Домой Многолетние цветы Что такое китеж град. Китеж-град. Легенда о русской Атлантиде. Предатель – православный иудей Гришка Кутерьма

Что такое китеж град. Китеж-град. Легенда о русской Атлантиде. Предатель – православный иудей Гришка Кутерьма

Христианские сказания о Китеж-граде на Светлояре

Поледующая история Китеж-града уже известна по источникам и летописям христианским, старообрядческим, включённым в «Китежский летописец» XVII века. Согласно этим источникам, Град Большой Китеж был построен «в месте вельми прекрасном и многолюдном » у озера Светлояр, что на восток от Малого Китежа (Городца) великим князем Юрием Долгоруким. Строился он три года, с 1 мая 1165 по 30 сентября 1168 года, и в длину имел 200 сажен, а в ширину 150 сажен.
Тогда же был построен и град Малый Китеж, тот, что ныне - г. Городец на Волге. Об этом, между прочим, сообщает известная историкам Супрасльская летопись: «И сыпа город Кидешьку той же Городец на Волзе » (Полное Собрание Русских Летописей, т. XVII, стр. 2:).
Потом настала тяжёлая година Батыева нашествия. И в 1243, спасаясь от преследовавшего его по пятам царя Батыя, великий князь Юрий Всеволодович скрылся в этом городе. Но Китеж, когда его окружили враги, не сдался им: жители его взмолились Всевышнему Богу, и обрели защиту. Город «сокрылся», и его накрыли сверху земляные холмы и озеро. Ужас объял врагов, и бежали они прочь от этого великого чуда. Затем разоренная и опустевшая «страна заузольская лесом порасте»…
Старообрядцы приняли эту легенду за истинное происшествие и провалившихся жителей причислили к лику святых. И они полагают, что те жители до сих пор живут там.
Те старообрядцы, что приходят на озеро с давних пор с верою и страхом божьим, слышат подземный звон, видят горящие под водою свечи, кресты церквей, отражающихся в озере. Рассказывают, что один заблудившийся пастух даже ужинал там и хотел было в другой раз туда пробраться и уже не нашел дороги. Такие сказочные рассказы распространяются по сию пору. И ныне мы можем найти остатки тех землянок и скитов первых старообрядцев, селившихся по берегам озера, которых и прославили Светлояр и невидимый Китеж-град своими рассказами.
Один из тех рассказов был опубликован семёновским старобрядцем Степаном Мелединым «Китеж на Светлояром озере» в журнале «Москвитянин» (№12, 1843 г.). Это была первая статья о Китеже и Святлояре, а теперь их насчитываются уже сотни, если не тысячи …
Официальная церковь в те годы не удержалась и в пику старообрядцам повелела уничтожить «светлоярские соблазны и суеверия "». В 1836 году было открыто нашумевшее в свое время «Дело об уничтожении часовни, построенной без разрешения начальства, и об опровержении летописца об этом озере и граде Китеже ». Протоиерей Смирнов тогда обличал «раскол», негодовал против его святыни. Но, вот что интересно отметить, в его донесении есть и такие слова: «Тут совершаются мольбы, обожаются сами деревья, приносятся им жертвы... Они (старообрядцы) представляют сущее подобие черемисских кереметей () ». А это значит, что в те годы старообрядцы по сути продолжали ещё и саму ведическую традицию.
Прошло полтора века с небольшим, и вот теперь митрополит Нижегородский и Арзамасский уже служил торжественный молебен на берегу озера, и освятил рядом с ним часовню. Не только старообрядцы, но и сама Православная церковь «приняла» Светлояр и почитает его уже не местом «языческого идолопоклонничества», а своей святыней…

