Домой Природное земледелие Системный подход в управлении предполагает выделение. Системный подход в управлении. Ситуационный подход к управлению

Системный подход в управлении предполагает выделение. Системный подход в управлении. Ситуационный подход к управлению

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Понятие системного подхода, его основные черты и принципы

Системный подход - это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов, исходя из общего предназначения объекта.

Можно также сказать, что системный подход - это такое направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной социально-экономической системы.

1. Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

2. Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня - элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.

3. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

4. Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

2. Современное представление о системном подходе

Итак, системный подход в управлении основывается на том, что всякая организация представляет собой систему, состоящую из частей, каждая из которых обладает своими собственными целями. Руководитель должен исходить из того, что для достижения общих целей организации необходимо рассматривать ее как единую систему. При этом стремиться выявить и оценить взаимодействие всех ее частей и объединить их на такой основе, которая позволит организации в целом эффективно достичь её целей. (Достижение целей всех подсистем организации явление желательное, но почти всегда не реальное).

3. Отличия традиционного и системного подходов к управлению

Традиционный и системный подходы используют и анализ (расчленение целого на части) и синтез (объединение частей в целое) при выработке управленческих решений. Различие заключается в сочетании, последовательности этих методов. Традиционное мышление содержит следующую последовательность этапов: 1) расчленение (анализ) того, что предстоит объяснить; 2) объяснение поведения или свойств частей взятых по отдельности; 3) объединение (синтез) этих объяснений в объяснение целого. В системном подходе также можно выделить три ступени: 1) определение целого (системы), частью которого является интересующий нас объект; 2) объяснение поведения или свойств этого целого (системы); 3) объяснение поведения или свойств интересующего нас предмета с точки зрения его функций в этом целом, частью которого он является. Т.е. при системном подходе синтез предшествует анализу, а при традиционном - наоборот.

При аналитическом подходе объясняемый предмет рассматривается, как целое, которое предстоит разложить на части. При системном подходе, объясняемый предмет рассматривается как часть некоторого целого.

4. Значение системного подхода в управлении

Значение системного подхода заключается в том, что менеджеры могут проще согласовывать свою конкретную работу с работой организации в целом, если они понимают систему и свою роль в ней. Это особенно важно для генерального директора, потому что системный подход стимулирует его поддерживать необходимое равновесие между потребностями отдельных подразделений и целями всей организации. Он заставляет его думать о потоках информации, проходящих через всю систему, а также акцентирует внимание на важности коммуникаций. Системный подход помогает установить причины принятия неэффективных решений, он же предоставляет средства и технические приемы для улучшения планирования и контроля.

Несомненно, современный руководитель должен обладать системным мышлением. Системное мышление не только способствовало развитию новых представлений об организации (в частности, особое внимание уделялось интегрированному характеру предприятия, а также первостепенному значению и важности систем информации), но и обеспечило разработку полезных математических средств и приемов, значительно облегчающих принятие управленческих решений, использование более совершенных систем планирования и контроля. Таким образом, системный подход позволяет нам комплексно оценить любую производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на уровне конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы, выявить характер проблем входа, процесса и выхода. Применение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления.

Несмотря на все положительные результаты, системное мышление все еще не выполнило свое самое важное предназначение. Утверждение, что оно позволит применять современный научный метод к управлению, все еще не реализовано. Это происходит отчасти оттого, что крупномасштабные системы очень сложны. Нелегко уяснить те многие способы, при помощи которых внешняя среда влияет на внутреннюю организацию. Взаимодействие множества подсистем внутри организации не совсем осознается. Границы систем устанавливать очень трудно, слишком широкое определение приведет к накоплению дорогостоящих и непригодных данных, а слишком узкое - к частичному решению проблем. Нелегко будет сформулировать вопросы, которые встанут перед предприятием, определить с точностью информацию, необходимую в будущем. Даже если самое лучшее и самое логичное решение будет найдено, оно, возможно, будет невыполнимо. Тем не менее, системный подход дает возможность глубже понять, как работает организация.

5. Определение понятия «системный анализ»

Системный анализ -- это совокупность определенных научных методов и практических приемов решения разнообразных проблем, возникающих во всех сферах целенаправленной деятельности общества, на основе системного подхода и представления объекта исследования в виде системы. Характерным для системного анализа является то, что поиск лучшего решения проблемы начинается с определения и упорядочения целей деятельности системы, при функционировании которой возникла данная проблема. При этом устанавливается соответствие между этими целями, возможными путями решения возникшей проблемы и потребными для этого ресурсами.

Системный анализ характеризуется главным образом упорядоченным, логически обоснованным подходом к исследованию проблем и использованию существующих методов их решения, которые могут быть разработаны в рамках других наук.

Целью системного анализа является полная и всесторонняя проверка различных вариантов действий с точки зрения количественного и качественного сопоставления затраченных ресурсов с получаемым эффектом.

Системный анализ, по существу, является средством установления рамок для систематизированного и более эффективного использования знаний, суждений и интуиции специалистов; он обязывает к определенной дисциплине мышления.

Иными словами, системный анализ -- это систематизированные методы оказания лицу, принимающему решение, помощи при выборе курса действий путем изучения всей проблемы в целом, определения конечных целей и различных путей их достижения с учетом возможных последствий. Для получения квалифицированного суждения по проблемам используются соответствующие методы, по возможности аналитические.

Системный анализ предназначен для решения в первую очередь слабоструктурированных проблем, т.е. проблем, состав элементов и взаимосвязей которых установлен только частично, задач, возникающих, как правило, в ситуациях, характеризуемых наличием фактора неопределенности и содержащих неформализуемые элементы, непереводимые на язык математики.

Одна из задач системного анализа заключается в раскрытии содержания проблем, стоящих перед руководителями, принимающими решения, настолько, чтобы им стали очевидны все основные последствия решений и их можно было бы учитывать в своих действиях. Системный анализ помогает ответственному за принятие решения лицу более строго подойти к оценке возможных вариантов действий и выбрать наилучший из них с учетом дополнительных, неформализуемых факторов и моментов, которые могут быть неизвестны специалистам, готовящим решение.

Объект системного анализа в теоретическом аспекте -- это процесс подготовки и принятия решений; в прикладном аспекте -- различные конкретные проблемы, возникающие при создании и функционировании систем.

В теоретическом аспекте -- это, во-первых, общие закономерности проведения исследований, направленные на поиск наилучших решений различных проблем на основе системного подхода (содержание отдельных этапов системного анализа, взаимосвязи, существующие между ними, и др.).

Во-вторых, конкретные научные методы исследования -- определение целей и их ранжирование, дезагрегирование проблем (систем) на их составные элементы, определение взаимосвязей, существующих как между элементами системы, так и между системой и внешней средой и др.

В-третьих, принципы интегрирования различных методов и приемов исследования (математических и эвристических), разработанных как в рамках системного анализа, так и в рамках других научных направлений и дисциплин в стройную, взаимообусловленную совокупность методов системного анализа.

6. Понятие системы

В системном анализе исследования строятся на использовании категории системы, под которой понимается единство взаимосвязанных и взаимовлияющих элементов, расположенных в определенной закономерности в пространстве и во времени, совместно действующих для достижения общей цели. Система должна удовлетворять двум требованиям:

1. Поведение каждого элемента системы влияет на поведение системы в целом; существенные свойства системы теряются, когда она расчленяется.

