Домой Плодовые деревья Сохранение неограниченной никакими механизмами контроля. Методические материалы для проведения олимпиады по истории россии

Сохранение неограниченной никакими механизмами контроля. Методические материалы для проведения олимпиады по истории россии

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП.

9 КЛАСС.

(Время выполнения работы 60 минут)

Фамилия, имя, отчество_______________________________________________ Класс_________

Задание № 1. Восстановите правильную хронологическую последовательность событий (максимальный балл за все задание – 20, по 4балла за каждый правильный ответ). Ответ запишите в виде ряда цифр, отражающего последовательность событий:

1. Манифест о трехдневной барщине

2. Тильзитский мир

3. Бородинское сражение

4. Организация военных поселений

5. Воцарение императора Александра I

Ответ: __________________________________

Задание № 2. Замените выделенный курсивом фрагмент историческим термином (по 5 баллу за каждый термин, всего – 10 баллов).

4.1. Вначале ХХ века сохранение не ограниченной никакими механизмами контроля со стороны представительных выборных органов или разделением на ветви исполнительную, законодательную и судебную наследственной власти одного человека оставалось главным пережитком прошлого в политической системе Российской империи. __________

4.2. Это слово едва ли не самое частое в историко-культурных размышлениях о XVII в. Это понятно, ибо речь идет об освобождении искусства и литературы от подчинения церковным, религиозным интересам. ___________________________________________________________________________________

Задание № 3. 20 баллов «Да» «Нет»

    Самые древние укрепления Курска относятся к середине XI столетия

    В 1510 году по «вечному миру» Курская земля вошла в состав Русского централизованного государства и стала его южной пограничной областью

    Указ «Об учреждении Курской губернии» был издан 30 июня 1781 года

    Курская Воробьёвка стала одним из центров русской культуры, благодаря А.А. Фету

    Герб Курской области в основе своей имеет изображение старинного герба Курской губернии

    Актёр М.С. Щепкин был крепостным князя Барятинского

    Курская область была оккупирована немецко-фашистскими захватчиками к середине июля 1942года

    Первая типография была открыта в Курске в 1792 году

    В 2007 году Курску присвоено звание «Город воинской славы»

Задание № 4. Выполните задания по карте (по 2 балла за каждый элемент ответа, максимальный балл – 10).

1.Укажите название войны и её годы (2 балла)

__________________________________________________________________________________

2.Укажите фамилию адмирала, командовавшего русским флотом (цифра 1). (2 балл)

__________________________________________________________________________________

3.Укажите название города, расположенного на карте (цифра 2). (2 балл)

___________________________________________________________________________________

4.Укажите название города, расположенного на карте (цифра 3). (2 балл)

________________________________________________________________________________

5.Укажите фамилию адмирала, который организовал оборону города (под цифрой 3). (2 балл)

_____________________________________________________________________________________

Задание №5 (10 баллов).

«Убьеть мужь мужа, то мьстить брату брата, или сынови отца, либо отцю сына, или братучаду, либо сестрину сынови; если не будеть кто мьстя, то 40 гривенъ за голову; если будеть русинъ, либо гридинъ, либо купчина, либо ябетникъ, либо мечникъ, если изъгой будеть, либо словенинъ, то 40 гривенъ положити за нь».

Вопросы:

1. Как называется этот документ? (1 балл) ___________________________________________________

2. При каком киевском князе он был принят? (1 балл) __________________________________________

3. Какие существуют редакции этого документа (до 3 баллов) ___________________________________

4. Какая норма описана в данном фрагменте? (до 2 баллов)_____________________________________

5. Как называется установленный данной статьей штраф? (1 балл) _______________________________

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (эссе или развернутый ответ, 30 баллов – по 5 баллов за каждый критерий).

Примерные Темы эссе:

1

2.

3

4.

5

6

При оценке эссе члены жюри должны исходить из следующих критериев:

Ответы 9 класс

Всего 100 баллов:

Задание №1. (20 баллов)

Ответ: 5,1,2,3,4

Задание №2. (10 баллов)

    Самодержавие или монархия;

    Обмирщение.

