Домой Цветы К познавательным способностям человека относятся. Виды способностей – какие бывают, их классификация и уровни. Способности и индивидуальные различия

К познавательным способностям человека относятся. Виды способностей – какие бывают, их классификация и уровни. Способности и индивидуальные различия

S: Креативность сознания выражается в…

-: отсутствии смысла в действиях

-: придании смысла предмету сознания

+: способности создавать нечто новое

-: отсутствии способности создавать нечто новое

-: служит регулятором адаптивного поведения

-: направлена на преобразование мира

+: обусловлена биологическими закономерностями

-: носит социальный характер

S: Способность человеческой психики в процессе познания формировать идеальные модели реальности связана с…

-: восприятием

-: интуицией

-: сознанием

-: экспериментом

S: При рассмотрении сознания с точки зрения его связи с материальным носителем нередко происходит подмена философского и _____________ взгляда на сознание.

-: эстетического

-: мифологического

+: естественнонаучного

-: обыденного

S: Присущая человеку способность целенаправленно и обобщённо воспроизводить действительность в идеальной форме обозначается понятием...

-: «интроспекция»

-: «ощущение»

-: «психика»

-: «сознание»

S: Язык животных отличается от языка человека тем, что он:

-: выступает представителем осознанного и целенаправленного поведения

+: является двигательной и звуковой формой сигнализации

-: возник вместе с сознанием

-: обозначает вещи, свойства и отношения

S: Психическая деятельность животных отличается от психической деятельности человека тем, что она:

+: служит регулятором адаптивного поведения

-: направлена на преобразование мира

-: обусловлена биологическими закономерностями

-: носит социальный характер

S: Источником содержания сознания для материалистов выступает...

-: ощущение

+: объективный мир

-: Бог

-: бессознательное

S: Представители вульгарного материализма считают, что сознание...

-: имеет вещественную природу

-: является сверхъестественным даром

-: идеально

-: существует независимо от материального мира

S: Единица мысли, фиксирующая общие и существенные свойства и отношения предметов и явлений, называется...

-: переживанием

+: понятием

-: знаком

-: словом

S: «Бессознательное», по З. Фрейду, функционирует на основе...

-: первичных влечений с целью получения удовольствия

-: архетипов

-: интеллектуальной интуиции

-: импульсов, исходящих из области сознания

S: Разработка проблемы интенциональности сознания является заслугой…

+: Э. Гуссерля

-: М. Хайдеггера

-: З. Фрейда

-: Ж.-П. Сартра

V1: Научное познание

S: К существу научной революции не относится

-: построение новых теоретических концепций

-: создание новых методов исследования

+: исследование истории предмета

-: создание новых исследовательских программ

-: кодификации

+: фальсификации

-: унификации

-: верификации

S: Псевдонаучным – называется в философии…

+: знания, спекулирующее на совокупности популярных теорий

-: знания, полученное в результате отхода от принятых норм познавательного процесса

-: знания, не отвечающее критериям научности, но нашедшее поддержку власти

-: протознание, которое в будущем станет научным

V2: Научное познание

не относится

-: синтез

-: анализ

-: аналогия

+: наблюдение

S: К общелогическим методам познания не относится

-: дедукция

+: эксперимент

-: индукция

-: абстрагирование

S: К теоретическому познанию относится...

-: измерение

-: эксперимент

-: формализация

-: наблюдение

S: Логический прием перенесения некоторых признаков, присущих одному предмету, на другой, подобный первому, предмет есть...

-: абстрагирование

-: моделирование

+: аналогия

-: обобщение

S: Концепции научных революций как смены парадигм или научно-исследовательских программ разработали...

-: Г. Гадамер и М. Хайдеггер

-: Ж. Лиотар и Ж. Деррида

-: Т. Кун и И. Лакатос

-: К. Ясперс и А. Тойнби

S: В науке различают два уровня исследования:

-: интуитивный и рациональный

+: эмпирический и теоретический

-: гуманитарный и естественнонаучный

-: чувственный и логический

S: К общелогическим методам познания не относится

-: синтез

-: анализ

-: аналогия

+: наблюдение

S: Форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и сущности изучаемого объекта, есть...

-: гипотеза

-: обобщение

-: факт

+: теория

S: Мысленное объединение частей в единое целое есть...

-: анализ

-: отождествление

-: корреляция

+: синтез

S: Сторонники эмпиризма считают, что теоретическое мышление...

-: способно выходить за пределы опыта

-: не может выходить за пределы опыта

+: есть главный источник знания

-: не связано с эмпирическим познанием

S: Определяя специфику научного знания, К. Поппер выдвинул принцип…

-: кодификации

+: фальсификации

-: унификации

-: верификации

S: С точки зрения Т. Куна, научная революция – это…

-: переход от одной парадигмы к другой

-: отделение умственного труда от физического

-: превращение науки в непосредственную производительную силу

-: переход к обществу знания

V1: Философия человека

S: Способом бытия человека как сознательного существа, обладающего сознанием, является…

-: государство

-: искусство

-: жизнь

+: общество

S: Признание независимого существования биологического и социального в человеке характеризуется как…

-: субстанциализм

-: трансцендентализм

-: кентавризм

+: психофизический параллелизм

S: Процесс формирования человека от исходного предкового вида к человеку разумному носит название…

+: антропогенеза

-: социализации

-: цефализации

-: хомогенеза

-: Возрождения

-: Средневековья

-: Античности

+: Нового времени

V2: Происхождение и сущность человека

-: К. Маркс

-: Ф. Ницше

+: А. Камю

-: З. Фрейд

S: Целесообразную деятельность людей, направленную на освоение, преобразование и использование природы и общества в целях удовлетворения исторически сложившихся потребностей, именуют …

-: энергией

+: трудом

-: работой

-: энтропией

S: Человек есть совокупность общественных отношений, по мнению...

