Домой Удобрения Названа причина крушения

Названа причина крушения

Специалисты Межгосударственного авиационного комитета назвали предварительную причину крушения Ан-148, который разбился в минувшее воскресенье под Москвой. По данным специалистов, катастрофа произошла из-за выхода из строя приемников полного давления, которые не включились из-за обледенения. К такому выводу сотрудники МАК пришли после того, как завершили расшифровку данных параметрического самописца Ан-148.

По данным МАК, «особая ситуация» начала развиваться на борту лайнера примерно через две с половиной минуты после взлета, на высоте около 1300 метров и скорости 465-470 км/ч.

В этот момент появились расхождения в показаниях скорости от МВП1 (модуль воздушных параметров) (ППД1) левого летчика и МВП3 (ППД3, резервный). Еще через 30 секунд расхождения достигли примерно 30 км/ч. После этого появилась разовая команда экипажу «Приборная — сравни». Команда повторилась на высоте около 2000 метров, в этот раз расхождения между показаниями датчиков увеличились.

Экипаж отключил автопилот после второй команды «Приборная — сравни». Далее полет проходил в ручном режиме. Показания скорости сильно разнились: на одном модуле воздушных параметров было отмечено 0 км/ч, на другом — 540-560 км/ч. После этого показания скорости последнего резко упали (до 200 км/ч и ниже). Самолет перевели в интенсивное снижение с угловым движением на пикирование 30-35 градусов. Перед столкновением с землей показания одного из модулей оставались нулевыми, второго — 800 км/ч. «За 4-5 секунд до столкновения у самолета стал развиваться правый крен, который достиг 25 градусов», — сообщили в МАК. Через шесть минут после взлета Ан-148 столкнулся с землей.

Как сообщили журналистам специалисты комитета, предварительный анализ показал, что

катастрофа могла произойти из-за неверных данных о скорости полета. Ошибка приборов, скорее всего, была связана с «обледенением ППД (приемники полного давления) при выключенном состоянии систем их обогрева».

Напомним, Ан-148 «Саратовских авиалиний», который выполнял рейс по маршруту Москва — Орск, разбился через несколько минут после взлета из Домодедово, на борту лайнера находились 65 пассажиров и шесть членов экипажа. Все они погибли.

Бывший министр гражданской авиации СССР, заслуженный пилот СССР считает, что данные расшифровки «черного ящика» серьезно сузили перечень возможных версий трагедии. «Если ориентироваться на те сведения, что нам представил МАК, картина вырисовывается следующая: обогрев всех приемников полного давления находился в выключенном состоянии. Это значит, что когда самолет взлетел, приборы показывали, что скорость самолета не растет. Следовательно, командир экипажа исходил из этой информации приборов и, вероятно, начал увеличивать мощность двигателя. Так он ее все увеличивал и увеличивал, фактически переведя двигатели во взлетный режим», — рассуждает эксперт в разговоре с «Газетой.Ru».

По словам бывшего министра гражданской авиации СССР, во взлетном режиме моторы самолета могут работать очень ограниченное время, потом наступает их разрушение.

«Вопрос в том, почему не сработал обогрев приемников полного давления. Или пилоты его не включили, или включили, но они не сработали. Полная картина должна стать ясна после расшифровки второго «черного ящика», где записаны переговоры членов экипажа»,

— заключил Смирнов.

Как сказано на сайте МАК, специалистам комитета пришлось полностью разобрать оба «черных ящика» для расшифровки сведений, которые там хранятся. «Было произведено успешное копирование всей информации бортового параметрического регистратора. Имеется запись 16 полетов, в том числе завершившегося катастрофой. Специалисты приступили к расшифровке записи», — отмечается в сообщении комитета.

Там также указано, что представители МАК провели переговоры с Уполномоченным представителем Национального бюро по расследованию авиационных происшествий Украины, так как это государство является разработчиком самолета Ан-148 и его агрегатов. «В настоящий момент Комиссия по расследованию ожидает решения украинской стороны о дате прибытия и составе группы специалистов из Украины», — отмечает МАК.

