Домой Болезни и вредители Считается ли пост действительным без намерения. Oтветы на вопросы очищения и менструаций во время поста. Физически больным людям

Считается ли пост действительным без намерения. Oтветы на вопросы очищения и менструаций во время поста. Физически больным людям

Условия Поста :

Существуют определенные условия, установленные Шариатом, при наличии которых можно определить: 1) Является ли соблюдение данного Поста Обязательным (Фард ).

2) Будет ли соблюдение данного Поста Действительным (Сахих ).

1. Условия Обязательности Соблюдения Поста (Фард ):

а) Быть мусульманином. Не обязан соблюдать Пост, человек не являющийся мусульманином. В начале необходимо принять Ислам, и уже затем выполнять Обязательные Предписания Ислама.

б) Быть Дееспособным. Умалишенным, - Пост необязателен.

в) Быть Совершеннолетним. Несовершеннолетние подростки не обязаны соблюдать Пост.

2. Условия Соблюдения Поста в Отведенное Время :

а) Чтобы поститься в строго отведенное время, надо Иметь Здоровье и Возможность . Еслиотсутствие здоровья мешает соблюдению Поста, то он откладывается, и возмещается послевыздоровления. Можно откладывать Пост на последующее возмещение беременным женщинам и матерям, кормящим грудью, если соблюдения Поста предположительно может повредить здоровью их младенцев.

б) Не быть Путником, Гостем (Мусафир ). По Шариату дозволено откладывать соблюдения Поста Путником, с условием восстановления его по возвращению в место проживания (Икама ). Однако если Путник считает, что он сможет соблюдать пост в пути без нарушений, то это ему дозволяется.

3. Условия Действительности Поста (Сахих ):

а) Принятие Намерения (Нийат ). Это является одним из непременных условий всех Поклонений.

б) Быть в состоянии очищения после родов и менструального периода. Женщины, пропустившие Пост в месяц Рамадан из-за состояния «Хайыд» или «Нифас», должны возместить день за день в другое время.

Обязательные Условия при Соблюдении Поста (Фарды ):

1) Намерение (Нийат ).

2) Знание начала и окончания времени поста. Необходимо знать сроки принятия Намерения.

3) Воздержание с рассвета до захода солнца от всего, что может нарушить пост. В случае нарушения условий Поста, его необходимо возмещать.

Некоторые особенности Принятия Намерения :

Условия принятия Обязательных поклонений (Фард ) неразрывно связаны с Принятием Намерения. Без соответствующей моральной, психологической подготовки, коим является предварительное Намерение, не будут действительны ни Пост, ни какие-либо другие поклонения. Предварительное Намерение перед соблюдением Поста, предполагает духовную подготовку мусульманина, так как он пропускает через сердце желание исполнить данное поклонение.

Воздержание от пищи, воды и других запретных вещей во время поста, совершаемое без предварительного Намерения, будет являться не Постом, а простым воздержанием от пищи.

При принятии Намерения перед Постом необходимо учесть следующие особенности:

1) Для принятия Намерения поститься на следующий день, достаточно пропустить это желание через сердце. Словесное подкрепление лишь подтверждает Намерение.

2) Намерение для соблюдения поста месяца Рамадан, исполняемый вовремя, можно принимать в промежуток времени от разговения (Ифтара) накануне, и до достижения Солнцем зенита в день Поста. Но для этого необходимо, чтобы после рассвета соблюдение Поста проходило без нарушений.

3) Намерения перед постами из категории восстанавливаемых , или восстанавливаемых сискуплением, или постами, день соблюдения которых был определен заранее , надо принимать в промежуток времени от ифтара накануне и до рассвета (до начала времени поста ).

4) Для каждого дня поста необходимо принимать отдельное Намерение.

5) При принятии Намерения необходимо уточнять вид поста. Это касается в основном восстановительных, искупительных и других постов, не относящихся к постам, исполняемым в месяце Рамадан.

6) Если в месяц Рамадан будет принято Намерение о соблюдении другого поста (дополнительного, искупительного), то оно окажется достаточным для поста, так как месяц Рамадан является временем для исполнения лишь обязательных постов Рамадана.

7) Если мусульманин принимает намерение к восстановлению одного из нескольких пропущенных постов, то лучше принимать Намерение на возмещение первого пропущенного поста.


