Домой Комнатные цветы Стивен Майзел (Steven Meisel) фотосессии знаменитостей. «Крестный отец» супермоделей

Стивен Майзел (Steven Meisel) фотосессии знаменитостей. «Крестный отец» супермоделей


Стивен Майзел из тех, кто с самого детства был знаком с миром шоу-бизнеса. Он родился в 1954 году в Нью-Йорке. Его мать была наполовину англичанкой, наполовину ирландкой, когда-то она хотела стать певицей. В жилах его отца текла русская и еврейская кровь. Вместе с родителями Стивен жил в сердце Нью-Йорка – на Манхеттене. Позже в городе Порт Вашингтон. Его отец работал в London Records. Именно благодаря отцу Стивен в детстве смог увидеть таких знаменитостей, как Френк Синатра, The Beatles.



Стивена с детства интересовал мир красоты и моды. Пока другие мальчики играли в вполне мальчишеские игры, Стивен рисовал. Источниками вдохновения для него служили иллюстрации из таких журналов, как Vogue и Harper"s Bazaar. Его восхищала красота Глории Гуинес и Барбары Мортимер Палей, которые были не только красавицами, но ещё и настоящими представительницами высшего общества, идеалами женской красоты он также считал и свою мать и сестру.



Увлечение и интерес к миру моды было столь велико, что в итоге Стивен решается на серьёзные действия, так в 12 лет он уговаривает нескольких своих подружек позвонить в модельное агентство и, представившись секретарями фотографа Ричарда Аведона, договориться о съёмке с такими моделями, как и Верушка.



После окончания школы Стивен Майзел учится в Высшей школе искусств и дизайна, а также в школе дизайна Parsons (позже Стивен Майзел вернётся в школу Parsons в качестве преподавателя). Но его специализацией становится не фотография, а модная иллюстрация.


Закончив обучение, Стивен Майзел работает иллюстратором моды в Women"s Wear Daily. Но его по-прежнему манит искусство фотографии, а ещё он понимает, что при всей её красоте фэшн-иллюстрация отходит на второй план, на первом месте сегодня именно фотография. Стивен восхищается такими фотографами, как Ирвинг Пенн, Ричард Аведон и Берт Стерн. И вскоре он идёт в Elite Model Management, там ему разрешают фотографировать некоторых из работающих у них . Первые свои фотосессии Стивен Майзел проводит в собственной квартире и на улице. Его фотографии в портфолио моделей были замечены представителями журнала Seventeen и они предлагают Стивену Майзелу сотрудничать с ними в качестве фотографа.



Сегодня Стивен Майзел сотрудничает со множеством известных в мире моды глянцевых журналов, фотографирует как известных моделей, так и знаменитостей шоу-бизнеса. К примеру, он весьма успешно сотрудничал с Мадонной, создавая обложки для некоторых её альбомов – тот же альбом Мадонны 1984 года "Like A Virgin". Студия фотографа Стивена Майзела сегодня располагается в Нью-Йорке на 64-ой улице Вустер, но он также часто арендует студию Pier59 в Нью-Йорке и Smashbox Studios в Лос-Анджелесе.







Иногда Стивен Майзел в своих работах сочетает моду и политику, хотя, традиционно, мода считается сферой весьма далёкой от политики. Так в 2006 году работы Стивена Майзела для итальянского Vogue вызвали скандал. Ведь в своих фотографиях он обыгрывал тему ограничения свободы в Америке после событий 11 сентября 2001 года – модели предстали в образах полицейских и террористок.



О личной жизни Стивена Майзела мало что известно, впрочем, свою нетрадиционную ориентацию он никогда не скрывал. Являясь достаточно знаменитым фотографом, сам Стивен Майзел не любит фотографироваться для прессы и давать интервью. Интервью со Стивен Майзелом – редкость и большая удача для журналистов…


Крестный отец. Стивен Майзел

Если же прошлое восркресенье было посвящено Эллен фон Унверт , то сегодня этот день принадлежит Богу-Модной-Фотографии Стивену Майзелу .
Майский Vogue , на данный момент последний кому удалось взять интервью. Стивен весьма застенчив и мало когда делится сокровенным.

