Домой Огород на подоконнике Немецкий тенор йонас кауфман. Биография. Оперная карьера Кауфмана Йонаса

Немецкий тенор йонас кауфман. Биография. Оперная карьера Кауфмана Йонаса

Немецкий оперный певец, один из самых востребованных теноров в мире. Хотя он известен как исполнитель множества ведущих партий моцартовского и вагнеровского репертуара, а также произведений композиторов-веристов, Кауфман особенно славится интерпретацией партий для лирико-драматического тенора, таких как Дон Хозе (Don José) в "Кармен" (Carmen), Каварадосси (Cavaradossi) в "Тоске" (Tosca), Маурицио (Maurizio) в "Адриане Лекуврер" (Adriana Lecouvreur) и главная роль в "Дон Карлосе" (Don Carlos).


Йонас Кауфман появился на свет 10 июля 1969 года в баварском Мюнхене (Munich). Его отец работал в страховой компании, а мать была воспитательницей детского сада. Йонас рос со старшей сестрой и начал учиться игре на фортепиано, когда ему было восемь лет. Кроме того, в гимназии он пел в школьном хоре. Страсть к опере привил ему дедушка, поклонник Вагнера (Wagner), живший этажом выше и часто спускавшийся к внукам, чтобы спеть на разные голоса что-нибудь из произведений любимого композитора. Отец с матерью поощряли интерес к классической музыке у детей, а свою первую оперную постановку, феерическую "Мадам Баттерфляй" (Madama Butterfly), Йонас увидел в возрасте пяти лет. Однако после окончания школы Кауфман, усиленно изучавший математику и отлично разбиравшийс

я в технике, стал студентом математического факультета Мюнхенского Университета (Ludwig Maximilian University of Munich) – семья решила, что у мужчины должна быть надежная профессия. Он продержался в университете два семестра, и в 1989 году все-таки ушел в Мюнхенскую высшую школу музыки и театра (University of Music and Performing Arts Munich), где занимался вокалом. Во время учебы он исполнил несколько небольших ролей в Баварской государственной опере (Bavarian State Opera) и окончил высшую школу в 1994 году с двумя дипломами, оперного и камерного певца.

Увы, в консерватории, о которой, кстати говоря, Йонас Кауфман не особенно любит вспоминать, ему ставили голос таким образом, чтобы он пел как легкий и светлый тенор. Его профессиональная карьера нача

ась в небольшом театре на западе Германии (Germany), в Саарбрюккене (Saarbrücken), и почти два года сегодняшняя звезда мировой оперы выходила на сцену в крошечных ролях, пока неправильная постановка вокала вовсе не лишила его голоса. Счастливый случай – точнее, немолодой бас из той же оперной труппы, - свел его в 1995 году с американским барионом Майклом Родесом (Michael Rhodes), который буквально спас молодого артиста, обучив его совершенно новой технике пения и раскрыв великолепный темный природный тембр Йонаса, при котором его голос обретал удивительную силу и гибкость. В своей книге "Meinen die wirklich mich?" певец назвал встречу с Родесом самой большой своей удачей, которая и привела его к успеху.

Вскоре Кауфмана, который раскрылся с новой,

необычной для германской оперной сцены стороны, пригласили выступить в таких немецких театрах как Штутгартская опера (Stuttgart Opera) и Гамбургская государственная опера (Hamburg State Opera). Не заставили себя ждать и дебюты в Лирической опере Чикаго (Lyric Opera of Chicago), Парижской национальной опере (Opéra National de Paris) и легендарном миланском театре Ла Скала (La Scala). В 1999 году он дебютировал на Зальцбургском фестивале (Salzburg Festival) в новой постановке "Доктора Фауста" (Doktor Faust) Ферруччо Бузони (Ferruccio Busoni) и вернулся на фестиваль в 2003-м как Бельмонт (Belmonte) в "Похищение из сераля" (Die Entführung aus dem Serail) Моцарта (Mozart). Кроме того, он исполнял бетховеновскую Девятую симфонию (Symphony No. 9) в соп

овождении Берлинского филармонического оркестра (Berlin Philharmonic).