Задание №3. (20 баллов)

Задание №4. (10 баллов)

1. Крымская война 1853-1856гг.

2.П.С. Нахимов

3.Стамбул

4.Севастополь

5. В.А.Корнилов

Задание №5 (10 баллов).

1. «Русская правда»

2. При Ярославе Мудром

3. Краткая редакция (Правда Ярослава Мудрого, Правда Ярославичей, Покон вирный)

Пространная редакция (Устав Ярослава Владимировича и Устав Владимира Мономаха)

4. Норма уголовного права.

5. 40 гривен.

Творческое задание (30 баллов, 5 баллов за каждый критерий)

Примерные темы эссе:

1 . В тот век народной юности богатырские подвиги Мономаха, его изумительная деятельность не могли не возбудить сильного сочувствия, особенно когда эти подвиги совершались на пользу земле (С.М.Соловьев).

2. Борис и на престоле правил так же умно и осторожно, как прежде, стоя у престола при царе Федоре (В.О.Ключевский).

3 . А.Л.Ордин-Нащекин во многом предупредил Петра и первый высказал много идей, которые осуществил преобразователь (В.О.Ключевский).

4. Петр оказался не только талантливым и проницательным дипломатом, но и высокоодаренным полководцем и военным организатором в той тяжелой борьбе, в которой русскому народу пришлось отстаивать свое будущее (Е.В.Тарле).

5 . По уму и таланту Сперанский, несомненно, самый замечательный из государственных людей, работавших с Александром, и, может быть, самый замечательный государственный ум и во всей новейшей русской истории (А.А.Корнилов).

6 . Александр II встал на путь освободительных реформ не в силу своих убеждений, а как военный человек на троне, осознавший уроки Крымской войны (Л.Г. Захарова).

При оценке эссе члены жюри должны исходить из следующих критериев: (30 баллов, 5 баллов за каждый критерий)

1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).

2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.

3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.

4. Четкость и доказательность основных положений работы.

5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

6. Грамотность, логичность изложения, богатство языка, аккуратность.

Министерство общего и профессионального образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Свердловской области
Среднего профессионального образования Свердловской области
«Камышловский гуманитарно­технологический техникум»
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ИСТОРИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП.
1­Й КУРС.
Время выполнения работы 135 минут.
Максимальное количество баллов 100.
Фамилия, имя____________________________ Курс ____________________
Группа_____________________________________________________________
Преподаватель ___________________________________________________________
Задание № 1. Установите соответствие. Соотнесите название картин с авторами (до 3 баллов)
1.К. Малевич
2.М. Врубель
А. «Над городом»
Б. «Купание красного
коня»
В. «Чёрный квадрат»
Г. «Демон сидящий»
3.М.Шагал
4. В. Кандинский
5. К. Петров­Водкин Д. «Первая Мировая война»
Е. «В лодке»
1
2
3
4
5
Задание №2. Восстановите правильную хронологическую последовательность событий
(максимальный балл за все задание – 3) Ответ запишите в виде ряда цифр, отражающего
последовательность событий:
А)
1) Восстание декабристов на Сенатской площади
2) Образование Южного общества
3) Парижский мирный договор
4) Крестьянская реформа П.Д. Киселёва
5) Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина
Б)
1) начало Ливонской войны
2) взятие Москвы Тохтамышем
1

3) поход Олега на Константинополь
4) Куликовская битва
5) битва на реке Сити

В)
1) Вступление России в Первую Мировую войну
2) Второй съезд партии РСДРП
3) Брусиловский прорыв
4) Начало работы первой Государственной Думы
5) Участие России в работе Гаагской конференции
Задание №3. Перед вами портреты исторических личностей. Определите, кто из них участвовал в
Отечественной войне 1812 года, а кто в Крымской войне 1853­1856гг. Ответ оформите в виде
таблицы (до 6 баллов)
Отечественная война 1812 года
Крымская война 1853­1856гг.
1)
4)
2)
5)
3)
6)
Задание № 4. Замените выделенный курсивом фрагмент историческим термином (по1 баллу за
каждый термин, всего – 2 балла).
2