Паломничество на Китеж-град на Светлояре

И эта легенда про город святых и праведников приводила на берег Светлояра многих замечательных людей, художников, писателей.
Павел Мельников-Печерский, вдохновленный встречей с озером, рассказал его легенду в романе «В лесах», а также в повести «Гриша». О Китеже писали журналист Александр Гациский - один из первых редакторов первой местной газеты «Нижегородские губернские ведомости». Здесь бывали Максим Горький, который рассказал о Светлояре в очерке «Бугров», также, Владимир Короленко ("В пустынным местах"), затем Михаил Пришвин ("Светлое озеро"). К великой тайне Светлояра и града Китежа обращались поэт Зинаида Гиппиус и писатель-мистик Дмитрий Мережковский.
На основе легенды о граде Китеже была создана опера Николаем Римским-Корсаковым. Озеро Светлояр запечатлели в своих картинах Николай Ромадин, Илья Глазунов... А теперь создали картины об озере художники Николай Шаплыко и Екатерина Сорокина.
И теперь на берегу Святлояра происходит чудеса… Нет, пока ещё Китеж не поднимается из чистых озёрных вод. Но у Cветлояра и теперь собираются люди, самых разных порой взглядов. Святое озеро призывает к своим водам и тех, кто проповедует идеи Рериха. Другие разыгрывают на берегах озера целые битвы из культовых фантастических книг Толкиена. И рядом со старообрядцами и иерархами официальной православной церкви проводят свои моления Яриле и Велесу современные язычники-родноверы...

© А. Асов, исследователь ведической старины, переводчик «Книги Велеса», реставратор сказаний славян, опубликованных в книгах «Веды России»

Н.К.Рерих "Сеча при Керженце"

«Цвел он на благодатной земле, пока не напали на него алчные недруги. Три дня оборонялся город. И когда уже не осталось воинов, способных держать оружие, возликовали вороги. Но не сдался гордый Китеж, а на глазах у изумленных врагов медленно исчез, опустившись в пучину моря. Бог сделал невидимым град для ока людского, но придет время и Китеж вернется» - так говорит древняя легенда".

По другой версии этой легенды "земля разверзлась и поглотила город . Враги в страхе бежали а на месте города возникло озеро Светлояр. Цел тот град до сих пор с белокаменными стенами, церквями, монастырями, княжескими теремами, боярскими каменными палатами, срубленными из кондового не гниющего леса домами. Цел град, но невидим. Только праведники и святые могут увидеть этот город, только истинно верующий достоин слышать перезвон его колоколов".

Эта легенда стала вдохновением для Римского-Корсакова, написавшего гениальную оперу "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", к которой Н.К.Рерих сделал живописный занавес.

Существовал ли этот город на самом деле? Если да, то где? Есть такая книга "Китежский летописец", созданная в 80-90 годы XVIII века старообрядцами, в которой сказано: "Великий князь Владимирский Георгий Всеволодович поставил на берегу Волги город Малый Китеж. А затем отошел вглубь лесов, за реку Керженец, на берегу красивого озера Светлояр он повелел построить город Большой Китеж. И град тот Большой Китеж в ширину был двести саженей, а в ширину на сто. И строить его начали месяца мая в первый день, и строили тот город три лета". Если Китеж всего лишь легенда, то откуда появились эти подробности? Вывод, что книга появилась именно в XVIII веке, сделали лингвисты.

В нижегородских лесах в 40 километрах от города Семенов есть удивительно красивое озеро под названием Светлояр. Существует поверье, что именно здесь и находится невидимый град Китеж. Говорят, что тихим летним утром его можно увидеть, отраженным в воде с теремами и куполами. А откуда-то снизу доносится тихий звон колоколов.

Издавна озеро считалось святым. К нему всегда стекалось и сейчас стекается много паломников в надежде то ли исцелиться, омываясь там, то ли искупить свои грехи, ползая по берегу. Около озера стоит часовенка, поклонный крест. В нескольких километрах село Владимирское, которое стало туристическим центром. Его теперь называют русской Шамбалой, а Китеж - русской Атлантидой. В общем место популярно. Китеж стал таким православным фетишем, духовным центром, символом героической борьбы Руси православной против "монголо-татарских орд".

Устойчивость этого предания поражает. Может оно и правда имеет под собой какое-то основание? Нередко бывает, что легенды отражают далекое прошлое. Например в легендах народов севера отражаются события потопа, когда суши не было, а верховный бог Номи-Торум ее достал со дна и т.д. А может это все-таки красивая легенда, ставшая популярной благодаря поэтам, композитору...

