Домой Природное земледелие Алфавит как запомнить. Занятия с самыми маленькими: учим буквы. Перед началом изучения букв родителям нужно знать

Алфавит как запомнить. Занятия с самыми маленькими: учим буквы. Перед началом изучения букв родителям нужно знать

Как и когда можно начинать учить ребенка алфавиту

Оценка посетителей: (0 Голосов)

К пяти годам знать азбуку уже нужно. Только при выполнении этого условия дошкольник сможет превратиться в первоклассника. Вопрос о том, как научить ребенка алфавиту, решается различными способами. И хотя систематически заниматься ребенок способен лишь с трех лет, некоторые методики позволяют работать и с полугодовалыми малышами. Можно ли обучить азбуке в таком возрасте? Практика различных семей показывает, что можно.

До трех лет

Если малыш еще не умеет говорить, это не значит, что он не понимает сказанного ему. Методика обучения в этом возрасте основана на подсознательном запоминании, конкретнее - на зрительной памяти. Для того, чтобы связать в голове ребенка между собой изображение и звук, достаточно бывает просто время от времени демонстрировать чаду карточки с буквами.

Важно не название буквы проговаривать при этом, а звук (например, не «рэ», а «р-р-р»). Начинать обучение следует с наиболее часто встречающихся звуков. Чтобы запустить механизм неосознанного запоминания, карточки нужно демонстрировать очень быстро - не дольше секунды. Но произносить при этом соответствующий звук необходимо очень отчетливо.

Листая с малышом его первые книжки, можно показывать на текст и читать его. Постепенно чадо поймет, для чего нужны буквы и где они встречаются.

Если интереса к обучению еще нет, его можно пробудить просмотром развивающих мультфильмов в интернете. Алфавит для детей широко представлен на YouTube.

В три года

Осознанный интерес к буквам у детей начнет проявлять после трехлетнего возраста. Важно поймать этот момент: именно тогда и нужно начинать ежедневные «уроки». Пусть эти занятия будут очень короткими (до десяти минут), но зато регулярными (каждый день). Если заканчивать урок еще до того, как малышу это надоест, будет поддерживаться интерес к дальнейшим занятиям.

Отныне меняется и методика. Теперь каждую букву учим подробно и каждой отводим не менее двух суток. Первыми рассматриваются буква «а» и та, с которой начинается имя ребенка. Лучше всего связать звук и изображение с тактильными ощущениями - сделать так, чтобы букву можно было потрогать. На помощь придут:

  • кубики с изображением букв;
  • магниты на холодильник в виде алфавита для детей;
  • карандаши и мелки - все, чем можно вместе нарисовать изучаемую буковку.

При занятиях лепкой можно попробовать изобразить предмет изучения пластилином. В ход могут пойти и любые другие подручные материалы. Все это удобнее делать за столом, поэтому заранее нужно оборудовать малышу рабочее место.

В четыре года

Указанные ранее занятия продолжаются, обогащаясь новыми приемами:

  • буквы, выпиленные из оргалита или вырезанные из картона, помещают в непрозрачный мешок. Малыш запускает в мешочек руку и угадывает пойманное;
  • отпрыск подбирает к каждой букве по нескольку карточек с изображением предметов, название которых с нее начинается.

В интернете можно подобрать подходящую онлайн-игру на тему «Найди букву». Подобные тренажеры намного полезнее просмотра развивающих мультфильмов, но и последние для снятия напряжения можно иногда просматривать.

Мультики хороши такие, которые создают в мозгу ребенка ассоциативные связи. Отличным примером ассоциативного мультфильма является «Пластилиновая азбука», но недостатки у нее тоже есть. Так, слово «окно» в качестве примера для «о» не подходит, так как начинается со звука «а». Это является грубой педагогической ошибкой. Прежде чем учить алфавит при помощи анимации, заранее необходимо ознакомиться с ее содержанием.

