Домой Природное земледелие Обзор игры Faces of War. Хотели как лучше, а получилось как всегда

Обзор игры Faces of War. Хотели как лучше, а получилось как всегда

В тылу врага: Штурм 2 представляет собой продолжение проекта «В тылу врага 2: Штурм» и создавалась все той же немецкой командой DMS. Для Digitalmindsoft это не первый опыт работы над знаменитой франшизой в сеттинге Второй Мировой войны. Студия долгое время сотрудничала с Best Way, разработчиком оригинальной «В тылу врага», а после этого получила право на самостоятельное создание продуктов под маркой серии.

Чем порадует?

В отличие от своих предшественников, В тылу врага: Штурм 2 порадует любителей улучшенной графикой, обновленным интерфейсом и куда большим количеством возможностей. Теперь стало гораздо интереснее проходить одиночные кампании, во многом за счет переработки ИИ и добавления танковых сражений, снайперских диверсий и введения камуфляжа, способного скрыть юнитов игрока от вражеских глаз.

Многопользовательский режим также стал на порядок привлекательнее. Геймерам предстоит сражаться за одну из пяти сторон (Советский Союз, США, Великобритания, Германия, Япония) и использовать на поле боя две с половиной сотни разновидностей техники, две сотни различных юнитов и огромное количество вооружения и экипировки.

Для особо требовательных игроков имеется редактор карт. Он позволит не только создать уникальные ландшафты для битвы, но и придумать свое собственное оружие и технику.

Официальный видео трейлер к игре:

В 2004 году произошло маленькое чудо. Без шума и пыли, без традиционной маркетинговой свистопляски в торговых точках нашей необъятной Родины появилась стратегическая игрушка "В тылу врага " от небольшой студии Best Way . И это, друзья, был продукт, обладающий помимо огромного потенциала еще и какой-то решительно непонятной, но несомненно явственной харизматичностью. За игрой просто приятно было проводить время, в нее было интересно играть, а попытки конкурентов отвоевать кусочек симпатий долгое время вызывали презрительное сплевывание: "Остань, доходяга, не мешай наслаждаться". Я думаю, что ларчик открывается очень просто: "В тылу врага " оказалась первой за много лет стратегией с большой буквы "С" отечественной выделки, и эйфория по сему поводу закономерна.
Умом понимая, что постсоветский разработчик, как ни прискорбно, подвержен болезнетворному влиянию поп-культуры, денег и прочей бренной мишуры, но сердцем надеясь на благополучное рождение наследника, мы, признаться, с дрожью в коленях ожидали выхода второй части. Сохранить очарование первой игры, добавить кучу всяких вкусностей, усладить всеми доступными способами зрительные и слуховые рецепторы игроков - это только на словах звучит легко и просто. Практически же, перед Best Way встала труднейшая задача: не посрамиться, продемонстрировав всему свету, что отточенная до бритвенной остроты "В тылу врага " - свидетельство их таланта, а не сиюминутное озарение, стукнувшее по темени. Давайте смотреть, что у разработчиков получилось.

Килька в томате.

Помнится, геймплей первой части был прост, как три копейки, но увлекателен, как преферанс. Достаточно маленькая для того, чтобы не привлекать внимания значительных сил противника, группа солдат, диверсантов и разведчиков, забрасывается в тыл вражеских коммуникаций и, посредством выполнения разнородных стратегических задач, обеспечивает, фактически, успех исторических сражений и операций. Так вот, спешу порадовать верных адептов концепции оригинальной игры: кардинальных изменений нет. Группа существует по-прежнему, она столь же мала и способна успешно выполнять тайные миссии.
И сразу же необходимо отметить, что steath, хоть и играет важную роль, не стоит во главе угла. Собственно говоря, геймеру вообще не предлагается сколько-нибудь четкий вариант контроля своих подчиненных, каждый выбирает стиль самостоятельно, и от этого выбора здорово меняется игровой процесс. Вы можете, конечно, тихо и незаметно прокрадываться на немецкие базы, снимать часовых одного за другим, не забывать отстегивать парашюты после приземления и лосиные копыта после пересечения границы, стрелять только тогда, когда твердо уверены в собственной неприкосновенности. Но... "В тылу врага 2 " - более динамичная игра. Свою порцию удовольствия от игры с собственной тенью словить можно, но вы рискуете проспать самый сок действа - баталии.