2. Поведение элементов системы и их воздействие на целое взаимозависимы; существенные свойства элементов системы при их отделении от системы также теряются. Гегель писал о том, что рука, отделенная от организма, перестает быть рукой, потому что она не живая.

Таким образом, свойства, поведение или состояние, которыми обладает система, отличаются от свойств, поведения или состояния образующих ее элементов (подсистем). Система -- это целое, которое нельзя понять путем анализа. Система -- это множество элементов, которое нельзя разделить на независимые части.

Совокупность свойств элементов системы не представляет собой общего свойства системы, а дает некоторое новое свойство. Для любой системы характерно наличие собственной, специфической закономерности действия, невыводимой непосредственно из одних лишь способов действия образующих ее элементов. Всякая система является развивающейся системой, она имеет свое начало в прошлом и продолжение в будущем.

Основными частями системы являются вход, операция и выход.

У любой системы вход состоит из элементов, классифицируемых по их роли в процессах, протекающих в системе. Первый элемент входа тот, над которым осуществляется некоторый процесс, или операция. Этот вход есть или будет «нагрузкой» системы (сырье, материалы, энергия, информация и др.). Вторым элементом входа системы является внешняя (окружающая) среда, под которой понимается совокупность факторов и явлений, воздействующих на процессы системы и не поддающихся прямому управлению со стороны ее руководителей.

Не контролируемые системами внешние факторы обычно можно разбить на две категории: случайные, характеризуемые законами распределения, неизвестными законами или действующие без всяких законов (например, природные условия); факторы, находящиеся в распоряжении системы, являющейся внешней и активно, разумно действующей по отношению к рассматриваемой системе (например, нормативно-правовые документы, целевые установки).

Цели внешней системы могут быть известны, известны не точно, вовсе не известны.

Третий элемент входа обеспечивает размещение и перемещение компонентов системы, например различные инструкции, положения, приказы, то есть задает законы ее организации и функционирования, цели, ограничительные условия и др. Входы классифицируются также по содержанию: материальные, энергетические, информационные или любая их комбинация.

Вторая часть системы -- это операции, процессы или каналы, через которые проходят элементы входа. Система должна быть устроена таким образом, чтобы необходимые процессы (производственные, подготовки кадров, материально-технического снабжения и др.) воздействовали по определенному закону на каждый вход, в соответствующее время для достижения желаемого выхода.

Третья часть системы -- выход, являющийся продуктом или результатом ее деятельности. Система на своем выходе должна удовлетворять ряду критериев, важнейшие из которых -- стабильность и надежность. По выходу судят о степени достижения целей, поставленных перед системой.

По степени связи с внешней средой системы классифицируют на открытые и закрытые.

Открытые системы -- это системы, которые обмениваются материально-информационными ресурсами или энергией с окружающей средой регулярным и понятным образом.

Противоположностью открытым системам являются закрытые.

Закрытые системы действуют с относительно небольшим обменом энергией или материалами с окружающей средой. Подход с точки зрения закрытой системы предполагал то, что следует делать, чтобы оптимизировать использование ресурсов, принимая во внимание только происходящее внутри организации.

По целевым признакам различают: одноцелевые системы, то есть предназначенные для решения одной единственной целевой задачи и многоцелевые. Кроме того, можно выделить функциональные системы, обеспечивающие решение или рассмотрение отдельной стороны или аспекта задачи (планирование, снабжение и т. п.).

Хотя основные положения системного анализа являются общими для всех классов систем, специфика их отдельных классов требует особого подхода при их анализе. Ярко выраженная специфика социально-экономических систем по отношению к биологическим и тем более техническим обусловлена в первую очередь тем, что неотъемлемой частью первых является человек. Поэтому применительно к этому классу систем анализ должен осуществляться с учетом потребностей, интересов и поведения человека.

При системном подходе экономика страны, отдельные организации рассматриваются как системы, состоящие из функционально и структурно обособленных подсистем, образующих ряд устойчивых иерархических уровней управления для достижения конечной цели.

Следствием иерархической организации является наличие вертикальных и горизонтальных связей. Вертикальные связи опосредствуют взаимодействие подсистем различных уровней организации, горизонтальные одного уровня. Принцип иерархической организации связан с понятием относительной обособленности подсистем разных уровней. Относительная обособленность означает, что такие подсистемы обладают некоторой независимостью (автономностью) по отношению к выше и нижестоящим подсистемам иерархического ряда, а их взаимодействие осуществляется по входам и выходам. Вышестоящие системы воздействуют путем подачи сигнала на вход нижестоящих и наблюдают за их состоянием по выходу, в свою очередь, нижестоящие подсистемы воздействуют на вышестоящие, реагируя на их сигналы.

К числу понятий, на которых основаны важные принципы управления системами, относится понятие обратной связи. Именно оно способствовало установлению принципиальных аналогий между организацией управления в таких качественно различных системах, как машины, живые организмы и коллективы людей.

Обратная связь означает соединение между выходов и входом системы, осуществляемое либо непосредственно, либо через другие элементы системы.

С помощью обратной связи сигнал (информация) с выхода системы (объекта управления) передается в орган управления. Здесь этот сигнал, содержащий информации о работе, выполненной объектом управления, сравнивается с сигналом, задающим содержание и объем работы (например, план). В случае возникновения рассогласования между фактическим и плановым состоянием работы принимаются меры по его устранению.

Система может быть устойчивой и неустойчивой. Устойчивость системы -- это состояние, означающее неизменность ее существенных переменных. Неустойчивость выражается в том, что система, организованная для выполнения определенных функций, перестает их выполнять под влиянием каких-либо причин.

В изменяющейся среде или под воздействием различных «возмущений», которые достигают порога устойчивости, система может прекратить существование, превращаться в другую систему или распадаться на составные элементы. Например, банкротство предприятий.

системный традиционный анализ подход

7. Правила применения системного подхода

Итак, из изложенного выше материала становится ясно, что системный подход и системный анализ - два взаимосвязанных понятия. Таким образом, системный подход основан на глубоких исследованиях причинных связей и закономерностей развития социально-экономических процессов. А так как существуют связи и закономерности, значит существуют и определенные правила.

Правила применения системного подхода:

Правило 1. Не компоненты сами по себе составляют суть целого (системы), а наоборот, целое как первичное порождает при своем членении или формировании компоненты системы.

Правило 2. Сумма свойств (параметров) или отдельное свойство системы не равны сумме свойств ее компонентов, а из свойств системы нельзя вывести свойства ее компонентов (свойство неаддитивности системы).

Правило 3. Количество компонентов системы, определяющих ее размер, должно быть минимальным, но достаточным для реализации целей системы. Структура, например, производственной системы представляет собой сочетание организационной и производственной структур.

Правило 4. Для упрощения структуры системы следует сокращать количество уровней управления, число связей между компонентами системы и параметров модели управления, автоматизировать процессы производства и управления.

Правило 5. Структура системы должна быть гибкой, с наименьшим числом жестких связей, способной быстро переналаживаться на выполнение новых задач, оказание новых услуг и т. п. Мобильность системы является одним из условий быстрого приспособления ее к требованиям рынка.

