Домой Полезные советы Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице. Воздушный медный змей моисея Моисей вознес змея в пустыне

Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице. Воздушный медный змей моисея Моисей вознес змея в пустыне

Обещание Божественного исцеления мы встречаем как в Ветхом, так и в Но­вом Завете. О том, что искупление включает в себя исцеление, ясно видно из раз­личных образов Иисуса в Ветхом Завете. В книге Числа 21:4-9 недвусмысленно сказано, что Иисус, через Свое распятие на кресте, искупит человечество от болез­ней.

«От горы Ор отправились они путем Чермного моря, чтобы миновать землю Едома. И стал малодушествовать народ на пути, и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть нам в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища. И по­слал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множе­ство народа из сынов Израилевых. И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он уда­лил от нас змеев. И помолился Моисей [Господу] о народе. И сказал Господь Мои­сею: сделай себе [ медного] змея и выставь его на знамя, и всякий ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» (Числа 21: 4-9).

Народ Израиля согрешил против Бога через свое недовольство и ропот. Это принесло ему должное наказание - нашествие ядовитых змей. Много израильтян умерло из-за их укусов. Возможно, что в той местности всегда было много змей, но ранее израильтяне были в безопасности, потому что Бог защищал их. В результате же их греха, защиты Божьей не стало, и народ подвергся ядовитым укусам змей. Змеи символизируют дьявола. Когда защита Божья оставляет верующих, дьявол всегда нападает, как лев, пытаясь поглотить свою жертву.



Когда народ израильский покаялся в своем грехе и вернулся под Божью защи­ту, Господь повелел Моисею сделать змея из меди и установить его на знамени. Любой, кого кусали змеи, исцелялся в тот момент, когда он смотрел на медного змея на знамени.

Это прекрасная картина поражения сатаны. Эта история имеет и пророческое значение: дьявол, который постоянно мучает людей своей властью смерти, будет однажды предан погибели. Медный змей на знамени - прототип Христа.

Когда Никодим, один из начальников еврейского народа, пришел ночью к Ии­сусу, Господь сказал ему: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно воз- несену быть Сыну Человеческому» (Иоанна 3:14). Иисус сопоставил значение мед­ного змея Моисея со Своей искупительной смертью на кресте. Змей Моисея сим­волизирует смерть Иисуса Христа на кресте. Вознесение Моисеем медного змея на знамя символически показывает, что поражен будет «великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною» (см. Откровение 12:9). Сам Иисус, во вре­мя Своего земного служения, еще до распятия на кресте много раз возвещал пора­жение дьявола:

«...Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть насту­пать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Луки 10:18-19).

«Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Иоанна 12:31).

«Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов...» (Марка 16:17).

В Колоссянам 2:15 также сказано: «Отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою». «Начальства и власти» здесь имеют отношение к начальствам и властям, к мироправителям тьмы века се­го, к духам злобы поднебесным, о которых сказано в Ефесянам 6:12.

Как сила ядовитых змей, жаливших народ израильский, была разрушена, ко­гда Моисей в пустыне вознес медного змея на знамя, так и силы дьявола были уничтожены искупительной смертью нашего Господа Иисуса Христа на кресте.

Какое отношение это имеет к нашему исцелению? Змей Моисея - это образ, тень или прототип креста Иисуса. Человек, которого кусала змея в пустыне, был обречен на смерть, но он полностью исцелялся, когда смотрел на змея, вознесенно­го на знамя. Когда грешник, укушенный древним змеем, дьяволом, обращается к кресту Иисуса Христа верой, он переживает Божественное исцеление.

Здоровье израильтянина, укушенного змеей, восстанавливалось, когда он ка­ялся в своих грехах и смотрел на медного змея. Человеку прощались грехи, а его тело, страдавшее от смертельной боли, чудесно исцелялось.

То же самое истинно для каждого грешника, обреченного на смерть укусом древнего змея, сатаны. Когда грешник, независимо от того, сколько он страдал от нападок сатаны, кается в своих грехах и смотрит верой на крест Иисуса, власть дьявола над его жизнью разрушается. Он получает прощение грехов и освобожда­ется от болезней. Здоровье его восстанавливается, и для человека начинается новая жизнь, которая ведет его к прославлению Бога.