-: А. Камю

+: К. Маркса

-: У. Джемса

-: З. Фрейда

S: Понимание человека как микрокосма характерно для философии…

-: Нового времени

-: современности

-: Возрождения

+: античности

S: Разум рассматривается в качестве существенного свойства человека в философии…

-: Возрождения

-: Средневековья

-: Античности

-: Нового времени

S: Бунт как утверждение свободы человека, выбирающего собственную сущность, обосновывал…

-: К. Маркс

-: Ф. Ницше

+: А. Камю

-: З. Фрейд

S: Специфически человеческим способом коммуникации является...

+: речь

-: труд

-: подражание

-: мимика

S: Биологические потребности и инстинкты человека лежат в основе жизнедеятельности человека, с точки зрения…

-: герменевтиков

-: неотомистов

-: позитивистов

+: фрейдистов

S: Процесс перенаправления сексуальной энергии в социально приемлемые формы активности в психоанализе называется...

-: антропогенезом

-: сублимацией

-: гуманизацией

-: цефализацией

S: Утверждение свободы человеческого существования, предполагающей выбор человеком собственной сущности, характерно для…

-: прагматизма

-: постмодернизма

-: марксизма

+: экзистенциализма

S: Натуралистический подход к человеку характерен для…

-: религиозной философии

-: философии И. Канта

-: средневековой философии

+: фрейдизма

V2: Человек и природа

+: материалисты

-: идеалисты

-: дуалисты

-: интуитивисты

+: креационизма

-: провиденциализма

-: фатализма

-: эсхатологизма

S: Сущностью деятельности человека является…

-: бессознательное

-: инстинкт

+: мышление

-: творчество

S: Процесс возникновения и развития человека называется…

-: антропоморфизмом

-: антропизацией

-: аккультуризация

-: антропогенезом

S: Обоснование таких принципов и методов решения проблем и конфликтов, которые исключают применение различных форм насилия над личностью, называется …

-: философией свободы

-: философией жизни

+: этикой ненасилия

-: анархизмом

S: Систематическое применение насилия в истории, с точки зрения представителей марксизма, связано, прежде всего, с …

-: существованием социальных антагонизмов

-: стремлением к власти отдельных людей

-: недостаточным уровнем образованности в обществе

-: отсутствием идеала справедливого общества

S: Оправдание насилия характерно для взглядов …

-: А. Швейцера, М. Бубера

-: М. Ганди, М.Л. Кинга

-: Л.Н. Толстого, Н.Ф. Федорова

+: Ф. Ницше, Е. Дюринга, Ж. Сореля

S: Под коэволюцией понимается...

-: взаимодействие индивида и общества

-: современная теория эволюции

-: совместное развитие Востока и Запада

+: совместное взаимосогласованное развитие природы и человека

S: «Вне природы и человека нет ничего, и высшие существа – это лишь фантастические отражения нашей собственной сущности», – заявляли...

+: материалисты

-: идеалисты

-: дуалисты

-: интуитивисты

S: Учитывая остроту глобального экологического кризиса, человечество способно выжить лишь в условиях освоения принципа совместного и согласованного существования общества и природы, то есть принципа...

+: коэволюции

-: дополнительности

-: детерминизма

-: эволюции

S: Философ и культуролог XX века Й. Хейзинга утверждает, что сущность человека заключается в…

-: свободе

-: способности производить орудия труда

-: вере в Бога

+: игре

S: Переход от биологических форм регуляции жизни человека к социальным произошел в процессе ____________ революции.

-: промышленной

-: неолитической

-: технической

-: научно-технической

S: Понимание природы как поля приложения физических и интеллектуальных сил человека характерно для философии...

-: немецкой классической философии

-: Средних веков

-: Античности

+: Нового времени

S: Сторонники ___________ считают, что природа, подобно человеку, одушевлённа.

-: деизма

-: материализма

-: гилозоизма

-: антропоморфизма

S: Приоритетность природных условий среди других факторов развития общества отстаивают сторонники ____________ детерминизма.

+: географического

-: технологического

-: биологического

-: демографического

S: К числу людей, предвосхитивших на рубеже XX века общие тенденции развития природы и общества, следует отнести...

+: В.И. Вернадского

-: М. Вебера

-: О. Шпенглера

-: Н.А. Бердяева

S: В христианской антропологии происхождение человека объясняется принципом…

+: креационизма

-: провиденциализма

-: фатализма

-: эсхатологизма

раздражимость

виртуальность

Решение:К познавательным способностям человека относятся восприятие, осмысление окружающего мира и самого себя. Познавательные способности – это индивидуальные качества человека. Для восприятия характерно специфическое переживание прямого контакта с реальным миром (чувство реальности воспринимаемого). Осмысление – постижение действительности в определенных практических, теоретических, культурных, личностных контекстах. Результатом осмысления является выработка знаний (житейских, научных, философских).

