Домой Заготовки на зиму Государственное устройство Украины. Государственное устройство и политическая система Украины. От парламентской республики к президентской

Государственное устройство Украины. Государственное устройство и политическая система Украины. От парламентской республики к президентской

Украина - суверенное государство. Оно имеет свою собственную территорию, высшие и местные управляющие органы, правительство, герб, флаг и гимн. Украины обладает разветвленной структурой с разделением функций различных ветвей власти и соответствует мировым правовым демократическим стандартам.

Обретение суверенитета

В июле 1990 года Верховная Рада парламент) приняла «Декларацию о государственном суверенитете». Этот документ открыл новую страницу в истории страны, которая ведет к строительству демократического государства, основанного на власти закона.

Согласно Декларации, интересы общества уполномочена выражать Верховная Рада. Никакие партии, организации или отдельные личности (за исключением президента, и то по ряду вопросов) не имели права это делать. Документ закрепляет власть Конституции на территории державы, обозначает взаимодействие ветвей власти, утверждает границы государства (Украина граничит на данный момент с семью странами), гражданские права и другие вопросы.

От парламентской республики к президентской

Путь, которым шла Украина от принятия Декларации до принятия государственной Конституции, медленный и сложный. Это легко объясняется большими преобразованиями в политической и экономической жизни.

В июле 1996 года устройство государственной власти изменилось. Верховная Рада утвердила новую Конституцию Украины. Согласно ей, Украина теперь - парламентская республика с президентской управлением. Президент избирается каждые пять лет. Он - глава государства, при этом не может исполнять обязанности более двух сроков.

Президенты:

  • Макарович (5.12.1991 - 19.07.1994).
  • (19.07.1994 - 23.01.2005).
  • Ющенко Виктор Андреевич (23.01.2005 - 25.02.2010).
  • Янукович Виктор Федорович (25.02.2010 - 22.02.2014).
  • Порошенко Петр Алексеевич (с 7.06.2014).

Органы управления

Типы государственного устройства Украины соответствуют общепринятым демократическим стандартам. Вся совокупность власти разделена на три равноценные ветви:

  • законодательную;
  • исполнительную;
  • судебную.

Верховная Рада - высший украинский законодательный орган. Представляет собой однопалатный парламент, где председательствует спикер. Функции Верховной Рады - законотворчество и внимательный контроль деятельности правительства. Выборы депутатов парламента проводятся каждые 4 года. Они осуществляются тайным голосованием. Все граждане в возрасте от 18 лет имеют избирательное право.

Исполнительные структуры, возглавляемые президентом, представлены правительством под началом премьер-министра и региональными властями. К исполнительным органам относятся министерства, силовые структуры, армия и другие службы.

Конституция Украины - главный закон страны. Она гарантирует определенные права и свободы украинских граждан и определяет их обязанности. Судебная власть наделена правами независимого принятия решений. На практике в странах с переходным периодом бывает сложно полностью дистанцироваться от исполнительной и законодательной ветвей. Главенствующий орган - Конституционный суд.

Формы государственного устройства

В мире существуют следующие типы государственного устройства:

  • унитарные (простые);
  • со сложной формой устройства (федерации, конфедерации).

Унитарные - государства с территорией, разделенной на административные равноправные единицы (области, провинции, районы и т. д.), подчиненные центру.

Федерация - это сложное союзное государство, содержащее административные образования (республики, автономные районы, штаты, земли и т. д.), которые юридически имеют определенную самостоятельность.

Основаниями формирования федеративного государства и закрепление федеративных отношений могут быть Конституция и (или) федеративное соглашение. На основании прямых договоров возникали, например, федерации Австралии, Швейцарии, США, СССР, Малайзии, России и других государств. Их обычно называют договорными, в отличие от внедоговорных, таких как, например, Канада, Индия, Нигерия, Пакистан, возникших на основании предоставления центральными органами государства или метрополиями статуса автономии будущим субъектам федерации.

