Домой Цветы Четки. Кладезь энергии и незаменимый помощник в практике. Буддийские четки

Четки. Кладезь энергии и незаменимый помощник в практике. Буддийские четки

Что такое мала и кто может её носить?

Слово «мала» означает «небесная гирлянда», а сами чётки используются в йога-практике, очищении чакр, литотерапии или как часть образа в бохо-стиле. Проще говоря, их может носить любой, кто нуждается в более осознанной, спокойной жизни.

У малы много имён: она упоминается как чётки для йоги, медитации или молитвы, ожерелье-мала, джапа-мала, йога-ожерелье, бижутерия для йоги и так далее.

Из чего состоят чётки?

  • 108 бусин (камни, семена или деревянные бусины)
  • Счётчики, или бусины-разделители на определённых числовых интервалах
  • Узелки между бусинами
  • Бусина Гуру, Меру или Сумеру
  • Кисть
  • Типы использованных бусин
  • Божество и мантра, с которыми чётки ассоциируются

108 бусин

От 108 земных страстей и 108 неправд до 108 энергетических линий, формирующих сердечную чакру, и множества астрологических связей с этим числом: 108 - безусловно, священное и сакральное число, принадлежащее также массе различных вероисповеданий.

Счётчики и бусины-разделители

Во время медитации ум может блуждать, поскольку мы сконцентрированы очень глубоко внутри (или на внешнем объекте - в зависимости от типа практики), или уйти в сторону от медитации как таковой. Бусина-счётчик является напоминанием, она возвращает нашу осознанность к мантре и к практике: когда палец пробегает по бусине-счётчику, благодаря тому, что она отличается в размере, практикующий мгновенно замечает это. Также она может дать ментальную картинку того, где вы находитесь в процессе медитации - если вы пожелаете это узнать.

Бусины-счётчики в чётках - это популярное решение для тех, кто только начинает медитировать. Они улучшают качество практики и почти шепчут нам: «Ты ещё здесь?» Как только вы достигнете опыта в медитации и обретёте контроль над своим умом, то можете выбрать малу, где нет бусин-счётчиков.

Интервалы, на которых расположены счётчики и бусины-разделители, тоже важны. В чётках тибетской культуры бусины-разделители обычно расположены после каждой 27-й бусины. Другие варианты тоже используются, и среди них нет верного или неверного, но обычно эти числа кратны девяти или же 108 делится на них без остатка: 2, 3, 4, 6, 9, 12, 18, 27, 36 и 54.

Чем больше бусин-счётчиков содержится в чётках, тем больше напоминаний вы получаете во время практики.

Нить

Сама по себе нить обозначает нашу связь со Вселенной. Она соединяет бусины вместе - это нить Вселенной. Бусины происходят от Вселенной, как и мы. Нить символизирует связь всего со всем: ничто не отделено.

Узелки между бусинами

Узлы, расположенные между бусинами, гарантируют, что они не соприкасаются друг с другом - а значит, не издают отвлекающих звуков во время медитации. Есть и дополнительная выгода: если ваши чётки когда-нибудь порвутся, вам не придётся собирать кучу бусин по всему полу!

Существует ещё одна причина того, что перед каждой бусиной помещён узелок. Эти узелки символизируют нашу связь с божественной Вселенной и помогают держать все отвлекающие факторы на расстоянии от нас самих - таким же образом, как бусины на чётках не касаются друг друга.

Бусина Гуру или Меру

Бусина Гуру, известная также как Меру или Сумеру - это 109-я бусина. Она символизирует нашего учителя, божество или Бога. Практикуя медитацию, никогда не следует перепрыгивать через гуру-бусину - это показатель крайней степени неуважения, вы как будто переступаете через своего учителя. Вместо этого следует развернуть малу на 180° и двигаться в обратном направлении. Поскольку гуру-бусина во время медитации не считается и отделена от остальной малы, это символизирует, что наш учитель, Бог или божество находится за пределами нас самих и нашей Вселенной.

Кисть

Кисть показывает нашу связь с божеством, поскольку сама является связью наших медитационных чёток с гуру-бусиной, а также соединяет вместе все нити и бусины. Она также символизирует состояния просветленья и турьи - между глубоким сном, дрёмой и бодрствованием.

Типы используемых бусин

Любой тип бусины, будь то камень, семя или деревянная бусина, имеет смысл и значение. Например:

Тигровый глаз - мощный камень-оберег, побуждающий к активным действиям и принятию решений. Известно, что он укрепляет решимость, силу воли, самоконтроль и личную силу. Это камень, приносящий владельцу удачу и процветание. Он также может помочь обрести ясный, без субъективности, взгляд на мир, как у тигра. Камень ассоциируется с духовным ростом и пробуждением энергии кундалини, стимулирует чакры солнечного сплетения, корневую и сакральную.


Цитрин
известен способностью помогать владельцу обретать больше денежных богатств и поддерживать их. Он привлекает изобилие, процветание и успех. Цитрин повышает творческую энергию и воображение, так же, как и стимулирует размышления на почве принятия решений. Кроме того, он привлекает в жизнь владельца любовь и счастье и работает как защитный экран против негативной энергии. Цитрин ассоциируется с солнечным сплетением и помогает владельцу достичь силы, повышая уверенность в себе.

Чистый кварц , или горный хрусталь - самый мощный целебный камень на земле, великолепный усилитель всей энергии. Это происходит потому, что данное вещество - единственная в своём роде геликоидальная и кристаллическая структура. Камень также известен как прекрасный целитель, помогает в работе с коронной чакрой, которая является ключом к нашему соединению и взаимодействию со вселенной за пределами нас самих. Это точка, где сконцентрированы ваши убеждения, мысли и духовные связи.

Ассоциация с божеством и мантрой (санскрит)

Чётки также могут быть связаны с определённым божеством или мантрой; например, семена рудракши символизируют слёзы бога Шивы и приносят крепкое здоровье и защиту.


Буддийские четки используются для подсчета прочитанных мантр, молитв и простираний.
Буддийские четки чаще всего состоят из 108 бусин. Минимальное число бусин на буддийских четках для подсчета прочитанных мантр 21, а максимальное 111. Для подсчета простираний удобны четки с 21 бусиной.

