Домой Болезни и вредители Мудрый царь, демон ночи и чудо-червяк. Лазер из прошлого

Мудрый царь, демон ночи и чудо-червяк. Лазер из прошлого

О библейском царе Соломоне в Древнем мире ходило множество легенд. Все они сходились на том, что в правление мудрого царя наступил мир и процветание между Египтом, Израилем и Месопотамией.

В этот период благоденствия, в 950 году до нашей эры, Соломон приступил к сооружению храма, который впоследствии сделался знаменитейшим по своему великолепию и красоте.

В самом начале строительства царские инженеры столкнулись с непростой задачей: как построить огромное здание, не прикасаясь к камням никакими железными инструментами?

Дело в том, что Соломон, памятуя о словах самого Яхве, сказанных когда-то пророку Моисею на горе Синай («И устрой там жертвенник Господу Богу твоему, жертвенник из камней, не поднимая на них железа»), приказал возводить храм, не касаясь его железом, чтобы не осквернить его.

В поисках инструмента

Легенда рассказывает, что мудрецы указали Соломону на драгоценные камни в нагрудниках первосвященников. Эти самоцветы были огранены и отшлифованы неким инструментом, еще более твердым, чем они сами. Шамир - так он назывался. Шамир был способен разрезать то, что не поддавалось никакому железу.

Поскольку сами жрецы ничего не ведали о камнях, Соломон вызвал духов, а те открыли ему путь к шамиру и заявили, что шамир - это... червь, который размером не больше ячменного зернышка, но обладает такой силой, что перед ним не устоит даже самый твердый камень.

Словарь древнееврейского языка объясняет слово «шамир» египетским происхождением. В Библии оно означает не что иное, как алмаз, что кажется вполне естественным. Однако из археологических материалов известно, что в качестве режущих инструментов древним египтянам был доступен только кристаллический кварц (или горный хрусталь). Они не использовали алмаз, так как ничего о нем не знали.

Тем не менее в самом начале XX столетия в местечке Абусир на левом берегу Нила археологи откопали остатки пирамиды фараона Сахуры, правившего во времена расцвета Древнего царства (примерно XXV век до нашей эры).

В исключительно твердых каменных породах (граните, базальте, диорите, чья твердость по шкале Мооса - 8,5 из 10), из которых была сложена пирамида, исследователи обнаружили точно высверленные отверстия, сделанные под одним углом. Всего насчитывается свыше 30 подобных бурильных отверстий.

По примеру предков

Тогда же английский археолог Флиндерс Петри обратил внимание на камнерезную технику древних египтян. «При сверлении гранита, - писал Петри, - на сверла действовала нагрузка не менее 2 тонн, так как у гранитного керна шаг спиральной риски, оставленной режущим инструментом, равен 2,5 мм при длине окружности отверстия 15 см... Такую геометрию спиральных рисок нельзя объяснить ничем, кроме как подачей сверла под огромной нагрузкой...»

Таким образом, буровые работы в Абусире, то есть колонковое бурение скальных пород, можно объяснить только применением техники, аналогичной нашей. Но произвести подобное не смогли бы даже самые искусные бурильщики времен Древнего царства, ведь они пользовались только доступными им инструментами из меди - ручным буром и долотом.

Однако сомневаться не приходится: для выполнения сложных буровых работ применялась некая специально предназначенная для этого техника.

У Петри не было объяснения этой загадки. Также не мог он объяснить, каким инструментом были вырезаны иероглифы на диоритовых чашах IV династии (возраст около 5 тысяч лет), которые он отыскал в Гизе.



Изображение шамира в виде червя, поедающего камни


В египетских музеях можно увидеть большое количество сосудов, относящихся к древнейшим временам и выточенных из самых твердых пород. Свыше 30 тысяч экземпляров каменной посуды было найдено под ступенчатой пирамидой Джосера в Саккаре (кувшины, вазы, тарелки и прочая утварь). Найденные сосуды демонстрируют высочайшее качество исполнения.

Но еще не изобретено инструмента, которым можно было бы вырезать вазы такой формы, потому что он должен быть достаточно узким, чтобы пролезать через горлышко, и достаточно прочным, чтобы им можно было бы изнутри обработать заплечики и скругленные по радиусу поверхности.