Конфедерация - союз временный: она либо распадается, либо превращается в федеративное государство. Например, Швейцария сейчас существует как федеративное государство, при этом она сохранила название «конфедерация». Конфедерации возникали по разным причинам и в разные эпохи также в США, Германии, Нидерландах.

В Украине рассматривались (и рассматриваются) все виды государственного устройства, наиболее оптимальные для эффективного администрирования. На данный момент действует унитарная система.

Украинский парламентаризм

Отдельными фрагментами украинского парламента на протяжении его истории были народные веча Киевской Руси, сеймы польско-литовского государства, казацкие рады времен Гетманщины, позже - высшие законодательные органы Австро-Венгерской, затем Российской империй, Украинской ССР в составе Советского Союза.

Создание Украины как государства невозможно без формирования легитимного, делегированного обществом органа управления, коим в большинстве стран выступает парламент. Следствием начала практики парламентаризма в новейшей истории стало создание и деятельность в течение марта 1917-го - апреля 1918-го Украинской Центральной Рады - своеобразного национального протопарламента, который прошел эволюционный путь от общественно-политического объединения к «представительскому» органу украинского народа.

Появление Рады и ее деятельность стали закономерным шагом консолидации украинского народа на пути к национально-государственной независимости в ХХ веке. Именно эту историческую традицию Украинской Центральной Рады продолжает в современных условиях Верховная Рада Украины.

Наряду с парламентом, интересы большинства представляет и президент Украины.

Министерства

Государственное устройство Украины в административном плане имеет четкую структуру. Во главе администрации стоит выборный президент, уполномоченный большинством проголосовавших управлять страной.

Ступенькой ниже расположены министерства, курирующие важнейшие направления всех сфер деятельности общества: экономики, обороны, здравоохранения, культуры, МВД, регионального развития, аграрной политики, экологии, энергетики, иностранных дел, информации, молодежи и спорта, инфраструктуры, образования и науки, юстиции, финансов, социальной политики, Кабинета министров.

Структуру министерства утверждает министр, а отдельных центральных органов - их руководители. Состав исполнительных центральных органов утверждается по согласованию с премьер-министром Украины, первым вице-премьер-министром, вице-премьер-министрами в соответствии с распределением их функциональных полномочий.

Главой правительства становится премьер-министр, кандидатуру которого предлагает президент, но окончательно утверждают депутаты Рады. В отличие от ряда стан (Германии, Японии, Великобритании, Италии и других), премьер-министр Украины не обладает всей полнотой принятия решений. Он подчиняется президенту.

Список премьер-министров и исполняющих обязанности:

  • Витольд Фокин (1990-1992);
  • Валентин Симоненко (1992);
  • (1992-1993);
  • Ефим Звягильский (1993-1994);
  • Виталий Масол (1994-1995);
  • Евгений Марчук (1995-1996);
  • Павел Лазаренко (1996-1997);
  • Василий Дурдинец (1997);
  • Валерий Пустовойтенко (1997-1999);
  • Виктор Ющенко (1999-2001);
  • Анатолий Кинах (2001-2002);
  • Виктор Янукович (2004-2005, 2006-2007);
  • Николай Азаров (2005, 2010-2014);
  • (2005, 2007-2010);
  • Юрий Ехануров (2005-2006);
  • Сергей Арбузов (2014);
  • Арсений Яценюк (с 2014).

Административное деление

Особенности государственного устройства Украины отражаются на ее административном делении. Для молодой страны естественно «нащупывать» наиболее оптимальную форму взаимодействия населения разных регионов. Ситуация вокруг Крыма и Донбасса лишь подтверждает, что требуется время, а, возможно, и определенные реформы, дабы выстроить монолитную административную систему, учитывающую интересы всех слоев общества.