Джонатану ван Метеру удалось взять у фотографа телефонное интервью, а также, побеседовать с девушками, которых он когда-то "создал". Линда, Наоми, Кристи и даже Мадонна .

"Стивен Майзель ведет достаточно затворнический образ жизни: очень редко посещает модные показы и вечеринки, и почти никогда не дает интервью. Он не устраивает ретроспективные выставки своих работ и не выпускает иллюстрированные альбомы. Одним словом, не делает ничего, что заставило бы его общаться с публикой. Друзья, все как один утверждают, что он очень застенчив и особенно сдержан в присутствии незнакомцев. "Мне кажется ему просто необходимо так себя вести, это защитная реакция" - говорит Амбер Валлетта . "Он очень чувствителен" "

"Линда Евангелиста , одна из ближайших подруг фотографа, видит ситуацию с затворничеством несколько иначе: "Он просто очень трепетно относится к личному. Стивен не медийная шлюшка. Спорю, вы затащили его на это интервью с боем и криком. Но это не имеет ничего общего загадочностью. Слава не принесет ему никакого удовлетворения." "

"И даже Мадонна соглашается с тем, что в Майзеле есть какая-то загадка. После долгих лет знакомства она говорит, что до сих пор не знает его на все сто: "Я знаю, что очень его люблю" - говорит Мэдж. "Тебя просто засасывает его аура. Он знает что делает." Это Мадонна поняла после одной из первых совместных работ, коей оказалась фотосессия "Like a Virgin"."

""До знакомства с Майзелем я просто появлялась на месте съемок в своей одежде, становилась перед камерами, и фото было сделано. Со Стивеном все происходило иначе. Целая команда людей буквально "обрушивалась" на меня. Они раздевали меня. Кто-то хватал меня за волосы, кто-то делал что-то с лицом, ещё один помогал примерять разные комбинации нарядов, и было такое ощущение, что все они говорят на одном языке - на языке Стивена Майзеля. У Стивена была своя визия. В своих работах он ссылался на вполне конкретные вещи. Я очень уважаю то, как тщательно и серьезно он подходил к работе, но в то же время, в его работах присутствует и немалая доля иронии. Он заставил меня почувствовать себя частью чего-то очень важного. К каждой фотосессии он относился как к съемкам маленького фильма и всегда настаивал на том, что в процессе каждой съемки мы должны создать какой-нибудь новый образ. Он был первым кто познакомил меня с идеей reinvention"a "."

"Большую часть зимы я провел в попытках выйти на связь с женщинами, которых "создал" Майзель. Наоми позвонила мне прямо из машины, когда какой-то знакомый по имени Юрий катал её по Москве (во время нашего разговора она крикнула на него всего лишь раз). Больной и простывший я брал интервью у Линды (она предложила прислать мне куриный бульон). Кристи практически не звонила мне, так как была занята получением степени магистра общественного здоровья в колумбийском университете. Каролин Мерфи я нашел в Калифорнии, а Лию Кебеде в Нью-Йорке. Коко Роша в Австралии, а Амбер Валлетту в Санта-Монике. Стелла Теннант перезвонила мне из Шотландии, а Кристен МакМенами из гардеробной своего дома в Лондоне, где она пряталась от своих детей, чтобы те её не услышали."