На сегодняшний день следы «божественного инструмента» обнаружены и в других культурах, но вряд ли мы сможем понять, что он собой представлял на самом деле, ибо, выполнив работу, как правило, мастер забирает инструмент с собой...

О библейском царе Соломоне в Древнем мире ходило множество легенд. Все они сходились на том, что в правление мудрого царя наступил мир и процветание между Египтом, Израилем и Месопотамией.

В этот период благоденствия, в 950 году до нашей эры, Соломон приступил к сооружению храма, который впоследствии сделался знаменитейшим по своему великолепию и красоте.

В самом начале строительства царские инженеры столкнулись с непростой задачей: как построить огромное здание, не прикасаясь к камням никакими железными инструментами?

Дело в том, что Соломон, памятуя о словах самого Яхве, сказанных когда-то пророку Моисею на горе Синай («И устрой там жертвенник Господу Богу твоему, жертвенник из камней, не поднимая на них железа»), приказал возводить храм, не касаясь его железом, чтобы не осквернить его.

В поисках инструмента

Легенда рассказывает, что мудрецы указали Соломону на драгоценные камни в нагрудниках первосвященников. Эти самоцветы были огранены и отшлифованы неким инструментом, еще более твердым, чем они сами. Шамир - так он назывался. Шамир был способен разрезать то, что не поддавалось никакому железу.

Поскольку сами жрецы ничего не ведали о камнях, Соломон вызвал духов, а те открыли ему путь к шамиру и заявили, что шамир - это... червь , который размером не больше ячменного зернышка, но обладает такой силой, что перед ним не устоит даже самый твердый камень.

Словарь древнееврейского языка объясняет слово «шамир» египетским происхождением. В Библии оно означает не что иное, как алмаз, что кажется вполне естественным. Однако из археологических материалов известно, что в качестве режущих инструментов древним египтянам был доступен только кристаллический кварц (или горный хрусталь). Они не использовали алмаз, так как ничего о нем не знали.

Тем не менее в самом начале XX столетия в местечке Абусир на левом берегу Нила археологи откопали остатки пирамиды фараона Сахуры, правившего во времена расцвета Древнего царства (примерно XXV век до нашей эры).

В исключительно твердых каменных породах (граните, базальте, диорите, чья твердость по шкале Мооса - 8,5 из 10), из которых была сложена пирамида, исследователи обнаружили точно высверленные отверстия, сделанные под одним углом. Всего насчитывается свыше 30 подобных бурильных отверстий.

По примеру предков

Тогда же английский археолог Флиндерс Петри обратил внимание на камнерезную технику древних египтян. «При сверлении гранита, - писал Петри, - на сверла действовала нагрузка не менее 2 тонн, так как у гранитного керна шаг спиральной риски, оставленной режущим инструментом, равен 2,5 мм при длине окружности отверстия 15 см... Такую геометрию спиральных рисок нельзя объяснить ничем, кроме как подачей сверла под огромной нагрузкой...»

Таким образом, буровые работы в Абусире, то есть колонковое бурение скальных пород, можно объяснить только применением техники, аналогичной нашей. Но произвести подобное не смогли бы даже самые искусные бурильщики времен Древнего царства, ведь они пользовались только доступными им инструментами из меди - ручным буром и долотом.

Однако сомневаться не приходится: для выполнения сложных буровых работ применялась некая специально предназначенная для этого техника.

У Петри не было объяснения этой загадки. Также не мог он объяснить, каким инструментом были вырезаны иероглифы на диоритовых чашах IV династии (возраст около 5 тысяч лет), которые он отыскал в Гизе.

Изображение шамира в виде червя, поедающего камни

В египетских музеях можно увидеть большое количество сосудов, относящихся к древнейшим временам и выточенных из самых твердых пород. Свыше 30 тысяч экземпляров каменной посуды было найдено под ступенчатой пирамидой Джосера в Саккаре (кувшины, вазы, тарелки и прочая утварь). Найденные сосуды демонстрируют высочайшее качество исполнения.

Но еще не изобретено инструмента, которым можно было бы вырезать вазы такой формы, потому что он должен быть достаточно узким, чтобы пролезать через горлышко, и достаточно прочным, чтобы им можно было бы изнутри обработать заплечики и скругленные по радиусу поверхности.

