Домой Виноград Мученица филофея румынская. Филофея Афинская, прмц

Мученица филофея румынская. Филофея Афинская, прмц

Ро-ди-лась в Тыр-но-во, воз-мож-но око-ло 1206 го-да. Её от-цом был бол-га-рин-зем-ле-де-лец, а мать - ва-лаш-ка. Мать взрас-ти-ла дочь в ис-тин-но хри-сти-ан-ском ду-хе, но вско-ре скон-ча-лась. То-гда отец Фило-феи всту-пил во вто-рой брак. Бла-го-че-сти-вая от-ро-ко-ви-ца мно-го пре-тер-пе-ла от ма-че-хи, ко-то-рая ви-ни-ла её в непо-ви-но-ве-нии, из-лишне ча-стом по-се-ще-нии церк-ви и рас-то-че-нии до-маш-не-го добра на ми-ло-сты-ню си-ро-там и бед-ным де-тям. Отец то-же упре-кал дочь, но Фило-фея твер-до дер-жа-лась бо-го-угод-но-го жи-тия ко-то-ро-му на-учи-лась у ма-те-ри. Она хра-ни-ла свою непо-роч-ность, про-дол-жа-ла хо-дить в цер-ковь, раз-да-ва-ла одеж-ду и еду нуж-да-ю-щим-ся де-тям, про-во-дить вре-мя до-ма в по-сте и мо-лит-ве.

Гос-подь при-звал её к се-бе, ко-гда Фило-фее бы-ло все-го две-на-дцать лет. Сто-я-ла осень, и отец ра-бо-тал в по-ле, а ма-че-ха еже-днев-но по-сы-ла-ла Фило-фею от-но-сить от-цу еду из до-ма. Но Фило-фея име-ла обык-но-ве-ние от-да-вать часть пи-щи бед-ным де-тям, ко-то-рые про-си-ли у неё на ули-це. Отец, за-ме-тив недо-ста-ток пи-щи, уко-рил в этом же-ну, но та от-ве-ти-ла что по-сы-ла-ет до-ста-точ-но. "Спро-си дочь твою, что она де-ла-ет с едой", - ска-за-ла ма-че-ха. Отец разо-злил-ся на дочь и ре-шил тай-но про-сле-дить за ней. Од-на-жды в пол-день, пря-чась в ку-стах, он уви-дел как Фило-фея раз-да-ёт еду бед-ным де-тям. Бе-ше-ный гнев охва-тил его, он под-дал-ся дья-воль-ско-му на-у-ще-нию и бро-сил свой то-по-рик в Фило-фею. Смер-тель-но ра-нен-ная, му-че-ни-ца пре-да-ла дух в ру-ки слад-чай-ше-го Же-ни-ха Хри-ста, при-няв смерть за ве-ру.

Тут же по-сле со-вер-ше-ния зло-де-я-ния страх и рас-ка-я-ние охва-ти-ли от-ца. Он по-пы-тал-ся под-нять те-ло до-че-ри, но не смог - оно сде-ла-лось тя-же-лым как ка-мень. То-гда он по-бе-жал к ар-хи-епи-ско-пу Тыр-нов-ско-му и ис-по-ве-дал свой грех. Ар-хи-епи-скоп с ду-хо-вен-ством и тол-пой на-ро-да вы-шли из го-ро-да с каж-де-ни-ем и све-ча-ми в ру-ках, на-ме-ре-ва-ясь пе-ре-не-сти те-ло свя-той му-че-ни-цы в го-род-ской со-бор. Но и им не уда-лось под-нять те-ло с зем-ли.

Ра-зу-мея, что свя-тая Фило-фея не же-ла-ет оста-вать-ся в сво-ем го-ро-де, ар-хи-епи-скоп и ду-хо-вен-ство ста-ли мо-лить-ся Бо-гу и му-че-ни-це, на-зы-вая один за дру-гим мно-гие мо-на-сты-ри, церк-ви и со-бо-ры по обе сто-ро-ны Ду-ная. Но лишь ко-гда был на-зван мо-на-стырь Кур-тя-де-Ар-джеш, те-ло му-че-ни-цы сде-ла-лось лег-ким и бы-ло по-ло-же-но в ра-ку для по-чи-та-ния. Ар-хи-епи-скоп на-пи-сал о во-ле свя-той му-че-ни-цы во-е-во-де Ра-ду Чер-но-му (Ра-ду Негру), про-ся его при-нять мо-щи свя-той для за-щи-ты и уте-ше-ния ру-мын-ско-го на-ро-да. Тыр-нов-ское ду-хо-вен-ство пре-про-во-ди-ло те-ло свя-той до Ду-ная, где их встре-ти-ли ру-мы-ны - ду-хо-вен-ство и ми-ряне во гла-ве с мит-ро-по-ли-том и воево-дой. С цар-ски-ми по-че-стя-ми мо-щи бы-ли до-став-ле-ны в Кур-тя-де-Ар-джеш-ский мо-на-стырь, где по-чи-ва-ют и ныне.

Ве-ру-ю-щие всей Ру-мын-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви чтят свя-тую Фило-фею, но осо-бен-но ве-ли-ко её по-чи-та-ние в Ар-джеш-ских, Дым-бо-виц-ких и Пра-хов-ских зем-лях. К ней об-ра-ща-ют осо-бые мо-лит-вы об из-ле-че-нии боль-ных, устра-и-ва-ют па-лом-ни-че-ства, осо-бен-но в день её па-мя-ти 7 де-каб-ря. Во вре-ме-на за-су-хи ра-ку с мо-ща-ми свя-той про-но-си-ли тор-же-ствен-ным хо-дом по окрест-ным се-лам, и по её мо-лит-вам Бог по-сы-лал до-жди.

