Домой Виноград Как снимать историю переключая камеру на андроид. Ролик с заставкой. Как переключаться между передней и задней камерами

Как снимать историю переключая камеру на андроид. Ролик с заставкой. Как переключаться между передней и задней камерами

целый ряд весьма интересных и распространенных линий развития ОС, не нашедших подробного отражения в курсе. Это прежде всего операционные системы крупных фирм:
  • IBM – в 1960-х – 1970-х гг. гг. разработала OS IBM 360 / 370; затем – ОС для персональных компьютеров OS/2; в настоящее время наиболее современными ОС этой фирмы являются z/OS и z/VM;
  • Apple – с начала 1980-х гг. развивает семейство ОС MacOS , характеризующееся улучшенным графическим пользовательским интерфейсом (см. раздел MacOS );
  • Oracle / Sun – c начала 1980-х гг. фирма Sun развивает ОС Solaris , развитие UNIX (см. раздел Solaris );
  • Hewlett-Packard – развивает собственный диалект UNIX – систему HP/UX (см. раздел HP-UX );
  • Novell – одна из ведущих фирм в области сетевых технологий; развивает семейство сетевых операционных систем: NetWare ; в настоящее время - Open Enterprise Server ( сетевая ОС , включающая все сетевые возможности NetWare и возможности распространенного диалекта Linux - openSUSE ).

Это далеко не полный перечень коммерческих и исследовательских ОС, включающий сотни наименований.

Solaris – операционная система разработки фирмы Oracle / Sun

Современные тенденции в развитии ОС

На основе опыта использования многих современных ОС, можно выделить следующие основные тенденции в их развитии.

Графические оболочки . Любая современная ОС имеет графический пользовательский интерфейс , причем (по вполне понятным причинам острой конкуренции между фирмами-разработчиками) графические оболочки для всех ОС примерно одинаковы по возможностям. Подчас пользователю трудно сориентироваться, в какой именно ОС он работает, хотя для конечных пользователей (непрограммистов), по-видимому, такая унификация удобна.

Поддержка новых сетевых технологий и Web-технологий . Сети и Интернет активно развиваются. Появляются новые стандарты и протоколы – IPv6 , HTML 5 (для облачных вычислений) и т.д. Современные ОС развиваются в направлении поддержки всех новых сетевых технологий.

Усиленное внимание к механизмам безопасности и защиты . Во многом благодаря инициативе Trustworthy Computing , начатой фирмой Microsoft в 2002 г. (она подробно рассмотрена в предыдущих лекциях), а также ввиду все усиливающейся киберпреступности , все современные ОС уделяют повышенное внимание безопасности: при просмотре веб-страниц браузеры выполняют их проверку на отсутствие phishing ; загрузки и инсталляции программ из сети выполняются только с явного согласия пользователя и т.д.

Поддержка многопоточности и многоядерных процессоров . Ввиду широкого распространения многоядерных процессоров, все современные ОС имеют библиотеки программ, поддерживающие эту возможность аппаратуры. Именно благодаря многоядерной архитектуре, становится реально возможным параллельное выполнение потоков ( threads ).

Поддержка распределенных и параллельных вычислений . Современные ОС имеют в своем составе высокоуровневые библиотеки, позволяющие разрабатывать параллельные алгоритмы решения задач – например, поддерживающие стандарты параллелизма OpenMP и MPI .

Виртуализация ресурсов и аппаратуры . Современные ОС имеют в своем составе средства виртуализации , позволяющие выполнять приложения для других платформ в изолированных виртуальных машинах , в которые могут быть инсталлированы другие операционные системы.

Развитие файловых систем с целью защиты информации и значительного увеличения размера файлов (для мультимедиа ). Современные требования обработки мультимедийной информации приводят к тому, что старые файловые системы (например, FAT ) оказываются недостаточными для хранения мультимедийных файлов. Например, максимальный размер файла в системе FAT – 4 гигабайта – легко может быть превышен при переписи на компьютер цифровой видеопленки длительностью 10-15 минут. Поэтому разрабатываются новые файловые системы, допускающие хранение очень больших файлов, например, система ZFS в ОС Solaris. Другим требованием является обеспечение конфиденциальности информации , которое приводит к необходимости реализации в файловых системах возможности криптования (которая реализована, например, в файловой системе ZFS).

Поддержка облачных вычислений – совсем новая тенденция в развитии ОС, начало которой положила "облачная" ОС Windows Azure фирмы Microsoft (см. "ОС для облачных вычислений (cloud computing). Windows Azure").

Новые ОС семейства Windows

Приведем краткий обзор возможностей новых ОС семейства Windows , не нашедших подробного отражения в курсе.

Windows Vista имеет следующие новые возможности: новый стиль GUI ( Windows Aero); встроенный инструментарий . NET Framework 3.0, обеспечивающий исполнение управляемого кода . NET ; единую систему поиска информации WinFS; средства управления безопасностью приложений (в частности, запуск инсталляционных приложений только с явного согласия пользователя); подсистемы Windows Presentation Foundation ( поддержка современного развитого GUI ), Windows Communication Foundation ( поддержка современных коммуникационных технологий с помощью сервисов); Windows Workflow Foundation (также называемая CardSpace ) – поддержка аутентификации пользователей , планирования и организации работ .

Windows Server 2008 – наиболее современная серверная ОС семейства Windows . Она предоставляет: поддержку новой версии Интернет -протокола IPv6 ; улучшенную поддержку сетей; поддержку параллельного программирования; новый мощный командный процессор Windows PowerShell ; средства виртуализации и эмуляции приложений с помощью технологии Hyper-V .

Windows 7 - наиболее новая на данный момент (2010 г.) ОС серии Windows . Она предоставляет поддержку нового вида пользовательского интерфейса - multi-touch; средства кэширования Интернет -трафика (Branch cache ); уникальный набор фоновых рисунков рабочего стола для каждой страны; улучшенную поддержку драйверов устройств; более гибкие настройки безопасности и брандмауэра ; развитие GUI -интерфейса Aero, впервые реализованного в Windows Vista .

Новые тенденции в развитии ОС

Проект Midori. Midori - проект Microsoft Research, который начат в начале 2000-х гг. под названием Singularity . Midori – исследовательская ОС, реализованная на управляемом коде (managed code) являющемся основой платформы. NET и обеспечивающем полный контроль типов , безопасности и др., что значительно повышает надежность и безопасность кода . Однако до Midori разработчики ОС предпочитали менее надежные, но более эффективные способы реализации ОС на языках C и C++, так что, на наш взгляд, Midori – весьма смелый эксперимент. На управляемом коде в ОС Midori реализованы, в том числе, и ядро ОС, и драйверы устройств . Midori предоставляет эффективную поддержку распараллеливания, что особенно важно при современных тенденциях развития аппаратных платформ. Для повышения безопасности выполнения приложений Midori обеспечивает их защиту на основе исполнения каждого приложения в своей отдельной "песочнице" (sandbox) Одна из основных особенностей Midori – то, что она является Интернет-ориентированной ОС . В будущем не исключен переход развития ОС фирмы Microsoft с платформы Windows на новую платформу Midori.

