Домой Картофель Организационная структура местной администрации муниципального образования. Организационная структура районной администрации

Организационная структура местной администрации муниципального образования. Организационная структура районной администрации

Тема № 3. Структура местной администрации

Понятие структуры местной администрации и особенности её формирования.

Под структурой местной администрации понимается перечень структурных подразделений и схема подчиненности, в том числе распределение полномочий по общему руководству структурными подразделениями между высшими должностными лицами администрации муниципального образования.

Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению администрации. Структуру администрации составляют внутренние подразделения, которые являются органами администрации. В структуру могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Отраслевые подразделения осуществляют руководство отдельными отраслями муниципального хозяйства (ЖКХ, образование, здравоохранение и др.); функциональные – осуществляют отдельные функции в сфере муниципального управления (функции планирования, контроля и т.п.); территориальные – осуществляют полномочия местной администрации на отдельных территориях муниципального образования. Структурные подразделения местной администрации могут наделяться правами юридических лиц.

Структурные подразделения могут носить различные наименования – департаменты, комитеты, управления, отделы, сектора, которые отличаются друг от друга по объему, характеру и значимости выполняемых функций.

Структура местной администрации формируется в соответствии с вопросами местного значения и полномочиями. Утверждается она представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

Существуют различные принципы распределения задач и функций между подразделениями администрации. Так, в практике управления организационные звенья систематизируются по принципу целесообразности по следующим направлениям: по отраслям управления; характеру управленческой деятельности согласно стадиям управленческого цикла; целевым группам; территориальному принципу. В соответствии с принципом распределения задач и функций создаются конкретные организационные единицы - управления, отделы.



В связи с внедрением новых профессиональных технологий широкое распространение получают согласительные комиссии по решению конфликтных ситуаций и рабочие группы. Кроме того, новые организационные структуры могут формироваться путем создания советов предпринимателей, представителей территориального общественного самоуправления и др.

Местные администрации различаются по своей структуре, так как нет двух одинаковых муниципальных образований. В то же время существует ряд однотипных органов почти для всех муниципальных образований - органы управления финансами, муниципальным имуществом, жилищно-коммунальным хозяйством. Можно сформулировать и некоторые общие подходы, основные принципы, позволяющие, хотя и с учетом местных особенностей, разрабатывать структуры местных администраций на единой методологической основе.

Можно выделить два основных подхода к построению структур местных администраций: функциональный и программно-целевой.

Функциональный подход применяется при разработке структуры, обеспечивающей текущее управление муниципальным образованием. При этом подходе выявляются функции, исполняемые местной администрацией, и его структура формируется таким образом, чтобы выполнение каждой из функций обеспечивалось соответствующей структурной единицей. Это не означает, что для выполнения единичной функции необходим отдельный орган.

После выявления всего набора функций осуществляется их группировка по какому-либо принципу, например по отраслевому (благоустройство, жилищное хозяйство, образование, здравоохранение и т. п.), по принципу принадлежности к одной сфере (социальная, экономическая, социально-политическая), и уже после этого окончательно выстраивается необходимая структура. Ряд структурных единиц формируется для осуществления вспомогательных функций, т. е. тех, без которых невозможно решение основных задач, стоящих перед органами местного самоуправления (имеются в виду функции финансового планирования, исполнения и контроля за исполнением местного бюджета, управления кадрами, ведения архивов и т. п.). Как правило, применяется одновременно несколько принципов для группировки функций, а степень «укрупнения» структурных единиц определяется составом и количеством управляемых объектов. Так, в крупных муниципальных образованиях формируются органы управления в сферах здравоохранения, образования, культуры, а в небольших создаются общие органы управления социальной сферой. Важно, чтобы все функции были учтены, чтобы не происходило дублирования функций и не совмещались в одной структурной единице функции планирования и исполнения, исполнения и контроля.

Программно-целевой подход применяется при формировании структуры, обеспечивающей реализацию программ, в частности программ развития муниципальных образований, как комплексных, так и целевых. Отличие этого подхода от предыдущего состоит в том, что в основу построения структуры положены не функции, а цели, задачи, их ранжирование по приоритетам, способы достижения, формы и механизмы реализации, определенные программами развития, и учитывается динамика изменений в процессе реализации программ. В остальном в этих подходах применяются одинаковые принципы.

Наименования структурных подразделений местной администрации в различных муниципальных образованиях могут быть различны. Финансирование структурных подразделений местной администрации осуществляется за счет средств местного бюджета в соответствии со сметой расходов на управленческий аппарат.

