Домой Многолетние цветы Когда родился и умер пророк мухаммед. Как ушел из жизни пророк мухаммад, мир ему. Мекканский период пророческой миссии

Когда родился и умер пророк мухаммед. Как ушел из жизни пророк мухаммад, мир ему. Мекканский период пророческой миссии

Смерть пророка Мухаммеда


В 630 году пророк Мухаммед торжественно въехал в родную Мекку - священный город, откуда он, гонимый и беспомощный, бежал в Медину 8 лет назад. А теперь купеческая Мекка лежала у его ног. Шествие пророка на поклонение святыням было величественным и торжественным, и сопровождалось оно несметным количеством народа, собравшегося со всех областей Аравии.

Окруженный десятками тысяч паломников, Мухаммед в простой одежде, с черной чалмой на голове торжественно въехал в Мекку на верблюде, но не как победитель, а как богомолец. Он совершил все священные обряды, посетил все святые места, исполнил все требования и обряды и принес жертвы. В Мекке Мухаммед 7 раз объехал Каабу и 7 раз прикоснулся к священному Черному камню, затем вошел в Каабу и, торжественно объявив «Нет Бога, кроме единого Аллаха», приказал очистить священный храм от языческих идолов. Все идолы (числом 360) были сброшены со своих мест и разрушены. Строгим соблюдением древних обрядов Мухаммед ясно показал, что основанная им вера не является чем-то совершенно новым, это лишь обновленное и очищенное арабское богопочитание. Это - та же религия праотца Авраама, родоначальника арабских народов, строителя Каабы и учредителя паломничества в Мекку.

Если покорение Мекки обошлось почти без кровопролития, то война с окрестными племенами, упорно не признававшими божественного посланничества Мухаммеда, потребовала много человеческих жертв. Однако со временем одно за другим сдались и другие аравийские племена, и вскоре Мухаммед стал повелителем почти всей Аравии. Под его мощной рукой создалась могущественная арабская держава, а ислам рекой разливался по миру.

Поставив в Мекке новых военачальников, Мухаммед двинулся обратно в Медину, посетив на пути могилу своей матери Амины. Однако радость при виде полного торжества ислама омрачилась для Мухаммеда смертью дорогого ему человека - единственного сына Ибрагима, который должен был продолжить отцовские начинания. Безвременная кончина Ибрагима сильно подействовала на Мухаммеда, который, желая перед смертью еще раз увидеть священный город и помолиться в Каабе, вновь стал собираться в путь.

Как только разнесся слух о намерении Мухаммеда отправиться на богомолье, со всех концов Аравии сошлось множество народа, чтобы сопровождать своего учителя и вместе с ним помолиться. Собралось около 10 000 человек, и живая цепь паломников растянулась на несколько километров.

Жители Мекки встретили пророка за городом. Мухаммед уже не мог идти пешком и объехал Каабу, сидя на верблюде. Он принес в жертву приведенных животных, совершил другие обряды, а потом призвал народ твердо держаться ислама и распространять его по всему миру Люди с благоговением внимали словам пророка, но расходились по домам с тяжелым чувством. Всем было ясно, что учителя и посланника Аллаха они видят в последний раз.

Возвратившись в Медину, Мухаммед как будто почувствовал некоторое облегчение. И хотя он страдал порой от мучительной боли, но до последней минуты сохранял ясную память, простился с окружавшими его людьми и просил у них прощения, отпустил своих рабов на волю, а деньги свои приказал отдать бедным.

7 июня лихорадка усилились, и в ночь на 8 июня 632 года Мухаммед скончался. Ужас овладел всем городом, люди бросили все свои дела, и даже войско, выступившее в поход в Сирию, остановилось. Все устремились к дому пророка, и никто не хотел верить в его смерть, даже когда людям объявили, что тело Мухаммеда уже умащают пахучими маслами, приготовляя к погребению. Как нужно хоронить пророка - никто не знал. Жен не допустили обряжать его тело, которое омыли родственники-мужчины, причем омыли, не снимая одежды, в которой Мухаммед умер. После этого тело его завернули в два белоснежных покрывала, а верхнее (третье) покрывало было из полосатой йеменской ткани. После этого тело Мухаммеда уложили на ложе, на котором его застигла смерть, прочитали над усопшим 72 молитвы и выставили тело перед народом. Три дня оно оставалось непогребенным, чтобы сомневающиеся могли убедиться в его смерти. На четвертый день Мухаммеда похоронили там, где он умер. Могилу с нишей вырыли в доме его жены Айши - под самой постелью, которую отодвинули в сторону. Потом могилу засыпали и пол в комнате выровняли. Впоследствии над прахом пророка возвели прекрасную мечеть, а могилу подняли от земли на высоту 20 сантиметров. Мечеть эта стала одной из святынь мусульманского мира, и поклониться гробу пророка является для мусульман таким же богоугодным делом, как и паломничество в Мекку.

Путешествие в Медину обычно и совершается вместе с паломничеством в Мекку: либо до ее посещения - чтобы пройти путями пророка, либо после - чтобы исполнить его завет. Считается, что Мухаммед завещал каждому пилигриму, посетившему Мекку, прийти на его могилу. Те же, кто от этого уклонится, окажутся неблагодарными. Пожелание пророка - не обязательный религиозный ритуал, но большинство паломников преодолевают 300 километров, разделяющих Мекку и Медину.

По своим размерам мечеть в Медине уступает мечети в Мекке, но отличается удивительной красотой. Розоватый гранит ее украшен золотом и чеканными узорами, изразцами и мозаикой. В самом центре мечети огорожены место (где жил и учил пророк Мухаммед), глинобитная хижина (где он спал и питался) И могила, в которой его похоронили.

100 великих политиков Соколов Борис Вадимович

Мухаммед, пророк, основатель ислама (570–632)

Мухаммед, пророк, основатель ислама

(570–632)

