Домой Грибы Что собой представляет

Что собой представляет

Итак, это первый пост в данной теме. Как уже всем известно, состоялся анонс Warhammer 40000: Eternal Crusade, а кому неизвестно могут прочитать новости или или посмотреть под спойлером

A new Warhammer® 40,000® MMORPG revealed.

MONTREAL, QUEBEC--(Marketwired - June 11, 2013) -

Behaviour Interactive and Games Workshop® с удовольствием анонсируют новую многопользовательскую игру во вселенной Warhammer® 40,000® universe: Warhammer 40,000: Eternal Crusade.

Студия Behaviour Interactive приобрела права на создание MMORPG для PC, PS4 and Xbox One в рамках вселенной посвящённой 41му Тысячелетию. Игрок волен выбрать одну из рас и вступить в бой в качестве одного из тысяч воинов, сражающихся на бескрайних просторах, погружённых в пучину войны. В битвах за планету политика и взаимодействие с другими расами будет определяться исключительно игроками, представляющими конкретную сторону.

" Я горд и взволнован, говоря Вам, что наконец-то появится первая MMORPG основанная на лицензии Warhammer 40,000 " сказал Miguel Caron, руководитель он-лайн студии Behaviour Interactive. Команда разработчиков "Eternal Crusade" состоит из ветеранов MMO-индустрии и опираясь на более чем двадцатилетний опыт Behaviour это будет именно та игра по вселенной Warhammer 40,000 которую фанаты ждут годами.

"Warhammer 40,000: Eternal Crusade" это второй глобальный проект в стратегическом портфеле студии Behaviours, следующий за анонсированным в прошлом году Star Citizen ." сообщил Rémi Racine, президент и исполнительный продюсер Behaviour. "Мы крайне рады положительному тренду, наметившемуся в нашем он-лайн департаменте и вы можете ожидать ещё несколько значимых объявлений в ближайшее время.

"Глубина и выписанность вселенной Warhammer 40,000 неустанно развивающейся в течение уже 26 лет делает её одним из богатейших фантастических сеттингов нашего времени" сказал Jon Gillard, глава отдела лицензирования Games Workshop. "Испытать восторг яростный битвы от лица одного из тысяч участников бесконечного и кровавого конфликта... это будет восхитительно"

Warhammer 40,000: Eternal Crusade на данный момент разрабатывается для PC, PS4, and Xbox One и запланирована к релизу в конце 2015.

Особенности игры включают в себя:

Вид от третьего лица (камера за плечом) включающий в себя как меткую стрельбу так и кровавую круговерть рукопашного боя с жестокими финишерами.

Участие в непрекращающейся он-лайн битве, цель которой завоевание планеты. Её судьба - в руках исключительно игроков.

Станьте воином одной из четырёх изначальных фракций, каждая уникальная и конфликтует с остальным тремя: Эльдары, Космодесант, Орки, Космодесант Хаоса.

Участвуйте в по-настоящему всеобъемлющих конфликтах, где тысячи игроков могут схлестнуться в битвах за территории и важные ресурсы.

Сядьте за рычаги управления "Носорогов", "Хищников", принадлежащих космодесанту, "Баивых тачил" орков и множества другой знаковой техники, сражающейся в битвах 41го тысячелетия;

Проложите кровавую просеку плечом к плечу с верными соратниками через тщательно срежиссированный, сложный и не повторяющийся дважды контент.

Заслужите право на кастомизацию своего билда, выписанного в соответствии с богатством выбора, предоставляемого вселенной Warhammer 40,000.

Сформируйте взвод в своём индивидуальном отсеке и совместно с товарищами десантируйтесь на планету в поисках смерти и славы прямо с орбиты!

О Behaviour Interactive

Штабквартира находится в Квебеке, Канада. Behaviour Interactive (www.bhvr.com) независимый разработчик мировго масштаба, со штатом в 275 талантливых сотрудников, работающих в Монреале, Квебеке, Сантьяго, Чили. Компания ведёт свою историю с 1992 года. За время своего существования компания разработала более 140 игр для всех основных платформ. Сегодня студия специализируется на создании игр для различных платформ, он-лайновых и консольных играх. . Behaviour установила партнёрские отношения с крупнейшими игроками на мировом медиа-рынке, включая такие компании как 505 Games, Activision Blizzard, Bethesda, Disney, EA, Eidos, Games Workshop, Konami, Majesco, Microsoft, Nickelodeon, Paramount, Sony, THQ, Ubisoft and Warner.

