Домой Виноград Антитеза лексическое или синтаксическое средство. Синтаксические средства. Синтаксические средства художественной изобразительности

Антитеза лексическое или синтаксическое средство. Синтаксические средства. Синтаксические средства художественной изобразительности

Слово интонация с латинского переводится как «громко произносить». Она играет важную роль в речи, помогает изменить смысл предложения в зависимости от выбранного тембра голоса. Интонация речи представляет собой ритмическо-мелодическую часть предложения, которая выполняет синтаксические и эмоциональные функции при произношении.

Интонация является необходимым условием устной речи, в письменном виде ее передает пунктуация. В лингвистике интонация используется в значении изменения тона голоса в слоге, слове и в предложении. Компоненты интонации составляют неотъемлемую часть человеческой речи.

Компоненты интонации делятся на:

  • Тембр речи. Тембр речи помогает выразить эмоции и чувства человека. Произнесенная речь в эмоциональном порыве меняется в зависимости от испытанных эмоций или переживаний.
  • Интенсивность. Интенсивность речи бывает артикуляционной и зависит от степени усилий при произношении. Интенсивность речи зависит от работы и направления мышц.
  • Пауза. Пауза помогает выделить фразы и синтагмы в речи. Это остановка в звучании.
  • Мелодика. Это движение главного тона, ее повышение или понижение.

Основные элементы интонации используются в объединенном виде и только в целях изучения рассматриваются по отдельности. Выразительность и разнообразие речи проявляется за счет искусного словесного выражения, ее способностью меняться в зависимости от интонации. Интонация играет важную роль в языковом структурировании. Существуют следующие функции интонации:

  • Разделение речи по интонационным и смысловым частям синтагмам.
  • Создание синтаксической структуры в предложении, интонационные конструкции участвуют в оформлении типов предложений.
  • Интонация помогает человеку выразить эмоции, чувства, переживания.
  • Смыслоразличительная функция служит для различия лексических элементов между предложениями.
  • Различают функции интонации словосочетания – это модальность фразы, ее повествовательные, восклицательные и вопросительные отличия.

Интонация является главной составляющей не только в русском языке, но и любой устной речи. В письменном виде интонацию выделяет пунктуация: многоточие, запятая, вопросительный и восклицательный знак. Как звучала русская речь много веков назад доподлинно уже не известно. Виды интонации в русском языке очень разнообразны. Всего их 16. Но есть интонации, которые одинаково используются во всех странах мира.

Какие бывают предложения по цели высказывания:

  • Повествовательная.

Последний слог высказывания произносится на повышенном тоне. Повествовательные высказывания содержат интонационную вершину и интонационное понижение. Интонационная вершина - это высокий тон, а интонационное понижение – низкий. Если в повествовательной форме происходит объединение слова, фразы, то часть словосочетания произносится на повышенной или пониженной интонации. Чаще всего понижение используется во время перечисления.

  • Вопросительная.

Вопросительные виды интонаций применяются в двух случаях:

  1. Когда вопрос коснулся целого высказывания. В этом случае применяется повышение голоса на крайней слог вопросительного высказывания.
  2. Когда повышение голоса применяется только на слова, к которым адресован вопрос. От расположения слова в предложении зависит ее интонационная картина.
  • Восклицательная.

Такой вид человеческой речи делится на сам восклицательный вид, где интонация выше по тону, чем при повествовании, но ниже чем при вопросе. А также побудительную интонацию, в которой присутствует просьба или приказ.

Все виды интонации соединяются в одном понятии – логическая интонация. Это интонация, которая определяет характеристику выражения, оставаясь противоположностью эмоционального произношения.

В зависимости от жизненных ситуаций люди разговаривают между собой по-разному, от скороговорок и стихотворений до делового выступления. Интонация имеет индивидуальный характер, невозможно найти одинаковый тембр голоса и манеру произношения слова.

Существуют и незаконченные предложения по интонации:

  • Противопоставления. Противопоставление находится в сложных предложениях. В письме выделяет ее пунктуация или тире.
  • Предупреждение. Предупредительная интонация разбивает предложение на две части затяжной паузой. Разделенная часть предложения произносится повышенном тоном.
  • Вводность. В вводной интонации отсутствуют паузы между словами, ударение. Ей присущ быстрый темп речи.
  • Перечисления. Для перечисления характерна пауза между однородными членами предложения. Во время перечисления слов в предложении ставится логическое ударение. Если до перечисления стоит обобщающее слово, то оно выделяется при произношении.
  • Обособления. Обособление разделяется в предложении паузой и выделяется ударением. Первая пауза длинная, вторая поменьше.

Музыкальная интонация

Музыкальная интонация имеет теоретико-эстетические значения, которые тесно взаимосвязаны между собой. Она представляет собой организацию звука в музыке, их последовательное расположение. Музыкальная и речевая интонации не взаимосвязаны и отличаются звучанием по высоте тона и местоположением в системе звуков. Интонацию в музыке называют еще музыкой слова. Но отличие от слова она состоит в том, что музыкальная интонация или певческая не таит в себе никакого смысла.

Выражение интонации в музыке вытекает из речевой интонации. Слушая разговор на иностранном языке можно понять не только пол и возраст говорящего, но и их отношение друг к другу, характер разговора между ними, эмоциональное состояние - радость, ненависть, симпатия.

Именно эту связь с речью применяют сознательно, а иногда и бессознательно музыканты. Интонация человеческой речи переносит характер, чувства, психологические тонкости общения, которые потом выражаются в музыкальном произведении.

Музыка с помощью интонации способна передать и воспроизвести:

  • жесты;
  • движение тела;
  • гармонию речи;
  • эмоциональное состояние;
  • характер человека.

Интонационные музыкальные выражения имеют богатую многовековую историю. Простая интонация преобразовалась со временем в многочисленные музыкальные жанры и стили. Пример, арии скорби, плача, написанные в эпоху барокко. Легко определяются напряженные или тревожные баллады, лирические пьесы, торжественный гимн. Каждый композитор обладает неповторимым музыкально – интонационным почерком и стилем.

