Домой Цветы Евреи сколько их в мире. Статистика знает всё: евреи в сша и мире. Некоторые социальные особенности США

Евреи сколько их в мире. Статистика знает всё: евреи в сша и мире. Некоторые социальные особенности США

Численность еврейского народа в мире достигла 14 310 000 человек. 54% еврейского населения планеты живет сегодня за пределами Израиля, только 46% - на исторической родине. 98% евреев сосредоточены в 17 странах мира (включая Израиль). Вот где, согласно данным израильского Министерства по делам диаспоры, сегодня существуют самые крупные еврейские общины:
Среди стран американского континента больше всего евреев живут в США – 5.700.000,
Канада - 385 000
Мексика – 67 000
Панама – 10 000
Аргентина – 230 000
Уругвай – 17 000
Чили – 18 000
Самая большая община в Европе – 485 000 евреев – проживает во Франции.
Великобритания - 270 000
Испания – 30 000
Швейцария – 19 000
Италия - 28 000
Германия – 100 000
Бельгия – 30 000
Голландия – 29 900
Швеция – 15 000
Венгрия – 47 000
Россия - 186 000
Украина – 63 000
Беларусь – 11 000
Турция - 17 000
Австралия - 112 000
Южная Африка – 70 000.
Конечно, это не весь список, еврейские общины сегодня существуют и во многих других странах.
На 01.01 2016 года число евреев в мире составляла 14,5 миллиона человек, что до сих пор меньше показателей 1939 года (16,6 миллиона). При этом за 70 послевоенных лет еврейское население на планете Земля росло со скоростью 0,33% в год.
При этом численность евреев в диаспоре уменьшилась более чем на четверть по сравнению с 1948 годом. На момент провозглашения независимости в 1948 в Израиле проживало 606 тысяч человек.
В 1948-1952 годах, когда евреи получили возможность свободно въезжать в Израиль, еврейское население страны увеличилось с 600 тысяч до 1,5 миллионов человек. А на 01.01.2016 года в Израиле проживало 6,5 миллионов евреев, что составляет 44% общей численности еврейского населения.
Численность еврейского населения в Израиле росла в 2014-2015 годах в среднем на 1,9% в год. За 5 лет (2010-15 гг.) число евреев в Израиле выросло на 9,2%, а в диаспоре оно уменьшилось на 0,5%.
С 1990 по 2015 год евреев в диаспоре стало меньше на 10%, в то время как в Израиле их стало больше на 60%. При сохранении нынешней тенденции численность евреев в Израиле сравняется с численностью еврейской диаспоры к 2026 году.
Помимо еврейского населения Израиля, другой крупнейшей по численности общиной является еврейская община США. Причем, если данные по численности населения Израиля точны, то численность еврейского населения США, впрочем, как и любой другой общины, является оценочными.
Сейчас в США проживают 5,3 миллиона взрослых евреев (из них 5% родились в СССР). 1,3 миллиона еврейских детей в США получают хотя бы частичное еврейское образование.
35% американских евреев принадлежат к реформистскому течению в иудаизме. 18% - к консервативному, а 10% - ортодоксы. 30% американских евреев считают себя иудеями, но не ассоциируют себя с каким-либо религиозным течением. А 22% американских евреев являются атеистами разной степени убежденности.
Если же исходить из израильского «Закона о Возвращении», согласно которому «Каждый, у которого бабушка или дедушка евреи, имеет право на поучение израильского гражданства», то право на возвращение на свою историческую родину в Израиль имеет не менее 9-ти миллионов граждан США.
Не менее 90% американских евреев является ашкеназами. В Израиле же принято считать, что число ашкеназов и сефардов в стране примерно равно. Точно посчитать это вряд ли возможно, так как браки между ашкеназами и сефардами являются повседневным явлением.
В Израиле проживает порядка 130 000 репатриантов из Эфиопии – как евреев, так и членов их семей, а также т. н. «фалашмура», то есть потомков крестившихся эфиопских евреев. Мужчины-эфиопы в смешанные браки практически не вступают. Каждая пятая женщина-эфиопка вступает в смешанный брак (с евреями-гражданами Израиля не эфиопского происхождения).
Эфиопские районы — Кирьят-Нордау в Нетании, Кирьят-Моше в Реховоте и Рамат-Элиягу в Ришон ле-Ционе.
Суммарный коэффициент рождаемости (СКР) у американских евреев - 2,1 ребенка на одну женщину. Но это как раз та самая средняя температура по Соединенным Штатам. Потому что ортодоксов, у которых в США в среднем 4,1 ребенка в семье, насчитывается в этой стране полмиллиона человек. У остальных же американских евреев в семье в среднем 1,8 ребенка на одну женщину.
Причем две трети американских евреев, не придерживающихся религиозных традиций, вступают межнациональные браки.
Большинство американских религиозных евреев живет в Нью-Йорке. А в Нью-Йорке, главным образом, в Бруклине: в Уильямсберге, Бедфорде - Стайвесанте, Краун-Хайтсе и Боро-Парке. Бруклинские хасидские общины растут очень быстрыми темпами. В религиозных еврейских семьях принято иметь по 5-10 детей.
В Нью-Йорке живёт самая большая община бухарских евреев после израильской (50 тысяч человек). Они живут компактно в районе Куинс. В районе бухарских евреев расположена улица Сергея Довлатова (Sergei Dovlatov way).
Что же касается Израиля, то в 2014 году 75% евреев Израиля были «сабрами» - то есть родившимися в Израиле. За 2014 год население страны увеличилось на 162 тысячи человек (2%). За это время в Израиле родилось 176 тысяч человек, умерли 44 тысячи человек, и приехали 32 тысячи новых репатриантов.
По данным бюро статистики, в 2016 году впервые в истории Еврейского Государства сравнялась рождаемость среди еврейских и арабских женщин. Рождаемость в обоих секторах составляет 3,13 ребёнка на женщину.
В Израиле в 2014 году было 14 городов с населением более 100 000 человек, а в шести из них жителей свыше 200 тысяч. Это Иерусалим, Тель-Авив, Хайфа, Ришон ле-Цион, Ашдод и Петах-Тиква.
В Израиле имеется 5 городских агломераций помимо большого Тель-Авива, которую называют «Гуш Дан».
5 фактически сросшихся в один город имеющих самостоятельный статус населенных пунктов это:
1. Район Шфела (города Нес-Циона, Реховот, Ришон-ле-Цион, Беэр-Яаков и Явне);
2. Район Шарон (Рамат-ха-Шарон, Герцлия, Раанана, Кфар-Саба и Ход-ха-Шарон) - кстати, самый престижный район страны;
3. Пригороды Хайфы - «Крайот» (Кирьят-Моцкин, Кирьят-Бялик, Кирьят-Хаим и Кирьят-Ям);
4. Агломерация на юге Хайфского округа (Зихрон-Яаков, Пардес-Хана-Каркур, Хариш и Ор-Акива).
5. Иерусалим и окрестности.
В 1969-1988 годах в Израиль из СССР приехало 174 тысяч репатриантов. Плюс к этому по состоянию на 1 марта 2015 года израильским гражданством обладали порядка 860 тысяч человек в возрасте 18 лет и старше, родившихся в бывшем СССР и прибывших в Израиль на ПМЖ в 1989 – 2014 годах. В данном случае речь идет только о гражданах Израиля, получивших израильское гражданство согласно «Закону о Возвращении».
Кроме того, ежегодно израильское гражданство получают 5 тысяч человек как вступившие в брак с гражданами Израиля. В подавляющем большинстве это граждане (вернее гражданки) России, Украины и Белоруссии.
Кроме евреев в Израиле проживают национальные меньшинства. К примеру, христиане. 161.000 израильтян (2% от населения) исповедуют христианство. 80% из них арабы-христиане. В Нацрате (Назарете) — их около 22,4 тысяч человек, в Хайфе — 14,6 тысяч, в Иерусалиме — 11,9 тысяч, в Шфараме — 9,6 тысячи.
Помимо христиан в Израиле проживают друзы, порядка 150 тысяч. Но самыми многочисленными национальными меньшинствами в Израиле являются мусульмане разных национальностей (бедуины и палестинцы). Их общая численность приближается к полутора миллионам. Они проживают компактно в восточном Иерусалиме (более 300 тысяч человек), к также в арабских городах на севере Израиля: Сахнин, Бак-эль-Гарбия, Ум-эль-Фахкм, арабская часть Назарета и другие, более мелкие.
В Хайфе, Лоде и Яффо проживают значительные арабские общины, хотя подавляющее большинство населения этих городов — евреи.
На юге Израиля проживает порядка 150 тысяч бедуинов. 60 тысяч в главном бедуинском городе Рахате, а так же небольших бедуинских поселения, главным образов вокруг Беэр-Шевы.
Интересно отметить, что 2013 году суммарный коэффициент рождаемости женщин-мусульманок составлял 3,4 ребенка на одну женщину, по сравнению с 4,7 ребенка на одну женщину в 2000 году.
Соответственно, сокращаются и темпы роста мусульманского населения страны в целом: с 3,8% в 2000 году до 2,4% в 2013 году. Самые высокие темпы прироста населения наблюдаются у бедуинов, численность которых приближается к 200 тысячам. Рост рождаемости у евреев составил 1,7%, у друзов 1,5% и у христиан - 1.6%. Живущие главным образом на севере страны палестинцы по своему демографическому поведению так же стремительно приближаются к стандартам еврейского населения.
Рождаемость в еврейских семьях в Израиле растет, а в среде израильских арабов - снижается. По данным Центрального бюро статистики, в 2013 году в Израиле общий показатель рождаемости вырос на 0,2 процента (всего родилось 171 207 младенцев). В еврейском секторе в минувшем году родилось 127 409 детей, что на 1,3% больше, чем в 2012 (125 409). А в семьях, исповедующих ислам, родилось 34 766 детей, что на 5,5% меньше по сравнению с 2012 (36 766).
В целом же, в 2013 году среди израильских арабов родилось 39 028 ребенка, что на 3,5% ниже, чем в 2012 году, когда появилось 40 433 младенцев. В арабских семьях христианского вероисповедания в 2013 году на свет появилось 2 602 ребенка, в друзском секторе — 2 350 детей.
В среднем 21 из каждых 1000 еврейских женщин родила в 2013 году. В 2000 году эта цифра составляла 18,3 на 1000. Средняя рождаемость среди арабских женщин, напротив, упала до самого низкого уровня за все время наблюдения: 24,8 на 1000, по сравнению с пиком в 35 рожениц на 1000 женщин в том же 2000 году.
Доля возрастной группы населения «0-14» лет у евреев выросла с 25,8% от всего еврейского населения в 2000 году до 27,2% в 2015 году. Доля той же возрастной группы у арабов Израиля уменьшилась с 41% в 2000 году до 34% в 2015 году.
Уровень рождаемости в светских еврейских семьях составляет в среднем два ребенка, в национально-религиозном лагере — 4,3, в ультрарелигиозной среде — 6,5.
Еще один, на мой взгляд, любопытный факт. В Иудее и Самарии проживают 60 тысяч поселенцев-граждан Соединенных Штатов Америки, что составляет 15% от их общего числа. Это при том, что всего в Израиле проживают 170 тысяч репатриантов из США. Каждый десятый американский поселенец в Иудее и Самарии - кандидат наук.
Средняя продолжительность жизни женщин в Израиле по данным на 2012-й год — 83,6 года, мужчин — 79,9 лет.
В Израиле постоянно находится порядка 50.000 иностранных рабочих, занятых в области оказания помощи больным и престарелым. Большинство таких работниц приезжают с Филиппин. Имеется также меняющееся число граждан Таиланда занятых в сельском хозяйстве и граждан Китая и других стран, занятых в строительстве.
Кроме того, право на работу, главным образом в строительстве и сельском хозяйстве, получают десятки тысяч жителей территорий. Но их число постоянно меняется. И они не живут в Израиле, а утром приезжают на работу, а вечером уезжают домой.
Беженцев Израиль в принципе не принимает. Беженцы в Израиле: 250 вьетнамцев в прибывшие в страну семидесятые годы 20-го века, сотня боснийцев в 1993 году, 112 албанских мусульман в 1999 году и 6000 христиан-ливанцев в 2000 году.
Но в стране проживает примерно 300 тысяч нелегальных иммигрантов (не считая нелегалов - жителей территорий).
За свою недолгую историю Израиля было пять лет, когда эмиграция из страны была больше, чем репатриация. Это было в 1954-м, 1976-м, 1982-м и 1986-87 годах.
В последние годы число эмигрантов (человек, не пребывавший в Израиле на протяжении года, но до этого проживший в стране непрерывно более 90 дней) из Израиля составляет 0,7 человека на каждую тысячу жителей - это рекордно низкий показатель для стран OECD.
В 2000 году этот коэффициент составлял для Израиля 3,8 человека на каждую тысячу жителей, для Швейцарии он был равен 6,9, для Украины - 10,5 человека. На 01.01.2014 г 680 тысяч израильских граждан, евреев и арабов (которые, кстати, составляют примерно треть эмигрантского потока), постоянно живут за рубежом.
Из них 280 тысяч родились в Израиле, а 400 тысяч получили израильское гражданство по «Закону о Возвращении». Примерно 300 000 эмигрантов из Израиля проживает в США. Из них 64% - евреи.
Данные уточняются.