Великомученица Екатерина жила в IV в. Происходила из княжеского рода в Александрии. Она отличалась необыкновенной красотой и мудростью. В возрасте 18 лет в совершенстве знала многие науки и говорила на нескольких языках. Многие из знатных людей желали вступить с ней в брак, и все родные склоняли ее к тому; но она говорила, что выйдет замуж только за юношу, который был бы равен ей богатством, красотой и ученостью. Мать Екатерины была христианка, и однажды отпра-вилась с ней за советом к пустыннику, своему духовному отцу. «Я знаю одного чудного Юношу, Который превосходит тебя во всех дарованиях, - сказал старец Екатерине. - И во всем мире нет подобного этому Юноше». -«Правда ли это, и можно ли мне увидеть Его?» - спросила Екатерина. «Ты можешь видеть Его, если только согласишься исполнить мой совет», - отвечал старец. Екатерина обещалась исполнить, и тогда старец дал ей икону Пресвятой Богородицы с Богомладенцем и велел молиться всю ночь. Екатерина молилась и, наконец, от утомления заснула. Во сне она увидала Пресвятую Богородицу с Богомладенцем, но взор Богомладенца был отвращен от нее, и она никак не могла видеть Его лицо. Богомладенец сказал, чтобы она опять сходила к старцу-пустыннику. Старец научил Екатерину христианской вере и советовал принять крещение. Екатерина крестилась. В следующую же ночь Пресвятая Богородица с Богомладенцем снова явилась во сне Екатерине, и Богомладенец уже смотрел на нее прямо и милостиво. «Угодна ли Тебе теперь эта девушка?» - спросила Его Богородица. - «Она теперь славна, премудра и прекрасна, и Я хочу, чтобы она стала Моей невестой», - отвечал Иисус Христос и дал Екатерине прекраснейший перстень со словами: «Ныне Я избираю тебя Своей невестой, сохрани этот союз нерушимо и не принимай другого жениха». Пробудившись ото сна, Екатерина действительно увидела на руке чудный перстень, и с этого времени думала только об Иисусе Христе. Скоро было открыто гонение на христиан императором Максимином. Сам он прибыл в Александрию. Св. Екатерина, придя в языческий храм, где царь приносил жертву, убеждала его отвергнуть идолов как ложных богов, и уверовать в истинного Бога. Царь пленился красотой и умом св. Екатерины; предлагал ей выйти за него замуж, но она отвергла его предложение, сказав, что она невеста Христова. Тогда царь для состязания с ней относительно веры пригласил в Александрию ученых мужей. Множество народа собралось слушать состязание. Св. Екатерина взяла верх над мудрецами, так что они уверовали во Христа и были сожжены по повелению царя. Тогда царь приказал бить воловьими жилами и затем уморить в темнице св. мученицу. Но Господь посылал к ней в темницу, через окно, голубя с хлебом и Сам являлся ей, говоря: «Не бойся, Моя возлюбленная невеста: Я всегда с тобой и облегчу твои муки. А терпением своим ты обратишь многих к Моей вере». Августа, жена императора, наслышавшись об уме и мужестве святой Екатерины, пожелала видеть ее и, в отсутствие мужа, отправилась к ней в темницу. Царицу сопровождал царедворец Порфирий с двумястами воинов. Св. Екатерина, увидев Августу, сказала: «Блаженна ты, ибо я вижу, ангелы в высоте держат венец над твоей головой. Через 3 дня ты получишь его за немногие мучения». Тогда Августа, Порфирий и воины крестились. Вернувшись в столицу, Максимин потребовал к себе Екатерину и, увидев ее совершенно здоровой, хотел казнить темничных стражей, думая, что они давали ей пищу. Святая же сказала, что Сам Христос питал ее. Тогда императору приказал устроить особые колеса для раздробления тела мученицы, но ангел сокрушил колеса. Народ, увидев чудо, воскликнул: «Велик Бог христианский!» - а императрица Августа, выйдя из дворца, начала громко упрекать царя в том, что он борется со Христом и мучит невинную Его рабу. Царь разгневался на императрицу и велел мучить и ее и отсечь ей голову. Тут объявили себя христианами Порфирий и воины, и тоже были казнены, а после них усечена мечом и св. Екатерина. Тело ее, тотчас же после усечения, было перенесено ангелами на Синайскую гору, а через 200 лет глава и левая рука были найдены, по откровению свыше, и перенесены в Синайскую обитель. Там они и хранятся.
Великомученик Меркурий происходил из знатной семьи и был начальником войска при императорах Декий и Валериане, в III в. Однажды, во время войны, отряд Меркурия был окружен многочисленным неприятелем. Ночью явился ему ангел и дал меч, сказав: «Не бойся, смело иди на врагов с этим мечом; после же не забудь Господа». После победы ангел снова явился св. Меркурию, повторил слова о Боге и прибавил, что ему придется пострадать за Господа и получить венец в Его царстве. Тогда Меркурий принял христианскую веру и крестился. Когда Декий узнал о крещении св. мученика, то сильно разгневался, говоря: «При помощи богов ты одержал такую победу, а между тем презрел их?!» - «Не ваши боги помогли мне, а Христос Господь», - отвечал мученик и, сбросив с себя одежду, возгласил: «Я христианин!» Тогда царь приказал мучить его и бросить в темницу. В темнице ангел исцелил мученика. «Как ты исцелился? Верно, силой волшебства?» - спросил царь, увидев Меркурия исцеленным. «Врач душ и телес, Господь Христос исцелил меня. Он всех чародеев, вместе с поклоняющимися идолам, предаст огню». После этого св. Меркурия начали ужасно мучить и затем обезглавили. Это было в Кесарии Каппадокийской. Глава св. Меркурия и большая часть мощей его находятся в кафедральной церкви в Майнце.
Мученик Меркурий Смоленский родился в Моравии от знатных родителей. В молодых летах поступил на службу к Смоленскому князю. Служа воином, он вел жизнь подвижника; держал строгий пост, проводил ночи в молитве и хранил целомудрие. В 1238 г., когда Батый подступил к Смоленску со своими несметными полчищами, то благочестивый пономарь, во время ночной молитвы в кафедральном соборе, услышал голос от иконы Пресвятой Богородицы: «Поди к рабу Моему Меркурию на Подолье и скажи ему: Владычица зовет тебя». Пономарь нашел Меркурия молящимся среди двора, объявил ему волю Пресвятой Богородицы, и они оба вошли в храм. Здесь было возвещено св. Меркурию, чтобы он отправился и сразился с великаном в войске Батыя. Никем не замеченный, святой пришел в стан неприятельский и, увидев великана, оградил себя крестным знамением и убил его. Враги, заметив поражение великана, двинулись против города, но святой отразил их и сам был убит. Граждане с великим торжеством погребли тело святого мученика в храме Богородицы. Вскоре после погребения св. Меркурий явился тому же пономарю и велел, чтобы граждане повесили оружие его над его гробом, в ограждение своего города. Мощи святого Меркурия почивают в смоленском Авраамиевом монастыре.
Преподобная Мастридия дева происходила из Александрии. Еще в молодости она посвятила себя Богу и предавалась благочестию и делам благотворительности. Один из знавших ее юношей настолько прельстился ею, что всюду следовал за ней и говорил о любви. Однажды Мастридия спросила юношу, что в ней более всего нравится ему. Юноша отвечал: глаза. Тогда она взяла челнок, которым ткала полотно, и выколола свои глаза. Юноша ужаснулся и, удалившись в монастырь, сам сделался подвижником. Св. Мастридия скончалась в глубокой старости.
Святая мученица Филофея родилась в городе Тырново, древней столице Болгарии, в семье земледельца. Мать ее была валашского рода. Она воспитывала дочь в духе любви к Богу, но рано умерла, оставив девочку сиротой. Отец вскоре женился, и мачеха наказывала девочку за то, что она часто ходила в церковь и раздавала деньги и домашние вещи сиротам и нищим. Отец также ругал ее. Несмотря на брань и угрозы, Филофея продолжала делать добро, подавала милостыню, молилась и 1сохраняла свою чистоту. Однажды, когда мачеха послала ее отнести обед отцу, работавшему в поле, Филофея, как обычно, поделилась едой с бедными детьми. Отец, разгневанный тем, что ему осталось мало еды, выбранил свою жену, но та посоветовала ему подкараулить девочку. Он ее послушал, выследил Филофею, когда она раздавала пищу бедным детям, и, разгневанный, бросил в нее топор, поранив ей ногу. Вскоре девочка отдала душу Богу. Охваченный страхом и угрызениями совести, отец попытался поднять тело девочки, но не смог, так как оно стало тяжелым как камень. Тогда несчастный отец побежал к архиепископу г. Тырново и признался в своем грехе. Архиепископ вместе со священниками и народом с горящими свечами и ладаном собрались к телу, чтобы поднять его и отнести в церковь, но не смогли. Поняв, что такова воля Божия, священники стали молиться Богу о мученице Филофее, называя множество монастырей и церквей, чтобы узнать, где святая хотела бы оставить свои мощи. И только когда был назван монастырь в Арджеше, мощи святой Филофеи сделались легкими. Поняв, что мученица благожелает переселиться в Валахию, архиепископ из г. Тырново написал воеводе Валахии Раду Негру, прося принять в дар святые мощи. С большими почестями они были доставлены в Арджеш и возложены в княжеской церкви монастыря Куртяде-Арджеш. В Румынии святая Филофея пользуется большим почитанием. Мученица Филофея была причислена к лику святых Священным Синодом Румынской Православной Церкви в октябре 1955 г. и внесена в Месяцеслов Русской Православной Церкви определением Священного Синода 7 февраля 1956 г.
В этот день празднуется память преподобных: Меркурия, постника Печерского (XIV в.) - память святого вспоминают также 28 августа, в Соборе преподобных отцев Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, и 4 ноября; и Симона Сойгинского (1562 г.).