Основоположник ислама, признаваемый мусульманами пророком, Мухаммед родился в семье Абдаллаха, принадлежавшего к бедному роду хашимитов арабского племени курайшитов, жившего в районе Мекки. Он рано остался сиротой и вынужден был зарабатывать себе на хлеб в качестве пастуха и караванщика. За то, что он безропотно выполнял все требования хозяев, его прозвали Ал-Амином – Преданным. С детства ему являлись видения, в которых его посещали люди в белых одеждах – ангелы. Только удачная женитьба на богатой купеческой вдове Хадидже существенно поправила материальное положение Мухаммеда, который занялся крупной караванной торговлей. В 610 году, когда Мухаммеду исполнилось 40 лет, в месяце рамадан по арабскому лунному календарю произошло событие, положившее основание исламу. Ночью на горе Хире вблизи Мекки, как утверждал Мухаммед, во сне ему явился ангел Джебраил (христианский Гавриил) и велел проповедовать именем Единого Бога – Аллаха. Аллах через Джебраила внушил Мухаммеду текст священной книги – Корана (от арабского «ал-куран» – «чтение вслух наизусть»). Мухаммед считал себя последним из великих пророков. Предыдущими, согласно его учению, были: первочеловек Адам, спасшийся от потопа Нух (библейский Ной), библейские пророки Ибрахим (Авраам), Исмаил, Исхак (Исаак), Якуб (Иаков), израильские цари Дауд (Давид) и Сулейман (Соломон), а также Иса ал-Масих (Иисус Христос). Мухаммед осуждал язычество своих соплеменников, для которых Аллах был лишь верховным божеством языческого пантеона. Мухаммед отвергал не только язычество, но и иудаизм, поскольку иудеи признавали лишь ветхозаветных пророков, и христианство, поскольку христиане, по мнению Мухаммеда, уклонялись в многобожие, обожествляя Иисуса Христа и Божественную Троицу. Он провозгласил новую религию ислам, что в переводе с арабского означает «покорность» (имеется в виду покорность воле Аллаха). Он призывал уничтожать идолов и вернуться к древнему единобожию – вере, которую проповедовал пророк Авраам. Эти призывы не встретили отклика среди курайшитов, и в 622 году 20 сентября Мухаммед вынужден был бежать из Мекки в Ятриб, который позднее был переименован в Мединат-аль-Наби (Город пророка), но более известен ныне под своим сокращенным названием Медина. Этот побег («хиджра» – переселение) стал начальным пунктом мусульманского летосчисления. Сперва Мухаммеду удалось убедить в своей правоте жителей Медины, которые издавна враждовали с мекканцами. Первые жители Медины, начавшие помогать Мухаммеду, стали именоваться ансарами (помощниками). Их потомки сохранили это слово в своих фамилиях в качестве почетного титула. Будучи избран главой мединских племен, Мухаммед начал священную войну, газават (джихад), за утверждение ислама в Мекке – традиционном религиозном центре арабов. Члены мусульманской общины во главе с Мухаммедом совершали нападения на караваны, направлявшиеся в Мекку. Еще задолго до того, как ему удалось овладеть Меккой, он разослал послания с требованием признать Аллаха и его пророка главным государям тогдашнего мира, в том числе персидскому царю, византийскому и китайскому императорам. Мировые владыки были удивлены дерзостью никому не известного наглеца. А вот уже лет двадцать спустя, когда основанное Мухаммедом государство превратилось в мощную силу в мировой политике, подобные письма уже не вызывали удивления, и мало кто рискнул бы невежливо на них ответить. Мухаммед, несомненно, обладал огромной харизмой и умел воодушевлять своих сторонников в самых неблагоприятных обстоятельствах. В противном случае он бы никогда не объединил арабов и не создал мировой религии, а остался бы мелким проповедником одного из арабских племен, имя которого было бы известно только историкам, изучавшим историю арабов в раннем Средневековье. Новой вере обеспечили массу приверженцев заложенные в исламе идеалы равенства и братства всех, уверовавших в Аллаха и его пророка. Как раз этого не было в соседних зороастрийском Иране и христианской Византии, и вскоре после смерти пророка ислам завоевал Иран и византийские владения в Азии – мечом и словом. Да и арабы, среди которых уже было значительное имущественное расслоение, оказались очень восприимчивы к идеям равенства и справедливости, проповедовавшимся Мухаммедом.

Сначала Мухаммед потерпел ряд серьезных неудач в своей борьбе за объединение арабских племен. В 625 году в бою у горы Оход его отряд в 750 человек был разбит вчетверо превосходящими силами мекканцев. В 629 году поддерживавшие Мекку византийцы в битве при Муте уничтожили 3?тысячную армию под командованием племянника Мухаммеда Зейда. Похоже, Мухаммед не обладал особо выдающимися полководческими качествами, да и силы врагов значительно превосходили силы пророка. Однако Мухаммед обладал огромным даром убеждения и сумел привлечь на свою сторону ряд арабских племен. В 628 году армия Мухаммеда нанесла мекканцам первое серьезное поражение, а два года спустя Мекка добровольно распахнула ворота перед приверженцами Мухаммеда. Пророку, наконец, удалось убедить мекканцев принять ислам – истинную веру. Главный храм Мекки Кааба, где с древних времен был установлен черный камень – упавший с неба метеорит, которому поклонялись арабы, – был главной святыней окрестных арабских племен. Соглашение Мухаммеда с мекканцами было своеобразным компромиссом. Вожди мекканской общины в обмен на принятие ислама выговорили признание Мекки главным центром новой религии и Каабы в качестве ее главной святыни. Мухаммед привлек на свою сторону своих злейших противников – мекканских купцов – не только духовной силой своей проповеди, но и вполне рациональными обстоятельствами. Стало очевидным, что ислам популярен среди арабов прежде всего благодаря проповеди равенства и поможет объединить их в одно государство, что, конечно же, улучшало условия торговли. Мекку очистили от языческих идолов и превратили в главный священный город новой религии. В последний месяц года зул-хиджа мусульмане должны были совершать паломничество к этой святыне. Власть пророка распространилась на Аравию, Хиджаз и Неджд. Государство, созданное Мухаммедом, было абсолютной теократией. Каждое слово, сказанное пророком, воспринималось как закон как в делах духовных, так и в делах светских. Сторонники Мухаммеда начали также совершать набеги на византийские и иранские земли. Мухаммед умер 8 июня 632 года во время подготовки похода против Йемена. Его преемник Абу Бекр стал первым халифом – «заместителем пророка» и главой арабского мусульманского государства, очень скоро распространившего свою власть далеко за пределы Аравийского полуострова.

Из книги Позывной – «Кобра» (Записки разведчика специального назначения) автора Абдулаев Эркебек

Разведчик Мухаммед Один из курсантов-узбеков передает мне привет от какого-то Мухаммеда и загадочно улыбается.- Какого Мухаммеда? - морщу лоб.- Того самого, которому вы помогли в 1984 году.- Не помню.- Написали рекомендательную записку.Я схватил собеседника за

Из книги Магомет. Его жизнь и религиозное учение автора Соловьев Владимир Сергеевич

Глава V. Сущность ислама. – Вера Аврамова. – Отношение к другим монотеистическим религиям Хотя Мухаммед придавал важность и чувственным явлениям, сопровождавшим получение им божественного откровения, – существенным для него было, конечно, самое это откровение, то есть

Из книги Ограниченный контингент автора Громов Борис Всеволодович

Мухаммед Наби Подразделениям 40-й армии и правительственным войскам под Кандагаром противостояли в основном вооруженные формирования «Движения исламской революции Афганистана». Лидером этой партии является Мухаммед Наби (Мухаммеди).Он родился в 1937 году в уезде Бараки

Из книги Голубое и розовое, или Лекарство от импотенции автора Яковлев Лео

Глава 6 Лев Ислама В полной безопасности я почувствовал себя только на яхте Хафизы. Совершенно расслабившись, я по нескольку часов просиживал в раскладных креслах, стоявших под тентом на корме, и с удовольствием наблюдал жизнь порта Карачи. Я давно уже заметил, что в

Из книги Чингисхан: Покоритель Вселенной автора Груссе Рене

На земле ислама Сбор монгольских ратей произошел летом 1213 года на южном склоне Алтая, близ истоков Иртыша и Урунгу. Своею грандиозностью тамошний пейзаж как нельзя более соответствовал зарождавшейся военной буре. На севере стоит стеной цепь остроконечных гор Алтая, на

