Домой Ягоды Конспект урока по лит.чтению. Работа с информацией на уроках лит. чтения Уроки лит чтения

Конспект урока по лит.чтению. Работа с информацией на уроках лит. чтения Уроки лит чтения

Литературное чтение. 1 класс. Методические рекомендации. Стефаненко Н.А.

3-е изд., доп. - М.: 2017. - 112 с.

Данное пособие разработано в помощь учителю, реализующему в своей практике требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, определённые ФГОС. В пособии представлены научно-методические основы курса «Литературное чтение» авторов Л. Ф. Климановой и др. и их реализация в УМК для 1 класса, особенности структуры, содержания и методического обеспечения учебника «Литературное чтение. 1 класс», календарно-тематическое планирование, планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные) по итогам изучения указанного курса в 1 классе, итоговая оценка достижения планируемых результатов.

Формат: pdf

Размер: 679 Кб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Что читать и как читать: концептуальные подходы к урокам литературного чтения в начальной школе 3
Научно-методические основы курса «Литературное чтение» и их реализация в УМ К для 1 класса 11
Реализация концептуальных идей ФГОС НОО в учебном курсе
«Литературное чтение» (первый год обучения). Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов 15
Соответствие содержания учебного курса «Литературное чтение» (первый год обучения) задачам духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 15
Планируемые результаты обучения по курсу «Литературное чтение» (первый год обучения) 15
Личностные 34
Метапредметные 35
Предметные 37
Методические особенности работы по обновлённому учебнику «Литературное чтение» (1 класс). УМК «Литературное чтение» (1 класс) 40
Особенности структуры учебника. Формирование УДД 40
Особенности структуры и содержания урока в учебном курсе «Литературное чтение». Методические задачи при работе
со структурными элементами урока 48
Особенности проведения уроков по учебнику «Литературное чтение» (1 класс) 57
Методические разработки уроков к разделу «Жили-были
буквы» учебника «Литературное чтение» (1 класс) в контексте системно-деятельностного подхода 60
Структура и содержание других компонентов УМК 102
Календарно-тематическое планирование 106

Чтение в жизни каждого человека занимает важное место. Современный читатель в условиях господства телевидения, радио и кино не потерял интереса к чтению книг, которые обогащают внутренний мир человека, дают знания о жизни и окружающем мире, развивают мышление и доставляют читателю художественное наслаждение.
Учиться читать все дети начинают в разное время и по-разному, но только лишь в начальной школе обучение чтению приобретает целенаправленный характер, когда на уроках грамоты дети учатся читать по слогам. Однако это не означает, что с первых этапов обучения формируется только техническая сторона чтения как воссоздания звуковой структуры слова по его графической модели. Задача учителя в этот период значительно шире - сформировать у детей смысловое, сознательное, а не «озвучивающее» чтение.
При первоначальном обучении чтению важно обращать внимание ребёнка на значения слов, так как понимание смысла слова является не только целью чтения, но и надёжным средством самостоятельного контроля за правильностью чтения в этот период. Уровень чтения у овладевшего грамотой ребёнка достигает 20-30 слов в минуту при послоговом чтении. Естественно, такой уровень не может обеспечить глубокое понимание текста при самостоятельном чтении. Бытует ошибочное мнение, что ребёнку, владеющему слоговым чтением, достаточно предоставить литературные тексты, и навык у него будет сформирован сам. При таком подходе навык будет формироваться, но стихийно и долго, и чтение учащихся будет изобиловать большим количеством ошибок.

Современная жизнь требует от человека, вступающего в нее, качественного образования, высокого интеллектуального и физического развития, глубокого знания окружающего мира, сознательного, творческого подхода к природе, обществу.

В Концепции модернизации образования РФ перед теоретиками и практиками школы поставлена задача совершенствования учения школьников как ведущего вида их деятельности, изыскания путей, условий, системы дидактических средств, в целях повышения познавательной активности детей в учебном процессе. Как известно, учебный процесс протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если учитель использует в своей работе различные методы стимулирования учебно-познавательной деятельности. Методы стимулирования условно подразделяют на подгруппы: методы эмоционального стимулирования; методы развития познавательного интереса; методы формирования ответственности и обязательности; методы развития творческих способностей и личных качеств учащихся.

