Домой Плодовые деревья 2 принятие конституции развитого социализма. Коммунистическая партия российской федерации крымское республиканское отделение

2 принятие конституции развитого социализма. Коммунистическая партия российской федерации крымское республиканское отделение

С момента ввода в действие прежней Конституции 1936 г. прошло более 40 лет, и приближающийся шестидесятилетний юбилей советской власти побудил руководство СССР активизировать работу конституционной комиссии под председательством Л. И. Брежнева. Новая Конституция должна была закрепить произошедшие изменения в социальной, экономической и национальной сфере, в большей мере соответствовать нормам международного права и знаменовать собою достижения советской вла-сти за прошедшие десятилетия. 4 июня 1977 г. был опубликован проект Конституции, в обсуждении которого приняло участие в различных формах (в том числе и формально) 140 млн человек. Были внесены изменения в 118 статей из 173 и добавлена еще одна новая статья о наказах избирателей. 7 октября 1977 г. текст Конституции был утвержден на внеочередной сессии ВС СССР.

В Конституции провозглашалось построение в СССР развитого социализма, складывание новой исторической общности людей - советского народа и переход от диктатуры трудящихся к общенарод-ному государству рабочих, крестьян и интеллигенции, законом жизни которого является забота всех о благе каждого и забота каждого о благе всех. В статье 6 законодательно закреплялась роль КПСС, про-возглашенной "руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической сис-темы" Далее в этой статье говорилось, что, "вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма".

Конституция утвердила в дополнение к прежним правам положения о всеобщем среднем образовании, о праве на выбор профессии и на жилье. Помимо перечисления прав, в Конституции были определены гарантии их выполнения. Так же, как и в предыдущей Конституции, провозглашались основные, демократические свободы: слова, собраний, шествий и демонстраций, совести и т. д. В Основной закон были включены десять положений Хельсинкского акта о принципах межгосударственных отношений. Конституционно закреплялась уголовная ответственность за пропаганду войны.

Основным направлением развития политической системы советского общества в статье 9 Конституции провозглашалось "дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения". Статья 5 Конституции вводила институт референдума. Число общественных организаций в 70-е гг. значительно увеличилось, как и их роль в советском обществе. В Советах всех уровней в начале 80-х гг. работало 2 млн 270 тыс. народных депутатов. Существовало около 250 тыс. комитетов народного контроля. При всей заформализованности деятельности этих организаций это был пусть и ограниченный, но опыт местного самоуправления, уступка правящих кругов возросшей общественной активности в начале 70-х гг.

Вместе с тем провозглашение Конституции развитого социализма обозначило определенный самодостаточный застой в общественной жизни СССР. В этих условиях политические права часто являлись фикцией и не соблюдались. Политические изменения не коснулись верхов, где в этот период фиксировались многочисленные примеры коррупции. Нарицательной впоследствии стала деятельность министра внутренних дел Щелокова. За период с 1975 по 1982 г. он получил безвозмездно 80 тыс. рублей (в том числе 30 тыс. рублей на ремонт квартиры). Под видом служебных из фондов МВД производилась оплата содержания 9 квартир Щелокова, его родственников и друзей. К тому же он имел 3 личные дачи (одна из них стоимостью 200 тыс. рублей), несколько бесплатных "мерседесов-бенц", выделенных якобы для обеспечения безопасности во время Олимпиады-80, антикварные ценности на 248,8 тыс. рублей, украшавшие квартиру министра и его родственников, спецмагазин МВД исключительно для членов его семьи, а также возможность бесплатно получать живые цветы стоимостью до 15 тыс. рублей в год, якобы возлагаемые к Мавзолею Ленина и могиле Неизвестного солдата.

ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ СССР ПО КОНСТИТУЦИИ 1977 Г.

Глава 1. Политическая система

Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны.

Статья 2. Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов.

Статья 3. Организация и деятельность Советского государства строятся в соответствии с принципом демократического централизма: выборностью всех органов государственной власти снизу доверху, подотчетностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих. Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и творческой активностью на местах, с ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело.

Статья 4. Советское государство, все его органы действуют на основе социалистической законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан. Государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию СССР и советские законы.

Статья 5. Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум).

Статья 6. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу. Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма. Все партийные организации действуют в рамках Конституции

Статья 7. Профессиональные союзы, Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи, кооперативные и другие общественные организации в соответствии со своими уставными задачами участвуют в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов.

Статья 8. Трудовые коллективы участвуют в обсуждении и решении государственных и общественных дел, в планировании производства и социального развития, в подготовке и расстановке кадров, в обсуждении и решении вопросов управления предприятиями и учреждениями, улучшения условий труда и быта, использования средств, предназначенных для развития производства, а также на 320

социально-культурные мероприятия и материальное поощрение. Трудовые коллективы развивают социалистическое соревнование, способствуют распространению передовых методов работы, укреплению трудовой дисциплины, воспитывают своих членов в духе коммунистической нравственности, заботятся о повышении их политической сознательности, культуры и профессиональной квалификации.