Порядок формирования структуры местной администрации (на примере городского округа город Воронеж)

Действующая структура администрации городского округа город Воронеж утверждена Решением Воронежской городской Думы от 29 августа 2012 года № 879-III «О структуре администрации городского округа город Воронеж». Помимо этого особенности структуры администрации городского округа город Воронеж оговариваются в Постановлении Воронежской городской Думы от 27 октября 2004 года № 150-I «Об уставе городского округа город Воронеж» и Постановлении Администрации городского округа город Воронеж от 9 сентября 2015 года № 703 «О Регламенте администрации городского округа город Воронеж».

В соответствии с положениями этих муниципальных правовых актов, администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления в городском округе город Воронеж и обладает правами юридического лица.

Глава городского округа осуществляет в пределах своей компетенции общее руководство деятельностью администрации и ее структурных подразделений.

Структура администрации утверждается Воронежской городской Думой по представлению главы городского округа. В неё входят: глава городского округа, заместители главы администрации городского округа, отраслевые (функциональные) и территориальные структурные подразделения администрации городского округа (управы районов). К отраслевым (функциональным) структурным подразделениям относятся: управления, отделы, департаменты и иные структурные подразделения, которые являются органами администрации городского округа город Воронеж.

Органы местной администрации могут наделяться правами юридического лица решениями Воронежской городской Думы и возглавляются единоличными руководителями.

Положения о самостоятельных структурных подразделениях администрации (за исключением структурных подразделений, наделенных правами юридического лица) утверждаются постановлением администрации. Положения о подразделениях, не являющихся самостоятельными структурными подразделениями администрации, - руководителем соответствующего структурного подразделения.

Должностные инструкции сотрудников органов администрации утверждаются руководителем соответствующего органа.

Глава городского округа город Воронеж в соответствии с утвержденной Воронежской городской Думой структурой администрации самостоятельно формирует штаты администрации городского округа.

Заместители главы администрации городского округа, руководители департаментов администрации городского округа, руководители органов администрации городского округа, осуществляющих функции по управлению средствами бюджета городского округа, объектами муниципальной собственности и по обеспечению муниципального заказа, руководители районных управ, а также руководители муниципальных предприятий, перечень которых утверждается городской Думой, назначаются на должность главой городского округа по согласованию с городской Думой.

Руководители иных органов администрации городского округа назначаются главой городского округа единолично .

Глава городского округа утверждает структуру и штаты территориальных подразделений администрации городского округа по представлению их руководителей, осуществляет общее руководство и координацию деятельности территориальных подразделений администрации городского округа (районных управ).

В современной муниципальной практике типичными звеньями организационной структуры местной администрации являются:

  • - глава администрации;
  • - его заместители по сферам муниципальной деятельности, среди которых могут быть один или два первых заместителя;
  • - структурные подразделения различных типов, которые могут находиться в подчинении главы администрации, одного из его заместителей или в соподчинении между собой (например, отдел в составе управления);
  • - коллегиальные совещательные органы: коллегия администрации, экономический и другие советы;
  • - аппарат администрации.

Структурные подразделения администрации с точки зрения изложенного выше распределения задач и целей деятельности подразделяются на четыре группы.

К ведению отраслевых структурных подразделений относятся вопросы, связанные с управлением конкретными отраслями (сферами) муниципальной деятельности. Эти подразделения выполняют функции заказчика на выполнение работ и оказание муниципальных услуг. Их основная роль проявляется на этапе реализации целей и задач жизнеобеспечения и развития территории. Отраслевые структурные подразделения чаще всего линейно подчиняются одному из заместителей главы администрации.

Функциональные (штабные, общей компетенции) структурные подразделения выполняют определенные общие функции для всей администрации и ее самостоятельных структурных подразделений. Эти подразделения наделены правом регулирующих воздействий по отношению к другим структурным подразделениям, обычно правом согласования решений других структурных подразделений, например по соблюдению законности или возможности финансирования. По классификации целей муниципальной деятельности (см. главу 3) функциональные подразделения относятся к обеспечивающим. Они могут подчиняться непосредственно главе администрации, заместителю главы либо руководителю аппарата администрации.

Схема 5: Виды структурных подразделений местной администрации

Создание территориальных структурных подразделений (администраций районов, администраций округов и др.) связано с необходимостью приближения органов местного самоуправления к населению и позволяет сочетать централизацию важнейших функций на верхнем уровне муниципального управления с повышением оперативности при решении текущих вопросов.

