Домой Природное земледелие Смена фракции архейдж. ArcheAge Союзы наций в Archeage. В таком случае будет ли реализован общий склад аккаунта для передачи вещей

Смена фракции архейдж. ArcheAge Союзы наций в Archeage. В таком случае будет ли реализован общий склад аккаунта для передачи вещей

Если понадобится массовое тестирование какого-нибудь геймплея, мы постараемся открыть тестовый сервер. Говорить об этом до окончания внутреннего тестирования еще рано.

Как насчет добавления дополнительных слотов под персонажей в связи с появлением новых рас в Архейдж?

Этот вопрос также будет обсуждаться уже ближе к установке обновления. Если новые слоты не будут добавлены, мы предупредим игроков заранее, чтобы они успели удалить персонажей и освободить дополнительную ячейку.

Поднимут ли в ArcheAge 3.0 максимальный уровень персонажа?

Нет, в обновлении 3.0 максимальный уровень персонажа 55. Однако, новые умения надолго займут игроков и сильно изменят баланс в PvP, как в 1х1, так и в массовых баталиях. Поэтому пока особо нет смысла поднимать уровень персонажа выше 55-го.

Расскажите подробнее о новой системе улучшения умений «Ярость». Как это будет реализовано?

Разработчики планируют выпустить отдельный материал про систему «Ярость» - тогда и станут известны все подробности.

К каким изначальным фракциям относятся новые расы в ArcheAge 3.0?

Дворфы усилят союз Нуи, а битворожденные присоединятся к Харнийскому союзу.

Какие особенные расовые умения будут у битворожденных и дворфов?

Обеим расам доступно перевоплощение с 30-го уровня. Это их уникальная способность.

А в связи с добавлением перевоплощения будут ли изменены расовые умения у остальных рас?

Да, разработчики планируют сбалансировать все расовые умения, поскольку сейчас кажется будто у новых рас уникальные и особенные умения - нет, все расы будут сбалансированы. По поводу очков работы.

Будут ли в обновлении 3.0 введены дополнительные бутыли с имбирным напитком с откатом, как было при переходе с обновления 1.0 на 1.2? Или прикрутят откат к нынешним бутылям с имбирным напитком?

У бутылей в обновлении 3.0 действительно появится откат. В корейской версии переход был реализован следующим образом: старые бутыли остались без изменений, а новые бутыли, которые стали продаваться после установки обновления, получили откат. Соответственно, ближе к установке обновления на русскоязычные сервера появится более подробная информация, но вряд ли можно ждать каких-то отличий.

Будут ли какие-то изменения в механике осад?

Нет, обновление Архейдж 3.0 не затрагивает осады.

Будет ли возможность сменить расу с установкой обновления ArcheAge 3.0?

Нет, у разработчиков принципиальный ответ по этому вопросу - сменить расу нельзя.

В таком случае будет ли реализован общий склад аккаунта для передачи вещей?

Нет, такая функция тоже не планируется

Ходят слухи, что появятся воздушные корабли в ArcheAge 3.0?

Нет, это не более чем слухи. Анонса от разработчиков не поступало.

А появится ли новый уровень крафтовых вещей? Какое эрнардское оружие или доспехи будут использоваться для изготовления следующего уровня?

Разработчиками не было анонсировано никаких изменений для крафтовых вещей в обновлении 3.0.

Будут ли в 3.0 новые уровни улучшения экипировки эпохи мифов?

Нет, все останется по старому.

Планируется ли открытие нового сервера в ближайшее время?

В ближайшее время мы не видим необходимости открывать новый сервер. Однако обновление ArcheAge 3.0 будет интересно как новым, так и возвращающимся игрокам, поэтому под крупные обновления мы рассматриваем такую возможность и обсуждаем ее с разработчиками. Этот вопрос будет обсуждаться уже ближе к установке патча.

→ Статьи → Задания для создания фракции в ArcheAge

Чтобы создать фракцию из гильдии (группа, клан) необходимо выполнить несколько условий (захватить землю, иметь гильдию, добыть флаг и разместить его на охранной башне). Одно из условий (добыть флаг) можно выполнить после выполнения пяти заданий. Только лидер гильдии может получить эти задания на острове свободы у NPC (печатного станка).

