Домой Болезни и вредители Лексическая тема деревья кустарники старшая группа. Конспект занятия. Лексическая тема: "Золотая осень. Деревья". план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему. Объясни пословицы и поговорки

Лексическая тема деревья кустарники старшая группа. Конспект занятия. Лексическая тема: "Золотая осень. Деревья". план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему. Объясни пословицы и поговорки

Лексическая тема "Осень"

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети должны знать:
— названия осенних месяцев;
— основные приметы осени;
— что происходит с деревьями, как изменилась трава, значение слова «листопад»;
— что делают осенью животные и птицы;
— чем занимаются люди;
— какие подарки людям принесла осень;
— почему об осени говорят «золотая».
Расширение словарного запаса детей:
названия : осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, туман, сырость, ненастье, свежесть, природа, урожай, сад, огород, фрукты, овощи, запасы, деревья, листья, лес, птицы, животные, слякоть, озимь, погода, увядание, мгла, небо, солнце, люди, одежда, зонт;
признаки : ранняя, поздняя, осенняя, унылая, грустная, золотая, прощальная, туманный, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, багряная, голые, увядающий, печальная, дивная, прекрасная, пышная, перелетные, зимующие;
действия: летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, наступает, приходит, хмурится, прощаются, улетают, курлыкают, убирают, срывают, собирают, выкапывают, одеваются, готовятся, увядают, желтеют, сохнут, моросит.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
«Назови ласково»

Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко,
лужа — лужица, дерево — деревце,
ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек,
туча — тучка, лес — лесок,
сад — садик, птица — птичка.

Образование множественного числа существительных в родительном падеже
«Один — много»
Месяц — месяцев, дерево — деревьев,
дождь — дождей, фрукт — фруктов,
лужа — луж, овощ — овощей,
урожай — урожаев, листья — листьев,
сад — садов, птица — птиц,
огород — огородов, слякоть — слякоти,
зонт — зонтов, лес — лесов.

Согласование существительного и прилагательного «Скажи со словом "осенний"»

Небо (какое?) — осеннее,
ветер (какой?) — осенний,
аллея (какая?) — осенняя.
Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.

Образование качественных прилагательных «Назови, какая погода?»

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая,
... дует ветер — ветреная;
если на улице холодно, какая погода? — холодная;
если пасмурно — пасмурная,
... сыро — сырая,
... хмуро — хмурая,
... солнечно — солнечная,
... ясно — ясная.

Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных «Один — много»
Наступил осенний день — наступили осенние дни,
на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья,
плывет темная туча — плывут темные тучи,
стоит большое дерево — стоят большие деревья,
идет холодный дождь — идут холодные дожди,
дует сильный ветер — дуют сильные ветры,
висит теплая куртка — висят теплые куртки,
летит птичья стая — летят птичьи стаи.

Лексический строй речи

Пересказ рассказа «Осень»

После лета наступает осень. Листья на деревьях, кустах желтеют, краснеют, опадают. Небо часто покрыто тучами, идут дожди. Они не такие, как летом, — теплые и сильные, а мелкие и холодные.
В начале осени еще много теплых дней, солнышко еще греет, в цветниках много цветов. Это золотая осень. Кругом красиво. К концу осени солнечных дней мало, солнце греет плохо, становится холодно. Вода от холода замерзает, иногда выпадает снег, но от дневного тепла он тает. Почти все деревья стоят голые, цветы завяли. Становится холодно, поэтому птицы улетают на юг. Это перелетные птицы. Животные тоже готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму, сделав за лето запасы жира (медведь, еж, барсук), другие меняют шубку на более теплую (заяц, белка), многие животные запасают корм на зиму (белки, мыши).
Насекомые прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору. В лесу тихо и пустынно.
Осенью убирают урожай: овощи на огороде, фрукты — в саду.
Люди одеваются теплее: надевают куртки, шапки, теплые штаны, кофты, покрывают голову платочками, обувают сапоги, ботинки.

Поиск антонимов «Скажи наоборот»

Осень ранняя — осень поздняя,
день веселый — день грустный,
день солнечный — день пасмурный,
облако белое — туча черная,
... холодная — жаркая,
... хорошая — плохая.

Поиск соответствующего понятия
«Я начну, а ты закончи»

Люди осенью одеты, (во что?) — ... ;
школьники идут с портфелями (куда?) — ... ;
листья на деревьях стали (какими?) — ... ;
цветы на клумбах (что сделали?) — ... ;
птицы улетают (куда?) — ... ;
звери делают на зиму (что?) — ... ;
люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) — ....

Построение монолога
«Расскажи об осени по плану»:

1) когда наступает осень;
2) осенние месяцы;
3) приметы осени в природе;
4) красота золотой осени;
5) что делают птицы и животные осенью;
6) труд человека в осенний период;
7) осенняя одежда.

Поиск фактических ошибок
«Исправь ошибки»

Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик — мед, белка — орешки, медведь — капусту, лисичка — яблоки. С юга прилетели птицы.
Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.

МИНУТКА ОТДЫХА

Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах.
Только зеленеет озимь1 на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит.
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Воды зашумели быстрого ручья.
Птички улетели в теплые края.
А.Н. Плещеев

Отгадай загадки!

Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (Осень.)

Сухой — клин, мокрый — блин. (Зонтик.)

Меня часто зовут, дожидаются,
А приду — от меня укрываются. (Дождик.)

Листья желтые летят,
Под ногами шелестят.
Солнце уж не припекает.
Когда все это бывает? (Осенью.)

Все деревья облетели,
Зеленеют только ели,
Днем и ночью дождик льет,
Грязь и лужи у ворот. (Осень.)

Подвижная игра
«Здравствуй, осень!»

Ведущий: Здравствуй, осень!
Дети: водят хоровод.
Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим,
Что в подарок принесла?
Имитируют приготовление пирогов.
Принесла я вам муки —
Дети: Значит, будут пироги.
Ведущий: Принесла вам гречки —
Дети Каша будет в печке.
Имитируют резание овощей.
Ведущий Принесла вам
овощей —
Дети И для супа, и для щей.
Ведущий Рады ли вы грушам?
Разводят руки, показывая коло¬ду меда.
Дети На зиму насушим.
Ведущий Принесла и меду —
Дети Полную колоду!
Ведущий: А уж яблоки —
что мед! На варенье, на компот.
Дети: Ты и яблок, ты и меду,
Ты и хлеба припасла,
А хорошую погоду
Нам в подарок принесла?
Ведущий: Дождику вы рады?
Дети: Не хотим, не надо!
Кто под дождик попадет
Тот сейчас водить пойдет.
Убегают, «прячутся от дождя».

Музыкально-ритмическое упражнение
Осенние листочки

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели,
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покрутил
И на землю опустил.
Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.

Пальчиковая гимнастика
"Осень"

Разбросала осень листья, (раскрывать и закрывать кулачки)
Разукрасила их кистью. (Делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз.)
Мы в осенний парк пойдём,(«Шагают» пальцами обеих рук.)
Букеты листьев соберём. (Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.)
Лист кленовый, лист с осинки, (Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого,)
Лист дубовый, лист рябинки,
Рыжий тополиный лист
На дорожку спрыгнул вниз. (спрыгнуть со стульчика и приземлиться на корточки на ковер)
И. Михеева

Рассказываем по ролям:

— Солнце, солнце, Ты откуда?
— Я из тучки золотой.
— Дождик, дождик, Ты откуда?
— Я из тучи грозовой.
— Ветер, ветер, Ты откуда?
— Я из дальней стороны.
- Листик, листик, ты откуда?
- Из березовой страны!
Из пособия Г. Быстровой, Э.Сизовой, Т. Шуйской

Закличка
ОСЕННЯЯ
Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи, силу голоса.
Осень, осень,
В гости просим.
Погости недель восемь:
С обильными хлебами,
С первыми снегами,
С листопадом и дождём,
С перелётным журавлём.


Существительные: шиповник, смородина, малина, барбарис, боярышник, шипы, комочки, гроздья, ягоды, осина, рябина, липа, яблоня, ель, сосна, береза,

почки, ветки, ствол, листья, плоды, семена, сережки,

крона, верхушка, кора, корни, шишки .

Прилагательные: белоствольная, стройная, высокая, низкое, изящная, красивая, большое, резные, березовые, еловые, шуршащие, шершавая, ветвистое, вечнозеленое, развесистая, маленькие, зеленый, желтый, красный, колючий, гладкий, круглый, продолговатый, сладкие, кислые, зрелые, горькие, твердые, мягкие,

сочные, полезные, лекарственные.

Глаголы: колется, растут, стоят, колышутся,

опадают, зреют, качается, сорвать, собирать, цветет, украшает, летят, осыпается, шумят, садят, дрожит,

Поливать, удобрять, защищать.

ИГРА "ЧЬИ ПЛОДЫ?"

Жёлуди растут на … дубе;
Грозди рябины растут на – рябине;
Яблоки растут на – яблоне;
Серёжки растут на – березе, ольхе;
Круглая шишка на – сосне;
Длинная шишка на – ели;

ИГРА "НАЗОВИ ЛАСКОВО"

Ель – ёлочка.
Сосна – сосенка.
Береза – березка.
Иголка – иголочка.
Ветка – веточка.
Шишка – шишечка.

ИГРА

«УГАДАЙ, ПРО КАКОЕ ДЕРЕВО Я ГОВОРЮ?"


Стройная, кудрявая, белоствольная…(береза);
Грустная, печальная, плакучая…(ива);
Стройная, зеленая, колючая…(ель);
Крепкий, могучий, развесистый… (дуб);

Подбери признаки (не менее трех признаков):

  1. Береза (какая?) …
  2. Ель (какая?) …
  3. Осина (какая?) …
  4. Дуб (Какой?) …
  5. Ель (Какая?) …
  6. Рябина (Какая?) …
  7. Яблоня (Какая?) …

ЗАГАДКИ О ДЕРЕВЬЯХ:

  1. Весной веселит,
    Летом холодит,
    Осенью питает,
    Зимой согревает.
    (Дерево)
  1. С моего цветка берёт
    Пчёлка самый вкусный мёд.
    А меня все ж обижают:
    Шкуру тонкую сдирают.
    (Липа)
  1. У меня длинней иголки, чем у ёлки.
    Очень прямо я расту в высоту.
    Если я не на опушке,
    Ветви только на макушке.
    (Сосна)
  1. Вроде сосен, вроде елок,
    А зимою без иголок.
    (Лиственница)

5. Весной зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы. (Рябина)

6. Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)

7. Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)

8. Ее в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем . (Ель)

9. Летом - снег! Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Пух с тополя)

Какая ветка?