Территориальные подразделения характерны для крупных и крупнейших городов, для муниципальных образований типа “город-район”, для городских муниципальных образований, в составе которых имеются обособленные поселки или сельские поселения. Наличие территориальных структурных подразделений, безусловно, усложняет структуру администрации. Их первые руководители подчиняются либо непосредственно главе администрации города, являясь его заместителями по соответствующим территориям, либо (реже) первому заместителю главы. Структурные подразделения территориальных администраций чаще всего имеют двойное подчинение - первому руководителю соответствующей территории (главе администрации городского района, округа и др.) и профильному структурному подразделению администрации города.

Вспомогательные подразделения (аппарат) не обладают собственной компетенцией по решению вопросов местного значения и выполняют функции обеспечения деятельности руководства администрации и ее структурных подразделений. Аппарат играет важную роль в организации работы администрации. Как ее подсистема, он выполняет ту же роль, что и муниципальная власть по отношению к другим подсистемам муниципального образования. В частности, аппарат обеспечивает:

  • - планирование и координацию работы всех структур администрации;
  • - работу с документацией (делопроизводство);
  • - подготовку и проведение совещаний, заседаний, коллегий, других мероприятий;
  • - связь со средствами массовой информации, проведение пресс-конференций;
  • - контроль за исполнением решений;
  • - организацию приема граждан, работу с жалобами и предложениями;
  • - материально-техническое, юридическое, кадровое, информационное, финансовое обеспечение деятельности администрации;
  • - взаимодействие администрации с представительным органом и зачастую его хозяйственное обслуживание.

Руководитель аппарата обычно по статусу приравнивается к заместителю главы администрации.

В составе аппарата администрации могут быть такие службы, как общий отдел (работа с документацией), кадровая служба (иногда она подчиняется непосредственно главе администрации), приемная граждан, юридическая служба, информационная служба, хозяйственные службы, пресс-служба, собственная бухгалтерия, контрольный аппарат и т.п. Руководитель аппарата, как правило, непосредственно подчиняется главе администрации и иногда является его заместителем.

Глава администрации и его заместители могут иметь свой аппарат, в состав которого входят, в частности, секретари, помощники, референты, советники.

В теории менеджмента подобные организационные структуры получили название линейно-функциональных, поскольку они основаны на определенной системе взаимодействия линейных (отраслевых) и функциональных структурных подразделений и принятия решений линейными подразделениями по согласованию с функциональными. Достоинством линейно-функциональных структур является относительная простота построения и четкость взаимодействия. Однако такие структуры по своей природе консервативны, относятся к типу жестких структур и эффективны только при выполнении редко меняющихся однотипных функций.

В соответствии с объемами и распределением задач и функций в составе администрации создаются конкретные организационные единицы - отделы, управления, комитеты, департаменты и т.д. Для решения управленческих задач крупные организационные единицы делятся на более мелкие, образующие новые уровни. На рис. 8.1.6 представлены наиболее распространенные варианты внутреннего организационного построения городской администрации.

Для крупных городов, имеющих большой аппарат управления, целесообразно как можно детальнее разграничивать функции управления, создавая специальные подразделения для их исполнения. Для небольших поселений наиболее приемлема схема, при которой выполняемые функции группируются, при этом в первую очередь должны объединяться функции отраслевых подразделений. Однако объединение функций подразделений, интересы которых противоречат друг другу, в рамках одного подразделения нежелательно.

Для выполнения функций, делегированных органами государственного управления, целесообразно использовать отдельные обособленные структурные подразделения. Это важно потому, что в части исполнения отдельных делегированных полномочий органы местного самоуправления финансируются из государственного бюджета и подконтрольны соответствующим органам государственной власти.

Коллегия - совещательный орган при главе администрации играет особую роль в работе администрации. Она принимает решения по важнейшим вопросам управления муниципальным образованием, за исключением решений, находящихся в компетенции представительного органа. Решения коллегии при необходимости оформляются постановлениями и распоряжениями главы администрации.

Структурные подразделения (органы) со статусом юридического лица. В составе многих администраций имеются структурные подразделения (органы) со статусом юридического лица. В соответствии с Федеральным законом 2003 г. перечень органов местной администрации, наделенных статусом юридического лица, устанавливается представительным органом муниципального образования, который выступает в качестве их учредителя и утверждает положения о них.

Федеральным законом установлено, что органы местного самоуправления, которые в соответствии с законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций.