По мазхабу Шафии к вышеуказанным условиям существуют дополнительные условия: а) Иметь достаточно сил для соблюдения Поста. б) Быть очищенными после менструального периода. По мазхабу Ханафи , - это условие относится к "Действительности" Поста.в) Не быть "Мусафиром" - Путником. По мазхабу Ханафи , - это условие относится к соблюдению Поста в "Отведенное Время".

Вопрос : Как быть женщинам с соблюдением Поста, если кровотечение будет продолжаться больше 10-тидней?

Ответ : Обычная минимальная продолжительность кровотечения в менструальный период - 3 дня, а максимальная - 10 дней ("Хайыд "). Подобная продолжительность считается нормальной. В течение этого времени женщина не должна совершать Молитву и соблюдать Пост . Пропущенные молитвы в этот период возмещать не надо , они прощаются. А вот пропущенные в эти дни Посты месяца Рамадан ей придется возместить день за день после окончания месяца Рамадана.

Если же кровотечение будет продолжаться более 10-ти дней ("Истихада " - кровотечение из-за болезни органов), то женщина будет действовать так же, как и любой человек в "Извинительном состоянии". То есть, по прошествии полных десяти дней, ей надо совершить Полное омовение и соблюдать Посты и исполнять Молитвы , начиная с одиннадцатого дня. Так как кровотечение менее трех и более десяти дней по Шариату считается не менструальным, а болезненным проявлением .

Вопрос: В какое время необходимо принимать Намерение?

Ответ: Для действительности соблюдения Поста, необходимо принять Намерение в промежуток времени от полного захода Солнца накануне, и до достижения Солнца зенита в день соблюдения Поста. То есть, не будет действительным Намерение для соблюдения Поста на следующий день, принятое до захода Солнца накануне. Однако если по какой-либо причине мусульманин не принял Намерение накануне ночью, но соблюдал Пост без нарушений, то он может принять Намерение немногим ранее полудня этого дня (рекомендуется не запаздывать с намерением позже, чем за час до полуденной молитвы). Намерение, принятое ровно в полдень и позже, не будет действительным, так же как и пост, соблюденный с этим Намерением. Такой пост необходимо возместить.

Эти сроки принятия Намерения действительны для Обязательных Постов месяца Рамадан, а так же для постов, назначенных на определенный день и дополнительных (навафиль). Намерения же перед соблюдениемПостов, требующих возмещения, или возмещения плюс искупления, принимаются в пределах ночного времени. То есть, после захода солнца накануне и до наступления времени утренней молитвы (до Имсака ).

Вопрос : Принимается ли Пост, перед соблюдением которого не было произнесено словесное Намерение?

Ответ : Для того, чтобы Пост был действительным, не обязательно произносить Намерение словесно. Достаточно сделать это в душе (пропустить через сердце). Однако словесное подтверждение является одобряемым действием (Мустахаб), так как закрепляет предыдущее Намерение. По иджтихаду некоторых ученых, словесное подтверждение является сунной.

Вопрос : Если человек встает перед рассветом для принятия пищи перед предстоящим Постом (Сахур ), то будет ли это засчитано вместо Намерения?

Ответ : Как известно, для приема пищи во времяСахура встают именно для соблюдения Поста в предстоящий день. Ввиду этого, если человек вставал на Сахур без других намерений, то этот прием пищи может быть засчитан как предварительное Намерение. Если же человек даже мысленно сказал себе: "Я не собираюсь в предстоящий день соблюдать пост", то,естественно, принятие пищи во время Сахура не будет засчитано за необходимое для поста Намерение. Человек может сколько угодно дней вставать перед рассветом и принимать пищу (к примеру, перед уходом на работу), но если он делал это без намерения поститься, то прием пищи во время Сахура останется обычным приемом пищи.

Аудио версия настоящей статьи:

Если по тем или иным причинам у человека отсутствует полное омовение (например, произошла поллюция в часы соблюдения поста; менструация завершилась ночью, и женщина не успела вымыться; супружеская близость имела место быть до сухура или ночью, и муж с женой проспали утренний прием пищи), а пост уже начался либо еще продолжается, это не должно беспокоить верующего. Отсутствие полного омовения и соблюдение поста никак не связаны друг с другом. Наличие ритуальной чистоты необходимо лишь для совершения очередной обязательной молитвы-намаза .

