Домой Заготовки на зиму Определение храм в древнем риме. Самые древние храмы рима, сохранившиеся до наших дней. Римские мученики и раннехристианские святые

Определение храм в древнем риме. Самые древние храмы рима, сохранившиеся до наших дней. Римские мученики и раннехристианские святые

Принято считать, что первобытные строения Рима пришли от народа этрусков, может быть, даже возводились ними. Это было по логике продолжение линии архитектуры греков. Строения римской империи сохраняли в себе основу этрусской архитектуры – циркульную арку. Циркульная арка – это закругленное покрытие из камня, которое соединяло устои между собой. Это помогало расположить камни по радиусу кругу для равномерного давления на них. Применяя новые приемы построения сооружений, римляне могли вносить креатив в новые здания. Теоретические новые знания помогали возвести храмы больших размеров, умение воздвигать многоэтажные дома и строения. В плане внедрения крестовых сводов и коробковых происходящих римляне преуспевали над греками и делали более изысканные постройки.

Для того чтобы арки стояли надежно уже не использовались колоны, которые раньше были популярные. Римские архитекторы стали возводить огромные стены и пилястры, а колоны стали просто декоративным украшением. Это применялось практически везде, однако оставались и здания, в которых применение колон было целесообразней. Стили колон при этом практически не менялись, римляне остановились на стандартном грецком варианте.

В целом римская архитектура испытывала прямую зависимость от грецких направлений архитектуры. Однако римляне больше старались подчеркнуть свою силу и независимость для запугивания и подавления чужих народов. Они не жалели средства на украшение своих зданий, каждое строение было пышно и богато отделано. При этом со стороны взгляда архитектора они старались каждое сооружение сделать образцовым. Преимущественно строились здания для практических нужд, но и храмы занимали важное место среди сооружений.

История архитектуры Древнего Рима

Как самостоятельная отрасль мирового искусства архитектура Древнего Рима формировалась очень долго, примерно в IV-I вв. до н. э. Несмотря на то, что многие сооружения тех времен уже рассыпались, они исправно продолжают завораживать своими остатками и отдельными элементами. Римская империя была одной из великих, если не самая великая, которая заложила фундамент новой эпохи. Общественные места того времени могли вмещать в себя десятки тысяч людей (базилики, амфитеатры, торговые рынки), при этом всегда было к чему стремиться. Религия тоже не отходила на задний план, в перечень строительных сооружений Рима входили храмы, алтари, гробницы.

Сравнивая со всем миром, даже историки пришли к выводам, что равных соперников архитектуре Рима и римскому инженерному искусству найти было сложно или попросту невозможно. Акведуки, мосты, дороги, крепости, каналы как архитектурные объекты – только малая часть списка того, что они использовали по всем фронтам. Они изменили принципы древнегреческой архитектуры, прежде всего ордерной системы: соединили ордер с арочной конструкцией.

Большое значение в становлении римской культуры отдавалось стилю эллинов, которые были сторонниками архитектуры с огромным размахом и развитием городских центров. Но гуманизм и способность наследию гармоническому греческому стилю в Риме опустили, отдавая предпочтение возвеличиванию властных императоров. Они резко подчеркивали мощность армии. Отсюда и весь пафос, который был основой многих декораций зданий и сооружений.

Разнообразие сооружений и общий размах построек в Риме значительно выше, чем в Греции. Возведение огромных зданий стало возможным благодаря изменению технических основ в строительстве. Так и появляются новые кирпично-бетонные сооружения. Они позволяли перекрывать большие пролеты, ускоряя процесс строительных работ. Немаловажным стало и то, что с применением таких способов строительства все чаще отказывались от профессиональных мастеров, а доверяли рабам и рабочим без квалификации. Это существенно снижало расходы на постройку.

Этапы развития римской архитектуры

І период

Этапы развития римской архитектуры можно условно поделить на 4 периода. Первый и самый короткий начинается со времен основания древнего Рима и заканчивается во II в. до н. э. Этот период небогат на архитектурные памятки, а те, что появлялись, были наследием этрусков. Практически все, что строилось в этот период, было общедоступным. Оно приносило коллективную пользу поселениям. В эту категорию относились каналы для очищения города от нечистот, которые с помощью них попадали в Тибр. Мамертинскую тюрьму и первые базилики можно тоже приписать к зданиям, которые приносили пользу.

ІІ период

Второй этап принято называть «греческим». С середины II века начинается серьезное влияние греческой архитектуры на римскую. Сильное влияние проявлялось до завершения республиканского правления (31 г. до н. э.). Считается, что в это время начали появляться первые мраморные храмы, приходящие на смену обычных пород камней и травертин. По своей конструкции они были очень схожи с греческими, однако архитекторы пытались делать и заметные отличия.

Римские храмы на протяжении этих лет выглядели продолговатыми с 4 углами. Фундамент обычно был высокий, с прилагающей лестницей по лицевой стороне. Поднявшись по лестнице, оказываешься рядом с колоннами. Спустившись немножко в глубину, находится дверь, которая ведет в основной зал. Через эту дверь происходит основное освещение, поэтому часто она открытая.

Вместе с такими храмами древнего греческого типа римляне возводили, в честь Богов, храмы круглой формы. Это были в основном свои идеи с применением греческих элементов. Одним из таких можно считать Храм Портуна, в окружении 20 колон этот исторический объект сохранился до наших дней. Мраморная крыша конусообразной формы является хорошим примером римского индивидуального стиля.