Уже более ста лет ученые пытаются доказать либо опровергнуть существование здесь таинственного града. Вот что странно. По своему происхождению Светлояр нельзя отнести ни к одному из известных видов озер: ни к ледниковому, ни к карстовому, ни к метеоритному. Как же появилось это удивительное озеро? Удивительный случай произошел в 1903 году в соседней Казанской губернии не так далеко от озера. Вот газетное сообщение того времени: "Недавно жители деревни Шари были страшно напуганы непонятными для них треском и шумом, выходившими откуда-то из-под земли. Обыватели бросились по направлению звуков и увидели, что посреди леса образовался громадный провал, в который без труда вошли взрослые деревья. И еще более удивительно, что из-под земли тотчас же выступила вода, и на месте провала образовалось озеро".

Может нечто подобное произошло и здесь? Может на берегу стоял город и он опустился на дно провала?

В 1968 году на Светлояр была организована экспедиция и она сделала странное открытие. С помощью звукового геолокатора обнаружила на дне аномалию. Изображение одного участка дна резко отличалось от других. Экспедиция назвала эту зону зоной "К". Чтобы определить, что находится в аномальной зоне, в ней тогда пробурили несколько скважин. Неожиданно для всех в них оказалось множество мелких деревянных щепок. Но как они туда попали? Исследовать эти кусочки дерева почему-то не взялся тогда ни один научный институт. Никто не хотел тратить время на изучение легенд. И тут помогла милиция. Эксперты-криминалисты составили документ, где говорится, что 6 из 10 исследованных ими кусочков дерева имеют следы режущих орудий. Это значит, что они были обработаны руками человека.

Энтузиасты планировали продолжить исследования на Светлояре в 70-е годы. Однако этим планам сбыться было не суждено. Уже в наше время на озеро приехали специалисты с уникальным прибором - георадаром. Его возможности позволяют при помощи электромагнитного излучения буквально просветить дно озера. Глубина озера оказалась очень большой - 37 метров. Из них более десяти составляет слой ила. Георадар обнаруживает в толще ила множество мелких объектов. Они конечно совсем не похожи на какие-либо строения. Но что же за аномалию обнаружили в 1968 году? Тогда образцы проб показали, что слой ила зоны "К" отличался от других.

Геологи предположили, что эти образцы содержали большое количество минеральных веществ, то есть зона "К" была дном древнего палеоводоема. То есть аномальность зоны - это природное явление, а все остальное - не более чем догадки. Но тогда как же деревянные щепки со следами обработки? Тогда их возраст никто не определял.

Если обратиться к книге "Китежский летописец". Там говорится, что строить город князь Георгий Всеволодович начал в лето 6673, то есть в 1165 году по привычному календарю. Но историки говорят, что этот самый князь родился лишь 24 года спустя в 1189 году. Такая неувязка. В указанное время правил дед Георгия Юрий Долгорукий - основатель Москвы. Что если старообрядцы, писавшие книгу в конце XVIII века просто перепутали князей? У Юрия Владимировича Долгорукого еще и путаница с датой рождения, да и кроме того Юрий и Георгий - это одно имя.

В 2012 году неподалеку от озера Светлояр нижегородские археологи обнаружили следы средневекового поселения. Найдены черепки керамической посуды, фрагменты железных ножей, кремниевого огнива и каменного жернова. Находки датируются концом XIV - началом XV веков, то есть это позднее той даты, что указана в книге. Артефакты обнаружили на Крестовоздвиженской горе за часовенкой. В колеях произошло обнажение культурного слоя на глубине полметра площадью чуть меньше гектара. Археологи полагают, что здесь было селище - неукрепленное поселение с одним жилым двором человек на 10-15. Возможно поселение было больше, часть его могла уйти с оползнями в Светлояр.

Известно, что в Москве находится старейший район Китай-город ("китай" - стена, укрепление, так же называлась стена построенная славянами на дальнем востоке для защиты от южных соседей). Обратим внимание на то, что начало слов Кит- ай и Кит- еж совпадают. Есть легенда, что недалеко от стен Кремля князь Юрий Долгорукий приказал вырыть огромное подземелье. В XII веке шли многочисленные междуусобные войны, когда князья боролись за власть и захватывали друг у друга города. Возможно Юрий Долгорукий создал подземное укрытие. Сейчас на территории Китай-города находятся одни из самых древних подземных сооружений Москвы.