ЗАДАНИЕ N 10 сообщить об ошибке

Тема: Сущность и природа познания

В основе современной научной картины мира лежит …

теория относительности

агностицизм

механицизм

спиритуализм

Решение:В основе современной научной картины мира лежит теория относительности. Становление квантово-релятивистской картины мира приходится на нач. ХХ века. Так, с точки зрения А. Эйнштейна, в физическом мире все происходит благодаря структуре пространства и изменению его кривизны. Все свойства нашей Вселенной следует описывать вектором в четырехмерном пространстве-времени. Возникновение Вселенной объясняется через модель Большого Взрыва.

ЗАДАНИЕ N 11 сообщить об ошибке

Тема: Проблема истины

Несоответствие знания его объекту, расхождение субъективного образа действительности с его объективным прообразом называется …

Заблуждением конвенцией парадигмой дезинформацией

Решение:Несоответствие знания его объекту, расхождение субъективного образа действительности с его объективным прообразом называется заблуждением. Заблуждения неизбежны в познании. Перед познающим субъектом всегда имеется область неизвестного, что почти всегда связано с формулированием проблемного, вероятностного, гипотетического знания.

ЗАДАНИЕ N 12 сообщить об ошибке

Тема: Познавательные способности человека

Результатом познания является …

Знание реализм априорность

Решение:Результатом познания является знание. Знание неотделимо от способности человека использовать его в ходе своей деятельности. Знание, прежде всего, предстает в виде чувственного и рационального. Знание – это отражение действительности в сознании человека в виде восприятия, представления, понятия, суждения и умозаключения.

ЗАДАНИЕ N 13 сообщить об ошибке

Тема: Философия Нового времени

Онтологическая позиция Б. Спинозы, утверждавшего наличие единственной субстанции, лежащей в основе мира, может быть охарактеризована как …

Монизм

субстанционализм

материализм

Решение:В истории философии прослеживаются два основных подхода к трактовке понятия субстанции – монистический и плюралистический. Философы, тяготеющие к пантеизму (в частности, Б. Спиноза), допускают единую и единственную субстанцию, которая мыслится как то, что для своего существования не нуждается ни в чем другом, ибо есть причина самой себя; самостоятельность субстанции понимается здесь как абсолютная. Все существующее рассматривается как состояние, явление или атрибут этой единой субстанции.


ЗАДАНИЕ N 14 сообщить об ошибке

Тема: Античная философия

Одним из виднейших представителей древнегреческого атомизма был …

Демокрит

Гераклит

Гельвеций

Наиболее известным представителем древнегреческого атомизма был Демокрит. Традиционно считается, что наибольшее влияние оказал на Демокрита атомист Левкипп, однако именно с именем Демокрита связывают возникновение атомизма как универсального философского учения, включающего физику и космологию, эпистемологию, психологию и этику.

ЗАДАНИЕ N 15 сообщить об ошибке

Тема: Отечественная философия

Представителями материалистического направления в русской философии являются …

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

Исходная гносеологическая проблема

Важное место в философской проблематике занимают вопросы, связанные с познанием. «Познаваем ли мы мир?» – таков традиционный вопрос, возникший ещё в древнюю эпоху, когда философия делала первые шаги. Подобный вопрос может вызвать представление, будто существовали философы, считавшие, что мир вообще не познаваем. Вряд ли существовали такие философы, да и смысл вопроса о познаваемости мира не в этом. Вопрос заключался в том, можно ли достоверно познать предметы и их сущность. В ответах на этот вопрос в истории философии сложились две традиции: познавательно-оптимистическая и агностическая (познавательно-пессимистическая) .

Древнегреческий софист Протагор , обосновывал взгляд, согласно которому «как оно кажется, так оно и есть», что разным людям свойственны разные знания, разные оценки одних и тех же явлений, поэтому «человек есть мера всех вещей». Таким образом, философ делал вывод о невозможности достоверного, т.е. общезначимого знания о существе окружающих явлений.

В Новое время на основе развития естествознания сложились представления Д. Юма иИ. Канта о невозможности познания сущности предметов. Английский философ XVIII в. Д. Юм показал, что в научном эксперименте, да и в обыденном опыте, следствие отличается от причины, а потому не может быть в ней выявлено. Из этого, по его мнению, следовало, что доказать существование причинно-следственных связей невозможно. «Природа, – утверждал Юм, – держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и представлений и дает нам лишь знание немногих поверхностных качеств объектов, скрывая от нас те силы и принципы, от которых всецело зависят действия этих объектов».

Не сомневаясь в существовании вне сознания «вещей самих по себе», И. Кант, однако, считал их в принципе непознаваемыми. «О том, – указывает Кант, – каковы они (вещи) могут быть сами по себе, мы ничего не знаем, а знаем только их явления, т. е. представления, которые они в нас производят, действуя на наши чувства».



На рубеже XIX – XX вв. сформировалась ещё одна разновидность агностицизма – конвенционализм. Конвенционализм (от латинского conventio – договор, соглашение) определяется как философская концепция, согласно которой научные теории и понятия являются не отражением объективного мира, а продуктом соглашения между учеными. Основатель конвенционализма французский математик А. Пуанкаре, анализируя факт существования в науке ряда геометрий, – евклидовой, Лобачевского, Римана, – пришёл к выводу, что «геометрические аксиомы не являются ни априорными суждениями, ни опытными фактами. Они суть условные положения… Одна геометрия не может быть более истинна, чем другая; она может быть только более удобна».