Вторая часть возводит сражения в абсолют, здесь на них построено все. Озверелые, сумасшедшие схватки на линии обороны противника, когда в неосмотрительно высунувшегося из траншеи противника разряжается пол-обоймы. Ножи и кулаки, мелькающие в злой рукопашной, разгоревшейся в одном из блиндажей. Долгие, изматывающие перестрелки с вражескими снайперами и покрасневшие глаза, напряженно осматривающие каждый сантиметр простреливаемой зоны - не появится ли рыцарь оптического прицела на потребу пуле из винтовки Мосина. Пороховой дым, грохот взрывов, расчерчивающие небо трассеры, лязг гусениц тяжелого танка, методично пропалывающего окопы и противотанковая граната, отправляющая бронированное чудовище к такой-то матери. Только вот не стоит забывать о том, что под нашим чутким руководством очень не большая группа воинов, задача которым состоит зачастую не в дефолтном kill the"m all"e, а гораздо более тонком уколе фехтовальной рапирой. Оторваться на полную можно при штурмовых операциях, где наш маленький отряд лишь одна из атакующих единиц. Вокруг бегут союзники, неторопливо ползут танки, на месте соседнего взвода в считанные минуты остается лишь густая клякса разорвавшейся бомбы, окаймленная воронками от снарядов, а группа продвигается вперед, вместе со многими другими солдатами прорывая оборону противника. Это стоит увидеть - посредством слов, увы, не передать эмоций.
Меж тем мы не строим предположений относительно результатов своих деяний: после каждой миссии аккуратно сообщается, какой именно породы свинья оказалась успешно подложена Третьему Рейху, и сколько раз она успела хрюкнуть, пока не пристрелили. Пяти с плюсом баллов заслуживают отдельные скорбные описания наших неудач. Вы удивлены и не находите ничего достойного почтения? Тогда представьте, насколько интереснее лицезреть констатацию факта полного разгрома союзных войск с подробным и детальным описанием физической, интеллектуальной и прочей несостоятельности подотчетного подразделения, чем, в случае провала задания, взирать на ползунок "Loading, please wait".

А мы монтажники, высотники...

Сражаться приходится обязательно, даже если вы ярый противник насилия (э-э... позвольте осведомиться, зачем тогда читать обзор этой, без дураков, очень жестокой игры?). В нелегком деле приходится вовсю использовать мощь стрелкового оружия, вспомогательных боекомплектов и техники, коих много.
Правда, тут проявляется один узкий момент: если с огнестрельным оружием, гранатами, минами и прочими средствами уничтожения все ясно, техника не так проста. Во-первых, она очень быстро ломается, во-вторых, сломаться могут разные агрегаты, а чинить позволяют далеко не всё. Опытный инженер способен восстановить взорванную гусеницу, а двигатель, башни, пулеметы ему не по плечу. Вот так и получается, что две конечности, поставляемые в комплекте с бойцом от самого рождения, надежнее "Королевского Тигра", которого так удобно расстреливать с тыла, предварительно обездвижив.
Время от времени подразделение демонстрирует зачатки искусственного интеллекта: пресловутый техник под градом пуль несется к парализованному танку и ценой своей жизни таки восстанавливает поврежденную ходовую часть; снайперы самостоятельно занимают оптимальные позиции и зорко следят за подбирающимися недругами; стрелки держат круговую оборону, даже передвигаются таким образом, чтобы максимально обезопасить себя от вражьего огня. Впрочем, поиграть в наблюдателя не выйдет: лишенные руководящей руки болванчики (коими солдаты, с горечью признаем, все же остаются) стремительно гибнут.