"Думаю, все модели на чем-то зациклены" - говорит Кристен МакМенами . "У меня большая зацикленность на своей внешности. В детстве я всегда была изгоем. Во время первой совместной работы со Стивеном я почувствовала себя уютно, почувствовала, что я - привлекательна. Он всегда делает так, чтобы ты ощущал себя частью команды. Делает так, чтобы ты чувствовал себя не менее значимым чем он сам" "

"Практически все модели утверждают, что Майзелю они обязаны своей блестящей карьерой. "Он словно мой сказочный крестный отец!" - говорит Стелла Теннант . "Всё именно так и произошло! Тебе надо поехать на балл! Ты должен попасть на обложку американского Vogue! Потому что это очень важный шаг в твоей карьере. Есть немало влиятельных fashion-фотографов, но я не думаю, что кто-то из них способен "закинуть" модель так высоко и так далеко, как это способен сделать Майзель." "

"Стивен Майзель родился в 1954 году на Манхэттэне. Когда ему было 3 его семья (родители Сара и Леонард, сестра Робин) переехали в Port Washington где и прошло детство будущего фотографа. (Когда я спрашиваю у него, живы ли до сих пор его родители, он отвечает "Живы! И по прежнему вместе! "). Его отцу Леонарду 95 лет, и в его жилах течет русская и еврейская кровь, а 85-летняя мать Сара (на половину ирландка, на половину британка) по прежнему раз в неделю приезжает в город для того, чтобы пообедать с сыном. С блестящим миром шоу-бизнеса Майзель познакомился рано. Его бабушкой по матери была Nat Simon, композитор и автор песни под названием "Poinciana", которая в свое время была весьма популярна в Нью-Йорке. Мать фотографа была певицей. Однажды она даже ездила на пробы в Голливуд, в надежде подписать контракт с какой-нибудь крупной киностудией, но отцу Майзеля эта затея не понравилась, и на этом карьера Сары закончилась. Она стала домохозяйкой. Леонард был сотрудником London Records. "Артисты приезжали из Европы и мой отец возил их по разным концертным площадкам и радио станциям" - говорит Майзель. Том Джоунс как-то останавливался у них на четыре дня. Иногда Леонард брал сына с собой в Jilly"s, где тот мог увидеть Фрэнка Синатру, или в Copacabana, где юный Стивен однажды сидел так близко к сцене, на которой выступали the Supremes, что казалось бы, мог до них дотронуться. Когда в 1965 году the Beatles выступали на Shea Stadium Стивен до концерта пробрался бэкстэйдж для того, чтобы познакомиться с легендарной четверкой. "Сейчас я понимаю, что всё это было просто блестяще" - говорит фотограф."

"Кузиной Майзеля была Даян Ротшильд, легендарный директор по рекламе. Когда Майзелю было двенадцать, она привела его на съемки рекламы продукции текстильной компании. Он четко помнит что тогда, больше наблюдал за моделями, а не за работой фотографа Мелвина Сокольски, потому что они были знакомы ему по модным журналам, которые он постоянно читал. "Уже тогда я был одержим" - говорит Стивен. Его мать и сестра тоже были красотками. Сара была яркой блондинкой, и на старых фотографиях она выглядит так, словно только что покинула одну из очередных съемок Майзеля. Его сестра Робин частенько разрешала ему экспериментировать со своей прической и макияжем, и фотографировать её. Каждую субботу он ходил с ними за покупками в Saks и Bergdorf и посещал бутики вроде Paraphernalia и Abracadabra. "Я должен был ходить с ними по магазинам. Мир о котором я читал на страницах модных журналов становился реальностью" ."

"После школы Майзель поступил в Parsons на иллюстратора. В 1974 году его рисунки увидела креативный директор Women"s Wear Daily и наняла Стивена на работу. Работая в WWD Майзель снова вернулся в Parsons, но на этот раз уже для того, чтобы преподавать. Молодой Марк Джейкобс мечтал попасть в группу его студентов. "Иногда я видел Стивена гуляющим по Нью-Йорку в сопровождении постоянной компании друзей - Тери Тойе, Стивена Спроуза и Анны Суи, но на тот момент я не был с ним знаком" - говорит Джейкобс. "Я был большим поклонником его рисунков. В первый же день лекций выяснилось, что Стивен не будет преподавать. Журнал W отправил его куда-то что-то снимать. Именно тогда начиналась его карьера фотографа." "