Статья 9. Основным направлением развития политической системы советского общества является дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных

организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения.

КРИТИКА ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ

1. Конституция — основной закон государства. Она должна не только определять экономическую и политическую систему (государственный строй), но и дать правовые основы, четко сформулированные положения закона, исполнение которых может быть подвергнуто объективной проверке.

Между тем большинство статей Конституции записаны в виде деклараций, а не конкретных правовых норм.

В качестве примера можно привести ст. 5 о референдумах.

Какие «наиболее важные» вопросы государственной жизни, в каких случаях, в каком порядке должны ставиться на всенародное обсуждение (референдум)? Как проверить, соблюдается или нарушается ст. 5 Конституции?

Этот вопрос приобретает особое значение в силу того, что за все время существования советского государства, т. е. за 60 лет, не было проведено ни одного референдума. Всенародное одобрение государство получает на специально организуемых митингах, где произносятся парадные (заранее тщательно отработанные) речи и раздается торжественное «ура»!

Несмотря на то, что упоминание о референдуме содержалось и в прежней Конституции, вопрос о вторжении советских войск в Чехословакию в 1968 г. был решен не только без всенародного обсуждения или голосования, но и без извещения народа о подготовке и осуществлении этой акции.

Таких примеров декларативности, неконкретности статей Конституции можно привести десятки. Именно отсутствие характерных черт закона, правовых основ превращает этот важнейший для жизни народа документ в трескучую и хвастливую декларацию.

С этой точки зрения особых возражений заслуживает преамбула Конституции, которая никакого отношения к основному закону как к правовому документу не имеет.

2. Основным пороком Проекта является вопиющее и ничем не прикрытое противоречие между ст.ст. 1 и 2 и ст. 6.

Ст.ст. 1 и 2 декларируют СССР как общенародное государство, в котором народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР.

В то же время ст. 6 ядром политической системы объявляет КПСС. Более того, вторая часть ст. 6 прямо устанавливает, что все важнейшие государственные вопросы решают не Советы, а КПСС (практически — высшее руководство КПСС).

По существу нового здесь ничего нет. Новое и имеющее значение состоит лишь в том, что открыто закрепляется и усиливается существующее положение, при котором именно руководящий орган КПСС решает все политические, экономические и международные вопросы (т.е. все вопросы, подлежащие компетенции государства). Даже важнейшие международные соглашения подписываются не главой государства и не правительством страны, а партийным руководителем.

Обсуждая этот вопрос, мы не можем игнорировать то обстоятельство, что на протяжении десятилетий не было ни одного случая, чтобы Верховный Совет СССР не одобрил и не придал силу закона какому-либо решению Политбюро или Пленума ЦК КПСС.

Никакая степень свободы и демократии немыслима без борьбы идей. Монопольное положение единственной в стране партии, подчинение идеологии этой партии всех сторон государственной, политической, экономической и общественной жизни может быть признано полезным или вредным для общества, но не может быть, не должно именоваться демократией.

Мы уже устали удивляться тому, что главы государств подписывают международные договора и соглашения не с главой СССР, а с партийным руководителем. Теперь удивляться уже не надо. Конституция закрепляет законодательно то положение, что основой политического строя нашей страны являются не Советы депутатов трудящихся, а КПСС.

Не затрагивая большого и самостоятельного вопроса о степени эффективности социалистической экономики, позволю себе сделать по главе 2 следующие замечания:

1. Ст. 13 Проекта декларирует свободный труд советских людей как источник роста общественного благосостояния народа.

Такая декларация не вызывает возражений сама по себе, но должна обязательно сопровождаться категорическим указанием на недопустимость всех форм принудительного труда…

2. Ст. 16 Проекта декларирует участие коллективов трудящихся и общественных организаций в управлении предприятиями и объединениями. Однако не установлено форм и способов этого участия.

Не установлено процедуры разрешения могущих иметь место конфликтов в сфере управления производством, в решении вопросов организации труда и быта и т.д.

“РУКОВОДЯЩАЯ И НАПРАВЛЯЮЩАЯ РОЛЬ”

РГ: Любопытно: в сталинской конституции 1936 года "партия" упоминалась всего один раз, в ряду других общественных организаций, в самом конце текста. Выходит, не так уж последователен был Леонид Ильич, коль скоро нарушил такой важный сталинский завет?

Бурлацкий: Когда готовилась брежневская конституция, в которую Александр Бовин вкатил пассаж о руководящей роли партии, я сделал ему замечание: но этого даже в сталинской конституции нет. В сталинской, говорит, нет, зато есть прямое указание Леонида Ильича. Кстати, Брежнев и меня хотел к себе помощником взять, отбился с большим трудом. То был еще один способ "успокаивать" реформаторов - давать посты, втягивать их в свой "меловой круг".

