Домой Розы Веды — самые древние священные тексты. Славяно-арийские веды

Веды — самые древние священные тексты. Славяно-арийские веды

— санскритское слово veda означает "знание", "мудрость". Индийские веды долгое время передавались в устной стихотворной форме. Считается, что они не имеют авторов, так как были "ясноуслышаны" святыми мудрецами. Веды апаурушея — несотворённые человеком, санатан — вечные, богооткровенные писания. Веды — самые древние священные писания, которые известны людям Земли, это многоуровневое знание, которое условно можно разделить на материальное и духовное. Веды представляют собой научное знание о взаимосвязи духовной и материальной энергий и их Источника, а также способах обретения, или подтверждения этого знания и достижения высшей цели воплощения человека. Неверно относить Веды исключительно к индуизму. Слова «индуизм» нет в изначальных текстах Вед.

Как существительное слово упоминается в "Риг-веде". Оно родственно праиндоевропейскому ueidos, греческому "аспект", "форма", английским wit, witness, wisdom, vision (последний от латинского video, videre), немецкому wissen ("знать", "знание"), норвежскому viten ("знание"), шведскому veta ("знать"), польскому wiedza ("знание"), латинскому video ("я вижу"), чешскому vim ("я знаю") или vidim ("я вижу"), голландскому weten ("знать"), белорусскому веды ("знания") и русскому ведать, изведать, разведать, отведать, заведовать, ведение, ведун, заведующий, невежда, невежество.

Веды считаются одним из самых древних священных писаний в мире. Согласно современной индологической науке, Веды составлялись в течение периода, который продолжался около тысячи лет. Он начался с записи "Риг-веды" около XVI века до н. э., достиг своего апогея с созданием различных шакх в Северной Индии и завершился во времена Будды и Панини в V веке до н. э. Большинство учёных сходятся на том, что до того, как Веды были записаны, в течение многих веков существовала устная традиция их передачи.

Из-за недолговечности материала, на котором записывались Веды (для этого использовалась древесная кора или пальмовые листы), возраст дошедших до нас манускриптов не превышает нескольких сотен лет. Древнейшие манускрипты "Риг-веды" датируются XI веком. В Бенаресском санскритском университете хранится манускрипт, датируемый XIV веком.

Индийский брахман, получивший европейское образование, по имени Бал Гангадхар Тилак (1856-1920) обосновал концепцию, что Веды были созданы примерно за 4500 лет до н. э. Аргументы Б. Г. Тилака основаны на филолого-астрономическом анализе текста Вед. Выводы автора таковы: та картина неба, которую воспроизводят Веды, могла возникнуть лишь у людей, обитавших в приполярной области земного шара. В наши дни арктическая гипотеза сформулированная Тилаком находит всё больше поддержки среди учёных.

Согласно Ведам и другим древнеиндийским текстам человечество существует уже миллионы лет. И человек никогда не происходил от обезьяны. Согласно Ведам, существуют четыре великие эпохи человечества: Сатья-юга, Двапара-юга, Трета-юга и Кали-юга, которая наступила 18 февраля 3102 г. до. н.э. Весь цикл составляет приблизительно 4,5 млн. лет. После окончания Кали-юги вновь наступит Сатья-юга и новый цикл.

Духовное знание Вед рассказывает о принципах кармы- законе сотворения судьбы, о принципах реинкарнации-перевоплощения души на этой планете и в других измерениях Вселенной, излагается также концепция аватары -нисхождения богов в земной человеческий мир. Веды дают нам знание о том, как выйти за пределы материального мира, мира рождения и смерти, и достичь духовного мира.
Духовное знание Вед считается его высшими разделами. К примеру, в «Бхавишья Пуране» говорится о приходе Иисуса Христа (не известна точная дата, когда был создан этот ведический текст, но точно установлено, что он существовал уже 5000 лет назад, т.е. за 3000 лет до прихода Иисуса Христа). В «Бхавишья Пуране» называется еврейское племя амаликитов, в котором явится Иша Путра, что значит сын Бога. В ней указывается, что он родится от незамужней женщины по имени Кумари (Мария) Гарбха Самбхава. Говорится, что в 13 лет он вместе с паломниками уйдет в Индию, где будет под руководством духовных наставников постигать сокровенное знание, и через 18 лет, закончив свое духовное образование, вернется в Палестину и начнет проповедовать. Также в «Бхавишья Пуране» описывается приход Будды, Мухаммеда, других великих пророков и личностей.

Пять тысяч лет назад заканчивалась эпоха Двапара-юги и начиналась эпоха Кали-юги - «век невежества».
Риши первые познали Единое поле вселенских Законов в своем сознании, поскольку их сознание было развито до безграничности благодаря тапасу и духовным практикам.

Риши понимали, что люди все больше теряют знание Дхармы и с наступлением Кали-юги сознание большинства людей станет менее развитым, поверхностным. Плэтому такие люди в большинстве своем не смогут осознавать вибрации Вед - вибрации Сознания. Поэтому риши решили записать Веды, вибрации Абсолюта, в виде звуков для того, чтобы следующие «непросветленные» поколения смогли хотя бы услышать их, поскольку они будут не способны осознать Веды в качестве вибраций сознания.

Для записи Вед мог быть использован только совершенный язык - санскрит, который является языком сознания.

Считается, что риши по имени Шрила Вьясадева записал большую часть Вед. Риши Васиштха записал 7 часть Ригведы, риши Бхарадваджа 6 часть Ригведы.
Риши так же создали интеллектуальные комментарии к первым четырем Ведам — шесть Веданг, Пураны, Упанишады и другие священные ведические тексты.

Классификация (деление)

Четыре Веды

Первоначально существовала одна Веда, "Йаджур-веда", и она передавалась изустно, от учителя к ученику. Но около 5000 лет назад великий мудрец Кришна- Дваипайана Вйаса (Вйасадева) записал Веды для людей этого века, Кали-йуги. Он разделил Веды на четыре части по видам жертвоприношений: Риг-веду", "Сама-веду", "Йаджур-веду", "Атхарва-веду" и поручил эти части своим ученикам.

  • 1. Риг-веда — "Веда гимнов"
  • 2. Яджур-веда — "Веда жертвенных формул"
  • 3. Сама-веда — "Веда песнопений"
  • 4. Атхарва-веда — "Веда заклинаний"

Деление Вед на Самхиты, Брахманы, Араньяки и Упанишиды

Все индийские веды состоят из основного текста — самхит, а также трёх дополнительных разделов брахман, араньяк и упанишид. Эти дополнительные разделы большинство ведических учёных не считают частью текстов вед. Самхиты (основной текст) и брахманы относят к категории карма-канды, так называемого обрядового раздела. Араньяки (заповеди для лесных отшельников) и упанишады относятся к категории джняна-канды — разделу о знании. Самхиты и брахманы направлены на ритуальные практики, а основной темой араньяк и упанишад является духовное самоосознание и философия. Араньяки и упанишады являются базой веданты — одной из теистических школ индуистской философии.

