Домой Виноград Кластер по теме познание. Педагогические технологии на уроках биологии. Позволяет учащимся осмыслить всё, то что они изучали на уроке в собственном контексте, выразить это своими словами

Кластер по теме познание. Педагогические технологии на уроках биологии. Позволяет учащимся осмыслить всё, то что они изучали на уроке в собственном контексте, выразить это своими словами

Познание мира 3 класс

Тема: Профессиональные праздники.

Цель: ввести в активный словарный запас понятие «профессиональные праздники».

Задачи : развитие умения работать в паре, группе; формировать креативные навыки при выполнении практических работ.

Ход урока

    Мотивационно- целевой этап.

    Приветствие.

    Эмоциональная рефлексия «Смайлик»

    Запрос темы и цели урока.

Отгадайте загадки и определите тему урока.

Мы землю глубоко копаем

И в глубине земли

Мы людям уголь добываем,

Чтоб дом топить могли. (Шахтер)

Мелом пишет и рисует,

И с ошибками воюет,

Учит думать, размышлять,

Как его, ребята, звать? (Учитель)

Волкам и беркутам на страх

Всегда пасёт овец в горах. (Чабан.)

По каким признакам вы догадались? Где могут работать люди этих профессий?

А какой сегодня праздник? Люди каких профессий его отмечают?

II . C одержательно - познавательный этап.

    Мозговой штурм (работа в группе).

Выполните кластер по теме «Профессии моего города».

Демонстрация выполненных работ.

7) Работа со схемой «Фишбоун»

Какие праздники отмечают в нашем городе?

Классифицируй в рыбной кости.

8) «Путаница»

Профессии и их обязанности перепутались – распутай.

Водитель учит детей.

Полевод лечит людей.

Строитель добывает уголь.

Шахтер водит автомобиль.

    Дебаты «+ и – Нужны ли профессиональные праздники?»

Ребята делятся на две группы: + и -.

Вспомнить правила проведения дебатов.

III. Оценочно- рефлексивный этап.

9) Оценивание.

Критерии

Работа на 1 балл

Работа на 2 балла

Работа на 3 балла

написал 1-2 профессии

Написал

3-4 профессии

Написал более 4 профессий

«Путаница»

Распознал 1-2 профессии

Распознал 3-4 профессии

Распознал более 4 профессий

Вписал 1-2 профессии

Вписал 3-4 профессии

Вписал более 4 профессий

Дебаты

Принимал пассивное участие

Внес 1-2 довода

«2» -менее 6 баллов

«3» -6-8 баллов

«4» -9-10 баллов

«5» - 11-12 баллов

10) Рефлексия.

Какие праздники называют профессиональными?

Когда празднуется День учителя? Шахтера?

11) Домашнее задание.

Составить синквейн о профессии.

Критерии

Работа на 1 балл

Работа на 2 балла

Работа на 3 балла

Кластер «Профессии моего города»

написал 1-2 профессии

Написал

3-4 профессии

Написал более 4 профессий

«Путаница»

Распознал 1-2 профессии

Распознал 3-4 профессии

Распознал более 4 профессий

Рыбная кость «Какие праздники отмечают в нашем городе?»

Вписал 1-2 профессии

Вписал 3-4 профессии

Вписал более 4 профессий

Дебаты

Принимал пассивное участие

Внес 1-2 довода

Внес более 2 доводов, активно выступал

«2» -менее 6 баллов

«3» -6-8 баллов

«4» -9-10 баллов

«5» - 11-12 баллов

Критерии

Работа на 1 балл

Работа на 2 балла

Работа на 3 балла

Кластер «Профессии моего города»

написал 1-2 профессии

Написал

3-4 профессии

Написал более 4 профессий

«Путаница»

Распознал 1-2 профессии

Распознал 3-4 профессии

Распознал более 4 профессий

Рыбная кость «Какие праздники отмечают в нашем городе?»

Вписал 1-2 профессии

Вписал 3-4 профессии

Вписал более 4 профессий

Дебаты

Принимал пассивное участие

Внес 1-2 довода

Внес более 2 доводов, активно выступал

«2» -менее 6 баллов

«3» -6-8 баллов

«4» -9-10 баллов

«5» - 11-12 баллов

Врач строит дома, магазины и заводы.

Банкир выращивает зерновые культуры.

Водитель учит детей.

Учитель выполняет операции с деньгами.

Полевод лечит людей.

Строитель добывает уголь.

Шахтер водит автомобиль.

Врач строит дома, магазины и заводы.

Банкир выращивает зерновые культуры.

Водитель учит детей.

Учитель выполняет операции с деньгами.

Полевод лечит людей.