  1. У березы ветка – березовая;
  2. У осины – …
  3. У дуба - ...
  4. У ели - …
  5. У сосны - …
  6. У клена - …



Д Е Т И Д О Л Ж Н Ы З Н А Т Ь

    названия деревьев, кустарников;

    основные приметы деревьев, кустарников, их отличия;

    что происходит с деревьями, кустарниками в сезонные изменения.

Расширение словарного запаса детей:

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: шиповник, смородина, малина, шипы, комочки, гроздья, ягоды, осина, рябина, липа, яблоня, ель, сосна, берёза, почки, ветки, ствол, листья, плоды, семена, серёжки, крона, верхушка, кора, корни, шишки.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: белоствольная, стройная, высокая, низкое, красивая, большое, резные, березовые, еловые, шуршащие, шершавая, ветвистое, вечнозеленое, развесистая, маленькие, зеленый, желтый, красный, колючий, гладкий, круглый, продолговатый, сладкие, кислые, зрелые, горькие, твердые, мягкие, сочные, полезные, лекарственные.

ГЛАГОЛЫ: колется, растут, стоят, колышутся, опадают, зреют, качается, сорвать, собирать, цветет, украшает, летят, осыпается, шумят, садят, дрожит, поливать, удобрять, защищать.

Д Е Т И Д О Л Ж Н Ы У М Е Т Ь:

ОБРАЗОВЫВАТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:
Береза – березовый.
Ель – еловый.
Рябина – рябиновый.
Сосна – сосновая.
Осина – осиновый.
Смородина – смородиновый.
Липа – липовый.
Яблоня – яблоневый.

УПОТРЕБЛЯТЬ В РЕЧИ УМЕНЬШИТЕЛЬНО_- ЛАСКАТЕЛЬНЫЕ СУФФИКСЫ:

Ветка - веточка Ель-ёлочка
Куст – кустик
Дерево - деревце и т.д.

СОГЛАСОВЫВАТЬ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ:

1 зелёное дерево, 2 зелёных дерева, 3 зелёных дерева, 4 зелёных дерева, 5 зелёные деревьев.
1 маленькая веточка, 2 маленьких веточки, 3 маленьких веточки, 4 маленьких веточки,5 маленьких веточек.
и т.д.

ВМ Е С Т Е С Р Е Б Е Н К О М

РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

    рассмотреть деревья и кустарники нашего города.

    рассказать ребёнку о строении дерева и кустарника, чем дерево отличается от кустарника.

    Помочь ребёнку составить рассказ о дереве или кустарнике с помощью вопросов и схемы:

Как называется это дерево?
Дерево или кустарник?
Какое оно по величине?
Где чаще всего растет?
Из каких частей состоит?
Какой у дерева ствол? (толстый, тонкий, высокий, низкий...)
Какая у дерева кора? (темная, светлая, гладкая, шершавая...)
Какой формы листья? (круглые, овальные, резные, вытянутые, иголки...).
Какую пользу может принести людям?
Как изменяется в разные времена года?
Что можно сделать из этого дерева?
Почему люди сажают деревья на улицах города?

Лексическая тема «Золотая осень. Деревья»

Занятие № 1

Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами (дубок, березка), сложными словами (листопад, ненастье). Формирование навыка слогового анализа слов. Формирование представлений о переносном значении слова (золотая осень).

Коррекционно-развивающие: Развитие всех органов чувств и совершенствование умения воспринимать предметы с их окружающей действительностью, посредством органов чувств, связной речи; развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, зрительного восприятия, логического мышлении.

Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, ответственности. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: Картинный материал на тему «Осень» (С. В. Вохринцевой), разрезные картинки в конвертах, корзинка с листьями, зеркала, книга Н. В. Нищевой «Веселая артикуляционная гимнастика», карточки-заготовки для упражнения «Лабиринт», мр 3 Железновой «Автобус», простые карандаши.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед. (Объяснение темы занятия. Создание эмоционального фона. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами.)

Логопед встречает детей в дверях кабинета с корзинкой в руках. Корзинка наполнена разноцветными листьями разных деревьев. Логопед поднимает корзинку на уровень лиц детей и предлагает им понюхать осенние листья, а затем просит детей выбрать каждому по одному листочку и пройти с ним к столу.

Логопед. Первым сядет тот, кто вспомнит название дерева, с которого упал взятый им листок, и назовет это дерево ласково.

1-ый ребенок. Березка.

2-ой ребенок. Осинка.

3-ий ребенок. Дубок.

4-ый ребенок. Рябинка.

Дети выполняют задание логопеда и по очереди садятся за стол.

