Домой Плодовые деревья Святая гора записка с переводом. Записки на афон предлагают доставить за деньги

Святая гора записка с переводом. Записки на афон предлагают доставить за деньги

Афон - полуостров в юго-западной части греческого полуострова Халкидики. Единственное в мире мужское монашеское государство. Эта священная территория является святыней всего православного мира, земным уделом Божией Матери. Попасть на Афон простому смертному, тем более из России, до некоторых пор было сложно. Но в 2014 году мне - обычному пенсионеру из маленького уральского посёлка - представилась такая возможность.

Мечта

Первые монахи поселились на Афоне ещё в до X века, к ним сразу же стали приходить паломники. Но женщинам, начиная с XI-го века и до сих пор, запрещено ступать на эту землю.

На протяжении веков паломники-мужчины из разных стран мира нескончаемым потоком шли к афонским святыням. Каждое такое путешествие было трудным и продолжительным. И если в XIX веке жители нашего государства ещё могли хоть как-то туда добраться, то на протяжении всего XX-го это стало почти невозможным. Но в наши дни развитие туризма позволило упростить путь на Афон.

Я никогда не имел мысли о паломничестве на Святую Гору (так греки называют Афон). Подобное желание возникло у меня внезапно, преследовало с каждым днём всё настойчивее и, похоже, не собиралось покидать. И тогда я начал откладывать деньги.
Накопив нужную сумму, оформил загранпаспорт, греческую визу и паломнический тур. Мечта начала сбываться.

Встреча

В назначенный день прибыл в аэропорт Кольцово г. Екатеринбурга, сел в самолёт и полетел в Грецию. Через несколько часов ранним сентябрьским утром мы успешно приземлились в крупнейшем греческом городе Салоники.

Салоники - второй по величине город после столицы Греции Афин. Здесь не только международный аэропорт, но и порт Средиземного моря. Много учебных заведений высшего звена, православных храмов (в этой стране православие является государственной религией).

Для паломников, собирающихся на Афон (а таких было немало!), прибыл специальный автобус. На нём я приехал в Уранополис, расположенный на границе со Святой Горой. Отсюда до монастырей Афона нужно было плыть на пароме, который ходит только по утрам. Городок живёт паломниками и туристами, а потому здесь много гостиниц, различных лавок, закусочных.

Уранополис

Прогулка

День был тёплый. Отведав греческой еды в ближайшем от моей гостиницы кафе, я решил пойти на море - не сидеть же в номере до утра. Да и заодно поискать в Уранополисе контору, в которой завтра нужно будет купить разрешение на проезд до Афона.

Прогуляться по заморскому городку было чрезвычайно приятно. Тёплый морской воздух, ласковое солнце были как нельзя кстати после утомительных перелёта и переезда. Да и ногам разминка тоже была нужна.

Несмотря на конец сентября, море ещё тёплое - за лето так нагрелось, что до октября не остывает. И я с большим удовольствием искупался. Было даже не вспомнить, когда я последний раз купался в море! Тёплое солнышко, море, песок… Блаженство!

На пароме

Наутро я прибыл на пристань, откуда небольшие катера и паром отходили в разные места назначения, в том числе и на Афон. 25 евро стоило разрешение на посещение Святой Горы. Российское турагентство предварительно занесло меня в списки паломников, и по ним на пристани сверили всех приезжих.

А для туристов в Уранополисе организуются морские экскурсии вокруг Афона на «пиратской» шхуне.

Разместившись с другими на пароме, я смотрел на море и полуостров. Время в пути прошло как одно мгновение. С моря виден весь Афон - множество церквей и монастырей. Как красиво!

Ватопед

Причалив к Афону, мы не спеша вышли на берег. Нас встретил монах, проверил визы, объяснил, кому и что можно посетить и как добираться до монастырей.

Снова садимся в автобус и едем до греческого монастыря Ватопед. Гора. Спуск. И мы на месте.

Русскоязычная группа расположилась в одной большой комнате для гостей. В 16.00 все дружно отправляемся на вечернюю службу в монастырскую церковь, затем – на ужин в трапезную.

После ужина - поклонение находящимся здесь святыням - мощам угодников Божиих, Поясу Пресвятой Богородицы. А затем идём на ночной отдых.

Это была моя первая ночь на Афоне.