Из книги Абд-аль-Кадир автора Оганисьян Юлий

Рыцарь ислама Перед ним была могущественная европейская держава. Располагающая передовой для того времени наукой и техникой. Обладающая мощной армией, прошедшей школу наполеоновских войн. Управляемая классом, который рвался к колониальным захватам и, говоря словами

Из книги Самые знаменитые влюбленные автора Соловьев Александр

Мухаммед и Хадиджа: посланник Аллаха и лучшая из женщин 595 год от Рождества Христова (хотя по такому календарю время тогда мерили единицы) походил на любой иной год. В Европе умирали короли (король Дейра в Шотландии, в числе прочих). В Азии рождались царедворцы (Ким Юсин,

Из книги Содружество Султаны автора Сэссон Джин

Глава девятая ОПОРОЧЕННЫЙ ПРОРОК МУХАММЕД Через несколько дней после отъезда Омара из Саудовской Аравии в Египет Карим сказал, что им с Асадом нужно ехать в Нью-Йорк. Неотложные дела компании требовали их присутствия там. Зная, что я все еще переживала по поводу

Из книги 100 великих политиков автора Соколов Борис Вадимович

Мухаммед (Мехмед) II Завоеватель, султан Турции (1432–1481) Султан Мехмед II Завоеватель, при котором Оттоманская империя превратилась в великую державу, более всего известный захватом Константинополя, родился 30 марта 1432 года в Эдирне (Адрианополь). Его мать Ума-хатун была не

Из книги Брем автора Непомнящий Николай Николаевич

Бабур Захиреддин Мухаммед (1483–1530) Бабур родился 14 февраля 1483 года в семье правителя Ферганы, одного из многочисленных потомков Тамерлана, которые вели друг с другом бесчисленные междоусобные войны. В 11 лет, после смерти отца, он стал формальным правителем этого

Из книги Великие истории любви. 100 рассказов о большом чувстве автора Мудрова Ирина Анатольевна

Мухаммед-Али - вице-король Египта Когда после завершения Наполеоновских войн эти места покинули британские оккупационные войска (позаботившись для усиления своего влияния об установлении собственной администрации), Египет снова попал под сюзеренитет Османской

Из книги 50 знаменитых больных автора Кочемировская Елена

Мухаммед и Хадиджа Мухаммед принадлежал к племени курайш. После смерти своей жены Хадиджи, в 622 году, притесняемый в Мекке язычниками, он переселился из Мекки в Ясриб, который после этого стал называться Мединой (эта дата - хиджра (переезд) - является началом

Из книги Аромат грязного белья [сборник] автора Армалинский Михаил

МУХАММЕД (МОХАММЕД) (род. в 570 г. - ум. в 632 г.) Многие люди, которым мир обязан достижениями в различных областях человеческой деятельности, страдали эпилепсией - к примеру, Александр Великий, Юлий Цезарь, Сократ, Блез Паскаль. Правда, эпилепсия их легендарна, отсутствует

Из книги Мирза-Фатали Ахундов автора Мамедов Шейдабек Фараджиевич

Из книги Шеренга великих путешественников автора Миллер Ян

Глава IV. Атеизм. Критика ислама вляясь не только материалистом, но и воинствующим атеистом, Ахундов был первым мыслителем Азербайджана, объявившим смертельную борьбу религии ислама. Его философско-политический трактат «Письма Кемал-уд-Довле» является одним из лучших

Из книги автора

Ибн-Баттута, Мухаммед ибн-Мухаммед, ибн-Ибрагим (1302–1377) Возвращаясь в Танжер, Ибн-Баттута избрал тоже довольно сложный маршрут: из Мекки на восток, через весь Аравийский полуостров, далее вдоль берегов Персидского залива по южному Ирану (Персии) до пролива Ормуз. Здесь Ибн

Всем известно, что в Исламе есть только два праздника: Ид аль-Адха и Ид аль-Фитр. Но день рождения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), хотя и не именуют его как праздничный, – ценнее и значимее. Потому что тот, кто пришёл со всеми праздниками, милостью и всеми благами к человечеству, является любимцем Аллаха – это Пророк Мухаммад (мир ему и благословение). Если бы не рождение благородного Пророка (мир ему и благословение), то не было бы ни ночи Предопределения, ни исламских праздников, ни ночного Путешествия и Вознесения на небеса, ни завоевания Мекки, ни битвы при Бадре, ни даже мусульманской общины вообще. Всё самое лучшее, что мы только имеем, связано с этой величайшей личностью. Пророк (мир ему и благословение) является источником всех великих благ.

Шейх Мухаммад бин Алявий аль-Малики

Рабиуль-авваль – это месяц, в котором появился на этой Земле ﷺ , последний из Божьих посланцев, печать всех пророков .

Это произошло в понедельник, двенадцатого числа месяца рабиуль-авваль по лунному календарю, что соответствует 24 апреля 571 года по григорианскому календарю.

Абдул Фарадж ибн Джавзи тоже даёт большую оценку проявляющим любовь к Пророку (мир ему и благословение) и говорит: «Из особенностей проведения мавлида является и то, что мероприятие это является защитой и причиной к скорейшему достижению цели».

Кто впервые возвеличил день рождения Пророка (мир ему и благословение)?

Благодарность Аллаху выражается разными способами: совершением земного поклона, соблюдением поста, раздачей милостыни, чтением

В Шариате не вменяется в обязанность дважды совершать обряд акика – жертвоприношения по случаю рождения ребёнка . Это действие, совершённое Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение), исламские учёные приводят как пример проявления им благодарности Господу за себя и милость, оказанную ему.

Одним из достоинств пятничного дня, которое дошло до нас от Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), является сказание: «…и в пятницу был создан Адам (мир ему)…». Из этого тоже следует, что Пророк (мир ему и благословение) почтил, возвеличил время, о котором достоверно известно, что в нём родился кто-то из пророков Аллаха , мир им всем. В таком случае как же необходимо почитать день, в котором родился наилучший из всех пророков, венец рода человеческого и достойнейший из всех посланников!

Таких примеров и доводов, которые переданы нам от самого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), его сподвижников и великих учёных последующих поколений, бесчисленное множество.

В завершение приведём аят из Священного Корана , который обязывает нас выражать радость и благодарность за Посланника Аллаха (мир ему и благословение) : «Ты скажи, о Мухаммад: " Вы радуйтесь тому благу и той милости, которыми вас одарил Аллах " ».

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Символ благочестия, невинности, терпения, доброты и веры - мать Пророка Мухаммеда Амина. Жизнь этой женщины была полна трагедий и счастья. Ее персона заслуживает уважения.

Секрет имени

Около 557 года в знатной и богатой семье лидера клана Зухра, Вахба ибн Абд аль-Манафа, из клана курайшитов, родилась прекрасная дочка. Именно этой женщине было предречено стать матерью великого проповедника ислама.

Предки этого рода с ІІІ века господствовали в Мекке - самом священном городе мусульман - и много добра сделали для него. В частности, раздавали еду беднякам. Впоследствии семья распалась на несколько племен.

Одно из них поселилось в Медине, там и родилась вышеупомянутая девочка Амина - вот как звали мать Пророка Мухаммеда. Имя до тех пор не имело определенного значения. Различные версии его толкования появились уже после того, как мир узнал об этой женщине. Отталкиваясь от черт ее характера, словари дают разный перевод. Так, к примеру, Амина - это «та, которая живет в безопасности», «надежная» или «тихая».