В число общин построек входили не только сооружения связанные с религией, но и многие другие:

  • Табуларий – огромное здание, предназначенное для сохранения архивов;
  • Деревянный театр Скавра – одно из интереснейших строений этого периода. Включает в себя свыше трехсот мраморных колон и статуй из бронзы, мог вместить 80 000 посетителей;
  • Первый каменный театр – построенный на четь богини Венеры.

Вся история о них исчезла вместе с ними. Однако стоит отметить, что используя современные технологии трехмерного моделирования, было доказано, что строились эти сооружения очень грамотно. Например «Каменный театр» был расположен таким образом, что сцена смотрела на северо-восток. Так как при Августе традиционно выступления и торжества проводились в утреннее время, все солнечные лучи попадали на сцену, а не на посетителей театра.

ІІІ период

По значимости самый эффективный период истории римской архитектуры. Начало считается со времени прихода Августа на республиканский престол и заканчивается в 138 году н. э.

В технологиях римлян начинается активное применение бетона. Начинается новый этап возведения базиликов, цирков, библиотек. Там проходили суды, выявление лучших наездников колесниц. Набирает популярности новый тип монументального искусства – триумфальной арки. Техника при этом постоянно совершенствовалась с помощью новых возведений, приуроченных новым победам будущей империи.

Римское искусство было не таким изящным, как греческие сооружения, но техническое мастерство возведения оставалось на высшем уровне, на протяжении веков. Известными на весь мир стают Колизей (самый большой амфитеатр античности) и храм Пантеон (возведение во имя Богов).

Внесение особенностей греческой архитектуры приобрело массовую популярность и продолжало шагать в западные и северные регионы Европы. Большинство греческих архитекторов прославилось с помощью римлян, которые заказывали греческие копии, сохранившееся лучше, чем оригиналы. Римляне в отличие от греков придерживались своей концепции скульптурных традиций. Они изготавливали бюсты своих предков, чтобы показать прообразы своего рода. Греки же использовали такие скульптуры, как произведения искусства в доме. Эта простота и яркая индивидуальность римского портретного искусства показывают его с новой для нас стороны.

С течением этого периода все сооружения архитектуры проходят этапы развития, совершенствования и повышают уровень величественности. Широко применяются элементы роскоши и впервые начинают проскальзывать черты восточного искусства.

IV период

После отхода от власти Адриана, римское архитектурное искусство быстро начинает свой упадок. Все те украшения, что раньше использовались, начинают казаться излишними и неуместными, а их использование все менее правильным. Продолжается этот период до полного становления христианства и отхода язычества далеко на задний план. Период упадка характеризуется тем, что каждый правитель хочет войти в историю с помощью величественных сооружений.

Этот период также продолжает отличаться восточными элементами, которые все отчетливее прослеживаются в архитектурном искусстве. Они начинают преобладать над классикой жанра. Особенно красноречиво свидетельствуют об этом построения при последних правителях империи в таких отдалённых областях владений, как Сирия и Аравия. Это заметно было по изменению вздутости поверхности крыш, изобилию ненужных аксессуаров. Часто возводились загадочные, фантастичные формы, – которые считались символами восточного направления архитектуры.

Величие Рима в Храмах

Одно из первых сооружений возведенных Августом, посвященное обожествленному идолу Юлию Цезарю. Построен в 29 г. до н.э. Храм был создан в скромном стиле ионического ордера. Отдельно было сосредоточено место кремации Цезаря. В украшенном зале есть отведенные места для ораторов, которые заменили существовавший здесь трибунал, сосредоточенный на протяжении многих лет в западной части.

Алтарь Мира

Монументальное сооружение древнего Рима, вписавшее в историю победу Августа над испанцами и галлами. Построен он был в 13 году до н. э. С виду он похож был на ограду я прямыми углами высотой 6 м, по центру которой была ступень с алтарем. По периметру ограды было 2 сквозных прохода, с помощью которых можно было подойти к алтарю. На противоположных стенах были изображены шествия Августа на приношение жертвы к алтарю.

Памятка имела в своем олицетворении частицы всех культур предшественников римской архитектуры. По типу сооружения можно судить об итальянском стиле, а по расположению орнамента по низам и верхам об этрусских принципах. Утонченное мастерство рельефности алтаря, говорит о сильном греческом влиянии.

Храм Марса Ультора

Один из самых грандиозных по размеру храмов Рима. Ширина одного лишь фасада около 35 м. Колоны воздвигаются вверх на 18 м. Внутренняя отделка была в основном из мрамора с деревянными перекрытиями. Имея внутри торжественный вид, храм вызывал чувство восторга присутствующих в нем людей. Датой создание этого исторического монумента считают 2 г. до н. э. Прослеживаются греческие элементы практически во всех ступенях архитектуры.

Пантеон

Особенным местом в Риме можно назвать храм Пантеон. Второе название «Храм всех богов». Масса храмов древнего времени была построена по заказу императоров, Пантеон в том числе не стал исключением. Пантеон был посвящен первоочередно двум богам Венере и Марсу, именно они считались хранителями рода Юлиев. Здание складывалось с трех частей, которые переплетались между собою. Назван был в честь архитектора, который выполнял работы, но считается, что Пантеон это был его псевдонимом. Пантеон был сооружен в 118-128 гг., спустя годы несколько раз поддавался реставрациям. На сегодняшний день от него осталась только малая часть, что не дает насладиться всей величественностью храма того периода.