В 5 часов утра во всех афонских монастырях начинается утренняя служба, я также решил на неё сходить. Подал о здравии всех родственников записку, которая читалась во время литургии. Поскольку паломников из России было много, служба велась поочерёдно на греческом и русском языках. Монахи на этих богослужениях поют очень красиво и проникновенно - так, что буквально за душу берёт!

В Ватопеде я беседовал с епископом Самарским, испрашивая его благословения на посещение Панагии - часовни в честь Пресвятой Богородицы, стоящей на высоте 1500 метров над уровнем моря по пути к вершине горы Афон. Он меня отговаривал, поясняя, что это будет очень тяжёлый подъём, для которого нужно много сил и здоровья. Но я настаивал на своём и всё-таки получил благословение.

Монастырь Святого Павла

После скромного завтрака в монастырской трапезной, состоящего из хлеба, варёного яйца, яблока и напитков, мы снова сели в автобус и отправились на пристань.

К обеду добираемся в монастырь Святого Павла. Здесь нам опять выделяют одну на всех комнату, где стоят кровати с одеялами и подушками.
Чуть передохнув, отправляюсь на вечернюю службу - как я понял, расписание во всех афонских монастырях похоже.

После службы и скромного ужина следует поклонение мощам. А затем отдых до утра. Я осознавал, что отдохнуть нужно основательно, так как завтра мне предстоит пешком идти к Панагии (в переводе с греческого Панагия значит Всесвятая), причём в одиночку, так как желающих в нашей комнате больше не было.

Подъём

После утренней службы я практически сразу же двинулся в путь. День был тёплый, воздух вдоль тропы благоухал ароматами цветов. Присмотрелся. Высокие кусты, словно шапкой, сплошь покрыты сиреневыми бутонами. «Странно, что осенью здесь что-то цветёт», - думал я, вдыхая этот чудесный аромат…

Подъём действительно оказался трудным. Но я же не из тех, кто сдаётся на полпути! Хотя понимал, что мне не 20 и даже не 40, а уже 67 лет - возраст более чем серьёзный для такого путешествия. А потому молился: «Господи, помоги пройти сей путь в здравии!»

Навстречу, совершая спуск, мне попадались разные люди. Судя по говору, это были европейцы. Вероятно, они ночевали у Панагии, раз утром уже шли обратно. Периодически я садился отдыхать, ведь никто меня не торопил. И думал, как бы сейчас пригодились палки или посох!

До половины горы стоят перила, и на более опасных участках есть лестницы. Слава Богу, что воду я взял с собой, её глоток на трудном подъёме был просто необходим. В тяжёлые минуты вспоминал слова епископа, который вчера меня отговаривал, и свои убедительные доводы…

Так, рассуждая обо всем понемногу и не забывая про молитву, я вышел на ровную площадку, где стоит часовенка. Это и есть Панагия.

Позади часовни располагалась комната отдыха, где я намеревался заночевать. Осмотрев всё, я присел и достал хлебную булку, которую купил ещё внизу. Это был мой ужин. Вторую булку я оставил на завтрак.

Ночлег

Панагия – ещё не вершина Святой Горы. Вершина находится на высоте 2033 метра. Но я не стал рисковать и не пошёл дальше, ведь мог не успеть до сумерек спуститься к Панагии на ночлег. В горах темнеет быстро.

В Панагии службы совершаются только тогда, когда среди поднимающихся есть священники. Они сами и служат. А сегодня, похоже, я один буду здесь ночевать. Что ж, для моих натруженных ног не имеет значения окружение, главное растянуться в горизонтальном положении.
Но к вечеру нас набралось человек 20. Глядя на них, думал, приди я чуть позже, остался бы без места.

Спал я крепко. Но ночью меня разбудил какой-то шорох. Глянул на окно, а там, на подоконнике, мой будущий завтрак доедал не весть откуда взявшийся кот. Вот так я остался без завтрака.

Спуск

Наутро вышел из часовни, обошёл всё вокруг, но не нашёл никаких следов присутствия кота. Только невдалеке мирно пасся мул.
Я вознёс на Святой Горе молитву за всех своих родственников, ведь никто из них пока не отважился на такое.

Спуск оказался ещё более трудным, чем подъём - мои натруженные ноги предательски подкашивались, буквально не слушались меня! И справиться с этим было ой как нелегко! Приходилось напрягаться всем телом и думать, как бы не улететь вниз. А тут ещё небо нахмурилось и стало прохладно.

Знакомый цветочный аромат взбодрил мои лёгкие, но чувство голода никуда не делось. Ох, уж этот кот!