Графические оболочки ОС

Как уже отмечалось, графическая оболочка имеется у каждой современной ОС. Графические оболочки ОС предоставляют следующие основные возможности.

Удобный графический пользовательский интерфейс .

Возможность выполнить любые системные настройки с помощью GUI . Следует, по нашему личному опыту, особо отметить в этом отношении графические оболочки ОС Linux.

Поддержка новых тенденций в развитии интерфейсов – multi-touch, Tablet PC и др.

Унификация графических оболочек для различных ОС . В разных операционных системах используются графические оболочки CDE , KDE, GNOME. Возможно, в ближайшем будущем их список расширится.

Отметим, что оболочки для разных ОС практически неотличимы (все они имеют, например, кнопку Start, папку My Documents и т.д.), что удобно для конечных пользователей, так как упрощает изучение рабочей среды.

Транскрипт

1 Перспективы развития ОС

2 Обзор и перспективы развития ОС Microsoft ОС Windows IBM z/os, z/vm Apple MacOS Oracle / Sun Solaris (развитие UNIX) Hewlett-Packard HP/UX (развитие UNIX) Novell NetWare (сетевая ОС); Open Enterprise Server (сетевая ОС: NetWare + opensuse диалект Linux) Linux 2

3 Solaris Разработчик: Oracle / Sun Развитие UNIX (BSD, AT&T SVR4) Аппаратные платформы SPARC, x86, IA-32, x64 Семейство оптимизирующих компиляторов Sun Studio (C, C++, Fortran) Отладчик распределенных приложений DTrace Файловая система ZFS с большим объемом файлов и возможностью криптования информации Мощная поддержка многопоточности и синхронизации потоков Удобная поддержка симметричного мультипроцессирования Графические оболочки: Common Desktop Environment (CDE), GNOME, Java Desktop OpenSolaris академический исследовательский проект по ОС на основе открытых исходных кодов Solaris 3

4 Разработчик: Apple MacOS Ключевая идея: ОС на основе графического пользовательского интерфейса (с начала 1980-х гг.); ОС без командной строки законодатель мод в области GUI Аппаратная платформа: Macintosh, PowerPC Диалекты (версии): - Classic MacOS (оригинальная разработка Apple) - MacOS X развитие MacOS Classic и NeXTSTEP (UNIX-подобной ОС) 4

5 HP-UX Разработчик: Hewlett-Packard UNIX-подобная 64-битовая ОС Аппаратная платформа: рабочие станции HP Виртуальная файловая система: Veritas File System (Vx-Fs) представление файлов на основе расширений (extents) 5

6 Современные тенденции в развитии ОС Графические оболочки (для всех ОС примерно одинаковы по возможностям) Поддержка новых сетевых технологий и Web-технологий Усиленное внимание к механизмам безопасности и защиты Поддержка многопоточности Поддержка многоядерных процессоров Поддержка распределенных и параллельных вычислений Виртуализация ресурсов и аппаратуры Развитие файловых систем с целью защиты информации и значительного увеличения размера файлов (для мультимедиа) Поддержка облачных вычислений 6

7 Новые ОС семейства Windows Windows Vista: новый стиль GUI (Windows Aero);.NET Framework 3.0; единая система поиска информации WinFS; повышенное внимание к безопасности; Windows Presentation Foundation, Windows Communication Foundation; Windows Workflow Foundation Windows Server 2008: поддержка Интернет-протокола IPv6; улучшенная поддержка сетей; поддержка параллельного программирования; новый мощный командный процессор Windows PowerShell; виртуализация с помощью технологии Hyper-V Windows 7: поддержка multi-touch; кэширование Интернеттрафика (Branch cache); уникальный набор фоновых рисунков для каждой страны; улучшенная поддержка драйверов; более гибкие настройки безопасности и брандмауэра; развитие GUI-интерфейса Aero 7

8 Новые тенденции в развитии ОС: Проект Midori Проект Microsoft Research (начат под названием Singularity) ОС, реализованная на управляемом коде (managed code), являющемся основой платформы.net (полный контроль типов, безопасности и др.), что значительно повышает надежность и безопасность кода. На управляемом коде реализованы в том числе и ядро ОС, и драйверы устройств Эффективная поддержка распараллеливания Защита на основе песочницы (sandbox) для каждого приложения Midori Интернет-ориентированная ОС В будущем возможен переход с платформы Windows на платформу Midori 8

9 Графические оболочки ОС Удобный графический пользовательский интерфейс Возможность выполнить любые системные настройки с помощью GUI Поддержка новых тенденций в развитии интерфейсов multitouch, Tablet PC и др. Унификация графических оболочек для различных ОС (CDE, KDE, GNOME) Оболочки для разных ОС практически неотличимы (кнопка Start, My Documents и т.д.), что удобно для конечных пользователей Использование только графических оболочек снижает уровень подготовки системных программистов (полезные навыки специалиста по UNIX знание командных языков и конфигурационных файлов) 9

10 Поддержка параллельных вычислений Библиотеки для разработки параллельных алгоритмов с использованием возможностей аппаратуры Виды (стандарты, инструменты) параллелизма: - OpenMP - прагматы для распараллеливания программ для компиляторов с различных языков - MPI (Message Passing Interface) параллельное выполнение программ, взаимодействующих с помощью передачи сообщений Microsoft: Поддержка OpenMP; библиотеки MPI.NET; ParallelFx; операционная система Windows High Performance Computing (HPC)

11 Развитие беспроводных сетей WiMAX региональные беспроводные сети на основе технологии Wi-Fi (беспроводной радиосвязи по стандартам IEEE) производительностью до 1 Гбит / с 3G мобильная связь третьего поколения на основе стандартов CDMA и UMTS (быстродействие до 14 МБит / с); в России первопроходцем 3G является компания СкайЛинк; сейчас все провайдерыо мобильной связи переходят на 3G 4G новое поколение мобильных сетей связи со скоростью передачи до 1 ГБит / с; повышенное качество голосовой связи Использование цифровых телевизионных каналов для выхода в Интернет 11

12 Перспективы развития ОС Тенденция к интеграции ОС (не только на уровне графических оболочек, но и на уровне общего ядра); развитие семейств ОС на основе модулей общего кода Значительное повышение надежности, безопасности и отказоустойчивости ОС; разработка ОС на управляемом коде или его аналогах Дальнейшая тенденция к проектам по ОС с открытым кодом (необходимы новые идеи отличная возможность для молодых программистов) 12