Знание методов стимулирования познавательной активности особенно важно на начальном этапе обучения. Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать все, что дает учитель, создает благоприятные условия для развития у детей познавательных интересов и активности. Когда учиться интересно - учиться легко. Поэтому каждый учитель задумывается: «Что можно и нужно сделать, чтобы дети с большим желанием шли в школу? Как сформировать и направить их стремление к овладению знаний?»

Эти вопросы задавала себе и я. В результате изучения психолого-педагогической литературы, опыта учителей и его анализа, я пришла к выводу, что воспитать у детей познавательный интерес к учению можно, если систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный дидактический материал, способный привлечь к себе внимание каждого ученика. Ведь то, что привлекает детей, заставляет их размышлять, сосредоточиваться, легче запоминается, вызывает чувство радости и удовлетворения. Недаром Ш.А. Амонашвили в своих работах отмечал, что «педагогический процесс должен предоставить ребенку радость жизни, чтобы этот процесс увлекал его полностью, со всеми его жизненными устремлениями и потребностями».

Одним из главных учебных предметов в начальной школе я считаю литературное чтение. Ведь хорошо читающие дети, имеющие высокий уровень речевого развития успешно обучаются не только в начальных классах, но и в среднем звене. Без чтения человек не может постичь окружающий мир. Поэтому каждый учитель стремиться, чтобы чтение было самым любимым для детей уроком.

Дети идут в школу с огромным желанием научиться в первую очередь читать. Поэтому уже с первых уроков я начинаю знакомство с буквами. На первом уроке обучения грамоте мы знакомимся с волшебной страной «Букварией» и ее жителями: гномиками Тимом и Томом, маленькими феями Иришкой и Настенькой, человечком Ударение. Далее идет блоковое изучение букв. При работе над каждой буквой работаем над артикуляцией, разучиваем стихотворения на изученные буквы. Таким образом, к началу букварного периода дети практически знакомы со всеми буквами алфавита. К моменту знакомства с согласными дети неплохо умеют классифицировать гласные и согласные буквы. Именно в этот момент начинается процесс обучения чтению.

Каждый урок начинаю с разминки. В процессе разминки большое внимание уделяю работе над дикцией, четкому произношению слов и фраз. Здесь мне помогают чистоговорки, скороговорки. В скороговорках нужно преодолеть все трудные звукосочетания. Очень важно произносить сложное слово по слогам, пусть в медленном темпе, но произносить без каких – либо затруднений и оговорок. Работая над скороговоркой, вырабатываю чистоту звука, интонации с помощью заданий: «Прочитай скороговорку с удивлением, с радостью, с возмущением». В разминку также входят чтение открытых и закрытых слогов, составление слов по слоговой таблице, игровые приемы «Доскажи словечко», «Слог потерялся», «Слоговая туча», «Угадай, какая буква пропущена», «День-ночь» и другие. Очень помогает в работе сборник игровых упражнений В.В. Волиной «Занимательное азбуковедение».

Чтобы прочитать слоги-слияния с изученным согласным звуком, повторяем гласные с помощью пособия, показывающего артикуляцию при произнесении гласных. Затем перед гласным в кармашек помещается изучаемый согласный звук, буквы «берутся за ручки» - читаем полученные слоги-слияния. С помощью этого пособия проводим игру «Угадай по моим губам, к произнесению, какого слога я приготовилась».

Дети приходят в 1 класс с довольно скромным запасом слов. С первых шагов учу детей выражать свои мысли точно, ясно, в меру громким голосом. Пополнять словарный запас слов помогают пословицы, поговорки. На своих уроках применяю некоторые приемы и методы, разработанные в пособии Г.А. Бакулиной «Интеллектуальное развитие на уроках обучения грамоте».

Игры, игровые приемы, загадки, ребусы, кроссворды, применяемые на уроках, делают процесс обучения грамоте более интересным, занимательным, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные виды чтения на уроке не дают детям скучать. Но самое главное, чтобы работа велась систематически и регулярно.