Известный евангелист Ф.Ф. Босворт, проповедовавший Евангелие исцеления и в Соединенных Штатах, и в Канаде, написал в своей книге «Иисус-Целитель»:

«Если нет исцеления в искупительной смерти Иисуса Христа, то для чего на­род Израиля был проинструктирован смотреть на медного змея на знамени, яв­ляющегося образом Иисуса, когда их кусала змея? Народ израильский получал прощение грехов и исцеление, когда смотрел на медного змея, прообраз креста Ии­суса. Насколько больше милости и исцеления мы можем обрести, когда смотрим на Иисуса на кресте, на нашего истинного Спасителя?»

Проклятие, павшее на народ израильский, было снято, когда был вознесен медный змей. Точно так же «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою [ибо написано: «проклят всяк, висящий на древе»]» (Галатам 3:13). Когда Адам и Ева согрешили против Бога, они понесли должное осуждение и были выгнаны из Едемского сада. С тех пор человек стал жить под властью смерти и греха, находясь у них в рабстве. Но Бог дал людям надежду: должен родиться Спа­ситель. Он уничтожит власть дьявола и освободит все человечество от дьявольских оков. В Бытие 3:14-15 сказано: «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду поло­жу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту».

В этих стихах Бог предсказал падение сатаны. Он пророчит, что дьявол, побу­дивший наших прародителей согрешить и сделавший этим все человечество рабом греха, будет поражен в голову раз и навсегда.

Когда Моисей вывел народ израильский из Египта, дьявол искусил израиль­тян в пустыне и они согрешили. Они роптали на Бога и Моисея. Из-за этого их на­чали жалить ядовитые змеи, и многие люди умирали. Так как народ возопил о по­мощи и исповедал свои грехи, Бог услышал его и повелел Моисею, в напоминание о грядущем поражении сатаны, древнего змея, сделать медного змея и вознести его на знамя, чтобы каждый ужаленный израильтянин мог посмотреть на него и полу­чить исцеление. Многие евреи смотрели на змея и исцелялись.

Бог позволял людям Ветхого Завета получать благодать Господа через образы или символы. Змей на знамени был прототипом Христа. Хотя евреи согрешили против Бога, они были прощены. Они получили Божественное исцеление, когда доверились Спасителю, Который должен был прийти. Они верили в своего Спаси­теля через такие символы и образы.

Мы живем в период благодати, а не во времена символов или образов. У нас есть Евангелие Иисуса Христа. Благословения, которыми наслаждаемся мы, не мо­гут даже сравниться с благословениями ветхозаветного времени. Иисус, наш Спа­ситель, родился две тысячи лет тому назад. Бог позволил Себе появиться среди лю­дей через деву Марию. И как Моисей вознес змея в пустыне, так и Иисус взошел на крест вместо нас, изглаживая все наши грехи и освобождая человечество от про­клятия дьявола. Он поразил дьявола в голову раз и навсегда Своей искупительной смертью на Голгофском кресте. Сегодня всякий верующий в Иисуса Христа на­слаждается свободой от греха, болезней, проклятия, дьявола и смерти.

Имея эту Божью благодать, все, что мы должны сделать, - довериться Иису­су Христу в смирении своего сердца. Мы должны противостать дьяволу в своей жизни во имя Иисуса Христа. Дьявол поражен. Дух Святой предупреждает нас се­годня: «Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иакова 4:7). Также в 1 Иоанна 5:18 сказано: «Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему». По­этому тот, кто верит Богу, должен быть тверд в своей вере и должен иметь сме­лость, потому что «для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (см. 1 Иоанна 3:8).

«И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную»(Иоанн.3:14,15).

Долгое странствие израильтян по пустыне, как будто, приближалось к завершению. Уже ушли в мир иной многие участники выхода из Египта. На горе Ор оплакали Аарона. Казалось, оставался последний марш-бросок, и наконец-то - Ханаан. Но неожиданно выступает ханаанский царь Арада, атакует Израильтян, и даже берет в плен некоторых. Объединившись с Богом, израильтяне одержали победу(Числ.21:1-3). Можно двигаться дальше… «От горы Ор отправились они путем Чермного моря, чтобы миновать землю Едома…»(Числ.21:4) Но… возникло затруднение, едомский царь не позволил проходить по своему царству. Израильтяне пошли в обход, а это еще долгие километры пути, трудности, лишения... Предстоящее удлинение маршрута ввергло народ в приступ нетерпения, недовольства, гнева, ропота: «и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть нам в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища»(Числ.21:5). На первое место выходят инстинкты, поддерживающие жизнь тела. Но ведь не требуется, не радеть о теле. Бог заботился о нуждах Своего народа все годы странствия. От голода и жажды никто не умирал. Суть Египта в материальном – еда, питье, одежда, развлечения… Так ведь и тело – материя, прах… И вероятно, оно постоянно будет «оглядываться» на «Египет» пока приземленный ум будет служить телу, а не душе.

