Домой Земледелие Современные дети, самоконтроль и зефирный тест. Зефирный тест (Marshmallow Test): новые факты Отсроченный эксперимент

Современные дети, самоконтроль и зефирный тест. Зефирный тест (Marshmallow Test): новые факты Отсроченный эксперимент

Тест маршмеллоу, который в переводе на русский называется “зефирный” или “мармеладный” тест представляет собой небольшой эксперимент, который можно провести с любым ребенком (или даже с собой:). Он может показать, насколько хорошо ребенок умеет откладывать удовольствие, задействовать силу воли, чтобы чуть позже получить не одну сладость, а две. Первый такой эксперимент был проведен профессором по психологии Уолтером Мишелем в шестидесятых годах с детьми четырех лет. Через 14 лет оказалось, что дети, сумевшие воздержаться от первой порции сладкого, были более успешными в школе, увереными в себе, имели более высокие показатели IQ, концентрации и надежности. Этот тест стал одним из доказательств того, что далеко не только показатели интеллекта человека влияют на его будущую успешность, а и такие качества как умение не набрасываться на мармелад желаемое. Является ли это силой воли или только отдельным ее аспектом — это отдельный вопрос, но терпение и характер проявить детям родителям однозначно придется. Я решила провести такой тест со своими детьми и по его итогам принять меры.

Так, детишки, — я решаю провести эксперимент прямо с утра, пока не устали и настроение хорошее. — Сегодня у мамы для вас интересное задание…
Дети с интересом смотрят на меня, улыбаются — они любят, когда мама устраивает для них какие-нибудь задания, да еще с призами. Я достаю из шкафа коробку „Toffifee“, одну половину которой мы съели вчера. Дети меня очень просили дать им еще, но я твердо сказала, что можно будет только завтра, поэтому сомнений в том, что я правильно выбрала предмет для эксперимента у меня не было.