На сегодняшний день следы «божественного инструмента» обнаружены и в других культурах, но вряд ли мы сможем понять, что он собой представлял на самом деле, ибо, выполнив работу, как правило, мастер забирает инструменте собой...

Михаил ЕФИМОВ, журнал "Загадки истории" №42 2016

ШАМИР

И когда строился Дом, то строился из цельных, обтесанных кам-ней; ни молота, ни топора, ни всякого другого железного орудия не было слышно при строении его. Был у Соломона чудесный червь, носивший название "Шамир" . Червь этот обладал свойствами тесла и гранила. С п омощью "Шамира" обтесывался строевой камень для храма и дома Соломонова и произво- дилось гранение драгоценных камней для хошена.Червь был величиною с ячменное зерно, и самые твердые предме- ты не могли противостоять его чудесным свойствам. С охраняли его завернутым в шерстяную вату в свинцовом сосуде, наполненном яч- менными отрубями.

Знал Соломон, что место нахождения червя "Шамир" известно одному только Асмодею, князю дьяволов. Обитал же Асмодей в пещере под горой, и был там колодезь, закрытый камнем с печатью Асмодея на нем. Изо дня в день всходил Асмодей на небо, где изучал мудрость небесную, оттуда возвращался на землю для изучения земной мудро-сти, после чего приходил к своему колодцу и убедившись предвари-тельно, что печать цела, отодвигал камень, напивался воды и, снова закрыв и запечатав колодец, уходил. Призвал Соломон Бенаю, сына Исгоиады, дал ему цепь и пер- стень, на которых Шем-Гамфораш начертан был, и дал ему руно овечье, да мехи с вином и послал его к Асмодею.

Пришел Беная к пещере Асмодсевой, и вот что сделал он: ниже того места, до которого доходил колодец, выкопал яму и, спустив туда всю воду, отверстие законопатил шерстью; проделав затем отверстие поверх колодца, вылил в устье вино из мехов. Покончив с этим, взоб- рался на дерево и стал ждать прихода Асмодея.

Асмодей явился, осмотрел печать, открыл колодец и видит; вместо воды — вино.

Ну, нет, — сказал Асмодей: "Вино глумливо, сикера буйна, и неразумен тот, кто увлекается ими".

Отошел и пить не стал. Но жажда стала невыносимо мучить его. Не выдержал Асмодей, выпил-таки все вино из колодца, захмелел и заснул крепким сном. Сошел Беная с дерева и связал его цепью.

Проснулся Асмодей и бушевать начал. Укротись! — сказал Беная. — Имя Владыки твоего над тобою! Имя Владыки над тобою!

Взял его и повел. Поравнялись с пальмой; почесался об нее Асмо- дей и повалил ее; проходили мимо одного дома, и его повалил Асмодей. Встретился им заблудившийся слепой, Асмодей помог ему вы- браться на дорогу. Попался им потом шатающийся без пути пьяный — и его Асмодей на дорогу вывел. При встрече со свадебным поездом, шумным и веселым, Асмодей заплакал. Некий человек сандалии баш- мачнику заказывал, приговаривая: "такие сшей мне сандалии, чтоб на семь лет хватало!" — расхохотался Асмодей. Проходили мимо колдуна в то время, когда тот колдования свои производил, — и тут расхохотал-ся Асмодей.

Привели Асмодея к Соломону. Взял Асмодей тростину, отмерил четыре локтя и, бросив тростину перед Соломоном, сказал:

Вот пространство, которое останется у тебя после смерти, а ныне ты мир весь покорил, и этим не довольствуешься, еще меня поработить захотел!

Я от тебя ничего не домогаюсь, — отвечал Соломон, кроме одного. Я собираюсь построить храм Господень, и мне нужен для этого "Шамир” .

"Шамир", отвечал Асмодей, — находится не у меня, но у духа морского, а дух морской доверяет его, под присягой, только петуху Бар. А что делает с "Шамиром" петух Бар? Придя в необитаемую скалистую местность, положат "Шамир" на утес, утес раскалывается; бросит Бар в расселину семена древесные, на том месте и возникнет поселение. Отыскали гнездо петуха Бар. Покрыли гнездо матовым стеклом. Явился петух Бар. Видя невозможность проникнуть в гнездо, взял он "Шамир" и положил его на стекло, дабы оно раскололось. Бросили в петуха Бар комом земли, выронил он "Шамир"; подобрали червя и унесли. Увидал петух Бар, что не сдержал клятвы своей, пошел и удавился.