И Царствие Божие не далеко - « внутрь вас есть…»(Лук.17:21).

Получается, что Египет – не географическая точка, как и Ханаан. Все очень близко расположено в одной конструкции под названьем – «человек». А путешествие, странствие, всего лишь путь к себе. Но далеко ли надо идти?

«Ели, пили, женились, выходили замуж до того дня, как Ной вошел в ковчег»(Лук.17:27)

«Так же было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили;»(Лук.17:28)

Что мешало увидеть Царствие Божие?

Приземленность(материальность) ума во исполнение проклятия: «…ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах»(Быт.3:14)

«Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия»(Иоан.3:3)

Удлинение маршрута является милостью Божьей…

Но «стал народ малодушествовать на пути»(Чис.21:4)

Все понятно уже из слова – «малодушие» - «мало души».

«Толковый словарь русского языка» под редакцией С.И. Ожегова определяет малодушие как «отсутствие твердости духа, решительности, мужества».

Значение слова малодушие по словарю Т.Ф.Ефремовой:
малодушие – слабость воли, отсутствие стойкости, твердости духа.

По словарю Д.Н.Ушакова: малодушие - это нерешительность, безволие, упадок духа. Непростительное малодушие перед лицом опасности.

В.И. Даль в своем Толковом словаре определяет малодушие как «отчаяние, упадок духа». "Не малодушничай, не поддавайся всякому стороннему влиянию, не своим мелочным расчетам".

Сила духа - сила высшей сферы человеческой души, которая в православной аскетике и именуется духом. Дух по своей природе всегда обращен к Богу, и он не может считаться сильным, если человеческое сердце не исполнено светом Божественной благодати, если в глубине его еще не изжиты грубые страстные влечения. Действие духа всегда руководится Промыслом Божиим и направлено только на добрые деяния, угодные Богу. Чем ближе человек к познанию истинного Бога, чем более его сердце освящено действием Божественной благодати, чем более свободно оно от страстей - тем сильнее дух человека(иерей Алексей Зайцев). http://www.mgarsky-monaster...

У израильтян налицо спад духа. …. Мало духа…Кто охраняет дух от упадка(страстей)? Ум. Ум, будучи просвещен Богом, отгоняет помыслы, если материален, плотской ум - привечает их.

Ум человека получает информацию от пяти органов чувств. Что он получил и передал сердцу, вызвало упадок духа в обществе, и это привело к ропоту:

«И говорил народ против Бога..."(Чис.21:5) В подстрочном переводе сказано: «И роптал народ к Богу и против Моисея говорящие: Что (же есть) что вывел нас из Египта убить нас в пустыне потому что не есть хлеб и не есть вода же, душа наша рассердилась в хлебе худом»

Варианты перевода:
роптал
2635, ;;;;;;;;;
наговаривать, злословить, хулить, клеветать.

Варианты перевода:
рассердилась
4360, ;;;;;;;;;;
негодовать, гневаться, сердиться.

Номер Стронга: 7052 худо;;;;;;
презренный, отвратительный.

Словарное определение:
1) досл. пустой, перен. тощий, худой (§jeiw Plut.);
2) тонкий (kЫonew Plut.);
3) перен. призрачный (dжnamiw Plut.)

Израильтяне были страшно разгневаны вследствие удлинения маршрута, отдаления на неопределенное время от цели пути(только вероятно их цель была не такой, как у Бога) Еще какое-то время им придется питаться этим отвратительным хлебом. И это про манну, ангельский хлеб!

«То, что начинается в гневе, заканчивается в стыде» Л.Толстой

Это так… Но не всегда. Вспоминается похожая история, ставшая причиной 40-летного странствия по пустыне:
"И подняло все общество вопль, и плакал народ всю ту ночь, и роптали на Моисея и Аарона..." (Числ. 14:1-4).
Это было тогда, когда вернулись 12 соглядатаев, посланных осмотреть Ханаанскую землю.10 из них были поражены малодушием.
Что случилось? Трудности на пути. Возникшие трудности поколебали уверенность в умах нескольких человек. В течение ночи уныние, сомнения, ропот, истерика охватили все общество. Таково малодушие.

И вот спустя 40 лет надо сдать «зачет» по данному «уроку».

«Чем больше трудностей преодолевает душа, тем большую мощь она приобретает»(неизвестный автор)

«И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых»(Чис.21:6)

«Змеи, посланные на согрешивших, именуются;;;;; ‹сэрафи;м› - «жгучие», «огненные», в Синодальном переводе - «ядовитые».