  • Самхиты сборники мантр, представленых в виде гимнов, молитв, заклинаний, ритуальных формул, чар и т. д. и обращены к пантеону богов и богинь, которые обозначаются санскритским термином "девы", что в буквальном переводе означает "светящиеся", "сияющие" и часто переводится как "небесные существа", "полубоги" или "ангелы". Основными девами ведического пантеона, которым посвящено больше всего гимнов и молитв, являются Рудра, Индра, Агни и Варуна. К каждой самхите примыкают три сборника комментариев: брахманы, араньяки и упанишады. Они раскрывают философские аспекты ритуальной традиции и вместе с мантрами самхиты используются в священных ритуалах. В отличие от основной самхиты эта часть Вед, как правило, изложена в прозе.
  • Брахманы — гимны и мантры, которые используются для проведения индуистских ритуалов. Они представляют собой ритуальные тексты, воспроизводящие детали жертвоприношений и говорящие о смысле жертвенного ритуала. Они связаны с самхитой одной из вед и представляют собой отдельные тексты, за исключением Шукла Яджур-веды, где они частично вплетены в самхиту. Важнейшая из брахман — "Шатапатха-брахмана", которая пренадлежит "Шукла Яджур-веде". Брахманы также могут включать в себя араньяки и упанишады.
  • Араньяки — заповеди созданные для отшельников ушедших в лес. Соотносятся с «третьей стадией жизни», когда глава семьи, достигнув преклонного возраста, уходил в лес, становясь отшельником (ванапрастха), и предавался размышлениям. Каждая Араньяка как и соответствующая ей брахмана, относится к одной из 3 вед. Например к традиции «Ригведы» принадлежит «Айтарея-брахмана», а к ней примыкает «Айтарея-араньяка» из 5 книг; с «Яджурведой» связана «Шатапатха-брахмана», в которой содержится «Брихад-араньяка» («Великая Араньяка»).

По содержанию Араньяки как и брахманы, раскрывают космологический смысл ведийского ритуала. Наряду с толкованием его деталей в Араньяках содержатся богословские рассуждения об их глубинной сущности, о ритуале как механизме достижения бессмертия или познания Божественного начала. В Араньяках также можно найти представление о возможности замены «внешнего» ритуала «внутренним» (например учение о «внутренней агнихотре» в «Шанкхаяна-араньяке»).

Сохранилось 4 Aраньяки: Айтареяараньяка, Каушитаки (Шакхаяна) араньяка, Тайттирияараньяка и Брихадараньяка.

  • Упанишады — буквально означают записи, сделанные у ног Учителя, это философские тексты, написанные на санскрите, которые являются итогом учения отдельных глав четырёх вед. Они учат нас не только принципам Атмавидьи (знания Атмана), но и освещают, как практически их постичь. Слово "упанишада" означает "постижение" и применение на практике начальных истин. Каждый текст связан с той ведой, в которой он встречается. Поучения упанишады часто подаются в контексте соответствующего ведического гимна или ритуала. Вместе взятые, упанишады имеют общее название "веданта". Они составляют раздел, относящийся к Высшей Мудрости. В традициях веданты упанишады упоминаются как богооткровенные священные писания, благодаря постижению которых обретается знание Брахмана (Абсолюта). Ранее насчитывалось 1180 упанишад, но по прошествии веков многие из них были забыты, и до наших дней дошли только 108. Десять упанишад приобрели особое значение как главные, или приближенные к "каноническим" упанишады. Оставшиеся 98 упанишад дополняют их и дают представление о различных вопросах миропознания.

По мнению учёных, составление брахман, араньяк и основных упанишад канона "мукхья" завершилось в конце ведического периода. Остальные упанишады, принадлежащие к канону "муктика", были составлены уже в послеведический период.

К писаниям на ведическом санскрите также принадлежат некоторые сутры, такие как "веданта-сутры", "шраута-сутры" и "грихья-сутры". Учёные считают, что их составление (около VI века до н. э.), вместе с появлением Веданг, ознаменовало конец ведического периода, после которого начали появляться первые тексты на классическом санскрите в период Маурьев.

Деление на Шрути, Смрити и Ньяя

Традиционным является деление ведических писаний на три группы:
Шрути, Смрити и Ньяя — услышанное, запомненное, выведенное логически

  • Шрути ("то, что постигают путём слушания"): это 4 Веды (Ригведа, Самаведа, Йаджур-веда, Атхарва-веда) и Упанишады — по преданию, были изначально получены Брахмой от Высшего Бога. Впоследствии были записаны на жреческом языке санскрите.
  • Смрити ("то, что надо запомнить" традиция, или то, что воспроизводится по памяти; то, что было осознано мудрецами, пропущено через себя, понято и объяснено). Термин обычно используется по отношению к текстам, дополняющим шрути — изначальные ведические писания. Существует много вариантов классификации писаний смрити. Как правило, к смрити принято относить:

1. Дхарма-шастры — сборники древнеиндийских законов, правил и предписаний, регламентирующих личную жизнь человека и содержащих правовые, религиозные, морально-этические и другие нормы поведения. Состоят из 18 книг. Каждая книга соответствует определённой временной эпохе.

2. Итихасы или истории, сказания. Состоят из 4 книг. К их числу принято относить эпосы "Махабхарату" и "Рамаяну".

3. Пураны или древние былины. Состоят из 18 книг. Дополнительные священные писания индуизма, в которых Вишну, Кришна или Шива превозносятся как Верховные формы Бога.

4. Веданга состоит из 6 категорий текстов: Шикша, Вьякарана, Чандас, Нирукта, Джьотиша и Калпа.

5. Агамы или доктрины. Делятся на три основные части: вайшнавские, шиваитские, и шакта. Другой вид их категоризации: Мантра, Тантра, и Янтра.

Смрити были записаны на разговорном санскрите (лаукика-санскрите).

  • Ньяя — логика («Веданта-сутра» и другие трактаты).

1. Дхарма-шастры

Вишну-смрити — одна из наиболее крупных дхармашастр.
Ману-смрити также известна как Ману-самхита, Манава-дхармашастра и Законы Ману — памятник древнеиндийской литературы, древнеиндийский сборник предписаний благочестивому индийцу в исполнении им своего общественного, религиозного и морального долга, приписываемый традицией легендарному прародителю человечества — Ману. Является одной из девятнадцати дхарма-шастр, которые входят в литературу смрити.