4.1. Вначале ХХ века сохранение не ограниченной никакими механизмами контроля со стороны
представительных выборных органов или разделением на ветви исполнительную, законодательную и
судебную наследственной власти одного человека оставалось главным пережитком прошлого в
политической системе Российской империи.
___________________________________________________________________________ ____________
4.2. Направление в искусстве, представители, которого стремятся запечатлеть реальный мир в его
подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.
_______________________________________________________________________________________
Задание № 5. Определите правильность предложенных суждений. Ответ внесите в таблицу (11
баллов).
1. Итогом Русско­турецкой войны 1828­1829гг. стало подписание Туркманчайского мирного
договора.
2. Крымская война закончилась в 1855 году, после поражения России в Синопском сражении.
3. Вступление России в 1914 г. в войну вызвало рост патриотических чувств в русском обществе.
4. Первая русская революция закончилась поражением революционеров в Декабрьском
вооружённом восстании.
5. Первая железная дорога в России была построена в 1841 году.
6. Россия одержала решительную победу над японским флотом в Цусимском сражении.
7. Василий III был первым русским правителем при котором был созван первый Земский собор.
8. Павел Пестель был автором программы «Русская правда».
9. Западники считали, что крестьянская община является основой экономики России.
10. В результате Ливонской войны Россия при Иване IVполучила выход в Балтийское море.
11. Период правления Анны Иоанновны получило название «Бироновщина»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Задание № 6. Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы. В перечне справа есть
лишняя характеристика, максимальный балл – 6).
6.1.
1.Ярослав Мудрый
2.Владимир Святой
3.Владимир Мономах
4.Ольга
А.Крещение Руси
Б. Введение погостов и уроков на Руси
В. Захват Киева, объявление его столицей государства
Г. Создание «Русской правды»
Д. Крестовый поход русского войска в степь против половцев.
1
2
3
4
6.2.
1.М.М. Сперанский
2. А.А. Аракчеев
А. Реформа введения военных поселений
Б. Проект реформ государственного устройства
3

3. Н.Н. Новосильцев
4. Е.Ф. Канкрин
В. Реформа переселения крестьян из центральной части России в
Сибирь.
Г. Проект конституции «Уставная грамота Российской империи»
Д. Денежная реформа. Введение серебряного рубля.
1
2
3
4
Задание № 7. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под
соответствующими номерами (1 балл за каждый правильно заполненный пропуск,
максимальный балл – 10).
При решении земельного вопроса крестьянские наделы зачастую были значительно
сокращены. Это явление получило наименование __1_. В результате крестьяне были вынуждены
арендовать помещичью землю, выплачивая ее стоимость или деньгами, или полевыми работами. Такая
практика получила наименование __2__. Раздел земли между крестьянской общиной и помещиком
фиксировался в _3_(наименование тип документа)_. Если помещик и крестьяне не приходили к
соглашению, то для урегулирования спора привлекался __4 (наименование должности)_. Получая
землю, крестьяне были обязаны оплатить ее стоимость. Разработанная правительством формула расчета
стоимости земли повысила ее рыночную цену в полтора раза. У крестьян не было денег, необходимых
для выкупа земли. Чтобы помещики получили выкупные суммы единовременно, государство
предоставило крестьянам ссуду в размере _5 (примерная величина ссуды в процентах)_ стоимости
наделов. Остальные _6 (остаток в процентах)_ крестьянская община платила помещику сама. В
течение _7 (количество лет)_ лет крестьяне должны были возвратить ссуду государству в форме _8_ с
начислением процентов. Выплата крестьянами помещику растянулась на 20 лет. Она породила
специфическое _9 (юридический термин)_ состояние крестьян, которые должны были платить оброк
и выполнять некоторые повинности до тех пор, пока полностью не выкупят свой надел. Только в _10_
году был издан закон о ликвидации этого положения крестьян.

________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
4

Задание № 8. Изображения каких исторических деятелей представлены ниже? Укажите:
1) их фамилии
2) сферу их деятельности
3) примерное время их деятельности. (до 3 баллов за каждый ответ, максимальный балл – 6).

