Домой Природное земледелие Правильно учить правила русскому языку. Как быстро выучить все правила по русскому языку

Правильно учить правила русскому языку. Как быстро выучить все правила по русскому языку

Запоминалки правил и определений

Эти “запоминалки” помогут ребенку запомнить некоторые школьные правила и определения.


Геометрия


Биссектриса - это такая крыса, которая бегает по углам и делит углы пополам.
Медиана – обезьяна, она идет по сторонам и делит стороны пополам.
Пифагоровы штаны во все стороны равны.


Русский язык


Падежи: Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку!
Не путаем одеть-надеть: Надевают одежду, одевают Надежду.
Для запоминания глухих согласных (очень полезная вещь при фонетическом разборе слов): СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? Фи! (СТПКХЧШЩЦФ)


Орфография
Шомпол, чопорный и шоры, шов, крыжовник и обжоры,
шоколад, шоссе, шофер - вот и весь набор.


Множественное число
В детской сказке Колобок по траве катиться мог
без ботинок, без сапог, без носков и без чулок.

Шесть гектаров апельсинов, яблок, груш и мандаринов,
баклажанов – грядок пять, помидоров не собрать.

Уважают человека у туркмен, татар, узбеков,
у таджиков и армян, у монголов и цыган,
у якутов и тунгусов, у башкир и белорусов,
у киргизов и грузин, у бурят и осетин

Безударные гласные в корне слова
Если буква гласная вызвала сомнение – ты ее немедленно ставь под ударение!
***
В городе Бордо, на улице Бордовой, закат бАгряный и бАгровый.
***
На вЕранде вЕтер. На вИтрине Игрушки.
***
ТрОлль шел по трОтуару, кОт съел кОтлету.

Буква Ы после Ц в корне слова
Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка.
Цыган на цыпочках стащил цыпленка и сказал «Цыц!»

Грамматика
Для верного определения начальной формы глагола: вид не менять, -СЯ не терять.
***
Вопросы, на которые отвечают наречия: где, когда, куда, откуда, как, зачем и почему.

Дефис в неопределенных местоимениях
То, кое, либо, нибудь – черточку не забудь.
***
Либо, кое, ка, нибудь, то, таки - не позабудь
Написать через дефис, как предлог со словом из. (из-за, из-под)
***
Кое, либо, то, нибудь - черточку-то не забудь,
А частицы же, ли, бы - ты раздельно запиши.
***
Либо, кое, то, нибудь надо черточкой стянуть!

Н и НН в прилагательных
Онн, енн – пиши два Н; ан, ян, ин – пиши Н один!
Прилагательные с суффиксом -ЯН-: исключения: посмотрите на окно, чтобы вспомнить, в каких прилагательных пишется двойное Н: в окне стеклянное стекло, деревянная рама и оловянные шпингалеты и ручки.

Наречия на шипящую – исключения
Уж замуж невтерпеж.

Непроизносимые согласные в корне слова
И ужасно, и опасно букву Т писать напрасно!
Всем известно, как прелестно букву Т писать уместно!
***
Интересно: не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно букву Т писать напрасно.
***
Чувилин чуВствует, что ему сочуВствуют.
***
До чего ж сегодня день чудесНый,
СоЛнце в небе празДнично горит,
Освещает месТность и окресТность,
И теплом своим серДца бодрит,
Но лежит на пасТбище корова,
ГрусТно смотрят карие глаза,
Потому что ей пастух суровый
«ЗдраВствуйте!» сегодня не сказал.

Носки и чулки
Носки короткие – слово длинное: носков,
Чулки длинные – слово короткое: чулок.

Последовательность знаков препинания
Для тогоб чтобы запомнить правильный порядок знаков в конце вопросительно-восклицательного предложения (?!), используйте алфавитный принцип. Итак: воПросительный – воСклицательный, поскольку буква П стоит в алфавите раньше буквы С, то в конце вопросительно-восклицательного предложения сначала надо поставить «?», а потом «!».

Спряжение глаголов
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть –
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.
***
Слышать, видеть, ненавидеть,
И зависеть, и обидеть,
Гнать, держать, терпеть, вертеть,
А еще дышать, смотреть!

Ударение в словах
Долго ели тОрты – не налезли шОрты!
***
ЗвонИт звонарь, звонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.
ЗвонИт и говорИт.
***
Фёкла красная, как свЁкла!
В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла!
***
Ударение в слове щавель: срубили ель, сорвали щавЕль.
***
Не говори катАлог, а только каталОг. А твОрог? Можно твОрог, а можно и творОг!
***
ФенОмен звонИт по средАм, принЯв договОр по годАм.
Он Отдал экспЕртам эскОрта ходАтайство аэропОрта.
***
Ударение в слове шарфы:
Как у нашей Марфы есть в полоску шАрфы!
***
Я взял муку и взял творОг – испек рассыпчатый пирог.

Удвоенные согласные
Количество С в слове искусство: 1/2. На первом месте – одно, на втором – два.
***
МошеННик у тружеНика одну Н украл!

Чередующиеся гласные в корне слова
Собирать, стирать, задира – повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира, значит, в корне буква И.
***
Если после корня - А, в корне будет И всегда.
Вот пример, запоминай: Ноги вытЕр? - ВытИрай!
***
Правило ослика ИА (для корней с чередованием гласных):
если за корнем А, в корне пиши И. Например, блИстАть.
***
СКАК напишем только так, СКОЧ без о писать невмочь.

Члены предложения
Вопросы, на которые отвечают обстоятельства:
Семь вопросов – просто чудо,
Их запомнить просто как: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?