Сообщение МАК о проблемах в работе приемников полного давления прокомментировали и в Следственном комитете. Как рассказала журналистам официальный представитель ведомства , «следствие будет рассматривать эти сведения в совокупности с другими материалами уголовного дела, находящегося в производстве СК России. Версия специалистов МАК будет проверяться наряду с другими». После крушения Ан-148 возбудил уголовное дело по части 3 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц).

Ранее ряд СМИ со ссылкой на очевидцев трагедии сообщал, что, вероятно, на борту упавшего Ан-148 произошел взрыв, так как падению машины предшествовал «сильный хлопок». Некоторые эксперты также выдвигали версию о том, что раз экипаж не успел доложить на землю о внештатной ситуации, то на борту лайнера произошло что-то внезапное, например, взрыв или сильный пожар. Впрочем, накануне Светлана Петренко сделала заявление, из которого следует, что Ан-148 до столкновения с землей был в целом виде и развалился на куски уже после падения, что исключало взрыв на борту.

Как рассказал «Газете.Ru» источник, близкий к следствию, в настоящий момент версия о взрыве не рассматривается. «По разлету обломков уже видно, что никакого разрушения в воздухе не было», — рассказал собеседник «Газеты.Ru». По его словам, раз сейчас появилась версия о неисправности приемников полного давления, то в первую очередь будут отрабатываться версии, связанные с этим обстоятельством. «Тут зависит от того, на каком моменте сигнал проходил. Когда это проанализируют, станет ясно, был включен обогрев приемников полного давления или не был. Также, возможно, будет рассматриваться версия человеческого фактора. Летчики могли торопиться, спешить. Тем более,

есть информация, что у «Саратовских авиалиний» частенько проходили задержки рейсов. Эта гонка могла привести к тому, что что-то забыли включить.

Второй самописец позволит прослушать, было это или нет», — сообщил источник.

Отметим, что именно обледенение приемников полного давления, согласно официальной версии, привело к крушению самолета Air France над Атлантикой 1 июня 2009 года. Тогда погибли все 228 человек, находившиеся на борту лайнера. Как установила комиссия, расследовавшая обстоятельства трагедии, в полете произошло обмерзание составной части приемника — трубки Пито, что повлекло за собой выход из строя автопилота, рассогласование действий экипажа и сваливание воздушного судна, из которого летчики вывести его не смогли.

Упавший в Подмосковье Ан-148 был изготовлен в 2010 году по заказу ГТК «Россия», первый регулярный рейс он совершил 26 июня 2010 года. В 2015-2017 годах этот самолет находился на хранении из-за отсутствия запчастей. С февраля же прошлого года лайнер эксплуатировался авиакомпанией «Саратовские авиалинии». Сообщается, что самолет эксплуатировали с нарушениями. В ноябре 2017 года в течение месяца проводилась проверка авиакомпании, в ходе которой выявились следующие проблемы: была нарушена периодичность замены масла в редукторах и промывки фильтра воздушного стартера. Это необходимо делать через 375 летных часов, а на деле работы проводились с периодичностью 750 часов. Вместе с тем начальник пресс-службы «Саратовских авиалиний» подчеркнула, что никаких претензий к техническому состоянию самолета Ан-148, который разбился в Подмосковье, не было.

«Саратовские авиалинии» приняли решение приостановить на время эксплуатацию Ан-148, которых у компании теперь осталось 10. Это создаст проблемы для тех, кому необходимо в ближайшее время лететь из Москвы в Орск, так как регулярные рейсы туда выполняют всего две компании — кроме «Саратовских авиалиний», это делает немецкий Hahn Air Systems. Как рассказали журналистам в пресс-службе «Саратовских авиалиний», первые несколько дней после трагедии летать в Орск вместо них будут самолеты компании «Ижавиа», а потом компания вернется к обслуживанию данного маршрута. Только летать в Орск будут не Ан-148, а машины Embraer.