Буддийские четки должны быть изготовлены определенным образом. Существуют тексты с наставлениями о том, из какого материала они должны быть изготовлены. Правильно сделанные четки помогают в буддийской практике, увеличивают эффект от повторения мантр. Например, в наставлениях Гуру Падмасамбхавы говорится, что четки из железа увеличивают благо от начитывания мантры в два раза, из рудракши в двадцать миллионов раз, из жемчуга в сто раз, из серебра в сто тысяч раз, а из рубина в один миллиард раз.

Самыми ценными в буддизме считаются четки из семян дерева путраньдживы, или бодхи. Считается, что благо от начитывания на четках из семян бодхи увеличивается бесконечно. Лучше если материал, из которого сделаны чётки соответствует семейству божества, практика которого выполняется. Однако буддийские чётки из бодхи подходят для любых мантр и практик. Чётки из семян лотоса идеально подходят для практик лотосового семейства, к которому принадлежат Будда Амитабха, Авалокитешвара, Хаягрива, Гуру Падмасамбхава, Тара и другие.

Считается, что хорошо использовать для изготовления четок драгоценные и полудрагоценные камни.
Хорошим материалом для изготовления буддийских четок является агат, жемчуг, кахалонг, сердолик и другие полудрагоценные и драгоценные камни. Применяются в буддизме четки, изготовленные из бусин Дзи (камней Зи). При этом четки из бусин Дзи и агата хороши для любых буддийских практик. Бусины Дзи (камни Зи) считаются в Тибете драгоценными и представляют собой агат или халцедон с естественным или вытравленным рисунком.
Четки из горного хрусталя и кахалонга хороши для практики мирных божеств. Жадеит подходит для практики Зеленой Тары.

Драгоценные материалы применяют для изготовления как бусин четок, так и для разделительных колец украшающих четки и счетчиков. Счетчики служат для подсчёта сотен и тысяч повторений мантр. Для счётчиков буддийских четках тибетской традиции чаще используют золото, серебро или медь. Часто счетчики украшены миниатюрным атрибутами божества, такими как колокольчик и ваджра. Для разделителей используют серебряные кольца и более крупные бусины из бирюзы, коралла, жадеита, сердолика. Можно использовать в качестве разделителя и более крупные бусины из материала из которого изготовлены сами четки, например семена бодхи или лотоса. Бусины Дзи (камни Зи) также очень хорошо использовать в качестве разделителя. Передвижные счетчики для буддийских четок могут быть сделаны в виде символов семейств будд, таких как: драгоценность, ваджра, дхармачакра и лотос. Такие счетчики делают из серебра и нередко украшают кораллом и бирюзой.

Важное значение имеет и шнур, на который нанизаны бусины четок. Существуют наставления о том из скольки нитей должен быть свит шнур для буддийских четок. Чаще для буддийских четок используют шнур, свитый из трех или девяти нитей. Конец шнура на четках часто украшают сложными защитными узлами.

В нашем магазине можно купить буддийские четки, изготовленные со строгим соблюдением традиции.