Ударение в интонации

Ударение в интонации играет важную роль, так как от ее постановки зависит весь смысл высказывания. Ударение подразумевает выделение слова с помощью основных фонетических элементов. Ударение слова является не единственным видом в русском языке. Помимо словесного ударения, различают и другие виды:

  • Синтагматическое. Синтагматическое или тактовое ударение выделяет в предложении главные смысловые слова в речевом такте синтагмы. Синтагма выделяет из всего речевого потока отдельный слог, части текста или слов. Получаются смысловые группы, имеющие синтаксическое значение.
  • Логическое. Логическое ударение помогает выделить важные слова из высказывания, в конкретной ситуации используя основные средства интонации. В логическом ударении выделяются любые слова из предложения.

Пример, «Кто здесь был? – Здесь был Я»

Оно возникает при использовании интонации, главную роль при этом выполняет мелодика вместе с повышением словесного ударения.

  • Эмфатическое. Феномен эмфатического ударения ввел в обиход и открыл российский лингвист Л. В. Щерба. Оно используется для выражения эмоциональной окраски слова и выражения, выделяя состояние говорящего при общении. От логического эмфатическое ударение отличается своей эмоциональной окраской слова. В русском языке такое ударение удлиняет ударную гласную: замеча-ательнейший человек, пре-кра-аснейший день.

Работа с интонацией

Быстрый поток речи, однообразный текст, произнесенный слишком громко или тихо слушать неинтересно, незнакомых людей он даже отталкивает. Такой скучный диалог можно наблюдать только между близкими людьми. Для того чтобы вас услышали и поняли необязательно говорить громко, достаточно научиться говорить выразительно, соблюдая правила интонации.

Говорить выразительно приходится людям, работающим с большим количеством слушателей, поэтому речь обязана быть правильной и интересной. Общение в бытовых условиях между родственниками или друзьями должно быть правильно построено с использованием уместной интонации. Развитие интонации несет весомое значение для человеческой речи. Высказывания, содержащие неправильный тон, приводят к конфликтным ситуациям и разногласиям.

Разработаны упражнения и методики для интонационной постановки:

  • Чтение вслух.

Прочитайте вслух стихотворение, с выражением, запишите голос на диктофон и прослушайте что получилось. Очень важно услышать голос со стороны, так легче найти речевые и интонационные ошибки, а также узнать какова ее мелодичность. Упражнения на чтение рассчитано на развитие тембра речи и мелодики, стихотворение читается громко, меняется интонация и темп речи. Читая стихотворение, обратите внимание на главные фразы и слова, которые там используются. Выделите их из текста необходимой интонацией.

  • Упражнения на расслабление.

Читаем текст с ручкой во рту, двигая челюстями. Текст выбираем любой, при выполнении упражнения он еще и запомнится. Гимнастика направлена на развитие речевого произношения и дикции.

  • Во время разговора или чтения книги делать акцент на позитивные радостные интонации.

Употреблять в речи преимущественно радостные и позитивные выражения, так как они даются сложнее других. Разговаривать необходимо как можно проще, естественнее, получая удовольствие от голоса и интонации.

  • Делая упражнения или разговаривая с собеседником, используйте жесты.

Они помогают украсить речь, добавят эмоциональную окраску. Но жесты используют в меру, зная значение. Лишние жесты придадут интонации неуверенный или неуместный вид.

Выработав правила в общении, стоит практиковать упражнения по интонации в жизни, не стесняясь показывать мастерство. Поставленная речь с правильной интонацией заинтересует собеседника, главное, следить за произношением при общении с коллегами и родственниками, каждый день совершенствуя речь.

Интонация -это различные соотношения количественных изменений тона, тембра, интенсивности, длительности звука, служащие для выражения смысловых и эмоциональных различий высказывания (по РГ-80)

Таким образом, составными элементами интонации являются:

· мелодика речи,

· ритм речи,

· интенсивность речи,

· тембр речи,

· темп речи,

· ударение.

Мелодика -это тональный контур речи, т.е. модуляция высоты основного тона при произнесении частей предложения, целого предложения и сверхфразовых единств. Тональный контур служит для выражения разных смысловых, синтаксических и эмоционально-экспрессивных значений.

Существует 4 контура мелодики:

· нисходящая мелодика (понижение основного тона)

· восходящая мелодика(повышение основного тона)

· восходяще-нисходящая (сначала повышение, затем понижение)

· довная мелодика или однотон (сохранение одинаковой высоты основного тона на протяжении определенного отрезка речи)

Ритм речи -чередование ударных и безударных долгих и кратких слогов. К примеру, в поэтических и прозаических текстах ритм различается.

Интенсивность речи – т.е. сила или слабость произнесения, связанные с усилением или ослаблением выдыхания. (Например, речь в комнате и на улице). Количественные изменения интенсивности разных звуков, и в первую очередь, гласных, являются свойством интонации и в сочетании с тоном звуков влияют на их громкость при восприятии. Увеличение интенсивности у звуков с одинаковой высотой тона усиливает их громкость. С другой стороны, при равной интенсивности, звук с большей высотой тона воспринимается как более громкий.

Темп речи –скорость речи, относительное ускорение или замедление отдельных ее отрезков (звуков, слогов, слов, предложений и более объемных фрагментов). Темп зависит от стиля произношения, смысла речи, эмоционального содержания высказывания. Быстрый темп – эмоциональная речь. Средний темп –ситуация сообщения информации(речь лектора, деловое общение). Медленный темп –дробное синтагматическое членение, пределом которого является совпадение синтагмы и слова. Соответственно увеличивается количество синтагматических ударений, и отдельные слова приобретают особую смысловую весомость. В медленном темпе произносятся торжественные и важные сообщения.

Тембр – в интонации тембром называется дополнительную окраску звучания, сообщающую речи различные эмоционально –экспрессивные оттенки. Тембр звуков может меняться в зависимости от эмоционального состояния говорящего(со страхом в голосе, с гневом и т.п.) Тембровые средства интонации – это разные качества голоса определяемые, главным образом, состоянием голосовых связок. Выделяют:



· расслабленный,

· напряженный,

· скрипучий,

· придыхательный.

