Домой Огород на подоконнике Эффект вертера примеры. Эффект Вертера: описание, особенности и примеры проявления. Актуальная проблема современности

Эффект вертера примеры. Эффект Вертера: описание, особенности и примеры проявления. Актуальная проблема современности

Немецкий ученый Михаэль Йеттер (Michael Jetter) убежден: от журналистов могут зависеть жизни и смерти людей. Если говорить прямо, то статьи могут способствовать убийствам, особенно если это - сюжеты о террористических актах, сопровождаемые фотографиями или видео преступников и их жертв, например, на первых страницах газет или, если речь о телевидении, в прайм-тайм.

Йеттер, работающий в университете Западной Австралии в Перте, много лет изучал взаимосвязи между проблемой терроризма и ролью масс-медиа.Для своего последнего доклада он проанализировал свыше 61 тысячи терактов, совершенных с 1970 по 2012 годы в более чем 200 странах мира, и сравнил их освещение в американской газете New York Times.

Ученый выдвинул гипотезу, согласно которой число террористических атак коррелирует, то есть, напрямую связано с их интенсивным освещением в СМИ. Любой дополнительный текст о террористическом акте увеличивает число терактов на следующей неделе, по его данным, в 1,4 раза. Для проверки своей гипотезы Йеттер провел тест, который, по данным ученого, показал: "Как только в определенный день не было сюжета об "Аль-Каиде", а был рассказ о природной катастрофе, то на следующей неделе терактов было меньше". Возможная причина - простая психологическая закономерность.

При чем тут Гёте и его Вертер

Дело в так называемом синдроме или эффекте Вертера, когда одно самоубийство провоцирует следующее. Термин "синдром Вертера" ввел в 1970-х годах социолог Дэвид Филипс, опираясь на известное произведение немецкого классика Йоганна Вольфганга Гёте "Страдания юного Вертера". Кто не помнит: измученный безответной любовью главный герой кончает жизнь самоубийством.

Роман пользовался большой популярностью после выхода и вызвал неожиданный эффект: волну суицидов среди молодых людей. "Эффект Вертера описывает феномен, когда число суицидов резко растет, если масс-медиа уделяют большое внимание какому-то самоубийству и с жаждой сенсации освещают его", - объясняет Бенедикт Тилль (Benedikt Till), психолог из Медицинского университета Вены.

Эффект бывает особенно сильным, если суицид описывается детально, или если предметом для публичного обсуждения становятся мотивы самоубийцы, которые нередко изображаются в упрощенном виде - неудачный брак, долги и т.п. "Все это имеет довольно значительный потенциал для идентификации с самоубийцей", - говорит Тилль, специализирующийся на изучении этого феномена.

Естественно, человек, не переживающий глубокий кризис, даже после прочтения сенсационного материала о суициде едва ли станет примерять на себя подобный сценарий. Другое дело - кто-то, кому приходят мысли о том, чтобы уйти из жизни, и кто проживает "процесс суицидального развития", как говорит Бенедикт Тилль. Для таких людей сообщения СМИ могут стать последней каплей.

В Германии приняты определенные меры, касающиеся освещения суицида в средствах массовой информации: в своде правил для журналистов есть посвященная этому глава, которую помогали разработать специалисты. Аналогичных правил на случай терактов до сих пор нет.

Как освещать теракты?

"Первые исследования, проведенные по этой теме, показывают, что и теракты вызывают подражательный эффект. Если в СМИ интенсивно освещается какое-то нападение или амок, то это ведет к новым терактам", - говорит Тилль. Аналогично рассказам о суициде, сообщения масс-медиа могут становиться последним толчком для радикализовавшихся, но еще не решившихся на преступление людей.

Контекст

Американские ученые уже предприняли попытку составить свод правил поведения для журналистов, освещающих массовые убийства. Однако пока такие правила не являются общепризнанными.

Определяющую роль играет не только как, но и сколько журналисты сообщают о терактах. Иными словами, количество переходит в качество: "Мы должны количественно меньше освещать (эти события - Ред .), тогда мы увидим меньше терактов", - полагает Михаэль Йеттер. Не просто меньше фото, меньше комментариев и меньше эмоциональных выражений, а в целом - меньше места в эфире и на газетных полосах, советует он.