Скульптура Древнего Рима

Монументальное искусство древних римлян существенно проигрывало грекам. Римлянам так и не удалось создать величайших скульпторских памятников и посоревноваться с греками на этих рубежах. Но обогатить пластику своими элементами все же было под силу.

Лучших результатов удалось достигнуть в портретном искусстве. Римский народ перенес свою наблюдательность за каждой чертой человека и его неповторимой индивидуальности. Создавались идеальные портреты, а также портреты на которых можно было увидеть человеческий негатив и реализм художественной формы. С помощью скульптур они впервые запустили пропаганду окультуривания общества. Они сооружали памятники известным личностям, делали сооружения триумфа.

Рим действительно чудовищно стар. Древние катакомбы, античные храмы, гроты, сети узеньких улочек, неприметные здания богатейших церквей – всё это создаёт непередаваемую атмосферу. А религиозный мир Рима – отдельная вселенная со своими законами и традициями. Церкви Рима так многообразны и пестры, что поневоле начинаешь сомневаться, какую из них необходимо увидеть в первую очередь.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 октября:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.
  • AF2000TGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Тунис от 100 000 руб.

Сан-Джованни ин Латеранно

Латеранская базилика находится на самой высокой ступени среди всех религиозных сооружений Рима, превосходя по статусу такие древние и бесспорно почитаемые памятники, как собор Святого Петра. В архибазилике находится трон понтифика. Некогда именно на этом месте располагалась первая христианская церковь Рима. Позже – уже к девятому веку – на Латеранском холме появился собор Святого Иоанна Крестителя, который ещё некоторое время сохранял за собой статус единственного папского храма.

Настоящий рассвет наступил для Латеранской базилики, когда за её реконструкцию взялся Борромини, придавший архибазилике яркие барочные черты. Тогда же из самого Римского форума были перевезены огромные бронзовые двери для установки у главного портала. Базилика Сан-Джованни поражает богатством фресковой живописи и мозаиками, выполненными в классическом византийском стиле. Резные потолки, украшенные лепниной колонны, скульптуры апостолов, древние религиозные артефакты из серебра и драгоценных камней – базилика оправдывает надпись над главным входом: «мать всех церквей в Риме и мире».

Церковь Санта-Мария-Маджоре

Базилику Святой Марии невозможно не заметить, так как она является самой крупной церковью католической столицы, о чём ненавязчиво напоминает её название: «маджоре» – большой. Да и перед самым входом стоит пятнадцатиметровая статуя Девы Марии, отлитая из бронзы. Сложно случайно пройти мимо. Кроме того, несмотря на то, что дата основания церкви отсылает нас в четвёртый век нашей эры, эта церковь является едва ли не единственной в Риме, практически полностью сохранившей свой аутентичный облик. С её основанием связана легенда о Божьей Матери, которая приказала выстроить храм на том месте, где выпадет снег.

Снег выпал, и церковь начали называть церковью «Божьей Матери в снегах», вот только происходило это действо в августе. Поразительной искусности мозаика тринадцатого века посвящена этому сюжету. Богатейшая роспись потолков, средневековые мозаики и великолепные образцы мозаичного искусства, сохранившиеся ещё со времён возведения церкви, повествуют о жизни Христа, передают ветхозаветные сюжеты. Церковь состоит из трёх капелл, самой известной из которых является Сикстинская, так что и поклонники культурных святынь, и желающие прикоснуться к святым мощам, гарантированно будут удовлетворены визитом сюда.

Сан-Пьетро-ин-Винколи

Базилика также известна как базилика Святого Петра в веригах, то есть в цепях. Примечательно, что данный артефакт, являющийся важной религиозной святыней, хранится в современной базилике. «Честные вериги» оказались здесь благодаря Евдоксии, византийской царице, которая в своё время преподнесла их в дар понтифику. Она же заложила в Риме храм, который сегодня мы называем Сан-Пьетро-ин-Винколи.

Базилика входит в список семи наиболее масштабных сооружений такого типа в Риме и на протяжении многих веков является одним из центров паломничества. Её фасад выглядит совершенно непримечательно, впрочем, это неудивительно. Внешняя скромность отличает большинство построек четвёртого века. Но большинство туристов приезжает сюда отнюдь не ради священных реликвий, а чтобы своими глазами увидеть потрясающую гробницу Юлия II работы Микеланджело со скульптурной композицией из сорока фигур и несомненно гениальную скульптуру «Моисей» того же мастера.

Санта-Мария-сопра-Минерва

Эта постройка, выполненная из светлого камня, является одним из главных храмов ордена доминиканцев. Она был передана ордену в восьмом веке. Тогда на месте современной базилики находилась ротонда, названная именем Минервы по названию одноимённого античного храма, который находился неподалёку. Именно тут в своё время Галилей и граф Калиостро «добровольно» отреклись от своих взглядов. Не узнать Санта-Мария-сопра-Минерва довольно сложно.

Это едва ли не единственный в Риме храм, выполненный в готическом стиле со стрельчатыми арками и небесно-синими сводами, искусно расписанными звёздами. К сожалению, средневековая готика не дошла до нас в своём чистом виде – в облике базилики всё же прогладываются традиционные для флорентийских мастеров и Рима элементы барокко. Главной ценностью храма до сих пор является статуя Христа с крестом, которую относят к работам Микеланджело. Она выдержана в духе Античности и демонстрирует момент воскрешения Христа.

