Домой Многолетние цветы Аяты про ибрахима. Описание ибрахима в коране

Аяты про ибрахима. Описание ибрахима в коране

2 аль-Бакара (Корова), 124-132, 135-136, 140, 258, 260

3 аль-Имран (Семейство Имрана), 65-68, 95

4 ан-Ниса (Женщины), 54, 125, 163

6 аль-Анам (Скот), 74-84, 161

9 ат-Тауба (Покаяние), 70, 113-114

11 Худ, 69-76

12 Йуcуф, 6, 38

14 Ибpaxим, 35-41

15 аль-Xиджp, 51-60

16 ан-Нахль (Пчелы), 120-123

19 Мapьям, 41-50, 58

21 аль-Анбийа (Пророки), 51-73

22 Xaдж, 26-27, 42-44, 78

26 аш-Шуара (Поэты), 69-89

29 аль-Анкабут (Паук), 16-27, 31-32

33 аль-Ахзаб (Союзники), 7

37 ас-Сафат (Стоящие в ряды), 83-112

38 Сад, 45-47

42 аш-Шура (Совет), 13

43 аз-Зухруф (Украшения), 26-28

51 аз-Зарийат (Рассеивающие прах), 24-34

53 ан-Наджм (Звезда), 36-37

57 аль-Хадид (Железо), 26

60 аль-Мумтахана (Испытуемая), 4

87 Аль-Аля (Высочайший), 18-19

Из всех коранических повествований о посланниках Аллаха истории жизни Ибрахима и его пророческой миссии посвящена значительная часть. Рассказы о нём есть как в мекканских, так и в мединских сурах. Кроме того, в Коране встречается много

отдельных упоминаний его имени как основоположника истинной веры и прародителя целого поколения пророков.

Описание Ибрахима в Коране

О том, что Ибрахим является пророком Всевышнего Аллаха, подтверждают несколько коранических аятов, один из которых гласит:

«Помяни в Писании Ибрахима. Он был правдивейшим человеком и пророком» (19 Мapьям, 41)

Ибрахим относится к числу самых величайших пророков Всевышнего Аллаха. Его часто называют ХалилуЛлах, что означает «Друг Аллаха».

«Чья религия может быть прекраснее религии того, кто покорил свой лик Аллаху, будучи творящим добро, и последовал за верой Ибрахима, исповедуя единобожие? Аллах сделал Ибрахима Своим возлюбленным (другом)» (4 ан-Ниса, 125)

Всевышний Аллах через коранические аяты дает Ибрахиму очень объемную и прекрасную характеристику, причисляя его к числу лучших и избранных своих рабов. Он называет его выдержанным, смиренным, кающимся, идущим прямым путем. Говорит о нём как о могучем, прозорливом (способном предвидеть будущее), проницательном, творящем добро человеке. Отзывается о нём, как умеющем быть благодарным своему Господу, лучшим образом восхваляющем Его и искренне поминающем Последнюю обитель. Столь ёмкая и прекрасная характеристика, которая дается Ибрахиму Всевышним Аллахом, доказывает особую любовь Господа к этому пророку, указывает на его величие и избранность.

«… Воистину, Ибрахим был смиренным, выдержанным» (9 ат-Тауба, 114)

«Воистину, Ибрахим был выдержанным, смиренным и кающимся» (11 Худ, 75)

«Он был благодарен Аллаху за благодеяния, и Он избрал его и повел прямым путем. Мы даровали ему добро в мирской жизни, а в Последней жизни он будет в числе праведников» (16 ан- Нахль, 121-122)

«Воистину, так Мы воздаем творящим добро. Воистину, он – один из Наших верующих рабов» (37 ас-Сафат, 110-111)

«Помяни Наших рабов Ибрахима, Исхака и Йакуба, могучих и прозорливых. Мы избрали их за то, что они искренне поминали Последнюю обитель. Воистину, они у Нас – в числе избранных, лучших» (38 Сад, 45-47)