Расчет играет свою роль

Впрочем, новая волна терактов может объясняться и другой причиной. "Мы сталкиваемся, возможно, с рациональным планированием террористических организаций - использовать момент значительного внимания со стороны СМИ и совершить новые нападения уже только поэтому", - говорит Йеттер.

Будь то эффект Вертера или рациональный ход террористов - каждая статья о теракте предоставляет преступникам место в СМИ, которое они хотят получить, утверждают эксперты. Террористы знают, что мы не можем иначе и используют эту лазейку, заметил журналист Die Zeit Бастиан Бербнер (Bastian Berbner). По его мнению, способствовать снижению числа терактов может только уменьшение внимания к ним со стороны СМИ.

Смотрите также:

  • Десять лет назад на этом месте была пустыня, сегодня - поднимаются небоскребы, часть которых принадлежит к самым высоким в мире. Снимок Дубая, сделанный ливанцем Баширом Мукарзелем, получил первый приз в категории "Город" международного конкурса Drone Photography Contest.

  • Лучшие фотографии, сделанные с помощью дрона

    Этот снимок, сделанный с беспилотника московским физиком Алексеем Гончаровым, выглядит так, как будто мойщики окон моют не одно из зданий международного делового центра "Москва-Сити", а сам город, отражающийся в стеклах небоскреба. Второй приз в категории "Город".

    Лучшие фотографии, сделанные с помощью дрона

    Мадрид с высоты птичьего полета. Автор снимка, студент Луис Сагвар-Доминго, признается, что любит фотографировать с беспилотника экзотические места, например, тропические ландшафты. Но здесь удостоился третьего приза межународного конкурса Drone Photography Contest в категории "Город".

    Лучшие фотографии, сделанные с помощью дрона

    Жером Куртьяль поднял свой беспилотник над лавандовым полем в Провансе, когда в поле выехал трактор для сбора урожая. Ждать ему и его подруге, которой и принадлежит эта идея, пришлось долго - несколько часов. Но ожидание себя оправдало: Куртьяль и его подруга получили первый приз в категории "Природа".

    Лучшие фотографии, сделанные с помощью дрона

    Второй приз в категории "Природа" жюри 4-го международного конкурса фотографий, сделанных с беспилотника, присудило румынскому фотографу-профессионалу Калину Стану. Он снял эту фантастически петляющую автомобильную дорогу в Трансильвании. Согласно легенде, над ней любил летать по ночам граф Дракула.

    Лучшие фотографии, сделанные с помощью дрона

    Третий приз в категории "Природа" получил Флориан Леду. 27-летний француз так любит зиму и холод, что переехал жить в Исландию. Его мотив - ледяное поле. Спустя два месяца после того, как был сделан этот снимок, беспилотник потерпел крушение в небе над Норвегией - после того, как его атаковали два сокола, принявшие летательный аппарат за вторгшегося на их территорию конкурента.


1. Страдания молодого Вертера

Своим названием этот синдром обязан Иоганну Вольфгангу Гете и его романа "Страдания молодого Вертера" , вышедший в свет в 1774 году. Герой произведения, влюбленный юноша, отчаявшись найти счастье с обожаемой девушкой, пускает себе в голову пулю. Известно, что поводом для написания этого романа послужила несчастная любовь самого Гете. Лишен надежды на взаимность Гете упал в черную меланхолию . От преждевременной гибели писателя уберегло только то, что он начал изливать свои переживания на бумагу - взялся за роман о юного Вертера, наделив того собственными чувствами и мыслями. "Я написал Вертера, чтобы не стать Вертером" - говорил он.

Роман пользуется огромным успехом. Сразу после публикации книга вызвала целую войну самоубийств среди молодых людей. Под влиянием произведения Гете, по всей Европе романтически настроенные юноши, подражая главному герою, начали лишать себя жизни. Дело дошло до того, что в ряде стран опасный роман был запрещен.


2. Исследования Дэвида Филлипса

Термин "Эффект или синдром Вертера" ввел в - годах американский социолог Дэвид Филлипс. Проведя ряд исследований, пришел к следующему выводу: сразу после публикации на первых полосах газет сообщение о самоубийстве, число совершенных суицидов резко увеличивается. Причем именно в тех регионах, где трагический случай получил особенно широкую огласку.