ДЕМОГРАФИЯ. ЧИСЛЕННОСТЬ И ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ МИРОВОГО ЕВРЕЙСТВА

  1. Рассеяние и концентрации еврейского населения во второй половине 20 в.

Движение еврейского населения с древности до наших дней .

О переписях, вернее о подсчетах еврейского населения в древности, впервые упоминает Библия , приписывая их Моисею (Чис. 1:2–46; 26:2–51, 62) и Давиду (II Сам. 24:2–9; I Хр. 21:2–5). Вероятность таких подсчетов не исключена, но данные об их результатах сомнительны. Хорошо известное число - 600 тыс. взрослых израильтян, сосчитанных Моисеем перед переходом через реку Иордан (точнее 601 730 мужчин от 20 лет и выше, кроме левитов /см. Леви / и 23 тыс. левитов мужского пола, включая и несовершеннолетних; Чис. 26:51, 62), библейская критика считает маловероятным.

Более правдоподобны итоги переписи времен царя Давида, хотя и они имеют две противоречивые версии: в II Сам. (24:9) говорится, что «израильтян было восемьсот тысяч мужей сильных, способных к войне, а иудеян пятьсот тысяч», в то время как согласно I Хр. (21:5) «было всех израильтян тысяча тысяч и сто тысяч мужей, обнажающих меч, и иудеев - четыреста семьдесят тысяч, обнажающих меч» (не считая колен Леви и Биньямина ; там же 21:6).