Приведу пример одного из уроков.

Урок литературного чтения в 1 классе

Тема: «Чтение слогов, слов и текстов с буквами М, м»

Цели:

  1. учить выделять звуки из слов, давать им характеристику, узнавать изученные буквы; формировать навык чтения сочетаний букв, слов, предложений;
  2. развивать фонематический слух, внимание, память, умение работать с текстом, четко отвечать на поставленные вопросы;
  3. воспитывать стремление к здоровому образу жизни, правильному и рациональному питанию.

Оборудование: предметные рисунки, разрезная азбука, «Русская азбука» В.Г. Горецкий

Ход урока.

1 . Организация на работу.

Приветствие, проверка готовности класса и учащихся к уроку, настрой на хорошую работу.

2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока.

а) Актуализация знаний учащихся

На доске помещены рисунки следующих предметов: кот, кит, машина, мяч, дом, дерево.

Назовите изображенные на доске предметы, постарайтесь их запомнить.

Закройте глаза. (учитель делает 3 перестановки).

Откройте глаза. В какой последовательности были изображены предметы первоначально? Какие предметы поменяли свои места?

Учитель распределяет изображенные предметы на 2 группы.

В 1-ой группе: кит, кот, машина. Во 2-ой группе: мяч, дом, дерево.

- Найдите «лишнее» слово в 1-ой группе, во 2-ой группе (машина, мяч).

По какому признаку вы исключили эти слова?

б) Формулирование целей урока совместно с учащимися.

Произнесем первые звуки «лишних» слов. Сформулируем тему сегодняшнего урока. (Слово машина начинается со звука [м], слово мяч - со звука [м`], значит тема сегодняшнего урока – «Чтение слогов, слов и текстов с буквой «м » .) В соответствии с темой урока сформулируем цели урока.

в) Фонетическая зарядка:

  • чистоговорки:
    МА-ма-ма – дома я сама.
    Му-му-му – молоко кому?
    Мо-мо-мо - едим эскимо.
    Мы-мы-мы – прочитали мы.
    Ми-ми-ми – поем ноту ми.

Какой слог лишний? Почему? Чей это слог – Тима или Тома? Придумайте слова, начинающиеся на этот слог.

  • игра «День-ночь»:
    На наборном полотне поочередно выставляются слова: рамы мыло – лопата.
  • работа над скороговоркой:
    Кот молоко лакал,
    А Боря булку в молоко макал.

Кто молоко лакал?

Кто булку в молоко макал?

Что делал кот?

Что Боря макал в молоко? (при ответе на вопросы дети прочитывают скороговорку с логическим ударением на нужном слове)

3. Изучение нового материала.

1) Чтение текстов на с.91:

а) чтение текста «Мурка» «цепочкой».

Какие имена собственные есть в тексте?

б) словарная работа:

В этом тексте встречается словарное слово молоко.

- Сколько слогов в этом слове?(3)

Назовите 1-ый слог (мо), 2-ой (ло), 3-ий (ко).

Что интересного заметили? (в каждом слоге буква о ).

Словарное слово молоко пишется стремя буквами о.

-Молоко – очень важный продукт. В нем содержатся многие полезные элементы, в том числе кальций. Недостаток кальция в организме приводит к нарушению осанки, искривлению позвоночника, переломам костей, кариесу и многим другим болезням. Чтобы этого не случилось нужно пить молоко, хотя бы два стакана в день.

Если хочешь стать здоровым, жизнерадостным, веселым,

Пей парное молоко – силу нам дает оно!

в) чтение текста «Кролики» жужжащим чтением;

г) чтение – разведка:

Найдите предложения, в которых говорится:

Что у Максима в сарае?

Чем кормил Максим кроликов?

Что сделала Ира?

Сколько раз в тексте употребляется слово кролики ?

Назовите слова с буквой «м».

Физминутка

Дружно помогаем маме,
Мы бельё полощем сами.
Раз, два три, четыре-
Потянулись, наклонились-
Хорошо мы потрудились.

д) чтение текста «Мама» парами.

Прочитайте последнее предложение, соблюдая интонацию.