1)
2)

________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
5

________________________________________________________________________________________
Задание № 9. Применительно к каждой представленной ниже картине укажите
1) ее название,
2) художника,
3) время создания (с точностью до половины столетия).
(1 балла за каждый из перечисленных элементов ответа, до 3 баллов за каждый ответ,
максимальный балл за все задание – 6).
1)
2)
1)______________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
6

2)______________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Задание № 10. Применительно к каждому изображенному ниже памятнику укажите
1) его название,
2) место расположения (город),
3) архитектора,
4) время создания (с точностью до половины столетия) постройки памятника.
(1 балл за каждый из перечисленных элементов ответа, до 4 баллов за каждый ответ,
максимальный балл за все задание – 8).
2)
1)
7

1)______________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
2)______________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Задание № 11. Выполните задания по карте (по 1 баллу за каждый элемент ответа,
максимальный балл – 6).
1) Укажите название войны и её годы (2 балла)
2) Укажите фамилию адмирала, командовавшего русским флотом (цифра 1). (1 балл)
3) Укажите название города, расположенного на карте (цифра 2). (1 балл)
4) Укажите название города, расположенного на карте (цифра 3). (1 балл)
5) Укажите фамилию адмирала, который организовал оборону города (под цифрой 3). (1 балл)

3
1
2
1. __________________________________________________________________________________
2. __________________________________________________________________________________
3. __________________________________________________________________________________
4. __________________________________________________________________________________
5. __________________________________________________________________________________
Задание №12 (8 баллов).
«Убьеть мужь мужа, то мьстить брату брата, или сынови отца, либо отцю сына, или братучаду, либо
сестрину сынови; если не будеть кто мьстя, то 40 гривенъ за голову; если будеть русинъ, либо гридинъ,
либо купчина, либо ябетникъ, либо мечникъ, если изъгой будеть, либо словенинъ, то 40 гривенъ
положити за нь».
Вопросы:
1. Как называется этот документ? (1 балл)
2. При каком киевском князе он был принят? (1 балл)
3. Какие существуют редакции этого документа (до 3 баллов)
4. Какая норма описана в данном фрагменте? (до 2 баллов)
5. Как называется установленный данной статьей штраф? (1 балл)
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
(эссе или развернутый ответ, 25 баллов).
Примерные Темы эссе:
9

1. «Приняв крещение из рук греков, восприняв ряд элементов византийской культуры, русские люди не
подпали под иссушающее воздействие византийской церковности, а нашли свой путь культурного
развития во всех областях» (Б.А. Рыбаков).
2. Борис и на престоле правил так же умно и осторожно, как прежде, стоя у престола при царе Федоре
(В.О.Ключевский).
3. «Все политические помыслы Ивана IV сводятся к одной идее, к мысли о самодержавной власти…
Вся философия самодержавия свелась к одному простому заключению: «жаловать своих холопей мы
вольны и казнить их вольны же». (А.Л. Янов)

4. Петр оказался не только талантливым и проницательным дипломатом, но и высокоодаренным
полководцем и военным организатором в той тяжелой борьбе, в которой русскому народу пришлось
отстаивать свое будущее (Е.В.Тарле).
5.По уму и таланту Сперанский, несомненно, самый замечательный из государственных людей,
работавших с Александром, и, может быть, самый замечательный государственный ум и во всей
новейшей русской истории (А.А. Корнилов).
6. Александр II встал на путь освободительных реформ не в силу своих убеждений, а как военный
человек на троне, осознавший уроки Крымской войны (Л.Г. Захарова).
Примерные темы развернутых ответов:
1. Влияние Золотой Орды на развитие Древней Руси в XIII­XV вв.
2. Петровские реформы и их оценка историками и современниками.
3. Война 1812 г. и ее влияние на развитие России в первой половине XIX в.
4. Значение принятия христианства на Руси..
Шкала оценивания:
баллы
0­20
21­40
41­60
61­80
81­100
оценк
а
1
2
3
4
5
место
IV
III
II
I
10

Вопросы к олимпиаде по «Истории России» в 2009 г.

А) Призвание Рюрика на княжение в Новгород;г.

Б) Введение христианства на Руси;г.

В) оставление «Русской Правды» Ярославичей;г.

2. Определите исторического деятеля, о котором идет речь.