Авиакатастрофы, которые произошли в последнее время в России, рассказал журналист Алек Лун в статье для издания The Atlantic, вызваны резким ростом пассажирских перевозок в стране. Отрасль, по его мнению, стала жертвой собственного успеха.

ПО ТЕМЕ

С 2009-го по 2015 год число авиапассажиров в России выросло в два раза и достигло 90 миллионов человек. В 2017 году рост составил 19%, передает РИА Новости. Эти факторы вызвали дефицит квалифицированного персонала. Усугубило ситуацию падение курса рубля, что сделало работу пилотов за границей крайне привлекательной.

Вдобавок авиакомпании стремятся выжать все соки из сотрудников. Несмотря на то что время работы пилотов в России ограничивается 90 часами в месяц (по сравнению с другими странами, это немного), перевозчики прибегают к различным ухищрениям, чтобы заставить их работать больше.

Журналист напомнил, что именно к такому выводу эксперты пришли при расследовании авиакатастрофы 2012 года под Тюменью. Выяснилось, что летчики нарушали режим труда и не получали достаточно отпускных дней.

Также Алек Лун вспомнил крушение Як-42 под Ярославлем в 2011 году и падение Ту-154 Минобороны в Черное море в 2016-м. По мнению специалистов, не последнюю роль в этих катастрофах сыграл человеческий фактор.

Об ошибке пилотов заговорили и после крушения Ан-148 в Подмосковье. МАК сообщил о том, что падение могло быть вызвано обледенением датчиков приемников полного давления, которые замеряют скорость лайнера. При этом обогрев приемников был выключен.

Напомним, 11 февраля самолет Ан-148 с 65 пассажирами и шестью членами экипажа потерпел крушение в Раменском районе Московской области. Борт выполнял перелет из Москвы в Орск, однако пропал с экранов радаров спустя несколько минут после вылета из аэропорта. В авиакатастрофе никто не выжил.

Наиболее вероятной версией крушения самолета эксперты считают техническую неисправность. И проявилась она прямо перед посадкой. Об этом рассказали два источника в Минобороны и один представитель авиастроительной отрасли.

На расстоянии 1 км от взлетно-посадочной полосы (ВПП) самолет должен находиться на высоте 50 м, а на удалении 500 м он должен быть на высоте 25 метров. Все подходы к авиабазе "Хмеймим" расчищены, посторонних строений и других объектов, мешающих посадке, нет. Скорость ветра в момент аварии не превышала максимального значения – 10 м/с, уточнили "Известиям" источники.

Пилотирование любого самолета в Сирии считается боевым вылетом, отметил бывший командующий фронтовой авиацией ВВС России генерал-полковник Николай Антошкин. По его словам, "в этой стране особые условия службы и летной работы".

Катастрофа могла быть вызвана отказом техники и погодными условиями, а также тем, что поломка произошла на малой высоте, пояснил бывший начальник Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания при Министерстве обороны России, заслуженный военный летчик, генерал-майор Владимир Попов. А исправить ситуацию рулями крена и педалями по направлению было практически невозможно, отметил он.

На авиабазе "Хмеймим", по словам источников, существуют две схемы захода на посадку – "северная" и "южная". Первая, при выборе которой надо маневрировать в районе гор, более сложная. Вторая проще, так как с той стороны равнинная местность. Но оба маршрута проходят параллельно берегу моря, до которого меньше 5 км, и на них дуют боковые ветра.

Однако, несмотря на то что в момент захода самолета на посадку скорость ветра была 8 – 10 м/с, она некритична "для самолетов этого типа, которые можно посадить даже при порывах 15 метров в секунду", отметил Попов. А так как трагедия случилась на небольшом удалении от взлетно-посадочной полосы, значит и внешнего воздействия не было: на этом расстоянии начинается охранная зона ВПП, пояснил он. И назвал главной версией крушения технический отказ.