Обратный путь

Спустившись до монастыря святого Павла, я остался там на ночлег.

Наутро снова на автобусе доехал до морской пристани, откуда намеревался прибыть в Уранополис.

Присмотрелся ко всем пришвартованным судёнышкам и увидел катер с русскими паломниками во главе с епископом. Попросился к ним. Не отказали. Денег тоже не затребовали. И я счёл это компенсацией за проделки кота.

Милостью Божией в порядке и здравии я вернулся в приграничный к Афону город. В гостинице Уранополиса, где я остановился на ночлег, меня накормили. А погода за это время окончательно испортилась - заморосил дождик.

Утром решил добраться до Салоников самостоятельно - на рейсовом автобусе.

Он по пути заезжал в каждую деревню, собирая всех желающих. Рейс получился длинным, но стал для меня своего рода экскурсией.
Надо сказать, что дороги в Греции отличные, и ехать было ничуть не трудно. И я с большим интересом смотрел на всё, что было за окном: на природу, дома, людей, вслушивался в их речь.

Храм св. Димитрия Солунского в г. Салоники

Моя гостиница находилась почти в центре Салоников. По приезде в город, у меня оставалось в запасе ещё немного времени до захода солнца и я решил потратить его на прогулку по городу, зайдя в храм святого Дмитрия Солунского.

Сегодня я благодарен Богу за то, что побывал на Афоне. И если представится случай, я никогда не откажусь побывать там снова.

А всем, кто прочитал мои «Записки», желаю здравия и благодати Божией.

Что нужно учитывать при составлении записок «о здравии» и «о упокоении».

Заказать на Афоне поминовение успоших родных и близких или сорокоуст о здравии болящих и страждущих, православные христиане старались с давних времен, зная, насколько быстро Пресвятая Богородица отвечает на просьбу афонских монахов, которые подвизаются на Святой Горе.

Преподобный Паисий Святогорец говорил, что лучшая помощь усопшим – заказать сорокоуст о них: «Заупокойные службы – это самый лучший адвокат о душах усопших. Заупокойные службы обладают такой силой, что могут даже вывести душу из ада...»

Говоря о записках, из опыта многим паломникам известно: записки «о здравии» и «об упокоении» лучше приготовить заранее, так как посещение большого числа обителей, зачастую не оставляет времени на вдумчивое написание прошений о молитве за родных и близких людей.

На Афоне в греческих храмах и монастырях можно подавать записки, написанные латиницей или по-русски, но по возможности, все же стоит написать записку на греческом языке. Как правило, записки на греческом быстрее прочитывают, унося в алтарь.

Записки «о здравии» (υπέρ υγείας) и «о упокоении» (υπέρ αναπαύσεως) в обителях Святой Горы следует писать в родительном падеже. Таким образом имена женского рода с окончанием – α или – η, в родительном падеже будут иметь окончания – ας и – ης. Имена мужского рода с окончанием – ος, будут иметь окончание – ου.

Как правило, в одной записке пишут до 10-15 имен.

Важно знать о том, что на записках, в отличии от нашей традиции, крест ставится только на заупокойных. Когда греки видят в записке крест, они молятся об усопших.

В записках «о здравии» возле имен не принять писать «путешествующий», «болящий», «младенец», считая, что Господь все знает.

В большинстве монастырей не устанавливают цену за поминовения, размер пожертвования определяет паломник. Пожертвования кладут в закрытые ящички.

Надпись «ΟΝΟΜΑΤΑ ΓΙΑ ΤΗΝ ΘΕΙΑ ΛΕΙΤΟΥΡΓΙΑ» гласит: «Имена на Божественную литургию» – сюда следует положить записки.

Ниже перевод на греческий язык некоторых распространенных имен, в последовательности: имя – греческий аналог – произношение – написание по-гречески.