Правописание
Ввиду дождей, вследствие бури
Вместо тепла ветры подули.
По причине такой в течение дня, в продолжение суток
Насчёт погоды идёт пересудок.
Волнует не то, ждать ли тепла,
А как писать эти слова:
Грома гремели в течение суток,
В течении реки прорвало запруду.
Имейте в виду, чинить я не буду,
Лучше приму я участие в следствии
Об этом грамматическом стихийном бедствии.
Выучу впоследствии.

Слова с буквой «ять» (аналогом «е»)
б(е)лый, бл(е)дный, б(е)дный б(е)с
Уб(е)жал по сл(е)ду в л(е)с,
Л(е)шим по л(е)су он б(е)гал,
Р(е)дькой с хр(е)ном пооб(е)дал
И за б(е)дный тот об(е)д
Дал об(е)т над(е)лать б(е)д.
Съешь же еще этих мягких французских булок, да выпей чаю! - в этой фразе все буквы русского алфавита.

Астрономия
Для запоминания классов звезд:
Один Бритый Англичанин Финики Жует, Как Морковь.
Запомнить порядок планет Солнечной системы можно по первым буквам слов во фразе:
Мы ведь знаем, мама Юли села утром на пилюли! (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).
Порядок планет Солнечной системы по первым буквам слов:
Планеты нетрудно упомнить самому юному малышу, зная Венеру, Меркурий.
На Луне жил звездочет, он планетам вел подсчет.
Меркурий - раз, Венера - два-с,
Три - Земля, Четыре - Марс
Пять - Юпитер, Шесть - Сатурн,
Семь - Уран, Восьмой - Нептун.
Девять - дальше всех - Плутон,
Кто не видит, выйди вон.

Математика
Если очень постараться, можно сразу пи прочесть:
Три, четырнадцать, пятнадцать, девяносто два и шесть.
Надо только постараться и запомнить всё как есть - три, четырнадцать, пятнадцать, девяносто два и шесть.
Квадратный корень из двух запомнить можно следующим образом:
1,4142135624 = Я Таня, я дура, но я вот нашла корень из двух. (Каждая цифра соответствует количеству букв в слове.)
Формула дифференцирования произведения: d(UV) = U?dV + V?dU Чтобы легко запомнить формулу, можно заменить правую ее часть фразой: «Удавить – и в воду».
Легкий способ запоминания таблицы умножения на 9: на стол кладем две руки и поднимаем тот палец по счету, на который умножается 9. До поднятого пальца будут десятки, после единицы- это и есть ответ. Например: поднимем четвертый палец, до него три -три десятка, после него шесть-шесть единиц, значит 4х9=36

Физика
Средняя скорость теплового движения частицы v=sqrt(3kT/m) запоминается как три кота на мясо,(m - масса броуновской частицы, v - ее скорость, k - постоянная Больцмана, T - температура, sqrt - квадратный корень).

Химия
Индикатор лакмус красный кислоту укажет ясно! Индикатор лакмус синий - щелочь тут, не стой разиней!
Фенолфталеиновый в щелочах малиновый.
Алюминий, феррум, хром – их валентность равна трем.
Натрий, калий, серебро – одновалентное добро.

Литература
Слово ДАМАН указывает, на какой слог падает ударение в трехсложных размерах стиха: ДАктиль – 1-й слог, АМфибрахий – 2-й слог, АНапест – 3-й слог.

Про достопримечательности Петербурга
Автор проекта ростральных колонн, Стрелки и Биржи - Тома де Томон.
Дворцовой площади украсил панораму Столб Александровский - творенье Монферрана.
Синий мост широкий самый, метров сто. Проверьте сами.
Одна из прекрасных петровских затей - Кунсткамера, первый российский музей.
Острова. Их сорок два, а вокруг - река Нева.
Зодчий Растрелли. Зимний дворец. Стиля барокко прекрасный венец.
Атланты - мраморные стражи - хранят шедевры Эрмитажа.
Адмиралтейства зданье славное - постройка зодчего Захарова.
Славится Мойка мостами цветными: Желтым, Зеленым, Красным и Синим.
Васильевский остров. Отсюда из Гавани флот отправляется в дальнее плаванье.

Читайте и смотрите также:

Изучение истории правил

Ученики лучше поймут, а значит, и запомнят правило, если покопаются в его истории, узнают, кто и как его впервые сформулировал, как писались слова до появления правила орфографии, почему вообще правило потребовалось в системе правописания. Для такой работы потребуются старые издания книг по русской грамматике, начиная с сочинений Ломоносова. Такие издания несложно найти в интернете. Также можно использовать для анализа на лабораторных работах копии книг 18 века. В справочнике сайта "Могу писать" есть история некоторых правил орфографии. Например, правила правописания приставок .

Подбор слов на одно правило

Иногда люди помнят правило русского языка всю жизнь и не подозревают, что в языке существует лишь несколько слов на это правило. Или несколько десятков. Например, наречий с шипящим на конце всего 12: 9 с мягким знаком и 3 без мягкого знака на конце. 3 наречия считаются исключениями (подробнее о правиле правописания Ь после шипящих). И запомнить правописание этих конкретных слов иногда проще, чем запомнить правило. Но интересно не это, а то, что после составления полного списка слов на правило орфографии учащийся запоминает это правило навсегда. При составлении таких списков помогают обратные словари и поиск буквосочетаний в электронных словарях. Также можно методично выписывать слова из упражнений в разных учебниках. Учащимся можно предлагать готовые списки слов на различные правила. В группе 10 - 15 человек легко проводить игры для заучивания списков. Например, в игре "аукцион" побеждает тот, кто назовёт последнее слово. Такие методы прекрасно работают на тренингах грамотности. Для класса в обычной школе можно дать домашнее задание составить рассказ из слов. Рассказы можно распечатать и сделать яркую стенгазету. Каждый после долгих творческих мук прочтет то, что написали другие и таким образом многократно повторит слова.