Не то происками шайтана, не то проблесками ИИ следует обозвать сомнительное нововведение: движок игры сам формирует группы. Выглядит это приблизительно так: вы выбираете кучку стрелков, отправляете ее во-он к тому ручью - и все. С этой самой поры группа образована: выделенные солдаты вместе воюют, разделяют между собой боеприпасы и передвигаются тоже вместе. На первый взгляд - крайне удобно, на второй - хочется поругаться и что-нибудь сломать: даже тривиальная разведка превращается в светопредставление при условии, что вся развеселая компания вскачь сопровождает шпиона на пути к вражьей территории. Приходится жать на кучу дополнительных кнопок и пиктограмм. Констатирую, что эта возможность приносит больше вреда, чем пользы, хотя, видимо, дело только в кривоватой реализации, ведь сама по себе идея автоматически образовывать небольшие подразделения в составе основного очень жизнеспособна.
Список неприятных открытий продолжает "пьяная" мышь: и за выделение отрядов, и за назначение им пункта следования отвечает одна мышекнопка. Интересно, а как быть, если нужно переместить конкретного бойца в гущу своих с другого конца карты? Молиться, чтобы курсор ткнулся в землю, а не в фигурку очередного молодчика?
Непонятно, с какой радости прилепили "туман войны". В играх по Второй Мировой, тем более, в играх такого плана, как "В тылу врага 2 " такое принудительное ограничение дальности восприятия смерти подобно, тем более, что коварный противник, кажется, таких неудобств лишен и спокойно расстреливает беспомощных пехотинцев из-за кромки горизонта. Хорошее настроение способен вернуть отличный баланс. Три раза "ура", но враги промахиваются, так же, как и мы, умирают так же споро, испытывают те же проблемы со средствами передвижения. При некоторой сноровке вы, уверен, будете выходить из самых тяжелых битв без критических потерь.

Разрешите доложить!

А вот баги тут наглющие, хитроумные и подлые, как террористы. Поначалу вообще кажется, что игру основательнейшим образом прошерстили специально обученные команды программистов и тестеров, и ни одного "жука" на все четыре гигабайта не ожидается. Но потом игра вдруг вылетает один раз, другой, третий, в аккурат после прохождения особо трудной миссии, а то - берет, да и зависает прямо посреди непростой наступательной операции. Панацея: сохраняться чаще и ждать заплаток.

Ладно, давайте не будем более о грустном, тем более, что и о хорошем есть, что сказать. В сердце игры работает модифицированный движок "В тылу врага ", но модификацией такую переработку назвать язык не поворачивается: моторчик перебран по винтику, прочищен, смазан и собран заново. Результат: картинка превосходного качества, в чем вы можете убедиться, не отходя от кассы, - посмотрите скриншоты.
Хотя, первую скрипку играет, конечно, физика. Без малейших сомнению признаю, что переложение законов Ньютона на законы нулей и единичек в исполнении Best Way прибавляет к итоговой оценке чистый балл. Достоверные взрывы с правдоподобными ударными волнами, переваливающиеся на ухабах танки, кинематографично разлетающаяся в хлам пушка, человечки, летающие, как волейбольные мячи, огонь, мгновенно охватывающий все, что может гореть. Отлично!
Радужное впечатление от визуального исполнения игры убивает прицельным head-shot"ом аудиоряд. Музыкальные треки удручающе скучны, звуки вымученны, а озвучка персонажей вообще требует немедленного отключения с последующим захоронением. Отсюда естественный совет: старайтесь смотреть, а не слушать - огорчений будет на порядок меньше.

Итоговые комментарии.

Геймплей. Чистый, как слеза, понятный, как валенок, и притягательный, как чемодан зеленых купюр, игровой процесс "В тылу врага 2 " - вот то, ради чего стоит купить эту игру и окунуться в атмосферу эпического боевика о Второй мировой.
Графика. Шикарная картинка и умопомрачительная физика - приправы к блюду, превратившие просто отличный блокбастер в очередной шедевр.
Звук. Ну что тут скажешь, проклятье большинства современных виртуальных потех задело краем своего выцветшего, рваного плаща и эту игру. WinAmp, как обычно, готов помочь горю.

Вердикт.

С радостью отмечаем, что осенний сезон в игровой индустрии открывает несомненный хит. "В тылу врага 2 " - качественный, интересный, зрелищный и красивый боевик. И не обращайте, пожалуйста, внимания на навязчивое слово "стратегия", просто наслаждайтесь.

  • Жанр: RTS
  • Дата выпуска: сентябрь 2006
  • Издатель: Ubisoft Entertainment
  • Разработчик: Best Way
  • Многопользовательская игра: есть

Введение

Интересно, многие помнят старую хорошую игру под именем Commandos. Эта игра, в некоторой степени, была уникальной - она позволяла посмотреть на стратегию под другим углом. В обычных RTS командование ведётся по принципу «отдаём однородные приказы толпе одинаковых военных единиц». Первые десять минут игры я думал, что передо мной «обновлённые» коммандос. Но затем я понял, что это далеко не так. Но мне уже не терпится приступить к обзору, поэтому встречаем - В тылу врага 2.