Благодаря тому, что семья была зажиточной, девочка получила отличное воспитание. Она росла образованной, доброй и покорной. Все, кто ее окружал, восхищались красотой ее лица и гармонией характера.

Судьбы, которые соединили небеса

На сердце и руку прекрасной барышни было много претендентов. По традиции, женили детей родители. Судьбу Амины соединили с Абдуллахом.

Полное имя матери Пророка Мухаммеда звучит так - Амина бинт Вахб. Ее жених также происходил из рода курайш и приходился ей очень дальним родственником. Он отличался высоким ростом, неписаной красотой и хорошим, добрым нравом.

Но пара могла не сложиться. С жизнью отца Пророка связана одна Дедушка Мухаммеда, Абд аль-Мутталиб, когда-то поклялся, что если Аллах подарит ему десять сыновей, то одного из них он принесет в жертву. Бог исполнил обещание, и мужчина воспитывал много прекрасных мальчиков. Но когда пришло время «отдавать долг», то жребий выпал на любимца Абдуллаха. Отцу было жаль убивать ребенка, сочувствовали парню и брат с дядями. В Каабе, где должен был состояться ритуал, родные уговорили старика перебросить жребий. С одной стороны был сын, с другой - десять верблюдов. Каждый раз приговор падал на дитя. Но когда на кону уже стояло сто животных, бог сжалился, и юноша остался жить.

Счастливый брак

Жениху Абдуллаху (отец проповедника) на время было 25 лет. Амине (имя матери Пророка Мухаммеда) едва исполнилось 15. Ритуал прошел в Мекке. Все источники указывают, что это была прекрасная пара. Их брак был гармоничным и счастливым.

Женщина рассказывала, что, когда пришло время, ее разбудил громкий голос. Через мгновение она увидела прекрасную белую птицу. Та опустила на нее свое крыло. Страх и тревоги прошли. Позже Амине захотелось пить, ей преподнесли щербет что утолил жажду. Пока над ней хлопотали ангелы, мир наполнялся светом. Все вокруг стало белым. Взору открылись далекие земли.

Благословенно стало имя матери Пророка Мухаммеда. Амина родила великого вестника Аллаха.

Неточности толкования священных текстов

Когда мальчик появился на свет, он поднял глаза к небу и сделал поклон. Далее четко сказал: «Есть только один бог, и его имя - Аллах, который будет распространять свои учения через меня». Есть источники, указывающие, что дитя родилось без крайней плоти и без пуповины.

О приходе нового проповедника говорило много святых писаний. В том числе и Библия. Мусульмане утверждают, что в этой книге допущены ошибки. По их объяснению, на страницах, где говорится о Христе, на самом деле рассказывают о Магомете. Одно из главных доказательств - информация, что последний пророк будет такой же, как Моисей. А Иисус был зачат без помощи мужа, тогда как второй имеет земного отца.

Сегодня есть много сообщений о том, кем была и как звали мать Пророка Мухаммеда, как проходило зачатие, роды и какие чудеса случались во время самого процесса.

Долгая разлука

Когда дедушке показали ребенка, он очень обрадовался. Старик дал ему имя Мухаммед, что означает «стоит похвал».

По традиции, дитя отдали племени бедуинов. Так делали для того, чтобы малыш рос подальше от городских болезней, закалялся, изучал арабский язык и традиции. Долго искали для сироты молочную мать.

Никто не хотел брать мальчика к себе. Кочевникам рассказали, что в городе есть молодая вдова, которая ищет кормилицу. Все знали имя матери Пророка Мухаммеда. Понимали и то, что поскольку у ребенка нет отца, то некому будет щедро отблагодарить их за воспитание. Согласилась забрать мальчика женщина Халиме бинт Абу Зуайб. У нее было мало молока, но как только та взяла на руки благословенного ребенка, ее грудь наполнилась.

Амина видела сына редко и поэтому невообразимо страдала. Тем не менее традиций не нарушила.

Окончание жизни

Разлука закончилась около 577 года. Когда ребенку исполнилось 5 лет, мать забрала его к себе. Амина решила, что малышу стоит посетить могилу отца в Медине. Когда семья возвращалась домой, женщина заболела. Чувствуя приближение смерти, мать сказала мальчику, что все стареет и умирает, но она, выбранная среди людей, которая помогла появиться на свет такому чуду, как ее сын, будет жить вечно.

Последним пристанищем стало село аль-Абва. Там ее и похоронили.

Прошли сотни лет, а мир не забыл, как звали мать Пророка Мухаммеда. Амина стала символом покорности, доброты и любви. Она до сих пор вдохновляет женщин и помогает им в трудных жизненных ситуациях.

Начиная с первого человека на земле и первого Пророка — Адама, все Божьи избранники знали о том, что придет Пророк Мухаммад , и возвещали о его приходе.

В Священном Коране , в разъяснении аята 81, суры 3 «Али Имран», ученые сказали, что все Пророки до Мухаммада в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском знали о том, что он придет, и призывали свои общины признать его и последовать за ним. И в предыдущих Священных Книгах было написано о Пророке Мухаммаде.

Пророк Адам, еще будучи в Раю, увидел на ножках Арша рядом с именем Создателя имя Пророка Мухаммада в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском и понял, что это — имя самого почетного создания Аллаха .

Пророк Иса (Иисус) знал о приходе Пророка Мухаммада в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском и призывал тех, кто будет жить в то время, следовать величайшему из Посланников Бога. Об этом сказано в 6 аяте суры 61 «Ас-Сафф» означающее, что Пророк Иса говорил о том, что после него будет Посланник, и имя его – Ахмад (1).

Имам Аль-Бухарий передал от Ибн Аббаса, пусть будет ему милость Аллаха в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую , слова Пророка Мухаммада означающее: «Аллах в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую Всемогущий послал Пророков, и с каждого из них был взят обет, что когда появится Пророк Мухаммад, они уверуют в него и поддержат его, если застанут это время. А также им было повелено взять обет со своих общин, чтобы те, кто будет жить в то время, когда он появится, поверили в него, последовали его учению и поддержали его».

Перед приходом Пророка Мухаммада на земле распространились неверие, невежество и грехи. Но некоторые люди знали, что должен появиться новый Пророк, который восстановит справедливость, призовет к истине и укажет людям путь спасения. Они ждали последнего Пророка по имени Ахмад.

О благородном происхождении Пророка Мухаммада

Отцом Пророка Мухаммада был Абдуллах сын Абдуль-Мутталиба сына Хашима сына Абду Манафа сына Кусайя сына Киляба сына Myppa сына Каба сына Люайя сына Галиба сына Фихра сына Малика сына Ан-Надра сына Кинаната сына Хузаймата сына МудрикаБ сына Ильяса сына Мудара сына Низара сына Маадда сына Аднана, родословная которого восходит к Исмаилю — сыну Пророка Ибрахима.

Мамой Пророка была Амина дочь Уахба сына Абду Манафа сына Зухра сына Киляба сына Myppaх сына Каба сына Люайя сына Галиба. То есть общим предком родителей Пророка является Киляб.