Ну, и конечно, никто не отменял традиционные диктанты с комментированием и опросы. Они должны идти фоном постоянно.

Учите правила русского языка весело!

Как быстро выучить правила по русскому языку и запомнить их навсегда? Ответ на этот вопрос представляет интерес не только для учеников, но и для тех, кто давно окончил школу. Едва ли найдется человек, которому не хотелось бы писать и говорить грамотно. Советы, приведенные в статье, помогут справиться с этой задачей.

С чего начать

Как быстро выучить правила по русскому языку? Для начала стоит запастись учебником и сборником заданий, выполнение которых поможет закрепить изученное. Правильная подготовка к занятиям - залог успеха. Необходимо настроиться на запоминание правил. Ни в коем случае нельзя учить их в спешке, под влиянием тех или иных отвлекающих факторов (музыка, телевизор и так далее). Лучшее время для усвоения новой информации - утренние и вечерние часы.

Также человек должен понимать, для чего он собирается выучить то или иное правило, понадобится ли оно ему в дальнейшей жизни и в каких ситуациях. Правильная мотивация - залог успеха.

Понимание

Как быстро выучить правила по русскому языку и успешно применять их? Ошибку совершают те, кто пытается запомнить текст без понимания сути его содержания. Для начала следует внимательно прочитать правило, каждое слово при этом четко проговаривается вслух. Затем нужно определить значение каждого слова.

Затем необходимо попытаться правило переформулировать. Предположим, что оно имеет следующую структуру: «Делаем…, когда есть…». Можно сказать так: «Если есть…, то делаем…». Далее стоит выделить ключевые слова, к примеру, с помощью цвета. Это обеспечит участие зрительной памяти в процесс запоминания. Также можно представить правило графически, допустим, в виде таблицы или схемы. Чем больше действий человек производит с текстом, тем выше вероятность того, что он запомнит его содержание.

Как быстро выучить правила по русскому языку, состоящие из нескольких пунктов? Для начала следует понять содержание каждой части. Затем все пункты необходимо связать воедино.

Подключаем фантазию

Люди, обладающие развитым воображением, могут воспользоваться этим при запоминании правил. Такой метод активно применяют учителя начальных классов, воспитатели детских садов. Если человек сможет образно представить себе содержание текста, он лучше запомнит его.

Закрепление материала

Как учить правила русского языка? Многие люди забывают о важности закрепления изученного материала. Нельзя пренебрегать упражнениями, выполнение которых поможет применить правило. Желательно выбирать разнообразные виды упражнений, это позволит запомнить все возможные нюансы. Во время выполнения работы необходимо вновь и вновь проговаривать содержание правила.

Пересказ изученного материала - кратчайший путь к запоминанию. Содержание правила можно рассказывать самому себе или кому-то из домочадцев. Также полезно отвечать на чьи-то вопросы, касающиеся изученного материала. К примеру, помощник может спросить у человека о том, в каком случае делается или пишется что-то конкретное, а он должен назвать условие. Если возможности прибегнуть к чьей-то помощи нет, можно задавать вопросы самому себе и отвечать на них.

Читайте и пишите

Как быстро выучить правила русского языка самостоятельно? Чтение книг - кратчайший путь к достижению этой цели. Речь идет именно о книгах, а не о текстах в интернете, которые зачастую переполнены грамматическими ошибками. Наилучшим выбором станет классическая литература. Во время чтения книг работает зрительная память, а произнесение текста вслух позволяет задействовать и память звуковую. Человек не только расширяет свой словарный запас и развивает навык комбинирования и сочетания лексических единиц. Его мозг также фиксирует правильное написание различных понятий и терминов. Это обеспечивает уменьшение количества орфографических ошибок.

Переписывание книг - еще один способ запоминания правил русского языка. Он достаточно трудоемкий, однако результат стоит того. Переписывая по странице в день, человек может в кратчайшие сроки стать более грамотным. Во время выполнения этого задания обязательно следует работать с текстом. Необходимо отслеживать знакомые правила, которые встречаются в предложениях, контролировать правильность расстановки знаков препинания, написания слов. Однако даже если человек будет просто переписывать тексты, правила начнут откладываться у него в подсознании без дополнительных усилий.

Мнемоника - быстрый способ выучить правила русского языка

Мнемоника - техника запоминания, которая применялась еще до нашей эры. К этому методу прибегали еще античные ораторы, которым необходимо было выучить свои длинные речи. Большинство исследователей приписывает ее изобретение Цицерону. Итак, что же представляет собой самый быстрый способ выучить правила русского языка? Практические примеры, приведенные ниже, помогут в этом разобраться.

  • Как запомнить употребление глаголов «надевать и «одевать»? «Одеваю Надежду, надевая одежду».
  • «Не прекрасно, не чудесно, а опасно и ужасно букву «т» писать в словах «интересный» и «вкусный» напрасно. Такой текст поможет лучше запомнить семь слов, в которых не используется буква «т».
  • Как запомнить падежи русского языка? Справиться с этой задачей поможет забавная скороговорка. К примеру, «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку». Или же «Иван Рубил Дрова, Варя Топила Печь».
  • Как быстро выучить приставки, которые необходимо писать слитно? Достаточно запомнить слово «автомотовелофоторадиомонтер».
  • После буквы «Ц» всегда пишется «И», однако существуют слова-исключения. Выучить их достаточно легко: «Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул цыц».

Чем смешнее фраза, тем легче ее запомнить. К примеру, «Кто в глаголах пишет «ЦА» - настоящая овца».

Креативные методы

Использование мнемотехники - быстрый способ выучить правила русского языка. Конечно же, существуют и другие креативные методы. К примеру, правило, которое запоминается с трудом, можно попытаться пропеть. В этом случае оно непременно врежется в память.