Вот когда ко мне пришло настоящее разочарование в своей деятельности: что я делаю в ЦК? для чего я здесь? Я ученый и неплохой журналист, не вписываюсь в тот политический поворот, который произошел в стране, значит, надо уходить. С этим и пришел к Андропову: прошу меня отпустить в отставку, я не аппаратный человек. Он не стал возражать, потому что и сам висел на волоске. Я ушел от него в полном расстройстве, рассчитывал все-таки на другой разговор.

Вторая половина 70-х гг. стала временем принятия очередной Конституции СССР, так как считалось, что для исправления положения достаточно обновить некоторые теоретические установки. Она должна была сменить старую сталинскую 1936 г., а также в известной степени проваленную окончательно Программу КПСС, принятую в 61 г. На 22 съезде КПСС. В основном новом законе сохранялось положение о всемирно-историческом повороте человечества от капитализма к социализму.

Определяя социальную природу государства, новая Конституция утверждала: «В СССР построено развитое социалистическое общество. На этом этапе, когда социализм развивается на своей собственной основе, все полнее раскрываются созидательные силы нового строя, преимущества социалистического образа жизни Признаками «развитого социализма» она называла «общество зрелых социалистических общественных отношений, в котором на основе сближения всех классов и социальных слоев, юридического и фактического равенства всех наций и народностей, их братского сотрудничества сложилась нова историческая общность людей – советский народ». Целью Советского государства провозглашалось «построение бесклассового коммунистического общества, в котором получит развитие общественное коммунистическое самоуправление».

Конституция не изменила политическую организацию общества. Как и раньше, Верховный Совет СССР объявлялся высшим органом гос. власти Советского Союза. Теоретически Верховный Совет олицетворял представительную власть и был законодательным органом. Он избирался сроком на 4 года путем всеобщего, равного и прямого избирательного права. Депутатом мог быть избран гражданин СССР не моложе 23 лет. Депутаты дважды в год собирались на сессии Верховного Совета. Остальное время они должны были работать на своей прежней работе.

Верховный Совет СССР был наделен правом высшего контроля за деятельностью гос. аппарата. На Верховный Совет СССР Конституция возлагала избрание Президиума Верховного Совета СССР, образование Правительства СССР, избрание Верховного суда СССР, назначение ген. Прокурора СССР. Верховный совет СССР мог назначить следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу. Он состоял из 2-х двух равноправных палат – Совета Союза и Совета Национальностей.

Верховный Совет избирал Президиум, который работал между сессиями и обладал широкими полномочиями, фактически сопоставимыми с правами самого Верховного Совета.

Формально исполнительная власть была представлена системой министерств и ведомств, возглавляемых Советом Министров СССР. Это был высший исполнительно-распорядительный орган СССР. Число союзных министерств и госкомитетов постоянно увеличивалось и достигло более 80. Новые возникали в результате деления старых промышленных министерств.

Судебная власть оставалась в значительной зависимости от исполнительной. Министерство юстиции СССР, восстановленное в 70 г. Должно было руководить адвокатурой; в составе Минюста были управления общих судов, военных трибуналов. Высшим судебным органом был Верховный суд СССР. На него возлагался надзор за судебной деятельностью, он обладал правами суда первой инстанции и надзора дел в кассационном порядке. Высший надзор за соблюдением законов Конституция возлагала на Прокуратуру СССР.

Таким образом, Конституция констатировала построение развитого социалистического общества и создание общенародного государства, в области национальных отношений декларировалось слияние всех наций и народностей Советского Союза в новую историческую общность «советский народ». В качестве цели развития государства объявлялось построение коммунизма. Основой экономической системы государства декларировалась социалистическая собственность на средства производства, основой политической системы – Советы. В конституции за КПСС закреплялась руководящая и направляющая роль советского общества. Были закреплены новые формы непосредственной демократии – всенародное обсуждение и референдум, а также новые гражданские права, такие, как право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство. Конституция подчеркивала значение личности, декларировала уважение и охрану ее прав и свобод.

Брежневская конституция 1977 года была последним основным законом Советского Союза. Ее приняли из-за неактуального документа-предшественника, принятого еще при Сталине. На декларативном уровне это была самая демократическая советская конституция.

Основные черты

7 октября 1977 года на внеочередной сессии Верховного Совета СССР девятого созыва была принята Конституция развитого социализма. Она состояла из введения (преамбулы), 9 разделов, 21 главы и 174 статей. В самом начале документа составители поместили короткий обзор 60-летнего пути советского государства. Ярлык «развитого социализма» появился из-за того, что в конституции общество СССР было названо развитым социалистическим. Согласно марксистско-ленинской трактовке, это состояние было одной из ступенек на пути к коммунизму.

Важнейшим тезисом конституции была шестая статья первого раздела. В ней закреплялось ведущее положение КПСС. Партия называлась ядром всей политической системы. Закреплялось немалое значение деятельности комсомола, профсоюзов и других общественных организаций, созданных властями. Конституция развитого социализма гласила, что основой экономики огромной страны является социалистическая собственность, которая делится на два типа - государственную и колхозно-кооперативную.