В 2006-2007 Кауфман пел в Ковент-Гардене (Covent Garden), с большим успехом исполнив партию Дона Хозе, а также спел Альфреда (Alfredo) в "Травиате" (La Traviata) Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi) в Метрополитен-Опера (Metropolitan Opera) и Ковент-Гардене в 2008-м. В мае 2008-го он дебютировал как Каварадосси в Ковент-Гардене, и снова артисту сопутствовал успех. В 2008-2009 в Чикаго (Chicago) он пел в "Манон" (Manon) и исполнил главную партию в "Лоэнгрине" (Lohengrin) в родном Мюнхене. Йонас также спел Лоэнгрина на открытии Байройтского фестиваля (Bayreuth Festival) в 2010 году.

В январе 2008-го вышел его первый релиз "Romantic Arias" на "Decca". Он также записал шубертовский цик

песен на той же студии звукозаписи и партию Пинкертона (Pinkerton) из "Мадам Баттерфляй" на "EMI". В январе 2010-го он исполнил ведущую партию в "Вертере" (Werther) Жюля Массне (Jules Massenet) в Опера Бастилия (Opéra Bastille); выступление было записано и вышло на DVD в ноябре того же года.

В апреле 2011 он вернулся в Метрополитен-Опера как Зигмунд (Siegmund) в новой постановке вагнеровской "Валькирии" (Die Walküre), второй части "Кольца Нибелунга" (Der Ring des Nibelungen). Вся тетралогия появится на сцене нью-йоркского театра до конца сезона 2012 года.

Кауфман женат на меццо-сопрано Маргарет Йосвиг (Margarete Joswig), с которой познакомился еще в Саарбрюккене. У них трое детей, они живут в Цюрихе, Швейцария (Zürich, Switzerland)

Немецкий тенор Йонас Кауфман готов вернуться на сцену.

Он отсутствовал в течение четырех месяцев в связи с заболеванием связок.

Об этом Кауфман заявил лично итальянской газете Corriere della Sera.

Йонас Кауфман должен выйти на сцену в Париже в спектакле «Лоэнгрин».

Тенор Йонас Кауфман родился в Мюнхене. В последние годы состоялось несколько триумфальных дебютов певца в крупнейших оперных театрах мира.

На сцене Ковент-Гарден он пел в опере «Ласточка» с Анджелой Георгиу, в новой постановке «Кармен» (2007) под управлением Антонио Паппано; партию Альфреда в «Травиате» исполнил в Метрополитен-опера и Лирической опере Чикаго; партию Тамино в «Волшебной флейте» – в Баварской государственной опере (Мюнхен), Венской государственной опере и Метрополитен-опера; партию Бельмонта в «Похищении из сераля» – на Зальцбургском фестивале; партию Фауста в «Осуждении Фауста» – в театре Ла Монне (Брюссель), а партию Флорестана в опере «Фиделио» – в театре Ла Скала под управлением Риккардо Мути.

На Зальцбургском фестивале Кауфман дебютировал в 1999 году, спев в новой постановке оперы Бузони «Доктор Фауст».

А в 2003 году вновь принял участие в фестивале, исполнив партию Бельмонта в «Похищении из сераля» и вокальную партию в 9-й симфонии Бетховена с Берлинским филармоническим оркестром.

Начиная с 2001 года певец тесно сотрудничает с Цюрихским оперным театром. На его сцене он исполнял заглавные партии в операх «Идоменей, царь Критский», «Милосердие Тита», «Фьеррабрас» Шуберта, «Фауст» Гуно, а также партии Нерона в «Коронации Поппеи», Герцога в «Риголетто», Флорестана в «Фиделио», Тамино в «Волшебной флейте» и Бельмонта в «Похищении из сераля».

В 2006 году, на той же сцене, он дебютировал в заглавной партии в опере Вагнера «Парсифаль». В том же году состоялся его дебют в партии Вальтера фон Штольцера в концертной постановке «Мейстерзингеров» на Эдинбургском фестивале (дирижировал Дэвид Робертсон). До этого в Эдинбурге он исполнял партию Макса в опере «Вольный стрелок» под управлением Чарльза Маккерраса.

В начале 2007 года Кауфман дебютировал в партии Дона Карлоса в Цюрихе. Также в последние несколько сезонов он часто пел в опере «Травиата» на сценах Метрополитен-опера, Ла Скала, Цюрихского оперного театра, а также в новой постановке на сцене парижской Опера Бастиль.

На следующие сезоны также запланированы выступления в этих театрах. Певец исполнит партию Дона Карлоса в Ковент-Гарден, партию Де Грие в опере «Манон» (с Анной Нетребко) в Вене, затем ту же партию – в Чикаго с Натали Дессей; споет в постановках «Травиаты» на сцене Метрополитен-опера, «Богемы» в Цюрихе и новой постановке «Кармен» с Веселиной Казаровой, также в Цюрихе.