Обычно при таких происшествиях расследование ведется по трем основным направлениям – человеческому фактору, возможной ошибке пилота, отказу техники и бортовых приборов, – а также внешним факторам, рассказал "Газете.ру" один из военных экспертов.

При этом он отметил, что самолет мог пострадать не только из-за погодных условий, но и от огневого воздействия: когда воздушные суда заходят на посадку или взлетают, они более всего уязвимы для выстрелов из переносного зенитного ракетного комплекса. Однако, если бы самолет сбили, то очевидцы рассказали бы о газовом следе такого выстрела, добавил эксперт.

Транспортный самолет Минобороны РФ во вторник, 6 марта, при посадке на сирийской авиабазе "Хмеймим". На борту находились военнослужащие – 33 пассажира и 6 членов экипажа. Все они погибли.

Это 27 офицеров, в том числе генерал-майор, "а также прапорщики и военнослужащие контрактной службы", сообщили в Минобороны России. Никого из гражданских на борту не было. Имя погибшего генерал-майора в военном ведомстве не назвали, хотя ранее в соцсетях появилась информация, что это Владимир Еремеев, но она не подтверждена, писали накануне "Ведомости".

Официальная причина катастрофы пока не названа. Все версии произошедшего изучает специальная комиссия.

В Сирии Ан-26 с бортовым номером 52 использовали для перевозки личного состава и грузов между гарнизонами. Вчера он совершал плановый перелет с авиабазы "Кувейрас" возле Алеппо на авиабазу Хмеймим – протяженность маршрута составляла около 200 км, – вез грузы и военнослужащих. На борту находился штатный экипаж: пилот, второй пилот, борттехник, штурман и радист, которому был придан переводчик.

Этот самолет широко в ВКС РФ. Хотя Ан-26 сняли с производства более 30 лет назад, его ресурс успешно продлевался.

В воскресенье, 11 февраля, Россию потрясла настоящая трагедия, произошедшая в Подмосковье - разбился самолет АН-148, на борту которого находилось более семидесяти людей. Авиакатастрофа унесла жизни экипажа и пассажиров. Обломки самолета и тела погибших обнаружили в Раменском районе Подмосковья.

На месте трагедии уже не первый день работают эксперты. Версии крушения выдвигались разные - от ошибки пилотирования до теракта на борту. Самолет направлялся из Москвы в Орск - большинство погибших являлись жителями Оренбургской области.

Родным погибших выражают соболезнования как представители власти, так и обычные граждане страны и мира. Они несут цветы и свечи к своеобразным мемориалам в своих населенных пунктах. Эксперты в это время пытаются установить истинную причину трагедии.

Причины крушения самолета Ан-148 озвучены экспертами

Изначально экспертная комиссия говорила об ошибке в работе пилотов, но многие были уверены, что информация специально искажается, чтобы не вызвать в обществе панику и боязнь к полетам в смутное время участившихся террористических актов. Многие были уверены, что произошел именно теракт, ведь обломки самолета и тела погибших разлетелись на многие километры, якобы, от взрыва на борту.

При этом расшифровка черных ящиков уже дала первые результаты - похоже, пилоты с многолетним стажем и отличной репутацией действительно совершили роковую ошибку.

Данные параметрического самописца самолета, разбившегося неподалеку от подмосковного Аргуново, были расшифрованы Межгосударственным авиационным комитетом. Согласно данным черного ящика, причиной крушения стало расхождение в показателях обледеневших индикаторов скорости воздушного судна и реальной скорости самолета. При столкновении с землей скорость самолета достигала почти 800 км/ч.

Эксперты МАК сообщили, что картина катастрофы была следующей. Через 2 с половиной минуты после взлета Ан-148, когда фактическая скорость борта была 465-470 километров в час, данные о скорости, поступавшие к командиру Ан-148 и второму пилоту, начали различаться. Эта разница усугублялась.