В пять лет

Для пятилеток выпускают специальные рабочие тетради «Изучаем буквы». Их использованием отныне и должны разнообразиться проводимые с дошкольником занятия.

Очень важным критерием правильности образования в этом возрасте становится речевое развитие. Малыш должен хорошо изъясняться и верно составлять предложения. Обогащать словарный запас необходимо совместным чтением, обсуждениями мультфильмов, разговорами.

Использование карточек Домана с написанными на них целыми словами поможет зрительно запоминать правописание. Изучающих алфавит детей могут заинтересовать и взаимосвязи между буквами. Именно так маленьким людям проще всего научиться читать .

Главным в изучении алфавита должен быть принцип поддержания интереса. Малыш очень быстро впитает все, лишь бы ему не было скучно. Увлеките родных отпрысков, чтобы впоследствии гордиться своими детьми.

Многие родители задаются вопросом, в каком возрасте знакомить ребенка с алфавитом. Родственники, знакомые и педагоги рекомендуют разные сроки начала изучения букв. Кто-то считает, что начинать раньше 2-х лет не имеет смысла, другие предупреждают, что после 3-х будет уже поздно. Начинать изучать с ребенком алфавит целесообразно в промежутке от 2 до 4-х лет. Ориентироваться при этом нужно в первую очередь на самого ребенка.

Подготовка к изучению с ребенком алфавита

Не волнуйтесь, если ребенок не проявляет интереса к алфавиту в 2 года. В этом возрасте важнее привить ему любовь к чтению, показать, что книга это источник знаний, а также увлекательных и поучительных историй. При чтении соблюдайте несколько простых правил:

  • читайте ребенку каждый день. Позволяйте ему самому выбирать книгу, сказки или стихи для чтения;
  • во время чтения водите пальцем от строки к строке и разрешайте переворачивать вам страницы. Обращайте внимание ребенка на иллюстрации к тексту, выражение лица героев и другие важные детали;
  • не прячьте книги. Если малыш имеет склонность оценивать литературную ценность произведения на зуб, купите ему книгу с плотными картонными, резиновыми или ламинированными листами, и пусть он развивает свой литературный вкус;
  • обсуждайте прочитанное на доступном для понимания ребенка уровне. Учите его воспроизводить последовательность событий и кратко пересказывать прочитанное.

Когда придет время, ребенок сам заявит о своей готовности познакомиться с алфавитом поближе. Услышав вопрос, какая буква изображена, что написано на вывеске магазина, приготовьте все необходимые «инструменты», с помощью которых вы можете ввести ребенка в мир букв и символов: магнитную азбуку, букварь, плакат с алфавитом, кубики с буквами.

Существует множество методик и дидактических пособий, предназначенных для обучения алфавиту, однако универсального метода нет. Помните, что каждый ребенок уникален, и по-своему реагирует на те или иные приемы обучения и в индивидуальном темпе усваивает информацию.

В каком возрасте учить алфавит с ребенком

Принцип учета возрастных особенностей. Дети 2 - 4-х лет не умеют концентрироваться на одном объекте или деятельности в течение длительного времени. Поэтому при обучении целесообразно использовать игровые методы, занятия должны быть интересными и носить творческий характер. Несколько кратковременных (5 - 10 мин.) занятий в течение дня более эффективны, чем пара продолжительных «уроков», во время которых ребенок устает и начинает отвлекаться.

Необходимо отметить также ограниченные возможности ребенка распределять внимание на несколько объектов сразу, поэтому оптимально учить и показывать в день не более 2 - 3-х букв. Желательно подбирать их не в алфавитном порядке, а таким образом, чтобы ребенок мог с первых занятий составить свои первые слова (ау, ах, мяу). Рекомендуется называть не саму букву, а звук, который она обозначает. Не переходите к изучению новых букв, пока не убедитесь, что ребенок хорошо усвоил предыдущие.