Строитель добывает уголь.

Шахтер водит автомобиль.

Врач строит дома, магазины и заводы.

Банкир выращивает зерновые культуры.

Водитель учит детей.

Учитель выполняет операции с деньгами.

Полевод лечит людей.

Строитель добывает уголь.

Шахтер водит автомобиль.

Врач строит дома, магазины и заводы.

Банкир выращивает зерновые культуры.

Водитель учит детей.

Учитель выполняет операции с деньгами.

Полевод лечит людей.

Строитель добывает уголь.

Шахтер водит автомобиль.

Математика 3 класс Дата_________

Тема: Письменное деление с остатком.

Цель: способствовать формированию умения выполнять деление с остатком «уголком».

Задачи: познакомить учащихся с алгоритмом письменного деления с остатком; формировать практические навыки в самопроверке.

Ход урока

    Организационный момент.

    Актуализация знаний.

-

1

2

4

2

5

3

2

4) 1848:8 (Л) 5) 2496:4 (Н)

Ключевое слово ДЕЛЕНИЕ

    Мозговой штурм.

Какой пример лишний и почему?

67:7 45:2 38:2 55:4

    Изучение нового материала.

    Физминутка.

    Закрепление материала.

Самостоятельная работа.

Учебник с.121 № 2 (1столбик), с. 122 № 7, 9.

    Оценка по критериям.

Более 5 ошибок -2

3-5 ошибок - 3

1-2 вычислительные ошибки -4

Без ошибок – 5

    Рефлексия «Светофор».

    Домашнее задание

    С.122 №6,8

Реши пример и определи ключевое слово урока.

1

2

4

2

5

3

2

    492:4 (Д) 2) 759:3 (Е) 3) 924:2 (И)

4) 1848:8 (Л) 5) 2496:4 (Н)

Реши пример и определи ключевое слово урока.

1

2

4

2

5

3

2

    492:4 (Д) 2) 759:3 (Е) 3) 924:2 (И)

4) 1848:8 (Л) 5) 2496:4 (Н)

Реши пример и определи ключевое слово урока.

1

2

4

2

5

3

2

    492:4 (Д) 2) 759:3 (Е) 3) 924:2 (И)

4) 1848:8 (Л) 5) 2496:4 (Н)

Реши пример и определи ключевое слово урока.

1

2

4

2

5

3

2

    492:4 (Д) 2) 759:3 (Е) 3) 924:2 (И)

4) 1848:8 (Л) 5) 2496:4 (Н)

Выполни решение с остатком «уголком».

495:4 759:4 924:5 1848:9 2495:2

Представь алгоритм решения примеров в постере.

«Познавательная деятельность на обществознании» - Деятельностные формы учебно-познавательных компетенций. Парадокс познания. Процесс познания. Виды учебно-познавательной деятельности. Критерий истины. Ощущение. Учебно-познавательная компетенция. Проблемное обучение. Компетентностно-ориентированные задания. В конце урока. Кластер. Реальный выход из создавшейся ситуации.

«Подготовка к олимпиаде по обществознанию» - Теоретические положения. Тема турнира. Правильный ответ. Разновидности олимпиадных заданий. Подготовка к заочному этапу XV турнира им. М.В. Ломоносова. Содержательные разделы. Система оценивания. Заполните таблицу. Типы заданий. Основные социальные объекты. Поиск социальной информации. Число заданий.

«ФГОС по обществознание» - Структура ФГОС. Место учебного предмета «Обществознание» в Базисном учебном (образовательном) плане. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать три раздела. Изменение в требованиях к результатам.

«Подготовка к ГИА по обществознанию» - Государственный бюджет. Стимулирование труда. Инфляция. Суждения о покупательной способности денег. Суждения о формах заработной платы. Суждения о косвенных налогах. Заработная плата. Деньги. Акцизный сбор. Бюджет. Суждения о государственном долге. Виды налогов. Статьи дохода. Какую функцию выполняют деньги.

«Примерная программа по обществознанию» - Структура примерной программы по обществознанию. Последовательность, предложенная в примерной программе. Понимание специфики познания мира средствами искусства. Цели обществоведческого образования в основной школе. Общая структура каждой программы традиционна. Моральные и правовые нормы. Расширяется круг источников социальной информации.

«Олимпиада по обществознанию» - Задания множественного выбора. Задания с открытым ответом. Карикатура. Задания на установление правильной последовательности. День, проведенный на занятиях. Задания альтернативных ответов. Пропущенные слова. Диаграммы. Приоритетный национальный проект «Образование». Стимулирование интереса учащихся.

Всего в теме 21 презентация

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Кластер как один из методов критического мышления

Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).