У Саши с Даниелем при виде маленьких волшебных конфеток глазки горят. Даниель приветствует призы фразой: “Мама, ты самая лучшая на свете”. Саша кивает в поддержку и тянет ручки. Я невозмутимо кладу по одной конфете перед ними на стол. Они тут же готовы отправить их в рот, забыв обо всех конкурсах и призах, приходится остудить их пыл.
- Стоп, — говорю я. — Вы можете съесть по одной конфете прямо сейчас, но если вы подождёте 15 минут, — я показываю на минутную стрелку, где она должна оказаться, — то получите по две.
Дети хмурятся. Такая игра им явно не нравится. По глазам их вижу, что рейтинг мамы с “самой лучшей на свете” со скоростью движения на американских горках спускается с самой высокой точки до самой нижней. Показываю другие две конфетки, чтобы подзадорить их. Сама волнуюсь – всё-таки немного страшно заранее узнавать судьбу своих детей. Саша и Даниель к моей радости продолжают хмуриться, размышляя, но конфеты есть не спешат.
- Условия понятны? — спрашиваю я. — Хотите подождать, чтобы получить две конфеты, или хотите съесть одну сразу же?
- Я подожду, — отвечает Даниель, немного поразмыслив.
В его случае я почти не сомневалась — Даниэль, несмотря на то, что ему только исполнилось пять, всегда чувствует выгоду, и ее не упустит.
- А ты, Саша?
Саша смотрит на конфету, облизывается, подносит ее ко рту, потом смотрит на Даниеля.
- Я тоже подожду, — говорит он.
Я с облегчением вздыхаю и с интересом наблюдаю за детьми. Ожидание дается им нелегко. Даниель поглядывает на часы, Саша берет в руки конфету, подносит ко рту, облизывает, но тут же кладет обратно.
- Я всего лишь облизал, я не съел, — деловито поясняет он мне.
Даниель к конфете не притрагивается, но и взгляда не отрывает.
- Лучшая стратегия ожидания – это заняться чем-нибудь другим, — говорю я. — Чем больше смотришь на часы тем медленнее идёт время.
Дети, следуя моему совету, начинают баловаться, играть друг с другом и время проходит незаметно.
- Мама, смотри! — кричит Даниель.
- Действительно, большая стрелка уже на пяти. Значит вы заслужили по второй конфетке, — я выкладываю на стол обещанное.
Даниель сразу тянется за ней, чтобы отправить в рот. По этому движению вижу, как ему хочется ее съесть (по Саше и так видно). В этот момент мне кажется, что я создала для них слишком легкие условия эксперимента: все-таки мы тут втроем сидим, можем общаться, поэтому я решаюсь на усложнение задачи.
- Подождите! – останавливаю я их на полпути от стола ко рту. — Вы можете получить третью конфетку, если подождёте ещё 15 минут.
- Мама, большая длиная стрелка будет на восьми? — спрашивает Даниель.
- Да, — отвечаю я удивленно – я и не знала, что младший сын уже освоил логику часов.
- Тогда я подожду, — спокойно отвечает он.
Саша тяжело вздыхает и с укором смотрит на Даниеля – вот ведь младший брат попался!
- Я тоже, — соглашается в итоге он.
Ожидание во второй раз – явно более утомительное, чем в первый. Дети не знают, чем себя занять. Саша берет конфеты в руки, снова облизывает. Даниель не притрагивается. Потом они играют, спрятавшись под стол и пытаясь достать конфеты из-под стола рукой, не глядя.
- Как вы думаете, зачем я это делаю? – спрашиваю я, когда они садятся на сиденья и тяжело вздыхают.
- Чтобы мы умели терпеть, — отвечает Саша.
- Да, чтобы были терпеливыми, но не только. Один профессор решил проверить, какую роль играет это качество в дальнейшей жизни — умение откладывать вознаграждение. И оказалось, что дети, которые умели терпеть, были потом более умными и успешными в жизни.
Дети слушают, но большого интереса к моим словам не проявляют. Взгляд их сосредоточен на конфетах. Кажется, сейчас они уже жалеют, что согласились на мои условия. Лучше было согласиться на две конфеты, чем терпеть такое. Но они терпят и тем самым укрепляют во мне мысль о том, что с будущим у моих детей все будет в порядке, во всяком случае с откладыванием удовольствия.
Ровно через 15 минут дети получают по три заслуженных Toffifee. Я наблюдаю, с какой скоростью они их съедят.
Даниель задумчиво смотрит на кучку сладостей. Саша смотрит на Даниеля.
- Ладно мама, — говорит Даниель, вздыхая, — давай четвертую. Я еще подожду.
Саша, думаю, готов в этот момент дать брату в глаз, а то и сразу в два. Четвертая конфета Саше вовсе не нужна, он бы сейчас эти три все разом в рот положил и проглотил, не разжевывая, но неужели он младшему брату уступит?!
- Нет, Даниель, — отвечаю я твердо, — все время откладывать удовольствие тоже неправильно. Нужно и жизнью наслаждаться. Ешьте конфеты.
Дети медленно отправляют конфеты одну за другой в рот, кажется, не веря собственному счастью.
- Мама, — восклицает Саша, — они такие вкусные! Никогда таких вкусных не ел!
- Да, — я улыбаюсь. — Когда долго чего-то ждешь, то результат еще вкуснее получается.
Удовлетворенная результатами эксперимента, решаю в этот раз ничего не делать. Думаю, что в аспекте воспитания силы воли у нас все хорошо. Это не значит, что мои дети с легкостью делают то, что им не нравится. Нет, здесь они тоже ноют и говорят: “Почему все время я должен убирать игрушки…”, “которые я сам разбросал”, — добавляю я, но я считаю, что было бы странно, если бы они делали с улыбкой на лице то, что им не хочется делать. Пусть морщатся, ворчат, но делают. Стараюсь их не перегружать, потому что правильная мотивация всегда дает больше, чем голая сила воли, но без нее в жизни тоже сложно, поэтому тренировать ее на таких маленьких эпизодах жизни как накрыть на стол, убрать игрушки, помочь принести покупки из машины и так далее – это очень полезно и необходимо для будущей жизни.

Этот знаменитый эксперимент был впервые проведен психологом Стэндфордского университета Уолтером Мишелом в 60-е годы 20 века.