Этого человека древнерусский источник называет «вельможей ». Служил он у черниговского князя, но, услышав о нашествии Батыя, бросился с малой дружиной воевать.

Он стал одним из героев «Повести о разорении Рязани Батыем», которая называет его «исполином».

Храбрость этого война восхитила самого Батыя, и хан отпустил остатки его дружины, разрешив им похоронить тело героя.

Этот человек стал героем многих устных сказаний и былин.

3. Вычеркните лишнее.

Василий II Темный, Юрий Дмитриевич, Василий Косой, Дмитрий Шемяка, Василий III.

4. Найдите современников царя Ивана IV Грозного:

А) Микеланджело Буонарроти;

Б) Диего Веласкес;

В) Исаак Ньютон.

5. Выберите правильный ответ.

На протяжении нескольких веков в Русском государстве существовало местничество, отмененное только в 1682 г. царем Федором Алексеевичем. Что оно собой представляло?

А) обязанность для горожан строить свои дома в специально определенных местах, в соответствии с планом.

Б) система формирования казачьих войск в соответствии с территориальным принципом.

А. отмена сословий;

Б. ликвидация самодержавия;

В. ликвидация национального неравноправия;

Г. отмена пережитков крепостничества;

Д. объявления политических свобод;

10. С какими событиями внешнеполитической жизни страны международных отношений связаны имена:

А. , Дж. Кеннеди, Ф. Кастро;

Б. , А. Дубчек, Г. Гусак;

В. , Х. Амин, Б. Кармаль.

11. Проанализируйте фрагмент из программного документа начала ХХ века одной из политических партий. Какой партии он принадлежит? Какие цели, отдаленные и ближайшие, поставлены? Считаете ли вы их реальными для России того периода?

«… Заменив частную собственность на средства производства и обращения общественною и введя планомерную организацию общественно-производительного процесса для обеспечения благосостояния и всестороннего развития всех членов общества, социальная революция пролетариата уничтожит деление общества на классы и тем освободит все угнетенное человечество, так как положит конец всем видам эксплуатации одной части общества другою… »

1. Ответ: А – 2, Б – 3, В – 1.

2. Ответ: Евпатий Коловрат.

3. Ответ: Названы участники феодальной войны второй четверти XV в. Лишний в списке Василий III, который вступил на московский престол в 1505 г.

4. Ответ: А.

5. Ответ: В.

– лишний.

8 самодержавие, террор, панславизм

10. А. Карибский кризис

Б. ввод советских войск в Чехословакию.

В. ввод советских войск в Афганистан

11. Фрагмент из программы РСДРП, принятой ее II съездом в 1903 г. обозначена главная стратегическая цель партии: построение общества на основе общественной собственности путем социалистической революции и установления диктатуры пролетариата.

Отличие от целей других партий четко обозначено в отрывке: введение общественной собственности на средства производства (т. е. уничтожение частной собственности), коллективного труда всех членов общества, ликвидация классов и эксплуатации, построение социализма, освобождение трудящихся всего мира.

После октября 1917 г. была сделана попытка реализовать программу партии, окончившаяся, десятилетия спустя, крахом, не только из-за жестких политических методов пролетарской диктатуры, но и утопичности провозглашенных в начале века идей.

Вопросы к олимпиаде по «Истории России» в 2010 г.

1. Соотнесите между собой события и даты:

А) объединение Руси под властью Олега;г.

Б) вступление на престол Владимира Святославича;г.

В) смерть Ярослава Мудрогог.

2. Вычеркните лишнее:

Большая Орда, Синяя Орда, Астраханское ханство, Казанское ханство, Сибирское ханство, Ногайская Орда.

3. Найдите современника царя Михаила Федоровича Романова:

А) кардинал Ришелье;

Б) Эразм Роттердамский;

В) Фердинанд Кортес.

4. Определите исторического деятеля, о котором идет речь.

О происхождении этого человека нет единого мнения среди ученых, ясно только, что он незнатного рода.

Образования не получил никакого, оказался блестящим самоучкой, которого отличали огромная энергия и преданность царю.

Он был денщиком Петра I в юности, став в зрелые годы обладателем всевозможных титулов и званий.