Warhammer 40000 - Eternal Crusade


Warhammer 40000 - Eternal Crusade

Сразу честно о разработчике Behaviour Interactive. Послужной список компании состоит из портированных игр для консолей (в том числе и Wii), и казаульных аркад и экшенов. Что, честно говоря, не внушает доверия когда речь заходит о мморпг. Впрочем разработчики EVE, тоже не отличались большим опытом.

Перейдем к плюсам Behaviour Interactive - огромный штат, большой послужной список игр, правда часть портирована, часть казуалки на консолях, но все же опыт у них большой и идет аж с 1994 года. Возможно из за большого опыта ковыряния в чужих движках и коде Behaviour Interactive и стала избранницей GW... Еще компания както учавствует в разработке Star Citizen.

Что касается судьбы прошлой мморпг по вархаммеру - студия разработчик Vigil (у них кстати тоже была только одна игра со смесью экшена и аркады, однако фанатов игры это не остановило от вознесения лавров игре), была закрыта вместе с THQ, и, по слухам, куплена Crytek. Судьба Дарк Миллениума гораздо печальнее - вначале были обрезаны мморпг элементы, и игра переанонсирована как одиночная, а затем и вовсе отменена . Новые хозяева студии интереса к бренду дарк миллениума не испытали. Или испытали, но все права на разработку принадлежат GW, и возможно движок тоже. Но это мы узнаем с появлением первых скриншотов и геймплея.

Warhammer 40000 - Eternal Crusade


Warhammer 40000 - Eternal Crusade

Спустя всего несколько часов появилось интервью с разработчиком Мигелем Кароном, ознакомится с оригиналом , перевод под катом. Сам разработчик учавствовал в разработке Age of Conan и Secret World.

Не утихли ещё обсуждения волнующей новости от Behaviour Interactive"s о том что они разрабатывают ММО по вселенной Warhammer 40k, как Я смог воспользоваться шансом пообщаться с главой студии Мигелем Кароном и узнать больше о Warhammer 40,000: Eternal Crusade.

Сразу скажу, вопросов у меня было заготовлено громадьё, Я достаточно долго группировал их, выстраивал логически, стремясь сделать их каверзными и выверенными, но ничто не могло меня подготовить к одержимости Мигеля вселенной Warhammer 40K.

“ЕСТЬ ТОЛЬКО ВОЙНА!” яростно рычал он на меня множество раз, пока Я не осознал, что это, действительно, ответ на большинство моих вопросов. И складывается впечатление, что для господина Карона это не маркетинговый ход или способ покорения чартов, - это мировосприятие для него и всей команды, вовлечённой в разработку.

Он попросил звать его просто Мигелем, связь была прерывистой, а его смартфон периодически пощёлкивал "Я прячусь под эскалатором, дабы сигнал позволил поддерживать связь!" . Я предложил связаться по скайпу, но он ответил, что вай-фай не завезли и лучше заниматься этим по сотовому. Мы немножко светски поболтали, прежде чем Я решился брать Грокса за рога и задать главный вопрос: "Вы можете описать мне эту MMO в двух словах?"

ЕСТЬ ТОЛЬКО ВОЙНА.

В рамках вселенной будут представлены многочисленные планеты, каждая предоставляющая игрокам единое серверное пространство.Команда Behaviour Interactive"s на данный момент обкатывает эту технологию для создания ощущения по-настоящему массовых сражений. "Представь самую масштабную ММО, в которой Ты до этого был", сказал Мигель. " А теперь удвой размах! Захватывающие дух ландшафты превратятся в поле боя, где агонизирующее человечество доживает свои последние дни. Вопрос не в том, выживут ли люди или нет. Вопрос "когда?". Каждое предпринятое действие в свою защиту, каждая отсрочка лишь усиливает влияние Хаоса. Как результат - вселенная готична, мрачна и крайне брутальна.

Четыре игровых фракции - Космодесант Хаоса, Орки, Эльдары и Космодесант - вступают в битву, десантируясь с боевых кораблей, занявших орбиту планеты.

Крейсеры можно объединять с другими, принадлежащими Вашим товарищам, формируя гильдейскую структуру и трансформируясь в более мощные корабли, предоставляющие возможности внутригильдейского крафта, торговли, хранения и множества аспектов социальной кооперации. Раскачанные корабли на ендгейме будут способны обрушивать огонь на поверхность планет с орбиты, возможность требующая самого пристального внимания, во избежание эксплойтов и дисбаланса.