2. Итихасы

Махабхарата — ("Великое сказание о потомках Бхараты", по имени царя Бхараты, потомка древнего царя Куру) — величайший древнеиндийский эпос.

Одно из крупнейших литературных произведений в мире, "Махабхарата" представляет собой сложный, но органичный комплекс эпических повествований, новелл, басен, притч, легенд, лиро-дидактических диалогов, дидактических рассуждений богословского, политического, правового характера, космогонических мифов, генеалогий, гимнов, плачей, объединенных по типичному для больших форм индийской литературы принципу обрамления, состоит из восемнадцати книг (парв) и содержит более 100 000 двустиший (шлок), что в четыре раза длиннее Библии и в семь раз длиннее Илиады и Одиссеи взятых вместе. "Махабхарата" — источник многих сюжетов и образов, получивших развитие в литературах народов Южной и Юго-Восточной Азии. В индийской традиции считается "пятой Ведой". Одно из немногих произведений мировой литературы, которое само о себе утверждает, что в ней есть всё на свете.

Бхагавад-гита ("Божественная песнь") — памятник древнеиндийской литературы на санскрите, часть "Махабхараты", состоит из 700 стихов. "Бхагавад-гита" является одним из священных текстов индуизма, в котором представлена основная суть индуистской философии. Считается, что "Бхагавад-гита" может служить практическим руководством как в духовной, так и в материальной сферах жизни. Часто "Бхагавад-гиту" характеризуют как один из самых уважаемых и ценимых духовных и философских текстов не только традиции индуизма, но и религиозно-философской традиции всего мира.

Текст "Бхагавад-гиты" состоит из философской беседы между Кришной и Арджуной, которая происходит на поле битвы Курукшетра непосредственно перед началом Битвы на Курукшетре между двумя воюющими кланами Пандавов и Кауравов. Арджуна — воин и один из пяти братьев-принцев клана Пандавов — перед решающим сражением впадает в сомнение о целесообразности боя, который приведёт к смертям многих достойных людей, в том числе его родственников. Однако его колесничий — Кришна — убеждает Арджуну принять участие в битве, разъясняя ему его долг как воина и принца и излагая перед ним различные философские системы веданты и процессы йоги. Во время беседы, Кришна раскрывается перед Арджуной как Верховная Личность Бога, даруя Арджуне внушающее благоговение видение Своей божественной вселенской формы.

К Кришне, оратору "Бхагавад-гиты", в тексте обращаются как к Бхагавану ("Личности Бога"). Стихи, используя насыщенную метафоричность, написаны в традиционной санскритской метрике, которую обычно поют, отсюда и название, которое переводится как "Божественная песнь".

На протяжении многих веков "Бхагавад-гита" является одним из самых почитаемых священных текстов и оказывает большое влияние на жизнь и культуру индийского общества. Повлияла она и на западную культуру, привлекая внимание таких выдающихся мыслителей, как Гёте, Эмерсон, Олдос Хаксли, Ромен Роллан и др. В России о "Бхагавад-гите" узнали в 1788 году, после того как её, впервые на русскомязыке, издал Н. И. Новиков.

Рамаяна ("путешествие Рамы") — древнеиндийский эпос на санскрите, автором которого в традиции индуизма принято считать мудреца Валмики. Является одним из важнейших священных текстов индуизма канона смрити.

Согласно традиции индуизма, действие "Рамаяны" происходит в эпоху Трета-юга, около 1,2 млн. лет назад. Учёными "Рамаяна" датируется IV веком до н. э. В ней повествуется история седьмой аватары Вишну Рамы, чью жену Ситу похищает Равана — царь-ракшас Ланки. В эпосе освещаются темы человеческого существования и понятие дхармы. Также как и "Махабхарата", "Рамаяна" — это не просто обычная история. В ней содержатся учения древних индийских мудрецов, которые представлены посредством аллегорического повествования в сочетании с философией и бхакти. Персонажи Рамы, Ситы, Лакшманы, Бхараты, Ханумана и Раваны являются неотъемлемыми элементами культурного сознания Индии.

"Рамаяна" состоит из 24 000 стихов (480 002 слов — около одной четверти текста "Махабхараты", что в четыре раза больше "Илиады"), которые распределены на семь книг и 500 песен, называемых "канды". Стихи "Рамаяны" составлены в метре из тридцати двух слогов, который называется ануштубх.

Семь книг "Рамаяны":

  • 1. Бала-канда — книга о детстве Рамы.
  • 2. Айодхья-канда — книга о царском дворе в Айодхье.
  • 3. Аранья-канда — книга о жизни Рамы в лесной пустыне.
  • 4. Кишкиндха-канда — книга о союзе Рамы с обезьяньим царем в Кишкиндхе.
  • 5. Сундара-канда — "Прекрасная книга" об острове Ланка — царстве демона Раваны, похитителя супруги Рамы — Ситы.
  • 6. Юддха-канда — книга о битве обезьяньего войска Рамы с войском демонов Раваны.
  • 7. Уттара-канда — "Заключительная книга".

"Рамаяна" представляет собой один из важнейших памятников древнеиндийской литературы, который оказал огромное влияние на искусство и культуру как Индийского субконтинента, так и всей Юго-Восточной Азии, где "Рамаяна" приобрела большую популярность начиная с VIII века. "Рамаяна" была переведена на большинство современных индийских языков. Идеи и образы эпоса вдохновляли практически всех индийских писателей и мыслителей от Калидасы до Рабиндраната Тагора, Джавархарлала Неру и Махатмы Ганди.

3 . Пураны

Пураны ("древняя былина") — тексты древнеиндийской литературы на санскрите. В основном это писания послеведического периода, в которых описывается история вселенной от её сотворения до разрушения, генеалогия царей, героев и девов, а также излагается индуистская философия и космология. Большинство Пуран являются каноническими писаниями различных течений индуизма. Пураны в основном написаны в форме историй. В традиции индуизма составителем Пуран принято считать ведического риши Вьясу.

Самое раннее упоминание о Пуранах содержится в "Чхандогья-упанишаде" (7.1.2), где к мудрецу Нараде обращаются как к итихаса-пуранам панчамам веданам. "Чхандогья-упанишада" даёт Пуранам и Итихасам статус "пятой Веды" или "Панчама-веда". В "Риг-веде" слово "пурана" упоминается много раз, но учёные полагают, что в данном случае оно используется просто в значении "древний".

Существуют много текстов, которые называют "пураны". Наиболее значимыми из них являются:

Маха-пураны и Упа-пураны — основные пуранические писания.
Стхала-пураны — писания, в которых превозносятся определённые индуистские храмы. В них также описывается история создания храмов.
Кула-пураны — писания, в которых рассказывается о происхождении варн и связанных с этим историях.