Афанасий – Αθανάσιος – Афанасиос – Αθανασιου

Александр – Αλέξανδρος – Александрос – Αλεξάνδρου

Александра – Αλεξάνδρα – Александра – Αλεξανδρας

Алексей – Αλεξιος – Алексиос – Αλεξιου

Анастасия – Ανασταοια – Анастасия – Αναστασιας

Андрей – Ανδρεας – Андреас – Ανδρεα

Анатолий – Anatoliου

Анна – Αννα – Анна – Αννας

Антон – Αντωνιος – Антониос – Αντωνιου

Вадим – Βαντίμ

Варвара – Βαρβαρα – Варвара – Βαρβαρας

Виктор – Βικτωρ – Виктор – Βικτορος

Владимир – Βλαντιμιρ – Владимир – Βλαντιμιρ

Василий – Βασίλειος – Βασίλειου

Галина – Γαλινη – Галини – Γαλινης

Георгий – Γεωργιος – Георгиос – Γεωργιου

Герасим – Γερασιμος – Герасимос – Γερασιμου

Григорий – Γρηγοριος – Григориос – Γρηγοριου

Даниил – Δανιηλ – Даниил – Δανιηλ

Денис – Διονυσιος – Дионисиос – Διονυσιου

Дмитрий – Δημητριος – Димитриос – Δημητριου

Евдокия – Ευδοκια – Эвдокиа – Ευδοκιας

Елена – Ελενη – Элени – Ελενης

Елизавета – Ελισαβετ – Елисавэт – Ελισαβετ

Екатерина – Αικατερινη – Экатэрини – Αικατερινης

Зинаида – Ζηναιδα – Зинаида – Ζηναιδας

Иаков – Ιακωβος – Иаковос – Ιακωβου

Илья – Ηλιας – Илиас – Ηλιου

Иоанн – Ιωαννης – Иоаннис – Ιωαννου

Иосиф – Ιωσηφ – Иосиф – Ιωσηφ

Ирина – Ειρηνη – Ирини – Ειρηνης

Ксения – Ξενια – Ксениа – Ξενιας

Константин – Κωνσταντινος – Констандинос – Κωνσταντινου

Кристина, Христина – Χριστίνα – Χριστίνας

Косма – Κοσμας – Космас – Κοσμα

Лазарь – Λαζαρος – Лазарос – Λαζαρου

Леонид – Λεωνιδας – Леонидас – Λεωνιδου

Лидия – Λυδια – Лидиа – Λυδιας

Лука – Λουκα – Лукас – Λουκα

Любовь – Aγαπη – Агапи – Αγαπης

Маргарита – Μαργαριτα – Маргарита – Μαργαριτας

Марина – Μαρινα – Марина – Μαρινας

Мария – Μαρια – Мария – Μαριας

Марк – Μαρκος – Маркос – Μαρκου

Марфа – Μαρθα – Марфа – Μαρθας

Михаил – Μιχαηλ – Михаил – Μιχαηλ

Надежда – Ελπιδα – Элпида – Ελπιδος

Наталия – Ναταλια – Наталиа – Ναταλιας

Никита – Νικητας – Никитас – Νικητα

Никодим – Νικοδημ – Никодим – Νικοδημου

Николай – Νικολαος – Николас – Νικολαου

Ольга – Ολγα – Ольга – Ολγας

Павел – Παυλος – Павлос – Παυλου

Петр – Πετρος – Пэтрос – Πετρου

Серафим – Σεραφειμ – Серафим – Σεραφειμ

Сергий – Σεργιος – Сергиос – Σεργιου

Светлана, Фотиния – Φωτεινη – Фотини – Φωτεινης

София – Σοφια – Софиа – Σοφιας

Степан – Στεφανος – Стэфанос – Στεφανου

Тамара – Ταμαρα – Тамара – Ταμαρας

Татьяна, Татиана – Τατιανη – Татиана – Τατιανης

Филипп – Φιλιππος – Филиппос – Φιλιππου

Федор – Θεοδωρος – Феодорос – Θεοδωρου

Юлия, Иулия – Ιουλια – Иулиа – Ιουλιας

Церковные записки по сути своей могут быть названы богослужебными книжками, ведь они вносятся в алтарь, читаются во время Божественной литургии перед святым Престолом. Вот я и задумалась перед поездкой в Грецию, как писать и подавать записки в греческих храмах? Из своих паломнических поездок в Дивеево, Троице-Сергиеву Лавру, Оптину пустынь, Псково-Печерский монастырь, на Валаам и Соловки я вынесла твердое убеждение – записки нужно готовить заранее, чтобы не тратить потом в суете драгоценное время, отрывая его от молитвы и созерцания… На Святой Земле, в Германии и Франции я подавала записки, написанные латиницей, и поначалу также думала поступить в Греции. Но потом интернет подсказал, что если это и приемлемо в больших городах, то в редко посещаемых обителях – нет. Другими словами, рассчитывать на то, что греческие монахи знают английский язык, не стоит.

