Домой Виноград Dragon age прохождение убежище. Прохождение Dragon Age: Origins. В поисках реликвии

Dragon age прохождение убежище. Прохождение Dragon Age: Origins. В поисках реликвии


Лучшие в Убежище

Квест активируется автоматически сразу же после катсцены в Убежище. Нужно просто обследовать всё кругом, побеседовать с людьми и найти тех, кто сможет оказать нам посильную помощь, а именно трёх ремесленников Инквизиции: интенданта, кузнеца и аптекаря. После разговора с ними квест будет завершён.

Знай врага своего

Побеждая врагов, периодически на их трупах можно будет найти особые предметы, имеющие желтую иконку. В их описании будет сказано, что они важны для исследования. Отнесите предметы к нужному столу в церкви, в комнате Жозефины, слева от двери, за которой собирается совет. При сборе определенного количества Вы получите бонус против этого врага и очки опыта.

Правильные доспехи

Активируется после разговора с кузнецом. Идем к нужному столу в кузне. Там, следуя инструкциям, создаем доспехи. Новые чертежи можно будет купить у торговцев или найти, путешествуя по миру игры. Обратите внимание, что создавая предмет по одному и тому же чертежу, можно добиться разного эффекта, т.к. для его изготовления могут подойти различные материалы, меняющие не только цвет предмета, но и свойства и бонусы.

По частям

Начинается после разговора с кузнецом. Вам нужно усовершенствовать доспехи. Лучше выполнять после квеста «Правильные доспехи», тогда можно будет улучшить броню, созданную Вами. Для этого там же, у кузнеца, на нужном столе модифицируем доспехи, используя найденные улучшения. Для этого просто следуйте указаниям, которые Вам дает игра.

Составление зелий

Квест автоматически активируется после разговора с Аданом. Идем к столу рядом с аптекарем, который подсвечивается как « выбрать зелья». Перетягиваем предлагаемое зелье в свободную ячейку. Такие столы есть не только в штабе Инквизиции, но и в каждом лагере. Просто перетяните нужное зелье из доступных (для открытия новых нужно находить рецепты) в свободную ячейку или занятую, чтобы заменить ненужное. Чтобы пополнить их запас, нужно нажать на иконку в вашей ячейке, при этом у Вас должно быть достаточно ингредиентов.

Передача записей

Берется у аптекаря Адана. Он хочет заполучить записи Тэйджена, т.к. тот до своей смерти работал над чем-то очень важным. Вам нужно идти на север, к заброшенной хижине. Там забираем записи и отдаем их Адану.

Заявки на оружие

Задание появляется после разговора с интендантом, который стоит рядом со входом в церковь. Он попросит найти материалы для изготовления оружия для солдат Инквизиции, а именно 5 единиц железа, а также присвоить одну лесопилку. Идите на север, в область, которая на карте отмечена фиолетовым кругом. Придя в эту область, нажимайте клавишу [v], чтобы сканировать ближайшую область на наличие полезных материалов и предметов. Если рядом с Вами при этом что-то будет, то, во-первых, оно подсветится, а во-вторых, игра просигнализирует особым звуком во время нажатия клавиши. Также в той области находится и лесопилка. Ее можно определить по сложенным бревнам, а по центру будет светится желтым место для для установки метки Инквизиции.

После того, как мы все найдем, возвращаемся к интенданту и активируем стол рядом с ним, затем создаем на нем оружие.

Лотос и корни

Квест появляется после того, как в Убежище прибыла мать Жизель. Она стоит рядом с комнатой Жозефины. Она попросит помочь раненым, собрав необходимые растения:

Чтобы найти Урну священного праха Андрасте, вам нужно сначала заглянуть в Денерим, чтобы отыскать там брата Дженетиви. Тот живет в Торговом квартале, напротив таверны «Покусанный дворянин». Однако дома его не окажется, там будет только его помощник. Поговорите с ним, и узнаете, что Дженетиви дома нет уже давно; он уехал за Урной, и искать его следует в гостинице около озера Каленхард (в локации «Причал Круга магов»). Тут два варианта:

Надавить на послушника. Если ваш навык красноречия высок, то он расколется и нападет на вас. Убив его, проследуйте в заднюю комнату, где в груде книг отыщете информацию об отдаленной деревеньке Убежище, что в Морозных горах. Идите туда, попутно обчистив дом монаха. Сходить в гостиницу и узнать, что брат Дженетиви уехал. Тут на вас могут напасть сектанты (на улице), которые покажут, что путь Дженетиви лежал в Убежище - а вот дальше он не прошел. Собирайтесь и езжайте туда.