Описание народа Ибрахима

Еще задолго до рождения пророка Ибрахима народы Месопотамии забыли о своем Творце и прекратили веровать в Единого и Истинного Бога. Забыв об Аллахе, они обожествляли различные явления природы и небесные тела (солнце, звезды, луну) и поклонялись им, видя в них высшую силу. В городе, где жил пророк Ибрахим, главным божеством считался бог Луны – Син. Кроме того, были распространены образы других божеств, которых люди мастерили из дерева. Языческая иерархия была столь запутанной, что жрецы не могли решить, кто из идолов для них важнее, а потому в каждом конкретном городе местные жрецы сами решали для себя, какого из богов считать главным покровителем, а какого менее влиятельным. В Месопотамии и по сей день сохранились культовые строения - ступенчатые башни, которые использовались как в качестве храмов, так и в качестве обсерваторий. Они строились так, чтобы наглядно продемонстрировать могущество местного божка и его служителей. В главном зале храма помещали идола, который изготавливался из ценных пород дерева и покрывался золотыми пластинами. Его облачали в дорогие одежды, венчали коронами, драгоценными ожерельями и браслетами. Идолы имели человеческий облик и обычные человеческие пропорции. Жрецы совершали обряды жертвоприношения; самый отборный скот и самые лучшие продукты посылались в храм для «кормления» божков.

18:16 2018

رَبِّ اجْعَلْ هَـذَا الْبَلَدَ آمِنًا وَاجْنُبْنِي وَبَنِيَّ أَن نَّعْبُدَ الأَصْنَام

«Господи! Сделай это селение безопасным и отдали меня и моих детей от того, чтобы мы поклонялись идолам» (сура 14 «Ибрахим», аят 35) .

Это дуа благородного пророка Ибрахима (мир ему), мольба которого часто встречается в Книге Аллаха. И хотя это мольба, с которой он обратился к Господу много сотен лет назад в определённых обстоятельствах, она не утратила своей актуальности и по-прежнему способна очень многому научить нас, живущих совсем в другую эпоху. И вдали от Достопочтенной Мекки, на территории которой находился этот пророк, когда обращался к Всевышнему Создателю с этой важной мольбой, мы можем извлечь для себя из его великих слов немало замечательных уроков.

В Коране нет ничего случайного, и эта мольба упоминается там не просто так. Ведь Божьи пророки просили Господа миров о том, о чём надлежит просить Его каждому верующему, причём облекали свои самые сокровенные желания в поистине прекрасную форму, подавая нам благой пример.

«Господи!» - воззвал к Всевышнему этот богобоязненный и мудрый пророк. О Тот, Кто сотворил меня самого, сотворил эту землю и всё сущее. О Тот, Кто обладает поистине безграничным могуществом и властью. О Тот, Чья воля не встречает преград. О Тот, Кто знает всё тайное и явное ещё до того, как оно произойдёт, ещё до того, как оно начнёт существовать после небытия.

«Сделай это селение безопасным». Ибрахим имел в виду Мекку. Мекку, которой суждено было стать родиной нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и в которую и по сей день отправляются паломники, чтобы совершить хадж и помолиться в Заповедной мечети, возле Каабы, которую много столетий назад Ибрахим отстраивал вместе со своим сыном Исмаилем по Божьему велению. Всевышний Аллах внял мольбе Ибрахима (мир ему) и сделал Мекку безопасным прибежищем и благодатной обителью, почитаемой мусульманами всего мира и имеющей огромное значение для каждого из них.

Это важный повод задуматься. Значение безопасности в нашей жизни трудно переоценить. Она способствует плодотворной деятельности и созиданию и наполняет человеческую жизнь радостью, создавая условия для воплощения великих идей и осуществления важных и полезных проектов. Отсутствие же безопасности, напротив, помещает человека в экстремальные условия, отвлекая его от трудов праведных, ведь человек по природе своей стремится к обстановке, позволяющей ему не беспокоиться ежечасно о собственной жизни и жизни своих близких.

Поэтому так важно просить у Господа благополучия и безопасности, к чему побуждал верующих и наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Тем, кому Всевышний даровал благоденствие, надлежит просить Его о том, чтобы оно и дальше сопровождало его по жизни, а тем, кто лишён безопасности и благополучия, следует просить о том, чтобы они в его жизни появились. Ведь несмотря на то, что трудности, опасности и испытания способны многому научить человека, спокойная обстановка часто идёт на пользу тем, кто стремится к великим свершениям, и помогает им в достижении поставленных целей.