Схема 6: Варианты внутреннего организайионного построения городской администрации

В ряде городов статус муниципального учреждения, не входящего в состав местной администрации, имеют органы управления жилищно-коммунальным хозяйством, здравоохранением, образованием и др. Эти органы выполняют функции заказчиков муниципальных услуг и распорядителей бюджетных средств, заключают от имени муниципального образования хозяйственные договоры на закупки материалов, выполнение работ и оказание услуг, имеют собственные бухгалтерии. Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании такого органа.

Чтобы выполнить свое предназначение, местное самоуправление как способ управления местным сообществом должно выполнять все составные части (этапы) управленческой деятельности:

  1. аналитический этап (анализируют проблемы, определяют возможные пути ее решения);
  2. постановку задачи (выявляют приоритеты деятельности);
  3. принятие управленческого решения (устанавливают технологию и алгоритм решения задачи, ожидаемые конечный и промежуточные результаты);
  4. исполнение решения (осуществляют конкретную деятельность по реализации управленческого решения);
  5. оценку результатов (анализируют результаты деятельности, проводят подготовку к очередному аналитическому этапу и новому циклу).

При построении структуры управления муниципальным образованием следует учитывать, что в ней должны присутствовать подразделения , способные выполнить каждый из указанных этапов. При этом работники каждого структурного подразделения обязаны четко осознавать пределы своей компетенции и специфику принимаемых управленческих решений.

Исходя из вышеизложенного, структура управления муниципальным образованием должна обеспечить:

  • процесс формирования и исполнения управленческих решений на всех этапах цикла;
  • комплексность и внутреннюю координацию деятельности всех структурных подразделений;
  • завершенность и поступательность развития.

Порядок построения определяется типом выбранной организационной структуры и наиболее общими функциями соответствующего органа управления. Подразделения , не отвечающие за проведение в жизнь интересов населения или каких-то организаций, обычно формируются решением вышестоящего исполнительного либо представительного органа власти. В частности, должностные лица местной администрации назначаются соответствующим руководителем. Комитеты и комиссии представительного органа создаются на добровольной основе, но утверждаются общим решением представительного органа власти. Комиссии, представляющие и координирующие интересы различных ведомств (например, комиссии по здравоохранению, правопорядку), часто формируются на основе кооптации по устанавливаемым квотам представительства. Ведомство, участвующее в подобной комиссии, обычно может в любой момент заменить своих представителей.

По закону представительный орган власти формируется только на основе выборов. На практике существует несколько форм избирательной системы, и в уставе муниципального образования может быть установлена любая из них. В Российской Федерации наиболее распространена мажоритарная система выборов по одномандатным избирательным округам. Ее основное достоинство в том, что депутаты максимально приближены к своим избирателям, хорошо знают свои избирательные округа, проблемы и интересы жителей. Население же округа знает своих депутатов, их личностные и политические качества. Однако применение такой избирательной системы часто приводит к тому, что каждый депутат стремится в первую очередь решить проблемы избирателей своего округа, формирование же единых целей и задач развития муниципального образования становится затруднительным.

Разновидность данной модели - выборы по единому многомандатному муниципальному округу, депутатами от которого становятся кандидаты, набравшие наибольшее число голосов среди всех избирателей муниципального образования, а число депутатов соответствует количеству мандатов. Такая система решает задачу выражения депутатами общих интересов населения, но ее эффективное применение на практике возможно в основном в небольших поселениях, так как в крупных городах при использовании указанной модели возникает оторванность депутатов от избирателей и их интересов. В больших городах целесообразно разделить территорию на отдельные многомандатные округа, в каждом из которых избирается несколько депутатов.

В муниципальных образованиях, население которых политически структурировано, отличается высокой политической активностью, формирует множество групп, объединений, целесообразно использовать пропорциональную избирательную систему. Хотя данная система значительно ослабляет личные связи и персональную ответственность депутатов перед своими избирателями, она хорошо приспособлена для решения главной задачи представительного органа - выражения общего интереса всего муниципального образования. В Российской Федерации данная система не получила широкого применения из-за отсутствия на муниципальном уровне устойчивых избирательных объединений.

Существуют различные модификации вышеперечисленных систем, позволяющие сгладить отрицательные стороны каждой из них: в рамках таких моделей одна часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а другая - по пропорциональной. В том случае, когда для эффективного выполнения функций представительного органа управления необходим высокий уровень квалификации, целесообразно использовать систему, при которой за одни выборы переизбирается не весь состав депутатов, а только определенная часть. Такой подход позволяет сохранять преемственность власти.