В Индии, Пураны переведены на местные языки и распространяются учёными-брахманами, которые их публично читают или рассказывают истории из них на особых собраниях, которые называются "катха" — странствующий брахмана останавливается на несколько недель в каком-нибудь храме и повествует истории из Пуран группам собирающихся специально для этой цели индусов. Эта религиозная практика в особенности характерна для традиций бхакти в индуизме.

Бхагавата-пурана — также известна как "Шримад-Бхагаватам" или просто "Бхагаватам" — одна из восемнадцати основных Пуран, часть священных писаний индуизма категории смрити.

В "Бхагавата-пуране" описываются истории различных аватар Бога в материальном мире, причём Кришна предстаёт не как аватара Вишну, а как верховная ипостась Бога и источник всех аватар. В "Бхагавата-пуране" также содержатся обширные сведения по философии, лингвистике, метафизике, космологии и другим наукам. Она открывает панораму исторического развития вселенной, повествует о путях самопознания и освобождения.

В течение последнего тысячелетия "Бхагавата-пурана" является одним из основных священных текстов различных течений кришнаизма, где она рассматривается как четвёртый элемент в тройственном каноне основополагающих текстов теистической веданты, который состоит из Упанишад, "Веданта-сутр" и "Бхагавад-гиты". Согласно самой "Бхагавата-пуране", в ней изложена основная суть всех Вед и она является комментарием ведического мудреца Вьясы к "Веданта-сутрам".

4. Веданга

Шесть вспомогательных дисциплин, относящихся к Ведам, традиционно называют Веданга "ответвления Вед". Учёные определяют эти тексты как дополнение к Ведам. Веданги объясняют правильное произношение и применение мантр в церемониях, а также содействуют в правильной интерпретации ведических текстов. Эти темы излагаются в Сутрах, которые учёные датируют периодом, продолжавшимся от конца ведического и до появления Империи Маурьев. В них отразился переход от ведического санскрита к классическому санскриту. Шесть основных тем Веданги:
Фонетика (Шикша)

  • Метр (Чандас)
  • Грамматика (Вьякарана)
  • Этимология (Нирукта)
  • Астрология (Джьотиша)
  • Ритуал (Калпа)

5. Агамы или доктрины — одна из разновидностей духовных писаний индуизма. К агамам принадлежит большое количество индуистских санскритских текстов. Существуют шиваитские, вайшнавские и шактистские агамы.

Шиваитские агамы или Шайва Агамы
Шайва Агамы (Шива Агамы) являются общими источниками для шиваизма и вирашиваизма как религии и философии. Если принять во внимание тот охват тем, встречающихся в дошедших до нас Шайва Агам, то можно предположить, что существовавшая ранее литература Шайва Агам была весьма обширной. Построение и художественное оформление храмов, описание подготовки и надлежащей установки образов богов на сооруженных для них каменных платформах, обряды поклонения, включающие множество подношений, таких как нанесение священного пепла ("бхасма-дхарана"), нанесение сандаловой пасты ("ганда-дхарана"), проведение различных фестивалей ("утсава"), таких как Ваханотсава, Кальянотсава, Ратхотсава и т. д.
Все это обсуждается в Шайва Агамах наравне с такими темами как посвящение в шиваизм и вирашиваизм, путь достижения Господа, величие и действенность священных объектов — пепла-бхасмы, рудракши, повторения мантры и т. д. Также в этих Агамах описаны история и традиция учителей, излагаются философские и религиозные идеи и обычаи шиваитов и вирашиваитов.
Согласно Карана Агаме существует три вида Шайва Агам — Вама, Дакшина и Сиддханта. В Сиддханта входят 28 основных Шайва Агам, с Камика Агамы до Ватула Агамы, и 208 дополнительных Агам (Упагама).
Вайшнавские агамы или Вайшнава агамы
В вайшнавских агамах (Панчаратре и Вайкханаса-самхитах) верховным Богом объявляется Вишну. Самой известной и распространенной школой Вайшнава-тантры является Панчаратра.Она названа так потому,что как считается, она дарует исполнение пяти панча: "санкхья","йога","вайрагья" ,"тапас","кешава-бхакти", а также потому, что она освобождает. В некоторых Агамах Панчаратрика именуется саттвика (светлая,чистая) в отличие от некоторых других школ. В традиции Панчаратра предписывается поклонение различным формам Нарайяны или Вишну (Рама, Кришна и т. д.), его женскому аспекту (Лакшми, Радхарани, Сита), кроме этого выполняется поклонение другим божествам: Шиве, Ганеше, Дурге, Брахме, Махакале.
Шактистские агамы или Шакта агамы
В шактизме известно 77 агам, которые делятся на три категории: Сабхагам — обучают навыкам, ведущим к познанию и освобождению; Каулагамы — которые обучают навыкам, имеющим целью развитие магических сил; Мишрагам — которые имеют целью и то и другое.

Деление по Кандам

Ведические тексты делятся на три категории (канды), соответствующие различным этапам духовной зрелости души: карма-канда, гьяна-канда и упасана-канда.

Карма-канда, к которой относятся четыре Веды и родственные писания, предназначена для тех, кто привязан к временным материальным достижениям и склонен к ритуализму.

Гьяна-канда, в которую входят Упанишады и Веданта-сутра", призывают к освобождению от власти материи, посредством отречения от мира и отказа от желаний.

Упасана-канда, к которой относятся главным образом тексты "Шримад-Бхагаватам", "Бхагавад-гиты", "Махабхараты" и "Рамаяны" предназначена для тех, кто желает постичь Личность Бога и обрести отношения со Всевышним.

Упаведы

Термин "упаведа" ("второстепенное знание") используется в традиционной литературе для обозначения специфических текстов. Они не имеют отношения к Ведам, а просто представляют собой интересный предмет для изучения. Существуют различные списки предметов, которые относятся к Упаведе. Чаранавьюха упоминает четыре Упаведы:

  • — "медицина", примыкает к "Риг-веде".
  • Дханур-веда — "боевые искусства", примыкает к "Яджур-веде".
  • Гандхарва-веда — "музыка и священные танцы", примыкает к "Сама-веде".
  • Астра-шастра — "военная наука", примыкает к "Атхарва-веде".

В других источниках, к Упаведам причисляются также:

  • Стхапатья-веда — излогаются основы архитектуры
  • Шилпа-шастры — шастра об искусстве и ремёслах
  • Джйотир-веда — излогаются основы астрологии
  • Ману-самхита — излогаются законы прародителя человечества Ману.