Ударение –для интонирования (как составляющей интонации) речи принципиально значимо словесное ударение (выделение одного из слогов в слове в процессе произношения) и смысловое ударение(синтагматическое(тактовое), фразовое и логическое). Нередко действие ударения носит не только смысловой, но и эмоциональный характер. Наряду с перечисленными видами интонационно значимыми оказывается и эмфатическое ударение (Щерба).

Эмфатическое ударение подчеркивает, усиливает эмоциональную сторону слова или выражает эмоциональное состояние говорящего. Средством выражения эмфазы в русском языке является главным образом, удлинение ударного гласного при выражении положительных эмоций (восторг, восхищение). Отрицательные эмоции(гнев, досада) могут выражаться удлинением начального согласного, а также подчеркиваемым сокращением ударного гласного.

К основным фонетическим средствам в интонации относят и прекращение фонации , т.е. отсутствие звучания (пауза). Пауза – это своеобразное, чаще всего не звуковое интонационное средство. Паузами отграничивают друг от друга синтагмы (/) и фразы (//). Межфразовые паузы более длительны.


Для усиления образно-выразительной функции речи используются особые синтаксические построения - так называемые стилистические (или риторические) фигуры.
Стилистическая фигура - оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания (анафора, антитеза, инверсия, эпифора, эллипсис, риторический вопрос и др.).

4. Эллипсис - стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения

Мы сёла - в пепел, грады - в прах, в мечи - серпы и плуги. (В. Жуковский)

5. Парцелляция - деление предложения на отдельные сегменты (слова)

И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь. (П. Антокольский)

6. Градация - стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся (реже - уменьшающееся) значение

Приехав домой, Лаевский и Александра Фёдоровна вошли в свои тёмные, душные, скучные комнаты. (А. Чехов)
Не сломлюсь, не дрогну, не устану, ни крупицы не прощу врагам. (О. Берггольц)

7. Инверсия - расположение членов предложения в особом порядке (нарушающем так называемый прямой порядок) с целью усилить выразительность речи

С ужасом думала я, к чему всё это приведёт! И с отчаяньем признавала власть его над моей душою. (А. Пушкин)

8. Умолчание - оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю / слушателю самому догадаться о невысказанном

Нет, я хотел... быть может, вы... я думал, что уж барину время умереть. (А. Пушкин)

9. Риторическое обращение - стилистическая фигура, состоящая в подчёркнутом обращении к кому- или к чему-либо

Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душой. (А. Пушкин)

10. Риторический вопрос -
стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а с целью привлечь внимание читателя / слушателя к тому или иному явлению

Знаете ли вы украинскую
ночь? (Н. Гоголь)
Иль нам с Европой спорить
ново?
Иль русский от побед отвык? (А. Пушкин)

11. Многосоюзие - намеренное использование повторяющихся союзов с целью усиления выразительности речи

Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр. (Н. Гоголь)

12. Бессоюзие - стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов с целью придания динамичности, выразительности описываемому

Швед, русский - колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон. (А. Пушкин)

№ 256*.
В данных примерах определите синтаксические средства выразительности речи.
1) Брожу ли я вдоль улиц шумных, // Вхожу ли в многолюдный храм, // Сижу ль меж юношей безумных, // Я предаюсь моим мечтам. (А. Пушкин) 2) Милый друг, и в этом тихом доме // Лихорадка бьёт меня. // Не найти мне места в тихом доме // Возле мирного огня! (А. Блок) 3) Но ты проходишь - и не взглянешь, встречаешься - и не узнаешь. (А. Блок) 4) Вы - в каюты! Вы - в кладовые! (В. Маяковский) 5) Флёров - всё умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже. (М. Горький) 6) Пришёл, увидел, победил. (Юлий Цезарь) 7) Вышел месяц ночью тёмной, одиноко глядит из чёрного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние. (Б. Неверов) 8) Но слушай: если я должна тебе. кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена. (А. Пушкин) 9) Тише, ораторы! Ваше слово, товарищ маузер! (В. Маяковский) 10) На кого не действует новизна? (А. Чехов) 11) Перед глазами ходил океан, и колыхался, и
гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. (В. Короленко) 12) Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари, дворцы, сады, монастыри. (А. Пушкин)
Итоговая работа № 8
  1. 1. Это предложение является периодом:
а) Потом пошли они в глуши, где не встречалось ни души, где только щёлканье стрекоз звенело в зарослях мимоз и чудился меж диких скал зверей неведомых оскал. (Н. Гумилёв) б) Если правда, что есть ты, боже, боже мой, если звёзд ковёр тобою выткан, если этой боли, ежедневно множимой, тобой ниспослана, господи, пытка, - судейскую цепь надень, жди моего визита. (В. Маяковский) в) Нагромоздив создания свои, как глыбы построений исполина, он внёс гнездо, которое орлино, и показал все тайники земли; гигант, чей дух - плавучая картина, ты - наш чрез то, что здесь мы все - твои. (К. Бальмонт)
  1. Расставьте знаки препинания при прямой речи и определите, какому примеру соответствует каждая схема.
1) «П», - а, а: «П» - а. 2) А: «П»; а: «П!» 3) А: «П!» - а: «П!» а) Хозяин, поднявши полный стакан, был важен и недвижим Я пью за землю родных полян, в которой мы все лежим а друг, поглядевши в моё лицо и вспомнив бог весть о чём, воскликнул А я за песни её, в которых мы все живём! (А. Ахматова) б) Призрак Счастья, Белая невеста думал я, дрожащий и смущённый а она промолвила Ни с места и смотрела тихо и влюблённо. (Н. Гумилёв) в) Если крикнет рать святая Кинь ты Русь, живи в раю! я скажу Не надо рая, дайте родину мою! (С. Есенин)
  1. Замените прямую речь косвенной.
Говорила ты: «Что бедность! Лишь была б душа сильна, лишь была бы жаждой счастья воля жить сохранена». (Ф. Сологуб)
  1. Замените косвенную речь прямой.
Разослала однажды Юрата всех слуг известить всех богинь знаменитых, что пожаловать к пиру их просит она и совет учинить о значительном деле - о великой неправде одной. (К. Бальмонт)
  1. Исправьте пунктуационную ошибку, допущенную при оформлении прямой речи.
«Сыны, вставайте. Коней седлайте!» - стучит, кричит старик седой. - «Идём, но что, отец, с тобой?» - «Сын старший, средний, помоги; сын младший, милый, помоги: угнали дочерей враги». - «Враги похитили сестёр? Скорей за ними. О, позор!» - «Сыны, летим! Врагов догоним! В крови врагов позор схороним!» (К. Бальмонт)
  1. Представьте текст в виде диалога - у вас получится стихотворение Н. Гумилёва «Сон (утренняя болтовня)» (кавычки и тире не поставлены намеренно):
Вы сегодня так красивы, что вы видели во сне? Берег, ивы при луне. А ещё? К ночному склону не приходят не любя. Дездемону и себя. Вы глядите так несмело: Кто там был за купой ив? Был Отелло, он красив. Был ли он вас двух достоин? Был ли он как лунный свет? Да, он воин и поэт. О какой же пел он нынче неоткрытой красоте? О пустыне и мечте. И вы слушали влюблённо, нежной грусти не тая? Дездемона, но не я.
II. Работа с текстом.
Напишите сочинение по прочитанному тексту по заданной композиционной схеме (проблема, комментарий, авторская позиция, аргументированное мнение относительно актуальности проблемы и согласие/несогласие с позицией автора).
На эту кафедру. я поднялся не по трём-четырём примощённым ступенькам, но по сотням и даже тысячам их - неуступным, обрывистым, обмёрзлым, из тьмы и холода, где было мне суждено уцелеть, а другие - может быть с большим даром, сильнее меня - погибли. Из них лишь некоторых встречал я сам на Архипелаге ГУЛАГ. Те, кто канул в ту пропасть уже с литературным именем, хотя бы известны, - но сколько неузнанных, ни разу публично не названных! И почти-почти никому не удалось вернуться. Целая национальная литература осталась там, погребённая не только без гроба, но даже без нижнего белья, голая, с биркой на пальце ноги.
И мне сегодня, сопровождённому тенями павших и со склонённой головой пропуская вперёд себя на это место других, достойных ранее, мне сегодня - как угадать и выразить, что хотели сказать они?