Правило 6. Структура системы должна быть такой, чтобы изменения в вертикальных связях компонентов системы оказывали минимальное влияние на функционирование системы. Для этого следует обосновывать уровень делегирования полномочий субъектами управления, обеспечивать оптимальную самостоятельность и независимость объектов управления в социально-экономических и производственных системах.

Правило 7. Горизонтальная обособленность системы, т. е. число горизонтальных связей между компонентами одного уровня системы должно быть минимальным, но достаточным для нормального функционирования системы. Уменьшение числа связей ведет к повышению устойчивости и оперативности функционирования системы. С другой стороны, установление горизонтальных связей позволяет реализовывать неформальные отношения, способствует передаче знаний и навыков, обеспечивает координацию действий компонентов одного уровня по выполнению целей системы.

Правило 8. Изучение иерархичности системы и процесс ее структуризации следует начинать с определения систем вышестоящего уровня (кому подчиняется или куда входит данная система) и установления ее связей с этими системами.

При структуризации системы следует пользоваться методами анализа и синтеза. Сначала один человек (группа) строит структуру системы (анализирует, определяет внутрисистемную иерархичность), устраняет связи между компонентами и набор с названиями компонентов передает другому человеку (группе) для сборки системы (синтеза). Если результаты анализа и синтеза совпадут, т. е. после сборки системы не останется лишних компонентов, а система функционирует, то можно считать, что анализ и синтез выполнены правильно, структуризация системы проведена

Правило 9. В силу сложности и множественности описания система не следует пытаться познать все ее свойства и параметры. Всему должен быть разумный предел, оптимальная граница.

Правило 10. При установлении взаимосвязей и взаимодействия системы с внешней средой следует строить "черный ящик" и формулировать сначала параметры "выхода ", затем определять воздействие факторов макро- и микросреды, требования к, "входу", каналы обратной связи и в последнюю очередь проектировать параметры процесса в системе.

Правило 11. Число связей системы с внешней средой должно быть минимальным, но достаточным для нормального функционирования системы. Чрезмерный рост числа связей усложняет управляемость системы, а их недостаточность снижает качество управления. При этом должна быть обеспечена необходимая самостоятельность компонентов системы. Для обеспечения мобильности и адаптивности системы она должна иметь возможность быстрого изменения своей структуры.

Правило 12. В условиях развития глобальной конкуренции и международной интеграции следует стремиться к росту степени открытости системы при условии обеспечения ее экономической, технической, информационной, правовой безопасности.

Правило 13. Для построения, функционирования и развития системы в условиях расширения международной интеграции и кооперирования следует достигать ее совместимости с другими системами по правовому, информационному, научно-методическому и ресурсному обеспечению на основе страновой и международной стандартизации, В настоящее время введены в действие международные стандарты по системам мер и измерений, системам качества, сертификации, аудиту, финансовой отчетности и статистике и др

Правило 14. Для определения стратегии функционирования и развития системы следует строить дерево целей.

Правило 15. Для повышения обоснованности инвестиций в инновационные и другие проекты следует изучать доминантные (преобладающие, наиболее сильные) и рецессивные признаки системы и вкладывать средства в развитие первых, наиболее эффективных.

Правило 16. Из всех целей первого уровня, перечисленных в правиле 14, приоритет следует отдавать качеству любых объектов управления как основе удовлетворения требований рынка, экономии ресурсов в глобальном масштабе, обеспечения безопасности, повышения качества жизни населения.

Правило 17. При формировании миссии и целей системы следует отдавать приоритет интересам системы более высокого уровня как гарантии решения глобальных проблем

Правило 18. Из всех показателей качества систем приоритет следует отдавать их надежности как совокупности проявляющихся свойств безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.

Правило 19. Эффективность и перспективность системы достигается оптимизацией ее целей, структуры, системы менеджмента и других параметров. Поэтому стратегию функционирования и развития системы следует формировать на основе оптимизационных моделей.

Правило 20. При формулировании целей системы следует учитывать неопределенность информационного обеспечения. Вероятностный характер ситуаций и информации на стадии прогнозирования целей снижает реальную эффективность инноваций.

Правило 21. При построении дерева целей и формулировании стратегии системы следует помнить, что цели системы и ее компонентов в смысловом и количественном значениях, как правило, не совпадают. Однако все компоненты должны выполнять конкретную задачу по достижению цели системы. Если без какого-либо компонента можно достичь цели системы, значит, этот компонент лишний, надуманный или это результат некачественной структуризации системы. Это проявление свойства эмерджентности системы.

Правило 22. При построении дерева целей системы и оптимизации ее функционирования следует изучать проявление свойства ее мультипликативности. Например, безотказность системы определяется не сложением, а умножением коэффициентов безотказности ее компонентов.

Правило 23. При построении структуры системы и организации ее функционирования следует учитывать, что все процессы непрерывны и взаимообусловленны. Система функционирует и развивается на основе противоречий, конкуренции, многообразия форм функционирования и развития, способности системы к обучению. Система существует, пока функционирует.

Правило 24. При формировании стратегии системы следует обеспечивать альтернативность путей ее функционирования и развития на основе прогнозирования различных ситуаций. Наиболее непредсказуемые фрагменты стратегии следует планировать по нескольким вариантам, учитывающим различные ситуации.

Правило 25. При организации функционирования системы следует учитывать, что ее эффективность не равна сумме эффективностей функционирования подсистем (компонентов). При взаимодействии компонентов возникает положительный (дополнительный) или отрицательный эффект синергии. Для получения положительного эффекта синергии необходимо иметь высокий уровень организованности системы.

Правило 26. Для снижения инерционности функционирования системы, т. е. увеличения скорости изменения выходных параметров при изменении входных параметров или параметров функционирования системы, следует ориентировать производство на интегрированные автоматизированные модули и системы, обеспечивающие мобильность производства и быстрое реагирование на изменения.

Правило 27. В условиях быстро меняющихся параметров внешней среды система должна быть способной оперативно адаптироваться к этим изменениям. Важнейшими инструментами повышения адаптивности функционирования системы являются стратегическая сегментация рынка и проектирование товаров и технологий на принципах стандартизации и агрегатирования.

Правило 28. Для повышения эффективности функционирования системы следует анализировать и прогнозировать параметры ее организованности: показатели пропорциональности, параллельности, непрерывности, прямоточности, ритмичности и др., обеспечивать их оптимальный уровень.

Правило 29. Структура и содержание системы формируются на идеях и принципах стандартизации, без соблюдения которых она не может функционировать. Глобальная конкуренция повышает удельный вес стандартизованных систем и их компонентов, особенно в международном масштабе.

Правило 30. Единственным путем развития организационно-экономических и производственных систем является инновационный.

Список использованной литературы

1. Багриновский К.А. Современные методы управления: Учебник. - М.: Инфра - М, 2002.

2. Блауберг И. В., Годин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973.

3. Веснин В. Р. Менеджмент: Учебник. - М.: Проспект, 2004.

4. Виханский О. С. Менеджмент: Учебник. - М.: Экономистъ, 2004.

5. Дафт Р. Менеджмент: Учебное пособие. - СПБ.: Питер, 2001.

Размещено на Allbest.ur

...