Еще один эффективный способ - наговорить сложный текст на диктофон. Эту запись следует регулярно прослушивать перед сном. Наконец, текст правила можно прокричать, это также способствует запоминанию.

В ряду справочников и пособий по русскому языку появилось новое, веселое и толковое. "Неучебник по русскому языку" обещает выйти в нескольких частях (пока готовы учебники по орфографии, охватывающие программу 5-6-го классов) и помочь тем, кого школьное преподавание только запутывает. Хорошим подспорьем "Неучебник" будет и при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Каждая глава состоит из короткого смешного рассказа, объяснения и упражнений. Предлагаем пример изложения сложной темы - чередование гласных в корне.

Репетиция

Коля, сыграешь, не забудь поклониться, - сказала учительница по фортепьяно.

Я не привык кланяться, - гордо сказал Коля. Он прочитал эти слова в книге "Последний из могикан".

Но ведь это... - растерялась учительница. - Это кон...

Концерт окончен! - перебил Коля.

Хлопнул крышкой рояля и бесшумно, как последний из могикан, ушёл со сцены.

Чередование гласных в корне

Большинство изучающих русский язык в школе привыкли к морфемному принципу русской орфографии, который предполагает единообразное написание всех значащих частей слова - морфем (приставок, корней, суффиксов и окончаний), несмотря на различие в их произношении. Однако в рассказе Артура Гиваргизова "Репетиция" есть два однокоренных слова, написание которых нарушает морфемный принцип: в одном слове в корне пишется буква а, в другом в том же корне - буква о. Получается, что один и тот же корень записывается по-разному.

Это глаголы кланяться и поклониться. В клaняться ударение падает на корень, и мы пишем а. В поклони΄ться корень безударный, но мы легко вспомним слова поклoн и поклoнник, где под ударением слышится [о]. Это называется чередованием гласных в корне.

Корней с чередованием гласных в русском языке не так много. Их можно разделить на четыре группы - в зависимости от того, что влияет на выбор гласной буквы, обозначающей безударный звук:

  • гласная буква постоянна (её нужно запомнить);
  • согласные, следующие за гласной;
  • наличие суффикса а, следующего непосредственно за корнем;
  • значение.

Упражнение. Перед вами группы однокоренных слов, содержащих корни с чередованием. Однако в каждой группе есть лишнее слово - не однокоренное с остальными. Назовите эти лишние слова.

  1. Загореться, загар, возгорание, гора, прогореть, пригарь.
  2. Зарево, зорька, зарница, озорничать, зоренька, заря.
  3. Вскочит, вскачь, раскачка, заскочить, подскок, соскакивать.
  4. Сесть, приседания, непоседа, засиживался, седовласый, насиделся.
  5. Собираться, выберусь, заберётся, отбирать, проберусь, пробирка.

Когда безударную гласную нужно запомнить

В эту группу входят четыре корня:

гор // гар
клон // клан
плов // плав
зор // зар

В этих корнях встречаются и буква о, и буква а. Под ударением, естественно, мы пишем так, как слышим: загaр, поклoн, клaняться, плaвать, зaрево, зoрька. В безударном же положении действуют особые правила. Вот они.

  1. В двух из названных корней в безударном положении пишется буква о. Это корни гор, клон: горeть, клони΄ться.
  2. В двух из названных корней в безударном положении пишется буква а. Это корни плав, зар: плавни΄к, зарни΄ца.

Для последнего правила есть исключения:

  1. при΄гарь (слово из разговорной речи, означает "привкус дыма, гари в пригоревшей пище");
  2. пловeц, пловчи΄ха.

О корне плав // плов надо сказать отдельно. Для него есть ещё и такие варианты - плыв // плы: плыть, заплыть, заплывать. В их написании обычно никто не ошибается, поскольку даже в безударной позиции они произносятся иначе. Нужно запомнить только два интересных слова - плаву΄н (водяной опоссум) и плыву΄н (насыщенный водой грунт).

В школьном курсе русского языка обычно в этой группе рассматривают ещё корень твор // твар. Исторически это, действительно, один корень, имевший два варианта. Однако со временем варианты очень сильно разошлись по значению и стали самостоятельными корнями.

Первый вариант связан с идеей творчества и творения и пишется с буквой о не только в ударной, но и в безударной позиции: творить, твoрческий, творeц, творeние, болезнетвoрный.

Второй вариант встречается в нескольких словах, изначально связанных с идеей творения, но по существу потерявших или теряющих эту связь. Он также может встречаться и в ударной, и в безударной позиции: тварь, тварюга, утварь.

Устаревающее слово утварь означает "совокупность предметов, необходимых в обиходе", то есть посуда, хозяйственные принадлежности, мебель и т.п. Сегодня в нём уже нельзя выделить корень твар, правильнее говорить о корне утварь: приставка у уже слилась с корнем.

Слово тварь сохраняет определённую связь с идеей творения в таких сочетаниях и выражениях, как божья тварь или всякой твари по паре. Однако эта связь едва ли чувствуется в распространённом бранном употреблении по отношению к животным или людям (в значении "подлый, мерзкий человек"): Этот осёл - такая упрямая тварь. В общем, и само слово тварь, и однокоренное слово тварюга пишутся с буквой а.

Упражнение 1. Какое утверждение в каждой паре является верным?