Пуанкаре отделял отношение между вещами от сущности самих вещей. Ученый исследует отношения между вещами, природа вещей, их сущность непознаваемы. «Не только наука не может открыть нам природу вещей; никто не в силах открыть нам её, и если бы знал ее какой-нибудь бог, то он не мог бы найти слов для её выражения».

Таким образом, агностицизм – это учение (или убеждение, установка), отрицающее возможность достоверного познания сущности предметов.

Представители агностицизма уловили реальную сложность проблемы «Что я могу знать?», но это нисколько не умоляет значимости учений о познании, сложившихся на основе гносеологического оптимизма (Аристотель, Бекон, Декарт, Локк и др.).

Познавательные способности человека

Можно выделить три основные способности человека, благодаря которым формируются знания: чувственно-сенситивную, абстрактно-мыслительную и интуицию.

Чувственно-сенситивная способность связана, прежде всего, с органами чувств. Термин «чувственный» многозначен: он ассоциируется не только с ощущениями, как формой отражения действительности. Нередко говорят о «чувственном» как о «сентиментальном», «сладострастном» и т.п. Под этим термином объединяются эмоции и сенситивная способность человека. Необходимо отличать чувственно-эмоциональное от чувственно-сенситивного.

В переводе с латинского языка sensus – ощущение, чувство, восприятие; в немецком языке «sensitiv» – воспринимаемый чувствами. В истории философии мы встречаемся с особым направлением в теории познания – сенсуализмом , представители которого стремились вывести все содержание познания из данных органов чувств. Будем называть способность человека получать информацию о мире при помощи органов чувств чувственно-сенситивной способностью. (Далее термин «чувственное» будет употребляться в том же значении, что и термин «чувственно-сенситивное» или просто «сенситивное»).

Чувственно-сенситивная способность человека является результатом, с одной стороны, эволюции органического мира, с другой – социального его развития. Вряд ли можно считать органы чувств человека самыми развитыми в животном мире. Термиты, например, непосредственно ощущают магнитное поле, гремучая змея воспринимает инфракрасное излучение в широком диапазоне, и т.п. Многие животные обладают сенситивными способностями, которым мог бы позавидовать человек.

Cоциальный опыт расширяет сферу чувственного отражения действительности. Пример – сталевары, обретающие в практике (в процессе варки стали) способность различать десятки оттенков красного цвета. Аналогично у мастеров, изготовляющих изделия из драгоценных металлов и камней, у специалистов-оценщиков какого-либо продукта, например, чая, по вкусу, запаху и т. п. Можно сделать вывод о том, что чувственных впечатлений у человека тем больше, чем шире его производственный опыт. Практика выступает одним из факторов, способных позитивно или негативно влиять на развитие чувственно-сенситивной сферы.

Но так ли уж нужно человеку стремиться к превосходству над животными или насекомыми в сенситивной способности?

Представим себе человека, который бы видел мельчайшие детали предметов, воспринимал бы молекулы и даже атомы. Глаз в этом случае сослужил бы человеку плохую службу. Наш субъект со сверхсильными органами чувств не смог бы правильно видеть макропредметы, так как у него не было бы возможности различать их границы, ибо последние оказались бы «размазанными», нечеткими. Или представим человеческое ухо такой же чувствительности, как у летучих мышей; мы слышали бы шум, вызванный движением крови в капиллярах, т. е. практически были бы глухими. Эти примеры говорят о том, что ограниченность органов чувств человека – факт не только отрицательный, но и положительный.

Л. Фейербах писал, что «у нас нет никакого основания воображать, что если бы человек имел больше чувств или органов, он познавал бы также больше свойств или вещей природы. У человека как раз столько чувств, сколько именно необходимо, чтобы воспринимать мир в его целостности, в его совокупности». Диапазон сенситивных способностей человека оптимален для правильной ориентации и действий в окружающем его мире.

Разумеется, чувственно-сенситивная способность человека развивается. Но в каком направлении? К. Маркс писал: «... чувства общественного человека суть иные чувства, чем чувства необщественного человека. Лишь благодаря предметно развернутому богатству человеческого существа развивается, а частью и впервые порождается, богатство субъективной человеческой чувственности: музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз... Образование пяти внешних чувств – это работа всей предшествующей всемирной истории». Итак, развитие чувственной способности человека идет по пути очеловечения чувств, превращения чувственно-сенситивной способности из биологической в человеческую.

Но у человека имеются и другие возможности для расширения диапазона чувствительности. Во-первых, это изготовление и применение приборов, позволяющих воспринимать ультрафиолетовое излучение, космическую радиацию, рентгеновские лучи, магнитные поля и многое другое, что недоступно никаким представителям животного мира. Во-вторых, это мышление, обладающее, по сути дела, неограниченными возможностями для познания объективной действительности. Мысль стала направлять органы чувств на отражение таких сторон, которые в других ситуациях не могли стать объектом отражения.

Итак, физиологическая ограниченность органов чувств человека не является серьезной преградой на пути познания.

Роль чувственно-сенситивного отражения может быть выражена в следующих положениях:

· органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;

· без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению;

· органы чувств дают тот минимум первичной информации, который необходим и достаточен для всестороннего познания;

· рациональное базируется на анализе того материала, который дают нам органы чувств.