Подобные документы

    Системный подход к управлению и его корифеи. Современное представление о системном подходе. Понятие системного подхода, его основные черты и принципы. Отличия традиционного и системного подходов к управлению. Значение системного подхода в управлении.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2008

    курсовая работа , добавлен 10.09.2014

    Сущность системного подхода как основы комплексного анализа. Основные принципы системного подхода. Системный подход в менеджменте организации. Значение системного подхода в управленческой организации. Системный подход к управлению операциями.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2008

    Исследование теоретических аспектов изучения предприятия как объекта управления с точки зрения системного подхода. Технико-экономическая характеристика предприятия ООО "Автоматика-Сервис". Общие правила использования системного подхода к управлению.

    курсовая работа , добавлен 25.12.2013

    Общая характеристика системного подхода. Принятие управленческих решений. Системный анализ. Роль и характеристика системного подхода в управлениии пенсионного фонда г. Белорецка. Общая характеристика и разработка рекомендаций по совершенствованию.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2008

    Зарождение теории систем. Становление системного мышления и развитие системной парадигмы в ХХ веке. Теоретические основы системного подхода к управлению организацией и их применение на практике. Этапы развития системных идей в менеджменте.

    курсовая работа , добавлен 16.06.2009

    Основные черты и принципы системного подхода к исследованию систем управления. Оценка эффективности системы управления. Решение задачи оценки эффективности вариантов и принятия решения о выборе облика новой системы. Системный подход в моделировании.

    курсовая работа , добавлен 01.07.2011

    контрольная работа , добавлен 18.10.2012

    Основные положения теории систем. Методология системных исследований в экономике. Процедуры системного анализа, их характеристика. Модели поведения человека и общества. Постулаты системного подхода к управлению. Ключевые идеи для поиска решения проблем.

    контрольная работа , добавлен 29.05.2013

    Сущность системного подхода к управлению организацией. Особенности принятия управленческих решений. Анализ снабжения предприятия материальными ресурсами, спроса, потребительской аудитории, конкуренции. Конкурентоспособность продукции ООО "Минскмебель".

1. Системный подход в управлении.

2. Ситуационный подход как передовой подход в управленческой мысли.

Системный подход в управлении

Во второй половине XX ст. полностью оформилась школа социальных систем. Она представляет собой совокупность социологических подходов, рассматривающих организацию как социальную систему. Общее для них название - системный подход. Наиболее известные его представители Парсонс, Мертон, Форрестер, Саймон, Марч, Барнард, Этциони и др. На формирование школы значительное влияние оказали общая теория систем (Л. фон Берталанфи), кибернетика (Г. Винер), а также социальная психология.

Системный подход к организации рассматривает ее как динамическую целевую многофункциональную систему, состоящую из разнородных взаимосвязанных элементов (подсистем), т.е. как многоплановое явление, связывающее в органичное единое целое цели, ресурсы и процессы, протекающие в организации и вне ее.

Отдельные учения об управлении выделяют какое-то ключевое направление (цели, внешняя среда, структура и т.п.), но все они исходят из многомерности организации и управления ею, а также из необходимости учета в управлении влияния и взаимодействия внутренних и внешних факторов, оказывающих воздействие (прямое и косвенное) на функционирование организации. Другой важной особенностью управленческих учений данного направления является то, что они исходят из наличия системного эффекта, выражающегося в том, что целое всегда качественно отлично от простой суммы составляющих его частей.

Термин «общая теория систем» был введен в научный оборот Людвигом фон Берталанфи (1901-1972) - известным физиком и физиологом, которым он обозначил выдвинутую им в 1937 г. в Чикагском университете теорию «открытых систем и состояний подвижного равновесия». Из сферы биологии принципы этой теории были перенесены на решение технических и управленческих проблем.

В 1948 г. Норберт Винер в книге «Кибернетика» развил теорию систем, которая изучает систему через анализ, проектирование и функционирование. Любая организация образуется в результате взаимодействия взаимосвязанных и взаимозависимых подразделений, частей, следовательно, обладает критериями системы и может изучаться с использованием понятий и средств теории систем.

Первым крупным специалистом в области системного подхода был Честер Барнард (1886-1961). Его интересовала организационная структура и применение социологических концепций в управлении. Свои взгляды по этим проблемам Барнард изложил в своей книге «Функции руководителя» (1938), в которой предложил сравнительный анализ организационных структур. Его основная мысль в том, что организация - это система сознательно скоординированных действий, в которой руководитель является самым важным стратегическим фактором. Его задача заключается в сохранении системы согласованных усилий в формальной организации.


Барнард рассматривает организацию как «систему связи». Весь процесс осуществляется посредством трех функций управления. Первой является создание и использование системы коммуникаций. Это основная обязанность руководителей, и она осуществляется путем тщательного подбора руководителей, использования положительных и отрицательных санкций и обеспечения неформальной организации.

Второй функцией является эффективное использование работников организации и стимулирование их служебного роста. Для этого требуются подбор персонала и разработка программы стимулирования. Третьей функцией является формулировка целей и задач организации. Для этого требуется квалифицированное делегирование полномочий и разработка системы коммуникации для осуществления контроля над всем планом.

Еще большее значение для деятельности организации Барнард придает «системе принятия решений». Вместо индивидуального принятия решений, основанного на «бессознательной и автоматической реакции», он предлагает «организационное принятие решений», основывающееся на рациональном анализе, размышлении и расчете. Барнард отмечает, что управленческие решения всегда связаны с вопросами морали, однако наиболее известные и признанные моральные принципы, в том числе и христианская этика, имеют лишь незначительное отношение к моральным проблемам делового мира. В то время проблемы морали административного поведения не получили еще необходимой разработки, и Барнард был одним из первых, кто указал на важность соответствующих исследований.

Барнард внес значительный вклад в теорию управления . Во-первых, он описал управленческие функции в аналитических и динамических терминах в отличие от его предшественников, дававших описательные характеристики.

Во-вторых, он стимулировал интерес к таким вопросам, как коммуникация, мотивация, принятие решений, цели и взаимоотношения внутри организации.

В-третьих, он развил идеи Файоля и других исследователей об управление, которое они рассматривали с точки зрения принципов и функций. Барнард, опираясь на интерес к психологическим и социологическим аспектам менеджмента, расширил эти идеи, включив в них взаимодействие людей в процессе трудовой деятельности.

В начале 1960-х годов появилась еще одна значительная фигура - американский социолог и политолог Амитай Этциони (1929) . Основной интерес Этциони - к организации. Он характеризует организацию как крупный, сложный социальный агрегат, в котором взаимодействует много социальных групп. Хотя эти группы имеют некоторые общие интересы (экономическая жизнеспособность организации), у них есть и интересы несовместимые (распределение прибыли). Они одинаково относятся к некоторым ценностям, особенно национальным, влияние которых становится очевидным в периоды кризисов, но расходятся во мнениях относительно других ценностей, например труд в обществе.

Различные группы могут сотрудничать в одних областях и конкурировать в других. Этциони отмечает, что внутри организации есть две группы, интересы которых часто вступают в конфликт - администрация и рабочие, ибо усилия руководства, направленные на то, чтобы заставить рабочего работать, в основе своей действуют на него отчуждающее. Этциони исходит из того, что право собственности дает право власти, что те, кто обеспечивает средства, определяют и их использование. Таким образом, все работники всех организаций недовольны, поскольку не могут решать, для чего будут использованы, и не владеют орудием, необходимым для независимого выполнения работы, которую требуется сделать.