Неуверенные в себе человека, особенно если их жизненная ситуация напоминает жизненную ситуацию человека, покончила с собой, отчаявшись, не видя иного решения своей проблемы, нередко воспринимают известие о чьем-то самоубийстве как своеобразную подсказку, и принимаются копировать действия тех, кто во многом на них так похож.

Причем, чем подробнее в прессе освещаются: мотивы, обстоятельства и способ ухода какого-то человека из жизни, тем выше число подражательных суицидов.

Например, если в газете детально описывалось, как кто-то свел счеты с жизнью, на всей скорости въехав в придорожный столб - очень скоро количество людей, которые решили выбрать именно такой способ самоубийства - резко возрастает.

Смерть Мэрилин Монро снова заставила психологов и социологов содрогнуться от того, что после нее количество самоубийств увеличилось на 10%. После этого, Дэвид Филипс окончательно решил, что эффект Вертера существует. Получается, что самоубийство может быть не только социально опасным, но и психически заразным явлением.


3. Опыт Австрии

Позже этот эффект подтвердил факт своего существования тем, что в Австрии 1980-х годов чрезмерно возросло количество самоубийств, которые происходили в метро . В результате, в году Венский Центр Кризисной помощи совместно с сотрудниками Венского метрополитена пошли на своеобразный эксперимент. Они договорились о прекращении освещения событий о смерти на рельсах или о замалчивании таких фактов. Уже через месяц количество самоубийств в метро резко пошла на спад - снизилась почти в 3 раза. С тех пор в австрийской прессе действует запрет на освещение подобных трагических событий.


4. Мыслители о наследуемые самоубийства

Многие современники Гете неодобрительно отнеслись к роману "Страдания молодого Вертера", рассудив, что его автор пропагандирует самоубийство, как достойный выход из жизненного кризиса. Например, выдающийся немецкий просветитель того времени Лессинг , отдавая должное художественным качествам произведения Гете, сильно критиковал того за пропаганду пессимизма и слабоволие. В своих письмах он призвал писателя изменить концовку на оптимистичную.

Другой просветитель, Кристоф Фридрих Николаи, пошел еще дальше - написал таки свой вариант романа, дав книге жизнеутверждающую название "Радости юного Вертера", и женил в финале главного героя и обожаемой им Лотту.

Об опасности наследуемых самогубствх в начале 20 века предупреждал профессор протоиерей Смирнов, когда писал: "Оправдание, а тем более прославление самоубийства является опасным особенно потому, что, по проведенным наблюдениям, они действуют заразительно не только на детей, но и на взрослых". Об этом феномен вспоминал и Николай Гоголь : "Осторожнее с молодежью, не отравляют юность... Эпидемия самоубийств среди молодежи находится в тесной связи с настроениями, которые преобладают в литературе, и часть вины за уничтожение молодой жизни современная литература должна взять на себя".

Или другими СМИ , либо описанного в популярном произведении литературы или кинематографа . Выявлен в -1975 годах американским социологом Дэвидом Филлипсом из Калифорнийского университета в Сан-Диего , который исследовал волну подражающих самоубийств, прокатившуюся по всей Европе в конце XVIII века и спровоцированную популярным для своего времени романом Гёте «Страдания юного Вертера » (отсюда и произошло название феномена).

Также Дэвид Филлипс и Линди Карстенсен () изучали существование такой взаимосвязи на протяжении 7 лет ( -), взяв данные о 12 585 самоубийствах подростков и проследив их связь с телерепортажами о самоубийстве в новостях и статьями первых полос газет. Они обнаружили, что число самоубийств значительно возрастало по прошествии 0-7 дней после такой истории в новостях. Это увеличение коррелировало (r = 0,52) с количеством программ, передававших репортаж. Такая корреляция имела значение только для подростков, а не для самоубийств взрослых людей, и была гораздо сильнее для девочек, чем для мальчиков.

Наконец, изучив статистические данные о самоубийствах в Соединенных Штатах Америки с по 1968 год , Филлипс обнаружил, что в течение двух месяцев после каждой громкой публикации о самоубийстве, в среднем суициды совершало на 58 человек больше, чем обычно.