Летчики отключили автопилот и попытались справиться с нештатной ситуацией, когда один датчик показывал отсутствие скорости вообще, второй - до 560 километров в час, сбрасывая ее затем до 200 километров. Ан-148 начал резкое снижение - скорее всего, следуя командам пилотов, они пытались понять, что происходит с бортом.

"Если разница в показаниях произошла, то есть летные требования, которые указывают летчикам пилотировать самолет по углу атаки. В случае, если самолет не оборудован прибором, показывающим угол атаки, то пилотировать только по углу тангажа. Все эти ситуации предварительно должны отрабатываться на тренажерах. В этой нестандартной ситуации, конечно, датчик повлиял на развитие катастрофической ситуации. Однако если экипаж не сумел с ней справиться, то это можно считать ошибкой экипажа", - цитирует экспертов "Московский комсомолец".

В обществе уже говорят о том, что 71 человек погиб из-за обычной снежинки, которая могла вызвать охлаждение датчиков. Почему отсутствовал их обогрев - вопрос уже второй. Возможно, в самолете была элементарная неисправность.

Фамилии погибших в авиакатастрофе 11 февраля 2018 года

Среди погибших - жители Оренбургской области и других городов России.

Известно, что в катастрофе погибли двое техников, которые перед вылетом обслуживали самолет. В трагическом списке также ветеран российской авиации - заслуженный пилот Борис Кармалеев. Он был преподавателем Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации. Имя Алексея Грачева хорошо известно байкерскому сообществу двух столиц.

Как уже говорилось выше, в списке погибших, в основном, жители Оренбургской области. В том числе, Илья Ставский. На родине его знали, как экстрасенса. В день гибели Илье исполнилось 33. Он летел домой, чтобы отметить день рождения.

В катастрофе также погибла девушка защитника дальневосточного хоккейного клуба "Адмирал" Сергея Ильина - 22-летняя Дарья Толмасова.

Полный список погибших при крушении Ан-148.

Сообщила о первых результатах расшифровки «черных ящиков» разбившегося в Подмосковье пассажирского самолета Ан-148.

«Предварительный анализ зарегистрированной информации, а также анализ аналогичных случаев, имевших место в прошлом, позволяют предполагать, что фактором развития особой ситуации в полете могли стать неверные данные о скорости полета на индикаторах пилотов, что, в свою очередь, видимо, было связано с обледенением приемников полного давления при выключенном состоянии систем их обогрева», - говорится в сообщении на сайте ведомства.

По данным комитета, в ходе всего полета обогрев всех трех приемников полного давления (устройства, которые собирают данные о давлении воздуха, действующего на самолет во время полета) находился в выключенном состоянии.

Особая ситуация, по данным расследования, начала развиваться в самолете примерно через 2 с половиной минуты после взлета. В этот момент самолет находился на высоте около 1300 м и двигался со скоростью 465–470 км/ч.

Тогда системы лайнера зафиксировали расхождения в показаниях скорости от модуля воздушных параметров первого приемника полного давления и аналогичного резервного прибора.

В этот момент появилось разовое сообщение экипажу: «Приборная - СРАВНИ», оно повторилось снова через 50 секунд.

“После второго появления указанной разовой команды (сообщения) экипаж отключил автопилот. Весь дальнейший полет проходил в ручном режиме. Показания скорости от МВП1 продолжали падать и через 34 секунды после отключения автопилота стали равны 0. При этом показания скорости от МВП3 составляли 540-560 км/ч. В течение примерно 50 секунд после отключения автопилота полет проходил на высоте 1700-1900 м с изменениями вертикальной перегрузки в пределах от 1,5 до 0,5 g. После этого, при сохранении значений скорости от МВП1 0 км/ч, начали интенсивно падать значения скорости от МВП3 (до 200 км/ч и ниже). В дальнейшем самолет был переведен в интенсивное снижение с углами тангажа на пикирование 30-35 градусов и вертикальной перегрузкой до 0 g. Столкновение с землей произошло около 11:27:05. Перед столкновением с землей показания скорости от МВП3 начали интенсивно расти и к моменту столкновения составили около 800 км/ч. Показания скорости от МВП1 продолжали быть равными 0”, — говорится в сообщении МАК.