  1. В слове з_ря пропущена гласная о, так как проверочное слово зори.
  2. В слове з_ря нужно написать букву а, потому что это корень с чередованием и в безударной позиции в нём всегда пишется а.
  1. Слово скл_ниться пишем с буквой о: без ударения всегда клон.
  2. Слово скл_ниться пишем с буквой а: без ударения всегда клан.__
  1. Слово приг_реть пишем с буквой о: без ударения всегда гор.
  2. Слово приг_реть пишем с буквой а: проверочное слово гарь.
  1. В словах разг_реться и г_рдиться корень с чередующейся гласной гор.
  2. В словах разг_рался и г_рдимся корни разные, но писать в обоих словах нужно о.
  1. В корне слова пл_вец пишется а, так как безударный гласный в этом корне всегда обозначается буквой а.
  2. В корне слова пл_вец пишется о. Безударный гласный в этом корне обозначается буквой а, но слово пл_вец - исключение.

Упражнение 2. Вставьте пропущенные буквы.

  1. Заг_рать на солнышке, удочка с попл_вком, накл_нилась к земле, яркие з_рницы.
  2. Встать на з_ре, покл_нился королеве, приг_ревшая каша, российские пл_вчихи.
  3. Откл_нюсь от маршрута, не спал от з_ри до з_ри, спл_влять лес по реке, г_релые спички.
  4. Пл_вучий остров, оз_рился лучами солнца, скл_ниться над рекой, сг_рел в пожаре.
  5. Каша с приг_рью, птица з_рянка, прикл_нять к земле, запл_вать за буйки.


Упражнение 3. В корнях слов пропущены проверяемые и непроверяемые, а также чередующиеся гласные. Вставьте их. Слова с чередованием гласных подчеркните. Если нужно, обращайтесь к орфографическому словарю.

  1. Зайти в г_раж, двигатель внутреннего сг_рания.
  2. Скл_нился над рекой, кл_нировать мамонта.
  3. Держаться на пл_ву, ул_вить настроение.
  4. Г_рящий лес, какой-то буг_рок.
  5. Вз_рвался аплодисментами, пришло оз_рение.
  6. Благотв_рительная акция, отв_рите ворота.
  7. Крупный бакл_жан, покл_нение солнцу.
  8. Встретил з_рю, раз_рённая земля.
  9. Бутерброд с марг_рином, предотвратить возг_рание.

Упражнение 4. Перепишите предложения из повестей Астрид Линдгрен про девочку Пеппи. Подчеркните слова с чередованием гласных в корнях, написание которых в безударной позиции нужно запомнить. Если нужно, обращайтесь к орфографическому словарю.

1. Одно за другим гасли окна во всех окрестных д_мах, но в домике Пеппи _гонь всё г_рел. 2. Пеппи скл_нила гол_ву и кинула к_сой взгляд на Томми, Аннику и на их т_релки с кашей. 3. По всем улицам б_жали дети, и Пеппи едва посп_вала разд_вать г_рстями к_нфеты. 4. На террасе г_рела большая св_ча, и свет её кр_сиво оз_рял заснеженные кусты. 5. В какой ряд мне ст_новиться, если у нас в с_мье нет четырнадцати д_тей, из которых тринадцать - оз_рные мальчишки, а ш_коладную сиг_рету так здорово прикусить уголком рта, чтобы вкус ш_колада смешался со вкусом м_линового м_рмелада! 6. Оттуда высунулся огромный пл_вник, который быстро двигался по напр_влению к Томми. 7. Они притв_рились, будто приплыли на остров вовсе не для того, чтобы завл_деть жемчугом, а только ради неб_льшой приятной экскурсии.

Купить эту книгу

Комментировать статью "Как запоминать правила русского языка: новый учебник в помощь"

Правила русского языка. Добрый вечер, не спящие в мире:) Ответьте мне, знатоки русского языке, пожалуйста, на вопрос: как правильно "Согласно которОГО" или "Согласно которОМУ"?? Как запоминать правила русского языка: новый учебник в помощь.

Обсуждение

Это ведь с любым предметом так. Моя вот не понимает, зачем биология/география и иже с ними в том объёме, который даётся в школе. Для общего развития хватило бы и половины. В глубине души я с ней согласна, но говорю, что знание всех предметов "надо, потому что надо")))

Хотя бы потому, что никто не знает, что оно там дальше будет. Я тоже в школе правил не знала вообще, по русскому были 5-2-5-2... За диктант - "5". "Объясни, почему ты так написала" - "2". А потом я вдруг поняла, что правила есть в любом языке, причем, если ты знаешь правила одного, проще понять правила другого (по аналогии или "от противного"). И вообще язык сродни математике - логичен и интересен.
А правила я узнала потом, когда (вдруг!) стала преподавать этот самый язык:)

Как запоминать правила русского языка: новый учебник в помощь. Программа по русскому языку 5-6-го класса - в новом учебнике орфографии с упражнениями и понятным объяснением. Большинство изучающих русский язык в школе привыкли к морфемному принципу русской...

Обсуждение

Ахременкова "К пятерке шаг за шагом"

Читать книг нужно больше, родителям в том числе. Мамы и папы должны на собственном примере показывать интерес к чтению книг. А то, бывает, сами последнюю книгу в школе читали, зато ребенка укоряют, что он ничего читать не хочет. А ведь когда читаешь, работает зрительная память. И во время письма, если неправильно написал, то сразу замечаешь, что что-то не то.

Там в очень концентрированной форме давались все правила русского языка и к ним упражнения. ++ к Шкляевой и Выборновой на фоксфорде и еще добавила бы учебник Великовой " Русский язык для старшеклассников и абитуриентов", он в отличие от Богдановой...

Обсуждение

Я со своим сыном занималась, правда очень давно, по учебнику Русовой "Русский язык для поступающих в вузы". Тоненькая такая книжечка. Там в очень концентрированной форме давались все правила русского языка и к ним упражнения. Прошли мы этот учебник с ним летом после 6 класса. Занимались 1,5-2 месяца по 2-3 часа в день. Больше мы к этому не возвращались. Но ему хватило, чтобы закончить школу с пятеркой по русскому и поступить в ВУЗ.