Филлипс отметил сходство между ситуацией первого ставшего знаменитым самоубийцы и ситуациями тех, кто покончил с собой вслед за ним (если самоубийца был в возрасте - возрастали самоубийства среди пожилых людей; если принадлежал к определённому социальному кругу или профессии - то учащались самоубийства в этих сферах), а также сходство между первым и последующими способами сведения счётов с жизнью. Реакция имитации суицида свойственна и неуверенным в себе, привыкшим во многом брать пример с других людей, особенно если их жизненная ситуация напоминает жизненную ситуацию человека, наложившего на себя руки. Отчаявшись, не видя иного решения своей проблемы, они нередко воспринимают известие о чьём-то самоубийстве как своеобразную подсказку и принимаются копировать действия тех, кто во многом на них похож.

В первой половине 1980-х годов в Германии, во время и после показа телесериала «Смерть студента», где в начале каждой серии демонстрировался акт суицида студента под колесами поезда, было отмечено увеличение случаев самоубийств на 175 % среди молодежи 15-19 лет именно тем образом, который и был показан в сериале - под колесами поезда. Этот эффект резкого увеличения количества суицидов повторился год спустя, когда сериал вновь демонстрировали по ТВ .

В Австрии , где в 80-е годы XX века чрезвычайно выросло количество самоубийств в метро, в 1987 году Венский Центр Кризисной помощи совместно с сотрудниками Венского метрополитена пошли на своеобразный эксперимент: решили больше не освещать факты «смерти на рельсах» или, по крайней мере, не «раздувать» из них сенсации, уделяя данным происшествиям минимум внимания. Уже через месяц количество самоубийств в метро снизилось почти в 3 раза. С тех пор в австрийской прессе действует запрет на освещение подобных трагических событий.

Волну самоубийств, прокатившуюся после смерти Мэрилин Монро , Дэвид Филлипс также приписал действию эффекта Вертера.

В борьбе против эффекта Вертера хорошие результаты дают ирония, сарказм. В России после выхода в 1792 г. в свет книги Н. М. Карамзина «Бедная Лиза » тоже наблюдалась волна самоутоплений среди молодых девушек. Она прекратилась после того, как возле прудов и озёр стали ставить столбы со следующей надписью: (см. также

Лилия Илюшина

Своим названием данный синдром обязан Иоганну Вольфгангу Гете и его роману «Страдания молодого Вертера», вышедшему в свет в 1774 году. Герой произведения, влюбленный юноша, отчаявшись обрести счастье с боготворимой им девушкой Лоттой, пускает себе в голову пулю. Сразу после публикации книга вызвала целую войну самоубийств среди молодых людей. Подобное подражательное поведение социологи и психологи именуют эффектом (синдромом) юного Вертера.

Книга, начиненная взрывчаткой

Известно, что поводом для написания «Страданий молодого Вертера» послужила несчастная любовь самого Гете к некой Шарлоте Буфф, которая предпочла писателю другого человека. Лишенный надежды на взаимность Гете впал в черную меланхолию, и вскоре решил, что лишь самоубийство сможет избавить его от страданий. От преждевременной гибели писателя уберегло лишь то, что он начал изливать свои переживания на бумагу – взялся за роман о юном Вертере, наделив того собственными чувствами и мыслями. «Я написал Вертера, чтобы не стать Вертером» — говорил он.

Описав свои душевные муки, Гете успокоился и оставил идею о суициде. Но, так уж получилось, что, выбравшись из «трясины» сам, он втянул в нее множество других людей – своих читателей. Ведь под воздействиемпроизведения Гете, по всей Европе романтически настроенные юноши в едином порыве принялись лишать себя жизни… Дело дошло до того, что в ряде стран опасный роман был запрещен.

Надо сказать, что многие современники писателя неодобрительно отнеслись к «Вертеру», рассудив, что его автор пропагандирует самоубийство, как достойный выход из жизненного кризиса, что недопустимо. К примеру, видный немецкий просветитель того времени Лессинг, отдавая должное художественным достоинствам произведения Гете, яростно критиковал того за пропаганду пессимизма и слабоволия. В своих письмах он призывал писателя изменить концовку на более оптимистическую.

Другой просветитель, Кристоф Фридрих Николаи, пошел еще дальше – написал таки свой вариант романа, дав книге жизнеутверждающее название «Радости юного Вертера», и поженив в финале главного героя и обожаемую им Лотту.