«Потеря информации о скорости” стала первопричиной аварийной ситуации, считают в комитете. Расследование продолжается.

По данным РБК , это не первая катастрофа Ан-148, вызванная подобной причиной.

Точно такой же самолет в 2011 году разбился в Белгородской области, из-за “потери информации о скорости». Но тогда датчики воздушного давления отказали не из-за обледенения, а из-за конструктивных проблем, которые впоследствии должны были устранить на всех аналогичных бортах.

Другая похожая авиакатастрофа произошла с Airbus А330 над Атлантическим океаном в 2009 году, тогда тоже произошло обледенение датчиков самолета.

При этом обледенение датчиков скорости не связано с противообледенительной обработкой, которую проводят с бортом перед вылетом.

«Она нужна не для того, чтобы работоспособность приемников воздушного давления поддержать, а для того, чтобы поверхность крыла была чистой. Смываются специальной жидкостью остатки льда, и в течение примерно тридцати минут после вылета эта жидкость гарантирует, что не будет нарастания нового льда. Это никак не связано с показаниями скорости», — пояснил заслуженный летчик-испытатель Владимир Бирюков.

По данным источников, перед взлетом пилот Ан-148 отказался от этой обработки.

Для нормальной работы датчиков необходимо проводить их обогрев, который на Ан-148, по какой-то причине был выключен.

В ситуации расхождения показателей датчиков борт все же могли спасти грамотные действия экипажа, считает заслуженный пилот России Юрий Сытник.

По его словам, на самолете есть система воздушных сигналов (СВС), которая собирает данные приемников давления, делает выводы о скорости, высоте и других параметрах, а затем передает информацию в компьютер, управляющий автопилотом.

«Это очень важная информация. Если пилот не включает обогрев, и датчики обмерзают, сигналы могут быть неверными. Автопилот может принимать неверные решения по управлению самолетом», - пояснил Сытник.

При этом он уточнил, что «это ситуация сложная, но не аварийная». Полет скорее всего продолжился бы нормально, если бы пилоты смогли включить обогрев приемника полного давления.

«Это самое начало развития аварийной ситуации, и если за ним не следуют неверные действия, то людей можно спасти», - добавил Сытник.

Помимо основной системы сигналов, есть и резервная, пояснил заслуженный пилот.

«Если возникает расхождение, на автопилот и на показания приборов идет сообщение об ошибке. Сразу срабатывает сигнализация - «Проверь скорость!». Горит сигнал желтого цвета. Это значит, пилот должен посмотреть на резервные приборы, отключить автопилот и доложить диспетчеру, что у него пропали показания. Но это же страшно докладывать - можно получить нагоняй, если ты совершил ошибку и забыл включить обогрев», - сказал Сытник.

Система обогрева датчиков могла просто отказать, предположил летчик 1-го класса Андрей Литвинов: «Там есть маленькое отверстие для обогрева, и оно могло забиться. Но на этот случай есть четкие указания, как пилотировать. Нужно разобраться, почему они не были выполнены».

Пилот мог не успеть понять, что данные датчиков скорости не соответствуют действительности, полагает Литвинов: «Он мог отдать штурвал от себя, чтобы скорость увеличить. А показания скорости были заниженные. В результате самолет начал терять высоту на большой скорости».

Напомним, самолет «Саратовских авиалиний», выполнявший рейс из Москвы в Орск, с радаров через 7 минут после вылета из Домодедово 11 февраля. Самолет разбился в районе деревни Аргуново в Раменском районе Подмосковья, все находившиеся на борту люди — 71 человек — погибли.

Новое на сайте

>

Самое популярное