В томительных лагерных перебродах, в колонне заключённых, во мгле вечерних морозов с просвечивающими цепочками фонарей - не раз подступало нам в горло, что хотелось бы выкрикнуть на целый мир, если б мир мог услышать кого-нибудь из нас. Тогда казалось это очень ясно: что скажет наш удачливый посланец - и как сразу отзывно откликнется мир.
И поразительно для нас оказался «весь мир» совсем не таким, как мы ожидали, как мы надеялись: «не тем» живущий, «не туда» идущий, на болотную топь восклицающий: «Что за очаровательная лужайка!» - на бетонные шейные колодки: «Какое утончённое ожерелье!» - а где катятся у одних неотирные слёзы, там другие приплясывают беспечному мьюзикалу.
Как же это случилось? Отчего же зинула эта пропасть? Бесчувственны были мы? Бесчувствен ли мир? Или это - от разницы языков? Отчего не всякую речь люди способны расслышать друг от друга? Слова отзвучиваются и утекают как вода - без вкуса, без цвета, без запаха. Без следа.
По мере того, как я это понимал, менялся и менялся с годами состав, смысл и тон моей возможной речи. Моей сегодняшней речи.
(Из Нобелевской лекции лауреата Нобелевской премии А. И. Солженицына)

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 26. Языковые средства выразительности.

Задание № 26. .

Вот и довёз нас вами, ребята, наш замечательный экспресс до последней тестовой остановки.

Сегодня мы вспомним основные художественные выразительные средства языка. Я вам подскажу, как нужно выполнять задание № 25. Но беседа впереди долгая, материала много. Если вы готовы, то начнём.

Я шаг за шагом объясню порядок выполнения задания № 25.

Шаг 1 .

Внимательно прочитайте задание. Посмотрите, ЧТО вам нужно найти.

Если необходимо найти ТРОП в названных предложениях, то вспомните, что это такое и какие виды топов бывают.

ТЕОРИЯ.

Тропы – это слова, употреблённые в переносном смысле, помогающие ярко, образно, выразительно передать мысли и чувства, воссоздать необходимую картину.

Помните главное : это слова в переносном смысле, то есть в жизни мы это «увидеть» не сможем, нам кажется, что это так происходит, это наше вИдение мира.

Аллегория.

Иносказание, при помощи которого передаётся суть, признаки конкретного образа.

Примеры.

Фемида(женщина с весами) – правосудие.

Все животные в баснях, сказках- это изображение людей с подобными характерами.

Гипербола

Преувеличение чего -либо- свойств, признаков и прочего.

Пример.

В сто сорок солнц закат пылал.(В. Маяковский)

Ирония

От греческого «притворство». Это троп, при котором скрывают истинный смысл, это лёгкая насмешка.

Пример.

Откуда, умная, бредёшь ты голова (обращение к Ослу в басне И.Крылова).

Литота

Преуменьшение чего- либо, в противоположность гиперболе.

Пример.

Талии не тоньше бутылочной шейки (Н.В. Гоголь)

Метафора

Это перенос значения слова по внешнему признаку. Метафора - скрытое сравнение. В ней есть то, с чем сравнивают, но нет предмета сравнения.

Метафора бывает развёрнутая, когда создаётся целая картина сравниваемого предмета или явления.

Пример.

Дворянское гнездо .

Метонимия

Это перенос свойств предметов по их внутреннему сходству (в этом отличие от метафоры, при которой сходство- внешнее).

Существую разные случаи переноса по внутреннему признаку, связи между предметами:

1.между предметом и материалом

2.между содержимом и содержащим.

3.между действием и орудием действия.

5.Между местом и людьми, там находящимися.

Примеры.

1.Не то на серебре- на золоте едал (А.Грибоедов).

2. Скушай ложечку. Выпей чашечку.

3.Перо его дышит местью.

4. Читаю Толстого, слушаю Чайковского.