В Ведах можно найти также знания по логике, астрономии, политике, социологии, психологии, истории и т.д. Цивилизация многих народов в древности основывалась на Ведах, поэтому ее называют также ведической цивилизацией.

Из знания времени возникла Джйотиш (Ведическая астрология)
Ведическая астрология в том виде, как она исторически сложилась, восходит, в основном, к великому мудрецу Васишхте, провидцу седьмой книги Ригведы, и к его великому сыну Парашаре. Приписываемый Парашаре астрологический текст, «Брихат Парашара Хора Шастра», на сегодняшний день остается самым важным текстом по ведической астрологии, а школа и система Парашары остается доминирующей, особенно в Северной Индии.
Из знания жизни возникла Аюрведа (Ведическая наука о здоровье и долголетии),

Из знания строительства возникла Стхапатья-Веда - Ваасту-шастра (Ведическая архитектура),

Из знания Единства возникла ,

Из знания о мироздании возникают шесть систем Ведической философии (Санкхья, Ньяя, Вайшешика, Миманса, Йога, Веданта) и так далее.

Цивилизации многих народов в древности основывались на Ведах, поэтому их называли также ведическими цивилизациями.

Сиддханта

Окончательный вывод, который можно сделать, изучив все Веды, называется Сиддханта. Для того, чтобы сохранить в чистоте сиддханту, существует система ученической преемственности (парампара), подразумевающая передачу от учителя к ученику неискаженного, однако понятного в конкретном историческом контексте послания Вед.

Написанное тем, кто в совершенстве изучил сиддханту и получил образование в парампаре, считается находящимся на одном уровне с изначальными Ведами.

Сущностью Вед, как сознания, является вибрация, спанда. Поэтому Веды передавались изустно в среде жрецов-брахманов и читать Веды могли только специально наученные брахманы,которые улавливали вибрации живой сущности Вед и передавали их слушателям.

Согласно Ведам вся проявленная вселенная есть Сознание. Одно Сознание является основой Мироздания, основой жизни. Познать изложенные в Ведах Законы Мироздания можно только путём самоосознания, медитации, слившись с самим Абсолютным Сознанием, став этим Сознанием.

Русские Веды (Славяно-Арийские Веды — ВЕДЫ) в широком смысле представляют собой круг древних документов славянских и арийских народов, включая как четко датированные и имеющие авторство Веды, так и передаваемые устно и записанные относительно недавно народные предания, сказы, былины и т. п.

В целом Русские Веды содержат глубокие знания о природе и отражают историю Человечества на Земле в течение последних нескольких сотен тысяч лет. Веды также содержат предсказания о грядущих событиях на 40 176 лет вперед, т. е. до нашего времени и еще на 167 лет вперед.

Русские Веды делятся на три основные группы:

– это пластины из золота или иного благородного металла, не поддающегося коррозии, на которых тексты наносились путем чеканки знаков и заполнения их краской. Затем эти пластины скреплялись тремя кольцами в виде книг либо оформлялись в дубовый оклад и обрамлялись красной материей;

Самые древние из известных документов – это сантии веды. Первоначально именно назывались Ведами, но в них есть упоминания о других Ведах, которых еще тогда, т. е. более 40 тысяч лет назад, называли Древними и которые на сегодняшний день либо утеряны, либо хранятся в укромных местах и пока по каким-либо причинам не оглашаются. Сантии отражают самые сокровенные Древние Знания. Можно даже сказать, что они являются архивом знаний. Кстати, Индийские Веды – это всего лишь часть Славяно-Арийских Вед, переданных в Индию ариями около 5 000 лет тому назад.

Харатьи были, как правило, копиями сантий, или, возможно, выписками из сантий, предназначенными для более широкого пользования в жреческой среде. Самые древние харатьи – это , которые были записаны 28 736 лет тому назад (или, точнее, с 20 августа по 20 сентября 26 731 г. до н. э.). Поскольку харатьи записать легче, чем сделать чеканку сантий на золоте, то обширные исторические сведения записывались именно в таком виде.

Так, например, харатьи под названием , были записаны на 12 000 воловьих шкурах 7 513 лет тому назад с историей войны славяно-арийских народов с китайцами. Заключение мира между воюющими сторонами называлось Сотворение Мира в Звездном Храме (С.М.З.Х.). А Звездным Храмом назывался год по нашему древнему календарю, в который был заключен этот мир.

В истории Земли это была первая мировая война, и это событие было настолько потрясающим, а победа настолько значима для Белой Расы, что послужила точкой отсчета для введения нового летоисчисления. С тех пор все белые народы считали лета от Сотворения Мира. А отменено это летоисчисление было только в 1700 году Петром I Романовым, который навязал нам византийский календарь, поскольку только с помощью Византийской империи Романовы пришли к власти.

Cреди волхварей можно назвать , записанную (возможно, постепенно и несколькими авторами) на деревянных дощечках и отражающую историю народов юго-восточной Европы на протяжении полутора тысяч лет до крещения Киевской Руси. Волхвари предназначались для волхвов – нашего древнего духовенства староверов, откуда и пошло название этих документов. Волхвари методично уничтожались Христианской церковью.

СПИСОК КНИГ: СЛАВЯНО-АРИЙСКИЕ ВЕДЫ

СЛАВЯНО-АРИЙСКИЕ ВЕДЫ, Книга Первая.

  • — одно из древнейших Славяно-Арийских Священных Преданий, сохраненных Жрецами-хранителями Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов. Саньтии имеют содержательную форму диалога и были записаны около 40000 лет назад.
  • — Священное Предание о переселении Староверов-Инглингов на Запад, в Скандинавию, бережно хранимое Родами Староверов в Западной Сибири и Исландии. И повествующее о легендарных исторических и мифических временах, о бурной эпохе викингов и других народов.

СЛАВЯНО-АРИЙСКИЕ ВЕДЫ, Книга Вторая.

  • — Древнее Арийское Предание о рождении Мира. Одна из священных книг Староверов-Инглингов, наряду с Индийскими Ведами, Авестой, Эддами, Сагами (Сагой об Инглингах). Перевод осуществлен в 60-х годах нашего века несколькими общинами Древнерусской Церкви. Книга сакральна, но сейчас пришло такое время, когда все выходит на свет, и старейшины Древнерусской Церкви разрешили публикацию в конце 1999 года.

СЛАВЯНО-АРИЙСКИЕ ВЕДЫ, Книга Третья.

  • — Древняя Вера Первопредков Славянских и Арийских народов.
  • — Высказывания Древних Мудрецов записывались Рунами на дощечках из дуба, глиняных табличках, в Саньтиях и назывались — Слово Мудрости. Познакомьтесь с некоторыми высказываниями одного из Древних Мудрецов Беловодья, которого звали Велимудр.