В 2009 году Йонас Кауфман впервые исполнит заглавную партию в новой постановке оперы Вагнера «Лоэнгрин» на сцене Баварской государственной оперы.

В своем концертном амплуа певец выступал с известнейшими оркестрами и дирижерами мира: Берлинским филармоническим оркестром под управлением Саймона Рэттла и Николауса Арнонкура, Кливлендским симфоническим оркестром под управлением Франца Вельзер-Моста и Венским филармоническим оркестром под управлением Хельмута Риллинга.

Кроме того, Кауфман известен как исполнитель камерного репертуара. Со своим концертмейстером – известным пианистом Хельмутом Дойчем – он неоднократно выступал в странах Европы и в Японии.

Музыкальное образование певец получил в родном Мюнхене, его карьера началась в 1994 году на сцене Государственного театра Саарбрюкена. Однако уже очень скоро одаренным вокалистом заинтересовались другие немецкие театры (Штутгартская опера, Гамбургская государственную опера), а затем он дебютировал и на международной сцене – в Лирической опере Чикаго, парижской Опера Гарнье и театре Ла Скала.


Фамилия: Кауфман
Дата рождения: 10.07.1969
Гражданство: Германия

Йонас Кауфман появился на свет 10 июля 1969 года в баварском Мюнхене (Munich). Его отец работал в страховой компании, а мать была воспитательницей детского сада. Йонас рос со старшей сестрой и начал учиться игре на фортепиано, когда ему было восемь лет. Кроме того, в гимназии он пел в школьном хоре. Страсть к опере привил ему дедушка, поклонник Вагнера (Wagner), живший этажом выше и часто спускавшийся к внукам, чтобы спеть на разные голоса что-нибудь из произведений любимого композитора. Отец с матерью поощряли интерес к классической музыке у детей, а свою первую оперную постановку, феерическую "Мадам Баттерфляй" (Madama Butterfly), Йонас увидел в возрасте пяти лет. Однако после окончания школы Кауфман, усиленно изучавший математику и отлично разбиравшийся в технике, стал студентом математического факультета Мюнхенского Университета (Ludwig Maximilian University of Munich) – семья решила, что у мужчины должна быть надежная профессия. Он продержался в университете два семестра, и в 1989 году все-таки ушел в Мюнхенскую высшую школу музыки и театра (University of Music and Performing Arts Munich), где занимался вокалом. Во время учебы он исполнил несколько небольших ролей в Баварской государственной опере (Bavarian State Opera) и окончил высшую школу в 1994 году с двумя дипломами, оперного и камерного певца.

Увы, в консерватории, о которой, кстати говоря, Йонас Кауфман не особенно любит вспоминать, ему ставили голос таким образом, чтобы он пел как легкий и светлый тенор. Его профессиональная карьера началась в небольшом театре на западе Германии (Germany), в Саарбрюккене (Saarbrücken), и почти два года сегодняшняя звезда мировой оперы выходила на сцену в крошечных ролях, пока неправильная постановка вокала вовсе не лишила его голоса. Счастливый случай – точнее, немолодой бас из той же оперной труппы, - свел его в 1995 году с американским барионом Майклом Родесом (Michael Rhodes), который буквально спас молодого артиста, обучив его совершенно новой технике пения и раскрыв великолепный темный природный тембр Йонаса, при котором его голос обретал удивительную силу и гибкость. В своей книге "Meinen die wirklich mich?" певец назвал встречу с Родесом самой большой своей удачей, которая и привела его к успеху.

Вскоре Кауфмана, который раскрылся с новой, необычной для германской оперной сцены стороны, пригласили выступить в таких немецких театрах как Штутгартская опера (Stuttgart Opera) и Гамбургская государственная опера (Hamburg State Opera). Не заставили себя ждать и дебюты в Лирической опере Чикаго (Lyric Opera of Chicago), Парижской национальной опере (Opéra National de Paris) и легендарном миланском театре Ла Скала (La Scala). В 1999 году он дебютировал на Зальцбургском фестивале (Salzburg Festival) в новой постановке "Доктора Фауста" (Doktor Faust) Ферруччо Бузони (Ferruccio Busoni) и вернулся на фестиваль в 2003-м как Бельмонт (Belmonte) в "Похищение из сераля" (Die Entführung aus dem Serail) Моцарта (Mozart). Кроме того, он исполнял бетховеновскую Девятую симфонию (Symphony No. 9) в сопровождении Берлинского филармонического оркестра (Berlin Philharmonic).