При формировании эффективной избирательной системы в муниципальном образовании необходимо определить оптимальную численность состава выборных органов, срок полномочий, требования к кандидатам и т.п. В целом выбор той или иной избирательной системы во многом влияет на качественный состав представительного органа и характер его деятельности. Следует выбирать такую избирательную систему, которая приведет к формированию представительного органа, в наибольшей степени отражающего интересы всего муниципального образования, способного ставить цели и задачи дальнейшего его развития, при этом важно учитывать особенности и величину муниципального образования, тип организационной структуры местного самоуправления.

15.2. Функции и структурные подразделения муниципального образования

Для создания эффективной системы местного самоуправления необходимо составить подробный перечень всех функций по обеспечению жизнедеятельности населения данного муниципального образования, включая те, которые на момент составления возложены на органы государственной власти. Это нужно потому, что в случае, если по каким-то причинам данные функции выполняться не будут, необходимость их исполнения автоматически ляжет на население и соответственно на органы местного самоуправления.

В составленном перечне функций следует выделить те, которые по закону относятся к компетенции других уровней управления, с указанием конкретных органов-исполнителей. Особое внимание нужно обратить на функции, делегированные данному муниципальному образованию другими уровнями управления, а также на функции, делегированные данным муниципальным образованием на другие уровни управления. Далее проводится анализ , как достичь того, чтобы в данном муниципальном образовании каждая из функций исполнялась с наибольшей эффективностью, и какими характеристиками должны обладать органы, исполняющие эти функции. Важно, чтобы не осталось функций, за которые не отвечает ни одно из подразделений.

Регулярная деятельность по осуществлению функций местного самоуправления практически невозможна вне системы постоянных органов управления, сформированных из профессионально подготовленных кадров и наделенных компетенцией, необходимой для исполнения возлагаемых на них функций. Поэтому в зависимости от объема работ , их сложности, специфики выбирается конкретное подразделение местной администрации, которое будет выполнять определенную функцию. Это не означает, что под каждую функцию нужно создавать отдельный орган. К примеру, если в муниципальном образовании имеется только один медпункт, то нет необходимости создавать специальный отдел по вопросам здравоохранения. В таких случаях соответствующие функции могут исполняться укрупненными структурными подразделениями, имеющими более широкую специализацию (например, управлением социального обеспечения). Таким образом, путем обобщенного анализа функций определяются органы, образующие структуру управления, и формулируются основные отношения и взаимосвязи этих органов.

Для выполнения функций, делегированных вышестоящими уровнями управления, целесообразно использовать отдельные, обособленные подразделения (кадровые, военно-учетные и т.п.). Это важно потому, что, во-первых, в части исполнения делегированных полномочий органы местного самоуправления подконтрольны вышестоящим органам государственной власти; а во-вторых, согласно действующему законодательству, материально-финансовое обеспечение деятельности по выполнению делегированных полномочий достигается соответствующим уровнем государственного управления, что предполагает передачу финансовых ресурсов или закрепление за местным бюджетом необходимых источников доходов.

По характеру выполняемых функций можно выделить три группы структурных подразделений .

  1. Подразделения, отвечающие за узкий сектор или отрасль муниципального хозяйства (например, управление коммунального хозяйства);
  2. Подразделения, деятельность которых охватывает определенный комплекс вопросов муниципального управления (например, отдел финансового планирования, ревизионный отдел и т.п.);
  3. Подразделения, не обладающие собственной компетенцией и обеспечивающие деятельность остальных структур. Сюда относятся всевозможные вспомогательные службы и подразделения (например, канцелярия).

При планировании структуры органов управления важно определить, какой тип структурных подразделений должен выполнять ту или иную функцию. К сожалению, при построении структур управления этот принцип часто нарушается, что приводит к осуществлению отдельными подразделениями не свойственных им функций и ухудшению дееспособности всей системы управления. Так, очень часто функции финансового и бюджетного планирования, исполнения и контроля над исполнением бюджета передаются одному и тому же органу. Это приводит к смешению функций и сводит роль данного органа к пассивной бухгалтерии, что снижает эффективность финансового управления.

Для повышения эффективности желательно, чтобы вопросы, отнесенные к ведению одного из подразделений администрации, носили максимально завершенный характер. Если исполнение функции разнесено по разным структурам или в ходе реализации данной функции участвуют практически все подразделения (как, например, при бюджетном процессе), важно четко определить место и задачи каждого из подразделений путем разделения отдельных элементов и этапов процесса осуществления функции (бюджетного процесса) между органами местного самоуправления.