Ядовитых
Номер Стронга: 8314
;;;;;

2. змей.
Места, где встречается:Числ 21:6 Числ 21:8
Втор 8:15
Ис 6:2 Ис 6:6 Ис 14:29 Ис 30:6

Змеев
Номер Стронга: 5175
;;;;
змей.

Жалили
Варианты перевода:
1143, ;;;;;
1. кусать (о змеях);
2. перен. угрызать, грызть, терзать, мучить.

Словарное определение:
1) кусать,закусить губы, то есть заставить себя молчать;
2) грызть
3) колоть, жалить
4) быть едким, разъедать
5) больно уязвлять, мучить, терзать, тревожить; быть раздраженным или огорченным чем-л., быть без ума от женщин; в отчаянии, показать кому-л., где раки зимуют (точнее сделать так, чтобы у кого-либо заскребло на сердце).

Огненные (серафимы) змеи терзали, мучили, приводили в отчаяние израильтян.

И вот тут с Л.Толстым о смене гнева на стыд можно согласиться.

Есть такое выражение – « гореть от стыда»: испытывать сильное чувство стыда, стыдиться. Может быть аналогично?

Сгорел граф Нулин от стыда, обиду проглотив такую. (А. Пушкин.)
-Он понимал, что еще секунда – и все расхохочутся, и он уйдет, сгорая от стыда. (Н. Телешов.)
-Как видите, я не сгораю от стыда за свою отсталость. (Д. Гранин.)

"Со стыда сгорел"- подразумевается наличие совести у человека, который в чем-то уличен.

"Терпеть упреки совести означает: стыдиться, сознавать свою вину, свой грех и каяться в самом себе, сожалеть и досадовать на себя" (В. Даль).

На Руси говорили:
-После дождя солнце жжет, после лжи - стыд;
-Стыдливый покраснеет, а бесстыдный побелеет;
-В ком стыд, в том и совесть;
-В ком есть Бог, в том есть и стыд;
-Убей Бог стыд, все пойдет нипочем;
-Стыд та же смерть;
-Людской стыд - смех, а свой стыд - смерть.

Есть биологические проявления чувства стыда (лицо краснеет, горит, глаза опущены и т.д.). А есть и психологические «сопроводители»: стыд как бы парализует человека («от стыда не мог пошевелиться»), вызывает невозможность говорить, выразить словами своё состояние. Также «сбивается» способность мыслить и действовать как обычно.

В.С. Соловьев(«Оправдание добра») назвал стыд охранительным чувством или стражем целостности(совершенства), заложенной в человеке Богом как норма жизни, и которое должно осуществляться в течении жизни: « разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас»(1Кор.3:16). Наша духовная природа(огненный серафим) пытается растопить холод сердца чувством стыда, то есть сильного смущения от осознания своей "неправости", "плохости", вследствие отклонения к плотскому, животному.

Но стыд не только сигнализирует об отклонении, но и заставляет исправить свой грех.

«Наблюдай время и храни себя от зла – и не постыдишься за душу твою: есть стыд, ведущий ко греху, и есть стыд - слава и благодать. Не будь лицеприятен против души твоей и не стыдись ко вреду твоему» (Сир. 4: 23-26).

Согрешившие Адам и Ева неверно отозвались на проявление стыда в своей душе, когда «скрылись». Но не так молодое поколение израильтян. И в отличие от отцов, они осознали свой грех, повинились и обратились к Моисею:

« И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей Господу о народе(Чис.21:7)

И хотя проблема была духовной, были вероятно и реальные змеи, которые жалили, у людей начинался жар, и они умирали.

Моисей помолился Богу, но Бог не удалил змей, а указал способ, благодаря которому можно выйти из порочного круга, по которому ходили уже сорок лет.

« И сказал Господь Моисею: сделай себе медного змея(в других переводах – сарафа) и выставь его на знамя, и если ужалит змей какого либо человека, ужаленный, взглянув на него, останется жив.
И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив»(Чис.21:8,9)

Бог повелел Моисею сделать змея и выставить его высоко пред станом, чтобы люди, ужаленные змеями могли из любой точки стана посмотреть на змея и исцелиться.

Почему змей?

История взаимоотношений человека со змеем очень древняя.

В Быт.3:1 змей назван хитрым, хитрее всех зверей полевых. По словарю старославянских слов: хитрость - мудрость, искусность.

Ныне же можно сказать, что хитрость – ум глупости.

«Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа»(Прит.19:3)

Кто прельстил Еву?
- «подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?»(Быт.3:1)

«боюсь, чтобы как змей хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе»(2Кор.11:3)

С кем вел диалог Иисус Христос в пустыне?
-«если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами»(Мат.4:3)

Почему фарисеи надумали креститься?
- «…кто внушил вам бежать от будущего гнева?»(Мат.3:7)

Начнем с начала…

« Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым…»(Быт.2:19,20)

Каким образом Адам составил столь уникальную классификацию живых существ? Названия животных взяты не наоб_ум.

Известно, что человек является образом Божьим на земле, а Природа является образом человека. Поэтому она и подверглась проклятию за человека. Человек как бы вобрал и обобщил в себе весь тварный мир, венцом которого стал. И Адам просто называл животных исходя из отражения в своей душе тех черт или свойств, на которые указывали животные, над которыми надо владычествовать(Быт.1:26)

«Ползающие и пресмыкающиеся животные оскверняют душу - ;;; ‹не;феш›. Дурные мысли и чувства, подобно нечистым животным, могут поселяться в душе, порабощая ее. Такой взгляд получил отражение в старинных русских народных картинках, на которых изображено сердце грешника с живущими в нем животными: злобой - в виде змеи, коварством - в виде лисицы, ленью - в виде свиньи, и т. п.» Д.Щедровицкий

Сердце, душа…там живут «животные» страсти, а их «отображения» были приведены к человеку для наименования. Чтобы они не вырывались наружу, не кусались, не жалили, не бодались, над ними надо владычествовать. Но горе, прежде всего, от неконтролируемых страстей самому человеку.

Так вот, одна из таких «страстей», не так, пока еще это только помысел …и этот помысел «сидел на дереве» в виде прекрасного, восхитительного говорящего змея…

Что такое помысел?

П’ОМЫСЕЛ, - мысль, намерение, замысел

Этимология
Образовано из по- + мысль, далее от др.-русск. мысль ж. (ср. укр. мисль), далее от праслав. *?, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. мысль ж. (др.-греч. ;;;;;;;, ;;;;;;;;), болг. ми;съл, сербохорв. ми;сао (род. п. ми;сли), словенск. m;s;l (род. п. m;sli), чешск. mysl, словацк. mysel, польск. my;l, в.-луж., н.-луж. mуs;. Встречается в им. собств. (др.-русск. Перемыслъ, Осмомыслъ, Добромыслъ). Родственно лит. maud;i;, maud;ia;, ma;sti «тосковать (по), страстно желать», ;pmaudas «досада», готск. gamaudjan «напоминать», ufarmaudei ж. «забвение», др.-греч. ;;;;; м. «речь», др.-греч. ;;;;;;;; «говорю, беседую, обдумываю», ср.-ирл. sm;ainim «думаю» (*smoudni;), нов.-перс. m;уе «жалоба» (у из d), must - то же. Использованы данные словаря М. Фасмера;

Откуда в Эдеме дерево познания добра и зла? Откуда в Эдеме опасный помысел? Они были не в Эдеме, а в уме*.
Чем занималась Ева(душа)? Думала, рассуждала, беседовала с умом. Ныне, в психологии, это называется вести «внутренний диалог». Возможно, тогда этот диалог был еще не совсем внутренним. И ум* принял, вкусил, проглотил этот опасный помысел.

*- Ум - это «компьютер», создающий и приводящий в движение мысли, которые формируют восприятие внешнего мира. Он имеет очень сложное устройство, по некоторым теориям в нем насчитывают 3 уровня, по другим -81 грань. Говоря ум, зачастую подразумевается лишь верхушка того айсберга, которым он является. Вероятно, что змей был проекцией некоторых граней ума.

«Обретены слова Твои, и я съел их;»(Иер.15:16)

Если можно съесть Божьи слова, то так же можно съесть и иные слова и идеи.

Человек есть то, что он ест. И это справедливо как в отношении материальной пищи, так и духовной.

По словам афонского старца Иосифа Исихаста, ум есть эконом нашей души, он дает душе пищу - ту пищу, которую выбирает и которой сам питается. Если эта пища истинная и здоровая, то и душа будет здоровая. Если же она нездоровая, то и душа будет болеть, будет осквернена и отравлена.

«каковы мысли в душе его, таков и он»(Прит.23:27)

«Боюсь же не как-либо, как змей обманул Еву в коварстве его, (чтобы) были испорчены мысли ваши от простоты и чистоты в Христе»(2Кор.11:3, подстрочный перевод)

Вот такие «яблоки» и «груши»…

Был хитрее всех зверей полевых, стал проклят “паче всех… зверей полевых” (Быт 3,14; см. церковнославянский).

