Домой Болезни и вредители Логопедическое занятие тема зима. Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и графомоторных навыков у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи и нарушением опорно-двигательного аппаратаЛексическая тема: «

Логопедическое занятие тема зима. Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и графомоторных навыков у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи и нарушением опорно-двигательного аппаратаЛексическая тема: «

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 комбинированного вида поселка Уразово Валуйского района Белгородской области

Тема: Автоматизация произношения звука (С), в слогах, словах и предложениях.

Лексическая тема: «Зима».

Учитель-логопед:

Комаристпя Н.В.

2016

Группа компенсирующей направленности

Старшая группа

Цель: Закрепление правильного произношения звука (С), в слогах, словах и предложениях.

Развивающие: Развивать речь, мышление детей, обогащать активный

словарь, развивать связную диалогическую и монологическую речь, формировать звуковой анализ, как предпосылки обучения грамоте. Формировать и развивать умение участвовать в совместной игре, владеть речью как средством общения и культуры.

Образовательные: Закрепить знания о механизме образования звука, его акустических особенностях, формировать умение строить связное высказывание при анализе звука, закрепление словаря по теме «Зима», формировать окончания существительных в косвенных падежах.

Воспитательные: Воспитывать умение детей общаться друг с другом в игре, развивать творческую активность.

Взаимодополнение образовательных областей: Социально - коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Культурные практики: совместная игра, общение и взаимодействие ребенка с взрослым и сверстниками.

Методические приемы: показ, вопросы, сравнения, речевые и дидактические игры, художественное слово, поощрение.

Предварительная работа: Артикуляционная гимнастика для постановки звука (С). Упражнения в произношении звука (С) в слогах, словах, во фразах, предложениях, чисто - говорках, стихотворениях, загадках.

Оборудование: Индивидуальные зеркала; Демонстрационная карточка буква (С); Касса букв; тетради; цветные карандаши; звуковые символы (фишки); предметные картинки (Снег, снежинка, сосулька, санки, снегопад, снегоход, самокат, самолет, пылесос, мясорубка, соковарка); сюжетная картинка «Зима, снеговик, Дед Мороз, Снегурочка); конверты с снеговиками; логопедические матрасы, шары (пластмассовые), дерево, дуги, домик.

Список литературы: «Веселая артикуляционная гимнастика». Н.В. Нищева, «Детство-Пресс». «Развитие звуковой культуры речи у дошкольников» О.А. Новиковская Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2002. «Упражнения для развития речи». Л.Г. Парамонова, Дельта Санкт-Петербург 1999. «Формирование звукопроизношения у дошкольников. Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова «С» 1993. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет». Е.В. Колесникова Москва 2000. «Ступеньки к школе» Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Е.В. Кузнецова. И.А. Тихонова Москва 1999.

«Формирование мелкой моторики рук, игры и упражнения». С.Е. Большакова Москва 2005. «Игры в логопедической работе с детьми» (пособие для логопедов). В.И. Селеверстова Москва «Просвещение» 1979. «Учите детей отгадывать загадки». Ю.Г. Илларионова Москва «Просвещение» 1985.

«Читаем детям». З.Г. Сахипова, А.Ш. Асадулин, С.Г. Сулейманова Ленинград «Просвещение» Ленинградское отделение 1987. «Большой букварь» (в играх, сказках, стихотворениях, загадках). Л.П. Савина, Т.В. Крылова Москва 1999. «Учите играя». (Игры и упражнения со звучащим словом). А.И. Максаков, Г.А. Тумакова Москва «Просвещение» 1983.

Разработки сайтов.

1. организационный момент.

Артикуляционная гимнастика:

Если в сказку всем сердцем поверить,

В мир волшебный раскроются двери! (приоткрыть рот «Птенчик»)

Вы туда без труда попадете, (удерживать широкий расслабленный язык на

На волшебном ковре - самолете, нижней губе на счет от 1 до 10 «Лопатка»)

На летучем большом корабле, (поднять боковые края и кончик языка

«Чашечка»)

Или с Бабой-Ягой на метле, (кончик узкого языка ритмично движется

Вправо – влево «Часики»)

На плоту по молочной реке, (широкий расслабленный язычок «Лопатка»)

И верхом на Коньке – Горбунке, (поцокать языком «Лошадка»)

Можно в сказку влететь на Жар-птице, (широкий язык движется вверх – вниз

«Качели»)

Можно на Колобке закатиться, (круговые движения кончиком языка по

губам «Вкусное варенье»)

Можно въехать, как слон на Еже (пожевать язычок, слегка прикусывая)

Ой! Мы кажется в сказке уже….

Приложение №1

Логопед: - Вот мы и попали в «Белую сказку». Здесь все волшебное. Волшебный белый снег, совсем не холодный, но вдруг, во всем этом волшебстве мы почувствовали что замерзли и съежились. (Съежиться).

Давайте погреемся и слепим снеговика.

2. Снеговик. (Воспитание, координации слова с движением, плавной, напевной речи).

Сегодня из снежного мокрого - кома (идут по кругу наклонившись: катят перед

Собой воображаемый ком)

Мы Снежную Бабу лепили у дома (ставить воображаемый ком друг на друга )

Стоит эта Баба у самых – ворот, (разглаживая руками снег на бабе)

Никто не проедет! Никто не пройдет! (грозят пальцем правой руки, потом левой)

Знакома она уже всей детворе, а

Жучка все лает: «Чужой во дворе». («Лопатка»)

Приложение №2

3. Сообщение темы занятия.