У этого термина существуют и другие значения, см. Филофей. Монастырь Филофей Heliga Philothei ortodoxa kloster Страна Швеция … Википедия

Клиторологий, составленный в 899 году императорским атриклинием, протоспафарием Филофеем, обязанностью которого было рассылать приглашения и усаживать за императорский стол византийскую знать. Исходя из этих обязанностей Филофей составил табель о … Википедия

АФОН - [Св. Гора; греч. ̀ρδβλθυοτεΑθως, ̀λδβλθυοτεΑγιον ̀ρδβλθυοτεΟρος], крупнейшее в мире средоточие правосл. монашества, расположенное в Греции на п ове Айон Орос (Св. Гора, Афонский п ов). Находится под церковной юрисдикцией К польского Патриархата.… … Православная энциклопедия

ГРИГОРИЙ ПАЛАМА - [Греч. Γρηγόριος Παλαμᾶς] (ок. 1296, К поль 14.11.1357, Фессалоника), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2 ю Неделю Великого поста), архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви. Жизнь Источники Свт. Григорий Палама. Икона. Посл. треть … Православная энциклопедия

- (в схиме Феодор) митрополит сибирский и тобольский, просветитель сибирских инородцев, род. в Малороссии в 1650 г., умер 31 мая 1727 г. Образование получил в малороссийских школах и в Киевской духовной академии и по окончании курса наук был… … Большая биографическая энциклопедия

ВЕЛИЧАНИЕ - краткое песнопение, употребляющееся в богослужении нек рых негреч. правосл. Церквей при совершении службы с полиелеем или бдением (см. ст. Знаки праздников месяцеслова), в т. ч. и в великие праздники; поется как припев к стихам избранного псалмаПравославная энциклопедия

ДИАТАКСИС - [греч. διάταξις; лат. ordo], в широком смысле слова некий документ уставного характера; в узком подробное описание порядка совершения того или иного богослужебного чина (в первую очередь Божественной литургии). Наибольшую известность среди Д. в… … Православная энциклопедия

Святитель Алексий (икона, 1790 е годы) Митрополит Алексий (в миру Елевферий Федорович Бяконт (фамилия также во многих источниках указана как Плещеев); по другим сведениям Симеон; ок. 1295 Москва 12 февраля 1378 Москва; сын Фёдора Бяконта)… … Википедия

Святитель Алексий (икона, 1790 е годы) Митрополит Алексий (в миру Елевферий Федорович Бяконт (фамилия также во многих источниках указана как Плещеев); по другим сведениям Симеон; ок. 1295 Москва 12 февраля 1378 Москва; сын Фёдора Бяконта)… … Википедия

Книги

  • , Филофей. Патриарх Конст. Филофей, по прозванию Коккин, два раза занимал конст. патриаршую кафедру: в первый раз весьма короткое время, с мая 1354 до начала 1355, когда должен был уступить патриарху…
  • Филофея, патриарха Константинопольского XIV века три речи к епископу Игнатию , Филофей. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Патриарх Конст. Филофей, по прозванию Коккин, два раза занимал конст. патриаршую кафедру: в первый…

Значение ФИЛОФЕЯ РУМЫНСКАЯ в Православной энциклопедии Древо

ФИЛОФЕЯ РУМЫНСКАЯ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Филофея Румынская (+ ок. 1060 или ок. 1206 -ок. 1218 ), Тырновская, Арджешская, мученица.