Аллах в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую Всевышний сохранил предков Пророка Мухаммада от бесчестия со времен праотца людей Адама, то есть ни один человек из его рода не был рожден вследствие прелюбодеяния.

Женитьба родителей Пророка Мухаммада

Дедушка Пророка Мухаммада- Абдуль-Мутталиб вместе с сыном Абдуллахом пошли просить руки Амины в дом ее дяди Ухайба ибн Абду Манафа, у которого она в то время находилась. И во время этой встречи Абдуль-Мутталиб попросил руки Хали -дочери Ухайба. Он дал согласие на этот брак. И женитьба Абдуллаха на Амине, и женитьба Абдуль-Мутталиба на Хале были в один день.

Когда Абдуллах ехал жениться на Амине, по дороге он встретил девушку из рода бану Абд ад-дар. Она увидела на лице Абдуллаха особый нур — печать из света между его глазами. Она предложила ему жениться на ней, но он отказался. Когда после женитьбы на Амине Абдуллах возвращался обратно, то снова встретил ту девушку, и она сказала ему: «Когда я видела тебя в прошлый раз, у тебя между глаз была печать из света. А теперь, похоже, этот свет перешел к Амине дочери Уахба».

Беременность Амины

Амина забеременела Посланником Аллаха в первую ночь месяца Раджаб, и это была пятница. Аллах даровал Амине много великих знамений, указывающих на величие ее будущего ребенка и на то, что Пророк Мухаммад — наилучшее создание Аллаха.

Забеременев, она не испытывала недомогания, как это обычно бывает у других женщин, и поэтому вначале даже не чувствовала, что беременна. Амина рассказывала, что однажды к ней подошел мужчина и спросил, чувствует ли она, что беременна. Она отвечала, что не знает. Тогда он сказал ей: «Знай, что ты носишь под сердцем Господина будущей общины и Пророка Аллаха Всевышнего». Это был ангел, посланный, чтобы принести ей радостное известие о прекрасном ребенке, которого она носит под сердцем. Это событие произошло в понедельник. С того дня Амина уже не сомневалась в своей беременности.

Также ей во сне было сказано следующее: «Знай, что ты носишь под сердцем Посланника будущей общины и Пророка Аллаха Всевышнего. Когда родишь его, дай ему имя Мухаммад (2), потому что вся его жизнь одобренная и восхваленная».

В начале своей беременности она видела знамения: слышала, как ангелы вокруг нее восхваляли Аллаха, и слышала, как ангел сказал: «Это свет Посланника Аллаха».

Ученые, которые писали книги о рождении Пророка, сказали: «Когда Амина носила будущего Пророка, земля после долгой засухи расцвела, деревья дали плоды, а птицы кружились вокруг Амины в знак уважения. Когда она подходила к колодцу, чтобы набрать воды, вода сама поднималась в знак почтения перед величием Посланника Аллаха. Ее посещали ангелы, радуясь тому, что она носит наилучшее создание Аллаха. Она слышала, как ангелы восхваляли Аллаха, произнося слова: «Субханаллах (3)».

А однажды увидела она во сне необыкновенное дерево, все усыпанное сверкающими звездами. В их прекрасном сиянии одна из звезд блистала ярче остальных, затмевая собою остальные. И мать Пророка любовалась чудесным светом и всем, что он озарял, а затем та звезда упала ей на колени.

Амина носила будущего Пророка под сердцем полный срок — 9 месяцев. Каждый месяц ее посещал один из Посланников Аллаха, приветствуя будущего Пророка и сообщая Амине благую весть о том, что она носит под сердцем наилучшее создание Аллаха. Этими Пророками были — Адам, Шис, Идрис, Нух, Худ, Ибрахим, Исмаиль, Муса и Иса, пусть Аллах дарует им еще больше величия и почета.

Когда Амина рассказала обо всем этом своему мужу Абдуллаху, он сказал, что причина происходящего с ней — в величии их будущего ребенка.

Рождение Пророка Мухаммада

Еще до рождения последнего Посланника Аллаха люди, видя необыкновенные знамения, стали говорить о скором появлении нового Божьего Пророка. И уже само ожидание этого радостного события было первым предвестником света для жителей пустынь и городов, кочевых и оседлых народов.

И вот настал великий день, когда на свет появился Посланник Аллаха — Мухаммад Когда у Амины начались родовые схватки, она находилась одна в доме Абдуль-Мутталиба — отца ее мужа. Сначала ее охватили тревога и беспокойство, так как рядом не было никого, кто мог бы ей помочь в эту минуту. И тогда по Воле Аллаха к ней явились четыре святые женщины: Марьям (мать Пророка Исы), Сара (жена Пророка Ибрахима), Хаджар (мать Пророка Исмаиля) и Асия дочь Музахима (жена фараона). Амина очень обрадовалась этому и почувствовала большое облегчение, что она теперь не одна.

При рождении Пророка Мухаммада из утробы его матери излился свет, который осветил всю землю от востока до запада. Когда Пророк родился, он сразу оперся на руки и поднял голову. Родившись, он не плакал, как другие дети, а был радостным.

В день, когда родился последний Посланник Аллаха, погас огонь персов-огнепоклонников, который до этого горел непрерывно 1000 лет, содрогнулся трон правителя персов, а в его зале упали 14 больших балконов.

Пророк родился в год, известный как Год слона. Это был понедельник 12 числа месяца Раби аль-аууаль. Пророк родился в Священном городе Мекка в квартале «Сук аль-ляйль». Позднее на этом месте мать правителя Харуна Ар-Рашида построила мечеть.

Детство Пророка Мухаммада

Пророк Мухаммад родился сиротой — его отец Абдуллах умер, когда Амина была еще беременна (4).

Мухаммад рос очень быстро. За день он вырастал настолько, насколько другие дети вырастали за месяц, а за месяц он вырастал, словно за год.

Когда ему было два года, произошел удивительный случай. Маленький Мухаммад и его молочный брат играли с другими детьми на улице, и тут к ним подошел мужчина. Он положил мальчика на землю, раскрыл ему грудь, вынул из сердца сгусток крови и выбросил его, сказав, что, если оставить этот сгусток в сердце, то этим может воспользоваться шайтан. Потом он обмыл сердце водой зам-зам и поместил его обратно в грудь Мухаммада. Это был архангел Джибриль, явившийся в образе человека. Анас ибн Малик, рассказывая об этом, говорил, что видел след на груди Пророка.

Когда Пророку было 6 лет, умерла его мама Амина. После ее смерти ребенок остался на попечении дедушки — Абдуль-Мутталиба, который его очень любил. А когда и дедушка умер, его воспитанием занялся дядя Пророка — Абу Талиб, который тоже очень любил его.

С самого рождения Пророка было видно, что это необычный ребенок. Он был очень умен и красив. От него было много блага, а люди искренне любили его и сильно привязывались к нему. Никто и никогда не видел от него ничего плохого или недостойного. Воистину, Аллах даровал своему любимому созданию самые лучшие добродетели. Он стал известен в своем племени под именем «Амин», то есть «надежный, верный».

Пророк никогда не поклонялся идолам — ни до получения Откровения, ни после. Как и всех Пророков, Аллах сохранил Своего Посланника от неверия, больших грехов и того, что мешает полноценному выполнению пророческой миссии или унижает его достоинство.