Для крупных муниципальных образований, имеющих большой аппарат управления, целесообразно использовать как можно более детальное разграничение функций с созданием специальных подразделений для их исполнения. Для небольших муниципальных образований наиболее применима схема, при которой реализуемые функции группируются, при этом в первую очередь должны объединяться функции отраслевых подразделений. Объединение функций подразделений, интересы которых противоречат друг другу (например, бюджетных и финансовых), в рамках одного структурного звена нежелательно. В малых муниципальных образованиях осуществление многих из функций, для которых в городах создаются целые службы, может производиться самим населением или на добровольной основе отдельными ответственными лицами.

Выбор типа организационной структуры органов местного самоуправления является первым этапом в процессе создания эффективной системы управления муниципальным образованием. В следующих разделах будут рассмотрены роль, порядок формирования, функции, задачи каждого органа управления.

Под структурой местной администрации понимается перечень структурных подразделений и схема подчиненности, в том числе распределение полномочий по общему руководству структурными подразделениями между высшими должностными лицами администрации муниципального образования.

Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению администрации. Структуру администрации составляют внутренние подразделения, которые являются органами администрации. В структуру могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Отраслевые подразделения осуществляют руководство отдельными отраслями муниципального хозяйства (ЖКХ, образование, здравоохранение и др.); функциональные – осуществляют отдельные функции в сфере муниципального управления (функции планирования, контроля и т.п.); территориальные – осуществляют полномочия местной администрации на отдельных территориях муниципального образования. Структурные подразделения местной администрации могут наделяться правами юридических лиц.

Структурные подразделения могут носить различные наименования – департаменты, комитеты, управления, отделы, сектора, которые отличаются друг от друга по объему, характеру и значимости выполняемых функций.

Структура местной администрации формируется в соответствии с вопросами местного значения и полномочиями. Утверждается она представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

Существуют различные принципы распределения задач и функций между подразделениями администрации. Так, в практике управления организационные звенья систематизируются по принципу целесообразности по следующим направлениям: по отраслям управления; характеру управленческой деятельности согласно стадиям управленческого цикла; целевым группам; территориальному принципу. В соответствии с принципом распределения задач и функций

создаются конкретные организационные единицы - управления, отделы. В связи с внедрением новых профессиональных технологий широкое распространение получают согласительные комиссии по решению конфликтных ситуаций и рабочие группы. Кроме того, новые организационные структуры могут формироваться путем создания советов предпринимателей, представителей территориального общественного самоуправления и др. Местные администрации различаются по своей структуре, так как нет двух одинаковых муниципальных образований. В то же время существует ряд однотипных органов почти для всех муниципальных образований - органы управления финансами, муниципальным имуществом, жилищно-коммунальным хозяйством. Можно сформулировать и некоторые общие подходы, основные принципы, позволяющие, хотя и с учетом местных особенностей, разрабатывать структуры местных администраций на единой методологической основе.

Можно выделить два основных подхода к построению структур местных администраций: функциональный и программно-целевой. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Функциональный подход применяется при разработке структуры, обеспечивающей текущее управление муниципальным образованием. При этом подходе выявляются функции, исполняемые местной администрацией, и его структура формируется таким образом, чтобы выполнение каждой из функций обеспечивалось соответствующей структурной единицей. Это не означает, что для выполнения единичной функции необходим отдельный орган.

После выявления всего набора функций осуществляется их группировка по какому-либо принципу, например по отраслевому (благоустройство, жилищное хозяйство, образование, здравоохранение и т. п.), по принципу принадлежности к одной сфере (социальная, экономическая, социально-политическая), и уже после этого окончательно выстраивается необходимая структура. Ряд структурных единиц формируется для осуществления вспомогательных функций, т. е. тех, без которых невозможно решение основных задач, стоящих перед органами местного самоуправления (имеются в виду функции финансового планирования, исполнения и контроля за исполнением местного бюджета, управления кадрами, ведения архивов и т. п.). Как правило, применяется одновременно несколько принципов для группировки функций, а степень «укрупнения» структурных единиц определяется составом и количеством управляемых объектов. Так, в крупных муниципальных образованиях формируются органы управления в сферах здравоохранения, образования, культуры, а в небольших создаются общие органы управления социальной сферой. Важно, чтобы все функции были учтены, чтобы не происходило дублирования функций и не совмещались в одной структурной единице функции планирования и исполнения, исполнения и контроля.

Программно-целевой подход применяется при формировании структуры, обеспечивающей реализацию программ, в частности программ развития муниципальных образований, как комплексных, так и целевых. Отличие этого подхода от предыдущего состоит в том, что в основу построения структуры положены не функции, а цели, задачи, их ранжирование по приоритетам, способы достижения, формы и механизмы реализации, определенные программами развития, и учитывается динамика изменений в процессе реализации программ. В остальном в этих подходах применяются одинаковые принципы.