Логопед: Вы узнаете, какие звуки мы будем изучать, если отгадаете эти загадки. Эти звуки есть в отгадках:

Одеяло белое не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось? (Снег)

С неба звезды падают на поля,

Пусть под ним скроется черная земля,

Много - много звездочек, тонких, как стекло,

Звездочки холодные, а земле тепло? (Снежинки)

Белая морковка зимой растет,

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою,

Но солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет? (Сосулька)

Кто скатится к нам без смеха,

Бала сделана из снега.

С Дед Морозом в Новый год,

Дружно водит хоровод?

(Снегурочка)

Логопед выставляет на панно картинки отгаданные загадки детьми.

Приложение №3

Логопед: Какой звук слышится в начале слова в отгадках?

Ответы детей.

4. Тема: Звук (С). Буква С. «Зима».

Характеристика звука (С) по артикуляционным и акустическим признакам.

* не поется - согласный

* губы в улыбке, зубы видны, зубы не совсем сомкнуты, остается щелочка

* язык широкий, спокойно лежит внизу за нижними зубами.

Логопед выставляет на доску демонстрационную карточку с буквой С.

5. Произнесение звука (С) в слогах, словах.

Определение позиция звука (С). Выкладывание цветного символа звука в нужное окошко звукового домика.

Логопед: Санки, снежинки, сугробы, лиса, колос, насос, пылесос.

а) Какой звук слышится в этих словах? (твердый согласный звук (С).

б) Печатание буквы (С) у доски, в тетрадях. Прорисовывание в воздухе.

в) Работа с кассой букв.

г) Печатание слогов СА; СО; СУ; СЫ.

д) Печатание слов: Сад, сок, сук, сыр.

е) Который звук по счету (1,2, или какой?)

ж) Разделите слова на слоги (сугробы, лиса, санки, насос, пылесос).

з) В котором слове находится звук?

Приложение №4

Игра: «Поймай звук » (Дети хлопком ловят звук (С)).

Игра: «Наоборот» АС-СА; ОС-СО; УС-СУ; ЫС-СЫ; ЭС-СЭ.

Я « бросаю» вам звуки, а вы мне «возвратите» слоги. С - А - СА; С-

О – СО; С – У – СУ; С – Ы – СЫ; С – Э – СЭ.

Игра: «Запомни, повтори»

Сом, маска, лиса, бабочка (менять порядок слов).

Игра: «Назови ласково»

Санки - саночки.

Сугробы - сугробики.

Снег – снежок, снежочек.

Снежинка - снежиночка.

Сосна - сосенка.

Снегирь - снегирёк.

Сосулька - сосулечка.

6. Подбор родственных слов (Словообразование)

Логопед: Назовите слова, похожие на слово СНЕГ

Ответы детей (снегири, снежок, снежинки, снежки, снеговик).

Логопед: (логопед выставляет на панно картинки)

Я вам скажу два слова, а вы из них составите одно слово.

Снег падает – снегопад;

Ходит по снегу - снегоход;

Сам катится – самокат;

Сам летит – самолет;

Пыль сосет – пылесос;

Мясо рубит – мясорубка;

Сок варит - соковарка.

Приложение №5

7. Физкультминутка.

Логопед: - Вы хотите сходить в гости к Деду Морозу?

А вот и он, ему очень хочется с вами поиграть:

Дед Мороз:

Разыграйтесь метели

Гнитесь ниже сосны, ели,

Все, что есть в моем лесу

Все засыплю, занесу.

Мы ему ответили:

Не боимся мы пороши,

Любим снег - хлопок в ладоши,

Руки в стороны, по швам,

Хватит снега нам и вам!

Мы теперь метатели - бьем по неприятелю!

Размахнись рукой - бросок!

Прямо в цель летит снежок (метание шаров в цель. «дерево»)

Приложение №6

8. В гости к Снегурочке . Развитие мышления, зрительного внимания, мелкой моторики.

Пройти по дорожке (руки - ноги- дуги) до домика, в домике найти следующее задание которое приготовила Снегурочка.

Приложение №7

Дети находят в домике – конверты, в которых находятся вырезанные из бумаги детали: 3 белых круга; красная морковь; желтое ведро; коричневая метла; 2 черных кружочка (глазки).

А теперь каждый из вас слепит свою маленькую бабу. Проведем соревнование «Кто быстрее?» Молодцы!!! Быстро справились с заданием, самым быстрым сегодня был….

9. Обучение умению отличать белый цвет от других цветов, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Снегурочка : - Какого цвета ваши снежные бабы?

Дети: - Снежные бабы белые.

Снегурочка: - Какие ведра у них на головах?

Дети : - Желтые ведра.

Снегурочка :- Какой у снежной бабы нос?

Дети : - Красные носы.

Снегурочка : - Какие у них глаза?

Дети: - Черные глаза

Снегурочка : - Какие у них метла?

Дети: - Желтые.

Снегурочка: - Вы хорошо потрудились ребята, слепили снеговиков, рассказали мне про них, а сейчас немного отдохнем.

Приложение №8

10. Регуляция мышечного тонуса. Релаксация.