Рождение Посланника Аллаха Мухаммада — особое событие для всего человечества. Когда он родился, открылась новая страница жизни на земле.

______________________________________________

1 — Ахмад — это одно из имен Пророка Мухаммада

2 — значение имени «Мухаммад» — это тот, кого люди хвалят, потому что у него похвальные качества

3 — «Аллаху не присущи никакие недостатки»

4 — у Амины и Абдуллаха не было других детей, кроме Мухаммада

Вам может понравится

То, что будет Шафаат в Судный День — является истинной. Шафаат делают: Пророки, богобоязненные учёные, шаhиды, Ангелы. Наш Пророк Мухаммад в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском наделён правом особого великого Шафаата. Пророк Мухаммад в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском будет просить о прощении тех, кто за совершил большие грехи из его общины. Передано в правдивом хадисе: «Мой Шафаат для совершивших большие грехи из моей общины». Передал его Ибн Х иббан. Для тех, кто не совершил больших грехов, Шафаат не понадобится. За одних делают Шафаат до попадания в ад, за других после попадания в него. Шафаат делают только за мусульман.

Шафаат Пророка будет делаться не только за тех мусульман, которые жили во время Пророка Мухаммада и после этого, но тех, которые были из предыдущих общин [общин других Пророков].

Сказано в К ур`ане (Сура «Аль-Анбия’», Аят 28) означающее: «Не делают Шафаат они, кроме как за тех, для кого Шафаат одобрил Аллаh». Первым делает Шафаат наш Пророк Мухаммад.

Известна история, которую мы уже приводили ранее, но стоит её упомянуть ещё раз. Правитель АбуДжа’фар сказал: «О Абу ‘Абдуллаh! При чтении дуа мне повернуться в сторону К ыблы или встать лицом к Посланнику Аллаhа?». На что имам Малик ответил: «Зачем ты отворачиваешь своё лицо от Пророка? Ведь он будет в Судный День будет делать Шафаат в пользу тебя. Поэтому повернись лицом к Пророку, проси его Шафаат, и Аллаh дарует тебе Шафаат Пророка! Сказано в Священном К ур`ане (Сура «Ан-Ниса», Аят 64) означающее: «И если бы они, поступив несправедливо по отношению к себе, пришли бы к тебе и попросили прощения у Аллаhа, и Посланник Аллаhа попросил прощения за них, то они получили бы милость и прощение Аллаhа, ведь Аллаh — Принимающий покаяния мусульман, и Милостив к ним»».

Все это является важным доказательством, что посещать могилу Пророка Мухаммада в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском , просить его о Шафаате является дозволенным, со слов учёных, а главное — самого Пророка Мухаммада в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском .

Воистину в Судный День, когда солнце будет близко к головам некоторых людей, и они будут утопать в собственном поту, тогда они станут говорить друг другу: «Пойдем к нашему праотцу Адаму для того, чтобы он совершил Шафаат за нас». После этого они придут к Адаму и скажут ему: «О Адам, ты - отец всех людей; Аллаh создал тебя, даровав тебе почётную душу, и велел Ангелам совершить тебе земной поклон [в качестве приветствия], сделай же Шафаат за нас перед твоим Господом». На это Адам скажет: «Я не тот, кому дарован великий Шафаат. Ступайте к Нуху (Ною)!». После этого они придут к Нуху и будут просить его, он ответит так же как и Адам и отправит их к Ибраhиму (Аврааму). После этого они придут к Ибраhиму и будут его просить о Шафаате, но он ответит как и предыдущие Пророки: «Я не тот, кому дарован великий Шафаат. Ступайте к Мусе (Моисею)». После этого они придут к Мусе и будут просить его, но он ответит как и предыдущие Пророки: «Я не тот, кому дан великий Шафа’ат, ступайте к ‘Исе!». После этого они придут к ‘Исе (Иисусу) и будут просить его. Он ответит им: «Я не тот, кому дарован великий Шафаат, идите к Мухаммаду». После этого они придут к Пророку Мухаммаду и будут просить его. Тогда Пророк склонится в земном поклоне, он не поднимет головы до тех пор, пока не услышит ответ. Ему будет сказано: «О Мухаммад, подними голову! Проси, и будет даровано тебе, делай Шафаат, и твой Шафаат будет принят!». Он поднимет голову и скажет: «Моя община, о Господь мой! Моя община, о Господь мой!».

Пророк Мухаммад, сказал: «Я самый главный из людей в Судный День, и самый первый, кто выйдет из могилы в День Воскрешения, и самый первый, кто будет делать Шафаат, и самый первый, чей Шафаат будет принят».

Также Пророк Мухаммад, говорил: «Мне был дан выбор между Шафаатом и возможностью для половины моей общины вхождения в Рай без мучений. Я выбрал Шафаат, потому что в нём больше пользы для моей общины. Вы думаете, что мой Шафаат предназначен для богобоязненных, но нет, оно для больших грешников из моей общины».

Абу hурайра сказал, что Пророк Мухаммад говорил: «Каждому Пророку было дарована возможность просить у Аллаhа особое дуа, которое будет принято. Каждый из них сделал это при жизни, а я оставил эту возможность для Судного Дня, чтобы сделать Шафаат за мою общину в Тот День. Этот Шафаат, по Воле Аллаhа, будет дарован тем из моей общины, кто не совершал ширк».

После переселения из Мекки в Медину Пророк Мухаммад совершил Хадж только один раз, и это было в 10 году хиджры, незадолго до его смерти. Во время Паломничества он несколько раз выступил перед людьми и дал верующим прощальное напутствие. Эти наставления известны как «Прощальная проповедь Пророка». Одну из этих проповедей он произнес в день ‘Арафат — в году (9-го Зуль-Хиджа) в долине ‘Уранах (1) рядом с ‘Арафатом, а другую — на следующий день, то есть в день Праздника Курбан-Байрам. Эти проповеди слышало много верующих, и они пересказывали слова Пророка другим — и так эти наставления передавались из поколения в поколение.

В одном из рассказов говорится, что в начале своей проповеди Пророк так обратился к людям: «О люди, слушайте меня внимательно, ибо я не знаю, буду ли среди вас в следующем году. Послушайте же, что я скажу, и передайте мои слова тем, кто не смог присутствовать сегодня».

Существует много передач этой проповеди Пророка. Лучше всех других сподвижников изложил историю последнего Хаджа Пророка и его прощальную проповедь Джабир ибн ‘Абдуллах. Его рассказ начинается с момента, когда Пророк отправился в путь из Медины, и в нем подробно описывается все происходившее до завершения Хаджа.

Имам Муслим передал в своем сборнике хадисов «Сахих» (книга «Хадж», глава «Паломничество Пророка Мухаммада») от Джа’фара ибн Мухаммада, что его отец сказал: “Мы пришли к Джабиру ибн ‘Абдуллаху, и он стал знакомиться с каждым, а когда очередь дошла до меня, я сказал: «Я — Мухаммад ибн ‘Али ибн Хусейн». < … > Он сказал: «Добро пожаловать, о, мой племянник! Спрашивай, о чём хочешь». < … > Потом я попросил его: «Расскажи мне о Хадже Посланника Аллаха». Показав девять пальцев, он сказал: «Воистину, Посланник Аллаха девять лет не делал Хадж. На 10-й год было объявлено о том, что Посланник Аллаха собирается в Хадж. И тогда в Медину пришло много людей, которые хотели выполнить Хадж вместе с Пророком, чтобы брать с него пример».