Родилась в Тырново, возможно около 1206 года . Её отцом был болгарин-земледелец, а мать - валашка. Мать взрастила дочь в истинно-христианском духе, но вскоре скончалась. Тогда отец Филофеи вступил во второй брак. Благочестивая отроковица много претерпела от мачехи, которая винила её в неповиновении, излишне частом посещении церкви и расточении домашнего добра на милостыню сиротам и бедным детям. Отец тоже упрекал дочь, но Филофея твердо держалась богоугодного жития которому научилась у матери. Она хранила свою непорочность, продолжала ходить в церковь, раздавала одежду и еду нуждающимся детям, проводить время дома в посте и молитве.

Господь призвал её к себе когда Филофее было всего двенадцать лет. Стояла осень и отец работал в поле, а мачеха ежедневно посылала Филофею относить отцу еду из дома. Но Филофея имела обыкновение отдавать часть пищи бедным детям, которые просили у неё на улице. Отец, заметив недостаток пищи, укорил в этом жену, но та ответила что посылает достаточно. "Спроси дочь твою, что она делает с едой," сказала мачеха. Отец разозлился на дочь и решил тайно проследить за ней. Однажды в полдень, прячась в кустах, он увидел как Филофея раздаёт еду бедным детям. Бешеный гнев охватил его, он поддался дьявольскому наущению и бросил свой топорик в Филофею. Смертельно раненная, мученица предала дух в руки сладчайшего Жениха Христа, приняв смерть за веру.

Почтание

Тут же после совершения злодеяния страх и раскаяние охватили отца. Он попытался поднять тело дочери, но не смог - оно сделалось тяжелым как камень. Тогда он побежал к архиепископу Тырновскому и исповедал свой грех. Архиепископ с духовенством и толпой народа вышли из города с каждением и свечами в руках, намереваясь перенести тело святой мученицы в городской собор. Но и им не удалось поднять тело с земли.

Разумея, что святая Филофея не желает оставаться в своем городе, архиепископ и духовенство стали молиться Богу и мученице, называя один за другим многие монастыри, церкви и соборы по обе стороны Дуная. Но лишь когда был назван монастырь Куртя-де-Арджеш тело мученицы сделалось легким и было положено в раку для почитания. Архиепископ написал о воле святой мученицы воеводе Раду Черному (Раду Негру), прося его принять мощи святой для защиты и утешения румынского народа. Тырновское духовенство препроводило тело святой до Дуная где их встретили румыны - духовенство и миряне во главе с митрополитом и веоводой. С царскими почестями мощи были доставлены в Куртя-де-Арджешский монастырь, где почивают и ныне.

Верующие всей Румынской Православной Церкви чтят святую Филофею, но особенно велико её почитание в Арджешских, Дымбовицких и Праховских землях. К ней обращают особые молитвы об излечении больных, устраивают паломничества, особенно в день её памяти 7 декабря. Во времена засухи раку с мощами святой проносили торжественным ходом по окрестным селам и по её молитвам Бог посылал дожди.

Использованные материалы

Ioanichie (Bălan), archim., Romanian Patericon. Saints of the Romanian Orthodox Church , vol. 1, Platina, Ca., St. Herman of Alaska Brotherhood, 1996, 108-114.

Days.pravoslavie.ru и Германовский календарь указывают 1060 год. Однако, возможно более достоверной является вторая датировка, по Румынскому Патерику архимандрита Иоанникия (Бэлана), т.к. в житии святой упоминается Черный Воевода (Раду Негру), обычно относимый историками к XIII веку.