Снегурочка: Снег в нашей сказке не холодный, поэтому нам на нем можно полежать, как на перине. Ложитесь на спинки, руки свободно положите вдоль тела ладошками вверх, ножки расслабьте, закройте глазки и послушайте волшебное стихотворение.

Утром кот принес на лапах,

Белый снег, белый снег.

Он кружится, легкий новый,

У ребят над головой,

Он успел платок пуховый, расстелить на мостовой.

Он улегся вдоль забора,

Прикорнул на фонаре,

Значит, скоро, очень скоро

Полетят салазки с гор;

Значит, снова можно будет строить крепость во дворе.

11. Итог занятия. Поощрение детей.


Конспект занятия по теме:

«Зима. Звук С в закрытых слогах и в конце слова».

Подгрупповое интегрированное логопедическое занятие

(коррекция звукопроизношения и развитие речи)

для дошкольников старшего возраста.

Цели:

  • автоматизировать звук С в закрытых слогах и в конце слова.
  • формировать умение строить сложносочиненные предложения с противительным союзом А.

Задачи:

коррекционно- развивающие:

  • корригировать произношение;
  • корригировать и развивать связную речь, умение строить сложносочиненные предложения с противительным союзом А;
  • корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
  • корригировать и развивать слуховое восприятие;
  • корригировать речевое дыхание;
  • корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук;
  • развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
  • развивать внимание, память, логическое мышление;
  • корригировать и развивать личностные качества, эмоционально- волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).

образовательные:

  • уточнить и расширить словарь по теме «Зима»;
  • систематизировать и обобщить знания по теме «Зима»;
  • познакомить с буквой С, соотнести звук «с» с буквой;
  • формировать начальные навыки чтения.

воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям;
  • воспитывать самостоятельность;
  • воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям,

трудолюбие).

здоровьезберегающие:

  • планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей;
  • соблюдать правильную посадку детей;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата;
  • соблюдать режим охраны зрения;
  • чередовать статические и динамические задания.

Оборудование:

Сюжетные и предметные картинки для артикуляционной гимнастики,сюжетные картинки «Зимой в лесу» и « Летом в лесу», предметные картинки «Дикие животные нашего леса», сюжетные картинки на тему:«Зимние забавы детей», ватные снежки, картинки «заяц» и «белка», указка, таблица для зрительной гимнастики, деревянные бусины, предметные картинки из пособия Каше Г.А., кассета с записью музыки П.И.Чайковского «Времена года», магнитофон, снежинки из серебристой бумаги.

Ход занятия.

Этапы

занятия

Виды работы на этапе

Деятельность педагога

Деятельность ребенка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

Оргмомент.

Педагог загадывает загадки о зиме.

Дети отгадывают.

Организовать детей,

настроить на занятие. Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

ll.1

Проверка домашнего задания.

Педагог проверяет домашнее задание по теме: «Автоматизация звука С в конце слова». Просит детей признести слова со звуком С в конце слова. За каждое правильно произнесенное слово логопед ставит мини-печать в тетрадь ответившему ребенку.

Дети произносят слова.

Выяснить, насколько скорригировано произношение звука С в позиции на конце слов

ll.2

Актуализация знаний.

Д/ и «Скажи наоборот».

Игра «Отгадайте, где мы сегодня побываем?».

Использование магнитофонной записи П.И.Чайковского «Зима».

Логопед предлагает детям поиграть в игру- называть слова, противоположные по значению.

Педагог предлагает детям совершить прогулку в зимний лес. Рассказывает, что прогулка будет в нашем воображении.Выясняет впечатления о музыке.

Дети подбирают слова- антонимы.

Жарко-холодно;

пушистый- гладкий;

зимний- летний и т.п.

Дети слушают произведение.

Рассказывают, что представили.

Актуализировать знания,

подготовить к восприятию нового материала.

Актуализировать знания по теме занятия.

ll.3

Изучение нового материала.

Сообщение темы занятия.

Дыхательное

Упражнение: «Снегопад».

Д/и «Найди отличия».

Д/и « Зимние

забавы».

Педагог сообщает детям, что сегодня на занятии они отправятся на прогулку в зимний лес,где будут продолжать учиться правильно произносить звук С и красиво говорить. Спрашивает,помнят ли дети основные признаки зимы.

С помощью наводящих вопросов выясняет,что им напомнила музыка.Просит отвечать на вопрос полным предложением.

Педагог предлагает изобразить «снегопад»- сдуть снежинку с ладошки, контролируя правильность выдоха.

Логопед предлагает детям посмотреть на картинки животных (выставляет их на доску попарно), найти отличия и рассказать о них полным предложением, используя маленькое слово А.

Логопед предлагает детям доставать по две картинки из волшебной шкатулки и рассказывать, что делают дети одним предложением с маленьким словом А.

Дети показывают как умеют правильно произносить звук С.

Дети вспоминают основные признаки зимы.

Дети отвечают, что им помогла вспомнить музыка, которую они слушали(снегопад, метель, вьюгу и пр.).

Дети выполняют упражнение.

Дети составляют предложения по картинкам.

Медведь большой, а мышка маленькая.

У зайца длинные уши, а у медведя короткие.

Белочка прыгает по деревьям а зайчик скачет по земле.

Заяц белый,а волк серый.И т.п.

Дети рассказывают.

Девочка катается на коньках,а мальчик лепит снеговика. И т. п.

Определить уровень осведомленности детей о правильном произношении звука С.