Наименования структурных подразделений местной администрации в различных муниципальных образованиях могут быть различны. Финансирование структурных подразделений местной администрации осуществляется за счет средств местного бюджета в соответствии со сметой расходов на управленческий аппарат.

Типовые варианты структуры администрации различных муниципальных образований представлены на следующих схемах:

Схема №2: Типовой вариант структуры администрации сельского поселения


Схема №3. Типовой вариант структуры администрации муниципального района

Организационные структуры местных администрации сельских и городских поселений, муниципальных районов. Организационная структура местной администрации во многом определяется статусом муниципального образования и его ресурсами. К примеру, в Архангельской области местные администрации функционируют в 19 муниципальных районах, в 24 городских и 179 сельских поселениях.

Организационная структура местной администрации муниципального района отражает функционально-отраслевой подходы в ее формировании. Она практически не отличается от советской организации исполнительной власти, не обладает способностью адаптации в новых условиях управления муниципальной собственностью, муниципальным хозяйством.

В связи с принятием новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сформированы местные администрации городских и сельских поселений. Организационная структура местной администрации в сельском муниципальном образовании первого уровня должна соответствовать ее основным целевым установкам – максимальному использованию потенциала местного сообщества, эффективному управлению муниципальной собственностью и ресурсами территории для обеспечения условий жизнедеятельности местного населения. Одной из проблем формирования местной администрации видится отсутствие в сельской местности квалифицированных управленческих кадров муниципальных менеджеров. Поэтому одним из важнейших принципов в работе местной администрации по решению вопросов местного значения является привлечение местного сообщества, и прежде всего тех местных жителей, которые успешно адаптировались к новым экономическим условиям.

Администрации муниципальных образований городов со статусом городского округа. В практике муниципального управления можно выделить несколько типов организационных структур местной администрации.

Жестко-централизованный тип. Его выбор обосновывается следующими аргументами:

1. Город – это единое административно-территориальное целое, в границах которого создается только одно муниципальное образование. Районы, как административно-территориальные единицы, упраздняются. Вместо них возможно создание территориальных округов, в границах которых функционируют администрации как структурные подразделения городской администрации.

2. В условиях социально-политической и экономической нестабильности наиболее приемлемым вариантом управления муниципальной собственностью и муниципальным хозяйством является централизация полномочий и концентрация ресурсов на уровне администрации города при условии отсутствии самостоятельных районных администраций, подчиненных соответствующему представительному органу. Это позволяет более эффективно управлять городским хозяйством, более экономно и рационально использовать имеющиеся финансовые и материальные ресурсы.



3. Создание единой организационной структуры городской администрации позволяет сократить численность управленческого аппарата, делает его более мобильным и адаптированным к работе в новых условиях.

В правовом отношении вышеизложенный подход закрепляется в Уставе города, согласно которому администрация города как орган местного самоуправления является юридическим лицом, т.е. выступает в качестве единого органа управления городским хозяйством, субъектом гражданских правоотношений. Все отраслевые, функциональные и территориальные подразделения входят в ее организационную структуру.

Жестко-централизованный тип городской администрации представляет орган муниципального управления, в котором вся его организационная структура функционирует в режиме «пожарной команды». Для управления отдельными отраслями или группой отраслей городского хозяйства создаются департаменты, наделяемые не только управленческими, но и хозяйственными полномочиями. Эти структурные подразделения планируют свою работу, исполняют намеченные планы и осуществляют свой ведомственный контроль за подчиненными им муниципальными организациями.

В то же время в силу повседневной загруженности решением насущных проблем жизнедеятельности горожан, ускоренным «движением» кадров с бывшего районного звена на управленческие должности городского масштаба выявляется неспособность городской администрации в определении перспектив развития городского хозяйства, объективной оценки результатов своей муниципальной деятельности.

В организационной структуре городской администрации недооценивается роль и место подразделений финансово-экономического блока, которые в своей деятельности, с одной стороны, призваны обслуживать отраслевые ведомственные структуры, а с другой - выступать в роль самостоятельных субъектов рыночных отношений. В этом и заключается противоречивость их положения. И чтобы разрешить данную проблему необходимо изменить их статус, полномочия и методу управленческой деятельности.

Создание структурных территориальных подразделений городской администрации не предусматривается. Вполне возможно формирование ведомственных округов (коммунальных, школьных и т.п.).