К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:

  • вызов,
  • осмысление,
  • рефлексия.

На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.

Прием кластера может применяться на любой из стадий.

  • На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.
  • На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
  • На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Основные принципы составления кластера

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

Правила оформления кластера на уроке

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.

Применение метода кластер

Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.

Достоинства и результаты применения приема

Применение кластера имеет следующие достоинства:

  • он позволяет охватить большой объем информации;
  • вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
  • дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

  • умение ставить вопросы;
  • выделять главное;
  • устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
  • переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
  • сравнивать и анализировать;
  • проводить аналогии.

Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

Выводы . Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.

Кластер - это графическая форма организации информации, когда
выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде
схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой
изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного
материала.
Кластер как один из методов критического мышления
Современная система образования ориентирована на формирование у
учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является
педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие
учащихся. Кластер - один из его методов (приемов).
К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:
 вызов,
 осмысление,
 рефлексия.
На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников
коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся
знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка
вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления
организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ

На стадии рефлексии полученные
полученных фактов.
знания
перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.
Прием кластера может применяться на любой из стадий.
 На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по
теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования
познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до
начала изучения темы.

 На стадии осмысления использование кластера позволяет
структурировать учебный материал.
 На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию
систематизирования полученных знаний.
Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей
стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют
всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему
добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный
прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и
анализировать, выделяя основное.
Основные принципы составления кластера
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В
центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются
крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми
линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие
идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже
вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее
значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и
расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории,
обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом
материале.
Правила оформления кластера на уроке
В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен
на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при
выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно
использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это
позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить
общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.
Рекомендации по составлению кластера
Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его
создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум,
даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы
неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены.
Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая

работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться
значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить
как можно больше связей между ними. В процессе анализа все
систематизируется и станет на свои места.
Применение метода кластер
Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при
изучении самых разных тем.
Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно
любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в
зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и
коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на
стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся
создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в
качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе
персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется
общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ
организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем
случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.
Пример
В качестве примера приведем составление кластера на уроке обществознания
при изучении темы «Монархия». В самом начале работы учащиеся
высказывают все имеющиеся у них знания по данному вопросу,
предположения и ассоциации. Например, форма правления, власть, глава
государства, царь, монарх, единовластие. Учитель фиксирует их на доске.
Далее следует чтение параграфа из учебника. В ходе ознакомления с
материалом (или по результату прочтения), схема дополняется новыми
фактами. Учитель дописывает их, используя цветной мел. Итогом урока
должен стать анализ полученной картины, с обсуждением верности или
неверности первоначальных суждений и обобщением полученной
информации.
Достоинства и результаты применения приема
Применение кластера имеет следующие достоинства:
 он позволяет охватить большой объем информации;
 вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это
интересно;
 дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха
ошибиться, высказать неверное суждение.
В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:
 умение ставить вопросы;
 выделять главное;
 устанавливать причинно­следственные связи и строить умозаключения;

 переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
 сравнивать и анализировать;
 проводить аналогии.
Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера
развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только
учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и
высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и
новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения
нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.
Выводы. Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность
проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой
деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в
образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют
обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного
достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.

Каждый преподаватель стремится сделать процесс обучения ярче, веселее и интереснее. Ведь необычность ситуации заставляет детей лучше запоминать информацию.

Отличный способ добиться желаемого - обратить свой взор на кластер. Что это такое? В школе это прием, которым пользуется учитель в процессе урока. Так называется графический метод организации информации, в которой выделяются главные смысловые единицы, фиксирующиеся в виде схемы с пояснением всех связей между ними. Образовательный кластер - это изображение, которое способствует систематизации и обобщению Он служит наглядной схемой-подспорьем для учащегося.

Прием «кластер» развивает умение формирования собственного мнения на основе опыта и наблюдений. Кроме того, он содействует самообразовательной деятельности учеников, умению работать как в группе, так и самостоятельно, активизирует учебную деятельность. У ребят есть возможность вносить исправления в готовые схемы.

Кластер - что это такое? В школе это возможность для детей проявить себя, показать, как они видят предложенную проблему или тему. Это свобода творчества.

Кластер - что это такое в школе?

Расскажем о приеме более подробно. Сам термин в переводе означает «созвездие» или «пучок». Кластером называется графический прием систематизации знаний в виде «грозди» или «пучка» взаимосвязанных фактов.