По прибытии вас ждет не очень-то дружелюбный стражник, который в «вежливой» форме попросит вас убраться. Пройдите дальше и идите в лавку. Попробуйте пройти в заднюю комнату, но торговец запретит. Снова пробуйте, убейте торговца и осмотрите труп. После чего идите на гору, в церковь Андрасте. Там поговорите с неприятным типом. После разговора нужно очень быстро умертвить его, иначе будут проблемы. В комнате рядом найдите брата Дженетиви. Он устал и просит проводить его к заброшенному храму неподалеку. Соглашайтесь и идите.

Воспользуйтесь медальоном монаха, чтобы открыть дверь в Храм и войти внутрь. Дженетиви будет в восторге и пошлет вас на поиски Урны. Идите по лестнице наверх и налево. Там зачистите помещение и подберите ключ от двери. Вернитесь вниз, убейте сектантов и идите в правый проход. Откройте ключом дверь и обшарьте сундуки - в одном из них еще один ключ. Берите его и топайте открывать дверь, ведущую дальше в залы. Там пройдите до развилки и выберите маршрут. Где идти - неважно, разницы никакой, драться всё равно придется.

Там выходите в логово вирма и прибейте сектантов на входе. В туннелях на вас нападут драконлинги - маленькие дракончики, которые, правда, уже умеют кусаться. Разобравшись с ними, идите, зачищая всё вокруг, до развилки. В правом коридоре вы ни на кого не наткнетесь, а вот когда дойдете до клеток с животными, на вас нападут драконы-самцы. Взрослые, большие, но бескрылые. Их трое, и они сильны. И с них падает чешуя, из которой потом в Денериме можно изготовить броню.

В левом же коридоре - проход дальше. У очередной развилки (влево или вперед) на вас нападут. Отбейтесь и решайте, куда идти. Вперед - будет огромное помещение с кучей драконлингов, сектантов и четырьмя драконами-самцами. Убив их, зайдите в зал справа, и найдете отличный меч для Боевого мага и амулет для мага Крови. А еще чешую возьмите, пригодится.

Вернитесь назад и сверните уже направо. В конце пути, через кучу коридоров и один зал, вы встретите некоего отца Колгрима - и он предложит вам сделку. Она заключается в том, что вы можете помочь новой Андрасте обрести всю мощь - и за это вас наградят и пощадят. А можете отказать - и за это на вас сильно обозлятся. Если согласитесь - вам придется окропить драконьей кровью Урну с прахом, что приведет к потере Лелианы и Винн. А если откажете - убьете его, и ваша группа сохранится в прежнем составе. Но учтите, что профессии «Потрошитель» учат только тут. Мы бы, правда, советовали убить Колгрима.

Закончив свои дела в пещере, вылезайте на поверхность. Там вас ждет шокирующее зрелище: огромный дракон лениво пролетит рядом и нагло заснет на краешке скалы. Если вы отобрали у Колгрима его Рог, то сможете вызвать ящера к себе, вот только добром это не кончится. Но лучше отложить эти телодвижения на потом. Бегите в соседнюю дверь и заходите в «Перчатку».

Там вас поджидают испытания, и первое - Страж прохода. Ответив на его вопросы, вы пройдете в первый зал Испытаний. В нем надо отгадать десять простых загадок, главное – слушать, что вам говорят. Впрочем, если неправильно угадаете - убьете призрака, и дело с концом. Когда откроется дверь, идите туда, и встретитесь с кем-нибудь из прошлого, который даст вам какую-нибудь вещичку.

Далее - зал с вашими усиленными теневыми копиями. Не особо сложно, главное - не отвлекаться и бить всей группой одного врага за раз. Затем короткая передышка и довольно тяжелая головоломка с мостом, которого вроде бы и нет. Чтобы пройти, делайте так:

Как только пройдет один персонаж, пройдут и другие. Затем бегите в следующий зал - там надо раздеться для того, чтобы пройти дальше. Огонь вас не тронет; преодолев его, можно экипироваться обратно. Берите щепотку Священного праха из урны и выходите наружу. Теперь можете сразиться с драконом (если хочется). С него падает чертова туча вещей, а также чешуя, из которой мастер в Денериме может сделать один комплект из трех (на выбор). Драка с драконом тяжела - он летает, дышит огнем и блокирует 75% всех физических атак. Магия - морозная (желательно), против огня у него выносливость 50%. Можно и не убивать ящера, а спокойно удалиться по своим делам, вернувшись несколько позже. Вход в храм - справа, если смотреть от «Перчатки». Раньше там были глыбы льда, а теперь проход открылся. Поговорите с Дженетиви, который чуть не умрет от счастья, и идите к эрлу Эамону давать ему чудо-снадобье.

