в деревнях, наряду с традиционным скотоводством занимается земледелием и ремеслами. Впрочем, разведение верблюдов тоже весьма прибыльное занятие: каждый стоит тысячи долларов, что дает возможность хозяевам приобрести более современные средства передвижения. Часто можно увидеть у бедуинской палатки вполне современный джип, на котором глава семьи только что приехал из города.


Правда, мы наблюдали и другую картину: пустующие поселки, выстроенные специально для бедуинов, но так толком и не заселенные современными кочевниками. Вековую "охоту к перемене мест" не просто преодолеть.


В поселках Нижней и Верхней Галилеи проживают черкесы – мусульмане-сунниты, пришедшие с Кавказа. Они прибыли в Палестину в конце XIX века во времена правления турок. Черкесы считаются умелыми и храбрыми воинами и, вероятно, поэтому право служить в Армии Обороны Израиля им доверено с первых дней существования государства.


Обособленной группой населения являются друзы . Основная их масса проживает в Ливане и Сирии, но часть обосновалась на севере Израиля, в горах Галилеи, в горном массиве Кармель и на Голанских высотах. Их тайная религия возникла в начале XI века в Египте и привела к отделению друзов от ислама. За это друзы постоянно подвергались гонениям, что и вынудило их селиться в труднодоступных горных районах.


О религии друзов до сих пор известно немного. Они верят в единого бога и считают, что он последовательно воплощается в семи праведниках: Адаме, Ное, Аврааме, Моисее, Иисусе, Мухаммеде и Мухаммад ибн Исмаиле. Последний был фатимидским халифом, жившим в начале XI века. Каждый из семи праведников дополняет учение, которое открыли людям его предшественники. Друзы верят в переселение душ. Полигамия у них запрещена. Браки возможны лишь внутри религиозной группы, членом которой можно только родиться.




В одной из "северных" экскурсий посещение друзской деревни входит в программу. Гиды подробно расскажут вам о нравах и традициях этого необычного народа, пригласят в дом, где гостеприимные хозяева устраивают мини-шоу для туристов, демонстрируют им старинные методы выпечки лепешек и другие любопытные вещи. Говорят друзы по-арабски и на иврите. Надежные воины, они несут обязательную воинскую повинность.


Среди израильтян, исповедающих христианство (а таковых чуть более двух процентов населения), арабы составляют абсолютное большинство. Говорят они по-арабски, а по обычаям и внешнему виду тоже почти не отличаются от арабов-мусульман. При посещении Назарета во время экскурсии по христианской Галилее вы окажетесь в чисто арабском городе (евреи проживают в другой его части, именуемой Нацерет-Иллит) и сами убедитесь в этом.


Христиане Израиля принадлежат к четырем основным церквам: католической, православной, монофиситской и протестантской. Самая большая из них - католическая церковь, к которой относится целый ряд восточных церквей, признающих главенство Папы.


Вторая по величине - православная церковь, внутри которой выделяется греческая, возглавляемая Патриархом. К православной церкви относится также основанная в 1874-м году русская духовная миссия Московской патриархии во главе с Архимандритом.


Монофиситская церковь насчитывает всего несколько тысяч прихожан. Она представлена в Израиле армянской апостольской церковью. К ней относятся также копты, сирийцы-яковиты и эфиопы.


Меньше всего среди израильских христиан приверженцев протестантской церкви, но они тоже присутствуют.


К христианской религии государство относится с не меньшим почтением, чем к исламу. Израиль признает автономию во внутренних делах христианских общин, которая распространяется на управление святыми местами, находящимися в их владении, на школьное образование для христианских детей, на судопроизводство. Воскресные дни и христианские праздники официально признаны не рабочими для христиан Израиля.


Разумеется, в Израиле немало людей, не относящихся ни к одной из религиозных конфессий, что весьма характерно, например, для репатриантов из бывшего Союза, воспитанных в рамках коммунистической идеологии. А из наших соотечественников в Израиле состоит едва ли ни шестая часть населения.


Первые несколько лет новых репатриантов называют олим ходашим . Для них существует различные льготы, которые помогают (правда, с каждым годом все в меньшей степени) выдержать самый сложный период привыкания к новым жизненным обстоятельствам. Но главная задача каждого олима – освоить иврит, без уверенных знаний которого, практически, невозможно построить новую жизнь.


Прожив в стране лет 12-15, граждане Израиля переходят в категорию ватиким . Обычно к этому времени они уже твердо стоят на ногах, получают местное образование, приличную работу, обзаводятся основными элементами житейского благополучия (квартира, машина и пр.). Единственное, что им не доступно по определению – это стать сабром . Так называют лишь уроженцев страны, не знавших других Отечеств.

С прошлого Дня Независимости население Израиля выросло на 162 тысячи человек – на 2%. Родилось 176 тысяч младенцев и умерло 44 тысячи человек. За год в страну репатриировалось 32 тысячи обладающих правом на репатриацию.

Темпы прироста еврейского населения страны по-прежнему отстают от аналогичных показателей среди арабского населения. В минувшем году эти показатели со-ставили соответственно 1,8% и 2,2%.

Мужчин и женщин в стране, примерно, поровну, разница составляет десятые доли процента. Средняя продолжительность жизни за последние годы заметно не изме-нилась. У мужчин она составляет 79,9 лет, у женщин - 83,6 года. За последние 35 лет средняя продолжительность жизни выросла на 8,7 лет, что свидетельствует, в том числе, и о высоком уровне израильского здравоохранения.

В настоящее время около 75% жителей Израиля являются местными уроженцами, в то время как в 1948 году этот показатель составлял 35%.

Около 1.500.000 израильтян говорят по-русски и приехали из стран бывшего СССР.

Если в 1948 году в стране был только один город (Тель-Авив) с населением свыше 100 тысяч человек, то сегодня таких 14, а шесть городов – Иерусалим, Тель-Авив, Хайфа, Ришон-ле-Цион, Петах-Тиква, Ашдод – насчитывают более 200 тысяч жителей.

16,5% граждан Израиля проживают в Тель-Авиве и еще 24% - в центральных округах. На севере проживают 16,5% граждан, на юге – 14%. В Иерусалиме и Хайфе (с пригородами) проживают по 12% населения, а в Иудее и Самарии – около 4%.

Население Израиля – относительно молодо: жители до 14 лет составляют 28,2%, а свыше 65 лет – 10,4%. Людей в возрасте свыше 75 лет – 4,8%.

ЦСБ уточняет, что всего 9% населения Израиля считают себя ортодоксами, 10% - религиозными, 23% - соблюдающими традиции и 43% - светскими людьми.

Новое на сайте

>

Самое популярное