Мотивация - неотъемлемая часть процесса обучения. Объясните, что буквы составляют важную часть человеческой жизни. Покажите ребенку в качестве подтверждения клавиатуру компьютера, сотового телефона, название улицы на указателе. Совет: для маленького ребенка сочините сказку о зайчике, который хотел пойти в магазин, но не умел читать, не смог найти нужное ему место и поэтому попал в ряд смешных ситуаций, а потом решил пойти в школу, чтобы научиться читать.

Игровые методы: как учить с ребенком алфавит

Многие дети не отличаются постоянством интересов и периодически отказываются учить буквы, поэтому используйте преимущественно игровые формы обучения. Таким образом, обучение превратится в увлекательное занятие.

Флеш-карточки. Нарисуйте на листе формата А4 букву и приклейте рядом 1 - 3 картинки с изображением предметов, которые начинаются с этой буквы. Следите за тем, чтобы картинки не привлекали к себе много внимания и не были больше буквы по размеру.

Показывая букву ребенку, назовите ее и попросите его повторить за вами.
1. Разложите 3 - 4 карточки с буквами на полу и предложите малышу прыгать на букву, которую вы назовете. Занятия, организованные в игровой форме, где нужно проявить физическую активность, всегда вызывают живой интерес у детей.
2. Поиграйте с буквами в прятки. Возьмите 3 - 4 карточки с изображениями букв, которые вы изучаете на данном этапе, и спрячьте их (можно приклеить их скотчем на внутреннюю поверхность дверцы шкафа, с обратной стороны балконного стекла и т.д.), а после - отправляйтесь с ребенком на поиски «беглянок».
3. Развесьте на 2 - 3 дня карточки с изучаемыми буквами в тех местах дома, где ребенок бывает чаще всего. Постоянно наталкиваясь на них взглядом, он будет запоминать их визуально.

Магнитная азбука. Купите набор букв на магнитах и прикрепите их к металлической поверхности, например, к дверце холодильника. Позвольте ребенку передвигать их по своему усмотрению. Магнитная азбука полезна тем, что ощупывая букву, ребенок запоминает ее физический образ.
1. Расположите 4 - 5 изученных букв в алфавитном порядке, назовите их, попросите ребенка повторить, а потом уберите одну букву и снова назовите все, делая особое ударение на пропавшей букве. Затем предложите ребенку самостоятельно перечислить буквы вместе с той, что пропала.
2. Смешайте несколько букв и попросите у ребенка найти нужную вам или, к примеру, похожую на дом, на стул и т.д.
3. Возьмите одну из магнитных букв как образец, откройте детский букварь и попросите ребенка найти как можно больше таких же букв.

Подручные материалы. Устройте день, посвященный изучаемой букве. Лепите ее из пластилина или теста для лепки, устройте конкурс лучшего рисунка буквы, испеките печенье в форме буквы. Сложите ее из деталей конструктора, счетных палочек и других материалов.

Азбука, сделанная своими руками. Создайте с малышом авторский букварь. Вам понадобятся старые журналы, цветная бумага, клей и альбом для рисования. Нарисуйте и вырежьте по контурам изучаемую букву и картинки с изображением предметов, которые на нее начинаются. Вклейте все это на одну из страничек обычного альбома для рисования. Ребенок придет в восторг от сделанной своими руками книги, и с нетерпением будет ждать следующих занятий, чтобы заполнить свой альбом. А впоследствии можно будет с гордостью продемонстрировать его бабушке и дедушке.
Следуя таким нехитрым советам вы легко научите своего малыша алфавиту.

У педагогов по поводу того, с какого возраста лучше обучать ребенка алфавиту, нет единого мнения. Сторонники раннего развития утверждают, что знакомство с азбукой возможно с пелёнок. Другие говорят о напрасных усилиях, которые лишают малыша радостей детства. В учебниках по классической педагогике написано, что оптимальный возраст для обучения ребенка алфавиту, исходя из особенностей развития в этом возрасте, – примерно .