Согласно обоим источникам получается более чем пять млн населения, что представляется возможным, если предположить, что переписью было охвачено все население царства Давида, то есть и покоренные народы; в таком случае израильтяне составляли, несомненно, лишь меньшую часть учтенного населения. Противоречивы сведения Библии и о числе лиц, угнанных Навуходоносором из Иудеи в 597 г. и 586 г. до н. э. (II Ц. 24:14–16; Иер. 52:28–30).

На основании этих и ряда других разрозненных данных можно, опираясь на некоторые демографические соображения, предложить такую оценочную таблицу.

Резкий демографический спад в период от царствования Давида до пленения вавилонского может быть объяснен общим ухудшением политического и экономического положения обоих царств, а особенно ассирийским нашествием в 733–701 гг. до н. э. (см. Пленение ассирийское).

К 1825 г. общая численность евреев мира составляла приблизительно 3,28 млн, из которых 2,73 млн (то есть более 80%) проживало в Европе. Размещение еврейского населения на земном шаре стало заметно изменяться в последней четверти 19 в. В то время как абсолютное число евреев в Европе возросло с 6,8 млн в 1880 г. до 9,1 млн в 1914 г., их доля в мировом еврействе за эти же годы уменьшилась (главным образом в результате массовой эмиграции) с 88% до приблизительно 67%.

В странах Восточной Европы, Балканского полуострова, Средиземноморья и др. с высокой плотностью населения положение начало заметно изменяться к худшему в результате Первой мировой войны и последовавших за ней событий. Белоруссия, Украина, Польша, Галиция, Литва, Румыния, а также некоторые части Греции, Эрец-Исраэль и другие районы с высокой концентрацией еврейских масс стали ареной военных действий.

Потери евреев, сражавшихся в различных армиях, изгнания из прифронтовой полосы, голод и разруха, сопровождавшие военные действия, и последовавший за ними период гражданской войны в советских республиках и, главным образом, еврейские погромы на Украине нанесли большой урон еврейскому народу. Однако некоторое время потери все еще покрывались продолжавшимся естественным приростом.

В течение 25 лет, предшествовавших началу Второй мировой войны (1914–39), еврейское население земного шара увеличилось приблизительно с 13,5 млн до 16,7 млн. Относительная доля европейских евреев в мировом еврействе уменьшилась к 1939 г. до 57% за счет продолжавшейся эмиграции, а также в результате уменьшения рождаемости. Доля евреев американского материка в мировом еврействе возросла с приблизительно 1/5 в 1914 г. до несколько менее 1/3 в 1939 г. Увеличилась относительная доля евреев Северной Африки и особенно Азии, главным образом благодаря репатриации в Страну Израиля и иммиграции в Египет и азиатскую часть СССР, а также в результате увеличения естественного прироста местного еврейского населения.

Демографические перемены, происшедшие в рассматриваемый период, суммированы в таблице 3.

Данные таблицы 3, взятые, в основном, из трудов Я. Лещинского , нельзя считать точными. Тем не менее, они выявляют общую тенденцию движения еврейского населения в 19 в. и 20 в. вплоть до Катастрофы европейского еврейства. Наиболее значительным явлением был, конечно, рост еврейского населения в западном полушарии. В течение всего 24 лет (1890–1914) около 2,5 млн евреев Восточной Европы эмигрировали за океан, главным образом в США. Происходили также крупные миграционные передвижения евреев внутри Европы. Многие евреи России и даже Галиции переселились в конце 18 в. и начале 19 в. на недавно аннексированную царским правительством территорию на юге, в Новороссию. В 1830-х гг. говорилось также о «еврейском открытии Волыни», которое привело многих еврейских переселенцев из Литвы и Белоруссии в эту область.

Большое число русских евреев осело в годы перед Первой мировой войной в русской Польше. После ликвидации черты оседлости в 1917 г. последовал великий исход евреев из ее пределов вглубь России, особенно в обе ее столицы - Москву и Ленинград, а в годы первых пятилеток - также во вновь созданные промышленные центры (например, Магнитогорск на Урале). Небольшая миграция евреев на Дальний Восток, в Биробиджан , имела скорее идеологическое, чем количественное значение. В Австро-Венгрии перед Первой мировой войной происходила постоянная миграция евреев из Галиции в другие части империи (в особенности в соседние Буковину и Словакию) и в обе столицы - Вену и Будапешт.

1940-е гг. начались Катастрофой европейского еврейства и окончились созданием Государства Израиль, - событиями, коренным образом изменившими демографическую структуру еврейского народа.

В результате Катастрофы общее число евреев уменьшилось более чем на одну треть (с приблизительно 16,7 млн в 1939 г. до немногим более 11 млн человек в 1948 г.). Две трети еврейского населения Европы погибло от рук нацистов; рождаемость среди евреев на оккупированных территориях резко понизилась, а смертность новорожденных чрезвычайно повысилась. Десятки тысяч евреев погибли, сражаясь в составе армий антигитлеровской коалиции, умерли от голода и болезней в период эвакуации в глубинные районы Советского Союза. Вследствие этого, а также послевоенных миграций, в 1948 г., накануне создания Государства Израиль, в Европе проживало всего лишь около 1/3 всех евреев. Доля американского еврейства возросла в еврейском населении мира с 1/3 в 1939 г. до 1/2 в 1948 г., а доля азиатского еврейства - с 6,3% до 8,2%.

Таблица 3. Численность и географическое размещение мирового еврейства в период 1820–1939 гг. (в тыс. человек)
Страна 1820–25 гг. 1900 г. 1939 г.
население население население
евр. общее евр. общее евр. общее
Европа - всего,
в том числе:
2730 190 000 8690 423 000 9480 512 849
Австрия 182
1938 г.
6760
Австро-Венгрия (до 1918 г.) 568 26 000 2069 44 400
Бельгия 2 3500 20 6693 100
1940 г.
8092
Болгария 34 3366 48
1934 г.
6073
Великобритания
и Северная Ирландия
20 21 130 200 41 457 300
1931 г.
46 190
Венгрия 725 1
1941 г.
8688
Германия 223 26 624 587 56 367 214 2
65 988
Греция 10 2434 77
6205
Италия 25 19 000 35 32 449 48
1936 г.
42 528
Латвия 95
1935 г.
1951
Литва 155
1923 г.
2029
Нидерланды 45 2460 104 5179 112
1930 г.
7936
Польша 3250
32 183
Россия (включая Королевство Польское) 1600 46 000 5190
1897 г.
126 368
Румыния 80 3335 267 5956 850 3
18 053
3020 4
132 519 4
300 16 134 80
1935 г.
16 201
Франция (включая Эльзас и Лотарингию) 50 30 000 115 38 961 260
1936 г.
41 906
Чехо-
словакия
357
1930 г.
14 730
Швейцария 2 2190
1837 г.
12 3315 18
1930 г.
4066
Эстония 5
1934 г.
1126
Югославия 71
13 934
10 1175 144 000 5537 261 985
Аргентина 30 4900 275
1935 г.
12 958
Бразилия 2 17 300 35
1930 г.
40 273
Канада 16 4833 156
1931 г.
10 377
Мексика 1 13 600 9
1931 г.
16 523
США 8 5308 1000 75 995 4975
1940 г.
131 669
Уругвай 1 840 12
1931 г.
1903
300 420 857 000 1047 1 094 524
Индия 18 232 000 24
1931 г.
352 838
Ирак 91
1935 г.
3560
Иран 35 9000 50
1935 г.
15 000
Йемен и Аравийский полуостров 30 7000 50
1935 г.
1000
Китай 2 402 680 10
457 835
Эрец-Исраэль 45 78 650 475
1467
Сирия и Ливан 26
1935 г.
3630
Япония 2
72 876
240 300 120 000 628 157 650
Алжир 51 4729 118
1940 г.
7235
Египет 31 9734 70
1937 г.
15 905
Марокко 104
1904 г.
5000 162
1936 г.
7096
Тунис 62 1500 60
1936 г.
2608
Эфиопия 50 5000 51
1935 г.
10 000
Южно-Африканский Союз 40 1100 91
1936 г.
9590
Австралия и Океания -
всего, в том числе:
1 17 4730 33
Австралия 15 3036 24
1933 г.
6630
Новая Зеландия 2 773 3
1936 г.
1574
ВСЕГО 3281 1171000 10602 1608000 16724 2296000
1 Согласно переписи на основе критериев «Второго еврейского закона» (см. Венгрия). В 1930 г. Венгрия насчитывала 445 тыс. евреев.
2 По критериям нюрнбергских законов в том же году - 234 тыс. В мае 1933 г. - 503 тыс. евреев.
3 Включая территории, присоединенные к Румынии после 1918 г.
4 После присоединения к СССР в 1939–40 гг. Бессарабии, Буковины, Восточной Польши, Латвии, Эстонии и Литвы - соответственно: 5100 тыс.; 195 000 тыс.
5 Без СССР и Турции