АГАДА сказания притчи изречения ТАЛМУДА и МИДРАШЕЙ.

Чудесный червь шамир

В Библии есть упоминания о том, как пророк Моисей вырезал на драгоценных камнях имена всех двенадцати колен своего народа. И сделал он это при помощи волшебного камня (или червя) под названием шамир. Этот камень обладал немыслимой силой – он мог разрезать алмазы, скальный базальт, мрамор и железо.

(Заметим, что это далеко не единственная загадочная вещь, который владел Моисей. Например, имелся у него и удивительный жезл, способный совершать различные чудеса. О нем мы писали в статье « ?»).

Червь шамир упоминается в Библии не только в связи с Моисеем. Дальнейшие его упоминания связаны с царем Соломоном. Это отнюдь не вымышленная фигура, а реальный исторический персонаж, правивший объединенным Израильским царством в 965-928 годах до нашей эры. Помимо прочего, он прославился постройкой главной святыни иудаизма – удивительного Иерусалимского храма.

Описание строительства Соломоном Иерусалимского храма вошло во множество древних иудейских источников. В них указывается, что Бог запретил Соломону использовать железные инструменты для постройки храма: «И когда строился этот Дом, то строили его из привезенных цельных камней; ни молота, ни топора, никакого железного орудия не было слышно в Доме при постройке его». (Млахим, 1:6,7).


Храм царя Соломона

Любопытно, что использовать железные инструменты Бог запретил по той причине, что орудия, которые могут вызвать кровопролитие и смерть, не подходят для строительства мирного храма.

При этом Соломон намеревался строить храм из твердого мрамора и камней – как же их обработать без крепких инструментов? И выход из положения нашелся – вот как об этом говорится в Талмуде: «Сказал Шломо (Соломон) мудрецам Торы, как построить Храм, не используя для резки и обтесывания камней никаких железных орудий? Ответили ему: есть червь Шамир, которого принес Моше (Моисей) для камней эфода. Он спросил их: как мы его найдем? Они сказали ему: возьми шед и шейда, беса и бесовку, и заставь их открыть тебе».

Обман Асмодея


В древних апокрифах также имеются подробные описания того, как Соломон добыл шамир. В них говорится о том, что волшебным червем в те времена владел петушинолапый царь демонов Асмодей. Толкователи древних тайн рассказали Соломону, где находится гора, на которой живет Асмодей:

«У самой вершины, - сказали они, - есть источник. Из него, возвратясь из ежедневных странствий, Асмодей утоляет жажду. Напившись, он всякий раз прикрывает родник камнем и накладывает на него печать. И каждый раз проверяет, цела ли печать».

Но Соломон придумал, как обмануть Асмодея. Он послал к горе своего военачальника, наказав при этом, чтобы взял с собой цепь для леопардов, пучок шерсти и мех вина. А еще дал ему свой перстень с именем Бога, который наводил ужас на нечистую силу.

Придя на место, военачальник просверлил ниже источника отверстие в скале. Когда вся вода вышла, заткнул отверстие пучком шерсти и, просверлив другое отверстие, повыше, наполнил каменное чрево вином. К вечеру явился с неба истомленный жаждой Асмодей, оглядел родник и, увидев, что печать цела, отвалил камень. Почуяв запах вина, Асмодей удивился, но жажда была сильна. Когда же он захмелел, в дело пошли укрощающий нечисть перстень и цепь для леопардов. Так червь шамир оказался в руках Соломона.

Лазер из прошлого

Вот как описывается шамир в ветхозаветном апокрифе «Агада о Соломоне»: «Был у Соломона чудесный червь, носивший название «шамир». Червь этот обладал свойствами тесла и гранила. С помощью шамира обтесывался строевой камень для храма и дома Соломонова, и производилось гранение драгоценных камней для кошена. Червь был величиною с ячменное зерно, и самые твердые предметы не могли противостоять его чудесным свойствам. Сохраняли его завернутым в шерстяную вату в свинцовом сосуде, наполненном ячменными отрубями».