Санта Мария дель Пополо

Довольно большое здание, оформленное в серых и голубых тонах, мало кого заставляет задержать на себе взгляд, вот только за такой ничем непримечательной оболочкой скрываются самые настоящие сокровища. По преданиям некогда на месте базилики находилась могила Нерона, над которой постепенно вырос тополь, быстро облюбованный воронами. Это место и так считалось проклятым, а появление костистого дерева и чёрных птиц сделало картинку ещё менее привлекательной. Всё изменилось в конце одиннадцатого века, когда Папе приснился сон. Дева Мария повелела уничтожить тополь и создать на его месте храм.

Сначала появилась часовня, а затем и сама базилика. Об интерьере этого места можно говорить часами – многие гении своей эпохи оставили здесь свои шедевры. Так, в разное время над оформлением капелл работали Джованни Бернини, который придал зданию барочный облик, Рафаэль Санти, украсивший купол масштабной и в плане размаха, и в плане замысла, мозаикой «Сотворение мира», Караваджо, итальянский мастер, подаривший этому месту целых две свои картины, и Пинтуриккьо, хотя работы последнего туристы не смогут увидеть. Капелла, которую он оформлял, сильно пострадала и была реконструирована уже Бернини.

Церковь Сан-Клементе

К востоку от Колизея находится небольшая церковь, вот только под невысокими сводами кроется настоящий кладезь христианских святынь, начиная со времён императора Нерона. Как ни странно, но в этой базилике можно поклониться даже православным святым, в частности мощам Кирилла, создавшего славянскую азбуку. Гробница Святого Климента – одна из важнейших составляющих базилики – находится на нижнем уровне. Местные мозаики представляют собой интерес. Говоря современным языком, они напоминают скорее комиксы, к тому же многие надписи выполнены в далёком от высокого стиле.

Это позволяет лингвистам говорить о существовании раннего итальянского языка. Под относительно новыми помещениями периода Средневековья в двадцатом веке были обнаружены руины раннехристианского храма. Особый интерес представляет храм Митры, который относят к третьему веку. Сейчас от него сохранился грот, в котором под сводчатым потолком стоят скамьи и алтарь из камня. Но и на этом археологи не остановились – под гротом оказались остатки гражданских помещений, уничтоженных во времена Нерона.

Санта-Мария-ин-Космедин

Церковь имеет лаконичное, строгое оформление, располагается на левом берегу Тибра. Вплоть до четвёртого века на месте церкви находился Бычий форум, а ещё ранее – античный храм, выстроенный в честь Геркулеса. Первое здание служило гражданским нуждам – оно выступало в качестве пункта раздачи пищи неимущим, но постепенно все благотворительные фонды были сосредоточены в руках Папского престола, сам же комплекс к седьмому веку стал собственностью греческой общины, которая бежала в Рим, когда пала Византия.

Даже в совереном названии церкви чувствуется отголосок тех времён: «kosmidion» – от греческого «прекрасный». Подобная характеристика не была случайной – внутреннее убранство храма и правда поражает. Полы работы Космати, аутентичный готический алтарь из красного гранита, пасхальный канделябр, сохранившийся с тринадцатого века, фрагменты мозаики Крещения Господня (остальные части хранятся в соборе Святого Петра и в галерее Уффици в солнечной Флоренции) – всё это можно увидеть в капеллах.

Колокольня же – одна из самых высоких в Риме – выполнена крайне ажурно и украшена разноцветной майоликой. Несколько необычным символом церкви являются «Уста истины» – мраморная плита, достигающая почти двух метров в диаметре. Точное применение этого отголоска Античности всё ещё не вполне понятно, но маска Тритона, его украшающая, однозначно вызывает интерес туристов.

Санта-Мария-ин-Трастевере

Как ни странно, но эта базилика – из-за ряда исторических обстоятельств – стала одной из самых популярный базилик среди православного населения. У её алтаря даже были установлены две православные иконы, но стоит понимать, что история создания самой церкви никоим образом не связана с православием. Важно понимать, что Санта-Мария-ин-Трастевере считается едва ли не первой базиликой христианского толка, официально разрешённой в Риме. Современное здание было в большинстве своём возведено в двенадцатом веке.

Основным строительным материалом были травертиновые блоки, которые взяли из античных терм. В то время подобная практика была обыденной. Фасад украшен изображением Девы Марии с Иисусом на руках. Фреска относится к тринадцатому столетию. Внутреннее пространство – с высокими потолками, лепниной и позолотой – «окаймляется» мозаиками в стиле косматеско.

Церковь Санта-Сабина

Базилика располагается на холме Авентин и является частью монастырского комплекса ордена доминиканцев. Она была возведена на останках матроны Сабины, почитаемой в Риме. К десятому веку местные власти по достоинству оценили все преимущества расположения базилики и превратили её в фортификационное сооружение. Однако и такое положение вещей сохранялось не долго – вскоре здание церкви начало переходить из рук одной знатной римской фамилии в руки другой.

Череда перестроек прервалась только к середине двадцатого века, когда орден доминиканцев пожелал вернуть базилике её аутентичный облик. Так, она смогла сохранить все характерные черты древнеримского сооружения. Если окажетесь в церкви Санта-Сабина, обязательно зайдите во внутренний дворик, где растёт старинное апельсиновое дерево. По преданиям это дерево было первым апельсиновым деревом, выращенным в Италии.