5. На субботник вышла вся школа.

Олицетворение.

Наделение неживых е предметов наделяют свойствами живых - способностью мыслить, чувствовать, переживать.

Пример.

Дождь идёт.

Весна пришла.

Природа радуется.

Синекдоха

Это перенос значения по количественному признаку: когда вместо единственного числа употреблено множественное и наоборот, часть вместо целого.

Когда о человеке в целом говорят через его деталь (одежды, внешности, особенности характера).

Примеры:

Пуще всего береги копейку

(Н.В. Гоголь).

И вы, мундиры голубые. (М.Ю. Лермонтов о жандармах).

Сравнение.

Не путайте сравнение с метафорой. В сравнении есть и то, что сравнивают , и то, с чем сравнивают . Часто используются союзы: как, словно, будто.

Пример.

Молвит слово - соловей поёт.

Эпитет

Образное определении. По- другому, это определение, обозначающее качество, предмета, которое в жизни нельзя увидеть.

Помните! Эпитетами не всегда являются прилагательные, могут быть и другие части речи.

Примеры.

Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком (С.Есенин)..

Кругом трава так весело цвела.

…когда весенний первый гром, как бы резвяся и играя , грохочет в небе голубом

(Тютчев).

Шаг 2.

Если необходимо найти лексические средства , то среди слов предложенного списка нужно искать следующие термины.

Типы слов по смыслу

Синонимы - это слова одной части речи, которые отличаются оттенками значений и стилистическим применением в речи (великолепный, превосходный, изумительный, роскошный, отличный, замечательный, классный, супер).

Контекстные синонимы - это слова, которые являются синонимами только в данном контексте.

Например: по характеру это была добрая, мягкая женщина.

Синонимы данных слов вне текста:

Добрый - сердечный, душевный, жалостливый, человечный и др.

Мягкий - пухлый, пластичный, эластический, пушистый.

Антонимы - это противоположные по смыслу слова (забраковать – одобрить, оригинал – подделка, чёрствый - отзывчивый).

Контекстные антонимы - это слова, которые являются антонимами только в данном контексте. Противопоставление подобных слов является чисто индивидуальным авторским решением.

Например: один день – вся жизнь, волки - овцы, поэт – стихотворец.

Омонимы - это слова, которые пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения (коса девичья и коса как сельскохозяйственное орудие).

Паронимы – это слова, сходные по написанию и звучанию, но имеющие различное значение (великий- величественный, эффектный- эффективный).

Типы слов по сфере употребления

Общеупотребительные слова - это слова, значение которых известно всему народу, всем носителям данного языка (небо, школа, синий, ходить, красиво и т.д.)

Диалектизмы - данные слова употребляются жителями определённой местности («саднова»- то есть постоянно, употребляется в глубинках Поволжья).

Профессионализмы (или специальная лексика)– эти слова употребляются людьми определённой профессии (шприц, скальпель – врачами; корень, морфология, синтаксис- учителями русского языка).

Термины названия определённых понятий, которые используются в той или иной области знаний (например: функция, демократия)

Жаргонизмы - это слова и выражения, которые используются в в социальных группах при неформальном общении (например: глючить, хакнуть – компьютерный жаргон, то есть сленг; ксива, малява- воровской жаргон; училка, трояк, домашка- школьный;

Типы слов по происхождению

Устаревшая лексика (архаизмы )- это устаревшие слова, вышедшие из постоянной речи, так как с течением времени были заменены другими словами (очи- глаза, ланиты- щёки).

Историзмы - это устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением явлений, которые они обозначали. Данные слова могут употребляться для описания исторической эпохи (кольчуга, ботфорты).

Неологизмы - новые слова, недавно возникшие в языке и не утратившие своей новизны. С течением времени данные слова переходят в группу общеупотребительных. Так совсем недавно неологизмами были слова: компьютер, планшет, мобильный телефон, смартфон, однако сегодня они уже переходят в разряд общеупотребительных.

Исконно русские слова – слова, возникшие в древности у восточных славян, старославянизмы (сладкий, враг, ведать)

Заимствованные слова (иноязычные)- по происхождению эти слова заимствованы из других языков. Часто это происходит в период экономического, культурного общения, взаимосвязей стран и народов. (Например, гипербола- слово греческого происхождения, модернизация- французского).

Варваризмы – это иноязычные слова, вошедшие в русскую речь, но всегда воспринимаемые как чужеродные. Их часто используют для описания иностранного быта, этикета и т.д. (Например: месье, бой-френд, бизнес-вумен).

Типы слов по сферам употребления

Стилистически нейтральная лексика - это слова, не прикреплённые к определённому стилю речи (сравните: душистый - благовонный, доказательства- аргументы)

Книжная лексика - употребляется в книжных стилях: научной литературе, официально- деловом, публицистическом стиле(например: декларативный, исчислять, конъюктура)

Разговорная лексика - слова, использующиеся в устной речи, часто в бытовом общении

(хвастунишка, читалка, задира.)

Просторечные слова – это слова разговорной лексики, но имеющие свои особенности:

Нарушающие языковые нормы (траНвай вместо траМвай, квАртал вместо квартАл)

Нарушающие моральные нормы, грубые слова (башка, притащиться)

Вульгарна, бранная лексика, оскорбляющая человека.

Эмоционально окрашенные слова (экспрессивная лексика, оценочная лексика) – это слова, при помощи которых выражается отношение к окружающим, явлениям, действиям, позитивное и негативное (например: дружище, силища, врата, страж).

Фразеологизмы - устойчивые словосочетания, которые по значению равны одному слову.

С точки зрения стилистической окраски фразеологизмы бывают:

Разговорные: бежать сломя голову - быстро, работать спустя рукава – лениться

Книжные: яблоко раздора, звёздный час

Просторечные: вкручивать мозги, дурья башка.

Шаг 3.

Если нужно определить, какой приём (фигура речи) использует автор, то ищите следующие приёмы.

Фигура - часть предложения, которая играет определённую функцию в нём (здесь обретает свои права синтаксис). Фигура представляет собой выразительные синтаксические конструкции, которые передают экспрессию текста.