Принятие нового основного закона Советского Союза подтолкнуло власти к подготовке таких же документов для всех союзных республик. Например, в РСФСР новая конституция была принята в апреле 1978 года. Она действовала 15 дет и даже пережила сам Союз.

Предпосылки появления

У принятия основного закона 1977 года было множество причин. Важнейшей из них можно назвать изменение всей политической системы. Конституция развитого социализма заменила так называемую сталинскую конституцию, принятую в 1936 году. За прошедшие 40 лет в стране многое изменилось. Политический режим стал заметно мягче по сравнению с эпохой террора.

Первая комиссия, обсудившая перспективы принятия нового главного документа страны, была собрана еще при Хрущеве в 1962 году. В первую очередь юристам пришлось отойти от прежней догмы о классовой борьбе. К тому времени в СССР ее уже не было. Диктатура пролетариата была установлена давно, а никакой буржуазии в Советском Союзе не было.

Отличие от прежней конституции

Новая концепция с перерывами разрабатывалась полтора десятилетия. Хрущев уже лишился власти. Проблему принятия основного документа страны у него переняло политбюро Брежнева. Прогресс советского общества за 40 лет составители конституции видели во многих его характеристиках. Во-первых, при Сталине считалось, что социалистическая экономика страны построена на ресурсах, оставшихся после ликвидации капитализма. Теперь же, в 1977 году, народное хозяйство СССР имело собственную основу, которая формировалась в течение последних десятилетий.

Когда принималась сталинская конституция, рабочий класс составлял около трети населения страны, а когда была издана Конституция развитого социализма, его численность приблизилась к двум третям. Если прежде опорой государства были пролетарии, то теперь оно стало общенациональным. В 70-е популярным был лозунг о нерушимом союзе рабочих, крестьянства и интеллигенции.

Всенародное обсуждение

В июне 1977 года, за четыре месяца до официального принятия основного закона, в СССР началось всенародное обсуждение проекта конституции. Согласно официальной статистике, в нем участвовало больше 140 миллионов человек (около 80 % взрослого населения страны). Рассмотрение проходило на собраниях в колхозах, воинских частях и на предприятиях.

Всего прошло около 1,5 сотен подобных мероприятий. Встречи инициировались в творческих организациях, профсоюзах, кооперативных объединениях, комсомоле и партийном кругу. Формально проект рассмотрели все существовавшие на тот момент советы. Таким образом, они исполняли свою функцию органов властей. Было получено 400 тысяч предложений о необходимых поправках в некоторых статьях.

Принятие документа

И вот 27 сентября состоялось заседание специальной конституционной комиссии. Был одобрен проект, включавший в себя некоторые поправки и дополнения. Уже после этого произошло принятие Конституции развитого социализма. Дата события стала важной вехой для Коммунистической партии. Было официально заявлено, что страна перешла на новый этап своего развития, и именно этому событию посвящен новый основной закон.

Последнее голосование состоялось 7 октября 1977 года, за месяц до 60-летней годовщины Октябрьской революции. Оно проходило в несколько этапов. Сначала депутаты проголосовали за преамбулу, после чего так же по-отдельности голосовали за каждый раздел. Последним был принят проект конституции в целом.

Социалистическая демократия

Какие главные перемены принесла Конституция развитого социализма? Дата ее принятия ознаменовалась фиксацией обновленной политической системы. В документе впервые для описания советского государства было использована фраза «социалистическая демократия». Если прежде считалось, что главным носителем власти является пролетарский класс, то теперь эта функция приписывалась всему советскому народу.

Органы власти получили новое название (Советы народных депутатов). Именно они стали главным инструментом народовластия в стране. Конституция СССР (развитого социализма) принята была как документ, подтверждающий их основную роль в государственном управлении жизнью общества. Все прочие органы были подотчетны и подконтрольны этим Советам. Специально для них в конституцию был включен четвертый раздел, аналога которому прежде не было. Были продлены полномочия Верховного и местных Советов (на 2 и 2,5 года соответственно). Составители основного закона подчеркивали ведущую роль этих органов в государственном, социально-культурном и хозяйственном строительстве.

Избирательное право

В новом документе были вновь закреплены уже прежде оглашенные принципы равного, всеобщего и прямого избирательного права. Голосование оставалось тайным. Но в то же время принятие Конституции развитого социализма (дата: 7 октября 1977 года) привнесло некоторые перемены в избирательную систему. Важным моментом было снижение возрастного ценза. Теперь на выборах в Советы могли голосовать граждане 18 лет (раньше был порог в 21 год), а в Верховный совет - жители СССР 21 года (прежде только 23 лет). Так в одночасье страна получила дополнительную волну молодых избирателей.

Подчеркивалось право общественных организаций участвовать в подготовке к выборам. Все расходы на их проведение государство брало исключительно на себя. Для большинства Советов вводилось ограничение сроков депутатов, которое составляло два избирательных цикла.