Квест активируется после завершения квеста "Эрл Редклифа". Эрл Эамон тяжело болен, и ему требуется лекарство. Последняя надежда для эрла - прах пророчицы Андрасте.

  • Также можно его получить уже в Лотеринге. Для этого нужно поговорить об Эамоне с рыцарем из Редклифа (в церкви).

Прах находится в деревне Убежище в Морозных горах (в "Инквизиции" там находится база ордена). Есть 2 способа найти ее:

  • Долгий: идем к пристани возле башни Круга, заходим в "Избалованную принцессу" и спрашиваем трактирщика про рыцарей из Редклифа. Он откажется, но скажет, что его преследуют неизвестные и могут его убить. Выйдя из таверны, видим тех самых неизвестных. Возвращаемся обратно в "Принцессу" и спрашиваем о нападавших. Он отправит нас к Вэйгону - помощнику брата Дженитиви (церковного ученого, который искал урну). В процессе разговора Вэйгон проговорится, сказав "мы предупреждали его". При достаточной прокачки силы или хитрости можно вывести его на чистую воду. Вэйгон атакует отряд и падет в битве. Также можно его спровоцировать, попытавшись открыть дальнюю дверь. После битвы с самозваным Вэйгоном открываем помянутую комнату, там находим тело настоящего помощника и записи Дженитиви в одном из сундуков. Забрав записи, узнаем про деревню.
  • Короткий: сразу идем к дому Дженитиви (он находится в Денериме напротив таверны "Покусанный дворянин"). И говорим с Вэйгоном.

Идем в деревню Убежище, если в отряде есть Стэн, он выразит сомнение в необходимости идти. При наличии теплых с ним отношений он скажет, что просто выразил свое мнение. Если вы нашли его меч, то можно попросить его просто довериться Стражу. Если убедить кунари не получится, он нападет.

Идем в сторону церкви (она на вершине возвышенности).

  • На полпути есть деревенская лавка, там в сундуке есть неплохой лук и подарок для Зеврана. Если открыть его не получается, суньтесь в одну из комнат.

В церкви можно спросить про Дженитиви. Это очень не понравится преподобному отцу (странно для церкви, где служат женщины, не так ли?) и он позовет своих последователей. В соседней комнате, за фальшивой стеной, находим Дженитиви. Вместе с ним идем в храм. Пробиваясь через сектантов, идем через пещеры (лучше исследовать все туннели - чешуя дракона потребуется для квеста). В одном из помещений видим Отца Колгрима. Он предлагает нам сделку: осквернить урну. Если согласиться, это не одобрят Лелиана, Винн и Алистер, но одобрит Морриган. Если отказаться - придется сражаться. Зайдя в сами помещения храма, встречаем стража Урны. Дух пройдется по нашей предыстории и опросит спутников. Затем последуют испытания.

Первое: загадки. Некоторые широко известны, некоторые нет, но в целом догадаться можно. Если ответить неправильно - придется сражаться с духом праха.

Второе: сражение с двойниками. Перед испытанием встретим персонажа из предыстории: отца, Йована, Триана, Леске, Сориса, Тамлена. Затем будет непосредственно бой. Состав противников разнится в зависимости от состава отряда.

Третье: плиты. Нужно выстроить мост на ту сторону.

Последовательность: Вторая справа, третья слева.
Идите на первую часть моста.
Оставшийся персонаж идет на шестую плиту слева.
Идите на вторую часть моста.
Персонаж с третьей плиты слева идет на четвертую плиту справа.
Персонаж с второй плиты справа идет на первую слева.
Идите на третью часть моста.
Персонаж с шестой плиты слева идет на пятую справа.
Персонаж с четвертой плиты справа идет на пятую слева.
Идите на четвертую часть моста и пересекайте его. После этого мост затвердеет окончательно и ваши соратники
смогут к вам присоединиться.