Республика делится на области, границы которых со времен СССР почти не претерпели изменений - всего их 24. Области, в свою очередь, подразделяются на 490 районов. 176 крупных городов имеют специальный статус - областного (республиканского) подчинения и, как районы, являются территориальными объектами второго уровня. На третьей ступени - ближе всех к народу - находятся местные советы: городские, поселковые и сельские. Киев является столичным регионом.

Характеристика государства

Государственное устройство Украины включает конституционную форму правления, административно-территориальное устройство и политический режим. Последний пункт является системой средств и способов осуществления государственной власти, характеризуется уровнем гарантированности гражданских прав.

Статья № 1 Конституции позиционирует Украину как демократическое государство. Документ закрепляет принципы народного волеизъявления, разделения властей, политического, экономического и идеологического многообразия, ответственности перед человеком и тому подобное.

Народовластие

Унитарное государство Украина исповедует принципы народовластия, которое осуществляется напрямую, через госорганы и местные органы, обладающие полномочиями самоуправления. Конституционным Судом от 26.03.2002 утверждено, что «местное самоуправление следует рассматривать как форму осуществления народом власти».

Проявлением непосредственного народовластия являются выборы, всеукраинские и местные референдумы, народные инициативы, общественные обсуждения и тому подобное. В случае осуществления через государство формируются органы народного представительства.

В государственном аппарате следует различать органы первичного и вторичного представительства народа. Государственные органы первичного представительства образуются путем их выборов, с помощью которых власть делегируется государству непосредственно народом. В стране ими являются Верховная Рада (ВР) и Президент Украины.

Государственные органы, которые формируются ВР и президентом, являются органами вторичного, опосредованного представительства. Достоинством непосредственного народовластия является широта привлечения населения к решению государственных дел. Преимуществами функционирования представительных органов является то, что они являются постоянно действующими, функционируют на профессиональной основе.

Суверенитет государства

Унитарное государство Украина - суверенное и независимое. Суверенитетом называют верховенство государственной выборной власти внутри страны и фактическую независимость от внешних сил (стран, движений, организаций и т. д.).

Суверенитет делится на внутренний и внешний. В современных условиях первый регулируется нормами конституции, а второй касается характера отношений между различными странами, с учетом норм международного права. Суверенитет является свойством не всего государства, а конкретно государственной власти. Она выше партийной, религиозной, финансовой - никто не может диктовать ей свою волю. Внутри страны суверенитет ограничен лишь основными правами человека.

Создание Украины как государства было невозможным без обеспечения внешнего суверенитета. Он обозначает те границы, в рамках которых должны происходить типичные для сегодняшних условий межгосударственные интеграционные процессы.

В основе государственной независимости Украины лежит так называемый народный суверенитет. Именно народ, в основном через свободные выборы, легитимирует государственную власть. Поскольку источником её является население, то ему и должна принадлежать власть. Народный суверенитет осуществляется через выборный представительный орган и непосредственно местными жителями через выборы, всенародные обсуждения, референдум. Итак, в условиях демократии государственный суверенитет фактически совпадает с народным.

Соблюдение правопорядка

Чтобы правовое государство Украина таковым и оставалось, власть должна гарантировать соблюдение правовых норм на всех ступенях: от высших госорганов до каждого гражданина. Правовой порядок - это правовое состояние упорядоченности, организованности, урегулированности общественных отношений. В этом качестве он:

  • выступает мощным антиподом анархии, хаоса, неорганизованности, неопределенности и нестабильности отношений между людьми;
  • правовыми средствами сдерживает возможные незаконные проявления со стороны государства, его органов в отношении граждан, а также одного человека относительно другого.

При ослаблении власти, нарастании протестных настроений в 2013-2014 годах государственное устройство Украины оказалось под угрозой. Правопорядок является той правовой моделью, которая определяет статус субъектов общественных отношений, их характер, связь между физическими, юридическими лицами, а также способы, методы, процедуры урегулирования конфликтов.