Не первый раз заходит речь об этом, чтобы ответить разом всем, решил я написать в ЖЖ про чётки. Всё, что смогу:
Эти материалы собраны мной, в основном, на семинаре д-ра Нида Ченегцанг’а в июне 2000 года и на собственном опыте. «Так как при работе с мантрами мы произносим мантры на трёх уровнях – тела, речи и ума, есть и три способа работы с мантрам на этих уровнях. На уровне речи – это произнесение вслух или шёпотом, на уровне ума – визуализация, на уровне тела – перебираем чётки. Чётки отвечают за правильное функционирование энергии мантры на уровне тела, поэтому они очень важны. (Прим. кошк. – Чогъял Намхай Норбу Ринпоче (далее - ЧННР) говорил, что на уровне ума чётки не особо важны, так как важна реализация, а не число мантр. Поэтому, по Его словам, чётки – «только счётный инструмент». ) Так как сила мантр сохраняется в чётках, для разных мантр используются разные чётки. Обычно буддийские чётки называются «МАЛА» и насчитывают 108 бусин (12 месяцев, помноженные на 9 менге). Но существуют и другие варианты. Например, для лечения используются 108 бусин, для обретения мудрости – 108, для могущества – 54 (половина от 108), а для гневных практик – 21. Для особо сильных мантр, которые нельзя повторять много – 7 бусин. В мала есть очень важная часть – «голова чёток», т.е. две головные бусины (иногда бывают три – прим. кошк.). Эта двойная бусина подобна главному божеству в мандале (если три бусины – то проявлениям тела, речи и ума Будды, символизируемыми слогами Ом, А, Хум – прим. кошк.). Две бусины символизируют божество в союзе (яб-юм) , то есть недвойственноть сострадания и пустоты. 108 бусин – символизируют 108 божеств, это полный аспект будда-активности, то есть все возможные действия будды. Так же в танатрах говорится, что существует один главный звук и все остальные (108 звуков) – происходят от него. Дин круг мала задействует все звуки и все виды будда-активности. Если бусин меньше – то сила мантр концентрируется.
Для лечения используются белые или жёлтые мала. Так же полезня хрустальные и стеклянные, (прим. кошк. – такие мала так же могут быть использованы при гадании Мо ). В них видна чистота и ясность. Для гневных практик и контроля энергий годятся красные и чёрные чётки. Часто на мала в 108 бусин отмечают счётные 21-е бусины, выделяя их размером и формой или рельефом. Это могут быть орешки рудракши (на гневных) или большие агатовые бусины «с глазом». Такие агатовые бусины называются «глаз будды» и символизируют мудрость и ясность. Если на чётках есть «глаз будды», то такие чётки имеют так же особую функцию – связь со «взаимозависимым происхождением». Такой вид чёток с «глазами» универсален и может быть использован для любой практики, то есть «для 4-х видов деятельности». Сначала они беловатые и годятся для мирных практик очищения, потом – желтеют и годятся для практик умножения и здоровья, потом – краснеют и годятся для подчиняющих действий, потом – чернеют (становятся тёмно-красными) и годятся для гневных деяний. Индийские йогины используют мала из рудракши. Это хорошие чётки, но обычно их используют нагпа (маги), для исцеления и для обретения могущества. Такие мала подобны дикой лошади, их энергия неукротимая и резкая. Для того, чтобы пользоваться ими, надо обладать способностью укрощать диких лошадей. Если такой склонности нет – то такие чётки не очень хороши (порвёт – прим. кошк.). Чётки, данные тебе учителем, НЕ используются для начитывания мантр. Их надо бережно хранить и хорошо носить на теле.
Очень важна так же нить чёток – её цвет желательно должен совпадать с цветом бусин (бывает, что цвет нити делается тёмно-красный, символизирующий огонь или плетётся пятицветная нить, символизирующая пять перво-элементов – прим. кошк. ). В мирных чётках предпочтительная белая шерстяная нить – она несёт ощущения покоя и мягкости. Отверстия в бусинах должны быть одинаковыми и гладкими, бусины не должны застревать при скольжении по нити, так как это символизирует движение энергии. Есть выражение про нить мала «чин-ва» (?), которое означает «ряд, линия». Это значит, что нить символизирует связь с Учителем, с божествами и буддами, движение энергии в теле. Если бусины застревают при движении, то всё это блокируется. Так же очень важна длина нити. Чётки должно быть удобно перебирать. Если нить слишком длинная, то это приводит к тому, что действие чёток становится медленным. Если нить короткая – блокирует энергию в теле практика. Если слишком широкое отверстие, то бусины болтаются на нити и это создаёт много препятствий. Расстояние между бусинами должно быть индивидуальным - примерно в палец шириной. Нехорошо смешивать разные материалы в одних мала – чётки тогда становятся бусами. Мала нельзя носить напоказ, как украшение, лучше держать их на теле, вдали от посторонних глаз. Если перетёрлась нить – то это довольно плохой знак, такие чётки лучше не использовать, а сжечь или раздать по бусине знакомым. Если бусина сломалась, это очень вредно, её надо сразу заменить на новую. Мала со сломанной бусиной нельзя пользоваться.
Желательно заводить новые чётки, не старые и, конечно, не чужие. Мало ли что читали на них? Мало ли, какие вредные энергии вы получите вместе с ними?
Так же – на мала бывают счётные металлические части. Если они есть то эти «счётчики» должны быть из белого металла, желательно – с изображением ваджра и колокольчика.
Мала нельзя класть на землю, касаться ими собак и кошек, так как они могут потерять силу. Новые мала благословляют специальной мантрой, произнося её 21 раз и представляя, что божество мандалы со свитой растворяется в бусинах.
При начитывании мантр используют правую руку, но в практиках с визуализацией – только левую. (Почти всегда – прим. кошк. ).
При начитывании мантр важно правильное положение пальцев. Большинство мантр начитывают левой рукой, держа мала между большим и указательным пальцем, перебирая бусины «внутрь ладони». Большой палец собирает бусины внутрь, а другое направление – рассеивает энергию. Дойдя до «головы мала», направление меняют, чтобы не рассеивать энергию. (Так же потому, что «прыгать» через «голову мала» - невежливо – прим. кошк. )
1). Мирные мантры читают на уровне сердца.
2). Мантры умножения силы, ума и богатства – чётки перебирают на уровне пупка через средний палец. Это мантры Манжушри, Дзамбалы, Амитаюса и др.
3). Гневные мантры подчиняющей активности – через безымянный палец на уровне полового центра. Это мантры – Гаруды, Хаягривы, Гуру Драгпо и др.
4). Устрашающие мантры – через мизинец на уровне левого колена. Это мантры Ваджракилаи, Ваджракумары, Львиноголовой Дакини. Тут же – можно перебирать правой рукой через безымянный палец на уровне правого колена.
Часто при лечении мантрами используется несколько мантр. После начитывания нужного кол-ва мантр мала надо сложить между ладонями, потереть и «подуть в них мантрой». Тогда сила мантры остаётся в чётках. (прим. кошк. - так же часто «дуют мантрой» на воду, благовония или лекарства. ) После этого свёрнутой мала прикасаются к голове, кланяясь божеству чёток и получая его благословление. (Часто мала просто кладут на голову и оставляют некоторое время там лежать, сидя в медитации – прим. кошк. )
В отношении мала, используемых дл практики божеств, есть свои особенные самайя, обеты:
1). Носить их на себе, так, чтобы мала касались кожи или хранить в специальном мешочке.
2). Нельзя использовать их для гадания (для гадания вообще используют отдельные мала – прим. кошк. )
3). Их нельзя давать чужим людям, чтобы сила не перемешивалась. (Это может быть вредно не только для практика, но и для «чужого дяди» - прим. кошк. )
4). Мала лучше вообще беречь от чужих взглядов, часто перебирают прямо в мешочке. (Мы часто видим, как это делают кришнаиты: они дают всем пример, достойный подражания – прим. кошк. )
По направлению от себя читают мантры при «дог-па». Этим не стоит увлекаться, так как энергия исходит от сердца и рассеивается.
Костяные мала используют редко и для специальных практик, часто – для лечения. Роговые – не надо, это плохо, так как рог очень агрессивен. В любом случае лучше использовать натуральные материалы.
Теперь про размер бусин:
1). Мирные и для лечения – с вишнёвую косточку (с ноготь мизинца)
2). Гневные – с ноготь большого пальца ноги.
На одних чётках можно начитывать разные мантры, особенно на «глазчатых» или с «треугольником», но часто для разных мантр заводят разные мала. Таким образом, мпрактик может иметь минимум две мала – для гневных и мирных, а часто – и целую кучу мала для каждой мантры отдельно, в отдельном мешочке.
При практике мантры на мала есть свои обеты для сохранения энергии:
1). Нельзя пустословить, лгать и ругаться. Нельзя создавать проблемы речью. Иначе энергия речи повреждается.
2). Не есть - лук, чеснок, редис, имбирь, вино, мясо, пересоленную пищу; нельзя курить.
3). Если случится съесть пересоленное – 21 раз читать соответствующую строчку санскр. алфавита (али-кали) – Ка-КхА-Га-ГхА-НгА
- от лука и чеснока – Ца-ЦхА-Дза-ДзхА-Ня
- от редиски – Та-ТхА-Да-ДхА- На
- а от мяса и вина – весть али-кали 21 раз.
(конечно, не них надо иметь передачу, а то мантры али-кали не будут иметь силы - прим. кошк. )
4). В месте для мантр не должно быть собак и кошек.
5). Читая мантру нельзя прерываться на разговоры.
6). Если в круге мантр случиться икнуть-чихнуть-пукнуть-высморкаться-зевн уть-закашлять – то это круг не считать, энергия улетела.
7). Нельзя есть языки животных.
8). Голос при начитывании мирных мантр не должен быть громким. Для умножающих – чуть громче. Для подчиняющих – ещё громче, а для гневных – кричать. (Прим. кошк. – ЧННР рекомендует читать мирные чуть слышно, а гневные – мысленно, чтобы не создавать себе препятствий ).
9). Скорость – умеренная, чётко произносить все слоги.
10). Прямая спина!
11). Мантры для лечения – лицом на восток; увеличения – на юг; подчиняющие на запад; гневные – на север. Но: мантры Падмасамбхавы – на ЮЗ, а мантры З.Тары – на север.»
Записано в День Дакини месяца водяной птицы года деревянного петуха мной, кошкопёсом. Да будет благоприятно!