Рост и размещение мирового еврейства в 1948–80 гг. показаны в таблице 4. Она основывается на единственных в настоящее время годичных сводах по еврейской демографии, публикуемых в Американском еврейском ежегоднике, хотя многие демографы считают эти данные завышенными. Так, объективные подсчеты сотрудников Института современного еврейства Еврейского университета в Иерусалиме (Узиэль Шмельц, 1918–1995, и другие) показывают, что с 1950-х гг. данные этого ежегодника систематически преувеличивали число евреев в крупных центрах их концентрации (прежде всего в Советском Союзе). В целом по итогам подсчетов института, в 1975 г. в мире было почти на 2 млн евреев меньше, чем указано в упомянутом ежегоднике за данный год.

Таблица 4. Численность и географическое размещение мирового еврейства в период 1948–1980 гг., тыс. человек
Страна 1948 г. 1967 г. 1979–80 гг. 1
население население население
евр. общее евр. общее евр. общее
Европа - всего, в том числе: 3781 590 000 3688 717 000 4102 787 865
Австрия 31 6945 12 7233 13 7500
Бельгия 45 8289 40 9581 41 9842
Болгария 45 7048 7 8310 7 8805
Велико-
британия
345 49 478 410 55 068 410 56 000
Венгрия 174 9333 80 10 217 80 10 710
Германия (Западная, Восточная и Берлин) 153 2 41 000 30 73 700 38 78 154
Греция 8 7450 6 8716 6 9400
Дания 6 4146 6 4839 7,5 5112
Ирландия 4 2972 5 2899 2 3365
Испания 3 27 503 7 32 140 12 36 900
Италия 153 2 45 486 35 52 354 41 56 900
Нидерланды 28 9636 30 12 743 30 14 091
Польша 88 23 930 21 32 207 6 35 400
Румыния 380 16 472 100 19 285 45 22 135
СССР (включая азиатскую часть) 2000 178 500
1949 г.
2157 3 235 500 2630 4 262 436
Турция (включая азиатскую часть) 80 21 274 39 29 920 24 43 100
Франция 235 41 000 535 49 866 650 53 370
Чехо-
словакия
42 12 170 15 14 305 12 15 282
Швейцария 35 4543 20 6071 21 6300
Швеция 16 6803 13 7908 17 8304
Югославия 10 14 800 7 20 186 5,5 22 299
Америка - всего, в том числе: 5778 330 000 6952 479 000 6840 595 865
Аргентина 270
1947 г.
16 108 500(?) 23 607 300 26 700
Бразилия 70
1950 г.
46 726 140(?) 88 209 150 119 000
Венесуэла 3 4300 12 9686 15 13 120
Канада 180 12 582 280 20 772 305 23 800
Колумбия 6 10 545 10 19 191 12 26 200
Мексика 25 23 425 30 47 267 37,5 66 940
США 5000 144 000 5870 201 166 5920 222 200
Уругвай 37 2281 54 2818 50 2860
Чили 25 5522 35 9351 30 10 920
Азия - всего 5 , в том числе: 930 1 362 000 2544 1 878 000 3369 2 442 224
Израиль 650 6 1000 2384 2776 7 3283 7 8 3922 7 8
Индия 30 411 500 15 523 893 8 645 000
Ирак 90 4803 2 8440 0,4 12 200
Иран 50 17 000 80 26 284 70 35 500
Йемен (обе части страны) 45 3500 6000 0,5 9000
Ливан 3 2520 0,4 3100
Сирия 20 3006 4 5570 4,5 9100
Африка - всего, в том числе: 746 219 000
1950 г.
196 328 000 173 466 807
Алжир 130 7600 2 12 943 1 18 600
Египет 65
1947 г.
19 090 3 30 907 0,4 42 400
Марокко 286 8100 50 14 580 22 18 900
Родезия 4 1448 6 4530 2,4 8 12 589 8
Тунис 72
1946 г.
2730 10 4560 7 6300
Эфиопия 51 9500 12 23 667 22 30 000
Южно-Африканская Республика 100 11 600 115 18 733 118 27700
Австралия и Океания - всего, в том числе: 41 12 600 75 18 100 72 22 163
Австралия 32
1947 г.
7344 70 12 031 67 14 500
Новая Зеландия 4 1802 5 2751 5 3128
ВСЕГО 11275 2513600 9 13455 3420100 14286 4314924
1 Данные о еврейском и общем населении стран (за исключением Израиля) взяты соответственно из Американского еврейского ежегодника за 1980 г. и Ежегодника Большой советской энциклопедии за 1980 г.
2 Включая перемещенных лиц
3 По официальным данным переписи населения 1970 г.
4 По официальным данным переписи населения 1979 г. - 1811 тыс.
5 Без СССР и Турции
6 В момент провозглашения Государства Израиль.
7 Не включает население контролируемых территорий.
8 По официальным данным Израильского центрального бюро статистики к концу 1980 г.
9 Данные на 1950 г.
10 Зимбабве: еврейское население 2 тыс., общее население 6940 тыс.; Замбия: еврейское население 0,4 тыс., общее население 5649 тыс.

Рассеяние и концентрации еврейского населения во второй половине 20 в . Начавшиеся в 1880-х гг. массовые миграции евреев, вызванные погромами, а затем событиями Первой и Второй мировых войн, гибель шести миллионов в Катастрофе европейского еврейства привели к существенным переменам в географическом распределении еврейского населения. Евреи стали селиться в новых для них районах земного шара. Однако предпочтение ими стран с относительно большой концентрацией еврейского населения привело к тому, что в большинстве стран диаспоры они не превышают 0,5% всего населения.

К концу 1970-х гг. евреи жили примерно в 100 странах, в 40 из которых они насчитывают свыше пяти тысяч человек. Подавляющее большинство мирового еврейства (около 95%) сосредоточено всего в девяти странах, в каждой из которых их численность превышает 100 тыс. (Аргентина, Бразилия, Великобритания, Израиль, Канада, СССР, США, Франция, Южно-Африканская Республика). За исключением земель бывшей Российской империи, крупные концентрации евреев за истекшие сто лет сменились новыми. Доля евреев Европы в мировом еврействе снизилась примерно с 88% в 1880 г. до 57% в 1937 г. и 29% к концу 1970-х гг. Соответственно возрастала доля американских евреев с 0,03% до 33% и 48%.