Тестовая система

Игра тестировалась на следующей конфигурации: A64 2800+, 512Mb, AGP 128Mb GF 6600GT. На разрешении 1024х768 (с максимальными настройками графики) наблюдались достаточно сильные тормоза, fps не поднимался выше 24, периодически (в зависимости от уровня) падая до 10. Для комфортной игры необходимо иметь значительно более мощную конфигурацию./p>

Игровой процесс

Тема второй мировой войны очень популярна среди стратегий. Очень много игр построено на реальных (и не очень) событиях этой войны (а сколько снято фильмов). Некоторые игры стараются максимально опираться на известные сражения, другие вносят свои коррективы. Правильно это или нет, судить не нам. Главное, чтобы игрокам понравились миссии. Разработчики «В тылу врага 2» позволили себе немного отойти от истории, зато в результате мы получили очень интересные задания.

Игроку предоставляется на выбор одна из трёх сторон - СССР, Германия и Союзники. У каждой стороны два набора миссий - в одной приходится играть за простых солдат, а в другой - за элитные войска. Всего миссий около тридцати. Учитывая время прохождения, можно смело сказать, что неделя игры по вечерам вам обеспечена.

Игра переворачивает сложившиеся устои и доказывает, что «один в поле воин». В начале каждой миссии под нашим командованием оказываются несколько солдат (от двух до десяти, в зависимости от миссии). У каждого из них личный инвентарь, поэтому вооружить их можно на своё усмотрение. Например, можно разделить роли и один будет снайпером, другой миномётчиком и т.п. А можно вооружить всех тяжёлыми пулемётами - тоже вариант.

Это вносит огромные коррективы в битву. Я, например, в очередной раз доказал себе, что снайпер - самый страшный солдат. Я несколько раз проходил миссии буквально одним солдатом (остальных мог потерять по глупым случайностям, но переигрывать не хотелось), в то время как в простой стратегии это сделать фактически нереально.

Другая, не менее важная особенность - наличие множества режимов атаки. Например, можно приказать кинуть противопехотную или противотанковую гранату в нужное место, или же произвести выстрел из снайперского оружия в заданную цель, или же вести массивный обстрел цели и т.д. Все эти функции позволяют оперативно вести сражение. Вдобавок можно разбить отряд на маленькие группы и командование будет более эффективным.

Порадовала функция «укрытия» войск. Если навести курсор рядом с чем-то, за чем можно укрыться, сразу представится возможность солдатам учесть близлежащие объекты, что бы укрыться за ними. Это избавляет от лишних манипуляций - каждый выберет себе место, и будет вести огонь из выгодной ему позиции. Лишь в редких случаях эта функция мешает, обычно она очень выручает.

Очень удивил ИИ. Персонажи ведут себя очень реально, по крайней мере, настолько, насколько это применимо к ИИ. Например, во время атаки каждый воин пытается вести огонь из удобной ему позиции. Если же враг спрятался в укрытии, то он сам догадается использовать гранаты. Правда при встрече с боевой техники они не настолько сообразительны - приходится им подсказать, что стоит использовать противотанковые гранаты.

Практически отлично в игре реализовано взаимодействие с техникой. Для нормальной работы боевой техники необходимо, чтобы экипаж был в полном составе (водитель, командир и т.п.). Нехватка людей непосредственно скажется на работоспособности боевой единицы - например, танк не сможет одновременно двигаться и вести огонь. Интересно, что система повреждений продумана до мелочей. Например, может отвалиться гусеница, а может повредиться башня и тогда танк вращать ею не сможет, сохраняя при этом возможность стрелять из неё, а может просто оторвать башню, но так сможет двигаться. Лёгкие поломки (например, ремонт порвавшейся гусеницы) поддаётся ремонту, а вот при тяжёлых повреждениях уже ничем не поможешь. И нельзя забывать, что любой транспорт помимо ухода нуждается в патронах и топливе.

Реалистичности добавляют разрушаемый мир. Разрушению поддаётся практически всё - от деревьев, до зданий. Последние рушатся не только от тяжёлой техники, но и от гранат. Очень красиво выглядят ситуации, когда взрываются нижние этажи, а в след за ними рушатся верхние. А если ещё учесть, что падающие части хоронят под собой вражеские силы, то вообще замечательно получается.

Моментов, от которых глаза не могут оторваться, в игре очень много. Я не перечислил даже половины. Остальное, надеюсь, вы увидите сами.