Суть эксперимента заключалась буквально в следующем: выяснить, действительно ли умение (или неумение) отложить мгновенное удовольствие ради большего вознаграждения в будущем определяет в буквальном смысле судьбу каждого из нас. Мишел доказал, что дети, которые смогли устоять перед сиюминутным соблазном, в дальнейшем были более успешные в жизни.

В эксперименте приняли участие 600 детей сотрудников и аспирантов Стэндфордского Университета. Детям предложили кусочек зефира (мармелада) и сказали, что если малыш подождет возвращения экспериментатора и не съест этот зефир, то получит дополнительный кусочек.

После такой краткой инструкции исследователи уходили из комнаты, оставив ребенка одного, и наблюдали за его поведением из другой комнаты. Отдельного внимания заслуживает описание поведения детей во время ожидания. Кто-то тут же съедал зефир, кто-то пытался переключиться на игрушки или чем-то занять себя, некоторые дети просто закрывали глаза или отворачивались, чтобы не видеть сладость. Некоторые дети начинали петь и даже танцевать, лишь бы переключиться и не думать о сладости.

Через 30 минут экспериментаторы фиксировали результаты эксперимента. Показательным было то, что только 30% детей отказались от зефира и выдержали испытание, остальные 70% малышей не смогли устоять и на разном временном интервале все-таки съели предложенную сладость.

Спустя 15 лет Мишел проследил судьбу своих подопечных и выяснил буквально следующее: те дети, которые стойко выдержали испытание и не съели свой зефир, стали более успешными в жизни, они лучше ладят с окружающими, более эффективно справляются со стрессом, и более легко решают свои проблемы в жизни.

Как показал данный эксперимент, способность по своей воле откладывать вознаграждение является чертой характера, которая связана с нашими будущими достижениями. Приятная новость в том, что данный навык можно тренировать, он не является врожденной привычкой. Скорее, воспитание родителей или самого себя во взрослом возрасте способно изменить наше представление о сиюминутности вознаграждения.

Обратите внимание, как часто вы идете на поводу у сиюминутного удовольствия, даже не пытаясь проявить терпение и дождаться того, чего мы действительно хотим.

Через несколько лет зефирный эксперимент был проведен учеными других стран и результаты оказались точно такими же. Одним из ученых, повторивших это исследование, был Филипп Зимбардо. В своей книге «Парадокс времени» (“Time Paradox”) он описал результаты своего эксперимента.

Deferred gratification или delayed gratification - это умение ждать, откладывать удовольствие, чтобы получить то, чего хочешь. Это свойство известно под разными именами, в том числе сила воли, самоконтроль или контроль импульсов. Многочисленные исследования показали, что животные не делают этого, так что эта проблема имеет фундаментальное значение для человеческой природы.

MARSHMALLOW TEST

Лица детей, настоящие эмоциональные штормы:)

Так называемый «зефирный тест» отлично иллюстрирует степень эмоционального регулирования, или «контроля состояний». Этот тест предложил Walter Mischel из Колумбийского университета.

Четырехлетнему ребенку выдаётся маленькая зефиринка. После чего у экспериментатора вдруг возникают срочные дела и ему надо на 20 минут выйти. А ребенку предлагается сделать выбор: «Ты можешь съесть зефир прямо сейчас, но если ты дождешься моего возвращения, я дам тебе не один, а два кусочка». Скрытая камера записывает поведение ребенка. Некоторые дети съедают зефир сразу. Другие сначала пытаются подождать, но не выдерживают и через несколько минут берут зефир. Находятся и такие, которые твердо решили дождаться, они отвлекали себя - кто-то пел, кто-то закрывал глаза, кто-то играл, некоторые даже засыпали, - чтобы избежать искушения.

«Зефирный тест» выявляет важные свойства интеллектуального развития детей. Наблюдая за теми же детьми в школьном возрасте, мы видим существенное соответствие между ожиданием второго кусочка зефира и академическими успехами. Более того, группа «стоиков» в подростковом возрасте обладает более контролируемым поведением, достигает больших успехов в любых делах, вообще чувствует себя более счастливой, чем те, кто предпочитал «зефир в руке». Когда время подошло к поступлению в университет, дети, которые могли проявлять выдержку (в четырехлетнем возрасте), успешно прошли экзаменационное тестирование, что не обязательно вытекало из их уровня IQ.