13 Перспективы развития ОС Развитие виртуализации: Необходимо обеспечить возможность выполнить или эмулировать любое приложение в среде любой современной ОС Дальнейшее сближение по возможностям ОС для настольных компьютеров и ОС для мобильных устройств Дальнейшая интеграция ОС и сетей Перенос ОС и базовых инструментов в среды для облачных вычислений ОС остаются активно развивающимся направлением, одним из наиболее интересных в области системного программирования 13

14 Вопросы? 14


Компоненты ОС Основные компоненты ОС 1. Управление процессами 2. Управление основной памятью 3. Управление файлами 4. Управление системой ввода-вывода 5. Управление внешней памятью 6. Поддержка сетей (networking)

UNIX представляет собой многопользовательскую многозадачную ОС, которая зарождалась 1960-е года. Она разрабатывалась на протяжении 1970-х годов специалистами AT&T"s Bell Labs и впервые была представлена

Особенности применения технологии виртуализации при создании информационных ресурсов Гочаков Александр Владимирович Сибирский научно-исследовательский гидрометеорологический институт Научно-практическая

Технологии виртуализации Операционные системы Лекция 1 Ульяновск, УлГТУ, кафедра «Информационные системы» 1 / 24 Предмет и состав дисциплины Целью преподавания дисциплины является формирование у студентов

История Sun Microsystems Выполнил: Д.А.Кривенко Преподаватель: В.Н.Брагилевский SUN Stanford University Networks Основана 24 февраля 1982 года Штаб-квартира в Санта-Кларе, Калифорния. Производитель программного

Современные виртуальные машины Кирилл Батузов ИСП РАН 16 октября 2013 1 / 26 Введение Введение Всего про виртуальные машины будет две лекции: введение в виртуальные машины, эмуляция системы команд. Лекции

Международная научно-методическая конференция УМО «Высшее образование по новым стандартам: перезагрузка образовательных программ» ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ»

ГБОУ «школа 1432» Операционные системы Индекс эффективности Автор: Понкратов Сергей, 7 класс Учитель: Моисеева Н. Н. Москва 2017 Оглавление Цель работы...3 Операционная система...4 Работа системы...4 Файловая

Лекции Лекция 1. Понятие операционной системы (ОС), цели ее работы. Классификация компьютерных систем......................... 23 Лекция 2. История ОС. Отечественные ОС. Диалекты UNIX. Режимы пакетной

Модуль 6. АРХИТЕКТУРА ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМ 1. Ядро операционной системы это программные модули операционной системы, которые постоянно находятся 1) в оперативной памяти с целью эффективной организации вычислительного

Раздел 2: «Специальные навыки» Тема 4 «Виртуальные машины в тестировании» Преимущества оценки по тест-кейсам. Алгоритм оценки по тест-кейсам. Оценка своей производительности. Подсчёт числа тестов. Учёт

По количеству пользователей: однопользова тельская ОС (обслуживает только одного пользователя); многопользова тельская (работает со многими пользователями) По типу средств вычислительной техники: однопроцессорные,

Программно-аппаратный комплекс Интегрированная банковская система RS-Bank V.6 функционирует на промышленной СУБД Oracle. Эта отлично зарекомендовавшая себя платформа идеально подходит для построения системы

Обзор популярных рабочих столов и оконных менеджеров для свободных ОС Определения X Windows System Оконный менеджер Среда рабочего стола KDE KDE (от англ. K Desktop Environment) свободная среда рабочего

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования центр повышения квалификации специалистов Санкт-Петербурга «Региональный центр оценки качества образования и информационных

Модуль 7. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ЭВОЛЮЦИЯ ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК 1. Операционная система, которая не допускает одновременного запуска нескольких программ 1) Unix 3) MS DOS 4) Linux

ZP12-0274 от 4 июня 2012 г. Предварительный обзор: Решения IBM Platform Computing ускоряют получение результатов при помощи комплексных и интегрированных функций управления кластерными, распределенными

ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ МУЛЬТИМЕДИА УСТРОЙСТВ Гаджиев Н.К., Путилова А.В. Дагестанский Государственный Университет Махачкала, Россия OPERATING SYSTEMS MULTIMEDIA DEVICES Putilova A.V., Gadzhiev N.K. Дагестанский

7. Материалы по системе промежуточного тестирования 1. KDE, GNOME, Xfce это названия оболочек операционной системы Linux операционных систем графических редакторов браузеров сред разработки 2. FAT32, Ext2,

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Программное обеспечение (ПО, software) совокупность программ, используемых на компьютере. ПО системное ПО (управление аппаратной частью компьютера, обеспечение работы других программ)

Глава 1 Выбор операционной системы Тот факт, что вы читаете эту книгу, говорит о том, что вы хотите изучить Linux. Перед тем как начать это путешествие, вы должны понять, что такое операционная система

1.1 История ОС Первые (1945-1955г.г.) компьютеры работали без операционных систем, как правило, на них работала одна программа. Когда скорость выполнения программ и их количество стало увеличиваться, простои

ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА Unix - семейство полноценных, изначально многопользовательских, многозадачных и многотерминальных операционных систем, почти полностью совместимых друг с другом на уровне исходных

НОВЫЙ УРОВЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ БИЗНЕСА С ESET Роман Богомолов Технический специалист ESET О КОМПАНИИ международный эксперт на рынке решений по защите от вредоносных программ с 1987 года более 180 представительств

Место дисциплины в структуре образовательной программы Дисциплина Операционные системы является обязательной дисциплиной вариативной части ОПОП по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы

Операционная система Программное обеспечение Операционная система это самая главная программа Операционная система комплекс программ, обеспечивающих взаимодействие всех аппаратных и программных частей

33. Функциональные компоненты операционных систем автономного компьютера. Сетевые ОС. Одноранговые и серверные сетевые ОС. Функциональные компоненты операционных систем автономного компьютера -программы

Лектор к.т.н., доцент Азарченков А.А. Прикладное ПО Системное ПО Служебное ПО Базовое ПО Базовый уровень - программное обеспечение отвечает за взаимодействие с базовыми аппаратными средствами, которые

* 1. Типы и структура сетевых ОС. Сетевая операционная система составляет основу любой вычислительной сети. Каждый компьютер в сети в значительной степени автономен, поэтому под сетевой операционной системой

1. Цели и задачи дисциплины Целью дисциплины «Операционные системы» является подготовка выпускника к работе с современными операционными системами на уровне, который позволил бы квалифицированно устанавливать,

Копилефт и свободное ПО CC BY-SA, Попова О.В. 2007-2011 Программное обеспечение Проприетарное (собственническое) Copyright Все права защищены Закрытый исходный код Свободное (free) Copyleft Лицензия GNU/GPL

Microsoft System Center Products Family Павел Гарбар MCT, CNI [email protected] Microsoft System Center Решения System Center помогают ИТ-специалистам управлять физическими и виртуальными ИТ-средами в

Лекция 1 История развития и общая характеристика операционных систем История развития операционных систем 2 Факторы, влияющие на развитие операционных систем Совершенствование элементной базы и вычислительной

Приложение РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И СРЕДЫ Рабочая программа учебной дисциплины Операционные системы и среды разработана на основе Федерального государственного образовательного

Введение Приглашаем вас к изучению Unix по 10 минут на каждый урок! Если вы только начинаете осваивать операционную систему Unix и хотите узнать о ней больше, эта книга станет для вас верным спутником.