05.04.2018 04:10:03, mn-kononova

Если нет времени вообще, то только репетитор. Оптимально - по скайпу, чтобы не тратить время на передвижения. Реп выявит провалы, проработает необходимые темы, поддержит морально. И это не слишком дорого. Раза в неделю хватит за глаза.
Если хочется треша, то да фоксфорд-интернетурок-самообразование. Но надо понимать, что это раз в 10 времязатратнее.

Репетитор по русскому языку на август. Требуется репетитор русского языка, где искать не Репетитор русского языка, подготовка к ЕГЭ. Образование взрослых: высшее образование...

Очень нужна ваша помощь. Опознайте, пожалуйста, учебник по русскому. Русский язык Для старшеклассников и >. Русский язык Для старшеклассников и Русский язык - ЕГЭ 4 класс. В начале учебного года наша учитель объявила, что авторы ЕГЭ по русскому языку в...

Раздел: Учебники (лучшиая книга правила русского языка). Посоветуйте сборник правил по русскому для нач.

Обсуждение

Присоединяюсь к просьбе. Нужно тоже самое, но онлайн. В компьютере нужное правило как-то легче искать. Спасибо!

Я не очень понимаю, что значит "сборник правил для началки": они какие-то особенные для первых 4 классов? Есть просто правила русского языка. Что по мне, лучше Дитмара Эльяшевича ничего не придумано еще.

"Ответ справочной службы русского языка Нет, написание _ё_ в слове _тяжелый_ нельзя проверить с помощью слова _тяжесть_. Правописание этого слова на обыденном уровне...

Обсуждение

10.04.2017 14:07:47, кристины

"Ответ справочной службы русского языка
Нет, написание _ё_ в слове _тяжелый_ нельзя проверить с помощью слова _тяжесть_. Правописание этого слова на обыденном уровне можно проверить так: _тяжёл -- тяжела_ (без ударения -- _е_).
Однако Вы правы, _ё_ в данном случае не входит в состав корня. Д. Э. Розенталь так формулирует правило о написании _о, ё_ в суффиксах прилагательных после шипящих: _После шипящих под ударением пишется _о_, в соответствии с произношением в суффиксах имён прилагательных: -ов- (ежовый, чесучовый), -он (смешон)_. Как мы видим, суффикс _-ёл-_ в этот список не входит."

Spotlight. Изучение иностранных языков. Образование детей. Учителями использовался только учебник, рабочая тетрадь и очень редко диск (на первых порах, слушали новые слова), Сборник упражнений Если же учитель не умеет с детьми разговаривать, не важно на русском или на английском языке, то это Грамматика объясняется при помощи геометрических фигур.

Обсуждение

Здравствуйте, Tasiok.
Проблема этого учебника в том, что его предполагаемая методика не совпадает с условиями, в которых вам приходится обучать детей. Коммуникативный метод требует ежедневного общения на языке, и не по одному часу.
Я не видел того учебника, о котором вы говорите, но я имею представление о коммуникативном методе. Мне по жизни привелось эмигрировать в Германию и там учить немецкий язык, с самого нулевого уровня, как раз по коммуникативной методике. Шесть часов ежедневных занятий в течение полугода. И у нас тоже были учебники, похожие на сборник комиксов. Первый месяц мы те учебники даже не открывали. Педагог сначала натаскивала нас на устное общение в повелительном наклонении, чтобы мы могли дать друг другу элементарные задания, что нужно делать. Повелительное наклонение - это основа, база для самого начального общения. Так общаются маленькие дети в возрасте двух лет: "Дай мне вот это. Возьми. Поставь это сюда, поставь туда. Положи, посади, убери, достань. Скажи, спроси, объясни, покажи." Все остальные сложности, типа "Меня зовут Лева. Мне 50 лет. Я живу в Гамбурге." - это всё лишнее на этапе, когда человек еще не умеет сказать другому "Дай!". Зато когда мы за месяц овладели повелительным наклонением и наигрались кукольной мебелью ("Поставь стул перед столом. Поставь лампу на тумбочку. Подвинь тумбочку к кровати") - после этого мы оказались вполне способны попросить друг друга о чем-нибудь, и у нас накопился некоторый лексикон - и вот только тогда мы занялись рассказыванием комиксов из учебника. К концу шестого месяца мы, взрослые люди с уже окостенелыми мозгами, были способны уже по-настоящему разговаривать по-немецки. Я с тех пор убедился, что взрослые люди могут обучиться языку намного быстрее, чем маленькие дети.
Грамматику в виде правил мы начали изучать только после того, как в нашем разговорном запасе накопилось множество всяких разных грамматических формул, оборотов, конструкций. Без этого запаса все зазубренные правила остались бы пустым для нас звуком. Я это точно знаю, потому что в школьные и в институцкие годы я учил английский, и все зазубренные правила английской грамматики без опоры на живой разговор выветрились из головы сразу после экзаменов.
В нашей немецкой группе была женщина из России - школьный преподаватель немецкого языка. Вы понимаете, она прекрасно знала всю немецкую грамматику. Но при этом она несколько первых месяцев совсем ничего не могла по-немецки сказать, ее этому просто не учили в институте. Конечно к концу курса она далеко обогнала всех прочих курсантов, таких как я, которые начали учебу с нуля. Но факт, что говорить на языке, который она сама преподавала в советской школе, она не умела, при всех ее знаниях грамматики.
Кстати, к концу курса обнаружилось, что наш немецкий препод очень недурно владел русским языком. Но в течении первых месяцев мы, учащиеся, даже не подозревали об этом. Все немецкие сложности он нам старательно объяснял только по-немецки и на пальцах.