По территориальному принципу (сфере распространения) или по масштабности можно выделить правопорядок в пределах:

  • государства (страны) в целом;
  • внутригосударственных образований (субъектов федерации, автономных государственных образований);
  • административно-территориальных единиц - городов, районов, областей и др

В зависимости от воздействия права, его структурных частей на процесс формирования правопорядка, можно выделить общий, отраслевой, специальный или институциональный порядок. Общий возникает и функционирует в результате реализации всей системы права. По объему этот класс фактически совпадает с правопорядком по территориальному признаку. Отраслевой составляется на основании норм определенной отрасли права (конституционный, финансовый, гражданско-процессуальный и др.). Специальный (институциональный) возникает на основании реализации отдельных институтов права.

Суды

Судебная власть - третья система государственного устройства Украины. Она реализуется посредством специальных государственных органов - судов. В стране сформирована трехуровневая система, на вершине которой стоит Конституционный суд. В его ведении - решение глобальных вопросов, затрагивающих основу всей власти - Конституцию.

Практические вопросы (общественные, хозяйственные) отведены общим и арбитражным судам соответственно. Таким образом, форма государственного устройства Украины приобретает сбалансированную структуру, уравновешиваемую Радой (законодательным органом), президентом (представителем исполнительной системы) и Конституционным судом (как высшей формой проявления судебной системы).

МВД

Правовой порядок - это фактическое правовое состояние упорядоченности, урегулированности, организованности общественных отношений, следствие фактической реализации норм права, воплощение их в жизнь. Понятие государственного устройства неотделимо от понятия «сильной» правовой власти. Для его поддержания и выполнения в Украине создано Министерство внутренних дел.

Изначально МВД Украины подразделялось на специализированные службы:

  • Общественная милиция.
  • Криминальная милиция.
  • Государственная служба охраны.
  • Различные спецподразделения.

Реформы

Реформа 2014 года значительно изменила структуру МВД. Прежде всего, вместо милиции утверждена приказом президента от 04.08.2015 года Национальная полиция. Планируется исключить из структуры транспортную, ветеринарную милицию и ГУБОП. С 2016 года функции ГАИ «передадут» создаваемой электронной системе, призванной заменить «живых» сотрудников госавтоинспекции. 16.09.2015 упразднены территориальные подразделения МВД. Закончится реформирование в 2017 году. Конечно, государственно-политическое устройство от этого не изменится, однако переходный период может сказаться на криминальной обстановке.

Планируется, что окончательно новая структура МВД примет следующий вид:

  • Уголовная полиция.
  • Специальная полиция.
  • Полиция охраны.
  • Киберполиция.
  • Патрульная полиция.
  • Органы досудебного расследования.
  • Полиция особого назначения.
  • Департамент наркоторговли.
  • Экономическая полиция.

Проблемы роста

Существуют различные виды государственного устройства. В Украине выбрали унитарную форму взаимодействия административных субъектов. Ситуация вокруг Крыма и Донбасса, разговоры о предоставлении регионам больших полномочий, вплоть до федерализации, ставят перед законодателями, политологами и обществом вопросы, простых ответов на которые нет.

Процесс создания нового демократического государства сложен. Но за короткий период была создана новая система государственного управления, национальные Вооруженные Силы, служба безопасности, полиция.

Государство как многогранный общественный феномен имеет определенную совокупность составляющих, которые образуют новое качество государства. Каждом государстве мира свойственна своя качественная форма.

Форма государства - это порядок (способ) организации и осуществления государственной власти в стране. Традиционно форму государства понимают как триединое понятие таких составляющих: формы государственного правления, формы государственного устройства, формы государственного режима.

Условно эти три понятия можно определить следующим образом:

1) форма государственного правления - "кто осуществляет власть";

2) форма государственного устройства - "где осуществляется власть";

3) форма государственного режима - "как осуществляется власть".

Форма государственного правления - это законодательно определенный порядок образования и деятельности высших органов государства. Форма правления любого государства определяется правовым статусом главы государства. Главой государства в монархии есть монарх, в республике - президент.