Перечень необходимых предметов:

Свиток призыва огненного танка и черной жемчужины. Для этого нужны чертежи огненного танка и черной жемчужины. Части чертежа можно составить из частей, добываемых из простых монстров и супер-боссов в замке локации Золотые Равнины или в других местах открытого мира. Для чертежа танка необходимо добыть 33 части, а для черной жемчужины 55 частей. Изготовленные свитки призыва прикрепляются к персонажу и не могут быть переданы другому.
- Свиток призыва Глайдер Богини, Глайдер лунной тени, Глайдер красного дракона. Все глайдеры изготавливаются при необходимом уровне ремесла. Свитки могут передаваться от персонажа к персонажу.
- Свиток призыва: Красная комета 2000(Гоночный автомобиль). Чертёж покупается за 50 000. Для составления свитка необходимо большое количество ресурсов и требует высокого уровня ремесленных умений. Свиток призыва привязан к персонажу.
- Чертёж для строительства Особняка. Чертеж можно купить на Торговом острове за 1000. Чертеж можно передать другому игроку.
- 5000 монет багси. Монеты багси можно добыть из монстров и-сундуков на Северном континенте в определенное время суток по игровому времени. С обычных монстров выпадает по 1 монете, с элитных монстров — по 5 монет. Монеты багси можно передавать от персонажа к персонажу.

Собрав все выше перечисленные части, необходимо завершить все 5 заданий у NPC, которые находятся в разных местах:

Порт локации Long Sand;
- Steppe Belt;
- Hasla;
- Two Crown;
- Sunrise Peninsula.

Выполнив все задания и получив все необходимые материалы, лидер гильдии может соткать Флаг Тысячи Поданных на станке, который находится на Острове свободы.

Сотканный флаг (переноситься как груз) необходимо доставить до кристалла на своей территории. Нужно помнить, что на вас в это время могут напасть и ограбить.

После доставки флага на свою территорию необходимо его установить на Охранной башне в центре захваченной территории. В это время ваша гильдия должна находиться в состоянии мира с соседями. После водружения флага появляется окно ввода, где необходимо ввести названия вашей фракции. Для написания названия фракции используются те же правила, что и для названия клана. После ввода названия фракции происходит процесс водружения флага. Любой клик мышкой или нажатие клавиши Esc прерывает установку. После завершения водружения флага появляется уведомление для всех игроков на сервере.

Союз наций - полностью независимое от системных фракций «государство» с собственным правителем и Малым советом. Главная его особенность - возможность собрать в рамках одного сообщества персонажей, изначально обитавших на любом из материков. Такое объединение может включать в себя до 300 человек и состоять из нескольких гильдий.

Основание союза наций

Создание независимого союза доступно только кланам, владеющим территорией на Изначальном материке. Чтобы заявить свои права на самостоятельность, понадобится изготовить флаг объединенных наций . Для этого требуется:

  • Построить ратушу и улучшить ее до дворца. Таким образом владельцы крепости получат доступ к верстаку колонистов.
  • Изготовить на верстаке колонистов груз золотых щитов. Стоимость изготовления груза - 1000 золотых соверенов, время действия предмета - 2 часа. Информация об изготовлении кем-либо данного предмета объявляется всему миру.
  • Отнести груз золотых щитов агенту Андерсу в лагерь Щ.И.Т.а возле замка Ош. Андерса можно застать в лагере Щ.И.Т.а по субботам и воскресеньям с 12:00 до 21:00 мск. Альтернативой является продажа груза контрабандистам за 10000 золотых монет.
  • Выполнить задание «Международный конфликт», которое выдает агент Андерс. Для его выполнения необходимо убить генерала вражеского союза. Генерал сойдет на берег после уничтожения подземной крепости Горна: нуианский генерал появится после уничтожения крепости на западе Сверкающего побережья, а харнийский - на востоке. На выполнение данного задания отводится 2 часа.
  • Выполнить задание агента Андерса на изготовление Большой королевской печати.
  • Отнести Большую королевскую печать кастеляну в своей крепости и получить у него декларацию независимости.
  • Зачитать декларацию независимости во дворце крепости. Это возможно сделать при выполнении следующих условий:
    • Лорд-протектор должен находиться в непосредственной близости от трона во дворце крепости (на него будет наложен соответствующий эффект).
    • Необходимо активировать эффект «Декларация независимости». Данный эффект активируется в том случае, если не менее 50 подданных (членов гильдии, владеющей крепостью) одновременно присягнут на верность будущему правителю (/Присяга).
  • С помощью заверенной подписями декларации независимости изготовить на верстаке колонистов флаг объединенных наций.