Способность откладывать удовольствие всегда называется в числе признаков эмоционального интеллекта. Это фактор, который оказывает влияние на протяжении всей жизни, будь то процесс обучения, в котором приходится чем-то жертвовать ради академических успехов или продвижения, или ведение долгосрочные деловых переговоров, или напряженные тренировки и жертвы в стремлении к спортивным результатам.

Эмоциональный интеллект (EQ) - психологическая концепция, возникшая в 1990 году. Группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих. Выделяются четыре главных составляющих EQ: самосознание, самоконтроль, эмпатия, навыки отношений.

Человек, проявляющий данное свойство интеллекта, не стремится получить все «прямо сейчас». В эпоху продуктов быстрого приготовления и развитой сферы услуг многие люди теряют искусство терпения, готовность переносить временные трудности и даже боль с тем, чтобы получить в будущем несравненно большее удовольствие. Нам не придется далеко ходить за примерами. Достаточно взглянуть вокруг, и мы увидим множество коллег и друзей, которым явно не хватает умения контролировать свои импульсы. Однако это черта личности, которой можно научиться. Многие дети достаточно быстро учатся ждать, а умение откладывать удовольствие становится для них привычкой. Мы инстинктивно употребляем распространенную отговорку - «лучше синица в руке, чем журавль в небе», - чтобы оправдать свои сиюминутные решения. Но ожидание - типично человеческая черта, неизвестная у животных. И это лишний раз доказывает важную роль данного аспекта.

Контроль импульсов, как это прекрасно показано в «зефирном тесте» четырехлетними детьми, является базовым навыком и важнейшим свойством человеческого ума. Это триумф рационального мышления над импульсивными действиями, который невозможно учесть ни в одном тесте на IQ.

«Самоконтроль истощает ресурсы памяти» — заголовок статьи, размещенной в разделе «Наука» на сайте ежедневной газеты The Guardian, самом посещаемый из сайтов британских газет. Что такое «Зефирный тест» и как самоконтроль может угнетать память и внимание, вы можете узнать из полного перевода статьи. Коротко говоря, самоконтроль и познавательные функции мозга активизируются одними областями мозга и конкурируют за одни ресурсы. Когда много самоконтроля, то страдает память и внимание. Таким образом, это уже моя гипотеза, травмы и развившийся ПТСР, а также личностные расстройства (все что требует для выживания и сохранения психического здоровья создания мощных психологических защит) обязательно будут угнетать познавательную сферу. Таким людям должны быть привычны разные «сбои» с концентрацией внимания и памятью, многие их которых могут выглядеть как мистические.

Самоконтроль истощает ресурсы памяти

Новое исследование показало, что волевые усилия, которые осуществляет человек, ухудшают функции памяти за счет истощения общих мозговых механизмов и структур.

Известный ряд издевательских экспериментов был проведен в 1960-х годах психологом Уолтером Мишелом. Детей дошкольного возраста усаживали по одному за стол, на котором перед ними помещали сладкое угощение – небольшой зефир, печенье, или сухарик. Каждому из юных участников сказали, что их оставят одних в комнате, и что, если они смогут не поддаться соблазну поесть сладкого на столе перед ними, они будут вознаграждены еще большими сладостями, когда экспериментатор вернется.

Так называемый «Зефир тест» (Marshmallow Test) был разработан для тестирования самоконтроля и способности к отказу от удовольствий. Мишел и его коллеги отслеживали развитие некоторых детей, а затем утверждали, что те, кому удалось продержаться дольше в первоначальном эксперименте, были более успешны в школе, и далее стали более успешными в жизни, чем те, кто не смог устоять перед соблазном съесть угощение до того, как исследователь вернулся в комнату.

Умение проявлять силу воли и подавлять импульсивное поведение считается основными особенностями исполнительных функций мозга (совокупности нервных процессов — в том числе, внимания, мышления и памяти, которые регулируют наше поведение и мысли и позволяют нам адаптировать их в соответствии с меняющимися требованиями решаемых задач).