Поэтому я занялась составлением записок на греческом, прибегая к латинским буквам только в тех случаях, когда греческого варианта найти не получалось. Все записки я делала в электронном виде. Интуиция подсказала - вручную ничего не получится, тут каллиграфом надо быть или рисовать уметь по крайности… Ни того, ни другого таланта у меня нет, поэтому я без смущения воспользовалась принтером, о чем ни разу не пожалела. Скорее наоборот. Когда на Эвбее закончились 15 комплектов моих записок, у Андрея ушел целый вечер на срисовывание одного единственного комплектика, состоящего, правда, из 9 записок по 13-14 имен…
По ходу паломничества я убедилась, что записки на греческом языке значительно «облегчают жизнь» греческим батюшкам, они их тут же прочитывают, служат молебны или спокойно уносят в алтарь.

На записке «О здравии» пишется ΥΠΕΡ ΥΓΕΙΑΣ, на записке «Об упокоении» - ΥΠΕΡ ΑΝΑΠΑΥΣΕΩΣ. Крест ставится только на записке об упокоении. Когда греки в записке видят крест, они молятся об усопших. Имена пишутся в родительном падеже. Женские имена с окончанием на - α или - η в родительном падеже имеют окончания - ας и - ης. Мужские имена с окончанием на - ος в родительном падеже оканчиваются на - ου. Если затруднительно, можно просто писать имена в именительном падеже, греки поймут. Возле имен не пишется «болящего», «отроковицы» и пр. Отцу нашему Небесному и так все известно. Чаще всего, записки кладутся в корзиночку или на поднос, возле которых можно встретить надпись «ΟΝΟΜΑΤΑ ΓΙΑ ΤΗΝ ΘΕΙΑ ΛΕΙΤΟΥΡΓΙΑ» (имена на Божественную литургию).

Пожертвования кладут в ящички с прорезью, которые стоят повсюду в храмах. Перед поездкой на некоторых сайтах я встречала строгие указания по количеству имен в записках, по размерам пожертвований и прочее, а в самой Греции увидела, что все это, мягко говоря, не соответствует действительности. Ни в одной обители греки не пересчитывали имена в моих записках, а по поводу денег, приколотых скрепкой к запискам, сразу же показывали, что их следует опустить в ящичек для пожертвований. Другое дело, что равняясь на свой приходской храм, я сама старалась ограничить свои записки по количеству имен, чтобы батюшкам легче было их читать. Так что смело пишите имена своих родных и близких с сердечной молитвой за них. И Вы помолитесь, и греческие монахи, а молитва, как писал святитель Димитрий Ростовский, «не только побеждает законы природы, не только является непреоборимым щитом против видимых и невидимых врагов, но удерживает даже и руку Самого Всесильного Бога, поднятую для поражения грешников».

Пожертвования за записки определяются только Вашими возможностями и только Вашими желаниями. За свечи пожертвования также часто произвольные.
Панихидного стола в греческих храмах нет, свечи ставятся вместе - и за живых, и за усопших: "Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы" (Лк. 20, 38). Подсвечники стоят не у каждой иконы, а в притворе храма или на улице. Во время службы не принято ходить по храму, разговаривать (пусть даже тихонечко), особенно во время Таинства Причащения. Чашу греки не целуют, они почитают ее за величайшую святыню, к которой прикасаться категорически нельзя, теплоты в качестве запивки у них нет, но в конце Литургии, когда все прикладываются ко Кресту, раздаются большие куски Антидора. Чтобы не вносить в греческий храм суету, подавать записки и ставить свечи лучше всего до или после службы.

Еще одна особенность - у греков нет традиции подавать записки на длительный срок, у них есть записка на Литургию и записка, читаемая у святынь - чудотворных мощей и икон. На мощи святых и иконы нельзя самостоятельно класть предметы для освящения. Все, что вы хотите освятить, отдайте в руки греческому священнику, саму просьбу можно не озвучивать, батюшка вас поймет.
Для сугубого поминовения можно купить просфору в хлебной лавке и передать ее до начала службы в алтарь вместе с запиской. Просфора (по-гречески το πρόσφορο) – это приношение, и принесение просфоры в храм на проскомидию - древнейшая христианская традиция. А с недавних пор, в связи с большим наплывом паломников из России и Украины, в некоторых обителях, например, в храме Святителя Спиридона Тримифунтского, к нашей вящей радости, можно заказать и сорокоуст (ΓΙΑ 40 ΜΕΡΕΣ, звучит как Сарандалитурго), и годовое поминовение (ΓΙΑ ΕΝΑ ΧΡΟΝΟ).