Готовый флаг нужно отнести к сторожевому артефакту вашей крепости. Помните, что это груз, который могут отнять конкуренты!

Зарегистрировать «государство» может только лорд-протектор данной территории. Для этого ему необходимо, имея флаг, щелкнуть правой клавишей мыши по сторожевой башне своей крепости и в появившемся окне ввести название будущего сообщества. Обратите внимание - фракцию нельзя назвать так же, как какую-либо гильдию, существующую на сервере. Обязательно учитывайте это: при неудачной попытке именования флаг исчезнет!

После подтверждения выбранного имени (и если оно корректно) союз будет основан, а все члены гильдии, владеющей этой землей, автоматически станут его участниками.

Как попасть в союз наций?

Возможность приглашать во фракцию новых персонажей есть только у ее главы - лидерам и офицерам кланов, входящих в нее, это недоступно. Чтобы «сменить гражданство» и войти в уже существующую пользовательскую фракцию предварительно понадобится покинуть гильдию, в которой вы состоите, и уже потом глава выбранного союза сможет пригласить вас в сообщество. После вступления вы можете быть приняты в любой клан-участник фракции или можете основать собственный. А чтобы «переселиться» из независимого союза, необходимы похожие действия: сначала надо покинуть гильдию, после - сам союз. Обратите внимание, что после выхода из одного союза наций персонаж в течение трех дней не сможет вступить в другой.

Кроме того, помните, что в рамках фракции ее лидер считается практически абсолютным монархом. Он может в любой момент изгнать кого-либо из «жителей»! Покинувший союз самостоятельно или изгнанный из него персонаж автоматически вернется в одну из системных фракций.

Опасайтесь конкуренции!

Чтобы сохранить независимость, союз наций должен оборонять свою землю с особым усердием. Потеря всех территорий будет для него фатальна! Если у фракции не осталось ни одной крепости, через 9 недель она будет расформирована.

Соответственно, предотвратить роспуск можно, захватив любой из замков северного материка до истечения указанного срока. Если сделать этого не удастся, то через 63 дня во время плановых техработ «государство» исчезнет, его обитатели вновь станут членами соответствующей изначальной фракции, а все гильдии союза будут автоматически распущены.

Дипломатия

Кроме возможности принимать в свой состав выходцев с любых материков, союз наций имеет и другие преимущества. В первую очередь это шанс самостоятельно выбирать, какой политики придерживаться по отношению к системным фракциям - предложить одной из них мир или же воевать со всеми.

Для отправки предложения о мире на одной из территорий союза наций должны быть построены замок и консульство . После их возведения глава «государства» сможет направлять Малому совету союза Нуи или Харнийского союза письмо с мирным договором. Сделать это можно только в пятницу; к предложению необходимо приложить подарок с некоторым количеством соверенов, как доказательство добрых намерений. Решение о том, принимать ли договор, принимается путем голосования членами Малого совета системной фракции. Оно проходит в субботу, на следующий день после получения письма с предложением о мире, а итоги будут объявлены в воскресенье. В случае отказа правитель союза наций получит назад затраченные золотые соверены.

При необходимости каждая из сторон сможет прервать действие мирного договора раньше срока его окончания. Если решение о начале вражды принимает союз наций, война начинается мгновенно. Если же его выдвигает системная фракция, то на следующий день после того, как участник Малого совета выступил с предложением войны, будет проведено голосование.

Что еще мы получим?