Этциони выступает против менеджмента участия школы «человеческих отношений» - проведения с участием наемных работников организации демократических дискуссий, ведущих к принятию совместного решения, фактически уже принятого в верхах. Истинная цель подобных процедур - убедить низшие слои согласиться с этим решением. Этциони видит здесь создание ложного чувства участия, которое вызывается преднамеренно для того, чтобы добиться от рабочих сотрудничества в организационной деятельности и их обязательств содействовать выполнению задач, стоящих перед организацией.

Для анализа организаций А. Этциони использует термин «сложная организация» или «современная организация», отождествляя эти понятия с комплексным, всесторонним подходом. В его интерпретации организация - это многофакторное и многоцелевое образование, причем та организация, которая реализует параллельно несколько целей, оказывается гораздо эффективнее, чем организация, у которой цели строго специализированные.

Главный труд Энциони - книга «Активное общество: теория социальных и политических процессов» (1968). В ней сделана попытка создать такую схему общественного устройства, в которой наилучшим образом реализовались бы общечеловеческие ценности. Ключевые параметры такого общества - респонсивность (чувствительность правящих верхов к нуждам членов низших ступеней социальной иерархии) и аутентичность (подлинность самих человеческих потребностей, единых для всех членов общества независимо от их культурной принадлежности).

Один из путей усиления активности индустриального общества состоит в усилении централизованного контроля над функционированием системы. В отличие от Парсонса Этциони, говоря о контроле, имеет в виду не нормативное регулирование, а сложное взаимодействие власти и информации. В более поздних работах он уделяет большое внимание рассмотрению конкретных социальных проблем и, в частности, созданию системы социальных индикаторов, позволяющих очерчивать и решать эти проблемы.

Во второй половине XX века весомый вклад в социологию управления внесли американские специалисты по теории систем Михайло Месарович, Д. Мако и Ясухико Такахара.

Опираясь на принципы системного подхода, согласно которому ни одно действие не осуществляется в изоляции от другого, они выделили 3 уровня функционирования управляющих систем:

1) одноуровневые и одноцелевые;

2) одноуровневые многоцелевые;

3) многоуровневые многоцелевые. Последние являются наиболее сложными.

Многоуровневые и многоцелевые управленческие системы - это иерархии, каждая их которых включает ряд или множество структурных компонентов и соответствующих уровней управления. В такой системе (корпорации, крупной фирме), чтобы обеспечить ее эффективное функционирование, управленческая деятельность обычно распределяется по содержанию и уровням. На горизонтальном уровне осуществляется расстановка руководителей конкретных подразделений.

Генеральному директору подчинены замы по производству, маркетингу, финансам, персоналу и т.п., каждый из которых осуществляет различные по содержанию управленческие функции, но на одном уровне управления (по объему прав и ответственности, средствам распорядительности и т.п.). Горизонтальное управление дополняется вертикальной дифференциацией.

Ее суть в том, что некоторым руководителям высшего уровня управления приходится координировать работу других руководителей, находящихся на более низком уровне управления, а тем - работу руководителей еще более низкого уровня, а тем - работу неуправленческого персонала - исполнителей. Такое вертикальное разветвление управленческого труда образует определенную, иногда весьма сложную иерархическую систему уровней управления в сложных многоуровневых и многоцелевых системах.

Совокупность данных идей разных авторов относится к управлению в рамках микроэкономических систем - предприятий, корпораций. Одновременно с ними развивается второе направление поисков в области теории и практики социального управления. Эти идеи касались управления производственно-экономическими процессами, но в масштабах не микросистем, а экономики страны в целом. Первой в этом плане стала теория Джона Мейнарда Кейнса , обосновавшего необходимость и методы государственного вмешательства в экономику при сохранении принципов рыночного саморегулирования в качестве определяющих.

Применение теории систем к управлению облегчило для руководителей задачу увидеть управляемую ими организацию в единстве составляющих ее частей, которые не только взаимодействуют друг с другом, но и неразрывно пересекаются с внешним миром. Ведь все организации - большие и маленькие, простые и сложные - являются системами. В них люди, их социальные взаимодействия, исполняемые ими социальные роли являются составными компонентами (социальные компоненты), которые в совокупности с техникой и технологией, используемыми для выполнения определенной работы (технические компоненты), образуют социотехническую систему. За исключением всей Вселенной находящиеся в ней системы одновременно являются подсистемами. Иными словами, системы чаще всего обладают подсистемами и в то же время выступают как основные части суперсистемы.

Руководитель является частью системы (университета, спортивной организации, банка), в которой он работает, но эта система включает в себя множество материально-технических, финансовых, социальных, психологических элементов. Направляя свои основные цели на работу с людьми, т.е. на социальные и психологические элементы системы, он одновременно постоянно взаимодействует с другими элементами, такими, в частности, как деньги, материалы, оборудование и т.д. Совершенно очевидно, что любой человек, интересующийся управлением, не может не заметить, что управление имеет характер открытой системы, т.е. динамично взаимодействует с окружающей средой.

Ни цели, ни задачи, ни планы действий не могут ставиться и осуществляться в вакууме закрытой компании. Рынки товаров, услуг и знаний, правительственные учреждения, конкуренты, технология и многие другие элементы той среды, которая окружает организацию (предприятие), влияют на цели и планы, способы и эффективность их реализации, и ими нельзя пренебречь. Столь же очевидно, что ни один управляющий, обладающий даже незначительным опытом работы с людьми, не может проигнорировать то обстоятельство, что они являются продуктами своего социокультурного окружения и подвергаются его воздействию.

Конструктивная роль системного подхода к управлению, а также к любой управленческой проблеме как к системе, заключается в том, что позволяет увидеть возможности и перспективы, а также особенности их взаимодействия друг с другом.

В целом системный подход позволил взглянуть на организацию как социотехническую систему, в которой имеются как минимум две обязательные взаимосвязанные и взаимозависимые подсистемы: технико-технологическая (базовая, обеспечивающая организацию второй необходимой подсистемы) и социальная (второстепенная по отношению к технико-технологической, но обеспечивающая регулирование поведения членов организации, отвечающая за функцию соединения техники и человека).

Таким образом, представители системного подхода:

1) рассматривали управляемую систему не автономно, а в ее взаимозависимости с окружающей средой;

2) изучали методы адаптации системы к изменяющимся внешним условиям;

3) ввели понятие подсистемы как составляющей сложной системы - важное методологическое достижение;

4) обосновали основные задачи анализа: мотивы поведения человека, выявление его целевой ориентации, системы стимулов;

5) доказали, что в основе анализа социальных процессов лежат экономико-математические методы, теория игр, теория информации и т.д.

Современный менеджмент базируется на довольно широком спектре учений и подходов к управлению. Более чем за сотню лет предприниматели создали множество теорий, которые постоянно апробируются на практике. И это богатство альтернатив зачастую ставит руководителей в тупик: они не знают, какой подход к управлению необходимо использовать в различных ситуациях.

Базовые системы управления

Современными теоретиками и практиками выделяются три основные системы менеджмента: процессный подход, системный и ситуационный. Все остальные при ближайшем рассмотрении оказываются производными одной из названных методик.