Формировать навык ответа на вопрос полным предложением.

Формировать правильный выдох.

Формировать умение строить предложения с противительным союзом А.

Формировать умение строить предложения с противительным союзом А

ll.4

Закрепление изученного материала.

Д/ и «Как заяц и белка приготовились к зиме».

Динамическая пауза.

Пальчиковая гимнастика «Зайчик».

Динамическая пауза «Поиграем с белочкой».

Речедвигательная ритмика.

Автоматизация произношения звука С в конце слова.

Знакомство с буквой С.Чтение обратных слогов.

Зрительная гимнастика

«Снежок».

Логопед сообщает, что в лесу под елочкой спрятался заяц и демонстрирует картинку. Просит детей рассказать,как заяц готовится к зиме.

Педагог рассказывает, что на елке притаилась белка.

Просит детей рассказать, как белка приготовилась к зиме.

Логопед предлагает детям выполнить упражнение пальчиковой гимнастики.

Логопед предлагает детям выполнить движения со звуками и слогами. Отрабатывается изолированное произношение звуков А,О,У,Ы,С; слогов АС,ОС,УС,ЫС.

Логопед предлагает помочь белочке нанизывать грибы на веревочку. Правильно произнесешь слово со звуком С- и нанизываешь грибочек.

Логопед демонстрирует детям куклу Снегурочку и сообщает, что ее имя начинается на букву,

которая обозначает звук занятия. Это буква С.

Затем предлагает детям произнести слоги с данной буквой, вписанные в снежинки (на доске).

Логопед просит детей проследить взглядом за указкой - « летит снежок».

Дети вспоминают, как заяц готовился к зиме. Поменял серую шубку на белую.

Летом у зайчика шубка серая, а зимой белая

Дети вспоминают, как белочка готовилась к зиме.Заготовила припасы,поменяла шубку на серую.

Дети выполняют упражнение.

Дети выполняют упражнения вместе с педагогом.

Дети повторяют слова за логопедом (нос, ананас, пылесос, мыс, квас..) и нанизывают на шнурок деревянные бусинки- «грибочки».

Дети знакомятся с буквой С, затем читают слоги АС, ОС,УС,ЫС.

Дети следят за указкой логопеда, описывая взглядом различные фигуры.

Обогащать словарь по теме занятия.

Закреплять навык ответа полным предложением.

Развивать мелкую моторику.

Закрепить правильное происношение звука С в обратных слогах.

Развивать фонематическое восприятие, общую моторику, координацию речи с движением.

Закрепить правильное произношение звука С в позиции на конце слова.

Развивать мелкую моторику.

Учить соотносить звук с буквой. Формировать навык чтения.

Закреплять правильное произношение звука в

процессе чтения.

Соблюдать режим охраны зрения.

Д/и « Закончи предложение».

Логопед предлагает детям закончить услышанное предложение, а затем повторить его полностью

(Зимой бывает снегопад,а осенью...

Зимой снег падает, а весной..

Зимой лес спит, а весной...

Зимой бывает холодно,а летом..

Зимой деревья белые, а осенью...

Зимой зайчик белый, а

летом серый. И т.п.).

Дети заканчивают предложение, а затем повторяют его полностью.

Закрепить навык составления сложного предложения со значением противопоставления.

ll.5

Контроль знаний и умений.

Д/и «Подбери картинку».

Д/и «Зимой-летом».

Педагог просит детей помочь Снегурочке найти картинки со словами, в названии которых есть звук С и правильно их назвать.

Логопед предлагает детям по картинкам «Зимой в лесу» и «Летом в лесу» найти различия в природе, поведении и окраске животных, играх детей, зимой и летом и рассказать об этом полным предложением.

Дети выбирают картинки, в названии которых есть звук С и называют их.

Дети по цепочке придумывают предложения с опорой на картинки, используя

противительный союз А.

Зимой на земле лежит снег, а летом растет трава.

Зимой бывает холодно, а летом жарко.

Зимой дети катаются на коньках, а летом на роликах. И т.п.

Проверить навык сформированности правильного произношения звука С в позиции на конце слова.

Проверить навык составления сложносочиненного предложения с противительным союзом А.

lll.1

Итог занятия.

Оценка деятельности детей.

Педагог предлагает детям вспомнить, куда их перенесла прослушанная музыка, какие задания помогла им выполнить?

Какой звук они учились поизносить сегодня?

Педагог оценивает работу детей и дарит каждому снежинку.

Дети делятся своими музыкальными впечатлениями от прослушанной музыки.

Повторяют признаки зимы.

Называют звук, уточняют правильную артикуляцию.

Обобщить тему занятия; развивать внимание, память.

lll/2

Домашнее задание.

Педагог предлагает детям домашнее задание по пройденной теме.

Дети получают домашнее задание.

Закрепить пройденную тему во время домашних занятий.


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ,
ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА г. ЧЕРЕМХОВО»

Индивидуальное занятие по теме

«Текст «Зима» (2 занятие).

Автоматизация звука [С] в слогах,

словах, предложениях.»

Выполнила:

О. Х. Акбулатова

учитель слуховой работы

ГОКУ «СКШИ г. Черемхово»

Форма обучения- дистанционная

Научный руководитель:

доцент О. Ю. Пискун

Индивидуальное занятие по теме «Текст «Зима» (2 занятие). Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях.»