Кроме того, главой государства может быть коллегиальный орган, хунта, вождь племени и т. п:

а) коллегиальный глава государства в Швейцарии. В ст. 95 Конституции Швейцарии 1999 года указано, что "высшая распорядительная и исполнительная власть осуществляется Федеральным Советом, в состав которой входит семь человек". Председательствует в Федеральном Совете Президент и его заместитель вице-президент Федерального Совета, которые назначаются парламентом. Следовательно, Федеральный Совет по Конституции Швейцарии является не только исполнительным органом власти, а выполняет функции главы государства;

б) хунта - это единоличный или коллегиальный глава государства, который приходит к власти незаконно, чаще всего через военный переворот, например, в Чили (1973 p.);

в) вождь племени - самый оригинальный легитимный глава государства, например, в Западном Самоа функции главы государства пожизненно выполняет вождь Маметоа Танумафили II.

Видовая множественность глав государств не влияет на количество форм государственного правления, поскольку их только две: монархия и республика. Более 150 стран мира имеют республиканскую форму государственного правления, остальные - монархическую. История знает нетрадиционные республики, за организацией государственной власти приближены к монархий. Это суперпрезидентские, президентско-милитаристские, теократические республики.

По форме государственного правления Украина является республикой, что определено в ч. 1 ст. 5 Конституции Украины.

Республика (от лат. respublica - общественное дело) - это форма государственного правления, где высшая государственная власть осуществляется общенациональным представительным коллегиальным органом государственной власти - парламентом, избранным гражданами государства на определенный срок. В Украине таким органом является Верховная Рада Украины.

Главой Украинского государства является Президент Украины.

Признаки республиканской формы государственного правления:

1) главой государства является президент;

2) народ является единственным источником власти в государстве, который осуществляет управление государственными и общественными делами как непосредственно, так и через своих уполномоченных представителей - парламент, главу государства, самоуправляющиеся органы;

3) государственная власть осуществляется на началах ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную;

4) функционирование законодательно закрепленной системы сдержек и противовесов между различными ветвями власти;

5) возможность привлечения к юридической ответственности представителей государственной власти, в том числе и главы государства;

6) наличие государственно-властных полномочий во всех без исключения органов государственной власти;

7) общеобязательность решений законодательной власти для всех других государственных органов и граждан.

Традиционно различают три вида республики: президентскую, парламентскую и смешанную (президентско-парламентскую и парламентско-президентскую). Вид и название республики зависит от того, у кого из высших органов государственной власти больше полномочий.

Президентская республика - это форма государственного правления, при которой глава государства (президент) наделен значительным объемом полномочий.

Признаки президентской республики:

1) глава государства - президент - избирается не парламентом, а гражданами государства на общегосударственных выборах;

2) главой правительства является президент, который осуществляет общее управление иерархической системой органов исполнительной власти;

3) президент не может досрочно прекратить полномочия парламента, однако масс право отлагательного вето на правовые акты парламента (законы);

4) парламент не может отправить в отставку министров;

5) правительство формируется президентом с формального согласия парламента (США) или согласие парламента не требуется (Венесуэла);

6) правительство несет ответственность перед президентом и избирается на срок его полномочий и др.

Парламентская республика - это форма государственного правления, при которой верховенство власти в государстве принадлежит парламенту. Признаки парламентской республики:

1) глава государства (президент) избирается парламентом из его членов;

2) президент является главой государства, однако он не может быть главой правительства, поэтому правительство не подотчетно президенту;

3) правительство формируется парламентом из представителей политических партий, которые победили на избирательных гонках;

4) правительство несет ответственность перед парламентом;

5) президент имеет право вето на правовые акты парламента и др. Смешанная республика - это форма государственного правления, которая сочетает

признаки президентской и парламентской республик. Если больший объем полномочий у президента, то это - полупрезидентская республика, если парламент, то - напівпарламентська.