Вопросы по этому поводу возникали и во времена пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), люди уточняли у него и его супруги, и неоднократно им повторялось в ответ, что «отсутствие ритуальной чистоты (полного омовения) никак не влияет на соблюдение поста» .

Мнение сподвижников и ученых первых поколений едино в том, что «отсутствие полного омовения по той или иной причине не влияет на действительность поста» .

Коранический текст указывает на это, разрешая прием пищи, питье и половые отношения супругов до появления утренней зари , до азана на утренний намаз, а потому само собой разумеется, что человек может не успеть обновить ритуальную чистоту до наступления времени поста, ведь он наступает с началом утренней зари, с азаном на утреннюю молитву.

Считается ли пост действительным, если его держать после окончания менструации, не совершив полного омовения (гусль)? Римма.

Да, пост считается действительным. Можете не сомневаться .

После ифтара перед сном у меня была близость с женой. Насколько я знаю, это не нарушает поста. И я намеревался встать в 4 часа утра на сухур, а перед этим совершить полное омовение. Однако я проспал и проснулся в 6:10. Я решил, что если я и проспал, то все-таки могу продолжить поститься, хотя и лишил себя благодати сухура, но ведь я был без полного омовения. Я не знал, как поступить, и в конце концов в 7:00 сделал полное омовение. Сердцем и разумом я понимаю, что пост мой нарушен, хотя продолжаю поститься. Скажите, как мне искупить свою вину? Дамир.

Ваш пост однозначно не нарушен. Этому имеется подтверждение в достоверной Сунне. Будьте уверены, ничего греховного вы не совершили.

Необходимо ли для соблюдения поста состояние ритуальной чистоты, то есть наличие гусля (полного омовения)? Например, если ночью оно было нарушено и муж с женой уснули без гусля, а проснулись уже после сухура, то можно ли держать пост? То же самое насчет регул: если по их окончании жена не успела совершить гусль перед началом поста и на следующий день держала пост, этот день засчитается? U.

Ваш пост однозначно не нарушен, причем в обоих случаях.

Можно ли соблюдать пост, если, например, после ифтара (вечернего приема пищи) была супружеская близость, но полное омовение не было совершено до утра или даже до середины дня? Будет ли действительным такой пост? Махди.

Отсутствие полного омовения никак не влияет на действительность поста, об этом четко сказано в достоверных хадисах.

Подробнее о полном и малом омовениях, о ритуальной чистоте, смотрите в моей книге «Мусульманское право 1–2».

Аргументы из Сунны (св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда и др.) см., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573, хадисы № 1930-1932; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 271, хадисы № 2388 и 2389, оба «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 227, хадисы № 1653–1655.

Можно найти некие исключительные мнения, но они безосновательны. Богословские подробности см., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 4. Ч. 7. С. 222, 223; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 185; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 227, 228.

См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т., 18 ч. Т. 4. Ч. 7. С. 222; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 180, 181, 184, 185; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 227; Махмуд А. Фатава [Фетвы]. В 2 т. Каир: аль-Ма‘ариф, [б. г.]. Т. 2. С. 48–50.

«Разрешается вам ночью в дни поста иметь интимные отношения с супругами. Они [жены] - одежда для вас, и вы [мужья] - одежда для них. Всевышний знает, что вы обманывали самих себя, и Он простил вам, помиловал вас. Теперь вы можете иметь близость (вступать в половую связь с ними). Стремитесь же к тому, что предписано вам. Ешьте, пейте [а также вступайте в половые отношения по своему желанию], пока не станете отличать белую нить от черной [пока не появится на горизонте разделительная черта между приходящим днем и уходящей ночью] на рассвете. А после поститесь до ночи [до захода солнца, воздерживаясь от приема пищи, питья и интимных отношений с супругой (супругом)]. И не имейте интимных отношений с супругами, когда вы находитесь в мечетях в состоянии и‘тикяфа . Это - границы, очерченные Всевышним, не приближайтесь же к ним [не переступайте запреты]. Таким образом Аллах (Бог, Господь) раскрывает для людей знамения, возможно, они станут набожными» (Св. Коран, 2:187).