Операционная система Операционная система это самая главная программа Операционная система комплекс программ, обеспечивающих взаимодействие всех аппаратных и программных частей компьютера между собой и

Программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (уровень подготовки кадров высшей квалификации) по направлению подготовки 09.06.01 Информатика

Игорь Одинцов СПбГУ Что надо знать школьникам о параллелизме в операционных системах Определение ОС Операционная система (ОС) базовый набор функций, обеспечивающий интерфейс между пользователями (и приложениями)

Виды ОС и их развитие О С перационная истема Так как операционная система (ОС) это в первую очередь программа, которая управляет работой компьютера. ТО разберем какие бывают виды программного обеспечения

Особенности построения серверных операционных систем реферат РЕФЕРАТ начинается с серверов и систем хранения данных(сдх), тем самым создается многих операционных систем на одном и том же компьютере. Публичное

Локальная сеть Компьютерная сеть совокупность компьютеров, соединенных с помощью каналов связи и средств коммутации в единую систему для обмена сообщениями и доступа пользователей к программным, техническим,

Использование мощных возможностей решений B Разумная разработка вместе с ational 04 Разумная разработка вместе с ational v 2.4 2 Q Y G Q / W W H V B V V W ational Q G B K K Инструментальные средства разработки

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет» Рабочая программа дисциплины (с аннотацией) Операционные системы и оболочки Направление подготовки

Распределенные информационные системы Вопросы Общие положения: Определения, стандарты История Классификация Преимущества и недостатки РИС Особенности современных РИС, состав, виды обеспечения Технологии

Т Е М А АППАРАТНОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРА Быкадоров Ю.А. Урок 4. Классификация программного обеспечения. Разновидности операционных систем 1. Классификация программного обеспечения В настоящее

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

УТВЕРЖДЕНО -ЛУ ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС «WEB-КОНСОЛИДАЦИЯ» Руководство системного программиста Инструкция по установке и настройке Листов 7 2016 2 АННОТАЦИЯ Данный документ представляет собой руководство системного

CIToRUS-web-платформа быстрой разработки корпоративных решений Дмитрий Демидов Руководитель управления информационно-аналитических систем ЗАО «АСТ» Сергей Михайленко Главный конструктор Web-платформы CIToRUS

Использование мощных возможностей решений IBM Использование Lotus и систем Power для замены дорогого программного обеспечения и готовых систем Для распределенных решений характерны ситуации с недозагрузкой

КЛАСТЕРНЫЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И ИХ БЕЗОПАСНОСТЬ Савельева Т.С., Байрушин Ф.Т. Башкирский государственный университет Уфа, Россия CLUSTER COMPUTING SYSTEMS AND THEIR SECURITY Savelyeva T.S., Bairushin

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Оренбургский государственный

14 Глава 1. Знакомство c Windows 8 1.1. Встречайте: Windows 8! Windows 8 это поистине революционная операционная система от Microsoft, никогда еще изменения в системе не были столь значительными. При первом

Модуль 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ, СРЕДАХ И ОБОЛОЧКАХ 1. Операционная система это 1) комплекс управляющих и обрабатывающих программ 2) компоненты вычислительных машин и вычислительных систем

Занятие 1. Современный уровень развития ОС. Назначение и функции ОС. Состав, взаимодействие основных компонентов операционной системы. План занятия. 1. Понятие звука 2. Домашняя с/р. 1. Определение операционной

2 1. Цели и задачи дисциплины 1.1. Целью дисциплины «Операционные системы» является освоение студентами навыков работы в различных операционных системах изучение основных компонентов ОС и принципов их

Операционная система это базовый комплекс компьютерных программ, обеспечивающий управление аппаратными средствами компьютера, работу с файловой системой, ввод и вывод данных с помощью периферийных устройств,

УТВЕРЖДАЮ Декан факультета сервиса Сумзина Л.В. 2015 г. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО ДИСЦИПЛИНЕ СД.Ф.3 АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ основной образовательной программы высшего образования программы

В.А. Савельев Введение Основные понятия Исторический обзор Операционные системы Темы Бегло об аппаратном обеспечении Процессы и нити (Многозадачность) Процессы Нити Синхронизация Тупики (Deadlocks) Реализация

Съемка видео зеркальными (DSLR)- камерами стала доступна сравнительно недавно. Впервые такая функция появилась в камере Nikon D90, вышедшей в августе 2008 года, а спустя примерно месяц появилась Canon EOS 5 D Mark II, которая уже умела снимать FullHD-видео (1920х1080). Кстати, несмотря на то, что Canon 5 D Mark II была практически первопроходцем, именно эта модель стала самой популярной зеркальной камерой, используемой при профессиональной видеосъемке.

Список различных роликов, клипов, фильмов, где для съемки использовали зеркалку очень широк. Те, кто смотрел небезызвестный сериал «Доктор Хаус», в свое время, наверняка слышали, что последняя серия шестого сезона была снята на CanonEOS 5 DMarkII. Встречается информация, что зеркальные камеры были задействованы и в некоторых сериях других сериалов, например в сериале «24 часа». Некоторые сцены с успехом снимаются на DSLR-камеры и в кинофильмах. Можно отметить картины «Первый мститель» (Captain America:The First Avenger), «Железный человек - 2», «Черный лебедь», «В поисках Сонни» (фильм полностью снят на Canon EOS 5D Mark I I). И это лишь некоторые примеры профессионального использования. В Сети, на популярных видеохостингах youtube, Vimeo вы можете встретить просто массу очень привлекательного видео, снятого энтузиастами и профи. Существуют целые разделы с обучающим видео по особенностям съемки зеркальными фотокамерами (http://vimeo.com/videoschool/archive/dslr).

Просто огромное количество роликов, снятых фотокамерами, постоянно участвует в различных фестивалях и конкурсах. В чем же секрет такого успеха, ведь изначально планировалось, что видеосъемка станет лишь некой дополнительной функцией зеркальной фотокамеры и уж никак не орудием профессионала?

Достойный арсенал

В наших обзорах фото- и видеокамер я неоднократно обращал ваше внимание на важность такого параметра, как физический размер матрицы (не разрешение в мегапикселях, а именно размер). Чем он больше, тем, при прочих равных параметрах, качество изображения будет выше. Так вот, с размером матриц у зеркальных фотокамер полных порядок. (На рис. 1 вы можете увидеть разницу в размерах матриц зеркальных камер разных классов и матрицы топовой бытовой видеокамеры - как видно, разница очень большая.) Но необходимо сделать некоторое очень важное замечание.