Примечание: некоторые фигуры речи могут быть одновременно и синтаксическими средствами (риторический вопрос, риторическое восклицание и др.).

Фигуры речи

приёмы).

Определения.

Примеры.

Анафора

Повторение слов или сочетаний слов в начале предложений или стихотворных строк.

Пример.

Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза.

Эпифора

Противоположна анафоре: повторение слов или словосочетаний в конце строк или предложений.

Пример.

Правда твоя – это наша правда, Родина!

Слава твоя – это наша слава. Родина!

Антитеза

Противопоставление явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов.

Живые и мёртвые.

Кто был никем, тот станет всем.

Градация

Это такой приём, который позволяет предать события, чувства, действия в процессе их развития - по возрастающей или убывающей значимости.

Пример.

Пришёл, увидел, победил!

Не жалею, не зову, не плачу.

Инверсия

Обратный порядок слов. В русском языке прямой порядок: определение, подлежащее, сказуемое, дополнение.Обстоятельство имеет разное положение в предложении.

Пример.

Жили-были дед да баба.

Пришёл я однажды в школу.

Швейцара мимо он стрелой

Взлетел по мраморным ступеням.

Оксюморон

Сочетание не сочетаемых по смыслу слов.

Примеры.

Мёртвые души.

Горькая радость. Звонкая тишина.

Синтаксический параллелизм

Сходное построение предложений в синтаксическом плане.

Пример.

Молодым везде у нас дорога,

Старика везде у нас почёт.

Перифраз.

От греческого- описание. Это употребление описания предмета, явления, человека, вместо его названия.

Примеры.

(Толстой).

Пишущий эти строки (я).

Туманный Альбион (Англия.)

Царь зверей (лев).

Умолчание

Пример.

Я сама не из таких,

Кто чужим подвластен чарам.

Я сама… Но, впрочем, даром

Тайн не выдаю своих.

Парцелляция.

Приём, при котором предложение делится на несколько. Сначала идёт предложение с основным смыслом, а за ним - неполные предложения, дополняющие его. Этот приём используется для усиления выразительности, значимости слов.

Пример .

Он увидел меня и застыл. Удивился. Замолчал.

Бессоюзие или асиндетон

Приём, при котором союзы опускаются. Это придаёт речи динамичность, помогает воссоздать быструю смену действий героев, картин.

Пример.

Швед, русский, колет, рубит, режет.

Многосоюзие или полисиндетон

Намеренное увеличение союзов в предложении. Это позволяет замедлить речь выделить какие-то слова, усилить выразительность созданного образа.

Пример.

Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал.

Риторические восклицания.

Использование восклицательных предложений, чтобы не только выразить свои чувства, но и предать их читателям, вызвать в ответ такие же.

Пример.

Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство!

Риторические вопросы.

Это вопросы, не требующие ответа. На них автор либо сам отвечает, либо хочет, чтобы над вопросом подумали читатели. Они создают иллюзию беседы. Обращены такие вопросы во всем людям. Часто используются в художественной или публицистической литературе.

Пример.

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался?

Шаг 4.

Наконец, если необходим найти синтаксические средства , то помните, они связаны со знаками препинания, их выделяют запятыми, тире, ставится знак вопроса или восклицания и т.д.

Средства

Определения

Примеры

Однородные члены способны ярко воссоздать и картину событий, и внешние и внутренние свойства предмета описания, и всю гамму чувств.

Пример.

Природа помогает бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей.

Ряды однородных членов

Вводные слова.

Вводные слова многообразны по значению. Умелое использование этих значений поможет и выразить оттенки чувств, и систематизировать мысли, и выделить главное, важное

Пример.

Вероятно, там, в родных местах, как в детстве удивительно пахнет цветами, самые большие ромашки из которых можно сплести замечательные букеты.

Вопросно-ответная форма изложения.

Это приём, при котором размышления автора представлены в виде вопросов-ответов.

Пример.

Для чего нужно приучать детей с детства читать правильные книги,- спросите вы? А я отвечу: чтобы стать человеком, настоящим, достойным права так называться.

Риторические обращения

Риторические обращения часто используются в публицистической речи с целью привлечения внимания к проблеме, для призыва к действию.

Пример.

Горожане, сделаем наш город зелёным и уютным!

Обособленные члены.

Обособленные члены позволяют более ярко, конкретно, подробно, эмоционально описать что-то, рассказать о чём-т. Они способствуют уточнению, усилению общего впечатления от содержания текста.

Пример.

В родных местах всё так же шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своим и вещими шёпотами тем поэтом, каким я стал.

Восклицательные предложения.

Примеры.

Милосердие - удивительное свойств души человека!

Надо воспитывать милосердие в детства!

Цитирование

Использование цитаты из произведения или высказывание известного человека для подтверждения своих мыслей.

Пример.

Горький писал: « Человек - это звучит гордо!».

Пользуйтесь подсказками.

В задании часто можно найти скрытые подсказки.

  • Подсказкой является уже то, что вас просят найти троп, лексическое или синтаксическое средство .
  • Часто в скобках даны примеры (например, эпитетов), вам надо вспомнить, как называется такое средство.
  • Могут помочь и формы слов , например, «использована»- слово женского рода, потому ясно, что здесь термины мужского и среднего рода не подойдут.

Рассмотрим пример.

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Рассуждая на тему творчества и «нахождения себя», автор использует такой прием, как (А)_____ (предложения 8-9; 17-18). Что может помешать творческой личности? Использованные в 13-м предложении (Б)_____ дают, по мнению автора, ответ на этот вопрос. Говоря о том, какие профессии можно считать творческими, а какие - нет, В. Белов в 20-м предложении использует (В)_____. Это даёт возможность подготовить читателя к пониманию следующего, 21-го предложения. Кроме этого, в тексте широко использована (Г)_____, например, «потребность», «личность», «ориентация», «принципы» и др.»

Список терминов:

1) сравнительный оборот

2) литота

3) антонимы

4) ирония

5) просторечная лексика

6) ряды однородных членов

7) вопросно-ответная форма изложения

8) общественно-политическая лексика

9) риторический вопрос

10) восклицательные предложения

ПОЯСНЕНИЕ.