Буддийские чётки. «Золотая обитель Будды Шакьямуни»

Буддийские четки - ожерелье с нанизанными на него зернами, используемые для счета молитв. Наиболее часто встречающиеся буддийские четки имеют 108 зерен (сакральность этого числа уходит своими истоками в древнеиндийскую магическую практику).

Четки с красной нитью и кисточкой предназначены для практики Тантры.

Четки имеют особые названия и содержат скрытый эзотерический смысл, раскрывающийся только посвященным в Учение. Четки могут быть сделаны из драгоценных камней - лазурита, коралла, опала; дерева - красного, черного, желтого сандала и плодовых косточек; из костей человека, слона или верблюда, а также из стекла.

Белые четки посвящались божеству милосердия и сострадания Авалокитешваре, красные - идаму Хаягриве, Падмасамбхаве, желтые - Гуру Цзонхаве.

Навершие (начало четок) состоит из зерен трех размеров (большие, средние, малые), которые символизируют Тело, Речь и Ум Буд­ды. При счете мантры нельзя перешагивать через них, нужно начинать отсчет в обратную сторону.

Хранить четки необходимо в чистом месте. Тантрические четки хранятся вдали от глаз, используются только при практике божества-идама.

Дзогчен Кенпо Чога Ринпоче, последователь дзогченской традиции тибетского буддизма, родился в Восточном Тибете в 1966 году, прошел курс обучения в университете Дзогчен Шри Сингха - одном из наиболее прославленных монастырских учебных заведений Тибета. В настоящее время проживает в Непале, в монастыре Каньинг Шедраб Линг, много путешествует, известен благодаря своей живой и непосредственной манере передачи буддийского учения.

По материалам журнала “Путь к себе”. Беседа с Ламой Кенпо Чога Ринпоче. Вела корреспондент Лидия Богданова.

Четки из хороших рук

Лидия Богданова: Кенпола, как известно, в традиции тибетс­кого буддизма активно используются различные ритуальные при­надлежности. В чем их предназначение?

Лама Кенпо: Я могу задать ответный вопрос: зачем, с вашей точки зрения, человеку нужна одежда? Или уж, если на то пошло, само тело? Человек не может представить себя без физического тела. У нас есть глаза, значит, мы должны видеть, есть уши, значит, мы должны слышать. Нам даны руки, значит, будет то, к чему мы будем прикасаться и чувствовать прикосновение. Так все устроено. Отсюда можно сделать вывод: поскольку нам необходимо учение, нам нужны такие вещи, относящиеся к учению. Это как ручка и бумага. Необходимо и то и другое. Если не будет бумаги, будем писать ручкой по воздуху (смеется). Аналогичную роль в буддийской традиции играют ритуальные принадлежности. Мне сложно ответить на наш вопрос по-другому. Додумайте то, что я сказал, сами. Проще говоря, ритуальные принадлежности связаны с задачами и целями буддизма, его символикой, и используются для выполнения различных духовных практик.

Л.Б.: Нужно ли рассматривать ритуальные принадлежности как святыню? Как с ними следует обращаться?

Лама Кенпо: Какое место в вашей жизни занимает духовная практика? Представьте, что фотография вашего любимого ребенка лежит на полу и ее топчут ногами, что вы при этом будете чувствовать?

Л.Б.: Мне будет очень неприятно.

Лама Кенпо: Вот вы сами и ответили на свой вопрос. Если для вас что-то имеет большое значение, то и отношение будет соответствующим. К примеру, фотографию своего ребенка вы, наверное, будете хранить в подобающем месте, а газетную вырезку с фотографией незнакомого человека можно и выбросить. По крупному счету не существует никаких особых законов или предписаний, где хранить тот или иной предмет. Такого рода решение может зависеть только от вас. Если у вас есть вера в учение, если вы искренне ему преданы, то обязательно будете стремиться к тому, чтобы изображения лам и божеств, священные тексты и четки хранились в «чистом» месте (например, на алтаре или в том месте, которое вы сами считаете «чистым»), а также к тому, чтобы на них не наступали и не задевали.

Конкретный характер четок зависит от целей и особенностей выполняемой практики . Существует деление четок по цветам. Например, белые четки (сандал, хрусталь) применяются в практиках мирных божеств, а также для очищения, избавления от болезней и для устранения препятствий.
Для накопления заслуг используются желтые четки (например, янтарные) также как и для выполнения практики Дцамбалы (божества, помогающие увеличить благосостояние).
Во время посвящений применяются четки красного цвета (коралл, сандал). Они считаются «тайными», и их значение, как правило, непосвященным полностью не раскрывается.
Зеленые четки (например, из жадеита) предназначены для призыва Защитников дхармы, а также для выполнения практик гневных божеств.
В практиках гневных божеств применяются также черные четки (сандал, коралл) и с шипами (из рудракши).
Что касается непосредственно материалов, то они опять же определяются задачами конкретной практики. Например, хрустальные и золотые четки очень благоприятны для практики подношений, но лишь в том случае, если человек не привязан к вещам. Четки из семян дерева бодхи используются для принятия обетов бодхисаттв, развития в себе бодхичитты, сострадания. Коралловые четки - при выполнении практик увеличения ак­тивности (практики таких божеств, как Курукулла и Ченрезик). Многим нравятся четки, сделанные из кости яка. Я думаю, что это вызвано лишь тем, что люди считают кость ценным материалом.

Л.Б.: А что Вы скажете о количестве косточек на четках? Должно ли их быть какое-то определенное число?

Лама Кенпо: Традиционно косточек должно быть 100, потому что многие мантры (например, мантры устранения препятствий) читаются по сто раз. Но поскольку мы можем ошибаться, захваты­вая по две косточки вместо одной, то добавили еще 8 (смеется). На самом деле число 108 связано с астрологией, традицией, пришедшей на Тибет из Китая. Вообще число 8 имеет большое значение в традиции тибетского буддизма (Восьмеричный путь, восемь бодхисаттв, восемь благих эмблем). Бывают четки и других разме­ров, например, для чтения мантры Авалокитешвары (ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ) хорошо иметь четки из 6 косточек, для выполнения практики богини Сингхамукхи - из 14 косточек. Что касается маленьких четок, используемых при выполнении простираний, то здесь количество косточек может быть любым, лишь бы это было удобно для вас.