Логопед. Молодцы! Вы справились с заданием. Положите свои листочки на стол. Расскажите, какие они на вид, на ощупь, как пахнут. Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос: «Какие осенние листья?»

Дети: Осенние листья разноцветные, резные, гладкие, прохладные, пушистые.

Логопед. Верно. Увядающие осенние листья очень вкусно пахнут. Сегодня мы с вами продолжим разговор об осени, о том, почему осень называют золотой, узнаем, какие периоды различают у осени и чем они отличаются друг от друга.

2. Беседа об осени с опорой на личный опыт детей.

(Расширение представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях. Формирование представлений о переносном значении слова (золотая осень).

Логопед рассыпает на столе оставшиеся в корзинке листья.

Логопед. Какой месяц осени заканчивается?

Ребенок. Заканчивается сентябрь.

Логопед. Какой месяц наступит после него?

2-ой ребенок. После сентября наступит октябрь.

Логопед. Какой месяц завершает осень?

3-ий ребенок. Осень завершает ноябрь.

Логопед. Правильно. Сентябрь обычно называют ранней осенью. Начало октября, первые десять дней этого месяца называют золотой осенью. А время со второй половины октября до конца осени называют поздней осенью. У этих периодов осени много отличий. Например, ранней осенью часто бывает тепло, как летом, особенно днем в солнечные дни. Помните, буквально два дня назад было так тепло, что мы с вами гуляли в кофточках. Хотя по вечерам уже достаточно холодно. Что за явление вы могли наблюдать на прогулке?

1-ый ребенок. Листья на деревьях становятся разноцветными: красными, желтыми, багряными.

Логопед. А как называется осеннее явление, при котором падают листья с деревьев?

2-ой ребенок. Листопад.

Логопед. Посмотрите на листья, рассыпанные на столе, и подумайте, почему осень называют золотой?

3-ий ребенок. Когда смотришь на них, то они кажутся золотыми.

Логопед. Правильно. Мне очень понравилось объяснение, которое вы дали. Золотой осенью тоже бывают ясные и довольно теплые дни. Травы золотой осенью тоже меняют свою окраску, желтеют и начинают засыхать. Меньше становится цветов. Постепенно исчезают насекомые. Перелетные птицы начинают отлет. А когда лес потеряет листву и деревья станут голыми, наступит поздняя осень, самая грустная пора, когда уже нет цветов, засохли травы, спрятались насекомые, улетели птицы. Этот период осени самый холодный, самый пасмурный, почти без солнечных дней, с частыми дождями и холодными ветрами.

3. Упражнение «Периоды осени».

(Развитие зрительного восприятия, внимания, способности обобщать, связной речи)

Логопед смахивает листья в корзину и выкладывает на столе репродукции картин известных художников.

Логопед. Посмотрите на картины русских художников и определите, на которой из них изображена ранняя осень, на которой – золотая осень, на которой – поздняя осень. Можете посоветоваться, а потом расставьте картины на доске именно в таком порядке.

Дети выполняют задание.

Логопед. Что ж вы меня порадовали, отлично выполнив задание. Что помогло вам правильно выполнить задание? (Ответы детей)

4. Артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики. Формирование артикуляторной базы свистящих звуков).

Логопед раздает детям зеркала и предлагает им выполнить несколько упражнений общей артикуляционной гимнастики, уже отработанной на индивидуальных занятиях. Выполняет все упражнения вместе с детьми. Упражнения: «Улыбочка»-«Хоботок», «Лопата», «Накажем непослушный язычок», «Горка»).

5. Подвижное упражнение «Автобус». (Развитие общей моторики)

Логопед. А сейчас я приглашаю вас прокатиться на нашем автобусе и понаблюдать в окошко за осенней природой. Сегодня нашим водителем будет Никита.

6. Упражнение «Хлопушки».

(Развитие навыка слогового анализа слов).

Логопед приглашает детей к столу.

Логопед. Давайте поиграем в игру «Хлопушки»: прохлопаем слова-названия деревьев и определим, какое слово самое длинное, а какое – самое короткое. Каждое слово состоит из частей. Длинное слово состоит из нескольких частей – хлопков, а короткое – из одной части, одного хлопка.

Дети совместно с логопедом выполняют задание и определяют, длинные и короткие слова по количеству хлопков.

Слова: ря-би-на, о-си-на, дуб, ель, сос-на, клен, бе-ре-за.

Затем логопед просит каждого ребенка прохлопать слово-название дерева и определить, сколько частей в слове.

Логопед. Молодцы! Вы отлично справились и с этим трудным заданием.

7. Упражнение «Сложи картинку». (Развитие мелкой моторики, зрительного восприятия)

Логопед. Ой, я совсем забыла - сегодня утром приходил в центр почтальон и принес для вас письма. Давайте их откроем и посмотрим, что же там?

Дети выполняют задание.

Логопед. А в них части картинок. Выполните задание почтальона – сложите картинки по образцу.

Дети выполняют задание. Логопед проверяет правильность выполнения.

8. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять

Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы (загибают пальчики, начиная с большого)

Листья рябины,

Листья клена,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем (шагают по столу средним и указательным пальчиком)

9. Упражнение «Лабиринт». (Развитие мелкой моторики, зрительного восприятия. Активизация словаря)

Логопед раздает заранее заготовленные листочки.

Логопед. Посмотрите внимательно на свои картинки, и подумайте, какие запасы могут делать на зиму все, кто нарисован на картинке. (Ответы детей)

А теперь, возьмите в руки простые карандаши и проверьте свои ответы, дойдя по лабиринту.

Дети выполняют задание.

Логопед. Как вы думаете, что запасает на зиму человек?

(Ответы детей)

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед предлагает детям вспомнить, о чем они говорит на занятии, чем занимались, какие задания было интересно выполнять. Затем он положительно оценивает работу каждого ребенка.

Предварительный просмотр:

Занятие № 2

Коррекционно-образовательные цели: Закрепить представления о периодах осени и их характерных особенностях. Учить образовывать слова-антонимы. Учить выделять звук [а] из ряда гласных. Познакомить с буквой А.

Коррекционно-развивающие: Развивать логическое мышление, связную речь; фонематическое восприятие; общую, мелкую и артикуляционную моторику, речевое дыхание.

Коррекционно-воспитательные: Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, ответственности.

Оборудование: Картинный материал на тему «Осень» (С. В. Вохринцевой), картинки на звук [а], зеркала, книга Н. В. Нищевой «Веселая артикуляционная гимнастика», мр 3 Железновой «Автобус», пеналы, тетради, счетные палочки, мяч.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Логопед. Первым сядет тот, кто скажет, какое сейчас время года? (Осень)

Какой месяц осени сейчас идет? (Октябрь)

Какие изменения в природе происходят осенью? (На улице стало холодно, часто идет дождь, трава желтеет, листья с деревьев опадают, птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.)

Почему осень называют золотой? (Потому что листья на деревьях желтеют, и когда мы смотрим на осенний лес, он кажется золотым)

  1. Игра «ПОДУМАЙ И ОТГАДАЙ».

Логопед. А сейчас, игра-соревнование: кто первым отгадает, о каком дереве говорится в загадке – получит наклейку в тетрадь.

Дети отгадывают загадки о деревьях и получают наклейки.

Я из крошки-бочки вылез, Русская красавица стоит на поляне, Корешки пустил и вырос, В зелёной кофточке, в белом сарафане.
Стал высок я и могуч, (Берёза)
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок – Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб)
Все знают, что у елки Весною зеленела,
Не листья, а иголки, Летом загорала,
И так же, как она Осенью надела
С иголками... Красные кораллы.
(Сосна) (Рябина)

Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Ёлка)

  1. Упражнение «Скажи наоборот».

Логопед. Давайте продолжим нашу игру. Я говорю предложение и кидаю вам мяч, а вы кидаете мяч обратно и называете слово с противоположным значением. Например: Сосна высокая, а рябина низкая.

У сосны иголки длинные, а у ели …

У дуба ствол толстый, а у березы …

У клена листья большие, а у березы …

У березы ствол светлый, а у березы …

  1. Упражнение «Лебединые перышки». [Развитие силы и длительности выдоха. Закрепление представлений об изменениях, происходящих в природе осенью.]

Дети и логопед остаются стоять на ковре. Логопед достает контейнер с белыми перышками.

Логопед. Напомните, что происходит осенью в жизни перелетных птиц. Начните ответ со слов перелетные птицы.

Дети. Перелетные птицы улетают в теплые края.

Логопед. Почему они это делают?

Дети. Осенью становится холодно, прячутся насекомые, погибают растения, птицам нечем питаться.

Логопед. Правильно. Названия каких перелетных птиц вам известны?

Дети. Гуси, лебеди, журавли, ласточки, грачи. Логопед.

Над нашим центром сегодня пролетела стая лебедей. Лебеди потеряли вот эти перышки. Возьмите по одному перышку, положите его на ладошку. Держите ладошку напротив рта. Давайте подуем на перышки так, чтобы они закружились в воздухе. Делайте вдох и выдох по моей команде. Не надувайте щеки.

Упражнение проводится 3-4 раза, чтобы не спровоцировать головокружение у детей.

5. Артикуляционная гимнастика

6. Подвижное упражнение «Автобус». (Развитие общей моторики)

Логопед совместно с детьми выполняет уже отработанные движения под логоритмику Железновой «Автобус».

7. Знакомство со звуком [а].

Логопед показывает картинку с изображением мальчика и говорит: «Это Алик». Подчеркивает, что в слове Алик на первом месте звуке. Аналогично демонстрируется и анализируется картинка с изображением девочки Ани.

Педагог выставляет новые картинки: ананас, аист, апельсин, арбуз, автобус. Дети произносят первый звук в названии каждой картинки.

8. Артикуляция звука а (рот широко открыт).

Дети произносят звук хором и по одному.

9. Характеристика звука а (гласный звук).

10. Упражнение «Внимательные ушки»

Выделение звука в из ряда гласных звуков. Логопед произносит гласные звуки а-у-о-ы-а-и-э-у..

Услышав звук а, дети хлопают в ладоши.