Ум Адама и Евы испортился. Это видно из того, какой бред они потом выдали, на уровне нынешнего детского сада(Быт.3:10-13)

И мы продолжаем вкушать плоды своих помыслов:

«За то и будут они … насыщаться от помыслов их»(Прит.1:31)

Психология, восточная философия предлагают способы остановки внутреннего диалога. Тем же заняты и Божьи люди – победа над страстями, недопущение помыслов посредством непрестанной молитвы, хранение ума постоянным памятованием Бога.

«Что случается с рыбой, вынутой из воды, то бывает с умом, оставившим памятование Бога и блуждающим в воспоминаниях мира сего» прп. Исаак Сириянин

Преодолевать обычный ход мыслей - для человека настолько трудное дело, что старец Оптинский Варсонофий говорит, что «борьбу с помыслами Господь принимает за мученичество».

Знакомая моей подруги, схимонахиня, сказала: «думку бесы думают, а нам надо смиряться, т.е. принимать ситуации такими, какие они есть, не мудрствуя».

Подругу в монастыре проинструктировали: «твоя постоянная работа – это молитва, а то, что тебе будут поручать делать, неважно что, это – послушание».

«И Господь сказал Моше: сделай себе** сарафа*** и возложи его на шест; и будет, всякий ужаленный, если взглянет на него, то останется жив. И сделал Моше змея медного, и возложил его на шест, и было, если змей жалил человека, то, взглянув на медного змея, тот оставался жив»(Чис.21:8,9)

Себе
Варианты перевода:
4572, ;;;;;;;
тебя самого, себя, ты сам

** - Есть разница, сделать себе или сделать себя, не так ли? Моисея не жалили змеи, и вероятно он знал почему, и знал как нейтрализовать их яд при необходимости. Моисей имел образец, с него он и сделал символ.

Змей, стихи 6,7,9
Варианты перевода:
3789, ;;;;
змея (симв. мудрость, хитрость), змей (сатана); LXX: 05175 (;;;;;;;).

Сараф, стихи 6,8
Номер Стронга: 8314
;;;;;
1. Серафим (шестикрылый ангел);
2. змей.

Медь
Номер Стронга: 5178
;;;;;;
медь (медные деньги, оковы, цепи и т.д.)

«..»*** - В Танахе сказано, что Бог повелел Моисею сделать сарафа (серафима)(8ст) как знамение, хотя это слово может быть переведено и как серафим, и как змей... Моисей сделал медного змея(9ст.).

Почему медный?
Медь символизирует оковы, цепи… сковывающий грех. Во дворе святилища утварь была медной, как и жертвенник. Т.е. медное представляет несовершенство, которое еще предстояло довести до совершенства. А в святилище предметы уже золотые…

Плотской ум тоже является оковами для души(внутреннего огненного серафима), потому что привязан к земле(праху) и создает шаблоны, стереотипы, логические цепи, и водит человека по пути наименьшего сопротивления, т.е.практически постоянно одной и той же дорогой. С умом надо что-то делать… Освободить!

« И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив»(Чис.21:9)

Думаю, самое интересное – «выстави на знамя» !

Знамя
4592
shmeion
знамение, знак, признак;
син. 1411 (dunamiw), 5059 (teraw).

Варианты Синодального перевода:
знамения (23)
знамение (12)
знамений (6)
чудо (6)
знамениями (5)
чудес (5)
чудеса (5)
признак (3)
знак (3)
знамением (2)
предмет (1)
чудесам (1)
чуда (1)
Признаки (1)
знаком (1)
чудесами (1)

Варианты перевода короля Иакова: miracles (10), miracle (6) – чудеса, чудо.

Почему выбрано слово «знамя»? В некоторых других переводах «шест»?

Попробуем представить как могло быть дело… Если бы Моисей выставил змея на шест, знамя, крест, среди стана, а стан насчитывал свыше миллиона человек, то представляются неудобства и напрашиваются вопросы… Какой высоты должен быть шест, чтобы это знамя мог увидеть ужаленный из любой точки стана, даже лежа? Из какого материала? Вряд ли можно представить подходящее по высоте дерево, да еще в пустыне. Если же такое бы нашлось, то какой толщины оно бы было? Сколько человек его бы держало? И в установки змея на шест нет ничего необычного.