СЛАВЯНО-АРИЙСКИЕ ВЕДЫ, Книга четвёртая.

  • — Испокон веков древние предания и легенды передавались из поколения в поколение, из Рода в Род. В каждом Славянском или Арийском Родах сохранилась своя частица древнего Мира Образов.

От редакции

Волхв Велеслав – верховода Русско-славянской родноверческой общины «Родолюбие» (основ. 1998), один из основателей Содружества общин Славянской Родной Веры «Велесов Круг» (основ. 1999).

Автор нескольких десятков книг по Русско-славянскому Родноверию и Духовной культуре славян, в том числе: «Зов Гипербореи» (1998), «Се Русь – Сурья» (1998), «Традиция» (1999), «Родолюбие» (1999), «Средь лесов славянских» (1999), «Песни Светославия» (2000), «Пить из Реки Жизни. Книга Родосвета» (2000), «Искон Веры-Веды. Книга Родосве- та. Книга Святогора» (2001), «Родные Боги» (2001), «Родноверческий Искон» (2002), «В защиту Древней Веры…» (2002), «Тризна по Б.А. Рыбакову» (2002), «Обрядник» (2003), «Велес» (2003), «Перун» (2004), «Ярило» (2004), «Мара» (2004), «Книга Велесовых Сказов. Русские Веды: Голубиная Книга» (2005), «Вещий Словник» (2005), «Славянский Заговорник» (2007), «Славянская Книга Мёртвых» (2007), «Родовой Искон» (2007), «Книга Мудрости Вещего» (2007), «Шуйный путь: Книга Нави» (2007), «Чёрный Заговорник» (2007), «Учение волхвов: Велесова Мудрость в Кощный век» (2007), «Учение волхвов: Белая Книга» (2007) и др.

В Велеславе вижу также сильного языческого поэта-мистика, философа и проповедника.

(А. Асов, писатель)

В каждом веке рождается не так уж много людей, чьи чаянья реально меняют мир. Именно так: дела остаются делами, и дело – истинное проявление человека, но мир меняют мечта и намеренье. Таких людей действительно всегда немного. И Велеслав – один из них.

(А. Платов, традиционалист)

Велеслав – Духовный лидер, своего рода пророк «новой эры» русского язычества. Его влияние на формирование идеологии (и практики) русской Родной Веры и умы людей вполне сравнимо по значимости с влиянием Елены Петровны Блаватской на теософию и Гвидо фон Листа на формирование оккультной составляющей идеологии Третьего Рейха. С точки зрения личных качеств, Велеслав походит скорее на вдохновенного пророка или дзенского наставника, чем на заматерелого жреца или ортодоксального индуистского брахмана. Благодаря этому Велеславу и удалось стать столь значимой и популярной фигурой в русском Родноверии.

(А. Белов, журналист)

Велеслав – волхв Русско-славянской родноверческой общины «Родолюбие», преданный Господа Велеса (Шивы), изучавший Веды и санскрит. Автор многих книг и стихов, посвященных славянскому Родноверию и индо-арийской Сатья Саиатана Дхарме. Один из первых в России проповедников славянского Родноверия. Стихи Велеслава я впервые прочёл в 15 лет и полюбил их как свои собственные. Общение с волхвом Велеславом ещё больше приблизило меня к Истине, Добродетели и Великой Недвойственности.

Велеслав проделал редкий Духовный путь, когда человек, касаясь древнейших истин и наиболее разработанных мистичских учений, вдруг начинает искать и находить своё – то, к чему он был изначально предназначен, но ничего не знал об этом. Его Духовный поиск в сфере родного, славянского язычества оказывается весьма плодотворен, собственно это и позволяет стать Велеславу тем, кем он является: исключительным писателем и мыслителем, волхвом и вдохновителем языческого движения русского народа.

(Волхв Велгшир, шаман)

Мой замечательный друг – волхв Велеслав – человек знающий (если вы понимаете, о чём я), человек наития (это очевидно каждому, кто съел с ним пуд соли) и человек вне (а вот этого я пояснять не буду)…

(Волхв Богумил, верховода Обнинской родноверческой общины «Триглав»)

В чём красота Океана? Я не знаю. Это невозможно передать словами. Прекрасно то, что он просто есть… То же самое я могу сказать и о своём Учителе: спасибо, что Ты есть. В Твоих глазах я вижу Свет Истины, рядом с Тобой всегда ощущаю незримое присутствие красоты, спокойствия и вдохновения. Всё это передаётся мне, и я – счастлив. Спасибо, что ты есть. Просто спасибо…

(Лучезар, ученик)

Я что-то никак не пойму, кто это: новый святой, вроде Серафима Саровского, или перевоплотившийся Алистер Кроули вкупе с Гурджиевым?..

(Из частного разговора в магазине эзотерической литературы «Белые Облака» во время просветительской беседы волхва Велеслава)

Кто я – не существенно. Важно – кто ты сам. Важен не учитель, а ученик – сама его способность учиться. Не зря говорят, что мудрец может большему научиться у глупца, чем глупец у мудреца… Кто есть Тот, Который пребывает в сущности твоего Сердца? Кто есть Ты Сам – Истинный Ты1 Познай Себя – и ты познаешь Всебожье и Всемирье…

(Волхв Велеслав, из ответа на вопрос о волховском призвании).

Вместо предисловия (Из книги Лучезара «Путь Язычника»)

…Однажды, когда мы стояли в обрядовом кругу на Капище, полил сильнейший дождь. Капли были очень крупными и холодными, вся одежда на нас вмиг промокла. Люди стали озираться по сторонам в поисках укрытия и, казалось, уже позабыли о Великом Духе, Богах и обряде…

И тут волхв Велеслав, проводивший обряд, вместо того чтобы отправить всех прятаться под деревьями, предложил совершенно неожиданную вещь. Он сказал всем нам лечь животом на Землю и обнять Её руками, так же, как в детстве мы обнимали маму. Это было очень странно: запах земли, мокрая трава и ледяные капли дождя, бьющие по спине… «Други, в такие минуты Мать-Земля особенно открыта Отцу- Небу, а дождь – это их Любовь. Через дождь Отец-Небо и Мать-Земля соединяются… Забудьте обо

), которые относятся к категории шрути (услышанное).

Основной частью Вед являются самхиты – сборники мантр, к которым примыкают брахманы, араньяки и упанишады — тексты, являющиеся комментариями к ведийским самхитам. Содержащиеся в Ведах мантры, повторяются как молитвы и используются в различных религиозных ритуалах.