Л.Б: Как следует носить четки?

Лама Кенпо: Здесь нет каких-то особых правил. Обычно практики носят их под одеждой. Но если ваши четки богато разукрашены и вы хотите показать их другим, то можете носить поверх платья или на запястье (смеется).

Л.Б.: А зачем четки освящают?

Лама Кенпо: Вам, наверное, известно о существовании хороших и плохих энергий. Все явления и предметы имеют свои вибрации. Определенные волны исходят и от человеческой мысли. Большинство людей знают это на собственном опыте. Бывает, встречаешь незнакомого человека, и возникает приятное ощущение. Это может быть вызвано тем, что вы почувствовали радостный настрой его ума. Или, если мы будем носить одежду дурного человека, то вполне вероятно заболеем. Все это связано с тонкими энергиями. Почему четки благословляются ламами? Если лама достиг высокой ступени развития и находится в состоянии пробужденности, то, прикасаясь к четкам, дуя на них, он передает им свою благую энергию. При этом имеет значение начитывание им благоприятных мантр (я хочу здесь выделить слово «благоприятных», потому что не всем известно, что бывают и дурные мантры, используемые, например, для убийства человека). В то же время, если плохой че­ловек дотронется до четок или вы положите их в неудачное место, то энергия благословения уйдет. Правда, если мастер, проводивший освящение, достиг состояния изначальной мудрости, то его благословение никогда не покинет четки.

Л.Б.: А как следует приобретать четки? Можно ли принимать их в подарок?

Лама Кенпо: Это зависит от вас. Главное, чтобы они пришли к вам из хороших рук.

Лама Кенпо Чога Ринпоче. Четки из хороших рук.

[Интервью с Ламой Кенпо Чога Ринпоче / Вела Л. Богданова] //Путь к себе. - 2006. - № 6. - С.10 -11.

Четки используются последователями практически всех религиозных систем для отсчитывания количества прочитанных молитв и мантр, выполненных ритуалов и поклонов. Однако, в буддизме четки играют еще и роль предмета, в котором кодифицирована информация, связанная с основными философскими и практическими аспектами Учения Будды.

Буддийские четки (на санскрите: мала; на тибетском: пренва) изготовляются из дерева, кости, камня или металла. При этом материал часто выбирается в связи с теми или иными его энергетическим или мистическим влиянием на человека или окружение.

Так, например, четки из можжевельника обладают свойством отпугивать злых духов и устранять вредоносные влияния; такими же свойствами обладают четки из красного коралла и темно-синего лазурита.

Четки из сандалового дерева, горного хрусталя в жемчуга служат для успокоения, устранения препятствий и болезней.

Золотые, серебряные, медные, янтарные, сделанные из семян лотоса или дерева бодхи - увеличивают продолжительность жизни, способствуют развитию мудрости и увеличению духовных заслуг.

Четки из хрусталя, сандала, лотосовых семян или семян бодхи рекомендуются также при проведении практики подношения-пуджи всем благостным (мирным) йидамам (аспектам Просветления) и Гуру-йоге.

Для мистических практик, особенно связанных с гневными йидамами, используют четки из можжевельника, черного или красного дерева, кости, черного хрусталя, агата, черного коралла.

В прошлом монахи-воины нередко носили металлические (бронзовые, железные или серебряные) четки, используя их, в случае необходимости, в качестве подручного оружия.

Встречаются также четки, выполненные из завязанных особым образом узелков. При этом каждый узелок завязывается с чтением определенных мантр, молитв и выполнением особых созерцаний.

Особо ценятся последователями буддийской традиции Ваджраяны ("Алмазной" или Тайной Колесницы) четки, изготовленные из кости лобной части человеческого черепа. На изготовление таких четок идет 108 черепов, что возможно лишь в условиях Тибета, где традиционно трупы умерших не закапывают в землю (ввиду отсутствия таковой в горах) и не сжигают (ввиду отсутствия дерева), а оставляют в специальных местах, где трупы быстро расклевываются горными грифами, после которых от трупа остаются лишь череп и кости. Поскольку такие четки - большая редкость, то чаще встречаются просто костяные четки (из кости человека или животных), каждая бусина которых выполнена в форме миниатюрного черепа.

Классическое количество бусин в буддийских четках равно 108. Однако, встречаются четки и с другим количеством бусин. В любом случае - число бусин кодифицирует определенные положения Учения. Так, например, 108 бусин классических четок символизирует 108 родов желаний (санскр.: танха), омрачающих дух человека:

А) желания, связанные с шестью органами чувств: зрением, осязанием, обонянием, вкусом, слухом и умом (6);
б) по отношению к предметам прошлого, настоящего и будущего (3);
в) к объектам внутренним и объектам внешним (2);
г) три способа проявления: в мыслях, в словах и в поступках (3).

Отсюда - канонические числа буддизма:
- 6х3 = 18;
- 18x2 = 36;
- 36х3 = 108.

Имеются и другие расшифровки числа 108, однако, эта - наиболее распространенная. Четки делятся дополнительной большей бусиной (109-ой), которую увенчивает конусообразная или цилиндрическая бусина. Большая бусина символизирует Мудрость-праджню, а конус - Метод-упайя. Чаще всего 36-я и 72-я бусины также делаются несколько большего размера или другой формы. Из цилиндрической бусины выходит "хвост" из нитей, цвет которых часто связан с принятыми обетами в традиции той или иной буддийской Школы. Так, например, черный цвет может означать принятие мирских обетов (санскр.: упасака, таб.: генен ), красный цвет - начальные монашеские обеты, послух (санскр.: шраманера, тиб.: гецул ), желтый - полные обеты монашества (санскр.: бхикшу, тиб.: гелонг ). "Хвост" может быть двойной - в этом случае одна из его частей символизирует Практику Заслуг, а вторая - Практику Мудрости; либо же они могут символизировать, соответственно, состояние Ясности - шаматхи и Прозрения - випашьяны. То, что обе части выходят из одной бусины - символизирует их единство-недвойственность.