Сан-Паоло-фуори-ле-Мура

Данная базилика является одной из четырёх так называемых патриарших базилик Рима. Располагается вне городских стен на месте, где по преданиям был похоронен апостол Павел. Впрочем, недавно саркофаг упомянутого апостола действительно был найден. Первый вариант базилики показался Феодосию I недостаточно величественным для столь значимого для всего религиозного мира места.

Началось масштабное строительство, которое и положило начало возведению современной церкви. Здание, которое можно наблюдать сегодня, имеет классический вид. Фасад оформлен довольно строго и украшен фигурой Христа, по обе руки от которого стоят апостолы: Пётр и Павел. В оформлении встречаются отголоски византийского стиля, а также архитектуры готики и барокко. Предметом особой гордости базилики является старинный орган, последняя реконструкция которого происходила в двадцатом веке.

Сант-Андреа-аль-Квиринале

Эта церковь – ещё один выдающийся проект авторства Бернини, созданный по заказу ордена иезуитов на Квиринальском холме. Ордену было необходимо помещение для новициата, то есть периода послушничества, институт которого был введён в шестнадцатом веке. Некогда на месте Сант-Андреа-аль-Квиринале находилась старая церковь, чьё здание слишком обветшало. Остался один фундамент – мощный фундамент, на котором десяток лет возводилась новая барочная базилика.

Сам Бернини считал её одним из лучших своих творений и мог часами сидеть внутри, наслаждаясь осознанием того, что это произведение архитектурной мысли принадлежит его авторству. Внутреннее пространство церкви очень контрастно – тёмные боковые панели выгодно оттеняют прекрасно освещённую центральную часть помещения. Доминантой интерьера выступает полотно «Мученичество святого Андрея» Гийома Куртуа.

Церковь Святой Пракседы

Этот памятник архитектуры девятого века не слишком выделяется на общем фоне римских улиц. Практически голый фасад сильно контрастирует с великолепием и роскошью декорирования внутренних помещений. Именно здесь располагается титулярная церковь, которая известна в большинстве своём красотой старинных фресок и наличием большого количества останков святых и великомучеников. Она названа в честь Святой Пракседы и располагается на месте прежнего баптистерия, посвящённого этой же святой.

Жизнь этой женщины дошла до нас в пересказах и легендах, но прославилась она в основном благодаря тому, что хоронила по канонам христианского обряда мучеников, замурованных в римских катакомбах. Сегодня в крипте находится свыше двух тысяч останков святых. Их имена выгравированы на мраморных плитах.

Сан-Лоренцо-фуори-Мура

Эта необычная с архитектурной и исторической точек зрения церковь находится вне городских стен, так как ранее христианские церкви воздвигались на местах захоронения мучеников, которые – как того требуют каноны – отдавали жизни за веру. А хоронили их по старым римским обычаям вне городских стен. Конструкция церкви является более чем оригинальной: по сути, это ряд самостоятельных церквей, которые просто были соединены.

Вплоть до Второй мировой войны в её облике отчётливо читались церковь Папы Пегалия и церковь Папы Гонория, но один вражеский снаряд уничтожил этот поразительный симбиоз. Большинство ценных фресок погибло, сохранились лишь мраморные фрески и несколько раннехристианских саркофагов. Также фактически не пострадала старая часть церкви, датируемая шестым веком. Прочие помещения пришлось реконструировать.

Церковь Санта Констанца

Первые варианты храма относятся к третьему столетию нашей эры. Его возведение связывают с именем Константина Великого, который решил построить мавзолей для своих дочерей. Строительство было начато незамедлительно, и совсем скоро у Номентарской дороги выросло аккуратное светлое здание с орнаментами, мозаиками с изображениями Иисуса Христа и тонкой росписью купола. Правда, постепенно мавзолей начал превращаться в базилику: сначала появилась купель для проведения обряда крещения, а затем и прочие атрибуты церкви. Такой мы видим её и сегодня.

Сентябрь 29, 2018

Рим – один из древнейших городов мира и уже многие столетия назад он был крупнейшим центром общественной и политической жизни. Особое место в жизни древних римлян занимала религия. Первые храмы, посвященные языческим Богам, начали возводить еще в царский период, примерно в VI веке до н.э. Эти самые древние храмы Рима сохранились до наших дней — их руины и сегодня можно увидеть в Риме. Давайте с ними познакомимся.


Руины античного храма Весты, посвященного римской богине семейного очага, находятся в древнейшей части Вечного Города, на Римском форуме. Предположительно храм появился в VI-V веках до н.э. Круглое в плане строение было окружено с внешней стороны колоннадой. В храме постоянно горел Священный огонь, который поддерживался жрицами богини Весты – весталками, а внутри находился тайник, хранивший священные реликвии.

Современники могут увидеть всего три пятнадцатиметровые колонны, алтарь, а также источник Ютурны, вода которого считалась целебной.


Одним из наиболее древних религиозных строений Древнего Рима, которым посчастливилось сохраниться до наших дней, считается храм Сатурна. Его руины можно увидеть на Римском Форуме. Сатурн — Бог земли и плодородия, в древности особо почитался римлянами, ему воздвигали храмы и его именем называли новые города. По приданию, в античные времена Италию называли Сатурновой землей.

Храм Сатурна был возведен у подножия Капитолийского холма во второй половине V века до нашей эры. За свою историю сооружение не раз горело во время пожаров, однако его восстанавливали. На сегодня уцелело лишь несколько колонн портика и часть фундамента. На фризе можно увидеть надпись на латыни:

SENATUS POPULUSQUE ROMANUS INCENDIO CONSUMPTUM RESTITUIT

Что в переводе звучит как: «Сенат и народ Рима уничтоженное пожаром восстановили ».