Тема : Текст « Зима»(2 занятие). Автоматизация звука [С]

Ученица : Попова Юля, 7 лет, КИ в 5 лет.

Задачи : тренировать в различении и опознавании речевого материала по теме «Зима», слов, словосочетаний и предложений из текста; формировать произносительные умения и навыки; продолжать работу над речевым дыханием, слитностью и плавностью речи; формировать умения выделять в словах ударение, соблюдать нормы орфоэпии; учить отвечать на вопросы по содержанию рассказа; развивать умение понимать обращенную речь; обогащать словарный запас; формировать самоконтроль за речью; воспитывать интерес к учебе.

Оборудование : презентация, рассыпной текст, таблички, картинки предметные и сюжетные, комплекс гимнастики на речевое дыхание, комплекс артикуляционной гимнастики

ХОД:

I Орг. момент

Учитель : Вот и солнышко проснулось

Нашей Юле улыбнулось.

Какое у тебя настроение?

Ребенок : У меня хорошее настроение.

Учитель : Здравствуй, Юля.

Ребенок : Добры день.

Учитель : Как ты меня слышишь?

Ребенок : Я слышу хорошо.

Учитель : Будем заниматься?

Ребенок : Да, будем заниматься.

Учитель : Отгадай загадку.

Ветер дует, снег идет

Наступает Новый год.

Ребенок : Это зима.

Учитель : Какая погода зимой?

Ребенок : Зимой холодно, дует ветер, идет снег.

II Гимнастика

Учитель : Будем делать гимнастику.

1. Гимнастика на речевое дыхание.

«Ветерок» На улице холодно,

Подул сильный ветер.

«Снегопад» Пошел сильный снег,

В воздухе закружились снежинки.

«Смелый лыжник» Мальчик пошел кататься на лыжах.

«Снегурочка» В гости к ребятам пришла Снегурочка,

Снегурочка поет песни:

А_______, О________, У_________, Э________, И________.

2. Артикуляционная гимнастика.

«Окошко» Выглянуло солнышко.

«Заборчик» Подул холодный ветер,

Стало холодно.

«Качели» Пошел снежок,

Ребята побежали играть в снежки.

«Чистим зубки» Дворники убирают снег.

«Горка» Малыши катаются на горке.

«Иголочка» Снова выглянуло солнышко,

На крышах появились сосульки.

III Работа над произношением.

Учитель : Будем правильно говорить звук С,

Помоги снежинкам долететь до Снегурочки

С_______________.

1. Работа с карточкой.

Учитель : Что это? (сосулька)

СО СО сосулька

СУ СУ сосулька

СИ СИ висит

Учитель : Послушай и повтори: На крыше висит сосулька.

2. Игра «Угадай-ка».

Учитель : Что это? (снежинка, снежки, снеговик)

3. Игра «Что это?».

Учитель : Я буду называть слова и предложения со звуком С. Ты должна найти картинку и повторить, что я сказала

Снег

Санки

Сосулька

Снежки

Снежинка

Снеговик

Ребята играют в снежки.

Дети лепят снеговика.

Девочки катаются на санках.

На крыше висит сосулька.

4 Игра «Песенки»

Учитель : Послушай и повтори за мной:

А а А_________ а__________

у У__________ у________ У

С С______________

САСАСАСАСА СА____________

са__________ сасасаса

САсаса саСАса сасаСА

Физминутка

Пришла зима,

Принесла мороз.

Пришла зима,

Замерзает нос.

Снег.

Сугробы.

Гололед.

Все на улицу – вперед.

Теплые штаны наденем

Шапку, шубу, валенки.

Руки в варежках согреем

И завяжем шарфики.

IV Развитие слухового восприятия

1. Игра «Художники»

Учитель: Собери картинку.

Какое время года?

Ребенок: На рисунке зима.

Учитель: Назови зимние месяцы.

Ребенок: Декабрь, январь, февраль – это зимние месяцы.

Учитель: Дополни: Зима (какая?) …….

Ребенок: Холодная, снежная, морозная, ветреная, красивая.

Учитель: Повтори: Наступила холодная снежная зима.

2 Дополни предложения.

Учитель: Дополни предложения:

Мальчик катается ….. (на санках.)

Ребята играют …….. (в снежки.)

Дети лепят ………(снеговика.)

Девочки катаются ……(на коньках.)

3. Работа в тетради.

Учитель: Обведи рисунок по точкам. Что получилось?

Ребенок: Это снеговик.

4. Работа над рассказом «Зима». (Пришла холодная зима. Идёт пушистый снег, дует ветер. Мальчики взяли санки. Они катаются на санках с горки. Старшие ребята лепят снеговика. Девочки катаются на коньках. Детям весело.)

Учитель: Какой будем читать рассказ?

Ребенок: Будем читать рассказ «Зима».

Учитель: Составь рассказ из табличек.

Ребенок: Я составила рассказ.

Учитель: Будем отвечать на вопросы:

Вопросы:

1 Какое время года наступило?

2 Опиши, какая погода зимой.

3 Чем занимаются мальчики на улице?

4 Кто лепит снеговика?

6 Что делают девочки?

7 Чем ты любишь заниматься зимой на улице?

5. Игра «Найди ошибку».

Учитель: Я буду говорить предложения. Ты должна найти ошибку в этих предложениях.

Наступила холодная дождливая зима.