Лишь после 5-го дня рожденья тип мышления ребенка изменяется с наглядно-действенного на абстрактный, левополушарный, когда начинается восприятие информации в виде знаков (букв, символов и др.). С рождения до 5 лет сознание малыша направлено на социализацию, знакомство с физическим миром. Нагружать его дополнительной информацией нет смысла, она не усвоится.

Речевой аппарат многих малышей до 5 лет несовершенен, некоторые звуки дети могут произносить неверно, и запоминают их неправильно, что часто приводит к сложностям в обучении письму и чтению. В 5 лет в особой степени проявляется любознательность, интерес к новому, потому большие массивы информации запоминаются без усилий.

  • Ребенку следует выбирать книгу для чтения самому;
  • Малышу нужно самостоятельно перелистывать страницы;
  • Рассматривайте картинки в книжке вместе и обсуждайте их;
  • Размышляйте вместе над прочитанным, предлагайте ребенку пересказывать сказки или истории;
  • Не заставляйте малыша учить буквы, проводите занятия в игровой форме, вызывая интерес. Если его нет, значит заниматься рано, повторите попытку спустя какое-то время;
  • Выбирайте игры, которые будут интересны ребенку. Занятия должны вызывать положительные эмоции, от этого зависит общая грамотность малыша, развитие его речи, интерес к наукам;
  • Начинать изучение букв от простых и наиболее употребляемых (вначале – гласных, затем — согласных) к сложным и редко встречающимся в текстах. Обратите внимание на то, что следует учить звуки, а не буквы (Н, а не «ЭН»);
  • Изучение 1 буквы за 2 дня – достаточный темп для малыша. Вы можете рассказывать малышу, что вам напоминает изображение буквы, с чем ассоциируется, найти и прочесть стих о ней или послушать песенку. Выкладывайте буковки из бусинок, спичек, изюминок, ягод, камешков, листиков, ракушек, пуговиц и других мелких предметов;
  • Начинайте занятия с 5-10 минут, доводя их до 15 минут в 3-хлетнем и до получаса – в 5-тилетнем возрасте (можно устраивать перерыв — не более 3-5 минут);
  • Закрепление результата – важный этап, не стоит его пропускать. Чтобы не забыть букву, которую малыш выучил на прошлом уроке, следует начинать занятие с повторения пройденного. Просите ребенка назвать предметы в окружающей обстановке, которые начинаются на определенную букву, он может также нарисовать их. Используйте карточки - наклеивайте на них изображения предметов, вырезанные из бумаги, кусочков ткани, нарисованные пластилином;
  • Очень полезно создание авторского букваря. Рисуйте букву или вырезайте её из цветной бумаги, изображайте предмет, начинающийся на эту букву, создавая страничку в альбоме. Следует подключать тактильные впечатления к визуальным, изготавливайте буквы из материалов различной текстуры, пусть малыш водит по ним пальчиком;
  • Практикуйтесь в составлении слогов из кубиков, магнитов или конструктора. Малыш должен осознать, что из звуков формируются слоги, а затем и слова;
  • Обращайте внимание на вывески на магазинах, читайте их, просите малыша повторить;
  • Наполняйте пространство вокруг кубиками, магнитами, конструкторами, раскрасками с большими буквами, азбуками. Цветовое оформление должно быть ярким, но не в едких оттенках. Лепите буковки из пластилина и соленого теста, рисуйте их на песке, выкладывайте аппликации из макаронин или круп. Если занятия будут регулярными, успех не замедлит прийти.

3 ошибки родителей при обучении ребенка алфавиту

Стоит напомнить и том, что нельзя делать в обучении ребёнка:

  • Не требуйте от ребенка больше, чем он может запомнить;
  • Не следует предпринимать чересчур много усилий и настаивать на занятиях, если малыш не отдохнул или неважно себя чувствует: важно не число букв, которые он выучил, а любовь к чтению;
  • Не журите ребенка в случае ошибок, не сравнивайте его успехи с достижениями детей его возраста.