В наши дни в Израиле широко известен раввин Замир Коэн, который изучает Тору с точки зрения современной науки. И с его точки зрения, шамир – это некий инструмент, имеющий свойства лазера. Вот что он пишет:

«В последнее время все больше расширяется использование лучей для резки различных материалов, которое позволяет производить ее с большей точностью и чистотой.

Сегодня лазеры используются во многих отраслях, от обработки алмазов до операционных. Хотя излучения, как и электричество, распространены в природе, наука узнала об этих явлениях недавно, а сумела использовать их лишь в нашем веке. Лазеры начали делать и применять лишь несколько десятков лет назад.

И вот, оказывается, почти три тысячелетия назад, когда царь Шломо (Соломон) строил Первый храм, мудрецы Торы знали о возможности использования лучей для резки твердых материалов».


Раввин Замир Коэн

Любопытно, что Коэн подчеркивает, что шамир разрезал камень не сам по себе, а излучением, которое от него исходило. Согласно древним источникам следует, что надо было просто держать шамир напротив нужного места, и излучение, исходящее от него, резало камень.

Вспомните фразу из «Агады о Соломоне», рассказывающее о шамире: «Сохраняли его завернутым в шерстяную вату в свинцовом сосуде, наполненном ячменными отрубями».

Тут любопытно все – как мы знаем, именно свинец используется в наше время в качестве защитного материала от вредного радиационного излучения. Кроме того, недавние опыты показали, что некоторые растения, в том числе и ячмень, тоже способны поглощать радиоактивное излучение. Шерсть тоже обладает подобным свойством. Получается, создатель шамира знал, как обезопасить его пользователей от лучевой болезни?

И еще один любопытный момент. Как известно, храм Соломона был разрушен в VI веке до нашей эры вавилонянами. Однако на Храмовой горе, где он стоял, сохранились остатки очень древней стены. Часть этой стены известна практически всем – это знаменитая Стена плача, к которой прибывают паломники со всего мира.

Однако мало кто знает, что ее основание Стены плача находится глубоко под землей, в тоннелях, большая часть из которых закрыта для посетителей. Именно здесь имеется одна из самых загадочных достопримечательностей в мире – Западный камень. Это огромный монолитный блок, вес которого оценивается в 517 тонн. Его длина – 13,6 метров, высота 3 метра, а ширина около 3,3 метра.

Любопытно, что в научном мире до сих пор нет ответ на вопрос, при помощи каких технологий и инструментов был обработан и доставлен на место этот огромный монолит.

Западный камень - явное отличие от ручной кладки

Если вы посмотрите на фотографии Западного камня, то увидите резкий контраст между более поздней кладкой, сделанной вручную, и этим тщательно обработанным огромным монолитным блоком. Кто знает, может быть в его изготовлении принимал непосредственно участие шамир, волшебный червь царя Соломона…

Червь Шамир

Возможно Х-энтузиастам надоело собирать коллекции Загадочных Предметов и строить мистические концепции Технологического Развития. Предлагаю носителям инженерно-технических знаний порезвиться и применить эти последние с большей пользой, а именно, обсудить доселе неописанные конкретные техноло.. (то есть, навыки, искусства, или как там..), которыми могли бы обладать жители бронзового и добронзового мира.