Зимой идет пушистый снег, дует холодный ветер.

Летом ребята катаются на санках, на коньках и на лыжах.

Осенью малыши лепят снеговика.

V Итог занятия

Оценка деятельности ребенка.

Конспект логопедического занятия по теме «Зимушка зима».

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.

Коррекционно – образовательная задача: закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима» (зима, снег, снежинка, хлопья, крупка, метель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, сугроб, узор; холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, сильный, голодный", замерзать, покрывать, выпадать, завывать, заметать, кормить, сыпать). Закреплять умения подбирать однородные определения, грамматически правильно строить предложения, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном числе.

Коррекционно – развивающая задача: развитие слухового и зрительного внимания, мышления, речевого дыхания, тонкой и общей моторики, творческого воображения, координации речи с движением, диалогической речи.

Коррекционно – воспитательная задача: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Игрушка Снеговик, письмо, сюжетные картинки по теме «Зима», магнитофон, кассета с записью пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро», индивидуальные цветные листы, белая гуашь, краски, елка, бумажные снежинки.

Предварительная работа . Прогулка в парк, наблюдение за зимними изменениями в природе. Разучивание стихотворений о зиме. Знакомство детей с пословицами и поговорками о зиме. Лепка и украшение снеговика на участке.

воспитывать любовь к поэтическому слову, к природе.

Ход занятия

1. Организационный момент. Звучит аудиозапись «Зимнее утро» . Приходит в гости Снеговик и приносит письмо.

Логопед: Ребята, давайте откроем письмо и прочитаем. В письме загадки.

Сядет тот, кто отгадает мои загадки:

Странная звездочка Что за нелепый человек

С неба упала Пробрался в 21 век?

Мне на ладошку Морковка – нос, в руке – метла,

Легла и пропала. Боится солнца и тепла.

(снежинка) (снеговик)

Художник-невидимка Прозрачен, как стекло,

По городу идет: Да не вставишь его в окно.

Всем щеки нарумянит, (лед)

Всех ущипнет за нос.

(мороз)

Наступили холода, Он летает белой стаей,

Обернулась в лед вода, И сверкает на лету.

Длинноухий зайка серый Он звездой прохладной тает

Обернулся зайкой белым. На ладони и во рту.

Перестал медведь реветь – (снег)

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(зимой)

Логопед. Ребята, какое сейчас время года?

Дети. Зима.

2. Сообщение темы занятия.

Логопед . Как вы думаете, ребята, о чём мы будем говорить на занятии?

Дети. Сегодня на занятии мы будем говорить о зиме.

Логопед. Что лежит кругом?

Дети. Кругом лежит снег.

Логопед. Что на реке?

Дети. На реке лёд.

Логопед. Что на улице? Почему холодно?

Дети. На улице мороз.

3. Мимические упражнения

Выразить свое состояние и настроение в разное время зим мы радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду. Передать гневную интонацию деда Мороза.

Дед Мороз проспал в постели,

Встал, сосульками звеня: -

Где вы, вьюги и метели?

Что не будите меня?

Выразить мимикой, жестами и движением настроение и действия Зимы.

Вот Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю.

А вот сердитая Зима-старуха, заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и т. д.

Упражнения для щек и губ

Снеговики радуются снегу и морозу. Надуть щеки. Веселое выражение глаз.

Грустные снеговики весной. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.

Упражнения для языка

Сосулька. Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести - восьми»).

Санки-ледянки. Сделать язык «чашечкой».

Горка для спуска. Открыть рот, опустить язык за нижние зубы выгнуть спинку языка «горочкой».

Саночки. Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.

Ураганный ветер открывает и закрывает форточку. Рот оп крыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

Вьюга. Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой. Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.) Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Тяжело стону дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.) Стонут березы «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Шумят ели: «Ш-ш-п: ш-hi-hi». Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».

5. Дидактическая игра «Назови как можно больше красивых слов».

Дети отвечают на вопросы: какой, какая?какое?

Погода какая? – снежная, холодная, морозная.

Снег какой? – пушистый, белый, лёгкий, мягкий, серебристый, липкий.

Небо какое? – пасмурное, серое, голубое.

День какой? – морозный, короткий, зимний, холодный.

Ветер какой? – сильный, холодный, колючий.

6. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять».

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указат. и средн. пальч.

Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили, «Крошат» хлеб всеми пальчиками.

С горки мы потом катались, Ведут указ. пальцем по ладони.

А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и др. стор.

Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли. «Едят ложкой» суп.

7. Дидактическая игра «Чем отличаются снеговики?»

Логопед. Что можно слепить из снега?

Дети. Снежную бабу, снеговика.

Логопед. На доске картинки, где нарисованы два снеговика.

Чем отличаются эти снеговики?

Дети называют отличия.

8. Дидактическое упражнение «Закончи предложение».

Мы решили слепить снеговика.

Мы приделали нос-морковку нашему (снеговику).

Мы показали соседям нашего (снеговика).

Мы играли со (снеговиком).

Мы рассказали о (снеговике).

9. Игра «Назови ласково» со снежком.

Пришло время поиграть в снежки. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Снег-снежок Сосулька - сосулечка

Мороз- морозец Дерево- деревце

Ветер- ветерок Горка - горочка

Лёд- ледок, льдинка Санки- саночки

Холод- холодок

Зима- зимушка

10. Физминутка (с опровождение речи с движениями).