Видео как научить ребенка алфавиту

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Сегодня уже стало нормой, что ребенку, поступающему в школу, требуется гораздо больше знаний и умений, чем это было два-три десятилетия назад. Одним из важных требований к объему знаний является обучение буквам. Сейчас детей учат буквам и звукам в дошкольном учреждении, разнообразных . Однако же более полными знания станут, если дошколята будут постоянно пополнять и закреплять их в домашнем обучении. Родители смогут эффективно обучать своего малыша, если воспользуются приемами знакомства детей с буквами, звуками, словами и будут следовать определенным рекомендациям. Что должны знать взрослые, чтобы научить ребенка буквам?

Дошкольный возраст - лучший период обучения буквам

У многих родителей, имеющих маленьких деток, возникает вопрос: когда лучше всего начинать знакомство с алфавитом? Существует несколько мнений на изучение букв дошкольниками:

Чтобы знакомство с буквами стало интересным и доступным занятием для дошколят, подталкивало их к дальнейшему обучению чтению, родителям необходимо познакомиться с рекомендациями специалистов. Это даст возможность без труда организовать домашние занятия. Итак, по каким принципам учим буквы с детьми:

  • Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте должна стать главным приемом обучения ребятишек, поэтому принцип домашних занятий - учим буквы, играя.
  • Знакомство с алфавитом - достаточно трудное дело для дошколят, поэтому работа ведется постепенно, от простого к сложному. Не надо требовать от ребенка механического запоминания сразу всего алфавита. На каждом занятии нужно осмысленно отрабатывать одну букву, закреплять предыдущий материал и осваивать новый.
  • Перед началом обучения взрослый должен сам научиться правильно называть буквы: четко и ударно согласные (б, но не "бэ", м, р, с, но не "эм, эр, эс"). Гласные нужно научить ребенка произносить протяжно, например, а - а- а.
  • Полезнее звуки и буквы изучать одновременно для выработки дальнейшего навыка чтения по слогам. Такой прием поможет поддержать интерес к довольно монотонным заданиям. Можно начинать составлять слоги, когда появится необходимый запас букв (ба, ма, па, да). Необходимо также показать, что изучаемая буква обязательно входит в состав каких-либо слов, например, а - арбуз, о - осень, у - улитка и т. д.
  • Специалисты рекомендуют знакомить с буквами и звуками в том порядке, в котором они формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии организма). В первую очередь, это гласные звуки а, о, у, ы, э и согласные. Гласные я, е, ё, ю состоят из двух звуков, поэтому изучаются в более старшем возрасте.
  • Закрепление знаний о буквах должно сопровождаться интересной для малыша деятельностью: рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием. Для этого специалистами разработано много игр и упражнений, которыми можно воспользоваться при подготовке к домашним занятиям.

Игры и упражнения для домашних занятий

Как научить ребенка буквам дома? Кроме специальных пособий, таких как, букварь, азбука, в психолого-педагогической практике можно найти много интересных заданий для закрепления знаний о буквах и звуках. Родителям такие подборки помогут грамотно и, главное, интересно организовать домашнее обучение. Не стоит браться за сложные игровые задания, самые простые забавы могут стать увлекательным обучающим средством для малышей.

Строим необычный дом

Простейшее игровое упражнение с кубиками поможет закрепить название букв. Взрослый может приобрести готовые кубики с изображениями букв, можно вместе с ребенком подготовить самодельные, домашние, например, раскрасив обыкновенные деревянные кубики. С их помощью учим буквы, например:

  • построим лесенку из букв, которые умеют петь (гласные звуки а, о, у, ы, э);
  • построим кукле домик из кубиков с разными буквами и научим их называть д, о, м;
  • покажем правильный кубик - отгадку, например, на загадки с буквой б:

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу (белка)

Есть в реке работники
Ни столяры, ни плотники,
А выстроят плотину -
Хоть пиши картину (бобры)

  • найдем кубик, где нарисован аист (спросить, какая первая буква).