Далее Джабир ибн ‘Абдуллах рассказал, что, отправившись в Хадж и прибыв в окрестности Мекки, Пророк Мухаммад сразу направился в долину Арафат, проехав местность Муздалифа без остановок. Там он оставался до захода солнца, а затем на верблюдице поехал в долину ‘Уранах. Там в день Арафат Пророк обратился к людям, и [воздав хвалу Аллаху Всевышнему] сказал:

«О, люди! Также, как вы почитаете священными этот месяц, этот день, этот город, так же священны и неприкосновенны ваша жизнь, ваше имущество и достоинство. Воистину, каждый ответит перед Господом за свои дела.

Времена невежества остались в прошлом, и его недостойные обычаи отменены, в том числе кровная месть и ростовщичество. <…>

Будьте богобоязненны и проявляйте доброту в отношениях с женщинами (2). Не обижайте их, помня, что взяли их в жены с дозволения Аллаха как доверенную на время ценность. Вы имеете права в отношениях с ними, но и они имеют права по отношению к вам. Они не должны пускать в дом тех, кто вам неприятен и кого вы не хотите видеть. Руководите ими с мудростью. Вы обязаны кормить и одевать их так, как это предписывает Шариат.

Я оставил вам ясное руководство, следуя которому вы никогда не собьетесь с Истинного пути -это Небесное Писание (Куран). И [когда] вас спросят обо мне — что же вы ответите?»

Сподвижники сказали: «Мы свидетельствуем, что ты донёс до нас эту весть, выполнил свою миссию и дал нам искренний, добрый совет».

Пророк поднял указательный палец вверх (3), а затем показал им на людей со словами:

“Да будет Аллах свидетелем!”». На этом заканчивается хадис, переданный в сборнике имама Муслима.

В других передачах Прощальной проповеди также приведены такие слова Пророка;

«Каждый отвечает только за себя, и не будет наказан отец за грехи сына, а сын — за грехи отца».

«Воистину, мусульмане — братья друг другу, и не разрешено мусульманину брать то, что принадлежит его брату, кроме как с его разрешения».

«О, люди! Воистину, ваш Господь — Один-Единственный Создатель, у Которого нет соучастников. И праотец у вас один — Адам. Нет преимущества у араба перед не арабом или у темнокожего перед светлокожим, кроме как по степени богобоязненности. Для Аллаха наилучший из вас — самый богобоязненный».

В завершении проповеди Пророк сказал:

«Пусть те, кто слышал, передаст мои слова тем, кого здесь не было, и, возможно, некоторые из них поймут лучше некоторых из вас».

Эта проповедь оставила глубокий след в сердцах людей, слушавших Пророка щ. И, несмотря на то, что с того времени прошло много сотен лет, она по-прежнему волнует сердца верующих.

_________________________

1 — ученые, кроме имама Малика, сказали, что эта долина не входит в Арафат

2 — Пророк настоятельно призывал соблюдать права женщин, быть добрыми по отношению к ним, жить с ними так, как это повелено и одобрено Шариатом

3 — этот жест не означал, что Аллах находится на Небе, так как Бог существует без места

Известны чудеса многих Пророков, но самые удивительные были у Пророка Мухаммада в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском .

Аллах в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую Всевышний даровал Пророкам особые чудеса. Чудо Пророка (муджиза) — это необыкновенное и удивительное явление, дарованное Пророку в подтверждение его правдивости, и этому чуду невозможно противопоставить что-либо подобное.

Священный Коран это слово необходимо читать на арабском как - الْقُـرْآن — это самое великое чудо Пророка Мухаммада, которое длится по сей день. Все в Священном Коране — правда, от первой и до последней буквы. Он никогда не будет искажен и сохранится до Конца Света. И об этом сказано в самом Коране (сура 41 «Фуссылят», аяты 41-42), означающее: «Воистину, это Священное Писаниевеликая Книга, хранимая Создателем [от ошибок и заблуждений], и ни с какой стороны ложь не проникнет в нее».

В Коране описаны события, которые происходили задолго до появления Пророка Мухаммада, а также те, которые будут происходить в будущем. Многое из описанного уже произошло или происходит сейчас, и мы сами являемся очевидцами этого.

Коран был ниспослан в те времена, когда арабы обладали глубокими познаниями в области литературы и поэзии. Когда они услышали текст Корана, то, несмотря на все их красноречие и превосходное знание языка, они не смогли ничего противопоставить Небесному Писанию.

0 непревзойденной красоте и совершенстве текста Корана сказано в аяте 88 суры 17 «Аль-Исра», означающее: «Даже если бы люди и джинны объединились, чтобы сочинить нечто, подобное Священному Корану, это не удалось бы им, даже если бы они помогали друг другу».

Одно из самых удивительных чудес, доказывающих высочайшую степень Пророка Мухаммада — это Исра и Мирадж.

Исра — это чудесное ночное путешествие Пророка Мухаммада# из города Мекка в город Кудс (1) вместе с архангелом Джибрилем на необычном верховом животном из Рая — Бураке. Во время Исра Пророк видел много удивительного и выполнял Намазы в особых местах. В Кудсе в мечети Аль-Акса для встречи с Пророком Мухаммадом были собраны все предыдущие Пророки. Все вместе они выполнили коллективный Намаз, в котором Пророк Мухаммад был имамом. А после этого Пророк Мухаммад поднялся на Небеса и выше. Во время этого восхождения (Мирадж) Пророк Мухаммад видел ангелов, Рай, Арш и другие грандиозные создания Аллаха (2).

Чудесное путешествие Пророка в Кудс, Вознесение на Небеса и возвращение в Мекку заняли меньше трети ночи!

Еще одно необыкновенное чудо, дарованное Пророку Мухаммаду — когда луна раскололась на две половины. Об этом чуде сказано в Священном Коране (сура «Аль-Камар», аят 1), означающее: «Один из признаков приближения Конца Света — это то, что раскололась луна».

Это чудо произошло, когда однажды курайшиты-язычники потребовали от Пророка доказательств, что он правдив. Была середина месяца (14-е число), то есть ночь полнолуния. И тогда произошло удивительное чудо — диск луны разделился на две части: одна была над горой Абу Кубайс, а вторая — ниже. Когда люди увидели это, то верующие еще больше укрепились в своей вере, а неверующие стали обвинять Пророка в колдовстве. Они послали гонцов в дальние территории узнать, видели ли там, как луна разделилась на части. Но, вернувшись, гонцы подтвердили, что и в других местах люди это видели. Некоторые историки пишут, что в Китае есть древнее строение, на котором написано: «Построено в год раскола луны».

Еще одно удивительное чудо Пророка Мухаммада — когда при огромном количестве свидетелей вода била ключом между пальцами Посланника Аллаха.

Такого не было у других Пророков. И хотя Мусе было дано чудо, что вода появилась из скалы, когда он ударил по ней своим посохом, но когда вода вытекает из руки живого человека — это еще более удивительно!