Дело в том, что в зеркальных фотокамерах при съемке видео используется далеко не вся матрица. Причем, информацию о том, какая именно часть используется (группы пикселей, строки), как формируются видеопиксели и т. д. производители не открывают. Тем не менее, даже такого частичного использования мощнейших матриц зеркальных фотокамер достаточно, чтоб обеспечить хорошую детализацию FullHD-видео и высокую чувствительность при съемке с недостаточным освещением.

Обязательно хочу еще отметить, что размер матрицы влияет на глубину резко изображаемого пространства (ГРИП). С большой матрицей ГРИП можно сделать очень небольшим, например при лицевом портрете оставить глаза резкими, а уши размыть, за счет чего добиться объема изображения. Хороший эффект можно также получить, размыв задний и передний планы, оставив при этом в резкости только главный объект кадра.

Не забываем также, что для зеркальных камер существует просто огромный парк всевозможных объективов: от «шириков» до телевиков, от простых бюджетных моделей с базовыми фокусными расстояниями до высококлассных светосильных фикс-объективов (см. фото). В общем, зеркальные камеры предоставляют просто широчайшие возможности для творчества. Главное, уметь всем этим пользоваться для достижения желаемого результата. Неудивительно, что они так приглянулись даже профессионалам. Кстати, профессионалы также отмечают невысокую стоимость такого оборудования. Набор стоимостью под десять тысяч долларов состоящий из полнокадровой (FullFrame) зеркальной фотокамеры высокого класса, нескольких необходимых объективов и дополнительного оборудования считается очень доступной альтернативой. Для примера, некоторые специализированные цифровые кинематографические камеры могут стоить десятки тысяч долларов (ARRIAlexa- $60 000, SonyF65 - $65 000, RedOne- $25 000), а стоимость комплекта камеры с дополнительным оборудованием может доходить до сотни тысяч долларов. Кроме того, многие отмечают, что зеркальные фотокамеры, даже в обвесе массы дополнительного оборудования (микрофон, крепление, выносной экран и т. д.) получаются весьма компактными, что при съемке определенных сцен может быть очень полезным.

По меркам бытового использования, суммы в несколько тысяч долларов, конечно, покажутся неподъемными. Но и с более доступными «кропнутыми» камерами (типоразмер матрицы APS— C) при должном подходе можно тоже добиться хороших результатов.

Не все так просто

Почему режим съемки видео в зеркальных камерах появился не сразу? Все дело в том, что этот режим в таких камерах является в определенной степени чужеродным. Для многих основы конструкции и функционирования зеркальной камеры давно известны, но для новичков я бы напомнил, что в зеркальных фотокамерах размещено зеркало, откуда и название. Это зеркало находится перед матрицей и в обычном режиме закрывает ее собой и переотражает входящие лучи к видоискателю, при помощи которого осуществляется визирование. Во время фотосъемки зеркало поднимается и лучи света попадают на матрицу. Дело в том, что в обычном режиме (когда зеркало опущено) лучи отражаются не только в видоискатель, но и на специальные датчики фазовой фокусировки, что обеспечивает быструю «зеркалочную» автофокусировку. В обычных камерах таких датчиков нет, и фокусировка осуществляется самой светоприемной матрицей. Во время видеосъемки зеркало остается поднятым и фазовые датчики не работают, а фокусировку приходится осуществлять матрицей. Вся сложность состоит в том, что DSLR— камеры и их объективы заточены на работу именно со специальными фазовыми датчиками автофокусировки и попытка перестроить всю эту систему под матричную фокусировку довольно сложна.

В результате, в видеорежиме автофокусировка таки появилась, но качество ее работы в очень многих камерах далеко от идеального. Более того, иногда она оказывается настолько медлительной, что пользоваться ею получается очень неудобно. В новых моделях производители стараются улучшать этот параметр, но рассчитывать на быструю простую автофокусировку, как в обычных бытовых видеокамерах не приходится. Если желаете добиться хорошего результата, то, скорее всего, придется использовать ручную фокусировку. Не забываем еще и про сравнительно малую ГРИП при съемке зеркалками, так что фокусировочное кольцо придется вращать немало.(* примечание в конце статьи)

Но, как часто бывает, у многих правил есть исключения. В своих последних зеркалках компания Sony применила очень интересную технологию. В этих камерах зеркало полупрозрачное и не поднимается вообще. За счет этого удалось реализовать очень быструю автофокусировку при видеосъемке. Кстати, у нас в тесте как раз присутствует одна такая модель, так что мы еще остановимся на этой теме подробнее в описании самой камеры.

Резюмируя все сказанное в этом блоке, можно отметить, что съемка видео зеркальными камерами - это довольно сложное занятие, которое подойдет далеко не всем пользователям. Для простых бытовых задач обычная бытовая видеокамера окажется предпочтительнее. Для репортажной съемки они также не сильно подойдут. Но если к делу подходить осмысленно, с предварительной подготовкой, результат может получиться отличным. Энтузиастам DSLR-видео действительно способно подарить большое поле для деятельности и экспериментов.

Для того, чтоб на практике оценить особенности съемки видео зеркальными фотокамерами, мы подобрали несколько моделей разных классов, распространенных на нашем рынке. В качестве полноформатной камеры высокого класса выступила популярнейшая модель Canon 5 D Mark II, для оценки видеовозможностей зеркальных камер начального класса мы выбрали модель Nikon D5100. Отлично дополнила картину крайне любопытная модель с не совсем стандартными возможностями Sony SLT— A65. В общем, поле для оценки особенностей съемки зеркальными фотокамерами получилось очень неплохим. Подробнее про видеорежим каждой модели читайте далее.

На рисунке вы можете видеть большую разницу между размерами матриц, используемых в зеркальных камерах (условно говоря, желтый прямоугольник – камеры высокого класса, красный прямоугольник - среднего и начального уровней), и топовых бытовых видеокамерах

Арсенал объективов для зеркальных камер очень велик, что расширяет поле возможностей и экспериментов при съемке

Конструкция типичной цифровой зеркальной фотокамеры (на примере Canon EOS 5 D Mark II)

Фирменные» болячки

Муар может появляться при съемке объектов с «регулярной» структурой, например, на тканях с выраженной фактурой, кирпичных стенах, сетках и т. д. Скриншот получен из видео, снятого на зеркальную камеру

Зеркальные камеры действительно способны выдавать в целом очень качественное видео, но в DSLR-видео есть и некоторые не совсем приятные моменты.