Существуют три формы чувственного отражения: ощущения, восприятия и представления. Ощущения соответствуют, отдельным свойствам предметов и вызываются работой, как правило, одного органа чувств. Восприятия соответствуют системе свойств предмета (ощущение вкуса яблока и, с другой стороны, восприятие вкуса, формы, запаха, цвета яблока в их единстве). Ощущения могут существовать вне восприятия, но восприятия вне ощущений невозможны. В восприятии формируется образ предмета. Представление – это чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств.

Отсутствие непосредственной связи с предметом и память позволяют комбинировать образы и их элементы; происходит подключение воображения . Но отсюда – и возможность неудачных комбинаций, фантастических образов, и возможность удачных с познавательной точки зрения комбинаций образов, на основе которых становится реальным предвидение будущего.

Абстрактно-мыслительная способность – это способность получать информацию об объектах без непосредственного контакта с ними. Та чувственная картина мира, которую дают нам органы чувств, необходима, но недостаточна для глубокого, всестороннего назначения предметов. В ней почти не расчленены сложнейшие взаимодействия различных предметов, событий, явлений, их причин и следствий, переходов друг в друга. Распутать этот клубок зависимостей и связей невозможно с помощью одного лишь чувственного отражения, необходима иная способность – абстрактно-мыслительная, или мышление.

Мыслительную способность от чувственно-сенситивной способности отличают следующие черты:

способность к отражению общего в предметах; при сенситивном отражении в отдельных предметах не дифференцируются общие и одиночные признаки, они слиты в единый образ;

способность к отражению существенного в предметах; в результате чувственного отражения существенное не отделяется от несущественного;

опосредованное познание действительности с помощью рассуждений, умозаключений и благодаря применению приборов.

Абстрактно-мыслительное отражение существует в трех формах:понятие, суждение и умозаключение.

Понятие , как форма мысли, есть результат обобщения предметов некоторого класса и мысленного выделения самого этого класса по определенной совокупности общих и отличительных признаков. По степени общности понятия могут быть разными – единичными, общими, предельно общими (категории).

Если в обыденном сознании не столь уж важно отделение образов от понятий, то подобное разграничение составляет одну из главных задач теоретико-познавательного исследования. Одно дело – обобщенный образ человека, включающий в себя множество признаков, в том числе и общий для всех людей: иметь мягкую мочку уха, – и другое дело – понятие, в котором фиксированы наиболее существенные признаки: иметь сознание, обладать способностью к труду, общаться посредством языка.

Суждение – это форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо. Понятия являются элементами суждения. Примеры суждений: «Черные дыры существуют», «Некоторые деревья не являются лиственными», « Смерть Александра Македонского наступила в результате болезни» и т. д.

На базе суждений формируются умозаключения – формы мышления, в ходе которых из одного или нескольких суждений логически выводится новое суждение (заключение). Примером умозаключения может служить следующее рассуждение: «Если все углероды горючи, а алмаз – углерод, то алмаз горюч». Для того чтобы проверить истинность заключения «алмаз горюч», вовсе не нужно обращаться к непосредственному опыту, т.е. сжигать алмаз. Заключение о горючести алмаза с полной достоверностью логически следует из предшествующих суждений.

Несмотря на отличия чувственно-сенситивной способности от абстрактно-логической в реальной познавательной практике они взаимодействуют и дополняют друг друга. Опыт познавательной деятельности свидетельствует, что в процессе производства нового знания этих двух способностей недостаточно. Важное место в этом процессе занимает интуиция.

Интуиция – это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства .

В истории философии понятие интуиции включало разное содержание. Интуиция понималась как форма непосредственного интеллектуального знания или созерцания. Так, Платон утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) есть вид непосредственного знания, которое происходит как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума.

Интуиция понималась и как инстинкт, непосредственно, без предварительного научения определяющий формы поведения организма (Бергсон), и как скрытый бессознательный первопринцип творчества (Фрейд).

Интуиция, как специфический познавательный процесс, непосредственно продуцирующий новое знание, столь же свойственна всем людям (правда, в разной степени), как чувства и мышление. Распространенность, всеобщность интуиции подтверждают многочисленные наблюдения над людьми в обычных, повседневных условиях. Нередки случаи, когда в нестандартной ситуации, требующей быстрого решения в условиях ограниченной информации, субъект производит выбор своих действий, как бы «предчувствия», что нужно поступить именно так, и никак иначе.

История человеческой культуры знает немало случаев, когда ученый, конструктор, художник или музыкант достигали принципиально нового в своей области как бы путем «озарения», «по наитию».

Например, любопытен случай, происшедший с изобретателем в области электро- и радиотехники Николой Тесла. Однажды, во время прогулки с приятелем ему внезапно пришло в голову решение одной технической проблемы. Он шел в сторону заката солнца и читал стихи; в это время мысль, подобно вспышке молнии, озарила его; идея электромотора на переменном токе пришла к нему как откровение. Он стоял, погруженный в транс, пытаясь объяснить другу свое видение. Образы, представшие перед умственным взором Теслы, были отчетливы и осязаемы, как металл или камень. Принцип вращающегося магнитного поля стал для него совершенно ясным. Так началась революция в мировой электротехнике.