«Всевышний знает, что вы обманывали самих себя ». Первоначально в месяц поста был запрет на интимные отношения не только в дневное, но и частично в ночное время. В последующем, по мере ниспослания Откровений, это было отменено. Некоторые в период запрета, касающегося интимных отношений в ночное время (после сна), нарушали его по слабости своей и потом раскаивались пред Всевышним. Он простил им проступок и отменил запрет. Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 1. С. 515, 522.

И‘тикяф - это пребывание постящегося в мечети с намерением находиться в ней, для кототорого характерно особое, одухотворенное состояние, направленное на пополнение жизненных и душевных сил. Исламские ученые единодушны в том, что и‘тикяф в последние десять дней месяца Рамадан для мужчин является сунной, то есть желательным действием.

См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т., 18 ч. Т. 4. Ч. 7. С. 222, 223; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 186.

В переводе с арабского языка слово «савм» означает «воздержание от чего-либо», а в религиозной терминологии означает особое воздержание, требуемое от особого человека в особое время.

Для вменения в обязанность поста с терминологическим смыслом есть три условия :

Ислам, то есть чтобы человек придерживался религии Ислам;

Совершеннолетие;
Умственная полноценность .

Обязательность поста установлена Кораном, Сунной и единогласным решением всей мусульманской уммы.

Всевышний Аллах сказал:

فمن شهد منكم الشهر فليصمه

(смысловой перевод): «Тот, кого из вас застигнет месяц Рамазан, пусть соблюдает пост ».
В достоверном хадисе сказано:

بني الإسلام على خمس

(смысловой перевод): «Религия Ислам строится на пяти вещах: <…> пост в месяц Рамазан ».
Учёные единогласно сошлось на том, что пост в месяц Рамазан обязателен. Пост не возлагается на неверного, ребёнка и сумасшедшего.

Пророк (мир ему и благословение) сказал:

رفع القلم عن ثلاثة

(смысловой перевод): «На троих не возлагаются обязательства», после чего упомянул ребёнка и сумасшедшего» .

Что же касается того, кто вообще не в силах соблюдать пост, или того, кому соблюдение поста нанесёт неисправимый вред из-за старости или болезни, от которой нет надежды на выздоровление, – пост не возлагается на такого человека. Тем не менее, на такого человека возлагается выплата одного мудда (мера веса, равная шестистам граммам того, что чаще всего используется в пищу, – у нас это пшеница) за каждый пропущенный день, если он в состоянии выплатить, а если нет, то насчёт обязанности выплаты мудда есть разногласия.

У поста пять обязательств:

1) намерение;
2) воздержание от питья;
3) от еды;
4) от половой близости;
5) от вызывания рвоты.

Пост не считается действительным без намерения. Намерение необходимо совершать сердцем, при этом не является обязательным произнесение его языком, и в этом нет разногласий среди учёных. Намерение обязательно совершать для каждого дня поста, совершается оно ночью, начиная с вечернего азана и до утреннего азана. Если человек вознамерится совершить намерение на месяц, то действительным будет первый пост. Ещё обязательно определить при намерении обязательность поста. Также обязательно совершить его ночью, как об этом было сказано. Приём пищи, питьё, сон и половая близость не нарушают намерение, если это было до утреннего азана. Если человек вознамерится с восходом солнца, то его намерение не считается, так как он не совершил его ночью.

Самое полноценное намерение таково: «Я намереваюсь соблюдать обязательный пост завтра своевременно за месяц Рамазан этого года ради Аллаха ». Необходимо знать, что надо быть твёрдым в намерении. Если человек вознамерится прекратить пост, то он не нарушается.

Знай, что постящемуся необходимо воздерживаться от того, что разговляет. Это кушанье и питьё, если даже будет малым, при умышленном употреблении. А также всё то, что можно проглотить.

Правило – проникновение любого тела снаружи вовнутрь в открытый проход приводит к разговению, если человек допустит это умышленно, помня о посте. Внутренностью считается любое отверстие, даже если оно не способно переваривать пищу. Если человек капнет в ухо что-нибудь или введёт карандаш или соломинку, то это приведёт к разговению.

Подкрашивание сурьмой глаз не портит пост, так как глаз не считается отверстием. Если кто-либо воткнёт нож себе в бедро, он не разговеется, потому что это не считается отверстием и ёмкостью. Если проткнуть живот, то пост нарушается, так как живот есть ёмкость и внутренность.