В чем же разница? Подходы к процессу управления базируются на разном отношении к самой организации, ко времени и к моменту приложения управляющего воздействия и к давлению со стороны окружающей среды. Так, процессная система рассматривает менеджмент как бесконечную цепь взаимосвязанных управленческих функций. Системный вариант акцентирует внимание на том, что организация состоит из множества подразделений, так или иначе взаимодействующих между собой. А ситуационный подход к управлению концентрируется на сиюминутном принятии решений, исходя из происходящих на рынке событий.

Управление – это процесс

Процессный подход к управлению предложен представителями административной школы теории менеджмента. Он рассматривает функции менеджера как единую взаимосвязанную систему. Достижение целей фирмы, согласно этому учению, это последовательное решение мелких задач. Само по себе каждое такое решение не играет роли в деятельности фирмы, но, будучи звеном цепи, является неотъемным элементом достижения успеха.

Процессный подход к управлению обеспечивается выполнением четырех важнейших функций: планирования, организации, мотивации и контроля. Каждая из них также представляет собой систему. Поэтому успех организации рассматривается как сумма всех принятых управленческих решений на всех уровнях иерархической лестницы предприятия.

Кроме того, для объединения деятельности всех элементов фирмы необходимы так называемые связующие процессы. Или коммуникация.

Функции менеджмента

Первой функцией считается планирование. На этом этапе руководство занимается постановкой целей и задач и определяет направление деятельности подразделений компании. Можно говорить о том, что планирование позволяет выработать единую систему действий элементов организации по достижению поставленных целей.

Планирование является постоянной деятельностью руководителя. Дело в том, что и внешняя среда, и внутренние переменные постоянно вносят корректировки в выбранную стратегию. Поэтому менеджеру следует все время отслеживать соответствие текущей деятельности поставленным целям.

Функция организации предусматривает разработку организационной структуры предприятия, выработку алгоритма взаимодействия и передачи информации между различными подразделениями. Еще одной задачей организации является создание иерархии подчинения. Руководитель не только подбирает персонал для выполнения конкретных работ, но и делегирует ему часть ответственности и полномочий.

Но для успешной деятельности одного делегирования полномочий недостаточно. Необходимо найти подход к каждому сотруднику с тем, чтобы повысить производительность труда. Если раньше считалось, что достаточно всем сотрудникам пообещать материальное вознаграждение, то сейчас исследователи утверждают, что существует множество различных мотиваторов. И задача менеджера – подобрать правильный для каждого сотрудника.

Современная теория менеджмента выработала несколько подходов к управлению персоналом. Один из них предлагает руководителю определить истинные потребности сотрудников для того, чтобы найти достойное побуждающее воздействие.

Любая форс-мажорная ситуация может повлиять на следование запланированным курсом. Именно поэтому функция контроля рассматривается как непрерывная. Чем раньше будет выявлено отклонение, тем быстрее и с меньшими потерями можно будет восстановить деятельность компании. Наиболее распространенными считаются три вида контроля. Первый – разработка стандартов. Все планы компании тщательно разрабатываются, и устанавливаются точные сроки выполнения задач. Второй – измерение. Предполагается, что результат деятельности, полученный за определенный промежуток времени, сравнивается с ожидаемым (запланированным) итогом. И наконец, третий этап контроля – корректировка. В работу предприятия вносятся поправки согласно полученным новым данным об окружающей среде или о внутренних нарушениях.

Ситуация на рынке диктует условия

Ситуационный подход к управлению предполагает, что принятие решения должно базироваться на анализе текущего положения вещей на рынке. Только изучив конкретный для заданного момента набор условий, можно принять единственно верное решение. Теоретики этой школы не считают все остальные методики управления неверными или ошибочными. Наоборот, они пытаются интегрировать частичные подходы других учений. Наиболее перспективным в этом плане считается системный подход в управлении.

Управление предприятием на основе анализа рыночной ситуации предполагает наличие у руководителя ситуационного мышления – умения концентрироваться на конкретных задачах и поиске их решения. При этом менеджеру необходимо не навредить выполнению стратегических целей компании. Это и объединяет ситуационный и системный подходы к управлению предприятием.

Удивительным оказывается еще и тот факт, что теоретики менеджмента еще в 20-е годы XX века говорили о том, что ситуация управляет всем. А известный приверженец и создатель теории организаций Мэри Паркер Фоллет утверждала, что «различные ситуации требуют различных знаний».

Методология ситуационного управления

Специалисты в области ситуационного менеджмента рассматривают накопленный опыт и эффективность принятия решений другими управленцами в аналогичных условиях. Сама же методология представляет собой четырехшаговый процесс.

Во-первых, руководитель должен быть знаком с эффективными средствами управления. Ему необходимо разбираться в теории поведения подчиненных и потребителей, знать основы системного анализа, уметь выделять наиболее значимые факторы (как внутри фирмы, так и за ее пределами), контролировать ход выполнения поставленных задач.

Во-вторых, управляющему необходимо уметь прогнозировать развитие ситуации в зависимости от принятого решения и уметь рассматривать несколько альтернативных решений одновременно. Поскольку все современные подходы к управлению имеют положительные и отрицательные стороны, этот навык оказывается наиболее ценным для руководителя.

В-третьих, необходимо уметь правильно выделять причинно-следственные связи между событиями. Только адекватная оценка ситуации позволит принять верное управленческое решение. К сожалению, этот навык приходит только с опытом.

И, наконец, в-четвертых, этот подход к управлению требует умения увязывать между собой различные приемы воздействия на деятельность предприятия. Необходимо строить такую программу действий, которая давала бы минимальный отрицательный эффект (т. е. не повлекла бы за собой негативные изменения прочих факторов) в существующих обстоятельствах.

Переменные

Такой подход к управлению оказывается эффективным только в том случае, когда менеджер умеет правильно и оперативно определять и оценивать переменные сложившейся ситуации и степень их воздействия на предприятие. Если ситуация поддается анализу, то остается очень мало места для всевозможных домыслов и использования метода «проб и ошибок».

Именно поэтому теоретиками этой методики выделяются стаж и опыт руководителя как важнейшие элементы успеха фирмы. Только в последние годы проведенные исследования позволили выделить некоторые ситуационные переменные, существенно влияющие на принятие управленческого решения.

Тем не менее определить все переменные (и особенно степень их воздействия на ситуацию) невозможно. Все, начиная с темперамента и настроения каждого сотрудника фирмы и заканчивая геополитическими изменениями в мире, может в той или иной степени сказаться на правильности принятого решения. Опытные специалисты рассматривают две категории факторов:

1) имеющие прямое воздействие на компанию;

2) потенциальные.

Системное управление

Все подходы к управлению организацией сосредотачиваются на каком-то одном аспекте деятельности. И в этом их недостаток. Ведь эффективность управления зависит от множества факторов. Развитие всех школ менеджмента позволило руководителям убедиться в целостности организационной системы, в важности взаимосвязей между отдельными подразделениями и в единстве предприятия и внешнего мира.

Именно поэтому теоретики системного управления стремятся интегрировать элементы различных подходов к менеджменту. Впервые о необходимости рассматривать менеджмент как единый непрерывный процесс заговорили в середине XX века. И с тех пор системный подход в управлении становится популярнее с каждым годом.

Концепция

Идея рассматривать организацию как систему пришла в менеджмент из точных наук. Для понимания основных идей этой школы необходимо определиться с тем, что такое система вообще.