" Мы взяли за основу экономику Eve Online хотя и несколько её изменили, не всем интересно играть в экселевские таблицы при ведении торговли внутри игры." Есть универсальная валюта requisition points. В военном аспекте игры в обмен на них игрок может запрашивать, т.е. "покупать" оружие и броню. Чтоб получить доступ к более качественным образцам, - игрок должен доказать свою важность посредством более высокого ранга, тренировки и боевого опыта.

Eternal Crusade релизится по free-to-play модели, но играющие бесплатно игроки будут ограничены в выборе фракций и развитии. "Они смогут быть только парнями орков! В настолке, в среднем, требуется пять таких орков, чтобы повергнуть одного космодесантника!" всё больше заводился Мигель с каждым словом. Так же "честные" игроки не смогут прогрессировать выше определённого офицерского ранга.

Огромная часть игры завязана на социальное взаимодействие. Офицеры, командиры взводов, подчиняющиеся им игроки и все вместе направляемые Советом, в чей состав входят лучшие из лучших. Миссии будут спускаться по командной цепочке и разрабатываться самими игроками.

В чём фишка? Вы не сможете прогрессировать в игре просто рандомно бегая и стреляя - нужно сначала научиться подчиняться приказам, а затем и отдавать их, добиваясь исполнения. Только социальное взаимодействие нам кажется достаточной причиной, чтоб побудить игроков приобретать премиум-контент.

Очевидно, что это игра, в основном, про ПвП. И лично меня волновало как в такой административно-командной структуре, заточенной под армейское взаимодействие себя там будет ощущать игрок, чьи интересы подразумевают прежде всего ПвЕ/РП.

Мигель уверил меня, что всё равно армии понадобятся и дипломаты и сборщики и крафтеры, а так же некоторые другие нон-комбатанты. Пропорцию он ожидает следующую 60-70% игроков посвятят себя активным сражениям, а остальные выберут для себя роль "труженников тыла". Игроки вполне могут взаимодействовать по принципу "Эй, если Ты вынесешь противника с вооон того спота, Я пожалую тебе 100 requisition points.” Или, например, группа шахтёров может предложить взводу Космодесанта обеспечить их защиту, пока они будут добывать ресурсы, важные для победы всей фракции. От командующих потребуется проявить определённую дипломатическую гибкость и настойчивость, если они захотят войти в совет, - ведь это даёт им в руки власть над действиями всей своей фракции.

И хотя requisition points будут универсальной валютой, кампании будут выигрываться за счёт собранных ресурсов и управления Высшим Советом. Если Совет считает игрока достойным, то в его праве направить часть ресурсов на превращение игрока в Героя. Это спец. класс которые сможет выносить противников в большом количестве на поле боя, будучи способен несколькими ударами предрешить исход битвы. Эта способность быстро исчезает и просуществует лишь до конца этого конкретного сражения, так что Совету предстоит дважды подумать и выбирать Героев мудро.

Борьба между фракциями, взлёты и падения, устанавливающиеся связи, всё это само по себе звучит достаточно заманчиво, но команда так же планирует проведение динамических ивентов в течение трёхмесячных кампаний.

Проносясь по планетам, одной за одной, война подарит игрокам эпичную борьбу и явного победителя. Мигель сказал, что он не понимает ММО, где одни и те же действа повторяются изо дня в день и игроки просто двигаются по накатанной дорожке к заранее известному финалу. "Всегда должен быть победитель", указывает он, "А значит всегда будет и проигравший". Игроки будут получать нашивки и медали, постепенно превращаясь в прожжённых ветеранов.

Я не смог выпытать детали о классовой системе, но они, возможно и не так значимы. Детали расписаны в кодексах для пятнадцати армий сорокового тысячелетия и их внутренних фракций. В планах у Мигеля скопировать статы юнитов из настолки, меняющиеся в зависимости от выбранного чаптера. "Я не верю в баланс на старте игры" сказал он. "Да и война не сбалансирована, с чего игра про войну должна становиться таковой?" Но мы хотим выстроить систему не допускающую абсолютной доминирование одной фракции за счёт ресурсов или превосходящей всё военной мощи". Монстроидальные Тираниды обрушатся на явных фаворитов, а резкие климатические кататстрофы уничтожат укрепрайоны. Это будет инструмент, которым разработчики надеются поддерживать глобальный баланс сторон.