Кластер как метод критического мышления

На что ориентирована современная система образования? На повышение самостоятельности младшего школьника. Критическое мышление - это которая стимулирует интеллектуальное развитие учеников. Прием «кластер» в начальной школе - это один из его методов.

Проходит три стадии: вызов, осмысление, рефлексия.

Первый этап - стадия активизации. Происходит вовлечение всех учащихся в процесс. Его цель - воспроизведение уже имеющихся знаний по заданной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка проблемных вопросов по теме. Фаза осмысления характеризуется организацией работы с информацией. Это может быть чтение материала в учебнике, обдумывание или анализ имеющихся фактов. Рефлексия - это стадия, когда полученные знания перерабатываются в ходе творческой деятельности, после чего делаются выводы.

Если взглянуть на эти три стадии с точки зрения традиционного урока, то становится очевидным, что они не являются принципиально новыми для учителей. Они присутствуют в большинстве случаев, только называются несколько иначе. «Вызов» в более привычном для учителя названии звучит как «актуализация знаний» или «введение в проблему». «Осмысление» - это не что иное, как «открытие нового знания учащимися». В свою очередь, «рефлексия» совпадает с этапом закрепления новых знаний и их первичной проверкой.

В чем же различие? Что принципиально нового несет технология «составление кластера» в начальной школе?

Элемент необычности и новизны заключается в ориентируемых на создание условий свободного развития каждой личности. Каждая стадия урока подразумевает использование своих методических приемов. Их существует достаточно много: кластер, инсерт, синквейн, таблица толстых и тонких вопросов, зигзаг, «шесть шляп мышления», верные и неверные утверждения и прочие.

Технология «кластер»: каковы достоинства и результаты применения этого метода?

Какие умения формируются и развиваются в процессе данной работы?

  1. Умение формулировать вопросы.
  2. Находить главное в большом объеме учебного материала.
  3. Устанавливать причинно-следственные и логические связи.
  4. Строить умозаключения.
  5. Переходить от частного к общему, воспринимая проблему в общем виде.
  6. Проводить аналогии.
  7. Сравнивать и анализировать.

Применение технологии «кластер»: преимущества

  1. Позволяет охватить значительно больший объем учебного материала.
  2. Вовлекает всех учеников в обучающий процесс.
  3. Деятельность интересна детям.
  4. Ученики открыты и активны, так как у них нет страха высказать неправильное суждение.
  5. Организует творческую деятельность, обеспечивает полет фантазии.

В какой последовательности действовать, составляя кластер?

Последовательность действий при составлении «грозди» логична и проста.

Посередине классной доски или чистого листа пишется ключевое слово или предложение, являющееся главным в раскрытии темы, идеи. Далее вокруг записываются другие слова или предложения, которые выражают факты, идеи, образы, подходящие для выбранной тематики. По мере записи все новые элементы соединяются прямой линией с ключевым понятием. Каждый «спутник», в свою очередь, тоже имеет «спутников» - так устанавливаются новые логические связи между понятиями.

На каком этапе урока продуктивнее использовать прием кластера?

Кластер в начальной школе можно использовать на любом этапе урока. Он подойдет и на стадиях вызова, осмысления и рефлексии, а также в качестве базовой стратегии проведения урока.

При организации работы с младшими школьниками необходимо учитывать их возрастные особенности. Помните, что учитель на этих уроках является своего рода координатором работы: направляет усилия учеников в необходимое русло, сталкивает различные суждения, способствует созданию условий, которые будут побуждать к самостоятельному принятию решений.

Чем хорош кластер? Что это такое в школе? Метод самостоятельной работы учащихся. Чтобы этот прием стал технологичным, достаточно провести подобную работу 2-3 раза. Учащиеся с удовольствием составляют кластеры. Над вопросами, которые не успели рассмотреть на уроке, можно поработать дома. Применение метода «кластера» не ограничивается только классно-урочной деятельностью младших школьников.

Как применять на разных этапах урока?

Этап вызова

На этой стадии учащиеся высказывают и фиксируют все знания по теме, которые у них имеются, а также все ассоциации и предположения. Здесь кластер - стимулирующий компонент познавательной деятельности младших школьников, которые создает мотивацию к размышлению до начала изучения новой темы.

Этап осмысления

На этой стадии прием кластера позволит структурировать учебный материал, улучшив качество его усвоения.

Этап рефлексии

Это стадия обобщения полученных знаний и умений, которые поможет систематизировать кластер.

Примеры составления подобных схем, по крайней мере, некоторые из них, представлены на странице. Метод хорош тем, что подойдет для использования на любом уроке и на всех стадиях занятия, в виде его общей стратегии. Так, в начале урока ученики фиксируют все знания, которыми они владеют. Далее по ходу занятия учащиеся дополняют схему новыми данными. Желательно это делать другим цветом.