Последнее: пройти через огонь без снаряжения. Если не снять снаряжения, страж атакует вас.

Затем будет выбор (если вы согласились на предложение Колгрима): осквернить ее или оставить. В первом случае против будут Винн и Лелиана (даже если их нет в отряде), во втором на вас нападет Колгрим и последователи. На обратном пути есть возможность сразиться с высшим драконом, его чешуя пригодится для квеста. Затем спускаемся снова в храм. Говорим с Дженитиви и идем исцелять Эамона.

"Урна священного праха" - это сюжетное задание в игре Dragon Age: Origins. Получить его можно после выполнения квеста "Эрл Редклифа" или еще в самом начале игры в Лотаринге, поговорив с рыцарем в церкви. По сюжету задания необходимо отыскать прах Андрасте, который способен исцелить эрла Эамона.

Начало квеста

Прохождение "Урны священного праха" начинается в Денериме. Получив квест от рыцаря в Лотаринге или от Изольды и Тегана в Редклифе, вам нужно отправится в район рынка в городе и отыскать там дом брата Дженитиви. Войдя внутрь, поговорите с Вейлоном и скажите, что ищете урну священного праха, чтобы вылечить эрла Эамона. Вейлон пошлет вас к озеру Каленхад. Если вы используете хитрость и запугивание, то Вейлон на вас нападет, не желая раскрывать свой секрет.

Исследуйте все комнаты в доме Дженитиви и найдите его исследования, в которых будет говориться об Убежище - возможном местонахождении брата Дженитиви. Можно отправится сразу же туда или проверить место, упомянутое Вейлоном, - трактир "Избалованная принцесса" возле озера Каленхад. В таверне вам нужно поговорить с трактирщиком, а на выходе вас атакует несколько культистов.

Убежище

Задание "Урна священного праха" в Dragon Age: Origins приведет вас в Убежище. Прибыв туда, вы окажетесь рядом с поселением. Идите вперед и поговорите со стражником. Он не даст никакой ценной информации и отправит вашего персонажа поговорить с Эриком. Теперь можно зайти в дом, собрать ценные предметы с сундуков и исследовать алтарь. Когда вы выйдете из дома, на вашу команду нападет большая группа культистов. Они по большей части крестьяне, и справиться с ними не составит труда. Окончив бой, вы можете обследовать оставшуюся часть поселения или отправиться вверх к церкви. Дальнейшие враги будут намного сильнее. Уничтожайте вражеских магов в первую очередь.

Добравшись до церкви и войдя внутрь, вы сможете поговорить с Эриком, но практически сразу после приветствия начнется битва. Постарайтесь атаковать Эрика первым, чтобы он не успел прочесть много заклинаний. Расправившись с магом и его охраной, заберите с трупа Эрика медальон культиста. После чего нажмите на стену в северо-западной части комнаты. За нею вы найдете брата Дженитиви. Диалог с ним может закончится двумя вариантами. Вы либо убедите брата Дженитиви, что справитесь сами, а ему следует вернуться домой в Денерим, либо согласитесь на его помощь, чтобы проникнуть в храм.

Храм

Дальше по квесту "Урна священного праха" в Dragon Age вы отправляетесь в разрушенный храм. Войдя в него, сделайте несколько шагов вперед. Если в вашей группе находится брат Дженитиви, то он сразу же откроет главные ворота. Без него вам придется открывать ворота самостоятельно. Когда вы войдете в главный зал, на ваш отряд нападут культисты. Зачистите самую большую зону, прежде чем отправляться дальше.

В этой локации находится четыре коридора, которые стоит исследовать. В юго-западном углу вы найдете труп путешественника и небольшую комнату с культистами. В юго-восточном углу будет находиться запертая дверь и библиотека со множеством ценных документов. Северо-западный коридор связан с северо-восточным и приведет вас обратно в главный зал.

Двигайтесь аккуратно по этим коридорам, поскольку здесь полно культистов и ловушек. Разделавшись с врагами, отправляйтесь в западную часть карты и отыщите ключ в сундуке. Забрав ключ, вернитесь в главный зал, где вас будут поджидать новые культисты. Уничтожив их, идите к юго-восточным комнатам. Откройте запертую дверь полученным ключом и обыщите сундук в комнате. Там должен быть ключ, который открывает северные врата.