Национальный вопрос

Важно, что принятие Конституции развитого социализма отразило новый подход власти к национальному вопросу. Народы СССР с самого начала возникновения этого государства, с юридической точки зрения, были равны между собой. У каждой достаточно крупной нации была своя автономная республика. Конституция развитого социализма 1977 года смотрела на их отношения несколько иначе. Документ гласил о формировании единого советского народа. Это была новая историческая общность людей. Все они, кроме совсем пожилых людей, родились уже после революции, а значит, росли и жили в одинаковых условиях.

Говоря не о равенстве наций, а об их единстве, идеология предлагала всем советским людям сплотить свои усилия в создании и усовершенствовании народного хозяйства. Принятие Конституции развитого социализма - это шаг в сторону уравнивания республик между собой. Уже в 80-е гг. чрезмерная централизация власти в Москве стала часто критиковаться среди нерусского населения, что наглядно показало существование межэтнической проблемы в СССР. Когда в республиках вслед за Москвой стали принимать собственные конституции, эти документы полностью дублировали всесоюзную версию.

Государство и личность

«Государство и личность» - это второй раздел, который включала в себя Конституция развитого социализма. Год 1977-й ознаменовался новым декларируемым отношением власти к индивиду. В конституции не раз говорилось о высоком приоритете интересов личности в государстве и обществе.

Значительно расширился круг свобод, прав и обязанностей советских граждан. Многие из них были отмечены в прошлой конституции, однако появилось и много нового. Было провозглашено право человека на жилище, охрану здоровья, пользование культурными достижениями. В СССР устанавливалась свобода технического, творческого и научного творчества. Эти декларации часто шли вразрез с действительностью. По-прежнему существовали худсоветы, цензура и т. д. Все это не мешало тому факту, что Конституция СССР (развитого социализма) на декларативном уровне была самой что ни на есть демократической.

Экономическая система

Как и закон-предшественник, новый документ затрагивал основы экономики СССР. Конституция развитого социализма была принята во время расцвета плановой системы. Пятилетки, начатые еще Сталиным, продолжались и стали главным атрибутом советского производства. В конституции подчеркивалось, что руководство всесоюзной экономикой осуществляется согласно государственному планированию. Использовались такие стимулы и рычаги, как централизованное управление, инициатива хозяйственных предприятий, себестоимость, прибыль и т. д.

Давно прошло то время, когда первые большевики грезили о государстве, в котором не будет денег и других ненавистных признаков капитализма. Часть буржуазной системы все-таки присутствовала в советской экономике, и конституция подтверждала этот факт. Допускалась индивидуальная деятельность в области ремесленных и кустарных промыслов, обслуживания и сельского хозяйства.

Основной закон подчеркивал приоритетность общественно-полезного труда. Как известно, в Советском Союзе до последних лет его существования продолжали судить за тунеядство и отсутствие работы. Повседневной нормой было проведение общественных субботников и других коллективных трудовых мероприятий.

Другие положения

Одним из важнейших принципов политической советской системы был объявлен принцип законности. Он раскрывался в 57 статье, согласно которой государственные органы были обязаны уважать личность, а также охранять свободы и права граждан.

Впервые советская конституция оговаривала принципы ведения внешней политики. Отношения с другими государствами строились на множестве документов, принятых международным сообществом. В Основном Законе 1977 года было воспроизведено немало цитат их этих источников. Например, составители повторили часть заключительного акта совещания в Хельсинки, по результатам которого были установлены новые нормы сотрудничества на европейском континенте.

В 1977 году произошло принятие Конституции развитого социализма. В ней на уровне законодательства закреплено завершение построения в стране развитого социалистического общества. Это был последний основной закон СССР, по которому страна жила последние 13 лет. Это, по сути, самая демократическая Конституция Советского Союза. Причиной принятия данного документа послужила неактуальность предыдущего Сталинского основного закона.

Что собой представляла новая Конституция

Основной закон состоял из Преамбулы (введения), 9 разделов, состоящих из 21 главы, включающих в себя 174 статьи. Конституция принималась в годовщину Октябрьской революции, поэтому вместо введения был включён обзор всех достижений страны за 60 лет советской власти. Обиходное выражение «развитой социализм» появилось из-за того, что в документе советское общество было названо развитым социалистическим.

После принятия Конституции развитого социализма в СССР были рассмотрены и утверждены Основные законы во всех республиках Союза. По сути дела, они дублировали Конституцию страны Советов. После всенародного обсуждения Конституции Советских республик были приняты.

Предпосылки

Необходимость принятия новой Конституции СССР - Конституции развитого социализма - назревала давно. Ещё во времена Сталина было дано указание начать работу по подготовке нового проекта Конституции, но его смерть не позволила этого сделать. Во времена Хрущёва этот вопрос был поставлен вновь. Была создана специальная Конституционная комиссия, которую возглавил Н. С. Хрущёв. Подготовка проекта была начата. В августе 1964 года был представлен проект, который не был принят, так как требовал серьёзной доработки. В этом же году место председателя данной комиссии занял Л.И. Брежнев и в неё были включены 33 новых члена взамен выбывших.