На протяжении многих веков Веды передавались устно в стихотворной форме и только гораздо позднее были записаны. Индуистская религиозная традиция считает Веды апаурушея — несотворенными человеком, вечными богооткровенными писаниями, которые были даны человечеству через святых мудрецов. Сведения об авторстве указаны в анукрамани.

История происхождения

Веды считаются одними из самых древних священных писаний в мире. Сначала они передавались устно из поколения в поколение, и до того, как Веды были записаны, в течение многих веков существовала устная традиция их передачи.

В индуизме считается, что в начале каждого космического цикла, сразу после сотворения Вселенной, Брахма (Бог-Творец) получает ведийское знание. В конце космического цикла ведийское знание уходит в непроявленное состояние, а затем появляется вновь в следующем цикле творения. Великие риши (мудрецы) получают это знание и передают его в устной форме на протяжении миллионов лет.

Индуисты считают, что более 5000 лет назад, сохранившаяся часть ведийского знания была записана и разделена на четыре Веды великим мудрецом Вьясой (Ведавьясой), который также изложил основную его суть в форме афоризмов Веданта-сутры.

Каждую Веду Вьяса передал для упорядочения одному из своих учеников. Пайла упорядочил гимны Ригведы. Мантры, которые использовались в религиозных и общественных церемониях, были собраны Вайшампаяной в Яджурведе. Гимны Самаведы собрал Джаймини. Атхарваведа, представляющая собой собрание гимнов и чар, была упорядочена Сумантой.

Предположительно Веды составлялись в течение периода, который продолжался около тысячи лет. Он начался с составления Ригведы около XVI века до н.э. и завершился в V веке до н.э. Однако, так как Веды записывались на недолговечном материале (пальмовых листьях, древесной коре), возраст дошедших до нас манускриптов не превышает нескольких сотен лет.

На данный момент Веды - самое древнее философское учение, которое было привнесено в Индию Ариями. Веды - это очень сильное, могущественное, сверхлогичное и гуманистическое знание! В «неправильных» руках это знание может превратиться в страшный яд, в «правильных» руках - оно может стать спасением человечества. Долгое время эти знания находились под охраной жрецов-брахманов. Веды содержат в себе Великую Истину. Существует мнение, что веды это наследие древнейшей высокоразвитой цивилизации, которое дошло до наших дней.

Что же из себя представляют Веды? Почему это знание держалось в тайне? Откуда изначально появилось это знание, кто написал Веды? Как шла передача знания? Посмотрев видео, вы приблизитесь к пониманию того, что содержит в себе это таинственное и могущественное ведическое знание.

Основные тексты Вед

Веды включают в себя четыре самхиты (сборника мантр):

1. Ригведа (Веда гимнов) состоит из гимнов-мантр, предназначенных для повторения главными священниками.

Ригведа считается древнейшим сохранившимся индийским текстом, из которого остальные три Веды заимствовали часть материала. Ригведа состоит из 1 028 гимнов на ведийском санскрите и 10 600 текстов, которые разделены на десять книг, называемых мандалы. Гимны посвящены ригведийским богам, наиболее часто упоминаемые среди которых – Агни, Индра, Рудра, Варуна, Савитар и другие. Все мантры Ригведы были открыты 400-ам риши, 25 из которых были женщинами. Некоторые из этих риши соблюдали обет безбрачия, в то время как другие состояли в браке.

Ученые считают, что книги Ригведы составлялись поэтами из различных групп священников в течение пятисотлетнего периода. По мнению Макса Мюллера, Ригведа была составлена в период с XVIII по XII век до н.э. в районе Пенджаба. Другие исследователи указывают более поздние или более ранние даты, а некоторые полагают, что период составления Ригведы не был столь продолжительным и занял около одного столетия между 1450-1350 годами до н.э.

Существует большое лингвистическое и культурное сходство между Ригведой и ранней иранской Авестой. Это родство уходит корнями в праиндоиранские времена и ассоциируется с Андроновской культурой. Самые древние колесницы, запряженные лошадьми, были обнаружены в Уральских горах и приблизительно датируются началом II тысячелетия до н.э.

2. Яджурведа (Веда жертвенных формул) содержит мантры, предназначенные для священников-помощников адхварью.

Яджурведа состоит из 1984 стихов, частично заимствованных и адаптированных из Ригведы и изложенных в прозе. Мантры Яджурведы имеют практическую цель - каждая мантра предназначена для использования во время определенной части ритуала жертвоприношения. Мантры этой Веды были составлены для всех ведийских обрядов, а не только для ритуала Сома, как в Самаведе.

Существует две основных редакции этой Веды - Шукла Яджурведа и Кришна Яджурведа. Происхождение и значение этих редакций точно неизвестны. В Шукла Яджурведе содержатся исключительно тексты и формулы, необходимые для совершения жертвоприношений, а их пояснение и философское толкование выделены в отдельный текст Шатапатха-брахману. Этим она сильно отличается от Кришна Яджурведы, в которой объяснения и толкования мантр интегрированы в основной текст и обычно следуют сразу же после каждой мантры.

3. Самаведа (Веда песнопений) содержит мантры, предназначенные для повторения священниками-песнопевцами удгатри.

Самаведа состоит из 1875 стихов, большинство из которых заимствовано из Ригведы. Ригведийские тексты изменены и адаптированы для воспевания, некоторые из них повторяются несколько раз.

Самаведа служила как сборник гимнов для священников-певчих, принимавших участие в литургии. Священников, которые воспевали гимны из Самаведы во время ведийских ритуалов, называли удгатри, словом, которое происходит от санскритского корня уд-гай («петь» или «воспевать»). В использовании гимнов в литургиях ключевую роль играл стиль воспевания. Каждый гимн должен был воспеваться согласно строго определенной мелодии — отсюда и название этой Веды (саман в переводе с санскрита — мелодия восхвалительной песни или гимна).

4. Атхарваведа (Веда заклинаний) представляет собой сборник мантр-заклинаний.

Атхарваведа состоит из 760 гимнов, пятая часть из которых является общей с Ригведой. Большинство текстов - метрические, и только некоторые разделы написаны в прозе. По мнению большинства ученых, Атхарваведа была составлена около X века до н.э., хотя некоторые ее части датируются ригведийским периодом, а некоторые - даже древнее Ригведы.

В Атхарваведе содержатся не только гимны, но и всесторонние знания, посвященные помимо религиозных аспектов жизни также и таким вещам, как науки земледелия, управления государством и даже вооружения. Одно из современных названий Атхарваведы – Атхарва-Ангираса, по имени святых мудрецов и великих магов этой линии.