Вернитесь в главный зал и направляйтесь на север. На пути вам встретится маг, которого лучше всего уничтожить с расстояния. Войдя в комнату позади мага, будьте готовы, что на вас из засады нападут Призраки Пепла. Одолев их, поднимитесь по лестнице и нажмите на жаровню.

Двигайтесь дальше на север, отбиваясь от культистов и призраков, пока не доберетесь до входа в пещеры. Вы попадете в Логово Вирмлингов. Теперь ваша цель - пробиться через врагов в северо-западную пещеру. На пути вам повстречаются как многочисленные вирмлинги, так и культисты. Также, если сворачивать в разные туннели, вы будете натыкаться на небольших драконов.

Предложение культистов

В северо-западной пещере вы встретитесь с Колгримом - лидером культистов. Вы можете сразу же напасть на них или выслушать, что скажет Колгрим. Если вы решите убить лидера культистов, не забудьте забрать с его трупа рог.

После этого вы сможете отправиться дальше и выйти из пещер на вершину горы. Здесь можно использовать рог, нажав на него в инвентаре. Однако будьте готовы к тому, что рог призовет огромного дракона, с которым придется сражаться. Справиться с ним довольно сложно. Чтобы победить, воины должны отвлекать дракона, а лучники и маги наносить урон с большого расстояния. Также важно иметь при себе много целебных зелий. В случае победы вы получите чешую дракона, которая в дальнейшем понадобится для одного из побочных квестов, и несколько мощных предметов. Если вам кажется, что вы не осилите дракона, то вызывать его не обязательно, можно просто продолжить основной квест.

Если вы примете предложение Колгрима уничтожить урну священного праха, смешав прах с кровью дракона, то самые добросердечные из ваших спутников будут этому не рады. Если эти компаньоны оставались в лагере во время выполнения задания, то они захотят покинуть отряд, но их можно будет переубедить. Не забудьте упомянуть в разговоре с лидером культистов про эрла Эамона, чтобы вам дали взять горсть праха для завершения квеста "Урна священного праха" в Dragon Age. После диалога с Колгримом вы получите флакон с кровью дракона. Затем отправляйтесь по дороге, пролегающей рядом с Колгримом, и вы попадете на вершину горы.

Испытания веры

Пройдя дальше по локации, вы попадете в Лабиринт. Независимо от того, помогаете вы культистам или нет, вам придется проходить эту часть квеста. Подойдите на пару шагов и поговорите со Стражем. Не важно, как вы ответите на его вопросы, потому что от него вам нужно только узнать о четырех испытаниях. Скажите Стражу, что готовы начать испытания, и дайте ответ на личный вопрос.

В первом испытании вам предстоит поговорить с восемью призраками. Если ответить на их вопросы правильно, то они превратятся в туман и станут частью ключа. Неправильный ответ превратит их в Призраков Пепла, с которыми нужно сразиться. Можно специально давать неправильные ответы, чтобы получить побольше опыта, а правильные ответы указаны на картинке ниже.

Уничтожив призраков или ответив на их вопросы, вы сможете пройти в следующую комнату. Поговорите с призраком знакомого персонажа из прошлого вашего героя. Далее отправляйтесь в следующую зону, где нужно будет сразиться с призраками-двойниками вашей команды.

Победив в бою, отправляйтесь в следующую комнату. Здесь вы обнаружите дверь на другом конце пропасти и нажимные плиты, которые активируют фрагменты моста. Ваша цель - добраться до двери с одним из членов отряда. Для этого вам нужно постоянно перемещать персонажей по плитам. Как это сделать, показано на скриншотах.

Четвертое испытание завершить очень легко. Просто подойдите к алтарю и согласитесь снять экипировку. После этого вы можете запросто пройти через стену огня перед вами. Подождите, пока появится Страж и поздравит вас с завершением испытаний.

Конец квеста

После окончания испытаний вы наконец можете подойти к урне священного праха и взять горстку пепла. Затем возвращайтесь в Редклифф, чтобы вылечить эрла Эамона. Не забудьте позже вернуться к брату Дженитиви за наградой.

Если вы решили помочь культистам уничтожить урну священного праха, после того как возьмете немного пепла для эрла, то на вас нападут ваши добросердечные спутники, Страж и пара Призраков Пепла. После сражения отправляйтесь к Колгриму, чтобы получить вознаграждение.