А) Приём-7 (вопрос-ответ).

(8) Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом из нас? (9) Грубо говоря, потому, что мы либо занялись не своим делом (не нашли себя, своего лица, своего таланта), либо не научились жить и трудиться (не развили таланта).

Б) Ответ-6, ряды однородных членов.

(17) Почему, собственно, считается творческой только жизнь артиста или художника ? (18) Ведь артистом и художником можно быть в любом деле.

(13) Стройному восхождению , творческому раскрепощению личности может помешать любой душевный, семейный, общественный или мировой разлад, любая неурядица , которые, кстати сказать, бывают разные.

В) Антонимы-3.

(20)Ореол исключительности той или иной профессии, деление труда по таким принципам, как «почётно-непочётно», «интересно-неинтересно», как раз и поощряет мысль о недоступности творчества для всех и для каждого. (21) Но это вполне устраивает сторонников нивелирования личности, которые выделяют безликую толпу бездарных людей и противопоставляют ей людей талантливых.

Г) Общественно-политическая лексика - 8 (потребность», «личность», «ориентация», «принципы»).

Ответ: 7638.

Алгоритм выполнения задания № 26.

Языковые средства выразительности .

  • Выучите значение терминов , тренируйтесь в их нахождении в тесте. Это первое условие хорошего выполнения задания.
  • Чётко представляйте группы терминов : тропы, лексические, синтаксические средства, приёмы (фигуры).
  • Внимательно читайте задание . В нём часто уже бывает подсказка.
  • Если надо найти ТРОПЫ , выделите их для себя из списка. Помните, что это слова в переносном смысле .
  • Попытайтесь найти тот, который есть в данных предложениях.
  • Круг терминов из списка сократился. Ищем следующее средство выразительности, например, синтаксическое . Из списка находим то, что как-то связано со знаками препинания.
  • Далее круг терминов стал ещё уже. Ищем, например, лексические средства (это синонимы, антонимы фразеологизмы, различная лексика).
  • Но бывает и так, что не указано, какие с редства нужно искать (лексические, синтаксические). Тогда смотрите на подсказку в скобках.

В пример выше читаем: «в тексте широко использован а (Г)_____, например, «потребность», «личность», «ориентация», «принципы» и др.».

Как видим, нет чёткого указания, что надо искать, но даны слова в скобках, кроме того, слово «использована» стоит в ж. роде. Поэтому здесь подходит «политическая лексика». < Назад

  • Вперёд >
  • Культура устной речи оратора – это не только правильность речи с точки зрения соответствия фонетическим, лексическим, грамматическим нормам, но и выразительность, эмоциональность, уместность (ситуативная целесообразность). Сделать речь образной, эмоциональной говорящему помогают специальные художественные приемы, изобразительные и выразительные средства языка: тропы, фигуры, фразеологизмы, афоризмы. Пословицы и поговорки.

    Троп (tropos – поворот, оборот речи) – понятие поэтики и стилистики, обозначающее такие обороты, которые основаны на употреблении слова (или сочетания слов) в переносном значении и используются для усиления изобразительности и выразительности речи. К наиболее употребительным тропам традиционно относят метафору, метонимию, синекдоху, эпитет, сравнение, иронию, олицетворение, гиперболу и литоту, перифразу :

    - метафора – перенесение признака с одного предмета на другой на основе скрытого сравнения (сходства): стальные нервы, поле деятельности, теплые отношения, золотые руки ;

    - метонимия – разновидность метафоры, перенос названия по смежности: три тарелки съел, пронзен железом, читать Вергилия ;

    - синекдоха – перенос названия от общего к частному или от частного к общему: Мы все глядим в наполеоны. Пуще всего береги копейку ;

    - эпитет – образное определение предмета или действия: неутомимая жажда знаний, огромный интерес к науке, феноменальная память ;

    - сравнение – троп, заключающийся в подборе предмета сравнения, что позволяет дать более яркую характеристику: Березы стоят, как большие свечки. Чистое небо, подобно чистой воде, влечет к себе ;

    - ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному с целью насмешки: Отколе, умная, бредешь ты, голова? (обращение к ослу) ;

    - олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия: Заговорила роща золотая. Задумчивые леса. Звезда со звездою говорит ;

    - гипербола – чрезмерное преувеличение свойств, размеров, силы, значения какого-либо явления: В сто тысяч солнц закат пылал. Тысячу раз тебе говорил ;

    - литота – чрезмерное преуменьшение свойств, размеров, силы, значения какого-либо явления: Мальчик с пальчик ;

    - перифраза – выражение, описательная, распространенная передача выражения или слова: царь зверей (лев), солнце русской поэзии (А.С. Пушкин);

    Фигура речи (лат. figura – очертания, внешний вид, образ) – языковые средства, специально организованные для придания речи образности и выразительности.

    Анафора – фигура речи, заключ ающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка).

    Грозой снесенные мосты, / Гроба с размытого кладбища. (А.С. Пушкин).

    Черноглазую девицу, / Черногривого коня! (М.Ю.Лермонтов).

    Не напрасно дули ветры / Не напрасно шла гроза. (С.Есенин).

    Брожу ли я вдоль улиц шумных, / Вхожу ль во многолюдный храм, /Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам .

    А.С. Пушкин

    Анадиплозис – фигура речи, построенная таким образом, что слово или группа слов, заключающая сегмент текста (предложение, стихотворную строку) повторяется в начале следующего сегмента:

    Придет оно большое, как глоток, /Глоток воды во время зноя летнего... Р. Рождественский

    Лугом пойдешь, как садом, / Садом – в цветенье диком, / Ты не удержишься взглядом, Чтоб не припасть к гвоздикам .

    С. Есенин

    Анастрофа (простой хиазм) – фигура речи, образованная «перекрещиванием», переменой позиций повторяющихся компонентов двух смежных отрезков текста: мышка боится Мишки – Мишка боится мышки .

    Антиметабола – фигура речи, основанная на противопоставлении слов, передающем серьезное содержание речи: сытый голодному не товарищ (пословица); где права сила – там бессильно право (пословица).