В 2006-2007 Кауфман пел в Ковент-Гардене (Covent Garden), с большим успехом исполнив партию Дона Хозе, а также спел Альфреда (Alfredo) в "Травиате" (La Traviata) Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi) в Метрополитен-Опера (Metropolitan Opera) и Ковент-Гардене в 2008-м. В мае 2008-го он дебютировал как Каварадосси в Ковент-Гардене, и снова артисту сопутствовал успех. В 2008-2009 в Чикаго (Chicago) он пел в "Манон" (Manon) и исполнил главную партию в "Лоэнгрине" (Lohengrin) в родном Мюнхене. Йонас также спел Лоэнгрина на от крытии Байройтского фестиваля (Bayreuth Festival) в 2010 году.

В январе 2008-го вышел его первый релиз "Romantic Arias" на "Decca". Он также записал шубертовский цикл песен на той же студии звукозаписи и партию Пинкертона (Pinkerton) из "Мадам Баттерфляй" на "EMI". В январе 2010-го он исполнил ведущую партию в "Вертере" (Werther) Жюля Массне (Jules Massenet) в Опера Бастилия (Opéra Bastille); выступление было записано и вышло на DVD в ноябре того же года.

В апреле 2011 он вернулся в Метрополитен-Опера как Зигмунд (Siegmund) в новой постановке вагнеровской "Валькирии" (Die Walküre), второй части "Кольца Нибелунга" (Der Ring des Nibelungen). Вся тетралогия появится на сцене нью-йоркского театра до конца сезона 2012 года.

Кауфман женат на меццо-сопрано Маргарет Йосвиг (Margarete Joswig), с которой познакомился еще в Саарбрюккене. У них трое детей, они живут в Цюрихе, Швейцария (Zürich, Switzerland).

Немецкий оперный певец, о дин из самых выдающихся востребованных драматических теноров мира Йонас Кауфман...с концертом в Москве...


Йонас Кауфман появился на свет 10 июля 1969 года в баварском Мюнхене (Munich) . Его отец работал в страховой компании, а мать была воспитательницей детского сада. Йонас рос со старшей сестрой и начал учиться игре на фортепиано, когда ему было восемь лет. Кроме того, в гимназии он пел в школьном хоре. Страсть к опере привил ему дедушка, поклонник Вагнера (Wagner), живший этажом выше и часто спускавшийся к внукам, чтобы спеть на разные голоса что-нибудь из произведений любимого композитора. Отец с матерью поощряли интерес к классической музыке у детей, а свою первую оперную постановку, феерическую "Мадам Баттерфляй" (Madama Butterfly), Йонас увидел в возрасте пяти лет. Однако после окончания школы Кауфман, усиленно изучавший математику и отлично разбиравшийся в технике, стал студентом математического факультета Мюнхенского Университета (Ludwig Maximilian University of Munich) - семья решила, что у мужчины должна быть надежная профессия. Он продержался в университете два семестра, и в 1989 году все-таки ушел в Мюнхенскую высшую школу музыки и театра (University of Music and Performing Arts Munich), где занимался вокалом. Во время учебы он исполнил несколько небольших ролей в Баварской государственной опере (Bavarian State Opera) и окончил высшую школу в 1994 году с двумя дипломами, оперного и камерного певца.

Увы, в консерватории, о которой, кстати говоря, Йонас Кауфман не особенно любит вспоминать, ему ставили голос таким образом, чтобы он пел как легкий и светлый тенор. Его профессиональная карьера началась в небольшом театре на западе Германии (Germany), в Саарбрюккене (Saarbrücken), и почти два года сегодняшняя звезда мировой оперы выходила на сцену в крошечных ролях, пока неправильная постановка вокала вовсе не лишила его голоса. Счастливый случай - точнее, немолодой бас из той же оперной труппы, - свел его в 1995 году с американским барионом Майклом Родесом (Michael Rhodes), который буквально спас молодого артиста, обучив его совершенно новой технике пения и раскрыв великолепный темный природный тембр Йонаса, при котором его голос обретал удивительную силу и гибкость. В своей книге "Meinen die wirklich mich?" певец назвал встречу с Родесом самой большой своей удачей, которая и привела его к успеху.