Графика заслуживает самых лучших слов. Первое, что бросается в глаза - отличная прорисовка. Все предметы, техника, люди прорисованы на нужном уровне. Более тщательная прорисовка в принципе не нужна (некогда лица рассматривать - это же война). Внешний вид танков и самоходок понравится заядлым фанатам военной техники времён второй мировой.

В купе с шикарной прорисовкой нам предоставляется полностью управляемая камера. В современных играх это должен быть джентльменский минимум. Особенно в подобных играх. Только такая камера позволит выбрать нужный ракурс для контроля ситуации на поле боя.

Единственное что мне не понравилось - это здания. Нет, внешний вид просто отличный. Но вот если внутри сидят вражеские солдаты, то увидеть их будет задачей нелёгкой. Заставить крышу исчезнуть можно лишь при максимальном приближении камеры, да и не с каждой позиции. Было бы неплохо, если же можно было бы через панель делать некоторые этажи невидимыми (как в The Sims), или же делать их невидимыми с большей высоты. Это, конечно же, придирки, но думаю придирки объективные. Тем не менее, за графику мы ставим твёрдую пятёрку с плюсом. Нет, с двумя плюсами.

Звуковое оформление также на уровне. Ни один звуковой эффект не вызывает негативных эмоций, всё выполнено на должном уровне. Не надо долго сидеть за игрой, что бы отличить звук выстрела от звука отскакивающей от стены пули. Непринуждённая фоновая музыка придаёт сражению значимости. За звук также ставим пятёрку с плюсом. Просто отлично.

Придирки

Практически, кроме вышеупомянутой придирки к камере, в игре не к чему придраться. Всё выполнено на должном уровне.

В такой игре без глюков обойтись практически нереально. Это же, сколько времени на тесты надо потратить на тесты, чтобы симулировать все возможные ситуации. Да, в игре мне встречалось видеть «необъяснимое и невероятное», как например, БТР, выбрасывающий из себя десяток мёртвых солдатов, но это можно назвать скорее исключением, чем правилом.

Сегодня мы познакомились с отличной игрой, в которой нет принципиальных изъянов. Всё в игре находится на отличном уровне - и графика, и звук, и ИИ, и миссии. Расстраивает лишь высокая ресурсоёмкость, но в этом нет ничего удивительного - за хорошую графику приходится платить. Радует, что цена сопоставима удовольствию, которое получаешь от игры. Не рекомендовать эту игру к покупке я не могу - в этой игре нет ничего, что бы могло отторгнуть потенциального игрока. Скорее даже наоборот - советовать её купить уже бесполезно, т.к. она у вас уже стоит на полочке. Если же нет - то у вас ещё есть возможность купить эту игру в свою коллекцию. Уверен, вы не пожалеете.

Лутовинов Максим (aka. Kok)
18 /10.2006


НОВЫЕ СТАТЬИ

Mio MiVue C333 – видеорегистратор с GPS и базой камер

Сегодня на тесте - автомобильный видеорегистратор Mio MiVue C333. Эта модель снимает в разрешении FullHD с углом обзора 130 градусов, оснащена встроенным GPS модулем, хранит в себе базу камеру и преждевременно предупреждает...

В печатных изданиях игра рекламируется большим скриншотом, включающим несколько игровых экранов одного сражения. Пунктиром помечены ключевые события, на примере которых издатель демонстрирует основные возможности и особенности геймлея. Это тот редкий случай, когда реклама очень наглядно и удачно подчеркивает сильные стороны проекта. В реальности игра так же хороша, как на этом единственном скриншоте, где все разложено по полочкам.

Вымысел и реальность

Приятно, когда проект создан грамотно, с учетом ошибок конкурентов, от начала и до самого конца. А в начале у нас сразу несколько тренировочных заданий, на протяжении которых наставники обучают игрока принципам ведения боя стрелковым оружием, владению гранатами, минами и взрывчаткой, премудростям сражения с использованием укрытий и укреплений. А еще здесь инструктируют, как использовать технику, управлять танком, снабжать его боеприпасами и топливом, ремонтировать повреждения. Ведь игра предполагает не только одиночные пешеходные миссии, но и большие сражения с штурмом вражеских позиций силами солдат и техники.

Помимо полезных тренировочных миссий на выбор сетевая и одиночная игры, причем последняя состоит из четырех кампаний различных уровней сложности и десятка отдельных карт. Редактор уровней на дисках, к сожалению, не обнаружился, но хочется верить в его скорое появление. Игра так и просится в умелые руки картоделов.