Какую песенку спела мама?

2) Словесное рисование по рис. на с.92.

Прочитайте слова и расскажите, какую картинку нарисовал веселый художник.

4. Первичная проверка понимания нового материала.

Игра «Любопытный учитель»

Я буду задавать вопросы, вы можете отвечать только лишь с помощью слов со звуками [м] и [м`].

Что ты любишь из еды? (мороженое, молоко)

Куда ты любишь ходить? (в музей)

Куда вы собираетесь поехать летом? (на море)

Какой вид транспорта предпочитаешь? (машина)

Какие ты знаешь профессии, специальности? (маляр, милиционер, медсестра).

5. Закрепление и применение знаний.

а) печатание слов.

Белый камешек растаял,
На доске следы оставил. (мел)

Ускользает как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (мыло)

Над рекой поперек,
Великан врастяжку лег.
Через реку, по спине,
Он ходить позволил мне. (мост)

Какой это мастер на стекла нанес,
И листья, и травы, и заросли роз. (мороз)

б) работа над схемами слов

К любому слову составьте схему, подготовьтесь проанализировать слово по схеме.

6. Подведение итогов урока.

Учитель даёт характеристику работы всего класса на уроке, а также отдельных учащихся.

7. Рефлексия.

На доске:


При выходе из класса учащиеся ставят «+» около любой рожицы, выражая свое отношение к уроку.

Тема разработки:

Урок литературного чтения по произведению

В. Осеевой «Почему?» (В учебнике: «В. Осеева «Почему?»»).

Ф.И.О.: Шутова Екатерина Александровна

Должность: учитель начальных классов

МБОУ «Школа 156 им. Б.И. Рябцева»

Индекс и почтовый адрес: 603068, Нижний Новгород,

ул. Красносормовская, д.6, кв.5

Контактные телефоны: 89524461221

Тема урока: В. Осеева «Почему?» (В учебнике: «В. Осеева «Почему?»»).

Задачи урока :

Предметные:

    соотносить содержание рассказа с пословицей; моделировать семейные взаимоотношения; формулировать правила поведения.

Метапредметные:

    понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке;

    оформлять свои мысли в устной форме, формулировать выводы;

Личностные:

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами, сформировать собственную позицию поведения.

Методы обучения : словесные, наглядные, практические, исследовательские.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся : фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

Организационный момент (1 мин)

Рады слышать мы звонок,

Думать, спорить, размышлять!

Учащиеся садятся за парты.

Мотивация учебной деятельности

Ребята, по дороге на урок мне вручили необычную телеграмму, адресованную вам. (слайд 4)

В ней сообщается, что на одного мальчика напал страшный зверь и грызет его по ночам. Он очень просит вас помочь ему. Узнать, как зовут зверя и как с ним справится. У вас есть предположения, что это за зверь?

Еще мне стало известно, что это зверь как-то связан с произведением, которое мы читали на прошлом уроке. О каком произведении я говорю?

Думаю, к концу урока нам удастся узнать, кто это.

Учащиеся предлагают варианты.

О произведении В. Осеевой «Почему?»

Личностное УУД

Положительное отношение к учению

Актуализация знаний о произведении

Ребята, чтобы помочь мальчику, нам надо как следует вспомнить прочитанный текст и всё, что мы уже успели о нём узнать.

К какому жанру относится произведение?

Какой вид текста отвечает на вопрос «Почему»?

Проверим, насколько вы были внимательны на предыдущих уроках литературного чтения.

Восстановите последовательность событий в рассказе на своих карточках.

(Приложение 2, слайд 5)

    Бум наказан.

    Мальчик с собакой.

    Сын признался.

    Чашка разбилась.

    У каждого своё почему.

    Это…Бум!

  1. Расстроенный лай.

    Все дома!

    Он будет жить в будке!

    Бум один на крыльце.

Проверим ваши версии

Посмотрим, в каком порядке события происходили на самом деле.

Рассказ

Рассуждение

Учащиеся выполняют задание на карточках.