Участников союза наций ждут и другие бонусы. Первый из них - возможность возвести специальную статую божества-покровителя на территории одной из своих крепостей. После завершения изваяния все участники фракции смогут получать благословение, усиливающее персонажа, - какое именно, будет зависеть от расположения тотема:

Территория Эффекты благословения
Нуимар: статуя Калеиля +5 к силе атаки в ближнем бою, +2% к устойчивости в ближнем бою, +4% к устойчивости к заклинаниям, +6% к устойчивости к атакам дальнего боя, +5% к скорости занятия ремеслом, +2000 ед. ко всем видам ремесел
Сальфимар: статуя Акритеса +10 к силе атаки в ближнем бою, +5 к силе атаки в дальнем бою, +3 к силе заклинаний, +4% к устойчивости к атакам дальнего боя, +5% к скорости занятия ремеслом, +2000 ед. ко всем видам ремесел
Земли Покоя: статуя Изы +5 к силе атаки в ближнем бою, +3 к силе атаки в дальнем бою, +10 к силе заклинаний, +4% к устойчивости к атакам ближнего боя, +5% к скорости занятия ремеслом, +2000 ед. ко всем видам ремесел
Сангемар: статуя Шатигона +5 к силе заклинаний, +6% к устойчивости к атакам ближнего боя, +4% к устойчивости к атакам дальнего боя, +2% к устойчивости к заклинаниям, +5% к скорости занятия ремеслом, +2000 ед. ко всем видам ремесел
Бездна: статуя Хазе +3 к силе атаки в ближнем бою, +10 к силе атаки в дальнем бою, +5 к силе заклинаний, +5 к эффективности исцеления, +4% к устойчивости к заклинаниям, +5% к скорости занятия ремеслом, +2000 ед. ко всем видам ремесел
Солнечные поля: статуя Нуи +5 к силе атаки в дальнем бою, +6% к устойчивости к заклинаниям, +4% к устойчивости к атакам ближнего боя, +2% к устойчивости к атакам дальнего боя, +5% к скорости занятия ремеслом, +2000 ед. ко всем видам ремесел

Для постройки понадобится 100 грузов сияющих блоков, а принять в ней участие могут только мастера обработки камня, набравшие минимум 50000 очков в этом ремесле. Статуя покровителя будет доступна 30 дней, после чего потускнеет и ее придется «обновить» - для этого придется принести еще 20 грузов сияющих блоков.

Кроме того, правитель может получать процент дохода с территорий, которыми владеет союз. В окне управления фракцией ее лидеру доступна специальная опция, позволяющая настроить распределение и решить, какая часть налогов «уйдет» главе союза, а какая - лорду-протектору указанной земли.

И, наконец, самое важное из преимуществ: правитель союза наций может получить уникальное одеяние и могущественного ездового питомца - виверну. Эти предметы усилят фракцию и подчеркнут ее статус, что поможет привлечь новых рекрутов.

  • Одеяние владыки Нового Света - специальный костюм, ослабляющий всех противников в радиусе 18 метров: скорость их передвижения снижается на 5%, а получаемый урон повышается на 3,5%. При использовании костюм позволяет обнаружить всех противников в радиусе 12м, находящихся в состоянии невидимости или скрытности. Для его изготовления понадобится слиток пламенного металла, пламенеющая ткань и пламенеющая кожа.
  • Виверна - скакун, способный летать и набирать высоту, а также наносить противникам осадный урон. Для приручения этого зверя требуется немало усилий, но она может стать отличным помощником в битвах. Те, кому удастся приручить виверну, смогут еще больше усилить ее, изготовив специальный комплект сбруи.

Чтобы получить доступ к этим вещам, в крепости необходимо построить казначейство.

Пользовательские союзы дают невероятную свободу в выборе стиля игры. Пусть для создания собственной фракции нужно потрудиться, но от обретения независимости любое сообщество получит достаточно выгоды, чтобы продолжить развитие и стать сильнее!

29 октября в игре ArcheAge станут доступны союзы наций. Что это такое? Союз наций или, по-другому, пользовательский союз - возможность для игроков объединяться в отдельную фракцию, при этом можно объединиться кланам, изначально обитавшим на разных материках.

Объединение может включать в себя до 300 человек и свои взаимоотношения с другими союзами они смогут определять сами! Что выбрать: заключить перемирие с одной из системных фракций или начать конфликт со всеми и получить возможность атаковать противников любой расы без набора очков преступной славы - предстоит решить самим героям.