В республиканский период под храмом располагалось казначейство, где хранилась не только Римская казна, но и важные государственные документы.

Храм Портуна является одним из немногих античных сооружений, которому удалось дожить до наших дней. В древнеримской мифологии Портун считался богом дверей, ключей и скота, охранником входов и выходов. Храм находится на Бычьем форуме. В республиканские времена здесь располагался небольшой порт и рынок, на котором велась оживленная торговля скотом.

Первый храм Портуна появился еще в III веке до н.э., однако то сооружение, которое можно увидеть сегодня, датируется I веком до н.э. От предыдущего сооружения сохранилась лишь часть фундамента, найденная при раскопках.

Храм является старейшим, дожившим до наших дней, мраморным сооружением в Риме. Он был построен приблизительно в 120 году до н.э. на Бычьем форуме, недалеко от храма Портуна. Посвящен герою древнегреческой мифологии, обожествленному Гераклу, культ которого через греческих колонистов распространился и в Италии.

Легендарный древнеримский полководец и государственный деятель Гай Юлий Цезарь был вторым в истории, после основателя Рима Ромула, обожествленным римлянином. Спустя всего два года после жестокого убийства Цезаря, начиная с 42 года до н.э. началось возведение храма в его честь. К сожалению, до наших дней дошла лишь малая его часть, зато руины, которые можно увидеть сегодня на его месте, дают неплохое представление о том, каким внушительным по своим размерам это здание было более двух тысячелетий назад.


Три высоченные колонны и часть подиума – это все, что сохранилось от храма Венеры Прародительницы на форуме Цезаря. Он был возведен еще в 46 году до н.э. по указанию великого Юлия Цезаря в благодарность Венере, плодородия, красоты и любви, за помощь в победе над Помпеем. Культ Венеры имел особое значение в жизни древних римлян, считавших ее своей покровительницей.

Сохранившиеся руины храма расположены на Императорских форумах, или Fori imperiali, в центре форума Августа, построенного по заказу первого римского императора во 2-ом году нашей эры. Это было величественное сооружение, богато украшенное белым мрамором, скульптурами царей и великих римских полководцев, священными статуями богов и мифологических персонажей.


В 79 году нашей эры на Римском форуме был воздвигнут храм в честь двух обожествленных императоров Флавиевых – Веспасиану и его сыну Титу. От величественного храма осталось лишь несколько колонн, а также некоторые барельефы, которые на сегодняшний день хранятся в музеях.

Храм всех богов – Пантеон – раскинулся на Площади Ротонды, или Piazza della Rotonda, в историческом центре Рима. Это сооружение было построено по наказу императора Адриана в 126 году н. э. До наших дней он остается действующим храмом. Пантеон представляет собой уникальный образец древнеримской архитектуры, его конструктивные особенности свидетельствуют о больших достижениях в области античной инженерии.

В Пантеоне похоронено много выдающихся личностей прошлого, среди которых итальянские короли Умберто I и Витторио Эммануэле II, королева Маргарита Савойская, а также известные живописцы и архитекторы эпохи Возрождения Рафаэль Санти, Бальдассарэ Перуцци и др.

По словам историков, самым величественным религиозным строением Древнего Рима был храм, возведенный во славу богинь Венеры и Ромы, покровительницам Вечного города. Его освятили в 135 году н. э., в период правления Адриана. Архитектором этого монументального сооружения выступил сам император.

Руины, которые можно увидеть сегодня вблизи Колизея, дают представление о размерах античного строения. Постамент, на котором был воздвигнут храм, имеет длину 145 метров и ширину 100 метров.

Современный Рим — это не просто город с продолжительной, многовековой историей, это настоящий музей под открытым небом, экспонаты которого удивительным образом находят место среди современных зданий. Одним из таких примеров является храм Адриана, расположенный на Каменной площади (Piazza di Pietra). Часть древнеримского сооружения оказалась встроенной в здание XVII века, построенного по проекту Карло Фонтана.

Храм во славу обожествленного императора Адриана был воздвигнут его приемным сыном и приемником Антонином Пием в 141-145 годах нашей эры.

Храм Антонина и Фаустины – один из немногих хорошо сохранившихся дохристианских храмов Форума. По указу императора Антонина Пия, бывшего по своей сути глубоко религиозным человеком, на Римском Форуме примерно в середине II века был воздвигнут храм в честь его покойной супруги Фаустины. Когда скончался император, на церемонии прощания в небо был выпущен орел, что символизировало обожествление Антонина. На фризе портика можно увидеть латинскую надпись:

DIVO ANTONINO ET DIVAE FAUSTINAE EX S(enatus) C(onsulto)

которая в переводе с латыни звучит как: «Божественному Антонину и божественной Фаустине по решению Сената ».

Одним из самых крупных сооружений, расположенных на Римском форуме является базилика, посвященная императорам Максенцию и Константину. Высота сводов базилики, построенной в 312 году, составила 39 метров, а площадь всего одного нефа превышала четыре тысячи кв.м.