Мигель пообещал добавление новых фракций после релиза. Я упомянул своих любимцев - Некронов и он заверил меня, что Некроны одна из самых популярных армий и среди разработчиков. Четыре начальные фракции это отличный старт, так как они предлагают классы с понятной игроку механикой.

Игра же за представителей других фракций, частности за некронов, подразумевает более глубокое понимание механики игры и лора - неподготовленный игрок скорее почувствует растерянность и недоумение, не будучи эффективным бойцом. Мигель не планирует отступать в сторону от Лора игры. "Я не переживаю за контент! В сорокотысячнике контента уже хватит для выпуска обновлений на сто лет вперёд."

Мне даже не нужно было спрашивать о том насколько хорошо разработчики знают саму вселенную, из общения становилось понятно, что каждый член команды может быть записаны в фанаты. Я выразил своё восхищение от всего, чем он поделился, возможно это и вправду будет первая игра по вселенной Вархаммер (фэнтази либо 40К) которая способна меня заинтересовать.

Пожалуй его громкие заявления представляются крайне рисковыми с точки зрения большого бизнеса. Мигель же сказал следующее "Я не верю в игры, собранные по заказу издателей или маркетолгов. Мы делаем игру для игроков и фанатов Вархаммера." Ну что ж... Если у Мигеля действительно получится следовать своим дерзким обещаниям, то может получится ММО, которая сполна передаст атмосферу и дух вселенной.

Пережеванная версия.

1) Якобы F2P модель. Это как? Без вкладывания денег нельзя будет далеко продвигатся по рангу в своей расе. А если внесите деньги (один раз), то откроется вся свобода. То есть читаем - безлимитный триал с возможностью покупки игры. Что такое ранги? По словам разработчиков, чем выше ранг, тем больше возможностей. Возможно будет чтото вроде режима командира (кто старше по рангу тот и командует). Впринципе по беку также все нормально (с 5ой редакции у некроны тоже вписываются).

2) У каждой расы будет высший совет (возможно из тех у кого есть самый высокий ранг) который будет возводить особо отличившихся на поле боя (точнее во время ограниченных ивентов) в ранг чемпионов, у которых открыты новые крутые абилки. Баланс? На поле боя в 1000 человек ЕСТЬ ТОЛЬКО ПАФОС И ПРЕВОЗМОГАНИЯ!!11

Подобные "Герои" по беку тоже есть, у смов это командиры орденов, у хсм это чемпионы хаоса или даже демон принцы (в зависимости от масштабов имбы), у орков нобы или боссы, у эльдаров скорее всего аутархи, тк аватара каина это уже совсем другое.

3) Будет несколько планет и стартовый корабль у каждого игрока.

да, у всех рас по беку теперь есть летающие средства, начиная от Спейс Маринов и заканчивая тиранидами и некронами. А СМы вообще летают едва ли не группами по несколько штук на миссии. Зато у каждого СМа большой штат из прислуги и даже возможна небольшая личная армия, вспоминаем средние века. Правда личный корабль у орка выглядит както нелепо.

Можно будет объединять корабли между друзьями или членами гильдий, получая большие помещения. Крутые гильдии смогут бомбардировать поверхность планеты с помощью ЭКСТЕРМИНАТУСА орбитальной бомбардировки.

Кстати, огромное количество гильдий запросто обьясняется в беке тем, что многие ордена запросто затерялись в потоке бюрократии и варп штормов, так что у спейс маринов (СМ) и хаос маринов (ХСМ) есть отмазка. У орков еще проще, а вот на счет эльдаров не совсем понятно, т.к. эльдаров совсем немного осталось и они не особо желают покидать ульи. Да, есть конечно всякие экспедиции и эльдары пираты, но их тоже немного.

4) Рас будет 4, самые популярные и известные (СМ (Темные ангелы), ХСМ (Железные воины), Орки, Эльдары), но только по началу, в дальнейшем будут новые расы (коих больше 20 по беку).

5) Экономика по типу EVE Online. Пока это не совсем понятно, т.к. в EVE Online самая проработанная игровая экономика (прости Гейб), которая существует еще благодаря огромным возможностям крафта. Игроки сами добывают ресурсы и фактически все что есть в игре создано игроками. Но валюта будет одна - Requisition Points.

6) Планет будет несколько, и раз в три месяца будут проводится завовевательные кампании (читай ивенты) с раздачей плюшек, ништяков и возможностью проявить себя и стать героем (см. 2).

7) Характеристики классов будут взяты из настолки.