Таким образом, интуитивной способности человека свойственны 1) неожиданность решения задачи, 2) неосознанность путей и средств ее решения и 3) непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов. Интуиция не сводима ни к чувственно-сенситивному, ни к абстрактно-логическому познанию; в ней имеются и те, и другие формы познания, но имеется и нечто, выходящее за эти рамки: она дает новое знание не достижимое никакими другими средствами.

Не следует ни переоценивать интуицию, ни игнорировать ее роль в познании. Дискурсивное (доказательное, понятийное) и интуитивное – взаимодополнительные средства познания.

Познание является одним из важнейших видов деятельности человека. Во все времена люди стремились познать окружающий мир, общество и самих себя. Первоначально человеческое знание было весьма несовершенным, оно воплощалось в различных практических навыках и мифологических представлениях. Однако с появлением философии, а затем и других наук - математики, физики, биологии, социально-политических учений - начался прогресс в области познания, плоды которого все более существенно влияли на развитие человеческой цивилизации.

Уже в античной философии наметилось разделение познавательных способностей человека на чувство и разум. В соответствии с этим выделяются два способа

познания: чувственный и рациональный.

Познавательные способности человека связаны, прежде всего, с органами чувств.

«Человеческий организм имеет экстерорецептивную систему, направленную на внешнюю

среду (зрение, слух, вкус, обоняние, кожная чувствительность; кожа обладет

способностью чувствовать холод, тепло, боль, давление), и интерорецептивную

систему, связанную с сигналами о внутреннем физиологическом состоянии организма».

Основания объединять все эти способности в одну группу и называть все это

способностью к чувственному отражению действительности, или «чувственным»,

имеются: эти способности заключены в органах чувств человека.

Однако термин «чувственный» многозначен: он ассоциируется не только с ощущениями

как формой отражения действительности. Мы говорим о «чувственном» как о

«сентиментальном», «чувствительном», «сладострастном», «интуитивном» и т.п. Но

дело не столько в многозначности, сколько в том, что под одним термином

«чувство» нередко объединяются эмоции и сенситивная способность человека.

Выделяют четыре этапа чувственного познания:

Изначальное впечатление (живое созерцание);

Ощущение;

Восприятие;

Представление.

Первая встреча человека с явлениями окружающего мира - позволяет ему получить целостное, недифференцированное изначальное впечатление об интересующем объекте. Это впечатление может сохраниться, но может подвергаться изменению, уточнению, последующей дифференциации на элементарные ощущения.

Ощущения - элементарная дифференцированная форма чувственного познания, когда в первоначальном образе начинают выделять отдельные его качества (форму, цвет, вкус и пр.) С материалистической точки зрения, наоборот, ощущение есть не дифференциация изначального впечатления, а оно первым возникает в мозгу человека в результате воздействия на органы чувств каких-либо объектов. Материальное воздействие той или иной

вещи, порождает материальную реакцию организма, одновременно преобразуется в новое не свойственное самому предмету качество - его субъективный образ. В любом случае через ощущения человек получает первичную дифференцированную информацию об объекте, о его отдельных свойствах.

В силу активной деятельности человеческого сознания, образы ощущения вновь подвергаются активной обработке и превращаются в образы восприятия.

Восприятие - это целостный, чувственный образ предметов полученных посредством наблюдения. Восприятие существует в сознании как форма активного синтеза разнообразных проявлений предметов и процессов, неразрывно связанная с другими познавательными действиями. Поэтому процесс восприятия носит активный и творческий характер. Целостные, чувственные образы восприятия в результате взаимодействия человека с окружающей средой, постепенно накапливаются в его сознании. Такое накопление осуществляется через память. Поэтому мы можем удерживать и воспроизводить целостный образ даже тогда, когда он нам непосредственно не дан. В этом случае образуется более сложная форма познания - представление.

Представление - это опосредованный целостный чувственный образ действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти.

Рациональное познание (абстрактное мышление) возникает в процессе трудовой и коммуникативной деятельности человека, в одном комплексе с языком и мышлением. Существует три формы абстрактно-мысленного отражения: понятие, суждение и умозаключение. Понятие – результат обобщения предметов некоторого класса и мысленного выделения самого этого класса по определенной совокупности общих для предметов этого класса признаков. Суждение – это форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо. (Отражение связей между предметами и

явлениями действительности или между их свойствами и признаками). Умозаключение – рассуждение, в ходе которого логически выводится новое суждение. Оценивая эту традицию, необходимо обратить внимание на современные представления о том, что, по меньшей мере, часть ощущений формируется под влиянием лингво-понятийной структуры сознания. В этих условиях противопоставление чувственного и рационального познания, а также описание процесса познания как перехода от живого созерцания (чувственного познания) к абстрактному мышлению (рациональному познанию) выглядит упрощением картины познавательного процесса. Представляется более корректным рассматривать чувственное и рациональное как познавательные способности человека, а не как самостоятельные способы познания.