Во второй половине 20 в. и особенно после создания Государства Израиль значительно увеличилась доля еврейского населения Азии в мировом еврействе: с 4% в 1900 г. до 8,2% в 1948 г. и 23,6% в 1979–80 гг. С 5,5% в начале 1948 г. до 0,3% в 1970-х гг. уменьшилась доля североафриканских евреев после их переселения в Израиль и частично во Францию. В целом по африканскому континенту этот демографический спад отчасти компенсировался (до 1,5%) ростом еврейской общины Южной Африки (около 91 тыс. в 1936 г. и 118 тыс. в 1979 г.). С 17 тыс. в 1900 г. до 72 тыс. к 1979 г. увеличилось еврейство Австралии и Новой Зеландии (0,5% еврейского населения в мире).

За сто лет (1880–1980) утратили значение крупных центров расселения евреев Австро-Венгрия (2,25 млн в 1910 г.; в конце 1970-х гг. - в Австрии 13 тыс., в Венгрии 80 тыс., в Чехословакии 12 тыс., в Югославии около 6 тыс.), Польша (3,25 млн в 1939 г. и 6 тыс. в 1979 г.), Румыния (850 тыс. в 1939 г. и 45 тыс. в 1979 г.), Германия (около 500 тыс. к 1933 г. и около 38 тыс. в 1979 г.). В 1948–80 гг. увеличилось еврейское население Франции (с 235 тыс. до 650 тыс.) и Великобритании (с 345 тыс. до 410 тыс.).

В таком крупном центре еврейства, как Российская империя (5,2 млн в 1897 г. и 5,1 млн на территории Советского Союза к 1941 г.), еврейское население, согласно официальным данным переписей, резко убывает (около 2,3 млн в 1959 г., 2,1 млн в 1970 г. и 1,8 млн в 1979 г.). В 1969–79 гг. из Советского Союза эмигрировало около 230 тыс. евреев: 153 тыс. поселились в Израиле, а 77 тыс. в других странах (главным образом в США).

С начала 20 в. ощутимо возросло еврейское население Аргентины (30 тыс. в 1900 г., 500? тыс. в 1967 г., но 300 тыс. в 1979 г.) и Канады (16 тыс. в 1900 г., 180 тыс. в 1948 г. и 305 тыс. в 1980 г.). Значительным был рост еврейского населения США, куда главным образом эмигрировало европейское еврейство в 1881–1924 гг. (в 1927 г. - 4,25 млн, в 1937 г. - 4,75 млн, к 1980 г. - 5,9 млн). За этой самой крупной в мире концентрацией евреев следует Израиль, еврейское население которого составляло 78 тыс. в 1900 г., 475 тыс. в 1939 г., 650 тыс. в 1948 г. и около 3,3 млн в 1980 г. Такая разительная динамика роста явилась результатом последовательных волн алии , и в особенности массовой репатриации после образования еврейского государства, а также естественного прироста населения.

Урбанизация еврейского населения, начавшаяся еще в 16 в., протекала в 20 в. более быстрым темпом, чем урбанизация общего населения. Во всех странах мира евреи живут в основном в больших городах. В СССР, по данным переписи 1970 г., свыше четверти еврейского населения было сосредоточено в трех городах - Москве, Ленинграде и Киеве; при этом в РСФСР на долю Москвы и Ленинграда приходилось свыше 50% еврейского населения, а в 11 областях (из 68) живет свыше 25%; в Украинской ССР около 20% еврейского населения живет в Киеве, а в 7 областях (из 23) - около 54%. В США евреи концентрируются главным образом в северо-восточных штатах (около 65%), хотя в течение последних десятилетий возросло число евреев в западных штатах.

До 1939 г. около 25% всех евреев уже жило в городах с населением от ста тысяч до одного миллиона. К концу 1970-х гг. такие города по-прежнему охватывают примерно четверть еврейского населения, но в крупных городах с населением в один миллион и более проживает свыше 40% всех евреев, а на долю городов с населением менее ста тысяч и на долю сельских местностей приходится примерно лишь треть всего еврейского населения мира.

К 1980 г. около половины мирового еврейства сосредоточивалось в 24 городах с еврейским населением 100 тыс. и более.

Таблица 5. Города с еврейским населением в 100 тыс. человек 1 и более в 1979–80 гг. (приблизительно данные, тыс. человек)
Город евр. нас. Город евр. нас.
Израиль Канада
Тель-Авив 328 Торонто 120
Иерусалим 287 Монреаль 100
Хайфа 214
Бат-Ям 130 Аргентина
Холон 128 Буэнос-Айрес 2 225
Рамат-Ган 120
Петах-Тиква 117 СССР 3
Беер-Шева 107 Москва 252
Ленинград 163
США Киев 152
Нью-Йорк 1998 Одесса 107
Лос-Анджелес 503
Филадельфия 295 Франция
Чикаго 253 Париж 300
Майами 225
Бостон 170 Англия
Вашингтон 160 Лондон 260
1 Данные вне Израиля относятся к городам с их предместьями.
2 Данные на 1978 г.
3 Данные по переписи 1970 г.

ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ

КЕЭ, том: 2.
Кол.: 304–318.
Издано: 1982.

СТАТИСТИКА ЗНАЕТ ВСЁ: ЕВРЕИ В США И МИРЕ

Павел ЗАВЛИН, Чикаго

Я, экономист, люблю и чту эту науку. Последним местом работы в России я был заведующим Санкт-Петербургским сектором Центра исследований и статистики науки при Миннауки РФ и РАН. Так, что со статистикой знаком не понаслышке

В последнее десятилетие еврейское население США уменьшилось на 7% и составляет ныне 5 2млн. чел., из них 185 000 человек называют себя «евреями по выбору». Подсчитать точное число - не такая простая задача.

Проще всего, казалось, было в бывшем Советском Союзе, где пресловутая пятая графа в паспорте работала в пользу демографов, но и там данные о количестве евреев оказались не соответствующими действительности. Так, после массовой иммиграции евреев в Израиль, США, Германию, Канаду и Австралию согласно официальной статистике в бывшем СССР никого не должно было остаться. Но еврейская жизнь в постсоветских государствах продолжается. Вопрос о том, кого считать евреем не сходит с повестки. Сегодня он стоит особенно остро в связи с наплывом иммигрантов из разных уголков света. ,

Страны: Израиль — 5 95о ооо, США — 5 300 000 ,Франция 490 000 , Англия — 290 000 , Аргеньина 240 300, Украина — 180 000 , Германия — 10о 000

Города: Тель -Авив — 2 700 000 , Нью Йорк — 2 100 000, Лос — Анджелос 585 000 , Майами- 535 000 , Париж — 350 000

В России наблюдается забавная ситуация: Андрей Буровский - автор исследования о евреях, считает, что 1 млн. человек ощущают себя в какой то степени евреями, так как в их жилах течет еврейская кровь (!?). Выгодно стало быть евреями - эмигрировать можно без проблем, благотворительная помощь осуществляется,

В США United Jewish Communities (UJC) опубликовала сведения проведенного исследования в 2005-2006 годов. Средний возраст еврейской общины становится выше, причем происходит это быстрее по сравнению с населением США в целом. На 2007 г. это - 45 лет (что на 6 лет старше, чем десять лет назад), тогда как средний возраст в целом по стране составляет 37 лет. Возрастная группа младше 17 лет составляет 16% еврейского населения страны, а группа старше 65 лет - 23%. По сравнению с другими этническими и национальными группами, населяющими США, евреи позже вступают в брак и в среднем имеют меньше детей. На сегодня уровень воспроизводства в семьях американских евреев ниже того уровня, который необходим для полноценного количественного замещения населения. Число детей на еврейскую семью претерпело большие изменения. В 1976 г. оно равнялось 2,12 на одну еврейскую женщину, а в 2006 г. - 1,45. Среди ортодоксальных евреев эта цифра значительно выше - до 4,4 ребенка. В семьях, созданных смешанными браками после 1990 г., проживают 870 000 детей в возрасте до 18 лет. 21% из них воспитываются как евреи, 44% воспитан в другой религии, 30% воспитывается в условиях отсутствия религиозных правил и норм. Даже из тех, кто воспитан как еврей, только 10-15% заключают брачные союзы с евреями.