Божий пророк попросил также о том, что является основой преуспеяния, спасения и счастья в обоих мирах. Это помощь в искреннем исповедании единобожия и отдалении от поклонения кому бы то ни было помимо Аллаха. Если этот благородный пророк, несмотря на своё положение, просил Господа уберечь его от придавания Ему сотоварищей, то каждому из нас тем более следует просить об этом. Ведь все верующие желают снискать довольство Аллаха и войти в Рай.

Мудрый пророк просил не только для себя, но и для своих потомков. А это учит нас не забывать обращаться к Всевышнему Господу с мольбами за наших детей, внуков и тех потомков, которые будут жить в далёком будущем, когда нас уже не будет на свете. Ведь дуа - спасительная вервь для верующего.

Но не только своими мольбами должны мы помочь следующим поколениям обрести вечное счастье. Наш долг - правильно воспитать их, познакомить с единобожием, указать верный путь, дать полезное знание, дабы помочь им не заблудиться в мире, где столько искушений и где они ежедневно получают из самых разных источников столько сбивающих с толку сведений. И возможно однажды они помянут нас добрым словом за то, что мы когда-то поставили несколько маленьких фонариков на их плохо освещённом и непростом жизненном пути.

Давайте посмотрим, о чем повествует этот аят и, главное, как его понимать.

«Господь наш! Пошли к ним посланника из них самих, который прочтет им Твои аяты, научит их Писанию и мудрости и очистит их. Воистину, Ты Могущественный, Мудрый». Сура «Бакара», 129 аят.

Это дуа было совершено Ибрахимом за жителей Мекки. Он просил Всевышнего о том, чтобы Он послал к ним посланника из них же самих, то есть из потомков Ибрахима. Это дуа было принято Всевышним, и Он определил и направил к ним и ко всем людям и даже джиннам Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Имам Ахмад передает хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в котором он сказал: «Воистину, я (был) печатью пророков пред Аллахом, (в то время, когда) Адам был создан из глины, (но в него не был вдохнут дух); и я объясню Вам первое дуа моего отца Ибрахима, благая весть Исы обо мне, а также сон моей матери, который она видела, а также матери всех пророков».

Абу Умама сказал: «Я спросил у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Что было началом твоего дела (призыва)?». Он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Мольба отца моего Ибрахима, благая весть Исы обо мне, и моя мать видела, что из нее исходит свет, озаривший своим сиянием дворцы Шама» (передал Ахмад). Смысл всего сказанного выше в том, что самый первый, кто упомянул о Мухаммаде и сделал его известным – это Ибрахим, после этого весть об этом распространилась среди людей и уже не угасала. Более того, его, т.е. Печать пророков, да благословит его Аллах и приветствует, знали по имени Сыны Израиля, его назвал им Иса,

Когда обратился к ним со своим обращением, как сказано в Коране: «А вот Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), сказал: «О сыны Исраила (Израиля)! Я послан к вам Аллахом, чтобы подтвердить правдивость того, что было в Таурате (Торе) до меня, и чтобы сообщить благую весть о Посланнике, который придет после меня, имя которого будет Ахмад (Мухаммад). Сура «ас-Саф», 6 аят. Именно поэтому в вышеприведенном хадисе говорится о мольбе Ибрахима и благой вести Исы, сына Марьям. Если говорить о той части хадиса, в которой Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорит о своей матери, что она видела свет, исходивший от нее и озаривший дворцы Шама, то они трактуются следующим образом: мать пророка видела этот свет во сне, когда была беременна Пророком, и рассказала об этом своему народу, что распространилось среди них и стало общеизвестным фактом, и это было подготовкой (для нее). Упоминание Шама в данном хадисе является указанием на то, что в этих местах будет утверждение и приверженность религии, и поэтому в Конце времени (ближе к Судному дню) именно эта местность будет твердыней ислама, и именно в этих местах в Дамаске у известной мечети спустится пророк Иса, сын Марьям.