Творческий подход родителей поможет сделать игру с кубиками увлекательным занятием. Кубики с определенной буквой можно располагать повсюду: в комнате, кухне, прихожей; на шкафу, телевизоре, столе, подоконнике, чтобы они постоянно сопровождали малыша.

Где спряталась буква

Взрослый раскладывает один экземпляр букв в разных местах комнаты, другой вывешивает на видном месте для сравнения. Среди них буква, которую ребенку нужно найти. Игра проводится по типу "горячо - холодно". Игрок выполняет инструкцию взрослого, например: иди прямо, потом повернешь налево, сделаешь два шага, опять повернешь налево. Ведущий руководит движением при помощи слов "холодно, теплее, опять холодно, тепло, горячо". На пути малыш находит другие буквы и сравнивает с искомой. Кроме закрепления буквы, отрабатываются пространственные навыки.

Кто быстрее соберет буквы

Играть желательно нескольким участникам, поэтому хорошо, если в игре примет участие вся семья. На площадке раскладываются картинки с различным изображением одной и той же буквы, игроки по сигналу ведущего начинают их собирать. Хорошо использовать веселые стишки, можно собственного сочинения, чтобы создать позитивный настрой, например: "К букве б ведет нас стрелка. Вот березка, а вот белка". Выигрывает тот, кто быстрее соберет большее количество изображений. Обязательно среди выигравших должен быть обучаемый.

Мешочек с буквами

Изучаем буквы с ребятишками по классическому варианту "чудесного мешочка". Взрослый подготавливает красивый мешочек, складывает в него мелкие предметы, название которых начинается с изучаемой буквы, например, "р": ручка, рыбка, ремешок, расческа, ромашка, робот. Ребенок достает предмет и четко проговаривает слово. В дальнейшем игра усложняется тем, что изучаемая буква перемещается в середину и конец слова.

Игра проводится по типу ассоциаций (образов, возникающих в сознании в ответ на букву). Такие задания помогают детям легко запомнить буквы, без их многократного повторения. Ассоциации могут быть примерно такими: придумай предмет, на который похожа буква (А похожа на крышу домика, О - баранка, колесо, У - веточка с дерева упала, Ж - жучок, П - воротики). В этом упражнении интересно будет использовать стишки, которые можно отыскать в любом пособии для дошкольников, например:

Б похожа на трубу,
Что гудит: «Бу-бу, бу-бу»!

Похожа В , сомнений нет,
На крендельки, велосипед.

Буква Д смотрите, вот
К нам корабликом плывет.

Буква Ж совсем как жук
Примостилася на сук.

Развивающие онлайн - игры

Кроме классических игр и упражнений, как один из приемов, в современной педагогике активно используются онлайн - игры. Их с успехом можно вводить в домашние занятия. Главное - помнить, что время пребывания у компьютера должно быть ограничено для дошколят от 10 до 15 минут. Игры также должны соответствовать возрасту детей, уровню знаний и методическим требованиям, например, малышей онлайн - игра учит правильно называть буквы, старших дошкольников - запоминать очередность букв, составлять слоги, искать пропущенные буквы в словах. Учим буквы с детьми при помощи, например, таких игр:

Говорящий алфавит для детей

Говорящий алфавит прямо чудеса творит!
Любую букву нажимай и сразу слово получай!
В игре дошколенок закрепляет правильное название буквы и видит картинку, на которой изображен предмет на эту букву. Полезно упражняться в таком задании тем деткам, которые еще только начинают узнавать буквы. Старшим дошколятам можно игру усложнить, предлагая запомнить их очередность в алфавите.