Четки, используемые адептами Ваджраяны, зачастую гораздо сложнее и по своей символике и по процессу изготовления. Часто такие четки играют еще и роль своеобразного опознавательного знака для посвященных, указывая на уровень и тип духовной практики хозяина четок.

В дополнение к общей символике классических четок, ваджраянские четки, особенно у посвященных в практики гневных йидамов, часто выполняются в форме черепов, что символизирует бренность этого мира или Практику бренности. В форме черепов могут быть как все бусины, так и только разделительные - 36-я, 72-я и 109-я. Может быть выполнена в форме тройного черепа и одна только большая, 109-я, бусина. В этих случаях три черепа обозначают еще и три главных омрачения-"яда" сознания: страсть, злобу и неведенье.

Основание четок (в районе "хвоста" или вместо него) часто украшается одним из тантрических символов из железа, бронзы, серебра или золота. По этому символу можно примерно определить тип тантр, которые практикует владелец четок. Наиболее часто в качестве такого символа встречается ваджра, как общий символ Ваджраяны или дхармачакра - как символ Учения Будды вообще. Гридуг чаще носят ламы (как символ отсечения всякого омрачения) и посвященные в практики гневных йидамов; металлическое зеркало - практики системы Дзогчен; пурбу - посвященные в практики йидама Ваджракилайи и т. д.

Нанизываются ваджраянские четки на шнур, сплетенный из 5-ти разноцветных нитей: белого, синего, желтого, красного и зеленого цветов. Эти нити символизируют пять аспектов Просветления, выраженных фигурами пяти Просветленных-Татхагат: Вайрочаной, Акшобхьей, Ратнасамбхавой, Амитабхой и Амогхасиддхой. Во время плетения шнура читаются слоги-биджи и производится специальная визуализация этих Татхагат. Таким образом шнур как бы заряжается их энергией. Пять нитей могут быть связанны и с практикой-мандалом того или иного йидама - в этом случае, соответственно, меняются мантры и визуализации. Иногда шнур состоит из 9-ти нитей - в этом случае они символизируют йидама Ваджрадхару и восемь главных бодхисаттв.

Кроме центрального "хвоста" ваджраянские четки имеют еще два - после 36-й и 72-й бусин (в этом случае эти бусины не отличаются от других ни формой, ни размером). Каждый из этих "хвостов" продевается через пять мелких бусин или дисков. Два "хвоста" символизируют Практику Заслуг и Практику Мудрости, а мелкие бусины - десять Совершенств-парамит, первые пять из которых относятся к Заслугам, а следующие пять - к Мудрости. Часто встречается и другой вариант, когда все десять мелких бусин нанизывают на главный "хвост".

После изготовления четки освящаются Учителем-ламой или самим адептом путем проведения особого обряда. Такие четки обретают особые магические и энергетические свойства, защищающие их хозяина и способствующие его тантрическим практикам. Эти четки запрещается передавать посторонним, относиться к ним небрежно или непочтительно. Если четки приходят в негодность (стираются бусины или шнур), то их заново освящают при ремонте или же - сжигают с чтением мантр. Часто паломники оставляют свои четки, на которых они начитали 108 тысяч или более мантр в святых местах. Считается, что в этом случае плоды от выполненных практик возрастают, что вполне объяснимо, учитывая ту связь, которая устанавливается между четками и их владельцем в результате систематических практик.

Четки великих Учителей-лам, прославившихся своей святостью и духовными силами, замуровывают в ступы или фундаменты храмов во время их сооружения, вкладывают в статуи Будды и йидамов, помещают на алтарях в качестве реликвий. Часто четки передаются от учителя к ученику из поколения в поколение как знак духовной преемственности.

Дополнение с сайта сангхи Чокьи Ньима Ринпоче (http://rangjungyeshe.ru/):

Гуру Ринпоче сказал:
«Лучшим видом малы считается мала изготовленная из драгоценностей (ринчен).
Посредственный тип малы изготовляется из семян дерева или плодов, а низший из дерева, земли, камня или лекарства.»
Мала сделанная из раковин, земли, дерева, семян дерева или плода используется для выполнения мирных садхан.
Мала, сделанная из семян бодхи, завершает все дхармы.
Мала из дерева бодхи осуществляет умиротворяющую активность
Мала из тутового дерева осуществляет подчиняющую активность.
Мала из красного дерева используется для гневных практик.
Малы из бивней слона будут осуществлять любую заботящуюся активность.
Бусины малы сделанные из камня хороши для увеличивающих практик.
Бусины сделанные из лекарства хороши для гневных практик.
Белый цвет малы связан с восточным направлением(?),что в свою очередь обладает успокаивающим действием.
Жёлтый цвет малы на пример сделанный из семян prunus, золота, семян абрикоса – повышает энергию, используют для приумножения богатства, успехов и сознания.
Держим на среднем пальце на уровне пупка сидя лицом на юг.
Янтарная мала очень хороша для лечения глаз.

Мала может быть красного цвета , на пример из коралла или красного сандала – красный это цвет контроля над другими. Держим на уровне гениталий на безымянном пальце сидя лицом на запад.

Чёрная, металлическая,бирюзовая – используются когда надо применить разрушающую активность (я думаю, что разговор в большей степени идёт о железной мале). Сидим лицом на север, малу держим на мизинце в правой руке кисть лежит на колене.
Есть вариант,что стальная мала увеличивает добродетель.

Костяная мала - очень мощная и требует от практикующего высокого уровня способностей.
Синяя мала связанна с пространством.
Лучше всего использовать малы из драгоценных камней. Они используются при выполнении любых кармических активностей, производимых Вами.

Мала из семян рудракши – распространена среди индуисских садху. Такая мала считается опасной, потому что она обладает огромной силой и практикующий, который ей пользуется должен иметь высокие способности. Для сравнения – пользоваться такой малой всё равно – что объезжать дикого жеребца… Для того что бы по достоинству оценить качества дикой лошади надо быть хорошим наездником.

Голова малы или ступа – состоит из трёх бусин. Символ союза трёх Кай.
Самая маленькая, верхняя-считается источником звука. Она синего цвета - символ неизменного ума абсолютной истины.
Две завершающие (размер по возрастающей к нижней бусине) – представляют собой два типа энергии –мужскую и женскую,т.о. это символ союза мужского и женского принципа. Они очень важны в мале, без них мала не будет работать.
Есть ещё вариант трактовки бусин-ступы - Средняя бусина – красного цвета – так же символ ваджарной речи.
Последняя бусина – белого цвета, она считается сокровенной, т.к.символизирует ваджарное тело.
Нитей в мале должно быть –три, пять или девять. Три нити символизируют – три Каи, пять нитей символизируют – пять Будд, девять нитей – девять колесниц.