Исполнительная функция мозга — это довольно расплывчатый термин. Мы все еще не знаем много о лежащих в его основе механизмах или о том, как различные компоненты данной системы управления связаны друг с другом. Новое исследование показывает, что самоконтроль и память конкурируют друг с другом за одинаковые мозговые ресурсы. Таким образом, осуществление волевых усилий истощает эти общие ресурсы и ухудшает нашу способность кодировать воспоминания.

В лаборатории самоконтроль (реакции торможения, как чаще говорят неврологи) часто тестируется способом «Go/ No–Go». Это обычно включает в себя показ испытуемым группы сигналов, на большинство из них нужно ответить, выполняя простые действия, такие как нажатие кнопки («Go») , например. Но небольшое подмножество сигналов немного отличается от остальных, и когда они появляются, испытуемый должен уклониться от выполнения привычного действия и воздерживаться от нажатия кнопки («No–Go») . Сколько раз участник неправильно нажимает на кнопки на эти “запретные” сигналы является, таким образом, мерой его самоконтроля.

В начале этого года Ю-Чин Чиу и Тобиас Эгнер (Yu-Chin Chiu and Tobias Egner) из Университета Дьюка в Северной Каролине сообщили, что реакция торможения ухудшает кодирование памяти. Они попросили добровольцев выполнить «Go/ no–go» -тест, используя фотографии лиц в качестве стимулов, а затем проверили их способность распознавать лица, используемые в эксперименте. Они обнаружили, что память на лица испытуемых, которую фиксировали во время испытаний с реакциями торможения No–Go»), значительно ухудшалась. И по этой причине была выдвинута гипотеза, что реакция подавления конкурирует с кодированием памяти за общие ресурсы внимания.

Чтобы проверить эту идею, Чиу и Эгнер повторили эксперимент с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии (МРТ). Они набрали 24 дополнительных участников и предложил им пройти «Go/ no–go» -тест , осуществляя при этом сканирование мозга испытуемых. Ученые так же использовали фотографии лиц в качестве визуальных ориентиров и проверяли способности участников опознавать их вскоре после этого.

Раннее сделанные выводы полностью подтвердились. Способность запоминать у испытуемых No–Go») была хуже, чем у тех участников, которые выполняли «Go» — задание . Сканирование показало, что ответ на стимул и торможение реакции порождал совпадающее возбуждение паттернов в областях мозга (в правой лобной и теменной долях), в той сети, которая ранее были вовлечена в торможение реакции.

Важно отметить, что «No–Go»-испытания в более значительной степени активизировали эту сеть, чем испытания «Go». Активность в одной специфической области мозга (вентролатеральный префронтальная кора) предсказывала прочность памяти участников. Чем больше активации наблюдаемый сети, тем более вероятно, что участники забудт данное лицо позже. В то же время исследователи также заметили значительное снижение активности в областях мозга, участвующих в обработке зрительной памяти и во время «No–Go»-испытаний по сравнению с «Go»-испытаниями.

Эти данные убедительно свидетельствуют, что самоконтроль и процессы кодирования памяти делят общие структуры и механизмы мозга, конкурируя друг с другом за них, и так же поддерживают гипотезу Ю-Чин Чиу и Тобиаса Эгнера о «ингибировании индуцированной забывания». Эти общие нервные ресурсы ограничены, и так ответное торможение быстро истощает их, уменьшая их количество для кодирования воспоминаний. Мы уже знаем, что пристальное внимание к чему-то может заставить нас не обращать внимания на другие вещи, которые обычно были бы очевидны, и будущие исследования, скорее всего, выявят больше о том, как внимание, память и самоконтроль связаны друг с другом и с другими компонентами системы исполнительной функции мозга.

References

Chiu, Y. -C. & Egner, T. (2015). Inhibition-Induced Forgetting Results from Resource Competition between Response Inhibition and Memory Encoding Processes. J. Neurosci., 35: 11936-45.

Chiu, Y. -C. & Egner, T. (2015). Inhibition-Induced Forgetting: When More Control Leads to Less Memory. Psych. Sci., 26: 27-38.

Mischel, W. & Ebbesen, E. B. (1970). Attention in delay of gratification. J. Pers. Soc. Psychol., 16: 329-37.

Новое на сайте

>

Самое популярное