Впечатления- ужасно, успехи у ребенка есть только благодаря хорошей памяти, послушал-запомнил-рассказал-получил 5, но через пару недель половину слов не вспомнит.Пишу лично свои впечатления, я не педагог, обычная мама с английским на уровне школы. (много букв:-)
У нас класс поделили на две группы, соответственно 2 учителя. Обе радовались новому курсу (до этого была Биболетова), но родители все в ужасе. Учителями использовался только учебник, рабочая тетрадь и очень редко диск (на первых порах, слушали новые слова), Сборник упражнений сказали не покупать, хотя именно его очень не хватало (лично для меня, поэтому купила сама). Все задания в учебнике и рабочей тетради на английском, перевода нет, сначала идет знакомство со звуками (не всеми), что очень не привычно, а потом алфавит, которому уделили 2 урока (1-проговорили, 2-сдали выученное наизусть устно), правила чтения не объяснялись, учитель показал на примере буквы А, что есть открытый и закрытый слог и буква читается по-разному, как читаются другие буквы-не объяснялось, ребенок про слоги ничего не понял, объясняла сама. Произношению внимание не уделялось вообще, кто как может и услышит, тот так и говорит. Написание букв тоже не проходили, срисовывают кто во что горазд. Англоговорящие родители заметили ошибки в транскрипции некоторых слов в словаре учебника, как читать транскрипцию- не объясняли детям. Основные домашние задания- рабочая тетрадь (там легко по картинкам), выучить написание 6ти слов по теме - пишут на память (очень трудно, т.к. ребенок не знаком с правилами чтения сочетаний 2-3х букв, например запомнить написание eight, когда слышится три буквы и не понятно зачем нужны еще две), составить рассказ по образцу (с этим справлялся, т.к. требовалось заменить одно слово другим и все, например куклу на медведя), устные диалоги из учебника, и во второй группе еще задавали учить стихотворение-песенку наизусть, которая идет в каждой теме (для ребенка, не умеющего толком читать, учить стих из 10-15 строк,не понимая смысла, это ад).
Результат года обучения во 2м классе: успехи есть у детей, которые занимаются английским вне школы (персональный репетитор, как правило) и у которых хорошо знающие язык родители, дети, у которых родители английский не учили, денег на репетиторов не имеют, еле тянут на 3 с помощью братьев, сестер и прочих родственников. Я своего ребенка учу читать по книжке Л.Камионской "Научись читать по-английски" (спасибо ей большое за пособие), все лето будем заниматься языком, т.к. учитель свою задачу не выполнил, я считаю, базовых знаний у ребенка 0.

Как научить пользоваться правилами? Сын в 4 классе. По русскому твердая 2. В диктанте стабильно Если заниматься дома, то важно не просто спрашивать правила, а чтобы сначала в учебнике (купить свой) Поначалу ребенок не может научиться чему-то новому один, но если ему помочь, он сможет Роль Таблица умножения, правила русского языка: как запомнить?

Обсуждение

Все прочитала, скопировала. Будем работать, менять тактику. Сил и уверенности прибавилось, а то руки опускались уже от отсутствия результата, если честно!. Всем огромное спасибо!

28.01.2014 10:32:41, Юля-ля с чужого компа

Юля, у нас точно такие же проблемы пространственно-зрительная дезориентация. Единственное, что спасает нас в школе: официальное заключение комиссии на дисграфию, дислексию, дискалькулию и рекомендации учителям - все на бланке комитета образования: требование индивидуального подхода к ребенку. Если нужно рассказать, как это сделать - пишите на подник. Спасает ситуацию реально и с ребенка снимает лишний стресс.

Есть просто правила русского языка. Что по мне, лучше Дитмара Эльяшевича ничего не придумано Русский язык: грамотный ребенок – как? Правила русского языка: учить в игре.

Обсуждение

А нам "К пятерке шаг за шагом" как-то не подошла(У сына по русскому практически в каждом триместре решается оценка - между 3 и 4, но в последнем триместре я решила его подтянуть и взялась за это дело серьезно. Каждый вечер!! мы писали диктант из книжечки Узоровой и Нефедовой (для его 3 класса)и делали 1 упражнение на грамматику (иногда больше) из тех же Узоровой и Нефедовой (называется по-моему весь курс русского языка 3 класс). Этот учебник хорош тем, что на каждую тему дается множество однотипных упражнений, которые можно делать в учебнике, не переписывая в тетрадь. Вобщем, даже учительница заметила, что дела пошли лучше. В итоге оценка была твердая 4. Единственная трудность - заставить каждый вечер дополнительно заниматься)))

Обсуждение

Прелесть какая:-) Я всегда говорила, что фонетический разбор вреден в начальной школе, а упражнения на исправление ошибок - бред.

Спасибо, замечательная лекция!

Хотела там же дать комментарий, но не поняла как сохранить.
Абсолютно точно: фонетический разбор, как он подается сейчас в начальной школе, дезориентирует ребенка. Чего стоят упражнения в учебнике Репкина (моему сыну выпало несчастье учиться по этому пособию) по переделыванию грамотно записанных текстов в "фонетически правильные"! Можно подумать, что у нас в начальной школе обучаются дети-иностранцы, а не носители русского языка. Почему то в начале 1970-х ничего подобного не было - я помню, что мы проскочили фонетику со свистом - и процент грамотных был на выходе выше, чем сейчас.

В голове крутятся вопросы (почти риторические): когда же придет конец этому безумию в преподавании русского языка? Неужели все настолько коррумпировано в сфере подготовки методик преподавания и издания школьных учебников?

Задали на выходные выучить правило. Выучить -то выучил, а вот понять никак. У нас вообще с русским не очень-то, а как до разбора по составу, падежей доходит, и теперь до склонений, вообще, вылезай-приехали. Честно говоря, сильно нервничаю. Подскажите что-нибудь - книгу...