Кампании (СССР, Германия, США, Англия) построены по принципу общего сюжета, который развивается от уровня к уровню и рассказывает какую-то из историй Второй мировой войны глазами одной из сторон-участниц. Миссии достаточно разноплановые и интересные. Предупреждаю сразу, далеко не всегда речь идет об исторически верных событиях. Авторы довольно причудливо переплетают факты и вымысел, заручившись поддержкой известного писателя-фантаста Александра Зорича, который приложил руку и к сюжету, и ко всем внутриигровым диалогам и текстам.

В отличие от вымышленного сюжета оружие, техника и тактические особенности игры стремятся к реализму. Разумному реализму в рамках игры. Ситуация с реализмом во многом напоминает историю с Блицкригом. Правды здесь именно столько, сколько требуется для того, чтобы играть было интересно. Причем играть в режиме реального времени, что для тактики высший пилотаж. При всем уважении к Silent Storm нельзя не признать, что реальное время добавляет тактической игре динамику сражения, благодаря которой игра принимает совсем другой вид. Но при этом не превращается в RTS, в полной мере сохраняя тактические прелести.

К бою

Пара солдат советских солдат занимает позицию в полуразрушенном доме и, укрываясь за каменными стенами в самом центре небольшой деревни, с легкостью отбивает атаки превосходящих сил противника. Немецкая пехота гибнет буквально на глазах до тех пор, пока на фланге не возникает спешащий на выручку Тигр, одним точным выстрелом разрушающий казалось бы надежное укрытие. Впрочем, и против тяжелой техники противника найдутся эффективные средства. Союзная артиллерия, танки, наконец, отважный боец с противотанковым ружьем или гранатой и храбростью самоубийцы. Вообще, очень приятно, что авторы уделили большое внимание пехоте, про которую обычно забывают, занижая ее достоинства на поле брани.

Без солдат в этой игре делать нечего. Пехота выдается поштучно и ценится высоко. Главное правильно ею распоряжаться и не подставлять под пули пулеметов и бронемашин. Здесь нет характерных для RTS заводов по производству пушечного мяса, посему каждый юнит на вес золота. Проблема номер два – боеприпасы, которые заканчиваются с пугающей быстротой. Складские помещения встречаются довольно редко, поэтому трупы врагов обыскиваются с высокой тщательностью. Только так можно поддерживать боеспособность отряда на должном уровне.

Пехота в силах не только использовать стены и заборы в качестве укрытия, а также уничтожать одной гранатой грозные в открытом бою танки. Есть у нее и такая полезная функция, как способность управлять техникой. Скажем, танк в идеале требует экипажа из четырех человек – командир, водитель, наводчик, стрелок. Немецкие мотоциклы и русские бронемашины вмещают дуэты – водитель, стрелок. Техника, как и пехота, нуждается в боеприпасах, которые способны доставить только живые люди. Также не обойтись без простого рядового солдата при повреждениях. Другое дело, что уничтоженное колесо на пустом месте не заменить, поэтому серьезно поврежденный автомобиль придется оставить и поискать ему замену. Захват вражеской техники поощряется и приветствуется.

Верчу-кручу

Учитывая, что события развиваются в реальном времени, а под командованием находится сразу несколько юнитов, игроку доверили настройки поведения боевого расчета. Можно взять приглянувшийся танк под полный контроль, управляя им на манер аркады, а можно просто задать стратегию поведения и наблюдать за маневрами с высоты птичьего полета. В разных ситуациях эффективными могут становиться оба метода. Ведь за всеми в любом случае не усмотреть.

Движок игры выгодно отличается от всех своих предшественников трехмерным изображением и тщательным подходом к детализации. Здесь вам и реалистичные тени от живых деревьев, и система точечного повреждения, и честный учет рельефа местности. А какие тут взрывы! Нельзя не отметить приличное качество моделей, удачные текстуры и детальную анимацию даже самого простого пехотинца. Игра готова похвастаться полной разрушаемостью объектов. Танки с легкостью валят гусеницами березы, взрывают машины противника, оставляя за собой воронки, безжалостно давят пехоту и на полном ходу врезаются в здания, которые вполне реалистично рушатся. Картинка при этом на высшем уровне. Что в статике, что в динамике.