Cоединить точки

Игры по типу соединения точек одной линией предназначены для старших дошкольников, помогают запомнить очередность букв, различать гласные и согласные буквы. Например, одна из таких онлайн - игр "Лисята", в которой при помощи правильного соединения букв получается веселая картинка. Игрок, нажимая на кнопки клавиатуры и соединяя точки, запоминает буквы. Если задание выполнено правильно, снег засыпает зимний лес. Более сложный вариант: дошкольнику объясняют, что гласные буквы (поющие) - раскрашены в красный цвет, согласные - в синий (твердые), в зеленый (мягкие). Ребенок должен произнести их с правильной артикуляцией.

Как научить ребенка алфавиту при помощи творчества

Родителям будет интересно узнать, что кроме классических приемов знакомства с буквами, существуют другие увлекательные приемы, которые заинтересуют и взрослого, и ребенка. Они основаны на творческой деятельности, которая всегда привлекает дошколят: аппликации, рисовании, лепке, конструировании.

Аппликация

Взрослый вместе с ребенком вырезает буквы из плотной бумаги довольно крупного размера. Затем идет подготовка украшений, это может быть крупа, ткань, цветная бумага, бисер. Украшения с помощью клея наносятся на трафареты. Получаются яркие красивые буквы, которые можно собрать гирляндой и расположить в разных местах (детском уголке, стене, на елке).

Рисование

Рисование букв является оригинальным приемом для их запоминания. Рисовать можно на бумаге фломастерами, доске и , палочкой на песке. С этой же целью можно использовать всевозможные книжки-раскраски, старые журналы, в которых можно вместе с дошколенком искать и обводить фломастером знакомые буквы.

Лепка

Буквы запомнятся быстрее, если их подержать в руках и манипулировать с ними, то есть полепить. Одновременно это хорошее средство для развития мелкой моторики, напрямую связанной с речью. Для этой цели подойдет пластилин, глина, соленое тесто. Также, как и в аппликации, готовые буквы можно украсить горошком, бисером или просто раскрасить гуашевыми красками.

Конструирование

Постройка букв - увлекательное занятие для детворы! Помогает не только закрепить алфавит, но и развивает моторику рук, мышление, внимание, стремление к ассоциациям (видеть буквы в окружающих предметах).Строить или конструировать буквы можно не только из специального конструктора (металлического, деревянного, пластмассового), но и из любого подручного материала. Например, из палочек, спичечных коробков, книжек - малюток в твердом переплете. Все, чем богата фантазия, может стать материалом для постройки букв.

Уважаемые родители! В современной педагогике отыщется много оригинальных методик, при помощи которых можно быстро выучить буквы и перейти к чтению. Каждый родитель может научить свое чадо буквам. Однако каждый родитель должен помнить, что обучение должно нести малышу радость, живое стремление к познанию нового, а не быть нудным, монотонным занятием. Ваше осмысленное решение, терпение, любовь к своему ребенку помогут добиться хороших результатов. Удачи вам в воспитании детей!

В среднем подготовку к школе, включающую обучение чтению, письму и счету, родители начинаю по достижении ребенком пяти лет.

Однако знакомство с буквами можно и нужно начать раньше, примерно в 3-3,5 года. У малышей такого возраста познавательные процессы развиты достаточно для того, чтобы без особых затруднений понять и выучить алфавит.

Каждый ребенок развивается по собственному графику, и поэтому определение возраста, подходящего для начала обучения алфавиту, зависит от конкретного малыша.

Прежде чем приступить к занятиям, родителям нужно убедиться:

  • в зрелости нервной системы: в большинстве своем дети младшего дошкольного возраста готовы к обучению частично, и лишь в форме игры . Если начать его ранее 2-3-летнего возраста, это может быть чревато переутомлением ребенка, потерей интереса к занятиям, капризами;
  • в готовности познавательной сферы ребенка к обучению: малыш должен не только понимать обращенную к нему речь взрослого, но и отвечать на нее, а также выполнять полученные от родителя инструкции;
  • в интересе ребенка к предмету обучения: тяга к познанию нового начинает проявляться у детей примерно с двух-трех лет. В этом же возрасте начинает бурно развиваться и способность к обучению, но тут важно не перегнуть палку, стремясь скорее научить ребенка чему-то новому.