Известно, что Долгорукий много строил из белого камня. Постройки того времени можно узнать по удивительно тщательно подогнанным камням. Найти такие постройки в подземельях Москвы не удалось.

Князь Георгий Всеволодович

Вот что интересно. Произношение Китеж с ударением на "и" вошло в обиход только после того как Римский-Корсаков написал свою знаменитую оперу. До этого ударение было на "е" и происходило от древнерусского "китехша", что означает "покинутое место". Это слово появилось на Руси во времена орды пришествия ("монголо-татарского нашествия" как теперь выясняется в нашей офигенно веселой истории не было). Как раз тогда правил Георгий Всеволодович. В книге говорится, что князь собрал войско и выступил навстречу хану. Однако сражение проиграл. Русские летописи упоминают о крупной битве между русскими и ордынцами 4 марта 1238 года на реке Сить. Считается, что ркусские были полностью разбиты, а князь погиб. Однако, в "Китежском летописце" говорится, что именно после этого сражения князь Георгий Всеволодович отступил в Китеж.

Может следы таинственного города надо искать в рйоне реки Сить? Сейчас эта река протекает по границе Тверской и Ярославской областей. ее длина всего лишь 150 км. Эта небольшая река попала в историю благодаря битве. И хотя точное место не известно, на всем протяжении Ситя разбросаны курганы, по преданию являющимися братскими могилами русских воинов. До сих пор ощущение, что все здесь наполнено памятью о той страшной сече. Еще в XIX веке в деревнях, расположенных по берегам Сити, собиратели фольклора записали большинство преданий о граде Китеже. Но сейчас низовья реки залиты водами Рыбинского водохранилища, построенного в сталинские времена. Оно поглотило 700 сел. Также как легендарный Китеж ушли под воду древние русские города Малога и др.. Красивая легенда обернулась трагической былью.

Есть еще одна версия. Исследователь Владимир Ратов много лет изучал древние языческие легенды и обряды и пришел к выводу, что следы Китежа надо искать на реке Малоге. Почему? Во-первых это легенда о Велесе - славянском боге, который, находясь в Черном море, воевал с темными силами. Душа его огрубела, ему понадобилось попасть в Сваргу. Сварга - земной рай по славянской ведической мифологии, место, где обитают боги и текут молочные реки с кисельными берегами. Может быть Китеж, который в легендах считается обителью всех страждущих, и есть та самая Сварга? На берегу Мологи Владимир Ратов обнаружил камни с загадочными рисунками. Но имеют ли они отношение к Китежу?

В "Китежском летописце" говорится, что Китеж находился среди глухих лесов. От реки в него вела тайная дорога по которой вороги и пришли в город. Эта дорога называется в книге "Батыевой тропой". Батый разорил русские города на правой стороне Волги. Теперь по альтернативной истории считается, что ордынцы - такие же славяне - разоряли только христианские русские города, ведические же не трогали. Батый (Батя) переправился на левую сторону и углубился зачем-то в глухие леса. Зачем? Есть версия, что там было языческое славянское капище. Так как целью ордынского нашествия было уничтожение христианства, а Китеж был православным городом, его следовало уничтожить.

В славянской ведической вере говорится, что путь в Сваргу идет по реке РА (Волга). Дальше по реке Смородине. Так называли, да и сейчас называют реку Мологу за огромное количество растущих по ее берегам кустов смородины. Кстати само слово МОЛОГА созвучно с Молочной рекой, которая по преданию течет в затаенной стране. Около Мологи действительно лежат огромные камни, правда рисунков нет. Но все же камень с какими-то рисунками отыскался не на берегу, а в лесу. Там то и находится Китеж по версии Ратова. На камне линии, треугольник, но что это? Сказать с уверенностью, что эти рисунки рукотворные сказать не могут.

Говорят, что еще в 30-е годы до затопления игуменья одного монастыря записала свой сон - видение. Идет она к монастырю полем и вдруг отовсюду начинает прибывать вода. Вскоре вода покрыла и монастырь и все окружающее пространство. А монахиня все шла и шла пока вода не начала отступать. И монастырь вновь открылся божьему свету.