Необходимость изменения Основного закона состояла, прежде всего, в том, что старая Конституция, принятая в 1936 году, не соответствовала тому обществу, тем общественным отношениям, которые сложились сорок лет спустя. Произошло слишком много изменений, в связи с этим политический режим трансформировался в сторону смягчения. Его никак нельзя было сравнить с тем, что был во времена Сталина.

Юристам, входившим в комиссию по подготовке Основного закона, необходимо было отойти от трёх основных догм, на которых базировалась прежняя Конституция - это классовая борьба, диктатура пролетариата и буржуазия как основной враг. Диктатура пролетариата, как переходная фаза, была установлена, классовая борьба на тот момент отсутствовала, так же как и буржуазия.

Основные различия

Основной предпосылкой принятия Конституции развитого социализма в СССР являлся экономический прогресс по сравнению с 1936 годом. Он, прежде всего, выражался в том, что в 1936 году вся экономика строилась на ресурсах, доставшихся стране от ликвидированного капитализма, в результате национализированных предприятий, банков. На момент разработки новой Конституции всё народное хозяйство имело базис, сформированный в течение последних десятилетий. Действовали собственные, построенные в прошедшие годы, предприятия, которые на тот момент имели передовые технологии и выпускали качественную и востребованную продукцию.

В 30-х годах численность рабочего класса как гегемона составляла меньшую часть, треть всего трудоспособного населения страны. В 70-е годы двадцатого века рабочий класс составлял уже две трети. Отсутствие классовой борьбы привело к тому, что основой государства, его опорой становится весь народ. Государство из пролетарского становится общенациональным. Самым популярным лозунгом того времени становится единство рабочего класса, колхозников и интеллигенции. Буржуазия, как класс, перестала существовать.

Народное обсуждение

Работа по разработке проекта продолжалась около 20 лет. Была предварительно определена дата принятия Конституции СССР - Конституции развитого социализма. Она была назначена на 07.10.1977 г. В июне, за четыре месяца до её принятия, началось всенародное обсуждение. По данным статистики, в нём приняли участие 180 миллионов человек, что составляет более 80% от взрослого населения. Собрания по обсуждению проекта основного закона прошли на всех предприятиях, колхозах, в армии и на флоте, учебных заведениях. Ни одно учреждение не осталось в стороне.

Так же обсуждения проходили и в общественных, партийных организациях, комсомоле и профсоюзах. Только после обсуждения была принята окончательная дата принятия Конституции развитого социализма. Было внесено более 400 тысяч предложений о внесении поправок.

Как принимался документ

Была назначена специальная Конституционная комиссия, которая принимала участие в разработке проекта; рассмотрены все поправки и дополнения, которые были включены в него. 27.09.1977 г. прошло заседание комиссии, на которой был рассмотрен проект со всеми изменениями и поправками, только после этого состоялось принятие новой Конституции СССР - Конституции развитого социализма.

Верховным советом СССР поэтапно проходило рассмотрение и принятие основного закона. Первоначально была рассмотрена преамбула, после неё депутаты рассмотрели и приняли каждый раздел. На это ушло несколько дней. На последнем заседании, 07.10.1977 года, принятие Конституции СССР (развитого социализма) было выполнено.

Политическое устройство

Основополагающей была статья 6 раздела 1, в которой было закреплено ведущее и доминирующее значение КПСС. Компартия была представлена в виде политического ядра всей системы. В законе было закреплено значение политических и общественных организаций, таких как комсомол, профсоюз и другие. Основой экономики была объявлена социалистическая собственность, которая в свою очередь делилась на два класса: государственную и колхозно-кооперативную.

Согласно основному закону, в Советском Союзе разрешалась деятельность одной партии - КПСС. Граждане страны могли участвовать только в общественных организациях.

Устройство государства

Государственное строение нашло отражение в третьем разделе. Как и прежде, было закреплено решение республик о самоопределении, о свободном выходе из Союза. Это сыграло значительную роль в развале СССР. Принятие Конституции развитого социализма (год 1977-й) определило государственное и национальное строение СССР.

Органы власти

Что нового было привнесено в жизнь советского общества? Если в предыдущем Основном законе рабочий класс считался стоящим выше других классов, что определяло его как носителя власти, то теперь на его месте находился весь народ. Вместо "движущей силы - пролетариата", пришло понятие "всенародный".

Главным органом Советского Союза выступал Съезд народных депутатов, что подчеркнуло значимость самих депутатов. Между съездами функционировал Верховный Совет, который имел две палаты: первая - Совет Союза и вторая - Совет Национальностей. Он действовал постоянно. Их главенствующим органом был Президиум Верховного совета. В соответствии с поправками, была учреждена должность Председателя Президиума и комитет по конституционному надзору. После принятия Конституции развитого социализма руководителем государства становился Председатель Президиума Верховного Совета.