Умеренно- централизованный тип организационной структуры городской администрации отражает наличие в городе двухуровневой системы управления муниципальным хозяйством.

Город делится либо на административные либо на территориальные округа, которые не являются внутригородскими муниципальными образованиями и единицами административно-территориального деления городского поселения (данного статуса могут быть лишены и бывшие районы). Их создание обуславливалось органами местного самоуправления необходимостью повышения эффективности управления городским хозяйством, приближения местной власти к жителям.

Двухуровневая система предполагает общегородской и окружной (территориальный) уровни управления городским хозяйством. На первом уровне решаются вопросы комплексного социально-экономического развития города, разработки стратегии управления муниципальным хозяйством, его отдельных отраслей; осуществляется управление муниципальными службами общегородского значения (водопровод, энерго – теплоснабжение, предоставление услуг населению городским пассажирским транспортом и т.п.) и др. На втором уровне обеспечивается решение вопросов, связанное с удовлетворением самых насущных жизненных потребностей населения (обслуживание жилого фонда, благоустройство территории, организация культурного досуга, спортивных мероприятий и др.).

Двухуровневая система управления городским хозяйством предусматривает формирование соответствующей организационной структуры городской администрации, которая позволяет произвести перераспределение функций между отраслевыми, функциональными и территориальными подразделениями. Речь идет о передаче администрациям территориальных округов полномочий, связанных:

С решением оперативных вопросов, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения округа;

С организацией и развитием территориального общественного самоуправления;

С выполнением в округе решений представительного органа местного самоуправления, постановлений и распоряжений главы местной администрации;

С охраной общественного порядка, с безопасностью граждан;

С благоустройством территории округа;

С организацией свободного времени жителей округа и др.

На наш взгляд, наиболее оптимальной для выполнения соответствующих функций является организационная структура администрации района (округа) в крупных городах. К примеру, в городе Новосибирске она представляет собой совокупность следующих элементов:

Глава администрации;

Заместители главы администрации (всего 5, в том числе, по вопросам ЖКХ; экономическим вопросам; социальным вопросам; образования, молодежи, культуры и спорта; управляющий делами);

Управления (финансов и налоговой политики, жилищного хозяйства, управление делами);

Отделы (всего – 15, в том числе: благоустройства и коммунального хозяйства, энергетики и инженерных коммуникаций, экономического развития, перспективного развития района, социальной защиты населения, здравоохранения, образования, по делам молодежи и культуре, организационно-контрольный и др.);

Комитет по физкультуре и спорту.

Административно-техническая инспекция (7).

Районная администрация является юридическим лицом, имеет расчетные счета по исполнению сметы расходов, располагает финансовыми ресурсами. Они состоят из средств, выделяемых из бюджета города, целевых внебюджетных средств.

Таким образом, «умеренно-централизованный» тип организационной структуры городской администрации обуславливает необходимость возрастание роли ее территориальных структурных подразделений в лице администраций районов, административных или территориальных округов.

Одновременно происходит изменение функций отраслевых структурных подразделений городской администрации. Они «освобождаются» от несвойственной данному звену функций оперативного решения вопросов деятельности подведомственных муниципальных организаций, которые возлагаются на их руководителей и администрацию района или округа. Вместе с тем возрастает роль и значение таких направлений в муниципальной управленческой деятельности отраслевых структурных подразделений как разработка политики городской администрации в подведомственной отрасли или группе отраслей муниципального хозяйства, оценка эффективности использования муниципальной собственности и городского бюджета, работы муниципальных организаций и т.п. А это, в свою очередь, требует изменения сложившихся стереотипов и подходов в муниципальном управлении, пересмотра функций, роли и места отраслевых структурных подразделений в организационной структуре городской администрации. Возникает объективная потребность в формировании новой организационной структуры. Она будет отличаться от старой «советско-муниципальной» модели своей способностью адаптации к изменяющимся «внешним» и «внутренним» условиям работы данного органа управления городским хозяйством.

Одним из «переходных» вариантов может служить организационная структура мэрии города Краснодара (8).

В городе функционирует двухуровневая модель управления муниципальным хозяйством. Его территория разделена на четыре административных округа. В каждом округе создана администрация, которая является территориальным структурным подразделением мэрии.

Целевое назначение мэрии города состоит в обеспечении финансовой самостоятельности местного самоуправления посредством эффективного управления муниципальной собственностью и максимального использования социально-экономического потенциала города, его населения.

Новое на сайте

>

Самое популярное