Проглатывание слюны не портит пост. Если же слюна будет смешана с чем-нибудь другим – при этом не имеет значения, является ли это чем-то чистым, к примеру намоченная слюной окрашенная нитка, или нечистым, к примеру дёсны кровоточат и из-за этого изменилась слюна, – это тоже, без тени сомнений, портит пост. Если слюна выйдет на губу и человек проглотит её, то пост нарушается. Если намочить нитку своей слюной, затем вернуть её обратно в свою ротовую полость (если на нитке будет жидкость) и проглотить после этого слюну, то портится пост. Если человек высунет свой язык со слюной на кончике, заведёт его обратно в рот и проглотит слюну, то пост не нарушается.

Если мокрота стечет из носа к глотке, если человек не в силах выплюнуть её и она попадет вовнутрь, то пост не портится, а если он мог выплюнуть и не выплюнул и она попала вовнутрь, то в этом случае пост нарушается из-за его халатности.

Если он сполоснёт рот или наберёт воды в нос и проявит чрезмерность, то пост нарушается, а если нет, то нет, – это тогда, когда он помнит о посте. Если же человек забылся, то пост не нарушается. Если при споласкивании рта для того, чтобы очистить его от чего-то нечистого, вода случайно попадёт вовнутрь, то пост не нарушается.

Время сухура и ифтара (последнее соответствует времени молитвы магриб) для городов России на текущий год представлен в таблице, доступной для скачивания .

Пост (ураза, руза) представляет собой один из столпов ислама, поэтому его соблюдение является для мусульман обязательным.

Обычно под мусульманским постом обыватель понимает воздержание от употребления пищи и питья в светлое время суток. На самом же деле это понятие гораздо шире: в него входит добровольный отказ не только от приёма пищи, но и от совершения каких-либо грехов, совершаемых глазами, руками и языком, а также от некоторых действий. Находясь в состоянии держания уразы, верующий должен чётко осознавать, что он совершает это ради своего Создателя, и не иметь при этом каких-либо иных намерений.

В исламском вероучении, в зависимости от времени соблюдения и значимости, выделяется два вида поста: обязательный (фард) и желательный (суннат).

Первый массово соблюдается мусульманами на протяжении Священного месяца Рамазан, обладающего несравнимым благом для людей. В Своём Писании Аллах напутствует нас:

«В месяц Рамазан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (2:185)

Придерживающихся уразы в благословенный месяц мусульман ожидает огромная награда, а за её оставление, не имея на то уважительной причины, непременно последует суровое наказание. Доказательством этому служит следующее высказывание Милости миров Мухаммада (с.г.в.): «Тому, кто во время Рамазана будет соблюдать пост с верой и надеждой на награду Всевышнего, простятся его прежние грехи» (хадис приводят Аль-Бухари и Муслим).

Однако Господь сделал обязательным соблюдение уразы не всем людям.

Кому не нужно держать пост:

1. Людям, не являющимся мусульманами

Важное условие для соблюдения уразы - это исповедование человеком ислама. Для остальных пост не обязателен. В то же время это не означает, что за проведённые без поста дни в месяцы Рамазан каждому человеку, вне зависимости от его вероисповедания, не придётся нести ответ перед Всевышним в День Великого суда.

2. Несовершеннолетним

Ураза вменяется в качестве обязательной для совершеннолетних. При этом необходимо понимать, что подразумевается совершеннолетие с исламской точки зрения, которое наступает не в 18 лет, как принято в большинстве стран мира, а в период полового созревания, которое у каждого человека наступает по-разному.

3. Умственно недееспособным

Умственная дееспособность перечисляется в числе условий обязательности поста. Иными словами, не находящийся в здравом рассудке человек вправе воздержаться от соблюдения этого столпа ислама.

4. Всем, кто находится в пути

Держать уразу не обязательно тем людям, которые находятся в дороги, то есть путникам. Следует отметить, что, согласно шариату, путниками считаются люди, которые удалились на расстояние более 83 км от дома и их путешествие длится не более 15 суток.

5. Физически больным людям

Люди, которые страдают от какой-либо болезни, требующей постоянный прием лекарственных препаратов, либо грозящей сильными недомоганиями и болями, вплоть до угрозы жизни в случае соблюдения уразы, освобождаются от её необходимости.

6. Беременным

Женщины, вынашивающие ребёнка и опасающиеся за жизнь своего будущего чада, вправе не придерживаться поста в месяц Рамазан.