И нет, см уничтожает орков тысячами только в Space Marine. По беку, орк может вынести сма 1х1, все зависит от места и от самих участников. Не недооценивайте орков.

Warhammer 40000 - Eternal Crusade

Warhammer 40000 - Eternal Crusade

Вот только это же ММОРПГ (или ММОТПС), а не пошаговая настолка, так что возможны небольшие корректировки.

8) Баланс сторон на глобальной карте будет поддерживатся с помощью различных инструментов, вроде "внезапного вторжения тиранидов", или ударов стихий по защитным сооружениям. В вархаммере онлайн такое бы пригодилось.

Вот вроде бы и все.

WHAAAAGH!!11

22.2%
   

Eternal Crusade – очень амбициозная онлайн-игра по Warhammer 40K, которая в итоге оказалась заурядным сетевым шутером

Фанаты Warhammer 40K уже давно мечтают о качественной онлайн-игре по любимой вселенной. Казалось бы, проблем быть не должно: у Warhammer 40K есть колоритный сеттинг, огромный мир, а также множество непохожих фракций. Сначала разработкой игры под названием Dark Millennium занималась компания THQ, но из-за финансовых проблем проект так и не закончили. В итоге образовавшуюся нишу решила занять студия Behaviour Interactive, известная по сетевому хоррору Dead by Daylight .

Согласно задумке авторов, Warhammer 40K: Eternal Crusade должен был стать шутером вроде PlanetSide 2, где тысячи игроков участвуют в бесконечных сражениях на территории нескольких планет. Обещали и классические для онлайн-игр элементы, вроде квестов, PvE-приключений и сложной системы гильдий.

В марте разработчики провели первое тестирование Eternal Crusade, причем показанная игра была вовсе не столь масштабной, как рисовалось в пресс-релизах. Разумеется, Behaviour Interactive объяснили это тем, что речь пока идет лишь об ранней альфа-версии. Но вот 23 сентября состоялся релиз - и выяснилось, что за прошедшие полгода проект особо и не изменился.

Сейчас Eternal Crusade - это стандартный сетевой экшен от третьего лица, где в лобби набираются две команды игроков и начинается матч продолжительностью около пятнадцати минут. Про размах PlanetSide 2 и нескончаемые баталии можно забыть - уровни Eternal Crusade рассчитаны максимум на 60 человек. По большому счету, компания Behaviour Interactive выпустила клон Battlefield, правда, с куда более скромным бюджетом.

В Eternal Crusade можно присоединиться к четырем фракциям: космическим десантникам, космодесанту Хаоса, оркам и эльдарам. У каждой стороны есть пять классов бойцов с разными задачами на поле боя. К примеру, солдаты поддержки лечат союзников, тогда как воины, вооруженные мечами и ракетными ранцами, специализируются на ближнем бое.

Фракции отличаются друг от друга не только визуально, но и в плане геймплея. Так, воины эльдар слабее в открытом бою, но умеют включать невидимость и подкрадываться к врагам, чтобы нанести мощный удар в спину. Орки довольно посредственно справляются с вражеской техникой, но зато очень сильны против пехоты. Эти различия стоило бы похвалить, если бы не одно но - пока что в Eternal Crusade очень слабый баланс, при котором оба варианта космодесанта заметно сильнее орков и эльдар.

Хотя перестрелки в Warhammer 40,000: Eternal Crusade нередко бывают веселыми, игра не дарит по-настоящему новых впечатлений. Все это мы уже видели в десятках подобных проектов. Взять, например, систему ближнего боя: она слишком простая и состоит из хаотичного нажатия пары кнопок. Никакой тактики во время сражений на мечах здесь нет, что особенно огорчает после недавнего бета-теста великолепной For Honor. Беда Eternal Crusade в том, что если убрать из игры все, что касается Warhammer 40K, то останется довольно непримечательный экшен.

Да и к тому, как в Eternal Crusade показана знаменитая вселенная, есть большие вопросы. В игре не чувствуется фирменной мрачной эпичности Warhammer, а модели большинства персонажей выглядят как дешевые китайские игрушки. Особенно разочаровывают орки и эльдары: их анимации получились настолько недоработанными, что сразу пропадает желание играть за эти расы.

Помимо командных сражений в игре пока что есть лишь простенький PvE-режим, где несколько игроков должны продвигаться по уровню и расстреливать тиранидов - космических хищников, напоминающих Чужого. Увы, как и в случае с сетевыми баталиями, ничего нового в этом режиме нет - обычное кооперативное прохождение, которое мы видели в десятках других игр.