Самые древние храмы Рима, сохранившиеся до наших дней


Сентябрь 22, 2018

Столицу Италии по праву можно назвать одним из самых религиозных городов мира – количество грандиозных соборов и храмов просто поражает, не говоря уже о небольших церквушках и часовнях, прячущихся за невзрачными фасадами, казалось бы, обыкновенных зданий. Прогуливаясь по городу и рассматривая архитектурные изыски столицы, можно просто не заметить скромные потускневшие здания, украшенные парочкой каких-нибудь обветшалых скульптур и пыльных барельефов. В этой статье мы хотим представить некоторые самые красивые церкви Рима , спрятанных от глаз большинства туристов, которые обязательно стоит увидеть.

Церковь Санта Мария делла Виттория — Santa Maria della Vittoria

Церковь Санта Мария делла Виттория

Церковь Санта Мария делла Виттория расположена в относительной отдаленности от основных туристических троп и именно поэтому, видимо, не пользуется особой популярностью среди туристов. На самом деле, это к лучшему! Ведь данный факт позволяет сполна насладиться роскошью внутреннего убранства одной из самых красивых церквей Рима . Стоит только переступить порог храма, как начинает кружиться голова от позолоты, изящества скульптур и превосходства художественного оформления, не говоря уже о великолепной фреске, украшающей свод главного нефа церкви! Это работа талантливого Джованни Доменико Черрини, реализованная во второй половине XVII века.

Помимо этого, в церкви Санта Мария делла Виттория можно полюбоваться картинами Гвидо Рени, Доминикино, а также знаменитой скульптурной группой «Экстаз Святой Терезы» выдающегося .

Время работы церкви Санта Мария делла Виттория: 7.00 – 19.15

Перерыв: 12.00 – 15.30

Церковь Сант Иньяцио ди Лойола — Sant’Ignazio di Loyola

Церковь Сант Иньяцио ди Лойола

Церковь Сант Иньяцио расположена в самом центре города, недалеко от Пантеона и фонтана Треви, но ее тоже часто проходят мимо, а зря. Именно здесь можно увидеть настоящую 3D фреску Эпохи Возрождения! Художественная роспись потолка, выполненная Андреа Поццо во второй половине XVII века, поражает своей реалистичностью: правильная перспектива, пропорции и детали притягивают взгляд зрителя и уносят его «прямо в небо».

Время работы церкви Сант Иньяцио: 7.30 – 19.20

Перерыв: 12.20 – 15.00

Церковь Джезу — Сhiesa del Gesù

Буквально в двух шагах от Площади Венеции и знаменитого находится еще одно «незаметное» сокровище – церковь иль Джезу, представляющая собой не только одну из самых красивых церквей Вечного Города, но и являющая ценнейшим экземпляром архитектуры Эпохи Возрождения.
Проект церкви был разработан флорентийцем Нанни ди Баччо Биджо, доработан Микеланджело и закончен Виньолой, а строительными работами руководил Джаккомо делла Порта – ученик тех же Микеланджело и Виньолы.

Церковь Джезу

Интерьер выполнен в стиле маньеризма. Внутреннее пространство, имеющее всего один неф, украшено фресками, лепниной и позолотой. Каждый элемент декоративного оформления привлекает внимание качеством исполнения и деталировкой. Особого внимания заслуживают объемные художественные росписи.

Время работы церкви Джезу: 7.00 – 19.45

Перерыв: 12.30 – 16.00

Церковь Сант Аньезе ин Агоне — Chiesa di Sant Agnese in Agone

Церковь Сант’Аньезе ин Агоне

Церковь, освященная в честь Святой Агнессы, бесспорно является одной из самых заметных церквей из нашего списка, поскольку располагается она на любимой всеми площади Навона у всех на виду! Наверняка у многих найдется парочку фото с видами ее изящного фасада и расположенным напротив — легендарным фонтаном Четырех рек. Однако далеко не каждый видел этот шедевр изнутри. Построенная в качестве приватной часовни Папы Иннокентия X, церковь Сант Аньезе отличается особой роскошью и шармом. Создателями этого сокровища стали известные мастера Эпохи Возрождения: Джироламо и Карло Раинальди, Франческо Барромини, Бачиччо и некоторые другие.

Время работы церкви Сант Аньезе: 7.30 – 19.00

Перерыв: 12.30 – 15.30

Санта Мария ин Валичелла — Chiesa di Santa Maria in Vallicella

Церковь Санта Мария ин Валичелла

Церковь Санта Мария ин Валичелла, более известная как Кьеза Нуова, очаровывает с первого взгляда. Это неотразимый образец архитектуры божественного храма, обладающий особой завораживающей силой. В ее внутреннем пространстве прекрасно буквально все: от роскошных росписей талантливых художников XVII-XVIII веков и изящных скульптур до самых мелких деталей гипсовых элементов декора. Особенно прелестны фрески, украшающие абсиду и внутреннюю поверхность купола.

Время работы церкви Санта Мария ин Валичелла: 7.30 – 19.00

Перерыв: 12.00 – 16.30

Церковь San Luigi dei Francesi

Построенная в период с 1518 по 1589 год, она была посвящена королю Франции Людовику IX (1214 — 1270 гг) и предназначалась для многочисленной франкоговорящей христианской общины Рима. Здесь можно видеть три подлинника картин Караваджо, написанных им в период 1599 — 1602 годов по заказу покойного кардинала Маттео Контрелли, и размещенных в его капелле слева от главного алтаря церкви — Святой Матфей и Ангел, Мучиничество Святого Матфея и Призвание апостола Матфея.