Наиболее типичными нежелательными эффектами, появляющимися на видеозаписях с зеркалок, можно назвать муар и роллингшаттер (англ. Rollingshutter http :// ru . wikipedia . org / wiki /% D 0% A 0% D 0% BE % D 0% BB % D 0% BB % D 0% B 8% D 0% BD % D 0% B 3_% D 1%88% D 0% B 0% D 1%82% D 1%82% D 0% B 5% D 1%80 ), и оба они проявляются из-за особенностей матриц зеркальных камер и их использования для видео. На рисунке пример проявление муара (скриншот получен из видео, снятого на зеркальную камеру). Муар появляется не только на видео с зеркальных камер, этот эффект бывает и на записях обычных видеокамер, и на фотографиях. Просто на DSLR-видео он может проявляться чаще.

Роллингшаттер - дефект, связанный с особенностями считывания данных со светоприемной матрицы. В КПОП (CMOS)-матрицах, которые используются практически во всех современных зеркальных фотокамерах, информация считывается не сразу со всей матрицы, а построчно, линия за линией в последовательном порядке. При быстром перемещении камеры по горизонтали возникает ситуация, когда объекты немного искажаются, например вертикальные столбы становятся чуть наклонены. Это происходит из-за того, что за время считывания информации с матрицы, положение объекта в кадре успевает измениться.

Роллингшаттеру подвержены не только зеркальные камеры, а и любые другие камеры с CMOS-матрицами. Для устранения этого эффекта существуют некоторые приемы обработки видео, но некоторые решают проблему ограничивая использование сцен, где этот эффект может ярко проявиться.

Interlaced vs Progressive ?

Среди форматов видео высокой четкости во многих камерах по прежнему встречается режим съемки 1080 iс чересстрочным сканированием (намного чаще в видеокамерах, а не в зеркальных фотокамерах). Буква i(Interlaced) в названиях формата указывает на чересстрочное сканирование, а p (Progressive) - на прогрессивное. Мой совет в выборе формата видео будет довольно простым: старайтесь использовать исключительно режимы видеосъемки с прогрессивным сканированием. Дело в том, что современные устройства отображения, будь то ЖК или плазменный телевизор, монитор компьютера (даже ЭЛТ), проектор выводит прогрессивное изображение. При воспроизведении видео с чересстрочным сканированием на таких устройствах будет происходить преобразование, которое, кстати, проходит не без потери качества. Кроме того, такое видео меньше подходить для монтажа. Рекомендую выбирать формат съемки с прогрессивным сканированием, даже если он будет не таким скоростным, к примеру, доступны режимы 1080 i50, 1080 p25 или с меньшим разрешением (720 p50). Кстати, не факт, что видеокартинка в формате 1080 i50 окажется более детализированной, чем в 720 p50, ведь FullHD режима 1080 i50 «дутый» , поскольку каждый кадр имеет не полное разрешение 1920х1080 пикс, а вдвое более низкое по вертикали - 1920х540 пикс.

Какую скорость съемки выбрать?

Некоторые камеры позволяют переключать ТВ-стандарт, что позволяет расширить выбор скоростей записи при съемке видео

В видеороликах Cin25FPS.MTS и Cin50FPS.MTS, размещенных на диске, можно посмотреть разницу в плавности видеокартинки при съемке со скоростью 25 и 50 кадр./с

Как правило, зеркальные фотокамеры, а также видеокамеры предоставляют выбор скорости видеосъемки. Камеры, предназначенные для продажи в странах Европы, могут снимать со скоростью 25 или 50 кадр./с (формат PAL). А камеры, предназначенные, скажем, для рынка США, причем это могут быть абсолютно идентичные с Европейскими моделями, снимают со скоростью 30 или 60 кадр./с (формат NTSC). Это связано со стандартами, используемыми в странах, для которых предназначена камера.

Любопытно, что некоторые зеркальные камеры, в том числе и присутствующие у нас в тесте модели Canon 5 D Mark II и Nikon D5100, позволяют выбирать форматы PAL/ NTSC вручную. При смене PAL на NTSCустанавливается скорость 30 кадр./с вместо 25 и 60 вместо 50 (если камера поддерживает такую скорость, Canon 5 D Mark II и Nikon D5100 - не поддерживают).

В принципе, в большинстве случаев такой режим будет предпочтительнее, так как позволяет добиться чуть более плавного воспроизведения, но использование у нас такого режима (скорость 30 или 60 кадр./с) имеет одну особенность, связанную, как ни странно, с частотой в сетях переменного тока, которая составляет 50 ГЦ. Флуоресцентные лампы и лампы накаливания мерцают, хотя это практически незаметно для человеческого глаза. Так вот, если снимать со скоростью 30/60 кадр./с при ярком искусственном освещении и питающих сетях 50 ГЦ, то на видео может появится мерцание. Для наглядности мы специально сняли коротенькие ролики, где становится хорошо заметен такой эффект (файлы на hi— TechDVD, LampFL25FPS.MOV и LampFL30FPS.MOV - съемка при флуоресцентном освещении с частотой 25 и 30 кадр./с. LampNakal25fps.MOV х и LampNakal30fps.MOV - съемка при освещении лампами накаливания с частотой 25 и 30 кадр./с).

Выбирая между скоростью записи 25 и 50 кадр./с (30 и 60 кадр./с), на наш взгляд, необходимо отдавать преимущество большей скорости. При воспроизведении разница становится хорошо заметной. На диске мы поместили два ролика (Cin25FPS.MTS и Cin50FPS.MTS, кстати, в записях можно слышать звук работы автофокуса, подробнее об этом читайте в обзоре камеры Sony SLT— A65 на следующих страницах), снятых одной и той же камерой в одинаковых условиях, но выставили разную скорость. Попробуйте воспроизвести их и оценить разницу самостоятельно. Кроме того, если вы будете монтировать видео с частотой на выходе 25 кадр./с из роликов снятых со скоростью 50 кадр/с, например, если вы хотите разместить ролик на видеохостинге типа YouTube, Vimeo, где максимальная скорость воспроизведения составляет 30 кадр./с, то вы будете иметь некий запас кадров, который пригодится, если применять эффект SlowMotion.

Довольно распространена ситуация, когда камера снимает видео в формате 720 p, то есть, с разрешением 1280х720 и прогрессивным сканированием, с частотой 50 (60) кадр./с, а в формате 1080 p (разрешение FullHD 1920 x1080, прогрессивное сканирование) с вдвое меньшей частотой 25 (30) кадр./с. Какой же режим предпочесть: более высокое разрешение или более высокую частоту съемки? Тут уже вопрос индивидуален, но, на мой взгляд, в данном случае преимущество за формата 720 p50 (720 p50). Потерю разрешения нельзя назвать катастрофической, но вы будете иметь более плавное видео или же запас кадров для эффекта SlowMotion.

Подобные вопросы полностью решают камеры, позволяющие снимать в формате 1080 p50(1080 p60), на данный момент таких камер немного, но их количество постоянно растет.

В камерах также широко распространен формат съемки видео со скоростью 24 кадр./с. Он используется для придания роликам эффекта «киношности», ведь кинофильмы снимаются именно с такой частотой. Попробуйте, возможно, такой режим вам тоже понравится.