Так и невидимый град Китеж , как гласит легенда, вновь явится миру, когда возродится в людях вера и добро.

Из книги Ирины Ниловой

Это был город древних русичей, живших на берегу великой реки. Древляне под воздействием пришельцев из других племен поссорились со своими Мудрецами и Водителями и захотели присвоить себе власть над остальными сородичами. То есть стали жить по Кривде. После чего исказились вибрационные составляющие в служении Мудрецов и город получил удар равный взрыву ядерной бомбы. Весть о мгновенной гибели целого города от огненной энергии быстро разнеслась а место стало вызывать страх. Озеро, которое образовалось на месте взрыва, - это остаток ушедшей реки, которая ушла под землю.

Китеж (Китеж-град, Кидиш) — мифический чудесный город, который согласно русским легендам, спасся от войск Батыя во время татаро-монгольского нашествия в XIII веке благодаря чудесному свойству быть невидимым. При приближении войск город, якобы, исчез из глаз изумленного неприятеля и опустился на дно озера Светлояр. В последующих веках легенда преобразовалась, старообрядцы описывали Китеж уже как убежище последователей старой веры.

В XVIII-XIX веках Китеж представляли как город праведников, город социальной справедливости, куда мог отправиться каждый честный россиянин. Аналогичными свойствами народ наделял и некоторые другие фантастические общества, такие как царство пресвитера Иоанна, церкви "древнего благочестия" в далеком Опоньском (Японском?) море, острова блаженных, земной рай, Беловодье, "Город Игната" и т.д. В России того времени были распространены рассказы о людях, давших обед уйти в Китеж, и впоследствии присылавших оттуда письма. Многочисленные очевидцы описывали колокольный звон, который они слышали, якобы, из-под воды.

Озеро в Нижегородском Заволжье примерно в 100 км к востоку-северо-востоку от областного центра и в 1—1,5 км западнее села Владимирское Воскресенского района, памятник природы федерального значения.Озеро имеет форму овала с размерами 500 х 350 м, отличается большой глубиной, достигающей 40 м. Взгляд на происхождение озера с момента его изучения менялся и до сих пор не решен однозначно. Впервые вулканическое происхождение его было предположено в начале XX века писателем В. Короленко. Различными исследователями в разное время высказывались гипотезы о ледниковом, карстововом, старичном, вулканическом, неотектоническом, солянокупольном и космическом — метеоритном происхождении озера. В 2009 году опубликованы результаты полевых исследований, подтверждающих гипотезу о метеоритном происхождении озера.

До сих пор в науке идет спор о реальности Китежа и о возможном месторасположении "затонувшего" града. Наиболее привлекательной выглядит версия о том, что легенда повествует о каком-то месте, обладающем сверхъестественными свойствами. Что это за место (параллельный мир, астрал, какая-то пространственная яма) — спорить сейчас об этом бесполезно, т.к. слишком много неясного в легенде. Впрочем, предпринимались и предпринимаются попытки отыскать реальный затонувший город. Чаще всего такие поиски осуществлялись в районе жигулевского изгиба Волги, где до сих пор над Волгой иногда наблюдается мираж — встающий из-под воды большой древнерусский город.

Когда войска хана Батыя дошли до Владимиро-Суздальского княжества, русичи встретили их возле Малого Китежа (сейчас это Городец). В битве полегла большая часть дружины, а князь Георгий Всеволодович с уцелевшими воинами укрылся в лесах и построил город Китеж Большой на берегу озера Светлояр. Батый узнал, где укрылся князь, и убил его. А жители собрались в храме и обратились к Богу с молитвой не допустить к ним захватчиков. Бог внял молитве, из-под земли хлынули потоки воды, которые, не причиняя вреда жителям, залили город по маковки церквей. Но и они вскоре скрылись. А на месте города разлилось озеро. С тех пор это место стали почитать святым...Такова легенда, в которую многие верят. И не сомневаются, что небольшое лесное озеро Светлояр в Нижегородской области и есть то самое, в котором утонул Китеж. Православные приезжают сюда молиться. Рассказывают, что горсть местной земли лечит недуги. Вода, набранная из озера, стоит в бутылках несколько лет, не портясь, как освященная. И если обойти озеро трижды по часовой стрелке, то исполнятся все заветные желания. А версия, что озеро Светлояр имеет отношение к таинственной Шамбале, привлекает сюда тысячи паломников со всего мира. Однако единственные реальные намеки на существование города-легенды можно найти в книге «Китежский летописец» (конец XVII века).