Основываясь на вышесказанном, можно понять суть аята, который говорит о следующем: (Господь наш! Пошли к ним посланника из них самих), то есть (речь идет) об умме Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и было сказано ему (т.е. Ибрахиму), твоя мольба принята, он (пророк Мухаммад) будет ближе к Концу времени, (научит их Писанию), то есть Корану, (и мудрости) то есть сунне, или в другой версии «пониманию религии», (и очистит их), как объясняет эту часть аята Ибн Аббас: подчинение Аллаху и искренность. В комментариях Мухаммада ибн Исхака часть аята «научит их Писанию и мудрости» он объясняет так: научит их одобряемому, и они будут совершать его, и научит их порицаемому, и они будут отстраняться от него, он возвестит им о довольстве Аллаха, когда они будут поклоняться Ему, они будут еще больше в подчинении Ему и будут отдаляться от всего греховного.

Абдуссабур Хайрутдинов

Воспитание детей – это крайне непростая и трудоёмкая задача для родителей. Вряд ли найдётся человек, который не согласится с этим утверждением. Однако, несмотря на это, вне зависимости от наших желаний, воспитание праведных потомков является нашей почётной обязанностью, от полноценного выполнения которой во многом зависит наше же будущее в обоих мирах.

Да, мы живём в крайне непростое время. Множество разных опасностей подстерегает наших детей в жизни: наркотики, алкоголь, соблазн, кризисы, войны разврат, секты… Любой родитель, конечно же, желает своему ребёнку хорошего счастливого будущего и хочет, чтобы он достиг того, чего сам, возможно, когда-то не смог достичь.

Поэтому вряд ли кто-то из здравомыслящих людей захочет увидеть своего сына или дочь погибшим от передозировки наркотиков или прожигающим жизнь в погоне за несбыточными мирскими миражами.

Существует немало методик, пособий, наставлений и советов, посвящённых тому, как уберечь от зол и соблазнов наших детей, чтобы в перспективе вырастить их достойными членами общества. Но не стоит забывать, что существует одна деталь, отличающая родителей-мусульман от всех остальных родителей.

У нас имеется оружие, которым мы можем воспользоваться в этой «войне». Всевышний непременно примет наше дуа, которые мы делаем за своих детей .

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллаха) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

ثَلَاثُ دَعَوَاتٍ يُسْتَجَابُ لَهُنَّ لَا شَكَّ فِيهِنَّ : دَعْوَةُ الْمَظْلُومِ , وَدَعْوَةُ الْمُسَافِرِ , وَدَعْوَةُ الْوَالِدِ لِوَلَدِهِ

«Нет сомнения в том, что три дуа будут приняты: мольба притесняемого, мольба путника и мольба родителей за своего ребёнка ». (Ибн Маджах )

Поэтому наряду с работой над воспитанием своих детей необходимо постоянно делать за них дуа. Практически каждый родитель просит у Всевышнего Аллаха для своих детей успехов в учебе, хорошую работу, счастливую семью и тому подобное. Однако родители праведных людей и пророков молились за своих детей, чтобы они стали праведными рабами Аллаха и были примером для всех остальных.

Несомненно, одним из лучших дуа за детей является мольба пророка Ибрахима (мир ему) за праведное потомство. Пророк Ибрахим (мир ему), восстановив Священную Каабу вместе со своим сыном Пророком Исмаилом (мир ему), обратился к Всевышнему Аллаху:

رَبَّنَا وَاجْعَلْنَا مُسْلِمَيْنِ لَكَ وَمِنْ ذُرِّيَّتِنَا أُمَّةً مُسْلِمَةً لَكَ وَأَرِنَا مَنَاسِكَنَا وَتُبْ عَلَيْنَا ۖ إِنَّكَ أَنْتَ التَّوَّابُ الرَّحِيمُ

«О Господь наш! Сделай так, чтобы мы (оба) покорились Тебе, последовали Твоему решению и сделай из нашего потомства - общину, покорившуюся Тебе, разъясни нам обряды нашего поклонения и прими наше покаяние, ведь, поистине, Ты – Принимающий покаяние, Милостивый ». (сура «Аль-Бакара :128)

Покорившаяся Аллаху община, о которой просили пророки и Исмаил (мир им) – это община пророка Мухаммада (мир ему и благословление Аллаха). Это потому, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословление Аллаха) является потомком этих пророков.