Дополнительное оснащение

rig.jpg (фото во вставку) Существует масса дополнительного оборудования для съемк и DSLR-видео, причем, это могут быть ка к простые, в том числе самодельные, приспособления, так и сложные устройства для профессионального использования

При серьезном подходе к делу пользователи рано или поздно начинаются задумываться об дополнительных аксессуарах для камеры. Встроенные микрофоны в зеркальных камерах зачастую оказываются недостаточно качественными. Кроме того, встроенные микрофоны записывают также много совершенно лишних звуков. Например, звуки работы приводов автофокуса, щелчки переключателей, звуки работы оптической системы стабилизации. От всех этих бед выручит микрофон внешний. Причем, это может быть не просто внешний микрофон, закрепленный на самой камере, а и выносные микрофоны-петлички.

Существенной проблемой при видеосъемке является дрожание камеры. В зеркальных камерах это еще усугубляется и тем, что помимо простого удерживания аппарата зачастую приходится еще и вращать кольца зума и фокусировки. К тому же, формфактор зеркальных камер заточен, скорее, для удобного визирования при помощи глазного видоискателя, а ведь при видеосъемке приходится пользоваться исключительно экраном и, соответственно, удерживать камеру становится не так удобно. Наиболее распространенными решениями являются различные штативы. Впрочем, они существенно ограничивают свободу перемещения. Среди энтузиастов DSLR-видео большое распространение получили разнообразные DSLR-риги (DSLR— rig, Camera Shoulder Rig). На фото один из примеров такого рига. Они бывают самые разнообразные, от простеньких моделей за несколько десятков долларов с ebay, до продвинутых устройств для профессионалов стоимостью до $1000 и выше. Некоторые умельцы мастерят такие устройства из подручных материалов. Забавным примером может служить видео, где энтузиасты изготавливают DSLR-риг из дерева! http://vimeo.com/11435910http://athan.se/diy-shoulder-rig/

Существуют также немало аксессуаров, позволяющих более удобно использовать экран для визирования .

Инстаграм – одна из крупнейших современных социальных сетей. В ней уже зарегистрировано огромное количество пользователей, но разработчики продолжают улучшать возможности приложения, добавляя новые функции.

Инстаграм истории – функция, позволяющая пользователю делиться 10-секундными видео, слайд-шоу, фотографиями с наложением фильтров, стикеров, смайлов, масок, эмодзи, надписей, наклеек, мордочек, радуги, изменением температуры и др. Главная особенность Stories заключается в том, что они не остаются в ленте, а удаляются через 24 часа, не захламляя фон листа.

Кстати, если вы еще не пользуетесь , потому что не знаете, как с ними обращаться, то у нас есть для вас материал на эту тему. 😉

Зачем?

Истории уже плотно вошли в жизнь рядового пользователя Инстаграм. Они пригодятся, если вы находитесь на каком-то празднике или мероприятии и хотите рассказать друзьям об этом, но качество съемки оставляет желать лучшего – снимите сторис. Так вы одновременно показываете друзьям то, что хотели, и не «мусорите» в профиле некачественным материалом.

При помощи снятия сторис можно делать анонсы, объявления. Они часто удаляются из аккаунта через время. Так зачем мучиться, легче залить их сразу в сторис, которая через сутки автоматически исчезнет.

Функция Zoom и переключение камер в Stories

Начинает казаться, что Инстаграм по-настоящему намерен победить своего конкурента в лице Снапчат, используя его же наработки и технологии. После выпуска функции «Рассказы» – обновления, которое сильно похоже с таковым у вышеупомянутой сети, компания выпустила еще одно значимое нововведение. Оно снова очень похоже походит на решение конкурента. Теперь доступно приближение, уменьшение, увеличение сторис в Инстаграме при помощи одной руки.

Функции зума работают одинаково на всех операционных системах: Андроид, iOS и др.

Теперь пользователь может зумить (увеличить или отдалить) картинку в процессе съемки видео, а также переключаться между передней и основной камерой, не прерывая процесс. Обе функции полностью повторяют таковые у Снапчат, который показал их публике в мае 2017-го года.

Как приближать истории в Инстаграм

Как приближать в Инстаграм историях? Все просто. Чтобы приблизить изображение во время записи видео для Историй, нужно провести пальцем вверх от кнопки Rec, и, аналогично провести вниз, чтобы отдалить картинку. Для переключения между двумя камерами в инсте, главной и фронтальной во время съемки, нужно дважды тапнуть на экран.

Примечательно, но на готовую историю можно наложить не только визуальные эффекты (маски, радужный окрас и др.), но и музыкальное сопровождение. Как сделать? Все очень просто, поставьте музыкальный трек на проигрыш во время записи сторис. В итоге песня наложится на сделанные «Рассказы». Можете проверить все сами, проведите тесты.

Заключение

Ни у кого не возникают сомнения, что конкуренция между двумя социальными гигантами только увеличивается, но, как давно известно, в войне все средства хороши. Особенно полезно нововведение для тех, кто не использует Снапчат. Именно для них нужны изменения, даже если они «подсмотрены» у конкурентов.

Если в процессе задуманной анимации вам необходимо переключение с одной камеры на другую, это можно реализовать через композитинг. Для примера предположим, что перед нами стоит задача осмотра пейзажной сцены, то есть вначале ее нужно охватить крупным планом, а затем просмотреть уже более детально. Это автоматически означает, что лучше осмотр крупным планом реализовать через камеру с широкоугольным объективом (10-15 мм), которая позволит оценить масштабность сцены. В то же время для детального осмотра такую камеру использовать не стоит, поскольку ее применение ведет к сильным искажениям (эффекту рыбьего глаза), особенно явным по краям сцены. Поэтому для детального осмотра разумнее переключиться на камеру с нормальным объективом. Откройте либо создайте произвольную пейзажную сцену и создайте для нее две камеры: первую для дальнего обзора с фокусным расстоянием 15 мм, вторую - для ближнего с фокусным расстоянием 50 мм (рис. 66 и 67).

Откройте окно VideoPost и добавьте в него три события: первые два имеют тип SceneEvent и представляют собой виды сцены из первой и второй камер соответственно, последнее событие относится к типу ImageOutputEvent и требуется для получения итоговой анимации (рис. 68). Увеличьте число кадров анимации до 400. Установите длительность события Camera 01 - с 0-го по 210-й кадры, а события Camera 02 - с 190-го по 400-й кадры. Обратите внимание, что мы предусмотрели некоторый интервал кадров, в которых как бы действуют обе камеры - это позволит добиться плавного переключения с одной камеры на другую. Для события ImageOutputEvent укажите длительность с 0-го по 400-й кадры.