7. Кормящим женщинам

Женщины, которые кормят младенцев своей грудью, также могут не поститься.

8. Женщинам в дни менструации и кровотечений, вызванных родами

В менструальных период и во время послеродовых кровотечений женщины, согласно шариату, находятся в положении ритуального осквернения, ввиду чего несоблюдение уразы им дозволено и, более того, необходимо. Если беременные и кормящие вправе соблюдать пост, то в эти дни женщинам лучше воздержаться.

9. Людям, находящимся без сознания

Верующие, которые пребывают в бессознательном состоянии долгое время, например, в состоянии комы, по понятным причинам так же освобождаются от уразы.

В ситуациях, когда человек пропускает один или несколько дней поста по перечисленным выше причинам, ему надлежит восполнить их потом, когда устранится причина, которая даёт право на несоблюдение поста, например, когда путник вернётся домой или человек выйдет из комы. Верующим, не способным держать уразу в течение года, например, по причине болезни, надлежит за каждый из пропущенных дней кормить одного нуждающегося. Если и это для человека сложно в материальном плане, ибо он сам относится к числу нуждающихся, то он полностью освобождается от данной обязанности.

Желательный пост - это тот, соблюдение которого желательно, но не вменяется мусульманам в качестве обязательного. За соблюдение такого поста верующему полагается награда, а за его оставление греха нет.

Дни, когда желательно держать уразу:

  • День Арафа - за пост в этот день Господь может простить человеку прегрешения, совершённые им за 2 года. Пророк Мухаммад (с.г.в.) пояснял: «Пост в День Арафа служит искуплением грехов, совершённых за прошлый и будущий годы» (хадис от Ибн Маджи и Насаи).
  • День Ашура - постящимся в десятый день месяца Мухаррам стираются все грехи за предшествующие 12 месяцев. Посланник Аллаха (с.г.в.) напутствовал свою умму: «Пост в служит искуплением грехов прошлого года» (хадис приводит Муслим). Однако шиитские богословы уверяют, что держать уразу в этот день нежелательно, поскольку в эту дату был мученически убит внук Заключительного Пророка (с.г.в.) - имам Хусейн, который особо почитаем у мусульман-шиитов.
  • Первые 9 дней месяца Зуль-Хиджа - об этом можно встретить упоминание в хадисе: «Пост в первые дни месяца Зуль-Хиджа, приравнивается к одному году поста» (Ибн Маджа).
  • Месяц Мухаррам - ураза в этот запретный месяц считается суннатом. Ведь сам Пророк Мухаммад (с.г.в.) как-то изрёк: «После Рамадана лучшим для поста является месяц Аллаха - Мухаррам» (хадис приводит Муслим).
  • Месяц Шаабан - ещё один месяц, на протяжении которого желательно поститься. В лунном календаре он идёт перед Рамазаном. В хадисах от Бухари есть упоминание, что Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) усердствовал в соблюдении уразы в месяц Шаабан, кроме некоторых дней.
  • 6 дней месяца Шавваль - так же желательны для поста. Шавваль следует за Священным месяцем Рамадан. «Если кто-то завершил пост в Рамазан и прибавил к нему шесть дней поста в месяце Шавваль, он получит такую награду, будто бы постился весь год» (хадис от Муслима).
  • Ураза через день , или пост Пророка Дауда (а.с.), который держал уразу через день и который, как говорил Милость миров Мухаммад (с.г.в.), «является самым любимым постом для Аллаха» (в соответствие с хадисом от Муслима).
  • 3 дня в середине каждого месяца - Пророк (с.г.в.) наставлял: «Если захочешь поститься в середине месяца, то постись в 13, 14 и 15 дни» (ат-Тирмизи).
  • Каждый понедельник и четверг - именно в эти дни Посланник Всевышнего (с.г.в.) регулярно соблюдал уразу. «Дела людей представляются Аллаху в понедельник и в четверг, - говорил он. - И я хочу, чтобы мои дела представлялись в то время, когда я соблюдаю пост» (хадис приводит ат-Тирмизи).