Пока что не совсем ясно, станут ли когда-нибудь реальностью все те красивые истории, которые рассказывались перед релизом - про масштабные сражения, гильдии, влияющие на политику в игре, и так далее. Behaviour Interactive, конечно, обещают добавлять в патчах новые фичи, но какие и как быстро - особо не распространяются. Ну а пока же Eternal Crusade остается очень заурядной игрой, которая подойдет разве что тем, кто совсем изголодался по сетевому шутеру во вселенной Warhammer 40K .

В 2016 году ожидается знаковое событие во вселенной «Warhammer 40.000» - студия Behaviour Interactive готовится представить публике MMOTPS нового поколения «Warhammer 40.000: Eternal Crusade». Вполне возможно, это событие станет революцией в онлайн-боевиках.

«Warhammer 40.000: Eternal Crusade» - многопользовательский экшен от третьего лица. О геймплее, графике или сюжете информации не так много, как хотелось бы. Известно, что в игре будут представлены четыре легендарные фракции: космодесант, космодесант хаоса, орки, и эльдары. В режиме PvE также появится раса Тиранид, но играть можно будет только против неё. Основная часть игры - это все-таки PvP. Схватки огромных армий, массовая борьба за территории и удержание их под своей властью. На этих территориях могут попадаться и подземелья, чтобы попасть в которые придется прорываться с боем, конкурируя прямо в тоннелях.

Прокачавшиеся до большего уровня геймеры получат более высокое звание и станут командирами для новичков. Старшие товарищи, в чьих руках концентрируется потенциал фракции, должны грамотно спрогнозировать ситуацию и, исходя из выбранной стратегии, дать задание низшим чинам для достижения максимального успеха всей военной операции.

Новый проект весьма амбициозен и от пользователей, готовых внести предоплату, просто не отбоя. На словах все тоже звучит красиво. Остается дождаться релиза и посмотреть, что же получится у малоопытных Behaviour Interactive в итоге.

Дата выпуска: 23 сен. 2016 (полный релиз - 17 мар. 2017)
Разработчик, издатель: Behaviour Interactive,
Жанр: / /
Платформа: PC, PS4, X-One
Язык: Русский текст

Минимальные:
ОС:
Процессор: Intel Core i3 4170 / AMD FX-8120
Оперативная память: 6 GB ОЗУ
Видеокарта: NVIDIA GTX 570 2GB / AMD HD7850 2GB

Рекомендуемые:
ОС: 64-bit Windows 7, Windows 8 / Windows 8.1
Процессор: Intel Core i5 / AMD FX-8300 или лучше
Оперативная память: 8 GB ОЗУ
Видеокарта: NVIDIA 780GTX / AMD HD 7970


Фентезийный - по мотивам легендарной вселенной с видом от 2-го/3-го лица. Игроки окунутся в масштабные сражения на израненной поверхности суровой планеты. Море крови, огромный арсенал оружия, PvP и PvE сражения ждут поклонников вселенной .

Сорок первое тысячелетие: Галактика стоит на пороге очередного Крестового похода, в котором сильные мира поделят оставшиеся ресурсы, а несогласных смешают с пылью. Четыре мощные расы решили померяться силами и привлекли на свою сторону порядка двадцати субфракций. Каждый день растет напряжение: падают звездолеты, горят орбитальные крепости, сдают нервы – незавидная судьба Галактики решена.

Позиционируется как ролевой онлайн-экшен, с четырьмя играбельными расами, масштабными битвами, большим количеством оружия, эпичными боевыми машинами и открытым миром планеты Аркона. После выбора фракции (Космодесант, Хаос, Орки, Эльдары) игрокам дается возможность выбора действия – сражаться друг с другом или исследовать мир с друзьями.

Если вы предпочитаете дух соперничества, то вас ждут оригинальные локации, за которые придется сразиться. В основном PvP сосредоточенно на захвате и контроле территорий, на которых будут встречаться процедурно-генерируемые зоны, где и будут располагаться ключевые точки. Каждый раз вам может потребоваться разное оружие и техника, а также тактическая расстановка отрядов. Каждый класс можно улучшать и добавлять новые умения.

Совместное прохождение позволяет весело исследовать суровую местность планеты. Здесь все будет статично, сменяются лишь точки спавна. Иногда игрокам придется выполнить дополнительное задание, например, отбить форт или зачистить подземелье, нашпигованное врагами и ловушками. Огорчает то, что враг в совместном прохождении лишь один – Тираниды, в то время как сетевой режим предлагает на выбор более 20 различных классов.