Новое наименование - «Советы народных депутатов» - получили органы власти. В Конституции была подчёркнута их роль в жизни всего общества. Они стали выразителями воли жителей и символом народовластия в стране. Принятие Конституции развитого социализма 1977 года предопределило, что все органы страны становились подотчётными Советам народных депутатов, этим самым узаконена была власть народа (народовластие). Это было отражено в новом (четвёртом) разделе, в котором были продлены полномочные сроки депутатов. В местных Советах они составили 2,5 года, в Верховном Совете - 5 лет.

Новое в избирательной системе

Как и в предыдущих Конституциях, были подтверждены равные права участия в выборах тайным голосованием. В результате принятия Конституции развитого социализма (дата - год 1977-й) был снижен возраст избирателя. Для выборов в местные Советы была установлена нижняя планка в 18 лет, для Верховного Совета она составляла 21 год.

Право в подготовке к выборам было предоставлено общественным организациям. Все материальные расходы на их проведение брало на себя государство. Сроки избрания депутатов были ограничены двумя созывами.

Национальное устройство

С самого становления советского государства все народы, проживающие в стране, наделялись равными правами. В предыдущих Конституциях это было отражено. Закреплялось это тем, что каждая крупная нация имела свои республики. За ними были закреплены права на самоопределение. Ни одна национальность не подвергалась дискриминации. Принятие Конституции развитого социализма внесло в этот вопрос некоторые изменения.

В ней был сделан упор на формирование единого советского народа. Обосновывалось это тем, что большинство жителей, проживающих на территории страны, родилось после Октябрьской революции. Весь народ рассматривался как единая историческая общность людей, которые родились, росли в равных условиях. Другими словами говорилось не о равенстве наций, а об их единении. Возможно, это было несколько преждевременно.

Государство и личность

Принятие Конституции развитого социализма по-новому задекларировало отношение государства к гражданину. По своей сути, это самая демократическая Конституция, в которой говорится о преобладании интересов гражданина в государстве. Был расширен список прав и обязанностей. Государством гарантированы права на жилище, охрану здоровья, труд, получение бесплатного образования. Декларировалась свобода любого творчества.

Гарантийное образование

Хотя в настоящее время и говорят, что отношение государства к гражданину носило декларативный характер, но это не так. Статья 45 гласила о гарантированности гражданину всех видов образования бесплатно. Государство гарантировало выплату стипендий в высших и средних специальных учебных заведениях. Говорилось о развитии обучения без отрыва от производства (вечернего, заочного). Школьные учебники выдавались бесплатно. Все это предоставлялось в реальности.

Экономическая система

Принятие Конституции развитого социализма происходило в тот момент, когда плановая экономика была на подъёме. Плановая система производства, пятилетки из сталинских времён перешли в семидесятые годы двадцатого века. В новой Конституции было записано, что вся союзная экономика подлежала государственному планированию. Для достижения экономического успеха, как и прежде, должны использоваться централизация производственного управления, инициатива самих предприятий и хозяйств. Это было закреплено в ст. 16, гл. 2

Экономика советского государства - это единый комплекс народного хозяйства. В статье 10-й той же главы было зафиксировано, что социалистическая собственность является основанием всей экономической системы и имеет всего две формы: государственную и колхозно-кооперативную.

Несмотря на утверждение о том, что буржуазия как класс полностью ликвидирована, в новой конституции все же присутствует упоминание индивидуальной деятельности в виде всевозможных промыслов, сельскохозяйственного производства и оказания услуг в сфере обслуживания.

Кроме декларированного права на труд, Конституция указывала и на необходимость общественно-полезного труда. Давая человеку право на гарантированную работу, государство строго наказывало за уклонение от неё. В Советском Союзе судили за тунеядство.

Принцип законности

Статья 57 гарантировала каждому гражданину соблюдение принципа законности, основного принципа политики советской системы. Государственные органы обязаны были уважать человека как личность, охранять его права и свободы.

Конституция развитого социализма

Сохраняя премственность идей и принципов конституционного законодательства прошлых лет, Конституция СССР 1977 г. обогатила их новыми положениями, разработанными партией применительно к современной эпохе. В ней был учтен большой опыт обновления и совершенствования советского законодательства за последние два-три десятилетия, а также опыт конституционного творчества зарубежных социалистических стран, где в 70-х годах были приняты новые конституции.

Конституция СССР законодательно закрепила как общие принципы социалистического строя, так и основные черты развитого социалистического общества. В ней записано, что СССР «есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны». Главным принципом государственной власти в СССР является полновластие народа: политическую основу страны составляют Советы народных депутатов. Дальнейшее развитие получили ленинские идеи о Советах как органах народовластия. Новое их наименование — Советы народных депутатов — отражает общенародный характер Советского государства.

Всем своим содержанием Конституция СССР направлена на дальнейшее развитие и углубление социалистической демократии. Сохраняя ранее закрепленные социально-экономические и политические права (на труд, отдых, образование, социальное обеспечение и пр.), она углубила их содержание, расширила круг прав и свобод граждан с учетом условий и возможностей зрелого социализма и усилила гарантии их осуществления. В частности, в конституционном порядке дополнены права граждан на жилище и охрану здоровья, на пользование достояниями культуры, гарантирована свобода научного, технического и художественного творчества.