Время соблюдения поста в исламе

Известно, что в исламе пост соблюдают на протяжении светлого времени суток. Отсчёт ведётся с наступления утренней зари. В Священной Книге мусульман можно встретить аят:

«Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку на рассвете от черной, а затем поститесь до ночи» (2:187)

Постящемуся надлежит прекратить утренний приём пищи (сухур) до наступления времени фаджр-намаза (как правило, за 30 минут).

Однажды один из подвижников спросил Пророка Мухаммада (с.г.в.) о том, какой временной промежуток должен быть между сухуром и азаном на утренний намаз, на что тот ответил: «Столько, сколько необходимо, чтобы прочесть пятьдесят аятов» (хадис от Бухари и Муслима).

Окончание времени соблюдения поста (ифтар) наступает с закатом солнца и совпадает со временем наступления вечернего намаза. В данном случае, верующему после поста следует сначала разговиться, а затем приступить к намазу.

По окончании сухура читается следующая дуа (ният):

نَوَيْتُ أَنْ أَصُومَ صَوْمَ شَهْرِ رَمَضَانَ مِنَ الْفَجْرِ إِلَى الْمَغْرِبِ خَالِصًا لِلَّهِ تَعَالَى

Транскрипция: «Науайту ан-ассумма саума шяхри Рамадаана мин аль-фаджри иль аль-магриби хаалисан лилЛяяхи тя’ааля»

Перевод: «Я намерился держать пост месяца Рамазан от рассвета до заката искренне ради Аллаха»

Сразу же после разговения - при ифтаре - произносят дуа:

اللَهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَ بِكَ آمَنْتُ وَ عَلَيْكَ تَوَكَلْت وَ عَلَى رِزْقِكَ اَفْطَرْتُ فَاغْفِرْلِى يَا غَفَّارُ مَا قَدَّمْتُ وَ مَأ اَخَّرْتُ

Транскрипция: «Аллахумма лякя сумту уа бикя аманту уа аляйкя таваккяльту уа ‘аля ризкыйкя афтарту фагъфирли йа гаффару ма каддямту уа ма аххарту»

Перевод: «О Аллах! Ради Тебя я держал пост, в Тебя уверовал и на Тебя лишь уповаю, разговляюсь тем, что Ты мне послал. Прости, о Прощающий мои грехи, прежние и будущие!»

Действия, нарушающие уразу

1. Намеренный приё м пищи и курение

Если постящийся осознанно съел или выпил что-либо, закурил, то его ураза в этот день не будет принята. Но если он съел что-то не намеренно, например, по забывчивости, то в этом случае человеку надлежит прекратить поглощение еды или питья, как только он вспомнил о своём посте, и он может продолжить держать уразу - такой пост будет считаться действительным.

2. Интимная близость

После совершения полового акта пост нарушается. Аналогичные последствия и у поцелуя губы в губы, а также семяизвержения вследствие сознательной стимуляции (мастурбации).

3. Закапывание лекарства в нос и уши

Ураза становится недействительной, как только человек использует специальные лекарственные препараты, применяемые для закапывания в нос и слуховой канал, если они попадают в гортань. В то же время инъекции, которые делаются в вену или мышцу, а также глазные капли пост не нарушают.

4. Проглатывание жидкости при полоскании горла

При соблюдении поста необходимо проявлять осторожность, полоща горло в лечебных целях или просто для смачивания, - попадание воды внутрь сделает ваш пост недействительным. Купаться в водоёме и принимать ванну в состоянии уразы допустимо, но следует остерегаться проникновения жидкости через носовые пазухи, глотку и уши.

5. Использование медицинских ингаляторов

Во время поста следует по возможности избегать применения ингаляторов.

6. Намеренное вызывание рвоты

Если человек, держащий уразу, намеренно вызвал рвоту, то его пост считается нарушенным. Если же рвота произошла не по воле человека, то пост остаётся действительным.

7. Менструация

В ситуации, когда у женщины в светлое время суток наступает , ей надлежит прекратить поститься. Этот день ей необходимо будет восполнить после завершения месячных.

Польза от соблюдения поста

Данный столп ислама несёт в себе множество достоинств для соблюдающих его верующих.

Во-первых, ураза способна ввести человека в райские сады, чему можно найти подтверждение в жизнеописании Пророка (с.г.в.): «Поистине, в Раю есть врата, называемые «Ар-Райян», через которые в День Суда будут входить постящиеся. И не войдет через эти врата никто, кроме них» (хадис от Бухари и Муслима).