К тому же, не стоит забывать, что молиться за своих детей – сунна нашего любимого Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

От Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) часто просил защиты для Аль-Хасана и Аль-Хусайна (для своих внуков), произнося следующие слова:

أُعِيذُكما بِكَلِماتِ اللهِ التَّامَّةْ مِنْ كُلِّ شَيْطانٍ وهَامَّةْ وكُلِّ عَيْنٍ لامَّةْ

«У‘изу-кума би-кялимати-Ллахи-т-таммати мин кулли шайтанин ва хамматин ва мин кулли ‘айнин ламматин ».

«Я прибегаю к совершенным словам Всевышнего Аллаха, чтобы они защитили вас от каждого шайтана, каждого ядовитого существа и от всякого дурного глаза ».

Он говорил:

إن أباكما كان يعوذ بهما إسماعيل وإسحاق

«Поистине, так ваш праотец (Ибрахим (мир ему)) просил у Аллаха защиты для Исма‘ила и Исхака ». (Бухари )

В этом дуа «-кума» – слитное местоимение мужского рода двойственного числа второго лица – употребляется в тех случаях, когда речь идёт о двух лицах. Если с мольбой обращаются за одного ребенка, вышеупомянутое местоимение заменяется на слитное местоимение единственного числа второго лица мужского рода «-ка» или женского рода «-ки», если с мольбой обращаются за девочку.

Если же дуа читается за нескольких детей, то местоимение «-кума» нужно заменить на слитное местоимение множественного числа второго лица мужского рода «-кум» (для мальчиков) или женского рода «-кунна» (для девочек). Например: «У‘изу-ка (ки) би-кялимати-Ллахи-т-таммати… ».

В книге «И‘анат ат-талибин » приводится дуа, которое нужно читать человеку, чтобы не сглазить что-то или кого-то. Там же добавляется, что это дуа следует делать родителям за своих детей:

حَصَّنْتُكَ بالحَيِّ القَيُّومِ الّذي لايَموتُ أبَدَاً ودَفَعْتُ عَنْكَ السُّوءَ بِأَلْفِ أَلْفِ لا حَوْلَ و لا قُوَّةَ إِلا باللهِ العَليِّ العَظِيمِ

«Хассанту-ка (ки) би-ль-Хаййи-ль-Каййуми аллязи ля ямуту абадан, ва дафа‘ту ‘ан-ка-с-суа би алфи алфи ля хавла ва ля куввата илля би-Лляхи-ль-‘Алиййи-ль-‘Азым ».

«Я укрепил тебя, обратившись к Живому, Вечносущему, Который никогда не умрёт, и отвёл от тебя зло словами "Нет мощи поклоняться Аллаху, придерживаться благого ни у кого, кроме Всевышнего Аллаха" ».

Здесь также стоит вспомнить о том, когда Пророк Закарийя, (мир ему) увидев, как Всевышний Аллах оказывает почёт Марьям, воззвал с мольбой к своему Господу и сказал:

رَبِّ هَبْ لِي مِنْ لَدُنْكَ ذُرِّيَّةً طَيِّبَةً ۖ إِنَّكَ سَمِيعُ الدُّعَاءِ

«Господи! Даруй мне от Тебя благородное потомство (ребёнка). Ведь, поистине, Ты отвечаешь на мольбу того, кто обращается к Тебе ». (сура «Aли ‘Имран »: 38)

Согласно хадису Пророка (мир ему и благословение Аллаха) после смерти человека три вещи будут приносить ему пользу, в том числе и дуа его детей , сделанные за него. Поэтому, быть может, сделанное нами именно сегодня дуа станет причиной того, что уже завтра, когда нас не станет, наша книга деяний ещё не будет закрыта благодаря молитвам за нас наших праведных и благонравных детей.

Нурмухаммад Изудинов

    Смысл этих и подобных строк никому не известен, кроме Всевышнего. Отдельные личности высказывали те или иные предположения, но это лишь суждения, не имеющие прочной научно-богословской основы.

    Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь), когда сотворил все, предписал Себе: поистине, Моя милость побеждает Мой гнев [опережает его, преобладает над ним]». См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами’ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-’ильмийя, 1990. С. 112, хадис № 1788, «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 463, хадис № 4295, «сахих». Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-’асрийя, 1997. Т. 2. С. 986, хадис № 3194; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1101, хадис № 16–(2751).