Создание независимого союза доступно только кланам, владеющим территорией на Изначальном материке. Чтобы заявить свои права на самостоятельность, понадобится изготовить флаг объединенных наций, собрав 5 особых предметов в рамках задания «Новые Дельфы». Лидер гильдии может получить его у NPC по имени Политеос на Острове Свободы.

Для успешного завершения потребуется посетить различные локации и выполнить следующие условия:

  • сдать пиратский галеон в обмен на дельфийский флагшток;
  • сдать любой из проектов донжона и получить в награду дельфийские чернила;
  • обменять глайдеры «Махаон», «Красный дракон» и «Летучая мышь» на дельфийское полотно;
  • отдать болид «Красная комета» в обмен на дельфийскую кисть для письма;
  • получить дельфийский шнур, сдав ремесленные ресурсы (600 ед. древесного угля, 500 ед. каменной соли, 400 ед. желатина, 300 ед. щелочного раствора).
Получив все необходимое, глава клана сможет создать флаг объединенных наций на станке рядом с Политеосом. Флаг является грузом, и вам предстоит доставить его непосредственно к собственному замку. Помните, что вам наверняка захотят помешать конкуренты!

Для регистрации «государства» лорд-протектор территории должен щелкнуть правой клавишей мыши по сторожевой башне своей крепости и в появившемся окне ввести название для будущего сообщества. После подтверждения союз будет основан, а все члены гильдии, владеющей этой землей, автоматически станут его участниками.

Чтобы сохранить созданную независимую фракцию, ее участникам придется оборонять свою землю . Если все территории, которыми владеет союз, будут потеряны, то через 9 недель он будет расформирован. Соответственно, предотвратить роспуск можно, захватив любую из крепостей Севера до истечения указанного срока. Если сделать этого не удастся, то через 63 дня во время плановых тех.работ «государство» исчезнет, его обитатели вновь станут членами соответствующей изначальной фракции, а гильдия-лидер будет автоматически распущена.

представителей любой расы

Чтобы «сменить гражданство» и войти в уже существующую пользовательскую фракцию предварительно понадобится покинуть гильдию, в которой вы состоите, и уже потом глава выбранного союза сможет пригласить вас в «государство». После вступления вы можете быть приняты в любой клан-участник фракции или можете основать собственный. А чтобы «переселиться» из независимого союза, необходимы похожие действия: сначала надо покинуть гильдию, после - сам союз.

Кроме того, нужно помнить, что в рамках фракции ее лидер считается практически абсолютным монархом. Он может в любой момент изгнать кого-либо из «жителей», кроме членов своей гильдии - их предварительно придется исключить из клана. Покинувший союз самостоятельно или изгнанный персонаж автоматически вернется в одну из системных фракций.

Пользовательский союз, как уже говорилось, может включать в себя представителей любой расы . При этом его максимальный состав - 300 персонажей. Приглашать новых «жителей» может только глава фракции - лидерам и офицерам кланов, входящих в нее, такая возможность недоступна.

Независимая «страна» может самостоятельно выбирать , какой политики придерживаться по отношению к Харнийскому союзу и союзу Нуи; а вот с другими пользовательскими фракциями можно находиться только в состоянии конфликта. При этом в течение 7 дней после основания союз находится в мирных отношениях с основными фракциями, а война с другими независимыми «государствами» начинается сразу.

Через 5 дней с момента объявления независимости лидер союза наций получит письмо с требованием определиться с дальнейшей политикой и сможет либо объявить войну обеим системным фракциям, либо заплатить 200 золотых и заключить мир с одной из них. Находиться в дружеских отношениях с Харнийским союзом и союзом Нуи одновременно невозможно.

На решение дается 48 часов, а выбранные «настройки» будут действовать в течение определенного срока: конфликт продлится 14 дней, а мир - 7. Если правитель решит изменить взаимоотношения, то начать военные действия он сможет в любой момент, а вот заключить перемирие - только в определенный период, раз в 7 дней.