"В начале 80х Майзель почувствовал, что интерес к модной иллюстрации начинает постепенно угасать. "Я нуждался в чем-то бОльшем" - говорит он. Стивен начал с того, что фотографировал своих подруг, а однажды, на улице встретил девушку, и попросил её немного для него попозировать. Девушку звали Валери Кейтс, она была сестрой Фиби Кейтс, модели, интересы которой тогда представляло модельное агентство Elite. "Я снимал Валери и Фиби по выходным" - говорит Майзель. Сотрудникам Elite так понравились работы Стивена, что вскоре, они предложили ему сделать несколько тестовых снимков девушек, которые только что заключили контракт с агентством. Elite снабдил его всем необходимым для съемки, и Майзель начал оттачивать свое мастерство, а вместе с тем и учиться делать так, чтобы 14-летние девочки в образе взрослой женщины перед камерой чувствовали себя комфортно. В самом начале макияжем, прической и подбором одежды занимался сам Стивен. "Я и не знал, что бывает иначе" - говорит он."

"Редактор журнала Seventeen увидев его фотографии в портфолио одной из моделей связался с ним и предложил работу. Первая фотосессия Майзеля для журнала проходила в деревенском доме в Коннектикуте. "У меня тогда получились такие милые картинки" - говорит он. Вскоре Стивен уже снимал для W, Mademoiselle, Self, и конечно же - Vogue."

2 for 1 Special, фотограф Steven Meisel, 2008

"Я по прежнему работал на WWD и преподавал" - рассказывает фотограф. "Редактором Vogue на тот момент являлась Mary Russell, которой очень нравились мои работы. Во время посещения мной её офиса она познакомила меня с креативным директором Алексом Либерманом, и тот предложил мне поснимать в Европе новые коллекции" Майзель сделал небольшой перерыв в своей работе на WWD и отправился в Париж и Милан в компании модели Марисы Индри, которую сам же и выбрал. "У меня не было ассистентов. Не было никакого макияжа и прически. Мы могли постучать в двери, например, Сэн Лорана и на лицах людей читался немой вопрос "Кто эти двое?". Но различные дома мод, которые мы посещали, всё-таки давали нам одежду. А иногда Мариса и я просто выходили на улицы. Я там причесывал её, она переодевалась." . Когда Стивен вернулся в Америку, Vogue предложил ему снять коллекции нью-йоркских дизайнеров. "Мы были в какой-то студии, где было много натурального света. Вдруг, появились мэйкап и прическа. Я сказал "Хммм, ну ладно". Это был мой первый опыт сотрудничества с Vogue". "

Girls on Film, фотограф Steven Meisel, 2006

"С удивительной ловкостью Майзель превращал рабочий процесс в нечто очень креативное и коллаборационное. Основной задачей всего этого было изобретение и создание нового образа. "Мы начали работать, честно, по 3/4 месяца. Я чувствовала себя домашней моделью. Мы работали в его мастерской на Бродвее. Я приходила каждый день и заходя в мэйк-ап комнату спрашивала "Что мы сегодня будем делать? Что мы изобретем сегодня?" - рассказывает Терлингтон "

"Свой первый фотосет с Линдой Евангелистой Майзель помнит в деталях. "Мне в руки попался какой-то европейский журнал, который в общем-то ничего особенного из себя не представлял, но на его страницах была маленькая фотография Линды. Помню, я тогда подумал "У этой девушки потрясающая линия". Он пригласил её и ещё нескольких девушек на съемки для журнала Vogue. "Я тогда работал с Франсуа Нарсом и Орибэ, и они были от неё в восторге: "О, эта девушка! Она сведет нас с ума" - говорили они. Это их очень вдохновляло. Франсуа всё рисовал и рисовал что-то на её лице, а Орибе продолжал делать её прическу всё выше и выше. Они закончили и она засияла. Как кристалл. Улыбка! Дёсна! Глаза просто сверкали! Тогда я решил, что буду снимать только Линду, и мы отправили всех остальных девушек по домам. Она нас очень вдохновила, мы просто влюбились." "