В Конституцию внесены положения о широком участии общественных организаций и трудовых коллективов в управлении делами общества и государства, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов. Существенно расширяет демократизм советского общества получившее дальнейшее развитие в Основном Законе право граждан объединяться в общественные организации, способствующее развитию политической активности трудящихся и удовлетворению их многообразных интересов.

Гарантируя права и свободы личности, Конституция на более высокий уровень подняла вопрос об обязанностях граждан: честно трудиться, беречь и укреплять социалистическую собственность, защищать социалистическое Отечество, строго соблюдать Конституцию СССР и советские законы, уважать правила социалистического общежития, с достоинством нести высокое звание гражданина СССР.

Законодательно закреплена в Конституции руководящая и направляющая роль Коммунистической партии, являющейся ядром политической системы развитого социалистического общества.

Экономическую основу СССР составляет социалистическая собственность на средства производства, существующая в двух формах: государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной. Социальной основой государства, по определению Конституции, является нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции. Главная цель социальной политики государства заключается в том, чтобы способствовать усилению социальной однородности общества — «стиранию классовых различий, существенных различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом, всестороннему развитию и сближению всех наций и народностей СССР».

Дальнейшее развитие получил в Конституции СССР ленинский принцип социалистического интернационализма. На современном этапе развитого социализма поднялось на новую ступень социальное и интернациональное единство, монолитность советского народа как новой исторической социальной и интернациональной общности людей. Но советский народ не есть какая-то новая нация. В докладе «О проекте Конституции (Основного Закона) СССР и итогах его всенародного обсуждения» Л. И. Брежнев показал необоснованность и неправильность предложений о введении в Конституцию понятия единой советской нации, о ликвидации союзных и автономных республик или резком ограничении суверенитета союзных республик. «Социально-политическое единство советского народа вовсе не означает исчезновения национальных различий. Благодаря последовательному проведению ленинской национальной политики мы, построив социализм, одновременно — впервые в истории — успешно решили национальный вопрос. Нерушима дружба советских народов, в процессе коммунистического строительства неуклонно происходит их сближение, взаимное обогащение их духовной жизни. Но мы встали бы на опасный путь, если бы начали искусственно форсировать этот объективный процесс сближения наций. От этого настойчиво предостерегал В. И. Ленин, и от его заветов мы не отступим».

В новой Конституции сохранены полностью оправдавшие себя принципы федеративного устройства СССР. Зафиксированные в ней принципы национально-государственного устройства обеспечивают подлинно демократическое сочетание общих интересов многонационального Союза ССР и интересов каждой союзной республики. Углубляя гарантии суверенных прав союзных республик, расширяя их компетенцию, Конституция СССР в соответствии с прогрессирующим процессом сближения наций, указывает на необходимость укрепления общесоюзного государства. Советский Союз определен как «единое союзное многонациональное государство... СССР олицетворяет государственное единство советского народа, сплачивает все нации и народности в целях совместного строительства коммунизма».

Советское государство обеспечивает суверенитет союзных республик при их глубокой ответственности за решение единых интернациональных задач. «Суверенные права союзных республик охраняются Союзом ССР», — гласит статья 81.

В Конституции 1977 г. законодательно закреплены главные цели и основные принципы внешней политики СССР.

В отличие от предыдущей в Конституции СССР 1977 г. выдвинут ряд программных положений, раскрывающих перспективы дальнейшего коммунистического строительства. В преамбуле Основного Закона подчеркнуто, что «высшая цель Советского государства — построение бесклассового коммунистического общества, в котором получит развитие общественное коммунистическое самоуправление». Исходя из этого определяются главные задачи общенародного государства в области экономики, социального развития, культуры, воспитания нового человека, в сферах внешней политики и обороны страны. Раскрытие в Конституции СССР перспектив советского общества имеет большое вдохновляющее значение, оно дает возможность яснее представить формы и пути нашего движения к коммунизму, придает целеустремленность усилиям трудящихся в строительстве нового общества.

Новая Конституция СССР законодательно закрепила важнейшее историческое завоевание советского народа за 60 лет Советской власти — построение зрелого социалистического общества. Ее принятие вооружило трудящихся мощным орудием строительства коммунизма. Новая Конституция явилась могучим средством дальнейшего развития и углубления социалистической демократии.

Неоценимо международное значение Советской Конституции. Она еще выше подняла международный авторитет Советского Союза, умножили притягательную силу идей социализма, ярко раскрыла перед миром сущность, гуманизм, огромные преимущества социалистического строя, социалистической демократии, миролюбивый характер внешней политики СССР. Принятие новой Конституции внесло выдающийся вклад в великое дело строительства коммунизма в нашей стране, в теорию и интернациональную практику строительства мирового социализма, в дело борьбы трудящихся всего мира за свободу, за прогресс человечества, за прочный мир на земле.

Новое на сайте

>

Самое популярное