    Фараон - титул монарха в Древнем Египте; лицо, носящее этот титул.

    Хадис от Сухейба; св. х. Ахмада и Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1200, хадис № 64-(2999); ас-Суюты Дж. Аль-джами’ ас-сагыр. С. 333, хадис № 5382; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 5. С. 15.

    В Коране сказано: «Одежда набожности [когда сторонишься явно запретного и делаешь в меру сил и возможностей обязательное пред Богом и людьми] - наилучшее» (см. Св. Коран, 7:26). Это та одежда, которая сокроет изъяны и недостатки, закроет «наготу», «согреет» и обережет.

    Хадис от Абу Зарра; св. х. Муслима. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 114, хадис № 17\111; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1039, хадис № 55–(2577).

    Если говорить более точно, напиток этот состоит из того, что стекает с израненных, измученных тел обитателей Ада, а также всего того, от чего их тела будут освобождаться. См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 7. С. 242.

    Еще один вариант интерпретации данного аята: «Когда все закончится [когда позади останутся и Конец Света, и Воскрешение из мертвых, и завершится Судный День], Сатана скажет [обращаясь к тем, кто последовал за ним в разных формах многобожия и греха. Обратится Дьявол к ним, подытоживая все, на что соблазнял людей, а те к нему прислушивались. Он ведь не умирал, а имел отсрочку до Конца Света для набора (вербовки) соратников и будущих соседей по «огненной камере»]: «Несомненно, обещания Аллаха (Бога, Господа) [переданные вам на разных этапах истории через пророков и посланников Божьих] - истина [как Он обещал, так все и стало].

    Я вам также давал обещания [одним говорил, что Воскрешения из мертвых не будет, что вы умрете и превратитесь в прах; другим - о переселении душ (реинкарнации); третьим - о рае на земле и т. п.], но я вам солгал [обещаний своих не выполню, да и не смогу выполнить].

    [Кстати] у меня не было власти над вами [вся власть как была, так и осталась у Бога, а у вас, люди и джинны, было право выбора]. Я же лишь приглашал вас, а вы, в свою очередь, отвечали на мое приглашение [и сами заходили на извилистые и опасные тропы «светлого будущего», оскорбляя друг друга, убивая, унижая, вытесняя, борясь за особые VIP-места в обществе и за почетное место в истории.

    Вот мы с вами пришли! Теперь мне не будет скучно. Здесь, в Аду, каждому из нас найдется свое местечко. Это - справедливость Творца, Слово Которого (через Писания и призывы пророков) вы так до самой своей смерти и не услышали, не увидели, изучая тот совершенный мир, что окружал вас со всех сторон].

    Незачем меня винить, вините лишь самих себя. Тут уже ни я вам, ни вы мне не помощники [в спасении тел и душ от мучений в адской обители].

    Все те язычества, что вы придумывали ранее [вознося меня или что-то земное, воображаемое вами, на уровень Бога], я, поистине, отвергал [не соглашался; это не мои принципы и ценности]».

    Воистину, грешников (язычников) ждет болезненное наказание».

    Город Мекка, расположенный на Аравийском полуострове на территории современного государства Саудовская Аравия.

    Через некоторое время после мольбы Авраама, произнесенной вдали от места, где он по велению Творца оставил своего сына и супругу, неподалеку от них забил целительный источник Зам-зам, который, несмотря на то что с тех пор прошли тысячелетия, поит и по сей день миллионы людей, жителей Мекки и тех, которые съезжаются туда со всех уголков земного шара для совершения паломничества.

    Здесь подразумевается или Судный День, или день смерти человека, когда он явно почувствует, что у мирской жизни есть продолжение, но остановить процесс умерщвления тела уже будет не в силах, не в состоянии.

    Одно из предположений: Земля, вращаясь вокруг Солнца, очерчивает границы площади, в пределах которых земная поверхность со всеми захороненными и погребенными в ней останками расстелется непосредственно перед Судным Днем. И только Господу миров известно все.

    Кожа и нервные окончания после сгорания будут постоянно восстанавливаться, чтобы ощущение от болезненного и мучительного наказания Ада продолжалось вновь, о чем ясно говорится в другом аяте Священного Корана.

Новое на сайте

>

Самое популярное