Учащиеся высказывают свои версии

Учащиеся сравнивают свои работы с правильным ответом

Познавательное логическое УУД обобщение

Действие по плану

Работа по карточкам

Высказывание вывода по работе

Постановка учебной задачи

Ребята, сейчас я прочитаю вам небольшое стихотворение, а вы постарайтесь определить, на какой вопрос мы должны сегодня с вами найти ответ (слайд 7)

Почему сегодня снег все укрыл вокруг?
Почему луна исчезла ранним утром вдруг?
Почему всегда с улыбкой в школу мы идем?
Почему друзей в дороге за руку берем?

Ребята в каких случаях задают вопрос «Почему»?

Кто из вас догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (слайд 8)

Учащиеся слушают стихотворение.

Когда хотят выяснить причину.

Мы должны определить причину поступков героев в рассказе «Почему?» В.Осеевой.

Познавательное логическое УУД анализа на основе устного восприятия текста

Коммуникативное УУД

Диалог с учителем.

Регулятивное УУД

Сохранение учебной задачи

Исследовательская работа

Задача, стоящая сегодня перед нами, очень трудна. Она требует умения смотреть на проблему с нескольких сторон. Поэтому работать вы будете в парах.

Я очень прошу вас помнить о том, что при этом виде работ надо не только высказывать своё мнение, но и быть внимательным к другому члену своей команды. Всё, что скажете вы или ваш товарищ - очень важно. (Приложение 3)

Учащиеся получаю карточки для работы в парах, обсуждают задание. После чего выполняют его.

Регулятивное УУД

Действие по плану

Работа по карточкам

Коммуникативное УУД

Осуществление совместных действий в группе

Групповая работа

Вывод (3 мин)

Как вы ответили на вопросы и какой вывод вы сделали?

После всех ответов вопрос учитель открывает слайд 9.

После вывода – слайд 10.

Каждая пара учащихся даёт свои ответы на вопросы и высказывает итог, к которому она пришла.

Коммуникативное УУД

Формулировка мысли

Высказывание вывода по работе

Первичное закрепление

А сейчас я предлагаю вам обозначить ваше отношение к герою. Но не просто так, а с помощью красок и карандашей. У каждого из

вас есть лист бумаги. С одной его стороны вы обозначите свое отношение к главному герою в начале рассказа, а на другой – в конце рассказа. При этом подготовьтесь обосновать выбор цвета.

Итак, какие же цвета у вас получились?

Учащиеся работают самостоятельно на выданных листах

Учащиеся озвучивают свои варианты цветовых сочетаний. Показываю готовые работы.

Регулятивное УУД

Моделирование

Чтение учебника

А сейчас давайте найдём в тексте описание, как почувствовал себя мальчик после того, как признался маме.

Что, как вы думаете, помогло мальчику осмелиться на признание? (слайд 11)

1) мальчика мучила совесть;
2) мальчику было жаль Бума;
3) мальчик боялся наказания;
4) мальчик жалел маму.

Учащиеся зачитываю цитаты

Герой признается, что чашку разбил он, а не Бум. Совесть не давала ему покоя.

Познавательное УУД

Смысловое чтение

Работа с учебником

Выражение собственных мыслей

Познавательное УУД

Осуществление анализа

Работа с текстом

Ребята, почти каждый из вас сказал слово «совесть». А что оно обозначает? А как вы сами его понимаете?

В словаре Ожегова мы можем найти такое определение слову «Совесть» (слайд 12)

Учащиеся дают свои ответы

Совесть – это чувство нравственной ответственности за своѐ поведение перед окружающими людьми, обществом.

Регулятивное УУД

Познавательное УУД

Коммуникативное УУД

Выражение собственной мысли

Самостоятельная работа и самопроверка

Я думаю, что каждый из вас знает пословицы и поговорки про совесть. Вспомните их самостоятельно и попытайтесь объяснить их значение.

Наш урок подходит к концу. Но мы до сих пор не нашли ответ на вопрос, что же за зверь такой грызет по ночам мальчика, который прислал нам телеграмму?

Может быть, кто-нибудь из вас догадался? Чтобы помочь вам, я дам вам подсказку. Еще одну поговорку про совесть.