Прием кластера способствует развитию умения выделять главное, предполагать и составлять прогнозы, анализировать и дополнять.

Существуют ли какие-либо принципы составления «грозди»?

Кластер по истории или какой-либо другой дисциплине можно оформить в виде модели планеты со своими спутниками или в виде грозди.

Ключевое понятие, мысль располагается по центру, далее, по сторонам от нее, обозначаются крупные смысловые части, которые соединяются с центральной "планетой" прямыми линиями. Это могут быть предложения, словосочетания или слова, которые выражают факты, мысли, ассоциации или образы, касающиеся темы.

Можно разделить лист на определенное количество секторов, которые будут иметь общую часть в центре - это ключевое понятие и блоки, связанные с ним.

Кластер - примеры правильной конкретизации, систематизации фактов, которые содержатся в изучаемом материале. Так, вокруг "спутников" уже существующей "планеты" появляются еще меньшие спутники, менее значительные единицы информации, которые более полно раскрывают тему и расширяют логические связи.

Кластер: примеры в начальной школе. Как правильно оформить «гроздь»?

Оформление кластера зависит от того, каким способом учитель организовал урок: например, «гроздь» может быть оформлена на доске, на отдельных листах или даже в тетрадях учеников, по ходу выполнения ими индивидуальных заданий. Составляя кластер, лучше всего использовать разноцветный мел, ручки, карандаши, маркеры или фломастеры. Это позволит выделить ключевые моменты и нагляднее отобразить общую картину, упростить процесс систематизации и классификации информации.

Составляя «гроздь», не бойтесь излагать все свои мысли, предположения, факты и фиксировать все, что приходит на уровне ассоциаций. Ведь в ходе работы все неверное и неточное можно исправить или дополнить. Ученики могут дать волю воображению, фантазии и интуиции, работая до тех пор, пока поток идей не иссякнет. Не нужно беспокоиться и из-за наличия значительного количества смысловых звеньев на схеме. Кластер на тему, которая сама по себе обширна, и должен получиться достаточно большим. Главное - найти как можно больше логических связей между блоками. На этапе анализа работы все систематизируется и встанет на свои места.

Как применять метод кластера на уроках?

Итак, кластер. Примеры в начальной школе могут быть поистине разнообразными: этот прием может применяться практически на каждом уроке при изучении самых разнообразных тем.

Используя этот метод работы, можно использовать абсолютно любую форму: коллективную, индивидуальную или групповую. Она определяется поставленными целями и возможностями учителя и учащихся. Допустим переход из одной формы в другую.

Например, на этапе вызова каждый ученик работает в индивидуальном порядке: каждый ребенок создает собственный кластер в своей тетради. Когда начинают поступать новые знания, уже во время общей дискуссии и обсуждения, опираясь на персональные рисунки, можно составить одну общую графическую схему.

Кластер можно использовать как способ организации работы во время урока или в качестве домашней работы. Если вы задаете учащимся составить кластер дома, то помните о важности наличия у учеников определенного опыта и навыков его составления.

Технология «кластера»: пример

В качестве примера возьмем составление «грозди» на уроке обществознания. Изучаемая тема - «Монархия».

В начале работы над «гроздью» учащиеся высказывают все ассоциации и предложения по этому вопросу, а учитель, в свою очередь, фиксирует их на доске.

Пример: власть, монарх, форма правления, глава государства, единовластие, государственные строй, власть.

Далее следует ознакомительное чтение параграфа в учебнике. По ходу ознакомления с материалом или по результату прочтения текста кластер дополняется «свежими» фактами. Учитель фиксирует их на доске с помощью мела другого цвета.

Итог урока - анализ полученной картины. Обязательно обсуждение правильности или неправильности первоначальных фактов и суждений. Немаловажный этап - это обобщение полученных знаний.

Что дает применение кластера в процессе обучения детям?

Метод кластера способствует развитию системного мышления, способности к творческой переработке материала, учит ребят классифицировать и анализировать не только факты из учебника, но и свои оценочные суждения, развивает навык рассмотрения сразу нескольких позиций, учит формулировать и высказывать свое собственное мнение, которое выработано на основе опыта и наблюдений.

Вывод

Урок с применением технологии кластера, или «грозди», дает детям возможность проявить себя, высказать свое мнение, а также предоставляет простор для творчества. В целом нетрадиционные методы обучения, которые активно используются в образовательном процессе, способствуют повышению мотивации учащихся, дарят ощущение собственной свободы, формируют обстановку взаимовыгодного сотрудничества.

Новое на сайте

>

Самое популярное