По датировке архим. Иоанникия (Бэлана). См. Ioanichie (Bălan), archim., Romanian Patericon. Saints of the Romanian Orthodox Church , vol. 1, Platina, Ca., St. Herman of Alaska Brotherhood, 1996, 108.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ФИЛОФЕЯ РУМЫНСКАЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • РУМЫНСКАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РУМ́ЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, осн. в 1948, Бухарест. Предшественницей её была Рум. академия, осн. в 1866. В 1998 ок. 170 чл., св. …
  • ФИЛОФЕЯ в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • в Кратком религиозном словаре:
    Входит в состав Церквей Вселенского православия. Первые епархии на этой территории известны с IV в. Долгое время они находились в …
  • ФИЛОФЕЯ АФИНСКАЯ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Филофея Афинская (1522 - 1589), преподобномученица. Память 19 февраля. Родилась в Афинах …
  • РУМЫНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Румынская Православная Церковь - Поместная Автокефальная Церковь. Другое официальное наименование - Румынский Патриархат. Официальный …
  • РУМЫНСКАЯ ГРЕКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Румынская греко-католическая церковь (РГКЦ) Была запрещена во времена диктатуры коммунистического режима, в 1948 , и ее …
  • РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
  • РУМЫНСКАЯ РАБОЧАЯ ПАРТИЯ
    рабочая партия (Partidul Muncitoresc Român), с февраля 1948 по июль 1965 название компартии Румынии; см. в ст. Румынская коммунистическая партия …
  • РУМЫНСКАЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Коммунистическая партия (РКП; Partidul Comunist Român; до конца 1922 - Социалистическо-коммунистическая партия Румынии; до февраля 1948 - Коммунистическая партия Румынии, …
  • РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Академия, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste România), высшее научное учреждение СРР, объединяющее деятелей науки и культуры. Находится в …
  • РУМЫНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
    (точнее — "дако-румынская", потому что только она одна и заслуживает этого названия и стоит изучения). — Начало ее не идет …
  • ЕЛИЗАВЕТА, КОРОЛЕВА РУМЫНСКАЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Полина-Огтилия-Луиза) — королева румынская (род. в 1843 г.), принцесса Нейвидская, племянница русской великой княгини Елены Павловны, при дворе которой она …
  • РУМЫНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
    (точнее? "дако-румынская", потому что только она одна и заслуживает этого названия и стоит изучения). ? Начало ее не идет …
  • ЕЛИЗАВЕТА, КОРОЛЕВА РУМЫНСКАЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Полина-Огтилия-Луиза) ? королева румынская (род. в 1843 г.), принцесса Нейвидская, племянница русской великой княгини Елены Павловны, при дворе которой она …
  • РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Академия СРР, основана в 1948, Бухарест. Предшественницей ее была Румынская академия, основана в 1866. В 1989 ок. 100 членов, ок. …
  • РЕКОРДНАЯ КОМАНДНАЯ СКОРОСТЬ;"КОМАНДА РУМЫНИИ"
    Рекордное время у женщин -5 мин 58,50 с - показала 18 мая 1996 г.румынская команда на соревнованиях в Дуйсбурге, …
  • МУЗЫКАНТЫВЕТЕРАНЫ;"ЧЕЛЛА ДЕЛАВРАНЧЕЯ" в Книге рекордов Гиннеса 1998 года:
    Румынская пианистка Челла Делавранчея в последний развыступила перед публикой в возрасте 103 лет, причем ее 6 раз вызывали …
  • МАНЛИХЕР в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    1893 г. — 1. Румынская пятизарядная магазинная винтовка калибра 6, 5 мм. Длина 1220 мм. Вес 3900 г. 2. Румынская …
  • СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ в Словаре-указателе имен и понятий по древнерусскому искусству:
    преподобный (1321-1391 гг.) русский святой, подвижник, основатель монастырей и преобразователь русского монашества, выдающийся общественный деятель. Уроженец Ростова; после смерти родителей …
  • БУХАРЕСТ в Справочнике Городов и столиц мира:
    РУМЫНИЯ Бухарест - столица Румынии (с 1861 года) и ее главный экономический центр - был построен на реке Дымбовица, в …
  • РУМЫНИЯ в Справочнике Стран мира:
    Государство на юго-востоке Европы. На севере граничит с Украиной, на востоке - с Молдовой, на юге - с Болгарией, на …
  • ФИЛОФЕЙ АФОНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Филофей Афонский (+ кон. X -нач. XI вв.), преподобный. Память 21 октября. Был родом …
  • ФЕОКТИСТ (АРЭПАШУ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феоктист (Арэпашу) (Teoctist (Arăpaşu)) (1915 - 2007), патриарх Румынский. В миру Арэпашу Феодор …
  • ТРЕТИЙ РИМ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Представление о Москве как о Третьем Риме сложилось среди русских людей XVI в. на почве политических …
  • СОБОР СИБИРСКИХ СВЯТЫХ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Собор Сибирских святых - празднование Русской Православной Церкви в честь святых Сибирской земли. Празднуется 10 июня …
  • СИМЕОН ВЕРХОТУРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симеон Верхотурский (+ 1642), праведный. Память 12 мая в день второго обретение мощей в …
  • НЕКТАРИЙ БИТОЛИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Нектарий Битолийский (+ 1500), преподобный. Память 5 декабря, 15 декабря. Родился в …
  • МИРО в Православной энциклопедии Древо.
  • МАРК (АРНДТ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Марк (Арндт) (род. 1941), архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский, первый заместитель председателя Архиерейского Синода Русской …
  • ЛЮБЛИНСКИЙ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ СОБОР в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Собор в честь Воздвижения Креста Господня в Люблине (недейств.). Кафедральный собор города Люблина, Польша. …
  • КАРАКАЛЛ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Каракалловский монастырь во имя святых апостолов Петра и Павла на Афоне. Тел.: (30-23770) 23225 …
  • ИННОКЕНТИЙ (КУЛЬЧИЦКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иннокентий (Кульчицкий) (ок. 1680 - 1731), епископ Иркутский, святитель. Память 9 февраля на …
  • ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". В этой статье неполная разметка. Димитрий Солунский (+ ок. 306), великомученик Память 26 октября. …
  • ГРИГОРИЙ ПАЛАМА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Григорий Палама (Παλαμα̃ζ) (1296 - 1359), митрополит Солунский, святитель. Память 14 ноября …
  • ВАСИЛИЙ МАНГАЗЕЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Василий Мангазейский (+ 1600 / 1602), мученик. Память 22 марта, 23 марта, …
  • ВАСИЛИЙ КАЛИКА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Василий Калика (+ 1352), архиепископ Новгородский, святитель. Память 3 июля в день кончины …
  • АФОНСКИЙ ФИЛОФЕЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Филофеевский монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы на Афоне. Тел.: (30-23770) 23256 (канцелярия отвечает на …
  • АССАМБЛЕЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ЕПИСКОПОВ ФРАНЦИИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ассамблея православных епископов Франции (АПЕФ), епископский координационный орган, представляющий Православную Церковь во Франции. Учреждена в …
  • АРСЕНИЙ (СТАДНИЦКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Арсений (Стадницкий) (1862 - 1936), митрополит Ташкентский. В миру Стадницкий Авксентий Георгиевич, родился …
  • АЛЕКСИЙ МОСКОВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Алексий (Бяконт) (ок. 1304 - 1378), митрополит Киевский и всея России, Московский, святитель, …
  • АЛБАЗИНЦЫ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Албазинцы, казаки, проживавшие со второй половины XVII в. в Китае. В 1650 или 1651 …
  • АКАФИСТ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Акафист (греч. неседальное [пение], т.е. гимн, при пении которого не сидят), форма церковной поэзии, близкая к …
  • 5 ДЕКАБРЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". 18 декабря по новому стилю Декабрь (старый стиль) 1 2 3 4 5 6 7 8 …