В чем нет недостатка, так это в оружии – его здесь тысячи. По мере прокачки своих персонажей, вы будете открывать все более мощные образцы, вплоть до орбитальной поддержки. За внутриигровую валюту, которую можно получить как за реальные деньги, так и за победы, доступны вовсе эпические образцы. Чтобы игроки не сильно роптали, в будущем появятся бесплатные дополнения, содержащие карты, экипировку и оружие.

собирает довольно много отрицательных отзывов – многие классы дизбалансированы, высокие уровни кастомизации доступны только за донат, статичные карты не разнообразны и не дают волю тактической сметке.

Информация о сетевых режимах:

Ссылки:

Сегодня мы бы хотели представить вашему вниманию многопользовательскую (ММО) ролевую игру Warhammer 40000: Eternal Crusade. На данный момент Warhammer 40000 Eternal Crusade находится на стадии тестирования, в связи с чем полной картины мы вам предоставить не сможем. Однако уже сейчас игра начинает обрисовывать свои силуэты и пробиваться к свету. Давайте познакомимся с ней чуть ближе.

Warhammer 40000 Eternal Crusade

В 2015-ом году можно было услышать множество различных слухов про Warhammer 40000 Eternal Crusade. Одни говорили, что игра не стоит ожиданий, вторые возвышали ее до небес, но что же мы имеем на сегодняшний день?

В Eternal Crusade представлено 4 игровых фракций (космический десант, хаоситы, орки и эльдары) за которые и предстоит поиграть. Но на данный момент открыты лишь две из них: космический десант и хаоситы. Когда именно откроется доступ на две другие пока не известно.

Перед тем, как начать знакомиться с игровыми классами, хотелось бы начать с самого начала, со стартового меню игры. Все очень просто и в то же время со вкусом. Если вы хотите изучить историю каждой расы, то можете пройти в соответствующие пункты и прочитать все самостоятельно, но если вы не владеете знанием английского языка, то понять что-либо будет сложно, ибо в игре на данный момент нет русификации. Отбросим все стандартные процедуры и начнем с создания и настройки своего игрового мира.

Play Game

Вам дается выбор, сразу же ринуться в бой, нажав быстрая игра, в этом случаи ваша фракция будет определяться случайным образом, либо выбрать фракцию, за которую вы будете играть, настроить все классы, выбрать оружия и играть именно за них. Всего 4 слота, на которые можно сохранить свою комбинацию.

К примеру, вы хотите играть за Хаоситов и ни за кого более. Жмем пустой слот, после чего вам открывается окно выбора фракции, выбираем желаемую строчку. Далее вам на выбор дается 4 отделения фракции, которые повлияют лишь на внешность ваших классов.

Сразу же после того, как вы выбрали фракцию, можно перейти к настройке классов. Всего их 5, если брать космический десант, это: Tactical, Devastator, Assault, Apothecary и Ground Assault. Каждый класс можно подстроить под свою манеру игры и даже подобрать определенное оружие. Для этого достаточно зайти в меню настройки и сделать свой выбор. Что касается Хаоситов, давайте познакомимся сними чуть ближе:

  • Traitor

Данный класс, использует легкое автоматическое оружие. Его арсенал достаточно богат, чтобы дать отпор своему врагу на средней и ближней дистанции. На поле боя данный класс, среди игроков, встречается достаточно часто.

  • Havoc

Havoc, если дословно переводить, переводится как опустошение, разрушение, и это соответствует его вооружению. Данный класс использует огромные, мощные пушки, которые смогут напугать любого врага. Havoc больше предназначен для защиты определенных точек, к примеру, идеально подходит для удержания той или иной точки, чтобы враги не смогли достаточно близко подобраться к вашим союзникам. Однако если враг сумел вас обойти, то пиши пропало…

  • Raptor

Рапторы больше предпочитают ближний бой, в связи с чем они выбрали для себя одноручный меч или топор, однако если к врагу не подобраться слишком близко в другой руке у него припасен пистолет. Данный класс больше подходит для боев на открытом пространстве, ибо за его спиной находится установка, позволяющая раптору взлетать ввысь и обрушиваться на своих врагов, нанося мощный удар мечом. В закрытых тесных помещениях он является легкой целью для многих классов.