Для Практики Белой Тары и Белого Махакалы нужна мала из Жемчуга.
Для практики Зелёной Тары – Жадеит.
Для практики Будды Медицины – Ляпис Лазурит или Бирюза.
Для практики Амитабхи – красная Яшма.
Для практики Шакьямуни – Янтарь.
Практика гуру Ринпоче в форме Падмасамбхавы – косточки животных или бисер в ыорме черепов.
Практика Ваджрасаттвы и Ченрезига – Горный хрусталь.

При начитывании мантр используют правую руку, но в практиках с визуализацией – только левую.
При начитывании мантр важно правильное положение пальцев. Большинство мантр начитывают левой рукой, держа мала между большим и указательным пальцем, перебирая бусины «внутрь ладони». Большой палец собирает бусины внутрь, а другое направление – рассеивает энергию. Дойдя до «головы мала», направление меняют, чтобы не рассеивать энергию.

1). Мирные мантры читают на уровне сердца.
2). Мантры умножения силы, ума и богатства – чётки перебирают на уровне пупка через средний палец. Это мантры Манжушри, Дзамбалы, Амитаюса и др.
3). Гневные мантры подчиняющей активности – через безымянный палец на уровне полового центра. Это мантры – Гаруды, Хаягривы, Гуру Драгпо и др.
4). Устрашающие мантры – через мизинец на уровне левого колена. Это мантры Ваджракилаи, Ваджракумары, Львиноголовой Дакини. Тут же – можно перебирать правой рукой через безымянный палец на уровне правого колена.

Или еще вот так:
Из книги «Объяснения Стадии Заpождения в соответствии с Пpактикой Садханы называемой «Стержень Недуальной Ясности», Гьлтрула Ринпоче:

Далее, в тексте обсуждается подсчет мантр при помощи малы. Дpугая цитата втоpого Будды, Падмасамбхавы, говоpит: "Лучший вид малы, использующийся для увеличения количества повторений, является мала, сделанная из некотоpых видов драгоценностей (Тиб. ринпоче). Посpедственный тип малы делается из семян деpева или плодов, и низший тип малы делается из деpева, земли, камня или лекарства."

Мала, сделанная из морских раковин, земли, деpева или семян деpева или плодов используется для выполнения миpных садхан и миpных действий.
Мала, сделанная из золота – для выполнения обширных действий.
Мала из кpасного коpалла – является лучшей для выполнения сильных садхан.
Стальная или биpюзовая мала – хоpоша для гневной активности.
Мала, сделанная из камня "зи" или дpугих дpагоценных камней, может использоваться пpи выполнении любых каpмических активностей, пpоизводимых вами.
Мала, сделанная из косточек абpикоса , будет выполнять обширную активность.
Мала, сделанная из "лот тон" (крошечных, круглых черных семян плодов) выполняет сильную активность.
Мала, сделанная из бусинок pакши , пpименяется пpи гневных пpактиках.
Мала, сделанная из семян бодхи , исполняет все дхаpмы.
Мала из дpевесины деpева бодхи , исполняет мирные кармы.
Мала из бусинок mulberry исполняет силные кармы.
Малы из дpевесины mahogany используется в гневных практиках.
Малы, сделанные из костей слон а, особенно его бивней, будут выполнять всякую заботящуюся активность.

Бусины сделанные из камня – хоpоши для обшиpных пpактик. Бусины сделанные из лекарства – хоpоши для гневных пpактик. Малы со множествном pазличных типов дpагоценностей хоpоши для любых пpактик. Тем не менее, я советую, чтобы вы не пытались делать малы с большим количеством pазных бусинок на них, потому что, если вы не знаете, какие комбинации являются эффективными, вы можете получить неположительный pезультат.

Далее, текст упоминает pазличные виды пользы, котоpая извлекается из использования pазличных типов мал.
Железная или стальная малы умножают добродетель, котоpая накапливается с каждым повтоpением обычным способом. Медная мала умножает каждое повтоpение в четыpе pаза. Мала pакша умножает каждое повтоение в 20 миллионов, и жемчужная мала умножает в 100 миллионов раз. Серебрянная мала умножает в 100000, а рубиновая мала в 100 миллионов раз. Мала из семян бодхи проявляет безграничные блага для любых форм практики, будь то мирная, обширная, сильная или гневная.
Вы должны все знать о значении малы и о лучшем способе их связывания. Нитей в вашей мале может быть использовано три, пять или девять, и никакое другое число. Тpи нитки символизиpуют тpи кайи, пять нитей символизиpуют пять Будд, и девять нитей символизиpуют девять колесниц.

Главная гуpу-бусина может состоять из трех бусин, символизиpуя тpи ваджpных состояния существа, тpи кайи. Самая маленькая бусина наверху должна быть синей, возможно из лазуpита. Голубой цвет символизиpует неизменный ум абсолютной истины. Сpедняя бусина должна быть кpасной, что символизиpует ваджpную pечь, и сокровенная бусина должна быть белой, что символизиpует ваджpное тело.

Ваша мала должна быть благословлена ламой, и вы должны постоянно благословлять вашу малу сами насыщая ее энергией. Вы должны вложить энеpгию в вашу малу пеpед тем как подсчитывать мантры, для получения pеальной пользы.
Вы должны очистить ваш pот и pуки, и затем вашу малу, пеpед тем ка ее испоьзовать. Вы можете также пропитать ее сандаловым маслом.
Затем заpождайте себя как божество, взяв малу в левую pуку и установив гуру-бусину вертикально в центре. Повтоpяйте мантpу, котоpая тpансфоpмиpует все дхаpмы в осознавание их истинной пpиpоды: "ОМ СВАБАВА ШУДДО САРВА ДХАРМА СВАБАВА ШУДДО ХАМ". Эта мантpа очищает и тpансфоpмиpует нечистое воспpиятие в осознавание пустотности.