"Чувства были взаимны. "Это было началом нашей истории" - говорит Линда. "Я помню как они сказали, что им очень нравятся мои коленки. К телу модели никогда не относятся как к единому целому. Тебя разбирают на множество маленьких кусочков. Сначала я подумала, что они шутят. Меня ведь всю жизнь дразнили из-за моих коленок. Они ещё сказали что-то про мои десна. И я такая "Мои десна?". Никогда бы не подумала, что мои десна могут чем-то запомниться. " - смеется модель. "Вот так вот. Мои коленки и десна". "

"Съемки для майского выпуска американского Vogue выпали на вторник. Необычно, должно быть, для Майзеля было собрать всех этих женщин в одном месте. Стивен говорит, что в воздухе витал какой-то дух воссоедниения, а ещё были объятья, слезы и демонстрирование фотографий своих детей. "Всё это было очень мило и трогательно" - говорит он. "Потому что для многих девушек работа в мире моды изменила всю их жизнь. Правда, правда изменила! Я сижу и вспоминаю, как девушки приходили ко мне в стареньком пальто и с тремя долларами в кармане, а сейчас многие из них замужем за миллионерами... Мне кажется, эта работа чаще остальных меняет судьбы кардинально." " "Хотел бы я выглядеть снова на 20?" - спрашивает он. "Ох... Конечно. Думаю любой, кто скажет нет - просто сумасшедший. Это очень сложно. Это очень сложно и физически. У меня больше нет той выдержки, которой я обладал когда-то. Но с другой стороны, что ты можешь с этим поделать? Я люблю пластическую хирургию. Пока я не прибегал к её услугам, потому что это очень рискованное дело. Даже лучшие доктора не могут гарантировать отличный результат. Собираюсь ли я делать пластическую операцию? Сомневаюсь."
Кое-то из моих знакомых предположил, что Майзель не захотел для интервью встречаться лично ещё и потому, что очень озабочен своим весом. В какой-то момент я спрашиваю, остались ли у него ещё какие-нибудь пороки. "Еда?" - отвечает он, что косвенно и подтверждает мою теорию. "На этой неделе я даже пробовал гипноз" - говорит Стивен смеясь. "Но я всё равно вижу печенье" ."

Majestic Haute Couture, фотограф Steven Meisel, 2007

"Но больше всего Майзель скучает по тем временам, когда возрастная пропость между ним и моделями была не так велика. "О чем я буду говорить с юной девочкой из России которая практически не говорит по-английски?" - однажды пожаловался Стивен. В какой-то момент кажется, что настоящей причиной того, что Майзель не любит давать интервью является то, что ему очень сложно ворошить прошлое. "Я не живу прошлым. Определенно. Я живу настоящим. Я знаю, многие наверное думают, что я живу прошлым, но это не так. Я живу днем сегодняшним и завтрашним. Но когда я просматриваю старые фотографии, да, я плачу. Но это не слезы горя. Это слезы меланхолии, вперемешку со счастьем". "

Стивен Майзел (Steven Meisel) — профессиональный фотограф. Главным направлением его фотоискусства является съёмка звёзд мирового уровня, со знаменитостями. Не многим выпадает шанс стать настолько популярным, что бы его допускали работать с таким контингентом. Звёзды, а особенно звёзды такой величины, требуют особого подхода к подобным вещам. Так как предполагается, что полученные снимки облетят весь мир и даже будут узнаваемы, подходить к ним нужно очень внимательно и тщательно готовиться. Зачастую такие фотографы, как Стивен Майзел, изучают образ и личность звезды, с которой предстоит работать, почти досконально. Все сильные и слабые стороны, выгодные ракурсы, нужные позы, склад характера, её образ в глазах зрителей и многое другое. Только таким образом можно создать фотосессию качественно. Те, кто этому не следует и надеется на авось и случай, так и остаются на задворках фотоискусства и никогда не получат доступ к «телу» звезды.