Рис. 68. Окно VideoPost с тремя базовыми событиями

В окне перспективы установите вид из первой камеры и в режиме автоматической генерации ключей создайте набор ключевых кадров, имитировав постепенное приближение камеры к осматриваемой сцене. Данные настройки производятся в интервале от 0-го по 200-й кадры - то есть тогда, когда должен производиться осмотр из первой камеры (рис. 69). Выйдите из режима автоматической генерации ключей и установите в окне перспективы вид из второй камеры. Затем точно так же создайте для нее ключевые кадры, которые бы обеспечили более детальный осмотр сцены. Данная операция производится в отношении 200-400 кадров (рис. 70). После этого для корректного перехода с одной камеры на другую соответствующие события следует смешать. Выделите строки Camera 01 и Camera 02 и настройте их смешивание по методу CrossFadeTransition (рис. 71) с длительностью от 190-го по 210-й кадры. Щелкните на кнопке ExecuteSequence , установите для визуализации интервал кадров с 0-го по 400-й, и вы получите полноценный осмотр сцены, при котором вначале зрителю будет представлена общая картина впечатляющего по размерам пейзажа, а затем более близко будут продемонстрированы отдельные элементы ландшафта. Некоторые кадры подобного осмотра представлены на рис. 72.

Рис. 71. Смешивание событий по методу Cross Fade Transition

Ролик с заставкой

На прошлом уроке нами была создана анимация перемещающегося по контурам буквы лазерного луча (рис. 73). Воспользуемся модулем VideoPost для того, чтобы на базе данной анимации получить демонстрационный ролик с заставкой, проигрывающейся перед началом анимации лазерного луча. По замыслу заставка будет начинаться с отображения черного экрана, на котором вначале в своеобразном ореоле по букве будет появляться некоторая надпись, затем данная надпись будет постепенно гаснуть, после чего начнется сама анимация.

Вначале подготовим вспомогательные изображения. Откройте Photoshop и создайте новый файл того же размера, что был указан ранее в VideoPost при создании движущегося лазерного луча. Залейте его черным цветом и сохраните под именем Back Background. png (рис. 74). Добавьте в центр данного изображения надпись и сохраните под именем Background Text. png (рис. 75).

Переключитесь в 3D Studio MAX, создайте новую сцену и откройте окно VideoPost . Добавьте в очередь три события ImageInputEvent и в качестве изображений для них укажите файлы BackgroundText. png , BackBackground. png и BackgroundText. png - у верхних двух событий установите длительность с 0-го по 30-й кадры, а у нижнего - с 29-го по 150-й (рис. 76). Свяжите верхние два события путем назначения им события ImageLayerEvent с методом композитинга SimpleWipe (рис. 77) - это обеспечит смену черного фона фоном с надписью, которая будет появляться по букве слева направо. Установите для события SimpleWipe длительность с 0-го по 30-й кадры. Выделите нижнюю строку BackgroundText .png Фильтр изображения (кнопка AddImageFilterEvent ), укажите эффект Fade , щелкните на кнопке Setup и удостоверьтесь, что для эффекта установлен вариант Out (рис. 78). Для более удобного контроля результатов даже на этой стадии лучше выводить результат в AVI-файл, поэтому добавьте в очередь событие вывода изображения (кнопка AddImageOutputEvent ), щелкните на кнопке Files , укажите имя файла с расширением AVI (Laser_new. avi ) и формат его сжатия (рис. 79). Щелкните на кнопке ExecuteSequence , включите вариант Range и укажите начальный и конечный кадры анимации (в данном случае с 0-го по 150-й кадры). После формирования AVI-файла просмотрите результат - на данной стадии вы увидите побуквенное появление на черном экране надписи, которая затем постепенно гаснет (рис. 80).

Рис. 76. Появление трех событий ImageInputEvent

Рис. 77. Связывание событий по методу SimpleWipe

Рис. 78. Добавление события Fade

Рис. 79. Добавление события Image Output Event

Теперь нужно сформировать вокруг надписи светящийся ореол - для этой цели мы воспользуемся эффектом LensEffectsHighlight . Применить его можно только к объектам сцены либо к материалам, поэтому создайте на сцене вспомогательный объект-спираль и сделайте ее визуализируемой (флажок Enable inRenderer в свитке Rendring панели Modify ) - рис. 81. Уменьшите толщину сплайна (параметр Thickness ) до 0,05. Откройте окно свойств спирали (команда ObjectProperties ) и установите в группе G -Buffer для параметра ObjectID значение 1. Добавьте в очередь событие Сцена (кнопка AddSceneEvent ), указав для визуализации окно перспективы, установите длительность данного события с 0-го по 150-й кадры. Переместите данное событие над строкой Laser _new .avi . Выделите событие SceneEvent и добавьте в очередь событие Фильтр изображения с эффектом LensEffectsHighlight (рис. 82), щелкните на кнопке Setup и удостоверьтесь, что эффект назначен объекту с ObjectID равным 1. Тут же настройте параметры бликов - на вкладке Geometry активируйте параметр AltRays (отвечает за чередование длины лучей), а на вкладке Preferences установите для параметров Size и Points значения 25 и 7 соответственно, а оба параметра из группы Distance Fade увеличьте до 10 (рис. 83). Запустите очередь событий на выполнение и убедитесь в том, что пока результат далек от желаемого, поскольку теперь на всех кадрах видны лишь блики (рис. 84). Для исправления ситуации вначале свяжем с помощью события ImageLayerEvent (метод AlphaCompositor ) строки SimpleWipe и Fade (рис. 85), а затем появившуюся после этого строку AlphaCompositor - со строкой LensEffectsHighlight (рис. 86). После этого надпись будет появляться и исчезать на фоне ореола из бликов (рис. 87).

Рис. 82. Окно VideoPost после добавления события SceneEvent и назначения ему эффекта LensEffectsHighlight

Рис. 83. Настройка параметров эффекта LensEffectsHighlight

Рис. 84. Вид одного из кадров ролика после добавления события SceneEvent с эффектом LensEffectsHighlight

Рис. 85. Первое смешивание по методу AlphaCompositor

Рис. 86. Второе смешивание по методу AlphaCompositor (выделение событий - слева, вид окна после смешивания - справа)

Рис. 87. Вид двух кадров ролика после настройки смешивания по методу AlphaCompositor

Теперь осталось только подключить анимацию лазерного луча. Добавьте в очередь событие ImageInputEvent и вместо изображения укажите AVI-файл с соответствующей анимацией (Laser. avi ) - рис. 88. Установите для него длительность со 15-го по 451-й кадр. Выделите верхнюю строку AlphaCompositor и строку Laser .avi и настройте их смешивание по методу CrossFadeTransition (рис. 89) с длительностью со 150-го по 200-й кадр. Это позволит добиться того, чтобы вначале проигрывания анимации отображение было слабым, но постепенно его яркость начинала нарастать и с 200-кадра становилась максимальной. Увеличьте длительность события ImageOutputEvent по 451-й кадр включительно. Щелкните на кнопке ExecuteSequence

Новое на сайте

>

Самое популярное