Начнем с чудесного строительства Иерусалимского храма. Как известно, ...для обработки камней, используемых в строительстве Иерусалимского Храма, Б-Г Запретил царю Соломону использовать железные орудия:
«И когда строился это Дом, то строили его из привезенных цельных камней; ни молота, ни топора, никакого железного орудия не было слышно в Доме при постройке его» И вот слова Талмуда: «…как сказано: и Дом, при строительстве его и т. д. Сказал Шломо (Соломон) мудрецам, как сделать? Ответили ему: есть червь Шамир, которого принес Моше (Моисей) для камней эфода. Он спросил: как мы его найдем? Они ответили: возьми шед и шейда (беса и бесовку, шейдим – это темные силы разрушения, подчиненные ТВОРЦУ) и заставь их открыть тебе…».Червь шамир разрезал камни силой излучения. «На этих камнях не писали чернилами, потому что сказано «резьбою печати». И не чертили по ним резцом, потому, что сказано «по наполнению их» (чтобы были целыми и после написания на них имен, а резец срезает и оставляет пустые места), а сначала писали на них чернилами и направляли (буквально показывали) их издалека шамиру, и они раскалывались сами – как плоды инжира лопаются в жаркие дни, и при этом от них ничего не убывает». И еще: «С того времени, как был разрушен Храм, не стало шамира. Какова природа этого шамира? Он сотворен в шесть дней Творения. Когда ставят его против камней и бревен, они раскалываются перед ним как листочки тетради. И более того, когда направляют его на железо, он разрезает его насквозь. И ничто против него не может устоять.
А как же поступают с ним (чтобы хранить его)? Завертывают в шерсть и кладут в сосуд из свинца, наполненный мякиной из овса» Согласно Библии, Хирам также изготовил для храма Соломона «и тазы, и лопатки, и чаши», а помимо того «два медных столба, каждый в восемнадцать локтей вышиною, и снурок в двенадцать локтей обнимал окружность того и другого столба... И поставил столбы к притвору храма; поставил столб на правой стороне и дал ему имя Лахин, и поставил столб на левой стороне и, дал ему имя Воаз... Так окончена работа над столбами».
Иахин и Воаз, как я разузнал, также фигурируют в преданиях масонов. В соответствии со «старым ритуалом» эти большие столбы были полыми. В них были спрятаны «древние записи» и «ценные писания», принадлежавшие прошлому еврейского народа. Среди этих записей, утверждали франкмасоны, хранились «тайна магического Ша-мира и история его способностей».
Упоминание «магического Шамира» разбередило мое любопытство. Что это такое? Только ли часть тайн масонов, или он упоминается в Библии?
После изнурительного поиска я смог убедиться, что слово «Шамир» появляется в Ветхом и Новом Завете только четыре раза": трижды как название места и однажды как имя человека. Очевидно, что ни то, ни другое не могло быть «магическим» Шамиром, тайны которого, по утверждениям масонов, были скрыты в медных столбах Хирама.
Искомую информацию я нашел не в Священном писании, а в талмудистско-мидрашских источниках. Поскольку Моисей повелел израильтянам строить жертвенники, «не поднимая на них железа»", Соломон приказал не пользоваться молотками, топорами и зубилами для вырезания и обработки множества массивных каменных блоков, из которых строились внешние стены и двор храма. Вместо них он предложил ремесленникам древнее приспособление, восходившее ко временам самого Моисея. Это приспособление-или инструмент носило название «мо-мир», и с его помощью можно было резать самые твердые материалы без трения и разогрева. Его также называли «камнем, расщепляющим скалы»:
«Щамир нельзя помещать в железную посудину и вообще в любую металлическую посудину - он разорвет ее на куски. Его хранят завернутым в шерстяную ткань и помещенным затем в свинцовое ведро, наполненное ячменными отрубями... С разрушением храма шамир исчез».
Я был просто очарован этим странным древним преданием, в котором утверждалось также, что шамир «обладал удивительным свойством - он мог резать твердейший из алмазов». Позже я нашел другую версию той же легенды, в которой добавлялось, что этот инструмент работал совершенно бесшумно.

Вообще, первоначальный текст подкупает:
а) технической детализацией (вплоть до условий хранения!),
б) отсутствием явных мифологических аллюзий.

Поэтому следует исходить из того, что за приведенным описанием стоит реальное приспособление (или существо), которое надо попробовать определить. Версию "шамир = алмаз" оставляем как запасную.

Прежде всего возникают вопросы к историкам, знакомым с талмудической литературой:
- к какому времени относятся первые упоминания о волшебном черве?
- имеются ли параллели и сходные сообщения?
- верно ли истолкован смысл "ключевых слов"?

Затем вопрос к инженерам и физикам: что бы это могло быть?

При этом, как мне кажется, необходимо учитывать следующее:
- время и характер воздействия Шамира на камень неизвестен (нет явных указаний),
- неизвестно, нужно ли было применять какое-либо дополнительное усилие к работающему червю (нет явных указаний),
- вероятно, на обрабатываемую поверхность необходимо было наносить некий слой вещества (чернил), по контуру которого происходило разрушение материала (или наоборот),
- свинцовый сосуд может быть вовсе не защитой от излучения, а наиболее удобной емкостью,
- мякина из овса в качестве наполнителя заставляет задуматься. Поддержание температуры? Поддержание влажности?
Nik_Nikols

Новое на сайте

>

Самое популярное