Система – это нечто целое, состоящее из неравных, но взаимосвязанных элементов; каждый такой элемент вносит свой вклад в описание и свойства целого. Организации тоже являются системами, состоящими из людей (персонал), технологий, оборудования, финансов и т. д. Из-за взаимодействия людей и машин фирмы классифицируются как социотехнические системы. Подходы к управлению персоналом в этом случае должны вырабатываться каждой организацией самостоятельно, т. к. психологическая совместимость сотрудников имеет такое же значение, как и наличие дорогостоящего оборудования или современной технологии.

Виды систем

Теория различает два различных вида систем – открытые и закрытые. Закрытая жестко ограничена и практически независима от внешнего мира. Ярким примером такой системы является часовой механизм. Среди предприятий практически не встречается совершенно закрытых систем.

Чаще мы сталкиваемся с открытыми системами. Они характеризуются тем, что активно взаимодействуют с миром. Такие системы нуждаются в энергии, информации, материалах и ресурсах (как физических, так и финансовых и человеческих). Все это обнаруживается во внешней окружающей среде. Кроме того, открытые системы умеют адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. Это обязательное условие продолжительной жизни открытой системы.

Подсистема

Мы уже помним, что система состоит из элементов. Чаще всего каждая такая составляющая сама является системой. Для упрощения понимания их называют подсистемами. Разбиение организации на такие разделы очень важно, особенно когда необходимо выработать подходы к управлению качеством. Ведь сбой в работе какой-то подсистемы приведет к принятию ошибочных решений в самой системе. Поэтому неисправности в работе даже самой маленькой структуры могут сказаться на результате всей производственной деятельности.

Именно понимание того, что предприятие – сложная составная открытая система, позволяет объяснить, почему невозможно безусловно применить постулаты какой-то одной школы менеджмента для эффективного управления. Ведь каждая из них концентрировалась на какой-то одной подсистеме. Так, школа научного управления изучает технические подсистемы, а бихевиоризм занимается социальной стороной вопроса работы организации.

Современные исследователи утверждают, что успех фирмы определяется факторами внешней среды. Именно они предопределяют условия и возможности функционирования компании. И только изучив состояние дел во внешнем окружении, менеджер может выбрать наиболее рациональное и эффективное решение задачи.

Организация – открытая система

Организацию можно рассматривать как некий станок или комбайн. Подбирая и смешивая компоненты (информация о состоянии окружающей среды, технология, персонал, оборудование и т. д.), предприятие перерабатывает их в конечный продукт и выпускает на рынок. Собственно информация, люди, капитал и материалы называются входами организации. А произведенные товары и услуги получили название выхода организации.

Если процесс управления предприятием организован корректно, то в ходе переработки ресурсов образуется добавочная стоимость. В результате, помимо товаров на выходе организации, появляются прибыль, рост рынка, рост производства (вследствие наращивания объема продаж).

Вот так выглядят современные основные подходы к управлению. Повторимся еще раз: не существует единственно верного стиля управления, как не может быть единственного правильного решения менеджера. Темпы передачи информации и развития современной окружающей среды настолько велики, что руководителю остается только искать наименее "вредоносные" решения. Т. е. те, которые не повлекут за собой серьезных колебаний состояний внешней и внутренней среды предприятия.

ГЛАВА1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

1.1Общая характеристика системного подхода 7

1.2 Принятие управленческих решений 10

1.3 Системный анализ 13

ГЛАВА 2. РОЛЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА Г. БЕЛОРЕЦКА

2.1 Общая характеристика Пенсионного Фонда 18

2.2 Системный подход к Управлению Пенсионного Фонда 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

Глоссарий 29

Список используемой литературы. 31


1 .1Общая характеристика системного подхода

Системный подход – это методология рассмотрения разного рода комплексов, позволяющая глубже и лучше осмыслить их сущность (структуру, организацию и другие особенности (и найти оптимальные пути и методы воздействия на развитие таких комплексов и систему управления ими.

Системный подход является необходимым условием использования математических методов, однако его значение выходит за эти рамки. Системный подход – это всеобъемлющий комплексный подход. Он предполагает всесторонний учет специфических характеристик соответствующего объекта, определяющих его структуру, а, следовательно, и организацию.

Каждая системе имеет свои, присущие ей, особенности, свою реакцию на управление, свои формы возможного отклонения от программы, свою способность реагировать на различного рода воздействия.

Производственные объекты представляют собой сложные иерархические системы, состоящие из комплекса взаимосвязанных и взаимозависимых подсистем: предприятие, цех производственный участок, участок «человек-машина».

Работы по организации и управлению производством состоят в проектировании и обеспечении функционирования систем. Они включают:

· Установление характера взаимосвязи элементов системы (подсистем) и каналов, по которым осуществляются связи в пределах системы;

· Создание условий согласованного развития элементов системы и достижения тех целей, для реализации которых она предназначена;

· Создание механизма, обеспечивающего это согласование;

· Организационное построение органов управления, разработка методов и приемов управления системой.

Системный подход к управлению производством (организацией) получил наибольшее распространение в США и используется практически во всех странах. Он предполагает рассмотрение фирмы как сложной системы, состоящей из различных подсистем, функции которых зависят от стоящих перед каждой из подсистем целей и задач. Этим обусловлена классификация подсистем, составляющих либо организационную структуру фирмы, либо производственную структуру.

Понятие «системе» предполагает, что все входящие в нее подсистемы тесно между собой взаимосвязаны и имеют многообразные связи с внешней средой. Фирма рассматривается как организация, представляющая собой комплекс взаимосвязанных элементов. При этом внутренняя структура организационной системы допускает относительную автономность подсистем, которые образуют иерархию подсистем.

Системный подход предполагает наличие особого единства системы со средой, которая определяется как совокупность внешних элементов, оказывающих влияние на взаимодействие элементов системы.

Для выражения сути системы используются различные средства: графические, математические, матричные, «дерево решений» и др. каждое из этих средств не может полностью отразить суть системы, которая состоит во взаимосвязи ее элементов.

Всестороннее изучение связей элементов (подсистем) необходимо для построения модели объекта управления – фирмы или предприятия. Эксперименты с моделью дают возможность совершенствовать управленческие решения, то есть находить наиболее эффективного достижения общих целей.

Системный подход к управлению производством исходит из того, что разработка планов диверсифицированного и децентрализованного производства подчиняется интересам взаимодействия производственных подразделений, составляющих производственную (операционную) систему. Такой подход получил развитие благодаря использованию компьютерной техники и созданию централизованных информационных систем.

Использование компьютерной техники на основе системного подхода позволяет совершенствовать методы и структуру управления производством.

Системный подход к управлению предполагает рассмотрение управления как процедуры или процесса принятия управленческих решений.

Принятие управленческих решений – это выбор одного курса действия из альтернативных вариантов. Под управленческим решением понимаются действия руководителя с целью выбора оптимального действия при наличии, по крайней мере, двух вариантов. Сложность выбора решений повышается по мере увеличения количества вариантов. Потребность в принятии решений определяется наличием проблем в производственной и коммерческой деятельности фирмы.

Современные концепции управления

Современные взгляды на управление представлены различными течениями и школами. В последнее время в менеджменте получили довольно широкое применение следующие основные подходы.