Тогда остается слово «знамение». Знамение всегда связано с необычным, нереальным, и в Библии употребляется в сочетании с чудесами. Например, знамениями названы в Библии знак сделанный Каину, радуга после потопа, чудеса Моисея перед фараоном и пр.

В еврейских источниках нашла: «Действительно, не так просто представить, как Моше установил медного змея. Хотя в Торе сказано просто (Бемидбар 21, 9): «И сделал Моше медного змея, и поместил его на шесте (нэс)» - так, чтобы тот находился достаточно высоко и был виден с разных концов стана. Однако Мидраш (Бемидбар Рабба 19, 23) говорит о другом значении слова нэс - не «шест», а «чудо». Там сказано: «Подбросил его в воздух, и он там остановился - чудом!».

У меня нет сомнения, что сделанный Моисеем змей был невероятным образом, вопреки законам физики и динамики, вознесен в небо. В таком случае отпадают проблемы с шестом.

Иисус в беседе с Никодимом сказал: «истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия»(Иоанн.3:3)
Никодим сказал Ему в ответ: «как может человек родиться, будучи стар»(Иоанн.3:4)

Иисус объяснил: « И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,
дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»(Иоанн.3:14,15)

Факт употребления одинаковых понятий для описания вознесения змея и вознесения Сына Человеческого может говорить об общем смысле этих моментов.

Вознес, вознесену
Варианты перевода:
5312, ;;;;
поднимать, возносить, возвышать, превозносить.

Словарное определение:
;;;;
1) поднимать;
2) воздвигать;
3) возносить,;
4) превозносить.

Никодим очень удивился услышав от Иисуса о втором рождении. Он знает только одно рождение. Но Спаситель говорил ему не про обычное, телесное рождение, а про духовное, на высоте, то есть, - человеку необходимо измениться, сделаться совершенно иным по своей душе. Это изменение в духе и называется рождением свыше, воскресением, вознесением. Оно начинается с освобождения ума от проклятия. И это может случиться и в старости, у кого как получится.

«…но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что (есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная»(Рим.12:2)

«обновиться духом ума вашего»(Еф.4:23)

Избавление от греха в преобразовании ума, змея хитрого ползучего, в серафима.
Моисей сделал символ свободного, возрожденного ума. Это правильный смиренный образ мыслей человека о себе самом и об окружающем мире, внушаемый Божественной Истиной(смиренномудрие).
В этом и состояло знамение, знак, который должны были понять израильтяне, взглянув на змея.

Поместив ум в душу(сердце), а душа, Хава, воздушна, и ум может преобразиться, взлететь от плотского к духовному, от праха к небу, стать инструментом души в достижении предназначения человека. А то, что змей медный, но летающий, и указывает, как кажется, на его полное изменение по природе.

Прп. Никифор пишет:
«Когда ум соединится с сердцем, то исполняется неизреченной сладости и веселия. Тогда видится ему, как воистину Царство Небесное внутри нас есть».

Так говорила мудрая старица Ардалиона (из Усть-Медведицкого монастыря): «Ум, умерший своему мудрованию, становится проводником тайн Божиих, ему открывается ведение судов Божиих и Его всесвятой воли».

Но как смотреть?

Взглянув
1914
epiblepv
смотреть (пристально), взглянуть, призирать.

1) видеть, созерцать;
2) смотреть, глядеть
3) высматривать, искать:;
4) видеть, познавать, испытывать
5) воображать, представлять
6) med. виднеться, появляться;
7) med. казаться, представляться
8) med. делать вид, притворяться:;
9) med. уподобляться, быть похожим
10) pf. = praes. быть осведомленным, (по) знать
11) pf. = praes. быть сведущим, уметь, мочь
12) (о чувстве благодарности и т. п.) чувствовать, испытывать.

Укушенный израильтянин не просто смотрел на змея, но познавал, представлял, уподоблялся, становился похожим. Значение символа было понятно. Антидот против змеиного(древнего) яда принят. Ум начал исцеляться, результатом чего стала победа над царями Сигоном и Огом.

"Взглянуть" на медного змея - то же, что "поверить" в Иисуса Христа, означает обрести "...ум Христов"(1Кор.2:16).

Фото из интернета: воздушный змей.

Спрашивает Razak
Отвечает Виктор Белоусов, 04.11.2007


Мир вам, Разак!

Библия описывает это событие в .

Чтобы ответить на ваш вопрос необходимо предварительно понять почему Господь наслал змей прежде. Змея - символ смерти. При этом - не обычной смерти от растерзания хищным животным, а от ядовитого укуса. Сам по себе укус как бы малозначителен, но яд - смертелен. Это метафора смерти от греха - человек на первый взгляд не видит обмана, он грешит и такому человеку не становитсясразу плохо... но затем - смерть и погибель. Ропот казался бы безвредным, но он разлагал общество, пытаясь разрушить веру во всемогущество Бога.