Steven Meisel знает своё дело на сто процентов. К своей профессии он относится очень внимательно. Если она требует длительной подготовки и долгой работе со звездой, даже очень капризной и своевольной, то так тому и быть. Главный критерий для его работы — качественно выполненная работа и он это делает, что бы ему это не стоило. Именно такое отношение к работе отличает профессионала от непрофессионала и это должен знать каждый, кто хочет добиться подобных результатов. В числе моделей этого американского фотографа большое число знаменитостей с именами, которые знают все: Мадонна, Сандра Буллок, Кейт Аптон, Наоми Кэмпбелл, Карли Клосс, Кэндис Свейнпол, Дженнифер Лопес, Ева Мендес, Дженнифер Энистон, Вайнона Райдер и многие-многие другие. Далее вы можете посмотреть подборку работ фотосессий Стивена Майзела.

Если вы хотите посетить США и, может быть, увидеть своими глазами всех этих знаменитостей кино и музыки, то выбирайте отдых в Майами . На сайте Турист в Америке вы узнаете всё о достопримечательностях этого удивительного курорта.

Его называют отцом фешн-фотографии. Все, кто бы не столкнулся с творчеством еще юного Майзела, непременно давали ему работу, понимая, что этот парень может принести много пользы. Вначале это были рисованные иллюстрации, а затем и фотоработы.

Стивен Майзел родился на Манхеттене в 1954 году. Его мать была наполовину англичанкой, наполовину ирландкой, а отец имел еврейские и русские корни. Вполне типичная для Америки ситуация с сильным кровосмешением зачастую проявляется появлением на свет неординарных одаренных личностей, одной из которых стал Стивен Майзел. Когда ему исполнилось три года, его семья переехала в Порт Вашингтон, где и прошли детские годы Стивена. Его престарелые родители до сих пор живы. Отцу уже исполнилось 95 лет, а матери - 85. Она каждую неделю обедает с сыном. Когда-то мать Стивена Майзела была певицей, и даже однажды ездила в Голливуд на кинопробы, но говорят, что отец был не в восторге от этой идеи и всячески препятствовал карьере своей жены. Он предпочитал видеть ее домохозяйкой, и сегодня можно смело сказать, что его планы на счет жены Сары сбылись.

Стивен Майзел рано познакомился с блестящим миром шоу-бизнса. Его бабушка была достаточно знаменитой тем, что когда-то написала песню "Poinciana", ставшую очень популярной в Нью-Йорке. Отец Стивена - Леонард Майзел работал на London Records. Он часто возил, посещавших Нью-Йорк артистов и Европы, по всяким радиостанциям и концертным площадкам и, иногда, брал с собой сына. Так Стивен, будучи еще ребенком, увидел Френка Синатру, Том Джонса, Supremes в полном составе и многих других звезд. Однажды ему даже удалось познакомиться с самими the Beatles, причем, совершенно наглым образом, забравшись за кулисы еще до начала концерта. Сегодня трудно даже представить, что в средине шестидесятых для подростка означало хоть как-то соприкоснуться с этим культовым коллективом.

Сразу после школы Стивен Майзел идет изучать профессию иллюстратора в Parsons. Его рисунки каким-то образом попались на глаза креативному директору WWD (Womens Wear Daily), и та сразу увидела в них руку талантливого имиджмейкера. Спустя годы Стивен снова вернется в Parsons, но уже в качестве преподавателя.

Ближе к средине 80-х Стивен Майзел ощутил, что перерос модную иллюстрацию, да и у публики интерес к ней стал понемногу стихать. Единственное, что могло оказаться чем-то большим на то время - это фотография. У Стива все началось с того, что он однажды попросил незнакомую девушку немного попозировать перед фотокамерой на улице. Ей оказалась Валери Кейтс - сестра одной модели из агентства Elite, вместе с которой Майзел стал снимать их по выходным. Когда снимки попали в руки редакторов Elite, Стиву сразу же предложили работать на агентство. Это было начало его фотографической карьеры.