Общие принципы построения занятий

Для того, чтобы обучение сопровождалось только позитивными эмоциями, постарайтесь придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Продолжительность занятий 10-20 минут: чем младше ребенок, тем сложнее ему сохранять концентрацию на каком-то одном виде деятельности.
  2. Игровая форма обучения вызовет гораздо больший интерес у ребенка, нежели формальное обучение.
  3. Разнообразная форма подачи материала позволит поддерживать интерес к изучению алфавита на протяжении всего периода обучения.
  4. Доброжелательный тон, терпение и щедрость на похвалу – вот, то, чем необходимо запастись родителям. Категорически не рекомендуется кричать на ребенка по причине его медлительности или забывчивости, наказывать за ошибки, а также заставлять приступать к занятиям при явном отсутствии интереса.

Примеры занятий алфавитом с детьми

Чем младше ваш кроха, тем проще, веселее и ненавязчивое должно проходить обучение. Какие игровые приемы стоит использовать родителям, чтобы организовать занятия, соответствующие этим требованиям?

  1. Карточки с крупным рисунком и подходящей к нему буквой. Их можно купить, либо сделать самим. Нарисуйте или наклейте на одной половине бумажного листа букву, а на второй – рисунок с изображением предмета, начинающегося с этой буквы. Готовые карточки можно развесить на стене и периодически обращать внимание ребенка на их содержимое.
  2. Крупные кубики с буквами и рисунками представляют собой то же самое, что и описанные выше карточки, но с ними ребенок может играть в любое время, а не только в момент обучения.
  3. Буквы с магнитным слоем очень удобны в обучении: их можно крепить на специальной доске или на поверхности холодильника и передвигать, составляя слоги и слова.
  4. Печенья в форме букв также помогут разнообразить процесс обучения: можно, например, дать ребенку задание найти среди них определенные буквы или составить простые слоги. Печенье можно испечь самостоятельно либо купить уже готовое: на полках супермаркетов часто встречаются такие съедобные «пособия».
  5. Песенки или стишки про алфавит помогут вашему крохе запомнить названия букв: они ритмичные, слова в них хорошо рифмуются, и новая информация усваивается с их помощью довольно быстро.
  6. Музыкальные плакаты или «говорящие» азбуки станут хорошим подспорьем для занятий. Такие обучающие игрушки помогают запомнить буквы, развивая ассоциативное мышление и речевые навыки.
  7. Детям постарше (в среднем от 4-х лет) можно предложить такой способ изучения алфавита, как настольные игры: в продаже часто встречаются наборы лото или домино с буквами. Такой досуг прекрасно сочетает в себе все требования, предъявляемые к организации занятий с детьми: игровая форма, интересное времяпрепровождение и получение новых знаний.

Как закрепить полученные навыки?

Если после нескольких занятий ваш малыш смог освоить алфавит, то не думайте, что на этом можно прекратить занятия. Без периодического повторения полученные знания могут быстро позабыться. Поэтому время от времени обращайте внимание крохи на буквы, составляйте из них простейшие слоги. Важно чтобы ребенок не только мог показать или написать нужную букву, но и проговорить ее.

Можно поиграть в упрощенную версию игры «Слова», например, кто больше назовет предметов, начинающихся или заканчивающихся на определенную букву: это поможет не только закрепить полученные знания, но и познакомит ребенка с окончаниями слов.

Своевременное знакомство с алфавитом способствует развитию познавательных способностей ребенка и подготавливает его к освоению навыков чтения в будущем. Проявите немного терпения и фантазии, сделав занятия интересными, и совсем скоро кроха порадует вас новыми знаниями.

Новое на сайте

>

Самое популярное