Это значит, что почти все дети от смешанных браков потеряны как евреи.

В 2007 — 2008г было повторно проведено исследование на меньшей группе чем предидущее Ключевое открытие в ходе данного исследования пришлось на проблему смешанных браков. Этот вопрос весьма чувствителен и проблематичен для еврейских общин,». Число смешанных браков в общине продолжает расти и очень большими темпами. Их уровень сейчас достиг 74%. Было установлено, что 47% всех евреев в период с 1997 года вступили в смешанные браки, а болбше двух третей детей не воспитываются в еврейской традиции. Если в 1965 г. было смешанных браков 9%, в 1970 г. - 13%, в 80 г. - 38%, в 90 г. - 43%, в 2003 г. - 47%, то в 2007 г. - 72% . а в 2010 -74% . Элиах Бергман, помощник директора Гарвардского центра по изучению народонаселения предсказал, что если направление тенденций еврейской общины не изменится, община сократится к 2076 г. на 85-95%.

Во время опроса 63% американских евреев заявили, что чувствуют «эмоциональную связь с Израилем», хотя лишь каждый третий — четвертый из всех проживающих в стране евреев побывал на своей исторической родине. Лишь 26% американских евреев, согласно опросу ходят в синагогу, и ещё меньше - всего 18% - зажигают по пятницам свечи, соблюдая шаббат. Расклад внутри верующих евреев таков: 39% посещают реформистские синагоги, 33% -консервативные, 21% - ортодоксальные, 3% - реконструктивные и 4% исповедуют прочие разновидности иудаизма.

Ниже приводим наиболее интересные данные из этого исследования. : Eврейское население США - 5,2 млн. чел. (почти 40% численности евреев в мире) и 1,8 млн. «еврейских неевреев» происходят от смешанных браков, но сами себя евреями не считают. Число еврейских семей - 2,9 млн. .Процент евреев, состоящих в браке (на начало 2007 года) - 57%. Процент еврейских женщин, не имеющих детей в возрасте: Oт 18 до 24 лет - 90%; 25-29 - 70%; 30-34 - 54%; 35-39 - 36%; 40-44 - 26%. Среднее число детей, приходящееся на одну еврейскую женщину, - 1,4, а число детей, которое должна родить женщина для сохранения баланса численности населения, - 2,1.

Процент евреев, вступивших в смешанные браки с 1996 по 2006 год, - 47%. Процент евреев, вступивших в смешанные браки в 2006 году, - 72%. а в 2010 г- 74 % Процент смешанных семей, где детей воспитывают в еврейских традициях, - 26%. Процент евреев, регулярно посещающих синагоги, - 19%. Процент еврейских детей, посещающих дневные еврейские школы или йешивы - 23%. .

«Евреи по уму выше других наций «.показали Хампердинг с Кочраном и др «Это произошло в ходе генетико-эволюционного процесса», - утверждают авторы. И это только в том случае, если Хампердинг с Кочраном правы.. Но правы они или не правы, а факт остается фактом - ученые напоминают о том, что «история последних двухсот лет украшена множеством еврейских имен ученых, мыслителей, представителей интеллектуального мира, таких, как Оппенгеймер, Эйнштейн, Фрейд, Маркс, Кафка, Беллоу, Леви, Страусс, Ален, Дилан…». Ряд, конечно, не слишком равномерный, но приводится и статистика: Несмотря на то, что евреи составляют лишь 0,25% населения Земли, на их долю приходится 32% всех Нобелевских премий и 50% чемпионов мира по шахматам. . Это обясняется генотипом сформировавшимся естественным отбором в борьбе за выживание Из постоянно преследуемых выживали в основном евреи с высоким IQ . а единственная работа к которой они допускались было ростовщительство, сборщик налогов, бухгалтер и др требовавших ума и изворотливости Это ни в коей мере не расизм. Расизм - это признание какой-то одной нации, стоящей выше всех остальных и призванной господствовать над другими.

В заключение хочется отметить два момента. В своих выступлениях Ариэль Шарон часто приводил данные из исследований своего близкого друга математика Дова Вейсгласса, который утверждал: если бы евреи не были изгнаны римлянами и не подвергались гонениям в последующие 2000 лет, то тогда в нашем современном мире существовало бы не меньше 500-800 миллионов евреев, и они могли соревноваться в численности населения с китайцами и индийцами.

Приведу статистику, характеризующую роль евреев в жизни США. В стране (согласно «Форбсу») живут 108 миллиардеров евреев или 30% от общего числа, что составляет 1 на 49000 американских евреев. В среднем миллиардеров в США 1 на 800 000 человек. По некоторым штатам картина еще выразительнее. В самом богатом штате Калифорнии на 36 млн. жителей приходится 90 миллиардеров, а евреи, составляя 2% населени штата дают 31 миллиардера. В штате Нью-Йорк (19 млн. жителей- 49 миллиардеров) евреи составляют 5% населения и среди них 34 миллиардера или 70%. всех миллиардеров

Теперь от денег перейдем к «уму». В США живут 156 лауреатов Нобелевской премии в области наук (в среднем 1 на почти 2 млн. жителей), из них евреев - 71 или 1 лауреат на 80 000.

Теперь о власти. Ныне в сенате США из 100 членов 12 евреев. До 1950-х, их в сенате практически не было. Затем в 1950-х - 2, 1960-х - 3, 1970-х - 6, 1980-х - 8. , Сегодня их доля в сенате увеличилась в 6 раз! Это означает их все более полную интеграцию в высшую политическую элиту общества. Среди губернаторов штатов 2 еврея. Столь большое участие евреев, естественно, вызывает антисемитизм. У Черчилля есть известный афоризм - «Мы - не антисемиты, поскольку не считаем себя глупее евреев».

Однако вся эта масса богачей, боссов и сильных мира сего практически ничем не помогают евреяи и Израилю. Больше того -сторонятся соплеменников

РS Я привел статью http://www.kontinent.org/article_rus_4966ab0c9b0a8.html в сокращенном виде,материал в основном о США. При этом, поскольку книга была опубликована в 2007 г, некоторые цифры я подправил, имеющимися у меня данными 2012 — 2013 г,чтобы быть точнее и ближе к сегодняшнему дню. Правда изменения по сравнению с оригиналом мизерные и никак не влияют на суть статьи,

На сегодняшний день в мире проживает около 15 миллионов евреев. Из них лишь 43 % сосредоточено на территории исторической родины, в Израиле. Подавляющее большинство из остальных 57 % живет сегодня на территории 17 стран: в США (их число превышает 5 млн. человек (39 %), что больше, чем в других странах), Канаде, Франции, Великобритании, Испании, России, Германии, Австралии и ряде других стран. Несмотря на такое распределение, эксперты утверждают, что численное равенство между израильскими евреями и мировой диаспорой возможно и наступит к 2026 году, при условии, что нынешняя тенденция «возвращения» на историческую родину сохранится.