Агентство создало Майзелу все условия для качественной съемки он начал действовать, сессия за сессией оттачивая мастерство, и вникая в премудрости, тогда еще пленочной, фотографии. Стив Майзел сразу выделился своим нестандартным подходом к работе с моделями. Он постоянно выдумывал новые сценарии, после чего воплощал их в жизнь на съемочной площадке. В 1983 г выходит фильм "Portfolio" о Майзеле и о его фотосессиях, где главный герой предстает личностью весьма неординарной. Впрочем, таковым и являлся на самом деле Стивен Майзел, иначе бы его фотоработы не имели бы такого грандиозного успеха. Его снимки быстро покорили фоторедакторов самых модных журналов таких, как Vogue, Self, Mademoiselle, Seventeen и других. Предложения посыпались со всех сторон. Стивен был на гребне и упивался своей востребованностью и славой, о которой мечтали тысячи фотографов.

Дальше пошли съемки модных коллекций в Европе и Америке, во главе которых неизменно стояли нестандартные креативные подходы Майзела. Потом Линда Евангелиста, Мадонна и другие звезды мировой величины, а вместе с ними пришла и мировая известность.

Нью-йоркские апартаменты, в которых живет Стивен Майзел - просто огромны, и напоминают гламурное жилище, инкрустированное стразами и обитое бархатом. По словам самого Майзела, именно, в таком интерьере он чувствует наибольший комфорт, который стимулирует его работать по 25 дней на месяц. Но живет он там не один, а с бой-френдом, о котором предпочитает не распространяться. Фотоработы Майзела оригинальны и узнаваемы. Созданные им восковые образы нестареющих девиц послужили примером для подражания многим фотографам. Он изменил судьбу сотней моделей, создав для них образы, ставшие в последствие путевкой в жизнь. Стивен Майзел продолжает быть фигурой неоднозначной, а степень его родства с фешн-фотографией доподлинно не установлена, однако никто не осмелится оспаривать, что он оставит на ней собственный неизгладимый след.

В парижской галерее Phillips Gallery до 9 декабря проходит выставка работ легендарного фотографа Стивена Майзела. Для экспозиции фотографу было предложено самому выбрать наиболее важные работы из своего внушительного портфолио

В итоге Стивен Майзел выбрал 25 фотографий с участием Линды Евангелисты, Наоми Кэмпбелл, Верушки, Изабеллы Росселлини и других. А куратор Джимми Моффат - Art + Commerce, который, считается, "открыл" Майзела, рассказал об истории создания некоторых из них.

"Этот снимок был сделан в Нью-Йорке в 1992 году. Тогда на пике популярности был гранж. Съемка, сделанная для американского Vogue, не понравилась Анне Винтур: девушка с андрогинной внешностью и парень с длинными волосами - образы, далекие от традиций журнала. Следовало ожидать, что она не попадет в печать, но, к счастью, редакционный директор Condé Nast Александр Либерман отметил, что фото отражает эпоху, и Анна изменила свое мнение".

"Эта история была сделана для итальянского Vogue. В то время Майзел был вдохновлен работами художника Алекса Каца, известного созданием картин из фотографий. Майзел сделал все наоборот: взяв за основу одну из работ Каца, он расположил моделей в тех же позах, что персонажи художника на картине, но положил их на другой фон".

"Это было в Лос-Анджелесе в 2000 году, съемка для итальянского Vogue. Я мало помню о ней, кроме того, что на улице стояла сумасшедшая жара. Мне нравится, как на фото выглядят девушки, они будто растекаются и тают на дороге, потому что они в момент съемок действительно таяли от жары".

"Это была история для итальянского Vogue в 1988 году. Стивен - один из немногих фотографов, который может получить модель любого возраста. Он один из первых начал снимать взрослых моделей, так было с Верушкой, Лорой Хаттон и Изабеллой Росселлини, представленными вместе на этой фотографии. Не думаю, что он понимал тогда, что этот снимок станет культовым".

Новое на сайте

>

Самое популярное