Околонаучные мистики полагают, что на Светлояре существует и проход в другое временное измерение. И в доказательство приводят истории, рассказанные жителями близлежащего села Владимирское. Они якобы частенько встречают странных коробейников в одеждах, которые носили еще их прадеды, а за купленные товары — в основном хлеб, бублики, пряники — сдачу от них получают медяками и серебряными монетами. — Для нас, — продолжает Волков, — главным открытием стало подтверждение гипотезы о существовании вблизи Светлояра невидимых глазу плазменных субстанций, которые обладают логикой поведения, то есть проявляют себя как живые существа. Особенно много их появляется вокруг группы молящихся людей — как будто изучают. Мы их запечатлели на видео- и фотоаппаратуру. Эти плазменные образования в свое время зафиксировали в лабораторных условиях ученые из Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн (ИЗМИРАН). Их эксперименты свидетельствовали о том, что в воздухе в электромагнитном диапазоне носятся миллионы плазменных сгустков. Тогда это наводило атеистов на мысль о том, что потусторонний мир все-таки существует. Нынешнее изучение Светлояра показало, что эта гипотеза не лишена здравого смысла.

Но куда же подевался город? Нет ли в основе мифа какого-то реального природного события?

На самом же деле, едва приступив к исследованию любой легенды, мифа или подобного произведения устного народного творчества, мы обнаруживаем следы фактически имевших место событий, — говорил на одном из своих выступлений выдающийся российский археолог и историк академик Борис Рыбаков (умер в 2001 году. — Ред.). — Геологам хорошо известно, что центральные области европейской части России лежат на фундаменте из очень прочных горных пород. Но он рассечен глубинными разломами, которые идут в различных направлениях, нередко пересекаясь друг с другом. И геолог Владимир Никитин выяснил, что озеро Светлояр лежит как раз в узле пересечения двух глубинных разломов. В таком месте даже крупный водоем мог образоваться на изумление быстро — хоть на глазах у хана Батыя.

Могилы великанов Кибилёк — так называется местечко примерно в пяти километрах от озера Светлояр. Здесь родник якобы с «живой» водой (анализы показывают, что у нее нулевая кислотность). А рядом — в дремучем Кержинском лесу — расположены три безымянные могилы. Они древние и необычные. Во-первых, кому в голову пришло захоронить кого-то вдали от населенных пунктов? Во-вторых, могилы в несколько раз превышают размеры традиционных христианских захоронений. Рассказывают, будто бы там захоронены великаны. А именно скелеты древних лемурийцев — жителей таинственной страны Лемурия, которая, по легендам, существовала где-то в этом районе сотни тысяч лет назад. Современная наука не подтверждает, но и не пытается опровергать такую версию происхождения странных захоронений. Раскопать их никто не пытался. Да и грешно это. Нижегородские эзотерики приходят на могилы ночью, чтобы поклониться «неизвестности». А многие православные, напротив, считают, что место тут нечистое. Несмотря на родник. Наберут воды и быстро уходят.

Добро пожаловать!

Вы находитесь на главной странице Энциклопедии Нижнего Новгорода - центральном справочном ресурсе региона, выходящем при поддержке общественных организаций Нижнего Новгорода .

В настоящий момент Энциклопедия представляет собой описание региональной жизни и окружающего её внешнего мира с точки зрения самих нижегородцев. Здесь Вы свободно можете публиковать материалы информационного, коммерческого и личного характера, создавать удобные ссылки вида и вносить свое мнение в большинство существующих текстов. Особое внимание редакция Энциклопедии уделяет авторитетным источникам – сообщениям влиятельных, информированных и успешных нижегородских персон .

Приглашаем ввести больше нижегородской информации в Энциклопедию, стать экспертом , и, возможно, одним из администраторов .

Принципы Энциклопедии:

2. В отличии от Википедии, в Нижегородской Энциклопедии может быть информация и статья про любое, даже самое малое нижегородское явление. Кроме того не требуется наукообразность, нейтральность и тому подобное.