Фракция - это не только шанс объединиться с игроками других рас. Каждому союзу доступна уникальная возможность: возведение специальной статуи божества-покровителя на территории одной из своих крепостей. После завершения изваяния все участники фракции смогут получать благословение, усиливающее персонажа, - какое именно, будет зависеть от расположения тотема:

Для постройки понадобится 100 грузов сияющих блоков, а принять в ней участие могут только мастера обработки камня, набравшие минимум 50000 очков в этом ремесле. Статуя покровителя будет доступна 30 дней, после чего потускнеет и ее придется «обновить» - для этого придется принести еще 20 грузов сияющих блоков.

Кроме того, правитель может получать процент дохода с территорий, которыми владеет союз. В окне управления фракцией ее лидеру доступна специальная опция, позволяющая настроить распределение и решить, какая часть налогов «уйдет» главе союза, а какая - лорду-протектору указанной земли.

И, конечно, у каждого союза наций будет собственный Малый совет. Избранные герои, как и в других фракциях, получат усиливающие их самих и их союзников плащи, смогут отдавать приказы о мобилизации и пользоваться другими привилегиями совета.

Обратите внимание, что члены союза охотников за удачей не могут вступить в независимую фракцию, не обнулив предварительно преступную славу персонажа. Напоминаем, что сделать это можно несколькими способами:

  • выполняя специальные задания;
  • используя эликсир «Слеза праведника» (продается за 30 монет дару).
Кроме того, вместе с запуском системы пользовательских союзов, в игровом магазине в течение двух недель будет доступен специальный набор, позволяющий «очистить» 3000 очков преступной славы. Приобрести его можно будет только один раз на аккаунт, а стоимость составит 450 кристаллов.

Государство – это огромная социальная группа, состоящая из людей, живущих на определенной территории и имеющих суверенитет.
Archeage предусматривает 3 государственные системы – две начальные фракции: “Нуане” и “Харихаране” и фракцию изгнанников – “Пираты”.
Все игроки внутри одной фракции изначально имеют дружеские отношения, а с игроками из другой фракции – враждебные.
Но в дополнение к существующей системе, игроки способны создать собственную фракцию.
Игроки пользовательской фракции могут менять отношения с существующими фракциями на войну или мир.
Для того чтобы создать свою фракцию, игрокам необходимо основать экспедиционную силу, захватить территорию на северном континенте и выполнить специальное задание.

*Фракция является самой крупной ступенью сообщества, находясь выше экспедиционной армии и семьи.

Создание фракции

Лидер экспедиции, владеющие территорией на северном континенте, может взять специальное задание на создание фракции.
Для захвата территории, необходимо создать предмет “Очищенный акхиум” и довести его до территории на севере.

Фракционное задание

Лидер экспедиции, владеющей территорией на севере, может взять задание – “Тысяча подданных” на Острове свободы, у специального NPC “Тея Фоли”.
После этого, лидеру становиться доступным еще 5 заданий.
Для завершения основного задания – “Тысяча подданных”, игроку необходимо выполнить все 5 заданий, для получения необходимых ингредиентов.

*Все 5 предметов, получаемых наградой за выполнение заданий являются непередаваемыми.
*Задания и ингредиенты нельзя перенести на другой сервер.
*После выполнение задания, его можно повторно взять через 5 дней.

Создание “Флага тысячи подданных”

Флаг можно создать на печатном станке, расположенном рядом с NPC Тея Фоли.

После создания флага, для основания фракции, его необходимо перенести на территорию, которой владеет экспедиционная армия.
Флаг при транспортировке флаг можно отобрать.

Основание фракции

Для основания фракции, флаг “Тысячи подданных” необходимо установить на Охранной башне, в центре захваченной территории.
*Лидер экспедиции может установить флаг, только в мирный период.
Название фракции (В качестве названия нельзя использовать названия существующих экспедиций и запрещенные (ненормативные) слова).
*Название фракции может содержать 2-21 символов на хангыле (корейский алфавит) или 3-21 на английском языке, а так же допустимы пробелы. (Те же правила создания названия, что и у экспедиций)
После введения названий фракции, начнется процесс установки флага.
*Любое движение или нажатие клавиши ESC прервет процесс установки.

После завершение установки и успешного создания фракции, появиться специальное уведомление для всех игроков на сервере.