Вскоре Кауфмана, который раскрылся с новой, необычной для германской оперной сцены стороны, пригласили выступить в таких немецких театрах как Штутгартская опера (Stuttgart Opera) и Гамбургская государственная опера (Hamburg State Opera). Не заставили себя ждать и дебюты в Лирической опере Чикаго (Lyric Opera of Chicago), Парижской национальной опере (Opéra National de Paris) и легендарном миланском театре Ла Скала (La Scala). В 1999 году он дебютировал на Зальцбургском фестивале (Salzburg Festival) в новой постановке "Доктора Фауста" (Doktor Faust) Ферруччо Бузони (Ferruccio Busoni) и вернулся на фестиваль в 2003-м как Бельмонт (Belmonte) в "Похищение из сераля" (Die Entführung aus dem Serail) Моцарта (Mozart). Кроме того, он исполнял бетховеновскую Девятую симфонию (Symphony No. 9) в сопровождении Берлинского филармонического оркестра (Berlin Philharmonic).

В 2006-2007 Кауфман пел в Ковент-Гардене (Covent Garden), с большим успехом исполнив партию Дона Хозе, а также спел Альфреда (Alfredo) в "Травиате" (La Traviata) Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi) в Метрополитен-Опера (Metropolitan Opera) и Ковент-Гардене в 2008-м. В мае 2008-го он дебютировал как Каварадосси в Ковент-Гардене, и снова артисту сопутствовал успех. В 2008-2009 в Чикаго (Chicago) он пел в "Манон" (Manon) и исполнил главную партию в "Лоэнгрине" (Lohengrin) в родном Мюнхене. Йонас также спел Лоэнгрина на открытии Байройтского фестиваля (Bayreuth Festival) в 2010 году.

В январе 2008-го вышел его первый релиз "Romantic Arias" на "Decca". Он также записал шубертовский цикл песен на той же студии звукозаписи и партию Пинкертона (Pinkerton) из "Мадам Баттерфляй" на "EMI". В январе 2010-го он исполнил ведущую партию в "Вертере" (Werther) Жюля Массне (Jules Massenet) в Опера Бастилия (Opéra Bastille); выступление было записано и вышло на DVD в ноябре того же года.

(MYM) was launched in a press conference at the Hotel Bayerischer Hof. The platform was created by Heiner and Viktoria Lauterbach and offers online courses by singers, actors, directors and experts. Going by the motto "learn from the best", celebrities relay their knowledge and know-how to anyone who is interested in learning their craft.

F.l.t.r.: Alfons Schuhbeck, Sebastian Fitzek, Jonas Kaufmann, Nico Hofmann, Til Schweiger, Heiner Lauterbach

Photos: Marcello Curto

In almost nine hours, Jonas Kaufmann"s course delves into the craft of singing: how to discover one"s voice, how to train and attend to it, what to watch out for when selecting repertoire and auditioning, etc. The course also contains the first video material of a master class Jonas Kaufmann gave for students in Munich. The online course is however in German.

Trailer:

Neues Album, Konzert "Mein Wien" und Fotobuch

New album release
On October 11th, Jonas Kaufmann’s new album ‚Wien‘ was released worldwide. The album is a collection of the most beautiful Viennese melodies from ‘The Merry Widow’, ‘Die Fledermaus’ , ‘Wiener Blut’ & many of the city’s unique songs like ‘Wien, Wien nur du allein’ & ‘Im Prater blühn wieder die Bäume’. Soprano Rachel Willis-Sørensen joins on three duets and the album was recorded with the Vienna Philharmonics and conductor Ádám Fischer.

Premiere of the „Mein Wien“ tour at the Konzerthaus in Vienna
The tour „Mein Wien“, which portrays the album’s program, had its premiere at the Wiener Konzerthaus on Monday. Jonas Kaufmann was joined by Rachel Willis-Sørensen, the Prague Philharmonia and Jochen Rieder. After the concert, Jonas Kaufmann was award the "goldener Rathausmann" by the Viennese mayor Michael Ludwig.

Photo: Johannes Ehn

Press conference for the Wien-Album and photo book by Christine Cerletti and Thomas Voigt
On October 15th, Jonas was interviewed about his new album by the Austrian journalist Barbara Rett in the Brahmsaal of the Musikverein. In addition to talking about the album, the new photo book by Christine Cerletti and Thomas Voigt was presented. The photographs document the highlights in Jonas Kaufmann"s career in the form of a “picture journey,” keeping track of the milestones in his life.

Photo: Johannes Ehn

Новое на сайте

>

Самое популярное