Системный подход к управлению. В настоящий момент времени нет однозначной дефиниции системного подхода. Тем не менее, данный подход является на сегодняшний день основной методологией менеджмента. В многочисленных изданиях по менеджменту он признается доминирующим при обосновании управленческих решений в самых различных областях. Системная методология представляет собой наиболее упорядоченную основу для управления сложными сферами взаимосвязанной деятельности, позволяя вскрывать и анализировать составляющие систему компоненты, и последовательно сочетать их друг с другом. В основе системного подхода лежит постулат о том, что любая организация есть система, которая состоит их набора устремленных к достижению общей цели и функционирующих как единое целое взаимосвязанных элементов и частей. Система получает некие ресурсы из внешней среды, трансформирует их и возвращает новые ресурсы во внешний мир. В соответствии с теорией систем деятельность организации описывается в терминах входящих ресурсов, процесса трансформации, выходящих ресурсов, обратной связи и внешней среды (рис.1)1.

Известный советский ученый Д.М. Гвишиани, обобщив взгляды ведущих американских экономистов, сформулировал следующим образом сущность системного подхода2:

– формулировка целей и выяснение их иерархии должны осуществляться до начала какой-либо деятельности, связанной с управлением, особенно с принятием решений;

– достигать поставленные цели необходимо при минимальных затратах посредством сравнительного анализа альтернативных путей и методов достижения целей и осуществления соответствующего выбора;

Рис.1. Организация как система

– количественная оценка (квантификация) целей, методов и средств их достижения должна осуществляться не на частичных критериях, а на широкой и всесторонней оценке всех возможных и планируемых результатов деятельности.

Рис.2. Основные элементы организации как системы

Системный подход к деятельности предприятия, схематично это представлено на рис.2 предполагает анализ: людей, машин, зданий, притока сырья, выхода продукции, финансовых ресурсов и т.д.

Системный подход применим и к анализу деятельности муниципального образования (рис. 3). Взаимосвязанными элементами в данном случае могут быть: администрация МО, промышленность, сельские поселения, инфраструктура муниципального образования и т.д.

Рис. 3. Муниципальное образование как система



Основные принципы системного подхода.

1. Наличие связей между отдельными системными единицами, что позволяет им вступать во взаимоотношения при наличии определенных условий. Например, цель деятельности фирмы тесным образом связана с её структурой. В зависимости от объема выпускаемой продукции, а это может быть целью деятельности фирмы, зависит, сколько подразделений и каких имеет фирма в своей структуре.

2. Система как целое может оказывать влияние на свойства и позиции отдельных элементов, изменяя их в определенном направлении. Оснащение предприятия новейшим технологическим оборудованием потребует от руководства обучения персонала, что в свою очередь может сказаться на качестве выпускаемой продукции, привести к увеличению объема продаж и увеличению клиентов фирмы.

3. Любая система иерархична, т.е. в ней существуют системные единицы различных уровней. Современное предприятие имеет несколько уровней управления: высший уровень управления, который отвечает за разработку стратегии фирмы, средний – отвечает за подготовку документов для принятия решений, низший – занимается непосредственным исполнением принятых решений. От того насколько налажено взаимодействие всех уровней управления зависит успех в достижении целей фирмы.

4. Существенное изменение свойств ряда системных элементов может привести к качественному изменению всей системы. Результатом может быть либо регресс и упрощение внутренней структуры, либо появление системы более высокого уровня. Расширению ассортимента выпускаемой продукции может привести к появлению новых производств, увеличению численности персонала, объема выпускаемой продукции, а, следовательно, и к увеличению прибыли. Следовательно, фирма может занять доминирующее положение на рынке выпускаемой той или иной продукции.

5. В отношении системы и внешнего окружения действует принцип энтропии (социальная энтропия – мера отклонения социальной системы либо её подсистемы от эталонного (нормального, ожидаемого) состояния, когда отклонение проявляется в снижении уровня организации, эффективности функционирования, темпов развития системы)1. В этом случае система стремится выровнять свое состояние с внешним окружением. Иллюстрацией действия данного принципа могут служить действия Правительства РФ по стабилизации ипотечного кредитования граждан РФ, оказавшихся в критической ситуации в связи с финансовым кризисом 2008 года. Для того, чтобы не допустить кризиса в ипотечной системе и обеспечить решение задач в области жилья были предприняты следующие шаги:

– предоставление заемщикам, попавшим из-за кризиса в сложную ситуацию, годовой отсрочки по ипотечным платежам;

– предоставление со стороны государства гарантии банкам по ипотечным кредитам и облигациям;

– отмена трехлетней «паузы» между моментом рождения второго ребенка и возможностью использовать материнский капитал. Эти деньги можно использовать на частичное погашение ипотечного займа или процентов по нему, а также приобрести жилье любым другим способом без каких либо временных ограничений.

6. Свойства системы в целом отличаются от свойств ее отдельных элементов, но определяются этими свойствами. Например, эффективность деятельности предприятия зависит от того, насколько в производственном процессе используются передовые технологии, насколько структура соответствует решаемым задачам (может быть слишком громоздкой), успешно ли решаются вопросы взаимодействия с поставщиками сырья и т.д. В свою очередь, свойства всей системы (например, устойчивость её функционирования) отличаются от свойств каждого из отмеченных выше элементов системы.

2. Процессный подход в управлении .

Подход, определяющий рассмотрение деятельности любой компании как сети бизнес-процессов, увязанных с целями и миссией организации1.

Динамизм бизнеса и внешней среды приводит компании к пониманию управления бизнесом не как к управлению совокупностью отдельных функций, но совокупностью бизнес-процессов, которые определяют суть деятельности бизнеса. Сам термин «процессного подхода» известен довольно давно, но применяться стал в условиях высокой динамики внешней среды и конкуренции. Процессный подход нацелен на повышение гибкости бизнеса, сокращение времени реакции на изменения рынка и внешней среды, улучшение результатов деятельности организации.

Процессный подход базируется на нескольких основных принципах

· Восприятие бизнеса как системы:

– любое предприятие следует рассматривать как систему, а её развитие - по законам сложных систем;

– решение локальных проблем не меняет систему. Систему можно изменить только в целом;

– система, находящаяся в устойчивом состоянии не способна эволюционировать.

Восприятие деятельности как процесса:

– любая деятельность может рассматриваться как процесс, следовательно, она может быть улучшена;

– любая деятельность допускает разделение как по времени, так по материальным ресурсам и персоналу;

– любая целенаправленная и спланированная деятельность, использующая ресурсы, преобразует входную продукцию в выходную;

– деятельность предприятия представляет собой сеть взаимосвязанных процессов, так как все виды деятельности и соответствующие им процессы взаимосвязаны;

– каждый процесс имеет внешнего или внутреннего поставщика входных ресурсов и внешнего или внутреннего потребителя выходного продукта или услуги.

Стандартизация и прозрачность ответственности:

– высшее руководство предприятия должно брать на себя полную ответственность за создание качества и управление им;

– каждый процесс должен иметь владельца, то есть должна быть персонификация и распределение ответственности за все виды деятельности;

– все составляющие процессов должны быть максимально стандартизированы и понятны;

– стандартизация должна осуществляться на базе взаимосвязанных и гармонизированных стандартов, реализующихся в виде нормативной документации и корпоративных стандартов, описывающих все виды деятельности предприятии.

Новое на сайте

>

Самое популярное