Домой Полезные свойства плодов Кто предал советский народ. Вечное проклятие предателям, развалившим ссср. Шкуро: фамилия, определяющая судьбу

Кто предал советский народ. Вечное проклятие предателям, развалившим ссср. Шкуро: фамилия, определяющая судьбу

День благодарения - один из самых любимых и популярных праздников в Соединенных Штатах. Готовиться к нему начинают за несколько месяцев: украшают платформы для городского парада, готовят спектакли, ищут самый вкусный рецепт индейки и тыквенного пирога, приглашают самых близких гостей, а дети сами делают украшения.

Историю праздника День благодарения можно проследить от 1621 года, когда колонисты и индейцы разделили праздник урожая и по легенде сели вместе за один стол.

В 1620 году легендарное судно "Mayflower" покинуло английский порт, чтобы после месячного тяжелого путешествия достигнуть американского берега, невдалеке от реки Массачусетс. Спустя более полугода обосноваться на новой земле смогла лишь половина первых пилигримов, которые выжили после сложной зимы и эпидемии. Создать полноценную колонию и выжить на незнакомой территории колонистам помогли индейцы племени Скванто. Именно богатый урожай осенью 1621 года подтолкнул пилигримов разделить праздничную трапезу с индейцами.

Уже через год в каждой новой колонии поселенцы благодарили бога за новую жизнь и отмечали окончание сбора урожая, вот только у каждого общества была своя дата, и праздник был посвящен не объединению между двумя разными народами или подписанию мирного соглашения между ними, а окончанию сбора урожая.

День благодарения стал национальным праздником в годы гражданской войны, когда Авраам Линкольн объявил последний четверг ноября - Днем благодарения.

На сегодняшний день во многих американских семьях День Благодарения потерял свое религиозное значение, даже на законодательном уровне подчеркивается светская составляющая праздника.

Большинство американцев предпочитают проводить День Благодарения в кругу семьи за обильной трапезой. На День Благодарения традиционно готовят индейку, клюквенный соус, тыквенный пирог и картофель пюре.

Неотъемлемой частью праздника стали масштабные парады по всей стране. Самым масштабным и запоминающимся считается парад 1924 года в Нью-Йорке, который собрал более 3 миллионов зрителей.

Сейчас невозможно представить себе День Благодарения без ярко одетой толпы, надувных шаров, оркестра и специально украшенных платформ.

Несмотря на такую популярность праздника, многие ученые до сих пор спорят о дате первого Дня Благодарения в США. Существуют данные о других церемониях благодарения в европейских поселениях Северной Америки. Например в 1565 году, испанский миссионер Педро Менендес пригласил племя тимукуа на праздничный ужин, чтобы поблагодарить Бога за безопасное плавание.

К тому же, коренное население США считает традиционную историю праздника недостоверной, так как она рисует обманчиво-дружеские отношения между индейцами и европейскими завоевателями. С 1970 года несогласные с такой трактовкой Дня Благодарения собираются на митинги называя этот день - "Национальным днем траура".

Несмотря на то, что празднование Дня Благодарения активно началось лишь в американских колониях, истоки празднования урожая можно найти в культуре древних египтян, кельтов и евреев.

И даже коренные американцы имели богатые традиции празднования сбора урожая задолго до того, как европейцы ступили на их берега.

Для США День благодарения это самый важный, после Рождества, праздник. И дата этого торжества всегда плавающая. Каждый четвертый четверг ноября почти у каждого американца на столе стоит запеченная индейка, тыквенный пирог и клюквенный соус. И мы решили рассказать вам немного больше об этом празднике.

День благодарения 2017: история праздника

История этого праздника довольно интересна. Считается, что первый День благодарения отметили еще в далеком 1621 году, хотя самое важное событие случилось за год до этого.
В 1620 году к берегу Северной Америки причалил корабль, на котором были переселенцы из Англии, которые бежали от преследований. Несмотря на то, что им удалось скрыться, впереди была очень сложная зима, которую пережили не более половины всех переселенцев.
Но на следующий год к ним пришли индейцы, которые научили садить местные культуры и находить питьевую воду.


Спустя год, в 1621, переселенцы собрали прекрасный урожай и пригласили на праздник их спасителей - индейцев. Тогда и прозвучали слова благодарения высшим силам. И именно в том году американцы отметили первый День благодарения.

Нужно сказать, что до 1941 года дата Дня благодарения была непостоянной, но потом Конгресс США принял билль, согласно которому праздник решено было устраивать в четвертый четверг ноября.

День благодарения 2017: традиции праздника

День благодарения - это, без сомнения, самый семейный праздник в США. По традициям принято собираться дома у самых старших членов семьи. Дети и внуки обычно приезжают со всей страны. Иногда приглашают соседей, которым не с кем праздновать.


Ну и, конечно, главная традиция на День благодарения в США - это правильно накрытый стол. Каждый должен запечь индейку и сделать к ней клюквенный соус. Кстати, подается она обычно с картофельным пюре. А из напитков принято подавать на стол сидр, или же вино.

Трамп впервые помиловал индеек

В четверг, 23 ноября, Америка праздновала День благодарения. Здесь бытует мнение, что ни один национальный праздник не является столь всеохватывающим как День благодарения. Даже Четвертое июля - день рождения нации. Я уже не говорю о Рождестве, Пасхе, Хэллоуине. Видите ли, эти празднования уходят своими корнями в христианство. Поэтому ни евреи, ни мусульмане, ни буддисты не считают их вполне «своими». Иное дело День благодарения. Конечно, и у него христианские зачатки, но тем не менее благодарить может любой и каждый. Было бы за что.

Исконные жители Америки - индейцы все эти праздники ненавидят. Не без причин… Веских.

Президент Авраам Линкольн был первым главой государства, провозгласившим последний четверг ноября месяца Днем благодарения и призвавшим нацию «возблагодарить нашего милосердного отца, пребывающего на небесах». Формально День благодарения стали праздновать с 1941 года «в четвертый четверг ноября».

Линкольн любил повторять: «Не обращайтесь плохо с иностранцем и не подавляйте иностранца. В Египте все вы были иностранцами». Линкольн приводил в свидетели Бога в своей Прокламации, но не уточнял - какого. Любой американец, независимо от его религии, мог отведать яств с американского стола. Мог…

Могли отведать плоды этого стола и американцы-2017. Но за что они возносили благодарение Богу в этом году?

За массовое убийство в Лас-Вегасе?

За бойню в Сазерленде, где похоронный дом не смог «освоить» убитых и где не нашлось места на кладбище для них?

Общины и семьи отмечали День благодарения с традиционными индейкой, паем, картофельным пюре и сладкой подливкой. Со ставшими тоже традиционными поминками по убитым.

За что должны были возносить благодарение? За ураганы, наводнения, лесные пожары и землетрясения, которые потрясали страну в году уходящем?

Жена пастора Поумроя, того что погиб в Техасе, готовя традиционную индейку, приговаривала: «О сколько горя скопилось в нас. Мы уже не знаем, как вести себя в обществе. Мы даже не знаем, что сказать Богу». Госпожа Поумрой готовила многие годы трапезу на 23 ноября прихожанам. Их можно было по пальцам пересчитать. После того, как они были убиты, она решила в память о них приготовить десять индеек. Голодные в Техасе найдутся.

Семейство Рэймонда Ортица, как и десятки тысяч других пуэрториканцев, расправлялось с традиционной индейкой в нетрадиционной обстановке - в бегах. Ураган «Мария» снес их дом, и они укрылись в Нью-Йорке. «Моя жена все время плачет. Моего сына, ему шесть лет, все время тошнит. Индейка в горло не лезет. За что, спрашивается, благодарить мне Бога?»

Каждый ноябрь Меген Кондрон сооружала у себя дома «Древо благодарения». Дети украшали его бумажными игрушками, на которых писали, за что они благодарят Бога. В этом году их дом в Санта-Розе, штат Калифорния, как и дома еще 9000 других жителей этого городка, были уничтожены лесным пожаром. На сей раз семейство Кондронов «Древо благодарения» не установило. Когда Мейзон, восьмилетний сын Меген, заикнулся об этом, то мать его сказала в сердцах: «Я не могла сделать это, окруженная со всех сторон тысячами погорельцев».

В доме Миллеров Днем благодарения заправляла Ханна Элерс - сестра главы семейства Лэнса Миллера. Она была убита в Лас-Вегасе. Поэтому День благодарения ныне не получился. «Вы понимаете…», - говорит Миллер.

Жертвой ласвегасского побоища стала и Нейса Тонкс. Как отмечать ее семейству День благодарения? Трое ее сыновей решили оставить в покое индеек и надели на себя одинаковые майки с именем их матери.

День благодарения - это традиция. В этот день федерация фермеров, разводящих индеек, привезло в Белый дом двух достойных представительниц этого «сословия». Церемония происходила в Розовом саду при стечении почтенной публики. Президент Трамп заранее обещал, что зрители станут гордиться им.

«Эй, Барабанная Палочка, - воскликнул президент. - Я собираюсь осчастливить тебя!» Дело в том, что традиция повелевала Трампу помиловать подаренных ему индеек. «Я горжусь самим собой. Драмстик (барабанная палочка) тоже будет весьма счастлив», - говорил Трамп.

Индеек помиловали. Единственное «преступление», совершенное ими, состояло в том, что они родились… индейками.

Мы - особый народ. Америка - особая страна, - подвел итоги помилованию индеек Трамп. Его ожидал воздушный лайнер, который должен был отвезти пассажира №1 во Флориду. Играть в гольф.

Вместе с Драмстик была помилована и Вишбоун (дужка, вилочка).

Драмстик весит тридцать шесть фунтов. Это большая птица, - говорил Трамп. Он похвалил то место, где будут «проживать» помилованные им индейки. - Гобблер Рест прекрасное место. А университет Вирджиния Тех, которому оно принадлежит, великолепное учебное заведение!

Трамп шутливо заметил, что ему советовали отменить помилование, данное его предшественником президентом Обамой двум индейкам Тэйтер и Тот.

Как об этом знает большинство из вас, я весьма активно отменяю многие решения моего предшественника. Однако, как меня информировали юристы Белого дома, помилование Тэйтера и Тота нельзя отменить ни при каких обстоятельствах, - шутил Трамп.

Президент пожелал всего хорошего всем американским семьям и военнослужащим в День благодарения и приблизился, наконец, к индейкам.

Ну как, вы готовы Драмстик и Вишбоун? - сказал он и зааплодировал самому себе.

Ну а кого-нибудь из людей вы собираетесь помиловать? - крикнул кто-то из задних рядов.

Президент улыбался и пожимал руки зрителям этой традиционной церемонии. Нетрадиционный вопрос повис в воздухе. Президент на него не ответил…

День благодарения 2017 года.

За что благодарить Бога американцам?

За то, что в Белом доме восседает Дональд Трамп?

За то, что по его вине Америка стала едва ли не единственным государством, не подписавшим Парижское соглашение о климате планеты?

За то, что его перепалка с пхеньянским диктатором Ким Чен Ыном поставила мир на грань ядерной катастрофы?

За то, что он толкает на Капитолии налоговую реформу, делающую богатых еще более богатыми, а бедных - еще более бедными?

За то, что он окружил себя генералами, а дипломатам велел помалкивать?

За то, что он не видит никакой разницы между американцами и Барабанной Палочкой вместе с Вилочкой-дужкой? Впрочем, нет. Последних он все-таки помиловал.

За что, о Боже, ты подвергаешь нас такой пытке? И доколе? - Несется с берегов Атлантического океана и отзывается эхом на берегах Тихого.

Тем временем виновник всего этого играет в гольф во Флориде в своей вотчине и западном Белом доме - Мар-э-Лаго. Но можно доиграться, играя даже в гольф…

24 ноября в Америке и тоже от океана до океана наступила «Черная пятница». Ничего трагического в ней нет. Просто после дня благодарения Богу на небе, американцы бросились как угорелые в Потребительские храмы на земле. Сейчас они отовариваются…

Сатана там правит бал! - несется по твиттерам, гуглам, фейсбукам и прочей технике на уровне фантастики призыв Мефистофеля.

Миннеаполис.

Выступая в конце декабря прошлого года на заседании Госсовета, В.Путин вспомнил о советском народе как о таком явлении, которое обеспечивало в советские годы межэтнический и межконфессиональный мир. Между тем отношение к этому понятию в обществе не однозначное. Одни считают советский народ некой идеологемой, другие – историческим достижением. Безусловно, советский народ был исторической реальностью. Это была не идеологическая выдумка наподобие понятия развитого социализма, который на самом деле разваливался, а являлось той основой, на которой строилась советская социалистическая система.

Советский народ - это то, что отражало не политическую, не экономическую, а прежде всего человеческую составляющую социалистического строя. Понятие советского народа отражает специфику человека, жившего в советское время. Советский народ - это, собственно говоря, есть советский человек.

Всякий политический строй - это прежде всего соответствующая политическая культура граждан. В советские годы олицетворением этой советской культуры и стал советский народ. Как нельзя отрицать существование советского общества в ХХ веке, так и невозможно игнорировать существование советского народа.

Советский народ - это не этническое образование, к чему хотят свести противники его признания. Хотя, безусловно, этническая составляющая в нем присутствовала. Главным отличительным признаком советского народа была политэтничность, утверждаемая благодаря принципу интернационализма.

В этническом плане в советском народе доминировало русское начало, которое и объединяло все этносы в один народ. При всех недостатках национальной политики в советском обществе сложилась единая общность со своей специфической культурой. В рамках отдельных этносов сформировался пласт культуры, который был плодом интенсивного взаимодействия всех народов. Наглядным примером существования советского народа было положение, когда представители одной и той же нации говорили между собой по-русски. И дело здесь не только в языке. Язык - это душа народа, поэтому он был олицетворением соответствующей советской культуры. И то, что мы сегодня называем русскоязычной культурой, имеет свои непосредственные корни именно в советском народе.

На официальном уровне провозглашалась дружба народов, к слову сказать, для этого и делалось немало. Хотя человеку свойственно идеализировать прошлое, тем не менее признать это в полной мере достаточно сложно. Однако однозначно можно сказать, что идеалы толерантности, ставшие сегодня вожделенной целью межэтнического общения, в советское время были осуществлены. Народы по крайней мере терпимо относились друг к другу, не было явной вражды, не было мыслей прибегать к насилию. Одни народы с иронией отзывались о других, рассказывали анекдоты, но дальше этого, как правило, дело не доходило. Но в положительном ключе дело как раз шло дальше. Народы взаимодействовали, развивали свои отношения на всех уровнях, обменивались своими достижениями. Если в масштабе наций трудно признать дружбу, то на личностном уровне дружба между представителями разных национальностей была обычным явлением, а межнациональные браки стали характерной приметой того времени.

Однако межэтническое взаимодействие не единственное и, более того, не главное, что отличало советский народ. Советский народ - это не столько этническое образование, сколько социальное. Это прежде всего историческая общность. Советский народ характеризовали как «многонациональный народ», однако, как отмечает академик В.А.Тишков, более адекватной была бы предложенная еще в 1920-е годы И.А.Ильиным формула «многонародной нации».

Советский народ - это явление достаточно уникальное в истории. Его характеризовали, как представляется, три главных признака.

Во-первых, это идейность. Подчеркну: не идеологизированность, а идейность. Речь идет не о политической идеологии, а о психологической особенности. Идеи для советского народа были важнее самой жизни. Идеи для него были идеалом жизни, а потому становились своеобразными идолами. Советский человек искал возвышенный идеал, стремился к нему и свою жизнь обязательно соотносил с ним. Коммунизм представлялся советскому человеку идеалом, но только потому, что он сам настроен на идеал. В противном случае любой идеал становится простой фразеологией.

Во-вторых, романтизм. Без него советский человек просто не выжил бы в серых буднях социалистической действительности. Социализм строился на романтике души, он сам вытесняет душу человека из сферы материальной и социальной жизни в сферы значительно возвышенные, в более духовные, пребывая в которых она может обрести романтизм. Социализм не позволяет человеческой душе опуститься на землю, ибо для него это означает смерть. Именно поэтому в годы социализма было создано немало гениальных творений культуры.

Метод социалистического искусства с легкой руки М.Горького и Ленина был назван социалистическим реализмом. Но как раз реализма-то в культуре социализма было менее всего. В ней преобладал и был ее основополагающим принципом романтизм. Поэтому, называя все своим именем, можно было характеризовать социалистическое искусство и в целом культуру социализма не как социалистический реализм, а как социалистический романтизм. Опустись социалистическая культура на уровень реализма, она бы утратила свой социалистический смысл. Социалистический реализм, как ни странно, утверждается на закате социализма и в постсоциалистическое время, когда искусство пытается обнажить все реальные, и прежде всего негативные, стороны социалистической действительности. Именно в это время искусство опускается с уровня поэзии жизни, с возвышенных сфер на уровень прозы бытия и земных дел.

Однако социализм злоупотребляет романтикой души, которую он развивает. Он использует романтизм в своих целях и подчиняет его себе. Если современное общество непосредственно подчиняет себе души людей, то социализм подчиняет души людей, предоставив их романтизму. А это служит ее развитию и возвышению.

В-третьих, моральность, граничащая с религиозностью. Как говорил герой «Бриллиантовой руки», «хомо советикус облико морале». И это действительно отражало суть дела. Идея нравственности в сознании людей имела несомненный приоритет над выгодой и эгоизмом. Даже основной моральный кодекс социалистического режима - «Моральный кодекс строителя коммунизма» - связывался с нравственностью. А его основные нравственные заповеди мало чем отличались от религиозных. Невольно он напоминает кодекс чести.

Идейность, романтизм и моральность и были основой советского характера, который обеспечил устойчивость советского общества и победу в Великой Отечественной войне. Именно советский характер спас постсоветское государство в «лихие девяностые».

Новое на сайте

>

Самое популярное