Имамы Аль-Бухарий и Муслим передали от Джабира такой хадис: «В день Худайбия люди испытывали жажду. У Пророка Мухаммада в руках был сосуд с водой, которой он хотел делать омовение. Когда люди подошли к нему, Пророк спросил: «Что случилось?» Они ответили: «О, Посланник Аллаха! У нас нет воды ни для питья, ни для омовения, кроме той, что у тебя в руках». Тогда Пророк Мухаммад опустил свою руку в сосуд — и [тут все увидели, как] вода начала бить ключом из промежутков между его пальцами. Мы утолили жажду и выполнили омовение». Некоторые спросили: «Сколько вас было?» Джабир ответил: «Если бы нас было сто тысяч, то нам бы хватило, а нас было тысяча пятьсот человек».

С Пророком Мухаммадом разговаривали животные, например, один верблюд пожаловался Посланнику Аллаха, что хозяин плохо с ним обращается. Но еще более удивительно, когда в присутствии Пророка разговаривали или проявляли чувства неживые предметы. Например, пища в руках Посланника Аллаха читала зикр «Субханаллах», а высохшая пальма, служившая опорой Пророку во время проповеди, стонала от разлуки с Посланником Аллаха, когда он стал читать проповедь с минбара. Это случилось во время джумуа, и много людей были свидетелями этого чуда. Тогда Пророк Мухаммад сошел с минбара, подошел к пальме и обнял ее, и пальма всхлипывала, как маленький ребенок, которого успокаивают взрослые, пока не прекратила издавать звуки.

Еще один удивительный случай произошел в пустыне, когда Пророк встретил одного араба-идолопоклонника и призвал его к Исламу. Тот араб попросил доказать истинность слов Пророка, и тогда Посланник Аллаха подозвал к себе дерево, находящееся на краю пустыни, и оно, повинуясь Пророку, пошло к нему, бороздя корнями землю. Подойдя, это дерево трижды произнесло Исламские свидетельства. Тогда этот араб принял Ислам.

Посланник Аллаха мог вылечить человека одним прикосновением руки. Однажды у сподвижника Пророка по имени Катада выпал глаз, и люди хотели удалить его. Но когда они привели Катаду к Посланнику Аллаха, он своей благословенной рукой вложил выпавший глаз обратно в глазницу, и глаз прижился, а зрение полностью восстановилось. Сам Катада говорил, что выпавший глаз настолько хорошо прижился, что теперь он не помнит, какой именно глаз у него был поврежден.

А также известен случай, когда слепой попросил Пророка вернуть ему зрение. Пророк посоветовал ему терпеть, ведь за терпение есть вознаграждение. Но слепой ответил: «О Посланник Аллаха! У меня нет поводыря, и очень тяжело без зрения». Тогда Пророк велел ему сделать омовение и выполнить Намаз из двух ракатов, а затем читать такое дуа: «О Аллах! Прошу Тебя и обращаюсь к Тебе через нашего Пророка Мухаммада — Пророка милости! О Мухаммад! Я обращаюсь через тебя к Аллаху, чтобы моя просьба была принята». Слепой сделал так, как повелел Пророк, и прозрел. Сподвижник Посланника Аллаха? по имени Усман Ибн Хунайф, который был свидетелем этого, сказал: «Клянусь Аллахом! Мы еще не расстались с Пророком, и прошло совсем немного времени, как тот мужчина вернулся зрячим».

Благодаря баракяту Пророка Мухаммада малого количества пищи хватало, чтобы накормить много людей.

Однажды Абу Хурайра пришел к Пророку Мухаммаду и принес 21 финик. Обратившись к Пророку, он сказал: «О Посланник Аллаха! Почитай мне дуа, чтобы в этих финиках был баракят». Пророк Мухаммад брал каждый финик и читал «Басмаляh»(4), затем повелел позвать одну группу людей. Они пришли, досыта поели фиников и ушли. Затем Пророк позвал следующую группу и затем еще одну. Каждый раз люди приходили, ели финики, а они все не заканчивались. После этого Пророк Мухаммад и Абу Хурайра ели эти финики, но финики все равно остались. Тогда Пророк Мухаммад собрал их, положил в кожаный мешочек и сказал: «О Абу Хурайра! Если захочешь есть, засунь руку в мешочек и возьми оттуда финик».

Имам Абу Хурайра сказал, что он кушал финики из этого мешочка на протяжении жизни Пророка Мухаммада, а также при правлении Абу Бакра, а также Умара, а также Усмана. И все это из-за дуа Пророка Мухаммада. А также Абу Хурайра рассказывал, как однажды Пророку принесли кувшин молока, и его хватило, чтобы насытилось более 200 человек.

Другие известные чудеса Посланника Аллаха:

— В день Хандак сподвижники Пророка копали ров и остановились, наткнувшись на огромный камень, который не могли разломать. Тогда пришел Пророк, взял в руки кирку, три раза произнес «Бисмилляhир-рахманир-рахим», ударил по этому камню, и тот рассыпался, как песок.

— Однажды к Пророку Мухаммаду пришел человек из местности Ямама с новорожденным ребенком, завернутым в ткань. Пророк Мухаммад обратился к новорожденному и спросил: «Кто я?» Тогда, по Воле Аллаха, младенец сказал: «Ты — Посланник Аллаха». Пророк сказал ребенку: «Пусть Аллах дарует тебе благословение!» И этого ребенка стали называть Мубарак (5) Аль-Ямама.

— У одного мусульманина был богобоязненный брат, который держал Пост-сунну даже в самые жаркие дни и выполнял Намазы-сунну даже в самые холодные ночи. Когда он умер, его брат сидел у его изголовья и просил у Аллаха милости и прощения для него. Вдруг покрывало сползло с лица умершего, и он сказал: «Ас-саляму аляйкум!». Удивленный брат ответил на приветствие, а затем спросил: «Разве такое бывает?» Брат ответил: «Да. Отнесите меня к Посланнику Аллаха — он обещал, что мы не расстанемся, пока не увидимся».

— Когда отец одного из сахаба умер, оставив после себя большой долг, этот сподвижник пришел к Пророку и сказал, что у него нет ничего, кроме финиковых пальм, урожая которого даже за много лет не хватит для выплаты долга, и попросил помощи у Пророка. Тогда Посланник Аллаха обошел вокруг одной груды фиников, а затем вокруг другой и сказал: «Пересчитай». На удивление, фиников хватило не только для выплаты долга, но и еще осталось столько же.

Аллах Всевышний даровал Пророку Мухаммаду великое множество чудес. Перечисленные выше чудеса — лишь малая их часть, ведь одни ученые говорили, что их было тысяча, а другие — три тысячи!

_______________________________________________________

1 — Кудс (Иерусалим) — священный город в Палестине

2 — Важно заметить, что восхождение Пророка на Небеса не означает, что он поднимался к месту, где якобы находится Аллах, так как Аллаху не присуще находиться в каком-либо месте. Думать, что Аллах находится в каком-либо месте — это неверие!

3 — «Аллаху не присущи недостатки»

4 — слова «Бисмилляhир-рахманир-рахим»

5 — слово «мубарак» означает «благословенный»

Новое на сайте

>

Самое популярное