Формально камера умеет вращаться, менять угол наклона и масштаб изображения. На практике полноценно реализовано только вращение, когда можно работать на все 360 градусов. А вот масштаб и угол наклона изменяются в столь зажатых диапазонах, что разницы почти не ощущается. Пожалуй, только это обстоятельство и высокие системные требования могут вызвать серьезные претензии к технической стороне вопроса.

Звуковое оформление также не подкачало, правда, озвучены почему-то не все тексты. Зато звуки сражения оставляют очень приятное впечатление. Как и поведение искусственного интеллекта. Враги используют все доступные игроку средства – ориентируются на слух, укрываются за стенами и в траншеях, нападают группами, обходят с флангов, забрасывают огневые точки гранатами. Любая ошибка игрока моментально и безжалостно наказывается AI.

Почетная грамота

До сего момента у нас было две игры подобного толка. Блицкриг и Противостояние. Сегодня к ним добавилась новая тактика реального времени. Красиво, интересно, захватывающе, сложно и на самом деле оригинально. Похоже, у нас появился еще один достойный разработчик, способный создавать игры мирового уровня.

Плюсы:

  1. Современный движок
  2. Настоящая тактика реального времени
  3. Возможность прямого контроля юнитов
  4. Много миссий
  5. Хороший сюжет
  6. Адекватный противник
Минусы:
  1. Зажатая камера
  2. Высокие системные требования

Едва появившись на прилавках отечественных магазинов, долгожданная стратегия «В тылу врага», от команды разработкиков Best Way, одними была сразу же окрещена как наш ответ знаменитой серии «Коммандос», другими - как блестящая альтернатива варгейму «Блицкриг», третьими - как новое увлечение поклонников тактической игры «Противостояние». Казалось бы, все перечисленные игры, кроме принадлежности к одному RTS и тематики второй мировой войны, не имеют между собой ничего общего. Однако, несмотря на этот парадокс, все противоречивые оценки являются верными. Дизайнерам Best Way удалось, как это ни покажется странным, объединить совершенно разные стили прохождения игры. И дело тут не столько в разнообразных миссиях игры, и начальных условиях, в которых вы окажетесь, начиная выполнять очередное задание, сколько в вашем желании проходить игру именно так, как заблагорассудится. Да, я не ошибся. Отныне, никаких железных рельс сюжета. Есть задание и есть цель. Выполнение их может производиться множеством доступных способов. Можно взять танк и устроить сумасшедшую мясорубку. Но вы же поклонник коммандос? Нет проблем! Отправляем в «бой» всего 1 пехотинца, и, при соответствующем умении задание будет выполнено.

Гитлер – капут!

Восстанавливая справедливость относительно абсолютной новизны геймплея, хотел бы отметить, что идея совмещать в себе разные стили прохождения отнюдь не нова. Существует очень похожий этом плане на «В тылу врага» тактический варгейм. Это замечательные и достаточно креативные «Солдаты анархии». Возможно, что только отсутствие антуража Великой Отечественной Войны помешало им быть отнесенными в список «похожих» игр.

Конечно, говорить о том, что ВТВ не имеет ничего нового и необычного, было бы, по меньшей мере, несправедливо. В этом плане разработчики постарались на славу. К интересным и уникальным нововведениям можно отнести, к примеру, возможность ручного управления юнитами. Основываясь на довольно бестолковом, по сути, искусственном интеллекте, ваши подопечные способны не только пассивно или слишком неактивно вести себя, но и, как бы это дико не звучало, причинять вред дружественным единицам (этим грешат и вражеские бойцы: проходя одну из миссий, мой солдат оказался закрытым в танке, окруженными целым взводом фрицев, и, пока они пытались вывести танк из строя стрелковым оружием, умудрились потерять от самих же себя половину личного состава). Именно поэтому возникает постоянная необходимость переключаться на ручное управление и не давать шибко умному АИ «наделать делов».

Под вашим чутким и неусыпным контролем, бойцы пройдут четыре кампании (за Советский союз, Великобританию, США и Германию), в каждой из которых присутствует пять разнообразных и интересных миссий. Может показаться, что всего 20 уровней это слишком мало. Спешу вас успокоить – это не так. Небольшое их количество с лихвой компенсируется не только качеством и интересностью, но и относительно немалой длительностью заданий. Даже, если вы будете, как бык, переть на врагов с танками и устраивать массакр, за короткое время выполнить задания не удастся. Как правило, на картах полно объектов, которые практически невозможно взять с ходу. Множество засад, снайперов в окнах зданий, минных полей, подлых "дойче зольдатен" (которым, почему-то неймется погеройствовать и, рискуя жизнью за фюрера, выбежать на дорогу и бросить под вашу машину противотанковую гранату) не позволят вам расслабится и забыть, что здесь идет настоящая война.