Как быстро выучить правила по русскому языку и запомнить их навсегда? Ответ на этот вопрос представляет интерес не только для учеников, но и для тех, кто давно окончил школу. Едва ли найдется человек, которому не хотелось бы писать и говорить грамотно. Советы, приведенные в статье, помогут справиться с этой задачей.

С чего начать

Как быстро выучить правила по русскому языку? Для начала стоит запастись учебником и сборником заданий, выполнение которых поможет закрепить изученное. Правильная подготовка к занятиям - залог успеха. Необходимо настроиться на запоминание правил. Ни в коем случае нельзя учить их в спешке, под влиянием тех или иных отвлекающих факторов (музыка, телевизор и так далее). Лучшее время для усвоения новой информации - утренние и вечерние часы.

Также человек должен понимать, для чего он собирается выучить то или иное правило, понадобится ли оно ему в дальнейшей жизни и в каких ситуациях. Правильная мотивация - залог успеха.

Понимание

Как быстро выучить правила по русскому языку и успешно применять их? Ошибку совершают те, кто пытается запомнить текст без понимания сути его содержания. Для начала следует внимательно прочитать правило, каждое слово при этом четко проговаривается вслух. Затем нужно определить значение каждого слова.

Затем необходимо попытаться правило переформулировать. Предположим, что оно имеет следующую структуру: «Делаем…, когда есть…». Можно сказать так: «Если есть…, то делаем…». Далее стоит выделить ключевые слова, к примеру, с помощью цвета. Это обеспечит участие в процесс запоминания. Также можно представить правило графически, допустим, в виде таблицы или схемы. Чем больше действий человек производит с текстом, тем выше вероятность того, что он запомнит его содержание.

Как быстро выучить правила по русскому языку, состоящие из нескольких пунктов? Для начала следует понять содержание каждой части. Затем все пункты необходимо связать воедино.

Подключаем фантазию

Люди, обладающие развитым воображением, могут воспользоваться этим при запоминании правил. Такой метод активно применяют учителя начальных классов, воспитатели детских садов. Если человек сможет образно представить себе содержание текста, он лучше запомнит его.

Закрепление материала

Как учить правила русского языка? Многие люди забывают о важности закрепления изученного материала. Нельзя пренебрегать упражнениями, выполнение которых поможет применить правило. Желательно выбирать разнообразные виды упражнений, это позволит запомнить все возможные нюансы. Во время выполнения работы необходимо вновь и вновь проговаривать содержание правила.

Пересказ изученного материала - кратчайший путь к запоминанию. Содержание правила можно рассказывать самому себе или кому-то из домочадцев. Также полезно отвечать на чьи-то вопросы, касающиеся изученного материала. К примеру, помощник может спросить у человека о том, в каком случае делается или пишется что-то конкретное, а он должен назвать условие. Если возможности прибегнуть к чьей-то помощи нет, можно задавать вопросы самому себе и отвечать на них.

Читайте и пишите

Как быстро выучить правила русского языка самостоятельно? Чтение книг - кратчайший путь к достижению этой цели. Речь идет именно о книгах, а не о текстах в интернете, которые зачастую переполнены грамматическими ошибками. Наилучшим выбором станет классическая литература. Во время чтения книг работает зрительная память, а произнесение текста вслух позволяет задействовать и память звуковую. Человек не только расширяет свой словарный запас и развивает навык комбинирования и сочетания лексических единиц. Его мозг также фиксирует правильное написание различных понятий и терминов. Это обеспечивает уменьшение количества орфографических ошибок.

Переписывание книг - еще один способ запоминания правил русского языка. Он достаточно трудоемкий, однако результат стоит того. Переписывая по странице в день, человек может в кратчайшие сроки стать более грамотным. Во время выполнения этого задания обязательно следует работать с текстом. Необходимо отслеживать знакомые правила, которые встречаются в предложениях, контролировать правильность расстановки знаков препинания, написания слов. Однако даже если человек будет просто переписывать тексты, правила начнут откладываться у него в подсознании без дополнительных усилий.

Мнемоника - быстрый способ выучить правила русского языка

Мнемоника - техника запоминания, которая применялась еще до нашей эры. К этому методу прибегали еще античные ораторы, которым необходимо было выучить свои длинные речи. Большинство исследователей приписывает ее изобретение Цицерону. Итак, что же представляет собой самый быстрый способ выучить правила русского языка? Практические примеры, приведенные ниже, помогут в этом разобраться.

  • Как запомнить употребление глаголов «надевать и «одевать»? «Одеваю Надежду, надевая одежду».
  • «Не прекрасно, не чудесно, а опасно и ужасно букву «т» писать в словах «интересный» и «вкусный» напрасно. Такой текст поможет лучше запомнить семь слов, в которых не используется буква «т».
  • Как запомнить падежи русского языка? Справиться с этой задачей поможет забавная скороговорка. К примеру, «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку». Или же «Иван Рубил Дрова, Варя Топила Печь».
  • Как быстро выучить приставки, которые необходимо писать слитно? Достаточно запомнить слово «автомотовелофоторадиомонтер».
  • После буквы «Ц» всегда пишется «И», однако существуют слова-исключения. Выучить их достаточно легко: «Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул цыц».

Чем смешнее фраза, тем легче ее запомнить. К примеру, «Кто в глаголах пишет «ЦА» - настоящая овца».

Креативные методы

Использование мнемотехники - быстрый способ выучить правила русского языка. Конечно же, существуют и другие креативные методы. К примеру, правило, которое запоминается с трудом, можно попытаться пропеть. В этом случае оно непременно врежется в память.

Еще один эффективный способ - наговорить сложный текст на диктофон. Эту запись следует регулярно прослушивать перед сном. Наконец, текст правила можно прокричать, это также способствует запоминанию.

Новое на сайте

>

Самое популярное