Из пустоты, гуру-бусинка пpоявляется как центpальное божество в мандале, и дpугие бусинки пpоявляются как его свита. Эта часть пpактики является медитацией на самаясаттву. Далее, пpизывайте джнянасаттву. Приглашайте существо изначальной мудpости пpийти, привлекаясь они растворяются в самаясаттва, так как это происходит в садхане. Пpигласите существ мудpости пpийти из своих чистых стpан в пpостpанство пеpед вами. Затем они pаствоpяются в вашей мале и остаются там. Таким обpазом, каждая часть вашей малы является полной мандалой. Это включает центpальное божество, свиту, лотосовое сиденье, украшения, атрибуты руки, цвета и пpочее. Ваша благословленная мала таким образом, умножает каждый слог мантры, которую вы затем повторяете в 100000 раз, к тому же это создает хорошую карму. Поэтому очень важно делать именно так.

Ваша мала пpедставляет не только фоpму божества, но и pечь божества также. Напpимеp, если вы повтоpяете Стослоговую мантpу, гуру-бусинка пpедставляет слог "OM", а дpугие бусинки пpедставляют остальные слоги.

Гуpу Падмасамбхава сказал: "Всякий pаз, когда вы повтоpяете миpные мантpы, используйте кончик вашего большого пальца, чтобы вpащать малу. Когда повтоpяете обшиpные мантpы, используйте средний палец. Используйте безымянный и большой палец, когда повтоpяете сильные мантpы, и используйте мезинец, когда повтоpяете гневные мантpы." Используйте только вашу левую pуку для подсчета мантp. Пpавая pука используется очень pедко; напpимеp, в некотоpых гневных пpактиках. Некотоpые книги учат использовать обе pуки, но не используйте только пpавую pуку.
Какой бы вид практики вы ни делали, миpная ли она, гневная, сильная или обшиpная, всегда осознавайте, что большой палец является ваджpным кpючком, который цепляет духовные силы, божеств и дpугие благословения. Также, очень легко передвигать бусины именно большим пальцем.

Текст детально не объясняет, но существуют некоторые обшиpные учения о том, как пеpемещать бусинки малы, когда выполняются опpеделенные пpактики. В некотоpых гневных пpактиках вы деpгаете бусинки обеими pуками, и т.д.
Следующие учения, котоpые объясняют как заботиться о вашей мале когда вы не используете ее, пришли прямо из уст Гуpу Падмасамбхавы. Если ваша мала неоднокpатно благословлена великими ламами, вашим собственным учителем и вами самими в ходе пpактики на божество, она должна сопровождать вас подобно тени. Вы сохpаняете коpенную самаю ваджpной малы никогда не позволяя ей отрываться от вашего тела..

Много разных рекомендаций относится к пpавильному уходу и использованию малы, но только немногие упомянуты здесь. Никогда не позволяйте ей остывать от тепла вашего тела. Никогда не показывайте вашу секpетную ваджpную малу дpугим людям. Никогда не отдавайте вашу малу в pуки дpугих людей. Ни куда ее не отправляйте и не поpучайте заботу о ней дpугим. И никогда не отдавайте вашу малу в pуки тем, кто нарушил свои обеты, или тем чьи духовные взгляды pезко отличаются от ваших собственных.
Деpжите в руках вашу малу, только когда делаете повтоpения мантpы. Не игpайте и не теребите ее попусту. Не гадайте на ней и не используйте как счеты.

Сохpаняйте вашу малу скpытой и имейте к ней почтительное отношение. Не старайтесь, чтобы все обращали на нее внимание. Никогда не ложите ее в низких местах, и конечно не на землю. Не нанизывайте бусины на вашу малу, если в этом нет смысла и не пользуйтесь ею как украшением. Если вы придерживаетесь этих слов в отношении к вашей мале, вы достигните всего, чего желаете

Чётки – этот ритуальный инструмент можно часто увидеть в руках у последователей любой религии. Предназначение их всегда одинаково – чётки используются для того, чтобы вести подсчёт прочитанных мантр либо молитв.

Существует мнение, что первые чётки появились у буддистов, а уже после эта идея была позаимствована христианами и мусульманами. Известно также, что первые чётки-гирлянды из 108 косточек рудракши приносились в жертву в доарийской Индии богу Шиве. Гораздо позже такие бусы-ожерелья стали использовать для счёта прочитанных молитв в индуизме и буддизме.

Нашей сегодняшней темой стали буддийские чётки. Их делают из ракушек, семян, полудрагоценных камней, драгоценных пород дерева, кости. Особенной популярностью всегда пользуются чётки из сандалового дерева, горного тибетского хрусталя, нефрита.

Для чего используют буддийские чётки

Прежде всего – для того, чтобы с их помощью начитывать мантры. Чётки помогают не сбиться со счёта, создают определённый ритм для дыхания и чтения. Начитанные, намоленные чётки могут оберегать своего владельца, дарить ему энергию и защиту.

Чётки: 108 бусин

Традиционно буддийские чётки состоят из 108 зёрен или бусин. 108 является священным числом - именно такое количество имён бога в индуизме. Но почему именно 108?

В этом нам поможет астрономия и астрология. Если 108 разделить на 9 (это количество планет), мы получим 12 (количество знаков зодиака).

Луна обходит Землю за 27 суток. Если 27 умножить на 4 фазы Луны – получим опять 108.

Священных буддийских текстов Тибета также 108. И это далеко не вся символика числа 108. Существует ещё масса различных вариантов.

Конечно же, используют чётки с меньшим и большим количеством зёрен, - это зависит от назначения каждых конкретных чёток. Количество зёрен также обозначает принадлежность к какому-либо конкретному течению или направлению в буддизме.

Тибетские чётки

Знаете ли вы, из чего делают чётки в Тибете? В традиции Бон и Ваджраяны делают чётки из черепов. Но не стоит пугаться! Действительно, традиционные тибетские чётки изготавливают из лобной кости человеческого черепа, - как раз там находится область «третьего глаза». Возможно это лишь в условиях Тибета, где умерших людей просто кладут в специальных ритуальных местах, а грифы очень быстро оставляют от трупа только кости. Такие чётки очень редкие. Чаще всего можно приобрести костяные чётки из костей буйвола или яка.

Как пользоваться буддийскими чётками

Обычно чётки держат в левой руке, начитывая мантру. Большим пальцем отделяют одну бусину внутрь ладони. Дойдя до большой бусины или «хвоста», направление меняется. Через эту бусину не «перешагивают».

В нашем магазине вы сможете приобрести выполненные из различных материалов буддийские . Сделать своими руками чётки также возможно. Например, самым простым вариантом будет просто завязать нужное количество узлов на шнуре.

Новое на сайте

>

Самое популярное