« Как на горке снег, снег»

(Поднять руки вверх, на слова «снег», «снег»),

И под горкой – снег, снег,

(Опустить руки вниз.)

И на ёлке – снег, снег.

(Соединить ладони над головой «домиком»)

И под ёлкой – снег, снег.

(Опустить руки вниз.)

11. Дидактическая игра «Волшебные снежинки».

Логопед. Ребята, посмотрите, на елке висят снежинки. Вам нужно каждому выбрать понравившуюся снежинку и посмотреть, сколько на ней точек. Сколько точек, на снежинке, столько и слов будет в вашем предложении.

Логопед предлагает детям выбрать по одной снежинке.

Логопед. Сколько слов будет в предложении?

Дети. Два слова.

Логопед. Составьте предложение из двух слов, используя слово снег.

Дети. Снег идёт.

Логопед : « А у тебя сколько точек?».

Дети. Три точки.

Логопед. А сколько сейчас слов будет в предложении?

Дети. Три слова.

Логопед. Составьте предложение из трёх слов, используя слово снежинка.

Дети придумывают предложение.

Логопед. Сколько сейчас слов будет в предложении?

Дети. В предложении будет четыре слова.

Логопед. Составьте предложение из четырёх слов, используя слово горка.

Дети придумывают предложения.

Дети катаются с горки.

И т.д. меняя слова.

12. Дидактическая игра «Нарисуем и раскрасим снеговика».

Логопед. Детям каждому дают цветные альбомные листы и белую гуашь. Самостоятельно рисуют и раскрашивают своего снеговика.

13. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

О каком времени года мы говорили на занятии?

Дети. Мы говорили о зиме.

Логопед. Что вам понравилось на занятии?

Индивидуальные ответы детей.


Татьяна Идричану
Индивидуальное логопедическое занятие по дифференцировке звуков [С]-[З] «Зимняя прогулка»

План – конспект

Индивидуального логопедического занятия с ребёнком старшей логопедической группы № 2 «Светофорчик» для детей, имеющих общее недоразвитие речи.

Тема : «Зимняя прогулка »

Цель : Дифференциация звонких - глухих согласных звуков (с) - (З) в слогах, словах и в предложениях.

Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие» , «Познавательное развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» , «Физическое развитие» .

Задачи :

1. Продолжать упражнять в правильном произношении звуков (с, (з)

2. Учить дифференцировать звуки (с) - (з) в слогах, словах и предложениях; определять их отличие по звонкости и глухости, используя разные приёмы.

3. Продолжать учить отвечать на вопросы развёрнутыми полными предложениями, образовывать притяжательные прилагательные, подбирать однокоренные слова к существительному.

4. Упражнять в подборе прилагательных к существительному, в правильном употреблении форм родительного падежа имён существительных.

5. Активизировать словарь по лексической теме «Зима. Зимние забавы и развлечения» .

6. Работать над развитием связной речи, общих речевых навыков (четкости, дикции, интонационной выразительности) .

7. Развивать фонематическое восприятие и фонематический слух, зрительное, слуховое внимание, логическое мышление, кратковременную и долговременную память, творческое воображение.

8. Продолжать развивать артикуляцию, мимику, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением.

Материал и оборудование :

Предметные картинки – санки, сумка, сова, заяц, замок, коза; 2 куклы, одетые в зимнюю одежду – зелёный и красный комбинезоны, снежинки, синтепон – «сугроб» , «дорожка» , магнитная доска, магниты красного и зелёного цвета, флэшка с записью музыки П. И. Чайковского «Декабрь» из альбома «Времена года» .

Методы и приёмы :

Практические : - воспроизведение слогов , дополнение предложений, образование притяжательных прилагательных подбор однокоренных слов, подбор прилагательных к существительному, проговаривание скороговорок , дифференцировка звуков (с) (з) в слогах, словах и предложениях;

Наглядные : показ, демонстрация;

Словесные : беседа, загадка, вопросы, словесно-дидактические игры, скороговорки.

Детская деятельность Формы организации совместной деятельности

Игровая д/и «Чудесный сон» , д/и «Снежки» , д/и «Наоборот» ,

д/и «Закончи предложение» , д/и «Кого не

стало»,д/и «Снежный ком» , д/и «Чья снежинка?» ,

д/и «Помоги снежинкам» , д/и «Дружная семейка» ,

д/и

Восприятие художественной литературы Скороговорки про сову и про зайку,

загадка про снеговика.

Продуктивная Воспроизведение слогов , дополнение

предложений, образование притяжательных

прилагательных подбор однокоренных слов,

подбор прилагательных к существительному,

отгадывание загадки, проговаривание

скороговорок, дифференцировка звуков (с)

(з) в слогах, словах и предложениях.

Коммуникативная Развитие умения вести монолог и диалог,

а также решать разные речевые задачи.

Познавательно-исследовательская Зимние игры и забавы , приметы и явления

Музыкально-художественная Запись музыки П. И.

Чайковского «Декабрь» «Зима» из

альбома «Времена года» .

Двигательная Пальчиковая гимнастика «Снежинки» .

Логика образовательной деятельности

№1Орг. момент : «Сегодня к нам

пришли в гости 2 подружки –

Соня и Зоя.

А) Д/и «Чудесный сон»

«Соне приснился зимний сон ,

как будто она подружилась ….