Наполеон Бонапарт признавался, что перечитывал книгу Гете 7 раз. Между тем, узнав, что «Страдания молодого Вертера» пользуются популярностью у его офицеров, вообще запретил в армии чтение каких бы то ни было романов – на всякий случай, чтобы чего не вышло…

Да что там… – сам Гете, говоря о своем произведении, признавался, что прочитал его лишь единожды, сразу после того, как книга увидела свет: «Я поостерегся это делать вторично, ведь она начинена взрывчаткой! Мне от нее становится жутко, и я боюсь снова впасть в то патологическое состояние, из которого она возникла»…

Исследование Филипса, или 200 лет спустя

Спустя 200 лет после выхода скандального произведения Гете, американский социолог Дэвид Филлипс серьезно заинтересовался Феноменом Вертера. И, проведя ряд исследований, пришел к следующему выводу: сразу после публикации на первых полосах газет сообщения о самоубийстве, число совершаемых суицидов резко увеличивается. Причем именно в тех регионах, где трагический случай получил особенно широкую огласку. Это, по убеждению Филлипса, говорит о том, что некоторые восприимчивые и не вполне уравновешенные люди, узнав о том, что кто-то свел счеты с жизнью, зачастую совершают подражательный суицид.

Реакция имитации суицида свойственна и неуверенным в себе, привыкшим во многом брать пример с других людям, особенно если их жизненная ситуация напоминает жизненную ситуацию человека, наложившего на себя руки. Отчаявшись, не видя иного решения своей проблемы, они нередко воспринимают известие о чьем-то самоубийстве как своеобразную подсказку, и принимаются копировать действия тех, кто во многом на них так похож.

Причем, чем подробнее в прессе освещаются: мотивы, обстоятельства и способ ухода какого-то человека из жизни, тем выше число подражательных суицидов.

К примеру, если в газете детально описывалось, как некто свел счеты с жизнью, на всей скорости въехав в придорожный столб – очень скоро количестволюдей, решивших избрать именно такой способ ухода в мир иной – резко возрастает.

Внимательно изучив статистические данные о самоубийствах в Соединенных Штатах Америки с 1947 по 1968 год, Филлипс обнаружил, что в течение двух месяцев после каждой громкой публикации о самоубийстве, в среднем суициды совершало на 58 человек больше, чем обычно.

Но и это еще не все. Тот же Филлипс провел еще одно исследование, которое выявило, что после публикаций и телевизионных сюжетов, рассказывающих о том, как кто-то где-то покончил с собой,число людей, погибших в авиакатастрофах, увеличивается на 1000%! Значительно возрастает и количество жертв дорожно-транспортных происшествий. И опять же: аварии и катастрофы происходят именно в тех районах, где освещению в прессе факта самоубийства уделялось особенно много внимания! Филлипс объясняет это просто: транспортом тоже управляют люди, которые смотрят по телевизору новости.

Опыт Австрии

«Средства массовой информации способствуют росту числа самоубийств, но они могут и предотвратить суициды — считают в Институте судебной психиатрии имени Сербского. Ведь если информация о самоубийстве подана в достоверной и потенциально поддерживающей форме, есть возможность избежать трагедии».

Интересен в этом плане пример Австрии, где в 80-е годы чрезвычайно выросло количество самоубийств в метро. В итоге, в 1987 году Венский Центр Кризисной помощи совместно с сотрудниками Венского метрополитена пошли на своеобразный эксперимент: решили больше не освещать факты «смерти на рельсах» или, по крайней мере, не «раздувать» из них сенсации, уделяя данным происшествиям минимум внимания. Уже через месяц количество самоубийств в метро резко пошло на спад – снизилось почти в 3 раза. С тех пор в австрийской прессе действует запрет на освещение подобных трагических событий.

."Собаки никогда не кусали меня. Только люди."


"Детям, особенно девочкам, надо всегда говорить, что они красивые и что все их любят."
"Когда наступают тяжелые дни, думаю: хорошо бы стать уборщицей, чтобы вымести внутреннюю боль".

"Не знаю, кто изобрел каблуки, но все женщины мира очень многим ему обязаны."

"Лучшие друзья девушки - это бриллианты".