11.Знакомство с буквой а.

Показ буквы.

Выкладывание буквы из палочек.

Прорисовывание буквы в воздухе.

Печатание буквы в тетради.

12. Итог занятия.

Предварительный просмотр:

Занятие № 3

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление знания признаков осени. Обучение отгадыванию загадок об осени. Обучение узнаванию деревьев по характерным особенностям ветвей и стволов. Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа существительных). Учить выделять звук [у] из ряда гласных. Познакомить с буквой У.

Коррекционно-развивающие цели. Воспитание длительного плавного выдоха, развитие речевого слуха, мышления, памяти, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений. Воспитание внимательного отношения к природе.

Оборудование. Зеркала, рабочие тетради, пеналы с цветными карандашами, счетные палочки, мяч, плоскостные изображения деревьев и листьев, презентация (картинки на звук [у]), книга «Веселая артикуляционная гимнастика» Н. В. Нищевой.

Предварительная работа. Рассматривание деревьев во время прогулки. Выявление характерных особенностей ветвей, стволов, коры.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Развитие памяти.]

Дети входят в кабинет с листьями в руках. Логопед приветствует их. На наборном полотне выставлены плоскостные изображения: береза, дуб, клен, рябина.

Логопед. Проходите к доске. Посмотрите на деревья. Закрепите листики на тех деревьях, с которых они опали.

Дети выполняют задание и комментируют свои действия.

1 -й р е б е н о к. Это лист березы.

Логопед. Что помогло тебе узнать березу?

1-й ребенок. Белая кора.

2-й ребенок. Это лист дуба.

Логопед. Что помогло тебе узнать дуб?

2-й ребенок. Толстый ствол.

3-й ребенок. Это лист клена.

Логопед. Что помогло тебе узнать клен?

3-й ребенок. Прямой гладкий ствол.

4-й ребенок. Это лист рябины.

Логопед. Что помогло тебе узнать рябину?

4-й ребенок. Красные ягоды.

Логопед. Молодцы! Вы хорошо выполнили задание. А теперь проходите за стол и правильно сядьте.

2. Артикуляционная гимнастика [Развитие артикуляционной моторики.] Упражнения: «Улыбочка»-«Хоботок», «Лопата», «Накажем непослушный язычок», «Горка»).

3. Работа в тетради. [Развитие мышления, тонкой моторики.]

Логопед раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с цветными карандашами.

Логопед. Посмотрите, что вы видите в тетради?

Дети. Зонт. Сапоги.

Л о 10 и е д. Послушайте загадки. Вот эта загадка про зонт.

В плохую погоду

Я с вами хожу,

А в солнечный день

Я свернувшись лежу.

Вот эта загадка про сапоги

Отгадай загадку: кто мы?

В ясный день сидим мы дома,

Если дождь, у нас работа:

Топать-шлепать по болотам.

Отгадать загадку про зонт помогают слова о том, что в плохую погоду он с вами на прогулке, а в хорошую лежит дома. А какие слова помогают отгадать загадку про сапоги?

Дети. Топать-шлепать по болотам.

Логопед. Правильно. А теперь давайте обведем зонт и сапоги в тетради по краю-контуру простым карандашом. Потом вы выберете цветной карандаш и раскрасите зонт, а сапоги раскрасите после дневного сна.

Дети выполняют задание. Логопед следит за тем, как сидят дети, правильно ли они держат карандаш, оказывает необходимую помощь.

Логопед. Расскажите, какой у каждого из вас зонт, старайтесь отвечать полным ответом. Например: У меня красный зонт.

1-й ребенок. У меня красный зонт.

2-й ребенок. У меня синий зонт.

3-й ребенок. У меня зеленый зонт.

4-й ребенок. У меня желтый зонт.

Логопед. У вас очень красивые разноцветные зонты.

4. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Логопед совместно с детьми выполняет уже знакомое упражнение, выразительно и эмоционально произнося стихотворение.

5. Упражнение «Осенние листочки». [Развитие длительного плавного выдоха.]

Логопед предлагает детям встать около стульчиков.

Логопед. Встаньте прямо, положите листочки на ладонь, поднесите ладонь к губам, немного отодвиньте ее от лица. Сейчас вы будете дуть на листочки, чтобы они закружились и воздухе. Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек.

Упражнение выполняется три-четыре раза по команде логопеда. Логопед следит за тем, чтобы дети не надували щеки и не поднимали плечи.

6.Подвижное упражнение «Автобус». (Развитие общей моторики)

Логопед совместно с детьми выполняет уже отработанные движения под логоритмику Железновой «Автобус».

7. Игра «Один - много».

8. Знакомство со звуком [у], буквой У.

Логопед. Ребята, мы с вами уже говорили о том, что осенью происходят изменения не только в природе, но и в жизни птиц. Птицам не хватает корма, и поэтому они улетают в теплые края. Попробуйте отгадать, о какой птице говорится в загадке.

Под дождём она гуляет,

Щипать травку обожает,

Кря кричит, Всё это шутка,

Ну конечно это – (утка).

Правильно, вы угадали, это – утка. А какой первый звук мы слышим в слове утка (Логопед выделяет голосом звук [у]).