Украина по форме государственного правления, начиная со времени собственной независимости, является смешанной республикой. Однако суть смешанной республики постоянно испытывала динамических изменений. В первые годы независимости Украина тяготела к президентской форме государственного правления, что, кстати, было свойственно всем бывшим республикам Советского Союза. До принятия Конституции Украины 1996 года Президент Украины наделялся большим объемом полномочий в сфере законодательной деятельности, определение основных направлений внешней и внутренней политики государства, формирование правительства, экономической стратегии развития государства и др.

Сильные позиции главы государства сохранились и после принятия Конституции Украины. В частности, в ее переходных положениях (п. 4) указано, что Президент Украины в течение трех лет после вступления в силу Конституции Украины имеет право издавать одобренные Кабинетом

Министров Украины и скрепленные подписью Премьер-министра Украины указы по экономическим вопросам, не урегулированным законами, с одновременным представлением соответствующего законопроекта к Верховной Рады Украины в порядке, установленном ст. 93 Конституции Украины. Такой указ Президента Украины вступает в действие, если в течение тридцати календарных дней со дня представления законопроекта (за исключением дней межсессионного периода) Верховная Рада Украины не примет закон или не отклонит поданный законопроект большинством от ее конституционного состава, и действует до вступления в силу законом, принятым Верховной Радой Украины по этим вопросам. Указанное дает основания говорить о существенном тяжести формы государственного правления Украины в этот период к президентской республике. Формы государственного Правления независимой Украины:

3) президентско-парламентская республика - с октября 2010 года до сегодняшнего дня.

Украина с президентско-парламентской республикой, что подтверждается следующими конституционными положениями:

1) Президент Украины избирается гражданами Украины на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на пять лет (ч. 1 ст. 103 Конституции Украины);

2) Президент Украины назначает с согласия Верховной Рады Украины Премьер-министра Украины; прекращает полномочия Премьер-министра Украины и принимает решение про его отставку (п. 9 ч. 1 ст. 106 Конституции Украины);

3) Президент Украины назначает по представлению Премьер-министра Украины членов Кабинета Министров Украины, руководителей других центральных органов исполнительной власти, а также председателей местных государственных администраций и прекращает их полномочия на этих должностях (п. 10 ч. 1 ст. 106 Конституции Украины);

4) Президент Украины образует, реорганизует и ликвидирует по представлению Премьер-министра Украины министерства и другие центральные органы исполнительной власти, действуя в пределах средств, предусмотренных на содержание органов исполнительной власти (п. 15 ч. 1 ст. 106 Конституции Украины);

5) Кабинет Министров Украины ответственный перед Президентом Украины и подконтролен и подотчетен Верховной Раде Украины (ч. 2 ст. 113 Конституции Украины);

6) Президент Украины назначает с согласия Верховной Рады Украины на должность Генерального прокурора Украины, освобождает его от должности (п. 11 ч. 1 ст. 106 Конституции Украины);

7) Президент Украины назначает половину состава Совета Национального банка Украины, половину состава Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания (пункты 12, 13 ч. 1 ст. 106 Конституции Украины);

8) Президент Украины наделен правом законодательной инициативы в Верховной Раде Украины (ст. 93 Конституции Украины);

9) Президент Украины имеет право досрочно прекратить полномочия Верховной Рады Украины (ч. 2 ст. 90 Конституции Украины).

Таким образом, Украина по форме государственного правления - полупрезидентская (президентско-парламентская) республика, что означает перенос центра тяжести государственной власти от парламента к президенту.

Форма государственного устройства является составной частью формы государства. История знает несколько форм государственного устройства: федерация, конфедерация, империя, унитарное государство и тому подобное.

Федерация - это сложное союзное государство, частями которого являются государственные образования, которые имеют определенную юридическую и политическую самостоятельность. Федерациям присуща определенная система признаков, среди которых весьма значимым является трехуровневая система полномочий органов государственной власти:

а) исключительные полномочия федерации;

б) исключительные полномочия субъектов федерации;

в) совместная компетенция.