О СВЯЗИ ИСПОВЕДИ И ПРИЧАСТИЯ. КАЖДЫЙ ЛИ РАЗ ИСПОВЕДОВАТЬСЯ? Петр (Прутяну), игум. Отец Петр, в последнее время в православной русской блогосфере все активнее обсуждается вопрос о связи между исповедью и причастием. Как исторически сложилось, что исповедь и причастие в обиходе стали связанными таинствами? Почему, на Ваш взгляд, этот вопрос так активно сейчас обсуждается? Дискуссии на эту тему в русской церковной среде ведутся, по меньшей мере, с 2006 года, и это радует. Я внимательно следил за тем, что писали на эту тему. На мой взгляд, большинство богословов, которые высказывались по данному вопросу, очень правильно ставят вопрос и выступают с предложениями, которые весьма близки духу Предания Церкви и соответствуют сегодняшним реалиям церковной жизни. Как мы увидим ниже, у греков такой проблемы нет. Однако у нас, где практика систематического причащения только начинает восстанавливаться в некоторых местах, этому препятствует «правило» исповеди мирян перед каждым причастием. Чаще всего исповедь совершается в спешке или формально, в лучшем случае сводясь к простому благословению на причастие. Искренние и сознательные священники справедливо поднимают этот вопрос, тем более что они сами не исповедуются перед каждым причастием, а «лицемерие двойных стандартов» не может продолжаться бесконечно. Как говорят святитель Иоанн Златоуст и преподобный Никодим Святогорец, правила подготовки к причастию (пост, молитва, исповедь - в случае необходимости) должны быть одинаковыми как для духовенства, так и для мирян. У клириков нет и не может быть никаких привилегий для причастия; есть только дополнительные обязательства, связанные с научением и служением. Надеюсь, это станет понятнее в рамках историко-литургического и духовного подхода, о котором речь пойдет далее. ОБ АПОСТОЛЬСКОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ И ПРИЛЮДНОЙ ИСПОВЕДИ С исторической точки зрения можно утверждать, что практика исповеди и отпущения грехов преемником апостолов (епископом или делегированным священником) имеет апостольское происхождение (I век), и она всегда существовала в Церкви. Однако с течением времени эта практика обретала различные формы и значения. Исторические свидетельства первых трех-четырех веков отрывочны и запутаны. Однако уже в IV-V вв. мы видим существование двух совершенно разных типов исповеди, между которыми позднее произошло «слияние». Так сложилась нынешняя практика исповеди. Здесь необходимо сделать ряд уточнений. Существовала такая исповедь, которая совершалась только в случае тяжких грехов - идолопоклонства, отступничества, блуда, убийства, воровства и других грехов, которые считаются «смертными» (I Ин 5:16). Такая исповедь принималась единственный раз после крещения (ср. «Пастырь Ерма», Тертуллиан и др.) или не более двух-трех раз в жизни, а христиане, которые со всей серьезностью относились к своей жизни после крещения, практически никогда не исповедовались, хотя и причащались на каждой воскресной или даже ежедневной литургии. До конца IV века, в случае тех грехов, о которых знали все, такая исповедь совершалась прилюдно, а в тех случаях, когда община не знала о грехах, в них тайно исповедовались епископу или делегированному им священнику. После исповеди епископ или даже поместные соборы (см. 5 правило Первого Вселенского собора) принимали решение об отлучении от причастия кающегося на определенный срок (от нескольких месяцев до 15-20 лет). В зависимости от покаяния кающегося срок отлучения от причастия мог быть сокращен или продлен. По истечении установленного срока епитимьи человека допускали к причащению автоматически, без особых молитв или разрешительных формул, а в некоторых местных традициях - через возложение рук епископом или помазание освященным елеем. Существовала и монашеская исповедь, которую принимал духовный отец («старец/геронда»), чаще всего нерукоположенный (игуменья, если речь идет о женских монастырях). В данном случае шла речь об исповеди помыслов и получении личных советов в отношении духовной брани. Такая исповедь не касалась серьезных грехов, которые предполагали бы отлучение от причастия и обращение к местному епископу. Согласно историко-литургическим источникам, ни одна из этих двух практик исповеди не имела своего литургического чина вплоть до XI века. Более того, лишь в XII веке, сначала на Западе, затем на Востоке, распространилось представление о том, что исповедание своих грехов в присутствии епископа или священника является единственной формой покаяния, а те грехи, которые не отпустил епископ или священник, не прощаются. Оба представления неверны и опасны. Именно они стали основной причиной «слияния» двух типов исповеди, которые практиковались не только монастырской среде, но и в миру. Наложение этих двух типов исповеди исказило смысл каждого из них, и эффект не всегда была положительным. ИСПОВЕДЬ ДРУГ ПЕРЕД ДРУГОМ В первые три века христианской эры ко крещению допускали только после продолжительной катехизации, а кандидатам требовалось еще до крещения принести свидетельство чистой жизни. Было недопустимо, чтобы крещеный христианин по-прежнему совершал тяжелые грехи (I Ин 3:09, 5:18; Евр 6:4-6). Если же так случалось, что кто-либо из христиан совершал тяжкий грех, его отлучали от евхаристической общины (I Кор 5:1-5). Спустя некоторое время, если человек приносил свидетельство своего покаяния, его принимали вновь (2 Кор 2:3-11). Конечно, ранние христиане имели сознания своей греховности (I Ин 1:8-10), но покаяние за грехи рассматривалось как непрерывный процесс, радикальный этап которого имеет место перед крещением, а затем становится постоянным духовным деланием до конца жизни. Особый акцент ставился на «исследование совести» (I Кор. 11:28). В малых грехах, которые совершал каждый, люди «исповедовались друг другу» и «молились друг за друга» (Иак 5:16, 1 Ин, 5:16-17). Разумеется, наибольшее внимание уделялось ежедневному покаянию перед Богом, особенно перед причастием Святых Таин (ср. Дидахи 4:14), а прощение за эти грехи даровалось через само приобщение Телу и Крови Христовым, которое совершается «во оставление грехов и в жизнь вечную». Если вы обратили внимание, в этом кратком описании использованы глаголы в прошедшем времени - не потому, что все изложенное перестало быть действительным, но потому, что прежний смысл был в значительной степени утрачен и с трудом может быть восстановлен. После Миланского эдикта (313 год), в лоно Церкви стали принимать всех желающих, хотя жизнь многих не соответствовала Евангелию. И если готовить людей ко крещению продолжали с большой тщательностью, число христиан, которые совершали грехи, отлучавшие от причастия, все возрастало. Так, Церковь была вынуждена налагать на людей разные епитимьи для соблюдения покаянной дисциплины. Но даже в этой ситуации исповедь в присутствии епископа или священника не была обязательным условием для причастия, но каждый шел на исповедь по зову своей