Традиция противопоставления чувственного и рационального познания, тем не менее, базируется на принципиальной разнице между ощущением и понятием, которую обнаружили уже античные философы. Ощущения принадлежат только конкретному субъекту и относятся лишь к отдельным свойствам объектов, они изменчивы и преходящи. В противоположность им понятия являются общими для ряда субъектов, в них зафиксированы общие свойства предметов, в силу чего они более устойчивы и даже кажутся неизменными, поскольку заметить изменения понятий можно, лишь применяя принцип историзма и рассматривая большие промежутки времени. Резкое противопоставление чувственного и рационального привело к вопросу о том, какой из двух видов познания является достоверным. В законченном виде дилемма чувственного и рационального познания выразилась в противостоянии сенсуализма и рационализма Нового времени. Сенсуалисты считали, что все знание производится на основе ощущений, поэтому чувственное познание является достоверным. Рационалисты не отрицали роль ощущений в познании, но вместе с тем полагали, что именно разум придает знанию характер всеобщности и необходимости. Поскольку разум

производит знание, а не мнение, рациональное, а не чувственное познание является достоверным.

Основываясь на сенсуалистическом представлении о том, что все знание происходит из ощущений, скептики делают вывод о непознаваемости мира. Относительность чувственного знания, его принадлежность конкретному субъекту свидетельствует, с точки зрения скептицизма, о недостоверности любого познания, об отсутствии или недоступности истины как таковой.

Таким образом, одной из основных проблем, возникших в философии в связи с исследованием чувственной способности познания, является вопрос о соответствии ощущений источникам, их вызывающим. Немецкий философ И. Кант выделяет 3 познавательные способности у человека:

Чувственность;

Рассудок;

Процесс познания начинается с воздействия предметов на органы чувств человека. Чувственность - способность получать основные ощущения от окружающего мира. Получение ощущений становится возможным благодаря в наличии в чувственности априорных форм чувственности (до опытный) пространство и время. После создания ощущений они поступают в рассудок, который преобразует ощущения в рассудочные формы - суждения. Это преобразование становится возможным благодаря наличии в рассудке трансцендентальных схем, которые обеспечивают поведение явлений под категории.

Материалистический сенсуализм (Ж. Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольбах) рассматривает ощущения как отражения свойств предметов. Идеалистический сенсуализм (Д. Беркли, Д. Юм) считает, что вопрос о соответствии ощущений внешнему миру остается открытым, невозможно доказать, что ощущения достоверно отражают свойства предметов. Развивая идею о несоизмеримости ощущений и предметов, Г. Гельмгольц предложил трактовать ощущения как знаки предметов, значениями которых являются сами предметы. С этой точки зрения, как и любой знак, ощущения не отображают, а лишь обозначают предмет.

Философия познания.

Теория познания (или гносеология , философия познания) - это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания.

Термин "гносеология" происходит от греческих слов "гносис" -знание и "логос" - понятие; учение, и означает "понятие о знании", "учение о знании". И хотя сам термин "теория познания" введен в философии сравнительно недавно (в 1854 г.) шотландским философом Дж. Феррером, учение о познании стало разрабатываться со времен Гераклита, Платона, Аристотеля.

В предмете философии как всеобщем в системе "мир - человек" коррелятом гносеологии являются познавательные субъектно-объектные отношения. В ее компетенции вторая сторона основного вопроса философии, чаще всего выражаемая вопросом "Познаваем ли мир?". В гносеологии имеются многие другие вопросы, раскрытие которых связано с иными категориями и понятиями: "со­знание", "истина", "практика" и "познание", "субъект" и "объект", "ма­териальное" и "идеальное", ."человек" и "компьютер", "чувственное", "рациональное", "интуиция", "вера" и т.п. - все они оказываются объединенными между собой посредством понятия "истина", с которым они так или иначе соотносятся.

Основной вопрос гносеологии состоит не столько в том, познаваем ли мир, сколько в том, можно ли достоверно познать предметы, их сущности и проявления сущности. В решении данного вопроса в истории философии сложились две позиции: познавательно-ре­алистическая и агностическая . Основное расхождение между ними в вопросе о том, познаваема ли сущность материальных систем, в трактовке природы "феномена" явления: имеют ли эти явления непосредственное отношение к сущности и возможно ли через явления получать достоверные знания о сущности материальных систем. На вопрос о возможности получения достоверного знания о сущ­ности предметов (или о главном в этой сущности) агностики отвечают отрицательно, хотя и по-разному, в зависимости от того, признают ли они вообще существование сущности или нет, а если признают, то какую видят связь сущности с явлением.

Агностицизм – это философское учение, отрицающее познаваемость мира. Его представителями являются скептики, Д.Юм, И. Кант, И. Мюллер, Г. Гельмгольц, А. Пуанкар, Т. Гексли, Пирсон или Г. Башляр. Одной из разновидностей является конвенционализм (от лат. конвенцио - договор, соглашение) определяется как философская концепция, согласно ко­торой научные теории и понятия являются не отражением объективного мира, а продуктом соглашения между учеными (А. Пуанкаре, К. Поппер, И.Лакатос, П. Фейерабенд). В рамках данного направления не отрицается возможность познания мира вообще или феноменологической его стороны, данной в ощущениях или рассудке человека, но ставится под сомнение возможность познания "вещи в себе". Специфика агностицизма - в отрицании возможности достовер­ного познания сущности материальных систем. Можно дать следующее определение: агностицизм - это учение (или убеждение, установка), отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.