Артикуляция звука [у]:

Губы трубочкой; зубы не смыкаются, закрыты губами. Дети произносят звук у хором и по одному.

Характеристика звука.

Знакомство с буквой у.

Показ буквы.

9. Презентация буква У.

10. Выкладывание буквы из палочек.

«Из скольких элементов состоит буква?»

11. Работа в тетради.

Прорисовывание буквы в воздухе. Печатание буквы.

12. Упражнение «Топни-хлопни». [Развитие речевого слуха: различение на слух длинных и коротких слов.]

Логопед предлагает детям встать в круг.

Логопед. Сейчас я буду произносить разные звуки. Если вы услышите звук [у], то хлопните в ладоши. Если услышите другой звук, то топните ногой.

Логопед произносит звуки: а-о-у-и-а-э-у-а-и-о-у...

13. Итог занятия.

Логопед. Отлично! Вы были очень внимательными. А теперь возвратитесь к столу. Садитесь.

5. Игра «Подбери признаки». [Развитие мышления, памяти, диалогической речи.]

Логопед раскладывает на столе небольшие предметные картинки: зонт, резиновые сапоги, лыжи, спасательный круг, красный кленовый лист, снежинку. На мольберт выставляется сюжетная картина с изображением осеннего пейзажа.

Логопед. Посмотрите на большую картину. Какое время года изображено на ней? Почему вы так думаете?

1-й р е б е н о к. Осень.

2-й ребенок. Идет дождь.

3-й ребенок. Улетают птицы.

4-й ребенок. Опадают листья.

Логопед. Молодцы! Вы хорошо рассказали об осени. А сейчас посмотрите на маленькие картинки. Что вы видите на них?

Дети. Резиновые сапоги, снежинку, лыжи, лист клена, спасательный круг, корзинку, зонт.

Логопед. Правильно. Выберите только те картинки, которые имеют отношение к осени, и прикрепите их вокруг большой осенней картины.

Дети выполняют задание. Если речевые возможности детей позволяют, логопед может предложить им объяснить, почему выбрана данная картинка.

Логопед. Попробуйте объяснить, почему вы выбрали эти картинки.

1-й ребенок. Осенью листья клена красные.

2-й ребенок. Осенью много грибов. Нужна корзинка.

3-й ребенок. Осенью много луж. Нужны резиновые сапоги.

4-й ребенок. Осенью идет дождь. Нужен зонт.

Логопед. Задание выполнено, и вы можете отдохнуть. Выходите на ковер.

Дети выходят на ковер.

6. Игра «Один - много». [Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа существительных). Развитие ловкости.]

Логопед. Давайте поиграем в мяч. Я бросаю мяч и называю одно дерево, а вы ловите мяч, бросаете его мне и называете много деревьев. Например: дуб - дубы.

7. Упражнение «Листья». (Повторение, см. с. 22.) [Развитие общей моторики, координации речи с движением.]

8. Общая артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики.]

Логопед предлагает сделать уже знакомые детям упражнения: «Откройротик», «Улыбка», «Трубочка», «Лопата». В качестве зрительной опоры используются игрушки - лисенок, волк, слон, щенок.

9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед убирает игрушки.

Логопед. Наше занятие заканчивается. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались.

Дети. Мы занимались у зеркала, играли в мяч, учились слушать длинные и короткие слова.

Логопед. Вы очень хорошо выполняли мои задания.


Планирование подгрупповой логопедической работы

В подготовительной к школе группе для детей с ОНР

по лексической теме «Деревья».

1. Лексико-грамматические упражнения.

а). Активизация словаря. Развитие слухового внимания и памяти.

В тени деревьев так приятно:

Удобно, зелено, прохладно.

Деревья мы благодарим,

О них сегодня говорим.

Игра «Запомни больше». Дети повторяют за логопедом ряд слов –

названий деревьев по основным видам: лиственные, хвойные, плодово-

ягодные. Например: вишня, сосна, тополь. Вишня, сосна, тополь, ясень.

Словесный ряд постепенно увеличивается.

б). Обогащение словаря. Развитие воображения, моторики.

Вспоминай, рисуй, воображай:

Часть дерева друзья ты загадай

Игра «Воздушные рисунки». Одному из детей предлагается изобразить

пальцем в воздухе ствол, веточку, листик (то есть любую часть дерева.)

Остальные дети отгадывают изображенную часть дерева.

в). Словоизменение: Творительный падеж множественного числа

существительных. Согласование существительных с прилагательными

в числе и в падеже.

Букет осенний ярок.

Он осени подарок

Игра «Собери букет». Детям предлагается собрать листья деревьев

из цветной бумаги (либо гербарий). По ходу действия каждого спрашивают:

За какими листьями ты пошёл? (Я пошёл за дубовыми листьями.)

г). Работа над фразой. Сложносочиненное предложение с союзом А.

Сравним мы дерева с кустом:

Различия мы в них найдем!

Например: Дерево высокое, а куст низкий.

д). Работа над семантическим значением слова.

Люди по лисам гуляют…

РАЗНЫЕ леса бывают!

Запомним, как их называют.