Люди не понимали - находится в пустыне без веры в Бога - это верная погибель (нет воды, еды, окружают мночисленные воинственные народы). Это был духовный образ.

А медный змей имел отличительные черты:
1) он не живой, это символ указывающий на пророчество,
2) он на шесте вверху, а не на земле,
3) на него нужно ТОЛЬКО смотреть, а не прикасаться, целовать и т.д. - вера.

Потому он и указывал на Христа - "И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную."

Надеюсь, что этот ответ пролил некоторую ясность, хотя наверняка этот символ змея в пустыне имеет более широкое значение.

Благословений,
Виктор

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

Христос только что сказал Никодиму о Своем вечном существовании по Божеству Своему и о Своем воплощении. Теперь Он сообщает ему другую великую тайну - тайну спасения всех людей Своею крестною смертью и последующим затем прославлением Своим. Раскрывает Христос это учение посредством сравнения вознесенного Моисеем на древко медного змия с Самим Собою. Там, в пустыне, Моисей выставил на вид всего израильского лагеря медное изображение змия для того, чтобы каждый ужаленный змеей еврей мог обратить свой взор к этому изображению и с верой во Всевышнего ожидать исцеления. Христос также будет вознесен сначала на крест, а потом на небо (выражение ύψωθηναι = вознестись - имеет здесь двойственный смысл [1 ], чтобы каждый, кто верует, имел в Нем жизнь вечную Но, при сходстве, между медным змием и Христом существует важное различие. Во-первых, спасительное действие первого простиралось только на один народ, а спасительное действие Второго будет простираться на человечество вообще: всякий может спастись благодаря Христу. Во-вторых, змий давал спасение только от временной смерти и то только в одном случае, а Христос даруетвечную жизнь, т.е. верующий во Христа войдет в Царство Божие. Заметить нужно, что все Отцы и Учители Церкви на основании этих слов Христа рассматривают медного змия как прообраз Мессии, и такое воззрение имеет за себя вполне достаточные основания (Цан слишком суживает значение указания Христа на медного змия, находя здесь "только сравнение" с. 200).

1. "Вера, которая спасает, не есть ли вера в Христа, прославленного после того и по причине того, что Он был распят?" (Луази с. 323). ^

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Причина, по которой Единородный Сын Божий (см. 1:14,18), должен быть вознесен - сначала на позорное орудие казни, а потом на славный престол небесный - заключается в том, что Бог до чрезвычайности любит людей.

Возлюбил . Евангелист говорит о любви Божией как факте, известном уже из истории (в греч. тексте поэтому здесь глагол поставлен в форме аориста), потому что пришествие Сына Божия на землю для спасения людей было в то время фактом уже совершившимся.

Мир . Под "миром" здесь Христос разумеет не природу вообще, а сознательных и ответственных за свои поступки существ, населяющих землю, т.е. все человечество в состоянии падения (ср. ст. 17).

Отдал . Как можно заключать на основании сказанного в 14-15 ст., здесь Христос имел в виду предание Богом Сына на страдания и смерть (ср. Рим. 8:32) [1 ].

1. Цан и некоторые другие экзегеты видят здесь указание только на посольство Христа в мире, но после того, что сказал Христос о Своем вознесении на крест (ст. 14. 15); такая мысль была бы некоторым ослаблением содержащейся выше. ^

Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

Христос дважды упомянул, что Он пришел даровать людям жизнь вечную или, что то же, спасение. Такое заявление могло показаться Никодиму несколько несогласным с недавним выступлением Христа во храме, где Он явился обличителем и судьей над осквернителями храма. Притом тогдашнее иудейство вообще ожидало увидеть в Мессии Судью и притом Судью, главным образом, над миром языческим, который доселе угнетал избранную иудейскую нацию. Поэтому Христос и говорит, что самое существенное в Его призвании как Мессии есть именно спасение мира, а не производство суда над миром (этим, конечно, не исключается тот будущий суд, который Христос со временем будет совершать над всею вселенною. См. Ин. 5:27-29 [1 ]).

1. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения. ^


Похожая информация:

  1. Cлово 20. О бдении телесном: как мы чрез него достигаем духовного, и как должно оное проходить
  2. Итак., братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками. Только все должно быть благопристойно и чинно" (14:39-40)

Новое на сайте

>

Самое популярное