В этой статье выясняем, сколько евреев в России проживает в настоящее время.

Конец ХХ века

Еврейское население долгое время находилось в нашей стране в подавляемом состоянии. И профессор Университета Брандейса Джонатан Сарна, который многие годы жизни посвятил изучению истории еврейского народа в США, после поездки в Россию в 1986 году писал: «Всякая еврейская жизнь в Москве оказалась загнанной под землю. Изучение иврита объявлено незаконным, большинство еврейских собраний запрещены, Хоральная синагога (единственная, официально разрешенная в столице синагога) переполнена шпионами, а наиболее выдающиеся представители еврейского народа объявлены преступниками и спешат покинуть Россию-матушку навсегда».

Что изменилось сегодня?

С приходом нового тысячелетия отношение к евреям значительно улучшилось. Теперь, приезжая в Россию, профессор Сарна отмечает, что еврейская практика встречается повсюду. По меньшей мере четыре еврейские школы существуют в Москве. Еврейских детей обучают целому ряду религиозных и общеобразовательных предметов, в том числе ивриту. В 2005 году на базе Центра иудаики и еврейской цивилизации в МГУ была создана кафедра иудаики, сотрудники которой изучают историю евреев, еврейские языки, литературу, политику и экономику.

Что касается синагог и религиозных общин, то их на сегодняшний день насчитывается 15 по всей Москве. В целом такого количества религиозных центров достаточно для удовлетворения потребностей иудеев, проживающих в российской столице. Но каково их число на всей территории страны? Сколько евреев живет в России?

Непростой вопрос

Для того чтобы ответить на поставленный выше вопрос, необходимо обратиться к данным переписей населения за несколько лет. Однако здесь возникает проблема. Точно сказать, сколько евреев в России, оказывается непросто. Почему? Прежде всего, потому что самым ярким показателем в этом вопросе является маца - традиционная еврейская лепешка, - а точнее, количество ее покупателей. Однако этот показатель достаточно относительный и не показывает, сколько в России евреев на самом деле.

Еще одним фактором оценки является количество людей, которые идентифицируют себя как евреи и те, которые обнаруживают свои еврейские корни по материнской линии. Таких людей принято называть Но что, если, оценивая «по ощущениям», сколько евреев проживает в России сегодня, принять во внимание и тех, чьи еврейские корни прослеживаются по отцу? Очевидно, что установленный показатель может быть превышен как минимум в два раза!

Официальные показатели

Обратимся теперь к данным переписей за предыдущие годы.

Анализируя официальные показатели, можно сделать вывод, что численность еврейского населения России постепенно снижается и сегодня составляет около 180 тыс. человек. При этом важно отметить, что тенденция к сокращению началась еще в конце 80-х годов, когда с территории бывшего СССР значительное число евреев эмигрировали в Израиль. Представители национальных общин, проживающие в Москве, считают, что многие евреи, которые остались в Советском Союзе, отрекались или скрывали свою личность, чтобы избежать преследований советской властью и сохранить жизни.

По данным последней советской переписи, которая была проведена в 1989 году, численность евреев оценивается в 570 тыс. человек. Из них в Москве проживало 176 тыс., в Санкт-Петербурге - 107 тыс. человек. На фото выше эти данные представлены в процентном соотношении.

Небольшой рост численности еврейского народа на территории бывшего СССР приходится на первые годы после распада Союза. Это связано в первую очередь с тем, что люди перестали столь сильно бояться открыто сообщать о своих еврейских корнях.

Но, согласно данным за 2001 год, численность евреев снизилась до 275 тыс. человек, что означает, что в процентном соотношении их количество сократилось более, чем на 50%.

Результаты переписей за период с 1989 по 2001 годы представлены в таблице ниже.

Сколько евреев в России на сегодня?

По результатам переписи за 2002 год удалось установить, что евреи на тот момент составляли лишь 0,16 % от общей численности российского населения, а еврейская община по-прежнему продолжала сокращаться.

Сколько евреев в России на 2002 год? Официально было зафиксировано 233 тыс. человек. Затем темпы сокращения оставались практически неизменными, и уже к 2010 году в России осталось лишь около 158 тыс. представителей еврейского народа.

В настоящее время в Российской Федерации проживает около 180 тыс. евреев. При этом все меньшее количество людей готовы идентифицировать себя как евреи. Более 80 % представителей этого народа, живущих в нашей стране, предпочитают вступать в брак с не еврейскими супругами. Но сколько процентов евреев в России? Относительно общей численности этого народа по всему миру число совсем не большое: здесь проживает лишь 1,3 %.

Возрождение еврейской культуры

Еврейская жизнь и культура с распадом Советского Союза начали переживать определенное возрождение. В начале 1990-х годов российские евреи стали проявлять интерес к более глубокому изучению своего религиозного наследия. В январе 1996 года главным событием в жизни еврейской общины стала публикация в России русского перевода Талмуда. Это была первая со времен правления большевиков публикация священной книги, которая ознаменовала начало подготовки целой серии талмудических переводов, которые позволили русским евреям вновь обратиться к изучению религии предков. Ранее ничего подобного в Советской России не было.

Тогда же, в 1996 году, была заложена первая со времен революции 1917 года синагога в Москве. В честь этого события в британской газете Time была опубликована статья со следующими словами: «Шесть лет назад евреев еще избивали в Минске. Сейчас же там организовано три религиозные общины: субботняя школа, молодежное движение и добровольная благотворительная организация».

Наконец, нельзя отрицать тот факт, что отчасти именно евреи сыграли значительную роль в процессе восстановления экономики постсоветской России.

Евреи и политика

Знаете ли вы, сколько евреев у власти в России? Если принять во внимание, что экономика так или иначе связана с политикой, то можно с уверенностью говорить, что это число весьма значительно. Достаточно вспомнить, что по меньшей мере шестеро самых знаменитых олигархов России имели еврейские корни:

  • Борис Березовский.
  • Михаил Ходорковский.
  • Александр Смоленский.
  • Михаил Фридман.
  • Рем Вяхирев.

Нельзя не отметить, что важным фактором возрождения еврейской жизни в нашей стране являются «проеврейские» настроения президента России Владимира Путина.

Главный раввин России, имеет достаточно близкие связи с главой государства и объясняет, что взгляды В. Путина и его отношение к еврейству формировались на протяжении долгого периода, начиная еще с детских лет, поскольку будущий президент рос в довольно бедной семье и много времени проводил с соседями-евреями. Занимая пост заместителя мэра Ленинграда, В. Путин старался оказывать помощь евреям в различных вопросах. Он дал разрешение на открытие первой еврейской школы в городе. Позже, когда в Москве началось строительство Еврейского музея, он пожертвовал этому делу свою месячную зарплату. Сегодня имя президента России указано на одном из стендов музея в качестве благодарности за оказываемое содействие еврейской общине.

Евреи и оппозиция

Однако этим не ограничивается причастность евреев к политической жизни России. «Почти все лидеры либеральной оппозиции либо полностью еврейские, либо имеют еврейских помощников», - утверждает Майкл Эдельштейн, преподаватель Московского государственного университета.