Андрасте была не просто женой военачальника. Она была обручена с самим Создателем . Услышав, как она поет, взывая к небесам о наставлении, Он был покорен ее мелодичным голосом и явился ей с предложением пойти с Ним и оставить порочным мир людей. В мудрости своей Андрасте взмолилась, чтобы Создатель вернулся к детям Своим, и создал рай в мире людей, создатель согласился при условии, что весь мир отринет своих лжебогов и примет Его священные заповеди. Вооруженная знанием об истинном боге, Андрасте начала свои священный поход против изможденной империи, одна из заповедей Создателя, гласящая, что магия должна служить человеку , а не властвовать над ним, была как бальзам на сердце угнетенных тевинтерцев, живущих во власти магистров. Весть о Священном походе Андрасте, о ее чудесах и военных успехах распространилась очень далеко. Те из тевинтерцев, кто решили, что Старые боги их покинули, охотно вняли словам Создателя, толпы этих бушующих жителей Империи, уничтожавших храмы, теперь делали это во имя Создателя и пророчицы Его Андрасте. Как армии Маферата завоевывали земли Южного Тевинтера, так слова Андрасте завоевывали сердца.

Мечом создателя было само его творение: пожар и потоп, голод и землетрясение. Всюду, где они шли, Андрасте пела людям о Создателе, и люди внимали ей. Число последователей Андрасте росло, пока они не стали гигантской волной, катившейся через Империю. И когда Маферат увидел, что люди любят Андрасте, а не его, зародился в нем червь и неустанно глодал его сердце. Наконец армии Андрасте и Маферата стали перед вратами Минратоуса, но Андрасте с ними не было. Ибо Маферат втайне замыслил передать Андрасте в руки тевинтерцев . За это архонт обещал Маферату все земли к югу от Недремлющего моря. И так пред армиями аламарри и Тевинтера Андрасте привязали к столбу и сожгли , а ее суетный супруг повернул свои армии прочь, ибо сердце его пожрал червь зависти, но архонт Гессариан, глядя на костер, смягчился. Пожалев Андрасте, он выхватил меч и даровал ей быструю смерть. Создатель рыдал о своей Возлюбленной , проклинал Маферата, проклинал людей за предательство и вновь отвернулся от своего творения, взяв с собой одну только Андрасте.

Лишь один человек знал о предательстве Маферата - Гавард Аегис , друг детства. Он сопровождал его на встречу с тевинтерцами, не догадываясь, что тот задумал. Когда же Гавард понял, что Маферат выдал Андрасте врагу, он, не желая обнажать меч против друга и сюзерена, закрыл Андрасте собой от тевинтерских солдат. Тевинтерцы ранили его, бросили на землю, и Маферат оставил друга умирать . Тяжелораненый Гавард все же добрался до ворот Минратоуса, надеясь предотвратить казнь, но ужасное уже произошло. Он, проклиная свою слабость, увидел бренный прах Андрасте , оставленный на дожде и ветру, и заплакал. Дотронувшись до горстки пепла, его уши наполнила песня, а глазам его явилась Андрасте, облаченная в звездный свет. Она преклонила перед ним колени и сказала: «Покуда помню тебя я, не забудет тебя и Создатель». Песня утихла, вместе с ней развеялось видение и затянулись раны. Исполненный сил и надежды, он собрал прах и отнес в уединенное место в горах , положив в урну, вырезанную из живого камня. Время шло, местонахождение урны подернулось пеленой забвения. Возможно, на то была воля Создателя, чтобы лишь самые достойные могли найти последнее пристанище Его возлюбленной.

Несмотря на то, что многие считают Урна всего лишь красивой легендой, она на самом деле существует. Прах поможет исцелить отравленного эрла Эамона из Редклифа. Поиски Священной Урны с прахом Андрасте начнутся в Денериме, с обыска дома Дженитиви (нужно взять книгу). Затем можно отправиться сразу в деревню Убежище , либо заглянуть на огонек в таверну «Избалованная Принцесса » на берегу озера Каленхад, чтобы разобраться с головорезами, о которых расскажет трактирщик. В Убежище доходим до церкви у подножия горы, из боковой потайной комнаты освобождаем брата Дженитиви . Отдаем ему медальон сектанта с тела отца Эйрика. Он проводит к разрушенному древнему храму, откуда путь проляжет через пещеры к вершине горы. На выходе из пещер дорогу преградит лидер сектантов Колгрим . Он расскажет чудесную историю о возрождении Андрасте в обличье дракона. Он считает, что само существование Урны лишает дракона полной силы, и хочет завладеть Прахом, чтобы полностью уничтожить его. Останется лишь , взять щепотку Праха и вернуться к эрлу Эамону.

От сделанного выбора, во-первых, зависит получение специализации и возможность , во-вторых, появление задания в Dragon Age 2. Если согласиться на предложение Колгрима осквернить Урну с прахом , то после завершения задания он откроет доступ к , дав испить из кубка драконьей крови. Если в отряде будет Винн, она не позволит осквернить Урну и присоединится к Стражу. Если отказаться исполнять просьбу Колгрима, то с его тела можно взять боевой топор «Лезвие веры» и рог Колгрима , с помощью которого можно вызвать на бой высшего дракона на вершине горы. Для этого надо дунуть в рог, выбрав его через инвентарь. С тела дракона можно взять 15 отличных вещей , включая драконью чешую для изготовления уникальных доспехов у кузнеца Вейда в Денериме. В станет доступно задание «Чудотворцы» (надо рассказать брату Дженитиви о своей находке и отправить его домой для подготовки к паломничеству), в котором придется уничтожить мошенников из Хартии, торгующих поддельным Прахом Андрасте. В зависимости от выбора открываются достижения «Ортодокс» или «Святотатец» .

Влияние принятого решения по Урне с Прахом Андрасте на концовку игры Dragon Age: Origins:

  • Весть о том, что Урна Священного Праха найдена, не выходила за пределы Церкви, пока брат Дженитиви не объявил об этом несколько месяцев спустя после победы над порождениями тьмы. Его манускрипт с описанием поисков и деятельности культа Андрасте вызвал живейший интерес ученых во всем Тедасе. Несколько лет спустя Церковь объявила, что найдено место, где покоится Прах Андрасте. У всех верующих в Тедасе это вызвало необычайную радость, и многие пожелали совершить паломничество к Праху, чтобы увидеть его либо испытать на себе его целительную силу.
  • Весть о том, что Урна Священного Праха найдена, не выходила за пределы Церкви, пока брат Дженитиви не объявил об этом несколько месяцев спустя после победы над порождениями тьмы. Его манускрипт с описанием поисков и деятельности культа Андрасте вызвал живейший интерес ученых во всем Тедасе. Однако попытки доказать заявления брата Дженитиви оказались безуспешными. Посланцы Церкви, забравшиеся в горы, не нашли ничего кроме развалин. Никаких сектантов и, что важнее, никакого Священного Праха. Работа Дженитиви была объявлена фальсификацией. Вскоре после этого он покончил с собой.
  • Как только выпал первый снег, в небе над Ферелденом впервые объявился дракон из храма. Когда он опустошил несколько деревень, поползли слухи о загадочной секте, верящей в то, что дракон - это возродившаяся Андрасте. Попытки найти логово дракона успехом не увенчались, и не было найдено никакой связи его с Урной Священного Праха. Говорят, что в секту приходит все больше новообращенных…
  • Несколько лет спустя Церковь объявила, что найдено место, где покоится Прах Андрасте. Однако место это представляет собой развалины и охраняется драконом, а потому крайне опасно. Тем не менее, многие требуют обезопасить Прах, дабы паломники могли испытать на себе его целительную силу. После множества безуспешных попыток справиться с драконом тот в конце концов улетел искать себе новое пристанище… перед этим не преминув разнести горное святилище по камешкам. Сразу же были предприняты раскопки, но найти Урну в руинах не удалось. Многие начали сомневаться, что Урна и в самом деле была обнаружена. Другие твердили, что Прах похитили сектанты-андрастианцы. Находятся и такие, кто считает, что Урну забрал сам Создатель, сочтя род людской недостойным такой святыни. Что же все-таки случилось с Урной - попросту неизвестно…
  • Через несколько месяцев после победы над порождениями тьмы по Ферелдену пошла молва, что Урна Священного Праха найдена и что именно с ее помощью исцелили эрла Эамона. Сначала об этом поговаривали робко, а потом заявили во всеуслышание, тем более что Владыке Церкви не удалось опровергнуть слухи. Однако же, после того как Церковь сделала несколько попыток найти подтверждение этим слухам, было официально объявлено, что место упокоения не обнаружено. Если Урна Священного Праха и находилась когда-то в этих развалинах, ее там больше нет.

Новое на сайте

>

Самое популярное