Субъект и объект познания

Общее определение понятия "субъект" таково: субъект - это источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания. Субъектом является индивид, т. к. он наделен сознанием, ощущениями, восприятиями, эмоциями, способностью оперировать образами, самыми общими абстракциями; он действует в процессе практики как реальная материальная сила, изменяющая материальные системы. Но субъект - не только индивид; это - и кол­лектив, и социальная группа, класс, общество в целом. В субъект на уровне общества входят различные экспериментальные установки, приборы, компьютеры, и т. п., но они выступают здесь лишь как части, элементы системы "субъект", а не сами по себе. На уровне индивида или сообщества ученых те же самые приборы оказываются лишь средствами, условиями деятельности субъектов. Общество считается универсальным субъектом в том смысле, что в нем объединены субъекты всех других уровней, люди всех поколений, что вне общества нет и не может быть никакого познания и практики. В то же время обществокак субъект реализует свои познавательные возможности лишь через познавательную деятельность индивидуальных субъектов.

Объект же - это то, что противостоит субъекту, на что направлена предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность субъ­екта. Существуют многие материальные системы, не ставшие еще объектами, электрон вплоть до конца XIX столетия не был объектом познания.

В понятиях "субъект" и "объект" имеется момент относительности: если что-то в одном отношении выступает как объект, то в другом отношении может быть субъектом, и наоборот. Компьютер, являясь частью субъекта как общества, оказывается объектом при его изучении индивидом. Студент А есть субъект познания и в то же время для студента В он может быть объектом познания. Объектом могут выступать не только материальные, но и духовные явления. Сознание индивида - объект для психолога. Каждый человек способен делать объектом познания самого себя: свое поведение, чувства, ощущения, мысли. В этих случаяхпонятие субъекта как индивидуума сужается до субъекта как актуального мыш­ления, до "чистого "Я" (из него исключается телесность человека, его чувства и т.п.); но и в этих случаях субъект выступает как источник целенаправленной активности.

Если субъект является активной стороной в познавательном процессе, то объект выступает относительно пассивной стороной, тем, на что направлена деятельность субъекта. Активная, направ­ленная на освоение внешнего мира деятельность субъекта является необходимым условием и предпосылкой, благодаря которой тот или иной фрагмент объективной реальности выступает объектом познания, данным субъекту в формах его собственной деятельности, но зависимость объекта от субъекта не следует понимать в том смысле, что объект создается или просто полагается субъектом.

"Субъект" и "объект" - парные категории, подобно причине и следствию, случайности и необходимости и т.д. Если мы выделяем нечто в качестве причины, то мы тем самым предполагаем существо­вание следствия, и наоборот. Аналогичным образом субъект всегда предполагает объект, а объект всегда предполагает субъект. Под объектом в гносеологии следует понимать не просто любой Фрагмент объективной (или субъективной) реальности, а только такой фрагмент, на который направляется внимание субъекта, который вов­лекается в деятельность субъекта, который становится предметом тео­ретической или практической деятельности субъекта. Поскольку активной стороной в этой деятельности является субъект, он в каком-то смысле и "порождает объект", или, точнее, превращает предмет в объект своей деятельности.

В терминах субъекта и объекта познание выступает как процесс активного освоения субъектом объекта. Само возникающее знание является результатом этого процесса. В ходе практического взаимодействия меняется как объект, так и субъект деятельности; через эволюцию практической деятельности осуществ­ляется прогресс человека и общества.

"Субъект" и "объект" как парные категории выражают единство противоположностей. Разрешение постоянно возникающих противо­речий между субъектом и объектом происходит посредством практиче­ского изменения объекта субъектом, посредством подчинения его сознательной воле человека. Но в ходе их взаимодействия меняются цели субъекта, которые определяют его волю, и противоречие воспро­изводится вновь.

Познавательные способности человека.

В недалеком прошлом считалось, что познание имеет две ступени: чувственное отражение действительности и рациональное отражение. Затем, когда все больше прояснялось, что у человека чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным, стали приходить к мнению, что ступенями (или уровнями, этапами) познания являются эмпириче­ское и теоретическое, а чувственное и рациональное - это способно­сти, на базе которых формируются эмпирическое и теоретическое. При таком подходе не замечается еще один, притом исходный уровень познания - "живое созерцание"; этот этап познания оказывается не выделенным из эмпирического. Между тем живое созерцание имеет место при обыденном и художественном познании, в то время как эмпирический уровень характерен только для особого вида познавательной деятель­ности - научного познания. Живое созерцание - это скорее не познавательная способность, а результат реализации этих способностей или сам процесс познания указанной стороны объектов.

Познавательные способности человека связаны прежде всего с органами чувств. Человеческий организм имеет экстерорецептивную систему, направленную на внешнюю среду (зрение, слух, вкус, обоня­ние, кожная чувствительность; кожа обладет способностью чувствовать холод, тепло, боль, давление), и интерорецептивную систему, связан­ную с сигналами о внутреннем физиологическом состоянии организма. Основания объединять все эти способности в одну группу и назы­вать все это способностью к чувственному отражению действительно­сти, или "чувственным", имеются: эти способности заключены в органах чувств человека.

В переводе с латинского "sensitiv" - "воспринимаемый чувствами". Да и в истории философии мы встречаемся с особым направлением в теории познания - сенсуализмом, представители которого стремились вывести все содержание познания из данных органов чувств. Будем называть способность человека получать информацию об объектах при помощи органов чувств чувственно-сенситивной способностью, или чувственным (конкретно-чувственным) познанием.

Новое на сайте

>

Самое популярное