Так погибший в 2015 году при таинственных обстоятельствах лидер оппозиции Борис Немцов имел еврейские корни: он был чистокровным евреем, хотя и считал себя христианином.

Другой известный политик-оппозиционер еврей по линии отца. В 2001 году он основал фонд «Открытая Россия» в поддержку либеральных ценностей. Спустя два года Ходорковский был арестован по обвинению в коррупции и отправлен в тюрьму. Вскоре он был выпущен и эмигрировал в Европу.

В этом деле важно подчеркнуть, что, как правило, многие российские бизнесмены не опасаются быть обвиненными в коррупционных махинациях, чего не скажешь о евреях. Они часто оказываются на перекрестке правительственных репрессий. Объясняется это тем, что несмотря на некоторое возрождение еврейства в России и явные проеврейские симпатии Владимира Путина, в стране по-прежнему сильны антисемитские настроения, которые временами обостряются и вызывают тревогу.

В чем причины российского антисемитизма, вопрос серьезный, но это не тема данной статьи. Сегодня же мы выяснили, сколько евреев в России.

Главный раввин Израиля сказал: «Мы должны срочно изменить закон о возвращении. Так, чтобы под него попадали только те, кто является евреем по Галахе. Израиль, конечно может решить, что он - государство-нянька для стран третьего мира, но пока такое решение не принято, мы должны прекратить привозить сюда неевреев. Нет никакой логики в том, чтобы создавать себе проблему, а потом изо всех сил пытаться ее решить, как это сейчас происходит с законом о гиюре. Я знаю случай, когда из-за одного деда - еврея, который вообще похоронен в Москве, благодаря Закону о возвращении, сюда приехало 78 человек - его дети и внуки. Они получили корзину абсорбции, все права, полагающиеся репатриантам, и привезли с собой нееврев и даже смешанные семьи. Как сказал Рамбам - «Прежде всего бедняки моего города». Я считаю, что сначала нужно позаботиться о евреях и тех неевреях, которые уже здесь находятся. Иначе можно будет спросить: а почему собственно только третье поколение, почему не четвертое?»

Таким образом рав Давид Лау отреагировал на опубликованную на сайте информацию о том, что, как выяснилось, в мире существует 23 миллиона человек, попадающих под Закон о возвращении, и только 14 миллионов из них - евреи по Галахе. То есть, 9 миллионов человек, не являющимися евреями с точки зрения ультра-ортодоксального иудаизма, теоретически имеют право стать гражданами Израиля, и это то, что так испу

гало уважаемого главного раввина. Эти статистические данные обнародовал в своем докладе профессор Дела Пергула в ходе своего выступления на конференции «Геры, возвращенцы и присоединившиеся: пополнение еврейского народа».

Нет сомнений, что высказывание Давида Лау отвратительно. По сути, он говорит всем тем 400 тысячам репатриантов из стран СНГ, которые не считаются евреями по галахе, что, с его точки зрения, страна не принадлежит им. И это главный раввин Израиля, человек, от которого во многом зависит жизнь всех граждан страны - все вопросы, касающиеся браков, похорон и т.д.

Проблема в том, что несмотря на всю боль и унижение, которые его слова могут причинить нам, русскоязычным репатриантам, это честнее, чем то, что делает израильское правительство. Вот уже 25 лет, как в соответствии с Законом о возвращении сюда приезжают репатрианты из стран СНГ, которые думают, что они здесь желанны, которых приглашал сюда Сохнут и другие еврейские организации. Но приехав в Израиль, через какое-то время, многие из них обнаруживают, что они не имеют право здесь жениться, и что если, не дай Бог, кто-то из них погибнет в бою, защищая эту страну, его похоронят не рядом с товарищами, а за забором. То же самое, кстати, касается молодых американцев - ортодоксов и реформистов, многие из которых здесь также не считаются евреями по галахе. На самом деле, среди западных стран, Израиль - единственное государство, где они, евреи-реформисты, не могут жениться по своим правилам и традициям.

Вот уже 25 лет, как израильские правительства обманывают нас, и мы расплачиваемся за этот обман. Давид Лау просто озвучил, то что происходит здесь в действительности - раввинат нас здесь видеть не желает. Мы ведь и так постоянно чувствуем это на себе. Это знают все репатрианты алии 90-ых, которым довелось жениться в Израиле. Потому что даже те, кто является евреем по галахе, должны для этого пройти серию издевательств, предназначенных исключительно для приехавших из стран СНГ. Мы это чувствуем, когда в процессе «подтверждения еврейства» сталкиваемся с тотальным непониманием нашей культуры и традиций. Это чувствуется по заносчивости и агрессивности раввинов, которые могут потребовать доставить к ним престарелую больную бабушку только для того, чтобы она произнесла специально для них несколько слов на идише. Или добиваться от вас имени кошерного мясника, услугами которого вы пользовались на Украине и требовать привезти оттуда справки стоимостью в несколько сот долларов.

Но настоящий абсурд в том, что когда ортодоксального раввина заставляют делать послабления при гиюре и заставляют нас проходить гиюр именно у него, это оскорбляет и его тоже. Иудаизм нельзя насадить насильно. Более того, иудаизм в течение многих тысяч лет избегал миссионерства и старался всячески затруднить процесс прохождения гиюра. Сегодня правительство оказывает давление на представителей религии, чтобы те не только облегчили гиюр, но и заставили нас его пройти чуть ли не насильно. Иначе вы ведь не сможете пожениться. В последнее время, правительственные учреждения даже начали специальную миссионерскую кампанию, направленную исключительно на женщин. Там им обещают легкий гиюр, который не потребует от них менять привычный образ жизни. Но это обещание - наглый обман, за последствия которого придется отвечать ортодоксальному раввину, перед всеми теми женщинами, которые обратятся к нему после этой широкой кампании.

То есть правительство отдает вопрос еврейства на откуп ортодоксальным раввинам, а потом требует от них делать послабления. «Если ты нам заплатишь - мы тебя защитим». «Защитите от чего?» «От нас». - вам это ничего напоминает? По таким законам испокон веков работает мафия и рэкет.

Можно, конечно, тихо злиться на слова Давида Лау, но можно и потребовать от тех, кого мы избрали своими лидерами, от тех, кто сидит сегодня в Кнессете и несет ответственность за страну, найти реальное демократическое решение проблемы. Возможно, некоторые израильтяне искренне согласны с равом Лау, но точно не все. И государство не имеет права ни навязывать его всем нам, ни заставлять его изменять своим принципам и убеждениям.

Единственное верное решение в такой ситуации, это допустить альтернативу. Чтобы те, кто хочет этого, проходили ортодоксальный гиюр, кто хочет - реформистский или консервативный, а уж кто не хочет - не проходил его вообще, или проходил тогда, когда созреет для этого, а не в срочном порядке, ради женитьбы. И пусть пока что он будет иметь возможность зарегистрировать брак в министерстве внутренних дел. Только так мы сможем избежать унижения и сохранить уважение к иудаизму и к самим себе.

И не стоит опасаться того, что свобода выбора приведет к ассимиляции. В США, где о религиозном диктате нет и речи и каждый может зарегистрировать свой брак просто в муниципалитете, население сегодня, в среднем, более религиозное, чем в Израиле. Потому что уважение к религии и к традициям нельзя навязать директивой сверху, это прививается воспитанием, семьей, это должно идти изнутри - и никак иначе.

Новое на сайте

>

Самое популярное