Лингвистически, мантры этой Веды относятся к самым древним образцам ведийского санскрита. В отличие от остальных трех Вед, мантры Атхарваведы не имеют прямого отношения к торжественным жертвоприношениям. Ее первая часть состоит в основном из магических формул и заклинаний, которые посвящены защите от демонов и бедствий, исцелению болезней, увеличению продолжительности жизни, осуществлению различных желаний и достижению определенных целей в жизни. Во второй части содержатся философские гимны. В третьей части Атхарваведы в основном содержатся мантры, предназначенные для использования во время проведения свадебных обрядов и похорон.

Дополнительные тексты

Веды состоят из основных текстов (Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа), которые называются самхиты. К каждой самхите примыкают три сборника комментариев: брахманы (гимны и мантры, которые используются для проведения индуистских ритуалов), араньяки (заповеди для лесных отшельников) и упанишады (философские тексты). Они раскрывают философские аспекты ритуальной традиции и вместе с мантрами самхиты используются в священных ритуалах. В отличие от основных текстов эта часть Вед, как правило, изложена в прозе.

Самхиты и брахманы относят к категории карма-канды (обрядового раздела), тогда как араньяки и упанишады принадлежат к категории джнана-канды (раздела о знании). В то время как самхиты и брахманы сосредоточены на ритуальных практиках, основной темой араньяк и упанишад является духовное самоосознание и философия. В них, в частности, обсуждается природа Брахмана, атман и реинкарнация. Араньяки и упанишады являются основой веданты.

Предлагаем дополнительно посмотреть лекцию Ильи Журавлева, в которой он знакомит слушателей с древнейшей философией, описанной в Ведах, Упанишадах, Пуранах, Тантрах и других древнейших источниках по йоге. Описание чакр, мудр, йоговских практик (асаны, пранаямы, медитация) в древних текстах. Отличие древних и современных практик.

Упанишады - древнеиндийские трактаты религиозно-философской тематики. Являются продолжением Вед и относятся к священным писаниям индуизма категории шрути («услышанных свыше, богооткровенных»). В них в основном обсуждается духовная философия, медитация, вопросы Бога, души, кармы, перевоплощения, развития сознания, освобождения от страданий. Эти написанные на санскрите произведения характерны глубиной и поэтичностью изложения, и отражают мистический опыт йогов древности. На лекции Ильи Журавлева рассматриваются основные сюжеты, идеи и термины, основные практики, описанные в этих древнейших трактатах по йоге.

Другие послеведийские тексты, такие как «Махабхарата», «Рамаяна» и Пураны не относятся к ведическими писаниям, хотя в некоторых направлениях индуизма позиционируются как пятая Веда.

Также существует категория текстов, называемых термином «упаведа» («второстепенное знание»). Этот термин используется в традиционной литературе для обозначения ряда специфических текстов, которые не имеют отношения к Ведам, а просто представляют собой интересный предмет для изучения. Сюда входят:

- «медицина», примыкает к «Атхарваведе».
Дханурведа - «боевые искусства», примыкает к «Яджурведе».
Гандхарваведа - «музыка и священные танцы», примыкает к «Самаведе».
Астра-шастра - «военная наука», примыкает к «Атхарваведе».

В других источниках, к упаведам причисляются также:

Стхапатья-веда - архитектура.
Шилпа-шастры - искусство и ремесла.

30 525

Сегодня многим исследователям известно, что древние сакральные Ведические знания закодированы нашим языком. В эти тайны языка посвящали русских людей ведуны и ведуньи-весталки, которых христианская традиция называет ведьмами. Само слово «ведаю», т.е. «знаю» определяло глубинный смысл русского ведического мировоззрения. Современный русский ведизм — это не экзотика Индии на русской почве, а самый глубокий исторический пласт системного мировоззрения и духовности нашего народа. Сбывается пророчество ясновидящей Ванги: «Древнейшее учение придет в мир». (Стоянова К.Истината за Ванга. София, 1996).

Вопрос о природе системного мировоззрения наших далеких предков выходит за рамки любой науки и требует соответствующего подхода в изучении. Системное мировоззрение органически включало в себя иерархию богов и понятие о Высшем божестве. Проблему определения Высшего божества у древних славян и его роли в формировании духовности у наших предков рассматривали в XVIII веке М.В.Ломоносов и М.И.Попов. В XIX веке Н.И.Костомаров, А.С.Фаминцин, Н.И.Толстой, А.Ф.Замалеев. В ХХ веке по вопросу религиозно- го мировоззрения и пантеона богов древних славян писали Б.А.Рыбаков, Я.Е.Боровский, В.В.Седов, Г.С.Беляков, О.С.Осипова и многие другие. К сожалению, в ХХ веке произошла подмена понятия о Высшем боге древних славян понятием Главного бога, которое предусматривает смену богов в самой иерархии этих богов. Ведическая традиция понимания бога как Абсолюта была окончательно прервана и почти забыта. Отсюда вековой спор не только об имени, но и функциях Бога богов. Не имевшего, согласно Ведам, одного личного имени, но имевшего главный отличительный признак – «светоносность». Высший (Всевышний) бог древних славян – это космический огонь, космический пламенный свет (Сва), имевший множество проявлений и ликов. В мире людей, как в микрокосмосе, есть все проявления света и тьмы.»Светлые» люди имели не только русый волос и могли называться русскими. Они должны были быть «светоносными» и « «, т.е. «благородными». Это слово из языка «солнца»- санскрита почти забыто, но еще помнят на Руси понятия «Ваша светлость», «Ваше благородие» и эта оценка носила изначальный духовный признак лучших русских людей. Быть арийцем – это значит быть «благородным» и «светоносным» человеком, дающим своему (род)у – племени и всему миру «благо», которое понималось как «добро» и изначально рассматривалось в качестве противоположности «злу». Сегодня мы можем представить, как было исковеркано и искажено Гитлером и его последователями само понятие «ариец».

Для наших предков особенно важен был «животворящий» лик солнца. Его все — обожествляли, и, согласно древней ведической традиции, солнце имело второе сакральное имя Яра(Я- Ра), которое более известно как Ярило. Оно было закодировано в таких русских словах как ве(Ра), жа(Ра), ме(Ра), (Ра)дуга, го(Ра), но(Ра) и многих других. Даже в понятии Иван — ду(Ра)к есть глубокий сакральный смысл, предусматривающий особый жизненный путь главного героя древних русских сказок. Лингвистический и философский анализ древних сказок, мифов и легенд позволяет сказать, что русский ведизм- это стройная система взглядов, которая пронизывала жизнь праславянского общества, решала возникающие мировоззренческие вопросы, определяла коллективные приоритеты и вытекающие из них духовные и деятельностные установки поведения людей.

Новое на сайте

>

Самое популярное