  • Aspiring Sorcerer

Aspiring Sorcerer предназначен для поддержки своих союзников. Использует одноручный меч и в то же время может подлечивать нуждающихся. Если вы любите убивать своих врагов, то Aspiring Sorcerer вряд ли подойдет для этого. Его основная задача является – поддержка.

  • Traitor Assault

Если говорить вкратце, Traitor Assault больше напоминают рапторов, но без «крыльев». Они используют оружие ближнего боя (меч, топор). Быстрые, хорошо показывают себя в ближнем бою. Но они являются легкой мишенью для тех, кто предпочитает огнестрельные «пушки».

Геймплей

Привычное и простое управление клавиатурой и мышью. При желании вы можете поменять расстановку клавиш, однако стандартное управление не должно помутить ваш рассудок. Нюансы начинают возникать, когда вы будете играть, например если взять Хаоситов, класс Раптор, который может взлетать в небо и быстро ринуться на своего врага. Здесь придется немного потренироваться, однако для этого придется умереть не один десяток раз, ибо в игре не предусмотрено никаких тренировочных комнат, где вы бы смогли отточить свое мастерство игры за тот или иной класс, другими словами тренировочная комната это реальные бои. Разработчикам следует поставить большой плюсик, за то, что они отказались от подобных вещей. Запускаешь игру, начинаешь бой и сразу же начинается экшен.

В игре достаточное количество карт и не сказать что они огромные, но в то же время и не маленькие. Другими словами есть где разгуляться. На данный момент один бой длится 25 минут, где необходимо захватывать точки, убивать врагов, защищая или отбивая их, тем самым зарабатывая для себя очки репутации. В каждом бою игроков разное количество, на данный момент их число, скорее всего, зависит от текущего онлайна. Следует представить, что после того, как разработчики откроют двери всем желающим, их количество существенно прибавится и начнется настоящая война за власть над территорией.

В игре также представлена какая никакая техника, на которой могут одновременно передвигаться несколько игроков, один управляет, второй стреляет из пулемета или пушки, остальные просто пассажиры, в любой момент готовые ринуться в бой. Но на данный момент, как нам показалось, ездить на технике нет особого смысла, ибо занимать места для пассажиров, рулевого и пулеметчиков придется вам одному.

После того, как соперник снес вам полностью здоровье, союзники имеют возможность воскресить ничтожно ползающее тело, а если рядом таковых нет, то противнику дается отличная возможность добить вас и тем самым насладиться этим «сладким» моментом.

Хорошо продуманные карты позволяют придумывать различные тактики боя. Однако на сегодняшний день не хватает одного – собираться своими друзьями в одну команду, чтобы играть вместе. Скорее-всего такая возможность появится чуть позже. Если говорить в целом, разработчики не стали придумать новый велосипед и представили геймерам привычную для всех среду, которая позволяет получать от игры удовольствие.

Графическая составляющая

Что касается самого главного в любой современной игре, графики, в Warhammer 40000 Eternal Crusade, нельзя сказать, что все на высшем уровне, но так как сейчас игра находится на стадии тестирования, это простительно, но тем не менее, классы отлично прорисованы, хорошо продуманные движения, эффекты и многое другое, другими словами, разработчики идут в правильном направлении. На сегодняшний день Warhammer 40000 Eternal Crusade вполне себе играбельна и порой даже начинаешь задумываться о том – а не пора ли запустить игру в большой свет? Особенно по душе моменты, когда ты склонил своего врага на колени и пришло время его добить. Но тут один интересный момент, ты подходишь к склонившемуся врагу, нажимаешь кнопку и начинается небольшая анимация и в этот момент ты становишься некой беспомощной креветкой, которая стоит и ждет, когда ее убьют. Но этот момент, как нам кажется, отличная фишка игры.

Звуковая составляющая

Если вы фанат серий игр Warhammer 40000, то фоновые звуковые дорожки, музыка, обязательно понравятся. Однако лично для нас показалось, что все через чур мрачно, такое ощущение, что находишься в церкви и все кругом сидят и молятся. Если вы хотите настоящего драйва в сражениях, то музыкальное сопровождение в игре лучше отключить и запустить свои треки.

Итоги

Подводя итоги, следует сказать, что на данный момент игра отлично себя зарекомендовала и после выхода в большой мир должна стать одной из лучших ММО. Конечно, пока разработчики не раскрывают всех карт и скрывают две фракции в тени, но если подойти логически к данному вопросу, то следует предположить, что вскоре нас ждет что-то действительно интересное. Нам лишь остается ждать и надеяться на это.

Новое на сайте

>

Самое популярное