    Антитеза – фигура речи, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов:

    Где стол был яств, там гроб стоит (Державин).

    Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (поговорка).

    Апосиопеза – фигура речи, основывающаяся на остановке речи, призванной изобразить внезапный наплыв чувств: Затем я снисходительно начал перелистывать книгу, рассеянно закидывая на нее скучающий взгляд, словно удочку в реку. И так и замер, друзья мои… Друзья мои, ну и улов!.. Я вытягивал таких карпов! Неведомых рыб, золотых, серебряных, радужных... и они жили, плясали… А я-то считал их мертвыми! (Р.Ролан).

    Асиндетон – то же, что бессоюзие: Могущество заговорного слова безгранично: оно может управлять стихиями, вызывать громы, бурю, дожди, град и задерживать их, творить урожаи и бесплодие, умножать богатство, плодить стада и истреблять их чумною заразою, даровать человеку счастье, здоровье, успех в промыслах и подвергать его бедствиям, прогонять от хворого болезни и насылать их на здорового, зажигать в сердце девицы и юноши любовь или охлаждать пыл взаимной страсти, (…), короче сказать: слово это может творить чудеса, подчиняя воле заклинателя благотворные и зловредные влияния всей обожествленной природы… А.Н. Афанасьев. Из книги «Древо жизни».

    Геминация – фигура прибавления, изображающая множественность, многообразие предметов и явлений, длительность и т.п. путем многократного повторения: Вдоль леса бежал, бежал, бежал… Притомился и упал .

    Градация – стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловой или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления: Пришел, увидел, победил (Цезарь). Реки , озера , моря , океаны слез ! (Дост.)

    Зевгма – фигура речи, передающая концентрацию мысли на ключевых моментах или однонаправленную концентрацию усилий: ты – мне, я – тебе .

    Инверсия (обратный порядок слов) – изменение обычного расположения слов в предложении, в результате чего переставленный элемент выделяется и в смысловом, и в стилистическом плане: Он человек умный . Она вечером придет .

    Каламбур – фигура речи, состоящая в юмористическом использовании многозначности или звукового сходства различных слов: Шел дождь и два студента. Защитник вольности и прав в сем случае совсем не прав (А.С.Пушкин).

    Коррекция – стилистическая фигура, основывающаяся на резком противопоставлении понятий, мыслей, образов (более сильным, чем антитеза): Его осудили все! Люди, бог! А он ходит среди нас! Здравствует !

    Оксюморон – фигура речи, основанная на соединении в одном словосочетании или в непосредственной близости логически несовместимых, противоречащих друг другу понятий: живой труп, любимый враг .

    Параллелизм – риторическая фигура, представляющая собой расположение тождественных или сходных по грамматической и семантической структуре элементов речи в смежных частях текста (Твой ум глубок, что море, твой дух высок, что горы. Увижу ль я твой светлый взор? Услышу ль нежный разговор?) .

    Парентеза – риторическая фигура, передающая резкий перелом эмоционального настроя, знаменуемого вставочной конструкцией: На самофинансирование, как мы сто раз предупреждали, да кто нас слушает (гласность, какая-никакая, есть, но со слышимостью пока швах), самофинансирование немыслимо вести изолированно, вне полного пакета экономических реформ (из ж. Новый мир).

    Парцелляция – такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой: У Елены беда тут стряслась. Большая (Панферов).

    Период – развернутое синтаксическое целое, в котором составляющие элементы находятся в гармоническом соответствии между собой (изображающая уверенный эмоциональный настрой убеждающего, равномерный, нарастающий в своей убежденности, но в нем ярче, чем в анафоре, передается связь между доводом и коммуникативной установкой): Достигнув цели, возникнув из ничтожности рабской до высоты самодержца, усилиями неутомимыми, хитростию неусыпною, коварством, происками, злодейством, наслаждался ли Годунов в полной мере своим величием, коего алкала душа его, величием, купленным столь дорогою ценою ? (Карамзин).

    Полисиндетон – то же, что многосоюзие, многопредложие: Заговорное слово может и вызывать громы, и задерживать их, и творить урожаи и бесплодие, и умножать богатство, и плодить стада и истреблять их

    Риторический вопрос – троп, основанный на контрасте между вопросительной и утвердительной модальностью, с одной стороны, и отрицательной – с другой: Разве потому мы должны любить добро, что нас за него хвалят или награждают?

    Риторическое восклицание – троп, основанный на преобладании эмоционального содержания над информационным: Что за удивительная смесь различных чувств!

    Эллипсис – фигура речи, состоящая в преднамеренном пропуске элемента высказывания, что придает последнему динамичность, напряженность, повышенную энергию. Эллипсис широко используется в художественной прозе и поэзии, в публицистике, в сценической и ораторской речи. Наиболее распространен эллипсис синтаксических конструкций, чаще всего опускается глагольное сказуемое: Решили зайцы кролика запечь, а кролик из духовки – прыг на печь. Потом на лавку и в окошко с лавки (Козловский).

    Эпанод – фигура, основывающаяся на повторе, нумерации, отдельно или вместе: Тройка, семерка, туз не выходили из его (Германа) головы и шевелились на его губах… Тройка, семерка, туз преследовали его во сне, принимая всевозможные виды: тройка цвела перед ним в образе пышного грандифлера, семерка представлялась готическими вопросами, туз – огромным пауком .

    Эпифора – состоит из повторения конечных частей двух или более относительно самостоятельных отрезков речи: Не станет нас! А миру хоть бы что. Исчезнет след! А миру хоть бы что (Хайам).

    Выразительными средствами речи являются также фразеологизмы, афоризмы, крылатые слова, пословицы, поговорки: ахиллесова пята, бабушка надвое сказала, белая ворона, вывести на чистую воду, держать нос по ветру, милые бранятся – только тешатся .

    Вопросы для контроля

      Какие средства речевой выразительности способствуют успешности общения?

      Какие средства речевой выразительности вы знаете?

      Назовите известные вам виды тропов. Приведите примеры.

      Назовите известные вам виды фигур речи. Приведите примеры.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное