Домой Плодовые деревья Политические идеи коммунизма. Парламентская деятельность коммунистов. Политические партии, тоталитаризм

Политические идеи коммунизма. Парламентская деятельность коммунистов. Политические партии, тоталитаризм

Министерство образования и науки Российской Федерации

Губкинский институт (филиал)

Московского государственного открытого университета


РЕФЕРАТ

ПОЛИТОЛОГИИ

Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) в современной политической жизни страны


Студента ________3________ курса

заочного отделения

специальность «Горные машины и оборудование»

Шарова А.А.

Руководитель: к.и.н., доцент

Богданов С.В.


Губкин - 2007

П Л А Н


Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 3

    КПРФ: от запрета до активизации политической

деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 5

    Социально-экономическая и политическая платформа

современного российского коммунизма. . . . . . . . . . . . . . . . . с.11


3. Социальная опора КПРФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 19


Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с.23


Список использованной литературы и источников. . . . . . . . . . . с.24


Введение


Осмысливая некоторые итоги складывания многопартийности в нашей стране, можно в целом констатировать, что нынешняя стадия развития российской многопартийности еще весьма далека от того, что называется многопартийной системой, в рамках которой различные субъекты политического действия готовы к сотрудничеству в целях достижения общественного согласия или хотя бы, как минимум придерживаются общих конституционно-правовых принципов поведения. В нашем случае, скорее приходится говорить о несистемной множественности партий с зачастую радикально противоположными позициями при значительном влиянии среди них сил тоталитарной ориентации. При этом на хорошо укрепленном левом фланге политического спектра не скрывают враждебного отношения к действующей Конституции и установок на неправовые методы решения проблемы.

Коммунистическая партия Российской Федерации, возникшая как правопреемница и идеологический наследник КПСС за бурное десятилетие с конца 80-х до конца 90-х гг., прошла очень сложный путь своего развития, внутренних коллизий и вынуждена была приспосабливаться к изменениям социально-экономических, политических и духовных реалий в стране. Кто бы из ортодоксальных коммунистов еще бы полтора-два десятилетия назад мог бы себе представить В.И. Ленина в православном храме во время богослужения, И.В. Сталина на каком-нибудь всемирном экономическом форуме в тихой и процветающей Швейцарии за одним столом с воротилами мирового бизнеса и т.д.

Действительно современная доктрина КПРФ весьма отдаленно напоминает былое коммунистическое наследие. В работах лидера современных российских коммунистов Г. А. Зюганова по-новому озвучены многие узловые моменты двадцатого столетия. Действительно, ни в одной из работ Ленина мы не встретим упоминания того, что в феврале 1917 г. "рухнула легитимная государственная власть" 1 . Речь-то ведется о царском режиме...

Конечно, реалии 90-х гг. вынуждают главного идеолога КПРФ либо облекать постулаты прежней большевистской доктрины в новые формы, либо фактически отказываться от анахронизмов прошлого.

Хотя в уже цитируемой выше брошюре Г. Зюганова мы можем встретить массу штампов, которые словно перекочевали в политическую публицистику доктора философских наук Г.А. Зюганова из исторической и социально-политической литературы 60-70-х гг.

Изучение социально-экономической и политической концепции КПРФ, определение электорального поля коммунистов позволяют в определенной степени прогнозировать процессы либо затухания, либо роста интереса к коммунистической идеологии и КПРФ как ее носителю.

  1. КПРФ: от запрета до активизации политической

деятельности.


Либерализация политического климата в конце 80-х гг. ускорила и перевела на новый уровень процессы развития и объединения десятков тысяч неформальных групп. Хотя далеко не все из них включились в политическую деятельность, число групп, считавших себя "политическими", продолжало расти. Многие из них объединились в союзы, ассоциации или народные фронты - прообразы политических партий. В основе создания неформальных объединений не всегда лежала четкая политическая программа, подчас они возникли в процессе решения практических проблем, связанных с обыденной жизнью.

Проявившаяся в массах воля к раскрепощению социальной жизни, обилие комитетов, организаций, групп, народных фронтов все более явно указывали на ограниченность и противоречивость частичной, искаженной демократизации. Ущербность последней наиболее ярко выражалась в стремлении к сохранению однопартийной политической системы, монополии КПСС на анализ общеполитических проблем и разработку стратегических концепций.

В период, когда маховик исторических событий в России только начинал еще раскручиваться, шансы демократического движения на заметный успех в его противоборстве с КПСС казались небольшими. Коммунисты явно неплохо подготовились к переменам. В то время как одна часть партии с неожиданной для общества предприимчивостью включилась в инициируемые ею же процессы разгосударствления социалистической собственности (сумев при этом даже убедить определенные круги на Западе и часть отечественной демократической общественности, что преобразование собственности в СССР возможно лишь путем номенклатурной приватизации), другая ее часть заняла позицию критики всякой приватизации и готовилась к тому, чтобы, используя неизбежное недовольство широких масс несправедливостями приватизации, вновь выступить в роли защитника обездоленных и создать мощную социальную базу для возрождения коммунистического движения. Несмотря на то, что с осени 1998 г. социологи фиксировали резкое падение авторитета КПСС (по данным ВЦИОМ за 1990 г., полное доверие КПСС выразили всего лишь 6% граждан), реальные и потенциальные позиции компартии представлялись все еще очень прочными, вплоть до августовского путча 1991 г 2 .

была приостановлена, а ее имущество взято под контроль Советами народных депутатов. Вскоре после этого М.С. Горбачев сложил с себя полномочия Генерального Секретаря ЦК КПСС и призвал ЦК принять решение о самороспуске. Завершающую точку на том этапе поставил Указ Президента РСФСР от 6 ноября 1991 г. "О деятельности КПСС и КП РСФСР", предписывающий прекращение деятельности и роспуск организационных структур КПСС и КП РСФСР на территории РСФСР. Последовавший в декабре 1991 г. распад СССР и образование независимого государства - Российской Федерации - еще более упрочило положение антикоммунистических сил в российском политическом спектре и во властных структурах.

Однако в массовом сознании поражение компартии было в тот период отнюдь не столь очевидным. И хотя, по данным ИСПИ РАН, более половины населения полностью согласилось с решениями о приостановлении деятельности КПСС и считало, что эта партия не должна возобновлять свою деятельность, 28% респондентов, напротив, были убеждены, что компартия должна возродиться, а почти половина опрошенных коммунистов (46%) были готовы возобновить свое членство в партии.

При этом только каждый четвертый респондент был уверен в том, что после запрета КПСС страна пойдет по пути демократического развития, и одновременно столько же полагало, что в этом случае страну ожидает диктатура новой власти. Показательно, что половина опрошенных не смогла определенно высказаться по данному вопросу.

Таким образом, в обществе, в отличие от высших эшелонов власти, явно не было эйфории победы. Оно, по мнению наблюдателей, раскололось и затаилось 3 .

После крушения КПСС процесс становления многопартийности в России вступил в качественно новую стадию. Если раньше политическая активность партий и движений самой разной ориентации была по преимуществу направлена против КПСС и отождествлявшегося с ней союзного центра, то теперь они были вынуждены искать новую основу для самовыражения и самоидентификации (это, прежде всего, касалось демократического

движения, которое по сути дела всегда было лишь объединением "против", а не "за"). При этом обнажились неоднородность демократического движения, отсутствие в нем единства по поводу целей и средств преобразований. Что же касается левых сил, то они очень быстро оправились от удара и начали постепенно отвоевывать утраченные рубежи.

Решающую роль при этом сыграло начало в 1992 г. шоковых реформ с характерными для них процессами стремительного социального расслоения и обнищания широких масс. Заметный вклад в процесс укрепления позиций коммунистов внесли принятые 30 ноября 1992 г. решения Конституционного Суда РФ по делу проверки конституционности ряда указов Президента, касающихся компартии. Российским коммунистам удалось сохранить не только часть своего имущества, но, что, пожалуй, более важно, и свои территориальные партячейки. Во многом именно благодаря удержанию коммунистами хорошо налаженной за годы советской власти разветвленной системы территориальных партийных звеньев мы имеем сейчас ситуацию, при которой более половины массового низового актива российских политических объединений ориентировано на левые политструктуры и главным образом - на принадлежащие КПРФ. Все это способствовало быстрой реанимации коммунистических сил и их активному включению в политическую борьбу как в качестве участников избирательной кампании 1993 г. по выборам нового высшего законодательного органа, так и под знаменами крайней оппозиции, бойкотировавшей эти выборы.

К концу 1993 г. в сложной палитре политических ориентаций российского населения уже четко выделяются три основных центра политико-идеологического притяжения, вокруг которых и сегодня группируются сторонники всех сколько-нибудь заметных политических идей, течений и объединений. Их можно условно обозначить как "прокапиталистический реформизм", "просоциалистический антиреформизм" и национал-державная идеология. Именно такой расклад политических ориентаций российского общества был в целом зафиксирован уже по результатам выборов в Государственную Думу 1993 г. Однако Указом Президента РФ от октября 1993 г., последовавшим после трагических событий сентября-октября 1993 г., устанавливалась принципиально новая для нашей страны пропорционально-мажоритарная избирательная система. Новая избирательная система способствовала снижению темпов радикализации политических отношений и, прежде всего за счет уменьшения активности внепарламентской оппозиции. В частности участие в выборах КПРФ и последующая деятельность фракции коммунистов в Государственной Думе заметно переориентировали коммунистическую оппозицию на отработку легитимных методов борьбы за власть и придали основной структуре коммунистического движения известный социал-демократический оттенок. Коммунистам и аграриям не удалось стать главными выразителями оппозиционных настроений в обществе.



Данная статистика позволяет сделать вывод о том, что списывать с политической арены КПРФ преждевременно и необоснованно. Потенциал у коммунистического движения есть и он достаточно серьезен.

  1. Социально-экономическая и политическая платформа современного российского коммунизма.

Фактически исполнилось десять лет, как Коммунистическая партия Российской Федерации продолжает пребывать на политическом горизонте страны. Изменилась ли политическая платформа, социально-экономические воззрения лидеров КПРФ на ключевые проблемы российской действительности? Ответ однозначен - изменились. Конечно, меньше уже встретишь пламенной политической патетики, столь характерной для первых лет рыночного реформирования, больше стало наукообразных объяснений и многовариантных подходов, очередных рецептов по выводу страны из кризиса.

В связи с эти многие не только противники, но и соратники поторопились обвинить лидера КПРФ Г. Зюганова в лавировании, приспособленчестве (ситуация парадоксально напоминает мучительные поиски В. Ленина вариантов по выводу страны из кризиса 1921 г. и аппробации новой экономической модели). Хотя это вряд ли верно.

Сегодняшние лидеры коммунистов - это не те ортодоксы, которые измеряют свои слова и поступки с духом марксизма-ленинизма. Изменившиеся социально-экономические реалии в государстве, выросшее в условиях совершенно иной страны поколение россиян, открывшееся огромное информационное пространство, вынуждают современных идеологов КПРФ существенно корректировать свои программные установки, которые они предлагают своему как явному, так и потенциальному электорату.

Так в Предвыборной платформе КПРФ "За нашу Советскую Родину!", утвержденной Всероссийской конференцией КПРФ 26 августа 1995 г., давая определение современным коммунистам, говорится: "Мы из партии Алексея Стаханова и Юрия Гагарина, Михаила Шолохова и Александра Твардовского, Ивана Памфилова и Георгия Жукова, Мусы Джалиля и Василия Сухомлинского, Паши Ангелиной и Терентия Мальцева, Сергея Королева и Игоря Курчатова, миллионов коммунистов и беспартийных патриотов социалистического Отечества" 5 .

Можно обратить внимание, что в данном перечне, вполне понятном и знакомом многим еще со школьной скамьи нет имен, Ленина, Сталина, Берия, Абакумова, Ежова, Кагановича, Молотова, Брежнева и т.д. Конечно, современным идеологам коммунистов приходится считаться с тем, что сделала гласность середины 80-х, когда непререкаемые авторитеты теории и практики построения социалистического общества в нашей стране предстали в совершенно ином виде. В общественном сознании произошел действительный переворот - бывшие кумиры уже не могли являться ориентирами; их харизматизм был уничтожен.

Было бы, конечно, неисторично подходить с мерками современности к социально-экономическим и политическим реалиям России начала 20 столетия. Но столь же неверно было бы не видеть укоренившихся во взглядах Ленина представлений об ускорении в переходе общества от капитализма к социализму, который мыслился во всемирном масштабе и как результат победы насилия "снизу" над насилием "сверху". Однако, это теперь уже непреложный факт: “Исторический спор с ревизионистами и реформистами Ленин проиграл. Ни из каких "окон империализма" социализм не глядел” 6 .

Так в своей брошюре "Я русский по крови и духу" Г. Зюганов пишет: "Уточню - командно-административная система в свое время являлась объективной потребностью жизни страны. Угрозы извне, крайне ограниченный круг доступных ресурсов, необходимость мобилизации всех сил требовали жесткого волевого подхода. Конечно, много было наделано и ошибок, и глупостей, а иногда и просто преступлений. Тем не менее история доказала, что тот механизм, та система, та система, то хозяйство, тот уклад жизни, тот культурный тип, которые тогда сформировались, оказались самыми жизнестойкими на планете" 7 .

Конечно, идеологам современного российского коммунизма невозможно абсолютно отречься от собственного исторического прошлого, ибо это чревато потерей определенной, весьма существенной части традиционно мыслящего электората, тем не менее, существенные коррективы приходится вносить. Хотя это и не ново. Стоит вспомнить первые перестроичные попытки М.С. Горбачева опереться на "чистый" ленинизм без сталинских перегибов или еще раньше - знаменитая статья 8 Ю.В. Андропова "Марксизм и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР".

Дело видимо не в приверженности традициям, а в исходных концептуальных установках коммунистической идеологии. Но при этом есть одно существенное "но". Если теоретики марксизма исходной предпосылкой возникновения имущественного и социального расслоения считали (и не без оснований) частную собственность, то сегодняшние российские коммунисты уже и некоммунисты в ленинском понимании (т.к. не признают диктатуры пролетариата и необходимости ликвидации частной собственности на средства производства).

Так в Проекте основных направлений экономической программы народно-патриотических сил "Путем созидания" (1999 г.) провозглашается: "Наша программа предусматривает многоукладность экономики в соответствии с объективным разнообразием форм хозяйственной деятельности. Мы за рациональное совмещение государственного, корпоративного, коллективного и частного секторов экономики" 9 .

В целом анализ эволюции экономической платформы КПРФ свидетельствует, что она во многом сближается с экономическими программами социал-демократов: сильная регулирующая роль государства, ограничение роли Центрального банка, очень осторожная приватизация, абсолютный запрет частного оборота земель сельскохозяйственного назначения.

Действительно, в программных установках КПРФ много аспектов, перекликающихся с концептуальными установками современной социал-демократии. Он из виднейших лидеров социал-демократии, председатель Социалистического Интернационала Вилли Брандт так озвучил ценностные ориентиры социал-демократии: “К рациональной политической деятельности относится правильное определение приоритетов... Я сам себя спросил: что, помимо мира, для меня всего важнее? И ответил: свобода.

Я определил это как свободу совести и мнений, свободу от нужды и страха. Без хлеба и с тайной полицией не может быть демократии. Без плюрализма и с притязаниями на монополию - тоже. Я добавил к этому: предписывать счастье - значит задушить свободу” 10 .

Таким образом, в самом обобщенном виде можно вычленить наиболее фундаментальные характеристики социал-демократизма как политической идеологии:

    в социально сфере - гармонизация интересов социальных групп и классов общества;

    в экономической сфере - социально-ориентированная экономика со значительными регулирующими функциями государства;

    в политической - “правее” левых “левее” правых, иначе говоря: политический плюрализм с отказом от крайностей, как консерватизма, так и радикализма;

    в гуманитарно-правовой - бесспорный приоритет общечеловеческих ценностей с дальнейшим совершенствованием правовых регуляторов гражданского общества.

Нельзя отрицать, что в предвыборных документах компартии социальный блок всегда был достаточно сильным. В проекте экономической программы (1999 г.) он изложен достаточно четко и ясно: "Конечная цель нашей политики - обеспечение высокого уровня и качества жизни населения, подъем народного благосостояния, Наш принцип, практически отработанный в ряде субъектов Российской Федерации: здоровым - работу, слабым - заботу" 11 .

Коммунисты неплохо в политическом плане играют на достаточно серьезном разочаровании людей издержками рыночного реформаторства. И дело здесь даже не во вполне естественном недовольстве людей своим социальным статусом и материальным положением: есть все основания полагать, что наиболее болезненной точкой социального самочувствия является в настоящее время

ущемленное чувство справедливости. Как свидетельствуют исследования Российского независимого института социальных и национальных проблем, доминантами психоэмоционального настроения россиян в конце 1995 года были чувство стыда и ощущение несправедливости всего происходящего 12 . Причем эта проблема не только чувствуется россиянами, но и вполне четко осознается ими. Так по данным исследования, проведенного ИСПИ РАН в начале 1995 г., респонденты, отвечая на вопрос об идеях, которые могли бы лечь в основу политики возрождения России, на первое место поставили идею справедливости (44%), далее следовали права человека - 37% и порядок

— это система взглядов, представлений, идей, выражающих интересы того или иного общества или социальной общности.

Политическая идеология концентрирует свое внимание на политических идеях, теориях, интересах. Она представляет собой определенную концепцию осмысления и интерпретации политического бытия с точки зрения интересов и целей определенной политической элиты.

Идеологию можно представить как форму корпоративного сознания, как идеологическую доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть.

Каждая идеология имеет свою точку зрения на ход политического и социально-экономического развития общества, свои методы и средства решения стоящих перед обществом задач. Поэтому основной функцией политической идеологии является овладение общественным сознанием. К. Маркс считал, что когда идеи овладевают массами, то они становятся материальной силой.

Политической идеологии присущи следующие :

Необходимо отметить, что идеология является духовным орудием элит. Именно элиты разрабатывают (обновляют) и внедряют политическую идеологию в широкие социальные слои, пытаясь привлечь на свою сторону максимальное число приверженцев своих идей. Естественно, что эти элиты преследуют прежде всего свои личные цели и интересы.

Выделяют три основных уровня функционирования политической идеологии:

  • теоретико-концептуальный, на котором формируются основные положения и обосновываются идеалы и ценности определенного класса, нации, социальной общности;
  • программно-политический, на котором социально-философские принципы и идеалы переводятся на язык программ и лозунгов, формируется нормативная основа для принятия управленческих решений и политического поведения граждан;
  • актуализированный , который характеризует уровень освоения гражданами идей, целей, принципов конкретной идеологии. На этом уровне определяется степень влияния идеологии на практическую деятельность людей.

Основные виды политической идеологии

Устоявшейся классификации политической идеологии не существует. Причиной данного положения является сложность рассматриваемого явления. Необходимо уяснить признаки, по которым выделяют хорошо известные виды политической идеологии.

Борьба идей по вопросам развития общества — древнее явление. Однако только с XVII в. политико-идейные течения стали оформляться в различные организации и учения, активно противостоящие друг другу. Одним из самых ранних таких учений является традиционализм. Это религиозно монархическое охранительное учение, представленное Ж. Боссюэ («Политика, извлеченная из Священного Писания») и другими политическими авторами. Данное направление политической мысли дало в XVIII в. начало политической идеологии консерватизма, которая стала ответом на идеологию либерализма, выразившую идеи Просвещения и Французской революции.

Таким образом, традиционализм (впоследствии — консерватизм) и либерализм как разновидности теоретических моделей устройства общества разделились в соответствии с оценкой роли государства в политической системе общества. Это первое основание деления политических идеологий. Одно направление в различных его модификациях отстаивает идею сохранения («консервирования») традиционно ведущей, даже подавляющей роли государства в общественной жизни. Второе направление начиная с эпохи буржуазных революций пропагандирует реформизм , изменение функций государства, ослабление в той или иной степени его роли в управлении политическими процессами.

Исторически за этими направлениями политической мысли закрепились названия «правые» и «левые»: во времена Великой французской революции на заседаниях Национальной ассамблеи в 1789 г. слева or спикера сидели депутаты — сторонники перемен в общественном устройстве в направлении свободы и равенства, справа — противники перемен, стремившиеся к сохранению монархических и дворянских привилегий.

Реформизм уже в XVIII в. разделился на течения радикального и умеренного толка. Это второе основание деления — по глубине предлагаемых преобразований. К радикальным политическим идеологиям относятся анархизм , проповедующий немедленное уничтожение государства как органа управления обществом, и марксизм, выступающий за постепенное полное отмирание государства. К умеренным политическим идеологиям можно отнести либерализм, социал-демократизм и их модификации.

За прошедшие столетия идеи укрепления государственности оформлялись в таких подвидах консерватизма, как монархизм, клерикализм, национализм, расизм (в том числе фашизм) и др.

Основные идеи некоторых политических идеологий следующие.

Либерализм

Стал исторически первой политической идеологией, родоначальниками которой были Дж. Локк и А. Смит. Их идеи обосновывали процесс становления самостоятельного индивида — представителя зарождавшейся буржуазии. Экономически активная, но политически бесправная буржуазия выразила свои притязания на власть в либеральной доктрине.

Базовые ценности либеральной идеологии — священность и неотчуждаемость естественных прав и свобод личности (права на жизнь, свободу и частную собственность), их приоритет над интересами общества и государства. Индивидуализм при этом был главным социальным и экономическим принципом. В социальной сфере этот принцип воплощался в утверждении абсолютной ценности человеческой личности и равенстве всех людей, признании неотчуждаемости человеческих прав на жизнь. В экономической сфере пропагандировалась идея свободного рынка ничем не ограниченной конкуренции. В политической сфере был сформулирован призыв признать права всех индивидов и групп на управление общественными процессами, осуществить разделение властей, идею правового государства с ограниченными возможностями вмешательства в жизнь общества.

Консерватизм

Базовыми ценностями называет порядок, стабильность и традиционализм. Эти ценности проистекают из политической теории, согласно которой общество и государство являются результатом естественной эволюции, а не договора и объединения граждан, как считает либерализм. Логика прогресса задана свыше, поэтому нет необходимости вмешиваться в ход исторического развития. Принципы частной собственности, рынка и свободного предпринимательства есть естественный результат развития общества. Политическими идеалами консерватизма являются сильное государство, четкая политическая стратификация, когда власть принадлежит элите, а свобода есть осознанная лояльность граждан и групп.

Коммунизм

Коммунизм как идеология сформировался на основе марксизма. В противовес господствовавшему в XIX в. либерализму марксизм сформулировал учение о построении справедливого общества, в котором будет покончено с эксплуатацией человека человеком и будут преодолены все виды социального отчуждения человека: от власти, собственности и результатов труда. Такое общество было названо коммунистическим. Марксизм стал мировоззрением пролетариата, появившеюся в результате произошедшего промышленного переворота.

Базовые ценности при этом следующие:

  • общественная собственность на средства производства материальных благ;
  • классовый подход к регулированию социальных отношений (главная цель — защита интересов неимущих слоев в ходе классовой борьбы за искоренение частной собственности на средства производства; пролетарская революция — путь достижения этой цели);
  • воспитание нового человека, презревшего материальную выгоду, ориентированного на моральные стимулы к труду;
  • забота об общественных интересах взамен индивидуализму, труд на общее благо («кто не работает, тог не ест»);
  • идеал равенства и принцип эгалитаризма, т. е. «равенство результатов» против «равенства возможностей» в либерализме;
  • коммунистическая партия как главный механизм интеграции элементов социальной структуры (для полной реализации этой функции партия должна срастись с государством, которое под ее руководством постепенно заменится системой общественного самоуправления).

Социалистическая демократия

Социал-демократизм стал сегодня политической доктриной центристских сил. Его идеи зарождались как «левая» идеология, как одно из течений внутри марксизма. Основы социал-демократизма сформировались в конце XIX в. и вошли в историю как социал-реформизм. Их признанный основоположник — немецкий политический философ Э. Бернштейн. В книге «Проблемы социализма и задачи социал-демократии», других работах он отверг многие положении марксизма: обобострении противоречий буржуазного общества, о необходимости революции и диктатуры пролетариата как единственного пути к социализму и др. По его мнению, новая обстановка в Западной Европе позволяет добиться утверждения социализма путем ненасильственною демократического давления на политические и экономические позиции буржуазии, осуществления структурных реформ во всех сферах общественной жизни, развития различных форм кооперации. Многие из этих идей вошли в политическую доктрину современной социал-демократии. Эта доктрина была сформулирована в концепции демократического социализма. Главными ценностями провозглашены идеалы: свобода; справедливость; солидарность. Социал-демократы убеждены, что демократические принципы должны распространяться на все сферы: экономика должна быть плюралистической; возможность трудиться и получать образование должна быть обеспечена всем; и т. д.

Национализм

Рассмотрим национализм. Часто это понятие воспринимается негативно, что, по существу, не совсем верно. Можно говорить о наличии двух типов национализма: созидательного и разрушительного. В первом случае он способствует сплочению нации; во втором — направлен против других народов и несет угрозу не только для чужого, но и для своего общества, превращая национальность в верховную и абсолютную ценность, которой подчиняется вся жизнь.

Принято считать, что этническое происхождение — это самая обшая характеристика, объединяющая нацию. Если люди говорят о себе как о якутах, русских, евреях и т. д., значит, они указывают на этнос, но когда называют себя россиянами, то включают в это понятие политический компонент — гражданство. США, Россия или Швейцария, например, включают несколько этнических групп. И наоборот, люди, принадлежащие к одному этносу, могут проживать в разных странах. Немцы живут в ФРГ, Лихтенштейне, а у австрийцев и швейцарцев — германское происхождение. Нацией является совокупность разных этносов, тесно взаимодействующих, объединяющихся в границах данной страны и отождествляющих себя с ней.

В идеологии национализма происходит слияние идеи этноса с идеей страны для этого этноса. На данной основе возникают движения, настойчиво требующие совмещения политических границ с этническими границами. Национализм может согласиться с присутствием «ненационалов» во имя нации или ратовать за их ас- си милицию, изгнание, даже уничтожение. Большинство исследователей настаивают на патологической природе национализма, его страхе перед инородным и оттого ненависти к нему, на близости к расизму и шовинизму. Тем самым национализм превращаемся в одну из наиболее опасных современных идеологий.

Фашизм

В отличие от либерализма, консерватизма и коммунизма, защищающих интересы отдельных социальных групп, фашизм опирается на идею расового превосходства и призывает к интеграции населения вокруг целей национального возрождения.

Фашизм (от ит. fascio — пучок, связка) — это идеология, пропагандирующая шовинистический национализм, дополняющийся расизмом и антисемитизмом. Одни исследователи считают фашизм единым феноменом, другие исходят из того, что в каждой стране развивался свой, специфический фашизм. Классические образцы — итальянский фашизм и немецкий национал-социализм (нацизм). Фашисты были не только крайними националистами, но прежде всего радикальными государственниками. Для фашистских теоретиков именно государство во главе с вождем — воплощение группового сознания.

Исторические формы фашизма были вызваны к жизни глубоким экономическим кризисом конца 20-х гг. XX в. В этих условиях классические либеральные ценности перестали быть основными мотивами человеческой деятельности и факторами интеграции общества. Процессы обнищания населения, разрушения прежней социальной структуры и появления значительных маргинальных и люмпенских групп обесценивали либеральные идеалы свободной личности. В такой ситуации вдохновляющую роль сыграли ценности национального возрождения и единства. Особенно актуальными они стали для Германии, поскольку национальное самосознание ее населении было более всего унижено поражением в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Немецкая модель фашизма отличалась высоким уровнем тоталитарной организации и откровенным расизмом. Несмотря на поражение Германии в 1945 г. и запрет этой идеологии, фашизм время от времени возникает вновь в виде неофашистских партий. Экономические трудности, межнациональные противоречия и другие кризисные феномены провоцируют неофашистские проявления.

Анархизм

Анархизм занимает во многом противоположные фашизму позиции в отношении государства. Анархизм (греч. anarchia — безначалие, безвластие) — это:

  • идеология, провозглашающая своей высшей целью достижение равенства и свободы с помощью упразднении любых форм и институтов власти с их принудительным характером в пользу ассоциаций, основанных на добровольном сотрудничестве между индивидами и группами;
  • любые направленные против государства идеи, а также соответствующая им практика.

Ряд анархистских идей появился еще в античные времена. Но развитая теоретическая система анархизма была создана английским писателем В. Годвином, выдвинувшим в «Исследовании о политической справедливости» (1793) концепцию общества без государства. Разработка экономической основы анархизма и включение этого понятия в научный оборот были осуществлены немецким мыслителем М. Штирнером («Единственный и его собственность», 1845). Он предложил эгоистическую версию экономического анархизма («союз эгоистов»), состоящую во взаимном уважении и в обмене товарами между независимыми производителями.

В развитие анархистской доктрины внесли большой вклад русские мыслители. М. А. Бакунин отстаивал («Государственность и анархия», 1873) идею революционного уничтожения государства и создания свободной федерации крестьянских и пролетарских сообществ, коллективно владеющих орудиями труда (коллективистская версия анархизма). П. А. Кропоткин на основании сформулированных им биосоциальных законов взаимной помощи призвал («Взаимная помощь как фактор эволюции», 1907; «Современная наука и анархия», 1920) перехолить к федерации свободных коммун путем уничтожения частной собственности и государства (коммунистическая версия анархизма).

Современные формы анархизма отличаются большим разнообразием. Сегодня в литературе можно встретить упоминания об анархизме экологическом, контркультурном, этнонациональном и т. д. Явный неоанархистский потенциал имеет движение антиглобалистов (один из идеологов — итальянец Т. Негри).

Роль идеологии в политике

Идеология в политике призвана заниматься обоснованием интересов и ценностей тех или иных социальных слоев, классов, этносов, концессий. Каждая идеология стремится доказать правомерность своих взглядов, идей, ценностей и несостоятельность других. Так, В. И.Ленин ввел категорию «научная идеология». Он считал, что в домарксистских идеологиях содержались лишь научные элементы, но только марксизм может считаться научной идеологией.

Политическая идеология разрабатывается и обосновывается представителями политических элит для распространения среди населения. И чем больше людей становятся приверженцами той или иной идеологии, тем больше шансов у данной элиты завоевать политическую власть.

Политическая идеология способна объединить большие группы людей для достижения определенных целей. Она придает смысл и направление общественному движению. При этом важно, чтобы основные положения данной идеи выражали интересы этих людей. Фашизм в Германии в 30-х гг. XX в. приобрел массовый характер, потому что в своих выступлениях Гитлер затрагивал самые насущные проблемы немецкого народа и обещал в ближайшее время их решить. Большевики обещали измученному войной, голодом и разрухой народу, что «нынешнее поколение будет жить при коммунизме», и многие поверили этим популистским обещаниям. Оболваненный коммунистической идеологией народ сам способствовал приходу к власти политических авантюристов (большевиков).

Политическая идеология способна сплотить и разъединить людей, сделать их союзниками или врагами, воинами или пацифистами. Поэтому идеология является мощным оружием в политической борьбе.

Отсутствие в стране, в обществе доминирующей, способной объединить и мобилизовать людей на достижение общественных целей идеологии делает общество и государство аморфным образованием, где каждый преследует свои личные или групповые цели и интересы, отвергая социальную ответственность за будущее страны.

В период борьбы с тоталитарной коммунистической идеологией в России (конец 80-х — начало 90-х гг. XX в.) был взят курс на деидеологизацию страны. В ст. 13 Конституции РФ закреплено, что ни одна идеология не может устанавливаться в качестве государственной. На законодательном уровне эта статья должна способствовать идеологическому плюрализму. Политика — это также борьба идей, в которой побеждает наиболее привлекательная (отвечающая интересам большинства) идеология. Обычно правящий класс является носителем доминирующей идеологии. В России таким «классом» является партия «Единая Россия», которая, по сути, не имеет достаточно внятной, привлекательной для масс идеологии. Поэтому реальная власть «Правящего класса» не подкреплена идеологической властью.

Совсем не обязательно, чтобы идеология была направлена против кого-то. Людей могут объединять и вполне гуманистические идеи общенационального масштаба, например идеи процветания страны, идеи борьбы с бедностью, идеи сохранения населения и др.

Неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии. Этимологически “партия” означает “часть”, “отдельность”, элемент политической системы.

ПАРТИЯ - это политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти. Политическая партия - это организация единомышленников, представляющая интересы граждан, социальных групп и классов и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении. Соперничество политических групп, объединенных вокруг влиятельных семей или популярных лидеров, в течение многих веков составляло характерную, существенную черту политической истории. Но такие организации, которые мы называем политическими партиями, возникли в Европе и в США в начале ХIХ в.

Существует множество подходов к определению сущности политических партий: понимание партии как группы людей, придерживающихся одной идеологической доктрины (Б. Констан.); трактовка политической партии как выразителя интересов определенных классов (марксизм); институциональное понимание политической партии как организации, действующей в системе государства (М. Дюверже).

Другие подходы к определению партий: партия - носитель идеологии; партия - длительное объединение людей; цель партии - завоевание и осуществление власти; партия стремится заручиться поддержкой народа.

Функции политических партий

Политические партии в современных обществах выполняют следующие функции:

· представительство - выражение интересов определенных групп населения;

· социализация - вовлечение части населения в число своих членов и сторонников;

· идеологическая функция - разработка привлекательной для определенной части общества политической платформы;

· участие в борьбе за власть - подбор, выдвижение политических кадров и обеспечение условий их деятельности;

· участие в формировании политических систем - их принципов, элементов, структур.

В современной политической истории различают типы партийных систем: буржуазно-демократическая партийная система сформировалась в Европе и Северной Америке в XIX веке. В своей деятельности руководствуется следующими правилами: в обществе идет легальная борьба за власть; власть осуществляет партия или группа партий, которые обеспечили себе поддержку парламентского большинства; постоянно существует легальная оппозиция; между партиями внутри партийной системы существует согласие относительно соблюдения этих правил.

В буржуазной системе сформировалось множество видов партийных коалиций: многопартийная коалиция - ни одна из партий не способна добиться компетентного большинства; двухпартийная коалиция - имеются две сильные партии, каждая из которых способна самостоятельно осуществлять властные полномочия; модифицированная двухпартийная коалиция - не одна из двух основных партий не собирает абсолютного большинства и они вынуждены кооперироваться с третьими партиями; двублоковая коалиция - за власть борются два основных блока, а партии, стоящие вне блоков не играют существенной роли; коалиция доминирования - одна партия самостоятельно осуществляет власть на протяжении длительного периода; коалиция кооперирования - наиболее сильные партии долго и устойчиво сотрудничают в осуществлении власти.

социалистическая партийная система существует только одна легальная партия; партия руководит государством на всех уровнях государственного аппарата; возникновение такой политической системы связано с кризисом демократических или авторитарных систем правления.

авторитарная партийная система такой тип правления является промежуточным, при этом доминирующим фактором выступает государство, а не партия, которая играет второстепенную роль в процессе осуществления власти. Также допускается существование других партий.

Данный опыт классификации основан именно на том, что партии заявляют, в отличие от того, что они реально делают. В мире современной российской политики ничто не называется своим собственным именем: политические взгляды, которые декларируют партии, не соответствует их названиям, действия партий не соответствуют их политическим взглядам, а сами взгляды ничего не говорят об интересах тех лиц, которые их демонстрируют.

КПРФ

КПРФ (01.05.2009)

Согласно программным документам, партия продолжает дело КПСС и КП РСФСР, и, основываясь на творческом развитии марксизма-ленинизма, имеет своей целью построение социализма - общества социальной справедливости на принципах коллективизма, свободы, равенства, выступает за подлинное народовластие в форме Советов, укрепление федеративного многонационального государства, является партией патриотов, интернационалистов, партией дружбы народов, отстаивая коммунистические идеалы, защищает интересы рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, всех людей труда.

Значительное место в программных документах и работах лидеров партии занимают противостояние между новым мировым порядком и русским народом с его тысячелетней историей, с его качествами - «соборностью и державностью, глубокой верой, неистребимым альтруизмом и решительным отторжением торгашеских приманок буржуазного, либерально-демократического рая», «русский вопрос».

Идеологической основой для КПРФ является марксизм-ленинизм и его творческое развитие.

Партийная структура

Коммунистическая партия Российской Федерации строит свою работу на основе программы и устава. Партия, все её организации и органы действуют в рамках Конституции Российской Федерации, федерального закона «Об общественных объединениях» и других законов Российской Федерации. Коммунистическая партия Российской Федерации является юридическим лицом с момента государственной регистрации и осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на всей территории Российской Федерации.

КПРФ создает свои региональные, местные и первичные партийные организации на всей территории Российской Федерации. Местом нахождения постоянно действующего руководящего органа КПРФ является г. Москва.

Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) - левая политическая партия в Российской Федерации, самая массовая из коммунистических партий России.

КПРФ образована на II чрезвычайном съезде коммунистов России (13-14 февраля 1993 г.) как восстановленная Коммунистическая партия РСФСР. КП РСФСР, в свою очередь, была создана в июне 1990 как объединение членов КПСС в РСФСР. Её деятельность была приостановлена УказомПрезидента РФ от 23 августа 1991 года N 79 «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР», а затем прекращена Указом Президента от 6 ноября 1991 года N 169, возможность её восстановления в прежнем виде исключило Постановление Конституционного суда РФ N 9-П от 30 ноября 1992 года.

В августе 1996 г. секретарь ЦК РКРП В. Тюлькин направил Зюганову открытое письмо, в котором писал: "Зная программу КПРФ, учитывая последние

действия вашей партии, признавая право вашей организации на свое особое место в сегодняшней политической системе, вместе с тем прошу Вас рассмотреть вопрос о снятии слова "коммунистический" из названия вашей партии, дабы не дискредитировать саму теорию и не вводить в заблуждение людей труда"... Обращение совершенно риторическое, но некоторые формулировки удачны. КПРФ действительно мало имеет сейчас общего с коммунистической идеологией и занимает свое особое место в сегодняшней политической системе - на левом фланге партии власти.

Надо сказать, что это место досталось КПРФ где-то в начале 1995 г. КПРФ в том виде, в котором она существует ныне, появилась сравнительно поздно, - в начале 1993 г., на базе нескольких небольших коммунистических партий и актива бывшего ЦК КП РСФСР. В октябре 1993 г. она столкнулась с первым серьезным испытанием, но сохранила, более-менее, лицо и перед властью, и (меньше) перед оппозицией, не принимая участия в обороне Белого дома, но осуждая действия президента. В результате КПРФ прошла с хорошим результатом в Думу 1993 г. Однако партии и движения, с которыми КПРФ блокировалась в конце 1993 г., к 1995 г. уже продрейфовали вправо, став мелкими спутниками партии власти, от КПРФ откололся будущий лидер проправительственных социалистов Иван Рыбкин. ЛДПР же руководствовалась своими коммерческими интересами. В преддверии выборов КПРФ была вынуждена занять очень осторожную позицию, чтобы не дать повод к срыву.

Предвыборная президентская кампания Зюганова отличалась метаниями от умеренной антиправительственной риторики к фактически проправительственной позиции (например, по вопросу о Чечне). В 1995-1996 КПРФ окончательно оформилась как часть партии власти, "присматривающей" за коммунистической частью российского электората (особенно ярко это проявилось между двумя турами президентских выборов 1996 г.).

Позиции, которые КПРФ занимала в Думе 1995 - 1999 гг.: КПРФ отказалась от рассмотрения вопроса о частной собственности и стала считать возможным сосуществование государственной, общественной и частной собственности "в одном флаконе". Сейчас она выступает только против частной собственности на землю, считая, что земля должна оставаться в общенародной собственности. Но "может передаваться общественным, фермерским и крестьянским хозяйствам в постоянное, вечное, наследуемое и арендное владение и пользование. В частную собственность могут передаваться только приусадебные и дачные участки земли".

После перехода власти к правительству народного доверия частная собственность будет сохранена, чтобы "экономика развивалась" ("...Будучи последователями Ильича,... мы выступаем за многоукладность в экономике". Г. Зюганов), но при этом КПРФ собирается как-то "наладить самоуправление и контроль трудовых коллективов над производством и распределением" в условиях частной собственности. В вопросах государственной политики КПРФ занимает умеренную национал-патриотическую позицию, выдвигая своим основным лозунгом "державность, народовластие, равноправие, духовность и справедливость". Выступая за соблюдение прав и свобод и ограничение парламентом полномочий президента, КПРФ, тем не менее, ратует за "наведение порядка и жесткие действия в Чечне (отказавшись от небезызвестного права наций на самоопределение).

Таким образом, в целом программу КПРФ можно назвать социал-демократической со значительным левым уклоном. Ее основная цель в политической борьбе - сохранить свое широкое представительство в парламенте и (иногда) - лоббировать интересы прокоммунистически настроенных бизнесменов. Основной электорат КПРФ - жители небольших городов и сельской местности, в основном, пенсионеры и молодежь, которые голосуют не за программу, а за название. Как говорят социологи, "электорат КПРФ наименее подвержен пиаровским манипуляциям, поскольку они голосуют не за Зюганова или против Путина, а за коммунизм, за название "коммунистическая партия". Среди рабочих КПРФ большого влияния не имеет и сама это признает, в мегаполисах работать не умеет, а именно их голоса определили результаты, например, второго тура президентских выборов 1996г. На региональных выборах 1996 г. прошло 14 губернаторов, выдвинутых НПСР, однако эта победа была достигнута за счет регионов, традиционно голосующих за "левых".

Провал на выборах 2003 года показал, что партии необходимо срочно менять предвыборную платформу и программу, так как старые лозунги, даже несколько демократизированные, уже не находят отклика в российском обществе. Всё меньше людей, которые голосуют не за лидера или программу, а слово «коммунистическая».

Популярных лидеров регионального масштаба у КПРФ нет. Часть хозяйственников от КПРФ сдвинулась вправо внутри партии власти, например, правая рука Лужкова В. Шанцев.

Электорат КПРФ, скорей всего, продолжит уменьшаться в течение ближайших четырех лет, но в числе сторонников из числа чиновников и управленцев, а также в аппарате самой партии, скорей всего, будут углубляться расслоение: основная масса останется в лоне КПРФ, самые влиятельные (около одной десятой) "уйдут" вправо (не очень далеко), а радикальные левые (тоже около одной десятой) перейдут к крайне левым (партия Тюлькина и т.д.). Таким образом, на выборах 2007 года руководству следует ожидать ещё более низкий результат.

Вызванный Законом "О политических партиях" процесс укрупнения различных объединений может наконец-то исполнить давнишнюю мечту лидеров КПРФ и покончить с многопартийностью среди российских коммунистов. С самого момента утверждения этого закона было очевидно, что ныне существующие коммунистические объединения ВКП (б), РКП-КПСС и РКРП никак не смогут набрать нужное количество членов и региональных отделений. Однако последнюю точку в истории существования маленьких компартий поставят поправки в Закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан", разработанные в ЦИКе и внесенные в Госдуму президентом в августе.

Партийная печать - газета «Правда», более 30 региональных изданий, внутренний «Вестник организационно-партийной и кадровой работы». Ранее издавались еженедельник «Правда России» и журнал «Политическое просвещение», дружественным было радио «Резонанс».

Крупнейшая дружественная газета - «Советская Россия», до 2004 г. дружественна была газета «Завтра». В наиболее тиражных печатных СМИ, на ТВ и основных радиостанциях КПРФ с момента основания представлена скупо, хотя и не без колебаний. В учебниках по истории и в большинстве СМИ не упоминается, например, отмена Конституционным судом РФ ряда положений указа Ельцина Б. Н. о запрете КП РСФСР, иск о фальсификации выборов в 2003 г., активное партстроительство (в течении последних 4-5 лет в КПРФ вступает ежегодно по 10-15 тысяч молодых людей).

Финансы КПРФ

Согласно финансовому отчету КПРФ, предоставленному в ЦИК, в 2006 году в партию поступило в виде денежных средств на осуществление уставной деятельности: 127 453 237 рублей. Из них:

29 % - поступило за счет членских взносов

30 % - средства федерального бюджета

6 % - пожертвования

35 % - другие поступления

В 2006 году партией было израсходовано 116 823 489 рублей. Из них:

21 % - на пропагандистскую деятельность (информационную, рекламную, издательскую, полиграфическую)

7 % - подготовку и проведение выборов и референдума

Биография лидера

Генна́дий Андре́евич Зюга́нов родился. 26 июня1944, в учительской семье в деревне Мымрино (около 100 км от Орла). Отец, Андрей Михайлович Зюганов (ум. 1990), был командиром артиллерийского расчета, после войны преподавал в Мымринской средней школе большинство предметов, в том числе основы сельского хозяйства, исключая иностранный и русский языки и литературу. Мать - Марфа Петровна, 1915 года рождения - преподавала в начальных классах Мымринской школы.

Окончив с серебряной медалью Мымринскую среднюю школу Хотынецкого района Орловской области в 1961 году, год проработал в ней учителем. В 1962 году поступил на физико-математический факультет Орловского педагогического института, который закончил с отличием в 1969 г. В 1963-1966 гг. служил в Советской армии в радиационно-химической разведке группы советских войск в Германии (в настоящее время - полковник запаса). Преподавал физику и математику в вузе. Одновременно занимался профсоюзной, комсомольской, партийной работой. В 1966 вступил в КПСС. С 1967 года занимался комсомольской работой, работал на выборных должностях районного, городского и областного звена.

После окончания Орловского педагогического института преподавал в нём в 1969 до 1970. С 1972 по 1974 год работал первым секретарём Орловского обкома ВЛКСМ. В 1974-1983 был секретарём райкома, вторым секретарём Орловского горкома КПСС, затем - заведующим отделом пропаганды и агитации Орловского обкома КПСС. Одновременно в 73-77 гг. был депутатом Орловского горсовета, с 80 по 83 - депутатом Орловского областного совета депутатов. С 1978 по 1980 год учился на основном отделении Академии общественных наук при ЦК КПСС, окончил при ней аспирантуру экстерном. В 1980 году защитил кандидатскую диссертацию.

В 1983-1989 Зюганов работал в отделе агитации и пропаганды ЦК КПСС инструктором, заведующим сектором. В 1989-1990 был заместителем заведующего идеологическим отделом ЦК КПСС. Делегат XXVIII съезда КПСС (июнь 1990 года) и соответственно как представитель РСФСР - Учредительного съезда Компартии РСФСР (июнь-сентябрь 1990 года).

После создания Коммунистической партии РСФСР в июне 1990 года на 1-м учредительном съезде был избран членом Политбюро ЦК КП РСФСР, председателем постоянной Комиссии ЦК КП РСФСР по гуманитарным и идеологическим проблемам, а в сентябре 1990 г. - секретарём ЦК КП РСФСР.

В июле 1991 года подписал вместе с рядом известных государственных, политических и общественных деятелей обращение «Слово к народу». В августе 1991 г. был выдвинут кандидатом на выборах 1-го секретаря ЦК КП РСФСР, но снял кандидатуру в пользу В. А. Купцова в связи с отсутствием опыта парламентской работы.

В декабре 1991 года был кооптирован в состав координационного совета Российского общенародного союза. Тогда же был избран членом координационного совета движения «Отчизна». 12-13 июня1992 года участвовал в 1 соборе (съезде) Русского национального собора (РНС), стал членом президиума собора.

В октябре 1992 года вошёл в оргкомитет Фронта национального спасения (ФНС). На II чрезвычайном съезде Коммунистической партии РСФСР (КП РСФСР) 13-14 февраля 1993 года был избран членом Центрального исполнительного комитета партии, а на первом организационном пленуме ЦИК КП РФ - председателем ЦИК.

25-26 июля 1993 года принял участие в работе II конгресса Фронта национального спасения в Москве. С 20:00 21 сентября 1993 года - после выступления Бориса Ельцина с сообщением о роспуске парламента - находился в Доме Советов, выступал на митингах. 3 октября выступил в эфире ВГТРК, призвав население Москвы воздержаться от участия в митингах и столкновениях с МВД.

12 декабря 1993 года был избран депутатом Государственной думыпервого созыва по федеральному списку КПРФ.

В апреле-мае 1994 года был одним из инициаторов создания движения «Согласие во имя России». 21-22 января1995 года на III съезде КПРФ стал председателем ЦК КПРФ. 17 декабря 1995 года избран депутатом Государственной думы второго созыва по общефедеральному списку КПРФ.

4 марта 1996 года зарегистрирован кандидатом в президенты РФ. 16 июня 1996 состоялись выборы президента РФ. Кандидатуру Геннадия Зюганова поддержали 31,96 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. 3 июля 1996 года в ходе голосования во втором туре выборов президента РФ за кандидатуру Зюганова проголосовало 40,41 % избирателей. В августе 1996 г. избран председателем координационного совета Народно-патриотического союза России, в который вошли партии и движения, поддержавшие Г. А. Зюганова на президентских выборах.

19 декабря 1999 года избран депутатом Государственной думы третьего созыва по федеральному списку КПРФ.

В 2000 году на выборах президента России получил 29,21 % голосов. В январе 2001 года на пленуме Совета СКП-КПСС избран председателем совета Союза компартий .

В 2003 году избран депутатом Государственной думы четвёртого созыва, в 2007 - депутатом ГД пятого созыва.

Зюганов пропустил президентские выборы 2004 года, где партию представлял Николай Харитонов, и принял участие в выборах 2008 года, заняв второе после Дмитрия Медведева место (по официальным данным, более 13 млн голосов, или 17,7 % от принявших участие в выборах).

Автор серии монографий. Защитил докторскую диссертацию по философии на тему «Основные тенденции и механизм социально-политических изменений в современной России». В 1996-2004 возглавлял Народно-патриотический союз России. С 2001 возглавляет Союз коммунистических партий - Коммунистическую партию Советского Союза.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За первые несколько лет нового тысячелетия Россия успела значительно продвинуться по пути формирования партийной системы. Многопартийность в нашей стране существует с начала 90-х гг., однако партийная система до сих пор находится в стадии становления.

Партии постоянно развиваются, ведут между собой политическую борьбу, идет их развитие, объединение и выработка совместных позиций. Для усиления влияния на государственные структуры и для выдвижения своих представителей в властные структуры.

Становление многопартийности в стране идет трудно и противоречиво. Она пока далека еще от тех цивилизованных рамок, о которых мечтают знатоки и ревнители западной демократии. Чаще всего бывает так, что партии возникают, регистрируются, порой даже исчезают, но никто не знает, кто за ними стоит, кто их поддерживает. И в этом - главная беда многих группировок, претендующих на право называться партиями.

Но ясно одно - возрождение России требует не просто взаимодействия партий, но и взаимодействия просто политических сил. Они должны сотрудничать друг с другом на разумных условиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Решетнев, С.А. К вопросу о классификации политических партий России [текст]/С.А. Решетнев// Коммерсант власть. - 2004. - № 3. - С. 2-4

3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%9F%D0%A0%D0%A4

4. Дугин А. Левый проект // Российская газета.- 2003.- 26 марта.5. Сумбатян Ю. Г. Политические режимы в современном мире: сравнительный анализ. Учебно-методическое пособие. - М., 1999.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ»

(ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

«МАИ»

ИНСТИТУТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Кафедра И-04

«Связи с общественностью и массовые коммуникации»

РЕФЕРАТ

«ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КПРФ»

Студентка группы 104

Павлова О.Н.

Проверил

ассист. Евсюков И.С.

Введение 3

Функции политических партий 4

КПРФ 5

Идеология 5

Партийная структура 5

Партия и СМИ 8

Финансы КПРФ 8

Биография лидера 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11

ЛИТЕРАТУРА 12

Введение

Неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии. Этимологически “партия” означает “часть”, “отдельность”, элемент политической системы.

ПАРТИЯ - это политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти. Политическая партия - это организация единомышленников, представляющая интересы граждан, социальных групп и классов и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении. Соперничество политических групп, объединенных вокруг влиятельных семей или популярных лидеров, в течение многих веков составляло характерную, существенную черту политической истории. Но такие организации, которые мы называем политическими партиями, возникли в Европе и в США в начале ХIХ в.

Существует множество подходов к определению сущности политических партий: понимание партии как группы людей, придерживающихся одной идеологической доктрины (Б. Констан.); трактовка политической партии как выразителя интересов определенных классов (марксизм); институциональное понимание политической партии как организации, действующей в системе государства (М. Дюверже).

Другие подходы к определению партий: партия - носитель идеологии; партия - длительное объединение людей; цель партии - завоевание и осуществление власти; партия стремится заручиться поддержкой народа.

Функции политических партий

Политические партии в современных обществах выполняют следующие функции:

    представительство - выражение интересов определенных групп населения;

    социализация - вовлечение части населения в число своих членов и сторонников;

    идеологическая функция - разработка привлекательной для определенной части общества политической платформы;

    участие в борьбе за власть - подбор, выдвижение политических кадров и обеспечение условий их деятельности;

    участие в формировании политических систем - их принципов, элементов, структур.

В современной политической истории различают типы партийных систем: буржуазно-демократическая партийная система сформировалась в Европе и Северной Америке в XIX веке. В своей деятельности руководствуется следующими правилами: в обществе идет легальная борьба за власть; власть осуществляет партия или группа партий, которые обеспечили себе поддержку парламентского большинства; постоянно существует легальная оппозиция; между партиями внутри партийной системы существует согласие относительно соблюдения этих правил.

В буржуазной системе сформировалось множество видов партийных коалиций: многопартийная коалиция - ни одна из партий не способна добиться компетентного большинства; двухпартийная коалиция - имеются две сильные партии, каждая из которых способна самостоятельно осуществлять властные полномочия; модифицированная двухпартийная коалиция - не одна из двух основных партий не собирает абсолютного большинства и они вынуждены кооперироваться с третьими партиями; двублоковая коалиция - за власть борются два основных блока, а партии, стоящие вне блоков не играют существенной роли; коалиция доминирования - одна партия самостоятельно осуществляет власть на протяжении длительного периода; коалиция кооперирования - наиболее сильные партии долго и устойчиво сотрудничают в осуществлении власти.

социалистическая партийная система существует только одна легальная партия; партия руководит государством на всех уровнях государственного аппарата; возникновение такой политической системы связано с кризисом демократических или авторитарных систем правления.

авторитарная партийная система такой тип правления является промежуточным, при этом доминирующим фактором выступает государство, а не партия, которая играет второстепенную роль в процессе осуществления власти. Также допускается существование других партий.

Данный опыт классификации основан именно на том, что партии заявляют, в отличие от того, что они реально делают. В мире современной российской политики ничто не называется своим собственным именем: политические взгляды, которые декларируют партии, не соответствует их названиям, действия партий не соответствуют их политическим взглядам, а сами взгляды ничего не говорят об интересах тех лиц, которые их демонстрируют.

КПРФ

Идеология

КПРФ (01.05.2009)

Согласно программным документам, партия продолжает дело КПСС и КП РСФСР, и, основываясь на творческом развитии марксизма-ленинизма, имеет своей целью построение социализма - общества социальной справедливости на принципах коллективизма, свободы, равенства, выступает за подлинное народовластие в форме Советов, укрепление федеративного многонационального государства, является партией патриотов, интернационалистов, партией дружбы народов, отстаивая коммунистические идеалы, защищает интересы рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, всех людей труда.

Значительное место в программных документах и работах лидеров партии занимают противостояние между новым мировым порядком и русским народом с его тысячелетней историей, с его качествами - «соборностью и державностью, глубокой верой, неистребимым альтруизмом и решительным отторжением торгашеских приманок буржуазного, либерально-демократического рая», «русский вопрос».

Идеологической основой для КПРФ является марксизм-ленинизм и его творческое развитие.

Партийная структура

Коммунистическая партия Российской Федерации строит свою работу на основе программы и устава. Партия, все её организации и органы действуют в рамках Конституции Российской Федерации, федерального закона «Об общественных объединениях» и других законов Российской Федерации. Коммунистическая партия Российской Федерации является юридическим лицом с момента государственной регистрации и осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на всей территории Российской Федерации.

КПРФ создает свои региональные, местные и первичные партийные организации на всей территории Российской Федерации. Местом нахождения постоянно действующего руководящего органа КПРФ является г. Москва.

Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) - левая политическая партия в Российской Федерации, самая массовая из коммунистических партий России.

КПРФ образована на II чрезвычайном съезде коммунистов России (13-14 февраля 1993 г.) как восстановленная Коммунистическая партия РСФСР. КП РСФСР, в свою очередь, была создана в июне 1990 как объединение членов КПСС в РСФСР. Её деятельность была приостановлена Указом Президента РФ от 23 августа 1991 года N 79 «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР», а затем прекращена Указом Президента от 6 ноября 1991 года N 169, возможность её восстановления в прежнем виде исключило Постановление Конституционного суда РФ N 9-П от 30 ноября 1992 года.

В августе 1996 г. секретарь ЦК РКРП В. Тюлькин направил Зюганову открытое письмо, в котором писал: "Зная программу КПРФ, учитывая последние

действия вашей партии, признавая право вашей организации на свое особое место в сегодняшней политической системе, вместе с тем прошу Вас рассмотреть вопрос о снятии слова "коммунистический" из названия вашей партии, дабы не дискредитировать саму теорию и не вводить в заблуждение людей труда"... Обращение совершенно риторическое, но некоторые формулировки удачны. КПРФ действительно мало имеет сейчас общего с коммунистической идеологией и занимает свое особое место в сегодняшней политической системе - на левом фланге партии власти.

Надо сказать, что это место досталось КПРФ где-то в начале 1995 г. КПРФ в том виде, в котором она существует ныне, появилась сравнительно поздно, - в начале 1993 г., на базе нескольких небольших коммунистических партий и актива бывшего ЦК КП РСФСР. В октябре 1993 г. она столкнулась с первым серьезным испытанием, но сохранила, более-менее, лицо и перед властью, и (меньше) перед оппозицией, не принимая участия в обороне Белого дома, но осуждая действия президента. В результате КПРФ прошла с хорошим результатом в Думу 1993 г. Однако партии и движения, с которыми КПРФ блокировалась в конце 1993 г., к 1995 г. уже продрейфовали вправо, став мелкими спутниками партии власти, от КПРФ откололся будущий лидер проправительственных социалистов Иван Рыбкин. ЛДПР же руководствовалась своими коммерческими интересами. В преддверии выборов КПРФ была вынуждена занять очень осторожную позицию, чтобы не дать повод к срыву.

Предвыборная президентская кампания Зюганова отличалась метаниями от умеренной антиправительственной риторики к фактически проправительственной позиции (например, по вопросу о Чечне). В 1995-1996 КПРФ окончательно оформилась как часть партии власти, "присматривающей" за коммунистической частью российского электората (особенно ярко это проявилось между двумя турами президентских выборов 1996 г.).

Позиции, которые КПРФ занимала в Думе 1995 - 1999 гг.: КПРФ отказалась от рассмотрения вопроса о частной собственности и стала считать возможным сосуществование государственной, общественной и частной собственности "в одном флаконе". Сейчас она выступает только против частной собственности на землю, считая, что земля должна оставаться в общенародной собственности. Но "может передаваться общественным, фермерским и крестьянским хозяйствам в постоянное, вечное, наследуемое и арендное владение и пользование. В частную собственность могут передаваться только приусадебные и дачные участки земли".

После перехода власти к правительству народного доверия частная собственность будет сохранена, чтобы "экономика развивалась" ("...Будучи последователями Ильича,... мы выступаем за многоукладность в экономике". Г. Зюганов), но при этом КПРФ собирается как-то "наладить самоуправление и контроль трудовых коллективов над производством и распределением" в условиях частной собственности. В вопросах государственной политики КПРФ занимает умеренную национал-патриотическую позицию, выдвигая своим основным лозунгом "державность, народовластие, равноправие, духовность и справедливость". Выступая за соблюдение прав и свобод и ограничение парламентом полномочий президента, КПРФ, тем не менее, ратует за "наведение порядка и жесткие действия в Чечне (отказавшись от небезызвестного права наций на самоопределение).

Таким образом, в целом программу КПРФ можно назвать социал-демократической со значительным левым уклоном. Ее основная цель в политической борьбе - сохранить свое широкое представительство в парламенте и (иногда) - лоббировать интересы прокоммунистически настроенных бизнесменов. Основной электорат КПРФ - жители небольших городов и сельской местности, в основном, пенсионеры и молодежь, которые голосуют не за программу, а за название. Как говорят социологи, "электорат КПРФ наименее подвержен пиаровским манипуляциям, поскольку они голосуют не за Зюганова или против Путина, а за коммунизм, за название "коммунистическая партия". Среди рабочих КПРФ большого влияния не имеет и сама это признает, в мегаполисах работать не умеет, а именно их голоса определили результаты, например, второго тура президентских выборов 1996г. На региональных выборах 1996 г. прошло 14 губернаторов, выдвинутых НПСР, однако эта победа была достигнута за счет регионов, традиционно голосующих за "левых".

Провал на выборах 2003 года показал, что партии необходимо срочно менять предвыборную платформу и программу, так как старые лозунги, даже несколько демократизированные, уже не находят отклика в российском обществе. Всё меньше людей, которые голосуют не за лидера или программу, а слово «коммунистическая».

Популярных лидеров регионального масштаба у КПРФ нет. Часть хозяйственников от КПРФ сдвинулась вправо внутри партии власти, например, правая рука Лужкова В. Шанцев.

Электорат КПРФ, скорей всего, продолжит уменьшаться в течение ближайших четырех лет, но в числе сторонников из числа чиновников и управленцев, а также в аппарате самой партии, скорей всего, будут углубляться расслоение: основная масса останется в лоне КПРФ, самые влиятельные (около одной десятой) "уйдут" вправо (не очень далеко), а радикальные левые (тоже около одной десятой) перейдут к крайне левым (партия Тюлькина и т.д.). Таким образом, на выборах 2007 года руководству следует ожидать ещё более низкий результат.

Вызванный Законом "О политических партиях" процесс укрупнения различных объединений может наконец-то исполнить давнишнюю мечту лидеров КПРФ и покончить с многопартийностью среди российских коммунистов. С самого момента утверждения этого закона было очевидно, что ныне существующие коммунистические объединения ВКП (б), РКП-КПСС и РКРП никак не смогут набрать нужное количество членов и региональных отделений. Однако последнюю точку в истории существования маленьких компартий поставят поправки в Закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан", разработанные в ЦИКе и внесенные в Госдуму президентом в августе.

Партия и СМИ

Партийная печать - газета «Правда», более 30 региональных изданий, внутренний «Вестник организационно-партийной и кадровой работы». Ранее издавались еженедельник «Правда России» и журнал «Политическое просвещение», дружественным было радио «Резонанс».

Крупнейшая дружественная газета - «Советская Россия», до 2004 г. дружественна была газета «Завтра». В наиболее тиражных печатных СМИ, на ТВ и основных радиостанциях КПРФ с момента основания представлена скупо, хотя и не без колебаний. В учебниках по истории и в большинстве СМИ не упоминается, например, отмена Конституционным судом РФ ряда положений указа Ельцина Б. Н. о запрете КП РСФСР, иск о фальсификации выборов в 2003 г., активное партстроительство (в течении последних 4-5 лет в КПРФ вступает ежегодно по 10-15 тысяч молодых людей).

Финансы КПРФ

Согласно финансовому отчету КПРФ, предоставленному в ЦИК, в 2006 году в партию поступило в виде денежных средств на осуществление уставной деятельности: 127 453 237 рублей. Из них:

29 % - поступило за счет членских взносов

30 % - средства федерального бюджета

6 % - пожертвования

35 % - другие поступления

В 2006 году партией было израсходовано 116 823 489 рублей. Из них:

21 % - на пропагандистскую деятельность (информационную, рекламную, издательскую, полиграфическую)

7 % - подготовку и проведение выборов и референдума

Биография лидера

Генна́дий Андре́евич Зюга́нов родился. 26 июня1944, в учительской семье в деревне Мымрино (около 100 км от Орла). Отец, Андрей Михайлович Зюганов (ум. 1990), был командиром артиллерийского расчета, после войны преподавал в Мымринской средней школе большинство предметов, в том числе основы сельского хозяйства, исключая иностранный и русский языки и литературу. Мать - Марфа Петровна, 1915 года рождения - преподавала в начальных классах Мымринской школы.

Окончив с серебряной медалью Мымринскую среднюю школу Хотынецкого района Орловской области в 1961 году, год проработал в ней учителем. В 1962 году поступил на физико-математический факультет Орловского педагогического института, который закончил с отличием в 1969 г. В 1963-1966 гг. служил в Советской армии в радиационно-химической разведке группы советских войск в Германии (в настоящее время - полковник запаса). Преподавал физику и математику в вузе. Одновременно занимался профсоюзной, комсомольской, партийной работой. В 1966 вступил в КПСС. С 1967 года занимался комсомольской работой, работал на выборных должностях районного, городского и областного звена.

После окончания Орловского педагогического института преподавал в нём в 1969 до 1970. С 1972 по 1974 год работал первым секретарём Орловского обкома ВЛКСМ. В 1974-1983 был секретарём райкома, вторым секретарём Орловского горкома КПСС, затем - заведующим отделом пропаганды и агитации Орловского обкома КПСС. Одновременно в 73-77 гг. был депутатом Орловского горсовета, с 80 по 83 - депутатом Орловского областного совета депутатов. С 1978 по 1980 год учился на основном отделении Академии общественных наук при ЦК КПСС, окончил при ней аспирантуру экстерном. В 1980 году защитил кандидатскую диссертацию.

В 1983-1989 Зюганов работал в отделе агитации и пропаганды ЦК КПСС инструктором, заведующим сектором. В 1989-1990 был заместителем заведующего идеологическим отделом ЦК КПСС. Делегат XXVIII съезда КПСС (июнь 1990 года) и соответственно как представитель РСФСР - Учредительного съезда Компартии РСФСР (июнь-сентябрь 1990 года).

После создания Коммунистической партии РСФСР в июне 1990 года на 1-м учредительном съезде был избран членом Политбюро ЦК КП РСФСР, председателем постоянной Комиссии ЦК КП РСФСР по гуманитарным и идеологическим проблемам, а в сентябре 1990 г. - секретарём ЦК КП РСФСР.

В июле 1991 года подписал вместе с рядом известных государственных, политических и общественных деятелей обращение «Слово к народу». В августе 1991 г. был выдвинут кандидатом на выборах 1-го секретаря ЦК КП РСФСР, но снял кандидатуру в пользу В. А. Купцова в связи с отсутствием опыта парламентской работы.

В декабре 1991 года был кооптирован в состав координационного совета Российского общенародного союза. Тогда же был избран членом координационного совета движения «Отчизна». 12-13 июня 1992 года участвовал в 1 соборе (съезде) Русского национального собора (РНС), стал членом президиума собора.

В октябре 1992 года вошёл в оргкомитет Фронта национального спасения (ФНС). На II чрезвычайном съезде Коммунистической партии РСФСР (КП РСФСР) 13-14 февраля 1993 года был избран членом Центрального исполнительного комитета партии, а на первом организационном пленуме ЦИК КП РФ - председателем ЦИК.

25-26 июля 1993 года принял участие в работе II конгресса Фронта национального спасения в Москве. С 20:00 21 сентября 1993 года - после выступления Бориса Ельцина с сообщением о роспуске парламента - находился в Доме Советов, выступал на митингах. 3 октября выступил в эфире ВГТРК, призвав население Москвы воздержаться от участия в митингах и столкновениях с МВД.

12 декабря 1993 года был избран депутатом Государственной думы первого созыва по федеральному списку КПРФ.

В апреле-мае 1994 года был одним из инициаторов создания движения «Согласие во имя России». 21-22 января 1995 года на III съезде КПРФ стал председателем ЦК КПРФ. 17 декабря 1995 года избран депутатом Государственной думы второго созыва по общефедеральному списку КПРФ.

4 марта 1996 года зарегистрирован кандидатом в президенты РФ. 16 июня 1996 состоялись выборы президента РФ. Кандидатуру Геннадия Зюганова поддержали 31,96 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. 3 июля 1996 года в ходе голосования во втором туре выборов президента РФ за кандидатуру Зюганова проголосовало 40,41 % избирателей. В августе 1996 г. избран председателем координационного совета Народно-патриотического союза России, в который вошли партии и движения, поддержавшие Г. А. Зюганова на президентских выборах.

19 декабря 1999 года избран депутатом Государственной думы третьего созыва по федеральному списку КПРФ.

В 2000 году на выборах президента России получил 29,21 % голосов. В январе 2001 года на пленуме Совета СКП-КПСС избран председателем совета Союза компартий .

В 2003 году избран депутатом Государственной думы четвёртого созыва, в 2007 - депутатом ГД пятого созыва.

Зюганов пропустил президентские выборы 2004 года, где партию представлял Николай Харитонов, и принял участие в выборах 2008 года, заняв второе после Дмитрия Медведева место (по официальным данным, более 13 млн голосов, или 17,7 % от принявших участие в выборах).

Автор серии монографий. Защитил докторскую диссертацию по философии на тему «Основные тенденции и механизм социально-политических изменений в современной России». В 1996-2004 возглавлял Народно-патриотический союз России. С 2001 возглавляет Союз коммунистических партий - Коммунистическую партию Советского Союза.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За первые несколько лет нового тысячелетия Россия успела значительно продвинуться по пути формирования партийной системы. Многопартийность в нашей стране существует с начала 90-х гг., однако партийная система до сих пор находится в стадии становления.

Партии постоянно развиваются, ведут между собой политическую борьбу, идет их развитие, объединение и выработка совместных позиций. Для усиления влияния на государственные структуры и для выдвижения своих представителей в властные структуры.

Становление многопартийности в стране идет трудно и противоречиво. Она пока далека еще от тех цивилизованных рамок, о которых мечтают знатоки и ревнители западной демократии. Чаще всего бывает так, что партии возникают, регистрируются, порой даже исчезают, но никто не знает, кто за ними стоит, кто их поддерживает. И в этом - главная беда многих группировок, претендующих на право называться партиями.

Но ясно одно - возрождение России требует не просто взаимодействия партий, но и взаимодействия просто политических сил. Они должны сотрудничать друг с другом на разумных условиях.

ЛИТЕРАТУРА

    Решетнев, С.А. К вопросу о классификации политических партий России [текст]/С.А. Решетнев// Коммерсант власть. - 2004. - № 3. - С. 2-4

    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%9F%D0%A0%D0%A4

    политическую партию . КПРФ образована на II чрезвычайном съезде...

  1. Политические партии , тоталитаризм

    Реферат >> Политология

    Отстаивает партия . Типология политических партий . По характеру доктрин партии делятся... и сформировавшие парламентские фракции. Это КПРФ , «Единство», ОВР, «Союз... , только три партии из вышеперечисленных. Это КПРФ , «Яблоко» и партия Жириновского, выступавшая...

  2. Политические партии в РФ. Непартийнные политические объединения и движения

    Реферат >> Политология

    С тем российские партии имеют свою специфику. Так, левые партии (РКПР, КПРФ и другие) продолжают... : дать четкое политическое и правовое толкование понятия "политическая партия" , определить место политических партий в политической системе России, их...

  3. Политические партии Россиии

    Реферат >> Политология

    Задач КПРФ ; -осуществлять благотворительную деятельность; -создавать объединения и союзы с другими политическими партиями и... КПРФ или её структурных подразделений. «АГРАРНАЯ ПАРТИЯ РОССИИ» Устав 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Политическая партия «Аграрная партия ...

Новое на сайте

>

Самое популярное