А с кем – отгадай : что за снежный

человек, стоит на горке он с утра,

морковкой – нос, в руке – метла,

боится солнца и тепла?»

«Правильно, она как будто подружилась

со снеговиком, и они вместе играли»

2. Основная часть занятия :

А) «Соня и снеговик весело улыбались

друг другу (упражнение «Улыбка» ,

показывали зубки. У кого белее?

(упражнение «Забор» ). Бегали по снегу

(упражнение «Лопата» , прокладывали

дорожки (упражнение «Желобок» , катались

с ледяной горки (упражнение «Горка» ,

чтобы далеко скатиться с ледяной горки,

ветер должен был быть сильным и

длительным (произносит длительно звук «с» ).

Какой ветер свистел в ушах?»

«Утром Соня вспомнила про свой сон и пригласила Зою на улицу погулять. Вышли девочки во двор, а там снега нападало много. Давай вспомним с тобой пальчиковую гимнастику «Снежинки»

Б) Пальчиковая гимнастика «Снежинки»

«Тихо падают снежинки,

Прямо падают в ладошки.

Есть снежинки больше шишки,

Есть снежинки меньше крошки»

В) «Идут девочки, а снег скрипит под ногами. А девочки каждая напевает свою песенку. Давай вспомним, какая у Сони песенка, а какая у Зои песенка?»

«Правильно, у Сони глухая песенка, потому что голосок спит. А у Зои звонкая : голосок дрожит.»

Г) «Сейчас погуляем по снежной дорожке с Сониной песенкой : со звуком (с, (с, (с… А обратно пойдём с Зоиной песенкой : со звуком (з, (з (з…»

Д) Д/и «Снежки»

«Соня предложила Зое полепить снежки. Каждая должна лепить, напевая свою песенкой – Зоя звонкую - (з, Соня глухую - (с) : са-са-са – за-за-за; со-со-со – зо-зо-зо; су-су-су - зу-зу-зу; сы-сы-сы – зы-зы-зы;

Е) Д/и «Наоборот»

«Зоя предложила Соне поиграть в перестрелку снежками. Каждая должна бросать, напевая свою песенку : ас – аз; ос – оз; ус – уз; ыс – ыз.»

Ё) Д/и «Снежный ком» , «Закончи предложение» .

«Посмотри, как много разных снежинок нападало. Девочки решили скатать большой снежный ком. Давай им поможем. Для этого нужно внимательно слушать мои предложения и заканчивать его той снежинкой, картинка которой подходит по смыслу к этому предложению. Взять её и положить к этому снежному кому.

На суку сидит … (сова) .

Зоя заперла на заборе (замок) .

Соня скатилась с горки на (санках) .

Зоя забыла на газоне (зайца) .

У Сони ананасы в (сумке) .

Зоя загоняет в загон (козу)

Ж) Д/и «Чья снежинка?»

«Ком у девочек получился очень большим, и он не катится. Поэтому они решили разделить его на 2 кома.

В Сонином коме будут снежинки с картинками, в названии которых слышится Сонина песенка : звук (с, под красным магнитом. В Зоином коме – с Зоиной песенкой : звук (з, под зелёным магнитом. Когда будешь брать снежинку, нужно называть, чья картинка на ней : например, это Зоина коза. И положить эту снежинку в Зоин ком»

З) Д/и «Кого не стало?»

«Девочки решили поиграть в игру «Кого не стало?» Посмотри внимательно на Зоины и Сонины картинки и запомни их. Закрой глаза (убираются сова и заяц по очереди)

Открой глаза и скажи, кого не стало?»

И) Рассказывание скороговорок про сову и зайку. «В саду темно, все спят давно.

Одна сова не спит, на суку сидит»

«Зоя – зайкина хозяйка, спит в тазу у Зои зайка. Зайка не спит, Зою зовёт : зайке коза спать не даёт»

Й) Д/и «Помоги снежинкам»

«Подружки идут и любуются красивыми снежинками, которые упали на землю. И вдруг они увидели 2 необычные снежинки. Найди их. Какие они? (грустные, некрасивые) .

Покажи, какие они грустные.

А почему они такие, как ты думаешь? (Они грустные, потому что у них лучиков мало, а ведь снежинки должны быть лучистые, узорные). Девочки решили им помочь. Но чтобы появились лучики, нужно вспомнить «снежные» и «зимние » слова.

К) Д/и «Дружная семейка»

Соня стала придумывать снежные слова, в которых прячется слово – снег (снежок, снежинка, Снегурочка, снеговик) . А Зоя зимние слова , в которых прячется слово – зима (зимушка, зимовать, зимующие, зимний )

(На каждое слово отгибается лучик у снежинки.)

Л) Д/и «Подбери слова – признаки к снежинкам»

«Увидели снежинки, как много у них лучиков стало, и удивились.

Покажи, как они удивились.

А потом весело улыбнулись. Покажи как. Почему они обрадовались? Какими снежинки стали?

3 Заключительная часть :

Подведение итога занятия

«Девочки очень обрадовались, что смогли вместе с тобой помочь снежинкам. Они весёлые и довольные побежали домой.

Кто сегодня приходил к нам в гости?

Какая песенка была у Сони? Назови её.

Какая песенка у Зои? Назови её. Почему и чем они отличаются? Молодец. Правильно!

На этом наша зимняя прогулка закончилась .

Новое на сайте

>

Самое популярное