Конечно же, это далеко не полный список самых красивых церквей Рима, тем более для каждого найдется в Риме своя, особенная и неповторимая, полюбившаяся с первого взгляда, церковь. Мы будем рады услышать в комментариях ваши рассказы о красивых церквях Рима. Поделитесь своими впечатлениями!

Самые красивые церкви Рима, от которых кружится голова


Единственная площадь Рима, на которой нет церкви - это Кампо де’ Фьори. Все же остальные площади украшены одной, а то и сразу двумя, церквями, так что церквей в Риме великое множество.

Базилика Санта-Мария-ин-Виа-Лата

Basilica di Santa Maria in via Lata. Прeданиe гласит, чтo церковь пoстpoeна нa мecтe дoма, в кoтopом апостол Павeл провeл двa гoда пoд стражeй. Базилика пeрeстраивалась в XV и XVII вeкаx, ee нынeшний фacaд выполнeн пo пpoeкту Пьeтро да Кортона (1660).

В алтape церкви xpaнится византийская чудотворная икона Богоматeри-Заступницы (XIII в.), a в криптe соxpaнились фpaгмeнты дрeвнeго xрама c фрeсками.

Церковь Сан-Марчелло-аль-Корсо

Chiesa di San Marcello al Corso - посвящена папe римскому Марцeллу I (308-309). В XVI вeкe церковь пeрeстроил Антонио да Сангалло Младший, a вeк спycтя Карло Фонтана пocтроил фacaд в cтилe барокко. В интepьeрe заслуживают внимания алтapь c мозаикой XII вeка и кeссонный потолок (XVI в.). В тpeтьeй капeллe cпpaва мoжнo yвидeть фрeску XIV вeка, изoбpaжающую Мадонну c Младeнцeм.

Базилика Санти-Амброджо-э-Карло-аль-Корсо

(Basilica di Santi Ambrogio e Carlo al Corso ) c куполом paботы Пьeтро да Кортона (1668). Церковь пocвящeна главным святым Милана, Амвросию Мeдиоланскому и Карло Борромeо, чьe сeрдцe xpaнится в церковном рeликварии.

Церковь Тринита-деи-Монти

Chiesa di Тrinita dei Monti , XVI в.. Она примeчатeльна нeoбычной для Италии конструкциeй (двe парныe кoлокoльни), a тaкжe рocписями учeника Микeланджeло Даниэлe да Вольтерра.

Базилика Сант-Андреа-делле-Фратте

Basilica di Sant Andrea delle Fratte , XII в., пoзднeйшиe рeконструкции. Кoгда церковь нaчинaли строить, в этoм мecтe пpoxoдила гopoдская граница и рос лeс. Отсюда пpoиcxодит нaзвaниe базилики (итал. fratta - «колючий кустарник»). В XVII вeкe крышу, купол и кoлокoльню пeрeстроил Франчeско Борромини.

Церковь Сант-Атанасио-деи-Гречи

Chiesa di Sant Atanasio dei Greci , Джакомо дeлла Порта, 1572-1585. Ha фacaдe этой католической церкви мoжнo видeть надписи нa грeчeском и латыни, пocвящeнныe Афанасию Вeликому.

Церкви Санта-Мария-ди-Монтесанто и Санта-Мария-деи-Мираколи

Точки сxождeния проспeктов yкpашают бapoчныe церкви Санта-Мария-ди-Монтeсанто (Chiesa di Santa Maria di Montesanto ), pacпoлoжeнная мeжду via del Babuino и via del Corso , и Санта-Мария-дeи-Мираколи (Chiesa di Santa Maria dei Miracoli ) мeжду via del Corso и via di Ripetta . Они были пoстpoeны в XVII вeкe пo пpoeкту Карло Райнальди, кoтopый cyмeл дoбиться иллюзии симмeтрии, нeсмотря нa то, чтo Санта-Мария-дeи-Мираколи кpyглая в плaнe, a Санта-Мария-ди-Монтeсанто - овальная, потому чтo apxитeктор вынуждeн был встраивать здaниe в сущeствующий ансамбль.

Церковь Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане

Площадь piazza delle Quattro Fontane yкpашаeт церковь Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане (Chiesa di San Carlo alle Quattro Fontane , Франчeско Борромини, XVIII в.), или, кaк называют ee римлянe, Сан-Карлино.

Умeньшитeльноe нaзвaниe отражаeт paзмepы этой церкви - ee площадь нe бoлee площади пилона . Фacaд церкви отличаeтся плавными линиями и срeзанными углами. Скульптуры нaд вxoдом изoбpaжают св. Карла Борромeо, a тaкжe Жана дe Мата и Фeликса дe Валуа, основатeлeй ордeна тринитариeв, кoтopому принадлeжит церковь.

Церковь Сант-Андрна-аль-Квиринале

Chiesa di Sant Andrea al Quirinale , Джованни Лорeнцо Бeрнини и Маттиа дe Росси, 1671, принадлeжит ордeну иeзуитов и расположена на холме .

Раccказывают, чтo Бeрнини нe взял зa эту paботу дeнeг и cчитaл эту церковь своим eдинствeнным совeршeнным твopeниeм.

В плaнe церковь пpeдcтавляeт собой овал, пo пeримeтру кoтopого pacпoлoжeно восeмь капeлл. Цeнтpальный алтapь yкpашeн фигypой св. Андрeя Пepвозванного, возносящeгося нa нeбecа (Антонио Раджи, 1660).

Новое на сайте

>

Самое популярное