Конфедерация - это добровольный временный союз суверенных государств, созданный для достижения конкретной совместной цели (активизация экономического сотрудничества, оборона государства и др.). Государства, составляющие конфедерацию, имеют равные права и обязанности.

Империя - это насильственно создан сложный союз государств, в котором одно государство - митрополия - является господствующей, а остальные - колонии, которые не имеют признаков суверенитета. На геополитической карте мира Империй сегодня нет.

Унитарное государство - это простое единое государство, в которой отсутствуют территориальные единицы, наделенные политическим суверенитетом. Унитарные государства подразделяются на простые и сложные.

Сложное унитарное государство наряду с административно-территориальными единицами может иметь одну или две территориальные автономии, которые наделены определенными суверенными правами.

Простое унитарное государство состоит только из административно-территориальных единиц.

Унитарными государствами являются республики и монархии:

* республики - Франция, Болгария, Египет, Италия и др.

o монархии - Япония, Великобритания, Дания, Испания, Саудовская Аравия.

Признаки унитарного государства:

1) единая система органов государственной власти (законодательных, исполнительных, судебных, правоохранительных, контрольно-надзорных и др.), которые распространяют свои государственно-властные полномочия на всю территорию государства и на всех индивидов, проживающих в государстве;

2) единая система законодательства, где конституция находится на вершине иерархической системы нормативно-правовых актов и распространяется на всю территорию государства;

3) единое гражданство;

4) государство состоит из административно-территориальных единиц, не имеющих суверенных прав;

5) выступает единым целым в международных отношениях;

6) целостность и неприкосновенность территории государства в пределах государственной границы;

7) единая национальная валюта;

8) единая налоговая, финансовая, банковская системы и тому подобное. Конституция Украины в ст. 2 регламентирует, что по форме территориального устройства Украина является унитарным государством. Анализ теоретических основ построения территориального устройства государства дает основания утверждать, что Украина с сложным унитарным государством, поскольку в ее составе есть Автономная Республика Крым. В целом территория Украины в пределах существующих границ является целостной и неприкосновенной, а ее территориальные составные части отличаются внутренним единством. Систему административно-территориального устройства Украины составляют: АРК, области, районы, города, районы в городах, села и поселки (ч. 1 ст. 133 Конституции Украины).

Форму государственного режима можно трактовать в узком и широком значениях:

1) порядок осуществления государственной власти определенными способами, методами и средствами (узкое значение);

2) как совокупность характерных для определенного типа государства политических отношений, средств и методов реализации власти, имеющихся отношений между государственной властью и обществом, господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношений, состояния политической культуры общества (широкое значение).

Термин "форма государственного режима" утвердился в научной юридической литературе не сразу. Долгое время юристы отождествляли такие понятия, как "государственный режим" и "политический режим". Политический режим определяли как формы и методы осуществления государственной власти. Однако политический режим по своему содержанию не ограничивается государственной властью. Например, политические партии, которые не победили в избирательной гонке, лишены права осуществлять государственное управление, поскольку не наделены государственно-властными полномочиями. Вместе с тем, они влияют на общество и государство в другой способ - через организацию митингов, демонстраций, проведения агитационных мероприятий и тому подобное.

Таким образом, политический режим является более широким понятием, чем государственный. Политический режим характеризует формы, методы и средства деятельности как органов государственной власти, так и общественных организаций, политических партий, движений и тому подобное. Поэтому государственный режим соотносится с политическим режимом как часть и целое.

Форме государственного правления и форме государственного устройства, по сравнению с государственным режимом, свойственна повышенная стабильность. Если смена двух первых составляющих формы государства (правления и устройства) происходит на основе объективных факторов при нормативной регламентации, то смена государственного режима отчасти зависит от личных качеств лиц, занимающих высокие государственные должности. Например, изменение режима может происходить через узурпацию власти чиновником. В XX веке это было характерно для стран Латинской Америки,

Традиционно государственный режим разделяют на определенные виды.