Учащиеся дают свои ответы:

Без зазрения совести.

Про его совесть можно написать повесть

Учащиеся отвечают, что совесть - самый страшный зверь. Если она не чиста - ночью спать не сможешь.

Личностное УУД

Положительное отношение к познавательной деятельности, преодоление трудностей

Самостоятельная работа

Контроль результата деятельности

Регулятивное УУД

Принятие и удержание учебной задачи

Личностное УУД

Домашнее задание

Пересказ с.96-103

Составить синквейн к слову «Совесть»

Учащиеся знакомятся с домашним заданием.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.

Принятие и удержание учебной задачи

Рефлексия

Что нового мы узнали сегодня на уроке?

Что чистая совесть очень важна для человека. Она помогает ему спокойно жить и ничего не бояться.

Учащиеся дают себе оценку, поднимая квадратик соответствующего цвета

Красный – плохо понял

Желтый – остались вопросы

Зеленый- всё понятно.

Регулятивное УУД

Адекватная оценка своих достижений

Формирование учебных умений работы с информацией на уроках литературного чтения учащихся начальной школы

Введение Федерального государственного образовательного стандарта повлекло за собой изменение цели современного школьного образования. На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, главным становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, планировать свою деятельность, контролировать и оценивать свои достижения. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий, что даёт учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.

Большое внимание на всех предметах в начальной школе уделяется формированию учебных умений работы с информацией. Получая большой поток новой информации, ученики должны научиться рассматривать её с разных точек зрения, выделять и фиксировать нужную информацию, анализировать и преобразовывать её, критически оценивать, сопоставлять её с информацией из других источников и жизненным опытом.

В связи с этим на уроках литературного чтения я использую следующие виды работ:

составление опорных конспектов,

приём «тонких» и «толстых» вопросов,

чтение с пометками,

сочинение синквейнов,

заполнение кластеров,

моделирование обложки книги.

чтение - суммирование в парах;

чтение с остановками;

приём «Верите ли вы, что…»;

мозговой штурм;

таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»;

работа с вопросниками;

написание творческих работ;

создание викторины на основе изученного материала, кроссвордов;

логическая цепочка;

уголки;..

Это позволяет включить каждого ребёнка в активную читательскую деятельность, учитывает возрастные особенности младших школьников, обеспечивает смену деятельности, но и помогают сформировать первичные навыки работы с информацией.

Приём «синквейн» Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях ». В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять» Таким образом, это стихотворение, состоящее из 5 строк. В данном случае речь идёт о работе, состоящей из пяти этапов. Вот некоторые возможности использования данной стратегии на уроке чтения.

При прохождении учебного материала из раздела «Русские народные сказки» предлагаем определить значение слова сказка на основе составления синквейна.

    Имя существительное, выраженное одним словом. 1. Сказка

2. Описание темы именами прилагательными. 2. Волшебная, бытовая.

3. Описание действия. 3. Читать, пересказывать, учить.

4. Фраза, выражающая отношение автора к теме. 4. Сказка – ложь, да в ней намёк.

5. Слово – синоним. 5. Фантазия, выдумка.

Еще один из приемов – это кластер («гроздь»), суть которого в выделении смысловых единиц текста и графическом их оформлении в определенном порядке в виде грозди.

Цель : установить максимальное количество признаков изучаемого понятия Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.

«Грозди» - графический прием систематизации материала. Правила его применения очень просты.

Выделяем центр – это тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия. Многие учителя сравнивают этот приём с моделью солнечной системы.

Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе.

Организуя работу с младшими школьниками, я предлагаю им озаглавить смысловые блоки или даю готовые вопросы. Достаточно 2-3 раза провести подобную работу, чтобы этот приём стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры.

Советы по работе с «гроздьями»:

Помогите ученику, если у него возникли сомнения, выделить такие смысловые единицы. Это могут быть вопросы или ключевые слова, фразы.

Озвучьте «грозди». Пусть ученики сделают презентацию своих записей.

Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи.

Если вы хотите остановиться на каком-нибудь смысловом блоке, попросите сделать эту веточку ярче.