3. Простота изложения и естественный человеческий язык – основа нашего стиля и всячески приветствуется, когда помогают донести правду. Статьи энциклопедии призваны быть понятными и приносить практическую пользу.

4. Допускаются разные и взаимоисключающие точки зрения. Про одно и то же явление можно создавать разные статьи. Например – положение дел на бумаге, в реальности, в народном изложении, с точки зрения определенной группы лиц.

5. Аргументированное народное слово имеет всегда приоритет над административно-канцелярским стилем.

Читайте основные положения

Приглашаем вас написать статьи – о нижегородских явлениях в которых вы по вашему мнению разбираетесь.

Статус проекта

Нижегородская энциклопедия является полностью независимым проектом. ЭНН финансируется и поддерживается исключительно частными лицами и развивается активистами, на некоммерческой основе.

Официальные контакты

Некоммерческая Организация «Открытая Нижегородская Энциклопедия » (самопровозглашенная организация)

В этой статье речь пойдет о легендарном граде Китеже, укрывшемся от врагов на дне озера Светлояр (Нижегородская область). Разгадать его загадку вот уже несколько десятилетий пытаются ученые всего мира.

О том, как скрылся под водой град Китеж, повествует старинная летопись 1251 года, созданная через 13 лет после того, как произошли описанные в ней события.

Согласно этому литературному источнику, в 1238 году хан Батый, покорив почти все русские княжества, сошелся в битве на реке Сити с правителем Владимиро-Суздальской земли Георгием Всеволодовичем. В жарком сражении монголо-татарские захватчики сокрушили немногочисленные полки русичей, и князь вместе с остатком войска укрылся в небольшом городе Китеже, который он же и основал несколько десятилетий назад на берегу озера Светлояр.

Надо сказать, что подступы к граду надежно скрывали ветлужские леса и непроходимые болота, и дорогу туда знали лишь немногие. Желая во что бы то ни стало добраться до князя Георгия, Батый приказал пытать пленных, дабы узнать у них путь к Китежу. Даже самые страшные пытки не смогли сломить пленников, но один из них — Гришка Кутерьма — все же указал захватчикам путь к городу, ставшему убежищем для князя.

Пройдя по тайной тропе, татарские орды увидели перед собой красавец Китеж, практически лишенный боевых укреплений. Его жители, вместо того чтобы готовиться к битве, упав на колени, истово молились. Предвкушая легкую победу, захватчики ринулись к городу, но тут из-под земли хлынули потоки воды, вынуждая неприятеля бесславно отступить.

Но даже когда татаро-монголы ретировались, подземные источники не иссякли. Вода поднималась вокруг стен города, надежно укрывая дома, храмы и жителей Китежа. Вскоре на месте цветущего града поблескивала на солнце лишь гладь озера, которое и по сей день является немым свидетелем катаклизма ушедших веков.

Место заповедное

Сегодня же у многих исследователей событий тех лет возникает вопрос: а зачем нужно было Батыю, практически покорившему уже всю Русскую землю, искать маленький город, затерянный в лесах и болотах, который трудно назвать лакомой добычей? Неужели хан потратил время и силы на поиски заветной тропки к Китежу только для того, чтобы уничтожить уже побежденного князя?

Ответ на этот вопрос дает в одной из своих работ писатель и историк Александр Асов. По его мнению, Китеж — один из древнейших городов Русской земли, хотя его официальная история насчитывает всего несколько десятилетий. И основан он был еще в дохристианские времена в непростом, заповедном месте.

Испокон веку славянские племена верили, что озеро Светлояр наделено силой неведомой. Потому-то живущие на его берегах берендеи устраивали святилища светлому богу Яриле, имя которого и дало название озеру.

Кроме того, согласно славянским легендам, на этой заповедной земле родился могущественный бог Китоврас, имевший облик получеловека-полуконя. Он был строителем храмов, ведавшим все тайны Вселенной. Здесь же появился на свет бог мудрости и хмеля Квасура, дарующий людям радость и веселье.