Государственный режим подразделяется на следующие виды: антидемократический и демократический. Демократический режим утвердился в тех государствах, где есть реальная законодательно закреплена возможность граждан контролировать действия власти. В тех государствах, в которых отсутствует контроль за государственными органами, должностными лицами со стороны общества, отдельных граждан или такой контроль является минимальным, превалирует авторитарный, тоталитарный или административно-командный государственный режим.

Демократический режим - это вид государственного режима, которому свойственна децентрализация публичной власти; граждане государства должны законодательно определенную возможность осуществлять контроль за органами государственной власти и должностными лицами, принимать непосредственное участие в государственном управлении; общественно-политическая жизнь основывается на демократических нормах конституции и законов, человеку и гражданину гарантируются конституционные права и свободы. Различают три вида демократического режима:

а) консервативно-демократический режим - это вид демократического режима, при котором реализуется принцип разделения власти, обеспечиваются права и свободы человека и гражданина, государственная и общественная жизнь основывается на демократических юридических принципах и правовых традициях, определенных и гарантированных государством. Государства с таким режимом свято берегут правовые традиции своего государства и народа, конституционного законодательства вносятся крайне редко. Классическим примером государства с консервативно-демократическим режимом является Великобритания;

б) либерально-демократический режим - это вид государственного режима, которому присущи признаки консервативно-демократического режима, однако изменения конституционного законодательства принимаются мобильнее, согласно требований общественной и государственной жизни. Либерально-демократический режим присущ странам Латинской Америки;

в) радикально-демократический режим - это вид государственного режима, при котором существует разделение властей, народ признается единственным источником власти, гарантируются права и свободы человека и гражданина, существует политический плюрализм и экономическая многообразие, однако государство находится в поиске оптимального варианта государственного строительства и правотворчества, поэтому наблюдаются относительно частые изменения конституционного законодательства.

Антидемократический режим - это вид государственного режима, который характеризуется почти полным контролем государства над всеми сферами общественной жизни, власть концентрируется в руках одного лица или небольшой группы лиц, нарушаются права и свободы человека, запрещается множественность политических партий и тому подобное. Различают такие виды антидемократического режима:

а) авторитарный режим - это вид государственного режима, при которой власть сосредоточена в руках одного лица или небольшой группы лиц, носит бессрочный характер власти главы государства, командно-административный метод и метод принуждения являются основными в деятельности органов государственной власти, существенно сужаются политические права и свободы граждан, наблюдается отчуждение народа от власти, выборы превращаются в фикцию, возрастает активность карательных органов государства. Авторитарный режим государственного управления сегодня действует в Венесуэле;

б) тоталитарный режим - это вид государственного режима, который характеризуется централизацией власти, всеохватывающим контролем общественной жизни со стороны государства. За тоталитарного режима власти отсутствует принцип разделения государственной власти, обществу активно насаждается государственная идеология, не признается местное самоуправление, наблюдаются слияния государственных органов и одной партии, нетерпимость к политическому плюрализму, игнорирование прав и свобод человека и гражданина, государственная власть удерживается силой карательных органов.

По форме государственно-правового режима Украина с радикально-демократическим государством, что подтверждается конституционными преобразованиями, которые направлены на совершенствование организации и деятельности публичной власти в государстве:

а) государство признает право украинского народа определять и изменять конституционный строй в Украине;

б) власть в государстве не может быть узурпирована органами государственной власти или должностными лицами;

в) государство отвечает перед человеком за свою деятельность;

г) юридически закрепленное и гарантированное народовластие;

г) признание государством прав и свобод человека и гражданина;

д) высокая активность органов государственной власти, отдельных должностных лиц, государственных учреждений, общественных организаций, ученых по разработке новых проектов Конституции Украины, так и внесение изменений в Основного Закона государства и др.

Новое на сайте

>

Самое популярное