Если Вы захотите получить у греческого священника благословление, то нужно подойти и сказать: Πατερ, ευλογειτε!/Патэр, эвлогитэ (Батюшка, благословите). В ответ услышите: ο Κυριος/о Кириос (Бог благословит).

Как подать записку о Здравии, Упокоении

Одним из наиболее известных церковных обрядов является молитвенное поминовение. Именно с помощью этого ритуала верующие испрашивают у Господа благодать для себя, своих родных и близких. При совершении поминовения нужно соблюдать ряд правил, закрепленных многовековой традицией в общецерковном и богослужебном укладе.

Что такое Церковная записка, и какие они бывают?

Записка или церковная записка ― это список имен, который священник поминает за Божественной Литургией, панихидой или молебном.
Записки бывают О здравии (в которую записываются имена живых людей) и О упокоении , (в нее записываются имена усопших). Записки делятся на две категории: разовые (одноразовое поминание) – простая, заказная, панихида, молебен, и длительные (многоразовое поминание) – сорокоуст, полгода, год.
Во все категории (кроме панихиды в которую вписываются имена только о упокоении и молебна – где пишут имена лишь о здравии), можно подать записки как О здравии так и О упокоении.

Записки с разовым поминанием (на одну службу):

Простую записку во время Литургии читает алтарник (помощник священника).

Заказную записку (или, как ее еще называют – «обедню») читает сам священник два раза. Первый раз – в начале Литургии, на проскомидии, вынимая при этом частички из просфоры, которые в конце службы будут опущены в Чашу, где они омоются в Крови Христовой, а значит и грехи помянутых людей омоются в Его Крови. Второй раз поминает имена на Литургии во время ектеньи (особом молении).

Молебен – это особое Богослужение о живых, и поэтому записки на него можно подавать только о живых. Молебен можно заказать Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, или любому угоднику Божию (свт. Николаю Чудотворцу, вмч. Пантелеймону, вмч. Георгию, и другим святым). Кроме этого, можно заказывать молебен по случаю либо просительный: благодарственный, о болящих, о путешествующих и т.д.

Панихида – это особое Богослужение о усопших. Подавая на панихиду записки, мы также улучшаем загробную участь близкого нам умершего человека. И чем чаще мы молимся о умерших, тем лучше становиться их участь

.

Записки с многоразовым поминанием:

Сорокоуст – это многоразовое поминовение. В течении сорока дней, когда совершаются в храме службы, священник всякий раз поминает записанное Вами имя, и вынимает за этого человека частицу из просфоры.

Полгода, Год – эта когда имя будет поминаться на каждой службе в течении полугода или года, и в каждый раз будет выниматься частица из просфоры для омовения грехов.

Как заказать церковные требы на Афоне: молебен, сорокоуст

На Афоне существуют специальные правила написания церковных записок. Подпишите записку О здравии (Υπερ Υγειας), Об Упокоении (Υπερ αναπαυοεως), крест ставят только на записках об Упокоении. В записках можно указывать лишь имена людей, крещенных в Православной Церкви; в записках об упокоении нельзя писать имена самоубийц и имена усопших, причисленных к лику святых. Имена в записках следует писать в родительном падеже (например Иоанна, Марии и т.д). В записках должно быть не более 10-15 имен. Рядом с именем греки не пишут «младенец», «болящий» и пр., считая что Господь Сам видит душу каждого человека. На Афоне во многих храмах и монастырях живут русскоговорящие монахи, поэтому не запрещается подавать записки, написанные латиницей или даже по-русски.

Как правило, записки принимают за добровольное пожертвование, однако в некоторых монастырях есть свои рекомендуемые пожертвования. Они везде разняться, в зависимости от вида поминовения (сорокоуст, молебен, единоразовая заказная литургия). Записки мы пишем, чтобы испросить Божественной благодати для себя и своих ближних. Приносимые же верующими пожертвования (например, мука для просфор, масло, вино) и зажигаемые перед иконами свечи - наша жертва Господу, символ нашей любви и преданности. Это нужно в первую очередь нам самим. За нашу жертву, за умение и волю ограничить себя в благах земных, Господь сторицею воздаст нам душевным спокойствием.