Карты в игре сделаны очень аккуратно и внимательно. Проработано все, до мельчайших деталей. Окружение, дома, погодные условия, ландшафт местности, сделаны с такой тщательностью и любовью, что просто диву даешься. Особенно замечательны модели военной техники. Такого реализма и исторической достоверности не было, доселе, еще ни в одной стратегии. А спецэффекты, сопровождающие взрывы этой техники, почти невозможно передать словами. Одним словом, графическая составляющая находится на пока недосягаемой для других высоте. Вполне естественно, что это накладывает очень жесткие системные требования к компьютерному железу. Официально, это центральный процессор с 1 Ггц, 256 МB оперативной памяти, видеокарта не хуже GeForce 2 с 32 MB. Но даже, на компьютере с Athlon XP 2000+ и GeForce 4 Ti4200 наблюдались вполне ощутимые «тормоза».

Несказанно порадовала высокая реалистичность физической модели, ставящая новую, высокую планку для такого рода игр. Танковые бои теперь практически полностью похожи на настоящие. В пылу схватки выходят из строя гусеницы, бортовые орудия, и другие части машин. Но и тут не обошлось без досадного курьеза – подорванный и перевернувшийся от гранаты танк не только продолжает стрелять, но и, даже, пытается вертеть башней. Кроме, собственно, техники, разрушаемы абсолютно все элементы карты – различные постройки, укрепления, деревья и многое другое.

К плюсам ВТВ можно отнести и такую «фишку», как уровень усталости солдат. Суперменам здесь не место. Нагруженные по самое «не хочу» бойцы, вообще не могут даже бежать. Поэтому, планируя дерзкую вылазку, стоит учитывать, сколько принял на грудь…а точнее на рюкзак, юнит (эх, вот если бы еще русским перед заданием можно было бы давать стопку водки, в России игра бы точно стала народной на века).

Хотели как лучше, а получилось как всегда.

К сожалению, у нас никогда не обходится без недостатков и оплошностей. Здоровую кастрюлю дегтя в цистерну меда символизирует в первую очередь ужасно неудобная камера. Степень её регулировки настолько мал, что временами, посылая человека в здание, совершенно не видно, что же там творится. Приходится просто полагаться на волю случая, и надеяться, что наш доблестный солдат, пользуясь «выдающимся» AI, сможет сам убить неприятеля.

Ко всему прочему, как мне кажется, присутствует излишний перебор с уязвимостью техники. Гранаты - это конечно хорошо, но когда с первого попадания ломается гусеница, это уже начинает несколько выводить из себя.

О музыке сказать почти нечего - весьма посредственные и плохо запоминающиеся мелодии, но в качестве фонового шума вполне сгодятся. Этого совершенно не скажешь о звуках. Выполнены они на твердую пятерку. С хорошей аудиосистемой и громким звуком, готовьтесь к тому, что ваши соседи могут подумать, что у вас дома началась бандитская разборка, и вызовут милицию.

Что же мы получаем в итоге? К счастью, в этот раз мы (а не нас) имеем крепко и на совесть сделанную тактическую стратегию, которую можно назвать как стелс игрой, так и варгеймом, с интереснейшими миссиями, новаторскими нововведениями, великолепной графикой и физикой. Недостатки, конечно же, есть, и причем, довольно заметные, но и они не стоят того, чтобы считать ВТВ посредственным развлечением. Перед нами одна из лучших RTS за последнее время.

P.S. В своем стремлении сделать игру максимально реалистичной, разработчики, видимо, немного перегнули палку. В игре есть миссия, в которой необходимо спасти попавшую в плен партизанку. Так вот, после того, как девушка будет спасена, ей практически невозможно управлять. Заставить пробежать ее двести метров до спасительного катера мне удалось с превеликим трудом. Партизанка ни за что не хотела слушать приказов, бежала туда, куда хочет. Как жаль, что в тот момент никто из моих солдат не соизволил предложить ей луну с неба, ну или хотя бы… букет цветов...

Новое на сайте

>

Самое популярное