Сам же Китеж-град впервые упоминается еще в «Звездной книге Коляды» — священной летописи наших далеких предков. Этому городу покровительствовали многие боги, и даже когда Русская земля стала православной, на местах силы — святилищах славянских божеств — были возведены христианские храмы.

Правители всех княжеств почитали Китеж и заботились о священном городе, о чем говорят шесть (!) белокаменных церквей, возведенных здесь в рекордно короткое время. Белый камень в Средние века был очень дорог, и строители расходовали его очень бережно.

Поэтому можно предположить, что, услышав о необычном городе, Батый решил завладеть его великой силой, дабы с ее помощью завоевать весь мир. (Правда, непонятно, почему великая сила города не помогла Георгию Всеволодовичу победить Батыя.) Однако высшие силы распорядились иначе, укрыв под водой священный Китеж и от врагов, и от друзей.

А что же на дне?!

Град Китеж и в наши дни время от времени напоминает о себе людям. Многие очевидцы утверждают, что в ясную погоду на восходе солнца и накануне больших православных праздников из-под воды доносятся звон колоколов и мелодичное пение. Кроме того, иногда здесь можно увидеть под озерной гладью белоснежные стены, кресты и золотые купола затонувших храмов.

Конечно же, глубины Светлояра неоднократно изучали и ученые-археологи, и аквалангисты-любители, но следы утонувшего града так и не были найдены. Исследователи пришли к выводу, что дно озера можно назвать трехслойным — состоящим из трех уровней подводных террас, относящихся к разным эпохам.

Эти террасы уходят в глубь озера от берега подобно ступеням гигантской лестницы, чередуясь с ровными участками дна. На «ступеньке», которую можно отнести к тому веку, когда и произошел катаклизм, погубивший заповедный город, находящейся на глубине 20 метров, были найдены черепки посуды, монеты, украшения XIII столетия — и ничего более значимого.

Однако же при исследовании глубин озера геолокатором на дне Светлояра была обнаружена аномальная зона в виде овала, покрытая многометровым осадочным слоем. Сигналы аппарата из нее были довольно глухими, будто бы что-то мешало свободному прохождению звука. Данный факт позволил исследователям выдвинуть предположение, что в этой зоне вполне могут находиться руины древнего города, однако более весомых доказательств этого пока получить не удалось.

Врата в иной мир

У эзотериков, которые также долгое время изучают феномен исчезновения Китежа, существует своя версия его нынешнего месторасположения.

По их мнению, город, расположенный в месте силы, каковым является район Светлояра, мог перенестись в параллельное измерение, чему поспособствовала горячая искренняя молитва его жителей в момент смертельной опасности. Причем врата в иной мир и сегодня приоткрываются время от времени, чему также есть свои доказательства.

Дело в том, что в село Владимирское, которое находится неподалеку от Светлояра, иногда заходят странные люди в старинной одежде. Эти пришельцы нередко пытаются купить товары в местном сельмаге и расплатиться за них монетами… XIII века — новенькими и блестящими, будто отчеканенными пару лет назад.

Кроме того, в районе озера Светлояр были зафиксированы неоднократные исчезновения людей, решивших отдохнуть на природе в этих заповедных местах. Как правило, эти «заложники обстоятельств» отсутствуют от нескольких часов до двух-трех дней, а возвращаясь обратно, редко помнят, что с ними происходило.

Однако бывают и исключения. Так, один мужчина из Нижнего Новгорода, собиравший грибы у озера Светлояр, пропал в лесу на три дня, а вернувшись, рассказал близким, что побывал в таинственном граде Китеже, и в доказательство своих слов показал кусочек хлеба, которым гостя угостили «подводные жители». Но едва он достал «свое доказательство», как «потусторонний» хлеб на глазах свидетелей превратился в камень.

И все же ежегодно к заветному озеру приезжает множество паломников, причем самых разных вероисповеданий. Влекут их сюда и слава загадочного места силы, и целебная вода, и земля с берегов Светлояра, которой под силу справиться даже с самыми тяжелыми заболеваниями.

Кроме того, считается, что если три раза обойти озеро по часовой стрелке, то оно исполнит любое желание. Правда, сделать это не так-то просто, ведь общая площадь Светлояра составляет 12 гектаров.

Новое на сайте

>

Самое популярное