Настройки фракции

Лорд может пригласить в фракцию игроков 50 уровня.
Можно пригласить любого игроки не взирая на его текущую фракционную принадлежность (Нуиан или Харихаран).
*Численность фракции в настоящее время ограничено 1500 человек.
*Другие члены фракции, кроме самого лорда, смогут принимать игроков во фракцию (не реализовано)
*Можно ограничить принятие игроков во фракцию, соответствующей кнопкой в настройках (не реализовано).

Если игроки хотят вступить во фракцию из других, им необходимо в первую очередь выйти из экспедиции.
Все игроки экспедиции, основавшей фракцию, автоматически становятся ее членами.

Выход из фракции

Игроки могут свободно покинуть фракцию.
Лорд фракции может выгнать любого игрока из своей фракции.
В случае, если внутри фракции, вы состоите в экспедиционной армии, то прежде чем выйти из фракции, необходимо сначала покинуть экспедицию.
После выхода из фракции, игрок возвращается в свою первоначальную фракцию (нуин/харихаран).

Управление владениями

Настройки налогов

В настройках налоговой ставки фракции доступна опция настройки налога территорий, которыми фракция владеет.

Лорд фракции можно менять налоговую ставку по своему усмотрению. (1 раз в день, в размере от 0 до 100%)

Настройка отношения

Здесь Лорд фракции может настраивать отношения с другими фракциями (войну или мир).
При первом создании фракции, устанавливается семидневное перемирие со всеми фракциями. По прошествии этого срока лорд может настроить отношения по своему усмотрению.
Требования к принятию меж фракционных отношений приходит лорду на почту.
*Требование приходит за 48 часов перед установкой отношений
*Расходует 200 золотых на одну неделю продления

Во время перемирия, установить враждебные отношения можно в любой момент. А наоборот, установить мир, можно только по истечении периода вражды.

Уничтожение фракции

Фракция может быть распущена, в том случае если все ее владения на северном континенте будут перехвачены.
Но перед уничтожением, у фракции будет шанс, сроком в 21 день, на повторный захват территории.
*Фракция останется в том случае, если во время осады будет перезахвачена любая территория на северном континенте.
*При успешном перезахвате территории, фракции остается
*В этом случае повторное основание фракции не понадобится
Если фракции не сумеет за 21 день перезахватить территорию, то будет уничтожена.
*Лорд и все члены фракции вернутся в свои первоначальные фракции
*Экспедиция, входящая в состав фракции автоматически распустится

Особенности фракций

Осада

Уникальные фракционные бафы
После основания фракции, на своей территории лорд может установить статую. Члены фракции могут взаимодействовать с ней и получить специальный баф.
Всего на фракцию может быть установлена 1 статуя.

Точки воскрешения

Игроки пользовательской фракции могут воскрешаться только точках воскрешения пиратов.
Можно свободно пользоваться книгой телепортов. Записи в книге телепортов сохраняются корректно.

Преступления / Суд

На лорда фракции не применяется статус “разыскивается” (т.е лорда нельзя посадить в тюрьму) и он не может стать пиратом.
*При этом очки кармы продолжают накапливаться
В случае если лорд, накапливает более 3000 очков кармы, а за тем фракция разрушается, то он автоматически становится пиратом.
На остальных игроков, состоящих в пользовательских фракциях, распространяется судебная система. Игрок попадает в суд и тюрьму, той фракции, которой принадлежал изначально.

Воровство на континенте, к которому первоначально принадлежал игрок, карается очками кармы.

Гильдии

Игроки, состоящие в пользовательских фракциях, могут состоять в одной гильдии, не смотря на их изначальную принадлежность противоборствующим фракциям.
Внутри пользовательской фракции можно создать несколько гильдий.
Для выхода или вступления во фракцию необходимо выйти из гильдии.
*Игрок не может покинуть фракцию, до тех пор, пока состоит в гильдии.
Чат и языки
Для общения внутри фракции используется команда “/국가”.
*Существующая команда “/연합” тоже работает в пользовательской фракции.
Два игрока общаясь внутри пользовательской фракции, могут постепенно прокачивать язык.

Новое на сайте

>

Самое популярное