совести. Святитель Иоанн Златоуст, называемый также «учителем покаяния», часто упоминает об исследовании совести и искреннем покаянии за грехи, но редко когда под этим он подразумевает исповедь грехов у священника. Вполне вероятно, что ни сам святитель Иоанн Златоуста, ни святитель Василий Великий никогда не исповедовались (в понимании того времени). Это могло бы означать, что у них были препятствия в их священническом служении, однако их жизни свидетельствуют об обратном. Тем более, что все великие иерархи тех времен принимали крещение в зрелом возрасте и с полным осознанием того христианского призвания, которому они были верны. УГАСАНИЕ ТРАДИЦИИ КАТЕХИЗАЦИИ. ПОЯВЛЕНИЕ РУКОВОДСТВ К ИСПОВЕДИ К сожалению, в течение VI века, но в особенности после периода иконоборчества, условия для крещения практически исчезли, и это привело к введению ряда условий (изначально отсутствовавших) для причастия. Одновременно с этим резко сократилась частота причащения. Если в первые века было недопустимо, чтобы кто-либо принимал участие в Божественной литургии, не причащаясь (!), то после VI века литургию все чаще рассматривают как изображение символов и мистических образов, которые могут духовно возвысить человека и без евхаристического причащения. Одновременно с введением поименного поминовения на Проскомидии (XI-XII вв.) и развитием ошибочных представлений об «омытии грехов» поминающихся, суть литургии стала еще более размываться. Ведь для того чтобы тебя помянули на литургии, не было необходимости ни поститься, ни исповедоваться, в то время как для причастия требовалось и то, и другое, и много чего еще. В этот же период монастырские чины богослужений и постов получают все большее распространение в миру. В XIII веке устав монастыря св. Саввы стал нормой для всей Церкви, а монашеское влияние на всю ее жизнь достигло своего апогея в период исихастских споров. Этот внутренний исторический контекст Церкви, наложившийся на вторжение мусульман с Востока и схоластическое влияние с Запада, привел к тому, что люди стали причащаться еще реже. Если же они хотели причаститься, им надлежало следовать монашеской практике подготовки к Евхаристии, исповедуя все грехи, в том числе помыслы. Монахи даже начали писать различные руководства к исповеди, уча мирян, как «правильно» исповедоваться. Только в XIX веке, да и то лишь в греческом пространстве, в отношении формы и частоты исповеди была предпринята попытка вернуться к древней практике Церкви. Так, в наши дни греки причащаются относительно часто, но идут на исповедь только тогда, когда ощущают в этом потребность, не будучи обязанными исповедоваться перед каждым причастием. Никто не отрицает существование некоторых злоупотреблений в нынешней греческой практике, но она лучше всего соответствует древней практике Церкви. САКРАМЕНТАЛЬНАЯ ИСПОВЕДЬ На Афоне, к примеру, существует несколько монастырей, в которых «сакраментальная исповедь» совершается только два или четыре раза в год, а монахи причащаются от двух до семи раз в неделю. Если братьям нужны какие-либо советы от настоятеля или если они хотят исповедовать свои помыслы, то они могут это делать и каждый день. Однако это уже не сакраментальная исповедь, а лишь духовная или подчас чисто человеческая беседа. Ни сакраментальная исповедь, ни духовные беседы не ведутся во время богослужения и даже не в храме. Настоятель и его духовный сын беседуют сидя, а в случае сакраментальной исповеди, в самом конце, настоятель берет епитрахиль и читает соответствующие молитвы. Все очень просто и личностно, а в женских монастырях (многие из которых являются подворьями афонских монастырей) исповедание помыслов совершается перед игуменьей, и только в случае более серьезных грехов игуменья может направить сестру к священнику-духовнику для чтения над ней необходимых молитв. Некоторые могут задаться вопросом: а что же такое Таинство исповеди? Обязательно следует помнить, что в первом тысячелетии христианства понятие «сакраментального таинства» относилось только ко Крещению и Евхаристии (а все остальные священнодействия были связаны с Евхаристией; ср. Дионисий Ареопагит). Только западная схоластика, а затем и православное богословие (лишь в XIII-XIV вв.) включают в число «таинств» и покаяние/исповедь. Под «таинством исповеди» нам не следует понимать «тайну/секрет исповеди», что, по смыслу, совсем иное. Следовательно, исповедь может быть названа «таинством» только в самом широком смысле этого слова (так же, как, например, освящение воды), но фактически она предшествует всем «таинствам», и именно поэтому ее чин не начинается со слов «Благословенно Царство…». А некоторые чины предписывают совершение исповеди в притворе или в особых помещениях, а не в церкви, и, уж конечно, не во время литургии. Если у кающегося нет больших грехов, исповедь может быть простой духовной беседой, во «внелитургической» обстановке, а в сакраментальной исповеди (с молитвами и разрешением от грехов) нуждаются только те, кто из-за тяжелых грехов отпал от Церкви и ищет примирения с ней и со Христом. БИЛЕТ НА ПРИЧАСТИЕ Священное Писание и святоотеческое предание нашей Церкви уделяют большое внимание духовному росту, который возможен только через созревание духовного сознания. Разумеется, более частая исповедь помогает в этом, но только тем, кто из «среднего класса». Те, кто приходит в церковь от случая к случаю, не понимают, почему им следовало бы чаще исповедоваться. Это может их даже пугать. А тех, кто обладает каким-то духовным опытом, это утомляет или замедляет их естественный духовный подъем. Исповедь не следует рассматривать как возможность получить прощение за грехи, которые человек не понимает или с которыми никак не борется. Такая исповедь вскоре становится формализмом, вводящим в заблуждение! Духовная практика показывает, что человек, который причащается несколько недель подряд, исповедовавшись при этом всего один раз, более внимателен к своей духовной жизни, нежели тот, кого призывают исповедоваться перед каждым причастием. Люди из первой категории будет духовно возрастать, правильно понимая смысл причастия и исповеди, в то время как люди из второй категории будут воспринимать исповедь как своего рода «окошко», в котором выдаются (или даже продаются!) «билеты» на причастие. Так происходит чаще всего, хотя может быть и целый ряд исключений. Нашим христианам следует понимать, что покаяние не ограничивается исповеданием грехов и получением разрешительной молитвы. Любая молитва и духовное усилие являются покаянием. Это не исключает исповедания грехов в присутствии епископа или священника, но дополняет и завершает его. Можно сказать, что покаяние - это «постоянное терапевтическое упражнение», а исповедь - «хирургическая операция». Однако мы дошли до того, что оперируем людей на каждом шагу, все время держа их под анестезией, но при этом не учим их вести здоровый образ жизни. Апостол Павел пишет о том, что перед причастием Святых Таин «да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1 Кор 11:28). Здесь речь идет об исследовании собственной совести, которую следует воспитывать таким образом, чтобы человек видел свои грехи и каялся в них. Если же его грехи становятся каноническими препятствиями к причастию Святых Таин, то он должен исповедаться и понести наложенную на него епитимью до тех пор, пока снова не войдет в евхаристическую общину Церкви, от которой он был отлучен через свой грех. ОБНОВЛЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ, А НЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЕАНС На мой взгляд, в течение жизни у человека могут быть всего лишь несколько исповедей, которые были бы подлинным обращением от греха или «обновлением Крещения». Некоторые люди никогда и не переживают подобное возвращение, даже если исповедуются относительно часто. Что бы ни говорилось, исповедь, совершаемая каждую неделю или даже каждый месяц, не может быть столь интенсивным переживанием, как подлинное покаяние с «реками слез», о которых говорят святые отцы в связи с этим. Таким образом, мы вынуждены признать, что не все исповеди являются исповедями в полном смысле этого слова, а исповедь и покаяние являются пересекающимися понятиями, которые, тем не менее, не тождественны друг другу. Для причащения Святым Тайнам нам надо постоянно пребывать в состоянии покаяния и сокрушения сердца, без которых мы не можем приступать к евхаристической Чаше. Но это не означает, что каждый раз мы должны идти на исповедь, если наша совесть нас к этому не побуждает. Если же мы чувствуем потребность в исповеди, и есть такая возможность, тогда это непременно надо сделать: без спешки, без стереотипов, не превращая исповедь в «психологический сеанс», без обсуждения тех вопросов, о которых можно поговорить и вне исповеди, и, разумеется, без того, чтобы чрезмерно утомлять священника. Есть люди (особенно женщины), которые, если бы это было возможно, исповедовались бы каждый день по целому часу, впадая в опасные заблуждения. Но такой подход является не духовным, но сентиментальным, а порой даже бесовским. По всей видимости, лукавому интереснее создавать у тебя впечатление, будто ты делаешь что-то хорошее, нежели тогда, когда он ничего не дает тебе сделать. Поэтому священники, особенно молодые, должны быть внимательны к длительным и подробным исповедям, в то же время не впадая в формализм исповедей «на конвейере», которые, по сути, исповедями и не являются. НЕДЕЙСТВЕННАЯ ИСПОВЕДЬ Такое явление, как формальные исповеди, наблюдается особенно в городах и в некоторых монастырях, где практику исповеди, особенно в дни постов, следует безотлагательно и радикально пересмотреть. Осмелюсь утверждать, что многие из таких исповедей попросту недейственны. И их недейственность проявляется в том, что большинство (не)верующих, которые приходят раз в год исповедоваться и причаститься, сразу же после этого продолжают вести образ греховный образ жизни, чуждый Евангелию. Священники считают, что, будучи более снисходительным к этим людям, они их обретают для Церкви, но на самом деле они обманывают сами себя, потому что те люди по-прежнему остаются вне Церкви и даже после разрешительной молитвы причащаются недостойно. Бог может простить и убийцу, и блудника, которые приносят искреннее покаяние и меняют свою жизнь. Но дать отпущение грехов и причастить Телу и Крови Христа всех пьяниц и блудников, которые приходя в храм один раз в год, а затем сразу возвращаются к своей жизни, полной страстей, - это опасная вещь, которая к добру не ведет. Здесь мы не говорим об исключениях… ПРАКТИЧЕСКИЕ СООБРАЖЕНИЯ. ЧТО СЧИТАЕТСЯ НОРМОЙ? В заключение хотелось бы отметить ряд практических соображений, которые я не навязываю, а лишь предлагаю для обсуждения: Из-за отсутствия катехизации в Церкви люди часто живут в крайне тяжелых грехах, которые они считают нормой. В частности, я имею в виду сожительство и другие плотские грехи, вошедшие в моду. Поэтому, для тех, кто приходит причаститься один или три-четыре раза в год, исповедь перед каждым причащением обязательна, особенно если священник не знает жизни этого человека. Фактически, исповедь перед каждым причащением появилась именно тогда, когда люди стали причащаться только несколько раз в год. Возникает вопрос, следует ли причащать тех, кто уже на протяжении многих лет подряд причащается раз в год, «по традиции», не имея при этом искреннего желания быть живыми членами Церкви. Зачем нам обманывать этих людей и себя самих? Евхаристический минимум, установленный Церковью, предполагает причастие раз в три воскресенья (80-е правило Трулльского собора), а не раз в год. Тем, кто причащался один раз в год, я разрешил причащаться только при условии (на мой взгляд, оправданном), что они придут, по меньшей мере, два-три воскресенья подряд на причастие. Так, некоторые впервые в своей жизни причащались несколько воскресений подряд и даже держали весь Великий пост. Некоторые из тех людей продолжают причащаться и сейчас, а других я больше не видел. Несмотря на это, по крайней мере, я попытался вывести их из ложного понимания о том, что если ты причащаешься раз в год, то все в порядке, и тот, кто делает это, является православным по всем правилам. Те люди, которые начинают чаще ходить в церковь и осознают необходимость и пользу более частого причащения, на мой взгляд, на первом этапе (продолжительность которого зависит от каждого человека в отдельности) должны исповедоваться перед каждым причастием. Затем они могут причащаться дважды после одной исповеди, затем трижды - до тех пор, пока они не достигнут духовной зрелости. Тогда они уже перешагнут через эту «математику» и будут приходить на исповедь каждый раз, когда почувствуют в этом необходимость, а их духовная жизнь обретет равновесие. Возникает вопрос, надо ли в подобных ситуациях верующим подходить каждый раз и просить благословения на причастие. Думаю, в отношении одних - да, а в отношении других - такой необходимости нет. Те христиане, которые являются живыми членами Церкви, читают Священное Писание и другие духовные книги, совершают утреннее и вечернее правило, соблюдают четыре многодневных поста, а также среды и пятницы, находятся в мире со всеми и исповедуются раз в три-четыре недели, могут, на мой взгляд, причащаться на каждой литургии без особых дополнительных условий. В целом, однако, лучше следовать совету духовника, который должен воспитывать в человеке послушание не себе, но показывать верный путь ко Христу и воспитывать его совесть трезвенной и здоровой. Хороший духовник никогда не будет навязывать своим духовным чадам условия для причастия, которые он сам не выполняет, хотя, быть может, имеет в них большую нужду. Да поможет нам Бог избавиться от болезненных стереотипов, в которых мы застряли, а епископам и священникам да подаст мудрости и силы, чтобы приблизить людей ко Христу. Перевод с румынского: Алина ПАТРАКОВА

Новое на сайте

>

Самое популярное