Во-вторых, пост будет служить в качестве заступника мусульманина в Судный день: «Пост и Коран в Судный день будут заступаться за раба Аллаха» (хадис от Ахмада).

В-третьих, ураза влечёт за собой , о чём было сказано ранее.

Кроме того, все просьбы верующего, соблюдающего пост, будут приняты Всевышним. Пророк Мухаммад (с.г.в.) сказал: «У постящегося никогда не отвергается дуа во время разговения» (Ибн Маджа).

По достоверному слову, намерение, произнесённое в начале ночи, тоже является достаточным. Есть алимы, которые говорят, что недостаточным является намерение, произнесённое в первой половине ночи, и необходимо произнести его во второй половине, объясняя это тем, что втораячасть ночи ближе непосредственно к посту. Если после произнесения намерения ночью ещё до рассвета совершить действия, нарушающие пост (приём пищи, близость с женой), это не повредит посту. Если кто-то после произнесения намерения уснул, то намерение обновлять не нужно, но желательно. Впадение в неверие (куфр), (муртадство) портит намерение. Если человек , впавший в куфр, покается до рассвета, ему необходимо намерение обновить. Намерение, произнесённое ночью, во время близости с женой, тоже достаточно для поста.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Всё о Рамадане
Намаз-таравих
Всё, что нужно знать постящемуся в месяце Рамадан
Женщина в Рамадан
О поцелуях во время поста
Лучшая еда для ифтара в месяц Рамадан
Рамадан - месяц поста и молитвы, а не "праздник желудка"
Рамадан: поститься ли детям?
О посте в Рамадан в вопросах и ответах
Пост в Рамадан по ханафитскому мазхабу
Выплата закят-уль-фитр по завершению поста в Рамадан
месяц Корана
Как вести себя в месяце Рамадан?

Если забыл прочитать намерение ночью

Если кто-либо до наступления рассвета забыл произнести намерение, то пост в этот день не будет считаться. Но из уважения к Рамадану в этот день он не должен делать что-либо, нарушающее пост. Для желательного поста достаточно произнести намерение до обеда дня поста, так как для него не является условием произнесение намерения ночью.

Также при намерении можно не называть месяц и день для суннат-поста (Шавваль, Ашура, Арафа, белые дни и т.д.). Достаточно сказать «поститься завтра», но лучше называть эти дни. Вместе с тем, если в эти дни произнести намерение соблюдать пост (возмещающий или другие суннат - посты), то можно получить воздаяние как за оба поста.

Лица, пропустившие пост в месяц Рамадан

1. Это те, которым не нужно выплачивать каффарат – фидья, они лишь возмещают пост.В эту категорию входят шестеро, которые должны соблюдать имсак: потерявший сознание; опьяневший по своей вине; сошедший с ума; пропустивший пост в пути (путник); больной или тот, кто от голода, жажды, тяжёлой работы или имея грудного ребёнка , или беременна и, боясь трудностей, которые могут их постигнуть при посте, не постились, а также и женщина в период месячных и послеродовых выделений. Эта вся категория обязана лишь возместить пропущенный пост. Все четыре имама согласились с тем, что, если находящийся в пути человек по своему желанию прервёт пост, поев или выпив воду, то этот день он должен возместить и в остальное время дня соблюдать имсак. Более того, имамы Абу Ханифа и Малик говорят, что он должен выплатить каффарат.

По мазхабу имама Ахмада каффарат на такого не налагают, по наиболее достоверному слову имама аш-Шафии – тоже не налагают. Также имамы согласились с тем, что пропущенный по своему желанию один пост нужно возместить одним постом. Рабиа сказал, что нужно возмещать двенадцать дней, Ибну Мусай сказал, что по каждому дню возмещается по месяцу, Нахаи говорит, что тысяча дней нужно возместить, а Ибну Масуд сказал, что, всю жизнь возмещая, не восполнить пропущенный в месяц Рамадан пост;

2. Те, которые выплачивают лишь фидья, т. е. не должны возмещать посты. Это неспособные поститься старики; безнадёжно больной (это определяется заключением одного или двух богобоязненных врачей).Неспособность поститься определяют по сильной непривычной трудности, которая настигнет человека с постом или болезнью, которая позволяет совершить таяммум. Неспособными же они должны быть во все

Новое на сайте

>

Самое популярное