Игра «Объяснялки». Детям предлагают объяснить понятия: березовая

роща, сосновый бор, дубрава, ельник, яблоневый сад, липовая аллея.

2. Общие речевые навыки. Работа над слоговой структурой слова

а). Проговаривание скороговорки:

Дуб дубовистый, широко зеленистый.

б). Воспроизведение ритмов деревянными ложками.

По тропинке осторожно

скакать по - разному нам можно.

Дети слушают с закрытыми глазами предложенную серию ритмов.

(Если сложно – с открытыми). Повторяют, воспроизводя сильные (/) и

слабые (-) удары: /-, //-, ///-; /-, //-, -///.

в). Тренировка длительного речевого выдоха.

А потом и отдыхать.

Вдыхать и долго выдыхать.

Дети делают вдох и на одном выдохе произносят фразу, с каждым

последующим выдохом ее увеличивая. Например: «Вот какая сосна», «Вот какая высокая сосна», «Вот какая высокая, красивая сосна».

г). Работа над интонацией.

Коль понравилось – скажи,

Настроение покажи.

Детям раздаются пиктограммы, с учетом которых произносится фраза-

отношение к прогулке. Например: Я очень хорошо отдохнула.

(Пиктограмма «радость»). Я сильно устал. (Пиктограмма «грусть»).

Если дети затрудняются сами подобрать текст для отображения их

пиктограммы, то фразы составляет взрослый (или «сильный» ребенок),

а «хозяин» пиктограммы повторяет.

3. Фонетико – фонематические процессы. Грамота.

Моторика. Психические процессы.

а) Развитие зрительного внимания, мелкой моторики рук.

Закрепление графического образа букв.

Буквы с листьями играли,

силуэт запоминали.

Детям раздаются контуры листьев (внутренний контур) и предлагается на листе

с буквами: буквы А «спрятать» в дубовые листья, буквы У – в кленовые листья.

б). Упражнение в звуковом анализе слов. Развитие слуховой памяти на линейный

ряд.

Мы с буквами тоже умеем играть.

Давайте к схемам словам подбирать.

Д/и «Угадай порядок гласных».

Детям предлагается соединить чертой рисунки с подходящей названием картинок

схемой. На схеме написаны только гласные. Например, А_____У, У_______А.

К первой схеме подходят картинки: парус, фартук, арбуз, страус, кактус.

Ко второй схеме: буква, сумка, шуба, ручка, булка и другие.

в). Развитие тактильной памяти, мелкой моторике.

Чудесные мешочки в ряд

Уже готовы для ребят.

В любой рукою заберись,

С чем он - скорей определись!

Дети выкладывают заданные буквы из того материала, который окажется

у них в мешочке. Например: Из семян, из крышечек от сока из пуговиц.

г). Развитие ориентации на листе. Цветовая дифференциация.

Дифференциация букв.

Приз деревья дарят нам.

А какой? Ответ не дам.

На столе разложены буквы из цветной бумаги. На них «подарки» плодово -

ягодных деревьев. (Муляжи фруктов и ягод). Варианты заданий: Собрать

мандарины. На каких буквах они были? Или: Собери плоды с фиолетовых букв.

(Назвать эти буквы и эти плоды). Или: Возьми плод с буквы в верхнем правом

углу. Какая это буква? Какой плод? И т. д.

д). Выделение первого звука в слове. Профилактика дисграфии. Развитие

мелкой моторики рук.

С деревцами поиграйте,

Первый звук вы угадайте,

Буковкой обозначайте.

Запись букв пальцами на манном «поле».

е). Развитие внимания, переключаемости.

Будь внимательным, мой друг!

Встаем в большой и ровный круг.

Растения ты различай,

Второе слово подбирай.

Словесная игра «Подбери слово». Например: Сирень - куст, дуб - ….(дерево).

4. Связная речь.

а). Составление рассказа по сюжету.

В лес с собакой мы пойдем,

Что в лесочке мы найдем?

Сюжет «Случай в лесу» из книги Т.А. Ткаченко «Если дошкольник плохо

говорит»). Более сложный вариант – составление рассказа по этому сюжету, но

от имени девочки.

б). Составление предложений по опорным словам и объединение их по цепочке

в рассказ.

Деревья растут не только в лесу:

В саду и на даче их тоже найду.

Сюжет «На даче» из пособия Т. А. Ткаченко «Рассказывание по картинам

с проблемным содержанием».

Литература.

1. Османова Г. А, Позднякова Л.А. «Игры и упражнения для развития у детей общих

речевых навыков». (6 – 7 лет). С – Пет. «КАРО» 2007.

2. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям».

(Для преодоления нарушения лексико- грамматического недоразвития речи у дошкольников

с ОНР.). С – Пет. «ДЕТСТВО –ПРЕСС». 2003г.

3. Ткаченко Т.А. «Если дошкольник плохо говорит». С.-Пет. «ДЕТСТВО – ПРЕСС».1999г.

4. Ткаченко Т.А. «Рассказывание по картинам с проблемным содержанием». С. – Пет.

«ДЕТСТВО – ПРЕСС». 2001г.

Новое на сайте

>

Самое популярное