Прием «Чтение – суммирование в парах» можно использовать как для объяснения нового материала, так и для закрепления изученного. Лучше этот прием применять в 3-4 классах. Детям в классе предлагается несколько разных текстов по теме (или один и тот же текст нескольким парам учеников). Например, при изучении главы «Крутим барабан времени» (литературное чтение 4 класс) класс делится на две группы и каждой даются разные произведения из этой главы: рассказы Л. Андреева «Петька на даче» и А. Чехова «Ванька», которые рассказывают о жизни их сверстников конца 19 начало 20 веков. Каждая группа изучает свой текст, на большом листе фиксирует его краткое содержание (выдержками из текста), затем перед всем классом воспроизводит содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивания обоих текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов, о том, что мы узнали об истории России, чем дополнило представление детей каждое из произведений.

Интересный приём – «чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.

Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Ещё один творческий приём – «Верите ли вы, что…». Класс делится на две команды. Одна команда высказывает фантазийные предположения, а другая анализирует их.

Другой прием – «Работа с вопросником» - применяю при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

К приему «Знаю, узнал, хочу узнать» обращаюсь как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно составляют таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

Следующий приём «Мозговой штурм» позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

Прием «Уголки» - можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая - об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.

Прием «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития, все с удовольствием делают эту работу.

К приему «Создание викторины» обращаюсь после изучения темы или нескольких тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводятся соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего – «знатока», а потом весь класс задаёт «знатокам» вопросы.

«Логическая цепочка» . После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.

Приём «Инсерт»
Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.
Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие

Применение данных приемов на уроках чтения позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.

Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.

По новым стандартам ФГОС в результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут

* осуществлять поиск информации,

* выделять и фиксировать нужную информацию,

* систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию,

* интерпретировать и преобразовывать ее.

Выпускники научатся

* дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, диаграммы, тексты)

* создавать свои собственные сообщения, небольшие сочинения, графические работы.

Овладеют первичными навыками представления информации в наглядной форме (в виде простейших таблиц, схем и диаграмм).

Смогут использовать информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускники получат возможность

- научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации,

- приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом .

Для обучения работе с текстами, нужно соблюдать и некоторые условия:

    Для развития умения находить информацию желательно использовать тексты научно – познавательного характера, соответствующего возрасту учащихся (из детских энциклопедий, природоведческого содержания), жизненные истории, СМИ.

    Для того чтобы дети учились интерпретировать полученную информацию, необходимо тексты подбирать разных стилей, но схожих по содержанию: например, про муравья: «Стрекоза и Муравей» И.А.Крылова и В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».

    Попутно должна вестись работа над развитием речи учащихся (пересказы, создание собственных высказываний, словарный запас речи, её эмоциональность, правильность, точность и выразительность).

При работе над данным направлением (с текстами) необходимо учитывать мотивацию учащихся и их способность быть читателем

Сегодня перед педагогами начальной школы стоит задача формирования у младших школьников основ учебной деятельности: системы учебных, познавательных, социальных мотивов; умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели; планировать, контролировать и осуществлять свою деятельность и оценивать ее результат.

Специфика предмета "Урок литературного чтения в начальной школе"

Требования к результатам изучения данного учебного предмета включают формирование всех видов универсальных учебных действий (далее - УУД): личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных, - но приоритетным должно стать развитие ценностно-смысловой сферы учащихся. Это обусловлено спецификой предмета, связанной с тем, что одной из важнейших функций художественной литературы является трансляция духовно-нравственного опыта человечества через систему социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев произведений, которые постигаются читателем в процессе диалога с автором.

При конструировании урока литературного чтения начальной школы с помощью технологической карты преподаватель может не только отразить все этапы урока по ФГОС в начальной школе, но и последовательность своих действий и действий учащихся, которые приведут в конечном итоге к достижению запланированного результата. Поскольку читательская компетентность младшего школьника - основа его дальнейшего самообразования и саморазвития, на учебном занятии наставник должен создать условия не только для развития художественно-эстетического вкуса детей, но и обучения продуктивным формам общения в повседневной жизни.

Новое на сайте

>

Самое популярное