"Истинная женщина должна быть прекрасной хозяйкой на кухне, заботливой матерью в семье и настоящей шлюхой в постели!" "Умная девушка целует, но не любит, слушает, но не верит и уходит до того, как ее оставили."

"У нас, женщин, есть только два оружия... Тушь для ресниц и слёзы, но мы не можем использовать оба одновременно..."

"Я согласна жить в мире, которым правят мужчины, до тех пор, пока могу быть в этом мире женщиной."

"Я не привыкла быть счастливой и потому не считала счастье чем-то обязательным для себя".


"Любовь и работа - единственные стоящие вещи в жизни.Работа - это своеобразная форма любви.
«Не волноваться, а волновать»
-считают, что эти высказывания принадлежат:

Мэрилин Монро ( настоящее имя - Норма Джин Бейкер) родилась 1 июня 1926 года в Лос-Анджелесе. Она стала великой актрисой и секс-символом Америки. В две недели от роду девочка была отдана в приёмную семью.Фамилия Монро принадлежала её бабушке.

Всю жизнь Мэрилин была очень одинока и подвластна депрессиям. Cудя по всему, опасения Мэрилин о том, что она может тоже стать безумной, как ее настоящая мать, были недалеки от истины.

До девятнадцатилетнего возраста Мэрилин дважды пыталась покончить с собой. Один раз она включила газ, второй - наглоталась снотворных таблеток.
Говорят, что Мэрилин Монро мечтала сыграть одну из ролей в экранизации романа Достоевского.

В 1953 году Мэрилин начинает принимать наркотики. Уже в 1955 году употребляет на ночь снотворное, а с утра - стимуляторы, при этом сочетает лекарства с алкоголем. Впадает в депрессию и по ночам начинает обзванивать всех подряд. В скоре после смерти Джонни Хайда совершила очередную попытку самоубийства.

В 1958 году психиатр якобы находит у Мэрилин признаки шизофрении.
После негативных отзывов критиков на "Неприкаянных" у нее происходит нервный срыв и Мэрилин помещают в психиатрическую клинику "Пейн-Уайтни". В палату для "умеренно беспокойных". Во время съемок фильма "Автобусная остановка" пришлось вызвать психиатра, т.к. срыва Мэрилин Монро стали очень частыми. А во время работы над картиной "Принц и хористка" прием лекарственных средств носит хаотический характер.

После выкидыша в 1957 году Мэрилин опять впадает в депрессию, много пьет и продолжает употреблять лекарства. Из-за передозировки впадает в кому.
В 1961 году здоровье Мэрилин ухудшилось. Перестало быть тайной, что она употребляет наркотики.
Она скончалась в 1962 г. в возрасте 36 лет от смертельной дозы снотворного (наркотика?). Многие считают, что таблетки были приняты на алкоголь. Существует пять версий причины её смерти:

* убийство, совершённое спецслужбами по приказу братьев Кеннеди во избежание огласки их сексуальных связей;
* убийство, совершённое мафией;
* передозировка наркотиков;
* самоубийство;
* трагическая ошибка психоаналитика актрисы Ральфа Гринсона, предписавшего пациентке принять хлоралгидрат вскоре после принятого ею нембутала.

Какова была истинная причина — неизвестно до настоящего времени. Сразу после смерти актрисы версия о передозировке наркотиков широко обсуждалась в американской печати, вызвав эффект Вертера , в результате чего сотни американцев последовали её примеру.

К сожалению эпидемию самоубийств, особенно в молодежной среде, может породить талантливое произведение искусства или самоубийство кумира. После Монро - самым ярким примером был Курт Кобейн.

Доказано, что появление в 1774г. "Страданий юного Вертера" Гете (1749 - 1832), гениального описания жизни и смерти юноши от несчастной любви, вызвало целую волну самоубийств среди молодежи в подражание любимому герою.

Примерно такой же эффект на русское общество начала XIX в. оказала "Бедная Лиза" Н. М. Карамзина.

Алкоголь часто подталкивает слабовольных людей к уходу из жизни. В 1970-х гг., по данным Гарвардского университета, ежегодно 15 тысяч американцев совершали самоубийство, находясь под действием спиртного.


http://marilyn-monro.chat.ru/ , а здесь:http://astrologica.ru/content-99.html -новые подробности гибели Мэрилин Монро

Новое на сайте

>

Самое популярное