Известен своим редкостным стяжательством и тем, что никогда не ощущал избытка в деньгах и почестях: даже став петербургским генерал-губернатором, продолжал заниматься казнокрадством. Но, кроме того, этот человек занимался кораблестроением, формированием полков, артиллерией и прочими важными для государства делами.

5. Выберите правильный ответ:

Что такое посессионная мануфактура?

1) предприятие, работавшее не постоянно, а периодически, несколько раз в году;

2) предприятие, продукция которого доставлялась в казну большими партиями;

3) предприятие, на котором работали приписанные крестьяне.

6. Расположите в хронологической последовательности события XIX в.:

Введение в России министерств, Указ об отмене выкупных платежей с крестьян, заключение русско-французского военного союза («сердечное согласие» - Антанта), Восстание декабристов, Отмена нейтрализации Черного моря, Судебная реформа в царствование императора Александра II.

7. Какое историческое событие описано ниже? Когда оно произошло? Вспомните не менее трех известных исторических деятелей, с которыми они связаны.

«Когда военная церемония кончилась, император, который все еще продолжал сидеть на коне, громко крикнул: «Гос­пода офицеры, ко мне!». Офицеры окружили царя, и он громко начал речь о великом событии дня: «Положен ко­нец вековой несправедливости... Я жду жертв от дворянст­ва... Благородное дворянство сомкнётся вокруг престо­ла...». Толпы крестьян и образованных людей стояли перед Зимним дворцом и кричали «ура!». Когда царь появился на улице, за его коляской помчался ликующий народ. Герцен был прав, сказавши два года спустя: «Александр Николае­вич, зачем вы не умерли в этот день? Вы остались бы героем в истории!».

8. в поэме «Возмездие» писал:

В те годы дальние, глухие

В сердцах царили сон и мгла:

Победоносцев над Россией

Простер совиные крыла.

И не было ни дня, ни ночи,

А только тень огромных крыл,

Он дивным кругом очертил

Россию, заглянув ей в очи

Стеклянным взором колдуна.

· Кто такой? Что вы о нем знаете?

· В чем проявлялось его влияние на формирование общественно-
политических взглядов Александра III?

· Что в государственной деятельности Победоносцева могло бы­
звать отрицательное отношение к нему?

А) отмену сословного строя;

Б) ликвидацию национального неравноправия народов России;

В) введение политических свобод;

Г) отмену помещичьего землевладения.

10. Назовите причину, по которой Санкт-Петербург был переименован в Петроград:

А) по желанию жителей;

В) «Головокружение от успехов»;

Г) «Экономические проблемы социализма в СССР».

12. Установите соответствие между битвами Великой Отечественной войны и их значением:

1. Битва за Берлин;

2. Сражение под Прохоровкой;

3. Битва под Москвой;

4. Сталинградская Битва.

А) конец мифа о непобедимости Вермахта;

Б) коренной перелом в ходе войны;

В) самое крупное танковое сражение;

Г) завершающий этап войны.

13. Расставьте в хронологической последовательности годы правления советских государственных деятелей:

А) Н. Хрущев;

Б) Ю. Андропов;

В) Л. Брежнев;

Г) М. Горбачев;

Д) К. Черненко.

Ответы:

1. Ответ: А) 3, Б) 1, В) 2.

2. Ответ: Приведены государства, возникшие на месте Золотой Орды после ее распада. Вычеркнуть нужно Синюю Орду, которая сосуществовала с Золотой Ордой.

3. Ответ: А.

4. Ответ: .

5. Ответ: 3.

6. Введение в России министерств, Восстание декабристов, Судебная реформа в царствование императора Александра II, Отмена нейтрализации Черного моря, об отмене выкупных платежей с крестьян, заключение русско-французского военного союза («сердечное согласие» - Антанта).

7. Отмена крепостного права в России в 1861 г. Ростовцев, Николай Милютин, вел. княгиня Елена Павловна, Самарин, Черкасский, В. Панин, кн. Гагарин, Унковский, Позен и др.

12. 1-Г; 2-В; 3-А; 4-Б.

13. А, В, Б, Д, Г.

Новое на сайте

>

Самое популярное