Дорогие братья и сестры! На нашем сайте, у вас есть возможность отправить на Афон ваши записки. Все имена и записки мы поминаем на молебнах перед иконой Пресвятой Богородицы «Всецарица» («Пантанасса»), а также на проскомидии за Божественной Литургией. Подать записку на Афон вы можете, перейдя на следующую .

Подавая записки мы делаем добро нашим близким и родным. В тоже время, наша молитвенная помощь не должна ограничиваться только лишь заказом церковных треб. Мы должны молиться за близких нам людей и дома при совершении утренних и вечерних молитвенных правил.

В Греции в храмах и монастырях не запрещается подавать записки, написанные латиницей или даже по-русски, но все же из уважения к грекам лучше делать это на их родном языке. Имена в записках следует писать по-гречески в родительном падеже. Имена собственные женского рода, оканчивающиеся на – α или – η, в родительном падеже будут иметь окончания – ας и – ης. Имена собственные мужского рода, оканчивающиеся на – ος , в Род. падеже, будут иметь окончание – ου. Для удобства мы создали удобную форму русских имен и их греческих аналогов.

После заполнения формы Вы получите на листе стандартного формата 4 записки (2 на русском и 2 на греческом).

Что означают разные поминовения:

  • Обычное – 1 литургия
  • Сорокоуст – 40 литургий
  • Годовое – на год

Возможные уточнения:
Патриарх, архиепископ, митрополит, епископ, архимандрит, игумен, игумения, иеромонах, иеродиакон, монах, монахиня, послушник, послушница, протоиерей, иерей, диакон, болящий, болящая, младенец, со чадами.

На Афоне не устанавливают цену за прием поминовений. Размер пожертвования определяет сам паломник. Обычно принято за обычную записку до 10 имен оставлять 2-10 евро. За сорокоуст 20-50 евро. За годовую 100-200 евро за 1 имя. Оставляйте столько, сколько посчитаете нужным.

Заполнение записки – духовная составляющая этого процесса: вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того человека, чье имя вы вписываете - это уже молитва за него.

  • В записках должно быть не более 10 имен
  • Сумма пожертвования за одно имя – примерно половина евро
  • Рядом с именем греки не пишут «младенец», «болящий» и пр., считая что Господь Сам видит душу каждого человека
  • В храмах можно приобрести только свечи; иконы и книги продаются в специальных магазинах
  • В отличие от наших храмов, из греческих нельзя выносить купленные там свечи
  • Греки редко ставят рядом с иконами подсвечники, в основном они находятся у входа в храм
  • Нельзя в присутствии священника группы или священнослужителя данного храма самостоятельно класть на мощи святых иконы или другие предметы церковного назначения для освящения. Все, что вы хотите освятить, необходимо отдать в руки священнослужителя, находящегося рядом со святыней
  • Отдельного Молебна о здравии у греков нет. Христиане покупают в хлебном магазине просфору и утром, перед Литургией, подают ее в алтарь вместе с запиской о здравии. В отдельных храмах записки о здравии читают во время Молебна почитаемому святому
  • Если вы собираетесь причащаться в греческом монастыре, помните, что, подходя к Чаше, не надо крестообразно складывать руки. Сами возьмите край плата, который за другой конец держит священник, и после принятия Святых Даров отрите губы. Ни в коем случае не прикладывайтесь к Чаше! Греки почитают ее за величайшую святыню, прикасаться к которой запрещено.
  • Если вы хотите обратиться к греческому священнику за благословлением, произнесите: Πατερ, ευλογειτε! (Патэр, эвлогитэ), что означает «Батюшка, благословите». Священник ответит вам «ο Κυριος» (о Кириос), то есть «Бог благословит».

Церковь не поминает:
- самоубийц;
- не крещенных в православной вере (атеистов, инославных, иноверцев);
- ο усопших, причисленных к лику святых. Например: блаженная Матрона, блаженная Ксения. Причина проста: находясь у Престола Божия именно они молятся за нас;
- ο убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены в Православие. Обычно такие люди еще при жизни просили родственников «не отпевать» и «не хоронить по канонам Православной Церкви» или «не класть крестик в гроб» и т.д.

Дорогие братья и сестры!

Если у Вас нет возможности лично передать пожертвование или хотите помочь нашей службе, то Вы можете перечислить их с помощью кнопки, либо по указанным ниже реквизитам напрямую в Русский на Афоне монастырь свмч Пантелеимона

Новое на сайте

>

Самое популярное